⏳ 2024.04.21 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 5я Великого поста (глас 5й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• прп. Мари́и Египетской (переходящ. в 5ю Неделю Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
21 апреля (8 апреля)
• апп. от 70-ти Родио́на (Иродио́на), Ага́ва, Асинкри́та, Ру́фа, Флего́нта, Е́рма (Е́рмия) и иже с ними (I)
• мч. Павсили́па (117–138)
• свт. Келести́на I Римского (432) 📚
• свт. Ни́фонта Печерского, Новгородского (1156)
• прп. Ру́фа Печерского (XIV)
• сщмч. Сергия (Родаковского) (1933)


☦️
Преподобная Мари́я Египетская.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. Случилось это так

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-marija-egipetskaja

☦️
Апостолы от 70-ти Родио́н (Иродио́н), Ага́в, Асинкри́т, Ру́ф, Флего́нт, Е́рм (Е́рмий) и иже с ними (I).
Свя­тые Иро­ди­он, Агав, Асин­крит, Руф, Фле­гонт и Ерм при­над­ле­жат к чис­лу 70 апо­сто­лов, из­бран­ных Хри­стом и по­слан­ных им на про­по­ведь (па­мять Со­бо­ра 70 апо­сто­лов 4 ян­ва­ря).
Свя­той апо­стол Иро­ди­он был род­ствен­ни­ком апо­сто­ла Пав­ла и его спут­ни­ком во мно­гих пу­те­ше­стви­ях. Ко­гда хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ни­лось на Бал­кан­ском по­лу­ост­ро­ве, апо­сто­лы Петр и Па­вел по­ста­ви­ли апо­сто­ла Иро­ди­о­на епи­ско­пом го­ро­да Па­та­ры. Апо­стол Иро­ди­он рев­ност­но про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие и об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих гре­ков-языч­ни­ков и иуде­ев.
Разъ­ярен­ные про­по­ве­дью апо­сто­ла, идо­ло­по­клон­ни­ки и иудеи, сго­во­рив­шись, на­па­ли на свя­то­го Иро­ди­о­на, ста­ли из­би­вать пал­ка­ми и за­бра­сы­вать кам­ня­ми. Один из му­чи­те­лей уда­рил его но­жом, и апо­стол упал. Но ко­гда убий­цы скры­лись, Гос­подь вос­ста­вил его невре­ди­мым.
По­сле то­го свя­той Иро­ди­он еще дол­гие го­ды со­пут­ство­вал апо­сто­лу Пет­ру. Ко­гда свя­той апо­стол Петр был рас­пят († ок. 67), од­новре­мен­но с ним, а так­же вме­сте со свя­тым Олим­пом, был усе­чен ме­чом и апо­стол Иро­ди­он.
Свя­той апо­стол Агав об­ла­дал да­ром про­ро­че­ства. Он пред­рек (Деян.11:27-28) го­лод во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41–52) и пред­ска­зал стра­да­ния апо­сто­ла Пав­ла в Иеру­са­ли­ме (Деян.21:11). Апо­стол Агав про­по­ве­до­вал в раз­ных стра­нах и мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил ко Хри­сту. Апо­стол Руф, ко­то­ро­го при­вет­ству­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:11), был епи­ско­пом в гре­че­ском го­ро­де Фивы; апо­стол Асин­крит (Рим.16:14) – епи­ско­пом в Гир­ка­нии (Ма­лая Азия); апо­стол Фле­гонт – в го­ро­де Ма­ра­фоне (Фра­кия), апо­стол Ерм – в Дал­ма­тии (из­ве­стен так­же еще один апо­стол от 70 по име­ни Ерм, ко­то­рый за­ни­мал ка­фед­ру во фра­кий­ском го­ро­де Филип­по­по­ле).
