⏳ 2024.06.18 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 7я по Пасхе (глас 6й)
• вторник
• (попразднство Вознесения)

☀️ неподвижный годовой круг:
18 июня (5 июня)
• мчч. Маркиа́на, Ника́ндра, Ипере́хия, Аполло́на, Леонида, А́рия, Горги́я (Горди́я), Сели́ния (Селиниа́са), Ири́ния, Памво́на (305–311)
• сщмч. Дорофе́я Тирского (ок. 362)
• прп. Ану́вия Египетского (IV)
• прп. Дорофея Палестинского (VI) 📚
• прп. Феодора Иорданского (ок. VI)
• перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря (Георгия) Черниговского и Киевского (1150)
• блж. Константина Киевского (1159)
• блгв. кн. Феодора Ярославича Новгородского (1233)
• обре́тение мощей прпп. Вассиа́на и Ио́ны Пертоминских (1599)
• сщмч. Михаила Чистопольского (Вотякова) (1931)
• сщмч. Николая (Рюрикова) (1943)
• иконы Божией Матери «Игоревская» (1147)


☦️
Мученики Маркиа́н, Ника́ндр, Ипере́хий, Аполло́н, Леонид, А́рий, Горги́й (Горди́й), Сели́ний (Селиниа́с), Ири́ний и Памво́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Мар­ки­ан, Ни­кандр, Ипе­ре­хий, Апол­лон, Лео­нид, Арий, Гор­гий, Се­ли­ний, Ири­ней и Пам­вон, ро­дом из Егип­та, по­стра­да­ли в цар­ство­ва­ние Мак­си­ми­а­на (305–311). За твер­дое ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста они бы­ли под­верг­ну­ты же­сто­ко­му би­че­ва­нию. Еле жи­вых, стра­даль­цев бро­си­ли в тем­ни­цу, где им явил­ся Ан­гел и ис­це­лил ра­ны. Чу­до убе­ди­ло мно­гих языч­ни­ков об­ра­тить­ся ко Хри­сту. Свя­тые му­че­ни­ки скон­ча­лись в тем­ни­це от го­ло­да и жаж­ды.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/488

☦️
Священномученик Дорофе́й Тирский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник До­ро­фей в пе­ри­од го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) был епи­ско­пом го­ро­да Ти­ра Фини­кий­ско­го. По сло­ву Еван­ге­лия (Мф. 10, 23), свя­ти­тель уда­лил­ся из Ти­ра и скрыл­ся от му­чи­те­лей. В цар­ство­ва­ние свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337, па­мять 21 мая) он вер­нул­ся в Тир, вновь за­нял епи­скоп­ский пре­стол и управ­лял паст­вой бо­лее 50 лет, об­ра­тив в хри­сти­ан­ство мно­же­ство языч­ни­ков. Ко­гда Юли­ан От­ступ­ник (361–363) на­чал от­кры­то пре­сле­до­вать хри­сти­ан, свя­ти­те­лю До­ро­фею бы­ло уже бо­лее 100 лет. Он уда­лил­ся из Ти­ра в Ми­зий­ский го­род Уд (ныне Вар­на). Там его схва­ти­ли при­двор­ные им­пе­ра­то­ра. За от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам свя­то­го стар­ца ста­ли же­сто­ко ис­тя­зать, и под пыт­кой он пре­дал ду­шу свою Гос­по­ду († око­ло 362 го­да в воз­расте 107 лет).
Свя­щен­но­му­че­ни­ку До­ро­фею неко­то­рые при­пи­сы­ва­ют со­став­ле­ние «Си­ноп­си­са» – со­бра­ния ска­за­ний, а так­же жи­тий свя­тых про­ро­ков и апо­сто­лов.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/484

☦️
Преподобный Ану́вий Египетский, пустынножитель.
Пре­по­доб­ный Ану­вий, пу­стын­ник Еги­пет­ский, во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в IV ве­ке му­же­ствен­но пре­тер­пел ис­тя­за­ния, но остал­ся жив и уда­лил­ся в пу­сты­ню, где пре­бы­вал до глу­бо­кой ста­ро­сти. Он ос­но­вал неболь­шой скит, в ко­то­ром жил вме­сте с ше­стью ино­ка­ми, од­ним из ко­то­рых был его брат Пи­мен (па­мять пре­по­доб­но­го Пи­ме­на Ве­ли­ко­го 27 ав­гу­ста). По­сле то­го, как гра­би­те­ли ра­зо­ри­ли скит, они укры­ва­лись в за­пу­стев­шем язы­че­ском ка­пи­ще, дав сло­во в те­че­ние неде­ли не го­во­рить друг с дру­гом. Пре­по­доб­ный Ану­вий всю неде­лю утром бро­сал ка­мень в ли­цо ста­туи язы­че­ско­го бо­га, а ве­че­ром го­во­рил ей: «Со­гре­шил, про­сти». По про­ше­ствии неде­ли бра­тия спро­си­ли ав­ву Ану­вия, что озна­ча­ют его дей­ствия, и ста­рец по­яс­нил, что как ста­туя не сер­ди­лась, ко­гда он ее бил, и не пре­воз­но­си­лась, ко­гда он про­сил у нее про­ще­ния, так долж­ны жить и бра­тия. За три дня до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ану­вия по­се­ти­ли пу­стын­ни­ки Сур, Ис­а­ия и Па­вел, ко­то­рые про­си­ли стар­ца, чтобы он рас­ска­зал им о сво­ей жиз­ни для на­зи­да­ния ве­ру­ю­щих. Свя­той от­ве­тил: «Я не пом­ню, чтобы я сде­лал что-ли­бо ве­ли­кое и слав­ное». Скло­ня­ясь на усерд­ные прось­бы во­про­шав­ших, он все же с глу­бо­ким сми­ре­ни­ем по­ве­дал им, что по­сле то­го, как во вре­мя го­не­ния ис­по­ве­дал пе­ред му­чи­те­ля­ми Имя Хри­сто­во, он ни­ко­гда не осквер­нил уста непра­вед­ным сло­вом, ибо, ис­по­ве­дав од­на­жды Прав­ду, не хо­тел вы­мол­вить ложь. Серд­це его все­гда бы­ло ис­пол­не­но жаж­дой об­ще­ния с Гос­по­дом, и не раз он со­зер­цал Ан­ге­лов и свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, пред­сто­я­щих Гос­по­ду; ви­дел и са­та­ну и его ан­ге­лов, пре­дан­ных веч­но­му ог­ню; по­ка­за­ны бы­ли ему и пра­вед­ные, на­сла­жда­ю­щи­е­ся веч­ным бла­жен­ством. На ис­хо­де тре­тье­го дня пре­по­доб­ный Ану­вий в ду­хов­ной ра­до­сти ото­шел ко Гос­по­ду. Ко­гда ду­ша его воз­но­си­лась на Небо, в воз­ду­хе слы­ша­лось Ан­гель­ское пе­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/485

☦️
Преподобный Дорофе́й Палестинский, авва.
