11 июля 2024
⏳ 2024.07.11 (чт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пятидесятнице (глас 1й)
• четверг
• (Апостольский пост)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 11 июля (28 июня)
• перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412)
• прп. Павла врача (?)
• прп. Ксенофо́нта Робейского (1262)
• прпп. Сергия и Германа Валаамских (ок. 1353)
• сщмч. Василия (Ситникова) (1918)
• прмц. Севастиа́ны (Агеевой-Зуевой) (1938)
• сщмч. Григория (Самарина) (1940)
• иконы Божией Матери «Троеручица» (VIII)
☦️
Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоа́нна (412).
Святой бессребреник Кир (день памяти 13 февраля) был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284–305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой – 15 лет, Феодотией – 13 лет и Евдоксией – 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна († 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/546
☦️
Преподобный Павел Коринфянин.
Преподобный Павел, врач из города Коринфа, в юности принял постриг в одном из монастырей. Здесь святой много трудился и стал опытным подвижником.
Однажды преподобный Павел по демонской злобе был оклеветан женщиной. Она принесла в монастырь новорожденного младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенес клевету, не отрекался и принял младенца как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, преподобный Павел сказал: «Братия, спросим младенца, кто его отец!» Новорожденный, указав рукой на кузнеца, произнес: «Вот мой отец, а не Павел монах». Увидев это чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени преподобный Павел получил от Бога дар исцеления болезней, отчего и был назван врачом. Скончался преподобный Павел 70-ти с лишним лет.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/547
☦️
Преподобный Ксенофо́нт Робейский, игумен.
Преподобный Ксенофонт Робейский был учеником преподобного Варлаама Хутынского († 1192; память 6 ноября). В Хутынском монастыре он настоятельствовал после игумена Исидора († 1243). Оставив игуменство, преподобный Ксенофонт на берегу реки Робейки (недалеко от Новгорода) основал Троицкую обитель. Здесь он блаженно почил 28 июня 1262 года.
☦️
Преподобные Се́ргий и Ге́рман, Валаамские чудотворцы.
Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке (считалось, что преподобные Сергий и Герман поселились на Валааме между 973–980 годами, но позднейшая критика отодвигала время их жизни к XII и даже к XIV веку) во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.
Не дошло до нас и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.
Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–64 гг.
Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.
В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI–XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo – Старый Валаам, и на этом острове указан крест.
Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.
В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.
11 июля – память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. Путешественник, капитан Яков Яковлевич Мордвинов так описывает саму обитель: «Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны – святых апостолов Петра и Павла, с северной — святого апостола Иоанна Богослова, вверху с юга святого апостола Андрея Первозванного, с северу – святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны — преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преп. под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы».
К 28 июня 1789 года был освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.
В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти – 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.
Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
Основатели монастыря, преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое, несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.
…
📜 Более подробно о Валааме:
Глубокая древность покрывает неизвестностью начало Валаамской обители, и летописи не определяют времени жития преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, коих жизнеописание даже утрачено: вероятно, по случаю частых войн Новгорода со шведами, не раз опустошавшими монастырь.
Местные же предания стараются рассеять этот мрак: в древности на Валааме было главное капище Велеса и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие по окрестностям язычники. Этимологический разбор слова: Валамо–как называют остров финны– подтверждает вероятность этого предания. Слово Валамо состоит из двух слов: мо – по-ижорски значащего земля, и Вал – которого можно считать одного корня со словами Ваал, Волос и Велес. Таким образом, Валамо будет значить земля Велеса, то есть место, посвящённое Велесу.
К этому языческому преданию местное христианское предание прибавляет, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель Скифов и Славян, прибывши из Киева в Новгород, отсюда по реке Волхову достиг Ладожского озера, а потом – до Валаама. Там благословил горы каменным крестом, истребил капище Велеса и Перуна, обратил в Христову веру и жрецов идольских и обитавших на острове язычников, положил основание на Валааме исповеданию веры Христовой, и оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых, сопутствовавших ему, учеников.
