⏳ 2024.06.14 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я по Пасхе (глас 5й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)
• (попразднство Вознесения)

☀️ неподвижный годовой круг:
14 июня (1 июня)
• мч. Иусти́на Философа (166) 📚
• мчч. Иустина, Харитона, Хари́ты, Евелпи́ста, Иера́кса, Пео́на, Валериа́на (166)
• прп. Агапи́та Печерского (врача безмездного) (XI)
• прп. Дионисия Глушицкого (1437)
• сщмч. Василия (Преображенского), мц. Веры (Самсоновой) (1940)
• св. прав. Иоанна Кронштадтского (прославление 1990) 📚
• прп. Иустина По́повича, Челийского (1979) 📚


☦️
Мученик Иусти́н Философ.
Свя­той му­че­ник Иустин Фило­соф ро­дил­ся в Си­хе­ме – древ­нем го­ро­де Са­ма­рии. Ро­ди­те­ли Иусти­на, гре­ки, бы­ли языч­ни­ка­ми. Свя­той с дет­ства от­ли­чал­ся глу­бо­ким умом, лю­бо­вью к на­у­кам и го­ря­чим стрем­ле­ни­ем к по­зна­нию Ис­ти­ны. Он в со­вер­шен­стве изу­чил раз­лич­ные на­прав­ле­ния гре­че­ской фило­со­фии: сто­и­ков, пе­ри­па­те­ти­ков, пи­фа­го­рей­цев, пла­то­ни­ков – и убе­дил­ся, что ни од­но из этих язы­че­ских уче­ний не от­кры­ва­ет пу­ти к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га.
Од­на­жды, про­гу­ли­ва­ясь в уеди­нен­ном ме­сте за го­ро­дом и раз­мыш­ляя о том, где ис­кать путь к по­зна­нию Ис­ти­ны, он встре­тил стар­ца, ко­то­рый в про­дол­жи­тель­ной бе­се­де рас­крыл Иусти­ну сущ­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния и по­со­ве­то­вал ис­кать раз­ре­ше­ния всех во­про­сов жиз­ни в кни­гах Свя­щен­но­го Пи­са­ния. «Но преж­де все­го, – ска­зал ста­рец, – мо­лись при­леж­но Бо­гу, чтобы Он от­крыл те­бе две­ри Све­та. Ис­ти­ну ни­кто не мо­жет по­стиг­нуть, ес­ли не даст ему ра­зу­ме­ния Сам Бог, Ко­то­рый от­кры­ва­ет ее каж­до­му, кто ищет Его с мо­лит­вою и лю­бо­вью».
На 30-м го­ду жиз­ни Иустин при­нял Свя­тое Кре­ще­ние (меж­ду 133 и 137 го­да­ми). С то­го вре­ме­ни свои да­ро­ва­ния и об­шир­ные фило­соф­ские по­зна­ния свя­той Иустин по­свя­тил про­по­ве­ди Еван­ге­лия сре­ди языч­ни­ков. Он на­чал стран­ство­вать по Рим­ской им­пе­рии, всю­ду сея се­ме­на спа­си­тель­ной ве­ры. «Кто мо­жет воз­ве­щать ис­ти­ну и не воз­ве­ща­ет, тот бу­дет осуж­ден Бо­гом», – пи­сал он.
Иустин от­крыл учи­ли­ще, где про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую фило­со­фию. Свя­той Иустин по­сле­до­ва­тель­но от­ста­и­вал ис­тин­ность и спа­си­тель­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния, убе­ди­тель­но опро­вер­гая и язы­че­ские муд­ро­ва­ния (как, на­при­мер, в спо­ре с фило­со­фом-ки­ни­ком Кри­с­кен­том), и ере­ти­че­ские из­вра­ще­ния хри­сти­ан­ства (в част­но­сти, он вы­сту­пал про­тив уче­ния Мар­ки­о­на-гно­сти­ка).
Око­ло 155 го­да, ко­гда им­пе­ра­тор Ан­то­нин Пий (138–161) от­крыл го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той Иустин лич­но по­дал ему «Апо­ло­гию» в за­щи­ту непо­вин­но осуж­ден­ных на казнь хри­сти­ан – Пто­ло­мея и Лу­кия, имя тре­тье­го оста­лось неиз­вест­ным. В «Апо­ло­гии» он до­ка­зы­вал лож­ность воз­во­ди­мых на хри­сти­ан об­ви­не­ний «от име­ни неспра­вед­ли­во нена­ви­ди­мых и го­ни­мых хри­сти­ан». «Апо­ло­гия» ока­за­ла столь бла­го­твор­ное воз­дей­ствие на им­пе­ра­то­ра, что он пре­кра­тил го­не­ние. С ре­ше­ни­ем им­пе­ра­то­ра свя­той Иустин от­пра­вил­ся в Азию, где осо­бен­но силь­но пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, и сам рас­про­стра­нял ра­дост­ную весть об им­пе­ра­тор­ском ука­зе по окрест­ным го­ро­дам и стра­нам.
В Ефе­се со­сто­ял­ся дис­пут свя­то­го Иусти­на с рав­ви­ном Три­фо­ном. Пра­во­слав­ный фило­соф на ос­но­ве вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ских пи­са­ний до­ка­зы­вал ис­ти­ну хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. Этот спор из­ло­жен свя­тым Иусти­ном в со­чи­не­нии «Раз­го­вор с Три­фо­ном-иуде­я­ни­ном».
Вто­рая «Апо­ло­гия» свя­то­го Иусти­на бы­ла об­ра­ще­на к рим­ско­му се­на­ту. На­пи­са­на она бы­ла в 161 го­ду, вско­ре по­сле вступ­ле­ния на пре­стол Мар­ка Авре­лия (161–180).
Воз­вра­ща­ясь в Ита­лию, свя­той Иустин, по­доб­но апо­сто­лам, всю­ду про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие и сво­им бо­го­дух­но­вен­ным сло­вом мно­гих об­ра­щал к хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда свя­той при­шел в Рим, за­ви­до­вав­ший ему Кри­с­кент, ко­то­ро­го Иустин все­гда по­беж­дал в пре­ни­ях, воз­вел на него мно­го лож­ных об­ви­не­ний пе­ред рим­ским су­дом. Свя­той Иустин был взят под стра­жу, под­верг­нут ис­тя­за­ни­ям и при­нял му­че­ни­че­скую смерть († 166).
Кро­ме упо­мя­ну­тых тво­ре­ний, свя­то­му му­че­ни­ку Иусти­ну Фило­со­фу при­над­ле­жит еще ряд со­чи­не­ний: «За­ме­ча­ния о ду­ше», «Об­ли­че­ния про­тив эл­ли­нов», «Речь про­тив эл­ли­нов». Свя­той Иоанн Да­мас­кин со­хра­нил зна­чи­тель­ную часть не до­шед­ше­го до нас со­чи­не­ния свя­то­го Иусти­на «О вос­кре­се­нии». Цер­ков­ный ис­то­рик Ев­се­вий сви­де­тель­ству­ет, что свя­тым Иусти­ном бы­ли на­пи­са­ны кни­ги «Пе­вец», «Об­ли­че­ние всех быв­ших ере­сей» и «Про­тив Мар­ки­о­на».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/472

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/
• Апологии
• Разговор с Трифоном иудеем
• О единовластительстве
• Отрывок о Воскресении
• Послание к Диогнету
• Речь к эллинам
• Увещание к эллинам

☦️
Мученики Иусти́н, Харито́н, мученица Хари́та, мученики Евелпи́ст, Иера́кс, Пео́н и Валериа́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Иустин, Ха­ри­тон, Евел­пист, Иеракс, Пе­он, Ва­ле­ри­ан, Иуст и му­че­ни­ца Ха­ри­та по­стра­да­ли од­новре­мен­но со свя­тым Иусти­ном Фило­со­фом, в 166 го­ду. Они бы­ли при­ве­де­ны в Рим и за­клю­че­ны в тем­ни­цу. Пе­ред су­дом гра­до­на­чаль­ни­ка Ру­сти­ка свя­тые сме­ло ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста. Ру­стик спро­сил свя­то­го Иусти­на, дей­стви­тель­но ли он ду­ма­ет, что по­сле пе­ре­не­сен­ных му­че­ний взой­дет на небо и по­лу­чит на­гра­ду от Бо­га. Свя­той Иустин от­ве­тил, что не толь­ко ду­ма­ет, но до­сто­вер­но зна­ет и уве­рен в этом.
Гра­до­на­чаль­ник пред­ло­жил всем хри­сти­а­нам-уз­ни­кам при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, но по­лу­чил от­каз и вы­нес смерт­ный при­го­вор. Свя­тые бы­ли обез­глав­ле­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/473

☦️
Преподобный Агапи́т Печерский, врач безмездный.
