⏳ 2024.06.16 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 7я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (глас 6й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• (попразднство Вознесения)
• иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская (переходящ. в Неделю 7ю по Пасхе)

☀️ неподвижный годовой круг:
16 июня (3 июня)
• сщмчч. Лукиа́на, Максиа́на, Иулиа́на, мчч. Маркелли́на и Сатурни́на в Бельгии (81–96)
• мчч. Лукиллиа́на, Кла́вдия, Ипатия, Павла, Дионисия, мц. Павлы девы (270–275)
• перенесение мощей блгв. царевича Димитрия (из Углича в Москву) (1606)
• прмч. Киприа́на (Нелидова) (1934)
• сщмч. Михаила Горетовского (Маркова) (1938)
• икона Божией Матери «Одигитрия» Югская (1615)


☦️
Неделя 7я по Пасхе — Святых отцов I Вселенского Собора.
В эту неделю празднуется память 318-ти Отцов I Вселенского Собора, проходившего в 325 г. в г. Никее при императоре Константине Великом.
Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова и который является единственным основанием упования нашего спасения.
По приглашению святого Константина в Никею собрались представители Христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви – святители: Николай, архиепископ Мир Ликийских; Спиридон, епископ Тримифунтский; Афанасий Великий, ревностный борец за чистоту Православия, бывший тогда диаконом, и другие почитаемые Церковью святые отцы.
Собор, как сказано в Синаксаре недели, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Результатом трудов Собора стали семь первых членов исповедуемого православными Символа Веры, дополненного позже на II Вселенском Соборе.

☦️
Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская.
По пре­да­нию, Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» бы­ла на­пи­са­на в 1521 го­ду неким иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем (Хит­ро­шем) с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Вла­ди­мир­ская».
В Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь ико­на бы­ла при­не­се­на в 1529–1570 го­дах, куп­ца­ми Ва­си­ли­ем и Фе­о­до­ром, во вре­мя игу­мен­ства пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия (†1571). С тех пор не один раз яв­ля­ла ико­на свою ми­лость и чу­до­дей­ствен­ную по­мощь пра­во­слав­но­му рус­ско­му на­ро­ду.
По мо­лит­вам пе­ред этой ико­ной не раз по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние слеп­цы. Так, 28 мая 1587 го­да, ко­гда ико­на Уми­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла во Пско­ве, вдо­ва Ма­рия Те­рен­тье­ва с Под­ко­по­рья, из-за Невы, не ви­дев­шая два го­да де­вять ме­ся­цев, по­мо­лив­шись пе­ред этой ико­ной в со­бор­ном хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, шла за ико­ной к пе­чер­ско­му по­дво­рью и – вдруг про­зре­ла. 26 мар­та 1603 го­да, по мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной, по­лу­чил про­зре­ние кре­стья­нин По­та­пий Гри­горь­ев, Луц­ко­го уез­да, На­двин­ско­го ста­на, быв­ший сле­пым 6 лет. По мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной по­чти в то же са­мое вре­мя по­лу­чил ис­це­ле­ние бо­яр­ский сын Иван Сту­пи­цын, у ко­то­ро­го два го­да све­де­ны бы­ли жи­лы ле­вой ру­ки.
Древ­няя ле­то­пись оби­те­ли гла­сит: «Не толь­ко пра­во­слав­ным по­да­ет Бо­го­ма­терь ис­це­ле­ния, но и от ино­вер­ных, си­речь от ла­тин немец­кия зем­ли, при­хо­див­шим с ве­рою к Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и к чу­до­твор­но­му Ее об­ра­зу, по­да­ет ис­це­ле­ния».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-pskovo-pecherskaja

☦️
Священномученики Лукиа́н, епископ, Максиа́н, пресвитер, Иулиа́н, диакон, Маркелли́н и мученик Сатурни́н.
Свя­щен­но­му­че­ник Лу­ки­ан жил в Ри­ме, в язы­че­стве но­сил имя Лу­кий. Апо­сто­лом Пет­ром он был про­све­щен све­том Хри­сто­вой ве­ры и при­нял Кре­ще­ние. По­сле смер­ти апо­сто­ла свя­той Лу­ки­ан про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Ита­лии. В то вре­мя в Рим при­шел свя­той Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит (па­мять 16 ок­тяб­ря), уче­ник апо­сто­ла Пав­ла. По прось­бе свя­то­го Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го (па­мять 8 декабря), он дал со­гла­сие от­пра­вить­ся на про­по­ведь Еван­ге­лия в за­пад­ные стра­ны и стал под­би­рать се­бе спут­ни­ков и по­мощ­ни­ков. Свя­той Кли­мент, по­свя­тив свя­то­го Лу­ки­а­на во епи­ско­па, на­пра­вил его, а так­же свя­тых Мар­кел­ли­на и Са­тур­ни­на, пре­сви­те­ра Мак­си­а­на и диа­ко­на Иули­а­на со свя­тым Ди­о­ни­си­ем.
Из Ита­лии свя­тые про­по­вед­ни­ки при­плы­ли в Гал­лию. Свя­той Мар­кел­лин с со­про­вож­дав­ши­ми по­шел в Ис­па­нию, свя­той Са­тур­нин – в Гал­лию, а свя­той Ди­о­ни­сий с осталь­ной дру­жи­ной – в пре­де­лы Па­рис­ские. От­ту­да свя­той Лу­ки­ан с Мак­си­а­ном и Иули­а­ном от­пра­ви­лись в Бель­гию.
Про­по­ведь свя­то­го Лу­ки­а­на бы­ла очень успеш­ной. Силь­ным бла­го­дат­ным сло­вом и при­ме­ром сво­ей жиз­ни он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство боль­шое чис­ло языч­ни­ков. Свя­той Лу­ки­ан был стро­гим по­движ­ни­ком, за весь день вку­шал лишь ку­сок хле­ба и немно­го во­ды. В об­ра­ще­нии был кро­ток, все­гда ра­до­стен и све­тел ли­цом. Вско­ре по­чти все на­се­ле­ние Бель­гии об­ра­ти­лось к ве­ре во Хри­ста. В то вре­мя рим­ский им­пе­ра­тор До­ми­ци­ан (81–96) воз­двиг вто­рое (по­сле Неро­на, 54–68) го­не­ние на хри­сти­ан и из­дал указ, пред­пи­сы­вав­ший пре­да­вать му­че­ни­ям и каз­ни всех, кто от­ка­жет­ся при­не­сти жерт­вы язы­че­ским бо­гам.
Для ис­пол­не­ния ука­за в Бель­гию бы­ли по­сла­ны трое са­нов­ни­ков. Гос­подь от­крыл свя­то­му Лу­ки­а­ну о пред­сто­яв­шем ему по­дви­ге. Со­брав паст­ву, он убеж­дал ее не стра­шить­ся угроз, му­че­ний и смер­ти, а за­тем воз­нес бла­го­да­ре­ние Бо­гу, да­ро­вав­ше­му ему воз­мож­ность при­со­еди­нить­ся к сон­му свя­тых му­че­ни­ков. По­сле мо­лит­вы свя­той Лу­ки­ан с пре­сви­те­ром Мак­си­а­ном и диа­ко­ном Иули­а­ном уда­лил­ся на вер­ши­ну го­ры, где про­дол­жал по­учать со­про­вож­дав­ший его на­род.
Здесь свя­тых на­стиг­ли во­и­ны им­пе­ра­то­ра и при­ве­ли на суд. Свя­тым Мак­си­а­ну и Иули­а­ну бы­ло пред­ло­же­но от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву идо­лам, но они оба с твер­до­стью от­ка­за­лись и бы­ли обез­глав­ле­ны.
За­тем су­дья стал до­пра­ши­вать свя­то­го Лу­ки­а­на, об­ви­няя его в вол­шеб­стве и непо­ви­но­ве­нии им­пе­ра­то­ру и се­на­ту. Свя­той от­ве­чал, что он не вол­шеб­ник, а раб Ис­тин­но­го Бо­га, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, со­тво­рен­ным че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми.
Свя­той был под­верг­нут же­сто­ко­му би­че­ва­нию, во вре­мя ко­то­ро­го толь­ко по­вто­рял: «Ни­ко­гда не пе­ре­ста­ну серд­цем, ве­рою и уста­ми хва­лить Хри­ста, Сы­на Бо­жия». Свя­той му­че­ник был обез­глав­лен. Над его те­лом вос­си­ял Небес­ный свет и был слы­шен глас Спа­си­те­ля, при­зы­вав­ший доб­лест­но­го стра­даль­ца в Небес­ное Цар­ство для по­лу­че­ния му­че­ни­че­ско­го вен­ца. Си­лою Бо­жи­ею свя­той встал, взял свою от­руб­лен­ную го­ло­ву, пе­ре­шел через ре­ку и, дой­дя до из­бран­но­го им для по­гре­бе­ния ме­ста, воз­лег на зем­лю и с ми­ром по­чил. При ви­де это­го ве­ли­чай­ше­го чу­да око­ло 500 языч­ни­ков об­ра­ти­лись ко Хри­сту. Впо­след­ствии над гро­бом му­че­ни­ка Лу­ки­а­на бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли остан­ки и свя­тых му­че­ни­ков Мак­си­а­на и Иули­а­на.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/479

☦️
Мученики Лукиллиа́н, Кла́вдий, Ипа́тий, Павел, Диони́сий и мученица Па́вла.
Лу­кил­ли­ан был язы­че­ским жре­цом при рим­ском им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). В ста­ро­сти он убе­дил­ся в лож­но­сти язы­че­ской ре­ли­гии, всей ду­шой об­ра­тил­ся к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и кре­стил­ся.
Под вли­я­ни­ем его про­по­ве­ди мно­гие языч­ни­ки ста­ли об­ра­щать­ся к хри­сти­ан­ству. То­гда иудеи за рас­про­стра­не­ние ве­ры в рас­пя­то­го ими Хри­ста до­нес­ли на Лу­кил­ли­а­на гра­до­на­чаль­ни­ку Ни­ко­ми­дии Силь­ва­ну. Тот стал при­нуж­дать стар­ца воз­вра­тить­ся к идо­ло­слу­же­нию. За от­каз свя­то­му Лу­кил­ли­а­ну со­кру­ши­ли че­лю­сти, би­ли пал­ка­ми и по­ве­си­ли вниз го­ло­вой, а за­тем за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, где он встре­тил че­ты­рех от­ро­ков-ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых – Клав­дия, Ипа­тия, Пав­ла и Ди­о­ни­сия. Свя­той Лу­кил­ли­ан убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру, не бо­ять­ся му­че­ний и смер­ти. Через неко­то­рое вре­мя все они бы­ли при­ве­де­ны на су­ди­ли­ще и бро­ше­ны в рас­ка­лен­ную печь, но вне­зап­но про­лив­ший­ся дождь уга­сил пла­мя, и свя­тые му­че­ни­ки оста­лись невре­ди­мы. Пра­ви­тель при­го­во­рил их к смерт­ной каз­ни, от­пра­вив для ис­пол­не­ния при­го­во­ра в Ви­зан­тию. Свя­тые от­ро­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом, а свя­той му­че­ник Лу­кил­ли­ан мно­го­чис­лен­ны­ми гвоз­дя­ми при­гвож­ден ко кре­сту.
Сви­де­тель­ни­цей по­дви­га свя­тых му­че­ни­ков бы­ла свя­тая де­ва Пав­ла, по­свя­тив­шая се­бя слу­же­нию стра­дав­шим за ве­ру во Хри­ста. Она до­став­ля­ла пи­щу уз­ни­кам-хри­сти­а­нам, омы­ва­ла их ра­ны, при­но­си­ла ле­кар­ства и по­гре­ба­ла те­ла му­че­ни­ков. По­сле кон­чи­ны свя­то­го Лу­кил­ли­а­на и че­ты­рех от­ро­ков она воз­вра­ти­лась в Ни­ко­ми­дию и про­дол­жа­ла свое свя­тое слу­же­ние. Свя­тая де­ва бы­ла схва­че­на и бро­ше­на в печь, од­на­ко си­лою Бо­жи­ею оста­лась невре­ди­ма. То­гда ее ото­сла­ли в Ви­зан­тию, где свя­тая му­че­ни­ца бы­ла усе­че­на ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/478

☦️
Перенесение мощей блгв. царевича Дими́трия из Углича в Москву (1606)
Свя­той бла­го­вер­ный ца­ре­вич Ди­мит­рий Уг­лич­ский (Мос­ков­ский, день памяти 28 мая) ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1582 г. Он был сы­ном ца­ря Иоан­на Гроз­но­го. В цар­ство­ва­ние Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, ко­гда фак­ти­че­ски пра­ви­те­лем Рус­ско­го го­су­дар­ства был его шу­рин – вла­сто­лю­би­вый бо­ярин Бо­рис Го­ду­нов, ца­ре­вич Ди­мит­рий вме­сте с ма­те­рью, ца­ри­цей Ма­ри­ей Фе­о­до­ров­ной, был уда­лен от дво­ра в г. Уг­лич. Же­лая из­ба­вить­ся от за­кон­но­го на­след­ни­ка рус­ско­го тро­на, Бо­рис Го­ду­нов стал дей­ство­вать про­тив ца­ре­ви­ча как про­тив лич­но­го вра­га. Сна­ча­ла он пы­тал­ся окле­ве­тать юно­го на­след­ни­ка пре­сто­ла, рас­пу­стив лжи­вые слу­хи о его мни­мой неза­кон­ной рож­ден­но­сти. По­том рас­про­стра­нил но­вый вы­мы­сел, что буд­то бы Ди­мит­рий уна­сле­до­вал су­ро­вость го­су­да­ря – от­ца сво­е­го. По­сколь­ку эти дей­ствия не при­нес­ли же­ла­е­мо­го, то ко­вар­ный Бо­рис ре­шил­ся по­гу­бить ца­ре­ви­ча. По­пыт­ка отра­вить Ди­мит­рия не увен­ча­лась успе­хом: смер­то­нос­ное зе­лье не вре­ди­ло от­ро­ку. То­гда зло­деи ре­ши­лись на яв­ное пре­ступ­ле­ние.
В суб­бот­ний день 15 мая 1591 г. (по старому стилю), ко­гда от­рок гу­лял с кор­ми­ли­цей во дво­ре, по­до­слан­ные убий­цы, Осип Волх­вов, Да­ни­ло Би­тя­гов­ский и Ни­ки­та Ка­ча­лов, звер­ски за­ре­за­ли ца­ре­ви­ча.
Ца­ре­вич Ди­мит­рий был по­гре­бен в Уг­ли­че, во двор­цо­вом хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний ста­ло со­вер­шать­ся у его гроб­ни­цы, осо­бен­но ча­сто ис­це­ля­лись боль­ные гла­за­ми. А 3 июля 1606 г. свя­тые мо­щи стра­сто­терп­ца ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.
Пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия, уби­то­го 15 мая 1591 го­да, из Уг­ли­ча в Моск­ву со­вер­ши­лось в 1606 го­ду. По­буж­де­ни­ем к это­му бы­ло же­ла­ние, по вы­ра­же­нию ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го, «уста лжу­щия за­гра­дить и очи неве­ру­ю­щия осле­пить гла­го­лю­щим, яко жи­вый из­бе­же (ца­ре­вич) от убий­ствен­ных дла­ней», вви­ду по­яв­ле­ния са­мо­зван­ца, объ­яв­ляв­ше­го се­бя ис­тин­ным ца­ре­ви­чем Ди­мит­ри­ем. Тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи и по­ло­же­ны в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, «в при­де­ле Иоан­на Пред­те­чи, иде­же отец и бра­тья его». По­сле мно­го­чис­лен­ных чу­дес­ных ис­це­ле­ний от свя­тых мо­щей в том же 1606 го­ду «со­ста­ви­ша празд­не­ство ца­ре­ви­чу Ди­мит­рию три­жды в год – рож­де­ние (19 ок­тяб­ря), уби­е­ние (15 мая), пе­ре­не­се­ние мо­щей к Москве (3 июня)».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-uglichskij-i-moskovskij

☦️
Преподобномученик Киприа́н (Нелидов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ки­при­ан ро­дил­ся 14 июля 1901 го­да в го­ро­де Ка­за­ни в се­мье вра­ча, потом­ствен­но­го дво­ря­ни­на Алек­сея Пав­ло­ви­ча Нели­до­ва, и его су­пру­ги Ве­ры Алек­се­ев­ны и в кре­ще­нии был на­ре­чен Кон­стан­ти­ном. Ро­ди­те­ли вско­ре по­сле его рож­де­ния раз­ве­лись; отец пе­ре­ехал в Ниж­ний Нов­го­род и впо­след­ствии, уже в со­вет­ское вре­мя, ра­бо­тал вра­чом в ам­бу­ла­то­рии ОГПУ, а мать уеха­ла в Жи­то­мир. Кон­стан­тин жил в Ниж­нем Нов­го­ро­де у ма­че­хи Ве­ры Алек­се­ев­ны, Алек­сан­дры Бар­со­вой. Окон­чив шко­лу, Кон­стан­тин с 1920-го по 1924 год слу­жил в ар­мии ря­до­вым, а вер­нув­шись со служ­бы, це­ли­ком по­свя­тил се­бя слу­же­нию Церк­ви.
В 1925 го­ду мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский) по­стриг его в ман­тию с име­нем Ки­при­ан и ру­ко­по­ло­жил во иеро­мо­на­ха. С 1928 го­да иеро­мо­нах Ки­при­ан слу­жил в Ка­зан­ском хра­ме в го­ро­де Кзыл-Ор­да в Ка­зах­стане.
В на­ча­ле 1932 го­да мит­ро­по­лит Сер­гий при­гла­сил его в Моск­ву для ра­бо­ты в кан­це­ля­рии Свя­щен­но­го Си­но­да. В ав­гу­сте то­го же го­да отец Ки­при­ан был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Бо­го­слов­ском пе­ре­ул­ке. Боль­шую часть вре­ме­ни он про­во­дил в кан­це­ля­рии Си­но­да и в хра­ме, а жил в то вре­мя в квар­ти­ре мос­ков­ско­го ар­хи­тек­то­ра Ви­та­лия Ива­но­ви­ча Долга­но­ва, где жи­ли мать хо­зя­и­на, Ели­за­ве­та Фо­ти­ев­на, его сест­ры, Фа­и­на и Ва­лен­ти­на, и на­хо­див­ший­ся за шта­том епи­скоп Вар­на­ва (Бе­ля­ев).
15 мар­та 1933 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло епи­ско­па Вар­на­ву, иеро­мо­на­ха Ки­при­а­на и се­стер Фа­и­ну и Ва­лен­ти­ну Долга­но­вых. Отец Ки­при­ан был до­про­шен сра­зу же в ко­мен­да­ту­ре ОГПУ на Лу­бян­ке. По­сле от­ве­та на во­про­сы о том, кто жи­вет в квар­ти­ре вме­сте с ним и кто к ним при­хо­дит в го­сти, отец Ки­при­ан ска­зал: «Во вре­мя чае­пи­тий бы­ли раз­го­во­ры, де­ли­лись впе­чат­ле­ни­я­ми, где кто жил и ка­кие там усло­вия жиз­ни. На по­ли­ти­че­ские те­мы раз­го­во­ров не бы­ло». На сле­ду­ю­щий день по­сле до­про­са он был пе­ре­ве­зен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
8 ап­ре­ля иеро­мо­нах Ки­при­ан сно­ва был вы­зван на до­прос и сле­до­ва­тель спро­сил его, при­зна­ет ли он се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном ему об­ви­не­нии. «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю», – от­ве­тил отец Ки­при­ан.
23 ап­ре­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в со­зда­нии на квар­ти­ре Долга­но­вых неле­галь­но­го мо­на­сты­ря и в ре­ли­ги­оз­ном вли­я­нии на мо­ло­дежь. «Вер­бу­е­мым в мо­на­ше­ство вну­ша­лась мысль, что при су­ще­ству­ю­щей со­вет­ской вла­сти мо­ло­дежь раз­вра­ща­ет­ся, необ­хо­ди­мо спа­сать­ся от раз­вра­ще­ния, ухо­дя в мо­на­ше­ство для за­щи­ты ре­ли­гии», – на­пи­сал сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии.
10 мая 1933 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Вар­на­ву и иеро­мо­на­ха Ки­при­а­на к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, а Фа­и­ну и Ва­лен­ти­ну Долга­но­вых – к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край. Отец Ки­при­ан был от­прав­лен в ла­герь на Ал­тае, на стро­и­тель­ство Бий­ско­го трак­та.
На­хо­див­ша­я­ся в том же ла­ге­ре пра­во­слав­ная ми­рян­ка из Моск­вы вспо­ми­на­ла о нем: «Чу́дная, свет­лая лич­ность был этот отец Ки­при­ан. Все­гда ров­ный, свет­лый, яс­ный, на вид рус­ский ви­тязь пол­ный сил и здо­ро­вья… Сна­ча­ла опре­де­ли­ли ему зем­ля­ные ра­бо­ты, а по­том на­зна­чи­ли кла­дов­щи­ком. И тут по­сы­па­лись бе­ды. За чест­ность, непод­куп­ность, неже­ла­тель­ную для окру­жа­ю­щих, его окле­ве­та­ли и от­пра­ви­ли в штраф­ную ко­ман­ди­ров­ку к са­мым отъ­яв­лен­ным раз­бой­ни­кам и жу­ли­кам…» «Бо­лее мрач­ное ме­сто труд­но пред­ста­вить. Сре­ди гор­ных хреб­тов бур­но бе­жит реч­ка Ка­тунь, но ее не вид­но с той пло­щад­ки, на ко­то­рой рас­по­ло­жил­ся ла­герь; толь­ко пра­чеч­ная и ба­ня сто­ят на краю ре­ки, но к ним на­до до­би­рать­ся уз­кой кру­той троп­кой, по­чти вер­ти­каль­но сбе­га­ю­щей глу­бо­ко вниз по кру­че об­ры­ва. Об­рыв вы­со­кий… А го­ры так рас­по­ло­же­ны, что солн­це ви­де­ли толь­ко те лю­ди, ко­то­рые ухо­ди­ли на до­рож­ные ра­бо­ты за вы­ступ го­ры. Сам же ла­герь все­гда был по­крыт те­нью от нее». «На пло­щад­ке, ли­шен­ной сол­неч­но­го све­та, рас­по­ло­жи­лись два ла­гер­ных от­де­ле­ния: од­но про­сто кон­вой­ное, дру­гое – стро­го кон­вой­ное. По­след­нее бы­ло от­де­ле­но ча­сто­ко­лом, окру­же­но выш­ка­ми со “скво­реч­ни­ком” – сол­да­том с ру­жьем». В ла­ге­ре вме­сто ба­ра­ков сто­я­ли па­лат­ки с двух­этаж­ны­ми на­ра­ми, ко­то­рые обо­гре­ва­лись же­лез­ны­ми пе­чур­ка­ми. Здесь от­цу Ки­при­а­ну мно­гое при­шлось пре­тер­петь – «его окру­жа­ли гру­бость, рас­пу­щен­ность и раз­вра­щен­ность. Но он все по­беж­дал сво­ей кро­то­стью. Бу­дучи дне­валь­ным в па­лат­ке этих раз­нуз­дан­ных лю­дей, он им не пе­ре­чил, не уко­рял, ста­рал­ся услу­жить… лю­бил их, и ко­гда вско­ре умер… то один из них вспо­ми­нал о нем со сле­за­ми». Смерть от­ца Ки­при­а­на про­из­ве­ла боль­шое впе­чат­ле­ние на за­клю­чен­ных, да­же на уго­лов­ни­ков, уви­дев­ших в нем об­ра­зец ис­тин­но­го уче­ни­ка Хри­сто­ва.
Иеро­мо­нах Ки­при­ан (Нели­дов) скон­чал­ся 16 июня 1934 го­да в ла­гер­ном ла­за­ре­те и был по­гре­бен в уще­лье Кор­ку­чи, где был рас­по­ло­жен ла­герь, в от­дель­ной, ныне без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Михаил Марков, Горетовский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 4 но­яб­ря 1881 го­да в се­ле Го­ре­то­во Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Мар­ко­ва. В 1899 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1905-м – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В те­че­ние двух лет, с 1905-го по 1907 год, он был учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы в Гус­лиц­ком окру­ге Бо­го­род­ско­го уез­да; с сен­тяб­ря 1907-го по ян­варь 1909-го – пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Мос­ков­ской Да­ни­лов­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле при Об­ще­стве трез­во­сти. 15 де­каб­ря 1908 го­да мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви се­ла Го­ре­то­во на ме­сто по­чив­ше­го от­ца. В 1909 го­ду отец Ми­ха­ил был на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим Ав­до­тьин­ской и Го­ре­тов­ской цер­ков­но-при­ход­ски­ми шко­ла­ми, с 1912-го по 1914 год он пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Хо­ти­лов­ской и Тро­иц­кой зем­ских шко­лах, был чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та 3-го окру­га Мо­жай­ско­го уез­да. В 1913 го­ду про­слу­шал мис­си­о­нер­ские кур­сы в го­ро­де Мо­жай­ске.
При­хо­жане Тро­иц­кой церк­ви хо­ро­шо зна­ли его от­ца-свя­щен­ни­ка, зна­ли с дет­ства и его са­мо­го, и с мо­ло­дым свя­щен­ни­ком у них вско­ре сло­жи­лись доб­рые от­но­ше­ния, и они го­то­вы бы­ли от­клик­нуть­ся на лю­бую его прось­бу.
А прось­бы во вре­мя все же­сто­ча­ю­щих го­не­ний с при­хо­дом к вла­сти без­бож­ни­ков ста­но­ви­лись все бо­лее се­рьез­ны­ми. В 1929 го­ду мест­ные вла­сти по­пы­та­лись за­крыть храм. Они по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка упла­ты стра­хов­ки за зда­ние хра­ма, пред­по­ла­гая, что тот не су­ме­ет со­брать нуж­ных средств. Но отец Ми­ха­ил об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам с прось­бой о по­мо­щи, и тре­бу­е­мая сум­ма бы­ла вы­пла­че­на. То­гда свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что он за­ни­ма­ет­ся при­ну­ди­тель­ным сбо­ром «в поль­зу цер­ков­ных и ре­ли­ги­оз­ных групп». За­ко­но­да­тель­ство пред­по­ла­га­ло за та­ко­го ро­да пре­ступ­ле­ния ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты до ше­сти ме­ся­цев или штраф до трех­сот руб­лей, но отец Ми­ха­ил был при­го­во­рен к вось­ми го­дам ссыл­ки. При­го­вор, од­на­ко, как фор­маль­но не со­от­вет­ству­ю­щий за­ко­ну, вско­ре был от­ме­нен, и на­ка­за­ние огра­ни­че­но вы­пла­той трех­сот руб­лей штра­фа.
В фев­ра­ле 1933 го­да сель­со­вет из­дал по­ста­нов­ле­ние о за­кры­тии Тро­иц­кой церк­ви. Свя­щен­ник не со­гла­сил­ся с ним и по­слал чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та с хо­да­тай­ством об от­мене непра­во­го ре­ше­ния в Моск­ву. От­цу Ми­ха­и­лу и на этот раз уда­лось от­сто­ять храм от за­кры­тия. То­гда 11 мар­та 1933 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли пас­ты­ря и за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Мо­жай­ске.
Сви­де­те­ля­ми об­ви­не­ния про­тив него вы­сту­пи­ли ини­ци­а­то­ры за­кры­тия хра­ма – сек­ре­тарь сель­со­ве­та и пред­се­да­тель кол­хо­за. Сек­ре­тарь по­ка­зал, что свя­щен­ник «ко всем про­во­ди­мым на се­ле ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти на­стро­ен яв­но враж­деб­но; ис­поль­зуя как ору­дие борь­бы с по­след­ни­ми цер­ковь… в пе­ри­од цер­ков­ной служ­бы сре­ди по­се­ти­те­лей церк­ви го­во­рил: “Пра­во­слав­ные граж­дане, ком­му­ни­сты нам не да­ют спо­кой­но жить, они со­вер­шен­но нас ду­шат сво­и­ми на­ло­га­ми и сбо­ра­ми, жи­тья со­вер­шен­но не ста­ло…”».
Вы­зван­ный на до­прос, отец Ми­ха­ил по­ка­зал: «На со­вет­скую власть я смот­рю как ре­ли­ги­оз­ник и счи­таю, что со­вет­ская власть, так же как и осталь­ные вла­сти, от Бо­га… По­ми­мо цер­ков­ных служб, в на­шей церк­ви ча­сто со­би­ра­лись со­ве­ща­ния чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та, на ко­то­рых по их прось­бе при­сут­ство­вал и я, но с пра­вом со­ве­ща­тель­но­го го­ло­са. На со­ве­ща­ни­ях цер­ков­ни­ков ста­вил­ся ли во­прос о кол­хоз­ном стро­и­тель­стве и во­об­ще о вла­сти, я не пом­ню, но в пе­ри­од мо­е­го при­сут­ствия это­го не бы­ло. В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
22 ап­ре­ля 1933 го­да трой­ка при ПП ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Ка­ра­ган­дин­ский ла­герь в Ка­зах­стан. Через год, 29 ап­ре­ля 1934 го­да, трой­ка ОГПУ за­ме­ни­ла ему за­клю­че­ние в ла­ге­ре ссыл­кой в Ка­зах­стан на остав­ший­ся срок.
Вер­нув­шись из ссыл­ки в 1936 го­ду, он по­се­лил­ся в род­ном се­ле; 25 ап­ре­ля 1937 го­да его на­зна­чи­ли слу­жить в Пре­об­ра­жен­ский храм в се­ле Го­ряч­ки­но Мо­жай­ско­го рай­о­на, где отец Ми­ха­ил про­явил се­бя как рев­ност­ный пас­тырь. Уви­дев, что храм дав­но не ре­мон­ти­ро­вал­ся, он, несмот­ря на го­не­ния, со­брал сред­ства и от­ре­мон­ти­ро­вал его. Цер­ков­ный со­вет все­гда шел на­встре­чу прось­бам свя­щен­ни­ка и в июле 1937 го­да раз­ре­шил ему на­ко­сить тра­вы. Вла­сти по­пы­та­лись при­влечь свя­щен­ни­ка за это к от­вет­ствен­но­сти, но, бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству кре­стьян, это им то­гда сде­лать не уда­лось.
Отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван 29 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в мо­жай­скую тюрь­му. По­сле его аре­ста на до­про­сы ста­ли вы­зы­вать­ся сви­де­те­ли.
Пред­се­да­тель кол­хо­за по­ка­зал: «До Мар­ко­ва в се­ле Го­ряч­ки­но слу­жил свя­щен­ник… ко­то­рый со­вер­шен­но не имел ни­ка­ко­го вли­я­ния сре­ди кол­хоз­ни­ков, ка­ко­во­го ве­ру­ю­щие вы­гна­ли. Но ко­гда стал слу­жить в церк­ви свя­щен­ник Мар­ков, то ста­ло для каж­до­го за­мет­но, что Мар­ков за­во­е­вы­ва­ет ав­то­ри­тет сре­ди ве­ру­ю­щих… С мо­мен­та служ­бы Мар­ко­ва уча­сти­лись слу­чаи невы­хо­да на кол­хоз­ную ра­бо­ту от­дель­ных кол­хоз­ни­ков в дни служ­бы в церк­ви. Из раз­го­во­ров кол­хоз­ни­ков мож­но слы­шать, что Мар­ков хо­ро­ший свя­щен­ник, ко­то­рый креп­ко сто­ит за ре­ли­гию и да­ет им на­пут­ствие, чтобы не за­бы­ва­ли Бо­га. 20 июля Мар­ков, не спро­сив раз­ре­ше­ния у прав­ле­ния кол­хо­за, са­мо­воль­но ско­сил 0,75 га се­но­ко­са, на что со­став­лен был акт, как на са­мо­воль­ное се­но­ко­ше­ние. Но ко­гда Мар­ко­ву пред­ло­жи­ли это се­но сдать в кол­хоз, то Мар­ков за­явил: “Вы мне за­пи­ши­те за ра­бо­ту, так как не по мо­ей вине был ско­шен се­но­кос, мне его от­вел цер­ков­ный со­вет… Я для со­вет­ской вла­сти не ба­трак и по­это­му про­шу мне за тру­ды за­пла­тить”. За­щи­щать Мар­ко­ва ко мне при­шла граж­дан­ка из де­рев­ни Гря­зи Бог­да­но­ва, ко­то­рая мне пря­мо за­яви­ла: “Вы ка­кое име­е­те пра­во оби­жать на­ше­го свя­щен­ни­ка? Мы вас под суд от­да­дим за та­кие без­об­ра­зия. Свя­щен­ник этот не ваш, и он вам не ме­ша­ет, а нам он ну­жен, по­это­му дай­те ему сво­бо­ду дей­ствий в его служ­бе и не при­тес­няй­те его…”».
