⏳ 2024.06.05 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пасхе (глас 4й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)
• (отдание Преполовения Пятидесятницы)

☀️ неподвижный годовой круг:
5 июня (23 мая)
• прп. Михаила Синадского (Фригийского) (821)
• прмч. Михаила Савваита черноризца (IX)
• обре́тение мощей свт. Леонтия Ростовского (1164)
• прп. Евфросинии Полоцкой (1173)
• прп. Паисия Галичского (1460)
• Собор Ростово-Ярославских святых
• обре́тение мощей мцц. Евдокии (Шейковой), Дарии (Тимагиной), Дарии (Улыбиной), Марии (Неизвестной) (2001)
• иконы Божией Матери Чолнская (Челнская)


☦️
Святитель Михаил, епископ Синадский (Фригийский).
Свя­ти­тель Ми­ха­ил ис­по­вед­ник с юных лет стре­мил­ся к мо­на­ше­ской жиз­ни и был на­прав­лен свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Та­ра­си­ем (784–806) в мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря. С ним вме­сте по­сту­пил в оби­тель и свя­той Фе­о­фи­лакт (па­мять 8 мар­та), бу­ду­щий епи­скоп Ни­ко­ми­дий­ский. Оба ино­ка с усер­ди­ем про­хо­ди­ли в оби­те­ли по­дви­ги спа­се­ния и вско­ре бы­ли про­слав­ле­ны бла­го­дат­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми от Гос­по­да. Од­на­жды во вре­мя жат­вы, ко­гда лю­ди из­не­мо­га­ли от жаж­ды, по мо­лит­ве ино­ков пу­стой мед­ный со­суд стал ис­то­чать во­ду.
Свя­тей­ший пат­ри­арх Та­ра­сий ру­ко­по­ло­жил свя­то­го Ми­ха­и­ла в епи­ско­пы го­ро­да Си­над. За свою свя­тую жизнь и муд­рость свя­ти­тель Ми­ха­ил снис­кал глу­бо­кую лю­бовь у ве­ру­ю­ще­го на­ро­да и осо­бое вни­ма­ние им­пе­ра­то­ров Ни­ки­фо­ра I (802–811) и Ми­ха­и­ла I Ран­га­ва (811–813). В 787 го­ду свя­ти­тель Ми­ха­ил при­сут­ство­вал на Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее.
Ко­гда на пре­стол всту­пил ико­но­бо­рец-ере­тик Лев Ар­мя­нин (813–820), он стал из­го­нять пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев с их ка­федр, на­зна­чая на их ме­сто сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков-ере­ти­ков.
Свя­ти­тель Ми­ха­ил в это вре­мя твер­до за­щи­щал пра­во­сла­вие, му­же­ствен­но про­ти­во­дей­ствуя ере­ти­кам и об­ли­чая их за­блуж­де­ния. Лев Ар­мя­нин осу­дил свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла, но он, не стра­шась му­че­ний, твер­до от­ве­чал: «Я по­чи­таю свя­тые ико­ны Спа­си­те­ля мо­е­го Иису­са Хри­ста и Пре­чи­стой Де­вы, Ма­те­ри Его, и всех свя­тых и по­кло­ня­юсь им. Твое рас­по­ря­же­ние об уда­ле­нии икон из хра­мов не ис­пол­ню». То­гда Лев Ар­мя­нин со­слал свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла в за­то­че­ние в го­род Ев­до­ки­а­ду, где ис­по­вед­ник скон­чал­ся око­ло 821 го­да. Гла­ва свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла хра­нит­ся в Лав­ре свя­то­го Афа­на­сия на Афоне, часть мо­щей – в Ивер­ском мо­на­сты­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/446

