4 октября 2024
⏳ 2024.10.04 (пт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 15я по Пятидесятнице (глас 5й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 октября (21 сентября)
• (отдание праздника Воздви́жения Животворящего Креста Господня)
• ап. от 70-ти Кодра́та (ок. 130) 📚
• сщмчч. Ипа́тия, Андрея (ок. 730–735)
• свтт. Исаа́кия и Меле́тия, Кипрских (?)
• мчч. Евсе́вия и Приска (?)
• прп. Даниила Шужгорского (XVI)
• прп. Иосифа Заоникиевского (Вологодского) (1612)
• обре́тение мощей свт. Димитрия Ростовского (1752) 📚
• сщмчч. Александра (Федосеева), Алексия (Стабникова), Константина (Широкинского), Иоанна (Флерова) (1918)
• прмч. Маври́кия (Полетаева), мч. Василия Кондратьева (1937)
• сщмчч. Вале́нта (Никольского), Александра (Белякова), Иоанна (Лазарева), Андрея (Бенедиктова), Петра (Сахаровского), Иоанна (Никольского) (1937)
• сщмч. Иоанна (Быстрова) (1938)
• сщмч. Василия (Крымкина) (1942)
☦️
Апостол от 70-ти Кодра́т Афинский и Магнезийский, епископ.
Был епископом Афинским и Мангазейским. Проповедовал слово Божие в Афинах и Магнезии (восточный полуостров Фессалии). Многих язычников обратил к истинной вере во Христа Спасителя. Его проповедь вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола, чтобы побить его камнями. Хранимый Богом апостол Кодрат остался жив, тогда его бросили в темницу, где он и скончался от голода. Святое тело его было погребено в Магнезии.
…
Апостол Кодрат написал в 126 г. апологию в защиту христианства. В настоящее время из апологии известна только часть, процитированная историком Евсевием в IV в.: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».
Представленная им императору Адриану (117–138) апология так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/806
…
Творение (Слова апостола Кодрата):
https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/4#4_81
☦️
Священномученик Ипа́тий Ефесский, епископ.
Священномученик Андре́й Ефесский, пресвитер.
Священномученики Ипатий, епископ города Ефеса, и пресвитер Андрей пострадали в VIII веке при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717–741). В юности они учились вместе в одной обители. Святой Ипатий принял иночество, а святой Андрей стал клириком и усердно учил народ христианской вере. Когда император Лев Исаврянин начал преследовать почитателей святых икон, а святые иконы выбрасывать из храмов, попирать их ногами и сжигать, святые Ипатий и Андрей встали на защиту иконопочитания, убеждая свою паству сохранять верность православию. Император, желая убедить святых, призвал их к себе и устроил диспут о иконопочитании, на котором святые Ипатий и Андрей сумели последовательно защитить православное почитание икон. Мучеников бросили в темницу и долго держали там, надеясь, что это вынудит святых отказаться от своих убеждений, но святые остались непреклонными. Тогда император приказал истязать мучеников. Их били, содрали с голов кожу с волосами, бороды вымазали смолой и подожгли, на головах мучеников сжигали святые иконы. Все мучения святые терпеливо переносили и остались живы. Царь велел волочить святых по городу на посмешище всем людям и только после этого их умертвили. Тела святых Ипатия и Андрея бросили на съедение псам, но верующие благоговейно предали их погребению.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/807
☦️
Святитель Исаа́кий, епископ Кипрский.
Святитель Меле́тий, епископ Кипрский.
Преподобные и благочестивые отцы наши Исакий и Мелетий были епископами Церкви Христовой. Оба они исполняли одно и то же святительское служение и отличались богобоязненностью и добродетелями христианскими. Непрестанным их делом было учить народ божественным, духовным словесам и ходить по заповедям Божиим. Оба они отличались благотворительностью, раздавали имения свои нищим и милосердствовали о них, вместе с хлебом вещественным питая их и хлебом духовным – поучениями и душеполезными наставлениями Своей жизнью они заслужили дар чудотворений и умерли в миру в старости, в разные годы, но в один день. Св. Исакий был епископом Кипрским и умер на Кипре (большой остров в северо-восточной части Средиземного моря); Мелетий умер позже, неизвестно в каком городе.
☦️
Мученики Евсе́вий и Приск.
