⏳ 2024.05.01 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• Страстна́я седмица (неделя)
• Великая Среда

☀️ неподвижный годовой круг:
1 мая (18 апреля)
• мчч. Виктора, Зо́тика, Зино́на, Акинди́на, Севериа́на (303)
• свт. Космы́ Халкидонского, прп. Авксе́нтия (815–820)
• прп. Иоа́нна Солунского (Фессалоникийского) (820–850)
• мч. Иоанна Нового из Янины (1526)
• сщмч. Виссарио́на (Селинина) (1918)
• прмц. Тамары (Сатси) (1942)
• иконы Божией Матери «Максимовская» (1299)


☦️
Великая Среда.
Ночь со втор­ни­ка на сре­ду Иисус Хри­стос в по­след­ний раз пе­ред сво­ей смер­тью про­вел в Вифа­нии. Здесь в до­му Си­мо­на про­ка­жен­но­го уго­то­ва­на бы­ла для Спа­си­те­ля ве­че­ря. Же­на-греш­ни­ца, узнав, что Он воз­ле­жит в до­му фа­ри­се­е­вом, при­сту­пи­ла к Нему с ала­васт­ро­вым (але­баст­ро­вым) со­су­дом ми­ра цель­но­го дра­го­цен­но­го и воз­ли­ла Ему на гла­ву, в знак сво­ей люб­ви и бла­го­го­ве­ния к Нему (Лк.7:36-50). Уче­ни­ки Его жа­ле­ли о тра­те ми­ра: «мо­жа­ше бо сие про­да­но бы­ти вя­щи­ле трех сот пе­нязъ и да­ти­ся ни­щим».

Меж­ду тем, как Иисус Хри­стос воз­ле­жал в до­му Си­мо­на, пер­во­свя­щен­ни­ки, книж­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудей­ские, по­сто­ян­но на­блю­дая за Гос­по­дом, со­брав­шись у пер­во­свя­щен­ни­ка Ка­иа­фы, со­ве­то­ва­лись, как бы взять Иису­са Хри­ста хит­ро­стью и убить. Но го­во­ри­ли: толь­ко не в празд­ник, чтобы не сде­ла­лось воз­му­ще­ния в на­ро­де. То­гда в без­за­кон­ное сбо­ри­ще при­хо­дит Иуда Ис­ка­ри­от, один из две­на­дца­ти уче­ни­ков Иису­са Хри­ста и пред­ла­га­ет: «что ми хо­ще­те да­ти, и аз вам пре­дам его?»

В Ве­ли­кую Сре­ду Цер­ковь вос­по­ми­на­ет о жене-греш­ни­це и о пре­да­тель­стве Иуди­ном.

Далее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-velikaja-sreda

☦️
Мученики Ви́ктор, Зо́тик, Зино́н, Акинди́н и Севериа́н Никомидийские.
Свя­тые му­че­ни­ки Вик­тор, Зо­тик, Акин­дин, Зи­нон, Се­ве­ри­ан и Ке­са­рий по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305). Ко­гда он на­чал же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан, то од­ним из пер­вых по­стра­дав­ших был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник и по­бе­до­но­сец Ге­ор­гий († 303, па­мять 23 ап­ре­ля). Его непо­ко­ле­би­мая ве­ра и му­же­ство во вре­мя стра­да­ний при­ве­ли мно­гих языч­ни­ков ко Хри­сту. Свя­тые, по­ра­жен­ные тем, что свя­той Ге­ор­гий не по­тер­пел от му­чи­лищ­но­го ко­ле­са вре­да, во все­услы­ша­ние объ­яви­ли, что они то­же ве­ру­ют во Хри­ста. По по­ве­ле­нию судьи свя­тым му­че­ни­кам от­сек­ли го­ло­вы в Ни­ко­ми­дии († ок. 303).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/347

☦️
Святитель Косма́ Халкидонский, епископ и преподобный Авксе́нтий Халкидский.
Свя­ти­тель Кос­ма, епи­скоп Хал­ки­дон­ский, и пре­по­доб­ный Авк­сен­тий, его спо­движ­ник, жи­ли в IX ве­ке, в то вре­мя, ко­гда ико­но­бор­цы пре­сле­до­ва­ли при­вер­жен­цев Пра­во­сла­вия. Свя­ти­тель Кос­ма, уро­же­нец Кон­стан­ти­но­по­ля, еще в мо­ло­до­сти ушел в мо­на­стырь и при­нял ино­че­ский по­стриг. Впо­след­ствии он был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па Хал­ки­дон­ско­го и рев­ност­но за­щи­щал пра­во­слав­ную ве­ру от ере­ти­ков-ико­но­бор­цев. Пре­по­доб­ный Авк­сен­тий был по­мощ­ни­ком свя­ти­те­ля в этой борь­бе.