☦️
Преподобномученик Михаил Савваит, Едесский, Черноризец.
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­ха­ил чер­но­ри­зец жил в IX ве­ке, про­ис­хо­дил из го­ро­да Эдес­сы (Ме­со­по­та­мия) от ро­ди­те­лей хри­сти­ан и был рев­ност­ным уче­ни­ком свя­то­го Фе­о­до­ра Эдес­ско­го (па­мять 9 июля). Раз­дав бед­ным остав­ше­е­ся по­сле ро­ди­те­лей иму­ще­ство, он от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам. Иеру­са­лим же в то вре­мя был за­хва­чен му­суль­ма­на­ми. Свя­той Ми­ха­ил остал­ся в Па­ле­стине и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре свя­то­го Сав­вы. Од­на­жды он был по­слан из мо­на­сты­ря в Иеру­са­лим про­да­вать из­де­лия ино­ков. На рын­ке ев­нух му­суль­ман­ской ца­ри­цы Се­иды, уви­дев, что мо­на­стыр­ские из­де­лия бы­ли кра­си­вы и хо­ро­шо сде­ла­ны, при­вел его с со­бой к ца­ри­це. Мо­ло­дой инок по­нра­вил­ся ца­ри­це, ко­то­рая пы­та­лась во­влечь его в гре­хов­ную связь, но на­ме­ре­ния ее ока­за­лись тщет­ны­ми. То­гда по при­ка­зу раз­гне­ван­ной Се­иды ино­ка из­би­ли пал­ка­ми, а за­тем об­ви­ни­ли пе­ред ца­рем как вра­га ма­го­ме­тан­ства. Рас­спро­сив ино­ка, царь стал убеж­дать его при­нять ма­го­ме­тан­скую ве­ру, но свя­той Ми­ха­ил от­ве­чал: «Про­шу те­бя – или от­пу­сти ме­ня в оби­тель к мо­е­му на­став­ни­ку, или кре­стись в на­шу хри­сти­ан­скую ве­ру, или от­се­ки мне го­ло­ву, и я то­гда отой­ду ко Хри­сту Бо­гу мо­е­му». Царь при­ка­зал дать свя­то­му ча­шу со смер­тель­ным ядом, вы­пив ко­то­рую, свя­той Ми­ха­ил остал­ся невре­дим, по­сле че­го царь по­ве­лел от­сечь ему го­ло­ву. Кон­чи­на му­че­ни­ка про­изо­шла в Иеру­са­ли­ме, но мо­на­хи оби­те­ли свя­то­го Сав­вы пе­ре­нес­ли те­ло свя­то­го в свою Лав­ру и по­греб­ли в ней с по­че­стя­ми. В на­ча­ле XII ве­ка мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка ви­дел там игу­мен Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Да­ни­ил, пу­те­ше­ство­вав­ший по свя­тым ме­стам.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/447

☦️
Святитель Лео́нтий, епископ Ростовский.
Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».
Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.
В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.
За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.
Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.
Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.
В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.
Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.
Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

☦️
Преподобная Евфроси́ния Полоцкая (до крещения княжна Предисла́ва), игумения.
Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния, игу­ме­ния По­лоц­кая, в ми­ру Пред­сла­ва, дочь кня­зя Ге­ор­гия Все­сла­ви­ча. С дет­ских лет она от­ли­ча­лась лю­бо­вью к мо­лит­ве и книж­но­му уче­нию. От­верг­нув пред­ло­же­ния о бра­ке, Пред­сла­ва при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния. По бла­го­сло­ве­нию По­лоц­ко­го епи­ско­па Илии, она ста­ла жить при Со­фий­ском со­бо­ре, где за­ни­ма­лась пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг. Око­ло 1128 го­да епи­скоп Илия по­ру­чил пре­по­доб­ной устро­ить жен­ский мо­на­стырь. От­прав­ля­ясь в Сель­цо, – ме­сто бу­ду­щей оби­те­ли, – по­движ­ни­ца взя­ла толь­ко свя­тые кни­ги – «все свое име­ние». В но­во­устро­ен­ном Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре свя­тая обу­ча­ла де­ву­шек пе­ре­пи­сы­ва­нию книг, пе­нию, ши­тью и иным ре­мес­лам. В 1161 го­ду ее усер­ди­ем был по­стро­ен со­бор, со­хра­нив­ший­ся до на­ше­го вре­ме­ни. Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния ос­но­ва­ла так­же Бо­го­ро­диц­кий муж­ской мо­на­стырь, в ко­то­рый по ее прось­бе Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Лу­ка по­слал спи­сок с чу­до­твор­ной Ефес­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неза­дол­го до смер­ти пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния с пле­мян­ни­ком Да­ви­дом и сест­рой Ев­прак­си­ей от­пра­ви­лась в па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам. По­кло­нив­шись свя­ты­ням Ца­рь­гра­да, она при­бы­ла в Иеру­са­лим, где в рус­ском мо­на­сты­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Гос­подь спо­до­бил ее при­нять мир­ную кон­чи­ну 24 мая 1173 го­да. Не позд­нее 1187 го­да те­ло свя­той пе­ре­не­се­но в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, а в 1910 го­ду мо­щи пе­ре­не­се­ны в По­лоцк в ос­но­ван­ный ею мо­на­стырь.
Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния По­лоц­кая про­сла­ви­лась в Рус­ской Церк­ви как по­кро­ви­тель­ни­ца жен­ско­го мо­на­ше­ства.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/448

