⏳ 2024.06.23 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 8я по Пасхе (глас 7й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Пятидесятница, День Святой Троицы

☀️ неподвижный годовой круг:
23 июня (10 июня)
• мч. Александра, мц. Антонины девы (ок. 313)
• сщмч. Тимофея Прусского (361–363)
• прп. Феофана Антиохийского (363)
• свт. Вассиа́на Лавдийского (409)
• прп. Силуа́на Печерского (XIII–XIV)
• обре́тение мощей свт. Василия Рязанского (1609)
• свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского (1715) 📚
• сщмч. Митрофана Китайского и иже с ним мучеников многих (1900)
• исп. Фама́ри (Марджановой) (1936)
• сщмч. Тимофея (Ульянова) (1940)
• Собор Сибирских святых
• Собор Рязанских святых


☦️
Пятидесятница, День Святой Троицы.
Христианская Пятидесятница имеет свой ветхозаветный прототип — одноименный иудейский праздник Πεντηκοστή — Пятидесятница. Примечательно, что в канонических ветхозаветных книгах и традиционном иудаизме используется другое наименование — праздник Седмиц (евр. «Шавуот»), связанное с тем, что этот праздник совершали через семь седмиц после Пасхи. Привычное нам «Пятидесятница» употребляется только в грекоязычной иудейской литературе: неканонических книгах (Тов.2:1; 2Мак.12:32), трудах Иосифа Флавия и в Новом Завете (Деян.2:1,20:16; 1Кор.16:8). И библейское, и церковное наименование имеют одинаковое объяснение: праздник получил такое название вследствие того, что всегда приходился на 50-й день после празднования Пасхи. Содержанием Пятидесятницы является воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов и таинственное рождение в этот день Церкви Христовой. Кроме этого, христианский праздник имеет еще одно название — День Святой Троицы. Это наименование возникло на достаточно позднем этапе развития праздника (примерно с XIV в.) и связано с тем, что к воспоминанию исторического события — сошествия Святого Духа на апостолов — добавляется еще один аспект — прославление Триединого Божества.

Далее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pjatidesjatnica

☦️
Мученик Алекса́ндр воин и мученица Антони́на.
Свя­тая Ан­то­ни­на про­ис­хо­ди­ла из го­ро­да Кро­дам­на (Ма­лая Азия). Как хри­сти­ан­ку ее при­ве­ли к пра­ви­те­лю Фисту, ко­то­рый уго­ва­ри­вал ее по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­гам, обе­щая дать по­чет­ное зва­ние жри­цы бо­ги­ни Ар­те­ми­ды, но свя­тая му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ла Хри­ста и убеж­да­ла пра­ви­те­ля от­ка­зать­ся от по­кло­не­ния бе­сам в об­ра­зе идо­лов. Фист при­ка­зал бить свя­тую по ли­цу и за­клю­чить в тем­ни­цу. Му­че­ни­ца все вре­мя пре­бы­ва­ла в мо­лит­ве, ни­че­го не пи­ла и не ела, но од­на­жды услы­ша­ла глас Бо­жий: «Ан­то­ни­на, под­кре­пись пи­щей и будь му­же­ствен­на, Я с то­бой». Ко­гда ее вновь при­ве­ли к пра­ви­те­лю, му­че­ни­ца про­дол­жа­ла твер­до сто­ять за хри­сти­ан­скую ве­ру и об­ли­чать языч­ни­ков. Пра­ви­тель ре­шил от­дать свя­тую де­ву на по­ру­га­ние во­и­нам, но Гос­подь вну­шил од­но­му из них, свя­то­му Алек­сан­дру, спа­сти му­че­ни­цу. Он ис­про­сил раз­ре­ше­ние вой­ти к де­ве, чтобы скло­нить ее ис­пол­нить во­лю пра­ви­те­ля. Свя­той Алек­сандр пред­ло­жил му­че­ни­це на­деть его одеж­ду и бе­жать. Свя­тая Ан­то­ни­на устра­ши­лась, но Гос­подь по­ве­лел ей со­гла­сить­ся. На­дев плащ во­и­на, она, ни­кем не узнан­ная, вы­шла из сво­е­го за­клю­че­ния. По­слан­ные Фистом во­и­ны на­шли свя­то­го Алек­сандра од­но­го. На во­про­сы пра­ви­те­ля он не от­ве­чал ни сло­ва, был пре­дан ис­тя­за­ни­ям и бес­по­щад­но из­бит. По вну­ше­нию Гос­по­да Иису­са Хри­ста свя­тая Ан­то­ни­на то­же пред­ста­ла пе­ред Фистом. Им обо­им от­сек­ли ру­ки, за­тем об­ма­за­ли смо­лой и бро­си­ли в яму, где пы­лал огонь. Ко­гда огонь по­тух, яму за­сы­па­ли зем­лей, чтобы хри­сти­ане не мог­ли со­брать да­же ко­стей му­че­ни­ков. Воз­вра­тив­шись до­мой, Фист оне­мел, не смог пить, ни есть, и по­сле се­ми­днев­ных тяж­ких му­че­ний умер. Свя­тые му­че­ни­ки Алек­сандр и Ан­то­ни­на скон­ча­лись 3 мая 313 го­да. В Про­ло­гах их па­мять по­ме­ща­ет­ся под 10 июня. Мо­щи свя­тых бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в Мак­си­мо­вом мо­на­сты­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/503

☦️
Священномученик Тимофе́й Прусский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ти­мо­фей, епи­скоп го­ро­да Прус­сы (Вифи­ния), за чи­сто­ту и свя­тость жиз­ни по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния. В Прус­се мно­гих языч­ни­ков он об­ра­тил к ве­ре Хри­сто­вой. Им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361–363), услы­шав о свя­том Ти­мо­фее, за­клю­чил его в тем­ни­цу, но и там свя­ти­тель про­дол­жал Еван­гель­скую про­по­ведь. Юли­ан вновь за­пре­тил ему учить о Име­ни Иису­са Хри­ста, но свя­той без­бо­яз­нен­но про­дол­жал рас­про­стра­нять хри­сти­ан­скую ве­ру. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить свя­то­го. Впо­след­ствии свя­тые мо­щи епи­ско­па бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/502

