⏳ 2024.05.15 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
15 мая (2 мая)
• мч. Еспе́ра, мц. Зо́и, мчч. Кириа́ка, Феоду́ла (II)
• свт. Афана́сия Великого (373) 📚
• блгв. и равноап. царя Бориса (Михаила) (907)
• перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба (Романа и Давида) (1072 и 1115)
• свт. Афанасия Цареградского (1654)
• обре́тение мощей прп. Афана́сия Сяндемского (?)
• иконы Божией Матери «Путивльская» (1635)


☦️
Мученики Еспе́р, его супруга Зо́я и их сыновья Кириа́к и Феоду́л.
Свя­тые му­че­ни­ки Ес­пер, его су­пру­га Зоя и их сы­но­вья Ки­ри­ак и Фе­о­дул по­стра­да­ли за ве­ру Хри­сто­ву во II ве­ке, в го­не­ние Адри­а­на (117–138). Свя­тые су­пру­ги при­ня­ли хри­сти­ан­ство в дет­стве и сво­их де­тей так­же вос­пи­та­ли в глу­бо­кой ве­ре. Все они бы­ли ра­ба­ми знат­но­го рим­ля­ни­на Ка­тул­ла, жив­ше­го в ма­ло­азий­ском го­ро­де Ат­та­лии. Слу­жа сво­е­му зем­но­му гос­по­ди­ну, свя­тые ни­ко­гда не осквер­ня­ли се­бя идо­ло­жерт­вен­ной пи­щей, упо­треб­ле­ние ко­то­рой языч­ни­ка­ми бы­ло обя­за­тель­ным. Од­на­жды Ка­тулл по­слал свя­то­го Ес­пе­ра по де­лам в Три­то­нию. В это вре­мя свя­тые Ки­ри­ак и Фе­о­дул ре­ши­ли бе­жать, не же­лая на­хо­дить­ся в по­сто­ян­ном об­ще­нии с языч­ни­ка­ми. Од­на­ко свя­тая Зоя не бла­го­сло­ви­ла сы­но­вей на этот по­сту­пок. То­гда юно­ши про­си­ли ма­те­рин­ско­го бла­го­сло­ве­ния на от­кры­тое ис­по­ве­да­ние сво­ей ве­ры во Хри­ста и по­лу­чи­ли его. Ко­гда бра­тья объ­яви­ли Ка­тул­лу, что они хри­сти­ане, тот уди­вил­ся, но не пре­дал их на му­че­ния, а ото­слал вме­сте с ма­те­рью к свя­то­му Ес­пе­ру в Три­то­нию, на­де­ясь, что ро­ди­те­ли убе­дят сво­их де­тей к от­ре­че­нию от Хри­сто­вой ве­ры. На­хо­дясь в Три­то­нии, свя­тые неко­то­рое вре­мя про­жи­ли в спо­кой­ствии, го­то­вясь к пред­сто­яв­ше­му им му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Ко дню рож­де­ния сы­на Ка­тул­ла все ра­бы бы­ли воз­вра­ще­ны в Ат­та­лию, и в до­ме устро­ен был празд­ник в честь бо­ги­ни Фор­ту­ны. Ра­бам бы­ли по­сла­ны яст­ва со сто­ла гос­под, в чис­ле про­че­го бы­ли идо­ло­жерт­вен­ные мя­со и ви­но. Но свя­тые не при­тро­ну­лись к еде. Зоя вы­ли­ла ви­но на зем­лю, а мя­со бро­си­ла со­ба­кам. Узнав об этом, Ка­тулл при­ка­зал ис­тя­зать сы­но­вей Зои – свя­тых Ки­ри­а­ка и Фе­о­ду­ла.
Бра­тьев, об­на­жив, под­ве­си­ли на де­ре­ве, тер­за­ли же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми на гла­зах их ро­ди­те­лей, ко­то­рые во вре­мя пы­ток на­став­ля­ли сво­их де­тей тер­петь до кон­ца за ве­ру.
По­том и са­ми ро­ди­те­ли, свя­тые Ес­пер и Зоя, бы­ли под­верг­ну­ты же­сто­ким пыт­кам. На­ко­нец, всех че­ты­рех му­че­ни­ков бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь, где они с мо­лит­вой пре­да­ли свои ду­ши Гос­по­ду. Те­ла их со­хра­ни­лись в огне невре­жден­ны­ми, и слыш­но бы­ло Ан­гель­ское пе­ние, про­слав­ля­ю­щее по­двиг ис­по­вед­ни­ков Гос­под­них.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/387

☦️
Святитель Афана́сий Великий, Александрийский, архиепископ.
Свя­той Афа­на­сий ро­дил­ся в Алек­сан­дрии; мать его, по­доб­но Анне, ко­то­рая при­ве­ла сы­на сво­е­го Са­му­и­ла в храм Гос­по­день (1Цар.1:28), так же при­ве­ла его к св. Алек­сан­дру, пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му, и от­да­ла в храм на слу­же­ние Бо­гу. И он стал при хра­ме про­во­дить свою жизнь, рев­ност­но ис­пол­няя за­по­ве­ди Бо­жии.
