⏳ 2024.04.26 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я Великого поста, Ваий (ветвей) (глас 5й)
• пятница (воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
26 апреля (13 апреля)
• сщмч. Артемо́на Лаодикийского (303)
• мч. Криске́нта Мирликийского (?)
• мц. Фомаи́ды Александрийской (Египетской) (476)
• прмц. Марфы (Тестовой) (1941)


☦️
Священномученик Арте́мон Лаодикийский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ар­те­мон ро­дил­ся в пер­вой по­ло­вине III-го ве­ка в Ла­оди­кии Си­рий­ской от хри­сти­ан­ских ро­ди­те­лей. С юных лет он по­свя­тил се­бя слу­же­нию Церк­ви. В 16-лет­нем воз­расте свя­той был по­став­лен чте­цом и в этом зва­нии тру­дил­ся в те­че­ние 12 лет. За усер­дие к бо­же­ствен­ным служ­бам свя­ти­тель Си­си­ний воз­вел его в сан диа­ко­на. С та­кой же рев­но­стью и ста­ра­ни­ем свя­той Ар­те­мон ис­пол­нял это слу­же­ние в те­че­ние 28 лет, по­сле че­го был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. В этом сане свя­той Ар­те­мон слу­жил в Церк­ви Бо­жи­ей 33 го­да, про­по­ве­дуя хри­сти­ан­скую ве­ру сре­ди языч­ни­ков. Ко­гда им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) на­чал же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той Ар­те­мон был уже стар­цем. Им­пе­ра­тор из­дал указ, чтобы все хри­сти­ане при­нес­ли жерт­вы идо­лам. Свя­ти­тель Си­си­ний, узнав о ско­ром при­бы­тии в Ла­оди­кий­скую об­ласть во­е­на­чаль­ни­ка Пат­ри­кия, вме­сте со свя­щен­ни­ком Ар­те­мо­ном про­ник в ка­пи­ще бо­ги­ни Ар­те­ми­ды. Там они раз­би­ли и со­жгли идо­лов.
За­тем свя­ти­тель Си­си­ний и свя­той Ар­те­мон со­бра­ли паст­ву в церк­ви и го­ря­чо убеж­да­ли хри­сти­ан оста­вать­ся твер­ды­ми в ве­ре и не стра­шить­ся угроз му­чи­те­лей.
При­быв в Ла­оди­кию, Пат­ри­кий устро­ил пя­ти­днев­ные тор­же­ства в честь язы­че­ских бо­гов, а за­тем на­пра­вил­ся в ка­пи­ще Ар­те­ми­ды для при­не­се­ния жерт­вы. Он узнал, кто раз­ру­шил ка­пи­ще, и с от­ря­дом во­и­нов на­пра­вил­ся к церк­ви, где мо­ли­лись хри­сти­ане. Не дой­дя до церк­ви, Пат­ри­кий по­чув­ство­вал вне­зап­ный озноб, а за­тем жар, так что его при­шлось, еле жи­во­го, вне­сти в пер­вый на­хо­див­ший­ся на пу­ти дом. «Хри­сти­ане про­кля­ли ме­ня, и это их Бог му­чит ме­ня», – ска­зал он при­бли­жен­ным. Моль­бы Пат­ри­кия к идо­лам не об­лег­чи­ли его стра­да­ний. Он по­слал гон­ца к свя­ти­те­лю Си­си­нию и про­сил его по­мо­щи, обе­щая в бла­го­дар­ность сде­лать зо­ло­тую ста­тую епи­ско­па. Свя­ти­тель от­ве­тил: «Зо­ло­то твое да бу­дет с то­бою, а ес­ли хо­чешь ис­це­лить­ся, уве­руй во Хри­ста».
Пат­ри­кий ис­пу­гал­ся смер­ти и объ­явил, что ве­ру­ет во Хри­ста. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Си­си­ния бо­лезнь оста­ви­ла его. Но со­вер­шив­ше­е­ся чу­до не из­ме­ни­ло за­кос­не­лой ду­ши языч­ни­ка. Хо­тя он не тро­нул свя­ти­те­ля Си­син­ия, од­на­ко от­пра­вил­ся вы­пол­нять им­пе­ра­тор­ский указ к дру­гим хри­сти­а­нам в го­род Ке­са­рию. По пу­ти он встре­тил стар­ца, за ко­то­рым шли по­пар­но шесть ди­ких ослов и два оле­ня. Это был свя­щен­ник Ар­те­мон.
На во­прос Пат­ри­кия, как он смог по­ве­сти за со­бой ди­ких зве­рей, свя­той Ар­те­мон от­ве­тил, что Хри­сто­ву Име­ни по­ви­ну­ет­ся всё в ми­ре и для ис­тин­ной ве­ры во Хри­ста нет ни­че­го невоз­мож­но­го.
Пат­ри­кий узнал от языч­ни­ков, что встре­чен­ный на пу­ти ста­рец – тот са­мый Ар­те­мон, ко­то­рый раз­ру­шил ка­пи­ще Ар­те­ми­ды. Он при­ка­зал схва­тить его и от­ве­сти в го­род Ке­са­рию.
Свя­той Ар­те­мон без стра­ха по­сле­до­вал за во­и­на­ми, а жи­вот­ным при­ка­зал ид­ти к свя­ти­те­лю Си­си­нию.
Один из оле­ней по­лу­чил от Бо­га дар сло­ва и рас­ска­зал свя­ти­те­лю, что слу­чи­лось со свя­тым Ар­те­мо­ном. Свя­ти­тель по­слал ему в Ке­са­рию бла­го­сло­ве­ние и просфо­ру через диа­ко­на.
В Ке­са­рии Пат­ри­кий вы­звал свя­то­го Ар­те­мо­на на суд и стал при­нуж­дать его при­не­сти жерт­ву в ка­пи­ще Ас­кле­пия. В том ка­пи­ще жи­ло мно­же­ство ядо­ви­тых змей. Жре­цы ни­ко­гда не от­кры­ва­ли две­рей, не при­не­ся пред­ва­ри­тель­но жерт­ву идо­лу. Но свя­той Ар­те­мон, при­звав имя Иису­са Хри­ста, без вся­ко­го стра­ха во­шел в ка­пи­ще и вы­вел от­ту­да мно­же­ство змей. Языч­ни­ки об­ра­ти­лись в бег­ство, но свя­той оста­но­вил их и сво­им ду­но­ве­ни­ем умерт­вил змей. Один из жре­цов, Ви­та­лий, уве­ро­вал во Хри­ста и про­сил свя­то­го Ар­те­мо­на кре­стить его.
Пат­ри­кий ду­мал, что свя­той Ар­те­мон умерт­вил змей волх­во­ва­ни­ем, и сно­ва стал до­пра­ши­вать его и ис­тя­зать. В то вре­мя в Ке­са­рию при­бе­жал олень, го­во­рив­ший со свя­ти­те­лем Си­си­ни­ем. Олень стал ли­зать сто­пы му­че­ни­ка, а за­тем, сно­ва по­лу­чив от Бо­га дар сло­ва, об­ли­чил Пат­ри­кия, пред­ска­зав ему ско­рую смерть в ки­пя­щем кот­ле. Пат­ри­кий ис­пу­гал­ся, что чу­де­са, со­вер­ша­е­мые свя­тым Ар­те­мо­ном, при­вле­кут к нему еще боль­ше на­ро­да, и при­ка­зал каз­нить его.
Огром­ный ко­тел на­пол­ни­ли ки­пя­щей смо­лой. Во­и­ны долж­ны бы­ли бро­сить ту­да свя­то­го Ар­те­мо­на. Но ко­гда Пат­ри­кий подъ­е­хал на коне к кот­лу, же­лая про­ве­рить, ки­пит ли смо­ла, два Ан­ге­ла в ви­де ор­лов схва­ти­ли и бро­си­ли его в ко­тел, а му­че­ник Ар­те­мон остал­ся жив. По мо­лит­ве свя­то­го из зем­ли ис­шел род­ник, в ко­то­ром он кре­стил жре­ца Ви­та­лия и мно­гих языч­ни­ков, уве­ро­вав­ших во Хри­ста. На сле­ду­ю­щее утро свя­той Ар­те­мон при­ча­стил но­во­кре­щеных Свя­тых Тайн.
Епи­скоп Ке­са­рий­ский при­шел при­вет­ство­вать свя­то­го Ар­те­мо­на. Он от­ме­тил ме­сто, где стра­дал му­че­ник, и впо­след­ствии ос­но­вал здесь цер­ковь. Мно­гие кре­стив­ши­е­ся бы­ли по­свя­ще­ны во диа­ко­нов и свя­щен­ни­ков, а Ви­та­лий по­став­лен епи­ско­пом Па­ле­стин­ским. Свя­щен­но­му­че­ник Ар­те­мон по зо­ву Бо­же­ствен­но­го гла­са по­шел с про­по­ве­дью Еван­ге­лия в Асию, в се­ле­ние Ву­ли. По до­ро­ге его вос­хи­тил Ан­гел и пе­ре­нес в от­кры­тое ему в ви­де­нии се­ле­ние. Там он мно­гих об­ра­тил к ве­ре во Хри­ста. Языч­ни­ки схва­ти­ли свя­то­го и от­сек­ли ему го­ло­ву († 303).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/329

☦️
Мученик Криске́нт Мирликийский.
Свя­той Кри­с­кент жил, ве­ро­ят­но, в III ве­ке. Он был знат­ным граж­да­ни­ном Мир Ли­кий­ских и до­стиг пре­клон­ных лет. Во вре­ме­на неисто­вой яро­сти языч­ни­ков, на­прав­лен­ной про­тив хри­сти­ан, его схва­ти­ли, свя­за­ли ру­ки за спи­ной и так при­ве­ли к пра­ви­те­лю. Чи­нов­ник спро­сил: «Итак, ты, Кри­с­кент, пре­не­бре­га­ешь эдик­том им­пе­ра­то­ра и оскорб­ля­ешь бо­гов?» «Я хри­сти­а­нин, – от­ве­чал ста­рец, – и же­лаю толь­ко од­но­го: оста­вать­ся вер­ным Гос­по­ду мо­е­му до са­мо­го кон­ца. А ва­ших бо­гов я счи­таю идо­ла­ми, про­из­ве­де­ни­я­ми рук че­ло­ве­че­ских. Они не спо­соб­ны по­мочь тем, кто при­бе­га­ет к их по­мо­щи». Пра­ви­тель ве­лел би­че­вать его, од­на­ко свя­той про­дол­жал го­во­рить, что ни­ко­гда не при­не­сет жерт­вы бе­сам.
То­гда му­че­ни­ка под­ве­си­ли на стол­бе и ста­ли тер­зать его плоть же­лез­ны­ми крю­чья­ми. Кровь по­тек­ла ру­чья­ми, но лик свя­то­го све­тил­ся ра­до­стью, и он неиз­мен­но по­вто­рял: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­мо­ги мне!» Ко­гда его те­ло ста­ли жечь фа­ке­ла­ми, Кри­с­кент воз­нес мо­лит­ву Гос­по­ду о ми­ло­сти к языч­ни­кам, чтобы они про­све­ти­лись све­том Хри­сто­вым. Вне­зап­но му­чи­те­ли вы­ро­ни­ли фа­ке­лы, уви­дев че­ты­рех си­я­ю­щих Ан­ге­лов, ко­то­рые бе­се­до­ва­ли со свя­тым, и вос­клик­ну­ли: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!» Опа­са­ясь, как бы дру­гие не по­сле­до­ва­ли их при­ме­ру, пра­ви­тель ве­лел уто­пить па­ла­чей, а Кри­с­кен­та бро­сить в тем­ни­цу.
На сле­ду­ю­щий день по­сле но­во­го до­про­са свя­той был бро­шен в рас­ка­лен­ную печь. Стоя по­сре­ди язы­ков пла­ме­ни, он воз­дел ру­ки к небе­сам и воз­звал к Бо­гу: «Гос­по­ди, Ты, со­хра­нив­ший невре­ди­мы­ми трех от­ро­ков в пе­щи ва­ви­лон­ской и не об­ма­нув­ший их ве­ры в Те­бя, спа­си ме­ня, Гос­по­ди, ибо я от­дал те­ло свое на со­жже­ние из люб­ви к Те­бе, и поз­воль мне здесь за­вер­шить мой зем­ной путь!» В этот мо­мент Ан­гел со­шел с небес и об­ра­тил печь в про­хлад­ный ис­точ­ник. Он воз­ве­стил свя­то­му, что по­слан за­брать его ду­шу, дабы она пред­ста­ла пе­ред Хри­стом в сон­ме му­че­ни­ков, про­ро­ков и всех пра­вед­ни­ков. Так Кри­с­кент ото­шел ко Гос­по­ду.
