⏳ 2024.04.23 (вт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я Великого поста, Ваий (ветвей) (глас 5й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
23 апреля (10 апреля)
• мчч. Тере́нтия, По́мпия (Пу́блия), Африка́на, Максима, Зино́на, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251)
• сщмчч. Иакова, Азада́на, Авди́кия, Персидских (ок. 380)
• прмчч. многих Пантократорской обители, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680)
• сщмч. Григо́рия V (Ангеaлопулоса) Константинопольского (1821)
• сщмч. Флего́нта Понгильского (1938)
• мч. Дими́трия (Вдовина) (1942)


☦️
Мученики Тере́нтий, По́мпий (Пу́блий), Африка́н, Макси́м и Зино́н, Алекса́ндр и Фео́дор.
Свя­той му­че­ник Те­рен­тий и его дру­жи­на по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) (память 10 ноября, 26 марта, 23 апреля). Им­пе­ра­тор из­дал указ, в ко­то­ром по­ве­ле­ва­лось всем под­дан­ным при­но­сить жерт­вы язы­че­ским идо­лам.
Ко­гда этот указ по­лу­чил пра­ви­тель Аф­ри­ки Фор­ту­на­ти­ан, он со­звал на­род на пло­ща­ди, по­ка­зал страш­ные ору­дия пы­ток и объ­явил, что все без ис­клю­че­ния долж­ны при­не­сти жерт­вы идо­лам. Мно­гие, ис­пу­гав­шись му­че­ний, со­гла­си­лись, но со­рок хри­сти­ан во гла­ве со свя­тым Те­рен­ти­ем му­же­ствен­но за­яви­ли о сво­ей вер­но­сти Спа­си­те­лю. Фор­ту­на­ти­ан уди­вил­ся их сме­ло­сти и спро­сил, как они, ра­зум­ные лю­ди, мо­гут ис­по­ве­до­вать Бо­гом То­го, Кто был рас­пят иуде­я­ми как зло­дей. В от­вет на это свя­той Те­рен­тий сме­ло от­ве­тил, что они ве­ру­ют в Спа­си­те­ля, доб­ро­воль­но пре­тер­пев­ше­го Крест­ную смерть и в тре­тий день Вос­крес­ше­го. Фор­ту­на­ти­ан по­нял, что Те­рен­тий сво­им при­ме­ром во­оду­шев­ля­ет дру­гих, и ве­лел за­то­чить его в тем­ни­цу вме­сте с тре­мя его бли­жай­ши­ми дру­зья­ми – Аф­ри­ка­ном, Мак­си­мом и Пом­пи­ем. Осталь­ных му­че­ни­ков, в том чис­ле Зи­но­на, Алек­санд­ра и Фе­о­до­ра, Фор­ту­на­ти­ан ре­шил при­ну­дить к от­ре­че­нию от Хри­ста. Од­на­ко ни уго­во­ры, ни страш­ные му­че­ния не по­ко­ле­ба­ли свя­тых му­че­ни­ков: их жгли рас­ка­лен­ным же­ле­зом, по­ли­ва­ли ра­ны ук­су­сом, рас­ти­ра­ли со­лью, стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Несмот­ря на стра­да­ния, свя­тые не ос­ла­бе­ва­ли в ис­по­ве­да­нии Хри­ста, и Гос­подь укреп­лял их.
Фор­ту­на­ти­ан ве­лел при­ве­сти стра­даль­цев в храм и еще раз пред­ло­жил им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­же­ствен­ные во­и­ны Хри­сто­вы воз­зва­ли к Бо­гу: «Бо­же Все­силь­ный, про­лив­ший неко­гда огонь на Со­дом за без­за­ко­ние его, ра­зо­ри и ныне этот нече­сти­вый храм идоль­ский, ра­ди ис­ти­ны Тво­ей». Идо­лы упа­ли с гро­хо­том и рас­сы­па­лись, а за­тем раз­ру­шил­ся весь храм. Разъ­ярен­ный пра­ви­тель при­ка­зал каз­нить их. Му­че­ни­ки, сла­вя Бо­га, пре­кло­ни­ли свои го­ло­вы под меч па­ла­ча.
