⏳ 2024.06.17 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 7я по Пасхе (глас 6й)
• понедельник
• (попразднство Вознесения)

☀️ неподвижный годовой круг:
17 июня (4 июня)
• мчч. Фронта́сия, Севери́на, Севериа́на, Сила́на (I)
• сщмч. Конко́рдия Римлянина (ок. 175)
• сщмч. А́стия Диррахийского (II)
• свт. Митрофана Константинопольского (ок. 326)
• прп. Зоси́мы Вавилонского (Египетского) (VI)
• прп. Мефодия Пешношского (1392)
• сщмч. Петра (Беляева) (1918)
• сщмч. Георгия (Богича) (1941)
• сщмч. Иоанни́кия Черногорско-Приморского (1945)
• обре́тение мощей сщмч. Петра (Зверева) Воронежского (1999) 📚


☦️
Мученики Фронта́сий, Севери́н, Севериа́н и Сила́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Фрон­та­сий, Се­ве­рин, Се­ве­ри­ан и Си­лан по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Клав­дии (41–54). Они бы­ли по­сла­ны про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие в Юж­ную Гал­лию (ныне Фран­ция) епи­ско­пом Пет­ра­го­рий­ским Фрон­то­ном. Пра­ви­тель-языч­ник Скви­ри­дон схва­тил их и за­став­лял от­речь­ся от Хри­ста. Но му­че­ни­ки твер­до ис­по­ве­до­ва­ли свою ве­ру, го­во­ря, что у них од­но же­ла­ние – жить или уме­реть за Хри­ста. Раз­гне­ван­ный Скви­ри­дон при­ка­зал вы­ве­сти свя­тых за го­род, при­гвоз­дить к стол­бам и вон­зить им в го­ло­вы гвоз­ди, на­по­до­бие тер­но­вых вен­цов. По­сле это­го они бы­ли обез­глав­ле­ны.
По пре­да­нию, свя­тые му­че­ни­ки си­лой Бо­жи­ей ожи­ли, взя­ли в ру­ки свои го­ло­вы и до­шли до церк­ви Бо­го­ма­те­ри, где мо­лил­ся по­слав­ший их на про­по­ведь свя­той епи­скоп Фрон­тон. Сло­жив го­ло­вы к но­гам епи­ско­па, они пре­ста­ви­лись Бо­гу.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/482

☦️
Священномученик Конко́рдий Римлянин, Сполетский, пресвитер.
Свя­той му­че­ник Кон­кор­дий, сын пре­сви­те­ра Гор­ди­а­на, был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и ве­ре Хри­сто­вой, по­это­му епи­скоп Рим­ский Пий по­ста­вил его во ипо­ди­а­ко­на. Вме­сте с от­цом свя­той Кон­кор­дий нес по­дви­ги по­ста и мо­лит­вы, раз­да­вал ще­д­рую ми­ло­сты­ню нуж­да­ю­щим­ся. С раз­ре­ше­ния от­ца он по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от Ри­ма у сво­е­го род­ствен­ни­ка Ев­ти­хия и стал про­во­дить дни в мо­лит­ве и доб­рых де­лах. Сла­ва о его бла­го­че­сти­вой жиз­ни до­шла до на­чаль­ни­ка Тус­ской об­ла­сти Торк­ва­та. При­звав свя­то­го, он убеж­дал его от­речь­ся от Хри­ста, обе­щая сде­лать жре­цом язы­че­ских бо­гов, а свя­той Кон­кор­дий убеж­дал Торк­ва­та об­ра­тить­ся к ис­тин­но­му Бо­гу – Иису­су Хри­сту. Му­че­ни­ка би­ли и бро­си­ли в тем­ни­цу. Свя­той епи­скоп Ан­фим, друг Торк­ва­та, упро­сил от­пу­стить к нему уз­ни­ка. Свя­той Кон­кор­дий про­жил у него дол­гое вре­мя и был по­свя­щен во пре­сви­те­ра. Ко­гда Торк­ват сно­ва при­звал свя­то­го и спро­сил его, что он ду­ма­ет о сво­ей жиз­ни, свя­той от­ве­тил, что жизнь для него – Хри­стос. Его при­вя­за­ли к по­зор­но­му стол­бу, а за­тем за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, при­ко­вав за шею и ру­ки к стене. Через три дня Торк­ват по­слал в тем­ни­цу ору­же­нос­цев, при­ка­зав пе­ре­дать му­че­ни­ку, что ес­ли он не при­не­сет жерт­ву бо­гам, то бу­дет пре­дан смер­ти. Свя­той про­из­нес: «Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте», плю­нул на при­не­сен­но­го во­и­на­ми идо­ла Зев­са и сам пре­кло­нил го­ло­ву под меч. Кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла око­ло 175 го­да. Мо­щи по­ко­ят­ся в Ита­лии, неда­ле­ко от го­ро­да Спо­ле­то.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/481

