⏳ 2024.05.25 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пасхе (глас 2й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
25 мая (12 мая)
• свт. Епифания Кипрского (403) 📚
• свтт. Сави́на Кипрского (V) и Полу́вия Ринокирского (V)
• свт. Германа Константинопольского (740) 📚
• прп. Дионисия Радонежского (1633)
• мч. Иоанна Влаха (Валаха) (1662)
• сщмч. Ермогена Московского (прославление 1913) 📚
• сщмч. Петра (Попова) (1937)
• мц. Евдокии (Мартишкиной) (1938)
• второе обре́тение мощей прав. Симеона Верхотурского (1989)


☦️
Святитель Епифа́ний Кипрский, епископ.
Свя­ти­тель Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский, жил в IV ве­ке в Фини­кии, по про­ис­хож­де­нию был ев­рей, в мо­ло­до­сти по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он об­ра­тил­ся к хри­сти­ан­ской ве­ре по­сле то­го, как уви­дел од­но­го мо­на­ха, по име­ни Лу­ки­ан, от­дав­ше­го ни­ще­му свою одеж­ду. По­ра­жен­ный ми­ло­сер­ди­ем мо­на­ха, Епи­фа­ний про­сил на­ста­вить его в хри­сти­ан­стве. Он при­нял Кре­ще­ние и уда­лил­ся в мо­на­стырь, устро­ен­ный его на­став­ни­ком Лу­ки­а­ном. В мо­на­сты­ре он под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца Ила­ри­о­на за­ни­мал­ся пе­ре­пиской гре­че­ских книг, пре­успе­вая в ино­че­ской жиз­ни. Свя­той Епи­фа­ний за свои по­дви­ги спо­до­бил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний, но, чтобы из­бе­жать люд­ской сла­вы, он уда­лил­ся из оби­те­ли в пу­сты­ню Спа­нид­ри­он. Там его за­хва­ти­ли раз­бой­ни­ки и три ме­ся­ца дер­жа­ли в пле­ну. Сво­им сло­вом о по­ка­я­нии свя­той при­вел од­но­го из шай­ки раз­бой­ни­ков к свя­той ве­ре в Ис­тин­но­го Бо­га. Ко­гда свя­то­го по­движ­ни­ка от­пу­сти­ли, с ним ушел и раз­бой­ник. Свя­той Епи­фа­ний при­вел его в свой мо­на­стырь и кре­стил с име­нем Иоанн. С тех пор он стал вер­ным уче­ни­ком свя­то­го Епи­фа­ния и тща­тель­но за­пи­сы­вал жизнь и чу­до­тво­ре­ния сво­е­го на­став­ни­ка. Мол­ва о пра­вед­ной жиз­ни свя­то­го Епи­фа­ния рас­про­стра­ня­лась да­ле­ко за пре­де­лы оби­те­ли. Свя­той вто­рич­но уда­лил­ся в пу­сты­ню вме­сте с Иоан­ном. Но и в пу­сты­ню к нему ста­ли при­хо­дить уче­ни­ки. Так воз­ник­ла но­вая оби­тель. Через неко­то­рое вре­мя свя­той Епи­фа­ний и Иоанн пред­при­ня­ли пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния его свя­ты­ням и от­ту­да воз­вра­ти­лись в мо­на­стырь Спа­нид­ри­он. Жи­те­ли го­ро­да Ли­кии по­сла­ли к свя­то­му Епи­фа­нию ино­ка По­ли­вия пе­ре­дать их прось­бу за­нять епи­скоп­ский пре­стол вме­сто умер­ше­го ар­хи­пас­ты­ря. Од­на­ко про­зор­ли­вый по­движ­ник, узнав об этом на­ме­ре­нии, тай­но уда­лил­ся в Па­фий­скую пу­сты­ню к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну (па­мять 21 ок­тяб­ря), под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го он под­ви­зал­ся в мо­ло­дые го­ды. Свя­тые два ме­ся­ца про­ве­ли в сов­мест­ных мо­лит­вах, а за­тем Ила­ри­он по­слал свя­то­го Епи­фа­ния в Са­ла­мин. Там епи­ско­пы со­бра­лись для из­бра­ния но­во­го ар­хи­ерея вме­сто недав­но скон­чав­ше­го­ся. Ста­рей­ше­му из них, епи­ско­пу Пап­пию, Гос­подь от­крыл, что епи­ско­пом сле­ду­ет из­брать при­шед­ше­го в го­род ино­ка Епи­фа­ния. Ко­гда Епи­фа­ния на­шли, свя­той Пап­пий ввел его в цер­ковь, где по по­слу­ша­нию во­ле участ­ни­ков со­бо­ра Епи­фа­ний дол­жен был дать свое со­гла­сие. Так со­сто­я­лось воз­ве­де­ние на епи­скоп­скую ка­фед­ру Са­ла­ми­на свя­то­го Епи­фа­ния око­ло 367 го­да.
Свя­ти­тель Епи­фа­ний про­сла­вил­ся на ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре ве­ли­кой рев­но­стью о ве­ре, лю­бо­вью и ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным, про­сто­той нра­ва. Он мно­го пре­тер­пел от кле­ве­ты и за­ви­сти неко­то­рых из сво­их кли­ри­ков. За чи­сто­ту сво­ей жиз­ни свя­ти­тель Епи­фа­ний по­лу­чил да­ро­ва­ние ви­деть во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии на­и­тие Свя­то­го Ду­ха на Свя­тые Да­ры. Од­на­жды свя­ти­тель, со­вер­шая Та­ин­ство, был ли­шен это­го ви­де­ния. То­гда он по­до­звал од­но­го из кли­ри­ков и ти­хо ска­зал ему: «Вый­ди, сын мой, ибо ты се­го­дня недо­сто­ин при­сут­ство­вать при со­вер­ше­нии Та­ин­ства».
На этом со­бы­тии пре­рва­лись за­пи­си его уче­ни­ка Иоан­на, так как он за­бо­лел и скон­чал­ся. Даль­ней­шее опи­са­ние жиз­ни свя­ти­те­ля Епи­фа­ния про­дол­жил вто­рой его уче­ник По­лу­вий (впо­след­ствии епи­скоп Ри­но­кир­ский).
В кон­це жиз­ни свя­ти­те­ля Епи­фа­ния по про­ис­кам им­пе­ра­три­цы Ев­док­сии и Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла вы­зва­ли в Кон­стан­ти­но­поль на со­бор, ко­то­рый был со­зван для су­да над ве­ли­ким свя­ти­те­лем Иоан­ном Зла­то­устом. Но свя­ти­тель Епи­фа­ний, не же­лая быть участ­ни­ком без­за­кон­но­го со­бо­ра, по­ки­нул Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя пла­ва­ния на ко­раб­ле свя­ти­тель по­чув­ство­вал при­бли­же­ние сво­ей смер­ти, он пре­по­дал сво­им уче­ни­кам по­след­нее на­став­ле­ние – со­блю­дать за­по­ве­ди Бо­жии и хра­нить ум от нечи­стых по­мыс­лов – и через двое су­ток скон­чал­ся. Жи­те­ли го­ро­да Са­ла­ми­на с ры­да­ни­я­ми встре­ти­ли те­ло сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря и 12 мая 403 го­да с че­стью по­греб­ли в но­вой церк­ви, воз­ве­ден­ной Свя­ти­те­лем.
Седь­мой Все­лен­ский Со­бор на­име­но­вал свя­ти­те­ля Епи­фа­ния от­цом и учи­те­лем Церк­ви. В тво­ре­ни­ях свя­ти­те­ля Епи­фа­ния «Па­на­рий» и «Ан­ко­рат» со­дер­жит­ся опро­вер­же­ние ари­ан­ской и дру­гих ере­сей. В дру­гих со­чи­не­ни­ях встре­ча­ет­ся мно­го дра­го­цен­ных цер­ков­но-ис­то­ри­че­ских пре­да­ний и ука­за­ний на гре­че­ские пе­ре­во­ды Биб­лии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/418

