⏳ 2024.07.13 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пятидесятнице (глас 1й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
13 июля (30 июня)
• Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея (брата его), Иакова Зеведеева, Иоанна (брата его), Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля (или Фаддея), Симона Зилота, Матфия
• прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290)
• прославление свт. Софро́ния Иркутского (1918)
• сщмч. Тимофея (Петропавловского), прмч. Ника́ндра (Прусака) (1918)
• прмч. Феоге́на (Козырева) (1939)
• мч. Иоанна (Демидова) (1944)
• Собор святых Биробиджанской епархии
• икон Божией Матери: Балыкинская (1711), Горбаневская (1786)


☦️
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся древним празд­ни­ком. Свя­тая Цер­ковь, че­ствуя каж­до­го из 12-ти апо­сто­лов в раз­ное вре­мя го­да, с дав­них вре­мен уста­но­ви­ла об­щее празд­но­ва­ние им на сле­ду­ю­щий день по­сле па­мя­ти слав­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла († ок. 67). Све­де­ния о каж­дом апо­сто­ле приведены в день его су­гу­бой па­мя­ти.
Свя­той бла­го­вер­ный царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337) по­стро­ил в Ца­рь­гра­де храм во имя свя­тых Две­на­дца­ти апо­сто­лов. Ука­за­ния на со­вер­ше­ние это­го празд­но­ва­ния встре­ча­ют­ся в IV ве­ке.

Апостолы из 12ти и дни их памяти:
Андрей Первозванный († 62) 13 декабря, 3 июня – Собор Карельских святых, 28 декабря – Собор Крымских святых
Петр (до призвания Симон) († ок. 67) 29 января – Поклонение честны́м веригам, 12 июля
Иоанн Богослов, евангелист († нач. II в.) 21 мая, 9 октября – Преставление
Иаков Зеведеев, брат ап. Иоанна Богослова († 44) 13 мая
Филипп († I) 27 ноября
Варфоломей (Нафанаил) († I) 5 мая, 24 июня, 7 сентября – Перенесение мощей
Матфей (Левий), евангелист, брат ап. Иакова Алфеева († 60), 29 ноября
Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея († I) 22 октября
Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), брат Господень († ок. 80), 2 июля
Фома Дидим (Близнец) († I) Неделя 2-я по Пасхе, 19 октября
Симон Зилот, Кананит († I) 23 мая
Матфий († ок. 63) 22 августа

