⏳ 2024.06.04 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пасхе (глас 4й)
• вторник
• (попразднство Преполовения Пятидесятницы)

☀️ неподвижный годовой круг:
4 июня (22 мая)
• мч. Васили́ска (ок. 308)
• память II Вселенского Собора (381)
• мч. Иоанна-Владимира Сербского (1015)
• прав. Иакова Боровичского (ок. 1540)
• сщмч. Максима (Жижиленко) Серпуховского (1931)
• сщмч. Михаила (Борисова) (1942)


☦️
Мученик Васили́ск Команский.
Свя­той му­че­ник Ва­си­лиск был пле­мян­ни­ком свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) и по­стра­дал с его бра­тья­ми Ев­тро­пи­ем и Клео­ни­ком во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311). Свя­тые му­че­ни­ки Клео­ник и Ев­тро­пий бы­ли рас­пя­ты на кре­стах (па­мять их 3 мар­та), а му­че­ник Ва­си­лиск был от­прав­лен в Ко­ма­ны, где со­дер­жал­ся в тем­ни­це. Пра­ви­тель Агрип­па, при­быв в го­род Ама­сию, на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. Свя­той Ва­си­лиск в тем­ни­це го­то­вил­ся к пред­сто­яв­ше­му му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Во сне ему явил­ся Гос­подь, обе­щав­ший му­че­ни­ку Свою по­мощь, и пред­ска­зал ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ко­ма­нах. Свя­той Ва­си­лиск про­сил тем­нич­ных стра­жей от­пу­стить его в род­ное се­ле­ние про­стить­ся с род­ны­ми. Его от­пу­сти­ли, так как по­чи­та­ли за свя­тость жиз­ни и со­вер­ша­е­мые чу­де­са. При­дя до­мой, свя­той Ва­си­лиск со­об­щил род­ным, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз, и убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру.
Ко­гда Агрип­па узнал, что свя­той Ва­си­лиск от­пу­щен к род­ным, то при­шел в ярость. Же­сто­ко на­ка­зав тем­нич­ных стра­жей, он по­слал за му­че­ни­ком от­ряд во­и­нов во гла­ве с же­сто­ким ма­ги­стри­а­ном (по­мощ­ник пра­ви­те­ля). Встре­тив воз­вра­щав­ше­го­ся свя­то­го Ва­си­лис­ка, ма­ги­стри­ан на­дел на него тя­же­лые око­вы, а но­ги обул в мед­ные са­по­ги с вби­ты­ми в по­дош­вы гвоз­дя­ми, и от­пра­вил в Ко­ма­ны.
Дой­дя до од­но­го се­ле­ния, в зной­ный пол­день пут­ни­ки оста­но­ви­лись в до­ме жен­щи­ны Тро­я­ны. Во­и­ны по­шли в дом от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щей, а свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка при­вя­за­ли к су­хо­му де­ре­ву. Стоя в тяж­ких око­вах под рас­ка­лен­ным солн­цем, свя­той мо­лил­ся Бо­гу. Вне­зап­но по­слы­шал­ся Го­лос свы­ше: «Не бой­ся, Я с то­бою». Зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. Ма­ги­стри­ан, во­и­ны и Тро­я­на, ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.
Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку. Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: «Зав­тра бу­дем вме­сте». О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/445

☦️
Второй Вселенский Собор.
Вто­рой Все­лен­ский Со­бор со­сто­ял­ся в 381 го­ду и до­вер­шил по­бе­ду пра­во­сла­вия, одер­жан­ную в 325 го­ду на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре.
В труд­ные го­ды, про­тек­шие по­сле при­ня­тия Ни­кей­ско­го Сим­во­ла ве­ры, ари­ан­ская ересь да­ла но­вые по­бе­ги. Ма­ке­до­ний под ви­дом борь­бы с ере­сью са­вел­ли­ан, учив­ших о сли­я­нии ипо­ста­си От­ца и Сы­на, стал упо­треб­лять сло­во «по­до­босу­щен» по от­но­ше­нию Сы­на к От­цу. Эта фор­му­ли­ров­ка бы­ла опас­на еще и тем, что Ма­ке­до­ний вы­став­лял се­бя как бор­ца с ари­а­на­ми, упо­треб­ляв­ши­ми тер­мин «по­до­бен От­цу». Кро­ме это­го, ма­ке­до­ни­ане – по­лу­а­ри­ане, скло­няв­ши­е­ся в за­ви­си­мо­сти от об­ста­нов­ки и вы­го­ды то к пра­во­сла­вию, то к ари­ан­ству, ху­ли­ли и Свя­то­го Ду­ха, утвер­ждая, что Он не име­ет един­ства с От­цом и Сы­ном. Вто­рой ере­тик – Ае­ций ввел по­ня­тие «ино­су­щен» и го­во­рил, что Отец име­ет со­вер­шен­но дру­гое су­ще­ство, чем Сын. Его уче­ник Ев­но­мий учил о иерар­хи­че­ской под­чи­нен­но­сти Сы­на От­цу и Свя­то­го Ду­ха Сы­ну. Всех, кто при­хо­дил к нему, он пе­ре­кре­щи­вал в «смерть Хри­ста», от­вер­гая Кре­ще­ние во Имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, за­по­ве­дан­ное Са­мим Спа­си­те­лем.
Тре­тья ересь ро­ди­лась из уче­ния Ва­лен­та и Ур­са­кия на Ари­мон­ском Со­бо­ре. Они пы­та­лись об­ма­нуть пра­во­слав­ных епи­ско­пов, про­воз­гла­сив, что Сын Бо­жий от Бо­га и по­до­бен Бо­гу От­цу, а не есть тво­ре­ние, как учат ари­ане. Но под тем пред­ло­гом, что сло­во «су­ще­ство» не на­хо­дит­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, ере­ти­ки пред­ла­га­ли не упо­треб­лять тер­мин «еди­но­сущ­ный» по от­но­ше­нию Сы­на к От­цу. Кро­ме этих трех ос­нов­ных ере­сей, бы­ло мно­го и дру­гих лже­уче­ний. Ере­тик Апол­ли­на­рий го­во­рил: «Плоть Спа­си­те­ля, взя­тая с Неба из ло­на От­ца, не име­ла че­ло­ве­че­ской ду­ши и ра­зу­ма; от­сут­ствие ду­ши вос­пол­ня­ло Сло­во Бо­жие; Бо­же­ство оста­ва­лось мерт­вым в про­дол­же­нии трех дней».