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprskij/
• На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
• Книги второй против ересей – отделение второе
• О Валисиях
• О Кафарах, нечистых
• О Ноетианах
• О Савелианах
• Об Ангеликах
• Об Апостоликах
• Об Оригене, который зовется и адамантовым
• Об Оригенистах, первых, – они же и срамные
• Послание к Епифанию архимандритов Акакия и Павла и его ответ
• Слово якорное
• О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона
• О камне алмазе, которые носил первосвященник, трижды в год входя во Святая Святых
• О мерах и весах
• ТСО (Собрание сочинений)
Приписываемые сочинения:
• О седмидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Священное Писание
• Сказание Святаго Епифания, Епископа Кипрского, о двунадесяти Святых Апостолех, где кийждо их проповеда, и како скончася, и Святая их телеса где положена суть
• Слово в неделю Ваий
• Слово на Великую Субботу
• Слово на Святое Воскресение Христово
• Слово похвальное Пресвятой Богородице

☦️
Святитель Сави́н Кипрский, архиепископ.
Свя­ти­тель Са­вин, епи­скоп Кипр­ский, ро­дил­ся в фини­кий­ском го­ро­де Ли­кии. Узнав об из­вест­ном по­движ­ни­ке, пре­по­доб­ном Епи­фа­нии Кипр­ском, Са­вин на­пра­вил­ся к нему и при­нял ино­че­ский по­стриг. В те­че­ние пя­ти лет он под­ви­зал­ся с пре­по­доб­ным Епи­фа­ни­ем в пу­стыне. Впо­след­ствии он опи­сал жи­тие и по­дви­ги свя­ти­те­ля Епи­фа­ния. Ко­гда свя­ти­тель Епи­фа­ний был воз­ве­ден на Кипр­скую ка­фед­ру, то ру­ко­по­ло­жил свя­то­го Са­ви­на в сан пре­сви­те­ра. По­сле смер­ти сво­е­го ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля и на­став­ни­ка свя­ти­тель Са­вин стал его пре­ем­ни­ком на Кипр­ской ка­фед­ре. Муд­рый ар­хи­пас­тырь рев­ност­но ис­пол­нял но­вое по­слу­ша­ние, за­щи­щая Цер­ковь от ере­ти­ков. Скон­чал­ся он в пре­клон­ных го­дах в се­ре­дине V ве­ка.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/416

☦️
Святитель Полу́вий Ринокирский, епископ.
Свя­ти­тель По­лу­вий с мо­ло­дых лет был уче­ни­ком свя­ти­те­ля Епи­фа­ния Кипр­ско­го, со­про­вож­дал его во всех пу­те­ше­стви­ях и за­пи­сы­вал жизнь и чу­де­са сво­е­го учи­те­ля. Свя­той По­лу­вий со­пут­ство­вал свя­ти­те­лю Епи­фа­нию, ко­гда он воз­вра­щал­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля, не же­лая участ­во­вать в со­бо­ре про­тив свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го. Уми­рая, свя­ти­тель Епи­фа­ний за­ве­щал свя­то­му По­лу­вию: «Иди в Еги­пет, а я и по смер­ти бу­ду за­бо­тить­ся о те­бе». Свя­той По­лу­вий со сми­ре­ни­ем ис­пол­нил за­вет учи­те­ля и, не до­жи­да­ясь по­гре­бе­ния его те­ла, от­пра­вил­ся в Еги­пет, где был по­став­лен во епи­ско­па го­ро­да Ри­но­кир (город находился в горной части Фиваидской пустыни в верхнем (южном) Египте). За свою доб­ро­де­тель­ную по­движ­ни­че­скую жизнь свя­ти­тель По­лу­вий удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ний. Так, од­на­жды по его мо­лит­ве Гос­подь нис­по­слал дождь во вре­мя за­су­хи и умно­жил уро­жай на по­лях. Пре­ста­вил­ся к Бо­гу свя­ти­тель По­лу­вий в глу­бо­кой ста­ро­сти в V ве­ке.

☦️
Святитель Ге́рман Константинопольский, патриарх.
Свя­ти­тель Гер­ман, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в VII ве­ке. Отец его, один из пер­вых се­на­то­ров в Ви­зан­тии, был убит по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на По­го­на­та (668–685), а маль­чи­ка Гер­ма­на оско­пи­ли и от­да­ли в цер­ков­ные кли­ри­ки, где он глу­бо­ко изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. За свя­тость жиз­ни Гер­ман был по­став­лен епи­ско­пом в го­род Ки­зик. Свя­ти­тель Гер­ман твер­до встал на за­щи­ту пра­во­слав­ной ве­ры от ере­ти­ков-ико­но­бор­цев. Впо­след­ствии он был по­став­лен пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Свя­ти­тель Гер­ман про­дол­жал про­ти­во­сто­ять ико­но­бор­цам, воз­глав­ля­е­мым им­пе­ра­то­ром-ере­ти­ком Львом III Ис­ав­ром (717–741), од­на­ко си­лы бы­ли нерав­ны, и он вы­нуж­ден был по­ло­жить свой омо­фор в ал­та­ре на пре­сто­ле и оста­вить пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру. То­гда раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор, об­ли­чен­ный на­ка­нуне пат­ри­ар­хом в ере­си, по­слал во­и­нов, ко­то­рые под­верг­ли свя­то­го по­бо­ям и из­гна­ли из пат­ри­ар­ше­го до­ма. Свя­ти­тель Гер­ман был пат­ри­ар­хом 14 лет и 5 ме­ся­цев и уда­лил­ся в мо­на­стырь, где про­вел остав­ши­е­ся дни сво­ей жиз­ни. Скон­чал­ся свя­той пат­ри­арх Гер­ман в 740 го­ду, в воз­расте 95-ти лет, и по­гре­бен в мо­на­сты­ре Хо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле. Впо­след­ствии мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны во Фран­цию.

На Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре (787) имя пат­ри­ар­ха Гер­ма­на бы­ло впи­са­но в ди­птих свя­тых. Свя­ти­тель Гер­ман из­ве­стен как цер­ков­ный пи­са­тель. Им на­пи­са­ны: «Со­зер­ца­ние пред­ме­тов цер­ков­ных, или Тол­ко­ва­ние на ли­тур­гию» и про­из­ве­де­ние, по­свя­щен­ное объ­яс­не­нию труд­ных мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния, а так­же со­чи­не­ние о пра­вед­ном воз­да­я­нии по­сле смер­ти. По бо­гат­ству ис­то­ри­че­ских све­де­ний важ­ны его со­чи­не­ния о ере­сях, воз­ни­кав­ших с апо­столь­ских вре­мен, и о цер­ков­ных со­бо­рах, про­ис­хо­див­ших в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Льва-ико­но­бор­ца. Со­хра­ни­лись так­же три по­сла­ния пат­ри­ар­ха о по­чи­та­нии икон, ко­то­рые чи­та­лись на Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре. Дру­гие со­чи­не­ния его пред­став­ля­ют со­бой гим­ны в по­хва­лу свя­тым, сло­ва на празд­ни­ки Вве­де­ния во храм, Бла­го­ве­ще­ния и Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и на об­нов­ле­ние хра­ма в честь По­ло­же­ния Чест­но­го По­я­са Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/415

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/German_Konstantinopolskij/
• Сказание о Церкви и рассмотрение таинств
• Слово в Неделю Крестопоклонную
• Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
• Слово на Вход в храм Пресвятой Богородицы
• Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
• Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

☦️
Преподобный Диони́сий Радонежский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий, уро­же­нец г. Рже­ва, млад­ший совре­мен­ник пер­во­го рус­ско­го пат­ри­ар­ха Иова, ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине XVI ве­ка. По­лу­чив мо­на­стыр­ское вос­пи­та­ние и ра­но остав­шись си­ро­той, Ди­о­ни­сий при­нял по­стриг и вско­ре был по­став­лен на­сто­я­те­лем Ста­риц­ко­го Успен­ско­го мо­на­сты­ря. Са­мо­зва­нец со­слал свя­ти­те­ля Иова в Ста­ри­цу. Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий встре­тил его с по­че­том, по­до­ба­ю­щим свя­ти­тель­ско­му са­ну.
В 1610 г. ар­хи­манд­рит Ди­о­ни­сий стал на­сто­я­те­лем Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. Это про­изо­шло в смут­ное вре­мя. Лав­ра бы­ла в оса­де. Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий воз­гла­вил ор­га­ни­за­цию обо­ро­ны. На­ря­ду с ке­ла­рем Лав­ры Ав­ра­ами­ем Па­ли­цы­ным пре­по­доб­ный стал ав­то­ром воз­зва­ний к рус­ско­му на­ро­ду, вско­лых­нув­ших осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние.
Ав­то­ри­тет Ди­о­ни­сия был очень ве­лик. Ему был по­лу­чен непро­стой труд по ис­прав­ле­нию бо­го­слу­жеб­ных книг. К несча­стью, бы­ли у пре­по­доб­но­го и вра­ги. Они вос­поль­зо­ва­лись воз­мож­но­стью об­ви­нить прп. Ди­о­ни­сия в ис­ка­же­нии пе­ре­во­дов бо­го­слу­же­ния (в част­но­сти, об­ря­да Кре­ще­ния). Пре­по­доб­ный был под­верг­нут аре­сту и пыт­кам. Од­на­ко он все ис­пы­та­ния сно­сил со сми­ре­ни­ем и стой­ко­стью. Лишь воз­вра­ще­ние из пле­на пат­ри­ар­ха Фила­ре­та и при­езд Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха поз­во­ли­ли пе­ре­смот­реть при­го­вор Ди­о­ни­сия. Ди­о­ни­сий был пол­но­стью оправ­дан. Скон­чал­ся прп. Ди­о­ни­сий 12 мая 1633 го­да. Вся его жизнь бы­ла об­раз­цом мо­на­ше­ско­го слу­же­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dionisij-radonezhskij

☦️
Мученик Иоа́нн Влах (Валах), Румынский.
Свя­той му­че­ник Ио­анн Влах, или Ва­лах («Ру­мын»), жил в XVII в. Он был ро­дом из Ва­лаш­ской об­ла­сти Ол­те­нии.
Од­на­жды ва­лаш­ский гос­по­дарь (вла­сти­тель) Мих­ня Водэ ре­шил пе­ре­бить всех ту­рок, на­хо­див­ших­ся на тер­ри­то­рии Ва­ла­хии в от­мест­ку за учи­нен­ные в его стра­не без­за­ко­ния и гра­бе­жи. Со­брав войско, он ис­пол­нил свое за­вет­ное же­ла­ние. Узнав о та­ком по­ступ­ке сво­е­го вас­са­ла, раз­гне­ван­ный ту­рец­кий сул­тан под­нял­ся вой­ною на Ва­лаш­ское гос­по­дар­ство. Осма­ны опу­сто­ши­ли всю стра­ну и уве­ли в плен око­ло 50 ты­сяч ру­мын, сре­ди ко­то­рых был и 15-лет­ний Ио­анн, о ко­то­ром пи­шет в сво­их по­вест­во­ва­ни­ях о му­че­ни­ках не­кий чи­нов­ник Кон­стан­ти­но­польско­го пат­ри­ар­ха­та Ио­анн Ка­рио­фил.
Мо­ло­дой ру­мын был кра­си­вым и ум­ным, глу­бо­ко ве­ру­ю­щим. Тур­ки раз­де­ли­ли меж­ду со­бой уз­ни­ков. Ио­анн по­пал в ру­ки од­но­го же­сто­ко­го и лю­бо­дей­но­го во­и­на. По­ми­мо тя­же­лой до­ро­ги, го­ло­да, уста­ло­сти, плен­ные пре­тер­пе­ва­ли из­би­е­ния и вся­ко­го ро­да над­ру­га­тельства. Бу­дучи при­нуж­да­ем тур­ком к со­дом­ско­му гре­ху, бла­жен­ный Ио­анн вос­про­ти­вил­ся, ис­по­ве­дуя, что яв­ля­ет­ся хри­сти­а­ни­ном и не­на­ви­дит не­чи­стые по­хо­ти языч­ни­ков. Ис­пол­нив­шись не­на­ви­сти, ту­рок хо­тел при­ме­нить на­си­лие, од­на­ко мо­ло­дой хри­сти­а­нин, утвер­жден­ный рев­но­стью по Хри­сте, уда­рил не­че­стив­ца, ко­то­рый тот­час скон­чал­ся. Со­рат­ни­ки уби­ен­но­го, схва­тив Ио­ан­на, на­де­ли на не­го же­лез­ные око­вы, в ко­то­рых Ио­ан­ну при­шлось до­би­рать­ся до Кон­стан­ти­но­по­ля не­сколько ме­ся­цев.
В Кон­стан­ти­но­по­ле тур­ки от­да­ли юно­го ис­по­вед­ни­ка в раб­ство же­не уби­ен­но­го им во­и­на. Эта жен­щи­на, пле­нив­шись кра­со­той Ио­ан­на, со­блаз­ня­ла его и скло­ня­ла к при­ня­тию ис­ла­ма, убеж­дая от­речь­ся от ве­ры во Хри­ста. То­г­да бла­жен­ный Ио­анн, по­мо­лив­шись со сле­за­ми Спа­си­те­лю и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от­ве­тил:
– Я ве­рую в истин­но­го Бо­га и же­лаю от­дать свою жизнь за Хри­ста бо­лее, не­же­ли при­нять ва­ше за­блуж­де­ние и же­нить­ся на те­бе!
Его бро­си­ли в тюрь­му, где мно­го дней под­вер­га­ли ужас­ным ис­тя­за­ни­ям и мно­го­чис­лен­ным пыт­кам. Бес­стыд­ная жен­щи­на не­сколько раз при­хо­ди­ла и сно­ва по­вто­ря­ла свое пред­ло­же­ние. Но вер­ный раб Хри­стов и ис­по­вед­ник це­ло­муд­рия доб­лест­но со­про­тив­лял­ся всем на­пад­кам как бо­ли, так и сла­до­стра­стия, остал­ся не­по­ко­ле­би­мым в ве­ре и был при­го­во­рен к смер­ти.
29 ап­ре­ля/12 мая 1662 г. ви­зирь при­ка­зал го­род­ско­му пре­фек­ту каз­нить его. Он был по­ве­шен тур­ка­ми в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ис­по­вед­ник Хри­стов Ио­анн Ру­мын при­нял свой не­тлен­ный му­че­ни­че­ский ве­нец, пре­дав ду­шу свою в ру­ки Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, Ко­то­ро­го он с ран­них лет воз­лю­бил всем серд­цем сво­им.

☦️
Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси, патриарх.
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген (Ер­мо­ген), пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, ро­дил­ся око­ло 1530 го­да в се­мье дон­ских ка­за­ков. В ми­ру но­сил имя Ер­мо­лай. Го­ды юно­ше­ско­го и зре­ло­го воз­рас­та Гер­мо­ге­на сов­па­ли с вы­да­ю­щи­ми­ся со­бы­ти­я­ми оте­че­ствен­ной ис­то­рии: по­ко­ре­ние Ка­за­ни, Аст­ра­ха­ни, Си­би­ри; вен­ча­ние Иоан­на IV на все­рос­сий­ское цар­ство, из­да­ние Су­деб­ни­ка, прове­де­ние пер­вых Зем­ских Со­бо­ров. Раз­де­лил бу­ду­щий пат­ри­арх в пол­ной ме­ре и скорбь сво­е­го Оте­че­ства по по­во­ду про­из­во­ла Поль­ши, ко­то­рая, за­хва­тив часть ис­кон­но рус­ских зе­мель, пре­сле­до­ва­ла там пра­во­сла­вие, стре­мясь на­са­дить цер­ков­ную унию под на­ча­лом Ри­ма. Эти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия ока­за­ли глу­бо­кое вли­я­ние на Гер­мо­ге­на, под­го­то­ви­ли его на слу­же­ние Церк­ви и Оте­че­ству.
Слу­же­ние бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Церк­ви Хри­сто­вой на­ча­лось в Ка­за­ни про­стым при­ход­ским свя­щен­ни­ком при го­сти­но­двор­ской церк­ви во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По от­зы­вам совре­мен­ни­ков, свя­щен­ник Ер­мо­лай уже то­гда был «муж зе­ло пре­муд­ро­стью укра­шен­ный, в книж­ном уче­нии изящ­ный и в чи­сто­те жи­тия из­вест­ный». В 1579 го­ду он, уже бу­дучи пре­сви­те­ром, стал сви­де­те­лем чу­дес­но­го яв­ле­ния Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бог су­дил ему пер­во­му «взять от зем­ли» бес­цен­ный об­раз, по­ка­зать его со­брав­ше­му­ся на­ро­ду и за­тем тор­же­ствен­но, с крест­ным хо­дом, пе­ре­не­сти в со­сед­ний Ни­коль­ский храм.
Вско­ре свя­щен­ник Ер­мо­лай при­нял ино­че­ский по­стриг с на­ре­че­ни­ем име­ни Гер­мо­ген. По всей ве­ро­ят­но­сти, по­стри­же­ние про­ис­хо­ди­ло в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, ко­то­рый был на­зван им впо­след­ствии обет­ным. В 1587 го­ду он был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Ка­зан­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря. 13 мая 1589 го­да вла­ды­ка Гер­мо­ген был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па, и в том же го­ду но­во­из­бран­ный пат­ри­арх Иов воз­вел его в сан мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го и Аст­ра­хан­ско­го. На этой ка­фед­ре свя­ти­тель Гер­мо­ген про­во­дил ши­ро­кую, пло­до­твор­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту сре­ди языч­ни­ков и му­суль­ман (та­тар), при­во­дя их к пра­во­слав­ной ве­ре.
В 1592 го­ду при свя­ти­те­ле Гер­мо­гене бы­ли пе­ре­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яжск мо­щи Ка­зан­ско­го свя­ти­те­ля Гер­ма­на. В 1594 го­ду мит­ро­по­лит Гер­мо­ген со­ста­вил служ­бу Бо­жи­ей Ма­те­ри в честь ико­ны Ее Ка­зан­ской, а так­же «Ска­за­ние о яв­ле­нии Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и со­вер­шив­ших­ся от нее чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях». Его тро­парь «За­ступ­ни­це Усерд­ная» про­ник­нут ис­тин­ным вдох­но­ве­ни­ем и глу­бо­ким мо­лит­вен­ным чув­ством. В 1595 го­ду при непо­сред­ствен­ном уча­стии свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на со­вер­ши­лось об­ре­те­ние и от­кры­тие мо­щей ка­зан­ских чу­до­твор­цев: свя­ти­те­лей Гу­рия, пер­во­го ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря, 5/18 де­каб­ря, 20 июня/3 июля), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го (па­мять 4/17 ок­тяб­ря, 11/24 ап­ре­ля), жиз­не­опи­са­ния ко­то­рых он впо­след­ствии со­здал. По хо­да­тай­ству свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на бы­ла уста­нов­ле­на по­ми­наль­ная суб­бо­та по­сле По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы для по­ми­но­ве­ния всех во­и­нов, пав­ших при взя­тии Ка­за­ни, и всех мест­ных стра­даль­цев за ве­ру хри­сти­ан­скую.
3 июля 1606 го­да в Москве Со­бо­ром рус­ских иерар­хов свя­ти­тель Гер­мо­ген был по­став­лен пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Ру­си. В это вре­мя ему бы­ло бо­лее 70 лет.
Пат­ри­ар­ше­ство свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на сов­па­ло с труд­ной по­рой Смут­но­го вре­ме­ни – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. С осо­бен­ным вдох­но­ве­ни­ем про­ти­во­сто­ял свя­тей­ший пат­ри­арх из­мен­ни­кам и вра­гам Оте­че­ства, же­лав­шим по­ра­бо­тить рус­ский на­род, вве­сти в Рос­сии уни­ат­ство и ка­то­ли­че­ство и ис­ко­ре­нить пра­во­сла­вие. Ко­гда Лже­д­мит­рий II в июне 1608 го­да по­до­шел к Москве и оста­но­вил­ся в Ту­ши­но, пат­ри­арх Гер­мо­ген об­ра­тил­ся к мя­теж­ни­кам и из­мен­ни­кам с дву­мя по­сла­ни­я­ми, в ко­то­рых об­ли­чал их и уве­ще­вал: «Вспом­ни­те, на ко­го вы под­ни­ма­е­те ору­жие: не на Бо­га ли, со­тво­рив­ше­го вас? Не на сво­их ли бра­тьев? Не свое ли Оте­че­ство разо­ря­е­те? За­кли­наю вас име­нем Бо­га, от­стань­те от сво­е­го на­чи­на­ния, по­ка есть вре­мя, чтобы не по­гиб­нуть вам до кон­ца … Бо­га ра­ди, по­знай­те се­бя и об­ра­ти­тесь, об­ра­дуй­те сво­их ро­ди­те­лей, сво­их жен и чад, и всех нас; и мы ста­нем мо­лить за вас Бо­га…».
Тем вре­ме­нем в Москве на­чал­ся го­лод. Пер­во­свя­ти­тель по­ве­лел ке­ла­рю Cepги­е­вой оби­те­ли Ав­ра­амию Па­ли­цы­ну от­крыть для го­ло­да­ю­щих мо­на­стыр­ские жит­ни­цы с хле­бом.
Пат­ри­арх Гер­мо­ген вдох­но­вил ино­ков Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры на caмо­от­вер­жен­ную ге­ро­и­че­скую обо­ро­ну оби­те­ли от поль­ско-ли­тов­ских ин­тер­вен­тов. Их мно­го­ты­сяч­ный от­ряд оса­дил Лав­ру в сен­тяб­ре 1608 го­да. Же­сто­кая оса­да дли­лась 16 ме­ся­цев, но без­успеш­но: в ян­ва­ре 1610 го­да ин­тер­вен­ты с по­зо­ром от­сту­пи­ли. В это вре­мя пат­ри­арх Гер­мо­ген про­дол­жал рас­сы­лать свои по­сла­ния, в ко­то­рых убеж­дал на­род в том, что Лже­ди­мит­рий II – са­мо­зва­нец, при­зы­вал под­нять­ся на за­щи­ту ве­ры и Оте­че­ства.
В 1610 го­ду са­мо­зва­нец, про­зван­ный «ту­шин­ским во­ром», был убит сво­и­ми при­бли­жен­ны­ми. К это­му вре­ме­ни по­сле бо­яр­ско­го за­го­во­ра и свер­же­ния ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го (в июле 1610 го­да) Москва бы­ла за­ня­та поль­ски­ми вой­ска­ми. Боль­шин­ство бо­яр же­ла­ло ви­деть на рус­ском пре­сто­ле поль­ско­го ко­роле­ви­ча Вла­ди­сла­ва, сы­на Си­гиз­мун­да III. Это­му ре­ши­тель­но вос­про­ти­вил­ся пат­ри­арх Гер­мо­ген, со­вер­шав­ший в хра­мах осо­бые мо­леб­ны об из­бра­нии на цар­ский пре­стол «от кро­вей рос­сий­ско­го ро­да». На тре­бо­ва­ние бо­яр на­пи­сать осо­бую гра­мо­ту к на­ро­ду с при­зы­вом по­ло­жить­ся на во­лю Си­гиз­мун­да пат­ри­арх Гер­мо­ген от­ве­тил ре­ши­тель­ным от­ка­зом и угро­зой ана­фе­мат­ство­ва­ния. Он от­кры­то вы­сту­пил про­тив ино­зем­ных за­хват­чи­ков, при­зы­вая рус­ских лю­дей встать на за­щи­ту Ро­ди­ны. По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на из Ка­за­ни бы­ла пе­ре­не­се­на Ка­зан­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (ско­рее все­го – ко­пия с под­лин­ной), ко­то­рая ста­ла глав­ной свя­ты­ней опол­че­ния.
Моск­ви­чи под во­ди­тель­ством Козь­мы Ми­ни­на и кня­зя Дмит­рия По­жар­ско­го под­ня­ли вос­ста­ние, в от­вет на ко­то­рое по­ля­ки по­до­жгли го­род, а са­ми укры­лись в Крем­ле. Сов­мест­но с рус­ски­ми из­мен­ни­ка­ми они на­силь­но све­ли свя­то­го пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на с пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла и за­клю­чи­ли его в Чу­до­вом мо­на­сты­ре под стра­жу. В Свет­лый по­не­дель­ник 1611 го­да рус­ское опол­че­ние на­ча­ло оса­ду Крем­ля, про­дол­жав­шу­ю­ся несколь­ко ме­ся­цев. Оса­жден­ные в Крем­ле по­ля­ки не раз по­сы­ла­ли к пат­ри­ар­ху по­слов с тре­бо­ва­ни­ем, чтобы он при­ка­зал рус­ским опол­чен­цам отой­ти от го­ро­да, угро­жая при этом ему смерт­ной каз­нью. Свя­ти­тель твер­до от­ве­чал: «Что вы мне угро­жа­е­те? Бо­юсь од­но­го Бо­га. Ес­ли все вы, ли­тов­ские лю­ди, пой­де­те из Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, я бла­го­слов­лю рус­ское опол­че­ние ид­ти от Моск­вы, ес­ли же оста­не­тесь здесь, я бла­го­слов­лю всех сто­ять про­тив вас и по­ме­реть за пра­во­слав­ную ве­ру». Уже из за­то­че­ния свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген об­ра­тил­ся с по­след­ним по­сла­ни­ем к рус­ско­му на­ро­ду, в ко­то­ром при­зы­вал креп­ко сто­ять в ве­ре и по­мыш­лять лишь о том, как «ду­ши свои по­ло­жи­ти за дом Пре­чи­стой и за ве­ру». Пат­ри­арх Гер­мо­ген бла­го­сло­вил рус­ских лю­дей на осво­бо­ди­тель­ный по­двиг.
Бо­лее де­вя­ти ме­ся­цев то­мил­ся свя­ти­тель Гер­мо­ген в тяж­ком за­то­че­нии. 17 фев­ра­ля 1612 го­да он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся от го­ло­да и жаж­ды.
Из­ве­стие о его смер­ти еще бо­лее спло­ти­ло опол­чен­цев. Бли­зи­лась ре­ши­тель­ная бит­ва. По­след­ние три дня пе­ред ней по­чти от­ча­яв­ше­е­ся рус­ское во­ин­ство про­ве­ло в по­сте и мо­лит­ве. И 27 ок­тяб­ря 1612 го­да оже­сто­чен­ное со­про­тив­ле­ние поль­ско-ли­тов­ских от­ря­дов бы­ло окон­ча­тель­но слом­ле­но.
Осво­бож­де­ние Рос­сии, за ко­то­рое с та­ким несо­кру­ши­мым му­же­ством сто­ял свя­ти­тель Гер­мо­ген, успеш­но за­вер­ши­лось рус­ским на­ро­дом по его пред­ста­тель­ству. Те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на бы­ло с по­до­ба­ю­щей че­стью по­гре­бе­но в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Свя­тость пат­ри­ар­ше­го по­дви­га, как и его лич­но­сти в це­лом, бы­ла оза­ре­на свы­ше позд­нее – при вскры­тии в 1652 го­ду ра­ки с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го. Через 40 лет по­сле смер­ти пат­ри­арх Гер­мо­ген ле­жал как жи­вой, а в 1654 го­ду нетлен­ные его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Успен­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля.
Ве­ли­ко об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на, неуто­ми­мо­го бор­ца за чи­сто­ту пра­во­сла­вия и един­ство Рус­ской зем­ли. Его цер­ков­ная и пат­ри­о­ти­че­ская де­я­тель­ность в те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий слу­жит для рус­ско­го че­ло­ве­ка яр­ким об­раз­цом пла­мен­ной ве­ры и люб­ви к сво­е­му на­ро­ду. Цер­ков­ная де­я­тель­ность пер­во­свя­ти­те­ля ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вни­ма­тель­ным и стро­гим от­но­ше­ни­ем к бо­го­слу­же­нию. При нем бы­ли из­да­ны: Еван­ге­лие, Ми­неи Ме­сяч­ные: сен­тябрь, ок­тябрь, но­ябрь и пер­вые 20 дней де­каб­ря, а так­же в 1610 го­ду был на­пе­ча­тан «Боль­шой Цер­ков­ный Устав». При этом свя­ти­тель Гер­мо­ген не огра­ни­чи­вал­ся бла­го­сло­ве­ни­ем к из­да­нию книг, но тща­тель­но на­блю­дал за ис­прав­но­стью тек­стов. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Гер­мо­ге­на с гре­че­ско­го на рус­ский язык бы­ла пе­ре­ве­де­на служ­ба свя­то­му апо­сто­лу Ан­дрею Пер­во­зван­но­му и вос­ста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его па­мя­ти в Успен­ском со­бо­ре. Под на­блю­де­ни­ем пер­во­свя­ти­те­ля бы­ли сде­ла­ны но­вые стан­ки для пе­ча­та­ния бо­го­слу­жеб­ных книг и по­стро­е­но но­вое зда­ние ти­по­гра­фии, по­стра­дав­шее во вре­мя по­жа­ра 1611 го­да, ко­гда Москва бы­ла по­до­жже­на по­ля­ка­ми. За­бо­тясь о со­блю­де­нии бо­го­слу­жеб­но­го чи­на, свя­ти­тель Гер­мо­ген со­ста­вил «По­сла­ние на­ка­за­тель­но ко всем лю­дям, па­че же свя­щен­ни­ком и диа­ко­ном о ис­прав­ле­нии цер­ков­но­го пе­ния». «По­сла­ние» об­ли­ча­ет свя­щен­но­слу­жи­те­лей в неустав­ном со­вер­ше­нии цер­ков­ных служб – мно­го­гла­сии, а ми­рян – в небла­го­го­вей­но­сти при бо­го­слу­же­нии.
Об­ла­дая вы­да­ю­щим­ся умом, свя­ти­тель Гер­мо­ген мно­го за­ни­мал­ся в мо­на­стыр­ских биб­лио­те­ках, преж­де все­го – в бо­га­тей­шей биб­лио­те­ке Мос­ков­ско­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря, где вы­пи­сы­вал из древ­них ру­ко­пи­сей цен­ней­шие ис­то­ри­че­ские све­де­ния, по­ло­жен­ные в ос­но­ву ле­то­пис­ных за­пи­сей. В со­чи­не­ни­ях пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви и его ар­хи­пас­тыр­ских гра­мо­тах по­сто­ян­но встре­ча­ют­ся ссыл­ки на Свя­щен­ное Пи­са­ние и при­ме­ры, взя­тые из ис­то­рии, что сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком зна­нии Сло­ва Бо­жия и на­чи­тан­но­сти в цер­ков­ной пись­мен­но­сти то­го вре­ме­ни. С этой на­чи­тан­но­стью пат­ри­арх Гер­мо­ген со­еди­нял и вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти про­по­вед­ни­ка и учи­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ermogen-moskovskij-i-vseja-rossii

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskovskij/
• Жития святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев
• Грамота в Нижний Новгород
• Грамота иная митрополиту Филарету
• Грамота митрополиту Филарету
• Грамота Патриарху Иову
• Послание о исправлении церковного пения
• Повесть и чудеса Пречистой Богородицы, честного и славного Ее явления образа, иже в Казани
• Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани, и о чудесах, бывших от него
• Слово на обретение мощей святителя Алексия Московского

☦️
Священномученик Петр Попов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1895 го­ду в се­ле Ни­коль­ское Да­ни­лов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча По­по­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Петр по­лу­чил в Яро­слав­ском ду­хов­ном учи­ли­ще; в 1918 го­ду он окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние трех лет пре­по­да­вал в шко­ле, по­ка не уяс­нил окон­ча­тель­но, что со­вет­ская шко­ла бес­по­во­рот­но за­хва­че­на бо­го­бор­ца­ми и рас­про­стра­нять в сво­их сте­нах бу­дет толь­ко без­бо­жие, за­ра­жая и отрав­ляя им ду­ши де­тей. Учи­тель­ство же со­вер­шен­ное и иде­аль­ное воз­мож­но лишь пас­тыр­ское, при усло­вии, ес­ли хри­сти­ан­ские иде­а­лы и жизнь пас­ты­ря со­став­ля­ют од­но це­лое. И в 1921 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле По­мо­га­ло­во Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии на ме­сто сво­е­го от­ца.
Вы­брав пас­тыр­ское по­при­ще вполне со­зна­тель­но, он уже не при­спо­саб­ли­вал­ся к го­ни­те­лям, не ста­рал­ся уго­дить власть иму­щим, не устра­шал­ся угроз сы­нов ми­ра се­го и во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в 1931 го­ду был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан.
В мае 1934 го­да отец Петр воз­вра­тил­ся из ссыл­ки и по­сту­пил свя­щен­ни­ком в храм в се­ле Воз­не­се­нье Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да, пе­ре­име­но­ван­но­го к то­му вре­ме­ни в Ту­та­ев­ский рай­он.
Вер­нув­шись к слу­же­нию у пре­сто­ла Бо­жия, отец Петр оста­вал­ся все та­ким же рев­ност­ным про­по­вед­ни­ком и слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, ка­ким был, вы­би­рая ис­по­вед­ни­че­ский путь во вре­ме­на на­чи­на­ю­щих­ся на Цер­ковь го­не­ний. Со­хра­ни­лось несколь­ко про­по­ве­дей, ска­зан­ных им неза­дол­го пе­ред аре­стом, неко­то­рые из ко­то­рых бы­ли предъ­яв­ле­ны ему как об­ви­ни­тель­ный ма­те­ри­ал, – го­ни­те­ли в дан­ном слу­чае и не же­ла­ли скры­вать, что пре­сле­ду­ют его за ве­ру Хри­сто­ву.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-popov

☦️
Мученица Евдоки́я Мартишкина.
Ев­до­кия Пет­ров­на Мар­тиш­ки­на ро­ди­лась 1 мар­та 1880 го­да в се­ле Га­б­ли­цы (Гиб­ли­цы) Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Муж Ев­до­кии Пет­ров­ны был рас­стре­лян в 1918 го­ду как участ­ник кре­стьян­ско­го вос­ста­ния в Ка­си­мов­ском уез­де.
6 но­яб­ря 1937 го­да Ев­до­кия Мар­тиш­ки­на бы­ла аре­сто­ва­на как «ак­тив­ная цер­ков­ни­ца» с боль­шой груп­пой свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Бель­ков­ско­го (ныне Ка­си­мов­ско­го) рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти по де­лу «контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков». Об­ви­ня­лась Ев­до­кия Пет­ров­на в том, что «ве­ла сре­ди на­се­ле­ния по­ра­жен­че­скую аги­та­цию, вы­ска­зы­ва­ла по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния». Со­дер­жа­лась она сна­ча­ла в тюрь­ме го­ро­да Ка­си­мо­ва, позд­нее пе­ре­ве­де­на в Ря­зань. На до­про­се от­верг­ла все предъ­яв­лен­ные ей об­ви­не­ния. 6 де­каб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Ря­зан­ской об­ла­сти бы­ла при­го­во­ре­на к 10 го­дам ИТЛ. Скон­ча­лась в за­клю­че­нии в Таш­кен­те. День па­мя­ти му­че­ни­цы Ев­до­кии от­ме­ча­ет­ся в день каз­ни ее со­уз­ни­ков – ка­си­мов­ских свя­щен­но­му­че­ни­ков про­то­и­е­ре­ев Алек­сандра Ту­бе­ров­ско­го, Ана­то­лия Прав­до­лю­бо­ва, Ев­ге­ния Харь­ко­ва, Кон­стан­ти­на Ба­жа­но­ва, свящ. Ни­ко­лая Ка­ра­сё­ва и др.

☦️
Второе обре́тение мощей прав. Симео́на Верхотурского (Меркушинского) (1989).
День памяти святого 31 декабря.

Одним из пострадавших от советской власти стал покровитель уральской земли праведный Симеон Верхотурский, почивший более 300 лет назад. Новая власть несколько раз приговаривала его останки к уничтожению, святой был выдворен из Верхотурского Николаевского мужского монастыря, где несколько веков мирно почивал, его мощи перебрасывали из музея в музей, отвозя то в один уральский город, то в другой.
Чем не угодил праведный Симеон новой власти? Прежде всего, тем, что оказался популярнее проповедников новой идеологии. Со дня первого обретения мощей святого Симеона по молитвам верующих происходило множество чудес и исцелений. До революции имя этого чудотворца был столь известно, что не было такого уголка на просторах России, где бы о нем не слышали и откуда не ехали бы в Верхотурье богомольцы. Не выдержав, так сказать, «конкуренции», большевики захотели публично опорочить имя праведника: решено было вскрыть серебряную раку, извлечь из нее мощи святого и публично продемонстрировать всему верующему люду, что святыня, которой они с таким тщанием поклоняются, не более чем мертвые кости.

Когда не удалось публично опорочить святого Симеона, большевики решились пойти на крайне радикальные меры – физическое устранение. То обстоятельство, что праведник и так уже умер 300 лет назад и борьба ведется с человеческими останками, в чудодейственную силу и бессмертие которых новые власти как бы не верили, нисколько их не смущало. Живым он не был бы для них так опасен, как почивший. Потому что при жизни он жил, как юродивый, не был никому известен и всячески бегал людей с их тщетной славой, а преставившись, он стал творить столько чудес и исцелений, что слава о нем неслась по всей Руси и за ее пределами. Паломники продолжали ехать и ехать к нему за помощью со всех концов страны, совершенно пренебрегая тем, что такое их поведение никак не соответствует моральному облику советского человека. Мощи праведного Симеона решено было изъять и сжечь.
Святыню действительно изъяли, и только чудо спасло ее от огня. Точнее, мужество директора Нижнетагильского краеведческого музея Александра Николаевича Словцова, который убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся». Однако люди шли в музей совсем не для этого, а для того, чтобы поклониться праведному Симеону, и богомольцы готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, а журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью, в которой «обличил» директора музея в религиозной пропаганде. В октябре 1934 года Александр Николаевич был арестован. Он скончался через десять лет в Хабаровском исправительно-трудовом лагере.
Из нижнетагильского музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме – том самом, в подвале которого в 1918 году были расстреляны царственные страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем их убрали в запасники, и после этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными.
В Ипатьевском доме мощи праведного Симеона хранились до 1946 года, затем антирелигиозный музей был расформирован, и святыню передали в фонды Окружного краеведческого музея. Долгое время мощи находились в здании собора во имя святого Александра Невского закрытого Ново-Тихвинского монастыря, в специально устроенном хранилище, значась как «экспонат № 12125». Удивительно, но даже сотрудники музея относились к ним с некоторым почтением. По словам последней хранительницы мощей Нины Александровны Гончаровой, старшего научного сотрудника музея, бывали случаи, когда некоторые из сотрудниц просили ее разрешить им помыть пол в хранилище, где находились мощи, чтобы «побыть рядом со святым Симеоном». За годы советской власти несколько раз рассматривался вопрос об уничтожении мощей или их захоронении, но, несмотря на это, святыня была сохранена.
Священноначалию было известно, где находились мощи праведного Симеона; попытки их вернуть предпринимались неоднократно, но долгое время это не удавалось.
В конце 1980-х годов, когда Церкви постепенно начали возвращать святыни и храмы, владыка Мелхиседек (с 1984 года – архиепископ Свердловский и Курганский, с 1993 года – Екатеринбургский и Верхотурский; ныне на покое) вновь решился просить о возвращении мощей. Для начала он пригласил на прием Нину Александровну Гончарову, расспросил ее о мощах, об условиях, в которых они пребывают в музее. Начались долгие переговоры с властями; владыке Мелхиседеку пришлось обращаться в Министерство культуры и Совет Министров СССР. Наконец разрешение, которого ждали многие годы, было получено.
Сами хранители считали, что мощи, конечно же, должны быть возвращены православным людям, однако расставаться с праведным Симеоном им было очень жаль. Но бывший директор краеведческого музея Александр Дмитриевич Бальчугов сказал своим ученикам – музейным сотрудникам: «Какая задача хранителей? Спасти. Сохранить. Передать. Пришло время возвращать».
Источник: https://hramsergiy74.ru/news/vtoroe-obretenie-moshhej-svyatogo-pravednogo-simeona-verhoturskogo-chudotvortsa.htm
Все то время, пока для святых мощей готовилось достойное место, они хранились в келье владыки. Вскоре, 25 мая 1989 года, мощи праведного Симеона Верхотурского торжественно, при значительном стечении духовенства и верующих были внесены в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге). Этот день – 25 мая – стал церковным праздником – днем второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского.
В храме Всемилостивого Спаса святые мощи пробыли два года. В память об этом там поныне хранится часть мощей праведника. За это время была окончена реставрация храмов Верхотурского Николаевского монастыря, возвращенного Церкви в 1990 году.
24 сентября 1992 года после Божественной литургии в храме Всемилостивого Спаса честные мощи праведного Симеона Верхотурского величественным крестным ходом пронесли по улицам Екатеринбурга, после чего святыню повезли в Верхотурье. Во всех городах, через которые везли мощи, навстречу им выходило множество верующих. В самом Верхотурье встреча Симеона стала народным праздником: сотни паломников и местных жителей стояли с зажженными свечами вдоль дороги, по которой должны были провезти мощи. Колокольный перезвон и море огоньков встретили торжественную процессию, и всю ночь – совсем как в далекие времена! – нескончаемым потоком шли богомольцы, чтобы поклониться вновь обретенной святыне. Так после 70-летнего изгнания и мытарств по музейным запасникам опальный святой был возвращен в Николаевский монастырь, в котором почивает и поныне.

Источник:
https://hramsergiy74.ru/news/vtoroe-obretenie-moshhej-svyatogo-pravednogo-simeona-verhoturskogo-chudotvortsa.htm

Житие:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-verhoturskij-merkushinskij


Жития
Писание