Все апо­сто­лы за свое бес­страш­ное слу­же­ние Хри­сту пе­ре­нес­ли же­сто­кие стра­да­ния и удо­сто­и­лись му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/318

Примечания:
Св. апостол Ермий в Послании к Римлянам упоминается с Ермой в одном и том же стихе (Рим.16:14) во всех изданиях Нового Завета (греч. славян., латин. и др.). „Следовательно, этот св. Ермий совершенно отличное лицо от ап. Ерма, предполагаемого автора книги “Пастырь” Ασπασατε τον Ασυγκριτον,.. τον Ερμαν… τον Ερμην… Таким образом Ерм (Ερμας) отличается от Ермия (Ερμης) в греч. тексте послания к Римлянам; в Вульгате: Solutate Asyncritum… Hermain… Hermеn., также Ерм и Ермий два отдельных лица. В славянской Четьи Минее св. Димитрия под 4 января сказано: „Ермий святый, иже в той же (Римской) епистолии воспоминается и в 2 послании к Тимофею (2Тим.4:10), куда по словам ап. Павла отправился Тит, его сотрудник. Никаких определенных сведений не сохранилось о просветительной деятельности св. ап. Ермия в Далматии, кроме общих выражений в службе ему (8 апр.), как то, что он был наставником Далмации и что находившихся в этой стране в языческой тьме (ночи) он просветил, совершив исцеления и творя знамения великия (8 песнь канона). Из греч. Синаксаря видно, что Ермий после многих трудов и скорбей скончался мирно (апр. 267 стр.). С именем Ермия сохранилось с древних времен (2 или 3 века) небольшое на греческом языке сочинение под названием: “Обличение языческих философов”. Кто был Ермий, написавший это сочинение, где и в какое время он жил, нет никаких достоверных сведений, но так как в христианском мире с именем Ермия известен ап. Ермий, то некоторые и приписывают ему (ап. Ермию) это сочинение, но без всяких оснований»

В Четьи Минеи греческой и славянской под 4 числом ноября положена память святого Никандра, епископа Мирскаго (Νικανδρου επισκοπου Μυρων) и пресвитера Ермея (και Ερμιου πρεσβυτερου) которых посвятил в священный сан ап. Тит. Св. Димитрий Ростовский под 4 ноября излагает кратко жизнь и страдания св. епископа Никандра и пресвитера Ермея (Ермия) и говорит, что “сии святи верою просвещени и на священнодействия поставлени быша от св. ап. Тита” (ст. 36); Но св. Ермия (или Ермея) пресвитера, воспоминаемого 4 ноября, не следует смешивать ни с Ермою (Ερμας 5 ноября) ни с Ермием (Ερμης 8 апреля), и имя его на греческом языке Ερμαιος (а не Ερμας или Ερμης) по различию их имен, а отчасти по времени их жизни. Ап. Ерм и Ермий, как в службе (8 апр.), представляются последователями Иисуса Христа, выдающимися членами Римской церкви еще в 59–60 г., когда написано Послание ап. Павлом к Римлянам, а св. Ермей (Ермий) 4 ноября представляется язычником, обращенным ап. Титом, который, как видно из 2 Послания к Тимофею – отправился в Далмацию, уже пред смертью ап. Павла (66–67); к тому же в житии пресвитера Ермея ни на греческом, ни на славянском языках нет упоминания о Далмации, а потому мнение, что ап. Ермий, епископ Далмации, был одно лицо с пресвитером Ермием, несправедливо; вероятно, этот последний был пресвитером Мирской Церкви, где епископствовал св. Никандр, с которым он и пострадал. Есть еще и четвертый Ермий, память коего в один день (31 мая) с ап. Ермою (или, по некоторым данным, Ермием), а потому некоторые этого последнего считают за одно лицо или с ап. Ермою (писателем “Пастыря”), или ап. Ермием. Но св. муч. Ермий был воин, пострадал за имя Христово в глубокой старости при императоре Антонине (в 166 г. по РX).

☦️
Мученик Павсили́п.
Свя­той му­че­ник Пав­си­лип по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Адри­ане (117–138). По до­но­су языч­ни­ков он был при­ве­ден на суд к им­пе­ра­то­ру и без­бо­яз­нен­но объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном. Его из­би­ли же­лез­ны­ми пал­ка­ми и пре­да­ли пра­ви­те­лю Пре­цию, ко­то­рый дол­го ста­рал­ся скло­нить му­че­ни­ка при­не­сти жерт­ву идо­лам. Му­че­ник был непре­кло­нен, и пра­ви­тель по­ве­лел за­ко­вать его в око­вы и ве­сти на казнь. По до­ро­ге свя­той Пав­си­лип го­ря­чо мо­лил­ся, чтобы Гос­подь из­ба­вил его от рук па­ла­чей и по­слал ско­рую смерть. Гос­подь услы­шал его: му­че­ник, из­би­тый и осла­бев­ший, по­чув­ство­вал та­кую си­лу, что разо­рвал же­лез­ные око­вы и по­бе­жал от сво­их стра­жей. Те бро­си­лись за ним, но свя­той Пав­си­лип на бе­гу скон­чал­ся. Хри­сти­ане с по­че­стя­ми по­греб­ли те­ло му­че­ни­ка.

☦️
Святитель Келести́н I Римский, папа Римский.
Свя­ти­тель Ке­ле­стин (Це­ле­стин), па­па Рим­ский (422–432), рев­ност­ный по­бор­ник Пра­во­сла­вия, жил во вре­мя цар­ство­ва­ния свя­то­го ца­ря Фе­о­до­сия Млад­ше­го (408–450). Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, пре­крас­но знал фило­со­фию, но усерд­нее все­го изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и раз­мыш­лял над бо­го­слов­ски­ми во­про­са­ми. Доб­ро­де­тель­ная жизнь свя­то­го и его ав­то­ри­тет как бо­го­сло­ва за­во­е­ва­ли ему все­об­щее ува­же­ние и лю­бовь сре­ди ду­хо­вен­ства и ми­рян. По­сле смер­ти па­пы Бо­ни­фа­ция I (418–422) свя­той Ке­ле­стин был из­бран на епи­скоп­скую ка­фед­ру Ри­ма.