По­сле каз­ни 36 му­че­ни­ков Фор­ту­на­ти­ан при­звал к се­бе Те­рен­тия, Мак­си­ма, Аф­ри­ка­на и Пом­пия, по­ка­зал им каз­нен­ных и сно­ва пред­ло­жил при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Пра­ви­тель на­ло­жил на них тя­же­лые око­вы и при­ка­зал мо­рить в тем­ни­це го­ло­дом. Но­чью Ан­гел Гос­по­день снял с му­че­ни­ков око­вы и на­пи­тал их. На­ут­ро стра­жа на­шла свя­тых бод­ры­ми и пол­ны­ми сил. То­гда Фор­ту­на­ти­ан при­ка­зал волх­вам и за­кли­на­те­лям на­ве­сти в тем­ни­цу змей и вся­ких га­дов. Стра­жи через от­вер­стие в кры­ше за­гля­ну­ли в тем­ни­цу и уви­де­ли нев­ре­ди­мых му­че­ни­ков, ко­то­рые мо­ли­лись, а змеи пол­за­ли у их ног. Ко­гда за­кли­на­те­ли, ис­пол­няя при­ка­за­ние, от­кры­ли две­ри тем­ни­цы, змеи, не слу­шая за­кли­на­ний, бро­си­лись на них и ста­ли жа­лить. Разъ­ярен­ный Фор­ту­на­ти­ан по­ве­лел обез­гла­вить свя­тых му­че­ни­ков. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и по­греб­ли с че­стью за го­ро­дом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/321

☦️
Мученики Иа́ков, пресвитер, Азада́н и Авди́кий, диаконы, Персидские.
Свя­тые му­че­ни­ки Иа­ков пре­сви­тер и диа­ко­ны Аза­дан и Ав­ди­кий скон­ча­лись в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре око­ло 380 го­да. Они бы­ли взя­ты вме­сте с епи­ско­пом Акеп­си­мом (па­мять 3 но­яб­ря). По­сле дол­го­го том­ле­ния го­ло­дом в тем­ни­це стра­даль­цам вло­жи­ли в нозд­ри гор­чи­цу с ук­су­сом, об­на­жи­ли и по­ве­си­ли на всю ночь на мо­ро­зе. Утром по­сле но­вых ис­тя­за­ний их сно­ва за­клю­чи­ли в тем­ни­цу и там обез­гла­ви­ли.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-4/41_3

☦️
179 преподобномучеников Дау-Пенделийских.
Преподобномученики Пантократорской обители в Дау-Пендели пострадали в день Святой Пасхи 1680 года. В то время монастырь был оплотом православия и греческого самосознания в Аттике, здесь собралась многочисленная и ревностная братия, совершавшая непрерывное — «неусыпаемое» — богослужение.
Среди рабочих, трудившихся в монастыре, нашелся ненавистник, который на Пасху провел в монастырь тайным ходом алжирских пиратов-грабителей. В то время все отцы стояли на богослужении с зажженными свечами и пели пасхальные песнопения. Разбойники вероломно напали на монахов и не оставили в живых никого, порубив саблями 179 человек. После этой бойни весь монастырь был залит кровью. Пираты же, ограбив обитель, покинули её.
Из всей братии только один иеромонах, отлучившийся в монастырское подворье в Героцакули (Γεροτσακούλι), остался в живых. Он нашёл изрубленные на куски тела своих собратий, вернувшись в обитель на следующий день, и похоронил их по-христиански.
Но на протяжении веков место погребения 179 преподобномучеников оставалось неизвестным, вплоть до сентября 1965 года, когда во время реставрации обители были найдены их захоронения. Пролежавшие в земле почти 300 лет мощи источали небесное благоухание. 14 августа 1992 года решением Священного Синода Константинопольского Патриархата 179 преподобномучеников обители были причислены к лику святых, а их мощи поставлены для поклонения верующих. От этой великой святыни изливаются благословения чудотворений, о чем свидетельствуют и сестры возрожденного монастыря — теперь он стал женским — и множество паломников.

☦️
Священномученик Григо́рий V Константинопольский (Ангелопулос), патриарх.
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий V, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, три­жды за­ни­мал ка­фед­ру (1797–1799, 1806–1808, 1819–1821). В то вре­мя Гре­ция на­хо­ди­лась под тя­же­лым ту­рец­ким игом. Мно­гие пат­ри­о­ты-гре­ки жи­ли на­деж­дой вновь за­во­е­вать го­су­дар­ствен­ную не­за­ви­си­мость. Они на­хо­ди­ли де­я­тель­ную и ав­то­ри­тет­ную под­держ­ку у му­же­ствен­но­го бор­ца за сво­бо­ду сво­ей Ро­ди­ны – свя­то­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия V. Его свя­зи с гре­че­ски­ми пат­ри­о­та­ми вы­яс­ни­лись толь­ко по­сле то­го, как Алек­сандр Ип­си­лан­ти пе­ре­шел со сво­им вой­ском ре­ку Прут про­тив сул­та­на Ма­хму­да. Один из дру­зей свя­ти­те­ля со­ве­то­вал ему бе­жать из Кон­стан­ти­но­по­ля в Мо­рею. Свя­ти­тель от­ве­чал на это: «Я пред­чув­ствую, что ры­бы Бос­фо­ра бу­дут есть мое те­ло, но я умру спо­кой­но во имя спа­се­ния мо­ей на­ции».
В день Свя­той Пас­хи, 10 ап­ре­ля 1821 го­да, свя­то­го пат­ри­ар­ха схва­ти­ли и по­ве­си­ли на во­ро­тах пат­ри­ар­хии, а за­тем бро­си­ли те­ло в мо­ре.
Гре­че­ские мо­ря­ки за­ме­ти­ли ме­сто, где бы­ло бро­ше­но те­ло свя­ти­те­ля, на­шли его и на ко­раб­ле ке­фа­ло­ний­ско­го ка­пи­та­на Мак­ри Скла­во­са под рус­ским фла­гом до­ста­ви­ли в Одес­су. Там в гре­че­ской Тро­иц­кой церк­ви те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но 19 июня 1821 го­да. Из Моск­вы для мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ло при­сла­но пат­ри­ар­шее об­ла­че­ние и мит­ра с кре­стом, при­над­ле­жав­шая свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху Ни­ко­ну (1652–1658).
В 1871 го­ду по хо­да­тай­ству гре­че­ско­го пра­ви­тель­ства раз­ре­ше­но бы­ло пе­ре­не­сти мо­щи свя­ти­те­ля Гри­го­рия из Одес­сы в Афи­ны к тор­же­ству пя­ти­де­ся­ти­ле­тия не­за­ви­си­мо­сти Гре­ции. В честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Гри­го­рия в Афи­нах бы­ла со­став­ле­на осо­бая служ­ба. Его по­двиг воз­ве­стил о тор­же­стве хри­сти­ан­ства в воз­рож­ден­ной Эл­ла­де.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-v-konstantinopolskij

☦️
Священномученик Флего́нт Понгильский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фле­гонт ро­дил­ся 28 мар­та 1871 го­да в се­ле Ка­ря­е­во Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Пон­гиль­ско­го. Окон­чив Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Фле­гонт Ни­ко­ла­е­вич стал учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в се­ле Смо­лен­ском, что в Крас­ном Бо­ру в Яро­слав­ском уез­де; в 1895 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ва­си­льев­ское в Юх­ти Уг­лич­ско­го уез­да, а через два го­да пе­ре­ме­щен ко хра­му в се­ле Же­лез­ный Бо­рок Яро­слав­ско­го уез­да. В 1905 го­ду отец Фле­гонт был пе­ре­ве­ден слу­жить в Ни­коль­ский храм в Яро­слав­ле и стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в несколь­ких учеб­ных за­ве­де­ни­ях го­ро­да. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он слу­жил свя­щен­ни­ком при 663-м пе­хот­ном пол­ку и ис­пол­нял пас­тыр­ские обя­зан­но­сти в во­ен­ных ла­за­ре­тах. Рев­ност­ное слу­же­ние свя­щен­ни­ка сде­ла­ло его ши­ро­ко из­вест­ным в Яро­слав­ле, и при­хо­жане хра­ма ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го ста­ли про­сить ар­хи­епи­ско­па Яро­слав­ско­го Ага­фан­ге­ла (Пре­об­ра­жен­ско­го) на­зна­чить его слу­жить к ним в храм; вла­ды­ка ис­пол­нил их прось­бу, и с 1915 го­да отец Фле­гонт стал слу­жить в этом хра­ме. В том же го­ду он был на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом и несколь­ко лет спу­стя – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен од­ним из бла­го­чин­ных го­ро­да Яро­слав­ля.
