⏳ 2024.04.11 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 4я Великого поста, Крестопоклонная (глас 3й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
11 апреля (29 марта)
• сщмчч. Марка Арефусийского, Кирилла и др. (ок. 364)
• прп. Иоанна Египетского (IV)
• свт. Евста́фия Кийского (Вифинского) (IX)
• прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских
• сщисп. Михаила (Викторова) (1933)


☦️
Священномученики Марк, епископ Арефусийский, Кирилл, диакон и иные многие.
Свя­ти­тель Марк был ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па си­рий­ско­го го­ро­да Аре­фу­сии в прав­ле­ние свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Дви­жи­мый рев­но­стью о Бо­ге, он про­сла­вил­ся то­гда борь­бой с идо­ло­по­клон­ством и соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми раз­ру­шил язы­че­ское ка­пи­ще, по­стро­ив на его ме­сте хри­сти­ан­скую цер­ковь.
Во вре­мя сму­ты, по­сле­до­вав­шей за Ни­кей­ским Со­бо­ром, он ока­зал­ся в ря­дах по­лу­а­ри­ан­ских епи­ско­пов, ко­то­рые, не от­ри­цая Бо­же­ствен­но­сти Сло­ва, не при­ни­ма­ли до­бав­ле­ния в Сим­вол ве­ры тер­ми­на «еди­но­сущ­ный». Свя­той Марк при­ни­мал уча­стие в Со­бо­рах в го­ро­дах Сар­ди­ке (343) и Сир­мии (351) и да­же со­ста­вил ве­ро­оп­ре­де­ле­ние, ко­то­рое долж­но бы­ло при­ми­рить про­ти­во­по­лож­ные пар­тии, чтобы вос­ста­но­вить един­ство Церк­ви (359). Но вско­ре епи­скоп осо­знал свою ошиб­ку и яв­ным об­ра­зом, без дву­смыс­лен­но­стей, при­со­еди­нил­ся к Пра­во­сла­вию.
Вско­ре по­сле это­го власть пе­ре­шла к Юли­а­ну От­ступ­ни­ку, ко­то­рый на­чал по­ли­ти­ку на­силь­ствен­но­го вос­ста­нов­ле­ния язы­че­ства (361). Ко­гда языч­ни­ки Аре­фу­сии, та­ив­шие упор­ную непри­язнь по от­но­ше­нию к епи­ско­пу, узна­ли о том, что по­ло­же­ние дел из­ме­ни­лось, они по­пы­та­лись схва­тить его. Юли­ан, за­быв о при­зна­тель­но­сти к Мар­ку, ко­то­рый неко­гда спас ему жизнь во вре­мя уби­е­ния его ро­ди­те­лей, вы­ка­зал языч­ни­кам бла­го­склон­ность в этом де­ле и поз­во­лил им разыс­ки­вать епи­ско­па по всей про­вин­ции. Свя­ти­тель Марк, дабы не под­вер­гать­ся без нуж­ды пре­сле­до­ва­нию, бе­жал, но узнав, что вме­сто него аре­сто­ва­ли дру­гих хри­сти­ан и под­вер­га­ют их му­че­ни­ям, пре­дал­ся в ру­ки языч­ни­ков.
Идо­ло­слу­жи­те­ли немед­ля на­бро­си­лись на стар­ца, как зве­ри, не при­ни­мая во вни­ма­ние его се­ди­ны, и, со­рвав с него одеж­ду, при­ня­лись осы­пать уда­ра­ми. За­тем по­са­ди­ли епи­ско­па в смрад­ную сточ­ную ка­на­ву и пре­да­ли на за­ба­ву де­тям, ко­то­рые про­ты­ка­ли его те­ло па­лоч­ка­ми для пись­ма. По­том те­ло Мар­ка на­ма­за­ли рас­со­лом и ме­дом и за­клю­чи­ли его в кор­зи­ну, ко­то­рую под­ве­си­ли на от­кры­том воз­ду­хе, предо­ста­вив стар­ца сол­неч­но­му зною и жа­лу ос и пчел.