В то вре­мя воз­ник­ла ересь Несто­рия. На По­мест­ном Со­бо­ре в Ри­ме в 430 го­ду свя­ти­тель Ке­ле­стин изоб­ли­чил эту ересь, и ере­тик Несто­рий был осуж­ден. По­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ке­ле­стин на­пи­сал свя­ти­те­лю Ки­рил­лу, ар­хи­епи­ско­пу Алек­сан­дрий­ско­му (па­мять 18 ян­ва­ря), по­сла­ние, в ко­то­ром ука­зал, что ес­ли Несто­рий через 10 дней не от­ка­жет­ся от сво­е­го лже­уче­ния, то бу­дет низ­ло­жен и от­лу­чен.
Свя­ти­тель Ке­ле­стин на­пра­вил ряд по­сла­ний и дру­гим Церк­вам, Кон­стан­ти­но­поль­ской и Ан­тио­хий­ской, в ко­то­рых раз­об­ла­чал несто­ри­ан­скую ересь.
По­сле­ду­ю­щие два го­да по­сле Со­бо­ра свя­ти­тель Ке­ле­стин неустан­но про­по­ве­до­вал ис­тин­ное уче­ние о Хри­сте как о Бо­го­че­ло­ве­ке и мир­но скон­чал­ся 6 ап­ре­ля 432 го­да.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Tselestin/
• Послание к Кириллу Александрийскому
• Послание к Несторию

☦️
Святитель Ни́фонт Печерский, Новгородский, епископ.
Святитель Ни́фонт Печерский, епископ Новгородский. «Он был епи­ско­пом Нов­го­род­ским и не поз­во­лил, чтобы мит­ро­по­лит Ки­ев­ский был по­свя­щен по­ми­мо бла­го­сло­ве­ния пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го; пе­ред смер­тью ви­дел пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, обе­щав­ше­го ему ме­сто с со­бой.»
Рев­ность по до­ме Тво­ем сне­да­ет ме­ня (Пс.68:10). Этой над­пи­сью сле­ду­ет от­ме­тить чест­ный гроб ве­ли­ко­го рев­ни­те­ля о пра­во­сла­вии рус­ском, бла­жен­но­го Ни­фон­та, ко­то­рый мно­го по­тру­дил­ся, чтобы рус­ские сы­ны не ли­ши­лись усы­нов­ле­ния Во­сточ­ной Церк­ви и вме­сте Са­мо­го Гос­по­да, Ко­то­ро­му имя – Во­сток (Лк.1:78). О по­дви­ге его узна­ем из сле­ду­ю­ще­го ска­за­ния.
Бла­жен­ный Ни­фонт был чер­но­риз­цем свя­то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря во дни игу­ме­на Ти­мо­фея и мно­го под­ра­жал жи­тию ве­ли­ких пре­по­доб­ных от­цов, тру­дясь бо­го­угод­но в мо­лит­ве, бде­нии, по­сте и вся­ких доб­ро­де­тель­ных по­дви­гах.
Ко­гда же бла­жен­ный Иоанн, епи­скоп Нов­го­род­ский, по во­ле сво­ей оста­вил пре­стол, на ко­то­ром по­тру­дил­ся два­дцать лет, и, чув­ствуя из­не­мо­же­ние, ото­шел на без­мол­вие в мо­на­стырь, то­гда бла­жен­ный Ни­фонт, сияя лу­ча­ми мно­гих сво­их доб­ро­де­те­лей и да­ле­ким стра­нам, из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им все­ми со­глас­но из­бран был на епи­скоп­ский пре­стол Нов­го­ро­да и по­свя­щен в Ки­е­ве прео­свя­щен­ным мит­ро­по­ли­том Ми­ха­и­лом – вто­рым это­го име­ни.
Итак, всту­пив на пре­стол свой и по­став­лен­ный как све­тиль­ник на свещ­ни­ке, он про­си­ял еще свет­лее ве­ли­кой рев­но­стью о бла­го­чин­ном устро­е­нии пра­во­сла­вия, мно­го за­бо­тил­ся об умно­же­нии сла­вы Бо­жи­ей и о жиз­ни вре­мен­ной и веч­ной сло­вес­ных сво­их овец. Преж­де все­го, умно­жая сла­ву Бо­жию, сво­им ста­ра­ни­ем за­ло­жил он по­сре­ди Нов­го­ро­да ка­мен­ную цер­ковь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и Бо­жи­ей по­мо­щью вско­ре со­ору­дил ее. Пре­столь­ную же цер­ковь Свя­той Со­фии в том же го­ро­де укра­сил всю, да­же с при­тво­ром, икон­ным пи­са­ни­ем, и весь верх ее по­крыл оло­вом. Со­хра­няя жизнь сло­вес­ных овец – и спер­ва вре­мен­ную, – пас­тырь этот имел та­кую при­выч­ную доб­ро­де­тель: ко­гда пра­во­слав­ные со­би­ра­лись на меж­до­усоб­ный бой, он вся­че­ски ста­рал­ся при­ми­рить их.
Так, услы­хал он од­на­жды, что ки­ев­ляне и чер­ни­гов­цы вос­ста­ли друг про­тив дру­га с мно­же­ством во­и­нов и хо­тят всту­пить в бой. И, взяв с со­бой вель­мож нов­го­род­ских, он при­шел к опол­чив­шим­ся и при по­мо­щи Бо­жи­ей при­ми­рил их. Так же и в про­чих меж­до­усо­би­ях бла­го­слов­лял он лю­дей ми­ром, со­хра­няя вре­мен­ную их жизнь.
Но осо­бен­но за­бо­тил­ся он о веч­ной жиз­ни сло­вес­ных овец сво­их. Он вспо­ми­нал Гос­под­ни сло­ва, ска­зан­ные о Бо­ге От­це: И Я знаю, что за­по­ведь Его есть жизнь веч­ная (Ин.12:50). И по­то­му изо всех сил убеж­дал он пра­во­слав­ных не уда­лять­ся от ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Гос­под­них и от пре­да­ний и пра­вил Его Церк­ви, чтобы не уда­лить се­бя от веч­ной жиз­ни, а к уда­ля­ю­щим­ся и пре­сту­па­ю­щим за­кон от­но­сил­ся с него­до­ва­ни­ем, яс­но про­по­ве­дуя им, что они по­гиб­нут за без­за­ко­ние свое, на­ста­и­вал во вре­мя и не во вре­мя, об­ли­чал, за­пре­щал и мо­лил со вся­ким дол­го­тер­пе­ни­ем, как по­ве­лел апо­стол (2Тим.4:2).
Эту рев­ность доб­ро­го пас­ты­ря до­ка­за­ло преж­де все­го та­кое со­бы­тие. Ко­гда при бла­жен­ном нов­го­род­цы из­гна­ли кня­зя сво­е­го Все­во­ло­да Мсти­сла­ви­ча, при­шел к ним на кня­же­ние при­зван­ный ими Свя­то­слав Оль­го­вич и же­нил­ся на та­кой жен­щине, на ко­то­рой по пра­ви­лам цер­ков­ным ему не долж­но бы­ло же­нить­ся. То­гда бла­жен­ный этот ар­хи­ерей не толь­ко не за­хо­тел вен­чать его, но за­пре­тил все­му сво­е­му кли­ру при­сут­ство­вать при его вен­ча­нии как при без­за­кон­ном, ко­гда кня­зя вен­ча­ли при­шед­шие с ним свя­щен­ни­ки. И сме­ло об­ли­чал он кня­зя в за­ко­но­пре­ступ­ле­нии его, рев­нуя то­му, кто ска­зал в псал­ме: Бу­ду го­во­рить об от­кро­ве­ни­ях Тво­их пред ца­ря­ми и не по­сты­жусь (Пс.118:46).
Но хо­тя и та­кая рев­ность бы­ла ве­ли­ка, на­ста­ло вре­мя, и он явил несрав­нен­но боль­шую рев­ность, спа­сая от на­ру­ше­ния пра­вил са­му Рус­скую Цер­ковь, чем боль­ше все­го про­си­ял сла­вой этот на­став­ник пра­во­сла­вия. Это бы­ло так.
На­сту­пи­ла бла­жен­ная кон­чи­на прео­свя­щен­но­го мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го Ми­ха­и­ла, от ко­то­ро­го свя­той епи­скоп Ни­фонт при­нял ру­ко­по­ло­же­ние.
Ве­ли­кий же князь Ки­ев­ский Изя­с­лав Мсти­сла­вич из­брал на его ме­сто, на ар­хи­ерей­ский пре­стол Ки­ев­ской мит­ро­по­лии Кли­ма-фило­со­фа, чер­но­риз­ца, уже по­стри­жен­но­го в схи­му, и за­хо­тел, чтоб его ру­ко­по­ло­жи­ли, не по­сы­лая на бла­го­сло­ве­ние ко Все­лен­ско­му пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му. И он для это­го со­брал со­бор епи­ско­пов Рус­ской Церк­ви, из ко­то­рых со­шлись сле­ду­ю­щие: Онуф­рий Чер­ни­гов­ский, Фе­о­дор Бе­ло­го­род­ский, Ев­фи­мий Пе­ре­я­с­лав­ский, Да­ми­ан Юрьев­ский, Фе­о­дор Вла­ди­мир­ский, свя­той Ни­фонт Нов­го­род­ский, Ма­ну­ил Смо­лен­ский, Иоаким Ту­ров­ский, Козь­ма По­лоц­кий.
На этом со­бо­ре свя­той Ни­фонт, епи­скоп Нов­го­род­ский, ни­как не до­пус­кал, чтоб са­ми епи­ско­пы рус­ские ре­ши­лись ру­ко­по­ло­жить се­бе мит­ро­по­ли­та без бла­го­сло­ве­ния Все­лен­ско­го сво­е­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. И он с до­сто­вер­но­стью и твер­до­стью утвер­ждал, что это про­тив­но пра­во­слав­но­му пре­да­нию свя­той Во­сточ­ной Церк­ви, ко­то­рая через Кон­стан­ти­но­поль­ский свой пре­стол про­све­ти­ла сы­нов Ру­си и сде­ла­ла нас сы­на­ми Во­сто­ка, по­се­тив­ше­го нас свы­ше, то есть сы­на­ми Бо­жи­и­ми; от­ту­да же да­ла Ки­е­ву и пер­во­го мит­ро­по­ли­та Ми­ха­и­ла через бла­го­сло­ве­ние при­род­но­го сво­е­го Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Вы­ска­зав это, доб­лест­ный ис­по­вед­ник му­же­ствен­но за­пре­щал сы­нам рус­ским через свое про­тив­ле­ние от­пасть от усы­нов­ле­ния Во­сточ­но­го и вме­сте Бо­жия. Ибо,– го­во­рил он,– гря­дет гнев Бо­жий на сы­нов про­тив­ле­ния (Кол.3:6). И ис­ти­ны ис­по­ве­да­ния это­го непо­движ­но дер­жа­лись пять рус­ских епи­ско­пов – Козь­ма По­лоц­кий, Иоаким Ту­ров­ский, Ма­ну­ил Смо­лен­ский, Ев­фи­мий Пе­ре­я­с­лав­ский и Фе­о­дор Бе­ло­го­род­ский. Но князь, не же­лая быть по­срам­лен­ным в сво­ем непра­виль­ном же­ла­нии, не по­слу­шал бла­жен­но­го и сде­лал то, что хо­тел, с про­чи­ми пре­льщен­ны­ми им епи­ско­па­ми. Итак, по при­ка­за­нию кня­зя и по со­ве­ту Онуф­рия, епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го, Клим был бла­го­слов­лен епи­ско­па­ми-че­ло­ве­ко­угод­ни­ка­ми гла­вой свя­то­го Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го, вме­сто бла­го­сло­ве­ния жи­во­го при­род­но­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, и сел не по пра­ви­лам на ар­хи­ерей­ском пре­сто­ле Ки­ев­ской мит­ро­по­лии. Он стал при­нуж­дать бла­жен­но­го епи­ско­па Ни­фон­та слу­жить с со­бой, но рев­ни­тель пра­во­сла­вия свя­той Ни­фонт ска­зал ему: “Так как ты не при­нял бла­го­сло­ве­ния от Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­гра­да, но через недо­стой­ное и неспра­вед­ли­вое по­хи­ще­ние са­на счи­та­ешь се­бя рав­ным ис­тин­но­му пас­ты­рю, меж­ду тем как ты – ис­тин­ный волк, то, как я не со­гла­шал­ся на твое по­свя­ще­ние, так и ныне не дол­жен слу­жить с то­бой и не бу­ду по­ми­нать те­бя при мо­ем слу­же­нии, по­то­му что ты не по­ми­на­ешь пат­ри­ар­ха, от пре­сто­ла ко­то­ро­го при­ня­ли мы на­ча­ло бла­го­сло­ве­ния”. То­гда Клим, не стер­пев прав­ды, силь­но стал гне­вать­ся на бла­жен­но­го и на­у­щать про­тив него кня­зя Изя­с­ла­ва и сво­их сто­рон­ни­ков по­слать его на за­то­че­ние или сде­лать ему ка­кое-ни­будь дру­гое зло. Но зло­ба не одо­ле­ла доб­ро­де­те­ли.
Князь Изя­с­лав за это де­ло не пу­стил бла­жен­но­го в Нов­го­род, на пре­стол его епи­ско­пии, но удер­жал в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, как в за­то­че­нии. А бла­жен­ный пре­бы­вал там в ве­ли­кой ра­до­сти и бла­го­да­рил Бо­га: и за то, что ли­шил­ся пре­сто­ла ра­ди пра­во­сла­вия, и что вер­нул­ся к без­молв­ной сво­ей жиз­ни со свя­ты­ми.
Ко­гда же хри­сто­лю­би­вый князь Ге­ор­гий Мо­но­ма­хо­вич по­бе­дил Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча и при­нял Ки­ев­ское кня­же­ние, то­гда с ве­ли­кой че­стью от­пу­стил он бла­жен­но­го в Нов­го­род на пре­стол. Нов­го­род­цы же, ко­то­рые бы­ли из­ну­ре­ны и рас­се­я­ны, как ов­цы, не име­ю­щие пас­ты­ря (Мф.9:36), с невы­ра­зи­мой ра­до­стью при­ня­ли его.
То­гда Все­лен­ский пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­гра­да, услы­шав обо всем этом про бла­жен­но­го, ко­то­рый так мно­го му­же­ства по­ка­зал ра­ди за­ко­нов цер­ков­ных, – при­слал ему по­сла­ние, убла­жая его за ве­ли­кий его ра­зум и кре­пость и при­чис­ляя его к древним свя­тым от­цам, ко­то­рые твер­до сто­я­ли за пра­во­сла­вие. Он же, про­чтя в гра­мо­те пат­ри­ар­шее бла­го­сло­ве­нье, утвер­ждал се­бя в еще боль­шей рев­но­сти. По­то­му и не ли­шил­ся он до­стой­но­го тру­дов его воз­да­я­ния от На­чаль­ни­ка пас­ты­рей Иису­са, как до­ка­за­ла его бла­жен­ная кон­чи­на, к по­вест­во­ва­нию о ко­то­рой мы пе­рей­дем.
Спу­стя неко­то­рое вре­мя по воз­вра­ще­нии сво­ем в Нов­го­род на пре­стол услы­шал бла­жен­ный епи­скоп Ни­фонт, что от Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха из Кон­стан­ти­но­гра­да идет в Русь мит­ро­по­лит Кон­стан­тин, чтобы низ­ло­жить Кли­ма, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, непра­виль­но по­свя­щен­но­го и воз­му­тив­ше­го пра­во­слав­ных, а са­мо­му взой­ти на пре­стол. То­гда, ис­пол­нив­шись ду­хов­ной ра­до­сти, он за­мыс­лил за раз сде­лать два де­ла: и при­нять бла­го­сло­ве­ние от свя­ти­те­ля, и в свя­той Пе­чер­ской оби­те­ли по­кло­нить­ся Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и пре­по­доб­ным от­цам. С этой це­лью он опять при­был в Ки­ев и ожи­дал при­бы­тия мит­ро­по­ли­та, вы­ехав­ше­го уже из цар­ству­ю­ще­го гра­да, как он о том на­вер­ное знал. И он жил в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре с ве­ли­ким усер­ди­ем к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и к пре­по­доб­ным от­цам. И вско­ре по­стиг­ла его там силь­ная бо­лезнь, пред­ва­рив­шая чест­ную пред Гос­по­дом смерть это­го пре­по­доб­но­го. То­гда он по­ве­дал бра­тии див­ное ви­де­ние, ко­то­рое он ви­дел за три дня до то­го, как за­бо­лел.
“Ко­гда, – рас­ска­зы­вал он, – по­сле утрен­не­го пе­ния я при­шел в ке­ллию, мне нуж­но бы­ло немно­го от­дох­нуть, и тот­час со­шел на ме­ня лег­кий сон. И я очу­тил­ся в этой свя­той Пе­чер­ской церк­ви, на ме­сте Ни­ко­лы Свя­то­ши, и мно­го мо­лил­ся я со сле­за­ми к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, чтоб уви­дать мне доб­ро­го стро­и­те­ля, и по смер­ти за­бо­тя­ще­го­ся об умно­же­нии доб­ро­де­те­лей в сво­ей оби­те­ли, пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. В цер­ковь схо­ди­лось мно­го бра­тии, и один из них, по­дой­дя ко мне, ска­зал: “Хо­чешь ли ви­деть пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Фе­о­до­сия?” Я от­ве­чал: “Да, же­лаю, ес­ли воз­мож­но, по­ка­жи ме­сто”. Он взял ме­ня и по­вел в ал­тарь, и там по­ка­зал мне свя­то­го Фе­о­до­сия. Я же, уви­дев его, по­спе­шил к нему с ра­до­стью, упал к но­гам его и по­кло­нил­ся ему до зем­ли. Он же, под­няв ме­ня, бла­го­сло­вил ме­ня и ска­зал мне: “Хо­ро­шо, что ты при­шел, брат мой и сын Ни­фонт; от­ныне ты бу­дешь с на­ми нераз­луч­но”. Он дер­жал в ру­ке сво­ей сви­ток и дал его мне, ко­гда я по­про­сил у него. Я разо­гнул его и про­чел, и в на­ча­ле бы­ло на­пи­са­но так: Вот я и де­ти, ко­то­рых дал мне Гос­подь (Ис.8:18). По­сле это­го ви­де­ния, – ска­зал бла­жен­ный Ни­фонт, – я при­шел в се­бя и те­перь знаю, что эта бо­лезнь есть по­се­ще­ние от Бо­га”.
Итак, по­болев три­на­дцать дней, уснул он с ми­ром в Гос­по­де, ме­ся­ца ап­ре­ля в 8-й день, в суб­бо­ту Свет­лой неде­ли. И по­ло­же­но бы­ло его те­ло с че­стью в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. Ду­хом же с тем же да­ро­име­ни­тым пре­по­доб­ным он пред­сто­ит пре­сто­лу Вла­ды­ки Хри­ста, где, нераз­луч­но на­сла­жда­ясь неиз­ре­чен­ны­ми небес­ны­ми кра­со­та­ми, да по­мо­лят­ся они и о нас, ча­дах сво­их, и по­хва­лят­ся, го­во­ря вме­сте: Вот мы и де­ти, ко­то­рых дал нам Бог. Ему, хва­ли­мо­му в нераз­дель­ной Тро­и­це, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху, по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние, ныне и прис­но и в бес­ко­неч­ные ве­ки, аминь.

☦️
Преподобный Руф Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Руф, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в ХIV ве­ке. Он от­ли­чал­ся по­слу­ша­ни­ем и про­слав­ля­ет­ся как об­ра­зец пост­ни­ков и тру­до­люб­цев. По­гре­бен в Даль­них пе­ще­рах. Вто­рич­но па­мять его празд­ну­ет­ся 28 ав­гу­ста вме­сте с Со­бо­ром пре­по­доб­ных Даль­них пе­щер.

☦️
Священномученик Се́ргий Родаковский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1882 го­ду в го­ро­де Жит­ко­ви­чи Мо­зыр­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ро­да­ков­ско­го. В 1904 го­ду Сер­гей Пет­ро­вич окон­чил Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Успен­ском хра­ме в се­ле Лав­ри­ше­во Но­во­груд­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии.
В 1915 го­ду отец Сер­гий пе­ре­ехал в го­род Пе­ре­славль Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, был на­зна­чен свя­щен­ни­ком са­ни­тар­но­го по­ез­да и в 1916 го­ду на­прав­лен на фронт пол­ко­вым свя­щен­ни­ком 4-го Дра­гун­ско­го пол­ка, где слу­жил до рас­фор­ми­ро­ва­ния пол­ка в ап­ре­ле 1918 го­да. В том же го­ду епи­скоп Ге­ор­гий (Яро­шев­ский) на­зна­чил от­ца Сер­гия на­сто­я­те­лем Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Таль Боб­руй­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии и воз­вел в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Сер­гий был аре­сто­ван 20 фев­ра­ля 1933 го­да по об­ви­не­нию в том, что он «при раз­вер­ты­ва­нии кол­лек­ти­ви­за­ции в де­ревне Таль, по­вел ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту на срыв та­ко­вой… Ини­ци­а­тор рас­про­стра­не­ния вер­сии о при­ез­де в Бе­ло­рус­сию Рим­ско­го па­пы, ко­то­рый со­би­ра­ет боль­шие крест­ные хо­ды… В фев­ра­ле 1933 го­да, вы­пол­няя за­да­ния по ле­со­за­го­тов­кам… жа­ло­вал­ся на плохую жизнь при со­вет­ской вла­сти, го­во­ря: “На­ста­ло вре­мя, при­хо­дит­ся и мне по­во­зить дро­ва, ка­кой я уж год стра­даю…” В фев­ра­ле 1933 го­да, хо­ро­ня цер­ков­но­го ста­ро­сту… пла­чу­щим жен­щи­нам го­во­рил: “Не плачь­те, он стра­дал за Хри­ста, по­мер в за­клю­че­нии…”».
Бу­дучи до­про­шен, отец Сер­гий ска­зал, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет; хо­ро­шо зная, как свя­щен­но­слу­жи­тель, Еван­ге­лие, он в нем не на­хо­дит ни­ка­ких ука­за­ний на фор­му го­судар­ствен­но­го устрой­ства, и тем бо­лее зем­ле­устрой­ства, и по­то­му вы­сту­пать про­тив кол­лек­ти­ви­за­ции на ос­но­ва­нии Еван­ге­лия не мог. Еван­ге­лие го­во­рит о нрав­ствен­ных от­но­ше­ни­ях лю­дей и их раз­ви­тии. «Как со­зна­тель­ный граж­да­нин и хри­сти­а­нин, не про­во­дил ни­ка­кой аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти, и ука­за­ние на то, буд­то я, ло­вя ры­бу с Се­ме­ном Сте­бу­ном, го­во­рил, что власть ско­ро па­дет, уже по­то­му не со­от­вет­ству­ет ис­тине, что я с ним ни­ко­гда ры­бы не ло­вил, а сле­до­ва­тель­но, его по­ка­за­ния лож­ны… При по­гре­бе­нии Афа­на­сия Му­ра­вей­ко… я мог сде­лать за­ме­ча­ния сто­я­щим в го­лов­ных убо­рах – это мог­ло быть, но ука­зы­вать на то, что до это­го до­ве­ла со­вет­ская власть, я не мог, так как счи­тал бы это аги­та­ци­ей… При раз­го­во­ре… мной ска­за­но… что ко мне яв­лял­ся на квар­ти­ру пред­ста­ви­тель РИКа… вме­сте с чле­ном сель­со­ве­та… и пред­ла­гал от­ка­зать­ся от свя­щен­ства и по­слу­жить со­вет­ской вла­сти, на что я от­ве­тил, что, бу­дучи ве­ру­ю­щим, на се­бя мас­ку на­деть не мо­гу и, по­ка есть ве­ру­ю­щие и есть воз­мож­ность, бу­ду про­дол­жать свя­щен­но­слу­же­ние. Счи­тать се­бя про­ро­ком и ука­зы­вать, что ско­ро бу­дет вой­на, я не мо­гу. В цер­ковь вме­сте с же­ной я при­хо­жу од­ним из пер­вых, а рав­но и ухо­жу до­мой по­след­ним, так что со­про­вож­да­ю­щих ме­ня по­чти ни­ко­гда не бы­ва­ет; ука­за­ние на то, что 30 ап­ре­ля 1932 го­да при воз­вра­ще­нии до­мой я вел аги­та­цию с со­про­вож­да­ю­щи­ми ме­ня, счи­таю ло­жью…
Од­ной из при­чин укло­не­ния от вступ­ле­ния в кол­лек­тив счи­таю то, что пред­ста­ви­те­ли мест­ной вла­сти вна­ча­ле об­ра­зо­ва­ния кол­лек­ти­ва уда­ри­ли и по ре­ли­ги­оз­ным чув­ствам ве­ру­ю­щих… мно­гие ста­ли счи­тать, что всту­пить в кол­лек­тив – это зна­чит от­ка­зать­ся от ве­ры, тем бо­лее что в то вре­мя и на ме­ня, как пред­ста­ви­те­ля об­щи­ны ве­ру­ю­щих, по­сы­ла­лись все, как го­во­рит­ся, бе­ды: непо­силь­ный на­лог, по­чти в пол­то­ра ра­за бо­лее до­ход­но­сти; суд, вы­се­ле­ние из до­ма, ко­то­рый при­хо­жане ку­пи­ли в 1927 го­ду для квар­ти­ры свя­щен­ни­ка; ли­ше­ние иму­ще­ства, так что бы­ла от­ня­та моя по­след­няя кро­вать, чу­гу­ны и про­чее (о чем бы­ла по­да­на жа­ло­ба про­ку­ро­ру, от­ве­та на ко­то­рую до сих пор не имею), и при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты в про­дол­же­ние ше­сти ме­ся­цев. Без со­мне­ния, все это вли­я­ло на ве­ру­ю­щих, ко­то­рые смот­ре­ли на ме­ня, как на му­че­ни­ка за ве­ру. При на­де­ле­нии кол­хо­за зем­лей, ко­гда там про­ис­хо­ди­ли бес­по­ряд­ки, я на­хо­дил­ся на ра­бо­тах и при­ез­жал до­мой толь­ко для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния и необ­хо­ди­мых треб. Со­вер­шая в на­сто­я­щее вре­мя тре­бо­ис­прав­ле­ния как для еди­но­лич­ни­ков, так и для кол­лек­тив­щи­ков, я не де­лаю ни­ка­кой раз­ни­цы меж­ду ни­ми; ни один из во­шед­ших в кол­лек­тив не мо­жет по­жа­ло­вать­ся на иное от­но­ше­ние к се­бе как к еди­но­лич­ни­ку; как на од­них, так и на дру­гих я смот­рю с их нрав­ствен­ной сто­ро­ны… то, что всту­пив­ший в кол­лек­тив дол­жен быть неве­ру­ю­щим, я счи­тал та­кой взгляд непра­виль­ным… Для убеж­де­ния дру­гих до­пус­ка­ют­ся ме­ры убеж­де­ния, а не при­нуж­де­ния. В за­клю­че­ние мо­гу ска­зать, что воз­во­ди­мые на ме­ня об­ви­не­ния счи­таю лож­ны­ми».
24 мар­та про­то­и­е­рей Сер­гий был до­про­шен в по­след­ний раз. «Слу­хи о том, что бу­дет ехать Рим­ский па­па, по де­ревне Таль хо­ди­ли, – ска­зал он, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля. – От ко­го слы­шал, не знаю: я над этим толь­ко по­сме­ял­ся… ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю».
21 ап­ре­ля 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Сер­гия Ро­да­ков­ско­го к рас­стре­лу, он был рас­стре­лян и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание