⏳ 2024.07.11 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пятидесятнице (глас 1й)
• четверг
• (Апостольский пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
11 июля (28 июня)
• перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412)
• прп. Павла врача (?)
• прп. Ксенофо́нта Робейского (1262)
• прпп. Сергия и Германа Валаамских (ок. 1353)
• сщмч. Василия (Ситникова) (1918)
• прмц. Севастиа́ны (Агеевой-Зуевой) (1938)
• сщмч. Григория (Самарина) (1940)
• иконы Божией Матери «Троеручица» (VIII)


☦️
Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоа́нна (412).
Свя­той бес­среб­ре­ник Кир (день памяти 13 февраля) был зна­ме­ни­тым вра­чом в го­ро­де Алек­сан­дрии, где ро­дил­ся и вы­рос. Он был хри­сти­а­ни­ном и ле­чил всех боль­ных без­воз­мезд­но, не толь­ко по­да­вая по­мощь в те­лес­ных бо­лез­нях, но ис­це­ляя так­же и ду­шев­ные неду­ги, ко­то­рые бы­ва­ют при­чи­на­ми те­лес­ных бо­лез­ней. Про­по­ве­дуя еван­гель­ское уче­ние, свя­той врач мно­гих языч­ни­ков об­ра­щал ко Хри­сту. Во вре­мя го­не­ния Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­той Кир уда­лил­ся в Ара­вий­скую пу­сты­ню, где при­нял ино­че­ство, и про­дол­жал и там ле­чить лю­дей сво­ей мо­лит­вой, по­лу­чив от Бо­га дар ис­це­лять все бо­лез­ни.
В го­ро­де Едес­се в то вре­мя жил во­ин Иоанн, бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин. Ко­гда на­ча­лось го­не­ние, он при­шел в Иеру­са­лим и там, услы­шав о свя­том Ки­ре, стал его разыс­ки­вать, по­шел для это­го в Алек­сан­дрию, за­тем в Ара­вию. Най­дя свя­то­го Ки­ра, Иоанн всей ду­шой при­вя­зал­ся к нему и стал его вер­ным по­сле­до­ва­те­лем. Узнав, что в Егип­те, в го­ро­де Ка­но­пе, схва­че­на хри­сти­ан­ка Афа­на­сия с тре­мя юны­ми до­черь­ми: Фео­к­ти­стой – 15 лет, Фе­о­до­ти­ей – 13 лет и Ев­док­си­ей – 11 лет, свя­тые Кир и Иоанн по­спе­ши­ли прий­ти к ним на по­мощь, опа­са­ясь, как бы страх пе­ред му­че­ни­я­ми не за­ста­вил их от­речь­ся от Хри­ста. Они по­се­ти­ли их в тем­ни­це и укре­пи­ли в му­же­стве пе­ред пред­сто­яв­шим по­дви­гом. Узнав об этом, пра­ви­тель го­ро­да схва­тил свя­тых Ки­ра и Иоан­на и, убе­див­шись в их твер­дом и без­бо­яз­нен­ном ис­по­ве­да­нии ве­ры во Хри­ста, пре­дал их страш­ным пыт­кам на гла­зах Афа­на­сии и ее до­че­рей. Ис­по­вед­ни­цы так же стой­ко пе­ре­нес­ли все му­че­ния и бы­ли обез­глав­ле­ны. Вслед за ни­ми на том же ме­сте каз­ни­ли свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Ки­ра и Иоан­на († 311). Те­ла их хри­сти­ане по­греб­ли в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мар­ка. В V ве­ке мо­щи свя­тых Ки­ра и Иоан­на бы­ли пе­ре­не­се­ны из Ка­но­па в Ма­ну­фин. Позд­нее их мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Рим, а от­ту­да в Мюн­хен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/546

☦️
Преподобный Павел Коринфянин.
Пре­по­доб­ный Па­вел, врач из го­ро­да Ко­рин­фа, в юно­сти при­нял по­стриг в од­ном из мо­на­сты­рей. Здесь свя­той мно­го тру­дил­ся и стал опыт­ным по­движ­ни­ком.
Од­на­жды пре­по­доб­ный Па­вел по де­мон­ской зло­бе был окле­ве­тан жен­щи­ной. Она при­нес­ла в мо­на­стырь но­во­рож­ден­но­го мла­ден­ца и ска­за­ла, что ро­ди­ла его от мо­на­ха Пав­ла. Ста­рец со сми­ре­ни­ем и ра­до­стью пе­ре­нес кле­ве­ту, не от­ре­кал­ся и при­нял мла­ден­ца как род­но­го сы­на. Ко­гда свя­то­го ста­ли уко­рять за на­ру­ше­ние ино­че­ско­го обе­та, пре­по­доб­ный Па­вел ска­зал: «Бра­тия, спро­сим мла­ден­ца, кто его отец!» Но­во­рож­ден­ный, ука­зав ру­кой на куз­не­ца, про­из­нес: «Вот мой отец, а не Па­вел мо­нах». Уви­дев это чу­до, лю­ди по­кло­ни­лись стар­цу, про­ся про­ще­ния. С это­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Па­вел по­лу­чил от Бо­га дар ис­це­ле­ния бо­лез­ней, от­че­го и был на­зван вра­чом. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Па­вел 70-ти с лиш­ним лет.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/547

☦️
Преподобный Ксенофо́нт Робейский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ксе­но­фонт Ро­бей­ский был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Ху­тын­ско­го († 1192; па­мять 6 но­яб­ря). В Ху­тын­ском мо­на­сты­ре он на­сто­я­тель­ство­вал по­сле игу­ме­на Ис­и­до­ра († 1243). Оста­вив игу­мен­ство, пре­по­доб­ный Ксе­но­фонт на бе­ре­гу ре­ки Ро­бей­ки (неда­ле­ко от Нов­го­ро­да) ос­но­вал Тро­иц­кую оби­тель. Здесь он бла­жен­но по­чил 28 июня 1262 го­да.

☦️
Преподобные Се́ргий и Ге́рман, Валаамские чудотворцы.
Ос­но­ва­те­ли Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ные Сер­гий и Гер­ман, со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ли гре­че­ски­ми свя­щен­но­и­но­ка­ми, при­шед­ши­ми в X ве­ке (считалось, что преподобные Сергий и Герман поселились на Валааме между 973–980 годами, но позднейшая критика отодвигала время их жизни к XII и даже к XIV веку) во вла­де­ния Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да вме­сте с пер­вы­ми пра­во­слав­ны­ми мис­си­о­не­ра­ми. Ис­то­ри­че­ские све­де­ния об ос­но­ва­те­лях Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря скуд­ны. Ча­сто во вре­ме­на вра­же­ских на­ше­ствий (XII, XVII ве­ка) мо­на­стырь пе­ре­жи­вал опу­сто­ше­ние, на дол­гие де­ся­ти­ле­тия пре­ры­ва­лось здесь ино­че­ское слу­же­ние. Во вре­ме­на на­ше­ствий уни­что­жа­лись цер­ков­ные па­мят­ни­ки, мо­на­стыр­ские свя­ты­ни, не раз бы­ли со­жже­ны и раз­граб­ле­ны бо­га­тей­шие мо­на­стыр­ские биб­лио­те­ка и хра­ни­ли­ще ру­ко­пи­сей.
Не до­шло до нас и жи­тие пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на Ва­ла­ам­ских. В XVI ве­ке уже бы­ли утра­че­ны мно­гие ис­то­ри­че­ские до­ку­мен­ты, об этом сви­де­тель­ству­ет древ­ний си­но­дик Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, по­сле ра­зо­ре­ния оби­те­ли в 1611 го­ду хра­нив­ший­ся в Ста­ро­ла­дож­ском Ва­си­льев­ском мо­на­сты­ре. Этот си­но­дик яв­ля­ет­ся един­ствен­ным ис­то­ри­че­ским до­ку­мен­том, на­пи­сан­ным на Ва­ла­а­ме, в ко­то­ром от­ра­же­но под­лин­ное зна­ние о пер­во­на­чаль­ни­ках оби­те­ли. В си­но­ди­ке в спис­ке игу­ме­нов упо­ми­на­ют­ся пре­по­доб­ные Сер­гий и Гер­ман.
Сви­де­тель­ством ино­че­ско­го по­дви­га пре­по­доб­ных ста­ли цер­ков­ное пре­да­ние и древ­ние ле­то­пис­ные па­мят­ни­ки. Смысл ино­че­ско­го жи­тия пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на со­сто­ял в про­све­ще­нии све­том Хри­сто­вой ве­ры язы­че­ских ка­рель­ских пле­мен, в утвер­жде­нии пра­во­сла­вия на Се­ве­ре Ру­си, в ос­но­ва­нии мо­на­ше­ской оби­те­ли, ко­то­рая ста­ла опло­том пра­во­сла­вия в ран­ние ве­ка хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния. Древ­ние нов­го­род­ские ле­то­пи­си со­об­ща­ют об об­ре­те­нии мо­щей пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на и пе­ре­не­се­нии их в Нов­го­род во вре­мя на­ше­ствия шве­дов в 1163–64 гг.
Имен­но то­гда со­сто­я­лось мест­ное про­слав­ле­ние ос­но­ва­те­лей Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря и бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло цер­ков­но­му по­чи­та­нию пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на в пре­де­лах Нов­го­род­ской епар­хии. Сви­де­тель­ством их цер­ков­но­го по­чи­та­ния яв­ля­ет­ся на­ли­чие их в со­бо­ре Нов­го­род­ских свя­тых, упо­ми­на­ния в служ­бе «Всем рус­ским свя­тым», со­став­лен­ной в XVIII ве­ке, а так­же про­ри­си и ико­но­пис­ный под­лин­ник XVIII ве­ка.
В на­ча­ле XVIII ве­ка бы­ли из­вест­ны ико­ны пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на. На­по­ми­на­ние об утра­чен­ном жи­тии пре­по­доб­ных встре­ча­ет­ся в мно­го­чис­лен­ных спис­ках «Ва­ла­ам­ской бе­се­ды», па­мят­ни­ка цер­ков­ной пуб­ли­ци­сти­ки XVI–XVII ве­ков. За­ча­ло «Бе­се­ды», несо­мнен­но, яв­ля­ет­ся от­рыв­ком из сен­тябрь­ских Ми­ней, где по­вест­ву­ет­ся о пе­ре­не­се­нии мо­щей пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на (Ка­рель­ских чу­до­твор­цев) из Нов­го­ро­да в мо­на­стырь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са по ути­ше­нии во­ен­ной опас­но­сти, по-ви­ди­мо­му, в 1182 г., что под­твер­жда­ет­ся нов­го­род­ски­ми ле­то­пис­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми. Пер­во­на­чаль­ное ме­сто по­дви­гов пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на ука­зы­ва­ет­ся на Свя­том ост­ро­ве. Так го­во­рит пре­да­ние, из­вест­ное при игу­мене Еф­ре­ме во вто­рой по­ло­вине XVIII ве­ка. Так­же дан­ный факт под­твер­жда­ет и швед­ский ат­лас, в ко­то­ром на кар­те ост­ро­ва Ва­ла­а­ма Свя­той ост­ров име­ну­ет­ся как Vanho Valamo – Ста­рый Ва­ла­ам, и на этом ост­ро­ве ука­зан крест.
Чрез­вы­чай­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние «Ва­ла­ам­ской бе­се­ды», из­вест­ной во мно­же­стве спис­ков XVI, XVII, XVIII ве­ков, сви­де­тель­ству­ет о вы­со­ком ду­хов­ном ав­то­ри­те­те ос­но­ва­те­лей Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, так как имен­но их ду­хов­ны­ми уста­ми из­ло­же­на по­зи­ция нес­тя­жа­те­лей в из­вест­ной цер­ков­ной по­ле­ми­ке XVI ве­ка.
В 1611 го­ду мо­на­стырь был ра­зо­рен шве­да­ми, и на ост­ро­ве жи­ли швед­ские ко­ло­ни­сты. В 1685 го­ду, в цар­ство­ва­ние ве­ли­ких кня­зей Иоан­на Алек­се­е­ви­ча и Пет­ра Алек­се­е­ви­ча, шве­ды за­хо­те­ли от­ко­пать мо­щи пре­по­доб­ных и над­ру­гать­ся над ни­ми, но Гос­подь мо­лит­ва­ми пре­по­доб­ных вско­ре по­слал на них ве­ли­кий недуг и рас­слаб­ле­ние чле­нов, по­это­му они устра­ши­лись и над мо­ща­ми их устро­и­ли ча­сов­ню.
11 июля – па­мять пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на, Ва­ла­ам­ских чу­до­твор­цев. В 1755 го­ду игу­ме­ном Еф­ре­мом был вы­стро­ен но­вый де­ре­вян­ный со­бор­ный храм, в ко­то­ром имел­ся при­дел пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на. Пу­те­ше­ствен­ник, ка­пи­тан Яков Яко­вле­вич Морд­ви­нов так опи­сы­ва­ет са­му оби­тель: «Мо­на­стырь по­стро­ен на го­ре ка­мен­ной, церк­ви, ко­ло­коль­ня и огра­да де­ре­вян­ные. И все­му оно­му мо­на­сты­рю взят план, и на плане озна­че­но: Со­бор­ная цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, в ней при­де­лы: с юж­ной сто­ро­ны – свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, с се­вер­ной — свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, ввер­ху с юга свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, с се­ве­ру – свя­тых пра­вед­ных За­ха­рии и Ели­са­ве­ты, вни­зу с юж­ной сто­ро­ны — пре­по­доб­ных отец Сер­гия и Гер­ма­на, Ва­ла­ам­ских чу­до­твор­цев, где и мо­щи преп. под спу­дом, а свер­ху сде­ла­ны ра­ки, и на ра­ки их по­ло­же­ны жи­во­пис­ные их об­ра­зы».
К 28 июня 1789 го­да был освя­щен но­вый со­бор­ный храм пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на, Ва­ла­ам­ских чу­до­твор­цев, каз­на­че­ем Ин­но­кен­ти­ем с бра­ти­ей, где мо­щи их по­чи­ва­ют под спу­дом. В 1817 го­ду ар­хи­манд­ри­том Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря Ила­ри­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ным Сер­гию и Гер­ма­ну, Ва­ла­ам­ским чу­до­твор­цам, и на­пе­ча­та­на в Си­но­даль­ной ти­по­гра­фии с при­ло­же­ни­ем по­учи­тель­но­го сло­ва на па­мять их.
В 1819 го­ду, 20 ок­тяб­ря, Свя­тей­шим Си­но­дом бы­ло пред­пи­са­но об­ще­рос­сий­ское по­чи­та­ние Ва­ла­ам­ских угод­ни­ков и опре­де­ле­ны дни цер­ков­но­го празд­но­ва­ния их па­мя­ти – 28 июня/11 июля и 11/24 сен­тяб­ря.
Мо­щи пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на и ныне по­чи­ва­ют под спу­дом в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском Со­бо­ре Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря. Сви­де­тель­ством бла­го­дат­ной мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­ных яв­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, яв­лен­ные по ве­ре про­ся­щих и мо­ля­щих­ся.
Ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ные Сер­гий и Гер­ман, Ва­ла­ам­ские чу­до­твор­цы, не оста­ви­ли нам сво­е­го жи­тия, ко­то­рое, несо­мнен­но су­ще­ство­ва­ло, со­хра­ни­лись лишь крат­кие упо­ми­на­ния в ле­то­пи­сях и древ­них ру­ко­пи­сях. Но пре­по­доб­ные Сер­гий и Гер­ман ни­ко­гда не остав­ля­ли сво­е­го брат­ства. Они про­дол­жа­ют сви­де­тель­ство­вать на про­тя­же­нии ты­ся­чи лет свое незри­мое при­сут­ствие, охра­няя сво­им мо­лит­вен­ным пред­ста­тель­ством Ва­ла­ам­скую оби­тель.

📜 Более подробно о Валааме:
Глубокая древность покрывает неизвестностью начало Валаамской обители, и летописи не определяют времени жития преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, коих жизнеописание даже утрачено: вероятно, по случаю частых войн Новгорода со шведами, не раз опустошавшими монастырь.
Местные же предания стараются рассеять этот мрак: в древности на Валааме было главное капище Велеса и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие по окрестностям язычники. Этимологический разбор слова: Валамо–как называют остров финны– подтверждает вероятность этого предания. Слово Валамо состоит из двух слов: мо – по-ижорски значащего земля, и Вал – которого можно считать одного корня со словами Ваал, Волос и Велес. Таким образом, Валамо будет значить земля Велеса, то есть место, посвящённое Велесу.
К этому языческому преданию местное христианское предание прибавляет, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель Скифов и Славян, прибывши из Киева в Новгород, отсюда по реке Волхову достиг Ладожского озера, а потом – до Валаама. Там благословил горы каменным крестом, истребил капище Велеса и Перуна, обратил в Христову веру и жрецов идольских и обитавших на острове язычников, положил основание на Валааме исповеданию веры Христовой, и оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых, сопутствовавших ему, учеников.
В рукописи, именуемой Оповедь, говорится об этом уже с убеждением, и в истинности предания автор рукописи не сомневается.
О пребывании святого апостола Андрея на Валааме сказание подтверждает и другой памятник древности «Вселетник» Киевского митрополита Иллариона, лета 1051.

Из приведённого драгоценного отрывка из „Оповеди“ видно, что на Валааме, после св. ап. Андрея, существовало уже правительство, во главе которого между другими лицами стояли Очеслав и Гуруслав, очевидно славяне, и, вероятно, посадники, что там существовало своё вече, по образцу новгородского, из семи избранных истцев; что обитатели Валаама под сим управлением имели свои законы XII князей; что они принимали меры для обороны от нападения врагов; что у валаамского правительства были свои монеты; что там Полимелав, Нуреб и Дористен производили строения, некто Варсав строил водяные суда, a Сергий знал и любил письмена; что о Валааме знали и в чужих землях и, в случаях личной опасности, искали себе спасения в нём; что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там до времени преп. Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Словом, надо допустить, что Валаам, до основания на нём монастыря, принадлежал Славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезали следы христианской православной веры до преп. Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.
С некоторым вероятием можно отнести житие преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, ко временам святой княгини Ольги. В церковной истории Платона, митрополита Московского, и в рукописном житии св. Авраамия Ростовского видно, что остров Валаам еще в X веке по Рождеству Христова был уже обителью и славился подвижниками. В летописи, по Софийскому списку, сказано: „лета 6671 (1163 по Рождеству Христову) обретены быша мощи и пренесены преподобных отец наших Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, при архиепископе Новгородском Иоанне“.
Преподобный Сергий не был туземцем Валаамских островов, а пришёл туда, как говорится в церковной службе, от восточных стран. Одни из исследователей думают, что он был грек, друге – что он славянин и из новгородских посадников. За неимением данных, вопрос этот остаётся открытым. По указанной же выше рукописи „Оповѣдь“, видно, что преподобный был изобразитель, что жил, спасался и кончил жизнь свою в пещере некоего Вага. Святой Сергий был не простой монах, но священно-инок, как изображают его, по преданию, и на св. иконах, из коих первые были списаны с нетленных мощей преп. Сергия уже после его успения, как увидим ниже. Преподобный умер, проживши более 60 лет на земле.
По сказанию церковной службы, и преп. Герман пришёл на Валаам от восточных стран, саном же был, как изображается на св. иконах, в древности снятых с нетленных его мощей, также священно-инок.
О жизни и подвигах свв. Сергия и Германа говорится в службе: „их любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва непрестанна, нрава кротость, слёз струи приснотекущие, пост, бдение и труды–предел естеcmвa превосходящие “. Еще при жизни они имели от Бога особенные дары Св. Духа. „Тии святые – Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы преславные,–говорится в прошении архимандрита Макария 1696 г., – еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая и будущая». Память свв. отец Сергия и Германа для всех была священна. Преосв. Амвросий, митрополит Новгородский, в донесении св. Синоду от 25-го августа 1819 года, ходатайствуя о внесении в церковные книги памяти препод. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, между прочим, писал: „в списках рукописных, хранящихся в оной обители, довольно есть чудес сих преподобных» В молитве же, напечатанной при их службе, о чудесах их говорится следующее: «Вы бо в недузах явистеся целители, по морю плавающим кормчие и утопающим благонадежное избавлень, и от всякого смертоносного нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение, и всяких наветом содержимых очищение и помощь»– Вопреки летописи по Софийскому списку, „Вселетник“ митрополита Иллариона даёт разуметь, что и мощи святых Сергия и Германа открыты были очень рано (т. е. ранее 1163 г.), еще в доисторический период Валаамского монастыря, и что они неоднократно переносимы были в Новгород и обратно на Валаам. Во „Вселетнике“ под 1050 годом сказано: «Се лето принесоши с Валаама в Новуград великий преподобных Сергия и Германа утретли раз (в третий раз)». Вот все, что доселе известно о жизни преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Так, в 1163 г. валаамские иноки, в ожидании набега шведов на Корельскую страну, что действительно и случилось в 1164 году, открыв св. мощи своих первоначальников Сергия и Германа, перенесли их (то было уже в 4-й раз) в Новгород, при новгородском архиепископе Иоанне І. Через 17 лет, при том же святителе, по миновении набега, в 1179 году или в 1180, 11 сентября, иноки принесли обратно на Валаам святые телеса своих заступников и, опасаясь, чтобы в будущем дерзкая рука не оскорбила святыни, по благословению св. архипастыря, иссекли глубочайшую могилу на острове а в ней скрыли святые мощи угодников под спудом, где с тех пор мирно почивают они и по настоящее время. В память сего-то последнего возвращения св. мощей в Валаамскую обитель и совершается теперь ежегодно церковное празднество 11-го сентября.

По всей вероятности, первоначальный Троицкий Валаамский монастырь, бывший деревянным, был сожжён врагами до основания. Затем, по миновании опасности, устроился новый монастырь (Спасо-Преображенский?). Церковь во имя Спаса построил игумен Мартирий, упоминаемый в старинных памятниках под 1192 годом.

В ХVІ столетии беспокойные шведы опять завели войны с Россией, и при сём удобном случае не забыли и св. Валаамской обители.
Так, в 1578 г. 20 февраля в фанатической ревности о распространении лютеранства, преследуя православных корел, они напали на Валаамский монастырь: 18 человек благочестивых старцев и 16 послушников мученически истреблены были мечом за их твердость в православной вере.
В 1581 г. на острове открылся мор, жертвою которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастия, пламя войны опустошило и самую обитель: церкви, трапезу, кельи и ограду. Это разорение произошло также от шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 г., заключён был мир. Царь и великий князь Феодор Иоаннович, узнав про разоренье Валаамского монастыря, повелел царскою казною возобновить его со всеми прежними его правами. Царь Борис Годунов подтвердил это. Монастырь был возобновлён, имел значительный капитал, и существовал в таком виде до 1611 года.

В 1611 году, при игумене Макарии, цветущая Валаамская Пречестная Лавра уничтожена была вполне до основания. Шведы, взяв Кексгольм (Корелу), разрушили многие места, высадились и на Валаамский остров, напали на монастырь и здесь все предали огню и мечу. Игумен Макарий, братия и служки, коих имена неизвестны, невосхотевшие расстаться со священным местом духовных подвигов, запечатлели святую любовь ко Христу и преданность к православной Церкви своею кровью, прияв смерть от рук шведов. Св. храмы, кельи, трапезу, ограду, гостиницу – шведы всё пожгли и разорили до конца. Остров опустел. На месте монастыря жестокие враги поставили себе жилища, имея в виду навсегда водворить здесь свое господство.

Разорив Валаам, шведы погубили и плоды валаамских иноков в распространении святой православной веры на финском берегу Ладожского озера. Православные храмы сожжены, священнослужители побиты или изгнаны из своих мест. Многие из православных переселились в Новгородскую и Тверскую губернии; вот почему в этих губерниях мы встречаем селения финнов и корелов.
По Столбовскому договору, заключенному въ 1617 г., Густаву Адольфу, шведскому королю, Россией были уступлены Кексгольм, Корелия и Ингерманландия. Остров Валаам перешёл к шведам и они его заняли. Иноков не было.

Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря, Иринарх, поверг Императору Петру Первому, через князя А. Д. Меншикова, доклад о восстановлении монастыря на прежнем его основании. Государю хорошо был известен Валаам, он нашёл целесообразным восстановление монастыря, и вот – в 1715 г. милостиво последовал указ Императора о полном восстановлении Валаамской обители

из книги «Святыни Валаамского монастыря»:
https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev/svjatyni-valaamskogo-monastyrja/

☦️
Священномученик Васи́лий Ситников, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий – Ва­си­лий Ива­но­вич Сит­ни­ков – был диа­ко­ном Дал­ма­тов­ской Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в Перм­ской гу­бер­нии. Он окон­чил три клас­са ду­хов­но­го учи­ли­ща и с 1885 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком; в 1898 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил сна­ча­ла в Иоан­но-Пред­те­чен­ской церк­ви в се­ле Изъ­еду­гин­ском Шад­рин­ско­го уез­да Ека­те­рин­бург­ской епар­хии, а за­тем в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ба­клан­ское то­го же уез­да. 5 но­яб­ря 1913 го­да он был пе­ре­ве­ден в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь го­ро­да Дал­ма­то­ва, где при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от при­шед­ших к вла­сти без­бож­ни­ков. В 1918 го­ду, по­сле то­го как его со­бра­тья-свя­щен­ни­ки Вла­ди­мир Сер­ге­ев и Алек­сандр Си­до­ров бы­ли аре­сто­ва­ны, диа­кон Ва­си­лий стал уко­рять без­бож­ни­ков за раз­граб­ле­ние иму­ще­ства аре­сто­ван­ных пас­ты­рей. Они от­ме­ти­ли это и ото­мсти­ли. Диа­кон Ва­си­лий Сит­ни­ков был убит на сле­ду­ю­щий день по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны слу­жив­ших вме­сте с ним пас­ты­рей – 28 июня 1918 го­да.

☦️
Преподобномученица Севастиа́на (Агеева-Зуева), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Се­ва­сти­а­на ро­ди­лась 20 но­яб­ря 1872 го­да в се­ле Ста­ро-Иван­це­во Лу­ко­я­нов­ской во­ло­сти Ар­за­мас­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ха­ри­то­на Ни­ки­ти­ча и Ми­но­до­ры Аб­ра­мов­ны Аге­е­вых-Зу­е­вых и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Сте­фа­ни­дой.
В 1892 го­ду Сте­фа­ни­да по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Вос­кре­сен­ский Фе­до­ров­ский мо­на­стырь Вла­ди­мир­ской епар­хии и с 30 мая это­го го­да про­хо­ди­ла по­слу­ша­ние на кухне. В 1915 го­ду игу­ме­ни­ей мо­на­сты­ря бы­ла на­зна­че­на мо­на­хи­ня Ар­се­ния (Доб­ро­нра­во­ва). В 1924 го­ду она при­ня­ла на жи­тель­ство вер­нув­ше­го­ся из ссыл­ки мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва), ко­то­рый про­жил в оби­те­ли несколь­ко лет, по­ка не по­лу­чил на­зна­че­ние на Санкт-Пе­тер­бург­скую ка­фед­ру, во вре­ме­на го­не­ний на Цер­ковь пе­ре­име­но­ван­ную по име­ни го­ро­да, на­зван­но­го то­гда в честь пер­во­го го­ни­те­ля рос­сий­ских хри­сти­ан. Мит­ро­по­ли­ту в это вре­мя бы­ло семь­де­сят два го­да, и в по­мощь ему по хо­зяй­ству игу­ме­ния Ар­се­ния от­пу­сти­ла двух мо­на­хинь, од­ной из них бы­ла Сте­фа­ни­да, по­стри­жен­ная к то­му вре­ме­ни в ман­тию с име­нем Се­ва­сти­а­на. В 1933 го­ду мит­ро­по­лит Се­ра­фим был уво­лен за штат и по­се­лил­ся в част­ном до­ме в по­сел­ке Удель­ное вбли­зи Моск­вы, ку­да за ним по­сле­до­ва­ли и по­мо­гав­шие ему мо­на­хи­ни Се­ва­сти­а­на и Ве­ра (Втю­ри­на).
30 но­яб­ря 1937 го­да мит­ро­по­лит Се­ра­фим был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве; 7 де­каб­ря то­го же го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и 11 де­каб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
10 де­каб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны мо­на­хи­ни Се­ва­сти­а­на и Ве­ра, про­дол­жав­шие жить в том же до­ме в по­сел­ке Удель­ное, и в тот же день до­про­ше­ны.
– Чем вы за­ни­ма­е­тесь в дан­ное вре­мя и на ка­кие сред­ства су­ще­ству­е­те? – спро­сил мо­на­хи­ню Се­ва­сти­а­ну сле­до­ва­тель.
– С 1927 го­да я на­хо­жусь без опре­де­лен­ных за­ня­тий. Сред­ством к су­ще­ство­ва­нию слу­жи­ли при­но­ше­ния, по­лу­ча­е­мые от по­чи­та­те­лей мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва.
– Вы яв­ля­е­тесь по­чи­та­тель­ни­цей Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва?
– Да, я яв­ля­юсь по­чи­та­тель­ни­цей мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва, у него я нес­ла по­слу­ша­ние.
– На­зо­ви­те всех из­вест­ных вам по­чи­та­те­лей мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма Чи­ча­го­ва.
– Мит­ро­по­лит Се­ра­фим Чи­ча­гов име­ет боль­шое ко­ли­че­ство по­чи­та­те­лей, но их име­на и фа­ми­лии мне неиз­вест­ны. К нему на квар­ти­ру хо­ди­ло мно­го ду­хо­вен­ства, мо­на­ше­ства, а так­же ми­рян за по­лу­че­ни­ем раз­лич­ных со­ве­тов, а так­же и для ду­хов­но­го об­ще­ния с ним.
Сле­до­ва­тель спро­сил, со­вер­шал ли мит­ро­по­лит Се­ра­фим в сво­ей квар­ти­ре бо­го­слу­же­ния и кто на них при­сут­ство­вал. Мо­на­хи­ня Се­ва­сти­а­на от­ве­ти­ла, что мит­ро­по­лит со­вер­шал бо­го­слу­же­ния, на ко­то­рых при­сут­ство­ва­ла она вме­сте с мо­на­хи­ней, по­мо­гав­шей мит­ро­по­ли­ту, и дру­гие его по­чи­та­те­ли, но име­на их ей неиз­вест­ны.
– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти?
– Со­вет­скую власть я не при­знаю и счи­таю ее вла­стью ан­ти­хри­ста, по­слан­ной Бо­гом в на­ка­за­ние на­ро­ду за его гре­хи, о чем я го­во­ри­ла и дру­гим.
– Вы ве­ли аги­та­цию про­тив вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет?
– Да, я го­во­ри­ла, что ве­ру­ю­щие не долж­ны вы­би­рать и участ­во­вать в вы­бо­рах са­та­нин­ской вла­сти, ко­то­рая раз­ру­ша­ет хра­мы и без ви­ны вы­сы­ла­ет ве­ру­ю­щих и ду­хо­вен­ство.
На этом до­про­сы бы­ли окон­че­ны. Мо­на­хи­ня Се­ва­сти­а­на бы­ла негра­мот­на. Сле­до­ва­тель за­чи­тал ей про­то­кол до­про­са, и она по­ста­ви­ла под ним от­тиск боль­шо­го паль­ца пра­вой ру­ки.
В те­че­ние несколь­ких дней сле­до­ва­тель до­про­сил де­жур­ных сви­де­те­лей, – пред­се­да­те­ля Удель­нин­ско­го сель­со­ве­та и ра­бот­ни­ка по­сел­ко­во­го со­ве­та, ко­то­рые и под­пи­са­лись под со­от­вет­ству­ю­щи­ми по­ка­за­ни­я­ми.
20 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Се­ва­сти­а­ну к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мо­на­хи­ня Се­ва­сти­а­на (Аге­е­ва-Зу­е­ва) скон­ча­лась в Бам­ла­ге на Даль­нем Во­сто­ке 11 июля 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Григо́рий Самарин, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся 9 ян­ва­ря 1893 го­да в се­ле Сал­ма­нов­ка На­ров­ча­тов­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Са­ма­ри­на. В 1914 го­ду по­сле окон­ча­ния Пен­зен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в цер­ковь в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, при­чт ко­то­рой ду­хов­но окорм­лял во­ен­но­слу­жа­щих 11-го Тур­ке­стан­ско­го стрел­ко­во­го пол­ка в го­ро­де Кер­ки За­кас­пий­ской об­ла­сти. В 1914 го­ду на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, и Гри­го­рий был при­зван в ар­мию и слу­жил до 1918 го­да ря­до­вым. В 1919 го­ду он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в По­кров­скую цер­ковь се­ла Вы­со­кое Чим­кент­ско­го уез­да Сыр-Да­рьин­ской об­ла­сти и 9 фев­ра­ля 1920 го­да ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. 27 сен­тяб­ря 1922 го­да он был на­зна­чен диа­ко­ном к Иоси­фо-Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви в го­ро­де Таш­кен­те. С 3 ав­гу­ста 1923 го­да диа­кон Гри­го­рий стал слу­жить в хра­ме Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в род­ном се­ле Сал­ма­нов­ка; 9 мая 1925 го­да он был пе­ре­ве­ден в Воз­не­сен­скую цер­ковь в го­род Бед­но­де­мьянск Пен­зен­ской гу­бер­нии.
9 июля 1931 го­да диа­кон Гри­го­рий был на­зна­чен слу­жить в цер­ковь свя­тых му­че­ни­ков Адри­а­на и На­та­лии в го­ро­де Ло­си­но­ост­ров­ске Мос­ков­ской об­ла­сти. 26 ав­гу­ста 1933 го­да он был на­граж­ден двой­ным ора­рем. 20 ап­ре­ля 1935 го­да он был пе­ре­ве­ден в Пет­ро­пав­лов­ский со­бор в го­род Ко­лом­ну, где про­слу­жил до кро­ва­вых го­не­ний 1937 го­да.
«Ко­ло­мен­ским рай­он­ным от­де­лом управ­ле­ния НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти, – пи­са­ли со­труд­ни­ки НКВД, – вскры­та и лик­ви­ди­ру­ет­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ная цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция… В сво­ем со­ста­ве контр­ре­во­лю­ци­он­ная цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ская ор­га­ни­за­ция на­счи­ты­ва­ет до пя­ти­де­ся­ти че­ло­век – из чис­ла ду­хо­вен­ства, быв­ших лю­дей, ку­ла­ков рас­ку­ла­чен­ных и ак­тив­ных цер­ков­ни­ков».
10 ав­гу­ста 1937 го­да сре­ди дру­гих был аре­сто­ван и за­клю­чен сна­ча­ла в ко­ло­мен­скую, а за­тем в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и диа­кон Гри­го­рий Са­ма­рин.
Про­тив него под­пи­са­лись под про­то­ко­ла­ми до­про­сов сви­де­те­ли, иные не чи­тая их, как свя­щен­ник Пет­ро­пав­лов­ско­го со­бо­ра, в ко­то­ром слу­жил диа­кон, бла­го­чин­ный церк­вей го­ро­да Ко­лом­ны; он по­ка зал, буд­то бы диа­кон Гри­го­рий го­во­рил, что «ком­му­низм есть общ­ность да­же и жен, боль­ше­ви­ки из рус­ско­го на­ро­да хо­тят сде­лать без­воль­но­го ра­ба, ко­то­рый бы им бес­пре­ко­слов­но во всем под­чи­нял­ся и ис­пол­нял их при­хо­ти. Боль­ше­ви­ки за­тя­ги­ва­ют пет­лю на шее рус­ско­го на­ро­да, но как бы они не про­счи­та­лись и не по­па­ли в нее са­ми».
До­про­сы в Ко­ло­мен­ском от­де­ле­нии НКВД бы­ли в то вре­мя круг­ло­су­точ­ны­ми. Сле­до­ва­те­ли бес­пре­стан­но за­пол­ня­ли те или иные про­то­ко­лы до­про­сов; де­жу­ря по­оче­ред­но, они тре­бо­ва­ли бес­пре­рыв­но от аре­сто­ван­ных по­ста­вить под­пись под лже­сви­де­тель­ства­ми. Неко­то­рые из аре­сто­ван­ных то­гда в Ко­ломне под­пи­са­ли лже­сви­де­тель­ства про­тив се­бя и дру­гих, иные от­ка­за­лись.
Диа­кон Гри­го­рий был до­про­шен сра­зу же по­сле аре­ста.
– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции. Вы под­твер­жда­е­те это?
– Нет, участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я не яв­ля­юсь.
– Вы лже­те пе­ред след­стви­ем, след­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, изоб­ли­ча­ю­щи­ми вас в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции. Тре­бую от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний по это­му во­про­су! – за­явил сле­до­ва­тель.
– Я под­твер­ждаю свой преды­ду­щий от­вет. Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции я не яв­ля­юсь! – ре­ши­тель­но воз­ра­зил диа­кон.
Сле­до­ва­тель стал за­чи­ты­вать диа­ко­ну по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, но отец Гри­го­рий все их от­верг. За­тем на­чал­ся круг­ло­су­точ­ный до­прос со сме­ной сле­до­ва­те­лей, и 29 ав­гу­ста был со­став­лен оче­ред­ной про­то­кол до­про­са.
– На про­тя­же­нии несколь­ких дней вы упор­но про­дол­жа­е­те скры­вать от след­ствия свое уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции. Тре­бую пре­кра­тить ва­ше за­пи­ра­тель­ство и при­сту­пить к ис­чер­пы­ва­ю­щим по­ка­за­ни­ям, – за­явил сле­до­ва­тель.
– Я дал по­ка­за­ния и счи­таю их ис­чер­пы­ва­ю­щи­ми и боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу и ви­нов­ным се­бя… не при­знаю.
5 сен­тяб­ря диа­кон Гри­го­рий был до­про­шен в по­след­ний раз.
– Вы об­ви­ня­е­тесь как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки. Тре­бу­ем от вас по­ка­за­ний.
– Я ни в ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции не со­сто­ял и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти не вел.
Этим до­про­сом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Боль­шин­ство тех, кто под­пи­сал про­то­ко­лы со лже­сви­де­тель­ства­ми про­тив се­бя, бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и рас­стре­ля­ны. 9 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Гри­го­рия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на Даль­ний Во­сток в Бам­лаг.
Диа­кон Гри­го­рий Са­ма­рин скон­чал­ся в Бам­ла­ге 11 июля 1940 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной ла­гер­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы «Троеручица».
В IX ве­ке, во вре­мя ико­но­бор­че­ства, за рев­ност­ное по­чи­та­ние свя­тых икон пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин († ок. 780; па­мять 4 де­каб­ря) был окле­ве­тан им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–740) пе­ред Да­мас­ским ка­ли­фом в го­судар­ствен­ной из­мене. Ка­лиф при­ка­зал от­сечь кисть ру­ки пре­по­доб­но­го и по­ве­сить ее на рын­ке. К ве­че­ру свя­той Иоанн, ис­про­сив у ка­ли­фа от­руб­лен­ную кисть, при­ло­жил ее к су­ста­ву и пал ниц пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пре­по­доб­ный про­сил Вла­ды­чи­цу ис­це­лить ру­ку, пи­сав­шую в за­щи­ту Пра­во­сла­вия. По­сле дол­гой мо­лит­вы он за­дре­мал и уви­дел во сне, что Пре­чи­стая об­ра­ща­ет­ся к нему, обе­щая ско­рое ис­це­ле­ние. При этом Ма­терь Бо­жия по­ве­ле­ла ему без ле­ни тру­дить­ся этой ру­кой. Про­бу­див­шись от сна, пре­по­доб­ный Иоанн уви­дел, что ру­ка невре­ди­ма. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние свя­той при­ло­жил к иконе сде­лан­ную из се­реб­ра ру­ку, от­че­го ико­на и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Тро­е­ру­чи­ца». По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Иоанн на­пи­сал бла­годар­ствен­ную песнь Ма­те­ри Бо­жи­ей «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь», ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­до­стой­ни­ком в ли­тур­гии свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.
Свя­той Иоанн Да­мас­кин при­нял ино­че­ство в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и пе­ре­дал ту­да чу­до­твор­ную ико­ну. Лав­ра да­ро­ва­ла ико­ну «Тро­е­ру­чи­цы» в бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­лю Сав­ве, ар­хи­епи­ско­пу Серб­ско­му († 1237; па­мять 12 ян­ва­ря). Во вре­мя на­ше­ствия ту­рок на Сер­бию хри­сти­ане, же­лая со­хра­нить ико­ну, по­ру­чи­ли ее по­пе­че­нию Са­мой Ма­те­ри Бо­жи­ей. Они воз­ло­жи­ли ее на ос­ла, ко­то­рый без по­гон­щи­ка при­шел на Афон и оста­но­вил­ся пе­ред Хи­лен­дар­ским мо­на­сты­рем. Ино­ки по­ста­ви­ли ико­ну в со­бор­ном хра­ме. Во вре­мя раз­но­гла­сий при вы­бо­ре на­сто­я­те­ля Ма­терь Бо­жия бла­го­во­ли­ла Са­ма при­нять на­сто­я­тель­ство, и Ее свя­тая ико­на за­ня­ла игу­мен­ское ме­сто в хра­ме. С тех пор в Хи­лен­дар­ской оби­те­ли из­би­ра­ет­ся толь­ко на­мест­ник, а ино­ки, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, по­лу­ча­ют от свя­той ико­ны бла­го­сло­ве­ние на все по­слу­ша­ния.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-troeruchica


Жития
Писание