Языч­ни­ки из­влек­ли его те­ло из ог­ня, же­лая от­дать на рас­тер­за­ние па­даль­щи­кам. Од­на­ко хри­сти­ане су­ме­ли по­хи­тить его и по­хо­ро­нить в на­деж­ном ме­сте. Мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись с тех пор от его свя­тых мо­щей.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/331

В Мирах Ликийских была церковь, посвященная Крискенту и Диоскориду. Последний был сподвижником св. Фемистокла [21 дек.] во времена Дециевых гонений (250), поэтому, может быть, мученичество св. Крискента следует отнести к этому времени.

☦️
Мученица Фомаи́да Александрийская (Египетская).
Свя­тая му­че­ни­ца Фо­ма­и­да ро­ди­лась в го­ро­де Алек­сан­дрии в хри­сти­ан­ской се­мье. С дет­ства она бы­ла вос­пи­та­на в бла­го­че­стии и лю­би­ла чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние.
В 15 лет юную от­ро­ко­ви­цу вы­да­ли за­муж за ры­бо­ло­ва, то­же хри­сти­а­ни­на. Мо­ло­дые су­пру­ги жи­ли в се­мье ро­ди­те­лей му­жа, где свя­тую Фо­ма­и­ду лю­би­ли за кро­тость, незло­бие, доб­ро­ту и це­ло­муд­рие.
Све­кор свя­той Фо­ма­и­ды, по на­у­ще­нию диа­во­ла, пле­нил­ся ее кра­со­той. Ко­гда его сын ушел но­чью на рыб­ную лов­лю, он стал скло­нять невест­ку к гре­ху. На­прас­но свя­тая Фо­ма­и­да уве­ще­ва­ла обе­зу­мев­ше­го ста­ри­ка, на­по­ми­ная ему о Страш­ном Су­де и о на­ка­за­нии за грех. Разъ­ярен­ный твер­до­стью свя­той Фо­ма­и­ды, он в безу­мии схва­тил меч и стал угро­жать ей смер­тью. Но свя­тая Фо­ма­и­да твер­до от­ве­ти­ла: «Ес­ли ты да­же рас­се­чешь ме­ня на­двое, я не от­ступ­лю от за­по­ве­ди Гос­под­ней». Ослеп­лен­ный стра­стью све­кор взмах­нул ме­чом и рас­сек свя­тую Фо­ма­и­ду. Свя­тая при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за свое це­ло­муд­рие и вер­ность за­по­ве­ди Бо­жи­ей в 476 го­ду.
Убий­цу по­стиг­ла Бо­жия ка­ра. Он мгно­вен­но ослеп и не мог най­ти две­ри, чтобы убе­жать. Утром при­шли дру­зья му­жа свя­той. Они от­кры­ли две­ри и уви­де­ли те­ло свя­той Фо­ма­и­ды и окро­вав­лен­но­го сле­по­го ста­ри­ка. Убий­ца сам со­знал­ся в сво­ем зло­де­я­нии и про­сил осу­дить его на смерт­ную казнь.
В то вре­мя в Алек­сан­дрию при­шел из пу­стын­но­го ски­та пре­по­доб­ный Да­ни­ил. Он ве­лел мо­на­хам ближ­не­го Ок­то­де­кад­ско­го мо­на­сты­ря при­не­сти те­ло му­че­ни­цы и по­хо­ро­нить в мо­на­стыр­ской усы­паль­ни­це. Неко­то­рые из мо­на­хов недо­уме­ва­ли, как мож­но хо­ро­нить жен­щи­ну вме­сте с мо­на­ха­ми. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил ска­зал: «Эта от­ро­ко­ви­ца – мне и вам мать. Она умер­ла за чи­сто­ту».
По­сле тор­же­ствен­но­го по­гре­бе­ния пре­по­доб­ный Да­ни­ил воз­вра­тил­ся в свой скит. Вско­ре один из мо­ло­дых мо­на­хов стал жа­ло­вать­ся ему, что его му­ча­ют плот­ские стра­сти. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил ве­лел ему пой­ти и по­мо­лить­ся у гроб­ни­цы свя­той му­че­ни­цы Фо­ма­и­ды. Инок ис­пол­нил по­ве­ле­ние стар­ца. Во вре­мя мо­лит­вы у гроб­ни­цы он за­снул тон­ким сном. То­гда ему яви­лась свя­тая Фо­ма­и­да и ска­за­ла: «От­че, при­ми бла­го­сло­ве­ние и иди с ми­ром».
Проснув­шись, инок по­чув­ство­вал ра­дость и мир в сво­ей ду­ше. По­сле это­го плот­ская брань боль­ше не сму­ща­ла его. Ав­ва Да­ни­ил объ­яс­нил ему: «Бла­го­сло­ве­ние – дар му­че­ни­цы це­ло­муд­рия: та­кое дерз­но­ве­ние име­ют пе­ред Бо­гом по­движ­ни­ки чи­сто­ты».
В по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на мно­гие на­хо­ди­ли у гроб­ни­цы свя­той Фо­ма­и­ды осво­бож­де­ние от стра­стей и ду­хов­ную ра­дость. Мо­щи свя­той му­че­ни­цы Фо­ма­и­ды бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль в один из жен­ских мо­на­сты­рей. В 1420 го­ду их ви­дел рус­ский па­лом­ник иеро­ди­а­кон Зо­си­ма.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/330

☦️
Преподобномученица Ма́рфа (Тестова), инокиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мар­фа ро­ди­лась в 1883 го­ду в де­ревне Ар­га Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ти­мо­фея Те­сто­ва. В 1914 го­ду она по­сту­пи­ла в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, где под­ви­за­лась ее род­ная сест­ра Пе­ла­гия.
По­сле ра­зо­ре­ния при без­бож­ных пра­ви­те­лях Ди­ве­ев­ской оби­те­ли ино­ки­ня Мар­фа вме­сте с од­ной из мо­на­стыр­ских се­стер по­се­ли­лась в се­ле Раз­ви­лье Бор­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, где ста­ла тру­дить­ся при хра­ме. Она бы­ла аре­сто­ва­на 18 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в ни­же­го­род­скую тюрь­му.
До­про­шен­ные лже­сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что ино­ки­ня Мар­фа сре­ди ве­ру­ю­щих кре­стьян се­ла Раз­ви­лье си­сте­ма­ти­че­ски ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на дис­кре­ди­та­цию со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, при­зы­ва­ет жен­щин хо­дить в цер­ковь и в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки не ра­бо­тать; хо­дя по де­рев­ням под ви­дом сбо­ра ми­ло­сты­ни, при­зы­ва­ет кре­стьян за­щи­щать от ком­му­ни­стов Бо­жьи хра­мы, ко­то­рые по­всю­ду за­кры­ва­ют, а ду­хо­вен­ство са­жа­ют в тюрь­мы. «По­доб­ная аги­та­ция на кре­стьян очень вли­я­ет, и кре­стьяне смот­рят на со­вет­скую власть с недо­ве­ри­ем».
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, ко­то­рую вы ве­ли сре­ди ве­ру­ю­щих се­ла Раз­ви­лье, кле­ве­та­ли на по­ли­ти­ку со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, на­зы­вая ком­му­ни­стов ан­ти­хри­ста­ми. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной? – спро­сил сле­до­ва­тель ино­ки­ню Мар­фу.
– В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии ви­нов­ной се­бя не при­знаю. Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я сре­ди ве­ру­ю­щих и во­об­ще не за­ни­ма­лась.
Сле­до­ва­тель за­чи­тал от­рыв­ки из по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей и по­тре­бо­вал, чтобы ино­ки­ня их под­твер­ди­ла, на что та за­яви­ла, что ни­че­го по­доб­но­го она не го­во­ри­ла.
– Что еще мо­же­те до­пол­нить к след­ствию? – за­дал сле­до­ва­тель по­след­ний во­прос.
– До­пол­нить ни­че­го не мо­гу.
13 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ино­ки­ню Мар­фу к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и 3 мая 1938 го­да она при­бы­ла в од­но из от­де­ле­ний Ка­ра­ган­дин­ско­го ла­ге­ря и бы­ла от­прав­ле­на на об­щие ра­бо­ты.
Ла­гер­ные усло­вия и тя­же­лая ра­бо­та ока­за­лись для нее непо­силь­ны­ми, ме­ди­цин­ская ко­мис­сия при­зна­ла ее ин­ва­ли­дом, и она бы­ла от­прав­ле­на в боль­ни­цу при Спас­ском от­де­ле­нии Кар­ла­га. Ино­ки­ня Мар­фа (Те­сто­ва) скон­ча­лась 26 ап­ре­ля 1941 го­да в ла­гер­ной боль­ни­це и в тот же день бы­ла по­гре­бе­на на клад­би­ще близ се­ле­ния Спас­ское.


Жития
Писание