Пре­по­доб­ный ав­ва До­ро­фей был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка в па­ле­стин­ском мо­на­сты­ре ав­вы Се­ри­да в VI ве­ке.
В мо­ло­до­сти он усерд­но изу­чал на­у­ки. «Ко­гда учил­ся я внеш­не­му уче­нию, – пи­сал ав­ва, – то вна­ча­ле весь­ма тя­го­тил­ся я уче­ни­ем, так что, ко­гда при­хо­дил брать кни­гу, то шел как бы к зве­рю. Но ко­гда стал я при­нуж­дать се­бя, то Бог по­мог мне, и я так при­вык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теп­ло­ты, ощу­ща­е­мой при чте­нии. Ни­ко­гда не мог­ли за­влечь ме­ня за тра­пе­зу к ко­му-ли­бо из дру­зей мо­их, да­же не хо­дил к ним и для бе­се­ды во вре­мя чте­ния, хо­тя лю­бил я об­ще­ство и лю­бил то­ва­ри­щей мо­их. Ко­гда от­пус­кал нас фило­соф… я от­хо­дил ту­да, где жил, не зная, что бу­ду есть, ибо не хо­тел тра­тить вре­ме­ни для рас­по­ря­же­ния на­счет пи­щи». Так впи­ты­вал пре­по­доб­ный ав­ва До­ро­фей книж­ную пре­муд­рость.
С еще боль­шей рев­но­стью по­свя­тил он се­бя ино­че­ско­му де­ла­нию, ко­гда уда­лил­ся в пу­сты­ню. «Ко­гда при­шел я в мо­на­стырь, – вспо­ми­нал пре­по­доб­ный, – то го­во­рил се­бе: ес­ли столь­ко люб­ви, столь­ко теп­ло­ты бы­ло для внеш­ней муд­ро­сти, то тем бо­лее долж­но быть для доб­ро­де­те­ли, – и тем бо­лее укре­пил­ся».
Од­ним из пер­вых по­слу­ша­ний пре­по­доб­но­го До­ро­фея бы­ло встре­чать и устра­и­вать при­хо­див­ших в оби­тель бо­го­моль­цев. Ему при­хо­ди­лось бе­се­до­вать с людь­ми раз­но­го по­ло­же­ния, нес­ши­ми все­воз­мож­ные тя­го­ты и ис­пы­та­ния, бо­ри­мы­ми раз­но­об­раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. На сред­ства од­но­го бра­та пре­по­доб­ный До­ро­фей вы­стро­ил боль­ни­цу, в ко­то­рой сам при­слу­жи­вал. Сам свя­той ав­ва так опи­сы­вал свое по­слу­ша­ние: «В то вре­мя я толь­ко что встал от бо­лез­ни тяж­кой. И вот при­хо­дят стран­ни­ки ве­че­ром, – я про­во­дил с ни­ми ве­чер, а там по­гон­щи­ки вер­блю­дов, – и им при­го­тов­лял я нуж­ное; мно­го раз слу­ча­лось, что ко­гда от­хо­дил я спать, встре­ча­лась дру­гая нуж­да, и ме­ня бу­ди­ли, – а за­тем при­бли­жал­ся час бде­ния». Чтобы бо­роть­ся со сном, пре­по­доб­ный До­ро­фей упро­сил од­но­го бра­та бу­дить его к служ­бе, а дру­го­го не поз­во­лять дре­мать во вре­мя бде­ния. «И по­верь­те мне, – го­во­рил свя­той ав­ва, – я так ува­жал их, слов­но от них за­ви­се­ло мое спа­се­ние».
В те­че­ние 10 лет пре­по­доб­ный До­ро­фей был ке­лей­ни­ком у пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка. Еще и преж­де он от­кры­вал ему все по­мыс­лы, а но­вое по­слу­ша­ние со­еди­нил с со­вер­шен­ным пре­да­ни­ем се­бя в во­лю стар­ца, так что не имел ни­ка­кой скор­би. Бес­по­ко­ясь, что он не ис­пол­нит за­по­ведь Спа­си­те­ля о том, что мно­ги­ми скор­бя­ми по­до­ба­ет вой­ти в Цар­ство Небес­ное, ав­ва До­ро­фей от­крыл этот по­мысл стар­цу. Но пре­по­доб­ный Иоанн от­ве­тил: «Не скор­би, те­бе не о чем бес­по­ко­ить­ся, кто на­хо­дит­ся в по­слу­ша­нии у от­цов, тот на­сла­жда­ет­ся без­за­бот­но­стью и по­ко­ем». Пре­по­доб­ный До­ро­фей счи­тал сча­стьем для се­бя слу­жить ве­ли­ко­му стар­цу, но все­гда был го­тов усту­пить эту честь дру­гим. Кро­ме от­цов оби­те­ли ав­вы Се­ри­да, пре­по­доб­ный До­ро­фей по­се­щал и слу­шал на­став­ле­ния и дру­гих совре­мен­ных ему ве­ли­ких по­движ­ни­ков, в том чис­ле и пре­по­доб­но­го ав­вы Зо­си­мы.
По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка, ко­гда ав­ва Вар­са­ну­фий при­нял на се­бя со­вер­шен­ное мол­ча­ние, пре­по­доб­ный До­ро­фей оста­вил мо­на­стырь ав­вы Се­ри­да и ос­но­вал дру­гую оби­тель, ино­ков ко­то­рой окорм­лял до са­мой кон­чи­ны.
Пре­по­доб­но­му ав­ве До­ро­фею при­над­ле­жит 21 по­уче­ние, несколь­ко по­сла­ний, 87 во­про­сов с за­пи­сан­ны­ми от­ве­та­ми пре­по­доб­ных Вар­са­ну­фия Ве­ли­ко­го и Иоан­на Про­ро­ка. В ру­ко­пи­сях из­вест­ны так­же 30 слов о по­движ­ни­че­стве и за­пись на­став­ле­ний пре­по­доб­но­го ав­вы Зо­си­мы. Тво­ре­ния ав­вы До­ро­фея ис­пол­не­ны глу­бо­кой ду­хов­ной муд­ро­сти, от­ли­ча­ют­ся яс­ным, от­то­чен­ным сти­лем, про­сто­той и до­ступ­но­стью из­ло­же­ния. По­уче­ния рас­кры­ва­ют внут­рен­нюю жизнь хри­сти­а­ни­на, по­сте­пен­ное вос­хож­де­ние его в ме­ру воз­рас­та Хри­сто­ва. Свя­той ав­ва ча­сто об­ра­ща­ет­ся к со­ве­там ве­ли­ких свя­ти­те­лей: Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Гри­го­рия Нис­ско­го. По­слу­ша­ние и сми­ре­ние, со­еди­нен­ные с глу­бо­кой лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним, яв­ля­ют­ся те­ми доб­ро­де­те­ля­ми, без ко­то­рых невоз­мож­на ду­хов­ная жизнь, – эта мысль про­ни­зы­ва­ет все по­уче­ния ав­вы До­ро­фея.
В из­ло­же­нии вез­де ощу­ти­ма лич­ность пре­по­доб­но­го До­ро­фея, ко­то­ро­го его уче­ник, пре­по­доб­ный До­си­фей (па­мять 19 фев­ра­ля), оха­рак­те­ри­зо­вал так: «К под­ви­зав­шей­ся с ним бра­тии он от­но­сил­ся со стыд­ли­во­стью, сми­ре­ни­ем и при­вет­ли­во, без гор­до­сти и дер­зо­сти; ему бы­ли свой­ствен­ны доб­ро­ду­шие и про­сто­та, он усту­пал в спо­ре, – а ведь это на­ча­ла бла­го­го­ве­ния, доб­ро­же­ла­тель­ства и то­го, что сла­ще ме­да – еди­но­ду­шия, ма­те­ри всех доб­ро­де­те­лей».
По­уче­ния ав­вы До­ро­фея яв­ля­ют­ся на­чаль­ной кни­гой всту­пив­ших на путь ду­хов­но­го де­ла­ния. Про­стые со­ве­ты, как по­сту­пить в том или дру­гом слу­чае, и тон­чай­ший ана­лиз по­мыс­лов и дви­же­ний ду­ши яв­ля­ют­ся на­деж­ным ру­ко­вод­ством для тех, кто ре­шил опыт­ным пу­тем чи­тать тво­ре­ния ав­вы До­ро­фея. Ино­ки, на­чав чи­тать эту кни­гу, не рас­ста­ют­ся с ней всю жизнь.
Тво­ре­ния ав­вы До­ро­фея на­хо­ди­лись во всех мо­на­стыр­ских биб­лио­те­ках и непре­стан­но пе­ре­пи­сы­ва­лись. На Ру­си его кни­га; ду­ше­по­лез­ных по­уче­ний и от­ве­тов пре­по­доб­ных Вар­са­ну­фия Ве­ли­ко­го и Иоан­на Про­ро­ка по ко­ли­че­ству спис­ков бы­ла са­мой рас­про­стра­нен­ной, на­ря­ду с «Ле­стви­цей» пре­по­доб­но­го Иоан­на и тво­ре­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на. Из­вест­но, что пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский († 1427, па­мять 9 июня), несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные обя­зан­но­сти игу­ме­на, соб­ствен­но­руч­но пе­ре­пи­сал по­уче­ния ав­вы До­ро­фея вме­сте с «Ле­стви­цей» пре­по­доб­но­го Иоан­на.
По­уче­ния ав­вы До­ро­фея от­но­сят­ся не толь­ко к ино­кам: во все вре­ме­на эту кни­гу чи­та­ли все, кто стре­мил­ся ис­пол­нить за­по­ве­ди Спа­си­те­ля.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/
Дом души
Душеполезные поучения
Как возрастать духовно. Наставления на каждый день недели

☦️
Преподобный Фео́дор Иорданский.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Чу­до­тво­рец жил в VI ве­ке. В мо­ло­до­сти он оста­вил мир, при­нял мо­на­ше­ство и уда­лил­ся в Иор­дан­скую пу­сты­ню. Он удо­сто­ил­ся от Бо­га да­ра чу­до­тво­ре­ния. Так, од­на­жды, пу­те­ше­ствуя на ко­раб­ле в Кон­стан­ти­но­поль, пре­по­доб­ный Фе­о­дор ис­про­сил у Гос­по­да, чтобы по­черп­ну­тая из мо­ря во­да для уто­ле­ния жаж­ды его спут­ни­ков сде­ла­лась прес­ной. Бла­го­да­рив­шим его за это пре­по­доб­ный ска­зал, что Бог со­тво­рил та­кое чу­до, уми­ло­сер­див­шись над то­ми­мы­ми жаж­дой людь­ми, а не по его недо­стой­ной мо­лит­ве.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/486

☦️
Благоверный князь И́горь (в Крещении Гео́ргий, в иночестве Гаврии́л) Ольгович, Черниговский и Киевский.
Ве­ли­кий князь Ки­ев­ский Игорь Оль­го­вич (в Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, иной день памяти 2 октября) в 1146 го­ду был раз­гром­лен и взят в плен кня­зем Изя­с­ла­вом и за­то­чен в од­ном из мо­на­сты­рей Пе­ре­я­с­лав­ля Рус­ско­го или Юж­но­го (ныне Пе­ре­я­с­лав-Хмель­ниц­кий). Вда­ли от су­е­ты ми­ра се­го, тя­же­ло боль­ной, он стал рас­ка­и­вать­ся в сво­их гре­хах и про­сил раз­ре­шить ему по­стричь­ся в мо­на­хи. 5 ян­ва­ря 1147 г. епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский Ев­фи­мий по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Гав­ри­ил. Вско­ре он вы­здо­ро­вел и был пе­ре­ве­ден в Ки­ев­ский Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь, где при­нял схи­му с име­нем Иг­на­тий и все­це­ло пре­дал­ся ино­че­ским по­дви­гам.