Пре­по­доб­ный Ага­пит Пе­чер­ский, врач («ле­чец») без­мезд­ный, ро­дом из Ки­е­ва, по­стри­же­ник и уче­ник пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го, жил в XI ве­ке. Ес­ли кто из мо­на­стыр­ской бра­тии за­боле­вал, пре­по­доб­ный Ага­пит при­хо­дил к нему и са­мо­от­вер­жен­но уха­жи­вал за боль­ным, кор­мил ва­ре­ной тра­вой, ко­то­рую го­то­вил сам, и боль­ной вы­здо­рав­ли­вал по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го. К мо­на­стыр­ско­му вра­чу, об­ла­дав­ше­му да­ром ис­це­ле­ния, об­ра­ща­лись за по­мо­щью и мно­гие ми­ряне. В то же вре­мя в Ки­е­ве был опыт­ный врач-ар­мя­нин, ко­то­рый по од­но­му ви­ду боль­но­го мог опре­де­лить сте­пень бо­лез­ни и да­же точ­но опре­де­лить день его кон­чи­ны. Ко­гда один из та­ких об­ре­чен­ных об­ра­тил­ся к свя­то­му Ага­пи­ту, бла­го­дат­ный це­ли­тель с мо­лит­вой дал ему от­ве­дать пи­щи с мо­на­стыр­ской тра­пезы, и боль­ной вы­здо­ро­вел. Раз­жи­га­е­мый за­ви­стью врач хо­тел отра­вить Ага­пи­та, но Гос­подь со­хра­нил пре­по­доб­но­го, и яд не по­дей­ство­вал.
Свя­той Ага­пит ис­це­лил Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го (1114–1125), при­слав ему ва­ре­ное бы­лие. Бла­го­дар­ный князь сам при­шел в мо­на­стырь и хо­тел ви­деть сво­е­го це­ли­те­ля, но сми­рен­ный по­движ­ник скрыл­ся и не при­нял да­ров.
Ко­гда сам свя­той це­ли­тель за­бо­лел, к нему при­шел тот са­мый врач-ар­мя­нин и, осмот­рев, ска­зал, что кон­чи­на по­сле­ду­ет через три дня. При этом он дал обет стать пра­во­слав­ным мо­на­хом, ес­ли его пред­ска­за­ние не ис­пол­нит­ся. Пре­по­доб­ный от­ве­тил, что Гос­подь от­крыл ему, что при­зо­вет его толь­ко через три ме­ся­ца.
Свя­той Ага­пит по­чил через 3 ме­ся­ца (1 июня, не позд­нее 1095), а ар­мя­нин при­шел к игу­ме­ну Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, по­ка­ял­ся и при­нял по­стриг. «Вер­но, что Ага­пит – угод­ник Бо­жий, – ска­зал он. – Я хо­ро­шо знал, что нель­зя ему бы­ло при бо­лез­ни его пе­ре­жить трех дней, а Гос­подь дал ему три ме­ся­ца». Так пре­по­доб­ный из­ле­чил ду­шев­ный недуг и на­пра­вил на путь спа­се­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/474

☦️
Преподобный Диони́сий Глушицкий, игумен.
Ро­дил­ся в 1362 г. в окрест­но­стях Во­лог­ды и во Свя­том Кре­ще­нии был на­зван Ди­мит­ри­ем. С юных лет воз­лю­бил он ино­че­ское жи­тие. Оста­вив ро­ди­тель­ский дом, он под­ви­зал­ся ино­ком в Спа­со-Ка­мен­ном мо­на­сты­ре, где при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ди­о­ни­сий.
В по­дви­гах тру­да, по­ста и мо­лит­вы, непре­стан­но со­вер­шен­ству­ясь, он про­вел здесь 9 лет. От­сю­да вме­сте с ино­ком Па­хо­ми­ем, ища без­мол­вия, пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий пе­ре­шел на Свя­тую Лу­ку, где вос­ста­но­вил за­пу­стев­ший об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь. Здесь свя­той жил как пу­стын­ник, про­во­дя стро­гую, су­ро­вую, по­движ­ни­че­скую жизнь. В 1403 г. св. Ди­о­ни­сий устро­ил еще од­ну об­ще­жи­тель­ную оби­тель, а в 4-х вер­стах от нее – дру­гую, на­зван­ную Сос­нов­цем.
Свя­тая жизнь и ду­хов­ная муд­рость пре­по­доб­но­го при­вле­ка­ли к нему мно­же­ство лю­дей. Он был ис­тин­ным от­цом каж­до­го, ис­кав­ше­го у него по­мо­щи. Пре­по­доб­ный был ис­кус­ный жи­во­пи­сец, ко­вач ме­ди и стро­и­тель одежд, за­ни­мал­ся он так­же плот­ни­че­ством, куз­неч­ным ре­меслом, резь­бой по де­ре­ву. Пре­по­доб­ный ни ми­ну­ты не про­во­дил без тру­да и то­гда при­ни­мал­ся за пи­щу, ко­гда со­вер­шен­но те­рял си­лы от ис­то­ще­ния. За 7 лет до сво­ей кон­чи­ны св. Ди­о­ни­сий сам вы­ко­пал се­бе мо­ги­лу в Сос­нов­це и еже­днев­но при­хо­дил к ней, непре­стан­но на­по­ми­ная се­бе о смер­ти. Скон­чал­ся он в 1437 го­ду на 75-ом го­ду жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/475

☦️
Священномученик Васи́лий Преображенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 23 ян­ва­ря 1876 го­да в се­ле Кру­тец Ди­ку­шин­ской во­ло­сти По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Кон­стан­ти­на Пре­об­ра­жен­ско­го. Об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще; в 1916 го­ду он был при­зван в ар­мию, где слу­жил пи­са­рем до 1917 го­да.
В го­ды го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь Ва­си­лий изъ­явил же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком – и был ру­ко­по­ло­жен и слу­жил в Ни­ко­ло-Рож­де­ствен­ском хра­ме в се­ле Вер­хо­вье на Югу Ер­ма­ков­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. В 1937 го­ду храм был за­крыт и свя­щен­ник пе­ре­ехал в се­ло По­кров-Ро­гу­ли При­ух­рин­ско­го сель­со­ве­та; по­се­лив­шись в до­ме цер­ков­ной ста­ро­сты, он кре­стил, ис­по­ве­до­вал и от­пе­вал на до­му.
28 де­каб­ря 1937 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и об­ви­нен в сры­ве со­бра­ния, по­свя­щен­но­го вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет СССР, в кле­ве­те на по­ли­ти­ку со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Ше­сти­де­ся­ти­двух­лет­ний свя­щен­ник был в то вре­мя столь из­ну­рен го­не­ни­я­ми преды­ду­щих лет, что тю­рем­ные вра­чи вы­нуж­де­ны бы­ли за­сви­де­тель­ство­вать его физи­че­скую немощь и дать за­клю­че­ние, что он «тя­же­лый физи­че­ский труд вы­пол­нять не мо­жет».
– Ма­те­ри­а­ла­ми след­ствия вы ули­че­ны в про­ве­де­нии ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, след­ствие тре­бу­ет дать… по­ка­за­ния, – за­явил сле­до­ва­тель от­цу Ва­си­лию.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию я не вел, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– В ав­гу­сте 1937 го­да вы у Баш­ки­ро­вой окре­сти­ли ре­бен­ка в воз­расте че­ты­рех ме­ся­цев и тут же ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Что вы ска­же­те по это­му по­во­ду?
– Да, у Баш­ки­ро­вой ре­бен­ка я окре­стил, но ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию не вел.
– Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния Баш­ки­ро­вой, ули­ча­ю­щие вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции… След­ствие тре­бу­ет рас­ска­зать о про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции.
– Я это от­ри­цаю, так как ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не вел.
– Вы со­би­ра­ли цер­ков­ную два­дцат­ку, об­хо­ди­ли до­ма чле­нов два­дцат­ки, при­гла­шая их на со­бра­ние, и тем са­мым пы­та­лись со­рвать пред­вы­бор­ное со­бра­ние из­би­ра­те­лей. Так ли это?
– Цер­ков­ную два­дцат­ку я не со­би­рал, до­ма чле­нов два­дцат­ки не об­хо­дил и на со­бра­ние не при­гла­шал. Пред­вы­бор­ное со­бра­ние со­рвать не пы­тал­ся.
– Вы со­вер­ша­ли на тер­ри­то­рии При­ух­рин­ско­го, Хол­мов­ско­го и Яку­нин­ско­го сель­со­ве­тов без вся­ких раз­ре­ше­ний раз­ные ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды, кре­ще­ние де­тей раз­ных воз­рас­тов и ис­по­ве­ди, за что бра­ли день­ги. При­зна­е­те в этом се­бя ви­нов­ным?
– Это я при­знаю. На тер­ри­то­рии ука­зан­ных сель­со­ве­тов без вся­ко­го раз­ре­ше­ния со­вер­шал кре­ще­ние де­тей раз­ных воз­рас­тов и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды.
26 ап­ре­ля 1938 го­да суд со­брал­ся на за­се­да­ние, ку­да под кон­во­ем был до­став­лен свя­щен­ник, но оно бы­ло от­ло­же­но, так как «по при­чине раз­ли­ва рек и раз­бо­ра мо­стов» не яви­лись сви­де­те­ли. Сле­ду­ю­щее за­се­да­ние со­сто­я­лось 15 мая 1938 го­да. Но и на этот раз сви­де­те­ли не яви­лись в пол­ном со­ста­ве, неко­то­рые из них бы­ли боль­ны, а один уехал неиз­вест­но ку­да. Сле­ду­ю­щее за­се­да­ние су­да со­сто­я­лось 16 июня 1938 го­да. На су­де отец Ва­си­лий вновь от­верг предъ­яв­лен­ные ему об­ви­не­ния в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, со­гла­сив­шись лишь с тем, что он дей­стви­тель­но со­вер­шал ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды и кре­стил по прось­бе ро­ди­те­лей двух мла­ден­цев – од­но­го трех ме­ся­цев, а дру­го­го де­вя­ти. В тот же день Спе­ци­аль­ная Кол­ле­гия Яро­слав­ско­го об­ласт­но­го су­да при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
Свя­щен­ник Ва­си­лий Пре­об­ра­жен­ский скон­чал­ся 14 июня 1940 го­да в Яро­слав­ской ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии № 3 и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученица Вера Самсонова, ктитор.
Му­че­ни­ца Ве­ра ро­ди­лась 17 ав­гу­ста 1880 го­да в се­ле Ве­ря­е­во Елатом­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье смот­ри­те­ля арест­но­го до­ма Ни­ко­лая Сам­со­но­ва. Окон­чив с от­ли­чи­ем Ка­си­мов­скую жен­скую гим­на­зию, она ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей в шко­ле до тех пор, по­ка со­дер­жа­ние пре­по­да­ва­ния не во­шло в про­ти­во­ре­чие с ее ре­ли­ги­оз­ны­ми взгля­да­ми, по­сле то­го как власть в Рос­сии за­хва­ти­ли без­бож­ни­ки. Глу­бо­ко ве­ру­ю­щий и про­све­щен­ный че­ло­век, она рев­ност­но от­но­си­лась ко все­му, что бы­ло свя­за­но с хри­сти­ан­ской ве­рой и Цер­ко­вью. В кон­це два­дца­тых го­дов Ве­ра бы­ла из­бра­на ста­ро­стой Пят­ниц­кой церк­ви, рас­по­ло­жен­ной в за­кры­том к то­му вре­ме­ни без­бож­ни­ка­ми Ка­зан­ском мо­на­сты­ре в Ка­си­мо­ве.
Ле­том 1935 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ков и ми­рян – по­чи­та­те­лей бла­жен­ной Мат­ро­ны, жив­шей в де­ревне Ане­мня­се­во Ка­си­мов­ско­го рай­о­на, и ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва, скон­чав­ше­го­ся в ХVII ве­ке и по­гре­бен­но­го на тер­ри­то­рии Ка­зан­ско­го мо­на­сты­ря. Бы­ла аре­сто­ва­на то­гда и са­ма бла­жен­ная. Аре­сто­ва­ли и Ве­ру Сам­со­но­ву. Да­вая ей ха­рак­те­ри­сти­ку, со­труд­ни­ки НКВД на­пи­са­ли: «ре­ли­ги­оз­на до фа­на­тиз­ма, сред­ства к су­ще­ство­ва­нию до­бы­ва­ет уро­ка­ми За­ко­на Бо­жье­го… Еже­днев­но по­се­ща­ет церк­ви и раз­но­сит просфор­ки по ве­ру­ю­щим».
Ве­ра Ни­ко­ла­ев­на бы­ла аре­сто­ва­на 28 июня 1935 го­да и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
– С ка­ко­го вре­ме­ни вы ста­ли по­чи­та­тель­ни­цей мо­ги­лы ка­си­мов­ско­го ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва и ча­сто ли там бы­ва­ли? – на­чал ее до­пра­ши­вать сле­до­ва­тель.
– Мо­ги­лу ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва я по­чи­таю с до­ре­во­лю­ци­он­но­го вре­ме­ни. Я до по­след­не­го вре­ме­ни по­се­щаю эту мо­ги­лу, где мо­люсь и ино­гда участ­вую в па­ни­хи­дах, со­вер­ша­е­мых на мо­ги­ле ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва свя­щен­ни­ком Ни­ко­ла­ем Прав­до­лю­бо­вым.
– На­зо­ви­те всех по­чи­та­те­лей мо­ги­лы быв­ше­го ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва.
– На мо­ги­ле ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва я… встре­ча­ла неиз­вест­ных для ме­ня лиц… По их прось­бе свя­щен­ник Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов ино­гда со­вер­шал па­ни­хи­ды.
– Дав­но ли вы ста­ли по­чи­та­тель­ни­цей бла­жен­ной Мат­ре­ши Бе­ля­ко­вой и что вам из­вест­но о ее жиз­ни и де­я­тель­но­сти? – спро­сил Ве­ру Ни­ко­ла­ев­ну сле­до­ва­тель.
– О вы­со­кой пра­вед­ной жиз­ни Мат­ре­ши Бе­ля­ко­вой я мно­го слы­ша­ла и, по­чи­тая ее как бла­жен­ную и пра­вед­ную, по­сла­ла ей по­сыл­ку, но са­ма лич­но в ее квар­ти­ре ни­ко­гда не бы­ва­ла, и лич­но ее я не знаю.
– На­зо­ви­те всех из­вест­ных вам по­чи­та­те­лей Мат­ре­ши Бе­ля­ко­вой, по­се­ща­ю­щих ее квар­ти­ру.
– Мат­ре­шу, как пра­вед­ни­цу, по­чи­та­ют все ве­ру­ю­щие го­ро­да Ка­си­мо­ва и окрест­ных се­ле­ний.
– Объ­яс­ни­те по­дроб­но ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти.
– Я не со­глас­на с со­вет­ской вла­стью по во­про­су от­но­ше­ния ее к ре­ли­гии, где я, как ве­ру­ю­щий че­ло­век, усмат­ри­ваю от­кры­тое на­си­лие над ре­ли­ги­ей и ве­ру­ю­щи­ми, про­яв­ля­е­мое в фор­ме на­силь­ствен­но­го – про­тив же­ла­ния ве­ру­ю­щих – за­кры­тия хра­мов и раз­ру­ше­ния их, ко­щун­ствен­но­го от­но­ше­ния к хри­сти­ан­ским свя­ты­ням и аре­стов и вы­сыл­ки невин­ных ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих. Так­же я не со­глас­на с со­вет­ской вла­стью по во­про­су от­де­ле­ния шко­лы от Церк­ви, в ре­зуль­та­те че­го де­ти не име­ют воз­мож­но­сти изу­чать За­кон Бо­жий и не по­лу­ча­ют над­ле­жа­ще­го ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния.
– Мы рас­по­ла­га­ем дан­ны­ми, что вы до по­след­не­го вре­ме­ни за­ни­ма­лись тай­ным пре­по­да­ва­ни­ем За­ко­на Бо­жье­го де­тям на квар­ти­рах ро­ди­те­лей…
– Дей­стви­тель­но, в пер­вые го­ды по­сле ре­во­лю­ции я по­сле ухо­да из школь­ных ра­бот­ниц за­ни­ма­лась тай­ным пре­по­да­ва­ни­ем За­ко­на Бо­жье­го на квар­ти­рах ро­ди­те­лей.
– Ка­кое уча­стие вы при­ни­ма­ли в ис­це­ле­нии боль­ных у мо­ги­лы ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва?
– Са­ма боль­ных на мо­ги­лу ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва я ни­ко­го не при­во­ди­ла, но, бы­вая в ча­совне на мо­ги­ле, встре­ча­ла боль­ных; по их прось­бам мо­ли­лась с ни­ми вме­сте, ма­за­ла из лам­па­ды гар­ным мас­лом, по­мо­га­ла при­ло­жить­ся к мо­ги­ле… В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии по ста­тье 58, пунк­ты 10 и 11 Уго­лов­но­го ко­дек­са ви­нов­ной се­бя не при­знаю. Дей­стви­тель­но, я ак­тив­но про­слав­ля­ла… ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва, но ни­че­го контр­ре­во­лю­ци­он­но­го в этом я не ви­жу.
16 июля 1935 го­да след­ствие по де­лу цер­ков­ной ста­ро­сты бы­ло за­кон­че­но, и, хо­тя так и не на­шлось ни­ка­ких до­ка­за­тельств ее контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии на­пи­сал, что она, «яв­ля­ясь ак­тив­ной участ­ни­цей контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки, в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях ак­тив­но про­слав­ля­ла мо­ги­лу быв­ше­го ка­си­мов­ско­го ца­ре­ви­ча Иа­ко­ва, при­ни­ма­ла уча­стие в ин­сце­ни­ров­ке на его мо­ги­ле чу­дес­ных ис­це­ле­ний и рас­про­стра­ня­ла все­воз­мож­ные лож­ные слу­хи, то есть [ви­нов­на] в пре­ступ­ле­нии, преду­смот­рен­ном ста­тьей 58, пунк­та­ми 10 и 11 Уго­лов­но­го ко­дек­са…».
2 ав­гу­ста 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло Ве­ру Ни­ко­ла­ев­ну к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на в один из ла­ге­рей Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ком­би­на­та, ку­да при­бы­ла 30 ав­гу­ста 1935 го­да.
Тя­же­лая ра­бо­та в усло­ви­ях ка­торж­но­го ла­ге­ря по­до­рва­ла ее здо­ро­вье, она тя­же­ло за­бо­ле­ла, и 19 фев­ра­ля 1940 го­да ее по­ло­жи­ли в цен­траль­ный ла­за­рет при 1-м лаг­пунк­те Ве­че­рак­ша. Цер­ков­ная ста­ро­ста и рев­ност­ная хри­сти­ан­ка Ве­ра скон­ча­лась за две неде­ли до окон­ча­ния сро­ка за­клю­че­ния, на рас­све­те 14 июня 1940 го­да, ко­гда солн­це здесь по­чти неза­хо­ди­мо сто­ит над го­ри­зон­том, осве­щая этот су­ро­вый и пре­крас­ный край.

☦️
Праведный Иоа́нн Кронштадтский, пресвитер.
Свя­тый пра­вед­ный отец наш Иоанн, Крон­штадт­ский чу­до­тво­рец (день памяти 2 января), ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1829 го­да в се­ле Су­ра Пи­неж­ско­го уез­да Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии – на да­ле­ком се­ве­ре Рос­сии, в се­мье бед­но­го сель­ско­го дьяч­ка Илии Сер­ги­е­ва и же­ны его Фе­о­до­ры. Но­во­рож­ден­ный ка­зал­ся столь сла­бым и бо­лез­нен­ным, что ро­ди­те­ли по­спе­ши­ли тот­час же окре­стить его, при­чем на­рек­ли его Иоан­ном в честь пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го, в тот день Св. Цер­ко­вью празд­ну­е­мо­го. Вско­ре по­сле Кре­ще­ния мла­де­нец Иоанн стал за­мет­но по­прав­лять­ся. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли, при­пи­сав это бла­го­дат­но­му дей­ствию св. Та­ин­ства Кре­ще­ния, ста­ли с осо­бою рев­но­стью на­прав­лять его мысль и чув­ство к Бо­гу, при­учая его к усерд­ной до­маш­ней и цер­ков­ной мо­лит­ве. Отец с ран­не­го дет­ства по­сто­ян­но брал его в цер­ковь и тем вос­пи­тал в нем осо­бен­ную лю­бовь к бо­го­слу­же­нию.
Жи­вя в су­ро­вых усло­ви­ях край­ней ма­те­ри­аль­ной нуж­ды, от­рок Иоанн ра­но по­зна­ко­мил­ся с без­от­рад­ны­ми кар­ти­на­ми бед­но­сти, го­ря, слез и стра­да­ний. Это сде­ла­ло его со­сре­до­то­чен­ным, вдум­чи­вым и за­мкну­тым в се­бе и, вме­сте с тем, вос­пи­та­ло в нем глу­бо­кое со­чув­ствие и со­стра­да­тель­ную лю­бовь к бед­ня­кам. Не увле­ка­ясь свой­ствен­ны­ми дет­ско­му воз­рас­ту иг­ра­ми, он, но­ся по­сто­ян­но в серд­це сво­ем па­мять о Бо­ге, лю­бил при­ро­ду, ко­то­рая воз­буж­да­ла в нем уми­ле­ние и пре­кло­не­ние пред ве­ли­чи­ем Твор­ца вся­кой тва­ри.
На ше­стом го­ду от­рок Иоанн при по­мо­щи от­ца на­чал учить­ся гра­мо­те. Но гра­мо­та вна­ча­ле пло­хо да­ва­лась маль­чи­ку. Это его пе­ча­ли­ло, но это же по­двиг­ло и на осо­бен­но го­ря­чие мо­лит­вы к Бо­гу о по­мо­щи. Ко­гда отец его, со­брав по­след­ние сред­ства от ску­до­сти сво­ей, от­вез его в Ар­хан­гель­ское при­ход­ское учи­ли­ще, он, осо­бен­но ост­ро по­чув­ство­вав там свое оди­но­че­ство и бес­по­мощ­ность.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kronshtadtskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/
• Молитвы св. праведного Иоанна Кронштадтского из книги «Моя жизнь во Христе»
• Молитвы святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца
• Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта
• Великий пост
• Живое слово мудрости духовной
• Живой Колос
• Катехизические беседы
• Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности
• Мысли христианина о покаянии и причащении
• Наставление о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) при совершении Таинства Покаяния
• О душепагубном пьянстве, и о страшном суде Божием
• О Кресте Христовом
• Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству
• Путь спасительный
• В мире молитвы
• Письма разных лет. 1859–1908. Том I
• Письма разных лет. 1902–1908. Том II
• Письма избранные
• Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского
• Толкование на Евангелие от Матфея
• Беседы о Блаженствах Евангельских
• Золотые слова
• Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся
• О душепагубном еретичестве графа Л.Н. Толстого
• Полный годовой круг слов, поучений и бесед
• Поучения и слова на праздники Господа нашего Иисуса Христ
• Поучения, слова и речи на храмовые праздники и разные случаи
• Проповеди
• Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего год
• Слова и поучения на праздники Божией Матери
• Слова и поучения, произнесенные в разные годы
• Слова на высокоторжественные дни
• Слово на Новый 1899 год
• Моя жизнь во Христе
• Христианская философия
• Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского
• Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения графа Л.Толстого
• My life in Christ

☦️
Преподобный Иусти́н (По́пович), Челийский.
Ве­ли­кий по­движ­ник и ду­хов­ный пи­са­тель, отец Иустин ро­дил­ся в го­ро­де Вране в се­мье свя­щен­ни­ка в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния. Учил­ся в се­ми­на­рии св. Сав­вы в Бел­гра­де, где в то вре­мя пре­по­да­вал бу­ду­щий свя­ти­тель Ни­ко­лай (Ве­ли­ми­ро­вич). Позд­нее отец Иустин учил­ся в Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, за­тем – на тео­ло­ги­че­ском фа­куль­те­те в Окс­фор­де. Ду­ша его ис­ка­ла по­движ­ни­че­ской и ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он пре­по­да­вал в се­ми­на­рии и окорм­лял мно­го­чис­лен­ных чад, при­ни­мал уча­стие в из­да­нии пра­во­слав­ных га­зет. И меч­тал об Афоне… В 1926 за­щи­тил в Афи­нах док­тор­скую дис­сер­та­цию по те­ме: «Уче­ние свя­то­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го о тайне че­ло­ве­че­ской лич­но­сти и тайне ее по­зна­ния». С кон­ца 1930 го­да по­тру­дил­ся мис­си­о­не­ром в при­кар­пат­ских го­ро­дах (Уж­го­ро­де, Ху­сте, Му­ка­че­ве и др.). Был вы­дви­нут на воз­рож­ден­ную Му­ка­чев­скую епи­скоп­скую ка­фед­ру, но по сми­ре­нию сво­е­му от­ка­зал­ся от нее. С 1932 го­да отец Иустин – пре­по­да­ва­тель Би­толь­ской се­ми­на­рии, а спу­стя два го­да – до­цент Тео­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та в Бел­гра­де. С мая 1948 го­да до кон­чи­ны под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Че­лие близ Вале­ва, где был ду­хов­ни­ком; на­пи­сал мно­гие бо­го­слов­ские тру­ды. Пре­ста­вил­ся ко Бо­гу, как и ро­дил­ся, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/
• Он между ними
• Тайна личности митрополита Антония и его значение для православного славянства
• Житие св. Саввы
• Новомученик Георгий Новый
• По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви»
• Достоевский о Европе и Славянстве
• Философские пропасти
• Подвижнические и богословские главы
• Подвижнические и гносеологические главы
Основная Истина Православия – Богочеловек
• Православная Церковь и экуменизм
• Святые мощи
• Христианство по учению преподобного Макария Египетского
• Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина
• Первородный грех, его причины и последствия
• Избранные главы о творении мира и человека
• Тайна Спасителевого Преображения и тайна спасения
• Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
• Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
• Толкование на третью главу послания к Ефесянам святого апостола Павла
• «Уже время, уже пошел двенадцатый час…»
Внутренняя миссия нашей Церкви. Осуществление Православия
• Душе цветов вослед
• О духе времени
• О рае русской души
• Прогресс в мельнице смерти
• Радость быть человеком
• Со всеми святыми
Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития Святых»
• Том I. На богочеловеческом пути. Путь богопознания
• Том II. Догматика Православной Церкви. Бог в самом Себе. Отношение Бога к твари
• Том III. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология
• Том IV. Догматика Православной Церкви. Пневматология. Эсхатология


Жития
Писание