⏳ 2024.11.14 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 21я по Пятидесятнице (глас 3й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
14 ноября (1 ноября)
• свв. Космы́ и Дамиа́на Асийских, прп. Феодо́тии (III)
• мцц. Кирие́ны и Иулиа́нии (305–311)
• сщмчч. Иоанна и Иакова Ревнителя (ок. 345)
• мч. Ермининге́льда Готфского (586)
• мчч. Кеса́рия, Да́сия и др. пяти (VII)
• сщмчч. Александра (Смирнова), Феодора (Ремизова) (1918)
• сщмчч. Александра (Шалая), Димитрия (Овечкина), мц. Елисаветы (Самовской) (1937)
• мч. Петра (Игнатова) (1941)


☦️
Бессребреники и чудотворцы Косма́ и Дамиа́н Асийские, и мать их Феодо́тия.
Свя­тые бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли род­ные бра­тья. Оте­че­ство их – Асия. Так в древ­ние вре­ме­на на­зы­ва­лась часть Ма­лой Азии. Ни вре­мя их рож­де­ния, ни вре­мя смер­ти неиз­вест­но. Несо­мнен­но толь­ко то, что они жи­ли не позд­нее IV ве­ка. Так нуж­но ду­мать, во-пер­вых, по­то­му, что в пер­вой по­ло­вине V ве­ка, при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии млад­шем, устро­я­ли во имя их свя­тые хра­мы, во-вто­рых, по­то­му, что коп­ты, от­де­лив­ши­е­ся от пра­во­сла­вия со вре­мен Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра (431 г.), при­зна­ют их в ли­ке свя­тых, то­гда как жив­ших по­сле се­го вре­ме­ни свя­тых они не при­ни­ма­ют.
Отец их был грек и языч­ник, мать – хри­сти­ан­ка, по име­ни Фе­о­до­тия. В ран­них ле­тах они ли­ши­лись сво­е­го ро­ди­те­ля, но это по­слу­жи­ло к их сча­стию. Мать мог­ла сво­бод­нее за­нять­ся вос­пи­та­ни­ем де­тей. Ре­шив­шись на всю жизнь остать­ся вдо­вою, она рев­ност­но ис­пол­ня­ла за­кон хри­сти­ан­ский; от­ка­зав­шись от всех ра­до­стей жиз­ни, она о том толь­ко за­бо­ти­лась, чтобы уго­дить Гос­по­ду. Сло­вом, бы­ла ис­тин­ною вдо­ви­цею, ка­ких вос­хва­ля­ет апо­стол Па­вел: ис­тин­ная вдо­ви­ца и уеди­не­на, упо­ва­ет на Бо­га и пре­бы­ва­ет в мо­лит­вах и мо­ле­ни­их день и нощь (1Тим.5:5).
По­это­му Свя­тая Цер­ковь при­чла ее к ли­ку свя­тых, на­име­но­ва­ла пре­по­доб­ною и тво­рит па­мять ее вме­сте с ее ча­да­ми. Мож­но по­нять, ка­кое вос­пи­та­ние по­лу­чи­ли де­ти под ру­ко­вод­ством та­кой ма­те­ри. С са­мо­го мла­ден­че­ства она ста­ра­лась вну­шить им страх Бо­жий и лю­бовь к доб­ро­де­те­ли. А как ско­ро де­ти ста­ли при­хо­дить в воз­раст, она от­да­ла их в на­уче­ние гра­мо­те к неко­е­му бо­го­бо­яз­нен­но­му му­жу. Здесь, ко­неч­но, глав­ной на­у­кой бы­ло Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, но в то же вре­мя они, дви­жи­мые лю­бо­вью к страж­ду­ще­му че­ло­ве­че­ству, изу­ча­ли вра­чеб­ную на­у­ку, узна­ва­ли це­ли­тель­ные свой­ства трав и рас­те­ний.
Гос­подь бла­го­сло­вил бла­гое их на­ме­ре­ние и да­ро­вал им осо­бен­ную бла­го­дать – дар ис­це­ле­ний и чу­до­тво­ре­ний. Бо­лез­ни пре­кра­ща­лись, как ско­ро на­чи­на­ли ле­чить Кос­ма и Да­ми­ан. Это, ра­зу­ме­ет­ся, при­вле­ка­ло к ним мно­же­ство бо­ля­щих вся­ко­го ро­да.
Сле­пые, хро­мые, рас­слаб­лен­ные, бес­но­ва­тые окру­жа­ли чу­до­твор­цев. Но свя­тые этим не отя­го­ща­лись. Ма­ло то­го, чтобы быть до­ступ­нее для бо­ля­щих, они са­ми ис­ка­ли их и для се­го пе­ре­хо­ди­ли из го­ро­да в го­род, из ве­си в весь, и всем боль­ным, без раз­ли­чия по­ла и воз­рас­та, зва­ния и со­сто­я­ния, по­да­ва­ли ис­це­ле­ние.