Для об­ли­че­ния ере­си­ар­хов свя­той царь Фе­о­до­сий Ве­ли­кий (379–395) со­звал в Кон­стан­ти­но­по­ле Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 150 епи­ско­пов. На рас­смот­ре­ние свя­тых от­цов бы­ло пред­ло­же­но утвер­жден­ное на Рим­ском Со­бо­ре ис­по­ве­да­ние ве­ры, ко­то­рое свя­той па­па Да­мас при­слал епи­ско­пу Ан­тио­хий­ско­му Пав­ли­ну. Про­чи­тав сви­ток, свя­тые от­цы, от­вер­гая лже­уче­ние Ма­ке­до­ния, еди­но­душ­но утвер­ди­ли апо­столь­ское уче­ние, что Дух Свя­той есть не слу­жеб­ное су­ще­ство, но Гос­подь Жи­во­тво­ря­щий, от От­ца ис­хо­дя­щий, со От­цом и Сы­ном спо­кла­ня­е­мый и ссла­ви­мый. Для опро­вер­же­ния про­чих ере­сей: ев­но­ми­ан, ари­ан и по­лу­а­ри­ан – свя­тые от­цы под­твер­ди­ли Ни­кей­ский Сим­вол Пра­во­слав­ной ве­ры.
В Сим­во­ле, при­ня­том I Все­лен­ским Со­бо­ром, не го­во­ри­лось о Бо­же­ствен­ном до­сто­ин­стве Свя­то­го Ду­ха, ибо ду­хо­бор­че­ской ере­си то­гда не бы­ло. По­это­му свя­тые от­цы II Все­лен­ско­го Со­бо­ра при­ба­ви­ли к Ни­кей­ско­му Сим­во­лу 8, 9, 10, 11 и 12 чле­ны, т. е. окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­ва­ли и утвер­ди­ли Ни­кео-Ца­ре­град­ский Сим­вол ве­ры, ис­по­ве­ду­е­мый и ныне всей Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.
Вто­рой Все­лен­ский Со­бор, кро­ме то­го, уста­но­вил фор­мы цер­ков­но­го су­да, опре­де­лил при­ни­мать в об­ще­ние через Та­ин­ство Ми­ро­по­ма­за­ния рас­ка­яв­ших­ся ере­ти­ков, ко­то­рые кре­сти­лись во Имя Свя­той Тро­и­цы, а кре­стив­ших­ся еди­но­крат­ным по­гру­же­ни­ем при­ни­мать как языч­ни­ков.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов (па­мять 25 и 30 ян­ва­ря) на Со­бо­ре дал в сво­ем сло­ве сле­ду­ю­щее из­ло­же­ние пра­во­слав­ной ве­ры: «Без­на­чаль­ное На­ча­ло и Су­щее с На­ча­лом – Един Бог. Но без­на­чаль­ность или нерож­ден­ность не есть есте­ство Без­на­чаль­но­го. Ибо вся­кое есте­ство опре­де­ля­ет­ся не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть по­ло­же­ние, а не от­ри­ца­ние су­ще­ству­ю­ще­го. И На­ча­ло, тем, что оно на­ча­ло, не от­де­ля­ет­ся от Без­на­чаль­но­го, ибо для Него быть на­ча­лом не со­став­ля­ет есте­ства, как и для пер­во­го быть без­на­чаль­ным; по­то­му что это толь­ко от­но­сит­ся к есте­ству, а не есть са­мое есте­ство. И Су­щее с Без­на­чаль­ным и с На­ча­лом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Без­на­чаль­но­му – Отец, На­ча­лу – Сын, Су­ще­му вме­сте с На­ча­лом – Дух Свя­тый; а есте­ство в Трех еди­ное – Бог. Еди­не­ние же – Отец, из Ко­то­ро­го и к Ко­то­ро­му они воз­во­дят­ся, не сли­ва­ясь, а со­пре­бы­вая с Ним, и не раз­де­ля­е­мые меж­ду Со­бою ни вре­ме­нем, ни хо­те­ни­ем, ни мо­гу­ще­ством».

☦️
Мученик Иоа́нн-Влади́мир Сербский, князь.
Свя­той му­че­ник Иоанн-Вла­ди­мир, ко­роль Серб­ский, при­над­ле­жал к бла­го­че­сти­во­му цар­ско­му ро­ду, вла­дев­ше­му кня­же­ства­ми За­хум­ле и Пре­ва­ла. Он всту­пил в управ­ле­ние Сер­би­ей во вто­рой по­ло­вине Х ве­ка и пра­вил Зе­той и дру­ги­ми об­ла­стя­ми в Ил­ли­рии и Да­лма­ции. С дет­ства свя­той Иоанн-Вла­ди­мир был на­де­лен ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми: кро­то­стью, сми­ре­ни­ем, бла­го­ра­зум­ной мол­ча­ли­во­стью, от­ли­чал­ся бо­го­бо­яз­нен­но­стью и чи­стой жиз­нью, рав­но­ду­ши­ем к зем­ным бла­гам. Он изу­чил во­ин­ское де­ло и стал вы­да­ю­щим­ся пол­ко­вод­цем, но про­дол­жал от­ли­чать­ся при­мер­ным бла­го­че­сти­ем, хо­ро­шо знал Свя­щен­ное Пи­са­ние, был ми­ло­стив к бед­ным. Бла­го­да­ря этим ка­че­ствам ему уда­лось мно­гих ере­ти­ков-бо­го­милов вер­нуть в пра­во­сла­вие. Как мо­нарх он поль­зо­вал­ся все­об­щей лю­бо­вью, ко­то­рую при­об­рел муд­ро­стью и доб­ро­той. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир по­сы­лал в на­род учи­те­лей ве­ры, что спо­соб­ство­ва­ло утвер­жде­нию пра­во­сла­вия и ис­ко­ре­не­нию ере­сей. В его цар­ство­ва­ние бы­ло от­кры­то мно­го боль­ниц, стран­но­при­им­ных до­мов и мо­на­сты­рей.