Но дух бра­то­убий­ствен­ной нена­ви­сти бу­ше­вал над Ки­е­вом. Чер­ни­гов­ские кня­зья, дво­ю­род­ные бра­тья Иго­ря, за­мыс­ли­ли за­ма­нить Изя­с­ла­ва Ки­ев­ско­го в сов­мест­ный по­ход – с тем, чтобы за­хва­тить его или убить. За­го­вор от­крыл­ся, ко­гда князь был уже на пу­ти к Чер­ни­го­ву. Воз­му­щен­ные ки­ев­ляне, узнав о ко­вар­стве чер­ни­гов­цев, об­ру­ши­ли месть на ни в чем непо­вин­но­го кня­зя-схим­ни­ка. 19 сен­тяб­ря 1147 г. свя­той Игорь был звер­ски убит.
Гос­подь про­сла­вил стра­даль­ца чу­де­са­ми. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча игу­мен Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря Ана­ния со­вер­шил по­гре­бе­ние стра­сто­терп­ца в хра­ме ки­ев­ско­го Си­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря. 5 июня 1150 г., ко­гда ки­ев­ский стол был за­нят Юри­ем Дол­го­ру­ким, его со­юз­ник, князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич, род­ной брат уби­ен­но­го Иго­ря, тор­же­ствен­но пе­ре­нес свя­тые мо­щи кня­зя Иго­ря на ро­ди­ну, в Чер­ни­гов, где они бы­ли по­ло­же­ны в ра­ку «с те­ре­мом» в ка­фед­раль­ном Спас­ском со­бо­ре. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­то­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-igor-v-kreshchenii-georgij-chernigovskij-i-kievskij

☦️
Блаженный Константин Киевский и всея Руси, митрополит.
Бо­лее 850 лет на­зад ото­шел ко Гос­по­ду бла­жен­ный Кон­стан­тин, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и всея Рос­сии.
В 1155 го­ду Ро­сто­во-Суз­даль­ский князь Юрий Дол­го­ру­кий всту­пил в пер­во­пре­столь­ный град Ки­ев и стал ве­ли­ким кня­зем. Объ­еди­нив по­чти всю Рус­скую зем­лю, Юрий Дол­го­ру­кий при­сту­пил к раз­ре­ше­нию цер­ков­ных дел, тре­бо­вав­ших устро­е­ния с 1145 го­да, ко­гда мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ми­ха­ил оста­вил ка­фед­ру и уда­лил­ся в Кон­стан­ти­но­поль (в 1147 го­ду ве­ли­кий князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и Со­бор рус­ских епи­ско­пов по­ста­ви­ли мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча без уча­стия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха, но не все епи­ско­пы со­гла­си­лись с этим, и в Рус­ской Церк­ви на­ча­лась сму­та).
По ини­ци­а­ти­ве кня­зя Юрия Дол­го­ру­ко­го бы­ли про­ве­де­ны успеш­ные пе­ре­го­во­ры с Кон­стан­ти­но­по­лем. В ян­ва­ре 1156 го­да в Кон­стан­ти­но­по­ле по­лу­чил по­свя­ще­ние на Ки­ев­скую ка­фед­ру мит­ро­по­лит Кон­стан­тин, ко­то­рый в том же го­ду при­е­хал в Ки­ев. Пе­ред от­прав­ле­ни­ем в свою се­вер­ную мит­ро­по­лию он в ян­ва­ре то­го же го­да участ­во­вал в Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре, об­суж­дав­шем во­прос о Ев­ха­ри­сти­че­ской Жерт­ве. Цер­ков­ный Со­бор Рус­ской Церк­ви в со­ста­ве мит­ро­по­ли­та Кон­стан­ти­на и епи­ско­пов Кось­мы По­лоц­ко­го и Ма­ну­и­ла Смо­лен­ско­го при­сту­пил к вос­ста­нов­ле­нию ка­но­ни­че­ских норм цер­ков­ной жиз­ни: свя­щен­но­дей­ствия мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та бы­ли «ис­про­верг­ну­ты», а князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич под­верг­нут стро­го­му со­бор­но­му осуж­де­нию.
Мит­ро­по­лит Кон­стан­тин за­ме­щал ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры епи­ско­па­ми-гре­ка­ми, стре­мясь тем са­мым сде­лать невоз­мож­ным по­вто­ре­ние Со­бо­ра 1147 го­да. В Суз­даль на ме­сто ли­шен­но­го ка­фед­ры Несто­ра был на­зна­чен грек Леон, в Чер­ни­гов – грек Ан­то­ний. По всей ве­ро­ят­но­сти, гре­ком был и Кось­ма, по­став­лен­ный епи­ско­пом на вновь учре­жден­ную ка­фед­ру в Га­ли­че. В Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский был по­став­лен епи­скоп Ва­си­лий. В Нов­го­ро­де Ве­ли­ком на ве­че был из­бран епи­ско­пом Ар­ка­дий.
Князь Юрий Дол­го­ру­кий при­слу­ши­вал­ся к мне­нию мит­ро­по­ли­та в го­судар­ствен­ных во­про­сах. Так, на­при­мер, бла­жен­ный Кон­стан­тин и ки­ев­ские игу­ме­ны про­си­ли Юрия не вы­да­вать кня­зя Ива­на Бер­лад­ни­ка в ру­ки кня­зя Га­лиц­ко­го Яро­сла­ва.
15 мая 1158 го­да Юрий Дол­го­ру­кий скон­чал­ся. Не лю­бив­шие его ки­ев­ляне на­ча­ли гра­бить кня­же­ское иму­ще­ство и «из­би­вать» суз­даль­цев по го­ро­дам и се­лам. Смерть Юрия Дол­го­ру­ко­го поз­во­ли­ла за­хва­тить ве­ли­ко­кня­же­ский стол Изя­с­ла­ву Да­ви­до­ви­чу, но в кон­це 1158 го­да он был из­гнан из Ки­е­ва Яро­сла­вом Га­лиц­ким и Мсти­сла­вом Изя­с­ла­ви­чем, ре­шив­ши­ми пе­ре­дать сто­ли­цу кня­зю Смо­лен­ско­му Ро­сти­сла­ву.
Мит­ро­по­лит Кон­стан­тин, стре­мясь из­бе­жать ме­сти Мсти­сла­ва, сы­на пре­дан­но­го при нем ана­фе­ме Изя­с­ла­ва, уда­лил­ся в Чер­ни­гов, где кня­жил Свя­то­слав Оль­го­вич, друг и со­юз­ник Юрия Дол­го­ру­ко­го, а епи­ско­пом был грек Ан­то­ний. Здесь мит­ро­по­лит Кон­стан­тин вне­зап­но за­бо­лел. Пред­чув­ствуя свою кон­чи­ну, он при­звал епи­ско­па Ан­то­ния и вру­чил ему за­пе­ча­тан­ную гра­мо­ту, взяв клят­вен­ное обе­ща­ние ис­пол­нить все, что в ней на­пи­са­но. Ко­гда по­сле кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Кон­стан­ти­на епи­скоп Ан­то­ний рас­пе­ча­тал пе­ред кня­зем Свя­то­сла­вом это за­ве­ща­ние и про­чел его, все при­сут­ство­вав­шие бы­ли по­ра­же­ны: «По­сле мо­ей смер­ти не пре­да­вай­те по­гре­бе­нию те­ло мое, но, при­вя­зав ве­рев­ки к но­гам мо­им, из­вле­ки­те ме­ня из го­ро­да и брось­те на съе­де­ние псам».
Князь и епи­скоп изу­ми­лись ве­ли­ко­му сми­рен­но­муд­рию мит­ро­по­ли­та, и Ан­то­ний, хо­тя с ужа­сом и мно­ги­ми сле­за­ми, ис­пол­нил, ра­ди клят­вы, его за­ве­ща­ние. Ужас­нул­ся и на­род неслы­хан­но­му де­лу. Са­мо­осуж­ден­ное те­ло ле­жа­ло три дня и три но­чи невре­ди­мым; ни­ка­кой зверь не мог к нему при­кос­нуть­ся, и каж­дую ночь над ним вид­ны бы­ли ог­нен­ные стол­пы. То­гда князь Свя­то­слав, про­ник­нув­шись стра­хом су­да Бо­жия, по­слал ска­зать о том в Ки­ев ве­ли­ко­му кня­зю Ро­сти­сла­ву; ве­лел под­нять свя­ти­те­ля Хри­сто­ва и с ве­ли­кой че­стью нести в чер­ни­гов­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор. Там и по­ло­же­но бы­ло те­ло его, под­ле кня­зя Иго­ря Яро­сла­ви­ча. Все три дня в Ки­е­ве и в иных ме­стах бу­ше­ва­ла бу­ря. Рас­ка­ты гро­ма не пре­кра­ща­лись, мол­ния по­ра­зи­ла двух пре­сви­те­ров, двух диа­ко­нов и че­ты­рех мир­ских лю­дей. Но в Чер­ни­го­ве во все эти дни яр­ко све­ти­ло солн­це, и, как толь­ко бы­ло по­гре­бе­но свя­щен­ное те­ло, по­всю­ду на­сту­пи­ла ти­ши­на; все, ди­вясь про­ис­шед­ше­му, сла­ви­ли Бо­га. У мо­щей по­чив­ше­го свя­ти­те­ля ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­дес­ные ис­це­ле­ния.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/487

☦️
Благоверный князь Фео́дор Ярославич Новгородский.
Бла­го­вер­ный князь Фе­о­дор Нов­го­род­ский, стар­ший брат свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, ро­дил­ся в 1218 го­ду. Кня­же­ское слу­же­ние его род­ной зем­ле на­ча­лось в очень ран­нем воз­расте; уже в 1229 го­ду оба бра­та бы­ли остав­ле­ны в Нов­го­ро­де их от­цом Яро­сла­вом Все­во­ло­до­ви­чем как пред­ста­ви­те­ли его вла­сти. Не про­шло и го­да, как юным кня­жи­чам при­шлось по­ки­нуть Нов­го­род: буй­ные нов­го­род­цы по­ста­но­ви­ли на ве­че при­звать дру­го­го кня­зя. В 1230 го­ду во вре­мя го­ло­да и мо­ра нов­го­род­цы сно­ва при­гла­си­ли Яро­сла­ва. 30 де­каб­ря 1230 г. он в чет­вер­тый раз сел на кня­же­ние в Нов­го­ро­де, но сам про­был в го­ро­де лишь две неде­ли, вновь по­са­дил там сво­их сы­но­вей и ушел в Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский. В 1232 го­ду че­тыр­на­дца­ти­лет­ний Фе­о­дор уже был при­зван по­слу­жить Бо­гу не толь­ко мо­лит­вой, но и ме­чом: он участ­во­вал в по­хо­де рус­ских дру­жин про­тив язы­че­ских мор­дов­ских кня­зей.
В 1233 го­ду по же­ла­нию от­ца он дол­жен был всту­пить в брак с до­че­рью свя­то­го Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го – Фе­о­ду­ли­ей. Ко­гда го­сти уже со­бра­лись на сва­деб­ный пир, же­них вне­зап­но скон­чал­ся. По­сле неожи­дан­ной смер­ти же­ни­ха об­ру­чен­ная с ним княж­на оста­ви­ла мир, по­стриг­лась в од­ном из суз­даль­ских мо­на­сты­рей и про­сла­ви­лась в ино­че­ском по­дви­ге как пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния Суз­даль­ская († 1250, па­мять 25 сен­тяб­ря).
Свя­той Фе­о­дор был по­гре­бен в Юрьев­ском мо­на­сты­ре в Нов­го­ро­де. В 1614 го­ду шве­ды, ра­зо­рив мо­на­стырь, раз­би­ли гроб­ни­цу кня­зя и, об­ре­тя его це­лым и нераз­ру­шен­ным, ру­га­ясь над свя­ты­ми мо­ща­ми, по­ста­ви­ли те­ло, «яко жи­во», у цер­ков­ной сте­ны. Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ис­и­дор пе­ре­нес его мо­щи в Со­фий­ский со­бор, где их по­ло­жи­ли в при­де­ле свя­то­го про­ро­ка Иоан­на, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня.
Служ­ба бла­го­вер­но­му кня­зю со­став­ле­на в 1787 г. мит­ро­по­ли­том Пе­тер­бург­ским и Нов­го­род­ским Гав­ри­и­лом Пет­ро­вым († 1801).

☦️
Преподобный Вассиа́н Пертоминский, Соловецкий.
Преподобный Ио́на Пертоминский, Соловецкий.