Несмот­ря на эти му­че­ния, свя­той оста­вал­ся неко­ле­бим в ис­по­ве­да­нии ве­ры и от­вер­гал лю­бые ком­про­мис­сы с языч­ни­ка­ми, же­лав­ши­ми по мень­шей ме­ре вы­рвать у него обе­ща­ние са­мо­му вос­ста­но­вить храм, раз­ру­шен­ный им же. Свя­той от­ка­зы­вал­ся обе­щать что бы то ни бы­ло, ска­зав, что в этом слу­чае мел­кая мо­не­та ста­ла бы рав­но­силь­на пол­но­му от­ре­че­нию от ве­ры. Он на­сме­хал­ся над их под­ло­стью и зем­ны­ми за­бо­та­ми, хо­тя и на­хо­дил­ся под­ня­тым на воз­дух во вре­мя тех пы­ток, ко­то­рым они его под­вер­га­ли. По­тер­пев по­ра­же­ние, языч­ни­ки в кон­це кон­цов от­пу­сти­ли его, а неко­то­рые из них, впе­чат­лен­ные стой­ко­стью и ре­ча­ми епи­ско­па, об­ра­ти­лись в хри­сти­ан­ство. Свя­той Марк мир­но скон­чал­ся в 364 г., по­лу­чив на­гра­ду ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых.

В ту же эпо­ху Ки­рилл, диа­кон в Илио­по­ле Фини­кий­ском, ко­то­рый так­же раз­ру­шил нема­ло идо­лов во вре­ме­на св. Кон­стан­ти­на, был схва­чен языч­ни­ка­ми. Они раз­ре­за­ли ему жи­вот, раз­бро­са­ли внут­рен­но­сти по зем­ле и съе­ли его пе­чень сы­рой. Ви­нов­ные в этом бес­че­стии под­верг­лись впо­след­ствии от­мще­нию Бо­жию: од­ни по­те­ря­ли все зу­бы, язы­ки дру­гих под­верг­лись гни­е­нию, а тре­тьи ли­ши­лись зре­ния.
В па­ле­стин­ских го­ро­дах Ас­ка­лоне и Га­зе, где бы­ло силь­но язы­че­ство, идо­ло­по­клон­ни­ки схва­ти­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лей и жен­щин, по­свя­щен­ных Бо­гу. Они вы­рва­ли у них внут­рен­но­сти и от­да­ли их в пи­щу сви­ньям, а жи­во­ты му­че­ни­ков на­пол­ни­ли ов­сом; так бесчеловечно издевались мучители.
В Се­ва­стии они от­кры­ли ра­ку с мо­ща­ми св. Иоан­на Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня и бро­си­ли их в огонь, а за­тем раз­ве­я­ли пе­пел по вет­ру.
Несмот­ря на все эти зло­де­я­ния, языч­ни­кам не уда­лось вос­ста­но­вить по­чи­та­ние идо­лов. На­род, в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве, до та­кой сте­пе­ни остал­ся рав­но­душ­ным к их уси­ли­ям, что, ко­гда Юли­ан за­хо­тел ор­га­ни­зо­вать в Ан­тио­хии боль­шое празд­не­ство в честь Апол­ло­на, он с удив­ле­ни­ем об­на­ру­жил се­бя и сво­их при­двор­ных од­них в пу­стом хра­ме, в то вре­мя как в го­ро­де над ним на­сме­ха­лись.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/285

☦️
Преподобный Иоа́нн Египетский, пустынник.
Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан бла­го­че­сти­вая вдо­ва Иули­а­ния скры­ва­лась от пре­сле­до­ва­ний с дву­мя ма­ло­лет­ни­ми детьми Иоан­ном и Фими­сти­ей. Сво­их де­тей она по­сто­ян­но учи­ла мо­лит­вам и чте­нию Свя­щен­ных Книг. Вре­мя от вре­ме­ни от­рок Иоанн тай­но по­се­щал ближ­нюю оби­тель, под­вер­гая се­бя опас­но­сти. Од­на­жды ему по­встре­чал­ся бла­го­че­сти­вый че­ло­век, ко­то­рый по­со­ве­то­вал най­ти для мо­литв бо­лее пу­стын­ное ме­сто. Воз­вра­тив­шись до­мой, от­рок ска­зал ма­те­ри, что идет к од­но­му бла­го­че­сти­во­му че­ло­ве­ку. Ду­мая, что сын ско­ро воз­вра­тит­ся, мать от­пу­сти­ла его. Иоанн от­пра­вил­ся к пу­стын­ни­ку Фар­му­фию и, при­няв от него бла­го­сло­ве­ние, уда­лил­ся в