В 319 г. пат­ри­арх ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уже в это вре­мя свя­ти­тель Афа­на­сий стал пи­сать со­чи­не­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель ви­дел, что нет у но­во­при­шед­ших в Цер­ковь Хри­сто­ву рев­но­сти, нет у них ис­тин­но­го бла­го­че­стия, мно­гие из них ис­ка­ли сла­вы для се­бя, пу­сто­сло­ви­ли, празд­но­сло­ви­ли и все язы­че­ские обы­чаи, ко­то­рые бы­ли рань­ше у них, пе­ре­но­си­ли в хри­сти­ан­скую жизнь. Объ­явил­ся некий Арий, ко­то­рый ху­лил Хри­ста, уни­чи­жал Ма­терь Бо­жию и воз­му­щал на­род, уча на­род до­би­вать­ся че­сти, сла­вы, про­ни­кать и в Цер­ковь, до­сти­гать свя­щен­ства и да­же ар­хи­ерей­ства. И мно­гие его слу­ша­ли и ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми этой ере­си – ари­а­на­ми. И эта ересь так рас­про­стра­ни­лась, что чуть не за­хлест­ну­ла всю Цер­ковь – ве­ли­кая бы­ла брань. В 325 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на Ни­кей­ском Со­бо­ре, где вы­сту­пал про­тив Ария.
В 326 г. по смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра свя­ти­тель Афа­на­сий был из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру. Епи­ско­пом Афа­на­сий объ­ез­жал церк­ви, мно­го вы­сту­пал, бо­рол­ся про­тив ари­ан, пи­сал, об­ли­чал их, и вос­ста­ли про­тив него все неистин­ные хри­сти­ане и ста­ли на него кле­ве­тать. В то вре­мя цар­ство­вал Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337 гг.), он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он хо­ро­шо по­ни­мал во­ен­ную стра­те­гию, ди­пло­ма­тию, го­судар­ствен­ные де­ла, но дел цер­ков­ных и про­по­ве­ди Еван­ге­лия не знал, по­это­му ко­ле­бал­ся меж­ду ари­ан­ством и пра­во­сла­ви­ем.
Поль­зу­ясь доб­ро­той и про­сто­той им­пе­ра­то­ра, ере­ти­ки окру­жи­ли весь его двор, про­ник­ли во все долж­но­сти и ста­ли на­шеп­ты­вать ере­си и неправ­ды и вво­дить рас­ко­лы. Они об­ви­ня­ли ар­хи­епи­ско­па Афа­на­сия, что он пло­хой че­ло­век, что он не слу­ша­ет­ся ца­ря, взи­ма­ет на­ло­ги от­дель­но от цар­ской каз­ны и со­вер­ша­ет нехо­ро­шие де­ла, что он и ча­ро­дей, и пре­ступ­ник, и блуд­ник. Им­пе­ра­тор ви­дел ве­ли­кую рас­прю, враж­ду, ста­рал­ся во­дво­рить мир, но бы­ва­ли та­кие вре­ме­на, что мог­ла от­крыть­ся вой­на, то­гда он пред­ла­гал свя­ти­те­лю Афа­на­сию на вре­мя уда­лить­ся ку­да-ни­будь. И боль­шую часть сво­е­го дол­го­го прав­ле­ния свя­ти­тель про­вел в из­гна­нии, и то­гда неред­ко он поль­зо­вал­ся под­держ­кой мо­на­хов, был в друж­бе с обо­и­ми от­ца­ми мо­на­ше­ства – свя­ты­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Па­хо­ми­ем.
В осо­бен­но­сти ста­ра­лись ере­ти­ки и злые лю­ди об­ви­нить свя­то­го Афа­на­сия в том, что он не слу­ша­ет по­ве­ле­ний им­пе­ра­то­ра, не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на его пред­пи­са­ния, не при­ни­мая Ария в цер­ков­ное об­ще­ние, что он кол­дун и ча­ро­дей, са­ми бу­дучи яв­ны­ми ча­ро­де­я­ми, и что по­сред­ством ка­кой-то мерт­вой ру­ки, яко­бы при­над­ле­жав­шей кли­ри­ку Ар­се­нию, тво­рит ча­ро­ва­ния. Им­пе­ра­тор по­ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние. Ар­се­ний был кли­ри­ком, чте­цом, со­вер­шив ка­кой-то про­сту­пок, он дол­го скры­вал­ся, а ко­гда мол­ва об этом ста­ла рас­про­стра­нять­ся вез­де, то у него про­яви­лось чув­ство прав­ды, спра­вед­ли­во­сти, по­то­му что неви­но­вен был свя­ти­тель Хри­стов Афа­на­сий, да и сам Ар­се­ний со­вер­шен­но не по­стра­дал, не ему от­ру­би­ли ру­ку, дру­го­го че­ло­ве­ка где-то на­шли судьи-зло­деи, хо­тя мно­гие из них бы­ли епи­ско­пы. Со­бо­лез­нуя о сво­ем от­це и бла­го­де­те­ле и скор­бя серд­цем о том, что ис­ти­на без­за­кон­но по­беж­да­ет­ся ло­жью, он тай­но при­шел к са­мо­му Афа­на­сию, при­па­дая к его чест­ным но­гам Бла­жен­ный Афа­на­сий, ра­ду­ясь при­бы­тию Ар­се­ния, по­ве­лел ему до су­да ни­ко­му не по­ка­зы­вать­ся.