Про­то­и­е­рей Фле­гонт Пон­гиль­ский был аре­сто­ван 7 сен­тяб­ря 1929 го­да в пе­ри­од, ко­гда уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и в Яро­слав­ской епар­хии бы­ло од­новре­мен­но аре­сто­ва­но несколь­ко де­сят­ков свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян. Без­бож­ни­ки в то вре­мя поль­зо­ва­лись лю­бым по­во­дом для уни­что­же­ния Церк­ви. Та­ким по­во­дом в дан­ном слу­чае по­слу­жи­ла пе­ре­пис­ка яро­слав­ско­го ду­хо­вен­ства от­но­си­тель­но де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), а так­же дей­ствия на­зна­чен­но­го мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем пра­вя­щим ар­хи­ере­ем в Яро­славль ар­хи­епи­ско­па Пав­ла (Бо­ри­сов­ско­го), ко­гда он де­мон­стра­тив­но от­слу­жил служ­бу под Но­вый год в со­от­вет­ствии с но­вым граж­дан­ским ка­лен­да­рем, что в Яро­слав­ской епар­хии бы­ло в то вре­мя не при­ня­то; ве­ру­ю­щие уви­де­ли в этом по­ступ­ке вы­ра­же­ние на­ме­ре­ния ид­ти по пу­ти об­нов­лен­цев в уго­жде­нии без­бож­ни­кам.
Как бла­го­чин­ный и из­вест­ный сво­им рев­ност­ным слу­же­ни­ем пас­тырь, отец Фле­гонт из­дав­на поль­зо­вал­ся боль­шим до­ве­ри­ем Яро­слав­ских ар­хи­ере­ев; ко­гда был аре­сто­ван и со­слан епи­скоп Ту­та­ев­ский, ви­ка­рий Яро­слав­ской епар­хии Ве­ни­а­мин (Вос­кре­сен­ский), то имен­но через от­ца Фле­гон­та он стал ве­сти пе­ре­пис­ку с пра­вя­щим ар­хи­ере­ем Яро­слав­ской епар­хии Пав­лом (Бо­ри­сов­ским).

От­ца Фле­гон­та об­ви­ня­ли в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, за­клю­чав­шей­ся в том, что он об­суж­дал со свя­щен­ни­ка­ми во­про­сы цер­ков­ной жиз­ни и по­ло­же­ние Церк­ви в без­бож­ном го­су­дар­стве, от­кры­то ста­вя­щем сво­ей це­лью ее уни­что­же­ние. Бу­дучи до­про­шен, он ска­зал сле­до­ва­те­лю: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю и на за­дан­ные во­про­сы от­ве­чаю, что я хо­тя и со­стою бла­го­чин­ным, но ни в ка­ких неле­галь­ных со­бра­ни­ях не участ­во­вал. Пись­ма от епи­ско­па Ве­ни­а­ми­на я по­лу­чал. Нын­че в июне ме­ся­це я по­лу­чал пись­ма от него, но со­дер­жа­ния их я не знаю, по­то­му что они бы­ли адре­со­ва­ны хо­тя и на ме­ня, но для пе­ре­да­чи ар­хи­епи­ско­пу Пав­лу».
3 ян­ва­ря 1930 го­да Кол­ле­гия ОГПУ вы­нес­ла при­го­вор, ка­са­ю­щий­ся трид­ца­ти трех об­ви­ня­е­мых – свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Яро­слав­ской и Ива­нов­ской епар­хий; про­то­и­е­рей Фле­гонт был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
Отец Фле­гонт был осво­бож­ден 10 но­яб­ря 1932 го­да. Же­лая быть бли­же к се­мье, про­жи­вав­шей то­гда в по­сел­ке Но­во­ги­ре­ево под Моск­вой, но в то же вре­мя, как от­быв­ший за­клю­че­ние по по­ли­ти­че­ской ста­тье, не имея воз­мож­но­сти по­се­лить­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от Моск­вы, он по­се­лил­ся на гра­ни­це Мос­ков­ской и Вла­ди­мир­ской об­ла­стей и устро­ил­ся ра­бо­тать на же­лез­ной до­ро­ге. В 1936 го­ду он ра­бо­тал ве­сов­щи­ком на стан­ции Хра­пу­но­во Но­гин­ско­го рай­о­на, но был уво­лен по тре­бо­ва­нию пас­порт­но­го сто­ла, как от­бы­вав­ший ра­нее срок за­клю­че­ния. Отец Фле­гонт по­се­лил­ся в по­сел­ке Пе­туш­ки в од­ной квар­ти­ре вме­сте с вы­слан­ны­ми за сто­ки­ло­мет­ро­вую зо­ну свя­щен­ни­ка­ми и устро­ил­ся ра­бо­тать сто­ро­жем на топ­лив­ный склад при же­лез­ной до­ро­ге.
В 1937 го­ду под­ня­лось са­мое об­шир­ное и бес­по­щад­ное го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, ко­гда ста­ли аре­сто­вы­вать­ся не толь­ко те свя­щен­но­слу­жи­те­ли, ко­то­рые то­гда слу­жи­ли в хра­мах, но и те, кто, вер­нув­шись из ссы­лок и ла­ге­рей, оста­ва­лись без ме­ста. Про­то­и­е­рей Фле­гонт был аре­сто­ван 4 де­каб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Сра­зу же по­сле аре­ста ему был устро­ен пер­вый и по­след­ний до­прос.
– След­ствию из­вест­но, что вы в сен­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные взгля­ды, вы­ска­зы­ва­ли недо­воль­ство по­ли­ти­кой пар­тии и пра­ви­тель­ства. Дай­те по­ка­за­ния! – по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Нет, ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел, – от­ве­тил про­то­и­е­рей Фле­гонт.
– След­ствию из­вест­но, что вы в ок­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные взгля­ды. Дай­те по­ка­за­ния.
– Ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов я не вы­ска­зы­вал и не мог вы­ска­зы­вать.
– Об­ви­ня­е­мый, ва­ша контр­ре­во­лю­ци­он­ная де­я­тель­ность до­ка­за­на по­ка­за­ни­я­ми ря­да сви­де­те­лей. Я тре­бую прав­ди­вых по­ка­за­ний!
– Я се­бя ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
След­ствие бы­ло за­кон­че­но на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка, и 9 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Про­то­и­е­рей Фле­гонт Пон­гиль­ский скон­чал­ся 23 ап­ре­ля 1938 го­да (через 4,5 месяца) в од­ном из ла­ге­рей Но­во­си­бир­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-flegont-pongilskij

☦️
Мученик Дими́трий Вдовин.
Му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 3 фев­ра­ля 1883 го­да в го­ро­де Ко­ломне Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Ми­ха­и­ла Ан­то­но­ви­ча и Лю­бо­ви Пан­те­ле­имов­ны Вдо­ви­ных. Ми­ха­ил Ан­то­но­вич был мел­ким тор­гов­цем. Окон­чив го­род­ское учи­ли­ще в Ко­ломне, Дмит­рий стал ра­бо­тать про­дав­цом в лав­ке; в 1910 го­ду он же­нил­ся на до­че­ри куп­ца На­деж­де Ива­новне Ар­хи­по­вой, с 1912 го­да за­вел свою ме­лоч­ную тор­гов­лю, где был и хо­зя­и­ном, и про­дав­цом.
По­сле ре­во­лю­ции – уста­но­вив­шей как го­судар­ствен­ную ве­ру для граж­дан без­бо­жие – и раз­ру­ше­ния хо­зяй­ствен­но­го укла­да стра­ны Дмит­рий Ми­хай­ло­вич по­шел ра­бо­тать аген­том по снаб­же­нию и кон­тор­щи­ком, а по­сле то­го, как вновь бы­ла раз­ре­ше­на мел­кая тор­гов­ля, стал со­вла­дель­цем од­ной чет­вер­той ча­сти ма­га­зи­на «Ка­за­ков и Вдо­ви­ны», за­ни­мав­ше­го­ся по­суд­но-щеп­ной тор­гов­лей; с 1927 го­да он стал из­го­тов­лять и про­да­вать си­та и ре­ше­та. В 1930 го­ду ему при­шлось оста­вить ку­стар­ный про­мы­сел и по­сту­пить на ра­бо­ту в го­судар­ствен­ную ор­га­ни­за­цию.
