⏳ 2024.06.02 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 5я по Пасхе, о самаряныне (глас 4й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• (попразднство Преполовения Пятидесятницы)

☀️ неподвижный годовой круг:
2 июня (20 мая)
• мчч. Фалале́я, Алекса́ндра, Асте́рия (ок. 284)
• мч. Аскало́на Антинойского (ок. 287)
• прпп. Завуло́на и Соса́нны (родителей св. равноап. Нины) (IV)
• блгв. кн. Довмо́нта (Тимофе́я) Псковского (1299)
• обре́тение мощей свт. Алексия Киевского, Московского (1431) 📚
• сщмч. Павла (Лазарева) (1919)


☦️
Мученики Фалале́й, Алекса́ндр и Асте́рий.
В цар­ство­ва­ние Ну­ме­ри­а­на (283–284) пра­ви­тель го­ро­да Эгеи разо­слал во­и­нов разыс­ки­вать хри­сти­ан. К нему при­ве­ли Фа­ла­лея, 18-лет­не­го бе­ло­ку­ро­го юно­шу. На рас­спро­сы пра­ви­те­ля свя­той Фа­ла­лей от­ве­чал: «Я хри­сти­а­нин, ро­дом из Ли­ва­на (Си­рия). Отец мой, по име­ни Бе­ру­кий, был во­е­на­чаль­ни­ком, а мать зо­вут Ро­ми­ли­ей. У ме­ня есть брат в сане ипо­ди­а­ко­на. Я же обу­чен вра­чеб­но­му де­лу вра­чом Ма­ка­ри­ем. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в Ли­ване я был при­ве­ден к пра­ви­те­лю Ти­ве­рию, но ед­ва из­бе­жал каз­ни. Те­перь стою пе­ред су­дом, де­лай со мной, что хо­чешь. Же­лаю уме­реть за Хри­ста Спа­си­те­ля и Бо­га мо­е­го, на­де­ясь с Его по­мо­щью пре­тер­петь все му­ки».
Сви­ре­пый пра­ви­тель при­ка­зал двум па­ла­чам Алек­сан­дру и Асте­рию про­свер­лить го­ле­ни му­че­ни­ку, про­деть в от­вер­стие ве­рев­ку и по­ве­сить вниз го­ло­вой. Од­на­ко па­ла­чи по устро­е­нию Бо­жию про­свер­ли­ли об­ру­бок де­ре­ва, ко­то­рый по­ве­си­ли вме­сто му­че­ни­ка. Ко­гда пра­ви­тель уви­дел, что его об­ма­ну­ли, то при­ка­зал же­сто­ко из­би­вать Алек­сандра и Асте­рия, ко­то­рые ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и про­сла­ви­ли Бо­га. Пра­ви­тель по­ве­лел немед­лен­но от­сечь им го­ло­вы. Два­жды пы­тал­ся сам вы­пол­нить казнь – про­свер­лить го­ле­ни свя­то­му, но бла­го­дать Бо­жия не до­пус­ка­ла его, и он в бес­си­лии по­ве­лел уто­пить свя­то­го Фа­ла­лея.
Воз­вра­тив­ши­е­ся слу­ги до­ло­жи­ли пра­ви­те­лю о со­вер­шен­ной ими каз­ни, но вне­зап­но, ко­гда они еще не окон­чи­ли речь, явил­ся свя­той Фа­ла­лей в бе­лой одеж­де. Все дол­го пре­бы­ва­ли в оце­пе­не­нии, на­ко­нец пра­ви­тель ска­зал: «Смот­ри­те, этот вол­шеб­ник окол­до­вал да­же мо­ре». То­гда один из при­бли­жен­ных, волхв Урви­ки­ан, по­со­ве­то­вал пра­ви­те­лю бро­сить му­че­ни­ка на съе­де­ние зве­рям, но ни сви­ре­пая мед­ве­ди­ца, ни го­лод­ные лев и льви­ца не тро­ну­ли свя­то­го, но сми­рен­но при­па­ли к его но­гам. Ви­дя про­ис­хо­див­шее, на­род на­чал гром­ко кри­чать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский. Бог Фа­ла­лея, по­ми­луй нас!» Тол­па схва­ти­ла Урви­ки­а­на и бро­си­ла его зве­рям, ко­то­рые тут же рас­тер­за­ли волх­ва. На­ко­нец пра­ви­тель при­ка­зал убить ме­чом свя­то­го му­че­ни­ка. Сви­де­те­ля Хри­сто­ва от­ве­ли на ме­сто каз­ни, на­зы­вав­ше­е­ся Егеи, где он по­мо­лил­ся Бо­гу и скло­нил го­ло­ву под меч. Это про­изо­шло в 284 го­ду. Мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка Фа­ла­лея на­хо­дят­ся в хра­ме свя­то­го Ага­фо­ни­ка в Кон­стан­ти­но­по­ле и со­вер­ша­ют мно­гие чу­де­са. Свя­той му­че­ник Фа­ла­лей как врач, без­воз­мезд­но ле­чив­ший боль­ных, на­зван Цер­ко­вью бес­среб­ре­ни­ком и при­зы­ва­ет­ся в мо­лит­вах над боль­ны­ми в та­ин­стве Еле­освя­ще­ния и при освя­ще­нии во­ды.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/440

☦️
Мученик Аскало́н Антинойский.