☦️
Священномученик А́стий Диррахийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Астий во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Тра­я­на (98–117), го­ни­те­ля хри­сти­ан, был епи­ско­пом го­ро­да Дирра­хия (Ма­ке­до­ния). Од­на­жды свя­той уви­дел сон, пред­ве­щав­ший ему близ­кие стра­да­ния и смерть за Хри­ста. Сво­им при­чет­ни­кам он ве­лел скрыть­ся, а сам был взят и же­сто­ко из­бит оло­вян­ны­ми пру­тья­ми и во­ло­вьи­ми жи­ла­ми. Свя­той Астий не от­рек­ся от Хри­ста. Об­ма­зав его те­ло ме­дом, чтобы уве­ли­чить стра­да­ния от уку­сов шерш­ней и мух, его рас­пя­ли на кре­сте. Те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка с че­стью по­гре­бе­но хри­сти­а­на­ми.

☦️
Святитель Митрофа́н, патриарх Константинопольский.
Свя­ти­тель Мит­ро­фан, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, был совре­мен­ни­ком свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337). Отец его, До­ме­тий, был род­ным бра­том рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Про­ба (276–282). Ура­зу­мев лож­ность язы­че­ской ре­ли­гии, До­ме­тий уве­ро­вал во Хри­ста. Во вре­мя же­сто­ких пре­сле­до­ва­ний хри­сти­ан в Ри­ме свя­той До­ме­тий с дву­мя сво­и­ми сы­но­вья­ми, Про­бом и Мит­ро­фа­ном, уда­лил­ся в Ви­зан­тию, где стал обу­чать­ся за­ко­ну Гос­под­ню у епи­ско­па Ти­та (242–272), му­жа свя­той жиз­ни. Ви­дя пла­мен­ное же­ла­ние До­ме­тия по­тру­дить­ся для Гос­по­да, епи­скоп Тит ру­ко­по­ло­жил его во пре­сви­те­ра. По­сле смер­ти Ти­та на епи­скоп­ский пре­стол был воз­ве­ден До­ме­тий (272–303), а за­тем – его сы­но­вья, Проб (303–315) и в 316 го­ду – свя­той Мит­ро­фан.
При­быв од­на­жды в Ви­зан­тию, им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий был вос­хи­щен кра­со­той и удоб­ным рас­по­ло­же­ни­ем го­ро­да. Уви­дев свя­тость жиз­ни и муд­рость свя­то­го Мит­ро­фа­на, им­пе­ра­тор взял его с со­бой в Рим. Вско­ре Кон­стан­тин Ве­ли­кий пе­ре­нес сто­ли­цу из Ри­ма в Ви­зан­тию и пе­ре­вел ту­да свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. В 325 го­ду для низ­ло­же­ния ере­си Ария в Ни­кее со­брал­ся I Все­лен­ский Со­бор. Кон­стан­тин Ве­ли­кий ис­хо­да­тай­ство­вал у свя­тых от­цов Со­бо­ра для свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на ти­тул пат­ри­ар­ха. Та­ким об­ра­зом, свя­ти­тель стал пер­вым пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Сам свя­ти­тель Мит­ро­фан, глу­бо­кий ста­рец, не мог при­сут­ство­вать на Со­бо­ре, а по­слал вме­сто се­бя хо­ре­писко­па (ви­ка­рия) Алек­сандра. По окон­ча­нии Со­бо­ра им­пе­ра­тор вме­сте с от­ца­ми Со­бо­ра на­ве­стил боль­но­го пат­ри­ар­ха. По прось­бе им­пе­ра­то­ра свя­ти­тель ука­зал се­бе до­стой­но­го пре­ем­ни­ка – епи­ско­па Алек­сандра, пред­ска­зав, что по­сле Алек­сандра на пат­ри­ар­ший пре­стол бу­дет воз­ве­ден Па­вел (в то вре­мя чтец), а пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му Алек­сан­дру пред­ска­зал, что его пре­ем­ни­ком бу­дет ар­хи­ди­а­кон Афа­на­сий.
Свя­ти­тель Мит­ро­фан мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 326 го­ду, в воз­расте 117 лет. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме, воз­двиг­ну­том в его па­мять.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/480

☦️
Преподобный Зоси́ма Вавилонский (Египетский), епископ.
Пре­по­доб­ный Зо­си­ма, епи­скоп Ва­ви­лон­ский, ро­дил­ся в Ки­ли­кии (Ма­лая Азия). Еще в юно­сти оста­вил мир и по­се­лил­ся на Си­най­ской го­ре, за­тем пе­ре­шел в бо­лее уеди­нен­ное ме­сто, в Ли­вию. Од­на­жды он встре­тил стар­ца по­движ­ни­ка, ко­то­рый пред­ска­зал ему епи­скоп­ство в Ва­ви­лоне. Ко­гда Зо­си­ма воз­вра­тил­ся на Си­най, на­сто­я­тель по­слал его с по­ру­че­ни­ем в Алек­сан­дрию. Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх по­ста­вил его епи­ско­пом в Ва­ви­лон где он до глу­бо­кой ста­ро­сти муд­ро управ­лял паст­вой. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, воз­вра­тил­ся на Си­най и там мир­но пре­ста­вил­ся Бо­гу (в VI в.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/483

☦️
Преподобный Мефо́дий Пешношский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий еще в мо­ло­дых ле­тах, в чис­ле пер­вых, при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и под ру­ко­вод­ством се­го ве­ли­ко­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни про­вел несколь­ко лет. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Рев­нуя жить в без­мол­вии, он по бла­го­сло­ве­нию прп. Сер­гия уда­лил­ся ис­кать пу­стын­ное ме­сто. И в глу­ши ду­бо­во­го ле­са за ре­кой Яхро­мой, в 25 вер­стах от Дмит­ро­ва, на неболь­шом воз­вы­ше­нии сре­ди бо­ло­та по­ста­вил он се­бе кел­лию для по­дви­гов от­шель­ни­че­ства. В су­ро­вом по­сте и по­сто­ян­ных мо­лит­вах тек­ла жизнь пре­по­доб­но­го, и его ду­ша все бо­лее и бо­лее от­ре­ша­лась от ми­ра тлен­но­го и зем­но­го, стре­мясь в стра­ны гор­ние, небес­ные. Но как пла­мень ко­ст­ра про­све­чи­ва­ет­ся да­же и через лес­ную ча­щу, так и по­движ­ни­че­ское жи­тие св. Ме­фо­дия не укры­ли бо­ло­та и ле­са от рев­ни­те­лей бла­го­че­стия, ко­то­рые не за­мед­ли­ли со­брать­ся, чтобы под его ру­ко­вод­ством сде­лать­ся до­стой­ны­ми бу­ду­щей на­гра­ды, обе­щан­ной Гос­по­дом всем вер­ным Его по­сле­до­ва­те­лям. В это вре­мя пре­по­доб­ный Сер­гий, по­се­тив лю­би­мо­го уче­ни­ка, дал ему со­вет по­стро­ить оби­тель и храм на дру­гом, бо­лее су­хом и об­шир­ном ме­сте и бла­го­сло­вил то са­мое, где и бы­ла ос­но­ва­на оби­тель. Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, как по­слуш­ный сын, ис­пол­нил во­лю на­став­ни­ка. Он сам тру­дил­ся при строе­нии хра­ма и кел­лий, «пеш» но­ся де­ре­вья через реч­ку, ко­то­рую от то­го на­зва­ли Пеш­но­шею, а за оби­те­лью оста­лось на­все­гда имя Пеш­нош­ской.
С 1391 го­да пре­по­доб­ный Ме­фо­дий стал игу­ме­ном сво­е­го мо­на­сты­ря. По­се­лив­ши­еся здесь ино­ки ве­ли тру­до­лю­би­вый об­раз жиз­ни, са­ми се­бе до­бы­вая про­пи­та­ние и ис­пол­няя все нуж­ные для оби­те­ли ра­бо­ты, так что эта оби­тель по пре­иму­ще­ству бы­ла оби­те­лью тру­до­лю­бия. Толь­ко ча­стые по­сты и мо­лит­вы раз­но­об­ра­зи­ли жизнь пеш­нош­ских ино­ков. Сам игу­мен по­да­вал бра­тии при­мер во всем и был меж­ду ни­ми пер­вым по по­дви­гам тру­да, мо­лит­вы и по­ста и через это са­мое вос­пи­ты­вал мно­гих бла­го­че­сти­вых ино­ков. Но, стро­гий по от­но­ше­нию к се­бе, прп. Ме­фо­дий был нетре­бо­ва­те­лен и ми­ло­стив к бра­тии, снис­хо­дя к их немо­щам и предо­сте­ре­гая от оши­бок в бу­ду­щем.