Несмот­ря на незна­чи­тель­ность соб­ствен­ных средств, Дмит­рий Ми­хай­ло­вич, как тор­го­вец, был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав. 15 ап­ре­ля 1935 го­да вла­сти Ко­лом­ны при­ка­за­ли всем ли­шен­цам в де­ся­ти­днев­ный срок вы­ехать за пре­де­лы Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на, и с 25 ап­ре­ля Дмит­рий Ми­хай­ло­вич по­се­лил­ся в го­ро­де Озе­ры Мос­ков­ской об­ла­сти. Он на­чал уси­лен­но до­би­вать­ся от­ме­ны неспра­вед­ли­во­го ре­ше­ния, и 9 мар­та 1936 го­да ВЦИК удо­вле­тво­рил его хо­да­тай­ство, и он вер­нул­ся до­мой.
В 1937 го­ду Дмит­рий Ми­хай­ло­вич ра­бо­тал аген­том по снаб­же­нию при Рай­он­ном управ­ле­нии мест­ной про­мыш­лен­но­сти. В те­че­ние двух лет, в 1928-м и в 1929 го­дах, он был ста­ро­стой од­ной из церк­вей в Ко­ломне.
По­сле то­го как в 1937 го­ду ру­ко­вод­ство стра­ны по­тре­бо­ва­ло от со­труд­ни­ков НКВД аре­сто­вать опре­де­лен­ное чис­ло лю­дей по каж­до­му го­ро­ду, рай­о­ну и об­ла­сти, ру­ко­вод­ство Ко­ло­мен­ско­го НКВД энер­гич­но при­сту­пи­ло к ис­пол­не­нию это­го при­ка­за. То­гда бы­ли аре­сто­ва­ны все еще к то­му вре­ме­ни на­хо­див­ши­е­ся на сво­бо­де свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­ли Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на, а так­же неко­то­рые из ми­рян, и сре­ди них 22 ав­гу­ста 1937 го­да – Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Вдо­вин.
На до­про­се в ко­ло­мен­ской тюрь­ме сле­до­ва­тель предъ­явил ему об­ви­не­ние в недо­воль­стве со­вет­ской вла­стью.
– Мне нечем быть недо­воль­ным, – за­про­те­сто­вал тот, – я жи­ву непло­хо, ра­бо­таю, имею тро­их хо­ро­ших де­тей, ко­то­рые ра­бо­та­ют.
– Ну хо­ро­шо, да­вай го­во­рить по су­ще­ству, – ска­зал сле­до­ва­тель, – ведь ты тор­го­вал, у те­бя де­ло по­ру­ши­ли – как же те­бе быть до­воль­ным?
Но Дмит­рий Ми­хай­ло­вич не со­гла­сил­ся с эти­ми до­во­да­ми, и на сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель при­шел на до­прос с но­вы­ми во­про­са­ми, об­ви­нив Дмит­рия Ми­хай­ло­ви­ча в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти.
– Ну, ска­жи­те то­гда, ко­гда и где бы­ли слу­чаи та­кой аги­та­ции? – спро­сил тот сле­до­ва­те­ля.
– Ну как где? Ну, воз­мож­но, что и в Москве. Вы ведь снаб­же­нец – ве­ро­ят­но, бу­дучи по де­лу в Москве, мог­ли аги­ти­ро­вать.
Дмит­рий Ми­хай­ло­вич, од­на­ко, за­про­те­сто­вал, услы­шав столь лег­ко­мыс­лен­ные утвер­жде­ния.
Через два дня но­чью сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал его на до­прос.
– Дай­те по­ка­за­ния о ва­шей цер­ков­ной де­я­тель­но­сти! – по­тре­бо­вал он от об­ви­ня­е­мо­го.
– В 1928-1929 го­дах я со­сто­ял чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та. С 1929 го­да чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та я не со­стою, но остал­ся при­вер­жен­цем ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции до се­го­дняш­не­го дня.
– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции. Вы при­зна­е­те это?
– Ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю.
– Вы лже­те пе­ред след­стви­ем. След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, изоб­ли­ча­ю­щи­ми вас в уча­стии в контр­ре­во­лю­ции. Тре­бу­ем от вас прав­ди­во­го по­ка­за­ния.
– Вто­рич­но утвер­ждаю, что я чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции ни­ко­гда не со­сто­ял.
– Пред­ла­га­ем вам пре­кра­тить за­пи­ра­тель­ство и при­сту­пить к ис­чер­пы­ва­ю­щим по­ка­за­ни­ям о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
– Я еще раз утвер­ждаю, что ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ни­ко­гда и ни­где не про­во­дил.
На этом до­прос был за­кон­чен, и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич, про­чи­тав текст про­то­ко­ла до­про­са и рас­пи­сав­шись под ним, по­тре­бо­вал, чтобы ему бы­ла да­на оч­ная став­ка со лже­сви­де­те­лем, и 28 ав­гу­ста оч­ная став­ка бы­ла про­ве­де­на; лже­сви­де­тель под­твер­дил все дан­ные им ра­нее по­ка­за­ния, на что Дмит­рий Ми­хай­ло­вич за­явил, что счи­та­ет их лож­ны­ми и ка­те­го­ри­че­ски от­ри­ца­ет и за­ме­тил лже­сви­де­те­лю, что как же это он так де­ла­ет, или уми­рать не ду­ма­ет, на что тот в пол­ном про­ти­во­ре­чии с дей­стви­тель­но­стью ска­зал, что ес­ли бы Дмит­рий Ми­хай­ло­вич был на его ме­сте, то по­сту­пил бы точ­но так же.
По окон­ча­нии до­про­сов в Ко­ломне Дмит­рий Ми­хай­ло­вич 1 сен­тяб­ря 1937 го­да был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве, где сле­до­ва­тель сно­ва по­тре­бо­вал от него по­ка­за­ний о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, но Дмит­рий Ми­хай­ло­вич на это от­ве­тил: «Я ни в ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции не со­сто­ял и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю».
9 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Бам­лаг, ку­да при­был 16 но­яб­ря. Пер­вое вре­мя он ра­бо­тал на ле­со­по­ва­ле, но за­тем, тя­же­ло за­болев, был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу, где его при­зна­ли по­те­ряв­шим тру­до­спо­соб­ность ин­ва­ли­дом и на­пра­ви­ли ра­бо­тать в цен­траль­ные ма­стер­ские при стро­и­тель­стве же­лез­ной до­ро­ги. 30 ян­ва­ря 1939 го­да он со­об­щил род­ным, что на­хо­дит­ся в Дальне-Во­сточ­ном крае на стан­ции Из­вест­ко­вая в по­сел­ке Куль­дур и ра­бо­та­ет в 53 ко­лонне в по­ши­воч­ной ма­стер­ской.
21 де­каб­ря 1939 го­да Дмит­рий Ми­хай­ло­вич на­пи­сал род­ным: «…Бла­го­да­рю за за­бо­ту обо мне и о мо­ем здо­ро­вье, я чув­ствую се­бя по­ка хо­ро­шо для мо­е­го воз­рас­та… Хо­жу… уже без ко­сты­лей, но с клю­кой, то есть с па­лоч­кой. Ты пи­шешь, что я о но­гах пи­шу ску­по, – нет, я не скуп­люсь, но не хо­тел бы пи­сать о пло­хом, хо­тя и хо­ро­ше­го-то нет; вот ско­ро бу­дет два­дцать пять ме­ся­цев, как я вы­был от вас, и сколь­ко еще прой­дет, кто зна­ет…»
30 де­каб­ря то­го же го­да он пи­сал род­ным: «Вот уже и на­сту­па­ет 1940 год; да, вре­мя бе­жит как во­да, не за­ви­сит от то­го, что жи­вешь хо­ро­шо ли, пло­хо ли. У нас сто­ит зи­ма в пол­ном раз­га­ре, хо­тя мо­ро­зов та­ких, как в про­шлом го­ду, нет, – по­го­да чуд­ная, мо­ро­зы но­чью сред­ние, а днем вы­со­кое теп­лое солн­це, так что в об­щем по­ка очень хо­ро­шо…»