Ико­но­бор­цы мно­го­крат­но пы­та­лись скло­нить свя­ти­те­ля на свою сто­ро­ну, но он до кон­ца остал­ся вер­ным Пра­во­сла­вию. Свя­ти­тель Кос­ма не под­чи­нил­ся ука­зу им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на (813–820) об уда­ле­нии свя­тых икон из хра­мов. За это был из­гнан с ка­фед­ры и со­слан в за­то­че­ние. Ко­гда свя­ти­те­ля воз­вра­ти­ли из ссыл­ки, он вме­сте с пре­по­доб­ным Авк­сен­ти­ем про­дол­жал от­ста­и­вать по­чи­та­ние свя­тых икон. От непре­стан­ных го­не­ний свя­ти­тель Кос­ма осла­бел те­лом, но оста­вал­ся все так же тверд ду­хом. Свя­ти­тель Кос­ма († ок. 815–820) и пре­по­доб­ный Авк­сен­тий до са­мой кон­чи­ны незыб­ле­мо хра­ни­ли пра­во­слав­ную ве­ру.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/349

☦️
Преподобный Иоа́нн Солунский (Фессалоникийский).
Пре­по­доб­ный Иоанн ро­дил­ся в кон­це VIII ве­ка. В юно­ше­ском воз­расте он стал уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та († ок. 820, па­мять 20 но­яб­ря) и при­нял от него ино­че­ский по­стриг в Со­лун­ском мо­на­сты­ре. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го учи­те­ля пре­по­доб­ный Иоанн до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства.
Ко­гда им­пе­ра­тор Лев Ар­мя­нин (813–820) воз­об­но­вил го­не­ние на пра­во­слав­ных хри­сти­ан за по­чи­та­ние свя­тых икон, пре­по­доб­ный Гри­го­рий Де­ка­по­лит вме­сте с пре­по­доб­ным Иоси­фом Пес­но­пис­цем († ок. 820, па­мять 4 ап­ре­ля) и сво­им уче­ни­ком пре­по­доб­ным Иоан­ном от­пра­вил­ся из Со­лу­ни в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы про­ти­во­дей­ство­вать ико­но­бор­че­ской ере­си. Несколь­ко лет, невзи­рая на го­не­ния, свя­тые Гри­го­рий и Иоанн без­бо­яз­нен­но за­щи­ща­ли пра­во­сла­вие, про­по­ве­дуя по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле мно­гих тру­дов пре­по­доб­ный Гри­го­рий скон­чал­ся (око­ло 820 го­да), а вско­ре за ним ото­шел ко Гос­по­ду и его вер­ный уче­ник Иоанн. Пре­по­доб­ный Иосиф Пес­но­пи­сец пе­ре­нес мо­щи свя­тых Гри­го­рия и Иоан­на в по­стро­ен­ную им цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/346

☦️
Мученик Иоа́нн Новый, Янинский.
Свя­той му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в гре­че­ской об­ла­сти Эпир, в го­ро­де Янине, от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Оси­ро­тев в мо­ло­дые го­ды, свя­той Иоанн на­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. На сред­ства, остав­ши­е­ся ему от ро­ди­те­лей, он при­об­рел неболь­шую ла­воч­ку на го­род­ском ба­за­ре и за­нял­ся ре­меслом.
Он был тру­до­лю­бив, чест­но вы­пол­нял все за­ка­зы, и де­ла его шли успеш­но. Но ду­ша свя­то­го стре­ми­лась не к зем­ным бла­гам, а к Цар­ству Небес­но­му.
Свя­той Иоанн жил в труд­ные вре­ме­на. Кон­стан­ти­но­поль на­хо­дил­ся под вла­стью ту­рок, и хри­сти­ане под­вер­га­лись при­тес­не­ни­ям. Мно­гие ре­мес­лен­ни­ки и тор­гов­цы, ко­то­рые бы­ли хри­сти­а­на­ми, пе­ре­шли в ма­го­ме­тан­ство. Свя­той Иоанн упре­кал их за из­ме­ну Хри­сту и под­дер­жи­вал неиз­ме­нив­ших ве­ре. От­ступ­ни­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го Иоан­на и же­ла­ли его ги­бе­ли. Свя­той знал это, но не бо­ял­ся: в ду­ше его воз­ник­ло стрем­ле­ние по­стра­дать за ве­ру во Хри­ста.
В Ве­ли­кую Пят­ни­цу он по­шел к сво­е­му ду­хов­но­му от­цу и про­сил у него бла­го­сло­ве­ния на му­че­ни­че­ский по­двиг. Свя­щен­ник по­со­ве­то­вал юно­ше про­ве­рить се­бя и под­го­то­вить­ся к по­дви­гу по­стом и мо­лит­вой, чтобы во вре­мя му­че­ний не от­речь­ся от Хри­ста. Свя­той Иоанн го­ря­чо мо­лил­ся Гос­по­ду об укреп­ле­нии сво­их сил. В ночь на Ве­ли­кую Суб­бо­ту он уви­дел се­бя во сне сто­я­щим в ог­нен­ной пе­чи и по­ю­щим сла­во­сло­вие Гос­по­ду. Ис­тол­ко­вав это ви­де­ние как ука­за­ние ид­ти на му­че­ни­че­ство, свя­той Иоанн при­нял Свя­тые Тай­ны и ис­про­сил у свя­щен­ни­ка бла­го­сло­ве­ние ид­ти на по­двиг.
Ко­гда свя­той Иоанн при­шел на ры­нок, то за­ви­до­вав­шие ему ре­мес­лен­ни­ки ста­ли упре­кать его в том, что он обе­щал от­речь­ся от Хри­ста, но не вы­пол­ня­ет дан­но­го сло­ва. В от­вет на это му­че­ник во все­услы­ша­ние объ­явил, что он хри­сти­а­нин и ни­ко­гда не от­ре­кал­ся и не от­ре­чет­ся от Хри­ста. То­гда за­вист­ни­ки пре­да­ли его су­дье. Су­дья пы­тал­ся уго­во­рить свя­то­го Иоан­на пе­рей­ти в ма­го­ме­тан­ство, по­то­му что це­нил его как уме­ло­го и чест­но­го ма­сте­ра. Но му­че­ник твер­до ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. В те­че­ние несколь­ких дней его мо­ри­ли го­ло­дом, жаж­дой и бес­по­щад­но би­ли. Му­че­ни­ка при­го­во­ри­ли к со­жже­нию на ко­ст­ре. Свя­той Иоанн с ра­до­стью встре­тил при­го­вор. Ко­гда его под­ве­ли к пы­ла­ю­ще­му ко­ст­ру, он сме­ло всту­пил в са­мую се­ре­ди­ну пла­ме­ни. Му­чи­те­ли, ви­дя, что свя­той Иоанн го­тов сго­реть на ко­ст­ре, вы­та­щи­ли его из ог­ня и усек­ли ме­чом († 1526). Го­ло­ву и те­ло му­че­ни­ка бро­си­ли в ко­стер.
Хри­сти­ане со­бра­ли ко­сти му­че­ни­ка, уцелев­шие от ог­ня, и бла­го­го­вей­но пе­ре­нес­ли в со­бор­ный храм.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/348

☦️
Священномученик Виссарио́н Селинин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вис­са­ри­он (Вис­са­ри­он Ме­фо­ди­е­вич Се­ли­нин) окон­чил два клас­са Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и с 1896 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком во Вла­ди­мир­ской епар­хии. В 1899 го­ду Вис­са­ри­он Ме­фо­ди­е­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Пес­чан­ское Пав­ло­дар­ско­го уез­да Ом­ской гу­бер­нии, в 1902 го­ду – ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви, в 1905‑м – пе­ре­ве­ден в храм во имя свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра в го­ро­де Пав­ло­да­ре, в 1906 го­ду – ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ильин­ка. В 1910 го­ду отец Вис­са­ри­он пе­ре­шел в Тур­ке­стан­скую епар­хию и слу­жил в хра­ме в се­ле Ге­ра­си­мов­ка Леп­син­ско­го уез­да, с 1911-го – в се­ле Ива­нов­ском то­го же уез­да. В 1916 го­ду отец Вис­са­ри­он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма Илии про­ро­ка в се­ле Ур­джар Леп­син­ско­го уез­да Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти и бла­го­чин­ным церк­вей Ур­джар­ско­го окру­га. Отец Вис­са­ри­он был убит в 1918 го­ду при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми в день празд­но­ва­ния ими 1 мая, о чем из­ве­ще­на бы­ла паства епи­ско­пом Вер­нен­ским и Се­ми­ре­чен­ским Пиме­ном (Бе­ло­ли­ко­вым).

☦️
Преподобномученица Тама́ра (Сатси), игумения.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ма­ра ро­ди­лась в 1876 го­ду на ху­то­ре Ууста­ло во­ло­сти Ка­сти Га­псаль­ско­го уез­да Эст­лянд­ской гу­бер­нии в лю­те­ран­ской се­мье кре­стья­ни­на Ге­ор­га и Ма­ри Сат­си. Ро­ди­те­ли на­рек­ли де­воч­ку Ма­ри­ей. Ко­гда Ма­рие бы­ло 7 лет умер­ла ее мать, а вско­ре и отец. В 1886 го­ду в се­ле Ма­рья­маа, к лю­те­ран­ско­му при­хо­ду ко­то­ро­го от­но­сил­ся ху­тор Ууста­ло, от­крыл­ся пра­во­слав­ный при­ход, то­гда мно­гие из лю­те­ран­ской ве­ры пе­ре­шли в пра­во­слав­ную. Окон­чив 4 клас­са сель­ской шко­лы, Ма­рия по­сту­пи­ла в 1888 го­ду в воз­расте 12 лет в при­ют для де­во­чек-си­рот при жен­ской об­щине в Иевве, ос­но­ван­ной в этом же го­ду. В при­юте вос­пи­тан­ни­цы обу­ча­лись чте­нию, пись­му и дру­гим пред­ме­там, а так­же ру­ко­де­лию, ико­но­пис­но­му и зо­ло­то­швей­но­му ма­стер­ству. В 1892 го­ду об­щи­на бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Свя­то-Успен­ский жен­ский мо­на­стырь, пер­вой на­сто­я­тель­ни­цей ко­то­ро­го ста­ла игу­ме­нья Вар­ва­ра (Бло­хи­на).
В 1895 го­ду вос­пи­тан­ни­ца при­ю­та Ма­рия Сат­си бы­ла пе­ре­ве­де­на в мо­на­стырь и «об­ле­че­на в чер­ную одеж­ду»,то есть в под­ряс­ник, в но­яб­ре то­го же го­да об­ле­че­на в апо­столь­ник, в ап­ре­ле 1897 го­да по­стри­же­на в ря­со­фор. В 1898 го­ду игу­ме­нья Вар­ва­ра (Бло­хи­на) ста­ла неугод­на про­жи­ва­ю­щей по­бли­зо­сти в сво­ем име­нии кня­гине Ели­за­ве­те Ша­хов­ской и бы­ла опре­де­ле­на Ар­хи­епи­ско­пом Риж­ским Ар­се­ни­ем в Ка­зан­скую епар­хию. Игу­ме­нья Вар­ва­ра пред­ло­жи­ла неко­то­рым по­слуш­ни­цам по­ехать с ней. Та­ким об­ра­зом 6 по­слуш­ниц, в том чис­ле Ма­рия Сат­си пе­ре­ме­сти­лись в го­род Ка­зань. Жи­вя в мо­на­сты­ре Ма­рия пе­ла на кли­ро­се и по­мо­га­ла в швей­ной ма­стер­ской. Игу­ме­ния Вар­ва­ра про­жи­ла в од­ном из мо­на­сты­рей го­ро­да Ка­за­ни до 1902 го­да, ко­гда она бы­ла на­зна­че­на на­сто­я­тель­ни­цей Козь­мо­де­мьян­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря. Ма­рия так­же пе­ре­шла в этот мо­на­стырь. Здесь она ис­пол­ня­ла по­слу­ша­ние пев­чей и пись­мо­во­ди­тель­ни­цы.
Че­бок­сар­ская жен­ская об­щи­на так­же от­но­си­лась к Козь­мо­де­мьян­ско­му мо­на­сты­рю и мать Вар­ва­ра су­ме­ла вы­ве­сти к бла­го­по­лу­чию обе оби­те­ли. В ян­ва­ре 1915 го­да умер­ла игу­ме­нья Вар­ва­ра. Но­вая игу­ме­нья Алев­ти­на (То­ро­по­ва) так ха­рак­те­ри­зу­ет по­слуш­ни­цу Ма­рию (из мо­на­стыр­ских ве­до­мо­стей за 1916 год): «по­ве­де­ния весь­ма хо­ро­ше­го, к по­слу­ша­ни­ям спо­соб­на».Прой­дя мно­го­лет­ний по­слуш­ни­че­ский ис­кус Ма­рия 19 июля 1917 го­да при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Та­ма­ра. По­стриг со­вер­шил бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (Зай­цев), на­сто­я­тель Зи­лан­то­во­го мо­на­сты­ря в Ка­за­ни, бла­го­чин­ный мо­на­сты­рей Ка­зан­ской епар­хии. Через год в сен­тяб­ре 1918 го­да он бу­дет рас­стре­лян вме­сте с бра­ти­ей сво­е­го мо­на­сты­ря крас­но­ар­мей­ца­ми.
В 1918 го­ду в Козь­мо­де­мьян­ский мо­на­стырь при­ез­жа­ет ар­хи­манд­рит Фе­о­до­сий с ука­зом о на­зна­че­нии мо­на­хи­ни Та­ма­ры каз­на­че­ей Че­бок­сар­ской жен­ской мо­на­ше­ской об­щи­ны. За­ве­ду­ю­щая об­щи­ной в честь Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, где в то вре­мя под­ви­за­лось око­ло 100 се­стер, мо­на­хи­ня Ар­се­ния бо­ле­ла.При мо­на­сты­ре су­ще­ство­вал до 1919 го­да при­ют для де­во­чек. В 1920 го­ду скон­ча­лась мо­на­хи­ня Ар­се­ния и мать Та­ма­ра ста­ла ис­пол­нять обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­щей об­щи­ны. Но­вая власть про­во­дит кон­фис­ка­цию иму­ще­ства об­щи­ны, на­ме­ре­ва­ет­ся упразд­нить са­му об­щи­ну и за­крыть ее хра­мы. На­сель­ни­цы об­ра­ти­лись к вла­стям со сле­ду­ю­щим пись­мом:
«1920 го­да 28 дня. Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся на­сель­ни­цы Вла­ди­мир­ской жен­ской об­щи­ны, узнав о на­ме­ре­нии пред­ста­ви­те­лей мест­ной вла­сти за­крыть цер­ковь Вла­ди­мир­ской об­щи­ны, древ­нюю свя­ты­ню су­ще­ству­ю­щую с 1625 го­да, еди­но­душ­но вы­ра­жа­ем свой про­тест про­тив это­го на­ме­ре­ния, оскорб­ля­ю­ще­го на­ше хри­сти­ан­ское ре­ли­ги­оз­ное чув­ство. За­кры­тие об­щи­ны бу­дет по­ся­га­тель­ством на ту сво­бо­ду ве­ры, ко­то­рая под­твер­жде­на са­мим же со­вет­ским пра­ви­тель­ством. При сем объ­яс­ня­ет­ся, что со сто­ро­ны об­щи­ны уже при­не­се­на жерт­ва уступ­кою де­ре­вян­но­го хра­ма и всех про­чих жи­лых по­ме­ще­ний, кро­ме ма­лень­ко­го де­ре­вян­но­го фли­ге­ля, остав­лен­но­го в поль­зо­ва­ние се­стер, а по­то­му мы на­сель­ни­цы Вла­ди­мир­ской об­щи­ны, ни в ко­ем слу­чае не мо­жем со­гла­сить­ся на уни­что­же­ние на­шей свя­ты­ни, ка­ким бы бла­го­вид­ным пред­ло­гом это не объ­яс­ня­лось. По­се­му усерд­но про­сим под­ле­жа­щих вла­стей оста­вить нам по­след­ний ка­мен­ный храм в непри­кос­но­вен­но­сти, в чем и под­пи­су­ем­ся.
За­ве­ду­ю­щая об­щи­ной Та­ма­ра и дру­гие» (все­го 56 под­пи­сей).
В 1924 го­ду в го­род Че­бок­са­ры при­бы­ва­ет ви­ка­рий Ка­зан­ской епар­хии епи­скоп Че­бок­сар­ский Афа­на­сий(Ма­ли­нин) и Вла­ди­мир­скую мо­на­ше­скую об­щи­ну объ­яв­ля­ет са­мо­сто­я­тель­ным мо­на­сты­рем. Мо­на­хи­ня Та­ма­ра на­зна­ча­ет­ся на­сто­я­тель­ни­цей и воз­во­дит­ся во игу­ме­нии. В 1926 го­ду со­вет­ской вла­стью мо­на­стырь был за­крыт, но про­дол­жал су­ще­ство­вать как Вла­ди­мир­ская ре­ли­ги­оз­ная об­щи­на. В сен­тяб­ре 1926 го­да от за­ве­ду­ю­ще­го Че­бок­сар­ской са­до­во-ого­род­ной шко­лой в Гор­со­вет по­сту­пи­ла жа­ло­ба, что « остав­ши­е­ся мо­на­хи­ни па­сут свой скот на усадь­бе шко­лы. Над­ле­жа­ло бы при­нять ме­ры ко взыс­ка­нию за пасть­бу ско­та. Пло­до­вый сад шко­лы страв­ли­ва­ет­ся. Бла­го­да­ря без­на­ка­зан­но­сти скот мо­на­хинь объ­ел и об­ло­мал де­ре­вья и та­ким об­ра­зом уба­вил на 75% цен­ность са­да» и то­му по­доб­ное. Эта са­мая усадь­ба и пло­до­вый сад ра­нее при­над­ле­жа­ли мо­на­сты­рю. В ян­ва­ре 1927 го­да Пре­зи­ди­ум Че­бок­сар­ско­го Гор­со­ве­та по­ста­но­вил, «счи­тая необ­хо­ди­мым, вви­ду жи­лищ­но­го кри­зи­са, пе­ре­жи­ва­е­мо­го в го­ро­де и на­не­се­ния ущер­ба хо­зяй­ству быв­ше­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, про­сить НКВД об­су­дить во­прос о даль­ней­шем пре­бы­ва­нии мо­на­шек в по­ме­ще­ни­ях быв­ше­го мо­на­сты­ря». В то вре­мя в об­щине еще оста­ва­лось 34 сест­ры. Они юти­лись в зда­нии церк­ви, сто­рож­ке при церк­ви, неко­то­рых хо­зяй­ствен­ных по­строй­ках быв­ше­го мо­на­сты­ря: хлев, ку­рят­ник, пе­ре­де­лан­ных под жи­лые по­ме­ще­ния и двух ма­лень­ких до­ми­ках, вы­стро­ен­ных ста­ра­ни­ем се­стер. То­гда мо­на­хинь оста­ви­ли жить там же, а де­ло о вре­ди­тель­стве са­да бы­ло пе­ре­да­но в Нар­суд. В та­ких усло­ви­ях дав­ле­ния со сто­ро­ны вла­стей мо­на­стырь про­дол­жал су­ще­ство­вать, как ре­ли­ги­оз­ная об­щи­на до ян­ва­ря 1930 го­да. То­гда был за­крыт по­след­ний храм мо­на­сты­ря и ото­бра­ны по­ме­ще­ния, где жи­ла мать Та­ма­ра с остав­ши­ми­ся сест­ра­ми. Свя­щен­ни­ком хра­ма при об­щине с 1927 го­да яв­лял­ся быв­ший на­сель­ник за­кры­то­го в 1924 го­ду Че­бок­сар­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря иеро­мо­нах Ни­ко­лай (Тана­щук). В 1940 го­ду он был при­го­во­рен к 6 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Ала­тыр­ской ко­ло­нии.
По­сле лик­ви­да­ции вла­стя­ми об­щи­ны мать Та­ма­ра по­се­ли­лась у сво­ей быв­шей по­мощ­ни­цы по управ­ле­нию мо­на­сты­рем Ана­ста­сии Ти­мо­фе­е­вой, ко­то­рую зна­ла еще по Пюх­тиц­ко­му мо­на­сты­рю. Дом их на­хо­дил­ся неда­ле­ко от быв­ше­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. В 30-х го­дах мать Та­ма­ра про­дол­жа­ла свой мо­лит­вен­ный по­двиг: чи­та­ла Свя­щен­ное пи­са­ние, ду­хов­ную ли­те­ра­ту­ру, а так­же за­ни­ма­лась необ­хо­ди­мы­ми де­ла­ми по хо­зяй­ству.
В мае 1941 го­да, ко­гда мать Та­ма­ра пас­ла ко­ро­ву, с ней по­зна­ко­мил­ся быв­ший свя­щен­ник Ху­дов, ра­бо­тав­ший охран­ни­ком «Сад­вин­тре­ста», ко­то­рый и дал след­ствию лож­ные по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ни­ях игу­ме­ньи Та­ма­ры.
Но­чью 25 июня 1941 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­ве­ли обыск в до­ме игу­ме­ньи Та­ма­ры. То­гда же но­чью она бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Че­бок­сар­скую тюрь­му. 27 и 30 июня со­сто­я­лись до­про­сы игу­ме­ньи Та­ма­ры. 30 июня тот же быв­ший свя­щен­ник дал по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции игу­ме­ньи, ко­то­рая от­верг­ла об­ви­не­ния. Сле­до­ва­тель тща­тель­но до­пра­ши­вал о том, как мать Та­ма­ра по­па­ла из Эс­то­нии в Чу­ва­шию, по­до­зре­вая ее в шпи­о­на­же. На тре­тьем до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 2 июля, на во­прос сле­до­ва­те­ля «ка­кие при­чи­ны по­ну­ди­ли вас ид­ти в мо­на­стырь?» мать Та­ма­ра от­ве­ти­ла, «что ни­ка­кие при­чи­ны ме­ня не по­ну­ди­ли ид­ти в мо­на­стырь, а я по­шла по сво­е­му соб­ствен­но­му же­ла­нию для спа­се­ния сво­ей ду­ши».
На 4-ом до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 9 июля на во­прос сле­до­ва­те­ля под­твер­жда­е­те ли вы по­ка­за­ния сви­де­те­ля Ху­до­ва о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­те на жизнь при со­вет­ской вла­сти мать Та­ма­ра от­ве­ти­ла, что «не под­твер­жда­ет, ибо ни­ко­гда и ни­где она ни­ка­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту о жиз­ни при со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­ва­ла и со сви­де­те­лем Ху­до­вым у нас раз­го­вор был толь­ко о кни­ге «Доб­ро­то­лю­бие», ко­то­рую он про­сил от­дать ему для чте­ния».
11 июля со­сто­я­лась оч­ная став­ка меж­ду игу­ме­ньей Та­ма­рой и сви­де­те­лем Ху­до­вым. На этой оч­ной став­ке мать Та­ма­ра ви­нов­ной се­бя в аги­та­ции про­тив Со­вет­ской вла­сти не при­зна­ла.
14 июля бы­ло объ­яв­ле­но об окон­ча­нии след­ствия и предъ­яв­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти пер­вой Уго­лов­но­го Ко­дек­са. Об­ви­ня­е­мая от­ве­ти­ла, что до­пол­нить след­ствие ни­чем не же­ла­ет.
25 июля Су­деб­ная Кол­ле­гия по уго­лов­ным де­лам Вер­хов­но­го Су­да Чу­ваш­ской АССР опре­де­ли­ла об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние утвер­дить и игу­ме­нью Та­ма­ру пре­дать су­ду.
31 июля со­сто­я­лось су­деб­ное за­се­да­ние, на ко­то­ром сви­де­тель Ху­дов на­ста­и­вал на сво­их по­ка­за­ни­ях об ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ни­ях игу­ме­ньи.
Мать Та­ма­ра от­верг­ла эту кле­ве­ту, до­ба­вив ,что при обыс­ке у нее на­шли сти­хо­тво­ре­ние, на­пи­сан­ное ей в Козь­мо­де­мьян­ске.
Вот это сти­хо­тво­ре­ние :
Все со вре­ме­нем про­хо­дит-
Го­ре, сча­стье про­ле­тит.
К раз­ру­ше­нью все стре­мит­ся-
Кто сей до­ли из­бе­жит?
Кедр вы­со­кий с об­ла­ка­ми
На­равне вче­ра сто­ял,
Ныне ж вниз ле­жит вет­вя­ми
Бур­ный ветр его сло­мал.
И цве­то­чек сей пре­крас­ный
Ро­щу кед­ров укра­шал,
Ве­тер ду­нул вдруг ненаст­ный,
И цве­ток, увы, за­вял.
Так, дру­зья и мы увя­нем
Ско­ро век наш про­бе­жит;
Рас­цве­тать мы пе­ре­ста­нем,
Ко­гда дух наш от­ле­тит.
Здесь гу­ляя ,гость лю­без­ный,
Меж­ду кед­ров и цве­тов,
Помни рок свой неиз­беж­ный;
Бе­ре­ги­ся от гре­хов;
И по­ча­ще ты мо­ли­ся
Здесь в оби­те­ли свя­той,
Бла­го де­лать не ле­ни­ся,
И об­ря­щещь ты по­кой.
Ждет те­бя стра­на иная,
Сча­стье веч­но там жи­вет,
Там на небе бла­га рая
Твое серд­це об­ре­тет.
В этот же день суд при­го­во­рил игу­ме­нью Та­ма­ру к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. Кас­са­ци­он­ная жа­ло­ба в Вер­хов­ный Суд СССР о пе­ре­смот­ре при­го­во­ра бы­ла рас­смот­ре­на и при­го­вор при­знан пра­виль­ным.
Игу­ме­нья Та­ма­ра бы­ла эта­пи­ро­ва­на в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию но­мер 1 Нар­ко­ма­та Юс­ти­ции, на­хо­дя­щу­ю­ся непо­да­ле­ку от го­ро­да Ала­тырь Чу­ваш­ской АССР. От ли­нии же­лез­ной до­ро­ги шла вет­ка вглубь ле­са на 24 ки­ло­мет­ра, где и рас­по­ла­га­лась ко­ло­ния. За­клю­чен­ные за­ни­ма­лись ле­со­раз­ра­бот­ка­ми и из­го­тов­ле­ни­ем из­де­лий из дре­ве­си­ны. Мать Та­ма­ра пе­ре­жи­ла су­ро­вую зи­му 1941-42-х го­дов, ко­гда в пе­ри­од на­чав­шей­ся вой­ны с Гер­ма­ни­ей в ко­ло­нии про­ис­хо­ди­ли мас­со­вые смер­ти за­клю­чен­ных из-за го­ло­да и бо­лез­ней, в том чис­ле мно­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ве­ру­ю­щих. Вес­ной,1 мая 1942 го­да, как гла­сит за­пись в ак­те о смер­ти, игу­ме­нья Та­ма­ра скон­ча­лась от по­ро­ка серд­ца и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле на клад­би­ще ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии.

☦️
Икона Богородицы Максимовская.
Мак­си­мов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на в 1299 го­ду по ви­де­нию свя­ти­те­лю Мак­си­му, мит­ро­по­ли­ту Вла­ди­мир­ско­му († 1305, па­мять 6 де­каб­ря), ко­то­рый при­был во Вла­ди­мир для пе­ре­не­се­ния из Ки­е­ва Пер­во­свя­ти­тель­ской ка­фед­ры. На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь в пол­ный рост с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ке, пе­ред Ней сто­ит Мит­ро­по­лит Мак­сим, при­ни­ма­ю­щий из Ее рук свя­ти­тель­ский омо­фор.
Яв­ле­ние Мак­си­мов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ши­лось в труд­ное вре­мя для Рус­ской Церк­ви и на­ше­го Оте­че­ства. Бо­лее 60 лет рус­ская зем­ля на­хо­ди­лась под игом та­та­ро-мон­голь­ских за­во­е­ва­те­лей. Пе­чаль­ным и тя­же­лым бы­ло по­ло­же­ние Рус­ской Церк­ви – хра­мы и мо­на­сты­ри раз­ру­ше­ны, ико­ны и кни­ги рас­хи­ще­ны. На­род стал за­бы­вать хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние. В та­кие тяж­кие вре­ме­на Гос­подь нис­по­сы­лал осо­бых лю­дей для управ­ле­ния Цер­ко­вью и рус­ским на­ро­дом. Та­ким был Пер­во­свя­ти­тель Рус­ской Церк­ви Мит­ро­по­лит Мак­сим, ко­то­ро­му бы­ло да­ро­ва­но чу­дес­ное ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Цер­ков­ное пре­да­ние о чу­до­твор­ном об­ра­зе Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мом Мак­си­мов­ским, гла­сит сле­ду­ю­щее:
«Ико­на сия на­пи­са­на по ви­де­нию во сне Мак­си­му Мит­ро­по­ли­ту, в 1299 го­ду, что вид­но из сле­ду­ю­щей над­пи­си, на­хо­дя­щей­ся на сем об­ра­зе: „Сей свя­тый и чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы на­пи­сан бысть в ле­то 6807 по ви­де­нию Мак­си­ма Мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, гре­ча­ни­на ро­дом, егда ему при­шед­шу от Ки­е­ва во Вла­ди­мир и от пут­но­го ше­ствия в ке­лии сво­ей ма­ло уснув, абие ви­дит яко на яве свет ве­лик и необы­чен, и в том све­те яви­ся ему Пре­чи­стая Де­ва Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щи на ру­ку Пре­веч­но­го Мла­ден­ца, и рек­ла: „Ра­бе мой Мак­си­ме! доб­ре со­тво­ри, яко при­шел еси се­мо по­се­ти­ти град Мой“. И по­дав ему омо­фор, рек­ла: „При­и­ми сей омо­фор и па­си во гра­де Мо­ем сло­вес­ные ов­цы“. Он же при­ем, воз­бу­дил­ся от сна и в ке­лии ни ко­го же ви­де, а омо­фор об­ре­те­ся в ру­це его; он же стра­хом объ­ят бысть на мног час, абие по­ве­да ве­ли­ко­му кня­зю Ан­дрею, и по­стро­и­ша ков­чег злат и по­ло­жи­ша в него той омо­фор, и про­сла­ви­ся сие чу­до по всей Рус­ской зем­ле и в Па­ле­стине. Омо­фор же, во вре­мя без­бож­но­го ца­ре­ви­ча Та­лы­ча, егда пле­ни град (1411 г.) и ра­зо­ри, где скон­ча­ся, неиз­вест­но“» (упо­мя­ну­тый в над­пи­си ве­ли­кий князь Ан­дрей – сын свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го).
В ви­де­нии Бо­жия Ма­терь вру­чи­ла свя­ти­те­лю омо­фор, ко­то­рый проснув­ший­ся мит­ро­по­лит уви­дел на сво­их ру­ках. Яв­ле­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло зна­ме­ни­ем Небес­но­го бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­не­се­ние мит­ро­по­лии из Ки­е­ва во Вла­ди­мир. Омо­фор, пе­ре­дан­ный Ма­те­рью Бо­жи­ей, хра­нил­ся во Вла­ди­мир­ском Успен­ском со­бо­ре 112 лет. В 1412 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия та­тар, омо­фор был скрыт клю­ча­рем со­бо­ра Пат­ри­ки­ем, за­му­чен­ным та­та­ра­ми.
Мак­си­мов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла уста­нов­ле­на в Свя­то-Успен­ском со­бо­ре Вла­ди­ми­ра над ме­стом, где по­сле сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны был по­гре­бен Мит­ро­по­лит Мак­сим. Впо­след­ствии эта ико­на про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми и ста­ла все­рос­сий­ской свя­ты­ней.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-maksimovskaja


Жития
Писание