5 октября 2024
⏳ 2024.10.05 (сб)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 15я по Пятидесятнице (глас 5й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 5 октября (22 сентября)
• прор. Ио́ны (VIII до РХ)
• сщмч. Фо́ки Синопского (117)
• мч. Фоки Вертоградаря (Садовника) (ок. 320)
• прав. Петра Африканского, бывшего мытаря (VI)
• прп. Ионы (IX) (отца святых Феофана и Феодора Начерта́нных)
• прп. Ионы Яшезерского (после 1592)
• сщмч. Феодосия Бразского (1694)
• прп. Макария Жабынского (XVII)
• блж. Параскевы Дивеевской (1915)
• сщмч. Вениамина (Воскресенского) Романовского (1932)
• Собор Тульских святых
☦️
Пророк Ио́на.
Пророк Иона, преемник пророка Елисея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской, к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия, и у нее не истощались мука и масло.
Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил.
Однажды Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии. Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой.
…
Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима. Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12,40), т.е. тридневной смерти и последующего Воскресения Господа.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/813
☦️
Священномученик Фо́ка Синопский, епископ.
Священномученик Фока родился в городе Синопе. Он с юности вел добродетельную христианскую жизнь, а в зрелые годы был поставлен епископом Синопским. Святитель Фока обратил многих язычников к вере Христовой. Во время гонений на христиан при императоре Траяне (98–117) градоправитель принуждал святителя к отречению от Христа. После жестоких истязаний святого Фоку заперли в горячей бане, где он мученически скончался в 117 году.
В 404 году мощи святителя были перенесены в Константинополь.
Священномученик Фока особенно почитается как защитник от пожаров, а также как подающий помощь утопающим.
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/811
☦️
Мученик Фо́ка Вертоградарь (Садовник), Синопский.
Святой мученик Фока происходил из города Синопа, расположенного на южном берегу Черного моря. Имея небольшой сад, он жил скромно: продавал плоды и на вырученные средства содержал себя, помогал нуждающимся и оказывал гостеприимство странникам. Христианское благочестие святого оказывало воздействие на других людей. Даже язычники относились к нему с глубоким уважением. Нередко под его влиянием они оставляли свои заблуждения и принимали христианскую веру.
Но вот правитель области, узнав, что святой Фока распространяет христианское учение, приказал найти его и умертвить. Святой случайно сам встретил посланных за ним и, не называя своего имени, радушно принял их, угостил и предоставил место для ночлега. Ночью он вышел в сад, приготовил гроб и место для своего погребения, успел также сделать распоряжение, чтобы все его имущество после смерти было роздано бедным. Утром святой Фока объявил пришельцам, что он и есть тот, кого они ищут, и просил, чтобы они исполнили возложенное на них поручение. Гости смутились и, не желая убивать радушного хозяина, решили спасти святого Фоку. Однако праведник решительно воспротивился их намерению и смиренно преклонил свою главу под меч.
Святого мученика Фоку погребли в могиле, приготовленной им самим в саду. Место его погребения прославилось чудесами, и впоследствии там была построена церковь. Достоверное описание мученической кончины святого составлено Астерием Амасийским († ок. 410), по свидетельству которого память святого мученика Фоки особенно чтилась мореплавателями.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/812
☦️
Праведный Петр Африканский.
Святой Петр, бывший мытарь, был главным сборщиком податей в Африке в царствование императора Юстиниана (527–565). Человек он был жестокий и немилосердный. Однажды он бросил куском хлеба в нищего, неотступно просившего подаяния. Ночью Петр во сне увидел себя умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божия. На чашу добрых дел нечего было положить, кроме куска хлеба, брошенного нищему с досады, но и это остановило чашу с порочными делами, опускающуюся вниз. Петр понял значение сна и, покаявшись, совершенно изменил жизнь. Он щедро раздавал нуждающимся подаяние, питал и одевал многих. Однажды Петр увидел во сне Иисуса Христа. Господь был облачен в одежду, которую святой некогда подал нищему. Тогда Петр роздал свое имущество бедным и поручил своему рабу продать самого его в рабство, а деньги отдать нищим. Раб исполнил приказание хозяина. Много лет святой Петр безропотно и усердно трудился у своего господина. Однажды его узнали торговцы, которым он был известен раньше. Они сказали хозяину, кто его слуга. Услышав этот разговор, святой немедленно удалился из города. Уходя, он сотворил чудо: раб-привратник, глухой и немой, получив от праведного Петра именем Иисуса Христа повеление открыть ворота, исполнил приказание и обрел сразу слух и речь. Он поспешил обо всем рассказать своему господину и добавил, что из уст святого, когда тот повелевал открыть ворота, вышел огонь, коснувшийся его лица, после чего он стал слышать и говорить. Все отправились искать Петра, но поиски оказались тщетными: святой скрылся и до самой смерти оставался безвестным.