Ве­дя столь бо­го­угод­ный об­раз жиз­ни, ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир был вы­нуж­ден непре­стан­но бо­роть­ся с внеш­ни­ми (царь Бол­гар­ский Са­му­ил и им­пе­ра­тор Ви­зан­тий­ский Ва­си­лий II Ма­ке­до­ня­нин) и внут­рен­ни­ми (бо­го­милы) вра­га­ми. Од­на­жды царь Са­му­ил на­пал на сер­бов с боль­шим вой­ском; ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир укло­нил­ся от бит­вы и обос­но­вал­ся со сво­ей дру­жи­ной на вы­со­кой го­ре Об­лик (или Ко­со­гор). Здесь его лю­ди ста­ли стра­дать от уку­сов ядо­ви­тых змей. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир со сле­за­ми стал мо­лить­ся Бо­гу о по­мо­щи, и Гос­подь внял его мо­лит­ве.
Неко­то­рое вре­мя царь Са­му­ил не мог на­не­сти по­ра­же­ние оса­жден­ным сер­бам, но мест­ный князь ока­зал­ся пре­да­те­лем. Ко­гда сер­бы по­ня­ли, что по­ра­же­ние неиз­беж­но, свя­той Иоанн-Вла­ди­мир со­брал сво­их лю­дей и ска­зал им: «Луч­ше бу­дет, ес­ли я по­ло­жу ду­шу свою за вас и доб­ро­воль­но пре­дам свое те­ло на смерть, чем вы про­па­де­те от го­ло­да и ме­ча». Ска­зав это, он про­стил­ся со сво­и­ми и от­дал се­бя в ру­ки ца­рю Са­му­и­лу, ко­то­рый за­клю­чил его в тем­ни­це го­ро­да Прес­на.
Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир непре­стан­но мо­лил­ся в тем­ни­це, и ему был по­слан Ан­гел Бо­жий, ко­то­рый укреп­лял его дух и пред­ска­зал осво­бож­де­ние, а впо­след­ствии му­че­ни­че­ский ве­нец.
Дочь ца­ря Са­му­и­ла Ко­са­ра, или Фе­о­до­ра, от­ли­ча­лась ми­ло­сер­ди­ем и ча­сто об­хо­ди­ла тем­ни­цы. Она по­лю­би­ла мо­ло­до­го кра­си­во­го плен­ни­ка и умо­ли­ла от­ца, ко­то­рый ни в чем не мог ей от­ка­зать, от­пу­стить его. Царь Са­му­ил же­нил свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра на сво­ей до­че­ри и вер­нул ему трон.
Вер­нув­шись до­мой, ко­роль Иоанн-Вла­ди­мир пред­ло­жить Фе­о­до­ре жить це­ло­муд­рен­но во ис­пол­не­нии за­по­ве­ди Хри­сто­вой (Мф.19,10-12; 1Кор.7,29). Фе­о­до­ра по­слу­ша­ла его, и так они жи­ли, лю­бя Бо­га и управ­ляя сво­им на­ро­дом со стра­хом Бо­жи­им.
Тем вре­ме­нем про­изо­шли из­ме­не­ния в Бол­гар­ском цар­стве. Умер царь Са­му­ил, был убит его сын Гав­ри­ил; на пре­стол взо­шел Вла­ди­слав – недоб­ро­же­ла­тель свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра. Свя­то­му Иоан­ну-Вла­ди­ми­ру бы­ло ви­де­ние: он уви­дел ор­ла, нес­ше­го крест. Пти­ца па­ри­ла над ле­са­ми, за­тем опу­сти­лась и по­ло­жи­ла крест на зем­лю. Бла­жен­ный ко­роль по­кло­нил­ся кре­сту и воз­двиг на этом ме­сте храм, в ко­то­ром мо­лил­ся днем и но­чью, ожи­дая му­че­ни­че­ско­го кон­ца.
Царь Вла­ди­слав за­мыс­лил при­со­еди­нить к сво­им вла­де­ни­ям дер­жа­ву свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра и с этой це­лью по­звал его к се­бе буд­то бы для за­клю­че­ния ка­ко­го-то до­го­во­ра. На­прас­но Фе­о­до­ра, пред­чув­ствуя недоб­рое, убеж­да­ла му­жа не ехать. Свя­той Иоанн-Вла­ди­мир при­был в Прес­ну. Уви­дев под­хо­див­ше­го ко­ро­ля, Вла­ди­слав вы­хва­тил меч и уда­рил свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра, но не смог при­чи­нить ему вре­да. Свя­той ска­зал ему: «Хо­чешь убить ме­ня, брат, но не мо­жешь!» И, вы­нув свой меч, от­дал ему, го­во­ря: «Возь­ми и убей ме­ня, го­тов на смерть, как Иса­ак и Авель». Вла­ди­слав, по­мра­чен­ный умом, схва­тил меч и от­сек го­ло­ву му­че­ни­ку. Обез­глав­лен­ный Иоанн-Вла­ди­мир взял свою от­се­чен­ную го­ло­ву, подъ­е­хал на коне к хра­му и ска­зал: «В ру­це Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой». Убий­ца бе­жал в ужа­се. Так при­нял му­че­ни­че­скую смерть бла­жен­ный Иоанн-Вла­ди­мир 22 мая 1015 го­да.
В первую ночь по­сле по­гре­бе­ния свя­то­го над его мо­ги­лой был ви­ден чуд­ный свет. Это так на­пу­га­ло Бол­гар­ско­го ца­ря, что он от­дал те­ло свя­то­го его су­пру­ге Фе­о­до­ре и раз­ре­шил его по­гре­бе­ние, где она по­же­ла­ет. Вдо­ва по­ло­жи­ла те­ло му­жа в хра­ме во имя Пре­свя­той Де­вы Ма­рии в Кра­ине; при­няв мо­на­ше­ство, она про­ве­ла оста­ток жиз­ни вбли­зи гро­ба лю­би­мо­го му­жа (впо­след­ствии она бы­ла по­гре­бе­на ря­дом с ним).
Царь Вла­ди­слав по­гиб при оса­де серб­ско­го го­ро­да Дра­ча в на­ча­ле 1018 го­да. Ему вне­зап­но явил­ся во­ин с ли­ком свя­то­го Иоан­на-Вла­ди­ми­ра, а ко­гда он в ужа­се бро­сил­ся бе­жать, Ан­гел Бо­жий по­ра­зил его.
Свя­тые мо­щи ко­ро­ля Иоан­на-Вла­ди­ми­ра око­ло 1215 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в г. Драч, за­тем в мо­на­стырь свя­то­го Иоан­на в Ал­ба­нию. В этой оби­те­ли, по­свя­щен­ной ко­ро­лю-му­че­ни­ку, бы­ло яв­ле­но мно­го чу­дес. Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Иоан­на-Вла­ди­ми­ра чти­ли сер­бы, ал­бан­цы и гре­ки, на­зы­вая его чу­до­твор­цем и ми­ро­точ­цем. Свя­то­му ко­ро­лю му­че­ни­ку вско­ре бы­ли на­пи­са­ны служ­ба и жи­тие сна­ча­ла на серб­ском, за­тем на гре­че­ском язы­ке. Впо­след­ствии серб­ский текст был утра­чен, и хи­лен­дар­ские мо­на­хи Лу­ка и Пар­фе­ний вновь пе­ре­ве­ли служ­бу и жи­тие с гре­че­ско­го на серб­ский. Они вне­се­ны в Серб­ляк в 1861 го­ду мит­ро­по­ли­том Бол­гар­ским Ми­ха­и­лом. В 1925 го­ду свя­то­му му­че­ни­ку Иоан­ну-Вла­ди­ми­ру воз­двиг­нут храм в мо­на­сты­ре во имя свя­то­го На­у­ма на Охрид­ском озе­ре. На ико­нах свя­той ча­сто изо­бра­жа­ет­ся с цар­ской ко­ро­ной на го­ло­ве, в пра­вой ру­ке он дер­жит крест, в ле­вой – свою го­ло­ву.

☦️
Праведный Иа́ков Боровичский, Новгородский.
У мно­гих древ­них рус­ских го­ро­дов есть свой свя­той по­кро­ви­тель, имя ко­то­ро­го свя­за­но с чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми и за­щи­той го­ро­да от вра­гов. По­кро­ви­те­лем города Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти яв­ля­ет­ся св. прав. Иа­ков, Бо­ро­вич­ский чу­до­тво­рец.
Св. Иа­ков – об­ще­пра­во­слав­ный свя­той, 5 но­яб­ря, в празд­ник св. Иа­ко­ва, пра­во­слав­ные хри­сти­ане все­го ми­ра, воз­но­ся мо­лит­вы к это­му свя­то­му, ду­хов­но объ­еди­ня­ют­ся с ве­ру­ю­щи­ми на­ше­го го­ро­да. Осо­бо по­кро­ви­тель­ству­ет св. Иа­ков Бо­ро­вич­ско­му краю и Ивер­ско­му Вал­дай­ско­му мо­на­сты­рю. В ру­ко­пи­си XVI в., хра­ня­щей­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, из­ло­же­ны ска­за­ния об этом свя­том.
В 1452 г. 11 ап­ре­ля*, во втор­ник по Па­схе, око­ло Свя­то-Ду­хо­ва мо­на­сты­ря про­изо­шло ве­ли­чай­шее со­бы­тие. Ве­сен­нее по­ло­во­дье; быст­ро­теч­ная ре­ка Мста шум­ным по­то­ком ка­ти­ла свои вол­ны через по­ро­ги; жи­ви­тель­ное теп­ло ве­сен­не­го солн­ца уни­что­жи­ло весь реч­ной лед. Неожи­дан­но по­яви­лась боль­шая льди­на, дви­гав­ша­я­ся про­тив стре­ми­тель­но­го те­че­ния ре­ки; гу­стой пар, как бы дым от пла­ме­ни, под­ни­мал­ся от нее. При­ста­ла она к пра­во­му бе­ре­гу, по­вы­ше мо­на­сты­ря са­же­ней на сто. Сви­де­те­ли се­го яв­ле­ния узре­ли на льдине до­воль­но по­тем­нев­шую и как буд­то опа­лен­ную ог­нем сос­но­вую ко­ло­ду, пред­став­ляв­шую со­бою ниж­нюю часть гро­ба без крыш­ки, а в ней ма­ло при­кры­тое те­ло неко­е­го от­ро­ка. Объ­ятые ужа­сом, непро­све­щен­ные и ма­ло­душ­ные бо­ро­ви­чане при­ня­ли при­плыв­шее те­ло за обык­но­вен­ный труп утоп­лен­ни­ка. Дабы из­бе­жать непри­ят­но­стей, уси­лен­но ста­ра­лись они осо­бо­го ро­да длин­ны­ми ше­ста­ми от­толк­нуть от бе­ре­га льди­ну с ее стран­ною но­шею. Од­на­ко льди­на не по­ви­но­ва­лась и сно­ва воз­вра­ти­лась к преж­не­му ме­сту. То­гда, об­мо­тав ко­ло­ду ве­рев­ка­ми, по­влек­ли ее вме­сте с льди­ной по те­че­нию ре­ки Мсты и та­ким об­ра­зом от­ве­ли вер­сты за две от мо­на­сты­ря. На рас­све­те сле­ду­ю­ще­го дня льди­на со сво­ею но­шею опять вер­ну­лась. По­вто­ри­лось это и в тре­тий раз.
