17 августа 2024
⏳ 2024.08.17 (сб)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 8я по Пятидесятнице (глас 6й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 17 августа (4 августа)
• (Успенский пост)
• семи отроко́в, иже во Ефесе: свв. Максимилиа́на, Иамвли́ха, Мартиниа́на, Иоа́нна, Диони́сия, Ексакустодиа́на (Константи́на), Антони́на (ок. 250; 408–450)
• прмц. Евдоки́и (И́и) Римляныни (362–364)
• мч. Елевфе́рия Византийского (IV)
• обре́тение мощей свт. Арсе́ния Элассонского (?)
• прмч. Михаила (Жука), мчч. Симеона (Воробьева), Димитрия (Воробьева) (1937)
• обре́тение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000)
• иконы Божией Матери Казанская (Пензенская) (1717)
☦️
Святые семь Ефесских отроков: Максимилиа́н, Иамвли́х, Мартиниа́н, Иоа́нн, Диони́сий, Ексакустодиа́н (Константи́н) и Антони́н.
Семь ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249–251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой Минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября).
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/646
☦️
Преподобномученица Евдоки́я (И́я) Римляныня, Персидская.
Святая мученица Ия была взята в плен вместе с 9000 христиан персидским царем Сапором II и отведена в персидский город Визаду. Начальник персидских волхвов принуждал святую к отречению от Христа, но она осталась непреклонна и была предана истязаниям. Затем ее бросили в темницу и после повторных пыток обезглавили.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/774
☦️
Мученик Елевфе́рий кувикуларий, Византийский.
Святой мученик Елевферий Кувикуларий был знатным и богатым вельможей (кувикуларием) при византийском дворе. При всех дворцовых привилегиях Елевферий не обольщался земными благами и почестями, помышляя постоянно о нетленном и вечном. Приняв Святое Крещение, он стал ежедневно славить Бога псалмопением и украшал свою жизнь добрыми делами. Но один из рабов блаженного по внушению диавольскому донес императору на своего господина. Император пробовал отклонить Елевферия от веры Христовой, но после безуспешных попыток приказал обезглавить его, а тело бросить на съедение псам и птицам. Тело святого взял один священник-христианин и с почестями предал погребению.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1106
☦️
Святитель Арсе́ний Элассонский, архиепископ Суздальский.
Основные сведения об Арсении Элассонском (1550–1625), архиепископе Суздальском и Тарусском, содержатся в его сочинениях и греческом житии святителя, написанном человеком, хорошо его знавшим[1].
Родился в январе 1550 года в селении Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона монастыря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями Арсения были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий[2] и Пахомий (в миру Панайотис) – «слава иеромонахов», по выражению Арсения Элассонского.
После смерти отца (ок. 1560) воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под руководством которого получил первоначальное образование.
В 1568–1572 гг. учился в Трикале в школе известного дидаскала монастыря Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией, а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита.
В 1572 г. был пострижен в монашество Арсением, митр. Патр, через несколько дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона.
В 1572–1575 гг. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в монастыре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха.
В конце 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени патриархом, вызвал Арсения в Константинополь и поставил чередным священником патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 – нач. 1584 г. в Константинополе, Арсений посещал лекции дидаскалов.
21 февраля 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февраля 1584 г. до марта–апреля 1585 г. жил в Элассоне.
…
Поездка в Россию и деятельность во Львове.
В мае 1585 г. патриарх Феолипт II вызвал его в Константинополь. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, который привез патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного. В благодарность патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав которого был включен и Арсений. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули русскую столицу.
На пути из России в Константинополь в мае 1586 г. Арсений сделал остановку во Львове, где получил приглашение от членов православного братства, терпевшего притеснения от католиков, возглавить братскую школу. В течение 2 лет Арсений преподавал во львовской школе греческий и церковнославянский языки, составил для нее учебную программу («Порядок школьный»), ориентируясь на школы, в которых учился у себя на родине. По образцу «Грамматики» Константина Ласкариса Арсений написал двуязычную «Грамматику доброглаголиваго еллинословенскаго языка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).
…
Участие в образовании Московского патриархата. Жизнь в Москве.
В 1586 г. патриарх Иеремия II в 3-й раз вступил на Константинопольскую кафедру. Состояние церковных дел было плачевным, и патриарх решил отправиться в Москву за милостыней. 1 мая 1588 г. вл. Арсений получил грамоту Иеремии, предлагавшего ему приехать в Замостье: здесь патриарх должен был встретиться с канцлером Яном Замойским для получения разрешения польского короля на проезд через его страну. 20 мая А. Э. соединился с патриархом в Замостье и выразил желание сопровождать его до рус. столицы вместе с Монемвасийским митр. Иерофеем, архим. Христофором, архидиак. Леонтием, Георгием Логофетом, Николаем Аристотелем и др. 11 июля 1588 г. посольство прибыло в Москву. Арсений Элассонский принимал участие в переговорах русского правительства с патриархом Иеремией относительно учреждения в России патриаршества, поддержал эту идею (среди членов греч. посольства существовали острые противоречия по вопросу об учреждении патриаршества). Принял участие в избрании патриарха всея Руси, состоявшемся 23 янв. 1589 г. в Успенском соборе, доставил во дворец к царю акт избрания. 26 января патриарх Иеремия в сослужении митр. Иерофея, Арсения Элассонского и русских архиереев рукоположил св. митр. Иова во патриарха. На торжественных обедах, устроенных царем и царицей в честь Иеремии, члены греческого посольства получили богатые дары. В феврале того же года патриарх Иеремия совершил поездку в Троице-Сергиев монастырь и в мае 1589 г. покинул Москву. Арсений Элассонский получил от царя Феодора Иоанновича разрешение остаться в русской столице, дом вл. Арсения находился в Кремле, недалеко от царского дворца.
В мае 1591 г. Тырновский митр. Дионисий доставил в Москву акт Константинопольского Собора 1590 г., утверждавший создание Московского патриархата. Арсений Элассонский был привлечен для рассмотрения этого документа, отвергнутого русским правительством из-за того, что в ряду православных патриархов Московскому патриарху отводилось 5-е место. 12 февраля 1593 г. Собор вост. иерархов в Константинополе еще раз признал законность учреждения в России патриаршества и подтвердил 5-е место Московского патриарха в ряду других православных патриархов. Доставленный в Москву акт был признан рус. властями, однако привезшие этот документ архим. Неофит и чтец Иоасаф испытали в России немалые трудности, прежде чем в 1597 г. смогли возвратиться к себе. Большая роль в их освобождении принадлежала Арсению Элассонскому, благодаря чему у него завязались отношения с патриархом Александрийским, святителем Мелетием (Пигой).
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-elassonskij-suzdalskij
☦️
Преподобномученик Михаил (Жук), иеромонах.
Преподобномученик Михаил – в миру Михаил Григорьевич Жук – родился в 1872 году в селе Монастырек Равва-Русского уезда Львовской губернии (в то время Австро-Венгрия, ныне Украина, Львовская область, Жовкивский район), происходил из крестьянской семьи. В 1887 году он окончил гимназию. Известно, что даже после ее окончания будущий преподобномученик всю жизнь продолжал работать над своим образованием, читал книги научного и религиозного содержания.
Проживая в селе Смолино, Михаил с 16 лет служил псаломщиком в храме, занимался крестьянским трудом. Женился, но рано овдовел. Во время Первой мировой войны Львовские земли были заняты русскими войсками. В 1915 году в числе беженцев Михаил Жук попал в Россию и тогда же стал жителем Мордовского края, поселившись сначала в городе Краснослободске, а затем переехав в село Аксел Темниковского уезда Тамбовской губернии.
Сердцем уже давно склоняясь к жизни монашеской, Михаил Григорьевич подает прошение архиерею определить его в какой-нибудь монастырь и в 1924 году становится послушником Спасо-Преображенского монастыря, располагавшегося в Крснослободском уезде Пензенской губернии. В 1926 году послушника Михаила рукополагают во иеромонахи. После закрытия монастыря он служит на приходах в ряде сел Мордовии: Сивинь, Новое Синдрово, Новое Девичье, Старое Зубарево.
Первый раз отца Михаила арестовали в 1930 году за то, что он «оставил в церкви на ночь огонь». Второй арест состоялся в феврале 1932 года. Отпустили в марте без каких-либо объяснений. Третий и последний арест состоялся в июне 1937 года. Было предъявлено обвинение: «участник систематических собраний группы служителей религиозного культа, на которых прорабатывали методы агитации среди верующих против советской власти, всячески делали попытки к дискредитации вождей компартии». Виновным себя отец Михаил не признал, от веры своей не отрекался.
11 июля 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила иеромонаха Михаила (Жука) к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение, и отец Михаил принял мученическую кончину 17 июля 1937 года.
☦️
Мученики Симео́н и Дими́трий Воробьевы.
Братья Симеон и Димитрий родились в селе Ключевом Максатихинского уезда Тверской губернии в благочестивой семье крестьянина Михаила Воробьёва. Семён родился в 1871 году, а Дмитрий — в 1873-м, и во время гонений 1937 года им было за шестьдесят лет. Хотя братья и не были нарочито образованны, но были грамотны и весьма начитанны в церковной литературе, с детства были приучены к молитве и церковной службе. Оба брата служили в армии рядовыми: Семён с 1903 по 1907 год, а Дмитрий в 1914–1915 годах. До революции братья имели небольшие крестьянские хозяйства, Семён — лошадь, корову и овцу, а Дмитрий — две коровы, две овцы и ветряную мельницу. Поскольку хозяйства были ничтожны, то во время революции и сразу после нее они не были отобраны, но положение изменилось в начале тридцатых годов: тогда братья были арестованы, все их имущество конфисковано, а сами они были сосланы вместе со своими семьями на Урал. У Семёна было два сына — Николай одиннадцати и Михаил пяти лет, а у Дмитрия две дочери, четырнадцати и тринадцати лет, и сын одиннадцати лет.
Через год им было разрешено вернуться на родину, но ни имущества, ни хозяйства им не вернули. Семён еще до ссылки был церковным старостой в храме в селе Ключевом, и приехавший в село священник Александр Диевский предложил ему работать при храме сторожем, а его сына, Николая, научил петь и читать на клиросе, и вскоре он стал исполнять обязанности псаломщика. Дмитрий Михайлович, чтобы не умереть в родном селе с голоду, обзавелся кое-каким хозяйством.
Главное, что было в братьях, — это вера и великая любовь к храму, и поэтому, когда в село Ключевое был назначен священником о. Александр, он остановился и жил у братьев Воробьёвых; эти благочестивые семьи были опорой прихода.
Наступил 1937 год; 23 июля Дмитрий и Семён и сын его Николай были арестованы и заключены в Бежецкую тюрьму. Сразу же начались допросы.
— Когда и где вы познакомились с Диевским и в чем заключалось ваше знакомство? — спросил следователь Семёна Михайловича.
— В 1930 году я служил церковным старостой в ключевской церкви, в этом же году приехал священник Александр Степанович Диевский, который остановился у меня квартировать… Мое знакомство с Диевским заключается в том, что он служил священником, мой сын Николай псаломщиком, а я сторожем.
— Расскажите подробно, какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения.
Контрреволюционной деятельности среди населения я не вёл.
Скажите, Воробьёв, признаете ли себя виновным?
В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
— Почему вы следствию даете лживые показания, тогда как следствием установлена ваша контрреволюционная деятельность?
— В контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю».
Был допрошен сын Семёна Михайловича, Николай. Ему в это время едва исполнилось семнадцать лет.
— Скажите, когда вы познакомились со священником Диевским и по какой причине?
— В 1930 году мой отец был церковным старостой, в этом году приехал священник Александр Степанович Диевский, остановился у нас квартировать и с тех пор мне знаком. Я лично с самого детства посещал церковь, узнал обязанности псаломщика, на эту должность меня поставил церковный совет уже два года тому назад, зарплату мне платят тридцать рублей
— Какую вы проводили контрреволюционную деятельность?
— Служил псаломщиком, контрреволюционной деятельности не проводил.
— Скажите, Воробьёв, признаете ли вы себя виновным в агитации против советской власти и мероприятий партии?
— В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной деятельности и агитации против проводимых партией и советской властью мероприятий виновным себя не признаю, поясняю, что агитацию среди населения я не проводил, моя связь со священником и отцом заключалась в совместной службе в одной церкви, Диевский был священником, а мой отец церковным сторожем. Антисоветской деятельности у меня с Диевским и отцом не было, и они в моём присутствии никогда и ничего не говорили против проводимых советской властью и партией мероприятий, Псаломщиком меня рекомендовал священник, который мне в этой работе помогал.
В тот же день был допрошен и Дмитрий Михайлович.
— Скажите, когда вы познакомились с Александром Диевским и в чём ваше знакомство заключалось?
— Со священником Александром Степановичем Диевским я познакомился в 1930 году, то есть с тех пор, как он стал служить священником в селе Ключевом.
Скажите, какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения? Подтвердите, так как следствию об этом известно.
Контрреволюционной деятельности среди населения я не вел.
— Скажите, Воробьёв, признаете вы себя виновным?
— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
— Почему вы даете лживые показания, тогда как следствием ваша контрреволюционная деятельность установлена?
— В контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю. Поясняю следующее: моя связь с Диевским, братом Семёном и племянником Николаем состояла в посещении церкви.
Вот всё, что сочли нужным ответить на вопросы следователя братья, единственная вина которых была в ревностном отношении к храму.
13 августа Тройка НКВД приговорила Семёна и Дмитрия к расстрелу. Николай не был приговорен к расстрелу только из-за того, что ему было в то время семнадцать лет, его приговорили к восьми годам исправительно-трудового лагеря. Братья Симеон и Димитрий были расстреляны 17 августа 1937 года.
☦️
Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер.
К лику святых праведного Алексия Бортсурманского причислили на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Канонизация отца Алексия готовилась еще в начале ХХ века. В 1913 году в Бортсурманы приезжала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с бортсурманским батюшкой Алексием. Чудеса подтвердились, но Первая мировая война и Октябрьская революция не позволили тогда канонизировать подвижника.
Во времена безбожия могилу отца Алексия пытались стереть с лица земли и прекратить почитание праведника, но верующие тайно восстанавливали могильный холмик. Успенский храм в селе Бортсурманы закрыли в 1937 году и использовали под клуб и склад.
В 1989 году в селе начал складываться приход. Службы совершались в молитвенном доме — бывшем производственном помещении. Тогда же в Успенском храме начались реставрационные работы. 17 августа 1993 года, когда церковь освятили, туда были торжественно перенесены святые мощи угодника Божия, здесь они покоятся до сих пор. Из многих уголков России приезжают верующие в Бортсурманы, чтобы помолиться угоднику Божию и поклониться его святым мощам.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-gnevushev-bortsurmanskij
☦️
Икона Богородицы Казанская (Пензенская).
Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645–1676) в благословение городу Пензе при его основании в 1666 году. От Москвы до самой Пензы образ несли на руках и поместили в городскую соборную церковь. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах.
Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Пенза обязана своим спасением от врагов. Накануне 4 августа 1717 года во время нашествия кочевавших в астраханских и саратовских степях ногайских татар (так называемый «кубанский погром»), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону с крестами и хоругвями вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали.
В конце ХIХ века этой иконе было установлено празднование 4 августа. На всенощном бдении положено величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия».
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-penzenskaja