Пре­по­доб­ные Вас­си­ан и Иона – ино­ки Со­ло­вец­ко­го Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря, уче­ни­ки свя­то­го игу­ме­на Филип­па, впо­след­ствии мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1570; па­мять 9/22 ян­ва­ря). Нема­ло­тру­ден был то­гда по­двиг брат­ства Со­ло­вец­ко­го. При стро­е­нии со­бор­но­го хра­ма оби­те­ли Со­ло­вец­кой в 1561 го­ду на твер­дую зем­лю за из­ве­стью по­сла­ны были ино­ки Вас­си­ан и Иона. Ко­гда су­да воз­вра­ща­лись в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, то при впа­де­нии Се­вер­ной Дви­ны в Бе­лое мо­ре они бы­ли за­стиг­ну­ты бу­рей и уто­ну­ли. Но Гос­подь про­сла­вил пре­по­доб­ных по­сле их кон­чи­ны – те­лес их не кос­ну­лось тле­ние на дне мор­ской пу­чи­ны.
Свя­тые мо­щи пре­по­доб­ных Вас­си­а­на и Ио­ны, вы­не­сен­ные вол­на­ми на во­сточ­ный бе­рег Ун­ской гу­бы, бы­ли об­ре­те­ны кре­стья­на­ми и по­гре­бе­ны. Вско­ре пре­по­доб­ные яви­лись во сне стар­цу Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли Ма­ман­ту, ко­то­рый управ­лял со­ля­ны­ми вар­ни­ца­ми в Ун­ском по­са­де, и он в 1599 го­ду воз­двиг ча­сов­ню над мо­ги­ла­ми пре­по­доб­ных. Впо­след­ствии по слу­чаю мно­гих ис­це­ле­ний, со­вер­шав­ших­ся над их гро­ба­ми, в 1623 го­ду иеро­мо­нах Иа­ков ос­но­вал там оби­тель, по­лу­чив­шую на­зва­ние Пер­то­мин­ской, и вкла­да­ми цар­ски­ми со­ору­же­на бы­ла цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Па­мять пре­по­доб­ным Вас­си­а­ну и Ионе со­вер­ша­ет­ся два­жды в год: 5/18 июня – об­ре­те­ние свя­тых мо­щей и 12/25 июня.

☦️
Священномученик Михаил Вотяков, Чистопольский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 5 но­яб­ря 1881 го­да в де­ревне Во­тя­ко­во Чи­сто­поль­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ти­мо­фея Алек­сан­дро­ви­ча и Ксе­нии Ефи­мов­ны Во­тя­ко­вых. В 1899 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Савруш­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу и по­лу­чил удо­сто­ве­ре­ние о зна­нии и пра­ве пре­по­да­ва­ния хо­ро­во­го пе­ния. В 1899 – 1901-м и в 1903 го­дах Ми­ха­ил про­слу­шал учи­тель­ские пе­да­го­ги­че­ские кур­сы в Ка­за­ни, в 1901 го­ду – вы­дер­жал эк­за­мен на зва­ние учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в ко­мис­сии при Чи­сто­поль­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, в 1903 го­ду – эк­за­мен на пса­лом­щи­ка и в том же го­ду по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Жу­ко­ти­но Чи­сто­поль­ско­го уез­да.
10 де­каб­ря 1906 го­да Ми­ха­ил был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко Вхо­до-Иеру­са­лим­ской церк­ви Бо­го­ро­ди­це-Сер­ги­ев­ско­го Че­ре­мис­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ца­ре­во­кок­шай­ске. Все это вре­мя он со­сто­ял в долж­но­сти учи­те­ля в раз­лич­ных цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах и в шко­ле Ми­ни­стер­ства на­род­но­го про­све­ще­ния. В 1911 го­ду диа­кон Ми­ха­ил вы­дер­жал ис­пы­та­ние на по­лу­че­ние са­на свя­щен­ни­ка и в 1914 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ско­му хра­му в се­ле Ку­мья Коз­мо­де­мьян­ско­го уез­да.
В этом хра­ме в 1917 го­ду у от­ца Ми­ха­и­ла на­ча­лись ис­ку­ше­ния. Ста­ро­ста хра­ма с неко­то­ры­ми сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми об­ви­нил его в вы­мо­га­тель­стве де­нег за тре­бы и в небреж­ном ис­пол­не­нии обя­зан­но­стей свя­щен­ни­ка. Управ­ля­ю­щий Ка­зан­ской епар­хи­ей епи­скоп Чи­сто­поль­ский Ана­то­лий (Гри­сюк) на­зна­чил рас­сле­до­ва­ние; оно не под­твер­ди­ло об­ви­не­ний, воз­во­ди­мых на пас­ты­ря, од­на­ко кре­стьяне под­пи­са­лись под ре­ше­ни­ем об уда­ле­нии свя­щен­ни­ка с при­хо­да. 1 но­яб­ря 1917 го­да неко­то­рые при­хо­жане об­ра­ти­лись к епи­ско­пу Ана­то­лию с прось­бой об­жа­ло­вать это ре­ше­ние. Они пи­са­ли: «На до­зна­нии отец бла­го­чин­ный спра­ши­вал толь­ко лиц со сто­ро­ны об­ви­ни­те­лей… С це­лью при­ми­ре­ния при­хо­жан со свя­щен­ни­ком отец бла­го­чин­ный со­брал 23 ок­тяб­ря сход, но об этом схо­де при­хо­жане бы­ли из­ве­ще­ны не все, а толь­ко ли­ца недо­воль­ные… Ко­гда же кре­стьяне ста­ли ко­ле­бать­ся и вы­ска­зы­вать­ся за при­ми­ре­ние, то отец бла­го­чин­ный стал пи­сать при­го­вор об уволь­не­нии свя­щен­ни­ка, и ко­гда при­хо­жане ко­ле­ба­лись под­пи­сы­вать этот при­го­вор, то он стал их уго­ва­ри­вать, что им ско­ро вы­шлют дру­го­го, и то­гда они под­пи­са­лись. При­го­вор этот был под­пи­сан в при­сут­ствии мень­шей ча­сти при­хо­жан; в при­хо­де на­счи­ты­ва­ет­ся сто де­вя­но­сто до­мо­хо­зя­ев, а при­го­вор под­пи­са­ли толь­ко де­сять до­мо­хо­зя­ев. Из­ла­гая это, мы про­сим Ва­ше Прео­свя­щен­ство при­го­вор этот счи­тать недей­стви­тель­ным и са­мое до­зна­ние непол­ным и од­но­сто­рон­ним…»
Епи­скоп со­гла­сил­ся с ни­ми, и отец Ми­ха­ил был остав­лен слу­жить в этом хра­ме, од­на­ко от­но­ше­ния меж­ду при­хо­жа­на­ми оста­ва­лись на­пря­жен­ны­ми, и в 1919 го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны в се­ло Ку­ла­ко­во Коз­мо­де­мьян­ско­го уез­да. При­ход был бе­ден, а во вре­мя граж­дан­ской вой­ны и го­ло­да еще бо­лее об­ни­щал, и по­ло­же­ние свя­щен­ни­ка, у ко­то­ро­го бы­ла уже к то­му вре­ме­ни боль­шая се­мья, ста­ло и во­все от­ча­ян­ным. В 1921 го­ду при­хо­жане хра­ма в се­ле Крас­ный Яр Чи­сто­поль­ско­го уез­да ста­ли про­сить от­ца Ми­ха­и­ла к се­бе, но по­ка про­ше­ние до­шло до епи­ско­па Ма­ма­дыш­ско­го Иоаса­фа (Уда­ло­ва), управ­ляв­ше­го то­гда Ка­зан­ской епар­хи­ей, ту­да был опре­де­лен уже дру­гой свя­щен­ник. В 1923 го­ду храм в се­ле Ку­ла­ко­во был вла­стя­ми за­крыт, и отец Ми­ха­ил был на­зна­чен в По­кров­ский храм в се­ле Сар­са­сы. Во вре­мя слу­же­ния на этом при­хо­де он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1929 го­ду про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в аги­та­ции про­тив хле­бо­за­го­то­вок, но через несколь­ко ме­ся­цев за недо­ка­зан­но­стью об­ви­не­ния осво­бож­ден. В 1930 го­ду он был на­прав­лен слу­жить в Тро­иц­кий храм в се­ле Чи­сто­поль­ские Вы­сел­ки вме­сто скон­чав­ше­го­ся там свя­щен­ни­ка.
В 1929‑м – на­ча­ле 1930 го­да со­вет­ская власть при­сту­пи­ла к на­силь­ствен­но­му со­зда­нию кол­хо­зов и мас­со­вым аре­стам со­про­тив­ляв­ших­ся кол­лек­ти­ви­за­ции кре­стьян, а вме­сте с ни­ми и ду­хо­вен­ства.
20 ап­ре­ля 1931 го­да пред­се­да­тель и сек­ре­тарь сель­со­ве­та в Чи­сто­поль­ских Вы­сел­ках со­ста­ви­ли акт, в ко­то­ром пи­са­ли, что «свя­щен­ник Ми­ха­ил Во­тя­ков… каж­дую служ­бу вы­сту­па­ет с “про­по­ве­дью”, где упо­ми­на­ет кол­хо­зы. По раз­го­во­рам жен­щин, ко­то­рые вос­хва­ля­ют вы­ступ­ле­ния… он на­чи­на­ет свою про­по­ведь с жиз­ни ка­ко­го-ни­будь свя­то­го и кон­ча­ет тем, что вот, мол, до че­го мы до­жи­ли в на­сто­я­щее вре­мя. По­чти все­гда во вре­мя вы­ступ­ле­ния с “про­по­ве­дью” Во­тя­ков до­во­дит до пла­ча при­сут­ству­ю­щих в церк­ви…
Сель­со­вет счи­та­ет, что Во­тя­ков в церк­ви… ве­дет ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту… аги­ти­ру­ет про­тив кол­хоз­но­го дви­же­ния. На­сто­я­щим сель­со­вет счи­та­ет, что Во­тя­ко­ва необ­хо­ди­мо изо­ли­ро­вать… Изо­ля­ция Во­тя­ко­ва необ­хо­ди­ма в свя­зи с про­ве­де­ни­ем ве­сен­ней по­сев­ной кам­па­нии и кол­лек­ти­ви­за­ции».
22 ап­ре­ля 1931 го­да отец Ми­ха­ил и с ним один­на­дцать кре­стьян бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Чи­сто­по­ле. На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель при­сту­пил к до­про­сам сви­де­те­лей. Один из чле­нов сель­со­ве­та по­ка­зал, что не за­ме­чал за свя­щен­ни­ком ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции: «Встре­тил­ся с ним од­на­жды по слу­чаю про­да­жи ему со­ло­мы, – ска­зал он, – и, ко­гда мы с ним еха­ли до­ро­гой, он мне го­во­рит, что по­че­му ты ма­ло на­ло­жил со­ло­мы, – я ему, ко­неч­но, ска­зал, что нет боль­ше. Он на это го­во­рит: да, пло­хо сей­час жи­вет­ся, рань­ше луч­ше жи­лось, все­го бы­ло пол­но, а те­перь, при со­вет­ской вла­сти, ни­че­го не ста­ло; при­том и ме­ня спро­сил: а ты кол­хоз­ник? Я ему го­во­рю, что нет. Он мне на это ска­зал, что луч­ше и не хо­ди».
Пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что слу­жа­щий у них свя­щен­ник Ми­ха­ил Во­тя­ков во вре­мя чте­ния про­по­ве­дей вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, ка­сал­ся со­зда­ния кол­хо­зов, об­ра­щал­ся к при­хо­жа­нам с прось­бой, чтобы ему по­мог­ли упла­тить на­ло­ги, а ина­че храм за­кро­ют и слу­жить бу­дет неко­му.
До­про­шен­ная в ка­че­стве сви­де­тель­ни­цы ра­бот­ни­ца мос­ков­ской фаб­ри­ки, от­прав­лен­ная в се­ло в чис­ле дру­гих го­ро­жан сго­нять в кол­хо­зы кре­стьян, по­ка­за­ла, что на со­бра­ни­ях, по­свя­щен­ных кол­лек­ти­ви­за­ции, «жен­щи­ны ве­ли се­бя невоз­дер­жан­но и го­во­ри­ли про­тив кол­хо­за. Бы­ло это все свя­за­но с ре­ли­ги­ей. До изъ­я­тия Ми­ха­и­ла Во­тя­ко­ва при­ли­ва в кол­хоз со­вер­шен­но ни­ка­ко­го не бы­ло. Ко­гда был взят Ми­ха­ил Во­тя­ков, то мас­са по­шла в кол­хоз, и ста­ли по­да­вать за­яв­ле­ния по 30-40 в день… на­стро­е­ние в мас­сах хо­ро­шее».
28 ап­ре­ля всем аре­сто­ван­ным кре­стья­нам бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние, в ко­то­ром, в част­но­сти, го­во­ри­лось, что они «про­си­ли по­мочь свя­щен­ни­ку в упла­те… на­ло­гов… упор­но тре­бо­ва­ли на со­бра­нии от­кры­тия церк­ви, го­во­ря, что нам ни­ка­ких кол­хо­зов не на­до, так­же и со­вет­ской вла­сти, а от­дай­те нам цер­ковь, так как мы хо­тим мо­лить­ся».
На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла. Из всех предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ний свя­щен­ник при­знал толь­ко то, что дей­стви­тель­но об­ра­щал­ся к цер­ков­но­му со­ве­ту, чтобы ему по­мог­ли упла­тить часть на­ло­га, но цер­ков­ный со­вет ему в этом от­ка­зал. «К на­се­ле­нию я с та­кой прось­бой не об­ра­щал­ся, – ска­зал отец Ми­ха­ил, – со сто­ро­ны ве­ру­ю­щих я по­лу­чал что-ли­бо из пи­щи, но де­неж­ных средств я от ве­ру­ю­щих не по­лу­чал… В от­но­ше­нии раз­го­во­ров… о кол­хо­зах… я все­гда пре­ду­пре­ждал за­ра­нее, чтобы та­кие раз­го­во­ры не за­во­ди­ли. Раз­го­во­ры… ве­лись чи­сто ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра».
30 ап­ре­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но и со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние; все аре­сто­ван­ные об­ви­ня­лись в том, что «они, бу­дучи на­стро­е­ны враж­деб­но по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти и пред­став­ляя из се­бя контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пи­ров­ку, ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, на­прав­лен­ные к ослаб­ле­нию со­вет­ской вла­сти и сры­ву про­во­ди­мых ею ме­ро­при­я­тий, ис­поль­зуя в этих це­лях ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки масс».
12 июня 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка и неко­то­рых кре­стьян к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Во­тя­ков и кре­стьяне бы­ли рас­стре­ля­ны 18 июня 1931 го­да и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Николай Рюриков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 5 ап­ре­ля 1884 го­да в се­ле Осе­лок Ма­ка­рьев­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Рю­ри­ко­ва, слу­жив­ше­го в Ни­коль­ской церк­ви в этом се­ле. В 1905 го­ду Ни­ко­лай окон­чил по пер­во­му раз­ря­ду Ни­же­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу в род­ное се­ло. В 1906–1907 го­дах он пре­по­да­вал в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле в се­ле Ля­пу­ны то­го же уез­да, с 1907-го по 1908 год – в Бо­го­яв­лен­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле в се­ле Пав­ло­во Гор­ба­тов­ско­го уез­да, а с 1908-го по 1910 год – в Пре­об­ра­жен­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле в Ниж­нем Нов­го­ро­де.
В сен­тяб­ре 1910 го­да епи­скоп Ни­же­го­род­ский Иоаким (Ле­виц­кий) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Ма­ка­рьев­ско­му жен­ско­му мо­на­сты­рю. 22 ок­тяб­ря 1910 го­да он был пе­ре­ве­ден слу­жить в Тро­иц­кий со­бор в го­ро­де Гор­ба­то­ве и с 1911 го­да на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Гор­ба­тов­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. С 1915 го­да отец Ни­ко­лай стал чле­ном Гор­ба­тов­ско­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. Через неко­то­рое вре­мя он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
На­сту­пи­ли без­бож­ные го­не­ния, а вме­сте с ни­ми и тя­же­лые ис­пы­та­ния, неиз­беж­но свя­зан­ные с очи­ща­ю­щи­ми ду­шу стра­да­ни­я­ми, до­став­ля­е­мы­ми как от внеш­них вра­гов, так и от лже­бра­тии. Бу­дучи в близ­ких от­но­ше­ни­ях с епи­ско­пом Ма­ка­рьев­ским, ви­ка­ри­ем Ни­же­го­род­ской епар­хии Алек­сан­дром (Щу­ки­ным), отец Ни­ко­лай по­пы­тал­ся бы­ло пе­ре­ве­сти на дру­гой при­ход со­труд­ни­чав­ших с вла­стя­ми «со­бра­тьев», но за них всту­пи­лись под­дер­жи­ва­ю­щие их вра­ги внеш­ние: в 1927 го­ду со­труд­ни­ки Ни­же­го­род­ско­го ОГПУ ста­ли со­би­рать све­де­ния об от­це Ни­ко­лае, о его про­по­ве­дях и част­ных бе­се­дах и в кон­це кон­цов аре­сто­ва­ли его. Сви­де­те­ля­ми про­тив него вы­сту­пи­ли слу­жив­шие вме­сте с ним в Тро­иц­ком со­бо­ре свя­щен­ник, диа­кон и пса­лом­щик, до­про­шен­ные все в один день, 29 июля 1927 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-rjurikov

☦️
Икона Богородицы Игоревская.
Ис­то­рия ико­ны свя­за­на с па­мя­тью о свя­том ве­ли­ком кня­зе Иго­ре из ро­да Оль­го­ви­чей, в кре­ще­нии Ге­ор­гии, в ино­че­стве Гав­ри­и­ле, уби­том в Ки­е­ве в 1147 го­ду (па­мять 18 июня и 2 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю). Свя­той князь, во­вле­чён­ный про­тив сво­ей во­ли в са­мый центр меж­до­усоб­ной бра­ни, стал невин­ной жерт­вой нена­ви­сти ки­ев­лян к его стар­ше­му бра­ту – ве­ли­ко­му кня­зю Все­во­ло­ду. По­лу­чив по­сле смер­ти Все­во­ло­да в кня­же­ние го­род Ки­ев, князь Игорь вла­дел им все­го лишь две неде­ли, так как ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли вра­гов ро­да Оль­го­ви­чей Мсти­сла­ви­чей с вой­ском.
Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пре­да­ли Иго­ря и пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб – хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей (чтобы осво­бо­дить уз­ни­ка, при­хо­ди­лось его от­ту­да «вы­ру­бать»).
В по­ру­бе мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­мая, что он умрёт, про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Но князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.
Но не про­шло и го­да, как взбун­то­вав­ша­я­ся чернь ре­ши­ла рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить ки­ев­лян. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие и спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чён­ной тол­пы.
Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Так по­гиб без­вин­ный му­че­ник, свя­той князь Игорь. Ико­на, пе­ред ко­то­рой свя­той мо­лил­ся пе­ред страш­ной смер­тью, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской.
Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и бы­ла по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бес­след­но ис­чез­ла.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-igorevskaja


Жития
Писание