⏳ 2024.05.14 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• вторник (Радоница – день особого поминовения усопших)

☀️ неподвижный годовой круг:
14 мая (1 мая)
• прор. Иереми́и (VI до РХ)
• прмч. Ва́ты Персиянина (IV)
• блгв. Тамары, царицы Грузинской (1213)
• прп. Пафну́тия Боровского (1477)
• сщмч. Макария Киевского (1497)
• прп. Герасима Болдинского (1554)
• прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814), Акакия (1816)
• мц. Нины (Кузнецовой) (1938)
• икон Божией Матери: Андрониковская, «Нечаянная Радость», Царевококшайская (Мироносицкая) (1647)


☦️ Радоница.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются заупокойные панихиды и не совершается гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие смогли разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших – Радоницу.
Этимологически слово «радоница» восходит к слову «радость», причем особое место Радоницы – сразу после Светлой пасхальной Седмицы – призывает радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Распятием и Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по словам митрополита Сурожского Антония, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых».
Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, причаститься и помолиться об усопших на Литургии и панихиде. Вспомним историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!».

Далее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-radonica

☦️
Пророк Иереми́я.
Свя­той про­рок Иере­мия, один из че­ты­рех ве­ли­ких вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков, сын свя­щен­ни­ка Хел­кии из го­ро­да Ана­фо­фа близ Иеру­са­ли­ма, жил за 600 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва при из­ра­иль­ском ца­ре Иосии и че­ты­рех его пре­ем­ни­ках. К про­ро­че­ско­му слу­же­нию был при­зван на 15 го­ду сво­ей жиз­ни, ко­гда Гос­подь от­крыл ему, что преж­де рож­де­ния Он опре­де­лил его быть про­ро­ком. Иере­мия от­ка­зы­вал­ся, ука­зы­вая на свою мо­ло­дость и неуме­ние го­во­рить, но Гос­подь обе­щал все­гда быть с ним и охра­нять его. Он кос­нул­ся уст из­бран­ни­ка и ска­зал: «Вот Я вла­гаю сло­ва Мои в уста твои, по­ру­чаю те­бе с се­го дня судь­бу на­ро­дов и царств. По тво­е­му про­ро­че­ско­му сло­ву они бу­дут па­дать и вос­ста­вать» (Иер.1,9-10). С то­го вре­ме­ни два­дцать три го­да про­ро­че­ство­вал Иере­мия, об­ли­чая иуде­ев за от­ступ­ле­ние от Ис­тин­но­го Бо­га и по­кло­не­ние идо­лам, пред­ре­кая им бед­ствия и опу­сто­ши­тель­ную вой­ну. Он оста­нав­ли­вал­ся в во­ро­тах го­ро­да, у вхо­да в храм, всю­ду, где со­би­рал­ся на­род, и уве­ще­вал с угро­за­ми и неред­ко со сле­за­ми. Но лю­ди от­ве­ча­ли ему на­смеш­ка­ми, ру­га­тель­ства­ми и да­же по­ку­ша­лись его убить.
Изо­бра­жая пред­сто­я­щее иуде­ям раб­ство ца­рю ва­ви­лон­ско­му, Иере­мия по по­ве­ле­нию Бо­жию на­дел на свою шею сна­ча­ла де­ре­вян­ное, а по­том же­лез­ное яр­мо и так хо­дил сре­ди на­ро­да. Гне­ва­ясь на гроз­ные пред­ска­за­ния про­ро­ка, ста­рей­ши­ны иудей­ские бро­си­ли про­ро­ка Иере­мию в тем­нич­ный ров, на­пол­нен­ный зло­вон­ной ти­ной, где он ед­ва не умер. По пред­ста­тель­ству бо­го­бо­яз­нен­но­го ца­ре­двор­ца Ав­де­ме­ле­ха про­рок был из­вле­чен изо рва и не пе­ре­ста­вал про­ро­че­ство­вать, за что был по­са­жен в тем­ни­цу. При ца­ре иудей­ском Се­де­кии про­ро­че­ство его сбы­лось: при­шел На­ву­хо­до­но­сор, из­бил на­род, оста­ток увел в плен, а Иеру­са­лим раз­гра­бил и раз­ру­шил. На­ву­хо­до­но­сор осво­бо­дил про­ро­ка из тем­ни­цы и поз­во­лил ему жить, где по­же­ла­ет. Про­рок же остал­ся на раз­ва­ли­нах Иеру­са­ли­ма и опла­ки­вал бед­ствия сво­е­го оте­че­ства. По пре­да­нию, про­рок Иере­мия взял ков­чег За­ве­та со скри­жа­ля­ми и скрыл его в од­ной из пе­щер го­ры На­ваф, так что иудеи бо­лее не мог­ли его най­ти (2Мак.2). Впо­след­ствии был сде­лан но­вый Ков­чег За­ве­та, но он уже не имел сла­вы пер­во­го.
Сре­ди остав­ших­ся в сво­ем оте­че­стве иуде­ев вско­ре воз­ник­ли меж­до­усоб­ные столк­но­ве­ния: на­мест­ник На­ву­хо­до­но­со­ра Го­до­лия был убит, и иудеи, бо­ясь гне­ва ва­ви­лон­ско­го, ре­ши­ли бе­жать в Еги­пет. Про­рок Иере­мия от­кло­нял их от это­го на­ме­ре­ния, пред­ска­зы­вая, что ка­ра, ко­то­рой они бо­ят­ся, на­стигнет их и в Егип­те. Но иудеи не по­слу­ша­лись про­ро­ка и, взяв его на­силь­но с со­бой, ушли в Еги­пет и по­се­ли­лись в го­ро­де Таф­ни­се. Там про­рок жил че­ты­ре го­да и был по­чи­та­ем егип­тя­на­ми, так как умерт­вил сво­ею мо­лит­вою кро­ко­ди­лов и про­чих га­дов, на­пол­няв­ших те ме­ста. Ко­гда же он стал пред­ска­зы­вать, что царь ва­ви­лон­ский опу­сто­шит зем­лю еги­пет­скую и уни­что­жит по­се­лив­ших­ся в ней иуде­ев, то иудеи уби­ли про­ро­ка Иере­мию. В том же го­ду пред­ска­за­ние свя­то­го ис­пол­ни­лось. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что через 250 лет Алек­сандр Ма­ке­дон­ский пе­ре­нес мо­щи свя­то­го про­ро­ка Иере­мии в го­род Алек­сан­дрию.
Про­рок Иере­мия на­пи­сал кни­гу «Про­ро­честв», кни­гу «Плач» о раз­ру­ше­нии Иеру­са­ли­ма и По­сла­ние. О вре­ме­нах, ко­гда он жил и про­ро­че­ство­вал, го­во­рит­ся в 4-й Кни­ге Царств (23, 24, 25), во 2-й Кни­ге Па­ра­ли­по­ме­нон (2Пар.36:12) и во 2-й Кни­ге Мак­ка­ве­ев (2Мак.2). В Еван­ге­лии от Мат­фея ука­за­но, что пре­да­тель­ство Иуды пред­ска­за­но про­ро­ком Иере­ми­ей: «И взя­ли трид­цать среб­рен­и­ков, це­ну Оце­нен­но­го, Ко­то­ро­го оце­ни­ли сы­ны Из­ра­и­ля, и да­ли их за зем­лю гор­шеч­ни­ка, как ска­зал мне Гос­подь» (Мф.27,9-10).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ieremija-prorok

☦️
Преподобномученик Ва́та Персиянин.
Му­че­ник Ва­та, мо­нах, жил в IV ве­ке, про­ис­хо­дил из Пер­сии и под­ви­зал­ся там в од­ном из мо­на­сты­рей. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­то­го пер­сид­ским ца­рем, свя­той му­че­ник был убит в го­ро­де Ни­зи­вии за ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/386

☦️
Благоверная Тама́ра Грузинская, царица.
Свя­тая Та­ма­ра (Та­ма­ра – рус­ское про­из­вод­ное имя от биб­лей­ско­го «Фа­марь», пе­ре­во­дит­ся как «фини­ко­вая паль­ма») про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да Баг­ра­ти­о­нов, по пре­да­нию вос­хо­див­ше­му к са­мо­му ца­рю Да­ви­ду. Ее отец Ге­ор­гий в 1178 го­ду про­воз­гла­сил свою дочь ца­ри­цей. Через 7 лет он скон­чал­ся. С это­го мо­мен­та на­ча­лось прав­ле­ние свя­той.
Ко­гда свя­тая Та­ма­ра взо­шла на пре­стол, то ска­за­ла: «Я – отец си­рот и мать вдо­виц». Эта фра­за опре­де­ли­ла все ее прав­ле­ние.
Ав­тор био­гра­фии Та­ма­ры оста­вил та­кое опи­са­ние юной ца­ри­цы: «Пра­виль­но сло­жен­ное те­ло, тем­ный цвет глаз и ро­зо­вая окрас­ка бе­лых ла­нит; за­стен­чи­вый взгляд, <…> при­ят­ный язык, ве­се­лая и чуж­дая вся­кой раз­вяз­но­сти, услаж­да­ю­щая слух речь, чуж­дый вся­кой по­роч­но­сти раз­го­вор».
Ца­ри­ца на­ча­ла свое прав­ле­ние с кад­ро­вых пе­ре­ста­но­вок. Она сме­сти­ла зло­упо­треб­ляв­ших вла­стью пра­ви­те­лей и во­е­на­чаль­ни­ков, на­зна­чив вме­сто них дру­гих. Она осво­бо­ди­ла Цер­ковь от на­ло­го­об­ло­же­ния, об­лег­чи­ла участь кре­стьян.
В 1185 го­ду пат­ри­арх пред­ло­жил пра­ви­тель­ни­це вый­ти за­муж. Для это­го на Русь от­пра­ви­ли по­соль­ство. Вско­ре оно вер­ну­лось вме­сте с Ге­ор­ги­ем, сы­ном кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го. Та­ма­ра уве­ря­ла свое окру­же­ние, что со свадь­бой на­до бы повре­ме­нить. Ведь нуж­но еще по­нять, что это за че­ло­век. Но при­двор­ные на­сто­я­ли на сво­ем. К несча­стью, опа­се­ния муд­рой ца­ри­цы оправ­да­лись. Ге­ор­гий ока­зал­ся нерав­но­душ­ным к спирт­но­му, со­вер­шая «мно­го непри­лич­ных дел». Два с по­ло­ви­ной го­да Та­ма­ра тер­пе­ла его гру­бое об­ра­ще­ние, вся­че­ски пы­та­ясь об­ра­зу­мить му­жа. Все бы­ло тщет­но. Ей при­шлось рас­стать­ся со сво­им су­пру­гом.
Дол­гое вре­мя свя­тая ду­ма­ла оста­вать­ся вдо­вой при жи­вом му­же, но ра­ди на­след­ни­ка со­гла­си­лась по­втор­но вый­ти за­муж – за осе­тин­ско­го ца­ре­ви­ча Да­ви­да. Этот брак ока­зал­ся счаст­ли­вым, и вско­ре Гру­зия уви­де­ла сво­е­го бу­ду­ще­го пра­ви­те­ля.
В пе­ри­од цар­ство­ва­ния свя­той Та­ма­ры стра­на до­стиг­ла пи­ка сво­ей сла­вы и мо­гу­ще­ства. Ца­ри­ца бы­ла спра­вед­ли­вым су­дьей. Ее тру­до­лю­бие, го­судар­ствен­ный та­лант, хри­сти­ан­ское со­стра­да­ние пред­опре­де­ли­ли «Зо­ло­тую эпо­ху» Гру­зии.
Она успеш­но оста­но­ви­ла на­ше­ствие ха­ли­фа Абу-Ба­к­ра, ко­то­рый, со­брав огром­ное вой­ско из Ин­дии, на­де­ял­ся по­жи­вить­ся бо­гат­ства­ми Гру­зии. Та же участь по­стиг­ла и дру­го­го за­хват­чи­ка – сул­та­на Рукн-ад-Ди­на.
Сра­зу по­сле вос­ше­ствия на пре­стол Та­ма­ра уде­ли­ла при­сталь­ное вни­ма­ние ор­га­ни­за­ции еди­но­го бо­го­слу­жеб­но­го уста­ва и цер­ков­но­го ка­но­на. Она при­зы­ва­ла всех бо­го­слов­ски об­ра­зо­ван­ных лю­дей, зна­то­ков За­ко­на Бо­жье­го, епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков при­е­хать в го­род Карт­ли. Здесь вско­ре про­шел об­щий Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ла и са­ма ца­ри­ца.
Пе­ред смер­тью ца­ри­ца Та­ма­ра успе­ла за­кон­чить все необ­хо­ди­мые го­судар­ствен­ные де­ла и рас­по­ря­дить­ся по ос­нов­ным цер­ков­ным и мо­на­стыр­ским во­про­сам. Неожи­дан­но ее на­стиг­ла неиз­вест­ная бо­лезнь. Вра­чи ока­за­лись бес­силь­ны. Вся стра­на вы­ма­ли­ва­ла свою ца­ри­цу, од­на­ко 18 ян­ва­ря 1213 го­да ве­ли­кая пра­ви­тель­ни­ца мир­но скон­ча­лась.
О точ­ном ме­сте за­хо­ро­не­нии свя­той Та­ма­ры до сих пор ве­дут­ся спо­ры сре­ди ис­то­ри­ков и ар­хео­ло­гов.

☦️
Преподобный Пафну́тий Боровский, игумен.
Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий Бо­ров­ский ро­дил­ся в 1394 го­ду в се­ле Ку­ди­но­ве, неда­ле­ко от Бо­ров­ска, и при Кре­ще­нии был на­зван Пар­фе­ни­ем. Его отец Иоанн был сы­ном кре­стив­ше­го­ся та­та­ри­на-бас­ка­ка Мар­ти­на, мать Пар­фе­ния но­си­ла имя Фо­ти­ния. 20-ти лет Пар­фе­ний оста­вил ро­ди­тель­ский дом и в 1414 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Па­ф­ну­тий в По­кров­ском мо­на­сты­ре на Вы­со­ком от на­сто­я­те­ля Мар­кел­ла. Мно­го лет под­ви­зал­ся инок Па­ф­ну­тий в оби­те­ли. Ко­гда скон­чал­ся на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, бра­тия из­бра­ла его игу­ме­ном. Свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го в свя­щен­ный сан (око­ло 1426 г.). Трид­цать лет про­вел пре­по­доб­ный в По­кров­ской оби­те­ли, где был и на­сто­я­те­лем, и стар­цем-ду­хов­ни­ком. На 51-м го­ду жиз­ни он тя­же­ло за­бо­лел, оста­вил игу­мен­ство и при­нял ве­ли­кую схи­му. По­сле вы­здо­ров­ле­ния в день свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, 23 ап­ре­ля 1444 го­да, ушел из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся с од­ним ино­ком на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Протвы при впа­де­нии в нее ре­ки Ис­терь­мы. Вско­ре на но­вое ме­сто к нему ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Чис­ло ино­ков быст­ро воз­рас­та­ло. Был по­стро­ен но­вый ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го де­ре­вян­но­го в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В рос­пи­си хра­ма при­ни­мал уча­стие луч­ший ико­но­пи­сец то­го вре­ме­ни Ди­о­ни­сий и его по­мощ­ни­ки. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­да­вал при­мер бра­тии, ве­дя стро­гую жизнь: кел­лия его бы­ла бед­нее всех, из пи­щи брал худ­шее. В по­не­дель­ник и пят­ни­цу не вку­шал со­всем, а в сре­ду дер­жал­ся су­хо­яде­ния. Из об­щих ра­бот пре­по­доб­ный из­би­рал са­мые тя­же­лые: ру­бил и но­сил дро­ва, ко­пал и по­ли­вал ого­род, в то же вре­мя пер­вым при­хо­дил на цер­ков­ную служ­бу.
Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий поль­зо­вал­ся глу­бо­кой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем не толь­ко бра­тии сво­е­го мо­на­сты­ря, но и дру­гих оби­те­лей. Про­мыс­лом Бо­жи­им в оби­тель к пре­по­доб­но­му был на­прав­лен два­дца­ти­лет­ний юно­ша Иоанн Са­нин. Ис­пы­тав при­шед­ше­го, пре­по­доб­ный по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, твер­до хра­нив­ший чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры, воз­гла­вил борь­бу про­тив ере­си жи­дов­ству­ю­щих, осуж­ден­ной на Со­бо­ре 1504 го­да. На этот по­двиг мо­ло­до­го ино­ка бла­го­сло­вил пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий.
За неде­лю до смер­ти пре­по­доб­ный пред­ска­зал свою кон­чи­ну. Ис­пол­нив по­след­нюю мо­лит­ву и бла­го­сло­вив бра­тию, он ото­шел к Бо­гу 1 мая 1477 го­да. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий был по­сле­до­ва­те­лем пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/385

☦️
Священномученик Макарий Киевский, митрополит.
Священномученик Макарий, митрополит Киевский, был ранее архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря.
В 1495 году, после смерти Киевского митрополита Ионы (Глезны), был избран и рукоположен на его место собором святителей: Вассианом Владимирским, Лукою Полоцким, Вассианом Туровским и Ионою Луцким. Из Константинополя от патриарха Нифонта были присланы благословенные листы, утверждавшие избрание святителя Макария на митрополичью кафедру.
Митрополит Макарий прилагал много усилий к ослаблению внутренних распрей среди духовенства и мирян, заботился о развитии Киевской митрополии. На свои личные средства упорядочил и украсил много храмов и монастырей. Он оберегал и защищал права православных от латинян. Для этого принимал меры, чтобы склонить литовского великого князя Александра Ягеллончика к православным.
Жил митрополит в столице Литвы, так как Киев постоянно подвергался набегам крымских татар.
В 1497 году, несмотря на опасность, послушный пастырскому долгу митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от вторгшихся на русскую землю татар, и на пути своем был ими убит. Было это 1 мая 1497 года, в селе Стриголове (Скрыгалове), на берегу реки, где святой совершал богослужение. Когда татары напали, святитель призвал молящихся спасаться, а сам остался у алтаря и принял мученическую смерть: его зарубили, отсекли ступню и голову. Вместе с ним были убиты и захвачены в плен многие из его паствы.
Верующие горячо оплакивали смерть святителя. Тело его было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь. Святые мощи святителя Макария, прославленные от Бога нетлением и чудесами, покоятся в Киеве во Владимирском кафедральном соборе (Православная церковь Украины).
В 1897 году на берегу Припяти, где был убит святитель Макарий, была построена стела в память об этом трагическом событии, в Скрыгалове действует храм в честь священномученика Макария Киевского.

☦️
Преподобный Гера́сим Болдинский.
Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим Бол­дин­ский, в ми­ру Гри­го­рий, ро­дил­ся в 1490 г. в Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском. В ран­нем дет­стве он ча­сто по­се­щал храм Бо­жий. Узнав о свя­той жиз­ни прп. Да­ни­и­ла Пе­ре­я­с­лав­ско­го, 13-лет­ний Гри­го­рий со сле­за­ми про­сил стар­ца при­нять его к се­бе в Го­риц­кий мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный при­нял маль­чи­ка по­слуш­ни­ком и в ско­ром вре­ме­ни по­стриг с име­нем Ге­ра­сим. Но­во­на­чаль­ный инок рев­ност­но со­вер­шал по­дви­ги по­ста и мо­лит­вы, усерд­но по­мо­гал стар­цу в по­стро­е­нии хра­мов и кел­лий и слу­жил бед­ной бра­тии сво­им ре­меслом – он был са­пож­ни­ком. Вско­ре о нем как о стро­гом по­движ­ни­ке ста­ло из­вест­но в Москве. Вме­сте со сво­им учи­те­лем он был вы­зван в сто­ли­цу, где встре­чал­ся с ца­рем.
Зем­ная сла­ва тя­го­ти­ла по­движ­ни­ка, и по­сле 26-лет­не­го пре­бы­ва­ния под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла свя­той Ге­ра­сим, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние стар­ца на от­шель­ни­че­ство, по­се­лил­ся неда­ле­ко от го­ро­да До­ро­го­бу­жа в Смо­лен­ской зем­ле, в ди­ком ле­су, на­се­лен­ном зме­я­ми и зве­ря­ми. Свя­той мно­го раз под­вер­гал­ся на­па­де­ни­ям раз­бой­ни­ков, но крот­ко и тер­пе­ли­во сно­сил все оби­ды и мо­лил­ся за обид­чи­ков. Для про­пи­та­ния сво­е­го он по­ве­сил ку­зо­вок на де­ре­ве у до­ро­ги: про­хо­див­шие кла­ли ту­да кус­ки хле­ба, но и эти кус­ки ино­гда от­би­ра­ли дру­гие бед­ня­ки, за что пре­по­доб­ный толь­ко бла­го­да­рил Бо­га. Впо­след­ствии явил­ся у него сто­рож его ку­соч­ков – во­рон; ес­ли недоб­рый че­ло­век под­хо­дил к ку­зов­ку, во­рон под­ни­мал крик и, ле­тая, бил кры­лья­ми по ли­цу неже­лан­но­го по­се­ти­те­ля, а хищ­ным зве­рям да­же вы­кле­вы­вал гла­за и об­ра­щал их в бег­ство.
По осо­бо­му ве­де­нию он пе­ре­шел на Бол­ди­ну го­ру, где у ис­точ­ни­ка сто­ял огром­ный дуб. Мест­ные жи­те­ли из­би­ли его пал­ка­ми и хо­те­ли уто­пить, но, убо­яв­шись от­вет­ствен­но­сти пе­ред на­чаль­ством, на­кле­ве­та­ли на него на­мест­ни­ку До­ро­го­бу­жа и под­ку­пи­ли се­го на­мест­ни­ка про­гнать стар­ца. На­мест­ник хо­тел уже по­са­дить Ге­ра­си­ма в тюрь­му как бро­дя­гу. Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил из­де­ва­тель­ства, мол­чал и мо­лил­ся. И в это вре­мя к на­мест­ни­ку при­был цар­ский по­слан­ник из Моск­вы. Уви­дев свя­то­го Ге­ра­си­ма, он по­кло­нил­ся и по­про­сил у него бла­го­сло­ве­ния, так как ра­нее ви­дел свя­то­го вме­сте с пре­по­доб­ным Да­ни­и­лом у ца­ря. На­мест­ник ис­пу­гал­ся, тот­час же про­сил про­ще­ния у стар­ца, обе­щал ограж­дать его от на­па­де­ний и да­же по­жерт­во­вал ему на устрой­ство оби­те­ли. С этих пор св. Ге­ра­сим стал при­ни­мать к се­бе же­ла­ю­щих ино­че­ско­го по­дви­га, и со­бра­лись к нему бра­тия.
То­гда, ис­про­сив в Москве поз­во­ле­ния на устрой­ство оби­те­ли, он, как сам го­во­рил в за­ве­ща­нии бра­тии, «в пу­стыне сей, зо­ве­мой Бол­ди­но, в ней­же раз­бой­ни­цы жи­вя­ху, в До­ро­го­буж­ском уез­де, в ле­то от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1528 го­да, Бо­жи­им из­во­ле­ни­ем и по­мо­щию со­здах оби­тель сию, об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь». А в 1530 го­ду воз­двиг храм во имя Свя­той Тро­и­цы и по­стро­ил кел­лии для со­брав­шей­ся бра­тии.
Кро­ме Бол­ди­на мо­на­сты­ря, прп. Ге­ра­сим ос­но­вал еще в го­ро­де Вязь­ме в 1553 г. мо­на­стырь во имя Иоан­на Пред­те­чи и по­ста­вил в ней игу­ме­ном од­но­го из уче­ни­ков сво­их, Си­мео­на.
За­тем в брян­ском ле­су на ре­ке Жиз­д­ре ос­но­вал тре­тью оби­тель в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Игу­ме­ном оби­те­ли был по­став­лен уче­ник прп. Ге­ра­си­ма Петр Ко­ро­стелев. За де­вять лет до кон­чи­ны пре­по­доб­ный устро­ил еще один мо­на­стырь, чет­вер­тый, близ До­ро­го­бу­жа, во имя Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. В Бол­ди­ной оби­те­ли под ко­нец жиз­ни пре­по­доб­но­го бы­ло до 140 бра­тий.
Пе­ред кон­чи­ной прп. Ге­ра­сим при­звал к се­бе игу­ме­нов и ино­ков ос­но­ван­ных им мо­на­сты­рей, рас­ска­зал им о сво­ей жиз­ни и дал по­след­ние на­став­ле­ния. Этот уст­ный рас­сказ свя­то­го был вклю­чен в его жи­тие, со­став­лен­ное по про­ше­нию со­бор­ных стар­цев свя­ти­те­лем Ан­то­ни­ем. Пре­ста­вил­ся прп. Ге­ра­сим 1 мая 1554 го­да на 65-м го­ду жиз­ни.

Об­ре­те­ние мо­щей:
https://azbyka.ru/days/sv-gerasim-boldinskij

☦️
Преподобномученики Евфи́мий, Игна́тий и Ака́кий.
Иг­на­тий (в ми­ру Иван; † 8.10.1814, К-поль), прмч. (пам. см. ни­же), мон. Род. в г. Ста­ра-За­го­ра и, ве­ро­ят­но, был бол­га­ри­ном по про­ис­хож­де­нию. В кон. ХVIII в. его ро­ди­те­ли, Ге­ор­гий и Ма­рия, пе­ре­еха­ли в Пло­в­див (греч. Филип­по­поль). С дет­ства Иван от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и 6 лет про­жил в Риль­ском мон-ре в по­слу­ша­нии у свое­нрав­но­го стар­ца. Со­глас­но болг. вер­сии Жи­тия, Иван в мон-ре жил у дя­ди (бра­та от­ца или ма­те­ри), иером. Иг­на­тия (Кал­пак­чи­е­ва), бывш. раз­бой­ни­ка, к-рый рас­ка­ял­ся и стал мо­на­хом (Жи­тия на бъ­лг. све­тии. 1974. С. 171). Иван вер­нул­ся в Пло­в­див, ко­гда тур­ки на­би­ра­ли лю­дей в ар­мию для по­дав­ле­ния бун­та в Сер­бии. Его отец от­ка­зал­ся во­е­вать с бра­тья­ми по ве­ре, за что был же­сто­ко убит, а мать и 2 се­стер на­силь­но об­ра­ти­ли в му­суль­ман­ство. Узнав об этих со­бы­ти­ях, Иван спря­тал­ся у бла­го­че­сти­вой ста­ри­цы. Сест­ры вы­да­ли его тур­кам, но Ива­ну уда­лось скрыть­ся. Нек-рое вре­мя Иван про­был в Бу­ха­ре­сте, а за­тем на­пра­вил­ся на Св. Го­ру и в Шу­мене встре­тил зна­ко­мо­го по Бу­ха­ре­сту Елев­фе­рия, к-рый пе­ре­шел в ис­лам. От­ре­че­ние дру­га рас­стро­и­ло Ива­на. По до­ро­ге он был схва­чен тур­ка­ми и от стра­ха то­же дал обе­ща­ние пе­рей­ти в му­суль­ман­ство. На Афоне он по­се­тил раз­ные мон-ри, нек-рое вре­мя про­жил в ски­ту св. прав. Ан­ны, за­тем пе­ре­шел в скит Ивер­ско­го мон-ря во имя св. Иоан­на Пред­те­чи, где его на­став­ни­ка­ми бы­ли ду­хов­ник Ни­ки­фор и ста­рец Ака­кий. Узнав о му­че­ни­че­ской кон­чине в Фес­са­ло­ни­ке прмч. Да­ви­да († 1813) и дру­га Елев­фе­рия, при­няв­ше­го мо­на­ше­ство с име­нем Ев­фи­мий (см. Ев­фи­мий Но­вый из Ди­ми­ца­ны; † 22 мар­та 1814), Иван ре­шил по­стра­дать за Хри­ста и тем ис­ку­пить грех ма­ло­ду­шия. Ста­рец Ака­кий по­стриг его в мо­на­хи с име­нем Иг­на­тий (в болг. вер­сии вы­ска­за­но пред­по­ло­же­ние, что имя бы­ло да­но в честь дя­ди – см.: Там же. С. 171) и бла­го­сло­вил на му­че­ни­че­ство.
29 сент. 1814 г. Иг­на­тий при­шел в К-поль вме­сте с мон. Гри­го­ри­ем, к-рый ра­нее со­про­вож­дал Ев­фи­мия. Через неск. дней, во втор­ник, при­ча­стив­шись Св. Та­ин, И. пе­ре­одел­ся в тур. одеж­ду и на­пра­вил­ся на за­се­да­ние су­да. Там он со­рвал с го­ло­вы тюр­бан, бро­сил его на зем­лю и ска­зал, что в юно­сти вы­нуж­ден­но со­лгал, по­обе­щав от­речь­ся от ве­ры, а те­перь же­ла­ет за­брать свои сло­ва об­рат­но и ис­по­ве­дать Хри­ста, Ис­тин­но­го Бо­га. Су­дья при­зы­вал его из­ме­нить ре­ше­ние, но И. сме­ло по­ри­цал ре­ли­гию му­суль­ман. Его за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, где уго­во­ра­ми и пыт­ка­ми в те­че­ние 2 дней ста­ра­лись за­ста­вить от­речь­ся от Хри­ста, но му­че­ник был непре­кло­нен. То­гда его осу­ди­ли и по­ве­си­ли. Через 3 дня мон. Гри­го­рий вы­ку­пил его мо­щи и 20 окт. до­ста­вил их на Афон, где по­ло­жил вме­сте с мо­ща­ми прмч. Ев­фи­мия в но­вом хра­ме в ски­ту св. Иоан­на Пред­те­чи. Чест­ная гла­ва Иг­на­тия на­хо­дит­ся в рус. мон-ре вмч. Пан­те­ле­и­мо­на на Афоне, ча­сти­цы его мо­щей хра­нят­ся в ски­ту св. Иоан­на Пред­те­чи и в Ивер­ском мон-ре.
По­чи­та­ние рас­про­стра­не­но в сре­де афон­ско­го мо­на­ше­ства. Его па­мять празд­ну­ет­ся три­жды: в день му­че­ния (8 окт.), 1 мая вме­сте с пре­по­доб­но­му­че­ни­ка­ми Ев­фи­ми­ем Но­вым и Ака­ки­ем Но­вым († 1 мая 1816) и в Со­бо­ре Афон­ских пре­по­доб­ных (2-я Неде­ля по Пя­ти­де­сят­ни­це). В Афон­ском па­те­ри­ке ука­за­на па­мять 20 окт. (Афон­ский па­те­рик. Т. 2. С. 282), ве­ро­ят­но, в честь дня при­бы­тия его мо­щей на Афон.
Жи­тие Иг­на­тия и служ­ба ему бы­ли на­пи­са­ны мон. Онуф­ри­ем Ивер­ским и впер­вые из­да­ны в Афи­нах в 1862 г. Ака­ки­ем, мон. афон­ско­го ски­та св. Иоан­на Пред­те­чи. В честь И., пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Ев­фи­мия Но­во­го и Ака­кия Но­во­го так­же бы­ли на­пи­са­ны об­щая служ­ба и По­хваль­ное сло­во (Ath. Pantel. 292, 875 и Cod. 292 из Кав­со­ка­ли­вий­ско­го ски­та – см.: Ни­хо­ри­тис. 2001. С. 58). Афон­ский мон. Ге­ра­сим Мик­ра­ян­на­нит († 1991) со­ста­вил в честь упо­мя­ну­тых 3 свя­тых и прмч. Онуф­рия Га­бров­ско­го († 4 янв. 1818) об­щий мо­леб­ный ка­нон (на­хо­дит­ся в ркп. в ски­ту св. Иоан­на Пред­те­чи) и ака­фист.
Иг­на­тий изо­бра­жен мо­ло­дым, без­бо­ро­дым мо­на­хом в тем­ной ря­се, с кни­гой в пра­вой ру­ке и с кре­стом в ле­вой на жи­тий­ной иконе «Свя­тые Ака­кий, Иг­на­тий и Ев­фи­мий» (1818, ма­стер До­си­фей из Печ­ской Пат­ри­ар­хии), хра­ня­щей­ся в ски­ту св. Иоан­на Пред­те­чи. На фрес­ке в ча­совне св. Ар­хан­ге­лов Риль­ско­го мо­на­сты­ря он изо­бра­жен мо­ло­дым мо­на­хом с ма­лень­кой бо­род­кой, в тем­ном мо­на­ше­ском об­ла­че­нии, дер­жа­щим в ру­ках сви­ток с над­пи­сью: «Аще при­хо­ди­ши ра­бо­та­ти Гос­по­ду Бо­гу, уго­то­ви ду­шу свою во ис­ку­ше­ние» (1845).

☦️
Мученица Нина Кузнецова.
Ве­ли­кая сия тай­на есть – как вы­би­ра­ет че­ло­век путь жиз­ни ду­хов­ной, как об­ре­та­ет ду­ша пу­ти к ре­кам во­ды жи­вой, те­ку­щим в жизнь веч­ную, и, ис­пив из их чи­стых ис­точ­ни­ков, уже не же­ла­ет вер­нуть­ся к при­зрач­ным цен­но­стям ми­ра се­го. Толь­ко здесь, в Пра­во­слав­ной Церк­ви, у Кре­ста Хри­сто­ва, под по­кро­вом Ма­те­ри Бо­жи­ей ду­ша об­ре­та­ет под­лин­ный мир, ис­тин­ное из­ме­ре­ние всех цен­но­стей и ка­честв, ко­гда она мо­жет обо всем ми­ре су­дить, не осуж­дая. «Ду­шев­ный че­ло­век не при­ни­ма­ет то­го, что от Ду­ха Бо­жия, по­то­му что он по­чи­та­ет это безу­ми­ем; не мо­жет ра­зу­меть, по­то­му что о сем на­доб­но су­дить ду­хов­но. Но ду­хов­ный су­дит о всем, а о нем су­дить ни­кто не мо­жет» (1Кор.2:14-15).
Се­вер­ная Русь за­во­е­вы­ва­лась и утвер­жда­лась не доб­ле­стью во­ин­ской, а бла­го­дат­ной си­лой по­движ­ни­ков. Вме­сте с по­движ­ни­ка­ми-мо­на­ха­ми там про­си­я­ли свя­тые пра­вед­ные свя­щен­ни­ки, как Лео­нид Усть­не­дум­ский, мо­щи ко­то­ро­го по­ко­ят­ся в го­ро­де Лаль­ске, и по­движ­ни­ки-ми­ряне, как свя­той пра­вед­ный Про­ко­пий в Ве­ли­ком Устю­ге. На­сто­я­щая, под­лин­ная ис­то­рия Ру­си – это ис­то­рия ее по­движ­ни­ков, без них она бес­со­дер­жа­тель­на и пу­ста, как про­ход­ной двор для раз­лич­ных на­ро­дов, не име­ю­щий са­мо­сто­я­тель­ной ис­то­рии.
В ХХ ве­ке мно­гие му­че­ни­ки, преж­де укра­ше­ния му­че­ни­че­скими вен­ца­ми, яви­ли се­бя боль­ши­ми по­движ­ни­ка­ми, под­ви­за­ясь иные в пост­ни­че­стве, иные в юрод­стве, иные в стран­но­при­им­че­стве и де­лах ми­ло­сер­дия.

Му­че­ни­ца Ни­на ро­ди­лась 28 де­каб­ря 1887 го­да в за­штат­ном го­ро­де Лаль­ске Во­ло­год­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье уряд­ни­ка Алек­сея Куз­не­цо­ва и же­ны его Ан­ны. Она бы­ла един­ствен­ным ре­бен­ком, и ро­ди­те­ли лю­би­ли ее до чрез­вы­чай­но­сти. Они меч­та­ли вы­дать дочь за­муж, но Ни­на с дет­ства лю­би­ла толь­ко мо­лит­ву, мо­на­сты­ри и ду­хов­ные кни­ги. Хра­мов то­гда бы­ло нема­ло, в од­ном толь­ко Лаль­ске – во­семь, хо­тя в те го­ды это бы­ло все­го лишь неболь­шой го­род с чис­лом жи­те­лей, не пре­вы­шав­шим ты­ся­чу че­ло­век. По­смот­рел отец на тя­го­те­ние до­че­ри к ду­хов­но­му и счел нера­зум­ным на­ста­и­вать на вы­бо­ре до­ро­ги се­мей­ной и пре­пят­ство­вать ее ду­хов­ным устрем­ле­ни­ям, – от­дал ей под ке­лью ам­бар, в ко­то­ром сам сма­сте­рил пол­ки, и стал при­гля­ды­вать по мо­на­сты­рям и цер­ков­ным лав­кам и по­ку­пать для нее ду­хов­ные кни­ги. Так у Ни­ны со­бра­лась бо­га­тая биб­лио­те­ка, и не бы­ло для нее боль­ше­го уте­ше­ния, чем чте­ние книг. Она мно­го мо­ли­лась, мно­гие мо­лит­вы зна­ла на­изусть, на па­мять чи­та­ла Псал­тирь. В по­сто­ян­ной мо­лит­ве и тру­дах ду­ша ее воз­рас­та­ла и укреп­ля­лась в чи­сто­те и доб­ро­де­те­лях и устрем­ля­лась к со­вер­шен­ству. То­гда же она ста­ла при­ни­мать, по еван­гель­ско­му за­ве­ту, стран­ни­ков и лю­дей обез­до­лен­ных. Ро­ди­те­ли при­ми­ри­лись с вы­бран­ным ею жиз­нен­ным по­при­щем, да и са­ми уже ви­де­ли, что на­сту­пи­ло вре­мя го­не­ний, – и уж ка­кая те­перь счаст­ли­вая се­мей­ная жизнь, ко­гда хри­сти­ан по­все­мест­но на­чи­на­ют пре­сле­до­вать, му­чить и уби­вать.
В 1932 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли Алек­сея и Ан­ну; они бы­ли уже в пре­клон­ных ле­тах и, не вы­дер­жав тя­гот за­клю­че­ния, вско­ре скон­ча­лись. Вла­сти со­би­ра­лись аре­сто­вать вме­сте с ни­ми и Ни­ну, но во вре­мя аре­ста ро­ди­те­лей ее раз­бил па­ра­лич, и они оста­ви­ли Ни­ну до­ма. До кон­ца жиз­ни по­том она с тру­дом пе­ре­дви­га­лась и по­чти не вла­де­ла пра­вой ру­кой: ко­гда нуж­но бы­ло пе­ре­кре­стить­ся, она все­гда по­мо­га­ла се­бе ле­вой ру­кой. По при­чине ее тя­же­лой бо­лез­ни ей оста­ви­ли дом и иму­ще­ство, ко­то­ры­ми она рас­по­ря­ди­лась как нель­зя луч­ше. Дом был боль­шой, пя­ти­стен­ный, с огром­ной кух­ней, где на по­ла­тях уме­ща­лось до два­дца­ти че­ло­век, да на пе­чи пять; бы­ла еще боль­шая ком­на­та, ко­то­рая вся за­ни­ма­лась на­ро­дом, в ос­нов­ном жен­щи­на­ми, у ко­то­рых бы­ли аре­сто­ва­ны му­жья, а иму­ще­ство ото­бра­но. Все они шли к Нине, у ко­то­рой на­хо­ди­ли при­ют и про­пи­та­ние.
По­сле за­кры­тия в на­ча­ле ре­во­лю­ции Ко­ря­жем­ско­го мо­на­сты­ря бра­тия его пе­ре­бра­лась в Лальск, и здесь об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь из две­на­дца­ти мо­на­хов. Под хра­мом, в быв­шем склад­ском по­ме­ще­нии, они сло­жи­ли печь, про­ру­би­ли два окош­ка, пе­ре­го­ро­ди­ли склад на­двое, и у них по­лу­чи­лось две ке­льи. Здесь они жи­ли, а слу­жи­ли в лаль­ском со­бо­ре и в сво­ей жиз­ни, и в цер­ков­ной служ­бе со­хра­няя мо­на­стыр­ский устав и мо­на­ше­ское бла­го­че­стие. На­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря стал игу­мен Па­вел (Хо­те­мов). Ро­дом он был из зы­рян, из глу­хой де­рев­ни непо­да­ле­ку от Усть-Сы­соль­ска. Гра­мо­те его обу­чил бла­го­де­тель учи­тель, ко­то­рый пре­по­да­вал в го­ро­де, но каж­дое ле­то, воз­вра­ща­ясь до­мой, про­хо­дил через де­рев­ню, где жил маль­чик с ро­ди­те­ля­ми. Учи­тель объ­яс­нял ему урок, да­вал за­да­ние на ле­то и ухо­дил, а на об­рат­ном пу­ти про­ве­рял вы­пол­нен­ное, де­лал свои за­ме­ча­ния и да­вал но­вое за­да­ние – и так маль­чик обу­чил­ся гра­мо­те. На всю жизнь отец Па­вел со­хра­нил бла­го­дар­ность к сво­е­му учи­те­лю и по­ми­нал его за каж­дой ли­тур­ги­ей. Но еще боль­ше он был бла­го­да­рен тем, кто про­бу­дил в нем ин­те­рес к гра­мо­те ду­хов­ной, лю­бовь ко Хри­сту и мо­на­ше­ской жиз­ни. Был он под­рост­ком, ко­гда де­ре­вен­ские жен­щи­ны, со­брав­шись ид­ти пеш­ком на бо­го­мо­лье в Ки­ев, пред­ло­жи­ли его ро­ди­те­лям взять его с со­бой. Он на­столь­ко по­спеш­но со­брал­ся, что да­же шап­ки не взял, а пу­те­ше­ствие за­ня­ло год. Вот то­гда, у мо­щей пре­по­доб­ных в пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, он толь­ко и от­крыл для се­бя, что это та­кое – спа­си­тель­ный мо­на­ше­ский путь. «Я за тех жен­щин, кто ме­ня в Ки­ев во­дил, каж­дый день мо­люсь, – го­во­рил отец Па­вел. – Ес­ли бы не по­пал я то­гда в Ки­ев, то не стал бы мо­на­хом, а не стал бы мо­на­хом, то не спас­ся бы». – «А те­перь, ба­тюш­ка, спа­сешь­ся?» – спра­ши­вал его по­слуш­ник Ан­дрей Ме­лен­тьев. «А как не спа­сусь?! Бе­сы ме­ня по­та­щат в ад, так я вот так ру­ки рас­став­лю да ска­жу: я хри­сти­а­нин! Нет вам до ме­ня де­ла!»
Отец Па­вел был боль­шим по­движ­ни­ком. Он пом­нил на па­мять боль­ше ше­сти­сот имен лю­дей, за ко­то­рых все­гда мо­лил­ся за ли­тур­ги­ей. Чтобы иметь воз­мож­ность по­мя­нуть всех, он при­хо­дил в храм за несколь­ко ча­сов до на­ча­ла обед­ни, со­вер­шал про­ско­ми­дию и мо­лил­ся за каж­до­го че­ло­ве­ка. Ко­гда его спра­ши­ва­ли, что та­кое мо­на­стырь, он от­ве­чал: «Мо­на­стырь – это сем­на­дца­тая ка­физ­ма и кис­лая ка­пу­ста каж­дый день», – в про­сто­те сво­е­го серд­ца вы­де­ляя для во­про­шав­ше­го глав­ное – мо­лит­ву и пост. Сам он по­стил­ся весь­ма су­ро­во. Бы­ва­ло, при­не­сет ему кто-ни­будь до­маш­не­го пе­че­нья или ва­тру­шек вкус­ных. Отец Па­вел по­смот­рит, по­щу­па­ет и эдак ска­жет со сме­хом: «Ой, ой, силь­но хо­ро­шие, да жал­ко». И уй­дет. Эти ва­труш­ки по­том так и ле­жат, по­ка не за­сох­нут. Ни­на за­би­ра­ла их уже су­ха­ря­ми, раз­ма­чи­ва­ла в ков­ше с во­дой и ела. Это и бы­ла вся пи­ща по­движ­ни­цы в те­че­ние мно­гих лет.
По­сле то­го как и этот мо­на­стырь в Лаль­ске был вла­стя­ми за­крыт, часть бра­тии, и сре­ди них игу­ме­ны Па­вел и Ни­фонт, на­шли при­ют в до­ме бла­жен­ной Ни­ны.
По­движ­ни­че­ский «устав» бла­жен­ная со­блю­да­ла стро­го. Спа­ла она че­ты­ре ча­са в сут­ки и в два ча­са но­чи неиз­мен­но ста­но­ви­лась вме­сте с мо­на­ха­ми на мо­лит­ву. И ни­ко­гда она не пи­ла ни чаю, ни мо­ло­ка, не ела са­ха­ра и ни­че­го вкус­но­го, а вся ее каж­до­днев­ная пи­ща со­сто­я­ла из раз­мо­чен­ных в во­де су­ха­рей. И это при том, что в гор­ни­це у нее ни­ко­гда са­мо­вар со сто­ла не схо­дил – один вски­пит, дру­гой ста­вят, а за сто­лом во­круг са­мо­ва­ра лю­ди си­дят, чай пьют, обе­да­ют, по­лон двор ло­ша­дей, по­то­му что и про­ез­жие у нее оста­нав­ли­ва­лись: за по­стой пла­тить не на­до, да и ис­кать не на­до – дом бла­жен­ной Ни­ны, уряд­ни­ко­вой доч­ки, каж­дый ука­жет, а уж в до­ме все не по но­во­му, со­вет­ско­му, а по про­сто­му, пра­во­слав­но­му обы­чаю устро­е­но – вся­кий здесь мог най­ти кров и ка­кое-то про­пи­та­ние; у ко­го был из­ли­шек хле­ба, му­ки или кру­пы, те, уез­жая, остав­ля­ли его для дру­гих. Го­сти хо­зяй­ки рас­по­ла­га­лись обыч­но во­круг сто­ла, но са­ма Ни­на ни­ко­гда за стол не са­ди­лась, а в уг­лу пе­ред пе­чью, у за­го­ро­доч­ки на чур­бач­ке. Она ни­ко­гда не спа­ла на по­сте­ли: ля­жет в уг­лу из­бы под умы­валь­ни­ком, на­тянет ка­леч­ны­ми ру­ка­ми на го­ло­ву оде­я­ло, свер­нет­ся ка­ла­чи­ком и спит. В хра­ме она при­сут­ство­ва­ла за каж­дой служ­бой: устра­и­ва­лась где-ни­будь на кли­ро­се и де­ла­ла вид, что спит. Но сто­и­ло ко­му-ни­будь за­пнуть­ся в тек­сте служ­бы, как она сра­зу по­да­ва­ла го­лос и го­во­ри­ла, что сле­до­ва­ло даль­ше, по­то­му что служ­бу она зна­ла на­изусть. Зре­ние у от­ца Пав­ла бы­ло ху­дое, и он, зная, что бла­жен­ная в со­вер­шен­стве зна­ет служ­бы и цер­ков­ный устав, бы­ва­ло, от­кры­вал из ал­та­ря дверь и от­ту­да спра­ши­вал: «Нин­ка, ка­кое за­ча­ло Апо­сто­ла и Еван­ге­лия чи­тать?» Она тут же и от­ве­ча­ла: та­кие-то, и ни­ко­гда не оши­ба­лась.
В это вре­мя за пса­лом­щи­ка на кли­ро­се был по­слуш­ник Ан­дрей Ме­лен­тьев. Мно­гих, кто пел рань­ше в церк­ви, ко­го за­ку­ла­чи­ли и ко­го уже вы­сла­ли, а неко­то­рые са­ми разъ­е­ха­лись и по­пря­та­лись. Оста­лись толь­ко ста­руш­ки-ма­туш­ки да куп­чи­хи-ста­руш­ки, да иных ста­ру­шек еще на­со­би­ра­ет пса­лом­щик и с ни­ми по­ет. А по­ка с ни­ми по­ет, за­бу­дет во­вре­мя нуж­ный Апо­стол най­ти, а по­ра бы­ва­ет уже чи­тать вы­хо­дить. Бла­жен­ная си­дит на кли­ро­се с за­кры­ты­ми гла­за­ми, де­лая вид, что спит, и в этот мо­мент го­во­рит: «От­кры­вай за­ча­ло…» – «Ну, не ме­шай, Нин­ка», – от­ве­тит по­слуш­ник, а сам спеш­но ищет. Пер­вое вре­мя он не ве­рил, что она ему вер­но го­во­рит, но по­том, мно­го­крат­но убе­див­шись в этом, уже не про­ве­рял. К трид­ца­тым го­дам из мо­на­стыр­ских свя­щен­ни­ков остал­ся толь­ко игу­мен Па­вел (Хо­те­мов), и ста­ли при­хо­жане опа­сать­ся – смо­жет ли ве­сти каж­дый день служ­бу ста­рец, ко­то­рый из-за воз­рас­та ста­но­вит­ся весь­ма немощ­ным. Отец Па­вел хо­тел при­гла­сить слу­жить иеро­мо­на­ха, толь­ко что вер­нув­ше­го­ся из за­клю­че­ния, но ста­ро­ста хра­ма ис­пу­га­лась, как бы со­всем не за­кры­ли цер­ковь, ес­ли взять быв­ше­го уз­ни­ка, и вос­про­ти­ви­лась это­му. То­гда при­гла­си­ли про­то­и­е­рея Лео­ни­да Ис­то­ми­на, слу­жив­ше­го в се­ле Опа­ри­но. Он был ро­дом из Ве­ли­ко­го Устю­га, до ре­во­лю­ции был лес­ни­чим, а по­сле ре­во­лю­ции, в са­мый раз­гар го­не­ний на Цер­ковь, вы­ра­зил же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком и был ру­ко­по­ло­жен. Очень пе­ре­жи­ва­ли отец Па­вел и бла­жен­ная, а ну как при­дет мир­ской про­то­и­е­рей и на­ру­шит устав мо­на­стыр­ский. Он при­дет на­сто­я­те­лем – как его не по­слу­шать­ся, ес­ли он по­тре­бу­ет со­кра­тить служ­бу? Ан­дрей Ме­лен­тьев ска­зал бла­жен­ной: «Ни­нуш­ка, да­вай так уго­во­рим­ся – не бу­дем под­да­вать­ся, по­ка он сам не за­пре­тит. А и то – по­спо­рим немнож­ко. Ска­жем: ба­тюш­ка, во-пер­вых, со­бор, а во-вто­рых, в го­ро­де был мо­на­стырь, лю­ди здесь про­све­щен­ные, по­ни­ма­ют служ­бу. Вот мы и дер­жим­ся за цер­ков­ный устав, чтобы по­ро­ку нам от лю­дей не бы­ло. А ес­ли уж вы бла­го­сло­ви­те – так и бу­дет, как бла­го­сло­ви­те». А за­ра­нее ре­ши­ли они свя­щен­ни­ка ни о чем не пре­ду­пре­ждать и не спра­ши­вать. Отец Лео­нид, про­слу­жив несколь­ко пер­вых служб, ни­че­го не ска­зал, – так и оста­лась у них в со­бо­ре пол­ная мо­на­стыр­ская служ­ба.
По мо­лит­вам и за­ступ­ни­че­ству бла­жен­ной Ни­ны со­бор в Лаль­ске дол­го не за­кры­вал­ся, хо­тя вла­сти не раз пред­при­ни­ма­ли ша­ги к пре­кра­ще­нию в нем бо­го­слу­же­ния. В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов они все же рас­по­ря­ди­лись за­крыть со­бор, но бла­жен­ная ста­ла пи­сать в Моск­ву ре­ши­тель­ные пись­ма, со­бра­ла и от­пра­ви­ла хо­до­ков и дей­ство­ва­ла столь твер­до и неот­ступ­но, что вла­стям при­шлось усту­пить и вер­нуть со­бор пра­во­слав­ным.
В на­ча­ле 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Лео­ни­да Ис­то­ми­на, пса­лом­щи­ка Ан­дрея Ме­лен­тье­ва, ста­ро­сту, пев­чих и мно­гих при­хо­жан лаль­ско­го со­бо­ра и по­след­них, еще оста­вав­ших­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ков бли­жай­ших при­хо­дов. Все они бы­ли эта­пи­ро­ва­ны в Ве­ли­кий Устюг и за­клю­че­ны в храм Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла, ко­то­рый без­бож­ни­ки пре­вра­ти­ли в тюрь­му. Пра­во­слав­ных по­ме­сти­ли в неболь­шую ка­ме­ру над ал­та­рем, там же бы­ли со­бра­ны свя­щен­ни­ки и диа­ко­ны из Лаль­ска. Ле­жа слу­жи­ли все­нощ­ные под боль­шие празд­ни­ки: свя­щен­ни­ки, не при­под­ни­ма­ясь с нар, по­да­ва­ли впол­го­ло­са воз­гла­сы. Два го­да про­был отец Лео­нид Ис­то­мин в тюрь­ме и ла­ге­ре вме­сте со сво­и­ми при­хо­жа­на­ми, а за­тем его сре­ди дру­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей от­пра­ви­ли на ле­со­за­го­тов­ки в Ка­ре­лию. Усло­вия со­дер­жа­ния бы­ли та­ки­ми, что за­клю­чен­ные вы­ми­ра­ли по­чти це­лы­ми ла­ге­ря­ми. Здесь и при­нял кон­чи­ну про­то­и­е­рей Лео­нид.
31 ок­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли бла­жен­ную Ни­ну, но об­ви­не­ний про­тив нее со­брать не смог­ли. Пол­ме­ся­ца про­дер­жа­ли они ее в лаль­ской тюрь­ме, ни о чем не спра­ши­вая и не предъ­яв­ляя об­ви­не­ний. Вла­сти при­нуж­да­ли к лже­сви­де­тель­ству про­тив по­движ­ни­цы мно­гих лю­дей, но со­гла­сил­ся на это толь­ко один – за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля Лаль­ско­го сель­со­ве­та. Он дал по­ка­за­ния о том, что бла­жен­ная Ни­на яв­ля­ет­ся ак­тив­ной цер­ков­ни­цей, ко­то­рая не толь­ко про­ти­вит­ся за­кры­тию хра­мов, но неустан­но хло­по­чет об от­кры­тии но­вых. «Ле­том 1936 го­да, ко­гда сель­со­вет на­ме­ре­вал­ся за­крыть цер­ковь в Лаль­ске, – по­ка­зал он, – Куз­не­цо­ва ор­га­ни­зо­ва­ла кам­па­нию, при­вед­шую к сры­ву это­го ме­ро­при­я­тия, она со­би­ра­ла под­пи­си и про­во­ди­ла со­бра­ния ве­ру­ю­щих, предо­став­ляя для этой це­ли свой дом. В ав­гу­сте 1937 го­да сель­со­вет на­чал со­би­рать под­пи­си сре­ди жи­те­лей Лаль­ска, ко­то­рые же­ла­ли бы за­крыть храм, но Куз­не­цо­ва сно­ва со­бра­ла со­бра­ние ве­ру­ю­щих в сво­ем до­ме и, та­ким об­ра­зом, со­рва­ла ме­ро­при­я­тие, на­ме­чен­ное к про­ве­де­нию со­вет­ской вла­стью. Ко­гда был аре­сто­ван пса­лом­щик Ме­лен­тьев, Куз­не­цо­ва сра­зу же ста­ла хло­по­тать за него, про­сить, чтобы его осво­бо­ди­ли, бра­ла его под за­щи­ту».
На ос­но­ва­нии этих по­ка­за­ний в се­ре­дине но­яб­ря 1937 го­да бла­жен­ной Нине бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние, и она бы­ла до­про­ше­на.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы на про­тя­же­нии ря­да лет предо­став­ля­ли свою квар­ти­ру для сбо­рищ цер­ков­ни­ков, так ли это?
– Да, у ме­ня в квар­ти­ре до сих пор про­жи­ва­ет свя­щен­ник Па­вел Фе­до­ро­вич Хо­те­мов, а так­же при­хо­ди­ли дру­гие ве­ру­ю­щие по во­про­сам церк­ви и служ­бы в ней.
– След­ствию из­вест­но, что вы по во­про­су от­кры­тия лаль­ско­го со­бо­ра го­во­ри­ли: «Эта власть дол­го не про­дер­жит­ся, все рав­но ско­ро бу­дет вой­на и сно­ва все бу­дет по-ста­ро­му». Так ли это?
– Нет, это­го я не го­во­ри­ла.
Ви­нов­ной се­бя пе­ред со­вет­ской вла­стью бла­жен­ная не при­зна­ла. Но что бы­ло де­лать с ка­ле­кой, са­мо со­дер­жа­ние ко­то­рой в тюрь­ме бы­ло для вла­стей неудоб­ным, а по из­вест­но­сти бла­жен­ной сре­ди на­ро­да мог­ло быть и хло­пот­ным, – и на сле­ду­ю­щий день по­сле до­про­са она бы­ла от­прав­ле­на в тюрь­му в го­род Кот­лас.
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла бла­жен­ную Ни­ну к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Бла­жен­ная Ни­на бы­ла от­прав­ле­на в один из ла­ге­рей Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, но недол­го про­бы­ла здесь ис­по­вед­ни­ца – 14 мая 1938 го­да бла­жен­ная Ни­на скон­ча­лась.

☦️
Икона Богородицы Андрониковская.
Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная так­же под име­на­ми Мо­нем­ва­сий­ской и Гре­че­ской, – ро­до­вая свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, по пре­да­нию, од­на из на­пи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. По пер­во­му со­хра­нив­ше­му­ся до­ку­мен­таль­но­му сви­де­тель­ству об иконе, в 1347 го­ду Ан­д­ро­ник по­жерт­во­вал ее Мо­нем­ва­сий­ской оби­те­ли в Мо­рее, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XIX-го сто­ле­тия. По­сле на­па­де­ния на Гре­цию в 1821 го­ду ту­рец­ких войск, на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, епи­скоп Ага­пий, пы­та­ясь спа­сти чу­до­твор­ную Ан­д­ро­ни­ков­скую ико­ну, скрыл­ся с нею в г. Патрас. Пе­ред смер­тью Ага­пий за­ве­щал эту свя­ты­ню сво­е­му род­ствен­ни­ку, рус­ско­му ге­не­раль­но­му кон­су­лу Н. И. Влас­со­пу­ло, сын ко­то­ро­го, А. Н. Влас­со­пу­ло, в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су с пись­мом на Вы­со­чай­шее имя для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на на­хо­ди­лась в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. – в Тро­иц­ком со­бо­ре, что на Пе­тер­бург­ской сто­роне. В 1877 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Выш­ний Во­ло­чок Твер­ской епар­хии. В 1984 г. ико­на бы­ла укра­де­на и ны­неш­нее ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-andronikovskaja

☦️
Икона Богородицы «Нечаянная Радость».
На иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость» изо­бра­жен че­ло­век, мо­ля­щий­ся на ко­ле­нях пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ико­но­гра­фи­че­ским сю­же­том для об­ра­за по­слу­жи­ло пре­да­ние об ис­це­ле­нии неко­е­го юно­ши от плот­ской стра­сти через свя­той об­раз Вла­ды­чи­цы Небес­ной, опи­сан­ное в со­чи­не­нии свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го «Ру­но Оро­шен­ное». Некий юно­ша, одер­жи­мый мно­ги­ми гре­ха­ми и ве­дя по­роч­ную жизнь, имел обык­но­ве­ние мо­лить­ся пе­ред об­ра­зом Пре­чи­стой, про­из­но­ся ар­хан­гель­ское при­вет­ствие: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою». Од­на­жды, со­би­ра­ясь вновь на греш­ное де­ло, он вдруг уви­дел, что изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на иконе ожи­ло, а у Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца от­кры­лись и кро­во­то­чат яз­вы на ру­ках и но­гах, из реб­ра Его так­же тек­ла кровь. На во­прос по­ра­жен­но­го ужа­сом мо­ло­до­го че­ло­ве­ка: «О, Гос­по­жа, кто это сде­лал?» Бо­го­ро­ди­ца от­ве­ти­ла: «Ты и про­чие без­за­кон­ни­ки гре­ха­ми сво­и­ми вновь рас­пи­на­е­те Сы­на Мо­е­го». Толь­ко то­гда рас­кры­лась пе­ред по­тря­сен­ным до глу­би­ны ду­ши юно­шей без­дна его гре­хо­па­де­ния, дол­го мо­лил он в сле­зах Бо­го­ро­ди­цу и Спа­си­те­ля о по­ми­ло­ва­нии. Пре­чи­стая Де­ва не остав­ля­ла Сво­их мо­литв за греш­но­го юно­шу, по­ка Гос­подь Иисус Хри­стос не про­из­нес: «Ныне про­ща­ют­ся ему гре­хи Те­бе ра­ди». Мо­ло­дой че­ло­век оста­вил преж­нюю гре­хов­ную жизнь, стал жить чест­но и бла­го­че­сти­во и до кон­ца сво­их дней со сле­за­ми бла­го­да­рил За­ступ­ни­цу ро­да че­ло­ве­че­ско­го, мо­лит­ва­ми Ко­то­рой да­на бы­ла ему не ча­ян­ная уже им ра­дость про­ще­ния и остав­ле­ния гре­хов.
Вре­мя и ме­сто про­ис­хож­де­ния пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. В на­сто­я­щее вре­мя ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость» поль­зу­ет­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем сре­ди ве­ру­ю­щих, спис­ки с об­ра­за пре­бы­ва­ют по­чти в каж­дом пра­во­слав­ном хра­ме, хо­тя рас­про­стра­не­ние свя­той ико­ны в Москве на­ча­лось с се­ре­ди­ны XIX ве­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-nechajannaja-radost

☦️
Икона Богородицы Царевококшайская (Мироносицкая).
Из из­вест­ных в на­сто­я­щее вре­мя чу­до­твор­ных икон Бо­жи­ей Ма­те­ри толь­ко три ико­ны вы­ре­за­ны на камне: Жи­ро­виц­кая, явив­ша­я­ся в 1470 го­ду; Лес­нин­ская, об­ре­тен­ная в 1683 го­ду и «Ми­ро­но­сиц­кая». На­име­но­ва­ние «Ми­ро­но­сиц­кой» ико­на по­лу­чи­ла от­то­го, что Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на на ней со свя­ты­ми же­на­ми-ми­ро­но­си­ца­ми.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ца­ре­во­кок­шай­ская, или «Ми­ро­но­сиц­кая», бы­ла яв­ле­на кре­стья­ни­ну Ан­дрею Жол­ни­ну 1 мая 1647 го­да близ де­рев­ни Даль­ние Куз­не­цы в 15 вер­стах от г. Ца­ре­во­кок­шай­ска в Ка­зан­ском крае. Ра­бо­тая в по­ле, Ан­дрей за­ме­тил сна­ча­ла яр­кий свет, а за­тем ле­жав­шую на зем­ле ико­ну, «ре­зан­ную на ас­пи­де, об­ло­жен­ную ска­ным се­реб­ром». При по­пыт­ке под­нять ее ико­на ста­ла неви­ди­мой. Огля­дев­шись, ра­бот­ник за­ме­тил ико­ну, сто­я­щую на де­ре­ве и под­дер­жи­ва­е­мую неве­до­мой си­лой. С мо­лит­вой взял Ан­дрей об­ре­тен­ный об­раз и от­нес до­мой к сво­е­му от­цу, где свя­тая ико­на про­сла­ви­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми ис­це­ле­ния. Бо­го­моль­цы сте­ка­лись к ней из всех окрест­ных сел. На ме­сте чу­дес­но­го об­ре­те­ния ико­ны бы­ла воз­двиг­ну­та ча­сов­ня, а сам чу­до­твор­ный об­раз пе­ре­нес­ли в со­бор­ный храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва го­ро­да Ца­ре­во­кок­шай­ска. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он был пе­ре­не­сен в Моск­ву, где так­же явил мно­же­ство чу­до­тво­ре­ний и где с него по цар­ско­му ука­зу был сде­лан спи­сок, по­сле че­го свя­тую ико­ну воз­вра­ти­ли в Ца­ре­во­кок­шайск.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-carevokokshajskaja-mironosickaja


Жития
Писание