⏳ 2024.06.27 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я по Пятидесятнице, Троицкая (сплошная) (глас 7й)
• четверг
• (попразднство Пятидесятницы)
• икона Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая (1622) (переходящ. в чт. 1й седмицы по Пятидесятнице)

☀️ неподвижный годовой круг:
27 июня (14 июня)
• прор. Елисе́я (IX до РХ)
• свт. Мефодия Константинопольского (847) 📚
• блгв. кн. Мстислава (Георгия) Новгородского (1180)
• прп. Мефодия Пешношского (XIV)
• прп. Елисея Сумского (XV–XVI)
• сщмч. Иосифа (Сикова) (1918)
• сщмчч. Александра (Парусникова), Павла (Иванова), Николая (Запольского) (1938)
• обре́тение мощей сщмч. Владимира (Богоявленского) Киевского (1992) 📚
• Собор Дивеевских святых


☦️
Икона Богородицы «Споручница грешных» Корецкая.
Древ­няя ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Ко­рец­кая из­древ­ле хра­ни­лась в зам­ке ко­рец­ких кня­зей и име­но­ва­лась «бла­го­дат­ной».
По­сле ги­бе­ли по­след­не­го из пра­во­слав­ных ко­рец­ких кня­зей Са­му­и­ла, его брат Иоанн пред­ло­жил сво­ей сест­ре игу­ме­нии Се­ра­фи­ме за­брать ико­ну из кня­жьей мо­лель­ни в пра­во­слав­ный Свя­то-Вос­кре­сен­ский Ко­рец­кий де­ви­чий мо­на­стырь. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние свя­то­го об­ра­за со­вер­ши­лось в 1622 го­ду, в чет­верг по Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­це. В этот день и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь ико­ны «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Ко­рец­кой.
12 ав­гу­ста 1880 го­да ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в воз­вра­щен­ный мо­на­сты­рю Свя­то-Тро­иц­кий храм и по­ме­ще­на в де­ре­вян­ный рез­ной ки­от у его ле­вой пе­ред­ней ко­лон­ны.
Не раз яв­ля­ла чу­до­твор­ная ико­на бла­го­дат­ную по­мощь страж­ду­щим – в 1923 го­ду в празд­ник Свя­той Тро­и­цы пе­ред об­ра­зом по­лу­чил ис­це­ле­ние мо­ло­дой муж­чи­на, одер­жи­мый нечи­стым ду­хом. На сле­ду­ю­щий год, ко­гда на Во­лы­ни в пе­ри­од от Воз­не­се­ния Гос­под­ня и до чет­вер­га по Пя­ти­де­сят­ни­це шли непре­стан­ные лив­ни, чу­дес­ным об­ра­зом по­сле об­не­се­ния бла­го­дат­ной ико­ны крест­ным хо­дом во­круг хра­ма дождь стал ути­хать.
Мно­гие ве­ру­ю­щие, об­ра­ща­ю­щи­е­ся к Ца­ри­це Небес­ной за по­мо­щью и за­ступ­ни­че­ством в слу­чае ка­ких-то неустройств, се­мей­ных неуря­диц и осо­бен­но ко­гда «бо­лит ду­ша», сви­де­тель­ству­ют о том, что по­сле мо­литв пе­ред ико­ной по­лу­ча­ют ду­шев­ное об­лег­че­ние и уми­ро­тво­ре­ние, ибо Она по­ис­ти­не есть «Спо­руч­ни­ца греш­ных»!
На иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Над­пись «Аз со­по­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну: Сей дал Мне за них ру­це слы­ша­ти Мя вы­ну; да тии, иже ра­дость вы­ну Мне при­но­сят, ра­до­ва­ти­ся вечне через Ме­ня ис­про­сят» и по­слу­жи­ла на­зва­ни­ем ико­ны.
Икона находится в Свято-Троицком Корецком женском монастыре.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-sporuchnica-greshnyh-koreckaja

☦️
Пророк Елисе́й.
Свя­той про­рок Ели­сей жил в IX ве­ке до Р. X. По по­ве­ле­нию Гос­под­ню был при­зван к про­ро­че­ско­му слу­же­нию свя­тым про­ро­ком Бо­жи­им Или­ей и нес его бо­лее 65 лет при ше­сти из­ра­иль­ских ца­рях. Про­рок тво­рил мно­го­чис­лен­ные чу­де­са: раз­де­лил во­ды Иор­да­на, сде­лал при­год­ной для пи­тья во­ду Иери­хон­ско­го ис­точ­ни­ка, чу­дес­ным об­ра­зом в пу­стыне снаб­дил во­дою вой­ска из­ра­иль­ско­го и иудей­ско­го ца­рей, вы­сту­пив­ших про­тив мо­ави­тян, из­ба­вил бед­ную вдо­ву от го­лод­ной смер­ти чу­дес­ным умно­же­ни­ем мас­ла в со­су­де, вос­кре­сил ре­бен­ка са­ма­ри­тян­ки. Ели­сей пред­ска­зал из­ра­иль­ско­му ца­рю Иоасу по­бе­ду над вра­га­ми. Скон­чал­ся св. про­рок Ели­сей в глу­бо­кой ста­ро­сти в Са­ма­рии. «И при жиз­ни сво­ей со­вер­шал он чу­де­са, и по смер­ти див­ны бы­ли де­ла его» (Сир.48,15). Через год по­сле его смер­ти мерт­вец, бро­шен­ный в пе­ще­ру, где ле­жа­ли мо­щи про­ро­ка, вос­крес от при­кос­но­ве­ния к ним. Про­рок Ели­сей так же, как и его учи­тель, св. про­рок Илия, не оста­вил по­сле се­бя книг, их про­по­ведь бы­ла уст­ной. Де­ла св. Ели­сея опи­са­ны в 4-й Кни­ге Царств.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/510

☦️
Святитель Мефо́дий, патриарх Константинопольский.
Свя­ти­тель Ме­фо­дий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ро­дил­ся в Си­ци­лии, в бо­га­той се­мье. По при­зва­нию Бо­жию еще в мо­ло­до­сти ушел в мо­на­стырь на ост­ро­ве Хиос и об­но­вил его на свои сред­ства. В цар­ство­ва­ние ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820) свя­той Ме­фо­дий за­ни­мал вы­со­кую долж­ность апо­кри­си­а­рия при свя­тей­шем пат­ри­ар­хе Ни­ки­фо­ре (па­мять 2 июня). Был по­слан пат­ри­ар­хом в Рим с по­ру­че­ни­ем к па­пе и за­дер­жал­ся там. В это вре­мя Лев Ар­мя­нин сверг свя­ти­те­ля Ни­ки­фо­ра с пре­сто­ла и воз­вел на него ико­но­бор­ца Фе­о­до­та Ме­лис­син­ско­го по про­зва­нию Кас­си­тер (815–822). По­сле смер­ти Льва Ар­мя­ни­на свя­той Ме­фо­дий воз­вра­тил­ся и в сане пре­сви­те­ра неустан­но бо­рол­ся про­тив ико­но­бор­че­ской ере­си. Им­пе­ра­тор Ми­ха­ил Кос­но­языч­ный (820–829) вна­ча­ле по­ка­зы­вал се­бя ми­ло­сти­вым и осво­бо­дил мно­гих за­клю­чен­ных его пред­ше­ствен­ни­ком за по­чи­та­ние икон, но по­сле воз­об­но­вил го­не­ние на пра­во­сла­вие. Свя­той Ме­фо­дий был за­клю­чен в тем­ни­цу в Акри­те. По­сле смер­ти Ми­ха­и­ла Кос­но­языч­но­го во­ца­рил­ся сын его Фе­о­фил (829–842), так­же ико­но­бо­рец. Бо­лее об­ра­зо­ван­ный, чем его отец, он осво­бо­дил свя­то­го Ме­фо­дия как че­ло­ве­ка уче­но­го, пре­вос­ход­но све­ду­ще­го в де­лах не толь­ко цер­ков­ных, но и граж­дан­ских. По­лу­чив сво­бо­ду, свя­той Ме­фо­дий воз­об­но­вил борь­бу с ере­ти­ка­ми; им­пе­ра­тор неко­то­рое вре­мя тер­пел.
По­сле по­ра­же­ния в войне про­тив ара­бов Фе­о­фил об­ру­шил свой гнев на свя­то­го Ме­фо­дия, го­во­ря, что Бог по­ка­рал его за то, что он при­бли­зил к се­бе «идо­ло­по­клон­ни­ка» (так ико­но­бор­цы на­зы­ва­ли по­чи­та­те­лей свя­тых икон). Свя­той Ме­фо­дий воз­ра­зил, что Гос­подь про­гне­вал­ся на него за по­ру­га­ние Сво­ей свя­той ико­ны. Свя­то­го пре­да­ли ис­тя­за­ни­ям, ему на­нес­ли мно­же­ство уда­ров по ще­кам, от­че­го че­люсть его бы­ла раз­дроб­ле­на. На его ли­це остал­ся без­об­раз­ный шрам. Свя­той Ме­фо­дий был со­слан на ост­ров Ан­ти­гон и вме­сте с дву­мя раз­бой­ни­ка­ми за­клю­чен в глу­бо­кой пе­ще­ре. В мрач­ной тем­ни­це, ку­да не про­ни­кал сол­неч­ный свет, свя­той Ме­фо­дий то­мил­ся 7 лет до смер­ти им­пе­ра­то­ра Фе­о­фи­ла.
В то вре­мя из­го­ня­е­мые в за­то­че­ние свя­тые ино­ки-ис­по­вед­ни­ки Фе­о­дор и Фе­о­фан На­чер­тан­ные (па­мять 27 де­каб­ря) по­сла­ли свя­то­му Ме­фо­дию при­вет­ствие в сти­хах, уз­ник то­же от­ве­тил сти­хо­твор­ным при­вет­стви­ем.
По­сле смер­ти Фе­о­фи­ла во­ца­рил­ся его сын Ми­ха­ил III (842–867), но вви­ду его ма­ло­лет­ства Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей пра­ви­ла его мать, бла­жен­ная ца­ри­ца Фе­о­до­ра, по­чи­та­тель­ни­ца икон.
Им­пе­ра­три­ца ста­ра­лась уни­что­жить ико­но­бор­че­скую ересь, по­ве­ле­ла осво­бо­дить за­клю­чен­ных за по­чи­та­ние икон ис­по­вед­ни­ков. За­ни­мав­ший пат­ри­ар­ший пре­стол ере­тик Ан­ний был из­гнан, а из­бран свя­той Ме­фо­дий. В Кон­стан­ти­но­по­ле был со­зван По­мест­ный Со­бор под пред­се­да­тель­ством свя­то­го Ме­фо­дия (842). Со­бор вос­ста­но­вил ико­но­по­чи­та­ние и по­ста­но­вил еже­год­но тор­же­ство­вать по­бе­ду пра­во­сла­вия. Со­став­лен­ный свя­тым Ме­фо­ди­ем «Чин пра­во­сла­вия» со­вер­ша­ет­ся в первую неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.
Стре­мясь по­до­рвать ав­то­ри­тет свя­то­го Ме­фо­дия, лю­бовь и ува­же­ние к нему паст­вы, ере­ти­ки окле­ве­та­ли его в на­ру­ше­нии це­ло­муд­рия. Кле­ве­та бы­ла об­на­ру­же­на, и вра­ги свя­ти­те­ля по­срам­ле­ны. По­след­ние го­ды жиз­ни свя­ти­те­ля про­шли мир­но, он мно­го тру­дил­ся, муд­ро управ­лял Цер­ко­вью и сво­ей паст­вой, вос­ста­нав­ли­вал раз­ру­шен­ные ере­ти­ка­ми хра­мы, со­би­рал мо­щи свя­тых, уни­что­жен­ные ико­но­бор­ца­ми, пе­ре­нес мо­щи пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра из ме­ста его за­то­че­ния в Кон­стан­ти­но­поль. Скон­чал­ся свя­ти­тель Ме­фо­дий в 846 го­ду. Свя­той Ме­фо­дий был ду­хов­но бли­зок с пре­по­доб­ным Иоан­ни­ки­ем (па­мять 4 но­яб­ря), пред­ска­зав­шим ему пат­ри­ар­ше­ство и вре­мя кон­чи­ны. Кро­ме «Чи­на пра­во­сла­вия», свя­ти­тель со­ста­вил так­же пра­ви­ла для об­ра­ща­ю­щих­ся к ве­ре, три чи­на бра­ков, несколь­ко пас­тыр­ских по­уче­ний и цер­ков­ных пес­но­пе­ний.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Konstantinopolskij/
• Слово о святых иконах

☦️
Благоверный князь Мстисла́в (в Крещении Гео́ргий) Храбрый, Новгородский.
К ли­ку свя­тых за­ступ­ни­ков Церк­ви оте­че­ской при­чтен и сей князь Нов­го­род­ский Мсти­слав, внук ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Мсти­сла­ва († 1132 г.) и сын Смо­лен­ско­го кня­зя Ро­сти­сла­ва. Князь Мсти­слав за­слу­жил у совре­мен­ни­ков имя Храб­ро­го, ко­то­рое со­хра­ни­лось ему в ле­то­пи­сях по сво­е­му му­же­ству в бит­вах и по осо­бен­но­му бла­го­род­ству ха­рак­те­ра, так как он все­гда при­ни­мал пра­вую сто­ро­ну, ко­гда воз­ни­ка­ли несо­гла­сия кня­зей, и всту­пал­ся за сла­бо­го про­тив силь­но­го, невзи­рая на мно­же­ство вра­гов. В Церк­ви же усво­и­лось ему уте­ши­тель­ное на­зва­ние свя­то­го по глу­бо­ко­му его бла­го­че­стию и де­лам ми­ло­сер­дия, ко­то­рые не усту­па­ли по­дви­гам его во­ин­ской доб­ле­сти.
В 1168 го­ду он участ­во­вал в по­бе­де юж­но-рус­ских кня­зей над по­лов­ца­ми. Свя­той князь при­ни­мал уча­стие и в дру­гих кня­же­ских по­хо­дах, в ко­то­рых про­сла­вил­ся необы­чай­ным му­же­ством.