23 ян­ва­ря 1940 го­да он на­пи­сал су­пру­ге: «Ты пи­шешь и про­сишь не под­да­вать­ся уны­нию. На­прас­но ты это ду­ма­ешь. Я сам от­лич­но знаю, что тос­кой и пе­ча­лью де­лу не по­мо­жешь, и я чув­ствую се­бя очень хо­ро­шо – ду­хом бодр, хо­тя от­ча­сти плоть немощ­на, но для мо­е­го воз­рас­та и то­го до­ста­точ­но, что имею, то есть здо­ро­вья, и тем бо­лее, где я на­хо­жусь, са­ма об­ста­нов­ка не да­ет по­вод к боль­шо­му уны­нию, – ко­неч­но, не до­ма, са­ма долж­на по­нять, но все-та­ки кол­лек­тив лю­дей на на­шей ко­лонне очень хо­ро­ший – на­чаль­ству­ю­щие лю­ди сим­па­тич­ные, ко мне от­но­сят­ся как те, так и дру­гие очень вни­ма­тель­но, да­же под­час ду­ма­ет­ся, как буд­то бы я это­го и недо­сто­ин, по­это­му и нет ос­но­ва­ния очень-то уби­вать­ся; на­прас­но ты так ду­ма­ешь и су­дишь по ка­кой-то фра­зе из пись­ма – ко­неч­но, не до­ма, яс­но и по­нят­но… Я вам пи­сал да­же не один раз, что по­сы­лок не шли­те, так­же и де­нег: рас­хо­ды боль­шие, а нуж­ды боль­шой нет, – я об­хо­жусь, а у вас без то­го рас­хо­ды, тем бо­лее это де­ло свя­за­но с та­ки­ми неудоб­ства­ми по даль­но­сти. Чи­тая стро­ки тво­е­го пись­ма, я очень-очень рад за вас, что у де­тей на­ших друж­ба – это са­мая луч­шая чер­та в жиз­ни, и же­лаю им так­же и в даль­ней­шем дер­жать­ся бли­же к друж­бе, зная, что друж­ная се­мья ве­се­лее пе­ре­жи­ва­ет ра­до­сти и лег­че пе­ре­жи­ва­ет непри­ят­но­сти…»
26 ян­ва­ря Дмит­рий Ми­хай­ло­вич от­пра­вил за­яв­ле­ние Вер­хов­но­му про­ку­ро­ру РСФСР, про­ся пе­ре­смот­реть де­ло и осво­бо­дить его из ла­ге­ря, но по­лу­чил на это стан­дарт­ный для тех лет от­вет, что ос­но­ва­ний для пе­ре­смот­ра де­ла нет.
5 сен­тяб­ря 1940 го­да Дмит­рий Ми­хай­ло­вич об­ра­тил­ся к ру­ко­вод­ству НКВД с за­яв­ле­ни­ем, в ко­то­ром пи­сал: «…Счи­таю предъ­яв­лен­ные мне об­ви­не­ния… го­ло­слов­ны­ми и ни на чем не ос­но­ван­ны­ми и ни­чем не до­ка­зан­ны­ми… Я об­ра­ща­юсь к Вам с прось­бой по­ру­чить за­тре­бо­вать де­ло о мо­ем аре­сте и по­ста­нов­ле­ние трой­ки опро­те­сто­вать на пред­мет его от­ме­ны и осво­бож­де­ния ме­ня от даль­ней­ше­го за­клю­че­ния». За­яв­ле­ние, од­на­ко, оста­лось без по­след­ствий.
23 но­яб­ря 1940 го­да он на­пи­сал су­пру­ге и де­тям: «Я по­ка жив и срав­ни­тель­но здо­ров, пись­ма от вас по­лу­чаю срав­ни­тель­но неча­сто – по­след­нее бы­ло от 6 сен­тяб­ря. По­го­да у нас сто­ит хо­ро­шая, зи­ма бе­рет свои пра­ва, сне­жок вы­пал и ле­жит, мо­ро­зы хо­ро­шие, так что под­час да­ют се­бя чув­ство­вать. Но солн­це све­тит яр­ко-яр­ко и на доб­рых и злых…»
22 июня 1941 го­да на­ча­лась Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная вой­на и вся­кая связь за­клю­чен­ных с род­ствен­ни­ка­ми пре­кра­ти­лась. По­след­нее пись­мо, по­лу­чен­ное от Дмит­рия Ми­хай­ло­ви­ча, бы­ло от­прав­ле­но им 28 мая 1941 го­да. Усло­вия жиз­ни за­клю­чен­ных с на­ча­лом вой­ны зна­чи­тель­но ухуд­ши­лись.
Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Вдо­вин скон­чал­ся 23 ап­ре­ля 1942 го­да в Средне-Бель­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание