⏳ 2024.07.10 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пятидесятнице (глас 1й)
• среда (воспоминание предательства)
• (Апостольский пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
10 июля (27 июня)
• прав. Иоа́нны Мироносицы (I)
• прп. Сампсо́на Странноприимца (ок. 530)
• прп. Севи́ра Валерийского (Италийского) (VI)
• прп. Георгия Иверского, Святогорца (1065)
• прп. Марти́на Туровского (после 1146)
• прп. Серапио́на Кожеезерского (1611)
• сщмчч. Григория (Никольского), Александра (Сидорова), Владимира (Сергеева) (1918)
• сщмч. Петра (Остроумова) (1939)
• обре́тение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998) 📚


☦️
Праведная Иоа́нна мироносица.
Свя­тая Иоан­на Ми­ро­но­си­ца, су­пру­га Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля ца­ря Иро­да, бы­ла од­ной из жен, сле­до­вав­ших за Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом во вре­мя Его про­по­ве­ди, и слу­жи­ла Ему. Вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми по­сле Крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля свя­тая Иоан­на при­хо­ди­ла ко Гро­бу, чтобы по­ма­зать ми­ром Свя­тое Те­ло Гос­по­да, и слы­ша­ла от Ан­ге­лов ра­дост­ную весть о Его слав­ном Вос­кре­се­нии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/111

☦️
Преподобный Сампсо́н Странноприимец.
Пре­по­доб­ный Самп­сон Стран­но­при­и­мец – об­ра­зец ис­тин­но­го хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия, жи­вой и дей­ствен­ной люб­ви к лю­дям, до­хо­дя­щей до пол­но­го са­мо­от­вер­же­ния.
Свя­той Самп­сон ро­дил­ся в Ри­ме в бо­га­той и знат­ной се­мье. Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, осо­бен­но ос­но­ва­тель­но изу­чил вра­чеб­ное ис­кус­ство и ис­поль­зо­вал его для то­го, чтобы ле­чить без­воз­мезд­но, пре­иму­ще­ствен­но убо­гих и ни­щих. По­ни­мая, что де­ла бла­го­тво­ри­тель­но­сти мож­но со­вер­шать толь­ко при хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии ду­ши, пре­по­доб­ный Самп­сон при­леж­но за­ни­мал­ся чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, мно­го мо­лил­ся.
По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­той Самп­сон раз­дал все остав­ши­е­ся ему по на­след­ству име­ния, ис­пол­няя на де­ле со­вет о со­вер­шен­стве, дан­ный Спа­си­те­лем бо­га­то­му юно­ше (Мф.19,21). Пре­по­доб­ный из­брал по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни, от­пу­стил всех ра­бов на сво­бо­ду и, же­лая стя­жать се­бе ду­хов­ное со­кро­ви­ще, от­пра­вил­ся в пу­сты­ню с на­ме­ре­ни­ем про­во­дить стро­гую жизнь ас­ке­та. По Про­мыс­лу Бо­жию свя­той Самп­сон при­был в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь он по­се­лил­ся в неболь­шом до­ме и стал при­ни­мать стран­ни­ков, боль­ных, ни­щих и с усер­ди­ем слу­жил им. Пре­по­доб­ный с лю­бо­вью от­но­сил­ся к лю­дям, тво­рил де­ла ми­ло­сер­дия, и это ста­ло для него глу­бо­кой по­треб­но­стью. Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка. Слу­чи­лось так, что им­пе­ра­тор ви­зан­тий­ский Юс­ти­ни­ан I (527–565) тя­же­ло за­бо­лел. Не по­лу­чив об­лег­че­ния от по­мо­щи са­мых ис­кус­ных при­двор­ных вра­чей, им­пе­ра­тор стал усерд­но мо­лить­ся Бо­гу. Вско­ре Юс­ти­ни­ан уви­дел во сне че­ло­ве­ка, о ко­то­ром ему бы­ло ска­за­но, что он-то и мо­жет ис­це­лить им­пе­ра­то­ра. В по­ис­ках это­го вра­ча слу­ги им­пе­ра­то­ра обо­шли весь Кон­стан­ти­но­поль, на­ко­нец пре­по­доб­ный Самп­сон был най­ден и при­ве­ден во дво­рец. Од­ним при­кос­но­ве­ни­ем ру­ки к боль­но­му ме­сту свя­той ис­це­лил Юс­ти­ни­а­на. Бла­го­дар­ный им­пе­ра­тор стал пред­ла­гать ему мно­го зо­ло­та и се­реб­ра. Но пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся от да­ров, а вза­мен по­про­сил им­пе­ра­то­ра по­стро­ить стран­но­при­им­ный дом и боль­ни­цу. Им­пе­ра­тор охот­но вы­пол­нил эту прось­бу и да­же при­пи­сал к этим учре­жде­ни­ям по­ме­стья для их со­дер­жа­ния. До глу­бо­кой ста­ро­сти про­дол­жал пре­по­доб­ный Самп­сон свое слу­же­ние. Кон­чи­на его (ок. 530) бы­ла без­бо­лез­нен­ной и мир­ной, те­ло свя­то­го по­греб­ли в хра­ме во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Мок­ия († ок. 295).
Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка по смер­ти да­ром чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды, ко­гда в Кон­стан­ти­но­по­ле был силь­ный по­жар, пла­мя до­стиг­ло и до стран­но­при­им­ни­цы свя­то­го Самп­со­на. Од­на­ко зда­ние оста­лось непо­вре­жден­ным, ибо по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го вдруг по­лил силь­ный дождь. Некий при­двор­ный, по име­ни Фе­о­до­рит, осту­пив­шись, по­лу­чил се­рьез­ную трав­му но­ги, так что он не толь­ко не мог хо­дить, но от силь­ных стра­да­ний по­те­рял да­же сон и ап­пе­тит. Боль­ной стал усерд­но мо­лить­ся пре­по­доб­но­му Самп­со­ну и через три дня по­лу­чил чу­дес­ное ис­це­ле­ние: пре­по­доб­ный сам явил­ся ему, кос­нул­ся по­вре­жден­ной но­ги и ска­зал Фе­о­до­ри­ту: «Встань, ибо ты уже боль­ше не бу­дешь бо­леть».
Пре­по­доб­ный и по смер­ти не оста­вил сво­ей стран­но­при­им­ни­цы. Ко­гда на­чаль­ник стран­но­при­им­но­го до­ма, некто Ене­сий, стал до­пус­кать небреж­но­сти в вы­пол­не­нии сво­их обя­зан­но­стей, пре­по­доб­ный Самп­сон сам явил­ся ему и стал гроз­но уко­рять за нера­де­ние. Вра­зум­ле­ние по­дей­ство­ва­ло, вско­ре Ене­сий ис­пра­вил­ся.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/544

☦️
Преподобный Севи́р Валерийский (Италийский), пресвитер.
Пре­по­доб­ный Се­вир пре­сви­тер слу­жил в VI ве­ке в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле­нии Ин­те­ро­клея в Сред­ней Ита­лии. Он от­ли­чал­ся доб­ро­де­тель­ной бо­го­угод­ной жиз­нью. Од­на­жды, ко­гда свя­той ра­бо­тал в са­ду, об­ре­зая гроз­ди ви­но­гра­да, его по­зва­ли для на­пут­ствия Свя­ты­ми Тай­на­ми уми­ра­ю­ще­го. Свя­той Се­вир ска­зал: «Иди­те об­рат­но, я сей­час вас до­го­ню». Оста­ва­лось сре­зать со­всем немно­го гроз­дьев, и свя­той Се­вир несколь­ко за­дер­жал­ся в са­ду, чтобы за­кон­чить ра­бо­ту. Ко­гда он при­шел к боль­но­му, ему ска­за­ли, что тот уже умер. Свя­той Се­вир, счи­тая се­бя ви­нов­ным в смер­ти че­ло­ве­ка без по­ка­я­ния, при­шел в тре­пет и на­чал горь­ко пла­кать. Он при­шел в дом, где ле­жал по­кой­ник, и, горь­ко ка­ясь и на­зы­вая се­бя убий­цей, в сле­зах упал пе­ред умер­шим. Вне­зап­но умер­ший ожил и рас­ска­зал всем пред­сто­яв­шим, что де­мо­ны хо­те­ли за­вла­деть его ду­шой, но один из Ан­ге­лов ска­зал: «Воз­вра­ти­те его, по­то­му что о нем пла­чет пре­сви­тер Се­вир, и ра­ди его слез Гос­подь да­ро­вал ему это­го че­ло­ве­ка». Свя­той Се­вир воз­бла­го­да­рил Гос­по­да, ис­по­ве­дал и при­ча­стил вос­крес­ше­го Свя­тых Тайн. Пре­бы­вая в по­сто­ян­ной мо­лит­ве, тот про­жил еще 7 дней, а за­тем ра­дост­но пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/545

☦️
Преподобный Гео́ргий Святогорец, Иверский (Афонский), ктитор.
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий Ивер­ский, Афон­ский, ро­дил­ся в Три­а­ле­ти (об­ласть Юж­ной Гру­зии) в 1009 го­ду (по неко­то­рым дан­ным, в 1014 го­ду) в се­мье знат­ных вла­де­те­лей Ма­рии и Иа­ко­ва. Его отец по по­ру­че­нию гру­зин­ско­го ца­ря Ге­ор­гия I (1014–1027) ез­дил к пер­сид­ско­му ша­ху в ка­че­стве посла.
Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 7 лет, ро­ди­те­ли при­ве­ли его в жен­ский Тад­зрий­ский мо­на­стырь, где вос­пи­ты­ва­лась его стар­шая сест­ра Тэк­лэ (Фек­ла). Здесь свя­той Ге­ор­гий про­вел три го­да и два­жды за это вре­мя был чу­дес­но спа­сен Про­мыс­лом Бо­жи­им от ги­бе­ли (в ре­ке Кция и в пла­ме­ни по­жа­ра, раз­ра­зив­ше­го­ся в оби­те­ли).
В 1019 го­ду по прось­бе сво­их дя­дей (бра­тьев от­ца), Ге­ор­гия-пи­са­ря и Сав­вы, под­ви­зав­ших­ся в Хахуль­ском муж­ском мо­на­сты­ре, от­рок Ге­ор­гий по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля Хахуль­ско­го мо­на­сты­ря Ма­ка­рия на вос­пи­та­ние у стро­го­го по­движ­ни­ка Ила­ри­о­на Туа­ле­ли, ко­то­рый сла­вил­ся об­ра­зо­ван­но­стью и вы­со­той ду­хов­ной жиз­ни.
В 1022 го­ду свя­той Ге­ор­гий был от­прав­лен в Кон­стан­ти­но­поль, где в про­дол­же­ние две­на­дца­ти лет тща­тель­но изу­чал на­у­ки и по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние.
По­сле воз­вра­ще­ния в Гру­зию в 1034 го­ду он при­нял ино­че­ский по­стриг в Хахуль­ском мо­на­сты­ре от бла­жен­но­го стар­ца Ила­ри­о­на Туа­ле­ли. Спу­стя неко­то­рое вре­мя инок Ге­ор­гий, от­дав свои одеж­ды ни­ще­му и одев­шись в его вет­хое ру­би­ще, от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам Па­ле­сти­ны.
По­сле непро­дол­жи­тель­но­го пре­бы­ва­ния в оби­те­лях на Чер­ной го­ре (близ Ан­тио­хии) инок Ге­ор­гий от­пра­вил­ся на Див­ную го­ру, в мо­на­стырь свя­то­го Си­мео­на Див­но­гор­ца († 459). Там он об­рел ду­хов­но­го на­став­ни­ка – стар­ца Ге­ор­гия Мол­чаль­ни­ка († 1068), то­же гру­зи­на, жив­ше­го в рас­се­лине ска­лы. Три го­да про­вел он в мо­на­сты­ре свя­то­го Ро­ма­на (с 1036 по 1039 гг.). В 30-лет­нем воз­расте пре­по­доб­ный Ге­ор­гий при­нял ве­ли­кую схи­му от стар­ца Ге­ор­гия Мол­чаль­ни­ка. За­тем, на­пут­ству­е­мый им, он от­пра­вил­ся на Афон, в Ивер­ский мо­на­стырь. По до­ро­ге свя­той по­се­тил Иеру­са­лим и по­кло­нил­ся Гро­бу Гос­под­ню.
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий при­был на Афон в 1040 го­ду и про­дол­жил ра­бо­ту над пе­ре­во­дом бо­го­слу­жеб­ных книг и тво­ре­ний свя­тых от­цов Церк­ви, на­ча­тую пре­по­доб­ным Ев­фи­ми­ем Ивер­ским (па­мять 13 мая).
И по­ныне Гру­зин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­ет ка­но­ни­че­ской и до­пу­сти­мой для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния толь­ко ту ре­дак­цию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рая при­над­ле­жит пе­ру пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го, до­стой­но за­вер­шив­ше­го тру­ды пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия.
В Жи­тии пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия при­во­дит­ся непол­ный спи­сок его пе­ре­во­дов с гре­че­ско­го: Боль­шой Си­нак­сарь, Де­я­ния и По­сла­ния свя­тых апо­сто­лов, две­на­дцать Бо­го­слу­жеб­ных Ми­ней, Ок­то­их, Три­одь (пост­ная и цвет­ная), Треб­ник, Псал­тирь, Пол­ный Ча­со­слов, «Ше­стод­нев» свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, По­сла­ния свя­то­го Иг­на­тия Бо­го­нос­ца, Со­бор­ные по­сла­ния свя­то­го Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, Кни­га свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го, Кни­га свя­то­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та, Кни­га де­я­ний VI Все­лен­ско­го Со­бо­ра «и мно­го дру­гих по­лез­ных и свя­тых книг».
Из пе­ре­во­дов свя­то­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го с ла­тин­ско­го на гре­че­ский до нас до­шло из­вест­ное со­чи­не­ние епи­ско­па До­ро­фея «О 70 уче­ни­ках Гос­по­да». Ши­ро­ко из­вест­но так­же ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го «Жи­тие Иоан­на и Ев­фи­мия», да­ю­щее об­сто­я­тель­ные све­де­ния об ос­но­ва­нии и внут­рен­ней жиз­ни Афон­ско­го Ивер­ско­го мо­на­сты­ря при пер­вых его кти­то­рах и на­сто­я­те­лях – пре­по­доб­ных Иоанне и Ев­фи­мии (па­мять 12 июля и 13 мая).
По­сле го­да по­слуш­ни­че­ства пре­по­доб­ный Ге­ор­гий в 1042 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и на­зна­чен стар­шим иеро­мо­на­хом при со­бор­ном хра­ме. Он ис­пол­нял так­же обя­зан­но­сти ре­ген­та. Сво­бод­ное от бо­го­слу­же­ний вре­мя свя­той по­свя­щал пе­ре­вод­че­ской де­я­тель­но­сти и по­э­ти­че­ско­му твор­че­ству. Афон­ские пес­но­пе­ния пре­по­доб­но­го Ге­ор­гия Ивер­ско­го, в част­но­сти, зна­ме­ни­тый «Ве­чер­ний звон» (пе­ре­вод на рус­ский язык И. И. Коз­ло­ва), бы­ли впо­след­ствии пе­ре­ве­де­ны на мно­гие ев­ро­пей­ские язы­ки.
По­сле кон­чи­ны игу­ме­на Ивер­ско­го мо­на­сты­ря Сте­фа­на Хар­ту­ля­ри пре­по­доб­ный Ге­ор­гий был в 1044 го­ду из­бран но­вым на­сто­я­те­лем (три­жды жре­бий ука­зал на него). По­пе­че­ни­ем но­во­го игу­ме­на был пе­ре­стро­ен и укреп­лен со­бор­ный храм оби­те­ли в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и под­твер­жде­ны пра­ва гру­зин на Ивер­ский мо­на­стырь. С этой це­лью пре­по­доб­ный Ге­ор­гий по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, где был при­нят им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном IX Мо­но­ма­хом (1042–1055) и по­лу­чил от него жа­ло­ван­ную гра­мо­ту.
Вер­нув­шись в Ивер­скую оби­тель, пре­по­доб­ный оста­вил по­сле се­бя на­сто­я­те­лем Ге­ор­гия Ол­ти­се­ли и от­пра­вил­ся на Чер­ную го­ру, близ Ан­тио­хии. Ве­ро­ят­но, он вы­нуж­ден был это сде­лать, чтобы оправ­дать пе­ред Пат­ри­ар­хом Ан­тио­хий­ским Фе­о­до­си­ем III (1057–1076) бра­тию Ивер­ско­го мо­на­сты­ря, за­по­до­зрен­ную гре­ка­ми в непра­во­сла­вии. Пре­по­доб­но­му Ге­ор­гию уда­лось спра­вить­ся не толь­ко с этой за­да­чей, но и убе­дить Ан­тио­хий­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля в ка­но­ни­че­ской за­кон­но­сти ав­то­ке­фа­лии Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей апо­столь­скую пре­ем­ствен­ность от свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Из Ан­тио­хии по при­гла­ше­нию гру­зин­ско­го ца­ря Баг­ра­та IV (1027–1072) пре­по­доб­ный Ге­ор­гий от­пра­вил­ся в Гру­зию. В Гру­зии он про­вел пять лет: учил на­род сло­вом и де­лом, по­мо­гал бла­го­устро­е­нию цер­ков­ной жиз­ни и внед­рял свои пе­ре­вод­че­ские тру­ды. Бла­го­да­ря их вы­со­ким на­уч­ным и ли­те­ра­тур­ным до­сто­ин­ствам они бы­ли при­зна­ны Гру­зин­ской Цер­ко­вью об­раз­цо­вы­ми.
За­бо­тясь о ду­хов­ном про­све­ще­нии стра­ны, пре­по­доб­ный Ге­ор­гий ото­брал 80 гру­зин­ских юно­шей и от­пра­вил­ся с ни­ми на Афон, чтобы от­дать их в ос­но­ван­ное им же учи­ли­ще. По до­ро­ге он по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль. Несмот­ря на уго­во­ры уче­ни­ков от­ло­жить по­се­ще­ние им­пе­ра­то­ра, по­сколь­ку пре­по­доб­ный Ге­ор­гий за­не­мог, он, бу­дучи из­ве­щен свы­ше о сво­ей пред­сто­я­щей кон­чине, по­то­ро­пил­ся пред­ста­вить им­пе­ра­то­ру Кон­стан­ти­ну Х Лу­ке (1059–1067) сво­их уче­ни­ков и по­лу­чил гра­мо­ту на их обу­че­ние в афон­ском учи­ли­ще.
На сле­ду­ю­щий день, 29 июня 1065 го­да, свя­той Ге­ор­гий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Те­ло пре­по­доб­но­го бы­ло с че­стью пе­ре­ве­зе­но на Афон, про­слав­лен­ное на пу­ти оче­вид­ны­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей. Оно год про­ле­жа­ло в гро­бе без по­гре­бе­ния в хра­ме Всех Свя­тых. Ко­гда гроб был от­крыт, те­ло свя­то­го ока­за­лось со­вер­шен­но нетлен­ным: ни один во­лос не упал с его го­ло­вы и бо­ро­ды. Гроб свя­то­го Ге­ор­гия был уста­нов­лен близ ра­ки свя­то­го Ев­фи­мия 24 мая 1066 го­да, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Си­мео­на Див­но­гор­ца. С со­гла­сия ка­то­ли­ко­са-пат­ри­ар­ха всей Гру­зии Иоан­на IV (1110–1142) еже­год­но в этот день со­вер­ша­лась па­мять свя­то­го Ге­ор­гия, при­уро­чен­ная впо­след­ствии к дню его бла­жен­ной кон­чи­ны и со­вер­ша­е­мая ныне 27 июня.

☦️
Преподобный Ма́ртин Туровский.
В Цар­стве Хри­сто­вом нет ни ра­ба, ни сво­бод­но­го (Кол.3,11). Ни­ка­кое зва­ние не уни­жа­ет хри­сти­а­ни­на и ни­ка­кое за­ня­тие не со­став­ля­ет непре­одо­ли­мой пре­гра­ды к со­вер­шен­ству ду­хов­но­му. Зем­ле­де­лец, дро­во­сек, ко­жев­ник, по­вар в Цар­стве Хри­сто­вом име­ют то же зна­че­ние, что во­е­на­чаль­ник, гра­до­пра­ви­тель, су­дья. На­о­бо­рот, граж­дан­ская сво­бо­да – не то же, что ду­хов­ная сво­бо­да; с ней од­ной че­ло­век мо­жет остать­ся не вы­ше степ­но­го жи­вот­но­го. В Цар­стве Хри­сто­вом нет ме­ста для гор­до­сти и свое­во­лия. Сми­ре­ние – ос­но­ва и кра­са хрис­ти­а­н­ства. От­то­го-то бы­ва­ет, что пре­не­бре­га­е­мые ми­ром, но вер­ные за­ко­ну Бо­жию неожи­дан­но и для них са­мих ока­зы­ва­ют­ся ве­ли­ки­ми пред небом, удос­та­и­ва­ют­ся по­се­ще­ния небо­жи­те­лей.
В го­ро­де Ту­ро­ве, ныне ме­стеч­ко Мин­ской гу­бер­нии, был мо­на­стырь св. кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Здесь бы­ла и ка­фед­ра Ту­ров­ских епи­ско­пов, впо­след­ствии Мин­ских. Здесь был по­вар Мар­тин, он слу­жил при Ту­ров­ских епи­ско­пах Си­меоне, Иг­на­тии, Иоаки­ме и Ге­ор­гии, из ко­то­рых Иоаким из­ве­стен по ле­то­пи­си в 1114–1146 гг. Епи­скоп Ге­ор­гий уво­лил Мар­ти­на от по­вар­ской служ­бы по его ста­ро­сти. Бла­го­че­сти­вый ста­рец не хо­тел рас­ста­вать­ся с мо­на­сты­рем, он при­нял мо­на­ше­ство и жил в епи­скоп­ском мо­на­сты­ре свя­тых му­че­ни­ков на бо­ло­нье (на вы­гоне). Жи­вя один, он ча­сто бы­вал бо­лен вслед­ствие преж­них тя­же­лых ра­бот. В при­пад­ках тяж­кой бо­лез­ни ле­жал он непо­движ­ный, кри­чал от бо­ли и не мог слу­жить се­бе са­мо­му. Раз, ко­гда стра­дал он от той же бо­лез­ни и ле­жал в кел­лии, из­не­мо­гал от жаж­ды, так как ни­кто не по­се­щал его то­гда и не слу­жил ему. Усерд­но при­зы­вал он на по­мощь свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. На тре­тий день бес­по­мощ­но­го по­ло­же­ния вхо­дят к Мар­ти­ну свя­тые му­че­ни­ки Бо­рис и Глеб яв­но, в сво­ем ви­де, как пи­шут­ся они на иконе, и го­во­рят: «Чем ты бо­лен, ста­рец?» Он рас­ска­зал им о сво­ей бо­лез­ни. «Не хо­чешь ли во­ды?» – спро­си­ли они. «О, гос­по­да мои, – от­ве­чал он, – уже дав­но жаж­ду». Один взял вед­ро и при­нес для стар­ца во­ды, а дру­гой взял ковш и на­по­ил стар­ца. Бла­жен­ный Мар­тин бла­го­да­рил их: «Да умно­жит Гос­подь Бог го­ды жиз­ни ва­шей, гос­по­да мои, возь­ми­те са­ми хлеб и соль и ку­шай­те, а я уже не мо­гу по­слу­жить вам». Они от­ве­ча­ли: «Нет, по­бе­ре­ги се­бе; мы уй­дем, а ты не бо­лей и усни» – и пе­ре­ста­ли быть ви­ди­мы. А ста­рец ока­зал­ся здо­ро­вым, сам встал, про­сла­вил Бо­га и свя­тых му­че­ни­ков. Он жил еще год. Об этом рас­ска­зал он ду­хов­но­му от­цу сво­е­му.

☦️
Преподобный Серапио́н Кожеезерский.
В чис­ле плен­ных ка­зан­ских та­тар был при­ве­ден в Моск­ву в 1551 го­ду мур­за Тур­тас Гра­ви­ро­вич. Он при­нял Кре­ще­ние с име­нем Сер­гий и жил в до­ме мос­ков­ско­го бо­яри­на За­ха­рия Пле­ще­е­ва. Свя­той Сер­гий так ис­кренне вос­при­нял хрис­ти­а­н­скую ве­ру, что ре­шил­ся все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу. Обой­дя ино­че­ские пу­сты­ни на пу­стын­ном ост­ро­ве озе­ра Ко­жи в 1560 го­ду, он встре­тил ино­ка-от­шель­ни­ка Ни­фон­та и остал­ся жить с ним. Они вме­сте ста­ли де­лить по­дви­ги су­ро­вой от­шель­ни­че­ской жиз­ни, пи­щей для них слу­жи­ла тра­ва и ча­стью яго­ды. Сер­гий со всей точ­но­стью вы­пол­нял на­став­ле­ния Ни­фон­та. По­сле ис­пы­та­ния, дан­но­го се­бе са­мо­му, Сер­гий про­сил стар­ца по­стричь его в ино­че­ство. Ста­рец, ви­дя ис­крен­ность и чи­сто­ту его же­ла­ний, на­звал его при по­стри­же­нии Се­ра­пи­о­ном.
Ма­ло-по­ма­лу узна­ли стро­гих от­шель­ни­ков, и мол­ва о них ста­ла при­вле­кать к ним рев­ни­те­лей ду­хов­ной жиз­ни. От­шель­ни­че­ская жизнь Се­ра­пи­о­на про­дол­жа­лась по­чти 18 лет. Ко­гда со­бра­лось к Ни­фон­ту и Се­ра­пи­о­ну до­воль­ное чис­ло ино­ков, Ни­фонт от­пра­вил­ся в Моск­ву про­сить зем­ли для оби­те­ли, но он скон­чал­ся в Москве, не на­чав де­ла там. В оби­те­ли не зна­ли еще о судь­бе Ни­фон­та. В то вре­мя по недо­стат­ку съест­ных при­па­сов ста­ли чув­ство­вать го­лод, и по сост­ра­да­нию к страж­ду­щим Се­ра­пи­он от­пра­вил­ся ис­пра­ши­вать по­да­я­ние. Ему да­ли хле­ба в зерне и жер­но­ва, он при­нес все это на се­бе в оби­тель и спас бра­тию от го­лод­ной смер­ти. Узнав о кон­чине Ни­фон­та, бла­жен­ный Се­ра­пи­он отра­вил­ся в Моск­ву. Здесь по­лу­чил он у ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча (1584–1598) гра­мо­ту от 30 сен­тяб­ря 1584 го­да, ко­то­рой предо­став­ля­лась зем­ля для но­вой оби­те­ли по че­ты­ре вер­сты во все сто­ро­ны; а мит­ро­по­ли­том да­на гра­мо­та с бла­го­сло­ве­ни­ем на устро­е­ние мо­на­сты­ря. Воз­вра­тясь на свое ме­сто, бла­жен­ный Се­ра­пи­он с ино­ка­ми рас­чи­стил для паш­ни лес, огра­дил ме­сто оби­те­ли огра­дой и со­ору­дил два хра­ма: в честь Свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Пат­ри­арх Иов (1589–1605; † 1607) дал пре­по­доб­но­му Се­ра­пи­о­ну свя­тые ан­ти­мин­сы.
В 1608 го­ду по про­ше­нию отяг­чен­но­го ста­ро­стью по­движ­ни­ка был по­став­лен во игу­ме­ны оби­те­ли уче­ник его Ав­ра­амий. Бла­жен­ный Се­ра­пи­он скон­чал­ся 27 июня 1611 го­да, оста­вив по­сле се­бя до 40 ино­ков в сво­ей об­ще­жи­тель­ной оби­те­ли, и был по­гре­бен в хра­ме Ко­же­е­зер­ской оби­те­ли.
В 1613 го­ду по­стри­же­ник Ко­же­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря инок Бо­го­леп на­пи­сал ска­за­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря и о его пер­вом стро­и­те­ле – пре­по­доб­ном Се­ра­пи­оне. Он же со­ста­вил и жи­тие пре­по­доб­но­го Се­ра­пи­о­на.

☦️
Священномученик Григорий Никольский, пресвитер.
Священник Григорий Николаевич Никольский родился 13 ноября 1854 года в станице Ярыженской Области Всевеликого войска Донского в семье казачьего священника. По окончании Новочеркасского духовного училища в 1871 году поступил на государственную службу, которую завершил в чине губернского секретаря в Астраханской губернии.
В 1883 году был рукоположен в диакона и в священника, после чего служил в разных населенных пунктах Астраханской епархии, принимая при этом активное участие в деятельности Астраханского отделения Миссионерского общества.
С 1892 года служил в Ставропольской епархии, где при возглавляемом им приходе организовал бесплатную народную читальню. В те же годы он регулярно посещал Николаевский Кавказский миссионерский монастырь, посвящая себя уединенной молитве.
С 1915 года и до своей смерти был клириком Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни Кубанской губернии. Здесь он возглавил действующую при монастыре школу женского отделения Кубанского исправительного приюта, много времени и сил уделяя беседам с воспитанницами. Заботился и об утешении раненных воинов, находившихся в монастырском госпитале.
Отец Григорий при земной жизни почитался среди людей как ревностный и достойный пастырь, талантливый педагог и храмоздатель. За безупречную службу и активную просветительскую деятельность он неоднократно награждался епархиальным начальством. Жизнь отца Григория была наполнена деятельной любовью к ближним, заботой о христианском просвещении детей и взрослых.
Летом 1918 года Кубань была захвачена революционерами, повсеместно установлена советская власть. Большевики жестоко обращались с населением и проводили регулярные расправы над духовенством. 27 июня в обитель нагрянул один из большевистских отрядов. После завершения Божественной литургии в Вознесенском соборе монастыря солдаты арестовали отца Григория и c глумлениями вывели за церковную ограду. Здесь священнослужитель был жестоко избит, а когда он пытался осенять себя крестным знамением, каратели намеренно наносили удары по рукам и затем со словами «мы тебя приобщим» выстрелили из револьвера ему в рот.
Память священника Григория Никольского особенно почитается в восстановленном Марие-Магдалинском монастыре, где регулярно совершаются панихиды по нему.

☦️
Священномученики Алекса́ндр Сидоров и Влади́мир Сергеев, пресвитеры.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Вла­ди­мир и Алек­сандр слу­жи­ли в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в го­ро­де Дал­ма­то­ве Перм­ской гу­бер­нии.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 3 июля 1868 го­да в го­ро­де Дал­ма­то­ве Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Сер­ге­е­ва. В 1890 го­ду Вла­ди­мир окон­чил Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен над­зи­ра­те­лем Ека­те­рин­бург­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. В 1891 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви го­ро­да Дал­ма­то­ва, где про­жи­ва­ло то­гда око­ло вось­ми ты­сяч жи­те­лей. С 1899 го­да отец Вла­ди­мир пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Дал­ма­тов­ском вто­ро­класс­ном мо­на­стыр­ском учи­ли­ще, с 1909 го­да – в Дал­ма­тов­ском го­род­ском че­ты­рех­класс­ном учи­ли­ще. Он был рев­ност­ным пас­ты­рем и неод­но­крат­но на­граж­дал­ся епар­хи­аль­ным на­чаль­ством.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 30 ав­гу­ста 1868 го­да в Нижне-Уфа­лей­ском за­во­де Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Си­до­ро­ва. Окон­чив 6 клас­сов Ека­те­рин­бург­ской муж­ской гим­на­зии, он в 1890 го­ду был на­зна­чен учи­те­лем Кы­штов­ско­го учи­ли­ща ми­ни­стер­ства на­род­но­го про­све­ще­ния. В 1895 го­ду его пе­ре­ве­ли в Рев­дин­ское учи­ли­ще, и в том же го­ду он был уво­лен из кре­стьян­ско­го со­сло­вия и при­нят в ду­хов­ное зва­ние. 10 де­каб­ря 1895 го­да Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Воз­не­сен­ской церк­ви се­ла Куз­нец­ко­го Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да, а 22 июля 1897 го­да – во свя­щен­ни­ка к Дал­ма­тов­ской Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви.

Свя­щен­ни­ки Вла­ди­мир Сер­ге­ев и Алек­сандр Си­до­ров бы­ли за­му­че­ны при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми 27 июня/10 июля 1918 го­да на стан­ции Дал­ма­то­во. От­ца Алек­сандра па­ла­чи-крас­но­гвар­дей­цы под­ня­ли на шты­ки и на­би­ли ему рот зем­лей.

☦️
Священномученик Петр Остроумов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 1 июля 1875 го­да в се­ле Тро­иц­кое Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Пет­ра Ост­ро­умо­ва. В 1896 го­ду Петр окон­чил учи­тель­скую се­ми­на­рию в По­доль­ском уез­де и по­сту­пил учи­те­лем в од­ну из школ в Зве­ни­го­род­ском уез­де.
В 1899 го­ду Петр был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Пет­ров­ское Клин­ско­го уез­да, а в 1909 го­ду – во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­ко­му хра­му в род­ном се­ле Тро­иц­кое. Здесь от­цу Пет­ру и при­шлось пе­ре­жить го­не­ния от без­бож­ных вла­стей.
В 1929 го­ду мест­ные вла­сти воз­на­ме­ри­лись за­крыть Тро­иц­кий храм, но пре­пят­стви­ем для это­го стал ав­то­ри­тет­ный сель­ский свя­щен­ник, ко­то­ро­го и кре­стьяне хо­ро­шо зна­ли, и он знал их всех, и по­то­му от­ца Пет­ра ре­ши­ли аре­сто­вать. Бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, долж­ные по сво­е­му по­ло­же­нию по­мо­гать ор­га­нам ОГПУ: за­ве­ду­ю­щий из­бой-чи­таль­ней и пред­се­да­тель сель­со­ве­та. За­ве­ду­ю­щий из­бой-чи­таль­ней ска­зал: «Сам не слы­шал, но знаю от дру­гих граж­дан се­ле­ния, что… Ост­ро­умов сво­и­ми про­по­ве­дя­ми при­зы­вал на­се­ле­ние про­ти­во­сто­ять пред­по­ла­гав­ше­му­ся за­кры­тию церк­ви, хо­дил сам по се­ле­нию… и со­би­рал под­пи­си про­тив за­кры­тия церк­ви по до­мам».
Пред­се­да­тель сель­со­ве­та ска­зал: «Из раз­го­во­ров и слу­хов… я знаю, что… Петр Пет­ро­вич Ост­ро­умов рас­ска­зы­вал про­по­ве­ди, на­прав­лен­ные на под­рыв со­вет­ской вла­сти, го­во­ря: “Необ­хо­ди­мо ве­ро­вать в Бо­га; ком­му­ни­сты ве­дут вас к про­па­сти, и, при­дет вре­мя, вы все, об­ма­ну­тые ком­му­ни­ста­ми и со­вет­ской вла­стью, по­ка­е­тесь”. По­сле вы­не­се­ния во­лост­ным съез­дом ре­ше­ния о за­кры­тии церк­ви… Ост­ро­умов, сов­мест­но с цер­ков­ным со­ве­том, со­зы­вал со­бра­ния ве­ру­ю­щих, ино­гда да­же без раз­ре­ше­ния… на ко­то­рых со­би­рал под­пи­си про­тив за­кры­тия церк­ви…»
Свя­щен­ник Петр Ост­ро­умов был аре­сто­ван 18 ок­тяб­ря 1929 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. 1 но­яб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции ни в част­ных раз­го­во­рах и ни­где я не вел. Про­по­ве­ди, ко­то­рые я про­из­но­шу очень ред­ко, но­сят чи­сто ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, и ни­че­го ан­ти­со­вет­ско­го в них нет, – за­явил свя­щен­ник на об­ви­не­ние сле­до­ва­те­ля.
– Со­би­ра­ли ли вы под­пи­си про­тив за­кры­тия церк­ви? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Ни­ка­ких под­пи­сей не со­би­рал.
– Кем со­би­ра­лись под­пи­си?
– Цер­ков­ным ста­ро­стой и чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та.
– Го­во­ри­ли ли вы про­по­ведь в се­ле Ив­ли­е­во по слу­чаю аре­ста свя­щен­ни­ка, что «на Цер­ковь идет го­не­ние со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти» и так да­лее?
– Не пом­ню. Про­по­ве­ди я не про­из­но­сил.
12 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Отец Петр был об­ви­нен в том, что, «яв­ля­ясь свя­щен­ни­ком, ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ные на­стро­е­ния ве­ру­ю­щих в це­лях ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, со­би­рал под­пи­си про­тив за­кры­тия церк­ви… про­во­ци­руя ве­ру­ю­щих на мас­со­вое вы­ступ­ле­ние».
23 но­яб­ря 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край. Ко­гда отец Петр вер­нул­ся из ссыл­ки, ему бы­ло за­пре­ще­но жить бли­же, чем за сто ки­ло­мет­ров от Моск­вы, и он по­се­лил­ся в Во­ло­ко­лам­ском рай­оне.
В 1937 го­ду отец Петр стал слу­жить в По­кров­ском хра­ме в се­ле По­кров­ском Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. В том же го­ду сек­рет­ная осве­до­ми­тель­ни­ца по клич­ке Бе­рез­ка от­пра­ви­ла аген­тур­ные до­не­се­ния со­труд­ни­ку мест­но­го от­де­ле­ния НКВД. Она со­об­ща­ла: «Поп По­кров­ской церк­ви Ост­ро­умов за­ни­ма­ет­ся об­ра­бот­кой ве­ру­ю­щих. При под­вор­ном об­хо­де се­ле­ний… аги­ти­ру­ет и рас­пус­ка­ет лож­ные слу­хи о войне, за­яв­ляя: “Ско­ро бу­дет вой­на, ком­му­ни­сты это чув­ству­ют… и… аре­сто­вы­ва­ют кре­стьян, са­жа­ют без­вин­ных свя­щен­ни­ков в тюрь­мы; я, на­вер­ное, хо­жу по­след­ние дни, оста­лось мне от­слу­жить по­след­ний но­ябрь ме­сяц. При­хо­ди­те, пра­во­слав­ные, на го­ве­ние, ско­ро ведь все церк­ви за­кро­ют…” В но­яб­ре 1937 го­да око­ло ча­са дня в По­кров­ской церк­ви Ост­ро­умов про­из­но­сил про­по­ведь, в ко­то­рой про­сил ве­ру­ю­щих не по­ки­дать хра­ма Бо­жье­го, мо­лить­ся и ча­ще по­се­щать цер­ковь».
Отец Петр был аре­сто­ван 2 де­каб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в од­ну из тю­рем в Во­ло­ко­лам­ском рай­оне. В этот же день бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли, что свя­щен­ник ча­сто про­из­но­сил про­по­ве­ди, при­зы­вая ве­ру­ю­щих не остав­лять хра­ма Бо­жье­го и боль­ше мо­лить­ся, так как хра­мы ско­ро за­кро­ют. Кро­ме то­го, ча­сто раз­да­вал де­тям кон­фе­ты.
– Про­жи­вая в се­ле По­кров­ском, вы сре­ди ве­ру­ю­щих и кол­хоз­ни­ков ве­ли ан­ти­со­вет­скую и контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те по­ка­за­ния, – по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я сре­ди ве­ру­ю­щих и кол­хоз­ни­ков не за­ни­мал­ся.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры. Вы это скры­ва­е­те. Вам за­чи­ты­ва­ет­ся ряд сви­де­тель­ских по­ка­за­ний, ули­ча­ю­щих вас в ан­ти­со­вет­ской и ан­ти­кол­хоз­ной де­я­тель­но­сти. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– За­яв­ляю, что я ан­ти­со­вет­ски­ми и ан­ти­кол­хоз­ны­ми раз­го­во­ра­ми не за­ни­мал­ся. Что же ка­са­ет­ся про­по­ве­дей, то, дей­стви­тель­но, я про­по­ве­ди го­во­рил в на­ча­ле мо­е­го при­ез­да в се­ло По­кров­ское… В на­сто­я­щее вре­мя я про­по­ве­дей не про­из­но­шу. За­чи­тан­ные мне сви­де­тель­ские по­ка­за­ния я от­ри­цаю.
След­ствие бы­ло за­кон­че­но в са­мый день аре­ста, 2 де­каб­ря; 5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Свя­щен­ник Петр Ост­ро­умов скон­чал­ся 10 июля 1939 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Обре́тение мощей прп. Амвро́сия Оптинского (1998).
Алек­сандр Грен­ков, бу­ду­щий отец Ам­вро­сий, ро­дил­ся 21 или 23 но­яб­ря 1812 го­да в ду­хов­ной се­мье се­ла Боль­шие Ли­по­ви­цы Там­бов­ской епар­хии. Окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, он за­тем про­шел успеш­но курс в ду­хов­ной се­ми­на­рии. Од­на­ко не по­шел ни в Ду­хов­ную ака­де­мию, ни в свя­щен­ни­ки. Неко­то­рое вре­мя он был до­маш­ним учи­те­лем в од­ной по­ме­щи­чьей се­мье, а за­тем пре­по­да­ва­те­лем Ли­пец­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Об­ла­дая жи­вым и ве­се­лым ха­рак­те­ром, доб­ро­тою и ост­ро­уми­ем, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич был очень лю­бим сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми и со­слу­жив­ца­ми. В по­след­нем клас­се се­ми­на­рии ему при­шлось пе­ре­не­сти опас­ную бо­лезнь, и он дал обет по­стричь­ся в мо­на­хи, ес­ли вы­здо­ро­ве­ет.
По вы­здо­ров­ле­нии он не за­был сво­е­го обе­та, но несколь­ко лет от­кла­ды­вал его ис­пол­не­ние, «жал­ся», по его вы­ра­же­нию. Од­на­ко со­весть не да­ва­ла ему по­коя. И чем боль­ше про­хо­ди­ло вре­ме­ни, тем му­чи­тель­нее ста­но­ви­лись уко­ры со­ве­сти. Пе­ри­о­ды без­за­бот­но­го ве­се­лья и бес­печ­но­сти сме­ня­лись пе­ри­о­да­ми острой тос­ки и гру­сти, уси­лен­ной мо­лит­вы и слез. Од­на­жды, бу­дучи уже в Ли­пец­ке, гу­ляя в со­сед­нем ле­су, он, стоя на бе­ре­гу ру­чья, яв­ствен­но рас­слы­шал в его жур­ча­нье сло­ва: «Хва­ли­те Бо­га, лю­би­те Бо­га…»
Преподобный Амвросий Оптинский
До­ма, уеди­ня­ясь от лю­бо­пыт­ных взо­ров, он пла­мен­но мо­лил­ся Бо­жи­ей Ма­те­ри про­све­тить его ум и на­пра­вить его во­лю. Во­об­ще он не об­ла­дал на­стой­чи­вою во­лею и уже в ста­ро­сти го­во­рил сво­им ду­хов­ным де­тям: «Вы долж­ны слу­шать­ся ме­ня с пер­во­го сло­ва. Я – че­ло­век уступ­чи­вый. Ес­ли бу­де­те спо­рить со мною, я мо­гу усту­пить вам, но это не бу­дет вам на поль­зу». Из­не­мо­гая от сво­ей нере­ши­мо­сти, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич от­пра­вил­ся за со­ве­том к про­жи­вав­ше­му в той мест­но­сти из­вест­но­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну. «Иди в Оп­ти­ну, – ска­зал ему ста­рец, – и бу­дешь опы­тен». Грен­ков по­слу­шал­ся. Осе­нью 1839 го­да он при­был в Оп­ти­ну Пу­стынь, где был лас­ко­во при­нят стар­цем Львом.
Вско­ре он при­нял по­стриг и был на­ре­чен Ам­вро­си­ем, в па­мять свя­ти­те­ля Ме­дио­лан­ско­го, за­тем был ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­на и позд­нее – во иеро­мо­на­ха. Ко­гда отец Ма­ка­рий на­чал свое де­ло из­да­тель­ства, о. Ам­вро­сий, окон­чив­ший се­ми­на­рию и зна­ко­мый с древни­ми и но­вы­ми язы­ка­ми (он знал пять язы­ков), был од­ним из его бли­жай­ших по­мощ­ни­ков. Ско­ро по­сле сво­е­го ру­ко­по­ло­же­ния он за­бо­лел. Бо­лезнь бы­ла на­столь­ко тя­же­ла и про­дол­жи­тель­на, что на­все­гда по­до­рва­ла здо­ро­вье от­ца Ам­вро­сия и по­чти при­ко­ва­ла его к по­сте­ли. Вслед­ствие сво­е­го бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния он до са­мой сво­ей кон­чи­ны не мог со­вер­шать ли­тур­гии и участ­во­вать в длин­ных мо­на­стыр­ских бо­го­слу­же­ни­ях.
По­стиг­шая о. Ам­вро­сия тя­же­лая бо­лезнь име­ла для него несо­мнен­но про­ви­ден­ци­аль­ное зна­че­ние. Она уме­ри­ла его жи­вой ха­рак­тер, предо­хра­ни­ла его, быть мо­жет, от раз­ви­тия в нем са­мо­мне­ния и за­ста­ви­ла его глуб­же вой­ти в се­бя, луч­ше по­нять и са­мо­го се­бя, и че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Неда­ром же впо­след­ствии о. Ам­вро­сий го­во­рил: «Мо­на­ху по­лез­но бо­леть. И в бо­лез­ни не на­до ле­чить­ся, а толь­ко под­ле­чи­вать­ся!» По­мо­гая стар­цу Ма­ка­рию в из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти, о. Ам­вро­сий и по­сле его кон­чи­ны про­дол­жал за­ни­мать­ся этою де­я­тель­но­стью. Под его ру­ко­вод­ством бы­ли из­да­ны: «Ле­стви­ца» преп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, пись­ма и жиз­не­опи­са­ние о. Ма­ка­рия и дру­гие кни­ги. Но не из­да­тель­ская де­я­тель­ность бы­ла сре­до­то­чи­ем стар­че­ских тру­дов о. Ам­вро­сия. Его ду­ша ис­ка­ла жи­во­го, лич­но­го об­ще­ния с людь­ми, и он ско­ро стал при­об­ре­тать сла­ву опыт­но­го на­став­ни­ка и ру­ко­во­ди­те­ля в де­лах не толь­ко ду­хов­ной, но и прак­ти­че­ской жиз­ни. Он об­ла­дал необык­но­вен­но жи­вым, ост­рым, на­блю­да­тель­ным и про­ни­ца­тель­ным умом, про­свет­лен­ным и углуб­лен­ным по­сто­ян­ною со­сре­до­то­чен­ною мо­лит­вою, вни­ма­ни­ем к се­бе и зна­ни­ем по­движ­ни­че­ской ли­те­ра­ту­ры. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей его про­ни­ца­тель­ность пе­ре­хо­ди­ла в про­зор­ли­вость. Он глу­бо­ко про­ни­кал в ду­шу сво­е­го со­бе­сед­ни­ка и чи­тал в ней, как в рас­кры­той кни­ге, не нуж­да­ясь в его при­зна­ни­ях. Ли­цо его, кре­стья­ни­на-ве­ли­ко­рос­са, с вы­да­ю­щи­ми­ся ску­ла­ми и с се­дой бо­ро­дой, све­ти­лось ум­ны­ми и жи­вы­ми гла­за­ми. Со все­ми ка­че­ства­ми сво­ей бо­га­то ода­рен­ной ду­ши о. Ам­вро­сий, несмот­ря на свою по­сто­ян­ную бо­лезнь и хи­лость, со­еди­нял неис­ся­ка­е­мую жиз­не­ра­дост­ность и умел да­вать свои на­став­ле­ния в та­кой про­стой и шут­ли­вой фор­ме, что они лег­ко и на­все­гда за­по­ми­на­лись каж­дым слу­ша­ю­щим. Ко­гда это бы­ло необ­хо­ди­мо, он умел быть взыс­ка­тель­ным, стро­гим и тре­бо­ва­тель­ным, при­ме­няя «на­став­ле­ние» пал­кой или же на­кла­ды­вая на на­ка­зу­е­мо­го епи­ти­мью. Ста­рец не де­лал ни­ка­ко­го раз­ли­чия меж­ду людь­ми. Каж­дый имел к нему до­ступ и мог го­во­рить с ним: пе­тер­бург­ский се­на­тор и ста­рая кре­стьян­ка, про­фес­сор уни­вер­си­те­та и сто­лич­ная мод­ни­ца, Со­ло­вьев и До­сто­ев­ский, Леон­тьев и Тол­стой.
С ка­ки­ми толь­ко прось­ба­ми, жа­ло­ба­ми, с ка­ки­ми толь­ко сво­и­ми го­ре­стя­ми и нуж­да­ми ни при­хо­ди­ли к стар­цу лю­ди! При­хо­дит к нему мо­ло­дой свя­щен­ник, год то­му на­зад на­зна­чен­ный, по соб­ствен­но­му же­ла­нию, на са­мый по­след­ний при­ход в епар­хии. Не вы­дер­жал он ску­до­сти сво­е­го при­ход­ско­го су­ще­ство­ва­ния и при­шел к стар­цу про­сить бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­ме­ну ме­ста. Уви­дев его из­да­ли, ста­рец за­кри­чал: «Иди на­зад, отец! Он один, а вас двое!» Свя­щен­ник, недо­уме­вая, спро­сил стар­ца, что зна­чат его сло­ва. Ста­рец от­ве­тил: «Да ведь дья­вол, ко­то­рый те­бя ис­ку­ша­ет, один, а у те­бя по­мощ­ник – Бог! Иди на­зад и не бой­ся ни­че­го; греш­но ухо­дить с при­хо­да! Слу­жи каж­дый день ли­тур­гию, и все бу­дет хо­ро­шо!» Об­ра­до­ван­ный свя­щен­ник вос­пря­нул ду­хом и, вер­нув­шись на свой при­ход, тер­пе­ли­во по­вел там свою пас­тыр­скую ра­бо­ту и через мно­го лет про­сла­вил­ся как вто­рой ста­рец Ам­вро­сий.
Тол­стой по­сле бе­се­ды с о. Ам­вро­си­ем ра­дост­но ска­зал: «Этот о. Ам­вро­сий со­всем свя­той че­ло­век. По­го­во­рил с ним, и как-то лег­ко и от­рад­но ста­ло у ме­ня на ду­ше. Вот ко­гда с та­ким че­ло­ве­ком го­во­ришь, то чув­ству­ешь бли­зость Бо­га».
Дру­гой пи­са­тель, Ев­ге­ний По­го­жев (По­се­ля­нин) го­во­рил: «Ме­ня по­ра­зи­ла его свя­тость и та непо­сти­жи­мая без­дна люб­ви, ко­то­рые бы­ли в нем. И я, смот­ря на него, стал по­ни­мать, что зна­че­ние стар­цев – бла­го­слов­лять и одоб­рять жизнь и по­сы­ла­е­мые Бо­гом ра­до­сти, учить лю­дей жить счаст­ли­во и по­мо­гать им нести вы­па­да­ю­щие на их до­лю тя­го­сти, в чем бы они ни со­сто­я­ли». В. Ро­за­нов пи­сал: «Бла­го­де­я­ние от него льет­ся ду­хов­ное, да, на­ко­нец, и физи­че­ское. Все под­ни­ма­ют­ся ду­хом, толь­ко взи­рая на него… Са­мые прин­ци­пи­аль­ные лю­ди по­се­ща­ли его (о. Ам­вро­сия), и ни­кто не ска­зал ни­че­го от­ри­ца­тель­но­го. Зо­ло­то про­шло через огонь скеп­ти­циз­ма и не по­туск­не­ло».
В стар­це в очень силь­ной сте­пе­ни бы­ла од­на рус­ская чер­та: он лю­бил что-ни­будь устро­ить, что-ни­будь со­здать. Он ча­сто на­учал дру­гих пред­при­нять ка­кое-ни­будь де­ло, и, ко­гда к нему при­хо­ди­ли са­ми за бла­го­сло­ве­ни­ем на по­доб­ную вещь част­ные лю­ди, он с го­ряч­но­стью при­ни­мал­ся об­суж­дать и да­вал не толь­ко бла­го­сло­ве­ние, но и доб­рый со­вет. Оста­ет­ся со­вер­шен­но непо­сти­жи­мым, от­ку­да брал отец Ам­вро­сий те глу­бо­чай­шие све­де­ния по всем от­рас­лям че­ло­ве­че­ско­го тру­да, ко­то­рые в нем бы­ли.
Внеш­няя жизнь стар­ца в Оп­тин­ском ски­ту про­те­ка­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом. День его на­чи­нал­ся ча­са в че­ты­ре-пять утра. В это вре­мя он звал к се­бе ке­лей­ни­ков, и чи­та­лось утрен­нее пра­ви­ло. Оно про­дол­жа­лось бо­лее двух ча­сов, по­сле че­го ке­лей­ни­ки ухо­ди­ли, а ста­рец, остав­шись один, пре­да­вал­ся мо­лит­ве и го­то­вил­ся к сво­е­му ве­ли­ко­му днев­но­му слу­же­нию. С де­вя­ти ча­сов на­чи­нал­ся при­ем: спер­ва мо­на­ше­ству­ю­щих, за­тем ми­рян. При­ем длил­ся до обе­да. Ча­са в два ему при­но­си­ли скуд­ную еду, по­сле ко­то­рой он час-пол­то­ра оста­вал­ся один. За­тем чи­та­лась ве­чер­ня, и до но­чи воз­об­нов­лял­ся при­ем. Ча­сов в 11 со­вер­ша­лось длин­ное ве­чер­нее пра­ви­ло, и не рань­ше по­лу­но­чи ста­рец оста­вал­ся, на­ко­нец, один. Отец Ам­вро­сий не лю­бил мо­лить­ся на ви­ду. Ке­лей­ник, чи­тав­ший пра­ви­ло, дол­жен был сто­ять в дру­гой ком­на­те. Од­на­жды, один мо­нах на­ру­шил за­пре­ще­ние и во­шел в кел­лию стар­ца: он уви­дел его си­дя­щим на по­сте­ли с гла­за­ми, устрем­лен­ны­ми в небо, и ли­цом, оси­ян­ным ра­до­стью.
Так в те­че­ние бо­лее трид­ца­ти лет, изо дня в день ста­рец Ам­вро­сий со­вер­шал свой по­двиг. В по­след­ние де­сять лет сво­ей жиз­ни он взял на се­бя еще од­ну за­бо­ту: ос­но­ва­ние и устрой­ство жен­ской оби­те­ли в Ша­мор­дине, в 12 вер­стах от Оп­ти­ны, где, кро­ме 1000 мо­на­хинь, име­лись еще при­ют и шко­ла для де­во­чек, бо­га­дель­ня для ста­рух и боль­ни­ца. Эта но­вая де­я­тель­ность бы­ла для стар­ца не толь­ко лиш­ней ма­те­ри­аль­ной за­бо­той, но и кре­стом, воз­ло­жен­ным на него Про­ви­де­ни­ем и за­кон­чив­шим его по­движ­ни­че­скую жизнь.
1891 год был по­след­ним в зем­ной жиз­ни стар­ца. Все ле­то это­го го­да он про­вел в Ша­мор­дин­ской оби­те­ли, как бы спе­ша за­кон­чить и устро­ить там все неза­кон­чен­ное. Шли спеш­ные ра­бо­ты, но­вая на­сто­я­тель­ни­ца нуж­да­лась в ру­ко­вод­стве и ука­за­ни­ях. Ста­рец, по­ви­ну­ясь рас­по­ря­же­ни­ям кон­си­сто­рии, неод­но­крат­но на­зна­чал дни сво­е­го отъ­ез­да, но ухуд­ше­ние здо­ро­вья, на­сту­пав­шая сла­бость – след­ствие его хро­ни­че­ской бо­лез­ни – за­став­ля­ли его от­кла­ды­вать свой отъ­езд. Так про­тя­ну­лось де­ло до осе­ни. Вдруг при­шло из­ве­стие, что сам прео­свя­щен­ный, недо­воль­ный мед­ли­тель­но­стью стар­ца, со­би­ра­ет­ся при­е­хать в Ша­мор­ди­но и увез­ти его. Тем вре­ме­нем ста­рец Ам­вро­сий сла­бел с каж­дым днем. И вот – ед­ва прео­свя­щен­ный успел про­ехать по­ло­ви­ну пу­ти до Ша­мор­ди­на и оста­но­вил­ся но­че­вать в Пе­ре­мышль­ском мо­на­сты­ре, как ему по­да­ли те­ле­грам­му, из­ве­ща­ю­щую его о кон­чине стар­ца. Прео­свя­щен­ный из­ме­нил­ся в ли­це и сму­щен­но ска­зал: «Что же это зна­чит?» Был ве­чер 10 (22) ок­тяб­ря. Прео­свя­щен­но­му со­ве­то­ва­ли на дру­гой день вер­нуть­ся в Ка­лу­гу, но он от­ве­тил: «Нет, ве­ро­ят­но, та­ко­ва уж во­ля Бо­жия! Про­стых иеро­мо­на­хов ар­хи­ереи не от­пе­ва­ют, но это осо­бен­ный иеро­мо­нах – я хо­чу сам со­вер­шить от­пе­ва­ние стар­ца».
Бы­ло ре­ше­но пе­ре­вез­ти его в Оп­ти­ну пу­стынь, где про­вел он свою жизнь и где по­ко­и­лись его ду­хов­ные ру­ко­во­ди­те­ли – стар­цы Лев и Ма­ка­рий. На мра­мор­ном над­гро­бии вы­гра­ви­ро­ва­ны сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Бых немощ­ным, яко немо­щен, да немощ­ныя при­об­ря­щу. Всем бых вся, да вся­ко некия спа­су» (1Кор.9:22). Сло­ва эти точ­но вы­ра­жа­ют смысл жиз­нен­но­го по­дви­га стар­ца.

После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием.
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/
• О церковном поминовении христиан неправославных
• Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского читаемое во время искушений
• Ответ благосклонным к латинской церкви
• Переписка с мирскими лицами
• Письма
• Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)
• Преподобный Амвросий – старец оптинский
• Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского
• Советы супругам и родителям
• Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям


Жития
Писание