⏳ 2024.06.11 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я по Пасхе (глас 5й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
11 июня (29 мая)
• мц. Феодосии Тирской (307–308)
• память Первого Вселенского Собора (325)
• прмц. Феодосии Константинопольской (730)
• блж. Иоанна Устюжского (1494)
• сщмч. Иоанна (Преображенского), мч. Андрея (Трофимова) (1938)
• свт. Луки́ (Войно-Ясенецкого) Симферопольского и Крымского (1961) 📚
• обре́тение мощей прп. И́ова (Иисуса) Анзерского (2000)
• Собор святых Красноярской митрополии
• икон Божией Матери: «Споручница грешных» (1843), «Недремлющее Око»


☦️
Мученица Феодо́сия Тирская, Кесарийская (Палестинская), дева.
Свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­до­сия Тир­ская по­стра­да­ла в 307 го­ду. 29 мая празд­ну­ет­ся пе­ре­не­се­ние ее мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль, а позд­нее в Ве­не­цию.
Од­на­жды, во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, ко­то­рое дли­лось уже пять лет, сем­на­дца­ти­лет­няя Фе­о­до­сия по­до­шла к осуж­ден­ным уз­ни­кам-хри­сти­а­нам, на­хо­див­шим­ся в пре­то­рии. Был день Свя­той Пас­хи, и му­че­ни­ки го­во­ри­ли о Цар­ствии Бо­жи­ем. Свя­тая Фе­о­до­сия про­си­ла их по­мя­нуть ее пред Гос­по­дом, ко­гда они пред­ста­нут Ему. Во­и­ны уви­де­ли, что де­вуш­ка по­кло­ни­лась уз­ни­кам, взя­ли ее и от­ве­ли к пра­ви­те­лю Урва­ну. Пра­ви­тель за­став­лял де­вуш­ку при­не­сти жерт­ву идо­лам, но она от­ка­за­лась, ис­по­ве­дуя свою ве­ру во Хри­ста. То­гда свя­тую под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям те­ло ее стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми так, что об­на­жи­лись ко­сти. Му­че­ни­ца мол­ча и с ра­дост­ным ли­цом пе­ре­но­си­ла стра­да­ния и на вто­рич­ное пред­ло­же­ние пра­ви­те­ля при­не­сти жерт­ву идо­лам от­ве­ти­ла: «Безум­ный, ведь я спо­до­би­лась при­со­еди­нить­ся к му­че­ни­кам!» Де­вуш­ку с кам­нем на шее бро­си­ли в мо­ре, но Ан­ге­лы вы­ве­ли ее из пу­чи­ны. То­гда му­че­ни­цу от­да­ли на съе­де­ние зве­рям. Ви­дя, что зве­ри ее не тро­га­ют, му­чи­те­ли от­сек­ли ей го­ло­ву. Но­чью свя­тая Фе­о­до­сия яви­лась ро­ди­те­лям, ко­то­рые пы­та­лись уго­во­рить свою дочь не ид­ти на стра­да­ния, в свет­лой одеж­де, с вен­цом на го­ло­ве и си­я­ю­щим зо­ло­тым кре­стом в ру­ке и ска­за­ла: «Смот­ри­те, вот ка­кой ве­ли­кой сла­вы вы хо­те­ли ме­ня ли­шить!»

Далее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/466

☦️
Первый Вселенский Собор.
Па­мять Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью Хри­сто­вой с древ­ней­ших вре­мен. Гос­подь Иисус Хри­стос оста­вил Церк­ви ве­ли­кое обе­то­ва­ние: «Со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют Ее» (Мф.16,18). В этом ра­дост­ном обе­то­ва­нии на­хо­дит­ся про­ро­че­ское ука­за­ние, что, хо­тя жизнь Церк­ви Хри­сто­вой на зем­ле бу­дет про­хо­дить в труд­ной борь­бе с вра­гом спа­се­ния, по­бе­да на Ее сто­роне. Свя­тые му­че­ни­ки за­сви­де­тель­ство­ва­ли ис­тин­ность слов Спа­си­те­ля, пре­тер­пев стра­да­ния за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва, и меч го­ни­те­лей скло­нил­ся пе­ред по­бе­до­нос­ным зна­ме­ни­ем Кре­ста Хри­сто­ва.
С IV ве­ка пре­кра­ти­лись пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан, но внут­ри са­мой Церк­ви воз­ник­ли ере­си, на борь­бу с ко­то­ры­ми Цер­ковь со­зы­ва­ла Все­лен­ские Со­бо­ры. Од­ной из опас­ней­ших ере­сей бы­ло ари­ан­ство. Арий, Алек­сан­дрий­ский пре­сви­тер, был че­ло­ве­ком без­мер­ной гор­ды­ни и че­сто­лю­бия. Он, от­вер­гая Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Иису­са Хри­ста и Его ра­вен­ство с Бо­гом От­цом, лож­но учил, что Сын Бо­жий не Еди­но­су­щен От­цу, а со­тво­рен От­цом во вре­ме­ни. По­мест­ный Со­бор, со­зван­ный по на­сто­я­нию Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Алек­сандра, осу­дил лже­уче­ние Ария, но тот не по­ко­рил­ся и, на­пи­сав мно­гим епи­ско­пам пись­ма с жа­ло­бой на опре­де­ле­ние По­мест­но­го Со­бо­ра, рас­про­стра­нил свое лже­уче­ние по все­му Во­сто­ку, ибо по­лу­чил под­держ­ку в сво­ем за­блуж­де­нии от неко­то­рых во­сточ­ных епи­ско­пов. Для рас­сле­до­ва­ния воз­ник­шей сму­ты свя­той рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (па­мять 21 мая) на­пра­вил епи­ско­па Осию Кор­дуб­ско­го и, по­лу­чив от него удо­сто­ве­ре­ние, что ересь Ария на­прав­ле­на про­тив са­мо­го ос­нов­но­го дог­ма­та Хри­сто­вой Церк­ви, ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. По при­гла­ше­нию свя­то­го Кон­стан­ти­на в го­род Ни­кею в 325 го­ду со­бра­лись 318 епи­ско­пов – пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских Церк­вей из раз­ных стран.
Сре­ди при­быв­ших епи­ско­пов бы­ло мно­го ис­по­вед­ни­ков, по­стра­дав­ших во вре­мя го­не­ний и но­сив­ших на те­лах сле­ды ис­тя­за­ний. Участ­ни­ка­ми Со­бо­ра бы­ли так­же ве­ли­кие све­тиль­ни­ки Церк­ви – свя­ти­тель Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Мир Ли­кий­ских (па­мять 6 де­каб­ря и 9 мая), свя­ти­тель Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский (па­мять 12 де­каб­ря) и дру­гие по­чи­та­е­мые Цер­ко­вью свя­тые от­цы.
Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Алек­сандр при­был со сво­им диа­ко­ном Афа­на­си­ем, впо­след­ствии пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским (па­мять 2 мая), на­зван­ным Ве­ли­ким, как рев­ност­ный бо­рец за чи­сто­ту пра­во­сла­вия. Рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. В сво­ей ре­чи, про­из­не­сен­ной в от­вет на при­вет­ствие епи­ско­па Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, он ска­зал: «Бог по­мог мне низ­верг­нуть нече­сти­вую власть го­ни­те­лей, но несрав­нен­но при­скорб­нее для ме­ня вся­кой вой­ны, вся­кой кро­во­про­лит­ной бит­вы и несрав­нен­но па­губ­нее внут­рен­няя меж­до­усоб­ная брань в Церк­ви Бо­жи­ей».
Арий, имея сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми 17 епи­ско­пов, дер­жал­ся гор­до, но его уче­ние бы­ло опро­верг­ну­то и он от­лу­чен Со­бо­ром от Церк­ви, а свя­той диа­кон Алек­сан­дрий­ской Церк­ви Афа­на­сий в сво­ей ре­чи окон­ча­тель­но опро­верг бо­го­хуль­ные из­мыш­ле­ния Ария. От­цы Со­бо­ра от­кло­ни­ли сим­вол ве­ры, пред­ло­жен­ный ари­а­на­ми. Был утвер­жден пра­во­слав­ный Сим­вол ве­ры. Рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин пред­ло­жил Со­бо­ру вне­сти в текст Сим­во­ла ве­ры сло­во «Еди­но­сущ­ный», ко­то­рое он ча­сто слы­шал в ре­чах епи­ско­пов. От­цы Со­бо­ра еди­но­душ­но при­ня­ли это пред­ло­же­ние. В Ни­кей­ском Сим­во­ле свя­тые от­цы сфор­му­ли­ро­ва­ли апо­столь­ское уче­ние о Бо­же­ствен­ном до­сто­ин­стве Вто­ро­го Ли­ца Пре­свя­той Тро­и­цы – Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ересь Ария, как за­блуж­де­ние гор­до­го ра­зу­ма, бы­ла об­ли­че­на и от­верг­ну­та. По­сле ре­ше­ния глав­но­го дог­ма­ти­че­ско­го во­про­са Со­бор уста­но­вил так­же два­дцать ка­но­нов (пра­вил) по во­про­сам цер­ков­но­го управ­ле­ния и дис­ци­пли­ны. Был ре­шен во­прос о дне празд­но­ва­ния Свя­той Пас­хи. По­ста­нов­ле­ни­ем Со­бо­ра Свя­тая Пас­ха долж­на празд­но­вать­ся хри­сти­а­на­ми не в один день с иудей­ской и непре­мен­но в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия (ко­то­рый в 325 го­ду при­хо­дил­ся на 22 мар­та).

☦️
Преподобномученица Феодо́сия Константинопольская, дева.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фе­о­до­сия жи­ла в VIII ве­ке. Она ро­ди­лась по усерд­ной мо­лит­ве ро­ди­те­лей и по­сле их смер­ти вос­пи­ты­ва­лась в кон­стан­ти­но­поль­ском жен­ском мо­на­сты­ре в честь свя­той му­че­ни­цы Ана­ста­сии. Свя­тая Фе­о­до­сия при­ня­ла по­стриг в жен­ской оби­те­ли по­сле то­го, как раз­да­ла бед­ным остав­ше­е­ся от ро­ди­те­лей иму­ще­ство. Часть де­нег упо­тре­би­ла на на­пи­са­ние икон Спа­си­те­ля, Бо­жи­ей Ма­те­ри и му­че­ни­цы Ана­ста­сии. Ко­гда во­ца­рил­ся Лев Ис­авр (717–741), же­сто­кий го­ни­тель ико­но­по­чи­та­те­лей, он из­дал при­каз по­все­мест­но уни­что­жить свя­тые ико­ны. В Кон­стан­ти­но­по­ле су­ще­ство­ва­ли то­гда во­ро­та, на­зы­вав­ши­е­ся «мед­ны­ми», а над ни­ми уже бо­лее 400 лет на­хо­дил­ся мед­ный об­раз Спа­си­те­ля. В 730 го­ду лже­па­три­арх-ико­но­бо­рец Ана­ста­сий при­ка­зал снять об­раз. Пра­во­слав­ный на­род, во гла­ве ко­то­ро­го бы­ла пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Фе­о­до­сия с дру­ги­ми ино­ки­ня­ми, бро­сил­ся на за­щи­ту ико­ны и опро­ки­нул лест­ни­цу вме­сте с во­и­ном, ис­пол­няв­шим при­каз. Лже­па­три­арх Ана­ста­сий, бо­ясь, что вол­не­ния уси­лят­ся, из­ве­стил о слу­чив­шем­ся им­пе­ра­то­ра. По при­ка­зу по­след­не­го во­и­ны пе­ре­би­ли всех ино­кинь, а пре­по­доб­но­му­че­ни­цу Фе­о­до­сию как са­мую рев­ност­ную за­щит­ни­цу икон за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. В те­че­ние неде­ли ей каж­дый день на­но­си­ли по сто уда­ров, а на вось­мой день по­ве­ли вдоль го­ро­да, же­сто­ко из­би­вая по пу­ти. Один из во­и­нов на­чал бить му­че­ни­цу и на­нес ей смер­тель­ную ра­ну, от ко­то­рой му­че­ни­ца тот­час скон­ча­лась. Те­ло свя­той пре­по­доб­но­му­че­ни­цы, бро­шен­ное на зем­лю, бы­ло с бла­го­го­ве­ни­ем по­гре­бе­но хри­сти­а­на­ми в мо­на­сты­ре Ди­о­кри­тис в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ме­сто по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Фе­о­до­сии про­сла­ви­лось мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/467

☦️
Блаженный Иоа́нн Устюжский, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Иоанн, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Устюж­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в се­ле Пу­хо­во, близ ста­ро­го Устю­га, от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Сав­вы и Ма­рии. С юных лет он от­ли­чал­ся стро­гой пост­ни­че­ской жиз­нью, по сре­дам и пят­ни­цам ни­че­го не ел, а в осталь­ные дни пи­тал­ся толь­ко хле­бом и во­дой. Ро­ди­те­ли его пе­ре­се­ли­лись в го­род Ор­лец на ре­ке Юг, в 40 вер­стах от Устю­га. Ов­до­вев, мать свя­то­го при­ня­ла по­стриг с име­нем На­та­лия в Тро­иц­ком Ор­лец­ком мо­на­сты­ре. От­рок Иоанн на­чал без­молв­ство­вать, а за­тем под­ви­зать­ся в юрод­стве. Пе­рей­дя в го­род Устюг, он по­се­лил­ся в по­стро­ен­ной для него хи­жине и про­во­дил но­чи в неустан­ной мо­лит­ве. Днем же, в разо­дран­ном ру­би­ще и бо­сой во вся­кое вре­мя го­да, хо­дил по ули­цам го­ро­да, от­ды­хая ино­гда на ку­че на­во­за и пе­ре­но­ся мно­же­ство оскорб­ле­ний и из­де­ва­тельств от жи­те­лей го­ро­да. Еще при жиз­ни свя­той удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний, умер мо­ло­дым, 29 мая 1494 го­да, и был по­гре­бен близ Успен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Устю­ге. Впо­след­ствии над его мо­ща­ми бы­ла по­стро­е­на цер­ковь его име­ни. Служ­ба бла­жен­но­му Иоан­ну Устюж­ско­му на­пи­са­на в ХVI ве­ке. В 1554 го­ду по вос­по­ми­на­ни­ям знав­ших его лю­дей бы­ло со­став­ле­но его жи­тие, а несколь­ко поз­же – по­хваль­ное сло­во. Свя­той по­движ­ник про­сла­вил­ся за­ступ­ни­че­ством при на­ше­ствии вра­гов и бла­го­дат­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных раз­лич­ны­ми неду­га­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/468

☦️
Священномученик Иоа́нн Преображенский, протодиакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 21 мар­та 1880 го­да в се­ле Ва­си­льев­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Пре­об­ра­жен­ско­го. В 1897 го­ду Иван окон­чил Во­ло­год­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и в том же го­ду был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Ва­си­льев­скую Тош­нин­скую цер­ковь в Во­ло­год­ском уез­де, а в 1904 го­ду – ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви.
В 1906 го­ду диа­кон Иоанн был пе­ре­ве­ден во Вла­сьев­скую цер­ковь в Во­лог­де. В 1920-х го­дах этот храм был за­крыт, и диа­кон Иоанн был на­прав­лен в храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы. В 1929 го­ду диа­кон с су­пру­гой и тре­мя ма­лы­ми детьми бы­ли вы­се­ле­ны из до­ма как се­мья свя­щен­но­слу­жи­те­ля, и вла­сти по­тре­бо­ва­ли от су­пру­ги, чтобы она раз­ве­лась с му­жем. Чтобы от­ве­сти от де­тей угро­зу пре­сле­до­ва­ний, она с со­гла­сия му­жа ис­пол­ни­ла это тре­бо­ва­ние, и с это­го вре­ме­ни се­мья ста­ла жить от­дель­но на сред­ства, ко­то­рые тай­но пе­ре­да­вал им отец Иоанн.
В 1930 го­ду вла­сти за­кры­ли и этот храм, и диа­кон был на­зна­чен слу­жить в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го был про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский.
В мае 1937 го­да в мест­ных га­зе­тах по­яви­лось со­об­ще­ние, что по­ста­нов­ле­ни­ем Во­ло­год­ско­го гор­со­ве­та от 4 мая 1937 го­да Бо­го­род­ское клад­би­ще, на ко­то­ром на­хо­дил­ся храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, за­кры­ва­ет­ся в свя­зи со стро­и­тель­ством вто­рых же­лез­но­до­рож­ных пу­тей и ре­кон­струк­ци­ей же­лез­но­до­рож­но­го уз­ла; по­гре­бе­ния на нем пре­кра­ща­ют­ся с 15 мая, остан­ки бу­дут пе­ре­не­се­ны на дру­гие клад­би­ща, и ле­том 1939 го­да клад­би­ще долж­но быть уни­что­же­но.
Это со­об­ще­ние взвол­но­ва­ло при­хо­жан хра­ма и слу­жив­ших в нем свя­щен­ни­ков, ко­то­рые уви­де­ли во всем этом все­го лишь пред­лог для за­кры­тия сна­ча­ла клад­би­ща, а за­тем и са­мо­го хра­ма, так как про­клад­ке па­рал­лель­ных же­лез­но­до­рож­ных пу­тей клад­би­ще ни­сколь­ко не ме­ша­ло. Бо­лее сот­ни жи­те­лей Во­лог­ды, чьи род­ствен­ни­ки бы­ли по­гре­бе­ны на Бо­го­род­ском клад­би­ще, под­пи­са­ли пись­мо во ВЦИК, в ко­то­ром они по­яс­ня­ли, что стро­и­тель­ство же­лез­но­до­рож­ных пу­тей, в со­от­вет­ствии с при­ло­жен­ным ими к за­яв­ле­нию пла­ном, не мо­жет слу­жить при­чи­ной для за­кры­тия клад­би­ща; они пред­ла­га­ли «сдви­нуть огра­ду клад­би­ща… это уже даст воз­мож­ность про­ло­жить тре­тьи пу­ти, не за­став­ляя ты­ся­чи лю­дей пе­ре­жи­вать непри­ят­но­сти и недо­воль­ство, так как на клад­би­ще по­хо­ро­не­ны у нас род­ные, мо­ги­лы ко­то­рых до­ро­ги граж­да­нам, и, на­до по­ла­гать, в этом ни­че­го предо­су­ди­тель­но­го про­тив уста­но­вок со­вет­ской вла­сти нет, так как со­вет­ская власть так­же хра­нит и укра­ша­ет по­гре­бе­ния сво­их лю­дей…
Ко­му при­ят­но и у ко­го не вы­зо­вет чув­ства него­до­ва­ния, ко­гда на ме­сте по­гре­бе­ния бу­дут устра­и­вать­ся пу­ти, рыть­ся ка­на­вы, стро­ить­ся до­ма и так да­лее. Прав­да, Гор­со­вет пред­ла­га­ет вы­ка­пы­вать по­кой­ни­ков и пе­ре­во­зить их, но та­кое мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние со сло­мом па­мят­ни­ков вы­зо­вет гро­мад­ные за­тра­ты; крайне непри­ят­но для чув­ства лю­дей, ко­то­рые долж­ны при по­гре­бе­ни­ях, быв­ших 10-12 лет на­зад, в из­гнив­ших гро­бах со­би­рать в ящи­ки и меш­ки ко­сти умер­ших.
Ес­ли бы дей­стви­тель­но бы­ла сроч­ная необ­хо­ди­мость за­став­лять про­из­во­дить все эти некра­си­вые опе­ра­ции, то­гда еще бы­ло бы это­му оправ­да­ние, а у нас при на­ли­чии де­сят­ков гек­тар пу­стой зем­ли на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне стан­ции… это мож­но не де­лать, тем бо­лее что уни­что­же­ние клад­би­ща, со­глас­но за­ко­ну, до­пус­ка­ет­ся через 24 го­да по­сле пре­кра­ще­ния по­гре­бе­ний, что по­нят­но, так как этот срок уни­что­жа­ет в зем­ле по­гре­бен­ных, да и сам со­став жи­те­лей в корне из­ме­ня­ет­ся…
Име­ют­ся раз­го­во­ры о неко­то­рых на­ме­ре­ни­ях ис­поль­зо­вать клад­би­ще для устрой­ства уве­се­ли­тель­но­го пар­ка, но это бы­ло бы со­всем нехо­ро­шо, так как пляс­ка и му­зы­ка на ме­сте мо­гил бы­ла бы оскорб­ле­ни­ем чувств граж­дан и, во вся­ком слу­чае, да­ле­ко не куль­тур­ным ак­том. На ос­но­ва­нии из­ло­жен­но­го про­сим… не от­ка­зать в на­шем хо­да­тай­стве и от­ме­нить лик­ви­да­цию Бо­го­род­ско­го клад­би­ща…
На­сто­я­щее по­да­ет­ся от ча­сти род­ствен­ни­ков, име­ю­щих по­гре­бе­ния, так как хо­да­тай­ство от всех без ис­клю­че­ния пред­ста­вить труд­но, но не бу­дет невер­ным ска­зать, что прось­бу об остав­ле­нии клад­би­ща под­дер­жи­ва­ет вся мас­са, име­ю­щая на клад­би­ще по­гре­бе­ния…».
26 июня 1937 го­да на все­нощ­ную под празд­ник Всех свя­тых в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы при­был на­зна­чен­ный управ­ля­ю­щим Во­ло­год­ской епар­хи­ей епи­скоп Иоанн (Со­ко­лов). Ду­хо­вен­ство Во­лог­ды бы­ло убеж­де­но, что епи­скоп Иоанн яв­ля­ет­ся сек­рет­ным со­труд­ни­ком НКВД. На­сто­я­тель хра­ма про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский, по­дой­дя к ар­хи­ерею, ска­зал: «Со­глас­но ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам… мы вас ар­хи­ере­ем не счи­та­ем». И ото­шел от вла­ды­ки. Ни­кто из сто­яв­ших в ал­та­ре свя­щен­ни­ков и чле­нов прич­та не по­до­шел к епи­ско­пу взять бла­го­сло­ве­ние, всю служ­бу он ти­хо про­сто­ял в ал­та­ре, а за­тем неза­мет­но по­ки­нул Во­лог­ду и по­ехал на но­вое ме­сто на­зна­че­ния в Ар­хан­гельск.
Вско­ре по­сле это­го эпи­зо­да в ночь с 29-го на 30 июня свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны и неко­то­рые из при­хо­жан бы­ли аре­сто­ва­ны, и сре­ди них диа­кон Иоанн Пре­об­ра­жен­ский. Он был до­про­шен все­го еди­но­жды, 2 июля. Сле­до­ва­тель спро­сил, ко­го из свя­щен­но­слу­жи­те­лей он зна­ет в Во­лог­де. Диа­кон от­ве­тил, что зна­ет всех, кто слу­жит с ним в хра­ме на Бо­го­род­ском клад­би­ще. По­сле это­го сле­до­ва­тель ему за­явил:
– Сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да Во­лог­ды вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. Дай­те ва­ши от­кро­вен­ные по­ка­за­ния.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел, – от­ве­тил диа­кон Иоанн.
В ав­гу­сте, ко­гда во­шло в дей­ствие ста­лин­ское рас­по­ря­же­ние о мас­со­вых ре­прес­си­ях, бы­ли спеш­но до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, один из ко­то­рых за­явил, что диа­кон Пре­об­ра­жен­ский яв­ля­ет­ся участ­ни­ком «сбо­ра под­пи­сей сре­ди на­се­ле­ния под “про­те­стом” о за­кры­тии клад­би­ща в 1937 го­ду; сре­ди ду­хо­вен­ства и на­се­ле­ния кле­ве­тал на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства… аги­ти­ро­вал: “Из цер­ков­ных риз де­ла­ют та­поч­ки да ме­бель в те­ат­рах оби­ва­ют, а мы, ду­хо­вен­ство, хо­дим обо­рван­ные”».
В кон­це кон­цов диа­ко­на Иоан­на об­ви­ни­ли в том, что он буд­то бы «яв­ля­ет­ся участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы в го­ро­де Во­лог­де. Ве­дет непри­ми­ри­мую борь­бу про­тив со­вет­ской вла­сти и про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий. Рас­про­стра­ня­ет контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские из­мыш­ле­ния».
19 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Диа­кон Иоанн Пре­об­ра­жен­ский скон­чал­ся в Кар­го­поль­ском ла­ге­ре 11 июня 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Андре́й Трофимов.
Му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 30 ок­тяб­ря 1882 го­да в де­ревне Ки­те­не­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье; отец его, Мат­вей Тро­фи­мов, ле­том за­ни­мал­ся сель­ским хо­зяй­ством, а зи­мой раз­ра­ба­ты­вал лес­ные де­лян­ки. Ан­дрей окон­чил сель­скую шко­лу и по­мо­гал от­цу, по­ка не же­нил­ся и не об­за­вел­ся сво­им хо­зяй­ством, небо­га­тым, но вполне, по его мне­нию, до­ста­точ­ным. В 1916 го­ду он был при­зван на фронт и слу­жил ря­до­вым до 1917 го­да.
Ан­дрей Мат­ве­е­вич был при­хо­жа­ни­ном церк­ви Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня в се­ле Воз­дви­жен­ском Клин­ско­го уез­да, с юно­сти пел здесь на кли­ро­се, был пса­лом­щи­ком и ре­ген­том, чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он не из­ме­нил сво­ей ве­ре и сво­им убеж­де­ни­ям и остал­ся чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и ре­ген­том.
В 1931 го­ду со­вет­ская власть ста­ла уни­что­жать кре­стьян­ские хо­зяй­ства, и Ан­дрей Мат­ве­е­вич всту­пил в кол­хоз, где ему бы­ло по­ру­че­но уха­жи­вать за кол­хоз­ны­ми ло­шадь­ми.
На­сту­пил 1937 год, вла­сти рай­о­нов и об­ла­стей при­сту­пи­ли к со­став­ле­нию спис­ков на арест неугод­ных ком­му­ни­стам лю­дей. Об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние и бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин, со­блю­дав­ший все цер­ков­ные празд­ни­ки, ча­сто по­се­щав­ший цер­ковь и во вре­мя бо­го­слу­же­ний ис­пол­няв­ший обя­зан­но­сти ре­ген­та.
Со­труд­ни­ки НКВД по­тре­бо­ва­ли справ­ку на Ан­дрея Мат­ве­е­ви­ча от пред­се­да­те­лей сель­со­ве­та и кол­хо­за; пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пи­сал, что «Тро­фи­мов по­сле ре­во­лю­ции и до ре­во­лю­ции яв­ля­ет­ся ак­тив­ным цер­ков­ни­ком, со­сто­ял и со­сто­ит в дан­ное вре­мя чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та, был цер­ков­ным ста­ро­стой. В на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ет­ся ре­ген­том цер­ков­но­го хо­ра и ис­пол­ня­ет служ­бу дьяч­ка при церк­ви. Яв­ля­ет­ся враж­деб­но на­стро­ен­ным про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов»; пред­се­да­тель кол­хо­за на­пи­сал, что Ан­дрей Мат­ве­е­вич го­во­рил, что «“не нуж­но ра­бо­тать в пре­столь­ные празд­ни­ки, а ид­ти в цер­ковь, а то у нас уже ни­че­го не ста­ло ро­дить­ся за то, что вы не хо­ди­те в цер­ковь”… Ве­дет в кол­хо­зе под­рыв­ную ра­бо­ту… при­дя на со­бра­ние, бро­сил на стол клю­чи от ко­нюш­ни и го­во­рит, что “на­те вам ва­ши клю­чи и уха­жи­вай­те, как хо­ти­те са­ми, а я ра­бо­тать боль­ше не бу­ду”».
В но­яб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли сви­де­те­лей, од­но­сель­чан Ан­дрея Мат­ве­е­ви­ча. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Ан­дрей Мат­ве­е­вич – че­ло­век твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний и по цер­ков­ным празд­ни­кам сам на ра­бо­ту не вы­хо­дит и кол­хоз­ни­кам го­во­рит, что ра­бо­та в празд­ни­ки – боль­шой грех, что у них по­то­му и не ро­дит­ся ни­че­го, что они ра­бо­та­ют в празд­ни­ки, луч­ше оста­вить в эти дни ра­бо­ту и ид­ти в цер­ковь. А по по­во­ду смер­ти од­ной кол­хоз­ни­цы он ска­зал, что вот, мол, до че­го до­ве­ли кол­хо­зы кре­стьян, что лю­ди безвре­мен­но ста­ли уми­рать, все жи­лы вы­та­щи­ли с эти­ми кол­хо­за­ми, в мо­ги­лу вго­ня­ют.
14 но­яб­ря 1937 го­да Ан­дрей Мат­ве­е­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
При­знав на до­про­се, что он дей­стви­тель­но яв­ля­ет­ся ак­тив­ным при­хо­жа­ни­ном, со­сто­ит чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и по­ет на кли­ро­се, он, од­на­ко, от­ка­зал­ся при­знать, что про­во­дил контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, – за­явил сле­до­ва­тель, – что вы в июле ме­ся­це се­го го­да сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­ли аги­та­цию про­тив кол­хо­зов и вы­ка­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние про­тив ком­му­ни­стов. Под­твер­жда­е­те ли вы это свое ан­ти­со­вет­ское вы­ступ­ле­ние?
– Тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний про­тив ком­му­ни­стов я не вы­ка­зы­вал и аги­та­ции про­тив кол­хоз­но­го строя ни­ко­гда не вел, – от­ве­тил Ан­дрей Мат­ве­е­вич.
– В ок­тяб­ре се­го го­да на со­бра­нии кол­хоз­ни­ков вы от­ка­зы­ва­лись от кол­хоз­ной ра­бо­ты и вы­сту­па­ли про­тив кол­хо­зов? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Дей­стви­тель­но, я на об­щем со­бра­нии кол­хоз­ни­ков бро­сил на стол клю­чи от ко­нюш­ни и от­ка­зал­ся ра­бо­тать в кол­хо­зе, но про­тив кол­хо­за я не вы­сту­пал.
21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ан­дрея Тро­фи­мо­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в Бам­лаг. Ан­дрей Мат­ве­е­вич скон­чал­ся 11 июня 1938 го­да в Сред­не­бель­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Святитель Лука́ (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, Крымский.
Ис­то­рия на­шей стра­ны зна­ет мно­же­ство лю­дей, по­слу­жив­ших ее ста­нов­ле­нию, воз­ве­ли­чи­вая ее как свя­тую Русь. Но где она, свя­тая Русь? И мо­жем ли мы на­звать так совре­мен­ную Рос­сию? Во­прос непро­стой, но от­вет на него, как ви­дит­ся, ле­жит вне физи­че­ских за­ко­нов и ис­то­ри­че­ских ра­мок. Свя­тая Русь – это вневре­мен­ное устро­е­ние. Это сонм свя­тых, жив­ших на Ру­си во все ве­ка и со­хра­няв­ших вер­ность Гос­по­ду. К ве­ли­ко­му сон­му свя­тых, яв­лен­ных и неяв­лен­ных, в тя­же­лей­шем для Церк­ви XX ве­ке при­со­еди­нил­ся це­лый со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.
И сре­ди них мы ви­дим ве­ли­че­ствен­ную фигу­ру cвя­ти­те­ля Лу­ки (в ми­ру Ва­лен­ти­на Фе­лик­со­ви­ча Вой­но-Ясе­нец­ко­го; 1877–1961) – уче­но­го с ми­ро­вым име­нем, про­фес­со­ра хи­рур­гии и то­по­гра­фи­че­ской ана­то­мии, од­но­го из ос­но­ва­те­лей ре­ги­о­нар­ной ане­сте­зии и гной­ной хи­рур­гии.
В те­че­ние мно­гих лет Ва­лен­тин Фе­лик­со­вич ра­бо­тал зем­ским вра­чом в са­мых раз­ных ча­стях Рос­сии – от юга ро­ди­ны до са­мых край­них то­чек на се­ве­ре стра­ны. В са­мый раз­гар ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды про­фес­сор, глав­ный врач боль­шой боль­ни­цы го­ро­да Таш­кен­та, хи­рург при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан. «При ви­де ко­щун­ствен­ных кар­на­ва­лов и из­де­ва­тельств над Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом мое серд­це гром­ко кри­ча­ло: «Не мо­гу мол­чать!“. И я чув­ство­вал, что мой долг – за­щи­щать про­по­ве­дью оскорб­ля­е­мо­го Спа­си­те­ля на­ше­го и вос­хва­лять Его без­мер­ное ми­ло­сер­дие к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му», – вспо­ми­на­ет он.
В 1923 го­ду отец Ва­лен­тин (Вой­но-Ясе­нец­кий) при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Лу­ка и был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па. В сане епи­ско­па за ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры про­шел тер­ни­стый путь ла­ге­рей, при­ни­мал уча­стие в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне, в 1946 го­ду воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па, на­граж­ден пра­вом но­ше­ния брил­ли­ан­то­во­го кре­ста на кло­бу­ке. За вы­да­ю­щи­е­ся на­уч­ные тру­ды «Очер­ки гной­ной хи­рур­гии» и «Позд­ние ре­зек­ции при ог­не­стрель­ных ра­не­ни­ях круп­ных су­ста­вов» был на­граж­ден Ста­лин­ской пре­ми­ей I сте­пе­ни, а за уча­стие в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне ме­да­лью «За доб­лест­ный труд в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941–1945 гг.». Прак­ти­че­ски до по­след­них дней свя­ти­тель Лу­ка со­че­тал епи­скоп­ское слу­же­ние с хи­рур­ги­че­ской прак­ти­кой. В 1995 го­ду он был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, в 1999 го­ду – к ли­ку свя­тых Крас­но­яр­ской епар­хии. В 2000 го­ду – к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-luka-vojno-jaseneckij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/
• Дух, душа и тело
• Евангельское злато
• О семье и воспитании детей
• Пасха Господня
• Принесем Тебе любовь нашу
• Проповеди
• Спешите идти за Христом
• Толкование на молитву святого Ефрема Сирина
• Наука и религия
• Указы
• Я полюбил страдание

☦️
Преподобный И́ов (в схиме Иису́с) Анзерский.
Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский родился в Москве в 1635 году и во Святом Крещении был назван Иоанном. Вероятнее всего, происходил он из духовного звания, был воспитан в добрых нравах и получил хорошее воспитание. По достижении зрелого возраста благочестивый Иоанн был поставлен священником одной из московских приходских церквей и проходил своё служение с таким вниманием и любовью, что имя его скоро сделалось известным по Москве. Истинное утешение он находил в совершении Литургии, которую служил с таким вниманием, благоговением и воодушевлением, что все невольно молились усерднее обыкновенного.
Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!» После молитвы любимым делом отца Иоанна было творить милостыню. Он близко входил в положение своих прихожан, для бедняков часто устраивал трапезу, а для облегчения участи несчастных пользовался своим авторитетом среди влиятельных знакомых. Ворота его дома были всегда открыты, и всякий мог свободно прийти к любимому пастырю. А он после беседы при прощании одарял ещё каждого, чем мог.
Весть о добром пастыре дошла вскоре и до самого императора Петра I. Император сделал отца Иоанна сначала придворным священником, а потом и духовником всего царственного дома. Став лицом важным, отец Иоанн ещё боле и шире, чем прежде, стал благотворить ближним, ни в чём остальном не изменяя прежнего скромного образа жизни.
Особенной любовью его с этого времени стали пользоваться богадельни и тюрьмы, которые он часто навещал. Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться.
С годами отец Иоанн, посвятив себя богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц.
Через некоторое время случилась со старцем-иереем тяжкая болезнь (малокровие и обмороки), однако через три месяца он поправился и, как бы предчувствуя приближавшуюся беду, стал опять всех принимать и со всеми прощаться. И предчувствие не обмануло святого старца.
Когда началось «дело Гришки Талицына», проповедника пришествия антихриста, коим он считал Петра I, отец Иоанн был оклеветан. Гришка во время исповеди открыл батюшке своё злоумышление, а отец Иоанн, сохраняя тайну исповеди, не донёс о сем начальству. Во время допросов Гришка объявил, что он исповедался пред духовником. На отца Иоанна донесли государю, который счёл обвинения против духовника обоснованными и приказал отправить отца Иоанна к епископу Холмогорскому Афанасию для пострижения в монахи на Соловках.
Безропотно отправился старец в 1701 году в далёкий Архангельск. С любовью приняли его и владыка Афанасий, и настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Фирс. Вскоре отец Иоанн был пострижен в монашество с именем Иов в главном Преображенском соборе обители. По пострижении он был отдан под руководство старца Ионы. Бывший придворный священник трудился вместе с другими иноками на самых суровых послушаниях. Сам он ничего не вкушал, кроме хлеба и воды.
Братия, увидев в старце Иове мужа совершенна, освободила его от послушаний, дабы он всё время посвящал молитве, посту и поучению в Слове Божием. Слава о старце снова стала расти и дошла до Царя. Царь же, убедившись в невиновности своего духовника, снова звал его к себе, но изнурённый летами и подвигами старец отказался от такого предложения и просил у настоятеля разрешения удалиться в Анзерский скит на безмолвие. В 1702 году просьба его была уважена, а вскоре, по кончине прежнего строителя скита, отец Иов был назначен на должность строителя, которую исполнял восемь лет. При нём число насельников возросло до 30-ти.
Помня слова Господни: «Ему же дано будет много, много и взыщется от него» (Лк.12:48), – на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Особым подвигом, который принял на себя отец Иов, был уход за больными. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал.
Часто он любил удаляться на безмолвие, иногда посещал пустынника Паисия, одного из младших учеников преподобного Елеазара Анзерского, который жил на Секирной горе. В 1710 году отец Иов, по его желанию, был пострижен в схиму с именем Иисус, в честь праведного Иисуса – сына Навина.
Вскоре Сама Матерь Божия определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему в тонком сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофою, на Анзерском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв этот чудесный сон за благословение Божие, старец Иисус в 1714 году переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-распятный скит, где продолжил свой многотрудный подвиг.
В духовной радости преподобный Иисус с другом своим Паисием не замедлили исполнить небесное повеление и освятили гору.
Вскоре в 1713 году строительство скита было благословлено преосвященным Варнавою. Была выстроена церковь в честь Распятия Господня и освящена в 1715 году. Устроились келии и собралось братий 20 человек. Царствующий дом внёс немало пожертвований в обустройство нового скита.
В основу братской жизни преподобный Иисус положил те же начала, кои были установлены преподобным Елеазаром в Анзерском скиту. Сам престарелый строитель, в пример братии, нередко рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне затворял тесто. В своей келлии старец постоянно занимался рукоделием, а деньги, которые за это выручал, делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе он не оставлял ничего, имея при себе лишь несколько духовных книг.
За богоугодную жизнь преподобный был удостоен особенных откровений. По его горячим молитвам Сама Пресвятая Богородица явилась ему в келлии и назвала место на горе, где можно рыть колодец и получить воду, столь необходимую для нужд монастыря. Когда был открыт чудесный источник, преподобный вразумил братию: «Никогда не скорбите, не малодушествуйте, но всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: «Мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас»». Святой угодник с помощью Божией сумел предвидеть злые намерения пришедших однажды к нему чужих людей и своей молитвой: «Господи, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу», – усыпил злоумышленников на пять дней и ночей и этим привел их к искреннему покаянию. В другой раз он наказал воров, заставив простоять их неподвижно под тяжестью награбленного два дня, пока те не взмолились о пощаде.
Предчувствуя свою кончину, старец сам выкопал себе могилу и нередко близ неё проводил время в молитве. Еще задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Всю жизнь посвятив служению Богу и ближним, смиренный подвижник, готовясь к назначенному часу, сокрушенно каялся, что слишком мало угождал Господу. Перед смертью он заболел горячкой и три дня лежал в бессознательном состоянии, но потом вдруг так поправился, что смог отслужить литургию. После литургии старец снова возлёг на одре, назначил преемником по управлению скитом ученика Макария и в ночь на 17 марта (это был воскресный день, как и говорил старец) 1720 года – в Неделю православия – свято почил о Господе. Перед кончиной лицо его просияло, и он произнёс: «Благословен Бог отец наших! Если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!» В ту же минуту келлию осиял небесный свет, разлилось благоухание, и слышна была псаломская песнь: «Яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих» (Пс.41:5). Преподобный был погребён в уготованной им самим могиле, над которой был выстроен храм.

☦️
Собор святых Красноярской митрополии.
Днем празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых Крас­но­яр­ской мит­ро­по­лии уста­нов­ле­но 11 июня (29 мая), день па­мя­ти свя­ти­те­ля Лу­ки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го).
В со­став Со­бо­ра свя­тых Крас­но­яр­ской мит­ро­по­лии в на­сто­я­щее вре­мя вклю­че­ны 16 по­чи­та­е­мых на При­е­ни­сей­ской зем­ле и ка­но­ни­зи­ро­ван­ных по­движ­ни­ков, ос­нов­ным ме­стом по­дви­га, ли­бо по­гре­бе­ния ко­то­рых яв­ля­ют­ся вхо­дя­щие в мит­ро­по­лию епар­хии:
Алек­сандр По­ли­ва­нов, сщ­мч. († 1919);
Амос Ива­нов, сщ­мч. († 1919);
Ам­фи­ло­хий, епи­скоп Крас­но­яр­ский, сщ­мч. († 1937);
Ва­си­лий Ман­га­зей­ский, мч. († 1600);
Вла­ди­мир Фо­кин, сщ­мч. († 1919);
Да­ни­ил Ачин­ский, прав. († 1843);
Ди­мит­рий Неро­вец­кий, сщ­мч. († 1919);
Ев­фи­мий Го­ря­чев, сщ­мч. († 1937);
Лу­ка, ар­хи­епи­скоп Сим­фе­ро­поль­ский, сщисп. († 1961);
Ми­ха­ил Во­ло­год­ский, сщ­мч. († 1920);
Ми­ха­ил Кар­го­по­лов, сщ­мч. († 1919);
Петр Иг­на­тов, мч. († 1941);
Пор­фи­рий Фе­ло­нин, сщ­мч. († 1919);
Сте­фан На­ли­вай­ко, мч. († 1945);
Сте­фан Се­мен­чен­ко, сщ­мч. († 1919);
Тро­фим Куз­не­цов, сщ­мч. († 1919).

☦️
Икона Богородицы «Споручница грешных».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну…».
Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.
В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.
В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-sporuchnica-greshnyh

☦️
Икона Богородицы «Недремлющее Око».
В го­ро­де Ры­бин­ске, в мо­на­стыр­ской ча­совне, устро­ен­ной неда­ле­ко от вок­за­ла Ры­бин­ско-Бо­ло­гов­ской же­лез­ной до­ро­ги, на­хо­дит­ся древ­няя чу­до­твор­ная ико­на, име­ну­е­мая «Недрем­лю­щее око». Ее по­жерт­во­ва­ла дочь зна­ме­ни­то­го про­по­вед­ни­ка, про­то­и­е­рея Ро­ди­о­на Пу­тя­ти­на, ко­то­рый пи­тал к этой иконе осо­бен­ное бла­го­го­ве­ние вслед­ствие се­мей­ных пре­да­ний. Об­раз име­ет 10 верш­ков в ши­ри­ну и один ар­шин в вы­со­ту; пи­сан он на по­лотне, на­кле­ен­ном на де­ре­вян­ную дос­ку; жи­во­пись его при­над­ле­жит к ита­льян­ско­му сти­лю. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на в по­ло­ви­ну ро­ста; Она си­дит пе­ред сто­лом в ком­на­те с по­до­бран­ной на ле­вой сто­роне за­на­ве­сью тем­но-зе­ле­но­го цве­та. Гла­ва Ее по­кры­та бе­лым по­кры­ва­лом, из-под ко­е­го вид­не­ют­ся во­ло­сы. Пре­чи­стое ли­цо Ее и пе­чаль­ный взор опу­ще­ны до­лу и об­ра­ще­ны к ле­жа­ще­му Бо­гом­ла­ден­цу. Ле­вая ру­ка Бо­го­ма­те­ри, по­ко­я­ща­я­ся на сто­ле, под­дер­жи­ва­ет гла­ву Ее, а пра­вая спя­ще­го Бо­гом­ла­ден­ца. Гла­за Пред­веч­но­го Мла­ден­ца за­кры­ты, а гла­ва Его об­ра­ще­на в пра­вую сто­ро­ну; пра­вая ру­ка по­ко­ит­ся на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри, а ле­вая на со­гну­том ко­лене Его ле­вой но­ги; сред­няя часть те­ла по­кры­та бе­лой таф­той. Вни­зу ико­ны на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись: «Аз сплю, а серд­це Мое бдит» (Песн.5:2). Эта над­пись сви­де­тель­ству­ет, что на­име­но­ва­ние ико­ны «Недрем­лю­щее око» име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: она ука­зы­ва­ет на то, что Спа­си­тель и Его Пре­чи­стая Ма­терь все­гда неусып­но пе­кут­ся о на­шем спа­се­нии.
Дру­гая ико­на с та­ким же на­зва­ни­ем на­хо­дит­ся в го­ро­де Уг­ли­че Яро­слав­ской гу­бер­нии, в Бо­го­яв­лен­ской ча­совне Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, устро­ен­ной под со­бор­ной мо­на­стыр­ской цер­ко­вью. Она по­жерт­во­ва­на в 1848 го­ду жи­тель­ни­цей Уг­ли­ча А. В. Ле­бе­де­вой, ко­то­рая удо­сто­ве­ри­ла, что сия ико­на очень древ­няя и с дав­них пор счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. Ико­на име­ет бо­лее ар­ши­на вы­ши­ны и 3/4 ар­ши­на ши­ри­ны и пи­са­на на дос­ке ита­льян­ской жи­во­пи­сью. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей в ком­на­те с ок­ном на пра­вой сто­роне. Гла­ва Ее об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну и по­кры­та до плеч по­кры­ва­лом си­не­го цве­та, из-под ко­то­ро­го вы­би­ва­ют­ся во­ло­сы. Очи Бо­го­ма­те­ри по­лу­от­кры­ты и об­ра­ще­ны к спя­ще­му Пред­веч­но­му Мла­ден­цу. Верх­нее оде­я­ние Ее го­лу­бо­го, а ниж­нее ало­го цве­та. Спя­щий Бо­гом­ла­де­нец по­ко­ит­ся на ле­вом ко­лене и ле­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри; гла­ва Его об­ра­ще­на в ле­вую сто­ро­ну; ру­ки сло­же­ны под грудь, а но­ги со­гну­ты в ко­ле­нях и опу­ще­ны вниз. Все те­ло Его оде­то в ру­баш­ку бе­ло­го цве­та и по­ло­же­но на раз­вер­ну­тую бе­лую пе­ле­ну, один край ко­то­рой под­нят пра­вой ру­кой Бо­го­ма­те­ри в уро­вень с Ее пра­вым пле­чом. Ико­на укра­ше­на по­зо­ло­чен­ной ри­зой и вен­ца­ми. Дру­гие укра­ше­ния на сей иконе — три се­реб­ря­ные изо­бра­же­ния ног и два се­реб­ря­ных кре­ста по­жерт­во­ва­ны ли­ца­ми, ис­це­лив­ши­ми­ся по­сле мо­лит­вы пе­ред сей ико­ной. Пе­ред этой ико­ной, рав­но как и пе­ред пер­вой, чи­та­ет­ся сле­ду­ю­щая мо­лит­ва Бо­го­ма­те­ри: «О, Пре­див­ная Гос­по­же, Вла­ды­чи­це Бо­го­ро­ди­це! При­и­ми нас, при­па­да­ю­щих к Тво­е­му об­ра­зу; воз­зри недрем­лю­щим оком Тво­им на ду­шев­ные яз­вы на­ши гре­хов­ные; умо­ли серд­цем бдя­ще­го о нас Сы­на Тво­е­го, Хри­ста Бо­га на­ше­го, да из­ба­вит нас с ве­рой к Нему при­бе­га­ю­щих от тяж­ко­го сна гре­хов­но­го и от всех на­вет вра­же­ских, да спа­сет ду­ши на­ша, яко Че­ло­ве­ко­лю­бец».

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-nedremljushchee-oko


Жития
Писание