☦️
Преподобный Феофа́н Антиохийский.
Пре­по­доб­ный Фе­о­фан Ан­тио­хий­ский был сы­ном языч­ни­ков. В юно­ше­ском воз­расте он всту­пил в брак, но через три го­да же­на его умер­ла. Свя­той Фе­о­фан уве­ро­вал во Хри­ста, при­нял Кре­ще­ние, оста­вил все и стал жить за го­ро­дом в ма­лень­кой кел­лии в Еван­гель­ском са­мо­от­вер­же­нии. Он рев­ност­но учил хра­нить за­по­ве­ди Бо­жии всех при­хо­див­ших к нему, осо­бен­но же вну­шал про­во­дить жизнь чи­стую, це­ло­муд­рен­ную и об­ли­чал рас­пут­ство ан­тио­хий­цев. Ко­гда пре­по­доб­ный Фе­о­фан узнал об од­ной блуд­ни­це, Пан­се­мине, мно­гих увлек­шей в се­ти диа­во­ла, он го­ря­чо за­хо­тел спа­сти ее. По­ни­мая, как труд­но ис­пол­нить та­кой по­двиг, со­зна­вая свою немощь, пре­по­доб­ный Фе­о­фан дол­го мо­лил­ся и про­сил Гос­по­да, чтобы Он по­слал ему Свою по­мощь и спас греш­ни­цу. Свя­той на­дел на­ряд­ные одеж­ды, взял у от­ца мно­го зо­ло­та и по­шел к Пан­се­мине. Пре­по­доб­ный от­дал ей зо­ло­то и убе­дил оста­вить рас­пут­ство и вый­ти за него за­муж. Пан­се­ми­на с ра­до­стью со­гла­си­лась и да­ла ему сло­во стать его же­ной. Един­ствен­ным усло­ви­ем, ко­то­рое по­ста­вил пре­по­доб­ный Фе­о­фан Пан­се­мине, бы­ло чтобы она при­ня­ла Кре­ще­ние. Ра­ди вы­год­но­го бра­ка Пан­се­ми­на со­гла­си­лась. Го­то­вя ее к при­ня­тию Та­ин­ства, свя­той Фе­о­фан на­став­лял ее в хри­сти­ан­ской ве­ре, разъ­яс­нил, что прав­да Бо­жия не тер­пит гре­ха и раз­вра­та, а лю­бовь Бо­жия щед­ра к ка­ю­щим­ся. При­няв Кре­ще­ние, свя­тая Пан­се­ми­на бла­го­да­тью Бо­жи­ей со­вер­шен­но пе­ре­ро­ди­лась. Она раз­да­ла на бо­го­угод­ные де­ла все, что на­жи­ла рас­пут­ством, по­се­ли­лась в хи­жине ря­дом с кел­ли­ей пре­по­доб­но­го и ста­ла ве­сти жизнь по­движ­ни­цы, а через 22 ме­ся­ца скон­ча­лась в один день со сво­им на­став­ни­ком († 369).

☦️
Святитель Вассиа́н, епископ Лавдийский.
Свя­ти­тель Вас­си­ан, епи­скоп Лав­дий­ский, был дру­гом свя­ти­те­ля Ам­вро­сия, епи­ско­па Ме­дио­лан­ско­го († 397; па­мять 7 де­каб­ря). Отец свя­то­го Вас­си­а­на управ­лял Си­ра­куз­ской об­ла­стью (Си­ци­лия) и го­то­вил сы­на се­бе в пре­ем­ни­ки. Он по­слал его в Рим для по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. Свя­той Вас­си­ан еще в дет­стве слы­шал о хри­сти­а­нах, хо­тел по­бли­же узнать их и озна­ко­мить­ся с хри­сти­ан­ской ве­рой. Пре­сви­тер Гор­диан от­крыл ему сущ­ность Хри­сто­ва уче­ния, и юно­ша по­же­лал при­нять Кре­ще­ние. Во вре­мя со­вер­ше­ния Та­ин­ства свя­той Вас­си­ан уви­дел у ку­пе­ли Ан­ге­ла, дер­жа­ще­го одеж­ду, в ко­то­рую дол­жен был об­лечь­ся но­во­кре­ще­ный. Свя­той дерз­нул спро­сить его, кто он и от­ку­да. Ан­гел от­ве­тил, что дав­но по­слан по­мочь ему ис­пол­нить его свя­тое на­ме­ре­ние по­знать Хри­ста, и стал неви­дим.
Свя­той Вас­си­ан стал ве­сти стро­гую жизнь, вку­шал ма­ло пи­щи, но­чи про­во­дил в мо­лит­ве. Слу­ги ди­ви­лись та­ко­му воз­дер­жа­нию и ста­ли до­га­ды­вать­ся, что их гос­по­дин при­нял хри­сти­ан­ство. Они до­нес­ли об этом от­цу свя­то­го Вас­си­а­на. Тот при­ка­зал вер­нуть его в Си­ра­ку­зы. Мо­лясь в хра­ме свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва, свя­той по­лу­чил от апо­сто­ла по­ве­ле­ние уй­ти из Ри­ма. Он раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным и вме­сте с вер­ным ра­бом-хри­сти­а­ни­ном от­пра­вил­ся в Ра­вен­ну, к сво­е­му род­ствен­ни­ку, епи­ско­пу Ур­су.
Епи­скоп Урс устро­ил его в уеди­нен­ном ме­сте за го­ро­дом при церк­ви в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Апол­ли­на­рия. Свя­той Вас­си­ан быст­ро воз­рас­тал ду­хов­но, вско­ре про­сла­вил­ся чу­де­са­ми. В это вре­мя су­дья Ра­вен­ны был окле­ве­тан и при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни. По до­ро­ге на казнь он мо­лит­вен­но при­звал на по­мощь свя­то­го Вас­си­а­на. Ко­гда па­лач уже за­нес меч над его го­ло­вой, меч вдруг вы­пал из его рук и от­ле­тел в сто­ро­ну. Это по­вто­ря­лось три­жды. С дру­гим па­ла­чом про­изо­шло то же. О про­ис­шед­шем до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, и он осво­бо­дил су­дью, ко­то­рый рас­ска­зал, что был спа­сен за­ступ­ни­че­ством свя­то­го Вас­си­а­на.
Жи­те­ли го­ро­да, ве­руя, что мо­лит­вы свя­то­го Вас­си­а­на силь­ны пред Бо­гом, про­си­ли епи­ско­па Ур­са по­свя­тить его в сан пре­сви­те­ра. По пре­став­ле­нии епи­ско­па го­ро­да Ло­дии (Лав­дии; в Ли­гу­рии, Се­вер­ная Ита­лия) пре­сви­те­ру со­бор­ной церк­ви Кли­мен­ту бы­ло от­кро­ве­ние – из­брать епи­ско­пом Ло­дий­ским свя­то­го Вас­си­а­на. Хи­ро­то­нию со­вер­ши­ли свя­той Ам­вро­сий, епи­скоп Ме­дио­лан­ский, и епи­скоп Урс.
Свя­ти­тель Вас­си­ан учил лю­дей не толь­ко сло­вом, но и де­лом, по­ка­зы­вая пастве при­мер доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. В Ло­дии он вы­стро­ил пре­крас­ный храм во имя свя­тых апо­сто­лов. Свя­той Вас­си­ан ча­сто об­ме­ни­вал­ся пись­ма­ми со свя­тым Ам­вро­си­ем Ме­дио­лан­ским, при­сут­ство­вал при бла­жен­ной кон­чине свя­ти­те­ля и пре­дал по­гре­бе­нию его те­ло.
Свя­ти­тель Вас­си­ан мир­но скон­чал­ся в 409 го­ду, про­слу­жив в ар­хи­ерей­ском сане 35 лет.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/500