Житие святого Петра передано святителем Иоанном Милостивым, патриархом Александрийским (память 12 ноября), который, в свою очередь, узнал его от человека, лично знавшего святого.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/815
☦️
Преподобный Ио́на Палестинский, пресвитер.
Преподобный Иона пресвитер, отец святых Феофана, творца канонов (память 11 октября), и Феодора Начертанных (память 27 декабря), жил в Палестине в конце VIII – начале IX вв. Преподобный Иона жил добродетельно и богоугодно, имея двух сыновей, прославленных впоследствии Церковью за мученическое исповедание православия во время иконоборческой ереси. После смерти супруги он удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря), где ранее приняли постриг оба его сына. В Лавре преподобный Иона подвизался до своей кончины в IX веке; Господь послал Своему угоднику дар благодатного врачевания.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/814
☦️
Преподобный Ио́на Яшезерский.
Преподобный Иона был родом из селения Шокши, находящегося в 16 верстах к северу от основанной им Яшезерской пустыни. Местность, в которой стоит Яшезерская обитель, представляет собой каменистую пустыню. Начало основания обители было положено прп. Ионой в конце царствования Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Тогда устроена была в монастыре деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. Около того же времени к прп. Ионе собралось восемь человек братии, чтобы разделить его пустынные труды и подвиги.
Много трудился прп. Иона над устроением обители. Своими руками выкопал он канаву из Яшезера в соседнее озеро Сенное для большего удобства рыбной ловли. По нуждам обители и ради ее пользы преподобный ездил верхом на лошади по глухим тропинкам окрестностей. Хранятся и доныне в монастыре две дорожные верховые кожаные сумы прп. Ионы. Сам подвижник вытачивал из дерева некоторые сосуды, употребляемые при богослужении. Напоминанием о таких трудах его служит выточенный им из карельской березы ковш для употребления под теплоту, также хранящийся в обители.
Слава, которую стяжал прп. Иона святостью жизни и неусыпным попечением об устроении обители, привлекла знатных покровителей и вкладчиков. В Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще всего богослужебные книги: великая государыня инокиня Марфа Иоанновна, царь Василий Иоаннович Шуйский (1606–1610), кроме книг наделивший обитель пашенными, сенокосными, лесными и рыболовными угодьями.
Прп. Иона заслужил трудами и подвигами своими любовь и уважение от Соловецких игуменов Иакова (1581–1597) и прп. Иринарха (1613–1626; память 17/30 июля), а также от митрополита Новгородского Исидора (1603–1619), много также жертвовавших в бедную пустынную обитель. В 1628 г. в Яшезерском монастыре было уже два храма: прибавилась теплая с трапезной церковь в честь Преображения Господня.
Время кончины прп. Ионы точно не известно. Вероятно, она последовала в конце XVI или в начале XVII столетия. Мощи святого почивают под спудом в часовне под монастырской колокольней.
☦️
Священномученик Феодо́сий Бразский, митрополит.
Священномученик Феодосий Бразский родился в первой половине XVII века близ Бразского монастыря в семье резешей (вотчинников) святого воеводы Стефана Великого. В 18-летнем возрасте он поступил в монастырскую братию той обители. Монашество принял в Богданском монастыре (в нынешнем Бакэуском жудеце).
Как благочестивый и разумный монах, обладавший знанием Священного Писания и некоторых святоотеческих трудов, в 1669 году был избран епископом Радовецким. Часто ходил на поклон на гробницу святого Стефана Великого в Путненской обители, где он зажёг негасимую лампаду.
В 1671 году был переведён на Романскую епископию.
В 1674 году, во время ухода святителя Досифея Молдавского в Польшу, был избран на престол митрополита Молдавского. В то время Молдавский господарь Думитрашку Кантакузино, взимавший с населения непомерные налоги, окружил себя татарами чтобы обезопасить свою власть. Владыка бесстрашно обличил правителя, назвав наёмных татар «семенем антихриста». За это разгневанный Думитрашку согнал митрополита с престола и заточил его в Ясском Саввинском монастыре.