По вре­ме­нам пре­по­доб­ный, как лю­би­тель без­мол­вия, уда­лял­ся за две вер­сты от оби­те­ли и здесь уеди­нен­но под­ви­зал­ся в мо­лит­ве. Сю­да же при­хо­дил к нему для ду­хов­ных бе­сед пре­по­доб­ный Сер­гий. По­то­му эта мест­ность на­зва­на бы­ла «Бе­се­да». Пре­по­доб­ный Ме­фо­дий был по­гре­бен († 1392 г.) в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. В день пре­став­ле­ния его, как вид­но из со­став­лен­ной в честь его служ­бы, со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да – стар­цев, си­рот и вдов – опла­ки­вать кон­чи­ну сво­е­го пи­та­те­ля.
По ру­ко­пис­ным свят­цам, «пре­по­доб­ный Ме­фо­дий, игу­мен Пеш­нош­ской оби­те­ли, уче­ник свя­то­го Сер­гия чу­до­твор­ца, пре­ста­ви­ся в ле­то 6900 (1392), ме­ся­ца июня в 14 день». Прп. Ме­фо­дия убла­жа­ли на Пеш­но­ши как свя­то­го со дня его кон­чи­ны и па­мять его празд­но­ва­ли в оби­те­ли и в окрест­ных се­ле­ни­ях июня 14-го дня. По дру­гим ис­точ­ни­кам, пре­по­доб­ный Ме­фо­дий прес­та­вил­ся ме­ся­ца июня в 4-й день 1392 го­да, а па­мять празд­ну­ет­ся в один день с па­мя­тью свт. Ме­фо­дия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, 14/27 июня. К ли­ку свя­тых прп. Ме­фо­дий при­чис­лен на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да.

☦️
Священномученик Петр Беляев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр – Петр Ва­си­лье­вич Бе­ля­ев – ро­дил­ся в 1874 го­ду. Окон­чив Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он был в 1895 го­ду на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­ра­ча­ро­во Вла­ди­мир­ско­го уез­да, а в 1897 го­ду ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.
В 1904 го­ду отец Петр слу­жил в Ка­зан­ском хра­ме Ка­зан­ской жен­ской об­щи­ны в Кас­лин­ском за­во­де Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. 17 ав­гу­ста 1905 го­да он был пе­ре­ме­щен в Успен­скую цер­ковь в Кас­лин­ском за­во­де. Сре­ди при­хо­жан он вско­ре стал из­ве­стен как тру­же­ник, ко­то­рый с тер­пе­ни­ем и лю­бо­вью несет пас­тыр­ский крест.
В сен­тяб­ре 1905 го­да отец Петр был на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим Кас­лин­ским баш­кир­ским при­ютом. При­ют для де­тей баш­кир был от­крыт в 1891 го­ду, но в 1901 го­ду за неиме­ни­ем уче­ни­ков за­крыт. В 1904 го­ду по ини­ци­а­ти­ве епи­ско­па Ека­те­рин­бург­ско­го и Ир­бит­ско­го Вла­ди­ми­ра (Со­ко­лов­ско­го-Ав­то­но­мо­ва) при­ют был вновь от­крыт. Епар­хи­аль­ное ру­ко­вод­ство по­ста­ви­ло пе­ред учи­те­ля­ми за­да­чу обу­чить де­тей баш­кир-му­суль­ман рус­ской гра­мо­те, чтобы при­об­щить их к рус­ской куль­ту­ре и рус­ской граж­дан­ствен­но­сти и рас­по­ло­жить тем са­мым к при­ня­тию пра­во­сла­вия. Но эта за­да­ча уже то­гда бы­ла труд­но ис­пол­ни­ма: к это­му вре­ме­ни рус­ская куль­ту­ра са­ма бы­ла в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни об­мир­ще­на, имея нево­цер­ко­в­лен­ных де­ла­те­лей и ис­пы­ты­вая на се­бе силь­ней­шее ино­стран­ное вли­я­ние, а рус­ская го­судар­ствен­ность дав­но на­хо­ди­лась под немец­ким вли­я­ни­ем; и, та­ким об­ра­зом, при­об­ще­ние