☦️
Преподобный Силуа́н Печерский.
Пре­по­доб­ный Си­лу­ан, схим­ник Ки­е­во-Пе­чер­ский, был рев­ност­ным хра­ни­те­лем чи­сто­ты ду­шев­ной и те­лес­ной, удру­чал свою плоть по­стом и бде­ни­ем, а ду­шу очи­щал мо­лит­вой и бо­го­мыс­ли­ем. Он спо­до­бил­ся от Гос­по­да обиль­ных ду­хов­ных да­ро­ва­ний: осо­бо­го мо­лит­вен­но­го дерз­но­ве­ния к Бо­гу, по­сто­ян­ной ра­до­сти о Гос­по­де, про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния. Жил пре­по­доб­ный в кон­це ХIII – на­ча­ле ХIV ве­ка. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах.

☦️
Святитель Васи́лий, епископ Рязанский.
Свя­ти­тель Ва­си­лий I, Ря­зан­ский чу­до­тво­рец, упо­мя­нут в Лав­рен­тьев­ской ле­то­пи­си и в древ­нем спис­ке ря­зан­ских вла­дык чис­лит­ся чет­вер­тым. (Ва­си­лий II, † 1360, хи­ро­то­ни­сан в сан епи­ско­па в 1356 го­ду свя­ти­те­лем Алек­си­ем, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, † 1378). Древ­нее пре­да­ние свя­зы­ва­ет со свя­тым епи­ско­пом Ва­си­ли­ем пе­ре­не­се­ние в Ря­зань чу­до­твор­но­го об­ра­за Му­ром­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (све­де­ния 12 ап­ре­ля). Свя­ти­тель Ва­си­лий был сна­ча­ла епи­ско­пом Му­ром­ским. По на­ве­там ду­ха зло­бы го­ро­жане вос­ста­ли про­тив него, неспра­вед­ли­во об­ви­нив в по­ступ­ках, непо­до­ба­ю­щих ар­хи­пас­ты­рю. То­гда свя­ти­тель по­сле про­дол­жи­тель­ной мо­лит­вы вы­шел к ре­ке Оке, рас­про­стер на во­де свою епи­скоп­скую ман­тию и стал на нее, дер­жа в ру­ках об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Му­ром­ской. Силь­ным вет­ром его по­нес­ло про­тив те­че­ния, и через несколь­ко ча­сов он до­плыл до Ря­за­ни, где был при­нят с по­че­том ря­зан­ским кня­зем и на­ро­дом.
Еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Ва­си­лия счи­та­ли му­жем пра­вед­ным и бла­го­че­сти­вым. За­дол­го до то­го, как в на­ча­ле ХVII ве­ка бы­ли от­кры­ты его мо­щи, ря­зан­цы чти­ли его па­мять и на­зы­ва­ли «прис­ным сво­им за­ступ­ни­ком, в скор­бех и на­па­стех по­мощ­ни­ком». Ча­ще все­го об­ра­ща­ют­ся к нему от­прав­ля­ю­щи­е­ся в путь, осо­бен­но по во­дам, ве­руя, что он спа­са­ет в пу­ти: на су­ше – от на­па­сти, на во­дах – от по­топ­ле­ния.
Око­ло 1540 го­да бы­ла на­пи­са­на ино­ком Ераз­мом-Ер­мо­ла­ем «По­весть о Ва­си­лии, епи­ско­пе Ря­зан­ском и Му­ром­ском».
Об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, бы­ло со­вер­ше­но Ря­зан­ским ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­ри­том (1605–1617). В Смут­ное вре­мя Про­мыс­лу Бо­жию угод­но бы­ло про­сла­вить свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 10 июня 1609 го­да со­сто­я­лось от­кры­тие его свя­тых мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в Успен­ский (впо­след­ствии Рож­де­ствен­ский) со­бор в Крем­ле Пе­ре­я­с­ла­ва Ря­зан­ско­го, ко­то­рый со вре­ме­ни епи­ско­па Ря­зан­ско­го Ио­ны II (1522–1547) был ка­фед­раль­ным. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом на ле­вом кли­ро­се, под­ле ико­но­ста­са. То­гда же бы­ли со­став­ле­ны тро­парь и кондак свя­ти­те­лю. С это­го вре­ме­ни имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия «по­ми­на­ет­ся во всех церк­вах Ря­зан­ской епар­хии». К нему при­бе­га­ют как к «прис­но­му за­ступ­ни­ку сво­е­му, в скор­би и на­па­сти по­мощ­ни­ку». При ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее (1638–1651), в 1638 го­ду над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла устро­е­на ка­мен­ная гроб­ни­ца, а над ней по­ме­щен му­ром­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – «Мо­ле­ние Ва­си­лия». Из­вест­но, что в это вре­мя в ря­зан­ских хра­мах со­вер­ша­лись мо­леб­ны свя­ти­те­лю Ва­си­лию. 10 июня 1645 го­да при ар­хи­епи­ско­пе Мо­и­сее впер­вые тор­же­ствен­но празд­но­ва­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля. Осо­бен­но усерд­ным по­чи­та­те­лем ря­зан­ско­го пер­во­свя­ти­те­ля счи­та­ет­ся ар­хи­епи­скоп Ми­са­ил (1651–1655). По его по­ве­ле­нию в 1653 го­ду бы­ла сде­ла­на над­пись на боль­шой се­реб­ря­ной во­до­свят­ной ча­ше: «Сия ча­ша в Пе­ре­я­с­лав Ря­зан­ский, в со­бор­ную цер­ковь Успе­ния и свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, и иже во свя­тых от­ца на­ше­го Ва­си­лия, епи­ско­па Ря­зан­ско­го, чу­до­твор­ца». В 1655 го­ду свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на се­реб­ря­ном кре­сте вме­сте со свя­тым Иоан­ном Пред­те­чей и свя­ти­те­лем Ионой, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. В 1712 го­ду при мит­ро­по­ли­те Сте­фане Явор­ском над ме­стом пер­во­на­чаль­но­го по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля Ва­си­лия, у Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви, бы­ла устро­е­на ка­мен­ная ча­сов­ня усер­ди­ем подъ­яче­го Ни­ки­ты Ал­ту­хо­ва. В 1722–1723 го­дах при им­пе­ра­то­ре Пет­ре I со­сто­я­лось фор­маль­ное рас­сле­до­ва­ние о свя­ти­те­ле, по­сле ко­то­ро­го свя­ти­тель Ва­си­лий был изо­бра­жен на иконе вме­сте с дру­ги­ми рус­ски­ми свя­ты­ми. Мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ди­мит­рий (Се­че­нов) в быт­ность епи­ско­пом Ря­зан­ским (1752–1757) со­ста­вил служ­бу свя­ти­те­лю Ва­си­лию, «взяв­ши во вни­ма­ние преж­де на­пи­сан­ные тро­парь, кондак и ка­нон». При нем же над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла сде­ла­на но­вая гроб­ни­ца на­по­до­бие ра­ки с ико­ной свя­ти­те­ля. В 1782 го­ду ра­ка над мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ла ве­ли­ко­леп­но укра­ше­на ар­хи­епи­ско­пом Ря­зан­ским и За­рай­ским Си­мо­ном (Ла­го­вым) (1778–1804). В 1810 го­ду при ар­хи­епи­ско­пе Ря­зан­ском и За­рай­ском Фе­о­фи­лак­те (Ру­са­но­ве) по­сле­до­вал Указ Свя­тей­ше­го Си­но­да о празд­но­ва­нии свя­ти­те­лю Ва­си­лию в Неде­лю Всех свя­тых. 4 ок­тяб­ря 1836 го­да был тор­же­ствен­но от­крыт но­вый па­мят­ник на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия, воз­двиг­ну­тый усер­ди­ем кти­то­ра Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви Си­мео­на Па­но­ва. В 1871 го­ду ар­хи­епи­скоп Алек­сий (Ржа­ни­цын, 1867–1876) пер­вый раз от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия, 3 июля. При ар­хи­епи­ско­пе Пал­ла­дии (Ра­е­ве, 1876–1882) Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да 1881 го­да утвер­жде­ны дни празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 3 июля – в день бла­жен­ной кон­чи­ны и 10 июня – в день пе­ре­не­се­ния его свя­тых мо­щей. В на­сто­я­щее вре­мя свя­ти­тель Ва­си­лий осо­бен­но по­чи­та­ет­ся на Ря­зан­ской зем­ле. В каж­дом хра­ме Ря­зан­ской епар­хии име­ет­ся его ико­на, а в боль­шин­стве хра­мов, кро­ме то­го, – на­стен­ное изо­бра­же­ние свя­ти­те­ля, плы­ву­ще­го по во­де на ман­тии с Му­ром­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри в ру­ках. В ка­фед­раль­ном со­бо­ре каж­дую сре­ду ве­че­ром ему со­вер­ша­ет­ся ака­фист­ное пе­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-rjazanskij

☦️
Святитель Иоа́нн (Максимович), митрополит Тобольский.
Свя­ти­тель Иоанн, мит­ро­по­лит То­боль­ский и всея Си­би­ри, чу­до­тво­рец, в ми­ру Иоанн Мак­си­мо­вич, ро­дил­ся в го­ро­де Не­жине в 1651 го­ду. У его от­ца Мак­си­ма Ва­си­лье­ви­ча и ма­те­ри Ев­фро­си­нии бы­ло се­ме­ро сы­но­вей, из ко­то­рых Иоанн был стар­ший. По окон­ча­нии Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской Кол­ле­гии (поз­же пре­об­ра­зо­ван­ной в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию) бу­ду­щий свя­ти­тель был остав­лен при ней учи­те­лем ла­тин­ско­го язы­ка. То­гда же, в 1680 го­ду, он при­нял в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли мо­на­ше­ство и углу­бил­ся в по­двиг внут­рен­не­го де­ла­ния. С об­ще­го со­гла­сия брат­ства мо­ло­до­му ино­ку по­ру­чи­ли от­вет­ствен­ное по­слу­ша­ние про­по­вед­ни­ка. С то­го вре­ме­ни и рас­кры­ва­ют­ся его ис­клю­чи­тель­ный та­лант крас­но­ре­чия и бла­го­дат­ные да­ро­ва­ния. Он при­да­вал осо­бое зна­че­ние внут­рен­не­му ре­ли­ги­оз­но­му са­мо­по­зна­нию. Сра­зу же опре­де­ли­лась и глав­ная те­ма его жиз­ни: «Как че­ло­век дол­жен свою во­лю со­гла­со­вы­вать с во­лей Бо­жи­ей?» Ее он раз­ви­вал и в про­по­ве­дях, и в сво­ем по­сле­ду­ю­щем мис­си­о­нер­ском слу­же­нии. От­ве­том на нее явил­ся труд, из­дан­ный в кон­це его дол­гой по­движ­ни­че­ской жиз­ни, под на­зва­ни­ем «Илио­тро­пи­он («Под­сол­неч­ник»), или Со­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­че­ской во­ли с Бо­же­ствен­ною во­лею». Из мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ний свя­тых от­цов пра­во­слав­ной церк­ви оно наи­бо­лее пол­но от­ве­ча­ет на этот боль­шой во­прос хри­сти­ан­ской со­те­рио­ло­гии.
В 1685 го­ду его от­пра­ви­ли с по­соль­ством в Моск­ву. Там пат­ри­ар­хом Иоаки­мом (1674–1690) он был на­зна­чен на­мест­ни­ком Брян­ско­го Свен­ско­го мо­на­сты­ря, под­чи­нен­но­го то­гда Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре.
Свя­ти­тель Фе­о­до­сий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, в 1695 го­ду, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны († 1696, па­мять 5 фев­ра­ля), на­зна­чил иеро­мо­на­ха Иоан­на ар­хи­манд­ри­том Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря и на­ме­тил его сво­им пре­ем­ни­ком по ка­фед­ре. (Свя­ти­тель Иоанн бла­го­го­вел к па­мя­ти свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия, ве­руя в си­лу его мо­лит­вен­но­го пред­ста­тель­ства пред Гос­по­дом, и по сво­ей ве­ре по­лу­чил бла­го­дат­ное ис­це­ле­ние от тя­же­лой бо­лез­ни по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия. В са­мый раз­гар бо­лез­ни ему явил­ся свя­ти­тель Фе­о­до­сий и ска­зал: «Слу­жи зав­тра – и бу­дешь здо­ров». На дру­гой день свя­ти­тель, со­вер­шен­но здо­ро­вый, к удив­ле­нию всех от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Чу­до ис­це­ле­ния свя­ти­те­ля Иоан­на по­слу­жи­ло на­ча­лом че­ство­ва­ния свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия как бла­го­дат­но­го угод­ни­ка Бо­жия).
10 ян­ва­ря 1697 го­да пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Адри­ан (1690–1700) с со­бо­ром епи­ско­пов хи­ро­то­ни­сал ар­хи­манд­ри­та Иоан­на во епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го в Боль­шом Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.
По вступ­ле­нии в управ­ле­ние епар­хи­ей епи­скоп Иоанн со­зда­ет при Чер­ни­гов­ской ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре Кол­ле­ги­ум, по­доб­но Ки­ев­ской ака­де­мии, ко­то­рый, по мыс­ли свя­ти­те­ля, дол­жен был укра­сить «чер­ни­гов­ские Афи­ны» – шко­лу про­све­щен­но­го бла­го­че­стия.
Вви­ду вы­со­ко­го уров­ня бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния шко­ла свя­ти­те­ля Иоан­на по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность. По су­ще­ству, это бы­ла пер­вая се­ми­на­рия в Рос­сии, по об­раз­цу ко­то­рой ста­ли от­кры­вать­ся ду­хов­ные се­ми­на­рии в дру­гих епар­хи­ях Рус­ской Церк­ви.
То­гда же свя­ти­тель от­крыл ти­по­гра­фию, в ко­то­рой он и его пре­ем­ни­ки из­да­ли мно­го со­чи­не­ний ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния.
Жизнь свя­ти­те­ля Иоан­на све­ти­лась вы­со­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, осо­бен­но же сми­ре­ни­ем. Она отоб­ра­зи­лась и в его тво­ре­ни­ях: «Нра­во­учи­тель­ное зер­ца­ло» (Чер­ни­гов, 1703 и 1707), «Ал­фа­вит, риф­ма­ми сло­жен­ный» (1705 г.), «Бо­го­ро­ди­це Де­во» (1707 г.), «Фе­ат­рон, или По­зор нра­во­учи­тель­ный» (1708), «Тол­ко­ва­ние на 50-й пса­лом» (Чер­ни­гов, 1708), «Тол­ко­ва­ние на «От­че наш» и «Осмь бла­женств еван­гель­ских» (1709 г.), «Цар­ский путь Кре­ста» (Чер­ни­гов, 1709 г.), «Бо­го­мыс­лие в поль­зу пра­во­вер­ным» (1710 и 1711 гг.), «Си­нак­сарь о по­бе­де под Пол­та­вою» (1710 г.), «Пут­ник» (ру­ко­пись), «Ду­хов­ные мыс­ли» (М„ 1782).
В Чер­ни­го­ве в 1714 го­ду свя­ти­тель впер­вые из­дал и свой глав­ный труд, на­пи­сан­ный на ла­тин­ском язы­ке. (Осо­бен­но­стью вы­пуск­ни­ков Ки­ев­ской шко­лы бы­ло то, что свои со­чи­не­ния они пи­са­ли на клас­си­че­ской ла­ты­ни. Про­фес­сор И.А. Мак­си­мо­вич в 1888 го­ду пе­ре­вел «Илио­тро­пи­он» на совре­мен­ный рус­ский язык и из­дал вна­ча­ле по ча­стям в «Чер­ни­гов­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях», за­тем от­дель­ной кни­гой – Ки­ев, 1896. Со­кра­щен­ный ва­ри­ант опуб­ли­ко­ван в «Жур­на­ле Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1976, №№ 5, 6). С его име­нем свя­зан так­же «Ла­ти­но-гре­ко-рос­сий­ский лек­си­кон».
Из­вест­на связь свя­ти­те­ля Иоан­на со Свя­той Го­рой Афон. Он при­ни­мал осо­бен­но го­ря­чее уча­стие в судь­бе рус­ских на­сель­ни­ков Свя­той Го­ры, ока­зы­вая им су­ще­ствен­ную ма­те­ри­аль­ную по­мощь в те тя­же­лые го­ды. Со­хра­ни­лась его ар­хи­ерей­ская гра­мо­та в Рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, сви­де­тель­ству­ю­щая об его от­но­ше­нии к свя­то­гор­цам.
14 ав­гу­ста 1711 г. свя­ти­тель Иоанн по воз­ве­де­нии в сан мит­ро­по­ли­та при­был на ка­фед­ру То­боль­скую и всея Си­би­ри. Свя­ти­тель неустан­но за­бо­тил­ся о про­све­ще­нии сво­ей епар­хии. Там он про­дол­жил де­ло, на­ча­тое в Чер­ни­го­ве: усо­вер­шен­ство­вал шко­лу, от­кры­тую его пред­ше­ствен­ни­ком, зна­ме­ни­тым мис­си­о­не­ром мит­ро­по­ли­том Фило­фе­ем (Ле­щин­ским; † 1727), про­дол­жил апо­столь­скую про­по­ведь сре­ди языч­ни­ков Си­би­ри, об­ра­тив ко Хри­сту мно­гие ты­ся­чи лю­дей. В 1714 го­ду свя­ти­тель Иоанн от­пра­вил в Пе­кин мис­сию во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Ила­ри­о­ном (Ле­жай­ским). В То­боль­ске он вновь при­сту­пил к из­да­тель­ско­му де­лу, ис­поль­зо­вав со­здан­ную им в Чер­ни­го­ве ти­по­гра­фию. К то­му вре­ме­ни от­но­сит­ся из­да­ние мит­ро­по­ли­том Иоан­ном «Илио­тро­пи­о­на» на сла­вя­но-рус­ском язы­ке (1714 г.), чтобы его по­ни­ма­ли и си­би­ря­ки.
О жиз­ни свя­ти­те­ля в Си­би­ри ле­то­пи­сец го­во­рит: «Был тих, скро­мен, бла­го­рас­суд­лив, о бед­ных со­стра­да­те­лен, ми­ло­стив».
Ча­сто он по­мо­гал лю­дям. Тай­но, а ино­гда в одеж­де про­сто­го ино­ка при­но­сил в до­ма нуж­дав­ших­ся ще­д­рую ми­ло­сты­ню со сло­ва­ми: «При­и­ми­те во Имя Иису­са Хри­ста». Его дом в То­боль­ске все­гда был от­крыт для всех нуж­дав­ших­ся в по­мо­щи и сло­ве уте­ше­ния. Да­же в день пре­став­ле­ния, 10 июня 1715 го­да, свя­ти­тель Иоанн по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, как это бы­ло в обы­чае у него и рань­ше, устро­ил в сво­ем до­ме тра­пе­зу для ду­хо­вен­ства и бед­ня­ков и сам при­слу­жи­вал за сто­лом. За­тем, про­стив­шись со все­ми, свя­ти­тель уда­лил­ся в свои по­кои и во вре­мя бла­го­ве­ста к ве­черне скон­чал­ся в мо­лит­ве, стоя на ко­ле­нях. Свя­ти­тель был по­гре­бен в при­де­ле свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста То­боль­ско­го Успен­ско­го-Со­фий­ско­го со­бо­ра.
Свя­ти­тель Иоанн из­дав­на чтит­ся в Си­би­ри. Вви­ду мно­го­чис­лен­ных чу­дес и дав­не­го мест­но­го по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на в 1916 го­ду Цер­ковь уста­но­ви­ла все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в день пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля к Бо­гу – 10 июня.
Па­мять о свя­ти­те­ле Иоанне бе­реж­но хра­нят си­би­ря­ки и все ве­ру­ю­щие рус­ские лю­ди. Он и по­ныне по­чи­ва­ет в то­боль­ском со­бо­ре По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба ему бы­ла пе­ре­из­да­на по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия мит­ро­по­ли­том Вар­фо­ло­ме­ем (Го­род­цо­вым) в 1947 го­ду в го­ро­де Но­во­си­бир­ске.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-tobolskij-maksimovich

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/
• Божественный промысл
• Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь Богомыслий
• Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей
• Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную
• Духовные мысли, или Разсуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста, и о том, что за терпеливое и неропотное ношение онаго человек себе получает от Бога

☦️
Священномученик Митрофа́н Китайский, пресвитер.
Од­на из ма­ло­из­вест­ных стра­ниц ис­то­рии Рос­сий­ской Ду­хов­ной Мис­сии в Ки­тае – вос­ста­ние их­эту­а­ней. 1900 год – из­ве­стен как вре­мя наи­бо­лее же­сто­ко­го вы­ступ­ле­ния их­эту­а­ней – по сво­ей су­ти ре­ли­ги­оз­но­го дви­же­ния, ко­то­рое в Ев­ро­пе по неудач­но­му пе­ре­во­ду ан­гли­чан бо­лее из­вест­но как «бок­сер­ское вос­ста­ние». Оно бы­ло на­прав­ле­но про­тив ино­стран­цев. Идео­ло­ги­ей это­го вос­ста­ния бы­ло ан­ти­хри­сти­ан­ство.
Сын пер­во­го ки­тай­ца-свя­щен­но­му­че­ни­ка Мит­ро­фа­на Цзи­чу­ня, уби­то­го их­эту­а­ня­ми, прот. Сер­гей Чан, так пи­сал об их­эту­а­нях: «Это бы­ло со­об­ще­ство, имев­шее об­щин­ное устрой­ство (об­щин­ный стол) и пре­льщав­шее на­род сво­им уче­ни­ем о сверхъ­есте­ствен­ных си­лах в це­лях воз­вы­ше­ния Ки­тая и уни­что­же­ния ино­стран­цев, ино­стран­цы име­но­ва­лись бе­са­ми, кре­ще­ные ки­тай­цы – ис­ча­ди­я­ми их, а некре­ще­ные, но имев­шие с ни­ми от­но­ше­ние – вто­ры­ми ис­ча­ди­я­ми: на бок­се­ров же смот­ре­ли как на во­ин­ство небес­ное».
Их­эту­а­ни устра­и­ва­ли по­всю­ду свои ку­мир­ни, со­вер­ша­ли жерт­во­при­но­ше­ния. До вес­ны 1900 г., офи­ци­аль­ные вла­сти Ки­тая по­кро­ви­тель­ство­ва­ли ино­стран­ным Мис­си­ям, но к ле­ту им­пе­ра­три­ца Цы­си при­ка­за­ла вой­скам под­дер­жать вос­став­ших в сто­ли­це. Чи­нов­ни­ки, по­до­зре­ва­е­мые в свя­зях с ино­стран­ца­ми, бы­ли каз­не­ны. Ко­гда вос­ста­ние охва­ти­ло сто­ли­цу, на­чаль­ник Рос­сий­ской Ду­хов­ной Мис­сии, ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Фигу­ров­ский) и его со­ра­бот­ни­ки по­ки­ну­ли Бэй­гу­ань и пе­ре­се­ли­лись в Рос­сий­ское по­соль­ство. С со­бою они взя­ли толь­ко древ­ний об­раз свт. Ни­ко­лая Мо­жай­ско­го, при­ве­зен­ный из Ал­ба­зи­на еще о. Мак­си­мом Леон­тье­вым в 1685г, и цер­ков­ную утварь.
Ки­тай­ское пра­ви­тель­ство вы­ста­ви­ло на охра­ну Мис­сии 10 ко­пей­щи­ков, но 11 июня Мис­сия бы­ла со­жже­на до­тла, по­гиб­ла ее биб­лио­те­ка, ар­хив, риз­ни­ца. Их­эту­а­ни за­му­чи­ли 222 пра­во­слав­ных ки­тай­ца, ко­то­рые и ста­ли пер­вы­ми ки­тай­ски­ми свя­ты­ми-му­че­ни­ка­ми. Сре­ди них есть и свя­щен­но­му­че­ник – иерей Мит­ро­фан, пер­вый ки­та­ец-свя­щен­ник, ру­ко­по­ло­жен­ный в Япо­нии свт. Ни­ко­ла­ем, про­све­ти­те­лем Япо­нии. По хо­да­тай­ству На­чаль­ни­ка Мис­сии празд­но­ва­ние ки­тай­ским но­во­му­че­ни­кам уста­нов­ле­но Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да № 2874 от 22 ап­ре­ля 1902 г. Их мо­щи бы­ли по­гре­бе­ны в усы­паль­ни­це хра­ма, освя­щен­но­го в их па­мять – хра­ма Всех Свя­тых Му­че­ни­ков. Мно­гие из мо­щей ока­за­лись нетлен­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mitrofan-kitayskiy

☦️
Исповедница Фама́рь (Марджанова), игумения.
Схи­и­гу­ме­ния Фа­марь, в ми­ру княж­на Та­ма­ра Алек­сан­дров­на Мар­джа­ни­шви­ли (Мар­джа­но­ва), ро­ди­лась 1 ап­ре­ля 1868 го­да в Гру­зии. По­сле кон­чи­ны ро­ди­те­лей она при­ня­ла по­стриг в мо­на­сты­ре свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны в Бод­би с име­нем Юве­на­лия. В 1905 го­ду ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да она бы­ла на­зна­че­на на­сто­я­тель­ни­цей По­кров­ской жен­ской оби­те­ли в Москве. В 1910 го­ду ее за­бо­та­ми на­ча­лось стро­и­тель­ство Се­ра­фи­мо-Зна­мен­ско­го ски­та под Моск­вой, где в 1915 го­ду она бы­ла по­стри­же­на в ве­ли­кую схи­му с име­нем Фа­марь.
В 1924 го­ду скит был за­крыт. В 1931 го­ду схи­и­гу­ме­нию Фа­марь с дву­мя сест­ра­ми ее оби­те­ли аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к ссыл­ке в Ир­кут­скую об­ласть. По­сле окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки она, уже тя­же­ло боль­ная ту­бер­ку­ле­зом, вер­ну­лась в Моск­ву и 23 июня 1936 го­да ото­шла ко Гос­по­ду.
22 де­каб­ря 2016 го­да Свя­щен­ный Си­нод Гру­зин­ско­го Пат­ри­ар­ха­та при­нял ре­ше­ние о ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­цы Фа­ма­ри (Мар­джа­но­вой).
28 де­каб­ря 2017 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил вклю­чить имя свя­той в ме­ся­це­слов, с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния ее па­мя­ти 10/23 июня, как это уста­нов­ле­но в Гру­зин­ской Церк­ви.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-famar-mardzhanova

☦️
Священномученик Тимофе́й Ульянов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ти­мо­фей ро­дил­ся 3 мая 1900 го­да в де­ревне Труб­ни­ко­во Кир­са­нов­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Кон­стан­ти­на Улья­но­ва. Окон­чив зем­скую шко­лу, Ти­мо­фей в 1917 го­ду по­сту­пил слу­жить в храм пса­лом­щи­ком.
В 1931 го­ду Ти­мо­фей Кон­стан­ти­но­вич пе­ре­ехал в Мос­ков­скую об­ласть. В 1932 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в том же го­ду во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Воз­не­сен­ском хра­ме в се­ле Са­ти­но-Рус­ское По­доль­ско­го рай­о­на.
Отец Ти­мо­фей был аре­сто­ван 26 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в Сер­пу­хо­ве. В ка­че­стве сви­де­те­лей про­тив него бы­ли при­вле­че­ны пред­се­да­те­ли сель­со­ве­та и кол­хо­за. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что свя­щен­ник, зай­дя в по­ме­ще­ние сель­со­ве­та для по­лу­че­ния све­де­ний о сво­их обя­за­тель­ствах пе­ред го­су­дар­ством, в при­сут­ствии на­хо­дя­щих­ся в сель­со­ве­те по­сто­рон­них лю­дей стал жа­ло­вать­ся и вы­ска­зы­вать контр­ре­во­лю­ци­он­ные на­стро­е­ния, утвер­ждая, что со­вет­ская власть из­де­ва­ет­ся над ду­хо­вен­ством, тре­буя от него упла­ты непо­силь­ных на­ло­гов, не счи­та­ясь с до­хо­да­ми. Пред­се­да­тель кол­хо­за по­ка­зал, что свя­щен­ник вел сре­ди кре­стьян аги­та­цию по при­вле­че­нию их в цер­ковь, и кол­хоз­ни­ки, бы­ва­ло, уко­ря­ли пред­се­да­те­ля, что он не пус­ка­ет их в цер­ковь, за­став­ля­ет ра­бо­тать в то вре­мя, ко­гда лю­ди идут в цер­ковь, а им не предо­став­ля­ет­ся та­кой воз­мож­но­сти.
– Объ­яс­ни­те, по­сле­до­ва­те­лем какой ори­ен­та­ции вы бы­ли ко дню ва­ше­го аре­ста? – спро­сил от­ца Ти­мо­фея сле­до­ва­тель.
– Ко дню мо­е­го аре­ста я яв­лял­ся по­сле­до­ва­те­лем ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции, – от­ве­тил свя­щен­ник, и на этом до­про­сы бы­ли окон­че­ны.
1 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ти­мо­фея к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Пе­ред от­прав­кой на этап свя­щен­ник был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Свя­щен­ник Ти­мо­фей Улья­нов умер 23 июня 1940 го­да от го­ло­да во 2-м ла­за­ре­те Нижне-Амур­ско­го ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря в го­ро­де Со­вет­ская Га­вань Ха­ба­ров­ско­го края и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.

☦️
Собор Сибирских святых.
С при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри к Рос­сии на­ча­лась ис­то­рия То­боль­ско-Си­бир­ской епар­хии, утвер­жден­ной в 1620 го­ду как ар­хи­епи­ско­пии, а за­тем пре­об­ра­зо­ван­ной в мит­ро­по­лию, из ко­то­рой впо­след­ствии бы­ли об­ра­зо­ва­ны дру­гие Си­бир­ские епар­хии.
Быв­ший «столь­ный град Си­би­ри» То­больск, ос­но­ван­ный в 1587 го­ду, стал ка­фед­­раль­ным го­ро­дом. Из То­боль­ска во все кон­цы Си­би­ри ухо­ди­ли мис­си­о­не­ры про­све­щать лю­дей све­том Хри­сто­вой ве­ры.
В са­мом на­ча­ле сво­е­го бы­тия То­боль­ская епар­хия име­ла в ли­ке свя­тых, бла­го­да­тью Бо­жи­ей про­слав­лен­ных, свя­то­го пра­вед­но­го му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го († 23 мар­та 1600 г.). В по­сле­ду­ю­щее вре­мя Гос­подь явил здесь мно­же­ство дру­гих по­движ­ни­ков ве­ры и бла­го­че­стия, про­сла­вив­ших зем­лю Си­бир­скую свя­то­стью сво­ей жиз­ни и тру­да­ми на бла­го Церк­ви и оте­че­ства.
В 1984 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на, в свя­зи с под­го­тов­кой к празд­но­ва­нию 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, ко­то­рое опре­де­ле­но со­вер­шать 10/23 июня, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на, мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всей Си­би­ри чу­до­твор­ца (1711–1715).
10/23 июня 1984 го­да в То­боль­ске (ныне в со­ста­ве Ом­ско-Тю­мен­ской епар­хии) в По­кров­ском хра­ме, где по­чи­ва­ют мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на, бы­ло со­вер­ше­но пер­вое празд­но­ва­ние Со­бо­ру Си­бир­ских свя­тых.
На ма­лой ве­черне в ка­нун празд­ни­ка епи­скоп Ом­ский и Тю­мен­ский Мак­сим со­вер­шил в со­слу­же­нии кли­ри­ков ака­фист свя­ти­те­лю Иоан­ну пе­ред гроб­ни­цей с его свя­ты­ми мо­ща­ми и освя­тил ико­ну Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, на­пи­сан­ную к празд­ни­ку ико­но­пис­ца­ми ма­стер­ской Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии.

В Со­бор Сибирских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-sibirskih-svjatyh

☦️
Собор Рязанских святых.
Уста­нов­лен 12 ян­ва­ря 1987 го­да по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Ря­зан­ско­го и Ка­си­мов­ско­го Си­мо­на (Но­ви­ко­ва) и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на. День празд­но­ва­ния был при­уро­чен ко дню об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.

В Со­бор Ря­зан­ских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-rjazanskih-svjatyh


Жития
Писание