На­ко­нец, Гос­подь вра­зу­мил нера­зум­ных. Некий от­рок явил­ся во сне несколь­ким бо­лее бла­го­на­ме­рен­ным ста­рей­ши­нам бо­ро­вич­ским и ска­зал им: «Из-за че­го вы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, неми­ло­сти­во го­ни­те от се­бя по­доб­но­го вам хри­сти­а­ни­на? Из-за че­го про­ти­ви­тесь Гос­по­ду, на­пра­вив­ше­му к вам те­ло мое? Уже­ли из-за неве­де­ния име­ни мо­е­го? Так знай­те, что я на­зы­ва­юсь Иа­ков; со­имен­ник св. Иа­ко­ву, бра­ту Гос­под­ню по пло­ти». Вос­пря­ну­ли от сна про­сто­душ­ные и бо­го­бо­яз­нен­ные ста­рей­ши­ны, по­ве­да­ли друг дру­гу о див­ном сно­ви­де­нии и уми­ли­лись в серд­це сво­ем. Слух об этом быст­ро рас­про­стра­нил­ся. И по­ня­ли то­гда жи­те­ли бо­ро­вич­ские нера­зум­ное от­но­ше­ние к яв­лен­ным через при­плы­тие мо­щам от­ро­ка Бо­жия. Мно­го горь­ких слез про­ли­ли при этом; дре­ко­лье, ко­то­рым от­тал­ки­ва­ли мо­щи, со­жгли. Ста­рей­ши­ны, со­про­вож­да­е­мые тол­пою, по­спе­ши­ли на бе­рег ре­ки Мсты с твер­дым на­ме­ре­ни­ем немед­лен­но снять с льди­ны чест­ные мо­щи для упо­ко­е­ния оных здесь же, на бе­ре­гу. Был устро­ен де­ре­вян­ный сруб, имев­ший по­верх зем­ли вид неболь­шой ча­сов­ни. В те­че­ние 93-х лет по­сле при­плы­тия и по­сле­до­вав­ше­го за­тем по­гре­бе­ния нетлен­ные остан­ки св. Иа­ко­ва, по­чив­шие под спу­дом, неослаб­но ис­то­ча­ли бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния для всех, с ве­рою при­те­кав­ших к нему.
По­сле мно­гих зна­ме­ний и чу­дес, со­вер­шив­ших­ся при гро­бе Иа­ко­ва Пра­вед­но­го, жи­те­ли на­ше­го края в 1544 г. осо­бою че­ло­бит­ною от ду­хо­вен­ства и ми­рян до­ве­ли о сем до све­де­ния Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­сия, вы­ра­зив ис­крен­нее же­ла­ние и усерд­ную прось­бу, чтобы чест­ные мо­щи се­го но­во­го чу­до­твор­ца, яко мно­го­цен­ное и бо­го­дан­ное со­кро­ви­ще, бы­ли от­кры­ты. Это ве­ли­кое тор­же­ство со­вер­ши­лось в 1545 г. 23 ок­тяб­ря, в день па­мя­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня. На са­мом же ме­сте за­хо­ро­не­ния мо­щей св. Иа­ко­ва вско­ре по­сле то­го от­крыл­ся це­леб­ный ис­точ­ник. А бла­го­че­сти­вые окрест­ные жи­те­ли, рев­нуя о сла­ве име­ни Гос­по­да, див­но­го во свя­тых сво­их, устро­и­ли тут неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ния».
В дни бла­го­че­сти­вей­ше­го го­су­да­ря, ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, свя­тей­ший Ни­кон, ве­ли­кий пат­ри­арх всей Ру­си, зная о чу­де­сах, со­вер­шав­ших­ся при мо­щах св. Иа­ко­ва Пра­вед­но­го, и в то же вре­мя по­лу­чив све­де­ния, что св. мо­щи на­хо­дят­ся в боль­шом небре­же­нии от скуд­но­сти Свя­то-Ду­хо­ва, возы­мел на­ме­ре­ние пе­ре­не­сти св. мо­щи в со­здан­ную то­гда на од­ном из ост­ро­вов Вал­дай­ско­го озе­ра оби­тель Ивер­скую. Пе­ре­не­се­ние это со­вер­ши­лось в 1654 г. 23 фев­ра­ля.
Кем имен­но был в крат­ковре­мен­ном жи­тии сво­ем на зем­ле бла­го­уго­див­ший Гос­по­ду от­рок, св. Иа­ков Пра­вед­ный, име­ну­е­мый Бо­ро­вич­ским чу­до­твор­цем, кто бы­ли его ро­ди­те­ли и от­ку­да нетлен­ные мо­щи его при­плы­ли к бо­ро­вич­ско­му бе­ре­гу? Об этом нет до­сто­вер­ных ска­за­ний, ни пись­мен­ных, ни уст­ных.
О чу­де­сах св. Иа­ко­ва рас­ска­зы­ва­ет­ся в кни­ге «Ска­за­ние о свя­том Иа­ко­ве пра­вед­ном, Бо­ро­вич­ском чу­до­твор­це», из­дан­ной в 1901 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния бо­ро­ви­чан о том, что в на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны од­но­му глу­бо­ко ве­ру­ю­ще­му стар­цу во сне явил­ся св. Иа­ков и ска­зал: «Пусть ве­ру­ю­щие с мо­им об­ра­зом три­жды обой­дут го­род, и я спа­су град свой».
