⏳ 2024.06.29 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я по Пятидесятнице, Троицкая (сплошная) (глас 7й)
• суббота
• (отдание праздника Пятидесятницы)

☀️ неподвижный годовой круг:
29 июня (16 июня)
• сщмч. Ти́грия, мч. Евтро́пия (ок. 404)
• свт. Тихона Амафунтского (425)
• прп. Тихона Медынского (Калужского) (1492)
• прп. Тихона Луховского (1503)
• прп. Моисея Оптинского (1862)
• сщмчч. Гермоге́на (Долганева) Тобольского, Ефрема (Долганева), Михаила (Макарова), Петра (Корелина), мч. Константина (Минятова) (1918)
• перенесение мощей свт. Феофана Затворника Вышенского (2002) 📚


☦️
Священномученик Ти́грий, пресвитер и мученик Евтро́пий, чтец.
Свя­щен­но­му­че­ник Тиг­рий пре­сви­тер и му­че­ник Ев­тро­пий чтец бы­ли совре­мен­ни­ка­ми свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го († 407, па­мять 13 но­яб­ря) и со­сто­я­ли в его кли­ре. Свя­той пре­сви­тер Тиг­рий был крот­ким и ми­ло­сти­вым пас­ты­рем, свя­той Ев­тро­пий от­ли­чал­ся чи­сто­той жиз­ни и це­ло­муд­ри­ем. Ко­гда в 404 го­ду свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст был из­гнан из Кон­стан­ти­но­по­ля, свя­тые пре­сви­тер Тиг­рий и чтец Ев­тро­пий как его при­вер­жен­цы бы­ли схва­че­ны и об­ви­не­ны в под­жо­ге хра­мов и зда­ний, при­над­ле­жав­ших про­тив­ни­кам свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. Свя­то­го Тиг­рия под­верг­ли ис­тя­за­ни­ям, би­ли рем­ня­ми и со­сла­ли в Ме­со­по­та­мию, где он в за­клю­че­нии и скон­чал­ся. Свя­то­го Ев­тро­пия сек­ли, под­ве­сив, стро­га­ли же­ле­зом и бро­си­ли в тем­ни­цу. Во вре­мя по­втор­ной пыт­ки он скон­чал­ся. Его те­ло, бро­шен­ное на съе­де­ние со­ба­кам, но­чью бы­ло взя­то и по­гре­бе­но хри­сти­а­на­ми. Во вре­мя по­гре­бе­ния слы­ша­лось Ан­гель­ское пе­ние.

☦️
Святитель Ти́хон, епископ Амафунтский.
Свя­ти­тель Ти­хон, епи­скоп Ама­фунт­ский, ро­дил­ся в го­ро­де Ама­фун­те на ост­ро­ве Кипр. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, обу­чи­ли чте­нию свя­щен­ных книг. Со­хра­ни­лись из­ве­стия, что дар чу­до­тво­ре­ния про­явил­ся у свя­то­го Ти­хо­на еще в юно­ше­ском воз­расте. Его отец был вла­дель­цем хле­бо­пе­кар­ни и по­сы­лал сы­на про­да­вать хле­бы. Свя­той от­рок бед­ня­кам раз­да­вал хле­бы да­ром. Узнав об этом, отец раз­гне­вал­ся, но сын от­ве­тил, что чи­тал в свя­тых кни­гах, что «да­ю­щий Бо­гу сто­ри­цею при­и­мет». «Я же, – го­во­рил юно­ша, – даю Бо­гу хле­бы взай­мы» и пред­ло­жил от­цу пой­ти ту­да, где хра­ни­лись за­па­сы зер­на. Отец с изум­ле­ни­ем уви­дел, что хра­ни­ли­ще, быв­шее пу­стым, пе­ре­пол­не­но пше­ни­цей. С тех пор отец не пре­пят­ство­вал от­ро­ку раз­да­вать ни­щим хлеб.
Один са­дов­ник вы­бро­сил из ви­но­град­ни­ка об­ре­зан­ные су­хие вет­ви. Свя­той Ти­хон со­брал их, по­са­дил в сво­ем са­ду и по­про­сил Гос­по­да, чтобы эти вет­ви при­ня­лись и да­ли це­леб­ные для здо­ро­вья лю­дей пло­ды. Гос­подь со­тво­рил по ве­ре свя­то­го юно­ши. Вет­ви при­ня­лись, пло­ды их име­ли осо­бый, очень при­ят­ный вкус и упо­треб­ля­лись при жиз­ни свя­то­го и по­сле его кон­чи­ны на ви­но для со­вер­ше­ния Та­ин­ства Свя­той Ев­ха­ри­стии. Бла­го­че­сти­во­го юно­шу при­ня­ли в цер­ков­ный клир, по­ста­ви­ли чте­цом, а за­тем епи­скоп Ама­фунт­ский Мем­нон по­свя­тил его в сан диа­ко­на. По­сле смер­ти епи­ско­па Мем­но­на свя­той Ти­хон по об­ще­му же­ла­нию был из­бран во епи­ско­па Ама­фунт­ско­го. Хи­ро­то­нию воз­гла­вил свя­ти­тель Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский († 403; па­мять 12 мая).
Свя­ти­тель Ти­хон усерд­но тру­дил­ся над ис­ко­ре­не­ни­ем остат­ков язы­че­ства на Ки­п­ре, уни­что­жал идоль­ские ка­пи­ща и на­саж­дал хри­сти­ан­скую ве­ру. Свя­ти­тель был ми­ло­стив, две­ри его до­ма бы­ли от­кры­ты для всех, он с лю­бо­вью вы­слу­ши­вал и ис­пол­нял прось­бы каж­до­го, кто при­хо­дил к нему. Не бо­ясь угроз и му­че­ний, он твер­до и бес­страш­но ис­по­ве­до­вал свою ве­ру пе­ред языч­ни­ка­ми.
В служ­бе свя­ти­те­лю Ти­хо­ну ука­зы­ва­ет­ся, что он пред­ви­дел вре­мя сво­ей кон­чи­ны, ко­то­рая по­сле­до­ва­ла в 425 го­ду.
Имя свя­то­го Ти­хо­на Ама­фунт­ско­го поль­зо­ва­лось глу­бо­ким по­чи­та­ни­ем в Рос­сии. В честь свя­ти­те­ля стро­и­лись хра­мы в Москве, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Ка­за­ни и дру­гих го­ро­дах. Но осо­бен­но по­чи­тал­ся свя­ти­тель в Во­ро­неж­ской епар­хии, где пре­ем­ствен­но бы­ло три ар­хи­пас­ты­ря, те­зо­име­ни­тых свя­ти­те­лю Ама­фунт­ско­му: свя­ти­тель Ти­хон I (Со­ко­лов) († 1783, па­мять 13 ав­гу­ста), Ти­хон II (Яку­бов­ский; до 1785 го­да) и Ти­хон III (Ма­ли­нин, до 1788 го­да).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/517

☦️
Преподобный Ти́хон Медынский, Калужский.
Пре­по­доб­ный Ти­хон Медын­ский, Ка­луж­ский чу­до­тво­рец, жил в XV ве­ке. Пред­по­ла­га­ют, что он был ро­дом из «ма­те­ри го­ро­дов рус­ских» – Ки­е­ва.
В юно­сти он при­шел в Моск­ву и при­нял ино­че­ский по­стриг, по пре­да­нию, в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Через неко­то­рое вре­мя, по люб­ви к уеди­не­нию, он уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто в 17 вер­стах от го­ро­да Ка­лу­ги и в 15 вер­стах от го­ро­да Меды­ни, на­зва­ния ко­то­рых позд­нее ста­ли ча­стью его име­ни. Ме­сто, вы­бран­ное свя­тым, на­хо­ди­лось на пра­вом бе­ре­гу неболь­шой реч­ки Веп­рейки, ко­то­рая пя­тью вер­ста­ми юж­нее впа­да­ет в р. Уг­ру.
В по­след­ние го­ды жиз­ни пре­по­доб­но­го непо­да­ле­ку от ме­ста его по­дви­гов про­изо­шло зна­ме­ни­тое «сто­я­ние на Уг­ре» (1480 г.), по­ло­жив­шее ко­нец та­тар­ско­му игу на Ру­си.
По­движ­ник по­се­лил­ся в дре­му­чем ле­су, в дуп­ле ис­по­лин­ско­го ду­ба, про­сто­яв­ше­го по­сле кон­чи­ны свя­то­го еще по­чти че­ты­ре ве­ка. В на­ча­ле 1830-х го­дов дуб был слом­лен гро­зой, а в 1838 го­ду игу­мен ос­но­ван­ной пре­по­доб­ным оби­те­ли Ге­рон­тий устро­ил над со­хра­нившим­ся мо­гу­чим осто­вом ча­сов­ню.
Пи­щей пре­по­доб­но­му слу­жи­ли «бы­лии са­мо­рос­лен­ныя» (ди­ко­рас­ту­щие), а пи­ти­ем – во­да из це­леб­но­го ко­лод­ца, ис­ко­пан­но­го им са­мим при ис­то­ке Веп­рейки и до сих пор име­ну­е­мо­го «кла­де­зем пре­по­доб­но­го Ти­хо­на». Из­ве­стие о свя­той жиз­ни по­движ­ни­ка при­влек­ло к нему уче­ни­ков. Во­круг него по­сте­пен­но ста­ли со­би­рать­ся бра­тия. Вла­де­лец тех мест князь Ва­си­лий Яро­сла­вич (внук Вла­ди­ми­ра Храб­ро­го) во вре­мя охо­ты об­на­ру­жил жи­ли­ще свя­то­го. Он при­ка­зал пре­по­доб­но­му немед­лен­но уда­лить­ся из его вот­чин. Оскор­бив от­шель­ни­ка, князь за­мах­нул­ся на него пле­тью. Под­ня­тая на свя­то­го ру­ка тот­час оне­ме­ла и оста­лась непо­движ­ной. Вра­зум­лен­ный на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им, князь рас­ка­ял­ся и про­сил у ино­ка про­ще­ния. По­лу­чив по мо­лит­ве свя­то­го ис­це­ле­ние, он стал умо­лять пу­стын­но­жи­те­ля на­все­гда остать­ся в его зем­ле и устро­ить здесь оби­тель для сво­их уче­ни­ков, обе­щая неоскуд­но снаб­де­вать ее всем необ­хо­ди­мым.
Пре­по­доб­ный Ти­хон ос­но­вал пу­стынь, по­ста­вив в ней пер­вый де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Он стал пер­вым игу­ме­ном мо­на­сты­ря и управ­лял бра­ти­ей со сми­рен­но­муд­ри­ем, кро­то­стью и незло­би­ем. Свя­той игу­мен пи­тал ал­чу­щих, на­по­ял жаж­ду­щих, при­ни­мал стран­ных, за­сту­пал­ся за оби­ди­мых. Пре­по­доб­ный Ти­хон имел дар слез и от­ли­чал­ся мол­ча­ли­во­стью.
По древ­не­му мо­на­стыр­ско­му пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ти­хон скон­чал­ся в 1492 го­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти, при­няв неза­дол­го до кон­чи­ны ве­ли­кую схи­му. Год успе­ния свя­то­го был от­ме­чен в си­но­ди­ке Лав­рен­ти­е­ва мо­на­сты­ря, со­став­лен­ном при ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че.
В цар­ство­ва­ние Иоан­на Гроз­но­го в Ти­хо­но­ву пу­стынь был вне­сен пер­вый цар­ский вклад, в за­пи­си о ко­то­ром ос­но­ва­тель оби­те­ли на­зван «пре­по­доб­ным»: «Да­но в сей мо­на­стырь, в до­ме Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы чест­на­го и слав­ня­го Ея Успе­ния и пре­по­доб­на­го от­ца игу­ме­на Ти­хо­на… Еван­ге­лие пре­столь­но пись­мен­ное…» Все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ти­хо­на уста­нов­ле­но на Со­бо­ре 1584 го­да.
До Смут­но­го вре­ме­ни мо­щи пре­по­доб­но­го Ти­хо­на, по пре­да­нию, по­чи­ва­ли «на вскры­тии» в Успен­ском де­ре­вян­ном хра­ме, по­сле со­жже­ния ко­то­ро­го они бы­ли пе­ре­не­се­ны в един­ствен­ный уцелев­ший храм во имя Трех свя­ти­те­лей. Ра­зо­рен­ная поль­ско-ли­тов­ским на­ше­стви­ем Ти­хо­но­ва пу­стынь бы­ла вос­ста­нов­ле­на при ца­рях Ми­ха­и­ле Фе­о­до­ро­ви­че (1613–1645) и Алек­сии Ми­хай­ло­ви­че (1645–1676) усер­ди­ем игу­ме­нов Ге­ра­си­ма и Фе­о­до­сия. Бы­ли вновь по­стро­е­ны де­ре­вян­ный Успен­ский со­бор, а так­же теп­лая Ни­коль­ская цер­ковь с тра­пез­ной па­ла­той. В 1677 го­ду Трех­свя­ти­тель­ский храм был пе­ре­не­сен в под­мо­на­стыр­скую сло­бо­ду, а на его ме­сте со­ору­жен ка­мен­ный Пре­об­ра­жен­ский со­бор, в ко­то­ром за пра­вым кли­ро­сом бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ти­хо­на.
В 1799 го­ду мо­на­стырь ото­шел ко вновь ос­но­ван­ной Ка­луж­ской епар­хии. 15 июня 1805 го­да пер­вый ар­хи­епи­скоп но­во­ос­но­ван­ной епар­хии Фе­о­фи­лакт (Ру­са­нов) утвер­дил служ­бу пре­по­доб­но­му Ти­хо­ну, со­став­лен­ную на ос­но­ва­нии бо­лее древ­ней служ­бы бла­го­тво­ри­те­лем мо­на­сты­ря, ка­лу­жа­ни­ном Сер­ге­ем Ва­си­лье­ви­чем Ероп­ки­ным. Текст служ­бы был на­пе­ча­тан для все­рос­сий­ско­го упо­треб­ле­ния в Ми­нее До­пол­ни­тель­ной, из­дан­ной в Пе­тер­бур­ге в 1909 го­ду.
В 1887 го­ду был вы­стро­ен над ис­ко­пан­ным пре­по­доб­ным Ти­хо­ном ко­лод­цем де­ре­вян­ный храм в честь Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка.
В про­дол­же­ние XIX ве­ка в хра­ме ве­лась за­пись наи­бо­лее зна­чи­тель­ных ис­це­ле­ний, про­ис­шед­ших по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ти­хо­на. Боль­шин­ство ис­це­ле­ний по­лу­ча­ли боль­ные, одер­жи­мые ду­шев­ны­ми неду­га­ми, вы­здо­рав­ли­ва­ли так­же мно­гие, стра­дав­шие глаз­ны­ми и дет­ски­ми бо­лез­ня­ми.
На ико­нах пре­по­доб­ный Ти­хон Ка­луж­ский, чу­до­тво­рец, обыч­но изо­бра­жа­ет­ся в схим­ни­че­ском оде­я­нии мо­ля­щим­ся пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, укреп­лен­ны­ми в дуп­ле боль­шо­го ду­ба на фоне вы­стро­ен­ной тру­да­ми его уче­ни­ков ве­ли­че­ствен­ной оби­те­ли.
О внеш­но­сти пре­по­доб­но­го Ти­хо­на в Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке ска­за­но: «Пре­по­доб­ный отец наш Ти­хон, на­чаль­ник мо­на­сты­ря Бо­го­ро­ди­цы­на, иже на Ка­лу­ге, по­до­би­ем над­сед, бра­да аки Вла­си­е­ва, ри­зы пре­по­доб­ни­че­ския и в схи­ме».
Па­мять пре­по­доб­но­го Ти­хо­на – 16 июня – бла­го­го­вей­но чтит­ся не толь­ко в Ка­луж­ской зем­ле, но и по всей Рос­сии.

☦️
Преподобный Ти́хон Луховской, Костромской.
Пре­по­доб­ный Ти­хон Лу­хов­ской, Ко­стром­ской (в ми­ру Ти­мо­фей) ро­дил­ся в пре­де­лах Ли­тов­ско­го кня­же­ства и был там на во­ен­ной служ­бе. В 1482 го­ду, не же­лая при­ни­мать уни­ат­ство, он ушел из Лит­вы в Рос­сию. Свя­той раз­дал все, что имел, при­нял по­стриг с име­нем Ти­хон и уда­лил­ся в Ко­стром­скую епар­хию, в Лу­хов­ские зем­ли. Го­род Лух был от­дан то­гда кня­зю Фе­о­до­ру Бель­ско­му, вме­сте с ко­то­рым пре­по­доб­ный Ти­хон при­шел из Лит­вы. На бе­ре­гу в уро­чи­ще Ко­пы­тов­ке пре­по­доб­ный Ти­хон по­ста­вил кел­лию. Ко­гда к нему в пу­сты­ню при­шли два ино­ка, Фо­тий и Ге­ра­сим, пре­по­доб­ный ра­ди них пе­ре­шел за три вер­сты от Ко­пы­тов­ки, на бо­лее удоб­ное ме­сто. По­движ­ни­ки до­бы­ва­ли про­пи­та­ние тру­да­ми рук сво­их. Пре­по­доб­ный Ти­хон ис­кус­но пе­ре­пи­сы­вал кни­ги, был хо­ро­шим то­ка­рем. По сми­ре­нию он так и не при­нял свя­щен­ства. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ти­хон 16 июня 1503 го­да, в та­кой бед­но­сти, что уче­ни­ки не зна­ли, в чем его по­греб­сти. Но к их уте­ше­нию Суз­даль­ский ар­хи­ерей при­слал по­движ­ни­ку свит­ку, в ко­то­рой его и пре­да­ли зем­ле. Вско­ре по­сле его смер­ти на ме­сте его по­дви­гов устро­и­лась оби­тель в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
В 1569 го­ду при гро­бе пре­по­доб­но­го Ти­хо­на на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния боль­ных, и его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми (празд­но­ва­ние 26 июня). Но игу­мен Кон­стан­тин, ко­то­рый по­ста­вил их по­верх зем­ли, был по­ра­жен сле­по­той; по­лу­чив про­зре­ние, он со­крыл мо­щи пре­по­доб­но­го в зем­ле. С то­го вре­ме­ни на­ча­лось по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Ти­хо­на. Жи­тие его с опи­са­ни­ем 70-ти по­смерт­ных чу­дес бы­ло со­став­ле­но в 1649 го­ду.

☦️
Преподобный Моисе́й Оптинский.
Пре­по­доб­ный Мо­и­сей Оп­тин­ский, в ми­ру Ти­мо­фей Ива­но­вич Пу­ти­лов, ро­дил­ся в го­ро­де Бо­ри­со­глеб­ске Яро­слав­ской гу­бер­нии. Его млад­ший брат, то­же оп­тин­ский ста­рец, игу­мен Ан­то­ний, в кон­це сво­ей жиз­ни пи­сал ав­то­био­гра­фию «Ке­лей­ная за­пис­ка». Из его за­пи­сей мож­но по­зна­ко­мить­ся с се­мьёй Пу­ти­ло­вых «из пер­вых рук».
Ро­ди­те­ли бра­тьев бы­ли лю­ди пра­во­слав­ные и бла­го­че­сти­вые, ку­пе­че­ско­го зва­ния: Иван Гри­горь­е­вич и Ан­на Ива­нов­на. Отец его ра­но остал­ся си­ро­той и как-то, горь­ко опла­ки­вая свою си­рот­скую до­лю, мо­лил­ся Гос­по­ду со сле­за­ми, про­сил о по­мо­щи, вра­зум­ле­нии и уте­ше­нии. По его рас­ска­зу, по­сле этой сми­рен­ной и слез­ной мо­лит­вы он стал бла­го­душ­нее пе­ре­но­сить свой си­рот­ский жре­бий, упо­вая на ми­лость Бо­жию.
По­сле это­го отец ра­бо­тал сбор­щи­ком на­ло­гов у хо­зя­и­на-от­куп­щи­ка, и чест­ность его бы­ла так оче­вид­на, что хо­зя­е­ва по­сте­пен­но по­вы­ша­ли ему пла­ту от двух­сот руб­лей в год до ты­ся­чи двух­сот спу­стя несколь­ко лет, ко­гда Иван Гри­горь­е­вич об­за­вёл­ся се­мьёй. Отец стро­го со­блю­дал по­сты и неопу­сти­тель­но по­се­щал храм Бо­жий, пел на кли­ро­се, был очень умён и на­чи­тан, осо­бен­но лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, цер­ков­ную ис­то­рию, жи­тия свя­тых и ис­то­ри­че­ские кни­ги. Де­тей вос­пи­ты­вал стро­го, сам учил гра­мо­те, чте­нию, пись­му. В учи­ли­ще ни од­но­го сы­на не от­дал, опа­са­ясь, чтобы не бы­ло дур­но­го вли­я­ния на де­тей со сто­ро­ны то­ва­ри­щей или по недо­смот­ру учи­те­ля.
Мать, Ан­на Ива­нов­на, бы­ла бо­го­лю­би­ва, ми­ло­сти­ва к ни­щим и бед­ня­кам, сми­рен­на, усерд­на к мо­лит­ве. Де­ти её вспо­ми­на­ли, как ча­сто их мать по но­чам мо­ли­лась Бо­гу. С се­ми­лет­не­го воз­рас­та она по­чти еже­днев­но хо­ди­ла к обедне в мо­на­стырь, в ко­то­ром жил её род­ной де­душ­ка, иеро­дья­кон, ста­рец ма­сти­тых лет. Ко­гда она при­но­си­ла го­сти­нец де­душ­ке, он каж­дый раз го­во­рил ей о со­кро­ви­ще. Ко­гда она спра­ши­ва­ла: «Где же со­кро­ви­ще? Ибо у вас в ке­ллии нет и сун­дуч­ка», ста­рец от­ве­чал, что это со­кро­ви­ще ле­жит под пре­сто­лом Бо­жи­им. Мо­жет быть, свя­той ста­рец преду­га­ды­вал её счаст­ли­вую се­мей­ную жизнь и то, что три её сы­на бу­дут в мо­на­ше­ском чине на­сто­я­те­ля­ми и на­став­ни­ка­ми?
Ти­мо­фей был тре­тьим из де­ся­ти де­тей Пу­ти­ло­вых. По­лу­чив стро­гое, по­чти мо­на­ше­ское вос­пи­та­ние, сы­но­вья этой се­мьи стре­ми­лись к мо­на­ше­ской жиз­ни, к ду­хов­но­му ро­сту. Ко­гда Ти­мо­фею ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет, его вме­сте с че­тыр­на­дца­ти­лет­ним бра­том Ионою от­пра­ви­ли на служ­бу в Моск­ву к от­куп­щи­ку Кар­пы­ше­ву.
Здесь, в Москве, бы­ло мно­го ду­хов­ных свя­тынь, мож­но бы­ло до­стать боль­ше ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, и Ти­мо­фей да­же в лав­ке не рас­ста­вал­ся с ду­хов­ны­ми кни­га­ми, от­кла­ды­вая их толь­ко с при­хо­дом по­ку­па­те­лей. Бра­тья по­зна­ко­ми­лись с ис­тин­но ду­хов­ны­ми людь­ми то­го вре­ме­ни: мо­на­хи­ней До­си­фе­ей (по пре­да­нию, из­вест­ной княж­ной Та­ра­ка­но­вой), стар­ца­ми Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря Алек­сан­дром и Фила­ре­том, ко­то­рые на­хо­ди­лись в ду­хов­ном об­ще­нии с ве­ли­ким стар­цем Па­и­си­ем Ве­лич­ков­ским.
Бра­тья окон­ча­тель­но утвер­ди­лись в же­ла­нии мо­на­ше­ской жиз­ни. Их стар­шая сест­ра, Ани­сия, меч­та­ла о мо­на­ше­стве, но по же­ла­нию от­ца вы­шла за­муж и вско­ре умер­ла. Муж её ушёл в мо­на­стырь, в Са­ров­скую пу­стынь. Ко­гда бра­тья узна­ли об этом, они ре­ши­ли то­же по­ехать в Са­ров. Ти­мо­фею бы­ло 22 го­да, Ионе 18 лет. Опа­са­ясь, что отец не даст им со­гла­сия на мо­на­ше­ство, бра­тья на­пи­са­ли ему пись­мо, в ко­то­ром объ­яс­ня­ли, что от хо­зя­ев ото­шли за невоз­мож­но­стью жить у них и что есть у них на при­ме­те дру­гой Хо­зя­ин, Ко­то­ро­му они да­ли сло­во по­сту­пить в услу­же­ние. Уже из Са­ро­ва они на­пи­са­ли от­цу от­кро­вен­но о сво­ём на­ме­ре­нии. Отец раз­гне­вал­ся и при­ка­зал сы­но­вьям немед­лен­но воз­вра­щать­ся до­мой, но они не по­ка­зы­ва­лись ему два с по­ло­ви­ной го­да.
За это вре­мя Иван Гри­горь­е­вич раз­бо­лел­ся и, ко­гда Ти­мо­фей при­е­хал к от­цу про­сить про­ще­ния, от­пу­стил сы­на в мо­на­стырь. А через год, по­сле уго­во­ров, от­пу­стил с ним Иону. Де­ти очень по­чи­та­ли сво­е­го от­ца и позд­нее, по­сле смер­ти ро­ди­те­ля, на его про­стом мра­мор­ном па­мят­ни­ке у ал­та­ря церк­ви Всех Свя­тых, на­пи­са­ли, что па­мят­ник сей воз­двиг­ли «Пу­ти­ло­ва де­ти: Мо­и­сей, игу­мен Оп­ти­ной Пу­сты­ни, Ис­а­ия, игу­мен Са­ров­ской Пу­сты­ни, Ан­то­ний, игу­мен Ма­ло­я­ро­сла­вец­ко­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря».
В Са­ро­ве бра­тья встре­ти­лись с ве­ли­ки­ми стар­ца­ми: уже трид­цать семь лет жил там пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, схи­мо­нах Марк, про­хо­див­ший по­двиг юрод­ства, игу­мен На­за­рий, вос­ста­но­ви­тель Ва­ла­а­ма.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-moisej-optinskij

☦️
Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский, священномученики Петр Корелин, Ефрем Долганев, Михаил Макаров и мученик Константин Минятов.

Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген ро­дил­ся 25 ап­ре­ля 1858 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Хер­сон­ской епар­хии Еф­ре­ма Пав­ло­ви­ча Долга­не­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ге­ор­ги­ем. У свя­щен­ни­ка Еф­ре­ма Долга­не­ва и его су­пру­ги Вар­ва­ры Ис­и­до­ров­ны бы­ло ше­сте­ро де­тей. При­ход, где он слу­жил, был небо­га­тым, и се­мья бы­ла весь­ма огра­ни­че­на в сред­ствах. Отец Еф­рем ста­рал­ся быть об­раз­цо­вым пас­ты­рем и учил всех, как пи­сал о том один из его сы­но­вей, сво­им «при­ме­ром по­ряд­ку, чи­сто­те, опрят­но­сти, люб­ви к бла­го­ле­пию служ­бы, кра­со­те хра­ма, об­ла­че­ний, со­су­дов, лам­пад, все­го чи­на цер­ков­но­го…».
Низ­шее и сред­нее об­ра­зо­ва­ние Ге­ор­гий по­лу­чил в ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях род­ной епар­хии. Же­лая по­лу­чить кро­ме ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния еще и свет­ское, Ге­ор­гий во вре­мя обу­че­ния в 5-м клас­се Одес­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии его из се­ми­на­рии; вы­дер­жав эк­за­мен на ат­те­стат зре­ло­сти при клас­си­че­ской гим­на­зии го­ро­да Ана­нье­ва Хер­сон­ской гу­бер­нии, он по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Но­во­рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та, ко­то­рый окон­чил в 1889 го­ду с пра­вом предо­став­ле­ния со­чи­не­ния на сте­пень кан­ди­да­та пра­ва без до­пол­ни­тель­ных эк­за­ме­нов.
Глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ный с дет­ских лет, Ге­ор­гий ра­но по­чув­ство­вал вле­че­ние к по­движ­ни­че­ской жиз­ни, но ре­ши­тель­ный шаг ему по­мог сде­лать ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский Ни­ка­нор (Бров­ко­вич), и в 1889 го­ду Ге­ор­гий по­сту­пил на ис­то­ри­че­ское от­де­ле­ние Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 28 но­яб­ря 1890 го­да рек­тор ака­де­мии епи­скоп Ан­то­ний (Вад­ков­ский) по­стриг его в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Гер­мо­ген; 2 де­каб­ря то­го же го­да епи­скоп Ан­то­ний ру­ко­по­ло­жил его во иеро­ди­а­ко­на, а 15 мар­та 1892 го­да – во иеро­мо­на­ха. Сту­ден­том ака­де­мии отец Гер­мо­ген мно­го по­тру­дил­ся как про­по­вед­ник, при­ни­мая ак­тив­ное уча­стие в де­я­тель­но­сти круж­ка сту­ден­тов-про­по­вед­ни­ков.
В ака­де­мии он за­ни­мал­ся ис­клю­чи­тель­но ака­де­ми­че­ски­ми на­у­ка­ми, из­бе­гая лиш­них зна­комств, чтобы не впасть в мно­го­раз­лич­ные ис­ку­ше­ния и стре­мясь ис­пол­нить сло­ва, ска­зан­ные ему мит­ро­по­ли­том Санкт-Пе­тер­бург­ским Ис­и­до­ром (Ни­коль­ским): «Укло­няй­ся от та­ких дел и со­об­ще­ства, ко­то­рые мо­гут от­кло­нять те­бя от на­сто­я­ще­го тво­е­го де­ла и тво­их обя­зан­но­стей».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev

☦️
Перенесение мощей свт. Феофа́на, Затворника Вышенского (2002).
«Имею в мыс­ли слу­жить Церк­ви Бо­жи­ей, толь­ко иным об­ра­зом».

23 ян­ва­ря и 29 июня празд­ну­ет­ся пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Фе­о­фа­на За­твор­ни­ка. Бо­лее де­ся­ти лет про­шло с то­го дня, ко­гда его мо­щи вер­ну­ли в Ка­зан­ский храм Вы­шен­ской оби­те­ли, в ко­то­рой он про­жил по­след­ние 23 го­да сво­ей жиз­ни, не вы­хо­дя из ке­льи.
Ле­том ря­зан­ское се­ло Вы­ша, где и рас­по­ло­жен тот са­мый Успен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром под­ви­зал­ся свя­ти­тель Фе­о­фан, встре­ча­ет жа­рой и воз­ду­хом, пол­ным раз­но­об­раз­ной жиз­ни. Во­круг все жуж­жит, стре­ко­чет и ле­та­ет. С ре­ки слы­шат­ся кри­ки ку­паль­щи­ков. Раз­но­тра­вие и раз­но­цве­тие, ку­по­ла Успен­ско­го (до ре­во­лю­ции муж­ско­го, а те­перь жен­ско­го) мо­на­сты­ря воз­вы­ша­ют­ся над кро­на­ми древ­них ду­бов. По­кой и бла­го­дать. Неда­ром бу­ду­щий свя­ти­тель, от­про­сив­ший­ся в оби­тель на по­кой, го­во­рил об этом ме­сте так: «Вы­ше Вы­ши толь­ко Цар­ство небес­ное».
Путь к мечте.
Ко­гда в Рос­сии на­сту­пи­ло вре­мя ве­ли­ких пе­ре­мен, вре­мя осу­ществ­ле­ния дол­го­ждан­ной кре­стьян­ской ре­фор­мы, епи­скоп Фе­о­фан по­дал про­ше­ние в Ся­тей­ший Си­нод об уволь­не­нии на по­кой в день сво­их име­нин, 12 мар­та 1866 го­да. Кто сме­ет в та­ких об­сто­я­тель­ствах по­ки­дать ме­сто слу­же­ния ра­ди ка­ко­го-то лич­но­го по­коя? В Свя­тей­шем Си­но­де бы­ли не про­сто недо­воль­ны. Епи­скоп Фила­рет Дроз­дов сер­дит­ся, мит­ро­по­лит Ис­и­дор (Ни­коль­ский) пи­шет свя­ти­те­лю Фе­о­фа­ну: «Ес­ли ве­рить слу­ху, что вы про­си­те уволь­не­ния на по­кой толь­ко для по­коя, то я со­мне­ва­юсь, чтобы Свя­тей­ший Си­нод удо­вле­тво­рил прось­бу. Кто бы из нас не же­лал спо­кой­ствия, осо­бен­но в ны­неш­нее мно­го­за­бот­ли­вое и труд­ное вре­мя! Но на­до же ко­му–ни­будь тру­дить­ся и для дру­гих, хо­тя бы и со скор­бью, и воз­ды­ха­ю­ще».

Далее:
https://azbyka.ru/days/p-imeyu-v-mysli-sluzhit-cerkvi-bozhiej-tolko-inym-obrazom

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/
• Душа и ангел
• «Востани спяй»
• Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов
• Как надобно молиться
• Краткое учение о Богопочитании
• Мысли на каждый день [1887] года
• Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество
• Наставление о преспеянии в христианской жизни
• Наставления в духовной жизни
• Начертание христианского нравоучения
• О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха
• Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
• Пять поучений о пути ко спасению
• Созерцание и Размышление
• Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
• Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения
• Псалтирь прп. Ефрема Сирина
• Толкование на книгу св. Ермы
• Богоугодная жизнь вообще
• Два слова о святом Таинстве Крещения
• Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской
• Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• Сборник проповедей «Небесный Покров над нами»
• Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни»
• Сборник слов «Внутренняя жизнь»
• Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам
• Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него
• Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни
• Сборник слов на разные случаи
• Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще
• Слова к Тамбовской пастве 1859–1860 гг. святитель Феофан Затворник
• Слова к Тамбовской пастве 1861–1863 гг.
• Три слова о несении креста
• Четыре слова о молитве
• Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником
• О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников
• По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе
• Евангельская история
• Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова
• Толкование на второе послание к Коринфянам
• Толкование на второе послание к Тимофею
• Толкование на второе послание к Фессалоникийцам
• Толкование на первое послание к Коринфянам
• Толкование на первое послание к Тимофею
• Толкование на первое послание к Фессалоникийцам
• Толкование на послание апостола Павла к Евреям
• Толкование на послание к Галатам
• Толкование на послание к Евреям
• Толкование на послание к Ефесянам
• Толкование на послание к Колоссянам
• Толкование на послание к Титу
• Толкование на послание к Филимону
• Толкование на послание к Филиппийцам
• Толкование послания апостола Павла к римлянам
• Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую
• Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем
• Письма о духовной жизни
• Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии
• Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни
• Письма
• Древние иноческие уставы (перевод)
• Древний патерик (перевод)
• Избранные песнопения из Октоиха (перевод)
• Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении» (перевод)
• Болезнь и смерть
• Внутренняя жизнь. Избранные поучения
• Господь послал к тебе нуждающегося
• О непрестанной молитве
• Простые истины сердца
• Рукописи из кельи
• Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского
• On prayer


Жития
Писание