Вскоре митрополит Досифей возвратился из Польши и выпустил Феодосия из заточения. После этого святитель Феодосий удалился на покой в Бразский монастырь. Здесь он построил храм во имя святого Георгия; ввёл новый монашеский устав для дневных и ночных служб; наделил монастырь пашней, виноградниками, садами, лесами и водяными мельницами. Также бывший митрополит заботился и о Богданском монастыре, сподвигнув логофета Соломона Бырлэдяну возвести новые монастырские постройки.
В то время Молдавия особенно страдала от разорительных набегов татар, и в 1694 году такому набегу подвергся Бразский монастырь. Мучители жестоко истязали святителя, пытаясь вызнать, где спрятаны монастырские сокровища. Владыка Феодосий не открыл им тайного места, и в конце концов они отсекли ему голову. Монахи вместе с местными селянами погребли мощи священномученика в Георгиевской церкви монастыря.
Впоследствии Георгиевский храм Бразского монастыря был разрушен землетрясением. В 1842 году бразский иеросхимонах Димитрий выкопал честные останки святителя Феодосия и перенёс их в пещерный храм Воскресения Лазаря, в котором отец Димитрий совершал литургию. С тех пор мощи были окружены большим почитанием в обители. После закрытия Бразского монастыря по указке коммунистических властей в 1959 году настоятель обители Феодосий (Филимон) свидетельствовал, что и в его время, и до него верующие приходили к могиле святого с молитвенными прошениями. Торжественное прославление митрополита Феодосия в лике священномучеников было совершено в Румынской Православной Церкви 5 октября 2003 года. Его память была определена на 22 сентября.
☦️
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах.
Подвизался в начале XVII века, избрав для иноческих подвигов разоренную в то время литовцами Жабынскую пустынь. Проводя дни и ночи в непрестанных трудах и заботах по восстановлению обители, преподобный Макарий собрал в скором времени братию и основал монастырь, где стал игуменом. Подвизаясь в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти, преподобный подавал братии пример для подражания. В конце жизни, приняв схиму, старец всецело посвятил себя служению Богу, проводя время в умной молитве и духовных подвигах.
Господь благословил великие труды и подвиги своего угодника, прославив его при жизни и после смерти даром чудотворения. Однажды старец, будучи в лесу, помолившись, ударил посохом по земле, и тотчас же на этом месте забил источник воды.
Скончался преподобный Макарий на 84 году жизни в 1623 г. и был погребен вблизи монастырского храма. Много чудес и исцелений совершилось от мощей святого.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-zhabynskij
☦️
Блаженная Параске́ва Дивеевская.
Блаженная Прасковья Ивановна, в миру Ирина, родилась в начале XIX столетия в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дарья, были крепостные господ Булыгиных. Когда девице минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Покорясь безропотно родительской и барской воле, Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она любила церковные службы, усердно молилась, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми.
По прошествии этих пятнадцати лет помещики Булыгины продали их помещикам-немцам Шмидтам в село Суркот. Через пять лет после переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Впоследствии, когда блаженную спрашивали, какой у нее был муж, она отвечала: «Да такой же глупенький, как и я».
После смерти мужа Шмидты взяли ее в кухарки и экономки. Несколько раз они пробовали вторично выдать ее замуж, но Ирина решительно отказалась: «Хоть убейте меня, а замуж больше не пойду!». Так ее и оставили.
Через полтора года стряслась беда – в господском доме обнаружилась пропажа двух холстов. Прислуга оклеветала Ирину, показав, что это она их украла. Приехал становой пристав с солдатами, помещики уговорили наказать Ирину. Солдаты по приказанию станового пристава жестоко истязали ее, пробили голову, порвали уши. Но Ирина и среди истязаний продолжала говорить, что не брала холстов. Тогда Шмидты призвали местную гадалку, которая сказала, что холсты украла женщина по имени Ирина, но только не эта, и лежат они в реке. Начали искать и действительно нашли их там, где указала гадалка.
После перенесенного истязания Ирина была не в силах жить у господ-нехристей и, уйдя от них, пошла в Киев на богомолье.
Киевские святыни, встреча со старцами совершенно изменили ее внутреннее состояние – она теперь знала, для чего и как жить. Она желала теперь, чтобы в ее сердце жил только Бог – единственный любящий всех милосердный Христос, раздаятель всяческих благ. Несправедливо наказанная, Ирина с особенной глубиной почувствовала неизреченную глубину страданий Христовых и Его милосердие.
Помещик тем временем подал заявление о ее пропаже. Через полтора года полиция нашла ее в Киеве и отправила по этапу к господам. Путешествие было мучительным и долгим, ей вполне пришлось испытать и голод, и холод, и жестокое обращение конвойных солдат, и грубость арестантов-мужчин.