Свя­той му­че­ник Ас­ка­лон был хри­сти­а­ни­ном, ро­дил­ся в го­ро­де Ер­мо­по­ле Ве­ли­ком (Сред­ний Еги­пет). Свя­той по­стра­дал в III ве­ке при Дио­кли­ти­ане (284–305). При­ве­ден­ный к пра­ви­те­лю Ар­ри­а­ну, Ас­ка­лон сме­ло ис­по­ве­дал свою ве­ру и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Свя­той пред­рек Ар­ри­а­ну, что при­дет час, ко­гда и он вы­нуж­ден бу­дет на­звать Иису­са Хри­ста Еди­ным и Ис­тин­ным Бо­гом. По при­ка­зу Ар­ри­а­на свя­то­го ста­ли же­сто­ко му­чить, под­ве­си­ли и тер­за­ли же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми, так что кус­ки те­ла его па­да­ли на зем­лю. Свя­той Ас­ка­лон мол­ча пе­ре­но­сил му­ки. Ко­гда один из при­сут­ство­вав­ших, по­дой­дя к нему, ска­зал: «Смот­ри­те, он уже без чувств и бли­зок к смер­ти», – свя­той му­че­ник от­ве­тил: «Я не ли­шил­ся чувств и неустан­но слав­лю Бо­га мо­е­го и Со­зда­те­ля».
Пра­ви­тель Ар­ри­ан при­ка­зал вез­ти му­че­ни­ка в го­род Ан­ти­ною, рас­по­ло­жен­ный на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу Ни­ла, для про­дол­же­ния пы­ток, ку­да на­ме­ре­вал­ся вско­ре при­быть сам. Но му­че­ник об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его удер­жать лод­ку Ар­ри­а­на до тех пор, по­ка он не ис­по­ве­да­ет Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста пред всем на­ро­дом. И вот лод­ка Ар­ри­а­на на се­ре­дине ре­ки вне­зап­но оста­но­ви­лась, и греб­цы не мог­ли сдви­нуть ее с ме­ста. Ар­ри­ан при­пи­сал чу­до дей­ствию вол­шеб­ных чар Ас­ка­ло­на. По по­ве­ле­нию свя­то­го пра­ви­те­лю при­шлось на­пи­сать ис­по­ве­да­ние Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, и то­гда лод­ка при­плы­ла к бе­ре­гу. Вой­дя в го­род, Ар­ри­ан при­ка­зал опять по­ве­сить свя­то­го Ас­ка­ло­на и об­жи­гать его те­ло ог­нем, по­сле че­го при­ка­зал уто­пить его в глу­бине ре­ки. Про­во­жав­шим его хри­сти­а­нам му­че­ник ска­зал: «Ста­рай­тесь, бра­тья, по­лу­чить на­гра­ды от Гос­по­да Бо­га. На тре­тий день, де­ти мои, при­и­ди­те в се­вер­ную часть го­ро­да и там най­де­те мое те­ло. По­хо­ро­ни­те его вме­сте с при­вя­зан­ным к нему кам­нем». Кон­чи­на му­че­ни­ка Ас­ка­ло­на по­сле­до­ва­ла око­ло 287 го­да, непо­да­ле­ку от го­ро­да Ан­ти­нои. На тре­тий день хри­сти­ане на­шли те­ло му­че­ни­ка и со­глас­но за­ве­ща­нию по­хо­ро­ни­ли его с че­стью вме­сте с кам­нем.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/441

☦️
Преподобные Завуло́н и Соса́нна.
О свя­тых За­ву­лоне и Со­санне мы зна­ем боль­ше как о ро­ди­те­лях свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ны (све­де­ния о них со­дер­жат­ся в ос­нов­ном в ее жи­тии), хо­тя их судь­бы так­же за­слу­жи­ва­ют вни­ма­ния. По­это­му ска­жем несколь­ко слов об этой свя­той, ко­то­рая из­вест­на как про­све­ти­тель­ни­ца Гру­зии.
Ро­ди­лась Ни­на око­ло 280 г. в г. Ко­ласт­ры, в Кап­па­до­кии, где бы­ло мно­го гру­зин­ских по­се­ле­ний. Со­глас­но жи­тию, ее отец, свя­той За­ву­лон, про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи, до­во­дил­ся род­ствен­ни­ком са­мо­му свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию, поль­зо­вал­ся рас­по­ло­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305 гг.).
Мать свя­той Ни­ны, свя­тая Со­сан­на (Су­сан­на), бы­ла сест­рой Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха (в неко­то­рых ис­точ­ни­ках на­зы­ва­ют его Иуве­на­ли­ем).
Свя­той За­ву­лон был из­ве­стен как храб­рый пол­ко­во­дец, про него в жи­тии ска­за­но, что он «при­был… к рим­ско­му ца­рю», став од­ним из рим­ских пол­ко­вод­цев, «в то вре­мя ко­гда Ге­ор­гий Кап­па­до­кий­ский был за­му­чен за Хри­ста…». Он при­нял уча­стие в по­хо­де про­тив угро­жав­ших Ри­му «бран­джей» (по од­ной из вер­сий, фран­ков). В бит­ве «на по­ле Пи­та­лан­ском» (сра­же­ние меж­ду рим­ля­на­ми и гал­ла­ми на Ка­та­ла­ун­ских по­лях в 273 г.) За­ву­лон, про­явив чу­де­са храб­ро­сти, взял в плен ца­ря «бран­джей» и его вель­мож. Рим­ский им­пе­ра­тор при­ка­зал каз­нить их, но «бран­джи» умо­ля­ли За­ву­ло­на о за­ступ­ни­че­стве, чтобы им бы­ло поз­во­ле­но до каз­ни при­нять его ве­ру.
Свя­той хо­да­тай­ство­вал пе­ред им­пе­ра­то­ром и Рим­ским епи­ско­пом, и плен­ные, вос­при­ем­ни­ком ко­то­рых он сам и стал, бы­ли кре­ще­ны. На сле­ду­ю­щий день они об­ла­чи­лись в по­гре­баль­ные одеж­ды и вы­шли к ме­сту каз­ни с пе­ни­ем мо­литв. По прось­бе За­ву­ло­на рим­ский им­пе­ра­тор по­ми­ло­вал «бран­джей», от­пу­стив их во­сво­я­си с бо­га­ты­ми да­ра­ми, но те, по­ра­жен­ные ми­ло­сер­ди­ем и щед­ро­стию хри­сти­ан, не за­хо­те­ли уй­ти и ста­ли про­сить им­пе­ра­то­ра и За­ву­ло­на «от­пра­вить­ся вме­сте с ни­ми в их стра­ну, чтобы дать ве­ру Хри­ста и кре­стить во­дою весь их на­род».
У «боль­шой ре­ки Гда­ма­ры» цар­скую сви­ту встре­ти­ли лю­ди 10 «брандж­ских… кня­жеств: Хо­ла­май, Хо­за­бай, Хла­чай, Хе­не­ша­ги, Тим­га­ра­ги, За­кай, Гзай, Зар­гай, Зар­май и Тмо­ни­го­ни». Царь раз­де­лил на­род на­двое вдоль бе­ре­гов ре­ки, свя­щен­ни­ки освя­ти­ли во­ду и кре­сти­ли лю­дей, а свя­той За­ву­лон «воз­ла­гал на всех ру­ки в про­дол­же­ние де­ся­ти дней… В раз­би­тых тут па­лат­ках свя­щен­ни­ки слу­жи­ли обед­ню и при­об­щи­ли на­род к Свя­тым Та­и­нам Хри­сто­вым». Устро­ив «все де­ла хри­сти­ан­ства и бла­го­сло­вив их (бран­джей)», свя­той вер­нул­ся в Рим. Так, бла­го­да­ря за­слу­гам от­ца свя­той Ни­ны, по­чти все фран­ки об­ра­ти­лись в хри­сти­ан­ство.
Гру­зин­ский гим­но­граф-ано­ним Х в., вос­хва­ляя свя­тую Ни­ну, пи­шет: «Отец – За­ву­лон – об­ра­тил фран­ков ме­чом, а дочь – бла­жен­ная Ни­на – об­ра­ти­ла гру­зин Жи­во­тво­ря­щим Кре­стом».
За­тем свя­той За­ву­лон от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим по­кло­нить­ся ве­ли­ким свя­ты­ням хри­сти­ан­ским. Там он раз­дал бед­ным и нуж­да­ю­щим­ся по­чти все свое иму­ще­ство; там же он сбли­зил­ся с ар­хи­епи­ско­пом Иеру­са­лим­ским Иуве­на­ли­ем и его сест­рой Со­сан­ной, ко­то­рые так­же бы­ли ро­дом из Кап­па­до­кии. (Со­сан­на и ар­хи­епи­скоп Иуве­на­лий уеха­ли в Иеру­са­лим по­сле смер­ти ро­ди­те­лей, «воз­ло­жив на­деж­ду на [храм] Вос­кре­се­ния – упо­ва­ние всех хри­сти­ан», ку­да они об­ра­ти­лись за по­мо­щью. Иуве­на­лий по­лу­чил долж­ность дев­те­ла­ра (цер­ков­но­го слу­жи­те­ля), а Со­сан­на слу­жи­ла миа­фо­ре (так име­но­ва­лась цер­ков­ная долж­ность) Сар­ре из Виф­ле­е­ма).
Пат­ри­ар­ху по­нра­вил­ся бла­го­че­сти­вый За­ву­лон, и он же­нил его на сво­ей сест­ре Со­санне. По­сле бра­ко­со­че­та­ния мо­ло­дые су­пру­ги от­пра­ви­лись в Кап­па­до­кию, где ро­ди­лась их един­ствен­ная дочь – рав­ноап­о­столь­ная Ни­на. Мать вос­пи­та­ла де­воч­ку «под кро­вом сво­им в бес­пре­стан­ном слу­же­нии ни­щим и днем и но­чью».
Ко­гда де­воч­ке ис­пол­ни­лось 12 лет, ро­ди­те­ли ее вновь пе­ре­се­ли­лись в Иеру­са­лим, где раз­да­ли ни­щим все сбе­ре­же­ния от про­да­жи иму­ще­ства. А вско­ре, взяв бла­го­сло­ве­ние у Иеру­са­лим­ско­го ар­хи­епи­ско­па, За­ву­лон про­стил­ся с же­ной, на­пут­ство­вал дочь на путь слу­же­ния Бо­гу и ушел к от­шель­ни­кам. Точ­ное ме­сто мо­лит­вен­но­го по­дви­га свя­то­го За­ву­ло­на из­вест­но толь­ко Бо­гу.
Со­сан­на же с до­че­рью оста­лись в Иеру­са­ли­ме. Свя­тую Со­сан­ну пат­ри­арх бла­го­сло­вил на слу­же­ние немощ­ным и ни­щим; она бы­ла по­став­ле­на диа­ко­нис­сой при хра­ме Гро­ба Гос­под­ня. Вос­пи­та­ние свя­той Ни­ны бы­ло по­ру­че­но бла­го­че­сти­вой ста­ри­це Ни­ан­фо­ре.
Точ­ное вре­мя кон­чи­ны свя­тых су­пру­гов За­ву­ло­на и Со­сан­ны неиз­вест­но.

☦️
Благоверный князь Довмо́нт (в Крещении Тимофе́й) Псковский.
Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт (До­мант) Псков­ский, князь Наль­ши­най­ский (Наль­шан­ский), был ро­дом из Лит­вы, сна­ча­ла рев­ност­но ис­по­ве­до­вал язы­че­ство. В 1265 го­ду, спа­са­ясь от меж­до­усо­биц ли­тов­ских кня­зей, был вы­нуж­ден бе­жать из Лит­вы и с 300 ли­тов­ски­ми се­мья­ми при­шел во Псков. Псков­ская зем­ля ста­ла его вто­рой ро­ди­ной. Здесь, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, «дох­ну­ла на него бла­го­дать Бо­жия», ко­гда со всей сво­ей сви­той он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Ти­мо­фей и спо­до­бил­ся ве­ли­ких да­ров от Гос­по­да. Уже через год за доб­лесть и ис­тин­но хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли пско­ви­чи из­бра­ли его сво­им кня­зем. В те­че­ние 33 лет он управ­лял го­ро­дом и был един­ствен­ным кня­зем за всю ис­то­рию Пско­ва, ко­то­рый су­мел так дол­го про­жить в ми­ре и со­гла­сии с псков­ским ве­чем. Он был спра­вед­лив и стро­го сле­дил за пра­во­су­ди­ем дру­гих, щед­ро тво­рил ми­ло­сты­ню, при­ни­мая ни­щих и стран­ни­ков, бла­го­го­вей­но чтил цер­ков­ные празд­ни­ки, по­кро­ви­тель­ство­вал хра­мам и мо­на­сты­рям и сам ос­но­вал оби­тель в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Через брак с до­че­рью ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия, внуч­кой свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря и 30 ав­гу­ста), он по­род­нил­ся с рус­ским ве­ли­ко­кня­же­ским ро­дом. Князь До­в­монт, как и свя­той Алек­сандр Нев­ский, был слав­ным за­щит­ни­ком Рус­ской зем­ли. Ос­нов­ная за­слу­га бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та как пол­ко­вод­ца и го­судар­ствен­но­го де­я­те­ля со­сто­ит в том, что в те­че­ние мно­гих лет он на­деж­но за­щи­щал се­ве­ро-за­пад­ную гра­ни­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства от непри­я­тель­ских на­па­де­ний.
В 1268 го­ду князь До­в­монт был од­ним из ге­ро­ев ис­то­ри­че­ской бит­вы при Ра­ко­во­ре, где рус­ская рать одер­жа­ла по­бе­ду над дат­ски­ми и немец­ки­ми вой­ска­ми. Пе­ред каж­дой бит­вой свя­той До­в­монт при­хо­дил в храм, по­ла­гал свой меч к под­но­жию свя­то­го пре­сто­ла и при­ни­мал бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ни­ка, ко­то­рый пре­по­я­сы­вал ему меч.
Свя­той До­в­монт сде­лал псков­скую кре­пость непри­ступ­ной. В па­мять о слав­ном за­щит­ни­ке го­ро­да ка­мен­ная обо­ро­ни­тель­ная сте­на, воз­ве­ден­ная свя­тым кня­зем ря­дом с Кро­мом в кон­це XIII ве­ка, бы­ла на­зва­на До­в­мон­то­вой, а тер­ри­то­рия, ограж­ден­ная сте­ной, до сих пор на­зы­ва­ет­ся До­в­мон­то­вым го­ро­дом. У свя­то­го за­щит­ни­ка «До­ма Свя­той Тро­и­цы» был еще один бла­го­че­сти­вый обы­чай: в бла­го­дар­ность Гос­по­ду, Име­нем Ко­то­ро­го он одер­жи­вал по­бе­ды, не зная по­ра­же­ний, бла­го­вер­ный князь До­в­монт ря­дом с Крем­лем воз­во­дил хра­мы в честь то­го свя­то­го, в день па­мя­ти ко­то­ро­го одер­жи­вал по­бе­ду. Ста­ви­ли там хра­мы по осо­бым обе­там и дру­гие жи­те­ли Пско­ва. Неболь­шая тер­ри­то­рия ны­неш­не­го До­в­мон­то­ва го­ро­да бы­ла сплошь по­кры­та хра­ма­ми. (Пер­вый храм в честь свя­то­го До­в­мон­та-Ти­мо­фея был по­стро­ен в До­в­мон­то­вом го­ро­де в 1574 го­ду.)
Свою по­след­нюю по­бе­ду доб­лест­ный князь-во­ин одер­жал 5 мар­та 1299 го­да на бе­ре­гу ре­ки Ве­ли­кой, где он с ма­лой дру­жи­ной раз­бил боль­шое немец­кое вой­ско. Ли­вон­ские ры­ца­ри неожи­дан­но на­па­ли на по­сад у Пско­ва, за­хва­ти­ли при­го­род­ные Снет­но­гор­ский и Ми­рож­ский мо­на­сты­ри и со­жгли их, же­сто­ко рас­пра­вив­шись с на­сель­ни­ка­ми. Они уби­ли ос­но­ва­те­ля Снет­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Иоаса­фа с 17 ино­ка­ми и пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, игу­ме­на Ми­рож­ско­го (па­мять 4 мар­та). Свя­той князь До­в­монт, не до­жи­да­ясь, по­ка со­бе­рет­ся боль­шое псков­ское вой­ско, вы­шел на­встре­чу вра­гу с дру­жи­ной и из­гнал свя­то­тат­цев за пре­де­лы Рус­ской зем­ли.
Через несколь­ко ме­ся­цев свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей скон­чал­ся и был по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре Пско­ва. Ле­то­пись сви­де­тель­ству­ет, что «бысть же то­гда жа­лость ве­ли­ка в Плес­ко­ве му­жам и же­нам, и ма­лым де­тям по доб­ром гос­по­дине бла­го­вер­ном кня­зе Ти­мо­фее». Пско­ви­чи вспо­ми­на­ли, как свя­той князь за­бо­тил­ся о них в мир­ные дни и осо­бен­но, ко­гда го­ро­ду угро­жа­ла опас­ность, как вел их в бой со сло­ва­ми: «Доб­рые му­жи пско­ви­чи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто мо­лод, тот брат. По­сто­им за Свя­тую Тро­и­цу!»
Вско­ре по­сле кон­чи­ны кня­зя на­ча­лось по­чи­та­ние его как свя­то­го за­ступ­ни­ка пред Бо­гом, мо­лит­вен­но охра­ня­ю­ще­го на­шу зем­лю от вра­гов и бед­ствий. Не раз и по смер­ти за­щи­щал Псков свя­той князь. Так, в 1480 го­ду, ко­гда бо­лее ста ты­сяч нем­цев оса­ди­ли го­род, он явил­ся во сне од­но­му го­ро­жа­ни­ну и ска­зал: «Возь­ми­те оде­я­ние (по­кров) гро­ба мо­е­го, об­не­си­те его три ра­за во­круг го­ро­да с кре­ста­ми и не бой­тесь». Пско­ви­чи ис­пол­ни­ли его ука­за­ние, и нем­цы от­сту­пи­ли от го­ро­да. По­сле это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния от вра­гов свя­то­му кня­зю бы­ла со­став­ле­на служ­ба. Ря­дом с мо­ща­ми бла­го­вер­но­го кня­зя в Тро­иц­ком со­бо­ре ви­сел его бо­е­вой меч (в на­сто­я­щее вре­мя меч хра­нит­ся в Псков­ском ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­ном и ар­хи­тек­тур­ном му­зее-за­по­вед­ни­ке), ко­то­рый вру­чал­ся в хра­ме Свя­той Тро­и­цы псков­ским кня­зьям при воз­ве­де­нии на пре­стол.
Свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей и его су­пру­га, в схи­ме пре­по­доб­ная Мар­фа († 1300; па­мять 8 но­яб­ря) удо­сто­и­лись осо­бой по­че­сти быть изо­бра­жен­ны­ми на чу­до­твор­ной Ми­рож­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (празд­но­ва­ние 24 сен­тяб­ря): «Бла­го­из­во­ли­ся пре­чи­сто­му об­ра­зу чу­до­твор­ныя ико­ны Тво­ея, Бо­го­ро­ди­це, на­пи­са­ти­ся зра­ка по­до­бию на­ше­го в бра­нех твер­да­го за­ступ­ни­ка кня­зя До­ман­та со бла­го­че­сти­вою су­пруж­ни­цею» (се­да­лен служ­бы свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю До­в­мон­ту-Ти­мо­фею). При яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри стар­цу До­ро­фею во вре­мя оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми 27 ав­гу­ста 1581 го­да свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт-Ти­мо­фей был сре­ди из­бран­ни­ков Бо­жи­их, со­про­вож­дав­ших Небес­ную За­ступ­ни­цу Пско­ва (све­де­ния о Пско­во-По­кров­ской иконе по­ме­ще­ны 1 ок­тяб­ря).
Мо­щи свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя До­в­мон­та-Ти­мо­фея по­ко­ят­ся в Псков­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

☦️
Святитель Алекси́й, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец.
Свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец (в ми­ру Елев­фе­рий) ро­дил­ся в 1292 го­ду (по дру­гим дан­ным, 1304) в Москве в се­мье бо­яри­на Фе­о­до­ра Бя­кон­та, вы­ход­ца из Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ства.
Гос­подь ра­но от­крыл бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю его вы­со­кое пред­на­зна­че­ние. На две­на­дца­том го­ду жиз­ни Елев­фе­рий рас­ки­нул се­ти для лов­ли птиц, неза­мет­но для са­мо­го се­бя за­дре­мал и вдруг яв­ствен­но услы­шал го­лос: «Алек­сий! Что на­прас­но тру­дишь­ся? Ты бу­дешь ло­вить лю­дей». С это­го дня от­рок стал уеди­нять­ся, ча­сто по­се­щать цер­ковь и в пят­на­дцать лет ре­шил­ся стать ино­ком. В 1320 го­ду он всту­пил в Мос­ков­ский Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь, где про­вел бо­лее два­дца­ти лет в стро­гих ино­че­ских по­дви­гах. Ру­ко­во­ди­те­ля­ми его и дру­зья­ми бы­ли за­ме­ча­тель­ные по­движ­ни­ки этой оби­те­ли – ста­рец Ге­рон­тий и Сте­фан, брат пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. За­тем мит­ро­по­лит Фе­о­гност по­ве­лел бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю оста­вить мо­на­стырь и за­ве­до­вать су­деб­ны­ми де­ла­ми Церк­ви. Эту долж­ность свя­той ис­пол­нял 12 лет со зва­ни­ем мит­ро­по­ли­чье­го на­мест­ни­ка. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского. По смерти Феогноста, патриарх Филофей поставил митрополитом Алексия. Настольная грамота патриарха новому митрополиту датируется 30 июня 1354 г., согласно ей, Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. В то вре­мя Рус­ская Цер­ковь раз­ди­ра­е­ма бы­ла ве­ли­ки­ми нестро­е­ни­я­ми и рас­пря­ми, в част­но­сти, из-за пре­тен­зий мит­ро­по­ли­та Лит­вы и Во­лы­ни Ро­ма­на. В 1356 го­ду, чтобы по­ло­жить ко­нец сму­там и тре­во­гам, свя­ти­тель от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль к Все­лен­ско­му пат­ри­ар­ху. Пат­ри­арх Кал­лист дал Алек­сию пра­во счи­тать­ся ар­хи­епи­ско­пом Ки­е­ва и Ве­ли­кой Рос­сии с ти­ту­лом «все­чест­на­го мит­ро­по­ли­та и эк­зар­ха». На об­рат­ном пу­ти во вре­мя бу­ри на мо­ре ко­раб­лю гро­зи­ла ги­бель. Алек­сий мо­лил­ся и дал обет по­стро­ить храм свя­то­му то­го дня, в ко­то­рый ко­рабль при­станет к бе­ре­гу. Бу­ря утих­ла, ко­рабль при­стал 16 ав­гу­ста. Вос­тор­жен­но встре­ти­ла свя­ти­те­ля Москва.
Несмот­ря на все сму­ты, свя­ти­тель Алек­сий вся­че­ски за­бо­тил­ся о сво­ей пастве – ста­вил епи­ско­пов, устра­и­вал об­ще­жи­тель­ные мо­на­сты­ри (по об­раз­цу Тро­иц­ко­го, ос­но­ван­но­го пре­по­доб­ным Сер­ги­ем), на­ла­жи­вал от­но­ше­ния с ор­дын­ски­ми ха­на­ми. Не раз свя­то­му и са­мо­му при­хо­ди­лось пу­те­ше­ство­вать в Зо­ло­тую Ор­ду. В 1357 го­ду хан по­тре­бо­вал у ве­ли­ко­го кня­зя, чтобы свя­ти­тель при­был к нему и ис­це­лил сле­пую Тай­ду­лу – его су­пру­гу. «Про­ше­ние и де­ло пре­вы­ша­ет ме­ру сил мо­их, – ска­зал свя­той Алек­сий, – но я ве­рю То­му, Ко­то­рый дал про­зреть сле­по­му, – не пре­зрит Он мо­лит­вы ве­ры». И дей­стви­тель­но, по его мо­лит­ве, окроп­лен­ная свя­той во­дой, су­пру­га ха­на ис­це­ли­лась.
Ко­гда скон­чал­ся ве­ли­кий князь Иоанн, свя­ти­тель взял под свою опе­ку ма­ло­лет­не­го его сы­на Ди­мит­рия (бу­ду­ще­го Дон­ско­го). Мно­го при­шлось свя­то­му вла­ды­ке по­тру­дить­ся, дабы при­ми­рять и сми­рять строп­ти­вых кня­зей, не же­лав­ших при­зна­вать власть Моск­вы. Вме­сте с тем не остав­лял мит­ро­по­лит и тру­дов по устрой­ству но­вых оби­те­лей. Им ос­но­ва­ны в 1361 го­ду Спа­са Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за мо­на­стырь на Яу­зе в Москве (Ан­д­ро­ни­ков, по име­ни уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия, пер­во­го игу­ме­на мо­на­сты­ря) по обе­ту, ко­то­рый он дал, ко­гда ко­рабль во вре­мя его по­езд­ки в Кон­стан­ти­но­поль тер­пел бед­ствие; Чу­дов – в Мос­ков­ском Крем­ле, вос­ста­нов­ле­ны и две древ­ние оби­те­ли – Бла­го­ве­щен­ская в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Кон­стан­ти­но-Еле­нин­ская во Вла­ди­ми­ре. В 1361 го­ду так­же бы­ла по­стро­е­на жен­ская об­ще­жи­тель­ная оби­тель его име­ни (Алек­се­ев­ская).
Свя­ти­тель Алек­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти – 78 лет, про­быв на мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ре 24 го­да. По­чил он 12 фев­ра­ля 1378 го­да и по­гре­бен по за­ве­ща­нию в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны через 50 лет чу­дес­ным об­ра­зом, по­сле че­го ста­ли чтить па­мять ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля и мо­лит­вен­ни­ка за Рус­скую зем­лю.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-moskovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskovskij/poychenie-iz-apostolskikh-dejanij-k-khristoljubivym-khristianam/
• Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам

☦️
Священномученик Павел Лазарев, пресвитер.
Священник Павел Андреевич Лазарев родился в городе Колывань на реке Обь в 1877 году в семье мещанина. Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, затем три года служил фельдшером в Сибирском резервном артиллерийском дивизионе. В 1904 году он состоял регентом Никольской церкви в Никольск-Уссурийском. В 1908 году женился, в его семье родилось четверо детей.
Павел Лазарев был рукоположен архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) в диакона в 1912 году, в сан священника – в 1915 году. В 1918 году он служил штатным священником храма Живоначальной Троицы села Антоновка Приморской области. Отец Павел собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших людей и сам развозил ее нуждающимся. Также он учил детей основам религиозной жизни, Закону Божиему.
В канун праздника Пятидесятницы 1919 года один из жителей села предупредил отца Павла, что ночью за ним придут красные партизаны. Прихожанин просил священника скрыться у родственников в близлежащем городе Спасск, однако тот отказался.
Когда ночью в его дом вошли девять вооруженных людей и объявили, что он арестован, отец Павел был уже одет и ждал их. Священник встал перед иконами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный крест, простился и благословил детей. Своей жене он сказал: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас».
Партизаны отвезли отца Павла в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Невольными свидетелями ложного суда над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу, один из членов отряда заявил священнику, что Бога нет, а священники выдумали Его, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Отцу Павлу предложили свободу, но взамен он должен был объявить народу, что всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за Христа.
Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в Пятидесятницу 1919 года. Священника сначала расстреляли, а затем тяжелораненого бросили умирать в лесу близ Никитовки. В метрической книге Спасо-Преображенской церкви села Спасское смерть отца Павла записана под 20 мая (2 июня) 1919 года.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-lazarev


Жития
Писание