И это де­ла­ли они не для то­го, чтобы обо­га­тить­ся или про­сла­вить­ся, но с са­мою чи­стою, вы­со­кою це­лью – слу­жить страж­ду­щим ра­ди Бо­га, лю­бовь к Бо­гу вы­ра­зить в люб­ви к ближ­ним. По­это­му они ни от ко­го ни­ко­гда не при­ни­ма­ли ни­ка­кой на­гра­ды за свои тру­ды, ни­ка­ких да­же зна­ков бла­го­дар­но­сти за соб­ствен­ные бла­го­де­я­ния. Они твер­до зна­ли и вер­но со­хра­ни­ли за­по­ведь Спа­си­те­ля: бо­ля­щия ис­це­ляй­те, про­ка­жен­ныя очи­щай­те, мерт­выя вос­кре­шай­те, бе­сы из­го­няй­те: туне при­я­сте, туне да­ди­те (даром получили, даром давайте) (Мф.10:8).
Да­ром по­лу­чи­ли они бла­го­дать от Бо­га, да­ром и раз­да­ва­ли ее. Об од­ном толь­ко про­си­ли они ис­це­лен­ных ими: чтобы те твер­до ве­ро­ва­ли во Хри­ста, свя­то жи­ли во Хри­сте; ес­ли же вра­чу­е­мые еще не бы­ли про­све­ще­ны све­том Еван­ге­лия, то ста­ра­лись об­ра­тить их к хри­сти­ан­ской ве­ре. Та­ким об­ра­зом, вра­чуя те­лес­ные неду­ги, они в то же вре­мя вра­че­ва­ли и неду­ги ду­шев­ные.
За это бес­ко­рыст­ное слу­же­ние страж­ду­ще­му че­ло­ве­че­ству, за эти чу­дес­ные ис­це­ле­ния бо­лез­ней неис­цель­ных Свя­тая Цер­ковь ве­ли­ча­ет их бес­среб­ре­ни­ка­ми и чу­до­твор­ца­ми.
Но не на лю­дей толь­ко про­сти­ра­лась вра­чеб­ная си­ла свя­тых вра­чей. Они не за­бы­ва­ли и бес­сло­вес­ных жи­вот­ных. Пра­вед­ник ми­лу­ет ду­ши ско­тов, го­во­рит сло­во Бо­жие (Притч.12:10). Вер­ные сей за­по­ве­ди, они хо­ди­ли по до­мам, пу­сты­ням и ле­сам, са­ми отыс­ки­ва­ли бо­ля­щих жи­вот­ных и по­да­ва­ли им ис­це­ле­ние. Бла­го­дар­ные жи­вот­ные чув­ство­ва­ли их бла­го­де­я­ния, зна­ли сво­их бла­го­да­те­лей и, как ско­ро сии по­ка­зы­ва­лись в пу­сты­нях, хо­ди­ли вслед за ни­ми це­лы­ми ста­да­ми.
Од­на­жды слу­чи­лось им зай­ти в од­но пу­стын­ное ме­сто. Здесь они на­шли ед­ва жи­во­го вер­блю­да. Сю­да за­гнал и здесь раз­бил его диа­вол; свя­тые сжа­ли­лись над жи­вот­ным, ис­це­ли­ли его и от­пу­сти­ли здо­ро­вым в свое ме­сто. По­сле, как уви­дим, жи­вот­ное не оста­лось небла­го­дар­ным к ним.
В та­ких де­лах ми­ло­сер­дия про­шла вся жизнь свя­тых бес­среб­ре­ни­ков. Бра­тья ни­ко­гда не рас­ста­ва­лись друг с дру­гом, вме­сте мо­ли­лись, вме­сте хо­ди­ли, вме­сте вра­че­ва­ли. И это они де­ла­ли не без це­ли. Дав обет ни­ко­гда ни от ко­го ни­че­го не брать, они опа­са­лись, чтобы кто-ни­будь тай­но друг от дру­га не взял от ис­це­лен­ных ка­ких-ли­бо да­ров. Всю свою жизнь хра­ни­ли они обет свой, и толь­ко под ко­нец ее од­но­му из них Гос­подь по­пустил на­ру­шить его.
В те вре­ме­на бы­ла неко­то­рая же­на, име­нем Пал­ла­дия. Несколь­ко лет стра­дая тяж­кою бо­лез­нию, не по­лу­чая об­лег­че­ния ни от ка­ких вра­чей, чув­ствуя уже при­бли­же­ние смер­ти, она вдруг услы­ха­ла о свя­тых вра­чах, ко­то­рые ис­це­ля­ют вся­кие бо­лез­ни. С ве­рою в чу­до­дей­ствен­ную их си­лу она по­сла­ла про­сить их к се­бе. Свя­тые ис­пол­ни­ли ее прось­бу, и, как толь­ко во­шли в дом ее, боль­ная по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние и вста­ла со­вер­шен­но здо­ро­вою. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние она го­то­ва бы­ла от­дать им все свое име­ние, пред­ла­га­ла бо­га­тые по­дар­ки, но свя­тые ни­че­го не при­ни­ма­ли.