ино­род­цев к «рус­ской куль­ту­ре» вы­во­ди­ло их не на уз­кий путь к пра­во­сла­вию, а на ши­ро­кую до­ро­гу ев­ро­пей­ско­го без­бо­жия. Од­на­ко неко­то­рых успе­хов от­цу Пет­ру и его един­ствен­но­му по­мощ­ни­ку учи­те­лю-мис­си­о­не­ру все же уда­лось до­стичь, и в 1907 го­ду свя­щен­ник был на­граж­ден «за успе­хи по цер­ков­но-школь­но­му де­лу». Од­новре­мен­но отец Петр пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Кас­лин­ской цер­ков­но-при­ход­ской жен­ской шко­ле. В 1905 го­ду за рев­ност­ное от­но­ше­ние к цер­ков­но-школь­но­му де­лу и ак­ку­рат­ное и пло­до­твор­ное ис­пол­не­ние сво­их обя­зан­но­стей он был от­ме­чен в епар­хи­аль­ном от­че­те. В 1915 го­ду отец Петр со­сто­ял чле­ном Мис­си­о­нер­ско­го ко­ми­те­та по Кас­лин­ско­му за­во­ду.
В Ве­ли­кую Сре­ду 18 ап­ре­ля (1 мая) 1918 го­да боль­ше­ви­ки устро­и­ли в Кас­лин­ском за­во­де ате­и­сти­че­ский ми­тинг. Мно­же­ство ора­то­ров в сво­их ре­чах ярост­но на­па­да­ли на Пра­во­слав­ную Цер­ковь и ее свя­щен­но­слу­жи­те­лей и с бра­нью по­но­си­ли их. В от­вет не под­ня­лось ни од­но­го го­ло­са в за­щи­ту Ма­те­ри Церк­ви. Без­молв­ная тол­па в ка­ком-то па­ра­ли­че во­ли вни­ма­ла по­но­ше­ни­ям и ко­щун­ствам, ед­ва ли да­же со­зна­вая, что тем са­мым она са­ма участ­ву­ет в них, при­со­еди­ня­ясь к рас­пи­на­те­лям Хри­сто­вым.
Спу­стя несколь­ко дней по­сле ми­тин­га, на вто­рой день Пас­хи, 23 ап­ре­ля (6 мая), со­сто­ял­ся крест­ный ход из всех кас­лин­ских церк­вей к ча­совне свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. По опи­са­ни­ям цер­ков­ной прес­сы, ис­то­рия его про­ис­хож­де­ния бы­ла та­ко­ва: «Несколь­ко лет то­му на­зад… за­вод был по­се­щен страш­ным бед­стви­ем, в… день свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за­вод сго­рел на­по­ло­ви­ну. Жи­те­ли это бед­ствие при­пи­са­ли гне­ву Бо­жию за то, что они в этот день ра­бо­та­ли, и впредь уста­но­ви­ли этот день празд­но­вать; в па­мять же со­бы­тия по­стро­и­ли ка­мен­ную ча­сов­ню в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, к ко­то­рой еже­год­но со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход. В пер­вые го­ды крест­ный ход со­вер­шал­ся из всех церк­вей, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни этот бла­го­че­сти­вый обы­чай был остав­лен и крест­ный ход со­вер­шал­ся толь­ко из глав­но­го за­вод­ско­го хра­ма Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри». 23 ап­ре­ля (6 мая) на­род по­шел в церк­ви и шел «сплош­ной вол­ной. Хра­мы, несмот­ря на свою боль­шую вме­сти­мость, ед­ва вме­ща­ли мо­ля­щих­ся. По окон­ча­нии ли­тур­гии крест­ный ход с при­быв­ши­ми крест­ны­ми хо­да­ми из дру­гих церк­вей дви­нул­ся к ча­совне… Лес хо­руг­вей, бле­стя­щих на солн­це, ду­хо­вен­ство в свет­лых об­ла­че­ни­ях и мно­го­ты­сяч­ная, мо­лит­вен­но на­стро­ен­ная мас­са на­ро­да… Гля­дя на мно­го­ты­сяч­ную мас­су, ста­но­ви­лось ра­дост­но на ду­ше: на­род не за­был Бо­га и Цер­ковь и празд­но­вал… празд­ник празд­ни­ков. Несмот­ря на хо­лод­ную по­го­ду, крест­ный ход со­брал не ме­нее пя­ти ты­сяч на­ро­да».