Святой Евсевий жил в Финикии (древняя страна к северу от Палестины; она представляла собой узкую береговую полосу между морем и Ливанскими горами; из городов этой области самые замечательные – Тир и Сидон) и сначала был тайным последователем Христа. В то время язычники воздвигли на христиан страшное гонение, они предавали верующих различным мучениям всюду, где только могли найти их; тогда многие из верующих, убегая из рук нечестивых, скрывались по тайным местам. Святой Евсевий, размышляя о словах Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32), исполнившись Божественной ревностью, пошел к правителю города и, став перед ним, сказал:
– Что ты безмолвствуешь, богоборец, преследуя стадо Христово?
Князь же, взглянув на него, спросил:
– Кто ты такой?
Он же отвечал:
– Я раб Христа, против Которого ты восстаешь.
Сильно разгневанный такими словами князь сказал:
– Как осмелился ты, дерзновенный, придти сюда и бесчестить меня, князя?
На сие Евсевий ответил:
– Ревность моя о Господе моем Иисусе Христе побудила меня обличить слепоту вашу: ибо вы обезумели поклоняетесь бесу, а не Богу.
Тогда князь приказал обнажить его, повесить и строгать его тело; святого строгали острым железом до тех пор, пока у него не обнажились кости; потом стали поливать его уксусом с солью и растирать ему раны. Всё сие исповедник Христов претерпел мужественно, – как бы не его тело переносило такие мучения, – и радовался при сих мучениях тому, что страдает за веру Христову. Когда он перенес сии муки, князь сказал ему:
– Принеси жертву богам и будешь жив; если же не сделаешь сего, мы погубим тебя.
Он же отвечал:
– Вы можете погубить мое тело, но Христос примет мою душу; за Него я хочу претерпеть всё, ибо «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13).
Видя его непреклонность, нечестивцы отсекли ему главу мечом. Так он вошел на небеса и принял венец славы от руки Господа.
Святой Приск исповедовал имя Христово во Фригии и многих язычников привел ко Христу. Потом нечестивые, взяв его, повесили и стали железными когтями глубоко строгать его по ребрам, так что всё тело святого Приска было изборождено, как вспаханная земля. Некоторые из стоявших там нечестивых, видя столь лютые мучения и льющуюся кровь мученика, пришли в сильную ярость: обнажив своим мечи, они устремились на святого и отсекли ему голову.
Так пострадал за свидетельство об Иисусе Христе сей добрый исповедник, а ныне Христос исповедует его пред Отцом Своим небесным.
☦️
Преподобный Дании́л Шужгорский.
Преподобный Даниил Шужгорский родился в Московской земле в XVI веке. Он подвизался на севере Руси, где принял постриг в Комельском монастыре, основанном преподобным Корнилием Комельским в 1498 году. Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Преподобный Даниил был погребен в храме в честь Преображения Господня основанного им монастыря. В 1764 г. монастырь был обращен в приход.
…
Подробнее:
http://kirillov-monastyr.ru/saints/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=102
☦️
Преподобный Ио́сиф Заоникиевский (Вологодский), Христа ради юродивый.
Преподобный Иосиф Заоникиевский, в миру Иларион, благочестивый крестьянин из деревни Обухово Кубенской округи Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молил о помощи Господа, Пресвятую Богородицу и святых угодников, в особенности святых бессребреников Косму и Дамиана. Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, преподобный Иосиф нашел в лесу, в болотистом месте, икону Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесные дебри на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которой поставил икону. Сам он поселился рядом, приняв иноческий образ с именем Иосиф. Впоследствии по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возникла Заоникиевская обитель, названная так по имени разбойника Аники, некогда обитавшего в этом лесу. Когда обитель расширилась и число иноков возросло, по совету преподобного Иосифа игуменом был избран Антоний. Сам он по смирению не принял настоятельства и, скрывая от других свои строгие подвиги, воспринял юродство Христа ради, ночами стоял на молитве в своей часовне, в жестокие морозы ходил босой.
Преподобный Иосиф преставился 21 сентября 1612 года, в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-zaonikievskij-vologodskij
☦️
Обре́тение мощей свт. Дими́трия Ростовского, митрополита (1752).
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rostovskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/
• Жития святых
• Приложения. Жития святых
• Псалмы или духовные канты
• Псалтирь Божией Матери
• Пяточисленные молитвы
• Руно орошенное
• Память духовному отцу как управить ставленника
• Поучения и проповеди
• Поучения и слова
• Поучения к иереям
• Приготовление иереев к Божественному Причащению
• Слово о пьянстве
• Келейный летописец
• Розыск о раскольнической брынской вере
• Неизданные письма
• Письма
• Житие и творения святого Димитрия, митрополита Ростовского
• Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского
• Алфавит духовный (приписываемое)
…
• Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании
• Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы
• Богодухновенное христианское наставление
• Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа
• Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне
• Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг
• Где Бог, там все доброе
• Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем
• Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществление хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов
• За что подобает благодарить Бога?
• Зерцало православного исповедания
• Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания
• Краткое христианское нравоучение
• Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела
• Молитва о своем окаянстве св. Димитрия
• Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения
• Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых
• Молитвенные стихословия
• О Причащении Святых Таин
• О свидетельстве любви к ближнему
• Плач на погребение Христово
• Поклонение Пречистым Христовым Тайнам
• Рассуждение о Божественном Причащении, ибо «осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем»
• Рассуждение второе. Врачевство на случай отчаяния
• Семь слов Спасителя на Кресте
• Стихи на страсти Христовы
• Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день
☦️
Священномученик Алекса́ндр Федосеев, пресвитер.
Священномученик Александр Федосеев служил в церкви завода Майкора Соликамского уезда Пермской губернии. Отец Александр был расстрелян красноармейцами во время массовых репрессий в Пермском крае 4 октября 1918 года (по другим источникам дата смерти – 21 декабря).
☦️
Священномученик Алекси́й Стабников, пресвитер.
Протоиерей Алексий Стабников был настоятелем собора в Юговском заводе близ Перми (ныне поселок Юг Пермского района). 4 октября 1918 года отец Алексий был убит красноармейцами во время массовых репрессий в Пермском крае.
☦️
Священномученик Константин Широкинский, пресвитер.
Священник Костантин Григорьевич Широкинский родился в 1876 году в Перми. Он служил в Слудской Свято-Троицкой церкви, был женат, имел 4-х детей. 9 сентября 1918 года отец Константин был арестован как «монархист и контрреволюционер». 11 сентября 1918 года в Губ ЧК поступило прошение от имени жены и детей с ходатайством за арестованного отца Константина, как не делающего «никаких к/р выступлений против Советской власти», а 12, 13 и 21 сентября поступали повторные прошения. 24 сентября 1918 года в Губ ЧК поступило заявление Пермского духовенства (более 30 подписей) с просьбой «взять на поруки священника Константина». Однако все эти прошения не имели успеха и 4 октября 1918 года отец Константин Широкинский был приговорен к высшей мере наказания. В приговоре говорилось: «… как монархиста и контрреволюционера объявить вне закона и расстрелять». В тот же день приговор был приведен в исполнение.
☦️
Священномученик Иоа́нн Флеров, пресвитер.
Священномученик Иоа́нн Быстров, пресвитер.
Священник Иоанн Флеров был строителем и первым служителем храма Архангела Михаила в селе Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Церковь была построена и освящена незадолго перед революцией 1917 года. Освятив храм, о. Иоанн сказал: «Моя церковь долго будет стоять, и никто к ней не подступится». Это исполнилось, но сам настоятель зимой 1918 года был арестован и препровожден в Васильсурск; ему было тогда сорок лет.
В Васильсурской тюрьме его долго мучили, часто вызывали на допрос, требуя отречения от Христа или от священнического сана. Священник не согласился. И тогда о. Иоанна вывели на кладбище и велели копать могилу. Выкопав, он стал молиться. И когда кончил, сказал: «Я готов». Он был убит залпом в спину.
После его кончины храм обрел предстателя пред Богом. Долго не могли безбожники закрыть его, а когда закрыли, не смогли разорить, а хотели, потому что храм был укоряющим памятником народного строительства – были еще живы сами строители и крестьянежертвователи.
Но прихожане не отдавали ключей. Придет к Татьяне, хранительница ключей, верующая подруга и скажет:
– Татьяна, все равно нас заберут с тобой.
– Ну и пусть заберут, уйдем не за кого, а за Бога, – ответит Татьяна.
В одно из гонений хитрый председатель сельсовета призвал Татьяну к себе и сказал:
– Татьяна, ключ у тебя, давай, надо церковь открывать.
– Врете, церковь вы сейчас открывать не будете, не дам вам ключа. Хоть сажайте меня и всю мою груду, а не дам вам ключа, пока не объявите, что в церкви будет служба.
Председатель отступился, и церковь неразоренной достояла до своего открытия в сороковых годах.
…
В этом селе родился в 1888(9?) году священник Иоанн Быстров. У родителей о. Иоанна были одни дочери, а им хотелось сына, и мать усердно молила о том Бога, дав обет, что если родится мальчик, он будет, посвящен Господу, и когда он родился, назвали его Иоанном.
Окончив гимназию, Иоанн стал учителем в родном селе.
Строительство храма, служба в нем ревностного пастыря оказали немалое влияние на молодого учителя. Было ясно, что только с Богом воспитание могло быть успешным, потому что основой его могла быть только любовь.
Обладая заметными дарованиями как воспитатель, он скоро стал известен среди учителей, и окружающие прочили ему славное будущее. Казалось, он нашел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напоминал о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно ни сложилась бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправды. И когда Иоанну исполнилось двадцать семь лет, он сказал матери:
– Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу.
Он женился, был рукоположен и стал служить в селе Саканах Нижегородской епархии. Это была во всех отношениях счастливая семья. У них с супругой родилось восемь детей, и в семье царила взаимная любовь. С редкостной мерой о. Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети любили его. Он никогда не забывал, что он не только отец, не только воспитатель, но и священник – образец нравственности для всех окружающих. И хотя семье было в те годы вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений изза того, что Иоанн стал священником, он ни разу не пожалел, что исполнил материнский обет. Никакие преследования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов. Последним местом его служения стал храм села Арапово Богородицкого района Нижегородской епархии.
Педагогическая известность некоторое время охраняла его, но в конце тридцатых годов арест навис над ним неминуемо. Кое-кто из представителей власти пытался уговорить о. Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его священство, его сделают директором школы, и при его способностях ему откроются все дороги. А иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка бросилась уговаривать мужа оставить церковь и пойти в школу; она напоминала ему о детях, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но как раньше, так и теперь оставался тверд пастырь в своем решении служить Богу. С кротостью и любовью он произнес:
– Господь не оставит, он всех детей выведет в люди.
11 сентября 1938 года, на Иоанна Постника, его арестовали. Когда приехали чекисты, шла служба, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.
Отец Иоанн был заключен в Нижегородскую тюрьму.
Кончина его и с ним многих других священников Нижегородской епархии арестованных в 1937-1938 годах, была такова. Их всех вывезли на середину Волги против города Бор, неподалеку от Нижнего. Связанных священников по одному сталкивали в воду, наблюдая, чтобы никто не выплыл; выплывших топили. И так были умучены все.
☦️
Преподобномученик Маври́кий (Полетаев), архимандрит.
Родился архимандрит Маврикий в 1880 г. в Кронштадте. При крещении получил имя Михаила. Местом его учебы были Санкт-Петербургские Духовные школы. Нельзя утверждать с совершенной уверенностью, но, по-видимому, он окончил и Духовную Академию. После завершения учебы Михаил принимает сан священника и выбирает местом своего служения далекий Туркестан. Согласно семейному преданию, это решение было принято не без влияния Святого Праведного Иоанна Кронштадского, который благословил о. Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Матушкой молодого иерея стала племянница жены о. Иоанна, который, конечно же, не мог остаться безучастным к их судьбе.
Они уезжают в древний город Мерв, где о. Михаила назначают настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь эта была построена в самом начале прошлого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Туркестана. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве.
После революции жизненный путь о. Михаила не был отмечен чем-то особенным, в том смысле, что он повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. Не желая, чтобы семья разделила с ним чашу страданий, он оставляет жену и сына, пешком уходит в Россию. В Троице-Сергиевой Лавре священник Михаил принял постриг с именем Маврикий и через некоторое время становится архимандритом. Несколько позже его перевели на приход Юрьев-Польский Владимирской епархии.
В 1937 г. архимандрит Маврикий был арестован и расстрелян после обвала на шахте, где он работал.
☦️
Мученик Васи́лий Кондратьев.
Василий Емельянович Кондратьев родился 1 марта 1887 года в деревне Гинутьево[1] Александровского уезда Владимирской губернии. В 20-х – начале 30‑х гг. жил в Загорске (ныне Сергиев Посад), занимался торговлей. В 1926-1935 гг. являлся старостой в храме, где служил архимандрит Маврикий (Полетаев). 21 октября 1935 года арестован по обвинению в высказывании «контрреволюционных взглядов» на политику советской власти и в «антисоветской агитации», заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал.
8 января 1936 года особое совещание НКВД приговорило Василия Емельяновича к 3 годам исправительных работ. Он отбывал наказание в Карагандинском ИТЛ, работал возчиком. В 1937 году против Василия Кондратьева было начато новое дело, его обвинили в том, что он предоставляет свою «квартиру» для богослужений. Василий Емельянович виновным себя не признал, подтвердил лишь наличие у него иконы. Расстрелян 4 октября 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 28 сентября 1937 года, погребен в общей безвестной могиле.
☦️
Священномученик Вале́нт Никольский, пресвитер.
В июне 1937 года на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района. Их обвинили в поджогах домов, принадлежавших колхозникам. Среди других был арестован священник Валент Иванович Никольский, Он родился в 1885 году в селе Линево Борского уезда Нижегородской губернии. Служил в селе Трофимово Лысковского района. Все обвинения отверг и ложных свидетельств против других обвиняемых не подписал. 21 сентября Тройка НКВД приговорила о. Валента к расстрелу. 4 октября приговор был приведен в исполнение.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Беляков, пресвитер.
Иерей Александр Николаевич Беляков родился в 1890 году в Нижнем Новгороде. Он был арестован 6 августа 1937 года во время массовых репрессий против нижегородского духовенства и обвинен в участии в «контрреволюционной церковной группировке». Виновным себя отец Александр не признал и давать показания на других отказался. Он был расстрелян по приговору от 21 августа 1937 года.
☦️
Священномученик Иоа́нн Лазарев, пресвитер.
Протоиерей Иоанн Михайлович Лазарев родился в 1876 году в селе Курмыш Нижегородской губернии. Он служил в храме Успения Божией Матери в Нижнем Новгороде. В августе 1937 года отец Иоанн был арестован. 21 сентября был оглашен приговор – высшая мера наказания. Вскоре священномученик был расстрелян.
☦️
Священномученик Андре́й Бенедиктов, пресвитер.
Священномученик иерей Андрей Николаевич Бенедиктов родился в 1885 году в селе Воронино Нижегородской губернии и был священником одного из храмов Нижнего Новгорода. Он был арестован 6 августа 1937 года вместе с другими православными священнослужителями и мирянами. Отцу Андрею предъявили обвинение в участии в контрреволюционной церковной группировке и в антисоветских разговорах. Виновным себя он не признал и показаний на других не дал. Иерей Андрей Бенедиктов был расстрелян по приговору от 21 августа 1937 года, впоследствии реабилитирован.
☦️
Священномученик Петр Сахаровский, пресвитер.
Протоиерей Петр Иванович Сахаровский родился в 1876 году. Он служил в Свято-Троицком и Спасском храмах Нижнего Новгорода. В августе 1937 года отец Петр был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Священник принял мученический венец через расстрел.
☦️
Священномученик Иоа́нн Никольский, пресвитер.
Священномученик Иоанн Николаевич Никольский родился 8 октября 1868 года в селе Кладбищи Сергачского уезда Нижегородской губернии в семье священника. В 1891 году окончил Нижегородскую Духовную семинарию и был рукоположен во иерея. В 1933 году был под арестом три с половиной месяца. Последние годы жизни служил в Спасо-Преображенской церкви поселка Карповка на окраине города Горького.
6 августа 1937 года арестован вместе с группой священников и мирян города Горького и был заключен в городскую тюрьму. Обвинялся в участии в «контрреволюционной фашистской организации», будто бы возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Виновным себя не признал, давать показания на других людей отказался. 21 сентября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Горьковской области был приговорен к расстрелу. Казнен 4 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Горьком.
☦️
Священномученик Васи́лий Крымкин, пресвитер.
Священномученик Василий родился в 1901 году в селе Протасьево Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 года был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме.
В 1930 Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 года отец Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено.
– Следствию известно, что вы среди верующих вашего прихода проводили контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий, распускали провокационные слухи о скором падении советской власти. Изложите об этом подробнее, – сказал следователь.
– Антисоветской агитации среди верующих моего прихода я не проводил и провокационных слухов не распускал, – ответил священник.
– Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения села Остафьева распускали всевозможные нелепые провокационные слухи о скором падении советской власти? Изложите об этом следствию.
– Я виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительно-трудовом лагере в Куйбышевской области 4 октября 1942 года.