Меж­ду тем злоб­ная нена­висть про­тив­ни­ков Афа­на­сия так воз­рос­ла, что к од­ной лжи они при­ло­жи­ли еще но­вую: под­ку­пи­ли од­ну бес­стыд­ную жен­щи­ну воз­ве­сти кле­ве­ту на свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что он со­вер­шил с нею без­за­ко­ние. Ко­гда на­чал­ся суд, судьи се­ли на сво­их ме­стах и кле­вет­ни­ки пред­ста­ли, бы­ла вве­де­на и эта жен­щи­на. С пла­чем дол­го жа­ло­ва­лась она на свя­ти­те­ля, ко­то­ро­го ни­ко­гда не ви­да­ла и да­же не зна­ла, ка­ков он по ви­ду. Все слу­ша­ли в недо­уме­нии. А она и не хо­те­ла знать бла­го­че­стия еван­гель­ско­го, ра­ду­ясь, что мно­го де­нег ей да­ли. В то вре­мя друг Афа­на­сия пре­сви­тер Ти­мо­фей, стоя с ним за две­ря­ми и все слы­ша, воз­му­тил­ся ду­хом и, неожи­дан­но вой­дя внутрь су­ди­ли­ща, с по­спеш­но­стью стал пе­ред гла­за­ми той кле­вет­ни­цы, как буд­то он был сам Афа­на­сий; он сме­ло об­ра­тил­ся к ней: «Я ли со­вер­шил над то­бою но­чью на­си­лие, как ты го­во­ришь?» И она еще с боль­шим бес­стыд­ством возо­пи­ла к су­дьям: «Сей, сей че­ло­век мой рас­тли­тель и зло­умыш­лен­ник про­тив мо­ей чи­сто­ты; он…» Судьи рас­сме­я­лись, уви­дев под­лость, разыг­ран­ную ко­ме­дию, и про­гна­ли ее. Но про­тив­ни­ки св. Афа­на­сия, хо­тя и усты­ди­лись, но не успо­ко­и­лись и ста­ли об­ви­нять его в убий­стве Ар­се­ния, по­ка­зы­вая ка­кую-то страш­ную на вид мерт­вую ру­ку. Свя­той Афа­на­сий тер­пе­ли­во слу­шал их и мол­чал, по­том спро­сил: «Есть ли сре­ди вас, кто хо­ро­шо знал Ар­се­ния? Кто из вас мо­жет под­твер­дить дей­стви­тель­но ли это его ру­ка?» И под­ня­лись боль­шин­ство непра­вед­ных су­дей, под­ско­чи­ли и ста­ли утвер­ждать, что дей­стви­тель­но это ру­ка Ар­се­ния. И то­гда, ко­гда они по­ка­за­ли свое гряз­ное серд­це и ко­вар­ство свое, свя­ти­тель ото­дви­нул за­на­вес­ку, за ко­то­рой сто­ял Ар­се­ний, вы­вел его пе­ред со­бра­ни­ем и спро­сил: «А это кто сто­ит пе­ред ва­ми? Вы ска­за­ли, что Ар­се­ния нет в жи­вых, это его ру­ка». И все при­шли в ужас. «Вот, му­жи, и Ар­се­ний! – объ­явил свя­ти­тель Афа­на­сий. – Вот и ру­ки его, ко­то­рые со­всем не бы­ли от­се­че­ны! По­ка­жи­те же и вы сво­е­го Ар­се­ния, ес­ли та­ко­го име­е­те, и по­ве­дай­те, ко­му при­над­ле­жит от­се­чен­ная ру­ка, ко­то­рая осуж­да­ет вас са­мих, как сде­лав­ших это пре­ступ­ле­ние». Но су­дии про­дол­жа­ли про­во­дить суд, ис­то­щая все свои кле­ве­ты. И свя­ти­тель Афа­на­сий, не вы­но­ся со­вер­ша­е­мой неспра­вед­ли­во­сти, вслух за­сви­де­тель­ство­вал все­му со­бо­ру: «Угас­ла прав­да, по­пра­на ис­ти­на, по­гиб­ло пра­во­су­дие, ис­чез­ло у су­дей за­кон­ное рас­сле­до­ва­ние и осто­рож­ное рас­смот­ре­ние дел! Раз­ве за­кон­но, чтобы же­ла­ю­щий оправ­дать­ся со­дер­жал­ся в узах, а суд все­го де­ла был бы по­ру­чен кле­вет­ни­кам и вра­гам, и чтобы са­ми ого­вор­щи­ки су­ди­ли то­го, на ко­го кле­ве­щут?» Им­пе­ра­то­ром свя­ти­тель был оправ­дан и по­слан на свою Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру.
Ко­гда умер Кон­стан­тин Ве­ли­кий и пре­сто­лом за­вла­дел его вто­рой сын Кон­стан­ций, то весь двор им­пе­ра­тор­ский пе­ре­шел на сто­ро­ну ари­ан. Они ста­ли гнать хри­сти­ан пра­во­слав­ных, епи­ско­пов ссы­лать, ста­вить на пре­сто­лы нече­сти­вых лю­дей, ко­вар­ных, блуд­ни­ков, ере­ти­ков, ко­то­рые Иису­са Хри­ста не при­зна­ва­ли за Бо­га. И при­шлось свя­ти­те­лю Афа­на­сию бе­жать в Рим, где три го­да на­хо­дил­ся.
По­том Гос­подь рас­су­дил все су­дом Сво­им: на­ка­зал Ария и ере­ти­ков, и нече­сти­вый царь по­гиб. По­сле него два го­да цар­ство­вал Юли­ан От­ступ­ник, за ним всту­пил Иови­ни­ан бла­го­че­сти­вый, по­том Ва­лент, ко­то­рый, хо­тя и мно­го зла тво­рил Церк­ви, но, ис­пу­гав­шись мя­те­жа алек­сан­дрий­цев, поз­во­лил свя­ти­те­лю Афа­на­сию вер­нуть­ся и без­бо­яз­нен­но управ­лять Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью. И опи­сы­ва­ет­ся в жи­тии свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни он жил в ми­ре и спо­кой­ствии, по­чил о Гос­по­де 2 мая 373 г. в воз­расте 76 лет.
46 лет свя­ти­тель Афа­на­сий был епи­ско­пом го­ро­да Алек­сан­дрии и мно­го раз из­го­нял­ся с ка­фед­ры и воз­вра­щал­ся об­рат­но, по­то­му что ари­ане, на­зы­ва­ю­щие се­бя хри­сти­а­на­ми, ве­ру­ю­щими в Еван­ге­лие, ис­ка­ли, при­ду­мы­ва­ли ви­ну, чтобы осу­дить и пре­дать смер­ти свя­ти­те­ля. А Гос­подь, воз­ве­щая Еван­ге­лие, не про­по­ве­до­вал уби­вать вра­гов сво­их; эти же зло­деи при­твор­но при­ня­ли Кре­ще­ние, хри­сти­ан­ство и ве­ро­ва­ли без бла­го­че­стия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/62

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/
• Краткое обозрение Священного Писания Ветхого Завета
• Послание к Маркеллину об истолковании псалмов
• Толкование на псалмы
• Слово на язычников
• Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего
• Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти
• Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием
• Защитительное слово против ариан
• Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом
• История ариан
• Послание на ариан. Слово первое
• Послание на ариан. Слово второе
• Послание на ариан. Слово третье
• Послание на ариан. Слово четвертое
• О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан
• Слово на слова: «Вся мне предана́ суть Отцем Моим…» (Мф.11:27)
• Из Бесед на Евангелие от Матфея
• Из толкования на Евангелие от Луки
• Беседа о слепорожденном (Ин. 9)
• Краткое обозрение Священного Писания Нового Завета
• Житие преп. Антония Великого
• О девстве, или о подвижничестве
• Праздничные (Пасхальные) послания
• Отрывок из 39-го праздничного послания
• Свиток к антиохийцам
• Послание к императору Иовиану
• Послание к Епископам африканским
• Окружное послание
• К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан
• Послания к Серапиону, Епископу Тмуисскому
• Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков
• Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан
• Послание к Максиму философу
• Послание о постановлениях Никейского Собора
• О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними
• Послание к князю Антиоху о многих и необходимых предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях
• Послание к Руфиниану
• Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской
• Послание к инокам
• Послание к подвизающимся в иноческой жизни
• Послание к Аммуну монаху
• Письмо к Драконтию
• Послание к Авве Орсисию
• Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху
• Послание к пресвитеру Палладию
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послания Афанасия Великого
• Творения. Том I
• ТСО

Приписываемые сочинения:
• О храме в Афинах
• Против Аполлинария. Книга первая
• Против Аполлинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом
• Изложение веры
• Слово Пространнейшее о вере
• Символ веры Афанасия Александрийского (Афанасиев Символ веры)
• Символ, или Исповедание
• Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской
• Слово о терпении

☦️
Равноапостольный Бори́с (в Крещении Михаи́л) Болгарский, царь.
Рав­ноап­о­столь­ный по­двиг его был пред­ска­зан ему дя­дей, свя­тым Бо­я­ном. Пер­вые го­ды прав­ле­ния ца­ря Бо­ри­са скла­ды­ва­лись неудач­но. Бол­га­рам при­хо­ди­лось ча­сто во­е­вать с со­сед­ни­ми на­ро­да­ми, стра­ну по­се­ща­ли го­лод и мор, и в 860 го­ду Бол­га­рия на­хо­ди­лась в бед­ствен­ном со­сто­я­нии. Царь Бо­рис ви­дел спа­се­ние стра­ны, пре­бы­вав­шей в язы­че­стве, в про­све­ще­нии ее ве­рой Хри­сто­вой.
Во вре­мя од­ной из войн бол­гар с гре­ка­ми взят в плен име­ни­тый при­двор­ный Фе­о­дор Ку­фа­ра, ра­нее при­няв­ший ино­че­ский по­стриг. Он был пер­вым че­ло­ве­ком, по­се­яв­шим се­ме­на еван­гель­ские в ду­ше бол­гар­ско­го ца­ря. В од­ном из по­хо­дов гре­ка­ми бы­ла взя­та в плен ма­ло­лет­няя сест­ра ца­ря Бо­ри­са и вос­пи­та­на при дво­ре ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра в пра­во­слав­ной ве­ре. Ко­гда скон­чал­ся им­пе­ра­тор Фе­о­фил, царь Бо­рис ре­шил вос­поль­зо­вать­ся бла­го­при­ят­ным слу­ча­ем, чтобы ото­мстить гре­кам за преды­ду­щие по­ра­же­ния. Од­на­ко вдо­ва им­пе­ра­то­ра, Фе­о­до­ра, про­яви­ла му­же­ство и по­сла­ла вест­ни­ка к бол­гар­ско­му ца­рю с пре­ду­пре­жде­ни­ем, что она са­ма го­то­ва за­щи­щать им­пе­рию и по­сра­мит про­тив­ни­ка. Царь Бо­рис пред­по­чел мир­ный со­юз, и в знак при­ми­ре­ния со­сто­ял­ся об­мен плен­ных Фе­о­до­ра Ку­фа­ры и ца­рев­ны бол­гар­ской, ко­то­рая еще бо­лее рас­по­ло­жи­ла бра­та к хри­сти­ан­ской ве­ре.
Несколь­ко поз­же в Бол­га­рию был по­слан свя­ти­тель Ме­фо­дий, про­све­тив­ший вме­сте со сво­им бра­том Ки­рил­лом сла­вян све­том Хри­сто­вой ве­ры. Свя­ти­тель Ме­фо­дий со­вер­шил Кре­ще­ние ца­ря Бо­ри­са, его се­мей­ства и мно­гих бо­яр. Бол­га­ры-языч­ни­ки, узнав об этом, хо­те­ли умерт­вить ца­ря Бо­ри­са, но их за­го­вор был раз­ру­шен но­во­кре­ще­ным ца­рем, а бол­гар­ский на­род, ли­шен­ный мя­теж­ных во­ждей, доб­ро­воль­но при­нял Кре­ще­ние. Меж­ду Ви­зан­ти­ей и Бол­га­ри­ей был за­клю­чен мир, ос­но­ван­ный на един­стве ве­ры, ко­то­рый не на­ру­шал­ся до кон­ца прав­ле­ния бла­го­вер­но­го ца­ря. Боль­шое уча­стие в ду­хов­ном утвер­жде­нии бол­гар­ско­го на­ро­да при­нял Гре­че­ский пат­ри­арх Фо­тий. В 867 го­ду в Бол­га­рию бы­ли по­сла­ны про­по­вед­ни­ки от Рим­ско­го па­пы, с этих пор в те­че­ние трех лет в Бол­га­рии ца­рил раз­дор меж­ду Гре­че­ской и Рим­ской Церк­ва­ми. Со­сто­яв­ший­ся в 869 го­ду Со­бор в Кон­стан­ти­но­по­ле по­ло­жил ко­нец рас­пре, и 3 мар­та 870 го­да Бол­га­рия окон­ча­тель­но при­со­еди­ни­лась к Во­сточ­ной Церк­ви, и пра­во­сла­вие в ней еще бо­лее утвер­ди­лось. В Бол­га­рии про­сла­ви­лись свя­тые по­движ­ни­ки: свя­ти­те­ли Го­разд (па­мять 27 июля) и Кли­мент Охрид­ский (па­мять 27 июля). Бла­го­вер­ный царь Бо­рис укра­шал стра­ну хра­ма­ми и спо­соб­ство­вал рас­про­стра­не­нию бла­го­че­стия, впо­след­ствии в Бол­га­рии бы­ла учре­жде­на пат­ри­ар­шая ка­фед­ра. На склоне лет свя­той царь Бо­рис уда­лил­ся в мо­на­стырь, оста­вив пре­стол сы­но­вьям Вла­ди­ми­ру и Си­мео­ну. На­хо­дясь в мо­на­сты­ре, бла­го­вер­ный царь узнал о том, что пра­вив­ший по­сле него Вла­ди­мир стал на путь от­ступ­ни­че­ства от хри­сти­ан­ства. Со­кру­ша­ясь о про­ис­шед­шем, свя­той Бо­рис вновь об­ла­чил­ся в цар­ские одеж­ды, на­ка­зал непо­кор­но­го сы­на и, ли­шив его зре­ния, по­са­дил в тем­ни­цу. По­ру­чив прав­ле­ние млад­ше­му сы­ну Си­мео­ну, бла­го­вер­ный царь Бо­рис воз­вра­тил­ся в мо­на­стырь. Лишь од­на­жды он вы­шел из него для от­ра­же­ния на­ше­ствия вен­гров. Пре­ста­вил­ся свя­той бла­го­вер­ный царь Бо­рис, в Свя­том Кре­ще­нии Ми­ха­ил, 2 мая 907 го­да.

☦️
Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да (1072 и 1115).

И вот скон­чал­ся Яро­слав (в 1054 го­ду), оста­вив на­след­ни­ка­ми сво­их сы­но­вей Изя­с­ла­ва, Свя­то­сла­ва и Все­во­ло­да, раз­де­лив меж­ду ни­ми на­сле­дие. В по­сле­дую­щие го­ды Вы­ш­го­род­ский Бо­ри­со­глеб­ский храм с мо­ща­ми свя­тых стра­сто­терп­цев ста­но­вит­ся се­мей­ным хра­мом Яро­сла­ви­чей, свя­ти­ли­щем их брат­ской люб­ви и сов­мест­но­го слу­же­ния Ро­дине.
Про­шло два го­да, и цер­ковь уже об­вет­ша­ла. При­дя од­на­жды в нее, Изя­с­лав Яро­сла­вич уви­дел ее вет­хость, при­звал стар­ши­ну плот­ни­ков и ве­лел ему по­стро­ить но­вую, од­но­гла­вую цер­ковь во имя свя­тых стра­сто­терп­цев. Ко­гда цер­ковь бы­ла за­кон­че­на со­всем, бо­го­лю­бец Изя­с­лав умо­лил ар­хи­епи­ско­па Ге­ор­гия, чтобы тот учре­дил пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­тых в но­вую цер­ковь. И взя­ли преж­де кня­зья на ра­ме­на те­ло свя­то­го Бо­ри­са в ра­ке де­ре­вян­ной и по­нес­ли в пред­ше­ствие пре­по­доб­ных чер­но­риз­цев со све­ча­ми. За ино­ка­ми шли дья­ко­ны и пре­сви­те­ры, за­тем мит­ро­по­лит и епи­ско­пы. И при­нес­ши, по­ста­ви­ли ра­ку в церк­ви, от­кры­ли ее, и ис­пол­ни­лась цер­ковь бла­го­уха­ния чуд­но­го. За­тем взя­ли ка­мен­ную ра­ку с те­лом свя­то­го Гле­ба, по­ста­ви­ли на са­ни и, взяв­шись за ве­рев­ки, по­вез­ли их. И ко­гда бы­ли уже в две­рях, оста­но­ви­лась ра­ка и не дви­ну­лась впе­ред. То­гда по­ве­ле­ли на­ро­ду воск­ли­цать: Гос­по­ди, по­ми­луй! – и мо­ли­лись Гос­по­ду и свя­тым. И тот­час сдви­ну­ли ра­ку. Мит­ро­по­лит Ге­ор­гий взял ру­ку свя­то­го Гле­ба и бла­го­сло­вил ею кня­зей.
И с тех пор (1072 г.) уста­но­вил­ся сей празд­ник 2 мая в честь и сла­ву свя­тых му­че­ни­ков, бла­го­да­тью Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Этот день па­мя­ти пе­ре­не­се­ния мо­щей так­же стал ши­ро­ко празд­но­вать­ся на Ру­си. Ле­то­пись под 1093 го­дом со­об­ща­ет, что празд­ник свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба явил­ся но­вым ве­ли­ким празд­ни­ком зем­ли Рус­ской. Бо­ри­со­глеб­ский храм с мо­ща­ми свя­тых стра­сто­терп­цев про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми, да­ро­ван­ны­ми по ми­ло­сти Бо­жи­ей всем, при­хо­див­шим с ве­рой и мо­лит­вой.

По­чи­та­ние свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба силь­но раз­ви­лось в эпо­ху вну­ков Яро­сла­ва, при­во­дя неред­ко к свое­об­раз­но­му бла­го­че­сти­во­му со­рев­но­ва­нию меж­ду ни­ми. Сын Изя­с­ла­ва Свя­то­полк († 1113) устро­ил свя­тым се­реб­ря­ные ра­ки, сын Все­во­ло­да Вла­ди­мир Мо­но­мах († 1125) в 1102 го­ду тай­но, но­чью, при­слал ма­сте­ров и око­вал се­реб­ря­ные ра­ки ли­ста­ми зо­ло­та. Но их пре­взо­шел сын Свя­то­сла­ва Олег († 1115), ко­то­рый «умыс­лил воз­двиг­нуть со­кру­шив­шу­ю­ся ка­мен­ную цер­ковь и, при­ве­дя стро­и­те­лей, дал в оби­лии все­го, что нуж­но». Цер­ковь бы­ла го­то­ва в 1111 го­ду. Рас­пи­са­ли ее. Олег мно­го по­нуж­дал и мо­лил Свя­то­пол­ка, чтобы пе­ре­не­сти в нее свя­тые мо­щи. Свя­то­полк не хо­тел, «зане не он со­здал эту цер­ковь». Пе­ре­не­се­ние мо­щей со­вер­ши­лось 2 мая 1115 го­да.
Во­об­ще же име­на Бо­рис и Глеб так­же, как Ро­ман и Да­вид, бы­ли из­люб­лен­ны­ми во мно­гих по­ко­ле­ни­ях рус­ских кня­зей. Кня­зья со­стя­за­лись в со­зда­нии ве­ли­ко­леп­ных хра­мов свя­тым му­че­ни­кам. Сам Олег, кро­ме Вы­ш­го­род­ско­го хра­ма, воз­двиг в 1115 го­ду Бо­ри­со­глеб­ский со­бор в Ста­рой Ря­за­ни (по­че­му и епар­хия на­зы­ва­лась поз­же Бо­ри­со­глеб­ской). Его брат Да­вид стро­ит та­кой же в Чер­ни­го­ве (в 1120 го­ду). В 1132 го­ду Юрий Дол­го­ру­кий по­стро­ил цер­ковь Бо­ри­са и Гле­ба в Ки­дек­ше на ре­ке Нер­ли, «где бы­ло ста­но­ви­ще свя­то­го Бо­ри­са». В 1145 го­ду свя­той Ро­сти­слав Смо­лен­ский «за­ло­жи цер­ковь ка­мен­ну на Смя­ды­ни», в Смо­лен­ске. В сле­ду­ю­щем го­ду воз­ник пер­вый (де­ре­вян­ный) Бо­ри­со­глеб­ский храм в Нов­го­ро­де. В 1167 го­ду на сме­ну де­ре­вян­но­му за­кла­ды­ва­ет­ся ка­мен­ный, окон­чен­ный и освя­щен­ный в 1173 го­ду.

Свя­тые стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб бы­ли пер­вы­ми рус­ски­ми свя­ты­ми, ка­но­ни­зи­ро­ван­ны­ми Рус­ской и Ви­зан­тий­ской Церк­вя­ми. Служ­ба им бы­ла со­став­ле­на вско­ре по­сле их кон­чи­ны, со­ста­ви­те­лем ее был свя­ти­тель Иоанн I, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (1008–1035), что под­твер­жда­ют за­пи­си в Ми­не­ях XII ве­ка. Сви­де­тель­ством осо­бо­го по­чи­та­ния на Ру­си свя­тых му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба слу­жат мно­го­чис­лен­ные спис­ки жи­тий, ска­за­ний о мо­щах, чу­де­сах и по­хваль­ных слов в ру­ко­пис­ных и пе­чат­ных кни­гах XII–XIX вв. Их за­ступ­ни­че­ство про­сти­ра­ет­ся на всех, кто с ве­рой об­ра­ща­ет­ся к ним в сво­их мо­лит­вах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/388

☦️
Святитель Афана́сий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский, патриарх.
Свя­ти­тель Афа­на­сий Си­дя­щий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ро­дил­ся в 1597 г. в г. Ре­вимне на о. Крит. Он про­ис­хо­дил из знат­но­го гре­че­ско­го ро­да Па­те­ла­ри­ев, быв­ше­го в род­стве с ви­зан­тий­ской им­пе­ра­тор­ской ди­на­сти­ей Па­лео­ло­гов. Св. Афа­на­сий по­лу­чил бле­стя­щее раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние. Но несмот­ря на об­ра­зо­ван­ность и из­вест­ность в об­ще­стве, свет­ская жизнь с ее су­ет­ны­ми удо­воль­стви­я­ми и при­зрач­ной сла­вой не со­блаз­ни­ли его, свя­то­го влек­ла жизнь хри­сти­ан­ских по­движ­ни­ков. По­сле смер­ти от­ца св. Афа­на­сий при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние в од­ном из со­лун­ских мо­на­сты­рей, а поз­же под­ви­зал­ся на Афоне. Вско­ре свя­той стал из­ве­стен как вы­да­ю­щий­ся про­по­вед­ник, тол­ко­ва­тель Свя­щен­но­го Пи­са­ния и гим­но­граф, ав­тор ду­хов­ных пес­но­пе­ний в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и неко­то­рых свя­тых. Свя­той пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на но­во­гре­че­ский язык Псал­тирь, ко­то­рая впо­след­ствии хра­ни­лась в оби­те­ли св. апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва на о. Пат­мо­се.
В 1626 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на­зна­чен в Ва­ла­хию, где про­по­ве­до­вал Хри­сто­во уче­ние сре­ди ва­ла­хов и мол­да­ван.
За свои тру­ды и ду­хов­ные да­ро­ва­ния свя­той был на­зна­чен Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Ки­рил­лом I про­по­вед­ни­ком при Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ре, а в 1631 г. – епи­ско­пом Фес­са­ло­ни­кий­ским (Со­лун­ским). В мар­те 1634 г., по­сле из­гна­ния ту­рец­ки­ми вла­стя­ми пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла I, свя­ти­тель был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол. По­сле воз­вра­ще­ния пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла из ссыл­ки свя­ти­тель Афа­на­сий оста­вил пат­ри­ар­ший пре­стол и бо­лее го­да про­жил на Афоне, со­вер­шен­ству­ясь в по­дви­гах по­ста и мо­лит­вы. За­тем он жил один год в Ита­лии, где па­па пред­ло­жил ему при­нять ка­то­ли­че­ство, обе­щая воз­ве­сти его в кар­ди­наль­ское до­сто­ин­ство. Но свя­ти­тель Афа­на­сий остал­ся ве­рен свя­то­му пра­во­сла­вию. С 1638 г. он вновь стал управ­лять Со­лун­ской ка­фед­рой. В то вре­мя в хра­мах Со­лун­ской мит­ро­по­лии, тер­пев­шей при­тес­не­ния со сто­ро­ны ту­рок, не хва­та­ло бо­го­слу­жеб­ных книг, цер­ков­ной утва­ри и об­ла­че­ний. Свя­ти­тель неод­но­крат­но об­ра­щал­ся за по­мо­щью к рус­ско­му ца­рю, а за­тем и сам со­вер­шил несколь­ко пу­те­ше­ствий в Рос­сию, где по­се­щал свя­тые ме­ста и со­вер­шал бо­го­слу­же­ния в мо­на­сты­рях и хра­мах.
Од­на­жды, воз­вра­ща­ясь из Рос­сии, он тя­же­ло за­бо­лел и оста­но­вил­ся в Пре­об­ра­жен­ском Мгар­ском мо­на­сты­ре г. Луб­ны, где 5 ап­ре­ля 1654 г. мир­но ото­шел ко Гос­по­ду и был по­гре­бен по во­сточ­но­му обы­чаю: те­ло свя­то­го в пол­ном об­ла­че­нии бы­ло по­ме­ще­но в крес­ло и опу­ще­но в ка­мен­ную гроб­ни­цу в мо­на­стыр­ском Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. 1 фев­ра­ля 1662 г. об­ре­ли нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля, от ко­то­рых мно­гие бо­ля­щие по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. Необыч­ное для Рос­сии по­гре­бе­ние свя­ти­те­ля Афа­на­сия в си­дя­чем по­ло­же­нии ста­ло при­чи­ной име­но­ва­ния его Афа­на­си­ем Си­дя­щим.
Ныне свя­тые мо­щи пат­ри­ар­ха Афа­на­сия по­ко­ят­ся в Бла­го­ве­щен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре в г. Харь­ко­ве.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-iii-patelarij-konstantinopolskij-lubenskij

☦️
Обре́тение мощей прп. Афана́сия Сяндемского, Вологодского.

В на­ча­ле XVIII сто­ле­тия Бо­жи­им по­пуще­ни­ем Сян­дем­ская пу­стынь сго­ре­ла до­тла, и, как вид­но из над­пи­си за­клад­но­го кре­ста, в 1720 го­ду цер­ковь свя­ти­те­лей Ки­рил­ла и Афа­на­сия вы­стро­е­на вновь.
Мест­ность Сян­де­ма очень жи­во­пис­на. Оби­тель рас­по­ло­же­на по­чти в сре­до­то­чии кру­го­об­раз­ной по­ля­ны, име­ю­щей в по­пе­реч­ни­ке до 400 са­жень; окруж­ность ее со­став­ля­ет гу­стой хвой­ный лес, а два озе­ра раз­ли­ва­ют­ся по се­вер­ной и юж­ной сто­ро­нам и за­ли­ва­ми сво­и­ми об­ра­зу­ют мно­же­ство вос­хи­ти­тель­ных ви­дов. На воз­вы­шен­ном пе­ре­шей­ке этих озер сто­ит де­ре­вян­ный храм Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, воз­двиг­ну­тый по­пе­чи­те­лем Ан­дру­со­вой пу­сты­ни ва­ла­ам­ским игу­ме­ном Ин­но­кен­ти­ем.
В это вре­мя бы­ли об­ре­те­ны чест­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. По­сле по­жа­ра при ко­па­нии рва под фун­да­мент ны­неш­ней церк­ви об­ре­ли свя­тое те­ло его нетлен­ным, при­чем да­же чет­ки и хар­тия с раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вой в ру­ках угод­ни­ка Бо­жия бы­ли со­вер­шен­но це­лы. Несколь­ко су­ток свя­тые мо­щи оста­ва­лись на зем­ной по­верх­но­сти и по­том 2 мая по­гре­бе­ны в преж­ней мо­ги­ле. Над мо­ща­ми внут­ри хра­ма воз­двиг­ну­та ра­ка крас­но­го де­ре­ва с об­ра­зом пре­по­доб­но­го; у юж­ных две­рей есть так­же его ико­на во весь рост, а за ле­вым кли­ро­сом изо­бра­же­но по­се­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­ро­го пре­по­доб­ный Афа­на­сий спо­до­бил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным учи­те­лем сво­им.
Па­мять свя­то­го пре­по­доб­но­го Афа­на­сия со­вер­ша­ет­ся мест­но 18/31 ян­ва­ря и 2/15 мая.

☦️
Икона Богородицы Путивльская.
Из де­таль­но­го рас­смот­ре­ния све­де­ний, по­ме­щен­ных в раз­лич­ных ли­тур­ги­че­ских и ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах о Пу­тивль­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, сле­ду­ет, что по край­ней ме­ре два об­ра­за но­си­ли это на­име­но­ва­ние.
Один из них хра­нил­ся в Пу­тивль­ском Мол­чен­ском мо­на­сты­ре, дру­гой – в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва г. Пу­тив­ля. Фак­то­ром, объ­еди­ня­ю­щим эти два об­ра­за, слу­жит то, что яв­ле­ния икон про­изо­шли на го­род­ских во­ро­тах, но в раз­ное вре­мя. В до­ку­мен­тах упо­ми­на­ют­ся раз­лич­ные да­ты яв­ле­ния об­ра­за – 1232, 1238, 1600 и 1635 го­ды.
Све­де­ния, по­ме­щен­ные на ки­о­те, в ко­то­ром хра­ни­лась ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри из Мол­чен­ско­го мо­на­сты­ря, пред­став­ле­ны в «До­но­ше­нии» игу­ме­на Ма­ну­и­ла. Из них сле­ду­ет, что «От со­зда­ния ми­ра в ле­то 7143 го­ду от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1635 мая во вто­рой день в пер­вом ча­су дни бысть яв­ле­ние Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии во гра­де Пу­тив­ле яже внутрь гра­да у пе­ред­них Ни­коль­ских врат».
О вто­рой Пу­тивль­ской иконе сви­де­тель­ству­ет ис­то­рик на­ча­ла XX ве­ка oтец Иа­ков Ле­вит­ский: «Это­му го­ро­ду на пу­ти и бла­го­угод­но бы­ло Про­мыс­лу Бо­жию на­ка­нуне смут­но­го вре­ме­ни 2 мая 1600 г. явить чу­дес­но ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Пу­те­во­ди­тель­ни­цы, на­хо­дя­щей­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Вос­кре­сен­ской церк­ви под ви­дом боль­шо­го и ори­ги­наль­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, на зад­ней стене ко­то­ро­го на­хо­дит­ся сле­ду­ю­щая над­пись ки­но­ва­рью: „Ле­та 7108 го­да 2 ма­ия в 1-й час дне яв­ле­ние Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы на­шея Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но де­вы Ма­рии об­раз чест­но­го и свя­то­го Ея Оди­гит­рии во гра­де Пу­тив­ле в пер­вых го­ро­до­вых вра­тах“». В цер­ков­ных опи­сях, су­ще­ству­ю­щих со вре­ме­ни ос­но­ва­ния хра­ма, эта ико­на на­зы­ва­ет­ся «яв­лен­ной».
Су­ще­ству­ют све­де­ния, что чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы дол­гое вре­мя на­хо­дил­ся на го­род­ских во­ро­тах и про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми и зна­ме­ни­я­ми.
Бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Бо­го­ро­ди­цы через Свою свя­тую ико­ну, го­род Пу­тивль «от на­хож­де­ния в дав­них го­дах на град Пу­тивль та­тар­ских лю­дей, а в про­шлых го­дах от све­ев (шве­дов) неод­но­крат­но был из­бав­ля­ем».
Во вре­ме­на во­ин­ству­ю­ще­го ате­из­ма пер­во­об­раз чу­до­твор­ной ико­ны, как и мно­гие дру­гие свя­ты­ни Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, был утра­чен. Со­хра­ни­лись лишь ил­лю­стра­ции в до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ни­ях, где Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, дер­жа­щим в ле­вой ру­ке шар, как сим­вол Все­дер­жи­те­ля; у пра­вой ру­ки Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­на лест­ни­ца, в свою оче­редь сим­во­ли­зи­ру­ю­щая со­еди­не­ние зем­но­го с Небес­ным через Рож­де­ство Спа­си­те­ля. По­доб­ное изо­бра­же­ние встре­ча­ет­ся и на Мол­чен­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Несмот­ря на утра­ту древ­не­го об­ра­за, пра­во­слав­ный на­род и в на­ше вре­мя по­чи­та­ет Пу­тивль­скую ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. К совре­мен­но­му спис­ку с чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри, пре­бы­ва­ю­ще­му ныне в Пу­тивль­ском Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре, не ис­ся­ка­ет по­ток лю­бя­щих, бла­го­дар­ных сер­дец.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-putivlskaja


Жития
Писание