Но эта при­вер­жен­ность ве­ре и Церк­ви, к со­жа­ле­нию, ока­за­лась лишь внеш­ней, – над эти­ми людь­ми сбы­лось сло­во Хри­сто­во, Ко­то­рый ска­зал о та­ко­вых: «ко­гда на­ста­ет скорбь или го­не­ние за сло­во, тот­час со­блаз­ня­ют­ся» (Мф.13:22). И, ко­гда вновь вос­ку­ри­лась зло­ба бе­сов­ская и оже­сто­чи­лись го­не­ния, ни­кто из тех пя­ти ты­сяч не всту­пил­ся за сво­е­го пас­ты­ря, про­слу­жив­ше­го нема­ло лет в Кас­лин­ском за­во­де.
3 июня 1918 го­да отец Петр от­слу­жил ли­тур­гию и, со­вер­шив в хра­ме от­пе­ва­ние по­чив­ше­го при­хо­жа­ни­на, про­во­дил по­гре­баль­ную про­цес­сию до клад­би­ща. В это вре­мя из раз­ных мест ста­ли раз­да­вать­ся зву­ки пе­ре­стрел­ки меж­ду крас­но­гвар­дей­ца­ми и от­ря­дом мест­но­го на­род­но­го опол­че­ния. Вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния с клад­би­ща свя­щен­ник был аре­сто­ван. Про­ща­ясь с род­ны­ми и уже до­га­ды­ва­ясь об уго­то­ван­ной ему Бо­гом му­че­ни­че­ской кон­чине, он был со­вер­шен­но спо­ко­ен. Гос­подь укреп­лял его Сво­ей бла­го­да­тью; от­да­вая по­след­ние рас­по­ря­же­ния, он по­про­сил род­ных пе­ре­дать всем, ко­му он воль­но или неволь­но при­нес огор­че­ние, чтобы про­сти­ли его. Отец Петр был рас­стре­лян по­чти сра­зу же по­сле аре­ста, в ночь на 4 июня в шта­бе крас­но­гвар­дей­цев в Кас­лин­ском за­во­де.
От при­шед­шей на­ут­ро узнать судь­бу му­жа су­пру­ги свя­щен­ни­ка боль­ше­вист­ские вла­сти скры­ли, что ее муж рас­стре­лян, за­явив, что его увез­ли в Ека­те­рин­бург. Те­ло за­му­чен­но­го пас­ты­ря бы­ло най­де­но через несколь­ко дней по­сле осво­бож­де­ния Кас­лей от боль­ше­ви­ков.
7 июля в Кас­лин­ском за­во­де со­сто­я­лось от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние уби­тых боль­ше­ви­ка­ми. Вме­сте с от­цом Пет­ром от­пе­ва­ли про­то­и­е­рея Алек­сандра Ми­ро­поль­ско­го и иерея Пет­ра Смо­ро­дин­це­ва и два­дцать семь уби­ен­ных ми­рян. На­ка­нуне ве­че­ром в Успен­ском хра­ме, где слу­жил отец Петр, бы­ла со­вер­ше­на за­упо­кой­ная все­нощ­ная, а на­ут­ро – ли­тур­гия.
Совре­мен­ник так опи­сы­вал эти со­бы­тия: «На­ро­ду со­бра­лось мно­го, каж­дый хо­тел про­стить­ся с по­чив­ши­ми. Ду­хо­вен­ство об­ла­чи­лось в бе­лые об­ла­че­ния, на­род под­нял ико­ны и хо­руг­ви и с пе­ни­ем “Вол­ною мор­скою…” дви­ну­лись ко гро­бам. Яс­ный сол­неч­ный день бла­го­при­ят­ство­вал про­цес­сии, хо­руг­ви яр­ко бле­сте­ли на солн­це, с церк­вей нес­ся крас­ный звон… На каж­дом про­ул­ке про­цес­сия встре­ча­ла и при­ни­ма­ла но­вых бо­го­моль­цев, ко­то­рые из­да­ли уже мо­ли­лись, уви­дев лес хо­руг­вей, от­ра­жа­ю­щих лу­чи солн­ца и раз­брыз­ги­ва­ю­щих блеск в раз­лич­ные сто­ро­ны… А хор по­ет: “Со­гре­ши­хом, без­за­кон­но­ва­х­ом, неправ­до­ва­х­ом пред То­бою…” И эти сло­ва яв­ля­лись как бы вздо­хом не еди­нич­ных лич­но­стей, а всей мас­сы на­ро­да, ко­то­рая до­стиг­ла до де­ся­ти ты­сяч… Око­ло церк­ви про­цес­сия бы­ла встре­че­на боль­шой тол­пой на­ро­да. Гро­бы ми­рян бы­ли по­став­ле­ны в огра­де на при­го­тов­лен­ные по­мо­сты, а гро­бы свя­щен­ни­ков бы­ли вне­се­ны в цер­ковь и по­став­ле­ны ря­дом с гро­бом от­ца Пет­ра Бе­ля­е­ва… Цер­ковь бы­ла пе­ре­пол­не­на на­ро­дом, и про­дол­жи­тель­ное от­пе­ва­ние бы­ло со­вер­ше­но под несмол­ка­е­мые ры­да­ния мо­ля­щих­ся… Вот Цар­ские вра­та от­во­ри­лись и свя­щен­но­цер­ков­но­слу­жи­те­ли вы­шли ко гро­бам, хор за­пел: “По­мощ­ник и по­кро­ви­тель…” и про­цес­сия дви­ну­лась во­круг хра­ма под звон всех церк­вей, и через несколь­ко ми­нут над мо­ги­лой по­гиб­ших му­че­ни­ков-иере­ев воз­вы­шал­ся мо­гиль­ный холм близ пра­вой сте­ны глав­но­го ал­та­ря…»

☦️
Священномученик Гео́ргий Богич, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ге­ор­гий Бо­гич ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1911 го­да в го­род­ке Су­б­от­ска. Гим­на­зию за­кон­чил в Но­вой Гра­диш­ке, ду­хов­ную се­ми­на­рию – в Са­ра­е­во. Ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки в Па­кра­це 25 мая 1934 го­да. Слу­жил в при­хо­дах Ма­яр и Бо­ло­ма­чи, от­ку­да в 1940 го­ду пе­ре­ве­ден на при­ход в На­ши­це, где его за­ста­ла вой­на.
К му­че­ни­че­ской кон­чине от­ца Джор­дже (Ге­ор­гия) при­ча­стен ка­то­ли­че­ский свя­щен­ник Си­до­ний Шольц из На­ши­це. Вик­тор Но­вак* рас­ска­зы­ва­ет, что Шольц «пре­дал на са­та­нин­ское по же­сто­ко­сти убий­ство мест­но­го на­сто­я­те­ля Джор­дже Бо­ги­ча». По­дроб­но­сти этой чу­до­вищ­ной тра­ге­дии та­ко­вы: но­чью 17 июня 1941 го­да в квар­ти­ру свя­щен­ни­ка во­рвал­ся усташ Фе­ликс Лах­нер, на­шиц­кий мо­лоч­ник, с дву­мя уста­ша­ми и ска­зал, что Бо­гич дол­жен немед­лен­но явить­ся для до­про­са. Отец Джор­дже вы­шел из до­ма и сел в ма­ши­ну, сто­яв­шую у подъ­ез­да. Ма­ши­на на­пра­ви­лась в сто­ро­ну по­ля. Отец Джор­дже был вы­ве­зен из го­ро­да и неда­ле­ко от ча­сов­ни свя­то­го Мар­ти­на под­верг­ся же­сто­чай­шим пыт­кам. Уста­ши, при­вя­зав свя­щен­ни­ка к де­ре­ву, от­ре­за­ли ему нос, уши, язык, рва­ли бо­ро­ду вме­сте с ко­жей. По­сле это­го с са­мы­ми ци­нич­ны­ми оскорб­ле­ни­я­ми вы­ко­ло­ли гла­за. За­тем один из уста­шей рас­по­рол ему жи­вот, и вы­та­щив внут­рен­но­сти, об­мо­тал их во­круг шеи му­че­ни­ка. Ко­гда отец Джор­дже уже был без со­зна­ния, уста­ши пе­ре­ре­за­ли ве­рев­ку, ко­то­рой он был при­вя­зан к де­ре­ву, му­че­ник упал на зем­лю, и па­ла­чи рас­стре­ля­ли его.
