⏳ 2024.06.09 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 6я по Пасхе, о слепом (глас 5й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)

☀️ неподвижный годовой круг:
9 июня (27 мая)
• сщмч. Ферапо́нта Сардийского (III)
• мц. Феодо́ры девы, мч. Диди́ма воина (304)
• прп. Ферапонта Белозерского (1426)
• перенесение мощей свтт. Киприана, Фо́тия, Ионы Московских (1472)
• прп. Ферапонта Монзенского (1597)
• обретение мощей прп. Нила Столобе́нского (1667)
• прав. Иоанна Русского (1730)


☦️
Священномученик Ферапо́нт Сардийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­ра­понт, епи­скоп Сар­дий­ский (го­род Сар­дис (Сар­ды) на­хо­дил­ся в ма­ло­азий­ской об­ла­сти Ли­дии), по­стра­дал за Хри­ста в III ве­ке. Ис­пол­няя свое свя­ти­тель­ское слу­же­ние, свя­той Фе­ра­понт про­све­тил све­том хри­сти­ан­ской ве­ры и кре­стил мно­гих языч­ни­ков-ел­ли­нов. За это он пред­стал пе­ред су­дом пра­ви­те­ля Юли­а­на и бес­страш­но объ­явил се­бя хри­сти­ан­ским епи­ско­пом. Его бро­си­ли в тем­ни­цу, где дол­гое вре­мя то­ми­ли го­ло­дом и жаж­дой, по­том пре­да­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, но му­че­ния не по­ко­ле­ба­ли му­же­ствен­но­го ис­по­вед­ни­че­ства свя­ти­те­ля. В око­вах свя­то­го по­ве­ли в го­род Си­на­он во Фри­гии, от­ту­да в Ан­ки­ру. В этих го­ро­дах его сно­ва пы­та­ли. За­тем при­ве­ли свя­то­го Фе­ра­пон­та к ре­ке Аста­ле, об­на­жен­но­го рас­тя­ну­ли кре­сто­об­раз­но на зем­ле, при­вя­зав к че­ты­рем ко­льям, вби­тым в зем­лю, и же­сто­ко из­би­ли. По­сле это­го ис­тя­за­ния стра­сто­терп­ца Хри­сто­ва при­ве­ли в пре­де­лы Са­та­лий­ской епи­ско­пии, под­чи­няв­шей­ся Сар­дий­ской мит­ро­по­лии, и здесь по­сле дол­гих из­би­е­ний свя­ти­тель Фе­ра­понт за­кон­чил свой му­че­ни­че­ский по­двиг. Су­хие ко­лья, к ко­то­рым был при­вя­зан свя­той, на­пи­тан­ные его кро­вью, да­ли зе­ле­ные рост­ки и вы­рос­ли в боль­шие де­ре­вья, ли­стья ко­то­рых об­ре­ли це­леб­ные свой­ства и мно­гим лю­дям по­да­ва­ли бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния.

☦️
Мученица Феодо́ра дева и мученик Диди́м воин Александрийские.
Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­до­ра де­ви­ца и во­ин Ди­дим по­стра­да­ли за Хри­ста в го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) в го­ро­де Алек­сан­дрии в 303 или 304 го­ду.
Свя­тая де­ва Фе­о­до­ра, пред­став пе­ред су­дом пра­ви­те­ля Алек­сан­дрии Ев­стра­тия, бес­страш­но ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой. На во­прос пра­ви­те­ля, по­че­му она не вы­шла за­муж, свя­тая от­ве­ти­ла, что по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу, ре­ши­ла остать­ся дев­ствен­ни­цей ра­ди Име­ни Хри­сто­ва. Ев­стра­тий по­ве­лел от­ве­сти свя­тую де­ву в тем­ни­цу, дав ей три дня на раз­мыш­ле­ния, и угро­жал при даль­ней­шем ослу­ша­нии от­ве­сти ее в блуд­ный дом. При­ве­ден­ная на суд через три дня, свя­тая Фе­о­до­ра оста­лась по-преж­не­му твер­да в сво­ей ве­ре. То­гда ее от­ве­ли в блуд­ный дом, где раз­врат­ные юно­ши ста­ли спо­рить о том, ко­му пер­во­му вой­ти к ней. В это вре­мя хри­сти­а­нин Ди­дим в во­ин­ской одеж­де бес­пре­пят­ствен­но во­шел в блуд­ный дом, разо­гнал ис­пу­ган­ных блуд­ни­ков и спас свя­тую де­ву, пе­ре­дав ей свою одеж­ду. Узнав о про­ис­шед­шем, Ев­стра­тий при­ка­зал до­про­сить свя­то­го Ди­ди­ма. При­ве­ден­ный к раз­гне­ван­но­му су­дье, свя­той Ди­дим рас­ска­зал о том, как осво­бо­дил свя­тую де­ву, за что сам был осуж­ден на смерт­ную казнь. На ме­сто его каз­ни при­шла свя­тая де­ва Фе­о­до­ра и, об­ра­ща­ясь к свя­то­му Ди­ди­му, ска­за­ла, что же­ла­ет уме­реть вме­сте с ним. Пра­ви­тель, уви­дев свя­тую му­че­ни­цу, при­ка­зал умерт­вить обо­их. Пер­вой пре­кло­ни­ла го­ло­ву под меч свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­до­ра, а по­сле нее и свя­той му­че­ник Ди­дим. Те­ла свя­тых му­че­ни­ков бы­ли со­жже­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/458

☦️
Преподобный Ферапо́нт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, архимандрит.