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/1

☦️
Преподобный Петр Ордынский, Ростовский, царевич.
Свя­той Петр ца­ре­вич – яс­ный при­мер то­му, что пре­бы­ва­ние пас­ты­рей Рус­ской Цер­кви в Ор­де, тя­же­лое для них, не оста­ва­лось без пло­дов для свя­той ве­ры. Ро­стов­ский епи­скоп Ки­рилл (па­мять 21 мая/3 июня) хо­дил в Ор­ду к ха­ну Бер­гаю по нуж­дам Церк­ви. При вос­ше­ствии но­во­го ха­на на пре­стол кня­зья и пас­ты­ри на­ши обык­но­вен­но хо­ди­ли на по­клон к нему. Так бы­ло и при Бер­гае, ко­гда он взо­шел на пре­стол по­сле бра­та сво­е­го в 1257 го­ду. Лас­ко­во при­ня­тый Бер­га­ем, бла­жен­ный Ки­рилл, по его же­ла­нию, рас­ска­зы­вал ему о свя­той ве­ре, как рас­про­стра­нял ее свя­той Леон­тий в Ро­сто­ве (па­мять 23 мая/5 июня), ка­кие чу­де­са со­вер­ша­ют­ся при мо­щах его во сла­ву име­ни Хри­сто­ва и си­лой Хрис­то­вой. В чис­ле слу­ша­те­лей бе­се­ды епи­ско­па с ха­ном был юный пле­мян­ник Бер­гая, сын его бра­та. Сло­во о ве­ре Хри­сто­вой па­ло на доб­рую поч­ву – на серд­це доб­ро­го юно­ши. Он был силь­но по­ра­жен тем, что слы­шал о свя­той ве­ре, и стал уве­рять­ся в пу­сто­те сво­ей язы­че­ской ре­ли­гии: по­кло­не­нии солн­цу, звез­дам, ог­ню. В том же го­ду у ха­на раз­бо­лел­ся един­ствен­ный сын, и хан, вспом­нив рас­ска­зы Ро­стов­ско­го епи­ско­па об ис­це­ле­ни­ях, со­вер­ша­ю­щих­ся при гро­бе свт. Леон­тия, вы­тре­бо­вал Ки­рил­ла к се­бе для ис­це­ле­ния сы­на. Свя­ти­тель по­сле теп­лой мо­лит­вы к Бо­гу и Пре­свя­той Бо­го­ма­те­ри мо­лил чу­до­твор­ца Леон­тия оправ­дать де­ло свя­той ве­ры пе­ред за­блуд­ши­ми. При­быв в Ор­ду, он ис­це­лил боль­но­го ца­ре­ви­ча мо­лит­вой и освя­щен­ной во­дой. Щед­ро ода­рен­ный ха­ном, Рос­тов­ский епи­скоп от­пра­вил­ся в оте­че­ство. Юный пле­мян­ник ха­на во вре­мя вто­рич­но­го пре­бы­ва­ния епи­ско­па у ха­на ре­шил­ся уда­лить­ся с ним в Ро­стов, чтобы там при­нять свя­тую ве­ру. Не смея от­крыть сво­их на­ме­ре­ний ма­те­ри, бо­ясь вла­сти дя­ди, он тай­но ушел из Ор­ды и, до­гнав на до­ро­ге епи­ско­па, со сле­за­ми про­сил взять его с со­бой. Свя­ти­тель со­гла­сил­ся.
В Ро­сто­ве ца­ре­вич жил в до­ме епи­ско­па, хо­дил смот­реть на чин бо­го­слу­же­ния, слу­шал чте­ние и пе­ние, и все его при­во­ди­ло в вос­торг. То­гда в ка­фед­раль­ном хра­ме епи­ско­па, го­во­рит древ­ний по­вест­во­ва­тель, на ле­вом кли­ро­се пе­ли по-гре­че­ски, а на пра­вом по-рус­ски. Ца­ре­вич про­сил кре­стить его. Но вла­ды­ка, за­бо­тив­ший­ся о сво­ей пастве, ве­лел ца­ре­ви­чу ожи­дать до вре­ме­ни, опа­са­ясь гне­ва хан­ско­го на зем­лю Рус­скую, ес­ли услы­шит о Кре­ще­нии сво­е­го пле­мян­ни­ка. Но про­шло до­воль­но вре­ме­ни, умер хан Бер­гай, пе­ре­ста­ло в Ор­де ис­ка­ние ца­ре­ви­ча, и свя­ти­тель с лю­бо­вью окре­стил его с име­нем Пет­ра. Но­вый хрис­ти­а­нин на­учил­ся рус­ско­му язы­ку, усерд­но чи­тал кни­ги, тру­до­лю­би­во мо­лил­ся, по­се­щал бо­го­слу­же­ние хра­ма, жил чи­сто и воз­держ­но, оста­ва­ясь в до­ме епи­ско­па.
Бла­жен­ный Ки­рилл скон­чал­ся, и 19 сен­тяб­ря 1261 го­да из Ав­ра­ами­е­вой оби­те­ли взо­шел на ка­фед­ру Ро­стов­скую свт. Иг­на­тий. Петр про­дол­жал жить при свт. Иг­на­тии в ка­фед­раль­ном до­ме. Про­дол­жая усерд­но по­се­щать храм Бо­жий и жить бла­го­го­вей­но, по вре­ме­нам за­бав­лял­ся он со­ко­ли­ной охо­той на бе­ре­гу озе­ра Неро. Раз, за­мед­лив до но­чи на этой охо­те, за­снул он у озе­ра. Ему яви­лись во сне, а по про­буж­де­нии и на­яву, свв. апо­сто­лы Петр и Па­вел. Ужас­нул­ся юно­ша, ви­дя пред со­бой свет­лых му­жей ро­стом, пре­вы­ша­ю­щим че­ло­ве­че­ский, и да­ле­ко оси­яв­ших окрест­ный мрак; три­жды хо­тел он вос­стать и три­жды по­вер­гал­ся до­лу пред ни­ми. И они, под­няв его, лас­ко­во ска­за­ли: «Не бой­ся, друг Петр, мы по­сла­ны к те­бе Бо­гом, в Ко­то­ро­го ты уве­ро­вал, и же­ла­ем, чтобы и здесь, где за­снул ты, со­зда­на бы­ла цер­ковь в на­ше имя; зав­тра ты вы­ме­ня­ешь три ико­ны, од­ну Бо­го­ро­ди­цы с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и две свя­тых, от­не­сешь их к епи­ско­пу и ска­жешь, что апо­сто­лы Петр и Па­вел по­веле­ва­ют по­стро­ить в их имя цер­ковь на ука­зан­ном ими ме­сте». За­тем они да­ли ца­ре­ви­чу два меш­ка, один с зо­ло­том, дру­гой с се­реб­ром, и ста­ли неви­ди­мы. Бла­жен­ный Петр про­был в мо­лит­ве до утра на ме­сте, где яви­лись ему апо­сто­лы. По­том на­шел в го­ро­де у ико­но­пис­ца три ука­зан­ные ико­ны, вы­ме­нял и по­нес их епи­ско­пу. В ту же ночь свт. Иг­на­тию яви­лись апо­сто­лы и при­ка­за­ли по­стро­ить в их имя храм. Устра­шен­ный то­ном при­ка­за­ния и ви­дом их, Иг­на­тий утром при­гла­сил к се­бе кня­зя – то­гда был кня­зем сын му­че­ни­ка Ва­силь­ка Бо­рис – и, рас­ска­зав ему о ви­де­нии, го­во­рил: «Не знаю, что де­лать? Недо­уме­ваю, где стро­ить храм?» В это вре­мя они уви­де­ли Пет­ра с ико­на­ми на ру­ках; епи­скоп и князь бы­ли по­ра­же­ны изум­ле­ни­ем, от­ку­да мог взять Петр ино­стра­нец та­кие пре­крас­ные ико­ны, то­гда как в го­ро­де на то вре­мя не бы­ло ико­но­пис­ца? Вы­слу­шав рас­сказ Пет­ра, они бла­го­го­вей­но по­кло­ни­лись свя­тым ико­нам, от­слу­жи­ли в хра­ме мо­ле­бен пе­ред ни­ми, со­вер­ши­ли крест­ный ход на ме­сто яв­ле­ния свя­тых апо­сто­лов и здесь в пост­ро­ен­ной на­ско­ро ча­совне по­ста­ви­ли чуд­ные ико­ны. Бла­жен­ный Петр вы­брал об­шир­ную пло­щадь на бе­ре­гу озе­ра. На от­ве­ден­ном ме­сте был по­стро­ен храм свя­тых апо­сто­лов и при нем ос­но­вал­ся мо­на­стырь ино­ков.
По­чи­та­ние пре­по­доб­но­го ца­ре­ви­ча Пет­ра на­ча­лось с XIV ве­ка. По­мест­ное празд­­но­ва­ние уста­нов­ле­но на Со­бо­ре 1547 го­да, при мит­ро­по­ли­те Все­рос­сий­ском Ма­ка­рии.

☦️
Про­слав­ле­ние Святителя Софро́ния, епископа Иркутского.
Са­мо тор­же­ство про­слав­ле­ния, сро­ки ко­то­ро­го де­я­ни­я­ми Со­бо­ра бы­ло пред­ло­же­но опре­де­лить Ир­кут­ско­му ар­хи­ерею са­мо­му, со­об­ра­зу­ясь с мне­ни­ем пат­ри­ар­ха и мест­ны­ми усло­ви­я­ми, ори­ен­ти­ро­воч­но пла­ни­ро­ва­лось на 30 июня – та­ко­во бы­ло мне­ние прео­свя­щен­но­го Иоан­на, ар­хи­епи­ско­па Ир­кут­ско­го и Вер­хо­лен­ско­го. Вме­сте с тем в адрес пат­ри­ар­ха и Си­но­да по­сту­пи­ла за­пис­ка от прич­та Ир­кут­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра с прось­бой от­ло­жить тор­же­ство по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля по край­ней ме­ре до 8 ок­тяб­ря. Ос­но­ва­ния при­во­ди­лись дей­стви­тель­но вес­кие.
По­ми­мо опа­се­ний не уло­жить­ся в остав­ше­е­ся до 30 июня вре­мя, се­рьез­ны­ми пред­став­ля­лись по­ли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские при­чи­ны. Стра­на на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии граж­дан­ской вой­ны; для бо­го­слу­же­ний не хва­та­ло эле­мен­тар­ных ве­щей: све­чей, му­ки, ви­на, де­ре­вян­но­го мас­ла; не бы­ло икон свя­ти­те­ля; кро­ме все­го, для ор­га­ни­за­ции празд­но­ва­ния нуж­но бы­ло по­лу­чить раз­ре­ше­ние у но­вых вла­стей, а меж­ду тем «но­вая власть в ли­це ко­мис­са­ров устрой­ство тор­же­ства в бли­жай­шее вре­мя на­хо­дит неудоб­ным». «На­ко­нец, – пи­шут кли­ри­ки Ир­кут­ска, – в го­ро­де в на­сто­я­щее вре­мя крайне на­пря­жен­ная об­ста­нов­ка вслед­ствие дви­же­ния Бе­лой Ар­мии с Даль­не­го Во­сто­ка. Во что это вы­льет­ся через ме­сяц-дру­гой, ска­зать труд­но».
Про­тив та­ких до­во­дов труд­но бы­ло что-ли­бо воз­ра­зить, и пат­ри­арх дал со­гла­сие на пе­ре­не­се­ние сро­ка про­слав­ле­ния на бо­лее бла­го­при­ят­ное вре­мя. Но не в си­ле Бог, а в прав­де. В ми­ну­ту раз­но­гла­сий о вре­ме­ни про­слав­ле­ния сам свя­ти­тель Со­фро­ний явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Иоан­ну и рек ему: «Му­жай­ся!», чем вдох­но­вил его пой­ти на­пе­ре­кор ви­ди­мым пре­пят­стви­ям. Тор­же­ство со­сто­я­лось имен­но 30 июня. Мир­ное пе­ние сла­вы Гос­по­ду и угод­ни­ку Бо­жию Со­фро­нию ни­чем не бы­ло на­ру­ше­но. Его хра­ни­ло мо­ле­ние са­мо­го свя­ти­те­ля пред Пре­сто­лом Все­выш­не­го.
То­гда же свя­щен­ни­ком Ти­хо­ном Сол­да­то­вым бы­ла со­став­ле­на служ­ба свя­ти­те­лю, а тро­парь и кондак по бла­го­сло­ве­нию прео­свя­щен­но­го Иоан­на на­пи­сал про­то­и­е­рей Ни­ко­лай По­но­ма­рев. Ака­фист был под­го­тов­лен иеро­мо­на­хом Пор­фи­ри­ем и ре­цен­зи­ро­ван кол­лек­ти­вом епи­ско­пов, на­хо­див­ших­ся в Ир­кут­ске «по об­сто­я­тель­ствам вре­ме­ни». Те же «об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни» пе­ре­нес­ли ра­ку и ков­че­жец со свя­ты­ми остан­ка­ми в ир­кут­ский храм во имя ико­ны Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­над­ле­жав­шей об­нов­лен­цам. С 1937 го­да, по­сле за­кры­тия это­го хра­ма, свя­ты­ня пре­бы­ва­ет под спу­дом. Ныне имя свя­ти­те­ля Со­фро­ния, на­ше­го усерд­но­го за­ступ­ни­ка, ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка Церк­ви, неуто­ми­мо­го тру­же­ни­ка, «на­став­ни­ка мо­на­хов и со­бе­сед­ни­ка ан­ге­лов», чтит­ся всем пра­во­слав­ным ми­ром.

Свя­ти­тель Со­фро­ний, епи­скоп Ир­кут­ский и всея Си­би­ри, пре­ста­вил­ся к Бо­гу 30 мар­та 1771 го­да, на вто­рой день Свя­той Пас­хи. По­ка ожи­да­ли ре­ше­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да о по­гре­бе­нии, шесть ме­ся­цев его те­ло оста­ва­лось не пре­дан­ным зем­ле и за это вре­мя не под­верг­лось тле­нию. Уже то­гда, вви­ду это­го об­сто­я­тель­ства, а так­же зная стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь свя­ти­те­ля Со­фро­ния, паства ста­ла по­чи­тать его как угод­ни­ка Бо­жия. Мно­го­крат­но (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мо­щи сви­де­тель­ство­ва­лись как нетлен­ные и ис­то­ча­ю­щие бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Слу­чив­ший­ся 18 ап­ре­ля 1917 го­да по­жар в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре Ир­кут­ска оста­вил толь­ко ко­сти свя­ти­те­ля, но не ума­лил, а, на­обо­рот, уве­ли­чил бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля ве­ру­ю­щим на­ро­дом.
По­мест­ный Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в опре­де­ле­нии от 10/23 ап­ре­ля 1918 го­да по­ста­но­вил со­вер­шить про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Со­фро­ния, при­чис­лив его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Са­мо тор­же­ство при­чис­ле­ния свя­ти­те­ля Со­фро­ния к ли­ку свя­тых бы­ло со­вер­ше­но 30 июня (см. выше). На вто­рой сес­сии это­го же Со­бо­ра под пред­се­да­тель­ством свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ти­хо­на бы­ла утвер­жде­на служ­ба свя­ти­те­лю Со­фро­нию с тро­па­рем, со­став­лен­ным управ­ляв­шим в то вре­мя Ир­кут­ской епар­хи­ей ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном, чтобы все ве­ру­ю­щие име­ли воз­мож­ность при­со­еди­нить мо­лит­ву свя­то­му угод­ни­ку к го­ло­су церк­вей си­бир­ских, вы­со­ко чту­щих па­мять сво­е­го све­тиль­ни­ка и мо­лит­вен­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sofronij-irkutskij

☦️
Священномученик Алекси́й Введенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ти­мо­фей – Ти­мо­фей Алек­сан­дро­вич Пет­ро­пав­лов­ский – был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в 1913 го­ду ко хра­му в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Зо­ло­то­нош­ки Стер­ли­та­мак­ско­го уез­да Уфим­ской гу­бер­нии.
30 июня 1918 го­да он от­слу­жил ли­тур­гию, а за­тем мо­ле­бен апо­сто­лу Ти­мо­фею и му­че­ни­це Со­фии с ака­фи­стом. Чи­тая Еван­ге­лие, при­уро­чен­ное к чте­ни­ям му­че­ни­кам, он с ка­ким-то осо­бен­ным чув­ством, об­ра­тив­шим на се­бя вни­ма­ние мно­гих мо­ля­щих­ся, про­чел сло­ва Гос­по­да: «не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло…», вос­при­няв их в тот мо­мент как на­пут­ствие и укреп­ле­ние для се­бя са­мо­го в гря­ду­щих стра­да­ни­ях.
В этот день в се­ло Зо­ло­то­нош­ки при­был от­ряд крас­но­гвар­дей­цев во гла­ве с уро­жен­цем это­го се­ла по фа­ми­лии Гар­буз и с ни­ми несколь­ко пле­нен­ных ими жи­те­лей со­сед­не­го се­ла. Часть мест­ных жи­те­лей встре­ти­ла от­ряд с хле­бом-со­лью, иные, стоя да­же на ко­ле­нях, на­де­ясь уми­ло­сти­вить этим же­сто­ких ка­ра­те­лей, так как жи­те­ля­ми се­ла неза­дол­го до это­го бы­ла по­сла­на дру­же­ствен­ная де­ле­га­ция к вой­скам че­хо­сло­ва­ков, про­ти­во­сто­яв­шим то­гда боль­ше­ви­кам. Отец Ти­мо­фей не по­шел встре­чать от­ряд крас­но­гвар­дей­цев и не поз­во­лил жене уни­жать­ся пе­ред ка­ра­те­ля­ми.
Спу­стя час по­сле при­бы­тия крас­но­гвар­дей­цев в се­ло, он ли­цом к ли­цу столк­нул­ся с Гар­бу­зом, ко­то­рый тут же ему объ­явил, что он его аре­сто­вы­ва­ет и при­го­ва­ри­ва­ет к по­ве­ше­нию. Го­то­вый к му­че­ни­че­ско­му кон­цу, свя­щен­ник по­про­сил, чтобы по­ве­ше­ние бы­ло за­ме­не­но рас­стре­лом. Ка­ра­тель со­гла­сил­ся, и от­ца Ти­мо­фея по­ста­ви­ли к стене ам­ба­ра и рас­стре­ля­ли, а вме­сте с ним рас­стре­ля­ли аре­сто­ван­ных ра­нее в со­сед­нем се­ле че­ты­рех муж­чин и жен­щи­ну. Тор­же­ствен­ные по­хо­ро­ны ка­ра­те­ли за­пре­ти­ли устра­и­вать и да­же су­пру­ге свя­щен­ни­ка не раз­ре­ши­ли про­во­дить те­ло с гро­бом на клад­би­ще. По­гре­бе­ние пас­ты­ря-му­че­ни­ка и всех с ним уби­тых со­вер­шил иеро­мо­нах Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря.

☦️
Священномученик Тимофе́й Петропавловский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ти­мо­фей – Ти­мо­фей Алек­сан­дро­вич Пет­ро­пав­лов­ский – был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в 1913 го­ду ко хра­му в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Зо­ло­то­нош­ки Стер­ли­та­мак­ско­го уез­да Уфим­ской гу­бер­нии.
30 июня 1918 го­да он от­слу­жил ли­тур­гию, а за­тем мо­ле­бен апо­сто­лу Ти­мо­фею и му­че­ни­це Со­фии с ака­фи­стом. Чи­тая Еван­ге­лие, при­уро­чен­ное к чте­ни­ям му­че­ни­кам, он с ка­ким-то осо­бен­ным чув­ством, об­ра­тив­шим на се­бя вни­ма­ние мно­гих мо­ля­щих­ся, про­чел сло­ва Гос­по­да: «не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло…», вос­при­няв их в тот мо­мент как на­пут­ствие и укреп­ле­ние для се­бя са­мо­го в гря­ду­щих стра­да­ни­ях.
В этот день в се­ло Зо­ло­то­нош­ки при­был от­ряд крас­но­гвар­дей­цев во гла­ве с уро­жен­цем это­го се­ла по фа­ми­лии Гар­буз и с ни­ми несколь­ко пле­нен­ных ими жи­те­лей со­сед­не­го се­ла. Часть мест­ных жи­те­лей встре­ти­ла от­ряд с хле­бом-со­лью, иные, стоя да­же на ко­ле­нях, на­де­ясь уми­ло­сти­вить этим же­сто­ких ка­ра­те­лей, так как жи­те­ля­ми се­ла неза­дол­го до это­го бы­ла по­сла­на дру­же­ствен­ная де­ле­га­ция к вой­скам че­хо­сло­ва­ков, про­ти­во­сто­яв­шим то­гда боль­ше­ви­кам. Отец Ти­мо­фей не по­шел встре­чать от­ряд крас­но­гвар­дей­цев и не поз­во­лил жене уни­жать­ся пе­ред ка­ра­те­ля­ми.
Спу­стя час по­сле при­бы­тия крас­но­гвар­дей­цев в се­ло, он ли­цом к ли­цу столк­нул­ся с Гар­бу­зом, ко­то­рый тут же ему объ­явил, что он его аре­сто­вы­ва­ет и при­го­ва­ри­ва­ет к по­ве­ше­нию. Го­то­вый к му­че­ни­че­ско­му кон­цу, свя­щен­ник по­про­сил, чтобы по­ве­ше­ние бы­ло за­ме­не­но рас­стре­лом. Ка­ра­тель со­гла­сил­ся, и от­ца Ти­мо­фея по­ста­ви­ли к стене ам­ба­ра и рас­стре­ля­ли, а вме­сте с ним рас­стре­ля­ли аре­сто­ван­ных ра­нее в со­сед­нем се­ле че­ты­рех муж­чин и жен­щи­ну. Тор­же­ствен­ные по­хо­ро­ны ка­ра­те­ли за­пре­ти­ли устра­и­вать и да­же су­пру­ге свя­щен­ни­ка не раз­ре­ши­ли про­во­дить те­ло с гро­бом на клад­би­ще. По­гре­бе­ние пас­ты­ря-му­че­ни­ка и всех с ним уби­тых со­вер­шил иеро­мо­нах Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря.

☦️
Преподобномученик Ника́ндр (Прусак), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­кандр ро­дил­ся в 1865 го­ду в Ка­ме­нец-По­доль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Дмит­рия Пру­са­ка и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ни­ки­фо­ром. Об­ра­зо­ва­ние Ни­ки­фор по­лу­чил до­ма. Из­брав мо­на­ше­ский путь, он под­ви­зал­ся в Алек­сан­дро-Афон­ской Зе­лен­чук­ской пу­сты­ни; 7 мар­та 1896 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Ни­кан­дром. 8 июня 1896 го­да мо­нах Ни­кандр был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 но­яб­ря 1897 го­да – во иеро­мо­на­ха. Мо­на­стыр­ское на­чаль­ство ха­рак­те­ри­зо­ва­ло его как мо­на­ха весь­ма спо­соб­но­го и тру­до­лю­би­во­го. В 1901 го­ду он был на­прав­лен в Кав­каз­ский Ни­ко­ла­ев­ский мис­си­о­нер­ский мо­на­стырь, а в 1908 го­ду воз­вра­тил­ся в Зе­лен­чукскую пу­стынь. В 1913 го­ду иеро­мо­нах Ни­кандр был пе­ре­ве­ден в Бол­хов­ский Тро­иц­кий Оп­тин мо­на­стырь Ор­лов­ской епар­хии и на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность каз­на­чея; в 1916 го­ду – пе­ре­ве­ден в Толг­ский мо­на­стырь Яро­слав­ской епар­хии.
Иеро­мо­нах Ни­кандр (Пру­сак) был рас­стре­лян 30 июня (13 июля) 1918 го­да за­хва­тив­ши­ми в стране власть без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Преподобномученик Феоге́н (Козырев), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Фео­ген ро­дил­ся 27 ян­ва­ря 1862 го­да в го­ро­де Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье слу­жа­ще­го ко­ню­шен­но­го ве­дом­ства при цар­ском двор­це Льва Ко­зы­ре­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ва­си­ли­ем. Лев Ко­зы­рев слу­жил при ко­нюш­нях двор­цо­во­го ве­дом­ства при Им­пе­ра­то­ре Ни­ко­лае I; Ва­си­лий, окон­чив на ка­зен­ный счет Алек­сан­дров­скую гим­на­зию, с 1877 го­да так­же стал слу­жить при ко­нюш­нях двор­цо­во­го ве­дом­ства. По­сле боль­ше­вистcко­го пе­ре­во­ро­та в 1917 го­ду ко­ню­шен­ное ве­дом­ство бы­ло пе­ре­да­но ав­то­ба­зе, и до вы­хо­да на пен­сию в 1924 го­ду Ва­си­лий Льво­вич слу­жил здесь кла­дов­щи­ком, а за­тем пе­ре­ехал в го­род Ме­щовск Ка­луж­ской об­ла­сти и по­се­лил­ся при од­ном из мо­на­сты­рей; в том же го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Фео­ген.
В 1926 го­ду епи­скоп Мо­саль­ский, ви­ка­рий Ка­луж­ской епар­хии Гер­ман (Вейн­берг) ру­ко­по­ло­жил его во иеро­мо­на­ха и воз­вел во игу­ме­на и бла­го­сло­вил быть сво­им ду­хов­ни­ком. Отец Фео­ген жил сна­ча­ла в Ме­щов­ске, за­тем в Мо­саль­ске; в 1928 го­ду он пе­ре­ехал вме­сте с епи­ско­пом Гер­ма­ном в Бу­гу­рус­лан, ку­да вла­ды­ка был на­зна­чен ви­ка­ри­ем, а в 1930 го­ду с по­лу­че­ни­ем епи­ско­пом Гер­ма­ном са­мо­сто­я­тель­ной ка­фед­ры пе­ре­ехал вме­сте с ним в Ал­ма-Ату. Здесь он стал слу­жить вме­сте с вла­ды­кой в Ни­коль­ском со­бо­ре. Вес­ной 1932 го­да епи­скоп Гер­ман воз­вел игу­ме­на Фео­ге­на в сан ар­хи­манд­ри­та; при воз­ве­де­нии при­сут­ство­ва­ли свя­ти­те­ли-ис­по­вед­ни­ки ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий (Ти­тов) и епи­скоп Ам­вро­сий (По­лян­ский).
Епи­скоп Гер­ман и ар­хи­манд­рит Фео­ген жи­ли при со­бо­ре, где кро­ме них жи­ли мо­на­хи­ни, при­смат­ри­вав­шие за хра­мом. В на­ча­ле де­каб­ря 1932 го­да мать на­чаль­ни­ка мест­но­го ОГПУ, при­дя к мо­на­хи­ням, ска­за­ла: «Мой сын по­слал ме­ня пре­ду­пре­дить, что в ночь на 10 де­каб­ря всех ва­ших свя­щен­ни­ков аре­сту­ют. Ни­ко­му по­на­ча­лу не ве­лел го­во­рить, а толь­ко из-за то­го, что жал­ко ему ме­ня, зная, что я цер­ковь люб­лю, ска­зал: “Пой­ди и ска­жи сест­рам”».
Все­нощ­ная 9 де­каб­ря 1932 го­да под празд­ник в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» бы­ла от­слу­же­на осо­бен­но тор­же­ствен­но. Епи­ско­пу Гер­ма­ну со­слу­жи­ли ар­хи­манд­рит Фео­ген, про­то­и­е­реи Алек­сандр Скаль­ский, Сте­фан По­но­ма­рев и Филипп Гри­горь­ев. По­сле все­нощ­ной мо­на­хи­ни, епи­скоп Гер­ман и ар­хи­манд­рит Фео­ген ушли в свои ке­льи, а свя­щен­ни­ки разо­шлись по до­мам в го­ро­де. Око­ло один­на­дца­ти ча­сов но­чи к Ни­коль­ско­му со­бо­ру по­до­шли со­труд­ни­ки ОГПУ и сра­зу же про­шли в ком­на­ту епи­ско­па и ар­хи­манд­ри­та и аре­сто­ва­ли их. Тем вре­ме­нем в цер­ков­ный двор вве­ли аре­сто­ван­ных свя­щен­ни­ков Алек­сандра Скаль­ско­го и Сте­фа­на По­но­ма­ре­ва, а за­тем всех по­ве­ли в тюрь­му ОГПУ, ку­да уже был при­ве­ден свя­щен­ник Филипп Гри­горь­ев.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feogen-kozyrev

☦️
Мученик Иоа́нн Демидов.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 27 сен­тяб­ря 1907 го­да в де­ревне Ан­дре­ево За­по­нор­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье бо­га­то­го кре­стья­ни­на Ива­на Пан­кра­тье­ви­ча Де­ми­до­ва. Брат Ива­на Пан­кра­тье­ви­ча, Мат­вей, был вла­дель­цем неболь­шой шел­ко­кру­тиль­ной фаб­ри­ки, на ко­то­рой ра­бо­та­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти че­ло­век. В свое вре­мя бра­тья раз­де­ли­ли иму­ще­ство, и Мат­вей Пан­кра­тье­вич стал еди­но­лич­ным вла­дель­цем фаб­ри­ки, а Иван Пан­кра­тье­вич стал ис­пол­нять неко­то­рые фаб­рич­ные за­ка­зы у се­бя на до­му. Се­мья Ива­на Пан­кра­тье­ви­ча бы­ла на ред­кость бла­го­че­сти­вой, и в са­мый тя­же­лый для Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пе­ри­од, во вре­ме­на го­не­ний от без­бож­ни­ков, его сын и дочь ста­ли ста­ро­ста­ми хра­мов, дочь – Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Авер­ки­е­во, а сын Иван – По­кров­ской церк­ви в се­ле За­по­но­рье; успев окон­чить до при­хо­да со­вет­ской вла­сти сель­скую шко­лу, он по­мо­гал от­цу по хо­зяй­ству.
В 1929 го­ду Иван был при­зван в ар­мию и слу­жил в ар­тил­ле­рий­ском пол­ку, квар­ти­ро­вав­шем в го­ро­де Мор­шан­ске Там­бов­ской об­ла­сти. Иван не скры­вал, что он че­ло­век ве­ру­ю­щий, и по­лит­ру­ки вся­че­ски пы­та­лись скло­нить его к от­ка­зу от ве­ры. Он пи­сал из ар­мии до­мой от­цу: «До­ро­гой па­па­ша! Каж­дый день спе­ци­аль­но на­до мной си­дит по­лит­рук и все уго­ва­ри­ва­ет снять на­тель­ный кре­стик. Но я тво­е­го бла­го­сло­ве­ния не бро­шу. Пе­ре­терп­лю все. Свя­тые от­цы му­ки раз­ные тер­пе­ли, и я пе­ре­терп­лю, а ве­ре пра­во­слав­ной не из­ме­ню».
Вер­нув­шись из ар­мии, Иван стал ра­бо­тать вме­сте с от­цом в сво­ем хо­зяй­стве. В 1933 го­ду, усту­пая прось­бам кре­стьян, он со­гла­сил­ся стать ста­ро­стой в По­кров­ской церк­ви в се­ле За­по­но­рье. В том же го­ду его аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к че­ты­рем ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре за невы­пол­не­ние им, как еди­но­лич­ни­ком, сель­ско­хо­зяй­ствен­ных обя­за­тельств, дан­ных ему го­су­дар­ством. В 1935 го­ду он сно­ва был при­го­во­рен к ше­сти ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре за неупла­ту на­ло­гов. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он устро­ил­ся ра­бо­тать на стро­и­тель­ство шко­лы в Пав­ло­вом По­са­де, а за­тем, в 1937 го­ду, – ра­бо­чим на ле­со­пиль­ном за­во­де в Дрезне. Но где бы он ни ра­бо­тал, он ни­ко­гда не за­бы­вал, что он пра­во­слав­ный че­ло­век и цер­ков­ный ста­ро­ста, и все­гда был оза­бо­чен тем, со­вер­ша­ет­ся ли в По­кров­ском хра­ме бо­го­слу­же­ние. По­сле то­го, как храм ли­шил­ся по­сто­ян­но­го свя­щен­ни­ка, он стал при­во­зить свя­щен­ни­ка из го­ро­да, и тот со­вер­шал тре­бы в до­мах при­хо­жан. Это и яви­лось при­чи­ной аре­ста Ива­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-demidov

☦️
Собор святых Биробиджанской епархии.
Празд­но­ва­ние Со­бо­ра свя­тых Би­ро­би­джан­ской епар­хии вне­се­но в ме­ся­цеслов по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла 7 июля 2018 го­да.
День празд­но­ва­ния Со­бо­ра — 13 июля. В этот день в 1944 го­ду в цен­траль­ной боль­ни­це Бу­ре­ин­ско­го ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря на стан­ции Из­вест­ко­вая Ев­рейской ав­то­ном­ной об­ла­сти скон­чал­ся свя­той му­че­ник Ио­анн Де­ми­дов — пер­вый по вре­ме­ни ка­но­ни­за­ции из чис­ла по­движ­ни­ков, по­стра­дав­ших и по­гре­бен­ных на тер­ри­то­рии Би­ро­би­джан­ской епар­хии.

В Со­бор во­шли:
• сщ­мч. Алек­сандр Ци­це­ров, про­то­и­ерей;
• сщ­мч. Нил Смир­нов, про­то­и­ерей;
• сщ­мч. Ди­мит­рий Ро­за­нов, иерей;
• сщ­мч. Гри­го­рий Са­ма­рин, диа­кон;
• прмч. Кос­ма (Маг­да), иеро­мо­нах;
• мч. Ио­анн Де­ми­дов;
• мч. Ди­мит­рий Вдо­вин;
• мц. Па­рас­ке­ва Коч­не­ва.

☦️
Икона Богородицы Балыкинская.
Яв­ле­ние Ба­лы­кин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в се­ле Ба­лы­кине Ста­ро­дуб­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии 30 июня 1711 го­да. Ис­то­рия чу­до­твор­ной ико­ны бы­ла из­ло­же­на в уте­рян­ном ныне ру­ко­пис­ном «Ска­за­нии», хра­нив­шем­ся в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине. Пре­да­ние гла­сит: ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­ди­лась в до­ме Ти­мо­фея Дуль­ско­го, офи­це­ра Ста­ро­дуб­ско­го пол­ка. Во вре­мя вой­ны со шве­да­ми, ко­гда вра­же­ские вой­ска шли ми­мо г. Ста­ро­ду­ба, на иконе ста­ли за­мет­ны сле­зы из глаз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Уви­дев это, Дуль­ский дал обет по­ста­вить свя­тую ико­ну в храм, ко­то­рый где-ни­будь то­гда стро­ил­ся. В ско­ром вре­ме­ни он узнал, что в се­ле Ба­лы­кине имен­но в это вре­мя воз­во­ди­лась цер­ковь, и, убе­див­шись в бед­но­сти Ба­лы­кин­ско­го при­хо­да, обе­щал пе­ре­дать свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри имен­но ту­да, но мед­лил с ис­пол­не­ни­ем сво­е­го обе­та. То­гда во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и при­ка­за­ла немед­лен­но пе­ре­дать ико­ну в Ба­лы­кин­скую цер­ковь. Од­на­ко и по­сле это­го Дуль­ский все еще мед­лил. Вто­рой раз яви­лась ему во сне Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и под угро­зой на­ка­за­ния вновь при­ка­за­ла от­дать ико­ну в Ба­лы­кин­ский храм, по­сле че­го Ти­мо­фей Дуль­ский по­спе­шил ис­пол­нить свое обе­ща­ние и пе­ре­дал ико­ну в но­во­по­стро­ен­ную де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине.
Об­раз про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, ко­то­рые сте­ка­лись для по­кло­не­ния ей не толь­ко из Чер­ни­гов­ской, но и из со­сед­них гу­бер­ний. Неза­дол­го до Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции об­раз был силь­но по­вре­жден в ре­зуль­та­те са­мо­воз­го­ра­ния, но огонь не кос­нул­ся ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Ба­лы­кин­ская ико­на на­пи­са­на на хол­сте, при­кле­ен­ном на дос­ку, ма­ло­рос­сий­ским пись­мом, за­кры­та стек­лом и ме­тал­ли­че­ским окла­дом с по­кры­ти­ем, ими­ти­ру­ю­щим зо­ло­че­ние. На го­ло­ве Бо­жи­ей Ма­те­ри вме­сто по­кро­ва укра­ше­ние, на­по­ми­на­ю­щее диа­де­му. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми, взи­ра­ю­щей на Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Ко­то­рый ле­жит на Ее ко­ле­нях. Ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой с над­пи­сью: «1811 г., июня 24, ко­штом гра­фи­ни Ан­ны Ива­нов­ны Без­бо­род­ко пе­ре­де­ла­на и вызла­ще­на».
Ико­но­гра­фия Ба­лы­кин­ской ико­ны вос­хо­дит к за­пад­ным об­раз­цам, ико­нам «Рож­де­ство Хри­сто­во» и «По­кло­не­ние волх­вов» (Бо­го­ро­ди­ца неред­ко изо­бра­жа­лась ко­ле­но­пре­кло­нен­ной, с при­жа­ты­ми к гру­ди ру­ка­ми, пе­ред ле­жа­щим в яс­лях Бо­гом­ла­ден­цем).
Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Ба­лы­кин­ской ико­ны на­хо­дит­ся в ор­лов­ском Вве­ден­ском жен­ском мо­на­сты­ре. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в вен­це, во­круг ним­ба – 12 звезд. Как гла­сит пре­да­ние, чу­до­твор­ный об­раз по­пал в оби­тель в 1712 го­ду, как бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­ля Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча), ар­хи­епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го, и не раз яв­лял за­ступ­ни­че­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ра­ща­ю­щим­ся к ней за по­мо­щью. Эта ико­на так­же про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми мла­ден­цев и бес­но­ва­той жен­щи­ны в 1858 го­ду. Чу­де­са, про­ис­хо­див­шие от спис­ка ико­ны Бо­го­ма­те­ри, за­пи­сы­ва­лись в мо­на­сты­ре. Чу­до­твор­ная Ба­лы­кин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­дя­ща­я­ся в г. Ор­ле, бо­лее из­вест­на, чем пер­во­об­раз из се­ла Ба­лы­ки­на.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-balykinskaja

☦️
Икона Богородицы Горбаневская.
Чу­до­твор­ная Гор­ба­нев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри есть ко­пия Кор­сун­ской ико­ны, пи­сан­ной еван­ге­ли­стом Лу­кою и при­не­сён­ной ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром из Хер­со­на в Ки­ев в 988 го­ду. На­зы­ва­ет­ся же ико­на Гор­ба­нев­скою по фа­ми­лии ка­за­ка Гор­ба­ня, ос­но­вав­ше­го се­ло, рас­по­ло­жен­ное близ Пол­та­вы, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние Гор­ба­нёв­ка. По ис­то­ри­че­ским све­де­ни­ям, яв­ле­ние Гор­ба­нев­ской ико­ны от­но­сит­ся к пер­вой по­ло­вине XVIII сто­ле­тия. В то вре­мя се­ло Гор­ба­нёв­ка бы­ло не за­се­ле­но и окру­же­но ле­сом.
В этой мест­но­сти жил толь­ко ка­зак Гор­бань. Од­на­жды он ко­сил на сво­ей па­се­ке тра­ву, и вдруг ко­са его пе­ре­ло­ми­лась. На­кло­нив­шись к тра­ве, он уви­дел ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и тут же за­ме­тил, что ко­нец ко­сы ра­нил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри под пра­вым гла­зом, из ко­то­ро­го по­ка­ти­лась сле­за. С бла­го­го­вей­ным тре­пе­том Гор­бань от­нёс ико­ну в свой дом и за­явил о слу­чив­шем­ся ду­хов­но­му на­чаль­ству.
Вско­ре усер­ди­ем бла­го­че­сти­вых лю­дей на ме­сте яв­ле­ния ико­ны был вы­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на най­ден­ная ико­на, а в 1818 го­ду был от­стро­ен ка­мен­ный храм. Ико­на, на­пи­сан­ная на же­лез­ном ли­сте, укра­ше­на се­реб­ря­но-по­зо­ло­чен­ной ри­зой и дра­го­цен­ны­ми ка­ме­я­ми.
На­чи­ная с 1850 го­да, еже­год­но, 30 июня, Гор­ба­нев­ская ико­на в со­про­вож­де­нии мно­го­ты­сяч­ной тол­пы бо­го­моль­цев пе­ре­но­си­лась в Пол­та­ву, на пять верст рас­сто­я­ния от Гор­ба­нёв­ки, и оста­ва­лась в Успен­ском со­бо­ре 40 дней – до 10 ав­гу­ста. По­том та­ким же крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась об­рат­но в Гор­ба­нёв­ку.
В трид­ца­тых го­дах ХХ ве­ка Гор­ба­нев­ский храм был стёрт с ли­ца зем­ли, и крест­ные хо­ды ста­ли со­вер­шать­ся в пре­де­лах го­ро­да Пол­та­вы, за­тем ико­ну при­шлось укры­вать. По­сле вой­ны об­раз на­хо­дил­ся сна­ча­ла в Ма­ка­ри­ев­ской церк­ви, а с 1949-го по 1962 год – в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. По­сле раз­ру­ше­ния со­бо­ра в 1962 го­ду чу­до­твор­ный об­раз был пе­ре­не­сён в Свя­то-Ма­ка­ри­ев­ский ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Пол­та­вы, где пре­бы­ва­ет и по­ныне.
Каж­дую пят­ни­цу ве­че­ром пе­ред ико­ной, ко­то­рую на­зы­ва­ют «За­ступ­ни­цей и По­хва­лой зем­ли на­шей Пол­тав­ской», по­ёт­ся ака­фист.
По­ми­мо офи­ци­аль­но­го дня празд­но­ва­ния, за­не­сён­но­го в ме­ся­це­слов 13 июля (30 июня по ста­ро­му сти­лю), су­ще­ству­ет так­же день мест­но­чти­мо­го празд­но­ва­ния Гор­ба­нев­ской ико­ны – 12 ок­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю).

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-gorbanevskaja


Жития
Писание