Шмидты, чувствуя свою вину перед Ириной, «простили» ее за побег и поставили огородницей. Более года прослужила им Ирина, но, соприкоснувшись со святынями и духовной жизнью, не смогла она оставаться в имении и бежала.
Помещики снова подали в розыск, и через год полиция опять нашла ее в Киеве и, арестовав, препроводила по этапу к Шмидтам, которые, желая показать над ней свою власть, не приняли ее и с гневом выгнали на улицу – раздетую и без куска хлеба. Приняв во время пребывания в Киеве постриг с именем Параскевы, она теперь не печалилась – она знала свой путь, и то, что помещики выгнали ее, было лишь знаком, что пришла пора исполниться благословению старцев.
Пять лет она бродила по селу как помешанная и была посмешищем не только детей, но и всех крестьян. Она выработала привычку жить круглый год под открытым небом, перенося голод, холод и зной. А затем удалилась в Саровские леса и прожила здесь больше двух десятков лет в пещере, которую сама вырыла.
Говорят, что у нее было несколько пещер в разных местах обширного непроходимого леса, где тогда было много хищных зверей. Ходила она временами в Саров и в Дивеево, но чаще ее видели на Саровской мельнице, куда она приходила работать.
Когда-то Паша обладала удивительно приятной наружностью. За время житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она стала похожа на Марию Египетскую: худая, почерневшая от солнца, с короткими волосами – длинные в лесу ей мешали. Босая, в мужской монашеской рубахе, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, блаженная приходила в монастырь, наводя страх на всех, не знавших ее.
…
Далее:
https://telegra.ph/tlots-paraskeva-10-05
или
https://azbyka.ru/days/sv-paraskeva-diveevskaja
☦️
Священномученик Вениами́н (Воскресенский), Романовский, епископ.
Священномученик Вениамин (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Отец Константин был одарен большими музыкальными способностями, такими же способностями оказались одаренными и его сыновья – все пятеро были регентами училищных хоров, а один из них регентом архиерейского хора. В 1877 году отец Константин основал в селе начальную школу, которая за отсутствием помещения расположилась в его доме; учительницей в ней стала его супруга, Александра Васильевна.
Первоначальное образование Василий получил в Ростовском духовном училище. С 1886 по 1892 год он учился в Ярославской Духовной семинарии, а с 1892-го – в Московской Духовной академии. Окончив академию в 1896 году, Василий Константинович в 1898 году был назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию; здесь он преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году его перевели в Тифлисскую Духовную семинарию. Оказавшись в Тифлисе, он окончил Тифлисское Императорское музыкальное училище по классу теории музыки. В 1908 году Василий Константинович был переведен в Вятскую Духовную семинарию, а через год – в Вологодскую. В 1911 году он был назначен преподавателем Священного Писания и руководителем семинарского хора в Ярославской Духовной семинарии. В то время в среде духовенства Ярославской епархии возникла идея собирать капиталы на учреждение стипендии для студентов семинарии, чтобы бедность и недостаток средств не могли быть препятствием к получению образования; идея нашла многих сторонников и стала успешно осуществляться. Василий Константинович принял деятельное участие в этом и стал активным жертвователем.
…
После закрытия семинарии во время безбожных гонений в 1918 году Василий Константинович стал работать в общеобразовательной школе в городе Ярославле. В 1919 году собрание духовенства и мирян Ярославской епархии выбрало его в члены Епархиального Совета.
4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича кандидатом на кафедру епископа Тутаевского. В 1921 году Василий Константинович был пострижен в мантию с именем Вениамин и хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, став одним из ближайших помощников митрополита Агафангела.
…
В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Ярославского Агафангела в надежде, что вся власть церковная перейдет к обновленцам, но православное духовенство Ярославской епархии обратилось с письмом к епископу Вениамину, в котором писало, что в отсутствие митрополита Агафангела главой Православной Церкви в епархии признают только его. Вслед за этим, летом того же года, епископ Вениамин был арестован.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-veniamin-voskresenskij
☦️
Собор Тульских святых.
Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского.
Тульский Собор – один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви: в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.
Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к тульской земле, под руководством архиепископа Тульского и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празднования написана специальная икона. Вверху ее – Казанская икона Божией Матери – святыня города Тулы, поддерживаемый Ангелом, справа и слева – святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже – Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых земли тульской.
…
В Собор Тульских святых входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-tulskih-svjatyh