В ми­ру дво­ря­нин Фе­о­дор По­ско­чин, ро­дил­ся в 1337 г. в г. Во­ло­ко­лам­ске. Со­ро­ка лет, без пред­ва­ри­тель­но­го ис­пы­та­ния, пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром (пле­мян­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, впо­след­ствии ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским) был по­стри­жен в Мос­ков­ском Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, где со­еди­нил­ся со­ю­зом друж­бы с пре­по­доб­ным Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским (па­мять 9/22 июня). Здесь они вме­сте про­хо­ди­ли по­двиг спа­се­ния в пост­ни­че­стве и мо­лит­вах и слу­ша­ли ду­хов­ные на­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, по­се­щав­ше­го их оби­тель.
Вы­пол­няя мо­на­стыр­ское по­слу­ша­ние, пре­по­доб­ный Фе­ра­понт по­бы­вал в Бе­ло­зер­ском краю, очень по­лю­бив­шем­ся пре­по­доб­но­му. По воз­вра­ще­нии свя­то­го в мо­на­стырь, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, оба дру­га от­пра­ви­лись на Бе­ло­озе­ро. Неко­то­рое вре­мя они жи­ли вме­сте, а по­том по вза­им­но­му со­гла­сию Фе­ра­понт пе­ре­шел на но­вое ме­сто по­дви­гов, в 15 вер­стах от Ки­рил­ло­ва, меж­ду двух озер: Бо­ро­дав­ским и Пав­ским, где стал жить от­шель­ни­ком, тер­пя мно­гие ли­ше­ния и не раз под­вер­га­ясь на­па­де­ни­ям раз­бой­ни­ков.
С те­че­ни­ем вре­ме­ни к нему со­бра­лись лю­би­те­ли без­мол­вия, и в 1398 г. пре­по­доб­ный Фе­ра­понт ос­но­вал мо­на­стырь, но от са­на игу­ме­на по сми­ре­нию от­ка­зал­ся. В 1408 г. по же­ла­нию Мос­ков­ско­го кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча, глу­бо­ко по­чи­тав­ше­го пре­по­доб­но­го, свя­той по­движ­ник ос­но­вал в мест­но­сти Луж­ки, близ Мо­жай­ска, дру­гой мо­на­стырь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Про­жив в оби­те­ли 18 лет, пре­по­доб­ный Фе­ра­понт с ми­ром по­чил о Гос­по­де 27 мая 1426 г., в воз­расте 90 лет.
В 1514 г. бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го, про­сла­вив­ши­е­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/461

☦️
Перенесение мощей свтт. Киприа́на, Фо́тия и Ио́ны, митрополитов Московских (1472).
Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе († 1473, память 9 января) и великом князе Иоанне IV (1462-1505). Отдельные памяти святителям совершаются: митрополиту Киприану († 1406, 16 сентября), митрополиту Фотию († 1431, 2 июля), митрополиту Ионе († 1461, 31 марта).

Святитель Киприа́н, митрополит Московский, Киевский и всея Руси. По происхождению серб (или болгарин), подвизался на Афоне. В 1375 (1376) г. был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Константинопольским Филофеем еще при жизни св. митрополита Алексия († 1378 г.; память 12/25 февраля). Поэтому святитель Киприан управлял сначала только юго-западной частью Русской Церкви. В 1390 г. он окончательно занял Московскую кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Скончался святой в 1406 г.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 года имя святого Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Киприана было включено в Собор Московских святителей.

☦️
Преподобный Ферапо́нт Монзенский, Галичский.
О про­ис­хож­де­нии и ран­них го­дах его жиз­ни све­де­ний не со­хра­ни­лось. На­чал он свои по­дви­ги в Москве (ве­ро­ят­но, что юрод­ство­вал, под­ра­жая бла­жен­но­му Ва­си­лию Мос­ков­ско­му), за­тем пе­ре­шел в Ко­стром­ской Воз­дви­жен­ский мо­на­стырь, где, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, про­жил 13 лет. Еще при жиз­ни свя­той про­сла­вил­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми.
Од­на­жды пре­по­доб­ный Фе­ра­понт явил­ся во сне двум ино­кам Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря, Па­ф­ну­тию и Ан­дри­а­ну, и по­ве­лел ос­но­вать оби­тель на бе­ре­гу ре­ки Мон­зы (близ Со­ли­га­ли­ча). Из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, пре­по­доб­ный уда­лил­ся из Воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря и неко­то­рое вре­мя жил от­шель­ни­ком. Ко­гда мо­на­стырь на ре­ке Мон­зе был по­стро­ен стар­цем Ан­дри­а­ном, пре­по­доб­ный про­сла­вил его дву­мя чу­де­са­ми: явив­шись во сне ры­ба­ку из Со­ли­га­ли­ча и куз­не­цу из Буя, у ко­то­рых бо­ле­ли сы­но­вья, он пред­ска­зал, что де­ти их ис­це­лят­ся в но­во­устро­ен­ном Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре на ре­ке Мон­зе. И, дей­стви­тель­но, при­ве­зен­ные в мо­на­стырь, оба юно­ши ис­це­ли­лись.
Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фе­ра­понт сам при­шел в Бла­го­ве­щен­скую оби­тель и про­сил игу­ме­на, стар­ца Ан­дри­а­на, стать его ду­хов­ным от­цом. Во вре­мя ис­по­ве­ди Ан­дри­ан был по­тря­сен ду­шев­ной чи­сто­той пре­по­доб­но­го, си­лой его ве­ры. Два го­да пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Фе­ра­пон­та в Мон­зен­ском мо­на­сты­ре бы­ли вре­ме­нем ве­ли­ко­го сми­ре­ния, кро­то­сти и ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов. Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь был все­гда до­рог пре­по­доб­но­му: он чу­дес­но со­дей­ство­вал его устро­е­нию и пе­ре­не­се­нию на но­вое ме­сто, за­щи­щал от недоб­ро­же­ла­те­лей, чу­дес­но изыс­ки­вал сред­ства для его со­дер­жа­ния.
Пре­дузнав день сво­ей кон­чи­ны, свя­той про­стил­ся с бра­ти­ей и мир­но по­чил 12 де­каб­ря 1597 г. Пе­ред смер­тью он очень про­сил, чтобы ему, уже умер­ше­му, да­ли Бо­го­яв­лен­ской свя­той во­ды. Ис­пол­няя во­лю по­чив­ше­го, ему да­ли свя­той во­ды, и он про­гло­тил ее. В ле­то­пи­си мо­на­сты­ря опи­са­ны мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния, про­ис­хо­див­шие у гро­ба пре­по­доб­но­го. Од­на­жды свя­той спас су­да от ги­бе­ли при про­хож­де­нии через по­ро­ги на ре­ке Ко­стро­ме, пря­мо про­тив Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем неко­то­рые ви­де­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, са­див­ше­го­ся на кор­му каж­до­го стру­га и пра­вив­ше­го в опас­ном ме­сте. Так­же, явив­шись во сне игу­ме­ну мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный пред­ска­зал го­лод 1601 го­да и по­ве­лел за­па­сти боль­ше хле­ба.
Через 20 лет по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи, при­чем да­же ри­зы бы­ли це­лы­ми.

☦️
Преподобный Нил Столобе́нский.
Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся во вто­рой по­ло­ви­не XV ве­ка в од­ном из се­ле­ний Де­рев­ской Пя­ти­ны Жа­бен­ско­го по­го­ста в Нов­го­род­ской зем­ле (в не­ко­то­рых текстах жи­тия пре­по­доб­но­го его ро­ди­ной на­зы­ва­ет­ся са­мое се­ле­ние Жаб­на – центр по­го­ста или во­ло­сти). Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли его в стра­хе Бо­жи­ем, в люб­ви к мо­лит­ве и чте­нию ду­ше­по­лез­ных книг. По­сле их кон­чи­ны око­ло 1505 го­да пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем в честь пре­по­доб­но­го Ни­ла Си­най­ско­го (V; па­мять 12 но­яб­ря) в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го († 1495; па­мять 28 ав­гу­ста). По­сле при­ня­тия ино­че­ства свя­той Нил му­же­ствен­но во­ору­жил­ся про­тив внут­рен­них стра­стей диа­во­ла. С усер­ди­ем ис­пол­няя все воз­ло­жен­ные на не­го по­слу­ша­ния, он бес­пре­ко­слов­но по­ви­но­вал­ся игу­ме­ну. Во всех по­ступ­ках пре­по­доб­ный Нил про­яв­лял сми­ре­ние, кро­тость и не­зло­бие. Укро­тив стра­сти, сми­рив плоть по­стом и бде­ни­ем и омыв ду­шу сле­за­ми, он сде­лал­ся из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха.
Что­бы из­бе­жать мир­ской сла­вы, пре­по­доб­ный Нил в 1515 го­ду ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние на­сто­я­те­ля и по­ки­нул Кры­пец­кий мо­на­стырь для пу­стын­но­жи­тель­ства. По­ла­га­ясь на ука­за­ние Бо­жие, пре­по­доб­ный про­шел мно­го не­оби­та­е­мых мест и на­ко­нец, при­дя в Ржев­скую зем­лю, из­брал пу­стын­ное ле­си­стое ме­сто близ ре­ки Се­рем­хи (или Че­рем­хи). По­ста­вив не­боль­шую ке­лью, свя­той пре­дал­ся по­дви­гам не­пре­стан­ной мо­лит­вы и воз­дер­жа­ния. Пи­щей слу­жи­ли же­лу­ди и дру­гие пло­ды ле­са. Бе­сы, что­бы устра­шить свя­то­го и про­гнать его из пу­сты­ни, яв­ля­лись ему в ви­де сви­ре­пых зве­рей и га­дов. Они с прон­зи­тель­ным сви­стом и ши­пе­ни­ем устрем­ля­лись на не­го, но свя­той по­движ­ник от­го­нял их мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем. Не имея воз­мож­но­сти из­гнать пре­по­доб­но­го из пу­сты­ни, бе­сы на­уча­ли злых лю­дей при­чи­нять ему вред. Од­на­жды к свя­то­му от­шель­ни­ку при­шли раз­бой­ни­ки, ду­мая най­ти у не­го ка­кие-ли­бо со­кро­ви­ща. Узнав об их при­хо­де, пре­по­доб­ный Нил со­тво­рил мо­лит­ву и вы­шел им на­встре­чу с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри в ру­ках. Раз­бой­ни­кам по­ка­за­лось, что с пре­по­доб­ным идет мно­же­ство во­ору­жен­ных лю­дей. Они ис­пу­га­лись и ста­ли про­сить у свя­то­го про­ще­ния. Свя­той Нил с лю­бо­вью при­нял их по­ка­я­ние и от­пу­стил с ми­ром.
Че­рез 13 лет, по устро­е­нию Про­мыс­ла Бо­жия, имя пре­по­доб­но­го Ни­ла ста­ло из­вест­но во мно­гих окрест­ных се­ле­ни­ях. Мно­гие ста­ли при­хо­дить к не­му за бла­го­сло­ве­ни­ем, на­став­ле­ни­я­ми и со­ве­та­ми. По­движ­ни­че­ская жизнь свя­то­го от­шель­ни­ка вы­зва­ла мир­скую хва­лу, и это край­не огор­ча­ло сми­рен­но­го ино­ка. В ноч­ных мо­лит­вах он со сле­за­ми про­сил Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу на­ста­вить его на путь уеди­нен­ных по­дви­гов.
Од­на­жды в тон­ком сне пре­по­доб­ный услы­шал по­ве­ле­ние ид­ти на ост­ров Сто­лоб­ный, рас­по­ло­жен­ный на озе­ре Се­ли­гер. Пе­ре­се­ле­ние пре­по­доб­но­го Ни­ла на этот пу­стын­ный ост­ров про­изо­шло в 1528 го­ду. Первую зи­му свя­той про­жил в вы­ко­пан­ной им в го­ре пе­ще­ре, а за­тем по­стро­ил не­боль­шую де­ре­вян­ную ке­лью и ча­сов­ню. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го по­пы­тал­ся из­гнать свя­то­го и из это­го ме­ста, яв­ля­ясь ему и угро­жая бе­да­ми. Он на­учил и окрест­ных по­се­лян вре­дить по­движ­ни­ку. Ни­ко­му ра­нее не нуж­ный ост­ров вдруг стал не­об­хо­дим жи­те­лям со­сед­них с ним се­ле­ний, и они ре­ши­ли вы­ру­бить на нем лес и рас­па­хать паш­ню. Сруб­лен­ный же лес по­до­жгли, на­де­ясь, что вме­сте с ним сго­рит и ке­ллия свя­то­го. Но ко­гда огонь бу­ше­вал по ост­ро­ву и при­бли­зил­ся к жи­ли­щу пре­по­доб­но­го Ни­ла, по мо­лит­ве свя­то­го пла­мя по­гас­ло. Как и в Се­рем­ской пу­сты­ни, на пре­по­доб­но­го Ни­ла на­па­ли раз­бой­ни­ки, тре­буя со­кро­вищ. Свя­той ска­зал им, что его со­кро­ви­ще на­хо­дит­ся в уг­лу ке­ллии – там сто­я­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бро­сив­шись ту­да, раз­бой­ни­ки ослеп­ли. Рас­ка­яв­шись в злых за­мыс­лах, они по мо­лит­ве свя­то­го про­зре­ли.
По­сле про­дол­жи­тель­ной и уси­лен­ной борь­бы со стра­стя­ми и диа­во­лом пре­по­доб­ный Нил удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра ду­хов­но­го про­зре­ния и рас­суж­де­ния. Бла­го­да­ря на­став­ле­ни­ям пре­по­доб­но­го мно­гие лю­ди ис­прав­ля­ли свою жизнь, по его мо­лит­вам они по­лу­ча­ли по­мощь от Бо­га и уте­ше­ние. По мо­лит­вам свя­то­го укро­ща­лись вол­ны на Се­ли­ге­ре и за­стиг­ну­тые бу­рей ры­ба­ки спа­са­лись от смер­ти. 27 лет про­жил пре­по­доб­ный Нил на Сто­лоб­ном, с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем пе­ре­но­ся вся­кие на­па­сти, скор­би и ли­ше­ния. Осо­бым по­дви­гом свя­то­го Ни­ла бы­ло то, что он не ло­жил­ся для сна, но спал си­дя, опе­рев­шись на два боль­ших де­ре­вян­ных крю­ка, вби­тых в сте­ну ке­ллии. За не­сколь­ко лет до кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил вы­ко­пал в ча­сов­не мо­ги­лу и по­ста­вил в ней гроб, к ко­то­ро­му при­хо­дил каж­дый день и опла­ки­вал свои гре­хи.
Пре­по­доб­но­му Ни­лу бы­ло от­кры­то вре­мя его кон­чи­ны – 7 де­каб­ря 1554 го­да. Не­за­дол­го пред тем свя­то­го по­се­тил его ду­хов­ник – игу­мен Ра­ков­ско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря Сер­гий и при­ча­стил пре­по­доб­но­го Ни­ла Свя­тых Хри­сто­вых Тайн. Пре­по­доб­ный пред­ска­зал воз­ник­но­ве­ние ино­че­ской оби­те­ли на ме­сте сво­их по­дви­гов. Пе­ред бла­жен­ной кон­чи­ной он ока­дил ке­ллию, а за­тем мир­но по­чил си­дя, опе­рев­шись на де­ре­вян­ные крю­ки. Ко­гда при­шли бра­тия Рож­ков­ской оби­те­ли, то в ке­ллии свя­то­го по­чув­ство­ва­ли бла­го­уха­ние, а лик по­чив­ше­го си­ял не­обык­но­вен­ным све­том. Его по­греб­ли в при­го­тов­лен­ном им гро­бе.

По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ни­ла на ост­ров Сто­лоб­ный при­хо­ди­ли ино­ки из раз­ных мо­на­сты­рей, стран­ство­вав­шие по свя­тым ме­стам, и жи­ли в его ке­ллии не­ко­то­рое вре­мя. Игу­ме­ном Ан­то­ни­ем и ино­ком Гер­ма­ном над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го бы­ла устро­е­на гроб­ни­ца, у ко­то­рой еще до ос­но­ва­ния оби­те­ли со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния бо­ля­щих. Око­ло 1590 го­да инок Гер­ман по­се­лил­ся на ост­ро­ве, где в то вре­мя жил стран­ник Бо­рис Хол­мо­го­рец. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Алек­сандра (1576–1591) они по­стро­и­ли де­ре­вян­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя бла­жен­но­го Ва­си­лия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца († 1557; па­мять 2 ав­гу­ста).
Вско­ре воз­ник­ла оби­тель с об­ще­жи­тель­ным уста­вом, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ни­ло­вой пу­сты­ни. Пер­вым на­сто­я­те­лем ее был иеро­мо­нах Гер­ман.
В 1595 го­ду мо­на­хи-ико­но­пис­цы Твер­ско­го Ор­ши­на Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря Иов и Ни­фонт на­пи­са­ли об­раз пре­по­доб­но­го Ни­ла, ко­то­рый был воз­ло­жен на гроб­ни­цу пре­по­доб­но­го. В 1598–1600 го­дах Фи­ло­фей Пи­ро­гов, инок Геф­си­ман­ско­го ски­та Тро­и­це-Сер­ги­е­во­го мо­на­сты­ря, со­ста­вил сти­хи­ры и ка­нон свя­то­му и на­пи­сал его жи­тие.
В 1665 го­ду в мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, сго­ре­ли все де­ре­вян­ные стро­е­ния, в том чис­ле и храм. Для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний бы­ла по­стро­е­на вре­мен­ная де­ре­вян­ная цер­ковь, а 27 мая 1667 го­да над гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Ни­ла был за­ло­жен но­вый ка­мен­ный храм. Во вре­мя ко­па­ния рвов для хра­ма зем­ля осы­па­лась, об­на­жив гроб; та­ким об­ра­зом бы­ли об­ре­те­ны не­тлен­ные и бла­го­ухан­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Пи­ти­ри­ма (на Нов­го­род­ской ка­фед­ре с 1664 по 1672, за­тем – пат­ри­арх Все­рос­сий­ский; † 1673) в этот день бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние об­ре­те­ния свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Ни­ла. Чу­до­твор­ные мо­щи его бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вую гроб­ни­цу и по­став­ле­ны в де­ре­вян­ном По­кров­ском хра­ме. 30 ок­тяб­ря 1669 го­да в но­вом ка­мен­ном хра­ме бы­ли освя­ще­ны при­де­лы во имя свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и бла­жен­но­го Ва­си­лия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го. Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла по­ста­ви­ли в пер­вом при­де­ле, а 9 ап­ре­ля 1671 го­да пе­ре­нес­ли их в глав­ный Бо­го­яв­лен­ский храм (по­сле его освя­ще­ния). С 17 мая 1756 го­да еже­год­но ста­ло со­вер­шать­ся тор­же­ствен­ное об­не­се­ние свя­тых мо­щей во­круг мо­на­сты­ря, позд­нее – крест­ный ход из го­ро­да Осташ­ко­ва. Со­хра­ни­лось опи­са­ние мно­го­чис­лен­ных ис­це­ле­ний, со­вер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го Ни­ла по его свя­тым мо­лит­вам. Ны­не свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла по­чи­ва­ют в Зна­мен­ском хра­ме в го­ро­де Осташ­ко­ве Твер­ской епар­хии.

☦️
Праведный Иоа́нн Русский.
Свя­той ис­по­вед­ник Иоанн Рус­ский ро­дил­ся в кон­це XVII ве­ка в Ма­ло­рос­сии и вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии и люб­ви к Церк­ви Бо­жи­ей. По до­сти­же­нии зре­ло­го воз­рас­та он был при­зван на во­ин­скую служ­бу, слу­жил про­стым сол­да­том в ар­мии Пет­ра Пер­во­го и участ­во­вал в рус­ско-ту­рец­кой войне. Во вре­мя Прут­ско­го по­хо­да 1711 го­да Иоанн вме­сте с дру­ги­ми во­и­на­ми был взят в плен та­та­ра­ми, ко­то­рые про­да­ли его на­чаль­ни­ку ту­рец­кой кон­ни­цы. Тот при­вез рус­ско­го плен­ни­ка к се­бе на ро­ди­ну, в Ма­лую Азию, в се­ле­ние Про­ко­пий (по-ту­рец­ки Ур­кюп). Плен­ных во­и­нов-хри­сти­ан тур­ки ста­ра­лись об­ра­тить в му­суль­ман­ство: од­них уго­во­ра­ми и со­блаз­на­ми, дру­гих, бо­лее стой­ких, из­би­ва­ли и му­чи­ли. Свя­той Иоанн не пре­льстил­ся обе­щан­ны­ми зем­ны­ми бла­га­ми и му­же­ствен­но пе­ре­но­сил же­сто­ко­сти, уни­же­ния и по­бои. Его ча­сто му­чил хо­зя­ин в на­деж­де, что его раб при­мет му­суль­ман­ство. Од­на­ко свя­той Иоанн ре­ши­тель­но про­ти­вил­ся во­ле сво­е­го гос­по­ди­на и от­ве­чал: «Ни угро­за­ми, ни обе­ща­ни­я­ми бо­гат­ства и на­сла­жде­ний ты не смо­жешь от­кло­нить ме­ня от свя­той мо­ей ве­ры. Я ро­дил­ся хри­сти­а­ни­ном, хри­сти­а­ни­ном и умру». Сме­лые сло­ва и твер­дая ве­ра ис­по­вед­ни­ка, его бес­стра­шие и пра­вед­ная жизнь сми­ри­ли же­сто­кое серд­це гос­по­ди­на. Он пе­ре­стал му­чить и по­но­сить плен­ни­ка, не при­нуж­дал боль­ше к от­ре­че­нию от хри­сти­ан­ства, а за­ста­вил толь­ко уха­жи­вать за ско­том и со­дер­жать в по­ряд­ке стой­ло, в уг­лу ко­то­ро­го бы­ла по­стель свя­то­го Иоан­на.
С утра до позд­не­го ве­че­ра угод­ник Бо­жий слу­жил сво­е­му гос­по­ди­ну, доб­ро­со­вест­но ис­пол­няя все его при­ка­за­ния. В зим­нюю сту­жу и в лет­ний зной, по­лу­на­гой и бо­сой, он ис­пол­нял свои обя­зан­но­сти. Дру­гие ра­бы неред­ко из­де­ва­лись над ним, ви­дя его усер­дие. Пра­вед­ный Иоанн ни­ко­гда не сер­дил­ся на них, на­про­тив, при слу­чае по­мо­гал им в ра­бо­те и уте­шал в бе­де. Та­кое ис­крен­нее доб­ро­сер­де­чие свя­то­го при­шлось по ду­ше хо­зя­и­ну и ра­бам. Хо­зя­ин стал на­столь­ко до­ве­рять пра­вед­но­му Иоан­ну и ува­жать за чест­ность и бла­го­род­ство, что пред­ло­жил ему жить как сво­бод­но­му и по­се­лить­ся, где он сам по­же­ла­ет. Од­на­ко по­движ­ник пред­по­чел остать­ся в по­ме­ще­нии ко­нюш­ни, где каж­дую ночь мог бес­пре­пят­ствен­но под­ви­зать­ся в мо­лит­вен­ном уеди­не­нии, укреп­ля­ясь в доб­ре и люб­ви к Бо­гу и лю­дям. Ино­гда он по­ки­дал свое ти­хое убе­жи­ще и под по­кро­вом но­чи при­хо­дил к хра­му свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, где на па­пер­ти усерд­но мо­лил­ся, пре­кло­нив ко­ле­ни. В этом же хра­ме по празд­ни­кам он при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин.
В то же вре­мя пра­вед­ный Иоанн по-преж­не­му слу­жил сво­е­му гос­по­ди­ну и, несмот­ря на свою бед­ность, все­гда по­мо­гал нуж­дав­шим­ся и боль­ным и де­лил с ни­ми свою скуд­ную пи­щу.
В кон­це сво­ей мно­го­труд­ной и по­движ­ни­че­ской жиз­ни свя­той Иоанн за­не­мог и, чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, при­звал свя­щен­ни­ка, чтобы в по­след­ний раз по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние на ис­ход. Свя­щен­ник, опа­са­ясь со Свя­ты­ми Да­ра­ми ид­ти в дом ту­рец­ко­го на­чаль­ни­ка, вло­жил Их в яб­ло­ко и без­опас­но пе­ре­дал пра­вед­но­му Иоан­ну. Про­сла­вив Гос­по­да, он при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн и ото­шел к Бо­гу. Пра­вед­ная кон­чи­на свя­то­го ис­по­вед­ни­ка Иоан­на Рус­ско­го по­сле­до­ва­ла 27 мая 1730 го­да. Ко­гда хо­зя­и­ну со­об­щи­ли, что раб Иоанн умер, он по­звал свя­щен­ни­ков и пе­ре­дал им те­ло свя­то­го Иоан­на, ко­то­рые по­греб­ли его по хри­сти­ан­ско­му обы­чаю. На по­гре­бе­ние со­бра­лись по­чти все хри­сти­ане, жив­шие в Про­ко­пии, и со­про­вож­да­ли те­ло пра­вед­ни­ка на хри­сти­ан­ское клад­би­ще.
Через три с по­ло­ви­ной го­да свя­щен­ник был чу­дес­но из­ве­щен во сне о том, что мо­щи свя­то­го Иоан­на пре­бы­ва­ют нетлен­ны­ми. Вско­ре свя­тые мо­щи пра­вед­ни­ка бы­ли пе­ре­не­се­ны в храм свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия и по­ло­же­ны в спе­ци­аль­ной ра­ке. Но­вый угод­ник Бо­жий стал про­слав­лять­ся неис­чис­ли­мы­ми бла­го­дат­ны­ми чу­де­са­ми, из­вест­ность о ко­то­рых рас­про­стра­ни­лась в от­да­лен­ные го­ро­да и се­ле­ния. Ве­ру­ю­щие хри­сти­ане из раз­ных мест при­хо­ди­ли в Про­ко­пий для по­кло­не­ния свя­тым мо­щам Иоан­на Рус­ско­го и по­лу­ча­ли по его свя­тым мо­лит­вам бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния. Но­во­го свя­то­го ста­ли по­чи­тать не толь­ко пра­во­слав­ные хри­сти­ане, но и ар­мяне, и тур­ки, об­ра­ща­ясь с мо­лит­вен­ным про­ше­ни­ем к рус­ско­му свя­то­му: «Раб Бо­жий, не обой­ди нас сво­ей ми­ло­стью».
В 1881 го­ду часть мо­щей свя­то­го Иоан­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Рус­ский мо­на­стырь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­лей­мо­на ино­ка­ми Свя­той Афон­ской Го­ры, до это­го чу­дес­но спа­сен­ны­ми угод­ни­ком Бо­жи­им во вре­мя опас­но­го пу­те­ше­ствия. На сред­ства это­го мо­на­сты­ря и жи­те­лей Про­ко­пия в 1886 го­ду на­ча­то стро­и­тель­ство но­во­го хра­ма, так как храм свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, где на­хо­ди­лись мо­щи свя­то­го Иоан­на, об­вет­шал.
15 ав­гу­ста 1898 го­да был освя­щен но­вый храм во имя свя­то­го Иоан­на Рус­ско­го, по бла­го­сло­ве­нию Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­на V, Ке­са­рий­ским мит­ро­по­ли­том Иоан­ном.
В 1924 го­ду жи­те­ли Про­ко­пия Ке­са­рий­ско­го, пе­ре­се­ля­ясь на ост­ров Эв­бею, пе­ре­нес­ли с со­бою и мо­щи свя­то­го Иоан­на Рус­ско­го. Несколь­ко де­ся­ти­ле­тий они на­хо­ди­лись в хра­ме свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны в Но­вом Про­ко­пии на Эв­бее, а в 1951 го­ду пе­ре­не­се­ны в но­вый храм во имя свя­то­го Иоан­на Рус­ско­го, к ко­то­ро­му сте­ка­ют­ся ты­ся­чи па­лом­ни­ков из всех угол­ков Гре­ции, осо­бен­но в день его па­мя­ти, 27 мая. Пра­вед­ный Иоанн Рус­ский ши­ро­ко по­чи­та­ет­ся на Свя­той Го­ре Афон, осо­бен­но в Рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Подробнее (в т. ч. но­вые чу­де­са, со­вер­ша­е­мые по мо­лит­вам свя­то­го Иоан­на Рус­ско­го, приведенные на­сто­я­те­лем хра­ма свя­то­го Иоан­на Рус­ско­го в Неопро­ко­пи­оне про­то­и­е­ре­ем Иоан­ном Вер­не­зо­сом):
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-russkij


Жития
Писание