Князь Мсти­слав, ко­то­рый, по ска­за­нию совре­мен­ни­ков, бо­ял­ся лишь еди­но­го Бо­га, явил свое му­же­ство про­тив ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­мир­ско­го Ан­дрея Юрье­ви­ча Бо­го­люб­ско­го, ко­гда тот, от­дав спер­ва сто­ли­цу юж­ную Ки­ев бра­ту его Ро­ма­ну, кня­зю Смо­лен­ско­му, хо­тел опять от­нять до­сто­я­ние сие у Ро­сти­сла­ви­чей и ве­лел Ро­ма­ну вы­ехать из Ки­е­ва. По­ви­но­вал­ся крот­кий князь, но за него всту­пи­лись бра­тья – Рю­рик, Да­вид и Мсти­слав Смо­лен­ские. Храб­рый Мсти­слав при­нял осо­бен­но к серд­цу неспра­вед­ли­вость вла­ди­мир­ско­го кня­зя и, овла­дев Ки­е­вом, от­дал его вто­ро­му бра­ту Рю­ри­ку. То­гда ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский объ­явил Рос­ти­сла­ви­чам вой­ну. Князь Мсти­слав с бес­че­сти­ем вы­слал его посла с та­ким сло­вом к сво­е­му вла­ды­ке: «До­се­ле мы ува­жа­ли те­бя как от­ца, но ко­гда ты го­во­ришь с на­ми как с слу­га­ми и людь­ми про­сты­ми, идем на суд Бо­жий». Князь Ан­дрей по­слал 50 тыс. се­вер­но­го вой­ска. К это­му гроз­но­му опол­че­нию по­не­во­ле при­со­еди­ни­лись пол­ки неко­то­рых юж­ных кня­зей. Бра­тья Ро­стис­ла­ви­чи оста­ви­ли Ки­ев, бу­дучи не в си­лах дер­жать­ся про­тив та­ко­го пол­чи­ща, но Мсти­слав Храб­рый за­сел с ма­лой дру­жи­ной в со­сед­ней кре­по­сти – Вы­ш­го­ро­де, ни­чтож­ные сте­ны ко­то­ро­го, ка­за­лось, мож­но бы­ло разо­брать ру­ка­ми. Воз­буж­да­ла удив­ле­ние ни­чтож­ная кре­пость, обо­ро­ня­е­мая гор­стью лю­дей, но в ней бодрст­во­вал ви­тязь, а в оса­жда­ю­щих не бы­ло со­гла­сия. Од­ни кня­зья бо­я­лись мо­гу­щест­ва Ан­дре­ева, дру­гие же – ко­вар­ства Свя­тос­ла­ва, кня­зя Чер­ни­гов­ско­го, и все тай­но бла­го­при­ят­ство­ва­ли Ро­сти­сла­ви­чам. А храб­рый Мсти­слав по­чти каж­дый день де­лал от­важ­ные вы­лаз­ки про­тив вой­ска Ан­дре­ева. Ко­гда при­был Луц­кий князь Яро­слав с во­лын­ски­ми вой­ска­ми и со­еди­нил­ся с Мсти­сла­вом, страх на­пал на оса­жда­ю­щих. Они бро­си­лись бе­жать, кто ку­да мог. Мсти­слав смот­рел со сто­ро­ны и не ве­рил гла­зам сво­им. На­ко­нец, под­няв ру­ки к небу, про­сла­вил он за­щит­ни­ков Вы­ш­го­ро­да – св. кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. По­том, вско­чив на ко­ня, бро­сил­ся с дру­жи­ной за бег­ле­ца­ми. Непри­я­тель­ский стан, обо­зы, мно­же­ство плен­ных ста­ли до­бы­чей Мсти­сла­ва.
Князь Мсти­слав не гор­дил­ся в сча­стье. Он при­ми­рил­ся с кня­зем Ан­дре­ем и вып­ро­сил Ки­ев для бра­та Ро­ма­на. Ро­ман, отрав­ля­ясь в Ки­ев, оста­вил в Смо­лен­ске сы­на сво­е­го. Смо­ляне воз­му­ти­лись про­тив мо­ло­до­го кня­зя и пред­ло­жи­ли Мсти­сла­ву Смо­ленск. Мсти­слав при­нял (1175 г.) пред­ло­же­ние. Меж­ду тем Свя­то­слав Чер­ни­гов­ский вы­гнал Ро­ма­на из Ки­е­ва. Мсти­слав воз­вра­тил Смо­ленск бра­ту. «Бе­ре­ги его, – ска­зал он Ро­ма­ну, – я брал толь­ко для то­го, чтобы со­хра­нить те­бе». Он не хо­тел бо­лее всту­пать­ся в кро­ва­вые ссо­ры кня­зей.
Бла­го­вер­ный князь Мсти­слав от­ли­чал­ся нес­тя­жа­тель­но­стью, щед­ро рас­то­чал ми­ло­сты­ню, по­мо­гал оби­те­лям. Он не всту­пал в рас­при с дру­ги­ми кня­зья­ми и в пе­ри­од меж­до­усо­биц стре­мил­ся к ми­ру, до­воль­ству­ясь ма­лым.
Вско­ре ве­че нов­го­род­ское об­ра­ти­лось к силь­но­му до­му кня­зей смо­лен­ских и ста­ло звать к се­бе храб­ро­го Мсти­сла­ва. Дол­го не со­гла­шал­ся ви­тязь ид­ти кня­жить там, где преж­де него не ужи­лись два стар­ших его бра­та, Рю­рик и Ро­ман. До­воль­ству­ясь быть щи­том ро­до­вой сво­ей об­ла­сти и до­ро­жа тем, что дал ему Бог, он, чуж­дый вся­ко­го че­сто­лю­бия, от­ве­чал нов­го­род­цам: «Не пой­ду от бра­тьев и от сво­ей вот­чи­ны». «А мы раз­ве не твоя вот­чи­на?» – воз­ра­зи­ли нов­го­род­ские по­слы и умо­ли­ли его прий­ти на кня­же­ние. Ра­дост­но за­шу­мел воль­ный го­род, ко­гда явил­ся к ним Мсти­слав (1179 г.). Его встре­ти­ли с кре­ста­ми и ико­на­ми и с вос­тор­гом вни­ма­ли его при­ся­ге в хра­ме Со­фий­ском: блю­сти ве­ли­кий Нов­го­род. Ско­ро за­гре­мел го­лос кня­зя Мсти­сла­ва на ве­че, и со­бра­лись дру­жи­ны, 20 тыс. во­и­нов ста­ло под хо­ругвь кня­зя. То­гда же он вы­шел про­тив хищ­ных эс­тон­цев, ко­то­рые пе­ред тем оса­жда­ли Псков и не пе­ре­ста­ва­ли гра­бить по­гра­нич­ные ме­ста. Мсти­слав про­шел с опу­сто­ше­ни­ем стра­ну их до мо­ря, взяв мно­же­ство плен­ных и ско­та.
Но немно­го уже дней оста­ва­лось ему вре­мен­ной жиз­ни. В си­ле му­же­ства вне­зап­но по­ра­зил его же­сто­кий недуг и при­ко­вал к од­ру бо­лез­ни. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, ве­лел князь нести се­бя в цер­ковь, при­об­щил­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин и в тот же день скон­чал­ся. Это бы­ло 14 июня 1180 го­да.
Возры­дал по нем весь Ве­ли­кий Нов­го­род: «За­чем не умер­ли и мы с то­бою, князь слав­ный, со­тво­рив­ший то­ли­кую сво­бо­ду Ве­ли­ко­му Нов­го­ро­ду». Пла­ка­ла по нем и вся Рус­ская зем­ля, и, по сви­де­тель­ству ле­то­пи­си, не толь­ко его дру­жи­на, но и са­мые ино­пле­мен­ни­ки дол­го не мог­ли за­быть доб­ле­сти его. И при­бав­ля­ет ле­то­пи­сец еще о бла­го­вер­ном кня­зе Мсти­сла­ве: «Он был ро­ста сред­не­го, ли­цом кра­са­вец, а ду­ша его бы­ла еще луч­ше. Щед­ро рас­то­чал он ми­ло­сты­ню, по­мо­гал оби­те­лям. Был храбр и му­же­ствен; он же­лал уме­реть за зем­лю Рус­скую. Ко­гда при­хо­ди­лось осво­бож­дать плен­ных у языч­ни­ков, он го­во­рил: “Бра­тья, ес­ли умрем за хри­сти­ан, очи­стим­ся от гре­хов”. Он не со­би­рал ни зо­ло­та, ни се­реб­ра, но раз­да­вал то дру­жине сво­ей, то церк­вам за свою ду­шу».
Свя­той князь Мсти­слав был по­гре­бен в Нов­го­род­ском Со­фий­ском со­бо­ре, в при­де­ле в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По опи­са­нию 1634 го­да, «мо­щи его нетлен­ны, а ру­ка ему пра­вая вы­спрь».

☦️
Преподобный Мефо́дий Пешношский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий еще в мо­ло­дых ле­тах, в чис­ле пер­вых, при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и под ру­ко­вод­ством се­го ве­ли­ко­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни про­вел несколь­ко лет. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Рев­нуя жить в без­мол­вии, он по бла­го­сло­ве­нию прп. Сер­гия уда­лил­ся ис­кать пу­стын­ное ме­сто. И в глу­ши ду­бо­во­го ле­са за ре­кой Яхро­мой, в 25 вер­стах от Дмит­ро­ва, на неболь­шом воз­вы­ше­нии сре­ди бо­ло­та по­ста­вил он се­бе кел­лию для по­дви­гов от­шель­ни­че­ства. В су­ро­вом по­сте и по­сто­ян­ных мо­лит­вах тек­ла жизнь пре­по­доб­но­го, и его ду­ша все бо­лее и бо­лее от­ре­ша­лась от ми­ра тлен­но­го и зем­но­го, стре­мясь в стра­ны гор­ние, небес­ные. Но как пла­мень ко­ст­ра про­све­чи­ва­ет­ся да­же и через лес­ную ча­щу, так и по­движ­ни­че­ское жи­тие св. Ме­фо­дия не укры­ли бо­ло­та и ле­са от рев­ни­те­лей бла­го­че­стия, ко­то­рые не за­мед­ли­ли со­брать­ся, чтобы под его ру­ко­вод­ством сде­лать­ся до­стой­ны­ми бу­ду­щей на­гра­ды, обе­щан­ной Гос­по­дом всем вер­ным Его по­сле­до­ва­те­лям. В это вре­мя пре­по­доб­ный Сер­гий, по­се­тив лю­би­мо­го уче­ни­ка, дал ему со­вет по­стро­ить оби­тель и храм на дру­гом, бо­лее су­хом и об­шир­ном ме­сте и бла­го­сло­вил то са­мое, где и бы­ла ос­но­ва­на оби­тель. Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, как по­слуш­ный сын, ис­пол­нил во­лю на­став­ни­ка. Он сам тру­дил­ся при строе­нии хра­ма и кел­лий, «пеш» но­ся де­ре­вья через реч­ку, ко­то­рую от то­го на­зва­ли Пеш­но­шею, а за оби­те­лью оста­лось на­все­гда имя Пеш­нош­ской.
С 1391 го­да пре­по­доб­ный Ме­фо­дий стал игу­ме­ном сво­е­го мо­на­сты­ря. По­се­лив­ши­еся здесь ино­ки ве­ли тру­до­лю­би­вый об­раз жиз­ни, са­ми се­бе до­бы­вая про­пи­та­ние и ис­пол­няя все нуж­ные для оби­те­ли ра­бо­ты, так что эта оби­тель по пре­иму­ще­ству бы­ла оби­те­лью тру­до­лю­бия. Толь­ко ча­стые по­сты и мо­лит­вы раз­но­об­ра­зи­ли жизнь пеш­нош­ских ино­ков. Сам игу­мен по­да­вал бра­тии при­мер во всем и был меж­ду ни­ми пер­вым по по­дви­гам тру­да, мо­лит­вы и по­ста и через это са­мое вос­пи­ты­вал мно­гих бла­го­че­сти­вых ино­ков. Но, стро­гий по от­но­ше­нию к се­бе, прп. Ме­фо­дий был нетре­бо­ва­те­лен и ми­ло­стив к бра­тии, снис­хо­дя к их немо­щам и предо­сте­ре­гая от оши­бок в бу­ду­щем.
По вре­ме­нам пре­по­доб­ный, как лю­би­тель без­мол­вия, уда­лял­ся за две вер­сты от оби­те­ли и здесь уеди­нен­но под­ви­зал­ся в мо­лит­ве. Сю­да же при­хо­дил к нему для ду­хов­ных бе­сед пре­по­доб­ный Сер­гий. По­то­му эта мест­ность на­зва­на бы­ла «Бе­се­да». Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий был по­гре­бен († 1392 г.) в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. В день пре­став­ле­ния его, как вид­но из со­став­лен­ной в честь его служ­бы, со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да – стар­цев, си­рот и вдов – опла­ки­вать кон­чи­ну сво­е­го пи­та­те­ля.
По ру­ко­пис­ным свят­цам, «пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, игу­мен Пеш­нош­ской оби­те­ли, уче­ник свя­то­го Сер­гия чу­до­твор­ца, пре­ста­ви­ся в ле­то 6900 (1392), ме­ся­ца июня в 14 день». Прп. Ме­фо­дия убла­жа­ли на Пеш­но­ши как свя­то­го со дня его кон­чи­ны и па­мять его празд­но­ва­ли в оби­те­ли и в окрест­ных се­ле­ни­ях июня 14-го дня. По дру­гим ис­точ­ни­кам, пре­по­доб­ный Ме­фо­дий прес­та­вил­ся ме­ся­ца июня в 4-й день 1392 го­да, а па­мять празд­ну­ет­ся в один день с па­мя­тью свт. Ме­фо­дия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, 14/27 июня. К ли­ку свя­тых прп. Ме­фо­дий при­чис­лен на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да.

☦️
Преподобный Елисе́й Сумский, Соловецкий.
Пре­по­доб­ный Ели­сей жил и под­ви­зал­ся в Со­ло­вец­кой оби­те­ли во вре­ме­на близ­кие к пре­по­доб­но­му Зо­си­ме и, быть мо­жет, был его спо­движ­ни­ком. Из жиз­ни Ели­сея толь­ко и из­ве­стен один пред­смерт­ный его по­двиг, в ко­то­ром яс­но вы­ра­зи­лись ве­ли­кое бла­го­че­стие стар­ца и по­мощь гор­няя, осе­нив­шая его по за­ступ­ле­нию прп. Зо­си­мы.
Че­ты­ре бра­та – Ели­сей, Да­ни­ил, Фила­рет и Сав­ва­тий – по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­сто­я­те­ля тру­ди­лись на рыб­ной лов­ле на ре­ке Вы­ге, у по­ро­га Зо­лот­ца, в 60 вер­стах от мо­на­сты­ря. В один день, ко­гда все они ис­прав­ля­ли ры­бо­лов­ные се­ти, Да­ни­ил, по от­кро­ве­нию ли Бо­жию или по ка­ким-ли­бо внеш­ним при­зна­кам, вдруг на­чал го­во­рить Ели­сею: «На­прас­но, брат, ты тру­дишь­ся в ис­прав­ле­нии этих се­тей, не бу­дешь ло­вить ими ры­бу: к те­бе при­бли­зи­лась смерть и лов­ля твоя окон­чи­лась». От этих слов ужас и страх объ­яли Ели­сея, он на­чал скор­беть и ту­жить не по­то­му, что бо­ял­ся смер­ти, а что не был еще по­стри­жен в ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз (схи­му), на ме­сте же том не бы­ло свя­щен­но­и­но­ка, ко­то­рый бы со­вер­шил по­стри­же­ние. (Пе­чаль и за­бот­ли­вость стар­ца о по­стри­же­нии в схи­му весь­ма ос­но­ва­тель­ны. На Афоне и ныне при­ни­ма­ют все схи­му; в преж­нее вре­мя бы­ло так и у нас). Уны­ние воз­рос­ло в ду­ше стар­ца до из­не­мо­же­ния те­лес­ных сил. Сер­до­боль­ные бра­тия уте­ша­ли его, убеж­дая по­ло­жить­ся на во­лю Бо­жию, Ко­то­рый всю­ду и всех на­зи­ра­ет Все­ви­дя­щим Оком, ви­дит и их нуж­ду и си­лен ис­пол­нить вся­кое же­ла­ние, ко­гда при­зы­ва­ют Его от всей ду­ши и чи­стым серд­цем. В за­клю­че­ние, ви­дев в стар­це умно­жа­ю­щи­е­ся скор­би и бо­лезнь те­ла, пред­ло­жи­ли ему, чтобы он, став пред неви­ди­мое при­сут­ствие Бо­жие и про­чи­тав «До­стой­но есть», с крест­ным зна­ме­ни­ем сам воз­ло­жил на се­бя схи­му, при­зы­вая в по­мощь и со­дей­ствие мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ние прп. Зо­си­мы и Сав­ва­тия. Со­вет был при­нят и ис­пол­нен.
На­сту­пи­ла ночь. Боль­ной был по­ло­жен в по­стель, упо­ко­и­лись под­ле него и утом­­лен­ные бра­тия. Но ко­гда они вста­ли от крат­ко­го сна, то боль­но­го уже не бы­ло с ни­ми в кел­лии. Об­ра­ти­лись к по­ис­кам и на­шли его иду­щим к ним на­встре­чу из ле­са и без схи­мы. На во­прос о слу­чив­шем­ся он объ­явил: «Мно­же­ство бе­сов при­шли к нам в кел­лию, на­па­ли на ме­ня с яро­стью, си­лой увлек­ли от вас, со­рва­ли с ме­ня схи­му, но прп. Зо­си­ма от­нял ме­ня у них». Схи­ма бы­ла най­де­на за­бро­шен­ной на де­ре­ве.
Стар­цы ре­ши­лись во что бы то не ста­ло вез­ти Ели­сея в Су­му (60 верст), где при мо­на­стыр­ском по­дво­рье на­хо­дил­ся иеро­мо­нах. По­ло­жи­ли бо­ля­ще­го в суд­но и пу­сти­лись вниз по ре­ке Вы­ге. Эта ре­ка весь­ма неудоб­на к пла­ва­нию по силь­ной быст­ро­те и мно­же­ству ка­мен­ных по­ро­гов. Стар­цы ча­сто при­хо­ди­ли в смя­те­ние от опас­но­стей, но бо­ля­щий обод­рял их, го­во­ря: «Не бой­тесь, здесь с на­ми отец наш Зо­си­ма». Без вре­да про­плы­ли они опас­ную ре­ку, вы­шли в мо­ре и до­стиг­ли при­ста­ни­ща на ре­ке Вир­ме. Боль­ной меж­ду тем бо­лее и бо­лее из­не­мо­гал от бо­лез­ни и не пе­ре­ста­вал со­кру­шать­ся о ли­ше­нии схи­мы. Опять на­ста­ла ночь; на Вир­ме стар­цы пе­ре­ме­ни­ли суд­но и взя­ли в по­мощь се­бе нес­коль­ко на­ем­щи­ков для устро­е­ния пла­ва­ния. Ко­гда они на­хо­ди­лись на се­ре­дине Сум­ской гу­бы, на­ста­ла ве­ли­кая бу­ря. Вол­ны по­до­би­лись го­рам, на судне разо­рвал­ся па­рус, сло­ма­лась мач­та, вес­ла вы­би­ло вол­на­ми из рук греб­цов; к то­му же на­лег­ла та­кая тьма, что пла­ва­те­ли ед­ва ви­де­ли друг дру­га. Все бы­ли в от­ча­я­нии, на­ем­ни­ки роп­та­ли и уко­ря­ли ино­ков, но бо­ля­щий Ели­сей не ма­ло­ду­ше­ство­вал, ибо его успо­ка­и­ва­ло див­ное ви­де­ние из ино­го ми­ра. «Не бой­тесь и не скор­би­те, бра­тия, – го­во­рил он сопла­ва­те­лям, ед­ва ды­ша от из­немо­же­ния, – я ви­жу от­ца Зо­си­му с на­ми в судне, он по­мо­га­ет нам. Все это слу­чи­лось с на­ми по дей­ству диа­во­ла, же­ла­ю­ще­го по­гу­бить мою ду­шу, но Бог по мо­лит­вам прп. Зо­си­мы ис­тре­бит су­по­ста­та». Вско­ре за­тем ве­тер ма­ло-по­ма­лу на­чал ути­хать, вол­ны улег­лись, на мо­ре во­дво­ри­лась ти­ши­на. При­став к бе­ре­гу, стар­цы с ужа­сом уви­де­ли, что бо­ля­щий скон­чал­ся, и ра­дость их мгно­вен­но прев­ра­ти­лась в плач. С горь­ки­ми сле­за­ми они взы­ва­ли к прп. Зо­си­ме: «Пре­по­доб­ный отец наш, на­де­ясь на твои мо­лит­вы, ка­кой мы вы­нес­ли труд, ка­кую вы­тер­пе­ли в мо­ре бе­ду, и вот те­перь все это на­прас­но: что на­де­я­лись по­лу­чить – не по­лу­чи­ли!» Но спу­стя немно­го вре­ме­ни в мерт­вом об­на­ру­жи­лось дви­же­ние, и он на­чал го­во­рить здра­во и смыс­лен­но. Взя­тый на по­дво­рье, он был по­стри­жен в ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз и спо­до­бил­ся при­ча­стить­ся Бо­же­ствен­ных Та­ин Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых; за­тем, про­сла­вив Бо­га и про­стив­шись со все­ми, опять по­чил о Гос­по­де. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но за ал­та­рем церк­ви Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая с юж­ной сто­ро­ны.
Про­хо­ди­ли го­ды, мно­ги­ми бы­ло за­бы­то и имя его. Спу­стя бо­лее сто­ле­тия вни­ма­ние к по­чив­ше­му воз­буж­де­но бы­ло тем, что гроб его об­на­ру­жил­ся на по­верх­но­сти зем­ли, и вско­ре по­сле­до­ва­ли яв­ле­ния прп. Ели­сея и ис­це­ле­ния от него бо­ля­щих. Для удо­сто­ве­ре­ния в дей­стви­тель­но­сти все­го про­ис­хо­дя­ще­го в 1668 го­ду был по­слан в Сум­ский острог цар­ский столь­ник Алек­сандр Се­вас­тья­но­вич Хит­ро­во, ко­то­рый по ис­сле­до­ва­нии по­ста­вил над гро­бом пре­по­доб­но­го неболь­шую ча­сов­ню. Вто­рое ис­сле­до­ва­ние о пре­по­доб­ном Ели­сее про­ис­хо­ди­ло в 1710 го­ду по ука­зу ар­хи­епи­ско­па Хол­мо­гор­ско­го Ра­фа­и­ла при со­ло­вец­ком ар­хи­манд­ри­те Фир­се.
Со вре­ме­нем мо­ги­ла пре­по­доб­но­го Ели­сея ста­ла на­хо­дить­ся под ал­та­рем де­ре­вян­ной церк­ви. Пре­по­доб­но­му слу­жи­лись мо­леб­ны, но так­же и па­ни­хи­ды, ко­гда бо­го­моль­цы с име­нем пре­по­доб­но­го же­ла­ли по­мя­нуть сво­их пре­ставль­ших­ся срод­ни­ков. По­сле каж­дой ли­тур­гии сум­ляне по­чи­та­ли дол­гом схо­дить на по­кло­не­ние пре­по­доб­но­му в его ча­сов­ню; рав­ным об­ра­зом, от­прав­ля­ясь на мо­ре для зве­ри­ных про­мыс­лов, у него же ис­пра­ши­ва­ли в на­пут­ствие бла­го­сло­ве­ние и мо­литв. Па­мять пре­по­доб­но­го Ели­сея со­вер­ша­ет­ся 14/27 июня.

☦️
Священномученик Ио́сиф Сиков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф – Иосиф Фо­мич Си­ков – ро­дил­ся в 1873 го­ду; в 1907 го­ду он окон­чил мис­си­о­нер­скую шко­лу и через несколь­ко лет был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в Иоак­инф­ской церк­ви Ви­си­мо-Ут­кин­ско­го за­во­да Вер­хо­тур­ско­го уез­да Ека­те­рин­бург­ской епар­хии.
В 1914 го­ду диа­кон Иосиф был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Зна­мен­ской церк­ви Верх­не­та­гиль­ско­го за­во­да Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, рас­по­ло­жен­но­го «при вер­хо­вье ре­ки Та­ги­ла, по во­сточ­но­му скло­ну Ура­ла, меж­ду дву­мя его гор­ны­ми раз­ветв­ле­ни­я­ми, в 80 вер­стах… от Ека­те­рин­бур­га. Окру­жа­ю­щие за­вод и по­кры­тые гу­стым хвой­ным ле­сом го­ры, – пи­са­ли о тех ме­стах совре­мен­ни­ки в на­ча­ле ХХ ве­ка, – с их при­чуд­ли­вы­ми фор­ма­ми и раз­ветв­ле­ни­я­ми, и ре­ка Та­гил, как бы пе­ре­ре­за­ю­щая се­ле­ние на две по­ло­ви­ны – од­ну низ­мен­ную, дру­гую воз­вы­шен­ную, де­ла­ют мест­ность жи­во­пис­ной. Пер­вы­ми по­се­лен­ца­ми за­во­да, по­доб­но всем ураль­ским за­во­дам, бы­ли лю­ди ссыль­ные и рас­коль­ни­ки, бе­жав­шие в Ураль­ские го­ры и ле­са с це­лью укрыть­ся от пре­сле­до­ва­ния пра­ви­тель­ства. Нуж­да­ясь в ра­бо­чей си­ле, стро­и­те­ли всех ураль­ских за­во­дов охот­но поль­зо­ва­лись эти­ми го­ни­мы­ми людь­ми – тем бо­лее что они в боль­шин­стве ока­зы­ва­лись от­лич­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми».
Пер­вый храм здесь был по­стро­ен в 1753 го­ду, но по­сле по­жа­ра в 1861 го­ду, ко­гда вы­го­ре­ла боль­шая часть се­ле­ния и са­мо­го за­во­да, был со­ору­жен ка­мен­ный Зна­мен­ский храм, в ко­то­ром чти­мой свя­ты­ней бы­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние», со­хра­нив­ша­я­ся от по­жа­ра. С этим об­ра­зом несколь­ко раз в го­ду тор­же­ствен­но со­вер­ша­лись крест­ные хо­ды в со­сед­ние се­ла, в каж­дом из ко­то­рых ико­на пре­бы­ва­ла от од­ной неде­ли до трех. Всех при­хо­жан в на­ча­ле ХХ ве­ка бы­ло око­ло пя­ти ты­сяч че­ло­век. Здесь и со­вер­шал служ­бы и жил отец Иосиф со сво­ей боль­шой се­мьей (де­тей у него бы­ло во­семь че­ло­век), здесь и при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну – он был рас­стре­лян без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми 14 июня 1918 го­да.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Парусников, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 13 ок­тяб­ря 1879 го­да в се­ле Тро­иц­ко-Ра­мен­ском Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гея Алек­се­е­ви­ча Па­рус­ни­ко­ва, слу­жив­ше­го в этом се­ле в Тро­иц­кой, при озе­ре Бо­ри­со­глеб­ском, церк­ви. Цер­ковь бы­ла вы­стро­е­на в 1852 го­ду на сред­ства вла­дель­цев бу­ма­го­пря­диль­ной фаб­ри­ки куп­цов бра­тьев Ма­лю­ти­ных при под­держ­ке мест­ной по­ме­щи­цы кня­ги­ни Ан­ны Алек­сан­дров­ны Го­ли­цы­ной. В 1889 го­ду к ос­нов­но­му зда­нию хра­ма бы­ли при­стро­е­ны при­де­лы во имя Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла, пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и вы­стро­е­на ко­ло­коль­ня. В при­ход Тро­иц­кой церк­ви вхо­ди­ли се­ло Ра­мен­ское, де­рев­ни Кле­ше­во, Дер­га­е­во, Игум­но­во, Де­мен­тье­во, До­ни­но и По­пов­ка.

У от­ца Сер­гия и его су­пру­ги Алек­сан­дры Ге­ра­си­мов­ны ро­ди­лось три­на­дцать де­тей, Алек­сандр был две­на­дца­тым ре­бен­ком. Алек­сандра Ге­ра­си­мов­на скон­ча­лась от ту­бер­ку­ле­за в воз­расте со­ро­ка ше­сти лет, и их стар­шая дочь Оль­га по­мо­га­ла уже от­цу рас­тить млад­ших де­тей. Оль­га бы­ла че­ло­ве­ком глу­бо­кой ве­ры; не вы­хо­дя за­муж, она всю свою жизнь по­свя­ти­ла слу­же­нию Бо­гу и ближ­ним, за­ни­ма­ясь вос­пи­та­ни­ем не толь­ко сво­их бра­тьев и се­стер, но впо­след­ствии и пле­мян­ни­ков, де­тей от­ца Алек­сандра.
В 1895 го­ду Алек­сандр окон­чил Дон­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1902 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но, не на­ме­ре­ва­ясь быть свя­щен­ни­ком, в 1903 го­ду по­сту­пил в Им­пе­ра­тор­ское тех­ни­че­ское учи­ли­ще в Москве. В 1908 го­ду отец со­об­щил ему, что пред­по­ла­га­ет вый­ти за штат, и при­звал сы­на при­нять сан свя­щен­ни­ка и за­нять его ме­сто, и тот со­гла­сил­ся, про­явив сы­нов­нее по­слу­ша­ние, но что еще бо­лее важ­но – по­слу­ша­ние Церк­ви, дав­шей ему об­ра­зо­ва­ние, чтобы слу­жить ве­ру­ю­ще­му на­ро­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-parusnikov

☦️
Священномученик Павел Иванов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Цу­ри­ко­во Смо­лен­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ива­но­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Па­вел по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1898 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и до 1901 го­да ра­бо­тал учи­те­лем в шко­ле в се­ле Бол­ше­во Бель­ско­го уез­да Смо­лен­ской гу­бер­нии.
В 1901 го­ду умер его отец-свя­щен­ник, и Па­вел был ру­ко­по­ло­жен на его ме­сто в Успен­ский храм в се­ле Цу­ри­ко­во, где слу­жил до 1910 го­да, ко­гда был на­зна­чен пол­ко­вым свя­щен­ни­ком в 7-й Тур­ке­стан­ский стрел­ко­вый полк, ко­то­рый квар­ти­ро­вал в те вре­ме­на в го­ро­дах Ко­кан­де, Ско­беле­ве и Ан­ди­жане. Ре­во­лю­ция и граж­дан­ская вой­на за­ста­ли его на служ­бе в пол­ку при 108-м гос­пи­та­ле.
С 1919-го по 1926 год отец Па­вел слу­жил в По­кров­ском хра­ме в се­ле Ту­пи­че­во Го­род­нян­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. В 1926 го­ду свя­щен­ник пе­ре­ехал в Моск­ву, где в это вре­мя жи­ла его мать, и был на­зна­чен слу­жить в Успен­ский храм в се­ло Обу­хо­во Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В мар­те 1938 го­да со­труд­ни­ки Сол­неч­но­гор­ско­го НКВД до­про­си­ли штат­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые под­пи­са­ли предо­став­лен­ные им про­то­ко­лы до­про­сов; на ос­но­ва­нии этих про­то­ко­лов 23 мар­та отец Па­вел был аре­сто­ван и за­клю­чен сна­ча­ла в тюрь­му в Сол­неч­но­гор­ске, а за­тем – в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 25 мар­та сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы за­ни­ма­е­тесь контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью. В июне 1937 го­да вы, на­хо­дясь в до­ме од­но­го кол­хоз­ни­ка се­ла Обу­хо­ва, вы­ска­зы­ва­лись, что боль­ше­ви­ки по­ра­бо­ща­ют на­род, су­дят ни за что, сго­ня­ют на стро­и­тель­ство ка­на­ла Вол­га-Москва, го­во­ри­ли, что ка­нал со­ору­жен неви­нов­ны­ми людь­ми… что боль­ше­ви­ки при­тес­ня­ют ре­ли­гию, раз­ру­ша­ют церк­ви, непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми при­тес­ня­ют слу­жи­те­лей, толь­ко бла­го­да­ря за­пад­ным стра­нам у нас еще су­ще­ству­ет ре­ли­гия, – за­явил свя­щен­ни­ку сле­до­ва­тель.
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ной мне контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю и ее от­ри­цаю, та­ких вы­ска­зы­ва­ний ни­ко­гда не бы­ло.
На этом до­про­сы пре­кра­ти­лись вслед­ствие аре­стов са­мих сле­до­ва­те­лей. На их ме­сто через неко­то­рое вре­мя при­шли дру­гие, но это ни­сколь­ко не по­вли­я­ло на судь­бу свя­щен­ни­ка. 2 июня 1938 го­да трой­ка НКВД, на ос­но­ва­нии тех же по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей, при­го­во­ри­ла от­ца Пав­ла к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Па­вел Ива­нов был рас­стре­лян 27 июня 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Николай Запольский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1889 го­ду в се­ле Сив­ко­во Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра За­поль­ско­го, слу­жив­ше­го в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в этом се­ле. В 1907 го­ду Ни­ко­лай окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1910 го­ду по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Зна­мен­ский храм в се­ле Ли­син­це­во Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. То­гда же он же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии, до­че­ри свя­щен­ни­ка; впо­след­ствии у них ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. В 1920 го­ду Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к это­му хра­му. В 1925 го­ду он был пе­ре­ве­ден слу­жить в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь в се­ле Боль­шие Вя­зе­мы Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1929 го­ду диа­кон Ни­ко­лай был об­ви­нен в по­руб­ке ле­са и при­го­во­рен су­дом к двум го­дам ссыл­ки, но при­го­вор был за­ме­нен на штраф в три­ста руб­лей. В 1930 го­ду он был аре­сто­ван за невы­пол­не­ние го­судар­ствен­ных дре­во­за­го­то­вок и при­го­во­рен к ше­сти ме­ся­цам при­ну­ди­тель­ных ра­бот.
В 1937 го­ду на­ча­лись мас­со­вые аре­сты и уни­что­же­ние свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей. В фев­ра­ле 1938 го­да сле­до­ва­те­ли до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей, они под­пи­са­лись под лже­сви­де­тель­ства­ми, на ос­но­ва­нии ко­то­рых 21 мар­та 1938 го­да диа­кон Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в од­ну из тю­рем в Москве. До­про­сы дли­лись пол­то­ра ме­ся­ца, и на по­след­нем до­про­се, 8 мая, сле­до­ва­тель за­явил диа­ко­ну:
– Вы об­ви­ня­е­тесь в кле­ве­те на со­вет­скую власть, ко­то­рую вы вы­ска­зы­ва­ли в фев­ра­ле 1938 го­да.
– Ви­нов­ным се­бя в вы­ска­зы­ва­нии кле­ве­ты в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти… я не при­знаю, – от­ве­тил диа­кон Ни­ко­лай.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти в де­каб­ре 1937 го­да.
– Ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти я не при­знаю, – по­вто­рил диа­кон.
В тот же день диа­ко­ну Ни­ко­лаю бы­ла устро­е­на оч­ная став­ка со лже­сви­де­те­ля­ми. Один из них по­ка­зал, буд­то диа­кон го­во­рил, что «со­вет­ская власть всех по­пов аре­сто­ва­ла, но ско­ро бу­дет ко­нец со­вет­ской вла­сти; ско­ро из Ита­лии при­дет па­па Рим­ский, он уста­но­вит свою власть и всех ком­му­ни­стов в ад за­го­нит».
Диа­кон Ни­ко­лай на это от­ве­тил:
– Я ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не вел, он лжет.
Лже­сви­де­тель­ни­ца Па­но­ва на оч­ной став­ке по­ка­за­ла, буд­то она в фев­ра­ле 1938 го­да бы­ла в церк­ви и про­си­ла у диа­ко­на раз­ре­ше­ния взять зо­лу на удоб­ре­ние для кол­хо­за, на что тот ей от­ве­тил: «Что вла­сти по­мо­га­ешь? Хо­ти­те вы­пол­нить во­семь мил­ли­ар­дов пу­дов хле­ба? В 1938 го­ду это вам не удаст­ся, ско­ро со­вет­ской вла­сти не бу­дет, ско­ро при­дет па­па Рим­ский, он по­ка­жет, как кре­стьян му­чить. Хо­тя вы и взя­ли по­пов, но ско­ро царь бу­дет, и ком­му­ни­стов ско­ро ве­шать бу­дем за этих по­пов».
Диа­кон Ни­ко­лай ре­ши­тель­но от­верг эти об­ви­не­ния и ска­зал:
– В фев­ра­ле 1938 го­да с Па­но­вой я не встре­чал­ся в церк­ви и ни­че­го ей не го­во­рил. И в церк­ви Па­но­ва ни­ко­гда не бы­ла.
2 июня трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на к рас­стре­лу. Диа­кон Ни­ко­лай За­поль­ский был рас­стре­лян 27 июня 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
В 1939 го­ду все ра­бот­ни­ки Зве­ни­го­род­ско­го управ­ле­ния НКВД бы­ли аре­сто­ва­ны и ре­ше­ни­ем Во­ен­но­го три­бу­на­ла войск НКВД при­го­во­ре­ны к раз­ным сро­кам ли­ше­ния сво­бо­ды за фаль­си­фи­ка­цию след­ствен­ных дел. Де­ло диа­ко­на Ни­ко­лая За­поль­ско­го бы­ло при­об­ще­но как ве­ще­ствен­ное до­ка­за­тель­ство та­кой фаль­си­фи­ка­ции. На ос­но­ва­нии ре­ше­ния Во­ен­но­го три­бу­на­ла бы­ли пе­ре­смот­ре­ны по­ста­нов­ле­ния трой­ки НКВД. Од­на­ко де­ло диа­ко­на, «учи­ты­вая со­ци­аль­ное ли­цо осуж­ден­но­го», то есть то, что он был слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, пе­ре­смот­ре­но не бы­ло.

☦️
Обре́тение мощей сщмч. Влади́мира (Богоявленского), митрополита Киевского (1992).
Священномученик Влади́мир (Богоявленский), Киевский, митрополит (день памяти 7 февраля). В ми­ру Ва­си­лий, ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1848 г. в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ки­фо­ра Бо­го­яв­лен­ско­го, впо­след­ствии так­же при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. С дет­ства Ва­си­лия от­ли­ча­ли скром­ность и чи­сто­сер­деч­ность.
По­сле Ду­хов­но­го учи­ли­ща и се­ми­на­рии в Там­бо­ве он в 1874 г. окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и по­лу­чил на­зна­че­ние пре­по­да­ва­те­лем в род­ную се­ми­на­рию. 31 ян­ва­ря 1882 г. Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич Бо­го­яв­лен­ский был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра в По­кров­ской со­бор­ной церк­ви г. Коз­ло­ва и вско­ре на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го хра­ма и бла­го­чин­ным го­род­ских церк­вей. С на­ча­ла сво­е­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния он в пол­но­те про­явил адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти и стя­жал лю­бовь и ува­же­ния кли­ра и ми­рян.
В тра­ги­че­ской смер­ти же­ны и един­ствен­но­го ре­бен­ка мо­ло­дой свя­щен­ник усмот­рел Про­мысл Бо­жий. По­сту­пив в Там­бов­ский Ка­зан­ский мо­на­стырь, он 8 фев­ра­ля 1886 г. при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Вла­ди­мир, на сле­ду­ю­щий день был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го Коз­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а в ок­тяб­ре то­го же го­да – на­сто­я­те­лем Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком.
3 июня 1888 г. в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским, Санкт-Пе­тер­бург­ским и Фин­лянд­ским Ис­и­до­ром († 1892 г.) и дру­ги­ми иерар­ха­ми во епи­ско­па Ста­ро­рус­ско­го, ви­ка­рия Нов­го­род­ской епар­хии. Прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир про­яв­ляв по­сто­ян­ную за­бо­ту об устро­е­нии цер­ков­но­при­ход­ской жиз­ни, уде­лял осо­бое вни­ма­ние ду­хов­но-нрав­ствен­но­му про­све­ще­нию ми­рян.
19 ян­ва­ря 1891 г. свя­ти­тель Вла­ди­мир был на­зна­чен на Са­мар­скую ка­фед­ру. В то вре­мя гу­бер­нию по­ра­зи­ла эпи­де­мия хо­ле­ры и неуро­жай. Власть те­ря­лась и пер­вый по­шел к на­ро­ду с кре­стом в ру­ках епи­скоп Вла­ди­мир, явив­шись в тя­же­лую ми­ну­ту его ис­тин­ным пе­чаль­ни­ком и креп­кой нрав­ствен­ной опо­рой. Свя­ти­тель по­всю­ду стре­мил­ся быть вме­сте с паст­вой: со­вер­шал о по­чив­ших па­ни­хи­ды на хо­лер­ном клад­би­ще, слу­жил на пло­ща­дях го­ро­да мо­леб­ны об из­бав­ле­нии от бед­ствий, без­бо­яз­нен­но по­се­щал хо­лер­ные ба­ра­ки в ме­стах, охва­чен­ных эпи­де­ми­ей. В те тя­же­лые дни вла­ды­ка Вла­ди­мир мно­го вни­ма­ния уде­лял и ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию, ка­те­хи­за­ции на­се­ле­ния.
С 18 ок­тяб­ря 1892 г. в те­че­ние ше­сти лет свя­ти­тель Вла­ди­мир управ­лял Гру­зин­ским эк­зар­ха­том в сане ар­хи­епи­ско­па Кар­та­лин­ско­го и Ка­хе­тин­ско­го. Воз­глав­ляя Тби­лис­скую ка­фед­ру, он неустан­но тру­дил­ся над ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем раз­но­пле­мен­но­го на­се­ле­ния, укреп­ле­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры на Кав­ка­зе. В ре­зуль­та­те его неуто­ми­мых тру­дов бы­ло по­стро­е­но и воз­об­нов­ле­но бо­лее ста хра­мов, в том чис­ле мно­го ста­рин­ных, за­бро­шен­ных; от­кры­то свы­ше 300 цер­ков­но­при­ход­ских школ, устро­е­на Ду­хов­ная се­ми­на­рия в Ку­та­и­си.
С 21 фев­ра­ля 1898 г вла­ды­ка Вла­ди­мир – мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский.
Бу­дучи ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­о­до­ров­ны († 1918 г., па­мять 5/18 июля и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских), мит­ро­по­лит Вла­ди­мир ока­зал ей со­дей­ствие в ос­но­ва­нии Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли.
23 но­яб­ря 1912 г. вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир был на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Санкт-Пе­тер­бург­ским и Ла­дож­ским с при­сво­е­ни­ем ему зва­ния и прав пер­вен­ству­ю­ще­го чле­на Свя­щен­но­го Си­но­да.
Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон позд­нее так го­во­рил о де­я­тель­но­сти вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра в тот пе­ри­од: «Он был ве­рен ка­но­нам Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, пре­да­ни­ям оте­че­ским и без­бо­яз­нен­но и сме­ло, чест­но и бла­го­род­но ис­по­ве­до­вал эту сне­да­ю­щую его рев­ность пе­ред все­ми, ка­ки­ми бы по­след­стви­я­ми это не со­про­вож­да­лось».
Три го­да управ­ле­ния то­гдаш­ней сто­лич­ной епар­хи­ей ока­за­лись чрез­вы­чай­но труд­ны­ми для него: в го­ро­де уси­ли­ва­лось вли­я­ние «рас­пу­тин­щи­ны», яв­ствен­но ощу­ща­лась ги­бель­ность по­след­ствий ее про­ник­но­ве­ния в цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла, в жизнь цар­ской се­мьи. За от­кры­тое непри­я­тие и осуж­де­ние Рас­пу­ти­на свя­ти­тель Вла­ди­мир впал в неми­лость и в но­яб­ре 1915 г. пе­ре­ве­ден в Ки­ев.
Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 г. вы­звал нестро­е­ния в цер­ков­ной жиз­ни на Укра­ине. Со­сто­яв­ший­ся в то вре­мя в Ки­е­ве епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное управ­ле­ние и при­звал к со­зда­нию «неза­ви­си­мой» Укра­ин­ской Церк­ви. Вы­сту­пая про­тив пе­ре­устрой­ства укла­да жиз­ни епар­хии и нека­но­ни­че­ских дей­ствий по об­ра­зо­ва­нию ав­то­ке­фа­лии, мит­ро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­со­мых из­бе­гать враж­ды и пре­пят­ство­вать рас­ко­лу, со­хра­няя Цер­ковь в един­стве и чи­сто­те Пра­во­сла­вия.
С при­хо­дом в Ки­ев граж­дан­ской вой­ны и за­хва­том боль­ше­ви­ка­ми го­ро­да на­ча­лись неви­дан­ные там до­то­ле гра­бе­жи и на­си­лия, со­про­вож­дав­ши­е­ся осквер­не­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, свя­тынь Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.
25 ян­ва­ря 1918 г. во­ору­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств над ним вы­ве­ли его за сте­ны лав­ры и рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь со­вер­шил мо­лит­ву, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Гос­подь вас да про­стит». Най­ден­ное бра­ти­ей его те­ло бы­ло изу­ве­че­но мно­же­ством ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра яви­лась на­ча­лом дли­тель­но­го пе­ри­о­да го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, во вре­мя ко­то­рых бес­чис­лен­ное мно­же­ство кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ло му­че­ни­че­ские вен­цы, сви­де­тель­ствуя о ве­ре Хри­сто­вой да­же до смер­ти (Откр.12:11).
Чест­ные мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, бы­ли об­ре­те­ны ле­том 1992 г. и по­ло­же­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-bogojavlenskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogojavlenskij/
• Беседы о православном воспитании детей
• Евангелие детства
• Отче наш. Беседы на молитву Господню
• О праве церковного отлучения, или анафематствования
• Два райских дара Божия в человечестве
• О труде и собственности
• Против ли нас (абстинентов) Библия?
• Обретение Бога (доказательства бытия Божия)
• Вторая книга Маккавейская
• К вам мое слово любви, вразумления и утешения. Проповеди, слова, поучения. Том 2
• Речь в Большом Московском Успенском соборе, при вступлении на архипастырское служение
• Речь при вручении жезла преосвященному Трифону (Туркестанову)
• Речь при вступлении их императорских величеств в большой московский Успенский собор
• Речь Святейшему Патриарху Тихону в день восшествия его на Патриарший Престол Всероссийской Православной Церкви, 21 ноября 1917 года
• Слово в день открытия московского епархиального общества борьбы с пьянством
• Слово при вступлении в последнюю седмицу Св. Четыредесятницы
• Слово при освящении придела св. Иоанна Воина в Церкви Живоначальной Троицы, на Капельках, 28 декабря 1908 года. О причинах безцерковья
• Слово, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы
• Социальная задача семьи

☦️
Собор Дивеевских святых.

В Собор включены:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-diveevskih-svjatyh


Жития
Писание