Те­ло свя­щен­ни­ка оста­ва­лось на ме­сте убий­ства всю ночь, на сле­ду­ю­щий день око­ло че­ты­рех ча­сов его по­до­бра­ли цы­гане и по­хо­ро­ни­ли на клад­би­ще в ко­ло­нии Бре­зик.

Примечания:
Вик­тор Но­вак – совре­мен­ный серб­ский ис­то­рик, на­пи­сав­ший из­вест­ное ис­сле­до­ва­ние «Маг­нум Кри­мен» («Вар­вар­ство во имя Хри­сто­во»), впер­вые опуб­ли­ко­ван­ное в 1948 го­ду. В кни­гу во­шли сви­де­тель­ства о са­мых чу­до­вищ­ных пре­ступ­ле­ни­ях хор­ва­тов-ка­то­ли­ков над пра­во­слав­ны­ми сер­ба­ми в го­ды Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и по­сле нее, в пе­ри­од на­силь­ствен­но­го об­ра­ще­ния пра­во­слав­ных в ка­то­ли­че­ство, а так­же «от­кро­ве­ния» иерар­хов ка­то­ли­че­ской церк­ви и Ва­ти­ка­на о борь­бе про­тив пра­во­сла­вия в Юго­сла­вии.

☦️
Священномученик Иоанни́кий (Липовац), Черногорско-Приморский, митрополит.
Свя­щен­но­му­чен­ник Иоан­ни­кий (Ли­по­вац) за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в ря­ду серб­ских но­во­му­чен­ни­ков, про­слав­лен­ных в ли­ке свя­тых в кон­це XX ве­ка. Этот ар­хи­ерей Бо­жий был од­ним из пер­вых, кто от­кры­то воз­вы­сил свой го­лос про­тив тер­ро­ра ком­му­ни­стов, вверг­нув­ших серб­ский на­род в огонь бра­то­убий­ствен­ной граж­дан­ской вой­ны. Он же, вме­сте с боль­шей ча­стью вве­рен­но­го ему ду­хо­вен­ства, стал и од­ной из пер­вых жертв это­го тер­ро­ра. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что вступ­ле­ние на ка­фед­ру Чер­но­гор­ских мит­ро­по­ли­тов ста­ло для вла­ды­ки Иоан­ни­кия на­ча­лом вос­хож­де­ния на Гол­го­фу. Че­ты­ре го­да ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния его бы­ли ис­пол­не­ны по­сто­ян­ных невзгод и по­тря­се­ний, стра­да­ний и непре­стан­ной от­ча­ян­ной борь­бы за Цер­ковь и на­род.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioannikij-lipovac

☦️
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр (иной день памяти 7 февраля) ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1878 го­да в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. Его отец, Кон­стан­тин Зве­рев, слу­жил сна­ча­ла в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го в се­ле Виш­ня­ки под Моск­вой, а за­тем был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го при до­ме мос­ков­ско­го гу­бер­на­то­ра. По­сле убий­ства ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Моск­вы ве­ли­ко­го кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча отец Кон­стан­тин пе­ре­шел слу­жить в Сер­ги­ев­ский храм при Чу­до­вом мо­на­сты­ре в Крем­ле.
У от­ца Кон­стан­ти­на и его же­ны Ан­ны бы­ло чет­ве­ро де­тей: три сы­на — Ар­се­ний, Кас­си­ан и Ва­си­лий и дочь Вар­ва­ра. Ха­рак­те­ры бра­тьев опре­де­ли­лись с дет­ства и бы­ли весь­ма раз­лич­ны. Ар­се­ний лю­бил пи­сать раз­ные бу­ма­ги — и стал чи­нов­ни­ком. Кас­си­ан иг­рал в вой­ну — и стал офи­це­ром, был убит на фрон­те в 1914 го­ду. Ва­си­лий лю­бил иг­рать в цер­ков­ную служ­бу.
В ран­нем дет­стве он то­ро­пил­ся по­пасть к на­ча­лу бо­го­слу­же­ния в при­ход­ской храм в Виш­ня­ках, и на служ­бу хо­дил все­гда вме­сте с от­цом. Зво­нарь, ви­дя иду­ще­го свя­щен­ни­ка, уда­рял три ра­за в ко­ло­кол, и маль­чик счи­тал, что два ра­за зво­нят от­цу, а тре­тий — ему.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-zverev-voronezhskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ekzegeticheskij-analiz-pervyh-dvuh-glav-poslanija-apostola-pavla-k-evrejam/
• Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям


Жития
Писание