То­гда она при­ду­ма­ла сред­ство хо­тя бы од­но­го из них упро­сить при­нять от нее ни­чтож­ный дар. Взяв три яй­ца, она тай­но при­шла к свя­то­му Да­ми­а­ну и за­кли­на­ла его име­нем Бо­жи­им взять от нее эти три яй­ца во имя Свя­той Тро­и­цы. Да­ми­ан дол­го от­ка­зы­вал­ся, но ра­ди клят­вы же­ны, ра­ди име­ни Бо­жия, усту­пил ее прось­бе.
Кос­ма об этом узнал, весь­ма огор­чил­ся и то­гда же сде­лал за­ве­ща­ние, чтобы по пре­став­ле­нии их не по­ла­га­ли вме­сте с ним те­ло Да­ми­а­на, как на­ру­шив­ше­го обет Гос­по­ду, взяв­ше­го мзду за ис­це­ле­ние. В ту же ночь явил­ся Гос­подь Кос­ме и ска­зал: «Для че­го ты скор­бишь ра­ди взя­тых трех яиц? Они взя­ты не ра­ди мзды, но ра­ди клят­вы же­ны в Мое имя…» Кос­ма уте­шил­ся, но ни­ко­му не ска­зал о сво­ем ви­де­нии. Со­тво­рив по­сле се­го еще мно­го зна­ме­ний и чу­дес, с ми­ром по­чил свя­той Кос­ма.
Чрез несколь­ко вре­ме­ни по­сле его кон­чи­ны по­чил с ми­ром и свя­той Да­ми­ан. Лю­ди, чтив­шие их па­мять, окру­жи­ли те­ло Да­ми­а­на и недо­уме­ва­ли, где по­ло­жить его. За­ве­ща­ние Кос­мы бы­ло у всех в све­жей па­мя­ти, на­ру­шить его стра­ши­лись.
И вот, ко­гда они в недо­уме­нии сто­я­ли при свя­том те­ле, вне­зап­но по­до­шел к ним вер­блюд. Лю­ди мол­ча­ли, за­го­во­рил вер­блюд. «Че­ло­ве­цы Бо­жии, – так на­чал речь бес­сло­вес­ный, – мно­го на­сла­див­ши­е­ся зна­ме­ний и чу­дес от свя­тых Кос­мы и Да­ми­а­на, и не толь­ко вы, но и мы, жи­вот­ные, дан­ные вам на служ­бу Бо­гом. Как слу­га я при­шел к вам по­ве­дать тай­ну Кос­мы, чтобы не раз­лу­чать их друг от дру­га, но вме­сте по­ло­жить их».
Вер­блюд этот был тот са­мый, ко­то­рый неко­гда был ис­це­лен свя­ты­ми. Лю­ди, окру­жив­шие те­ло свя­то­го, воз­бла­го­да­ри­ли Гос­по­да, так чу­дес­но от­крыв­ше­го тай­ну Свою, и, по­ло­жив свя­тые мо­щи бес­среб­ре­ни­ков в од­ну ра­ку, по­греб­ли их на ме­сте, на­зы­ва­е­мом Фе­ре­ман (ныне не су­ще­ству­ет, раз­ру­шен тур­ка­ми). Су­дя по опи­са­ни­ям под­лин­ни­ков, они скон­ча­лись в сред­них ле­тах.
Вско­ре на ме­сте их по­гре­бе­ния устро­е­на бы­ла цер­ковь чуд­ная и пре­слав­ная, как го­во­рит их жиз­не­опи­са­тель. В эту цер­ковь из ближ­них и даль­них стран сте­ка­лись вся­ко­го ро­да бо­ля­щие.
Ви­дя та­кое неоскуд­ное и неи­жди­ва­е­мое бо­гат­ство свя­тых, недуж­ные по­сто­ян­но окру­жа­ли их храм. По­сле се­го мож­но су­дить, как мно­го со­вер­ше­но бы­ло чу­до­тво­ре­ний свя­ты­ми бес­среб­ре­ни­ка­ми. Неда­ром жиз­не­опи­са­тель их го­во­рит, что лег­че из­ме­рить мо­ре и пе­ре­счи­тать звез­ды, неже­ли по­ве­дать все чу­де­са свя­тых. Из мно­же­ства чу­дес он опи­сал две­на­дцать, и до­воль­но по­дроб­но. Ди­мит­рий, митр. Ро­стов­ский, в сво­их Че­тьях–ми­не­ях опи­сал толь­ко два чу­да. Мы из две­на­дца­ти крат­ко рас­ска­жем о ше­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kosma-azijskij

☦️
Мученицы Кирие́на и Иулиа́ния.
Свя­тые му­че­ни­цы Ки­ри­е­на из Тар­са и Иули­а­ния из Ро­сы за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры бы­ли схва­че­ны при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311) пра­ви­те­лем Ки­ли­кии Мар­ки­а­ном. Свя­тую Ки­ри­е­ну, об­на­жен­ную, с остри­жен­ной го­ло­вой, во­ди­ли на по­сме­я­ние во­круг Тар­са, а за­тем вме­сте со свя­тою Иули­а­ни­ей от­ве­ли в г. Ро­су, где пре­да­ли со­жже­нию.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/954

☦️
Священномученик Иоа́нн Бет-Селевкийский (Персидский), епископ.
Священномученик Иа́ков Ревнитель, Персидский, пресвитер.

Священномученики Иоанн Бет-Селевкийский (Персидский) и Иаков Ревнитель были, – первый епископом, а второй пресвитером. Они многих привели ко благочестию, за что были схвачены и преданы различным скорбям и мукам во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II (310-381). После мучения они были бы­ли каз­не­ны.

☦️
Мученик Ермининге́льд Готфский, царевич.
Свя­той му­че­ник Ер­ми­нин­гельд, ца­ре­вич Готф­ский († 586), оста­вил ари­ан­скую ересь и был об­ра­щен в пра­во­сла­вие. Отец его, царь Лу­вин­гильд, ари­а­нин, ни лас­кой, ни угро­за­ми не мог за­ста­вить сы­на вер­нуть­ся к преж­ней ве­ре и при­ка­зал каз­нить его. Твер­дость ца­ре­ви­ча в ве­ре и му­же­ство его пе­ред смер­тью за­ста­ви­ли ца­ря рас­ка­ять­ся в со­де­ян­ном. Не ре­ша­ясь сам при­нять пра­во­сла­вие, он по­ру­чил свя­то­му епи­ско­пу Ле­анд­ру об­ра­тить в ис­тин­ную ве­ру сво­е­го на­след­ни­ка Ре­хар­да. Став ца­рем, Ре­хард утвер­дил пра­во­сла­вие в сво­ей стране.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/953

☦️
Мученики Кеса́рий и Да́сий.
Свя­тые му­че­ни­ки Ке­са­рий и Да­сий бы­ли схва­че­ны за ве­ру хри­сти­ан­скую ма­го­ме­та­на­ми при взя­тии г. Да­мас­ска (VII век). Свя­тые бы­ли пре­да­ны же­сто­ким му­че­ни­ям и усе­че­ны ме­чом.
Име­на по­стра­дав­ших со свя­ты­ми Ке­са­ри­ем и Да­си­ем: Сав­ва, Са­ви­ни­ан, Агрип­па, Адри­ан и Фо­ма.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Смирнов, пресвитер.
Священномученик Фео́дор Ремизов, пресвитер.

(иной день памяти 8 октября — обретение мощей)
Отец Алек­сандр Смир­нов и отец Фе­о­дор Ре­ми­зов бы­ли свя­щен­ни­ка­ми двух, рас­по­ло­жен­ных в по­лу­вер­сте друг от дру­га церк­вей се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Эти пас­ты­ри жи­ли и слу­жи­ли ря­дом, и пре­тер­петь му­че­ни­че­скую кон­чи­ну им до­ве­лось вме­сте.

Cвя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­мье по­чет­но­го граж­да­ни­на Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1898 го­ду Алек­сандр Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Кругли­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и стал слу­жить в Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви се­ла Вы­ше­го­род. Храм на­хо­дил­ся в че­тыр­на­дца­ти вер­стах от го­ро­да Ве­реи и по­лу­вер­сте от Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви. При при­хо­де бы­ли цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла в де­ревне Па­но­во и зем­ская шко­ла в де­ревне Сот­ни­ко­во. В 1903-1904 го­дах отец Алек­сандр был за­ко­но­учи­те­лем в Сот­ни­ков­ской зем­ской шко­ле, а с 1904 го­да – за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Па­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В фев­ра­ле 1911 го­да он был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та. За про­сто­ту в об­ра­ще­нии и ми­ло­сер­дие отец Алек­сандр был лю­бим сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Ко­гда ко­му-ни­будь из них тре­бо­ва­лась по­мощь, он ока­зы­вал ее про­сто и без со­мне­ний. Неукос­ни­тель­но ис­пол­нял цер­ков­ный устав, не до­пус­кая со­кра­ще­ний или от­ступ­ле­ний в служ­бах, за что поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рых мно­го то­гда жи­ло в этом уез­де. Был на­де­лен от Бо­га кра­си­вым и силь­ным го­ло­сом, так что свя­щен­но­на­ча­лие не раз хо­те­ло пе­ре­ве­сти его в Моск­ву в один из со­бор­ных хра­мов.
В 1918 го­ду со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства. Де­крет за­пре­щал лю­бую фор­му про­по­ве­ди, что под­ра­зу­ме­ва­ло и но­ше­ние свя­щен­ни­ком ря­сы вне хра­ма. Кое-где угро­за­ми при­нуж­да­ли свя­щен­ни­ков из­ме­нить свой об­лик и, бы­ва­ло, за непод­чи­не­ние уби­ва­ли. Мест­ные вла­сти по­тре­бо­ва­ли и от от­ца Алек­сандра, чтобы он пе­ре­стал хо­дить по се­лу в ря­се и остриг во­ло­сы. По­сле со­ве­та со сво­им стар­цем-свя­щен­ни­ком отец Алек­сандр ска­зал, что ни­ко­гда не под­чи­нит­ся без­за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию и не от­ка­жет­ся от об­ли­ка пра­во­слав­но­го пас­ты­ря.

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ре­ми­зо­ва. Он был ру­ко­по­ло­жен и слу­жил в де­ре­вян­ной Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви, ку­да он при­шел на ме­сто сво­е­го бра­та. В хра­ме бы­ло два пре­сто­ла: один во имя По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой – во имя бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на. 14 но­яб­ря 1918 го­да в се­ле от­ме­чал­ся пре­столь­ный празд­ник – па­мять бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на, на ко­то­рый съе­ха­лось ду­хо­вен­ство и ми­ряне со всей окру­ги. По­сле ли­тур­гии, мо­леб­на и об­щей тра­пезы свя­щен­ни­ки разъ­е­ха­лись по при­хо­дам.
В тот же день, бли­же к ве­че­ру, в рас­по­ло­жен­ную ря­дом с Вы­ше­го­ро­дом де­рев­ню въе­хал во­ору­жен­ный от­ряд ла­ты­шей, при­е­хав­ших мстить за уби­то­го в этом рай­оне ми­ли­ци­о­не­ра. Пять­де­сят всад­ни­ков на­ме­ре­ва­лись же­сто­ко­стью каз­ней устра­шить кре­стьян. Од­на­ко не толь­ко кре­стьян они со­би­ра­лись каз­нить, но и всех свя­щен­ни­ков, ко­то­рых удаст­ся за­хва­тить. Каз­ни на­ча­лись сра­зу же. По пу­ти по­встре­чал­ся цер­ков­ный сто­рож – он был за­руб­лен. Кре­стьяне, за­по­до­зрен­ные в убий­стве ми­ли­ци­о­не­ра, бы­ли без вся­ко­го су­да каз­не­ны. По­сле это­го на­шли и аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сандра и от­ца Фе­до­ра. Свя­щен­ни­кам объ­яви­ли, что они умрут.
– То­гда на­до по­мо­лить­ся, – ска­зал отец Алек­сандр.
– Мо­лись, – раз­ре­шил на­чаль­ник от­ря­да.
Свя­щен­ни­ки, пре­кло­нив ко­ле­на, ста­ли мо­лить­ся Бо­гу. По­лу­чив внут­рен­нее от­кро­ве­ние в мо­лит­ве отец Алек­сандр ска­зал:
– Я го­тов. Те­перь де­лай­те со мной, что хо­ти­те, но знай­те, что все вы вско­ре по­гиб­не­те.
Толь­ко лишь он это ска­зал, как па­лач взмах­нул шаш­кой. Дол­го и му­чи­тель­но уми­рал ба­тюш­ка Алек­сандр.
По­сле это­го па­ла­чи при­сту­пи­ли к от­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рый стал об­ли­чать их в же­сто­ко­сти и убий­ствах. В от­вет они на­ча­ли бить его по ли­цу, и ко­гда он упал, па­лач два­жды вы­стре­лил в него. Отец Фе­о­дор был еще жив, его не ста­ли до­би­вать: впе­чат­ле­ние от убий­ства без­вин­ных свя­щен­ни­ков бы­ло та­ко­во, что ка­ра­те­ли спе­ши­ли по­ки­нуть ско­рей ме­сто каз­ни. Отец Фе­дор про­жил еще ночь и умер на сле­ду­ю­щее утро.
Про­ро­че­ство от­ца Алек­сандра пе­ре­да­ва­лось из уст в уста. Все ис­пол­ни­лось в точ­но­сти. Через несколь­ко дней от­ряд ка­ра­те­лей был уни­что­жен под се­лом Ба­ла­ба­но­вым.
На тре­тий день со­сто­я­лось от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние свя­щен­но­му­че­ни­ков. На по­хо­ро­ны со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да. Сра­зу же по­сле убий­ства вла­сти из бо­яз­ни пе­ред на­ро­дом по­спе­ши­ли при­знать свя­щен­ни­ков неви­нов­ны­ми и при­сла­ли на по­гре­бе­ние сво­их пред­ста­ви­те­лей, ко­то­рые шли сре­ди при­хо­жан с бе­лым зна­ме­нем в знак неви­нов­но­сти му­че­ни­ков.
На де­вя­тый день по­сле кон­чи­ны отец Алек­сандр явил­ся во сне до­че­ри Елене и по­ве­лел ей со­брать остав­ши­е­ся на ме­сте уби­е­ния ко­сточ­ки го­ло­вы, ука­зав ей и са­мо ме­сто. При­мер­но через год по­сле кон­чи­ны он явил­ся сы­ну Алек­сан­дру, оде­тый в ри­зы осле­пи­тель­ной бе­лиз­ны.
Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра бы­ли об­ре­те­ны 8 ок­тяб­ря 1986 го­да и с тех пор все, при­бе­гав­шие к мо­лит­вен­ной по­мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков, по­лу­ча­ли ее от сих ско­рых хо­да­та­ев и за­ступ­ни­ков.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Шалай, пресвитер.
Алек­сандр Се­ме­но­вич Ша­лай ро­дил­ся в го­ро­де Слуц­ке в се­мье ме­ща­ни­на 20 но­яб­ря 1879 го­да. Го­то­вясь к свя­щен­ни­че­ско­му по­при­щу, он за­кан­чи­ва­ет Слуц­кое Ду­хов­ное Учи­ли­ще и Мин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, в ко­то­рой учит­ся на од­ном кур­се с бу­ду­щим свя­щен­но­му­че­ни­ком Иоан­ном (Па­ши­ным).
13 ав­гу­ста 1901 го­да Алек­сандр Се­ме­но­вич ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 15 ав­гу­ста — во свя­щен­ни­ка. Отец Алек­сандр слу­жил в церк­ви По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Остро­жан­ки Мо­зыр­ско­го уез­да, был на­сто­я­те­лем Ки­мей­ской церк­ви в Бо­ри­сов­ском уез­де, а 1 мая 1908 го­да был пе­ре­ме­щен в Дри­чин­скую цер­ковь Игу­мен­ско­го уез­да. По­след­ним ме­стом слу­же­ния свя­щен­ни­ка ста­ла Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь се­ла Блонь Пу­хо­вич­ско­го рай­о­на Мин­ской об­ла­сти, где отец Алек­сандр в 30-е го­ды был на­сто­я­те­лем.
Отец Алек­сандр был че­ло­ве­ком твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний, усерд­ным мо­лит­вен­ни­ком и за­бот­ли­вым пас­ты­рем. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ко­гда в ав­гу­сте 1935 го­да в Бло­ни за­кры­ли храм и взя­лись сни­мать с него ко­ло­ко­ла, отец Алек­сандр по­до­шел к груп­пе со­брав­ших­ся по это­му по­во­ду од­но­сель­чан и, об­ра­тив­шись к тво­рив­шим без­за­ко­ние, в серд­цах ска­зал: «За­чем вы бе­ре­тесь не за свое де­ло? Ви­ди­мо, вам де­лать нече­го, что вы пор­ти­те цер­ков­ное доб­ро!» То­гда на­шел­ся некто, за­пом­нив­ший эти сло­ва и впо­след­ствии до­нес­ший на от­ца Алек­сандра.
По­сле за­кры­тия Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви отец Алек­сандр хо­тя и не слу­жил за от­сут­стви­ем по­ме­ще­ния, но про­дол­жал со­вер­шать тре­бы, ко­гда о том его про­си­ли при­хо­жане. Во вре­мя Все­со­юз­ной пе­ре­пи­си на­се­ле­ния он ор­га­ни­зо­вал сре­ди жи­те­лей Бло­ни сбор под­пи­сей за от­кры­тие мест­но­го хра­ма.
Все это свя­щен­ни­ку вспом­ни­ли, аре­сто­вав его 6 ав­гу­ста 1937 го­да. От­ца Алек­сандра об­ви­ни­ли в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, на­прав­лен­ной на раз­ло­же­ние кол­хо­зов». Но под­лин­ная при­чи­на его аре­ста бы­ла в дру­гом — в неже­ла­нии от­речь­ся от ве­ры в Бо­га и от са­на свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Блонь­ско­го на­сто­я­те­ля до­пра­ши­ва­ли несколь­ко раз. С по­мо­щью Бо­жи­ей отец Алек­сандр на­шел си­лы не при­знать се­бя ви­нов­ным в тех неле­пых об­ви­не­ни­ях, ко­то­рые ему предъ­яв­ля­лись, и ни­ко­го не ого­во­рил.
Без су­да и след­ствия 10 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рея Алек­сандра Ша­лая при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. Все его иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли, се­мью вы­сла­ли (у от­ца Алек­сандра бы­ло чет­ве­ро де­тей – Во­ля, Алек­сандр, Ири­на и На­та­лья). Свя­щен­ник был убит 14 но­яб­ря 1937 го­да в го­ро­де Боб­руй­ске, му­че­ни­че­ски по­стра­дав за ис­по­ве­да­ние ве­ры Пра­во­слав­ной.

☦️
Священномученик Дими́трий Овечкин, пресвитер.
Священномученик Дими́трий Овечкин, пресвитер. Ро­дил­ся 25 мая 1877 го­да в де­ревне Ма­лые Под­бе­ре­зы Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на. В 1896 го­ду Дмит­рий Ки­при­а­но­вич окон­чил Ка­зан­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию и стал учи­те­лем ма­те­ма­ти­ки, пред­по­ла­гая жизнь по­свя­тить обу­че­нию кре­стьян­ских де­тей. В Ка­за­ни Дмит­рий по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной, до­че­рью бла­го­че­сти­вых ураль­ских куп­цов, Оль­гой Гри­горь­ев­ной Ки­та­е­вой, пре­по­да­вав­шей в шко­ле рус­ский язык. Несколь­ко лет они учи­тель­ство­ва­ли на Ура­ле, а за­тем пе­ре­еха­ли в го­род Осу, где жи­ли ро­ди­те­ли же­ны. Здесь Дмит­рий Ки­при­а­но­вич ре­шил стать свя­щен­ни­ком и по­сту­пил в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, по окон­ча­нии ко­то­рой был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Успен­ско­му со­бо­ру го­ро­да Оса. В 1917 го­ду на сред­ства жи­те­лей го­ро­да был вы­стро­ен Тро­иц­кий со­бор, и о. Дмит­рий стал слу­жить в нем.
Отец Дмит­рий сво­им де­тям с ма­ло­лет­ства ста­рал­ся при­вить на­вы­ки жиз­ни по еван­гель­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды дочь о. Дмит­рия на­шла око­ло до­ма мо­не­ту и ра­дост­ная при­бе­жа­ла до­мой со­об­щить об этом от­цу с ма­те­рью. Отец Дмит­рий, вы­слу­шав дочь, на­хму­рил­ся и ска­зал: «Пой­ди и по­ло­жи ее там, где на­шла, по­то­му что не ты ее по­те­ря­ла и она не твоя».
В 1922 го­ду на­ча­лось изъ­я­тие из хра­мов цер­ков­ных цен­но­стей. Отец Дмит­рий от­ка­зал­ся со­труд­ни­чать с ко­мис­си­ей по пе­ре­да­че цер­ков­ных цен­но­стей, был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му, где про­был око­ло го­да. По­сле осво­бож­де­ния в 1923 го­ду он при­сту­пил к слу­же­нию в хра­ме. В мо­роз и сту­жу, днем и но­чью хо­дил свя­щен­ник по тре­бам, ни­ко­му не от­ка­зы­вая в прось­бах. Его неод­но­крат­но вы­зы­ва­ли в Осин­ское ГПУ и пред­ла­га­ли со­труд­ни­че­ство, но он от­ка­зал­ся. В 1925 го­ду вла­сти пред­ло­жи­ли ему стать об­нов­лен­че­ским ар­хи­ере­ем, и свя­щен­ник от­ка­зал­ся. От­ца Дмит­рия с се­мьей вы­се­ли­ли из цер­ков­но­го до­ма, и им при­шлось дол­го ски­тать­ся, сни­мая квар­ти­ры.
В два­дца­тых го­дах вла­сти устра­и­ва­ли дис­пу­ты на ре­ли­ги­оз­ные те­мы и о. Дмит­рий ре­шил в них участ­во­вать. Же­на от­го­ва­ри­ва­ла его: «Дмит­рий, за­чем ты участ­ву­ешь в этих дис­пу­тах, те­бя опять по­са­дят! Что мы де­лать-то бу­дем?» Но о. Дмит­рий при­нял твер­дое ре­ше­ние от­ста­и­вать хри­сти­ан­скую ве­ру пе­ред лек­то­ра­ми-без­бож­ни­ка­ми и участ­во­вал во всех трех дис­пу­тах, про­хо­див­ших в Пер­ми. Сра­зу по­сле это­го он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния, ко­то­рое от­бы­вал на со­ля­ных шах­тах в Со­ли­кам­ске. Вер­нул­ся он из за­клю­че­ния ин­ва­ли­дом — с боль­ны­ми но­га­ми и по­вре­жден­ным по­зво­ноч­ни­ком. Вла­сти от­пра­ви­ли его на по­се­ле­ние в го­род Ку­дым­кар, ку­да к нему при­е­ха­ли же­на с сы­ном. В 1936 го­ду они все вме­сте пе­ре­еха­ли к стар­шей до­че­ри, ко­то­рая жи­ла в то вре­мя в Май­ко­пе. Оль­га Гри­горь­ев­на ску­ча­ла по ро­дине и не раз го­во­ри­ла му­жу: «Дмит­рий, по­едем уми­рать в Осу». Отец Дмит­рий неко­то­рое вре­мя ко­ле­бал­ся, но на­ко­нец осе­нью 1937 го­да со­гла­сил­ся на уго­во­ры же­ны. Это бы­ло вре­мя са­мых бес­по­щад­ных го­не­ний. По при­ез­де в го­род свя­щен­ник сра­зу же был аре­сто­ван, при­го­во­рен к рас­стре­лу и 14 но­яб­ря 1937 го­да рас­стре­лян.

☦️
Мученица Елисавета Самовская.
Ели­са­ве­та Ни­ко­ла­ев­на Са­мов­ская ро­ди­лась 14 ок­тяб­ря 1860 го­да в Ниж­нем Нов­го­ро­де. Из се­мьи бан­ков­ско­го слу­жа­ще­го. В 1877 го­ду окон­чи­ла Ма­ри­ин­ский ин­сти­тут в Москве, да­ва­ла част­ные уро­ки фран­цуз­ско­го и немец­ко­го язы­ков. По­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да жи­ла в го­ро­де Се­мё­но­ве Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, где бы­ла пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та Все­х­свят­ской церк­ви. Ели­са­ве­та про­те­сто­ва­ла про­тив за­кры­тия хра­мов, при­вле­кая к их за­щи­те мест­ное на­се­ле­ние.
2 но­яб­ря 1937 го­да в чис­ле 26 че­ло­век Ели­са­ве­та бы­ла аре­сто­ва­на «как ак­тив­ная участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-фа­шист­ской ди­вер­си­он­но-тер­ро­ри­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции», за­клю­че­на в тюрь­му в го­ро­де Горь­ком. Ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла. 6 но­яб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ре­на к рас­стре­лу. Рас­стре­ля­на 14 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­на в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Петр Игнатов.
Му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1904 го­ду в де­ревне Ан­дре­ев­ские Па­ли­ки Жизд­рин­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Иг­на­то­ва. В де­ревне он окон­чил сель­скую шко­лу и же­нил­ся на де­ви­це из той же де­рев­ни, Ана­ста­сии, ко­то­рая бы­ла круг­лой си­ро­той с один­на­дца­ти лет; ей са­мой при­хо­ди­лось за­ра­ба­ты­вать на хлеб, на­ни­ма­ясь по­ден­но на хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты; она бы­ла с дет­ства очень ре­ли­ги­оз­ной и ча­сто по­се­ща­ла храм. Ко­гда Пет­ру ис­пол­ни­лось два­дцать два го­да, он был мо­би­ли­зо­ван на сроч­ную служ­бу и на­прав­лен в вой­ска ОГПУ, где про­слу­жил три го­да ря­до­вым. В то вре­мя, по­ка он слу­жил в ар­мии, его же­на Ана­ста­сия пе­ре­еха­ла в се­ло Кун­це­во под Моск­вой и устро­и­лась ра­бо­тать на фаб­ри­ку тка­чи­хой.
По­сле де­мо­би­ли­за­ции Петр по­се­лил­ся у же­ны в Кун­це­ве. В 1933 го­ду су­пру­ги по­еха­ли на ро­ди­ну в Брян­скую об­ласть, но, про­жив здесь несколь­ко ме­ся­цев, вер­ну­лись об­рат­но в Кун­це­во, и Петр устро­ил­ся ра­бо­тать сто­ро­жем на склад Мо­слег­про­ма, и они по­се­ли­лись с же­ной в об­ще­жи­тии.
За вре­мя служ­бы Пет­ра в ар­мии Ана­ста­сия все­це­ло при­ле­пи­лась серд­цем к Бо­гу и к церк­ви, так что и об­ра­зом сво­ей жиз­ни уже ста­ла по­хо­дить на мо­на­хи­ню. Вер­нув­шись из ар­мии, Петр был весь­ма удив­лен бла­го­че­сти­ем сво­ей су­пру­ги; и ес­ли рань­ше он не смот­рел столь се­рьез­но на во­про­сы ве­ры и на то, сколь важ­но жить по за­по­ве­дям Гос­под­ним и сколь су­ще­ствен­но в этом де­ле лич­ное бла­го­че­стие, то те­перь, гля­дя на жизнь су­пру­ги, он глу­бо­ко за­ду­мал­ся над этим и по­тя­нул­ся вслед за ней в храм, к служ­бам, стал чи­тать ду­хов­ные кни­ги и в кон­це кон­цов вполне про­ник­ся со­зна­ни­ем, что пер­спек­ти­ва веч­ной жиз­ни ку­да важ­нее, чем сию­ми­нут­ная су­е­та. На­ча­ло этой веч­ной жиз­ни и пло­ды бла­го­че­стия он уже ощу­щал в сво­ей соб­ствен­ной ду­ше – что, дей­стви­тель­но, Цар­ствие Бо­жие внутрь вас есть (Лк.17,21), а ес­ли оно внутрь есть, то и ощу­тить­ся че­ло­ве­ком мо­жет извнутрь уже здесь, на зем­ле. С тех пор как он вер­нул­ся из ар­мии, жизнь су­пру­гов ста­ла во­ис­ти­ну мо­на­ше­ской, и уже не о су­пру­же­ской плот­ской жиз­ни они по­мыш­ля­ли, а о том, как спа­стись, как уго­дить Гос­по­ду; со­от­вет­ствен­но это­му не бы­ло у них чад зем­ных, а вме­сто них бы­ли де­ла бла­го­че­стия, ко­то­ры­ми они и слу­жи­ли Бо­гу, лю­дям и сво­е­му спа­се­нию. Да­же внешне из­ме­нил­ся об­лик Пет­ра Ива­но­ви­ча, и он стал по­хо­дить бо­лее на мо­на­ха, чем на ми­ря­ни­на. Об­ре­ли они се­бе и ду­хов­но­го на­став­ни­ка-стар­ца в од­ном из жи­ву­щих в Сер­ги­е­вом По­са­де мо­на­хов, ко­то­рых по­сле за­кры­тия Лав­ры мно­го по­се­ли­лось то­гда непо­да­ле­ку от столь до­ро­гой их бла­го­че­сти­во­му серд­цу оби­те­ли.
Со­труд­ни­ки НКВД в се­ле ви­де­ли этих бла­го­че­сти­вых пра­во­слав­ных су­пру­гов и 20 ок­тяб­ря 1937 го­да при­ня­ли ре­ше­ние об их аре­сте. Но ни­ка­ких сви­де­тель­ских по­ка­за­ний и ма­те­ри­а­лов у них не бы­ло, и они ста­ли вы­зы­вать на до­про­сы со­се­дей по до­му, где жи­ли су­пру­ги, хо­зя­и­на квар­ти­ры, у ко­то­ро­го они жи­ли преж­де, ди­рек­то­ра и неко­то­рых ра­бо­чих скла­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-ignatov


Жития
Писание