В рукописи, именуемой Оповедь, говорится об этом уже с убеждением, и в истинности предания автор рукописи не сомневается.
О пребывании святого апостола Андрея на Валааме сказание подтверждает и другой памятник древности «Вселетник» Киевского митрополита Иллариона, лета 1051.
…
Из приведённого драгоценного отрывка из „Оповеди“ видно, что на Валааме, после св. ап. Андрея, существовало уже правительство, во главе которого между другими лицами стояли Очеслав и Гуруслав, очевидно славяне, и, вероятно, посадники, что там существовало своё вече, по образцу новгородского, из семи избранных истцев; что обитатели Валаама под сим управлением имели свои законы XII князей; что они принимали меры для обороны от нападения врагов; что у валаамского правительства были свои монеты; что там Полимелав, Нуреб и Дористен производили строения, некто Варсав строил водяные суда, a Сергий знал и любил письмена; что о Валааме знали и в чужих землях и, в случаях личной опасности, искали себе спасения в нём; что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там до времени преп. Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Словом, надо допустить, что Валаам, до основания на нём монастыря, принадлежал Славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезали следы христианской православной веры до преп. Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.
С некоторым вероятием можно отнести житие преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, ко временам святой княгини Ольги. В церковной истории Платона, митрополита Московского, и в рукописном житии св. Авраамия Ростовского видно, что остров Валаам еще в X веке по Рождеству Христова был уже обителью и славился подвижниками. В летописи, по Софийскому списку, сказано: „лета 6671 (1163 по Рождеству Христову) обретены быша мощи и пренесены преподобных отец наших Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, при архиепископе Новгородском Иоанне“.
Преподобный Сергий не был туземцем Валаамских островов, а пришёл туда, как говорится в церковной службе, от восточных стран. Одни из исследователей думают, что он был грек, друге – что он славянин и из новгородских посадников. За неимением данных, вопрос этот остаётся открытым. По указанной же выше рукописи „Оповѣдь“, видно, что преподобный был изобразитель, что жил, спасался и кончил жизнь свою в пещере некоего Вага. Святой Сергий был не простой монах, но священно-инок, как изображают его, по преданию, и на св. иконах, из коих первые были списаны с нетленных мощей преп. Сергия уже после его успения, как увидим ниже. Преподобный умер, проживши более 60 лет на земле.
По сказанию церковной службы, и преп. Герман пришёл на Валаам от восточных стран, саном же был, как изображается на св. иконах, в древности снятых с нетленных его мощей, также священно-инок.
О жизни и подвигах свв. Сергия и Германа говорится в службе: „их любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва непрестанна, нрава кротость, слёз струи приснотекущие, пост, бдение и труды–предел естеcmвa превосходящие “. Еще при жизни они имели от Бога особенные дары Св. Духа. „Тии святые – Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы преславные,–говорится в прошении архимандрита Макария 1696 г., – еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая и будущая». Память свв. отец Сергия и Германа для всех была священна. Преосв. Амвросий, митрополит Новгородский, в донесении св. Синоду от 25-го августа 1819 года, ходатайствуя о внесении в церковные книги памяти препод. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, между прочим, писал: „в списках рукописных, хранящихся в оной обители, довольно есть чудес сих преподобных» В молитве же, напечатанной при их службе, о чудесах их говорится следующее: «Вы бо в недузах явистеся целители, по морю плавающим кормчие и утопающим благонадежное избавлень, и от всякого смертоносного нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение, и всяких наветом содержимых очищение и помощь»– Вопреки летописи по Софийскому списку, „Вселетник“ митрополита Иллариона даёт разуметь, что и мощи святых Сергия и Германа открыты были очень рано (т. е. ранее 1163 г.), еще в доисторический период Валаамского монастыря, и что они неоднократно переносимы были в Новгород и обратно на Валаам. Во „Вселетнике“ под 1050 годом сказано: «Се лето принесоши с Валаама в Новуград великий преподобных Сергия и Германа утретли раз (в третий раз)». Вот все, что доселе известно о жизни преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
…
Так, в 1163 г. валаамские иноки, в ожидании набега шведов на Корельскую страну, что действительно и случилось в 1164 году, открыв св. мощи своих первоначальников Сергия и Германа, перенесли их (то было уже в 4-й раз) в Новгород, при новгородском архиепископе Иоанне І. Через 17 лет, при том же святителе, по миновении набега, в 1179 году или в 1180, 11 сентября, иноки принесли обратно на Валаам святые телеса своих заступников и, опасаясь, чтобы в будущем дерзкая рука не оскорбила святыни, по благословению св. архипастыря, иссекли глубочайшую могилу на острове а в ней скрыли святые мощи угодников под спудом, где с тех пор мирно почивают они и по настоящее время. В память сего-то последнего возвращения св. мощей в Валаамскую обитель и совершается теперь ежегодно церковное празднество 11-го сентября.
…
По всей вероятности, первоначальный Троицкий Валаамский монастырь, бывший деревянным, был сожжён врагами до основания. Затем, по миновании опасности, устроился новый монастырь (Спасо-Преображенский?). Церковь во имя Спаса построил игумен Мартирий, упоминаемый в старинных памятниках под 1192 годом.
…
В ХVІ столетии беспокойные шведы опять завели войны с Россией, и при сём удобном случае не забыли и св. Валаамской обители.
Так, в 1578 г. 20 февраля в фанатической ревности о распространении лютеранства, преследуя православных корел, они напали на Валаамский монастырь: 18 человек благочестивых старцев и 16 послушников мученически истреблены были мечом за их твердость в православной вере.
В 1581 г. на острове открылся мор, жертвою которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастия, пламя войны опустошило и самую обитель: церкви, трапезу, кельи и ограду. Это разорение произошло также от шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 г., заключён был мир. Царь и великий князь Феодор Иоаннович, узнав про разоренье Валаамского монастыря, повелел царскою казною возобновить его со всеми прежними его правами. Царь Борис Годунов подтвердил это. Монастырь был возобновлён, имел значительный капитал, и существовал в таком виде до 1611 года.
…
В 1611 году, при игумене Макарии, цветущая Валаамская Пречестная Лавра уничтожена была вполне до основания. Шведы, взяв Кексгольм (Корелу), разрушили многие места, высадились и на Валаамский остров, напали на монастырь и здесь все предали огню и мечу. Игумен Макарий, братия и служки, коих имена неизвестны, невосхотевшие расстаться со священным местом духовных подвигов, запечатлели святую любовь ко Христу и преданность к православной Церкви своею кровью, прияв смерть от рук шведов. Св. храмы, кельи, трапезу, ограду, гостиницу – шведы всё пожгли и разорили до конца. Остров опустел. На месте монастыря жестокие враги поставили себе жилища, имея в виду навсегда водворить здесь свое господство.
…
Разорив Валаам, шведы погубили и плоды валаамских иноков в распространении святой православной веры на финском берегу Ладожского озера. Православные храмы сожжены, священнослужители побиты или изгнаны из своих мест. Многие из православных переселились в Новгородскую и Тверскую губернии; вот почему в этих губерниях мы встречаем селения финнов и корелов.
По Столбовскому договору, заключенному въ 1617 г., Густаву Адольфу, шведскому королю, Россией были уступлены Кексгольм, Корелия и Ингерманландия. Остров Валаам перешёл к шведам и они его заняли. Иноков не было.
…
Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря, Иринарх, поверг Императору Петру Первому, через князя А. Д. Меншикова, доклад о восстановлении монастыря на прежнем его основании. Государю хорошо был известен Валаам, он нашёл целесообразным восстановление монастыря, и вот – в 1715 г. милостиво последовал указ Императора о полном восстановлении Валаамской обители
…
из книги «Святыни Валаамского монастыря»:
https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev/svjatyni-valaamskogo-monastyrja/
☦️
Священномученик Васи́лий Ситников, диакон.
Священномученик Василий – Василий Иванович Ситников – был диаконом Далматовской Николаевской церкви в Пермской губернии. Он окончил три класса духовного училища и с 1885 года служил псаломщиком; в 1898 году он был рукоположен во диакона и служил сначала в Иоанно-Предтеченской церкви в селе Изъедугинском Шадринского уезда Екатеринбургской епархии, а затем в храме Рождества Богородицы в селе Бакланское того же уезда. 5 ноября 1913 года он был переведен в Николаевскую церковь города Далматова, где принял мученическую кончину от пришедших к власти безбожников. В 1918 году, после того как его собратья-священники Владимир Сергеев и Александр Сидоров были арестованы, диакон Василий стал укорять безбожников за разграбление имущества арестованных пастырей. Они отметили это и отомстили. Диакон Василий Ситников был убит на следующий день после мученической кончины служивших вместе с ним пастырей – 28 июня 1918 года.
☦️
Преподобномученица Севастиа́на (Агеева-Зуева), монахиня.
Преподобномученица Севастиана родилась 20 ноября 1872 года в селе Старо-Иванцево Лукояновской волости Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье крестьян Харитона Никитича и Минодоры Абрамовны Агеевых-Зуевых и в крещении была наречена Стефанидой.
В 1892 году Стефанида поступила послушницей в Воскресенский Федоровский монастырь Владимирской епархии и с 30 мая этого года проходила послушание на кухне. В 1915 году игуменией монастыря была назначена монахиня Арсения (Добронравова). В 1924 году она приняла на жительство вернувшегося из ссылки митрополита Серафима (Чичагова), который прожил в обители несколько лет, пока не получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру, во времена гонений на Церковь переименованную по имени города, названного тогда в честь первого гонителя российских христиан. Митрополиту в это время было семьдесят два года, и в помощь ему по хозяйству игумения Арсения отпустила двух монахинь, одной из них была Стефанида, постриженная к тому времени в мантию с именем Севастиана. В 1933 году митрополит Серафим был уволен за штат и поселился в частном доме в поселке Удельное вблизи Москвы, куда за ним последовали и помогавшие ему монахини Севастиана и Вера (Втюрина).
30 ноября 1937 года митрополит Серафим был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве; 7 декабря того же года тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и 11 декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.
10 декабря 1937 года были арестованы монахини Севастиана и Вера, продолжавшие жить в том же доме в поселке Удельное, и в тот же день допрошены.
– Чем вы занимаетесь в данное время и на какие средства существуете? – спросил монахиню Севастиану следователь.
– С 1927 года я нахожусь без определенных занятий. Средством к существованию служили приношения, получаемые от почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Вы являетесь почитательницей Серафима Чичагова?
– Да, я являюсь почитательницей митрополита Серафима Чичагова, у него я несла послушание.
– Назовите всех известных вам почитателей митрополита Серафима Чичагова.
– Митрополит Серафим Чичагов имеет большое количество почитателей, но их имена и фамилии мне неизвестны. К нему на квартиру ходило много духовенства, монашества, а также мирян за получением различных советов, а также и для духовного общения с ним.
Следователь спросил, совершал ли митрополит Серафим в своей квартире богослужения и кто на них присутствовал. Монахиня Севастиана ответила, что митрополит совершал богослужения, на которых присутствовала она вместе с монахиней, помогавшей митрополиту, и другие его почитатели, но имена их ей неизвестны.
– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я не признаю и считаю ее властью антихриста, посланной Богом в наказание народу за его грехи, о чем я говорила и другим.
– Вы вели агитацию против выборов в Верховный Совет?
– Да, я говорила, что верующие не должны выбирать и участвовать в выборах сатанинской власти, которая разрушает храмы и без вины высылает верующих и духовенство.
На этом допросы были окончены. Монахиня Севастиана была неграмотна. Следователь зачитал ей протокол допроса, и она поставила под ним оттиск большого пальца правой руки.
В течение нескольких дней следователь допросил дежурных свидетелей, – председателя Удельнинского сельсовета и работника поселкового совета, которые и подписались под соответствующими показаниями.
20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила монахиню Севастиану к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Севастиана (Агеева-Зуева) скончалась в Бамлаге на Дальнем Востоке 11 июля 1938 года и была погребена в безвестной могиле.
☦️
Священномученик Григо́рий Самарин, диакон.
Священномученик Григорий родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Наровчатовского уезда Пензенской губернии в семье крестьянина Василия Самарина. В 1914 году после окончания Пензенского духовного училища он был назначен псаломщиком в церковь в честь святого Архистратига Михаила, причт которой духовно окормлял военнослужащих 11-го Туркестанского стрелкового полка в городе Керки Закаспийской области. В 1914 году началась Первая мировая война, и Григорий был призван в армию и служил до 1918 года рядовым. В 1919 году он был назначен псаломщиком в Покровскую церковь села Высокое Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области и 9 февраля 1920 года рукоположен во диакона. 27 сентября 1922 года он был назначен диаконом к Иосифо-Георгиевской церкви в городе Ташкенте. С 3 августа 1923 года диакон Григорий стал служить в храме Архангела Михаила в родном селе Салмановка; 9 мая 1925 года он был переведен в Вознесенскую церковь в город Беднодемьянск Пензенской губернии.
9 июля 1931 года диакон Григорий был назначен служить в церковь святых мучеников Адриана и Наталии в городе Лосиноостровске Московской области. 26 августа 1933 года он был награжден двойным орарем. 20 апреля 1935 года он был переведен в Петропавловский собор в город Коломну, где прослужил до кровавых гонений 1937 года.
«Коломенским районным отделом управления НКВД по Московской области, – писали сотрудники НКВД, – вскрыта и ликвидируется контрреволюционная церковно-монархическая организация… В своем составе контрреволюционная церковно-монархическая организация насчитывает до пятидесяти человек – из числа духовенства, бывших людей, кулаков раскулаченных и активных церковников».
10 августа 1937 года среди других был арестован и заключен сначала в коломенскую, а затем в Таганскую тюрьму в Москве и диакон Григорий Самарин.
Против него подписались под протоколами допросов свидетели, иные не читая их, как священник Петропавловского собора, в котором служил диакон, благочинный церквей города Коломны; он пока зал, будто бы диакон Григорий говорил, что «коммунизм есть общность даже и жен, большевики из русского народа хотят сделать безвольного раба, который бы им беспрекословно во всем подчинялся и исполнял их прихоти. Большевики затягивают петлю на шее русского народа, но как бы они не просчитались и не попали в нее сами».
Допросы в Коломенском отделении НКВД были в то время круглосуточными. Следователи беспрестанно заполняли те или иные протоколы допросов; дежуря поочередно, они требовали беспрерывно от арестованных поставить подпись под лжесвидетельствами. Некоторые из арестованных тогда в Коломне подписали лжесвидетельства против себя и других, иные отказались.
Диакон Григорий был допрошен сразу же после ареста.
– Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Вы подтверждаете это?
– Нет, участником контрреволюционной организации я не являюсь.
– Вы лжете перед следствием, следствие располагает материалами, изобличающими вас в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас правдивых показаний по этому вопросу! – заявил следователь.
– Я подтверждаю свой предыдущий ответ. Участником контрреволюционной церковно-монархической организации я не являюсь! – решительно возразил диакон.
Следователь стал зачитывать диакону показания лжесвидетелей, но отец Григорий все их отверг. Затем начался круглосуточный допрос со сменой следователей, и 29 августа был составлен очередной протокол допроса.
– На протяжении нескольких дней вы упорно продолжаете скрывать от следствия свое участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую прекратить ваше запирательство и приступить к исчерпывающим показаниям, – заявил следователь.
– Я дал показания и считаю их исчерпывающими и больше показать ничего не могу и виновным себя… не признаю.
5 сентября диакон Григорий был допрошен в последний раз.
– Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний.
– Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел.
Этим допросом следствие было закончено. Большинство тех, кто подписал протоколы со лжесвидетельствами против себя, были приговорены к расстрелу и расстреляны. 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на Дальний Восток в Бамлаг.
Диакон Григорий Самарин скончался в Бамлаге 11 июля 1940 года и был погребен в безвестной лагерной могиле.
☦️
Икона Богородицы «Троеручица».
В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.
Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-troeruchica