☦️
Преподобный Паи́сий Галичский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Па­и­сий Га­лич­ский, игу­мен, а по­том ар­хи­манд­рит в оби­те­ли Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, рас­по­ла­гав­шей­ся на бе­ре­гу озе­ра, неда­ле­ко от го­ро­да Га­ли­ча. Неиз­вест­но, где ро­дил­ся он, от ка­ких ро­ди­те­лей и где при­нял ино­че­ский об­раз, ибо се­го не об­ре­та­ет­ся в пи­са­ни­ях. Неиз­вест­но кем и ко­гда по­стро­ен Га­лич­ский мо­на­стырь. Об­ре­та­ет­ся лишь в древ­них ле­то­пи­сях Га­лич­ских, что при кня­же­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389), некто бо­ярин Иоанн, про­зва­ни­ем Овин, жил близ го­ро­да Га­ли­ча, и под­ле его до­ма был мо­на­стырь с цер­ко­вью вет­хою во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Ко­гда храм свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая об­вет­шал, вме­сто него при бла­го­вер­ном мос­ков­ском кня­зе Ди­мит­рии Дон­ском был вы­стро­ен но­вый. По­жерт­во­ва­ния на стро­и­тель­ство бы­ли пе­ре­да­ны бо­яри­ном Иоан­ном (Ови­ном), по­лу­чив­шим от неко­го незна­ком­ца об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с усло­ви­ем, что он по­стро­ит цер­ковь в честь Ее слав­но­го Успе­ния. Та­ким об­ра­зом по­сле со­ору­же­ния но­во­го хра­ма Ни­коль­ский мо­на­стырь стал име­но­вать­ся Успен­ским.
В 1433 го­ду, по­стра­дав от меж­до­усоб­ных рас­прей меж­ду ве­ли­ким кня­зем мос­ков­ским Ва­си­ли­ем Ва­си­лье­ви­чем Тем­ным и его род­ным дя­дей Ге­ор­ги­ем Ди­мит­ри­е­ви­чем Га­лич­ским, Успен­ский мо­на­стырь ли­шил­ся и сво­ей глав­ной свя­ты­ни — об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, ра­ди ко­то­ро­го стро­и­лась цер­ковь Успе­ния. Ве­ли­кий князь мос­ков­ский ре­шил взять его с со­бой в Моск­ву. Од­на­ко чу­дес­ным об­ра­зом ико­на Пре­свя­той Де­вы вновь ока­за­лась на преж­нем ме­сте. Это со­бы­тие еще бо­лее про­сла­ви­ло ико­ну, к ко­то­рой ста­ли при­хо­дить на по­кло­не­ние мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки.
Пре­по­доб­ный Па­и­сий, игу­мен Успен­ско­го мо­на­сты­ря, по прось­бе га­лич­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Крас­но­го, сы­на кня­зя Ге­ор­гия Ди­мит­ри­е­ви­ча, за­ка­зал спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за и от­пра­вил­ся с ним в Моск­ву про­сить у ве­ли­ко­го кня­зя по­кро­ви­тель­ства для сво­ей оби­те­ли. Свя­то­го игу­ме­на тор­же­ствен­но, при ко­ло­коль­ном звоне встре­ти­ли ве­ли­кий князь, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Иона († 1461; па­мять 15/28 июня) и мно­го­чис­лен­ные бо­го­моль­цы. Пре­по­доб­ный Па­и­сий оста­вил в Москве при­не­сен­ный им спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В знак бла­го­дар­но­сти ве­ли­кий князь вы­дал пре­по­доб­но­му Па­и­сию охран­ную гра­мо­ту, пред­пи­сы­вав­шую на­мест­ни­кам за­щи­щать Успен­ский мо­на­стырь от вся­ких на­па­де­ний и за­бо­тит­ся о его ду­хов­ном про­цве­та­нии. На об­рат­ном пу­ти в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Па­и­сия со­про­вож­да­ли два мос­ков­ских ар­хи­манд­ри­та.
Пре­по­доб­ный Па­и­сий под­ви­зал­ся в Успен­ском мо­на­сты­ре бо­лее 70 лет. Он мно­го тру­дил­ся над бла­го­устрой­ством оби­те­ли, вос­ста­но­вил ее по­сле раз­ру­ше­ния во вре­мя кня­же­ских меж­до­усо­биц. За стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и мно­гие ино­че­ские доб­ро­де­те­ли свя­ти­тель Иона воз­вел пре­по­доб­но­го Па­и­сия в сан ар­хи­манд­ри­та.
По про­ше­ствии мно­гих лет бы­ло из­ве­ще­ние пре­по­доб­но­му Па­и­сию о ско­ром его ис­хо­де. На­чал он при­го­тов­лять се­бя к се­му ве­ли­ко­му дню, и не толь­ко се­бя, но и бра­тию, в непре­стан­ных по­уче­ни­ях пред­став­ляя пе­ред оча­ми ее неиз­беж­ный час смерт­ный, и мы­тар­ства воз­душ­ные и Страш­ный суд Бо­жий, на ко­то­ром от­де­ля­ют­ся ов­цы от коз­лищ, но не ра­зу­ме­ли бра­тия по­че­му он так ча­сто го­во­рит о смер­ти и су­де. Ко­гда же при­бли­зил­ся день кон­чи­ны, по­чув­ство­вал пре­по­доб­ный ма­лую бо­лезнь и стал при­го­тов­лять­ся все­нощ­ным бде­ни­ем к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, чтобы сде­лать­ся при­част­ни­ком Хри­сто­вых Та­ин в на­пут­ствии жи­во­та веч­но­го. По­сле при­ча­ще­ния ли­цо его про­све­ти­лось небес­ным све­том, и все с изум­ле­ни­ем на него взи­ра­ли, ожи­дая, что бу­дет. «Помни­те ли сло­ва мои, — ска­зал уми­ра­ю­щий ста­рец, — как я все­гда го­во­рил вам, что бли­зок день Гос­по­день ве­ли­кий; день жи­тия на­ше­го уже при­к­ло­нил­ся к ве­че­ру: вот ныне по­стиг ме­ня сей день. Мо­лю вас, и по­сле мо­е­го от­ше­ствия тер­пи­те здесь ра­ди Бо­га, как обе­ща­лись в оби­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, со­блю­дая ве­ру до кон­ца на­ше­го по­дви­га, да спо­до­би­тесь неосуж­ден­но до­стиг­ну­ти гор­не­го Си­о­на и по­кло­нить­ся вос­крес­ше­му Хри­сту». Пла­ка­ли бра­тия, раз­лу­ча­ясь с доб­рым на­став­ни­ком, ко­то­рый, уте­шая их, обе­щал за них мо­лить­ся и го­во­рил, что бу­дет со­блю­дать оби­тель, ес­ли бра­тия бу­дут со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии.
При са­мом ис­хо­де про­стер­ся ста­рец Па­и­сий на убо­гом од­ре сво­ем и осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, тво­ря пред­смерт­ную мо­лит­ву: «Гос­по­ди! В ру­це Твои пре­даю дух мой». Бла­жен­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го Па­и­сия по­сле­до­ва­ла в глу­бо­кой ста­ро­сти 23 мая 1460 го­да. Кел­лия и вся оби­тель ис­пол­ни­лась бла­го­уха­ния в час его кон­чи­ны, и со мно­ги­ми сле­за­ми по­греб­ли его бра­тия в со­здан­ной им церк­ви Успе­ния Бо­го­ма­те­ри, где на­хо­дит­ся и чу­до­твор­ная Ови­нов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Успен­ская оби­тель по­сле кон­чи­ны свя­то­го бы­ла на­зва­на его име­нем.
К ли­ку свя­тых пре­по­доб­ный Па­и­сий был при­чис­лен, ве­ро­ят­но, в XVII ве­ке, ко­гда ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» о свя­том Па­и­сии ска­за­но: «Пре­по­доб­ный отец наш Па­и­сий, игу­мен, Га­лич­ский чу­до­тво­рец, по­до­би­ем сед, бра­да аки Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, на ко­нец раз­дво­и­лась, кур­че­ва­та; ри­зы мо­на­ше­ские».

☦️
Собор Ростово-Ярославских святых.
Празднование Собора Ростово-Ярославских святых сов­па­да­ет с днем па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия, епи­ско­па Ро­стов­ско­го, апо­сто­ла Ро­сто­во-Суз­даль­ской зем­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-rostovo-jaroslavskih-svjatyh

☦️
Мученица Евдоки́я Шейкова,
Мученица Да́рия Тимагина,
Мученица Да́рия Улыбина,
Мученица Мария Неизвестная.

Му­че­ни­ца Ев­до­кия Алек­сан­дров­на Шей­ко­ва ро­ди­лась 11 фев­ра­ля 1856 го­да в се­ле Пу­за Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне се­ло Су­во­ро­во Ди­ве­ев­ско­го рай­о­на) в кре­стьян­ской се­мье. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей вос­пи­ты­ва­лась в се­мье дя­ди – цер­ков­но­го ста­ро­сты. В дет­стве по­се­ща­ла с па­лом­ни­ка­ми Са­ров­скую в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­скую пу­стынь, Се­ра­фи­мов Ди­ве­ев­ский во имя Свя­той Тро­и­цы и Се­ра­фи­мо-По­не­та­ев­ский жен­ские мо­на­сты­ри. В 20 лет по­сле тя­же­лой бо­лез­ни оста­лась па­ра­ли­зо­ван­ной. Вме­сте с по­слуш­ни­ца­ми-ке­лей­ни­ца­ми со­зда­ла по­до­бие ино­че­ской об­щи­ны. Ве­ла стро­гую мо­лит­вен­ную жизнь, нес­ла по­двиг юрод­ства. Очень лю­би­ла цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Ста­ла из­вест­на по­движ­ни­че­ством, да­ром це­ли­тель­ной си­лы и про­ви­де­ния. Пред­ви­де­ла свою му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Му­че­ни­ца Да­рия Ти­ма­ги­на ро­ди­лась в кон­це 70-х го­дов XIX ве­ка. Ко­гда Да­рии ис­пол­ни­лось 15 лет, она ста­ла хо­дить к жив­шей в се­ле Пу­за Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне се­ло Су­во­ро­во Ди­ве­ев­ско­го рай­о­на) му­че­ни­це Ев­до­кии Шей­ко­вой, про­сла­вив­шей­ся по­движ­ни­че­ской жиз­нью и чу­де­са­ми. Один из мо­на­хов Са­ров­ской в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­ской пу­сты­ни бла­го­сло­вил Да­рию ид­ти в ке­лей­ни­цы к Ев­до­кии, но ее неве­ру­ю­щие ро­ди­те­ли бы­ли про­тив это­го. Они про­сва­та­ли Да­рию за­муж, но она убе­жа­ла к Ев­до­кии. Ро­ди­те­ли, из­бив, уве­ли Да­рию до­мой и про­сва­та­ли 2-й раз, но она вновь ушла к по­движ­ни­це. Да­рия Ти­ма­ги­на про­жи­ла у Ев­до­кии 20 лет, ко­то­рые бы­ли го­да­ми непре­стан­но­го мо­лит­вен­но­го и пост­ни­че­ско­го тру­да под ру­ко­вод­ством по­движ­ни­цы.

Му­че­ни­ца Да­рия Улы­би­на ро­ди­лась в кон­це 70-х го­дов XIX ве­ка. От­ли­ча­лась сми­ре­ни­ем и бла­го­че­сти­ем. С 1916 го­да как по­слуш­ни­ца под­ви­за­лась у по­движ­ни­цы му­че­ни­цы Ев­до­кии Шей­ко­вой, жив­шей в се­ле Пу­за Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне се­ло Су­во­ро­во Ди­ве­ев­ско­го рай­о­на).

Свя­тая му­че­ни­ца Ма­рия вме­сте с дру­ги­ми по­слуш­ни­ца­ми Да­ри­ей Улы­би­ной и Да­ри­ей Ти­ма­ги­ной доб­ро­воль­но ре­ши­ла раз­де­лить участь бла­жен­ной Ев­до­кии Шей­ко­вой. На смерть она при­шла за час и бы­ла спо­кой­на, хо­тя зна­ла, что их убьют.

16 ав­гу­ста 1919 го­да в се­ло Пу­за при­был ка­ра­тель­ный от­ряд. По­сле до­но­са об укры­ва­тель­стве де­зер­ти­ра и аги­та­ции про­тив Крас­ной Ар­мии во­рвав­ши­е­ся в ке­лью Ев­до­кии сол­да­ты из­де­ва­лись над ней, из­би­ва­ли ее, вы­ки­ды­ва­ли и топ­та­ли но­га­ми ико­ны. На пло­щадь со­гна­ли на­род, и ко­ман­дир от­ря­да устро­ил су­ди­ли­ще, по­тре­бо­вав про­го­ло­со­вать за казнь. Утром 18 ав­гу­ста к Ев­до­кии раз­ре­ши­ли прий­ти свя­щен­ни­ку Ва­си­лию Ра­ду­ги­ну, ко­то­рый при­об­щил ее Свя­тых Та­ин вме­сте с ке­лей­ни­ца­ми Да­ри­ей Улы­би­ной, Да­ри­ей Ти­ма­ги­ной и Ма­ри­ей, ре­шив­ши­ми раз­де­лить участь на­став­ни­цы. Ко­гда Ев­до­кию Шей­ко­ву вез­ли на те­ле­ге к ме­сту рас­стре­ла на сель­ское клад­би­ще, ке­лей­ни­цы при­кры­ва­ли ее от уда­ров сво­и­ми те­ла­ми. Все каз­нен­ные бы­ли по­гре­бе­ны в об­щей мо­ги­ле. Сви­де­тель­ства о му­че­ни­че­ской кон­чине по­движ­ниц бы­ли со­бра­ны по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Пе­чер­ско­го Вар­на­вы (Бе­ля­е­ва) его ке­лей­ни­цей Ва­лен­ти­ной Долга­но­вой. Мо­ги­ла му­че­ни­цы по­чи­та­лась мест­ны­ми жи­те­ля­ми все го­ды со­вет­ской вла­сти. Ев­до­кия Шей­ко­ва про­слав­ле­на вме­сте со сво­и­ми ке­лей­ни­ца­ми Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да. В 2001 го­ду мо­щи Ни­же­го­род­ских му­че­ниц бы­ли от­кры­ты и ныне по­чи­ва­ют в церк­ви Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы се­ла Су­во­ро­ва.

☦️
Икона Богородицы Чолнская (Челнская).
В окрест­но­стях уезд­но­го го­ро­да Труб­чев­ска Ор­лов­ской гу­бер­нии рас­по­ла­гал­ся ста­рин­ный Спа­со-Челн­ский муж­ской мо­на­стырь, ос­но­ван­ный (по дру­гим ис­точ­ни­кам, воз­об­нов­лен­ный) кня­зем Труб­чев­ским А. Н. в XVI в. По неко­то­рым дан­ным, мо­на­стырь су­ще­ство­вал уже в кон­це XII в. В этой оби­те­ли пре­бы­ва­ла чу­до­твор­ная Челн­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Ста­рин­ное пре­да­ние гла­сит о том, что свя­той об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, плыв­ший по ре­ке Десне про­тив те­че­ния в ни­кем не управ­ля­е­мом челне, явил­ся мест­но­му пас­ту­ху. Про­изо­шло это в том ме­сте, где позд­нее был устро­ен мо­на­стырь. Бла­го­че­сти­вые жи­те­ли крест­ным хо­дом с по­че­стя­ми и бла­го­го­ве­ни­ем пе­ре­нес­ли яв­лен­ную ико­ну в мест­ный при­ход­ской храм. Узнав о чу­дес­ном об­ре­те­нии свя­то­го об­ра­за, князь Труб­чев­ский, ко­то­рый стра­дал от тяж­ко­го неду­га, по­ве­лел до­ста­вить се­бя к ме­сту яв­ле­ния ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­сле усерд­ных мо­литв пе­ред об­ра­зом князь по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние, а свя­тая ико­на бы­ла по­ме­ще­на в по­стро­ен­ной кня­зем ча­совне, где про­сла­ви­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.
По­сле за­кры­тия в 1923 го­ду Труб­чев­ско­го Челн­ско­го мо­на­сты­ря, сле­ды чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри те­ря­ют­ся.
В на­сто­я­щее вре­мя спи­сок с Челн­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в Труб­чев­ской церк­ви Сре­те­ния Гос­под­ня Брян­ской епар­хии.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-cholnskaja-chelnskaja


Жития
Писание