Дей­стви­тель­но, груп­па ве­ру­ю­щих три но­чи об­хо­ди­ла наш го­род с кре­стом, пе­ни­ем мо­литв, с ико­ной св. Иа­ко­ва и с ча­сти­цей его мо­щей. Этот крест­ный ход со­вер­шал­ся тай­но, но­чью, т.к. ве­ру­ю­щие опа­са­лись го­не­ния со сто­ро­ны без­бож­ных вла­стей. Вско­ре фронт по­до­шел к г. Бо­ро­ви­чи и на­хо­дил­ся все­го в 70 км от него, но го­род не по­стра­дал.

☦️
Священномученик Максим (Жижиленко), епископ Серпуховской.
В миру Жижиленко Михаил Александрович, родился 2 марта 1885 года в городе Калише Калишской губернии Царства Польского Российской империи (ныне Великопольское воеводство Польши) в семье дворянина, прокурора окружного суда Александра Григорьевича Жижиленко. Семья была большая – 9 детей, – патриархальная, дружная, все выросли и учились в г. Калише. Мать воспитывала всех в религиозном духе, внушая детям любовь к Богу, к церкви, к людям.
В 1894 году поступил в 1-й класс Калишской гимназии, где 7 лет учился и проявил большие способности. После смерти родителей (они умерли в 1905 и в 1906 годах) он сначала оставался один в Калише, а потом переселился к брату в Петербург и там окончил 8-й класс. Брат его был известным русским ученым, профессором уголовного права Петроградского университета – Александр Александрович Жижиленко, который выступал в 1922 году защитником на процессе митр. Вениамина (Казанского).
В 1914 году окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом-психиатром в Сокольниках, фронтовым врачом на Австрийском фронте (1914-17), терапевтом-практиком.
В начале 1920-х арестован и выслан на три года в Северный край.
В 1922 – 1928 годах был главным врачом больницы Таганской тюрьмы. Около 1925 года по благословению патриарха Тихона тайно принял монашество с именем в честь прп. Максима Исповедника.
Находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому). В 1927 году не принял Декларацию митрополита Сергия.
Тайно был рукоположен в сан пресвитера епископом Димитрием (Любимовым) в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови) в Петербурге.
В феврале 1928 года тайно хиротонисан во епископа Серпуховского. Хиротонию совершили иосифлянские епископы Димитрий (Любимов) и Нарвский Сергий (Дружинин).
С 1929 года жил в Серпухове и возглавил движение иосифлян в Московской области. В Серпухове к нему перешли все 18 приходов; то же самое произошло в Коломне. Большинство приходов в Звенигороде, Волоколамске, Переславле-Залесском и других городах также перешли к иосифлянам.
24 мая 1929 года был арестован и приговорен к пяти годам концлагерей за свою церковную позицию и деятельность.
В 1929-1930 годах находился в Соловецком лагере, где был назначен врачом во время эпидемии сыпного тифа. Вместе с епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским) и другими заключенными совершал тайные богослужения в лесу.
В 1931 году был вызван в Москву по новому делу Серпуховского филиала ИПЦ и заключен в Бутырскую тюрьму.
Расстрелян 4 июня 1931 года, похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы.
В 1981 году решением Архиерейского Собора РПЦЗ канонизирован в лике новосвященномученика с включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.
11 марта 2020 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

☦️
Священномученик Михаил Борисов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 7 ян­ва­ря 1866 го­да (по дру­гим дан­ным 1876 го­да) в се­ле Су­хая Ни­ва Де­мян­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Кон­стан­ти­на Дмит­ри­е­ви­ча Бо­ри­со­ва.
Диа­кон Кон­стан­тин со­рок во­семь лет про­слу­жил Церк­ви – со­рок три го­да пса­лом­щи­ком и пять лет диа­ко­ном. Его ду­хов­ник, свя­щен­ник Кон­стан­тин Ви­но­гра­дов, пи­сал о нем: «Это был ги­гант и по те­ло­сло­же­нию, и по го­ло­су, не знав­ший, ка­жет­ся, уста­ло­сти; на­при­мер, ехать и не спать ни на во­лос 1–3 су­ток в са­мую от­вра­ти­тель­ную по­го­ду и сра­зу же слу­жить бы­ло для него обыч­ным де­лом… Он об­ла­дал гром­ким го­ло­сом, по­ста­вил се­бе за пра­ви­ло петь и чи­тать луч­ше ма­ло, но внят­но и при уча­стии ду­ши; он все­гда ра­зу­мел, что чи­тал и пел».
В 1888 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в жен­ский По­кров­ский Зве­рин мо­на­стырь в Нов­го­род­ском уез­де. 17 сен­тяб­ря 1889 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к но­во­по­стро­ен­ной церк­ви в се­ле Ки­пи­но Де­мян­ско­го уез­да. В 1891 го­ду отец Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден слу­жить в Па­рас­ке­вин­скую цер­ковь в се­ло Стро­и­ло­во, в 1902 го­ду – в Пол­нов­ский Успен­ский жен­ский мо­на­стырь в Де­мян­ском уез­де, а в 1906 го­ду – в Бо­ри­со­глеб­скую цер­ковь в Нов­го­ро­де.
За вре­мя сво­е­го слу­же­ния отец Ми­ха­ил, как де­я­тель­ный свя­щен­ник, имел мно­же­ство по­слу­ша­ний. Два го­да он со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ки­пин­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы, один­на­дцать лет за­ко­но­учи­те­лем Стро­и­лов­ской зем­ской шко­лы, два го­да Го­лов­ков­ской зем­ской шко­лы, че­ты­ре го­да за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем от­кры­той им в се­ле Стро­и­ло­ве жен­ской цер­ков­но‐при­ход­ской шко­лы; в те­че­ние трех с по­ло­ви­ной лет отец Ми­ха­ил со­сто­ял на­блю­да­те­лем цер­ков­ных школ 1‐го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га Де­мян­ско­го уез­да, в те­че­ние че­ты­рех лет – за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы при Успен­ском мо­на­сты­ре, в те­че­ние де­ся­ти лет – бла­го­чин­ным 1‐го окру­га Де­мян­ско­го уез­да, в те­че­ние трех лет – де­пу­та­том на епар­хи­аль­ные съез­ды от ду­хо­вен­ства 1‐го Де­мян­ско­го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га, в те­че­ние трех лет – чле­ном прав­ле­ния Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии; с 1907 го­да – за­ве­ду­ю­щим, за­ко­но­учи­те­лем и учи­те­лем пе­ния в Бо­ри­со­глеб­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, с 1909‐го по 1914 год отец Ми­ха­ил со­сто­ял чле­ном Нов­го­род­ско­го епар­хи­аль­но­го мис­си­о­нер­ско­го со­ве­та, с 1909‐го по 1915 год – чле­ном Нов­го­род­ско­го уезд­но­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та, с 1911 го­да – по­мощ­ни­ком бла­го­чин­но­го 2‐го Нов­го­род­ско­го окру­га.
В 1906 го­ду отец Ми­ха­ил был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом; 30 июля 1917 го­да – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Отец Ми­ха­ил при­ни­мал де­я­тель­ное уча­стие в ре­ли­ги­оз­но‐нрав­ствен­ных чте­ни­ях, про­хо­див­ших в Нов­го­ро­де, и в цер­ков­но‐об­ще­ствен­ной жиз­ни го­ро­да.
6 июня 1917 го­да на со­бра­нии Со­ю­за объ­еди­не­ния ду­хо­вен­ства и ми­рян го­ро­да Нов­го­ро­да про­то­и­е­рей Ми­ха­ил вы­сту­пил с до­кла­дом на те­му «К ре­фор­ме при­хо­да»; он ска­зал то­гда, что глав­ной це­ли при­ход­ской жиз­ни – «ве­сти че­ло­ве­ка ко Хри­сту, к веч­но­му спа­се­нию» – долж­ны бы­ли слу­жить: «ис­то­вое бо­го­слу­же­ние с пе­ре­во­дом бо­го­слу­жеб­ных книг не на рус­ский, а на но­во‐сла­вян­ский язык, с устра­не­ни­ем всех непо­нят­ных слов и вы­ра­же­ний… бе­се­ды в хра­ме и вне хра­ма, устрой­ство школь­ных со­ве­тов, об­ществ сест­ри­че­ства… Глав­ное в при­хо­де не пра­во из­бра­ния и не за­ве­до­ва­ние иму­ще­ством, а борь­ба с гре­хом, со­де­и­ва­ние сво­е­го спа­се­ния». Близ­кие от­ца Ми­ха­и­ла вспо­ми­на­ли, что при­хо­жане лю­би­ли и ува­жа­ли свя­щен­ни­ка за то, что он все­гда с ра­до­стью им по­мо­гал.
По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков на­ча­лись го­не­ния: отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван в 1926 го­ду и про­был в тюрь­ме два­дцать дней. В 1931 го­ду свя­щен­ник с се­мьей был вы­се­лен из до­ма.
В 1933 го­ду Нов­го­род­ское ОГПУ на­ча­ло де­ло про­тив ре­ли­ги­оз­но‐тру­до­во­го Брат­ства, ко­то­рое воз­глав­лял епи­скоп Ма­ка­рий (Опоц­кий), жив­ший в это вре­мя в Нов­го­ро­де на по­ло­же­нии ссыль­но­го. Брат­ство име­ло неофи­ци­аль­ный ха­рак­тер и вклю­ча­ло в свой со­став немно­гим бо­лее два­дца­ти че­ло­век, ко­то­рые мо­ли­лись вме­сте с епи­ско­пом Ма­ка­ри­ем, тру­ди­лись на сво­их по­слу­ша­ни­ях и часть средств пе­ре­да­ва­ли Брат­ству, от­ку­да они жерт­во­ва­лись по ме­ре необ­хо­ди­мо­сти нуж­да­ю­щим­ся – бед­ным и на­хо­дя­щим­ся в за­клю­че­нии.
20 ап­ре­ля 1933 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в нов­го­род­скую тюрь­му все чле­ны Брат­ства во гла­ве с епи­ско­пом Ма­ка­ри­ем, а вме­сте с ни­ми и мно­гие ав­то­ри­тет­ные свя­щен­ни­ки го­ро­да, хо­тя и не вхо­див­шие в со­став Брат­ства, но знав­шие епи­ско­па лич­но. В их чис­ле был аре­сто­ван и про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­ри­сов; ему шел то­гда шесть­де­сят вось­мой год.
3 мая 1933 го­да отец Ми­ха­ил был вы­зван на до­прос и, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал: «Я враж­деб­но на­стро­ен к со­вет­ской вла­сти, по­то­му что она устра­и­ва­ет го­не­ния на ре­ли­гию, ду­хо­вен­ство об­ла­га­ет непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, де­рет с него по­след­нюю шку­ру, во­об­ще ду­хо­вен­ству не да­ет ни­ка­ко­го жи­тья. Со­вет­ская власть все ду­хо­вен­ство по­ста­ви­ла вне за­ко­на. Со­вет­ская власть ду­хо­вен­ство и во­об­ще ве­ру­ю­щих са­жа­ет невин­но в тюрь­мы и ссы­ла­ет на Се­вер, за­став­ля­ет без ви­ны пе­ре­но­сить стра­да­ния, го­лод и хо­лод. Со­вет­ская власть нам со­вер­шен­но ни­че­го не да­ла, кро­ме слез и стра­да­ний. Имея та­кие взгля­ды, я не мог со­чув­ствен­но от­но­сить­ся к со­вет­ской вла­сти и спо­кой­но, мол­ча все пе­ре­но­сить. Я вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные свои взгля­ды вы­ска­зы­вал сре­ди ве­ру­ю­щих, что те­перь не ста­ло ни­ка­ко­го жи­тья, кру­гом на ве­ру­ю­щих идет го­не­ние, от­би­ра­ют по­след­ний ку­сок хле­ба… со­вет­ская власть ста­ла гра­бить жи­во­го и мерт­во­го. Я так­же го­во­рил во вре­мя цер­ков­ной служ­бы ан­ти­со­вет­ские про­по­ве­ди, что со­вет­ская власть – есть власть ан­ти­хри­ста, ко­то­рая по­сла­на Бо­гом за тяж­кие на­ши гре­хи, и что ско­ро на­станет вре­мя, ко­гда сой­дет Хри­стос на зем­лю и по­го­нит всех этих ан­ти­хри­стов и дья­воль­скую си­лу… Я и сей­час остал­ся та­ких же убеж­де­ний, что, дол­го ли, ко­рот­ко ли, но власть ан­ти­хри­ста долж­на бу­дет за­ме­не­на дру­гой, Бо­жьей вла­стью, или же со­вет­ская власть долж­на бу­дет пе­ре­ме­нить свою по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии Церк­ви, то есть пре­кра­тить го­не­ния.
Я знаю, что епи­скоп Ма­ка­рий и мой сын… ока­зы­ва­ли ма­те­ри­аль­ную по­мощь се­мьям невин­но по­стра­дав­ших от со­вет­ской вла­сти. Я, как бла­го­чин­ный, со­би­рал день­ги от при­хо­дов и по­сы­лал в Таш­кент вы­слан­но­му невин­но мит­ро­по­ли­ту Ар­се­нию*, и во­об­ще мы ма­те­ри­аль­но по­мо­га­ли со­слан­но­му ду­хо­вен­ству…
В лич­ных сво­их бе­се­дах и про­по­ве­дях про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, так как с су­ще­ство­ва­ни­ем со­вет­ской вла­сти при­ми­рить­ся не мо­гу».
19 мая 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла к ли­ше­нию пра­ва про­жи­ва­ния в двух сто­лич­ных го­ро­дах, их об­ла­стях и в по­гра­нич­ной по­ло­се. И он уехал в го­род Уг­лич Яро­слав­ской об­ла­сти, где стал слу­жить в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Во вре­мя слу­же­ния в Уг­ли­че свя­щен­ник был на­граж­ден оче­ред­ной на­гра­дой – па­ли­цей.
При­хо­жане пи­са­ли ему по по­во­ду это­го на­граж­де­ния: «Мы, при­хо­жане свя­то­го хра­ма се­го, по­здрав­ля­ем Вас с вы­со­кой Пат­ри­ар­шей на­гра­дой – да­ро­ван­ной вам па­ли­цей. Па­ли­ца – это ду­хов­ный жезл в Ва­ших ру­ках, охра­ня­ю­щий паст­ву Ва­ши­ми мо­лит­ва­ми и за­бо­та­ми от вся­ко­го жи­тей­ско­го со­блаз­на.
Гос­подь Бог наш дал нам ве­ли­кую ра­дость ви­деть Его бла­го­во­ле­ние к Ва­шим мо­лит­вен­ным тру­дам о нас, греш­ных. Вы неустан­но мо­ли­тесь, боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни про­во­дя в мо­лит­ве до­ма и в хра­ме, твер­до ис­пол­няя за­по­ве­ди Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста…»
13 но­яб­ря 1933 го­да су­пру­га от­ца Ми­ха­и­ла на­пра­ви­ла в Нов­го­род­ское ОГПУ за­яв­ле­ние, в ко­то­ром, в част­но­сти, пи­са­ла: «Так как нам, бо­лез­нен­ным ста­ри­кам, бы­ло бы весь­ма го­рест­но уме­реть вда­ли друг от дру­га, то я по­кор­ней­ше про­шу Нов­го­род­ское ОГПУ предо­ста­вить му­жу мо­е­му пра­во воз­вра­ще­ния на жи­тель­ство в Нов­го­род…»
Эта прось­ба су­пру­ги свя­щен­ни­ка не бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и про­то­и­е­рей Ми­ха­ил остав­лен был в Уг­ли­че и про­дол­жал слу­жить в Воз­не­сен­ском хра­ме. Здесь он встре­тил оче­ред­ную вол­ну го­не­ний на Цер­ковь, ко­то­рая стре­ми­тель­но сме­та­ла все на сво­ем пу­ти.
Отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван 28 ок­тяб­ря 1937 го­да и в тот же день до­про­шен.
– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но‐мо­нар­хи­че­ской груп­пы. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Я участ­ни­ком груп­пы не со­сто­ял и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­но под­твер­жден­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми о ва­шем уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но‐мо­нар­хи­че­ской груп­пе по про­ве­де­нию контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти. Пред­ла­га­ем дать след­ствию прав­ди­вые по­ка­за­ния по су­ще­ству.
– Это я от­ри­цаю и за­яв­ляю, что ни­ко­гда к контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но‐мо­нар­хи­че­ской груп­пе не при­над­ле­жал и контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской аги­та­ции не вел.
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 30 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром на­пи­сал, что, хо­тя свя­щен­ник «ви­нов­ным се­бя не при­знал, но ма­те­ри­а­ла­ми след­ствия пол­но­стью изоб­ли­ча­ет­ся в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти».
По­сле со­став­ле­ния об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был от­прав­лен ожи­дать при­го­вор в яро­слав­скую тюрь­му. 5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, но по ста­ро­сти и немощ­но­сти он был остав­лен в ис­пра­ви­тель­но‐тру­до­вой ко­ло­нии в Яро­слав­ле. Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­ри­сов скон­чал­ся 4 июня 1942 го­да в яро­слав­ской ис­пра­ви­тель­но‐тру­до­вой ко­ло­нии и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание