27 августа 2024
⏳ 2024.08.27 (вт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 10я по Пятидесятнице (глас 8й)
• вторник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 27 августа (14 августа)
• (Успенский пост)
• (предпразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• прор. Михе́я (из 12-ти) (VIII до РХ)
• сщмч. Марке́лла Апамейского (ок. 389)
• перенесение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского (1091) 📚
• прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI)
• сщмч. Василия (Богоявленского) Черниговского, прмч. Матфея (Померанцева), мч. Алексия (Зверева) (1918)
• сщмч. Владимира (Цедринского) (1918)
• сщмчч. Владимира (Смирнова), Николая (Толгского), прмч. Елевферия (Печенникова), прмцц. Евы (Павловой), Евдокии (Перевозниковой), мч. Феодора (Захарова) (1937)
• исп. Алекса́ндра (Уродова) (1961)
• икон Божией Матери: «Беседная» (1383), Нарвская (1558)
☦️
Пророк Михе́й Морасфитянин.
Пророк Михей, шестой из 12-ти малых пророков, происходил из племени Иудова и был родом из города Морасфи, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 г. до Рождества Христова и проходил его почти 50 лет при царях иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии (721–691 гг. до Рождества Христова, память 28 августа). Он был современником пророка Исаии. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Он предвидел бедствия, грозившие Израильскому царству при его разрушении и Иудее при нашествии царя Сеннахерима Ассирийского. Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» (Мих.5,2). Из слов пророка Иеремии (Иер.26,18-19) видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея. Мощи его были обретены в IV в. по Рождестве Христовом в Варафсатии по откровению епископу Елевферопольскому Зевину.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/671
☦️
Священномученик Марке́лл Апамейский, епископ.
Священномученик Маркелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около 375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом. Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного царя Феодосия Великого (379–395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал святитель Маркелл, он в церкви у святого жертвенника сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. После этого деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо благодарить Бога.
☦️
Перенесение мощей прп. Феодо́сия, игумена Киево-Печерского (1091).
В восемнадцатый год с того времени, как преподобный отец наш, Феодосий перенесен был душою от земли на небо, Господь благоволил, чтобы и тело его перенесено было из пещеры во святую и подобную небу печерскую церковь.
…
Далее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/670
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Pecherskij/
• Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере
• Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской
• Поучение о казнях Божиих
• Поучение о тропарях и о пьянстве
• Поучения и молитва
☦️
Преподобный Арка́дий Новоторжский, Вяземский.
Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал где придется – в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того, как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей – 1072; общая память 2 мая).
Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году.
☦️
Священномученик Васи́лий (Богоявленский), архиепископ Черниговский.
Священномученик Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский (в миру Богоявленский Василий Дмитриевич) родился в февраля 1867 года в селе Старое Сеславино Тамбовской губернии в семье священника.
В 1888 году он окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. После рукоположения в сан иерея в 1890 году отец Василий служил в церкви села Овсянки Тамбовской епархии. В 1896 году он поступил в Казанскую Духовную Академию, которую закончил в 1900 году. В 1907 году отец Василий был удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического изследования».
В 1908 году, после кончины супруги, он принимает монашеский постриг и вскоре назначается ректором Черниговской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1909 году состоялась его хиротония в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. На Черниговской кафедре Владыка состоял с 12 мая 1911 года до 6 мая 1917 года.
В 1917 году, по распоряжению Временного Правительства были уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который, будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени». Он был переведён в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии; затем некоторое время управлял Московским Заиконоспасским монастырём.
Святитель участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, откуда в 1918 году был командирован в Пермь расследовать арест и убийство священномученика архиепископа Андроника (память 7 июня).
После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии выехал из Перми, однако их поезд был остановлен между Пермью и Вяткой. В вагон ворвались красноармейцы, убили членов комиссии, а тела их выбросили из поезда. Самого Владыку сбросили с Камского моста в реку. Произошло это 14 (27 н. ст.) августа 1918 года. Тело Владыки похоронили местные крестьяне, но когда к его могиле начались паломничества, большевики выкопали тело священномученика и сожгли его.
☦️
Преподобномученик Матфе́й (Померанцев), архимандрит.
Преподобномученик Матфей (Померанцев) (ок. 1881–1918), в миру Померанцев Михаил Владимирович, родился около 1881 года в селе Толмачеве Брянского уезда Орловской губернии. Первоначальное образование получил во II Орловском духовном училище, окончив его в 1896 году по I разряду[1].
В 1902 году окончил Орловскую духовную семинарию по I разряду[2], а в 1906 году – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В марте 1906 года был назначен преподавателем Орловской духовной семинарии.
С 10 февраля 1908 года – преподаватель Орловского женского епархиального училища.
С 19 июня 1908 года – помощник смотрителя Камышинского духовного училища Саратовской губернии.
С 3 сентября 1911 года – преподаватель Олонецкой духовной семинарии.
В 1911 году рукоположен в сан иеромонаха в Киеве.
С декабря того же года – заведующий церковно-приходским школами при Киево-Печерской Лавре.
С марта 1914 года – помощник смотрителя Осташковского духовного училища Тверской губернии.
С 28 октября 1916 года – смотритель того же училища.
8 февраля 1917 года был назначен ректором Пермской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Член Поместного собора 1917–1918 по избранию от монашествующих. По воспоминаниям участникам Собора его называли «любимчиком Собора»
По поручению Собора был одним из участников расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира (Богоявленского), в рамках расследования ездил в Киев, сделал на Соборе по этому поводу доклад.
Когда Священным Собором была образована Комиссия для разработки вопросов, связанных с гонениями на Православную Церковь то в ее состав вошел и архимандрит Матфей. Он был инициатором на Соборе многих предложений, в частности, по его заявлению был рассмотрен вопрос о «так называемом большевизме в Церкви», и он был докладчиком и автором проекта.
Когда в августе 1918 г. архимандрит Матфей обратился в Соборный Совет с завлением «о разрешении ему отпуска по служебным делам в Пермь», в заявлении он также указал, что «если найдено будет желательным участие его в Следственной Комиссии по делу ареста Архиепископа Андроника», то он присоединится к ней, Святейший Патриарх Тихон сделал заявление, «что выбывший в Пермь по указанному делу архиепископ Василий признавал присутствие архимандрита Матфея полезным при исполнении означенного поручения». В Перми архимандрит Матфей присоединился к Соборной Комиссии, начавшей расследование обстоятельств убийства. Советское правительство дало согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный вагон.
27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиеп. Василием (Богоявленским), ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.
☦️
Мученик Алекси́й Зверев.
Мученик Алексей Данилович Зверев (1867/68 – 1918) родился в 1867 или 1868 году в крестьянской семье, окончил начальное училище.
Служил миссионером в Московской епархии. В 1917 г. избран делегатом от мирян Московской епархии на Поместный Собор 1917–1918 гг.
Был направлен в Пермь в составе комиссии Собора для расследования обстоятельств убийства священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского.
27 августа 1918 года на обратном пути, между Пермью и Вяткой, за мостом через реку Каму, в вагон, где ехала делегация Собора во главе с архиепископом Василием (Богоявленским), ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. Материалы расследования и средства, собранные на нужды Собора, были похищены. Местные крестьяне нашли тела мучеников и похоронили их. На могилу началось паломничество, власти вырыли тела и сожгли.
☦️
Священномученик Влади́мир Цедринский, пресвитер.
Владимир Ионович Цедринский родился в Нижегородской губернии. Служение Церкви он начал в Омской епархии, в 1909 г. в сане иерея был переведен в Туркестанскую епархию, где был назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ 2-го округа с исполнением обязанностей миссионера. В дальнейшем отец Владимир служил в соборе свт. Николая в городе Лепсинске Семиреченской области, а с 6 июля 1912 года являлся его настоятелем. Позже протоиерей Цедринский был также благочинным церквей всего Лепсинского округа.
На основании рапорта отца Владимира, в котором он сообщал Туркестанскому и Ташкентскому епископу Иннокентию (Пустынскому) о решении крестьянского союза Лепсинского уезда изъять у церковных причтов землю и прекратить выплаты за требы, архиерей издал в «Туркестанских Епархиальных Ведомостях» призыв ко «всем истинно православным христианам и русским гражданам» заботиться о Церкви и стараться облегчать положение священников.
В один из воскресных дней Успенского поста 1918 года отец Владимир Цедринский обратился к своей пастве с проповедью, в которой увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами православной Церкви и отечества. 27 августа, после литургии, отец Владимир был арестован красноармейцами. Палачи, поставив священника между 2 лошадьми, погнали их за город на кладбище, где на глазах у прихожан зарубили священника шашками. Верующие отнесли тело священномученика в церковь, отпевание совершили священники из соседних сел. Протоиерей Владимир был погребен на кладбище Лепсинска, рядом с местом своей мученической кончины. До начала 30-х годов, пока в крае еще были священники, на его могиле в день кончины служили панихиды, впоследствии место погребения отца Владимира почиталось местными жителями. 2 июля 2001 года были обретены мощи священномученика, ныне почивающие в Иоанно-Богословской церкви в городе Талды-Кургане (Талдыкорган).
☦️
Священномученик Влади́мир Смирнов, пресвитер.
Священномученик Владимир Константинович Смирнов родился 18 февраля 1885 года в Москве в семье почтового служащего. Окончил Духовную семинарию и юридический факультет Московского университета. В 1911 году рукоположен во иерея. В 1924 году являлся консультантом по юридическим вопросам при Патриархе Московском и всея России св. Тихоне. В том же году Владимир Константинович Смирнов был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и около 3 месяцев провел в Бутырской тюрьме. Вскоре после освобождения возведен в сан протоиерея. Отец Владимир подвергался арестам также в 1930 и 1931 годах.
В 1932 году священник вновь был арестован в Москве, приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Свирьлаг. Через 11 месяцев в связи с его болезнью заключение заменили на ссылку в Чимкент.
23 июня 1937 года отец Владимир был арестован, заключен в тюрьму Чимкента, обвинен в проведении «пораженческой агитации, в которой возлагал надежды на фашистские страны, могущие покончить с коммунизмом в СССР, вел контрреволюционную агитацию против займов, клеветал на советскую печать… активно проводил антиоборонную деятельность». Священномученик виновным себя не признал. Расстрелян 27 августа 1937 года по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 23 августа. Погребен в общей безвестной могиле в пригороде Чимкента.
☦️
Священномученик Николай Толгский, пресвитер.
Священномученик Николай – Николай Васильевич Толгский – родился 20 февраля 1886 года в селе Дорки Бронницкого уезда Московской губернии. Он являлся младшим из трех братьев-священников, сыновей протоирея Василия Толгского, служившего в селе Дорки. Старший брат, протоиерей Сергий, служил в Москве в церкви Рождества Божией Матери на Кулишках, а затем церкви Петра и Павла на Яузе. В 1936 году он добровольно последовал в ссылку вместе с семьей дочери (г. Коканд). Средний брат отец Александр был известным настоятелем храма Илии Пророка в Обыденном переулке.
Образование будущий священномученик получил сначала в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1907 году, затем стал кандидатом богословия в Московской Духовной Академии (год окончания 1911). Священный сан он принял после окончания Академии и был направлен для служения в Крестовоздвиженскую церковь села Алтуфьево Московской губернии, затем был переведен в Москву в церковь преподобного Сергия в Пушкарях (Колокольников переулок).
Отец Николай был очень яркой фигурой в церковной жизни того времени. Невзирая на развертываемые безбожной властью гонения на Церковь, он активно занимался просветительской деятельностью, создавал хоры. На духовно высокого пастыря обратили внимание, он стал лично известен Св. Патриарху Тихону. Отец Николай был назначен благочинным Сретенского Сорока церквей округа, рукоположен во протоиереи, награжден митрой.
В 1922 году протоиерей Николай был арестован за преподавание Закона Божия, но через две недели отпущен. Второй арест состоялся 12 апреля 1935 года: особое Совещание при НКВД СССР приговорило арестованного священника к 3 годам ссылки в город Чимкент Южно-Казахстанской области.
23 июня 1937 года отец Николай был арестован третий и последний раз в ссылке. Наряду с обвинениями, предъявленными всем участникам дела (участник «к/р центра, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов», для «установления Патриаршества и главенства Церкви над государственной властью») протоиерей Николай Толгский обвинялся в том, что был «руководителем ссыльного духовенства в Каракатском районе, по поручению [епископа] Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство к/р элементом в селе Ленинском. Вел к/р агитацию пораженческого характера, писал к/р роман, изъятый при обыске».
На допросе на вопрос следователя: «Дайте показания о Вашей к/р деятельности», отец Николай ответил: «К/р деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу».
Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила отца Николая к высшей мере наказания – он был расстрелян 27 августа 1937 года в Лисьей балке города Чимкента, в настоящее время место его захоронения неизвестно.
☦️
Преподобномученик Елевфе́рий (Печенников), схиархимандрит.
Преподобномученик Елевферий (Печенников) родился в 1870 году в деревне Припечино Чериковского уезда Могилёвской губернии и происходил из крестьянской семьи. В 1892 году он был призван в армию и служил рядовым. Время принятия иерейского сана точно неизвестно. Был полковым священником. С 1896 года он стал монахом смоленского Троицкого монастыря.
5 декабря 1922 года отец Елевферий был арестован Смоленским губотделом ГПУ как противник обновленческого течения и как «убежденный сторонник Тихона». 10 декабря 1922 года он был освобожден с подпиской о невыезде. 20 марта 1924 года монах снова был арестован, на этот раз по обвинению в «участии в контрреволюционной организации», и помещен в дом предварительного заключения в Смоленске. 3 апреля 1924 года обвинение с него было снято и подписка о невыезде отменена.
26 февраля 1930 года последовал третий арест. Обвинение заключалось в «участии в контрреволюционной организации» по делу «Смоленского соборного братства», отец Елевферий содержался во время следствия в тюрьме Смоленска. 28 мая 1930 года монах Елевферий (Печенников) Коллегией ОГПУ СССР был приговорен к 10 годам концлагерей. Срок он отбывал в Соловецком ИТЛ, в 1932 году его перевели на станцию Манкент Туркестано-Сибирской железной дороги в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области.
23 июня 1937 года отец Елевферий был арестован в лагере вместе с протоиереем священномучеником Владимиром Смирновым, игуменией преподобномученицей Евой (Павловой), протоиереем священномучеником Николаем Толгским и другими по делу митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых) и архиепископа Алексия (Орлова). Схиархимандрит Елевферий был обвинен в контрреволюционной деятельности как «руководитель тайного монастыря в Манкенте, проводивший пострижение в тайное монашество». Виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал. 26 июля 1937 года особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области отец Елевферий (Печенников) был приговорен к высшей мере наказания. 27 августа 1937 года его расстреляли в Лисьей балке близ города Чимкент и он был погребен в безвестной общей могиле.
☦️
Преподобномученица Е́ва (Павлова), игумения.
Преподобномученица Ева – в миру Акилина Васильевна Павлова – родилась 10 июля 1879 года в селе Исса Инзарского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Известно, что она была игуменией одного из Пензенских монастырей. В 1929 году матушка была арестована в селе Балки Саратовской области. В следственном деле есть противоречия в заполнении анкет: в одном месте говорилось, что она была осуждена на 3 года ссылки в Казахстан, а в другом месте, что на 8 лет. Подробности заключения неизвестны, но в одной анкете говорилось, что срок ссылки у нее закончился в 1932 году.
Второй раз игумения Ева была арестована 23 июня 1937 года. 23 августа 1937 года по делу N723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором, кроме всего прочего, говорилось: «Павлова Ева – руководитель тайного монастыря в г.Чимкенте, находилась под руководством Иосифа (Петровых) и Кобранова, направляла к Петровых завербованных ею женщин для пострижения. Систематически проводила к/р агитацию, высказывала пораженческие настроения с ожиданием восстановления монархическо-буржуазного строя». На следствии матушка заявила: «Контрреволюцией я не занималась и не проводила такую работу».
Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумению Еву (Павлову) к высшей мере наказания. 27 августа 1937 она была расстреляна в Лисьей балке города Чимкента в Южно-Казахстанской области.
☦️
Преподобномученица Евдоки́я (Перевозникова), монахиня.
Преподобномученица монахиня Евдокия – в миру Евдокия Александровна Перевозникова родилась 7 февраля 1880 года в селе Черевково Сольвычегодского уезда Вологодской губернии и происходила из крестьянской семьи. Время пострига ее неизвестно. До революции она подвизалась в монастыре, потом работала в портняжной мастерской. Матушка Евдокия последовала в ссылку за Казанским и Свияжским митрополитом священномучеником Кириллом (Смирновым) в поселок Яныкурган Южно-Казахстанской области, где была его келейницей. 13 июля 1937 года монахиня была арестована в Чимкенте по обвинению в «принадлежности к контрреволюционной организации». Виновной себя она не признала. 23 августа 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области матушка Евдокия (Перевозникова) была приговорена к высшей мере наказания и расстреляна 27 августа в Чимкенте.
☦️
Мученик Фео́дор Захаров.
Мученик Феодор – Федор Дмитриевич Захаров – родился 13 апреля 1874 года в поселке Углицкий Челябинского уезда Оренбургской губернии в потомственной казачьей семье. В 1919 году он был арестован белыми офицерами, но через день выпущен. До 1920 года Федор Дмитриевич проживал во Владивостоке. В 1920 году в городе Верхнеудинске он был арестован за переход из Владивостока через полосу белых, но через 32 дня освобожден.
В 1937 году Федора Захарова арестовали в последний раз по групповому делу «архиепископа Алексия (Орлова) и др. г. Чимкент, 1937 г.». В архивном следственном деле имеется справка: «Захаров Ф.Д., ведя бродячий образ жизни, бывает в разных местностях Казахстана и проводит среди населения а/с агитацию клеветнического характера по адресу вождей партии и совправительства. Кроме того, является непосредственным исполнителем к/р деятельности Ташкентского митрополита и местных а/с архиереев, т.е. выполняет роль связиста между отдельными к/р группированиями церковников и их руководителей».
23 августа 1937 г. по делу N723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором среди прочего говорилось: «Захаров Федор – связист между центром и к/р ячейками его на территории Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Среди населения вел к/р агитацию. Занимался преподаванием закона Божия».
На допросе Федор Дмитриевич заявил, что «ни к какой к/р организации <…> не принадлежал и никакой к/р работы <…> не вел». В августе 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила Федора Захарова к высшей мере наказания. 27 августа 1937 года он был расстрелян в Лисьей балке города Чимкента в Южно-Казахстанской области.
☦️
Исповедник Алекса́ндр (Уродов), архимандрит.
Архимандрит Александр (Георгий Андреевич Уродов) родился в 1882 году в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, он был назначен певчим в свою приходскую церковь. В 1901 г., отправившись в путешествие в г. Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь Георгий решил посвятить свою жизнь иноческим трудам. 30 августа 1911 года послушник Георгий был пострижен в монашество с именем Александр. Вскоре в Тамбове его рукоположили в сан иеродиакона, а 22 июля 1913 года – в иеромонаха. 20 июля 1915 года иеромонах Александр был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря и архиепископом Кириллом (Смирновым) возведен в сан игумена.
В 1917 году Россию захлестнула волна революции и красного террора. В конце февраля 1918 года часть братии во главе иеромонахом Владимиром, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в монастыре и сместили игумена Александра с должности настоятеля обители. По постановлению Военно-революционного трибунала 27 марта 1918 года отец Александр был арестован. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря. 3 апреля 1922 г. о. Александр по определению Священного Синода был назначен наместником Семиезерной пустыни Казанской епархии с возведением в сан архимандрита. Власти и здесь обратили на него свой гнев – в 1922 году о. Александр привлекался к ответственности по делу изъятия церковных ценностей. Но, не взирая на все гонения, в том же году он становится активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Семиезерная пустынь его трудами превращается в центр этой борьбы. 31 октября 1928 г. архимандрит Александр был арестован и приговорен к трем годам концлагеря и трем годам ссылки на Урал.
После ссылки отец Александр оказался в Вятской епархии. 5 августа 1935 г. епископ Яранский Димитрий (Поспелов) назначил архимандрита Александра в с. Соболево, ныне Санчурского района Кировской области. Здесь в течении 26 лет отец Александр подвизался о Господе и скончал свои дни. Долгое время он относился к числу так называемых «не поминающих». В 1955 году архимандрит Александр признал избрание Патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после его смерти. 14 августа 1961 года, достигнув глубокой старости, архимандрит Александр отошел ко Господу. Его святые мощи ныне пребывают в Санаксарском монастыре.
☦️
Икона Богородицы «Беседная».
Беседная икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что на ней изображаются Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием (по прозванию Юрыш). Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в 1383 г., когда Сама Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над новоустроенным в Ее честь храме в Тихвине поставили деревянный крест, а не железный. На месте этого явления была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 г. одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы). В 1515 г. вновь была построена деревянная церковь и основан мужской монастырь в честь этой святой иконы. Находился Беседный монастырь в Новгородской губернии Тихвинского уезда.
Иконография сюжета Беседной иконы точно отражает «Сказание». Пресвятая Богородица изображена сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом листьями или цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Перед Богородицей – святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Георгий.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-besednaja
☦️
Икона Богородицы Нарвская.
Нарвская икона Богоматери прославилась в 1558 году, когда русские войска осаждали город Нарву. Во время этой осады пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, в котором когда-то жили русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин этого дома, а вместе с ним и его нетрезвые гости стали глумиться над св. образом. Этого словесного глумления и одного ругательства им показалось мало, и скоро они перешли к действию. Хозяин дома сделал дерзкое предложение, которое было принято всеми пьяными и обезумевшими от злобы на русских гостями. — Эта безобразная доска, — говорил он, — поставлена была для русских купцов; нам же она не нужна, поэтому бросим ее в огонь.
Тотчас же икона была снята со стены и со злобой брошена в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламя вместо того, чтобы сжечь образ Богоматери, устремилось кверху и зажгло крышу дома. Это было в воскресный день. Воздух был чист и тих. Однако, как только показалось пламя на крыше дома, внезапно поднялась сильная буря; ветер раздувал пламя, быстро перебрасывал его с одного дома на другой, и вскоре почти весь город был охвачен ужасным огненным потоком.
Видя это пожарище, немцы растерялись. Пользуясь их смятением, русские войска сделали приступ к городу и взяли его. Близ Нарвы находилось немецкое войско, но оно по какому-то странному ослеплению не хотело оказать помощи своим осажденным единоплеменникам.
Когда пожар утих и город был очищен от немцев, тогда в пепле русские нашли две иконы — икону Божией Матери и икону Николая Чудотворца. Оба св. образа сохранились совершенно невредимыми, нисколько не пострадав от огня.
По взятии города царь Иоанн Васильевич послал в Нарву Юрьевского архимандрита и Софийского протоиерея, чтобы они построили одну церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-narvskaja