4 де­каб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ми­ха­и­ла и, узнав, ко­го из свя­щен­но­слу­жи­те­лей он зна­ет, спро­сил:
– С кем из них име­е­те хо­ро­шие свя­зи?
– Я хо­дил ча­сто мо­лить­ся в гла­зов­скую цер­ковь и ино­гда бы­вал у свя­щен­ни­ка Пет­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча Го­лу­бе­ва.
– Це­ли ва­ших встреч?
– Хо­дил мо­лить­ся в гла­зов­скую цер­ковь, по­сле это­го ме­ня при­гла­шал свя­щен­ник Го­лу­бев пить чай, и я у него про­си­жи­вал ми­нут трид­цать.
– С кем вы име­ли связь в се­ле Го­ряч­ки­но?
– Связь в се­ле Го­ряч­ки­но по де­лам служ­бы я имел с пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та Мат­ре­ной Бог­да­но­вой.
– На ка­ких ос­но­ва­ни­ях вы ско­си­ли кол­хоз­ный се­но­кос?
– Я ско­сил се­но­кос по рас­по­ря­же­нию пред­се­да­те­ля цер­ков­но­го со­ве­та Мат­ре­ны Бог­да­но­вой. От сель­со­ве­та мне не бы­ло да­но раз­ре­ше­ния.
– Ка­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность вы ве­ли сре­ди на­се­ле­ния?
– Я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния не вел, так как за это мо­гут по­са­дить в тюрь­му.
7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ский ла­герь в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти.
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Мар­ков скон­чал­ся через пол­го­да, 16 июня 1938 го­да, в Ма­ри­ин­ском ла­ге­ре и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.

☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Югская.
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Юг­ская, яви­лась в на­ча­ле ХVII ве­ка стар­цу схи­мо­на­ху Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­му До­ро­фею. Бо­го­ро­ди­ца, во вре­мя на­ше­ствия шве­дов, по­ве­ле­ла ему взять Ее об­раз в ука­зан­ном Ею ме­сте, от­не­сти об­раз в пре­де­лы Яро­слав­ской епар­хии и там ос­но­вать оби­тель. Игу­ме­ну мо­на­сты­ря, не со­гла­шав­ше­му­ся от­пу­стить яв­лен­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, Она в сон­ном ви­де­нии яви­лась и по­ве­ле­ла ис­пол­нить Ее во­лю и от­пу­стить стар­ца До­ро­фея с Ее ико­ной. Ста­рец До­ро­фей, при­бли­жа­ясь к ука­зан­но­му ему в ви­де­нии ме­сту, оста­но­вил­ся от­дох­нуть, а свя­тую ико­ну по­ста­вил на де­ре­ве. Ко­гда он хо­тел про­дол­жать путь, то ни­ка­ки­ми си­ла­ми не смог снять с де­ре­ва ико­ну Бо­го­ма­те­ри. Ста­рец До­ро­фей по­нял, что Ца­ри­ца Небес­ная в этом ме­сте хо­чет остать­ся. То­гда он по­стро­ил неболь­шую хи­жи­ну и сам остал­ся жить у этой свя­ты­ни. Весть о при­хо­де стар­ца ста­ла быст­ро рас­про­стра­нять­ся по окрест­ным се­лам. К нему ста­ли сте­кать­ся бо­го­моль­цы для по­кло­не­ния свя­той иконе, от ко­то­рой ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Усер­ди­ем мест­ных жи­те­лей бы­ли со­бра­ны сред­ства и по­ло­же­но на­ча­ло по­строй­ки но­вой оби­те­ли.
Пре­по­доб­ный До­ро­фей скон­чал­ся в 1622 го­ду. Пат­ри­ар­ху Фила­ре­ту ду­хо­вен­ство пред­ста­ви­ло дан­ные о со­вер­шав­ших­ся чу­де­сах. В от­вет они по­лу­чи­ли бла­го­сло­ве­ние на ос­но­ва­ние на ре­ке Юг оби­те­ли с цер­ко­вью в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Оби­тель ста­ла име­но­вать­ся Юг­ской. В 1654 го­ду за­ступ­ле­ни­ем Бо­го­ма­те­ри в тех ме­стах пре­кра­ти­лась рас­про­стра­нив­ша­я­ся мо­ро­вая яз­ва.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-jugskaja


Жития
Писание