пу­сты­ню. Мо­ло­дой по­движ­ник на­шел пу­стой глу­бо­кий ко­ло­дец, в ко­то­ром бы­ло мно­го змей, скор­пи­о­нов и дру­гих га­дов, и, по­мо­лив­шись, бро­сил­ся вниз, но, чу­дес­но под­дер­жан­ный Ан­ге­лом, остал­ся невре­дим. На дне ко­лод­ца он про­вел в мо­лит­ве с кре­сто­об­раз­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми без пи­щи и сна со­рок дней, по­ка змеи не по­ки­ну­ли ко­ло­дец. Од­на­жды Ан­гел, при­но­сив­ший пи­щу пу­стын­ни­ку Фар­му­фию, при­нес хлеб и для свя­то­го Иоан­на. Ан­гел не при­но­сил хлеб пря­мо Иоан­ну, чтобы юный по­движ­ник не воз­гор­дил­ся. С тех пор свя­той от­рок по­лу­чал Небес­ную пи­щу через Фар­му­фия. Юно­му по­движ­ни­ку при­шлось ис­пы­тать мно­го ис­ку­ше­ний от диа­во­ла. Бе­сы при­ни­ма­ли об­раз ма­те­ри, сест­ры, род­ствен­ни­ков и зна­ко­мых свя­то­го Иоан­на, чтобы раз­жа­ло­бить по­движ­ни­ка и за­ста­вить его пре­рвать по­двиг. Все они с пла­чем по­оче­ред­но под­хо­ди­ли к ко­лод­цу, про­ся пре­по­доб­но­го Иоан­на вый­ти к ним. Всё это вре­мя свя­той не пре­кра­щал мо­лит­вы и по окон­ча­нии ее про­из­нес: «Отой­ди­те от ме­ня». – и бе­сы ис­чез­ли.
До са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в IV ве­ке, свя­той Иоанн жил в ко­лод­це, непре­стан­но под­ви­за­ясь в по­сте и мо­лит­ве. Про­мыс­лом Бо­жи­им для его по­гре­бе­ния при­шел инок Хри­си­хий, под­ви­зав­ший­ся в пу­стыне в те­че­ние трид­ца­ти лет. На­ка­нуне пре­став­ле­ния пре­по­доб­ный Иоанн по­сле дол­гих просьб по­дроб­но рас­ска­зал Хри­си­хию о сво­ем жи­тии и по­дви­ге спа­се­ния. По­сле его смер­ти у ме­ста его по­дви­гов про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/286

☦️
Святитель Евста́фий Кийский (Вифинский), епископ.
Свя­ти­тель Ев­ста­фий ис­по­вед­ник, епи­скоп Вифи­ний­ский, уже в на­ча­ле по­дви­га был рев­ност­ным ино­ком, крот­ким и муд­рым, ис­пол­нен­ным ве­ли­кой ве­ры и люб­ви к ближ­ним. За свою доб­ро­де­тель­ную жизнь он был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Вифи­нии (рим­ская про­вин­ция на се­ве­ро-за­па­де Ма­лой Азии) и мно­го лет управ­лял сво­ей паст­вой, по­ка­зы­вая при­мер доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и со­вер­шен­ства. Во вре­мя ико­но­бор­че­ской ере­си свя­той Ев­ста­фий сме­ло вы­сту­пил про­тив ере­ти­ков, за­щи­щая по­чи­та­ние свя­тых икон. Вра­ги-ико­но­бор­цы до­нес­ли на него им­пе­ра­то­ру, и свя­ти­те­лю при­шлось пре­тер­петь за­клю­че­ние в тем­ни­цу и же­сто­кие по­бои. На­ко­нец свя­то­го епи­ско­па Ев­ста­фия ли­ши­ли ка­фед­ры и со­сла­ли в за­то­че­ние. Скон­чал­ся свя­той ис­по­вед­ник в IX ве­ке в ссыл­ке, в те­че­ние трех лет пе­ре­но­ся оскорб­ле­ния, ли­ше­ния, го­лод и ни­ще­ту.

☦️
Преподобный Марк Псково-Печерский.
Мо­на­ше­ство и пу­стын­но­жи­тель­ство воз­ник­ло на Ру­си вме­сте с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства.
Из Су­п­расль­ской ле­то­пи­си из­вест­но, что еще при кня­зе Вла­ди­ми­ре в Ки­е­ве, око­ло Де­ся­тин­ной церк­ви, был мо­на­стырь. Серд­цу рус­ско­го мо­на­ше­ства, Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, по­ло­жи­ли на­ча­ло пу­стын­но­жи­тель пре­сви­тер Ила­ри­он и пре­по­доб­ный Ан­то­ний.
Са­мо пу­стын­но­жи­тель­ство на Ру­си на­ча­ло раз­ви­вать­ся в кон­це XII и на­ча­ле XIII сто­ле­тий, т.е. по­сле ос­но­ва­ния Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, коя яв­ля­лась вы­со­чай­шим об­ра­зом ино­че­ско­го жи­тия.
По­доб­но Ки­е­во-Пе­чер­ско­му, ста­ли об­ра­зо­вы­вать­ся и псков­ские мо­на­сты­ри: Еле­аза­ров­ский, Кры­пец­кий, Ни­кан­дров.
Ме­сто, где на­хо­дят­ся псков­ские пе­ще­ры, из­дав­на бы­ло окру­же­но та­ин­ствен­ным орео­лом. В древ­но­сти по­ток Ка­ме­нец был глу­бок, “аки ров”, и в нем во­ди­лись боб­ры, а кру­гом сто­ял дре­му­чий лес.
Зве­ро­ло­вы-из­бо­ряне, по про­зва­нию се­ли­ши, бы­ли пер­вы­ми людь­ми, ко­то­рые, охо­тясь в Пе­чер­ских ле­сах, ча­сто слы­ша­ли цер­ков­ное пе­ние, ис­хо­див­шее из го­ры, но ни­ко­го не ви­де­ли.
Ле­то­пи­сец пе­ре­да­ет сло­ва са­мо­го зве­ро­ло­ва: “Раз слу­чай­но при­шли мы на по­ток к это­му ме­сту, на край го­ры, где те­перь сто­ит Бо­го­ро­дич­ная цер­ковь. (Это бы­ло в тот час дня, ко­гда обык­но­вен­но со­вер­ша­ет­ся цер­ков­ное Бо­го­слу­же­ние). При­шли мы и слы­шим пе­ние как бы цер­ков­ных пес­но­пе­ний, по­ют строй­но, бла­го­чин­но, а по­ю­щих не вид­но. Воз­дух кру­гом то­го свя­то­го ме­ста был на­пол­нен бла­го­уха­ни­ем, как бы от мно­же­ства фимиа­ма”.
Не ви­дя по­ю­щих и не зная ис­тин­ной при­чи­ны это­го яв­ле­ния, зве­ро­ло­вы при­ня­ли это за яв­ле­ние Ан­ге­лов, за необъ­яс­ни­мое дей­ствие бла­го­да­ти Бо­жи­ей, освя­щав­шей то ме­сто, к ко­то­ро­му Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­ца ока­за­ла впо­след­ствии свое осо­бое бла­го­во­ле­ние.
Из­бо­ряне при­об­ре­ли эту зем­лю у пско­ви­тян. Зе­мель­ный уча­сток те­пе­реш­не­го мо­на­сты­ря по раз­де­лу до­стал­ся “зем­цу” Ива­ну Де­мен­тье­ву, ко­то­рый и по­се­лил­ся у реч­ки, по­ло­жив на­ча­ло де­ревне Пач­ков­ке.
Он же и от­крыл “Бо­гом здан­ную пе­ще­ру”, ко­гда ру­бил лес на Свя­той го­ре. Де­ре­во, сто­яв­шее на кру­том об­ры­ве го­ры, па­дая, увлек­ло за со­бою еще од­но боль­шое де­ре­во и несколь­ко ма­лых. Зем­ля об­сы­па­лась, и от­кры­лось устье пе­ще­ры с над­пи­сью: “Бо­гом здан­ная пе­ще­ра”.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий, муж пра­вед­ный и ле­то­пи­сец прав­ди­вый, до­бав­ля­ет: “О сем яв­ле­нии ска­заша нам инок Тер­ну­фие (Па­тер­ну­фий) Сне­то­гор­ско­го мо­на­сты­ря, иже па­сы­нок Ива­ну Под­горь­ско­му (Де­мен­тье­ву) бысть, иная же и про­чая от то­го слы­ша­хом”.
От­кры­тие этой пе­ще­ры от­но­сит­ся к 1392 г. Но сколь­ко вре­ме­ни под­ви­за­лись в ней ушед­шие от ми­ра се­го, ве­до­мо Еди­но­му Бо­гу, как ве­до­мы Ему име­на их. И толь­ко имя од­но­го из них, имен­но пре­по­доб­но­го Мар­ка, со­хра­ни­ло пре­да­ние.
Из ле­то­пи­си яв­ству­ет, что пре­по­доб­ный Марк яв­ля­ет­ся чет­вер­тым ве­ли­ким пу­стын­но­жи­те­лем, по­доб­но трем древним, и “те­зо­име­нит им ве­рою и тер­пе­ни­ем”. (В на­ча­ле Со­ло­вец­кой ру­ко­пи­си 1632 г. идет речь об апо­сто­ле Мар­ке; он “ино­че­ское жи­тие от­хож­де­ни­ем во уеди­не­ние на мо­лит­ву и одеж­дою и вся­ким тер­пе­ни­ем изо­бра­зи”. Да­лее упо­ми­на­ет­ся Марк пе­щер­ный Ки­ев­ский. Марк же Пско­во-Пе­чер­ский счи­та­ет­ся по еще тре­тьем пе­щер­ном Мар­ке чет­вер­тым Мар­ком).
По­дроб­ных све­де­ний о жиз­ни прп. Мар­ка нет: “О сем бо из­вест­но не мо­го­хом об­ре­сти, ка­ков бя­ше ста­рец и ко­е­го ро­да че­ло­век, или ка­ко в сие ме­сто при­и­де и ко­ли­ко вре­мя ле­жит и ка­ко скон­чал­ся”. Мог он быть мест­ным жи­те­лем, зна­ю­щим тай­ны пе­ще­ры, а мо­жет быть, по Про­мыс­лу Бо­жию, от­крыл ее, при­дя в это свя­тое ме­сто из иных кон­цов зем­ли Рус­ской.
Вы­сок был мо­на­ше­ский по­двиг. Пер­вые псков­ские мо­на­сты­ри под­вер­га­лись страш­ным ра­зо­ре­ни­ям со сто­ро­ны ли­вон­ских ры­ца­рей. Ино­ков уби­ва­ли и за­би­ра­ли в плен. Ко­му уда­ва­лось, бе­жа­ли в Ка­ме­нец­кие пе­ще­ры. Так пре­по­доб­ный Марк и спа­сав­ши­е­ся в ле­сах и пе­ще­рах в до­лине Ка­мен­ца по­ло­жи­ли на­ча­ло свя­той оби­те­ли Пе­чер­ской. И эта оби­тель на­хо­ди­лась дол­гое вре­мя как бы со­кры­той.
В пре­да­ни­ях о пре­по­доб­ном Мар­ке го­во­рит­ся, что здеш­ние охот­ни­ки по­рой ви­де­ли его мо­ля­щим­ся на склоне хол­ма (над ме­стом бу­ду­ще­го Успен­ско­го хра­ма) у трех кам­ней, два из ко­то­рых и по­ныне ле­жат под се­нью огром­ных мо­на­стыр­ских ду­бов в верх­нем мо­на­стыр­ском са­ду, а тре­тий, как пред­по­ла­га­ют, ушел в зем­лю.
Свя­той Марк, про­во­дя жизнь в от­шель­ни­че­стве и со­зер­ца­нии, по­беж­да­ет плоть, умерщ­вля­ет ее во имя Бо­го­об­ще­ния, со­зна­вая, что со­зер­ца­ние Бо­га есть соб­ствен­ная де­я­тель­ность ду­ха, жизнь небес­ная. Со смер­тию все пре­кра­тит­ся, а со­зер­ца­ние Гос­по­да Сил бу­дет на це­лую веч­ность ис­точ­ни­ком бла­жен­ства. Ду­ша его пра­вед­ная воз­нес­лась на небо, оста­вив те­ло свое брен­ное, вы­сох­шее от тру­дов и пу­стын­ной жиз­ни и неустан­ной мо­лит­вы. Оно бы­ло по­гре­бе­но в ду­бо­вой ко­ло­де в ви­де лод­ки, вы­долб­лен­ной, со­глас­но пре­да­нию, им са­мим: ко­ло­да слу­жи­ла угод­ни­ку Бо­жию гро­бом и по­сте­лью.
Пер­вый устро­и­тель мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Иона, знал о нем и знал, где по­ко­ят­ся его свя­тые мо­щи: “Гроб же его и мо­щи… где ле­жа­ху…”
По­сле пре­по­доб­но­го Ио­ны кто-то дру­гой из устро­и­те­лей мо­на­сты­ря за­пи­сал имя Мар­ка в Си­но­дик, в ко­то­ром он зна­чил­ся: “пер­вый Пе­чер­ский инок Марк”.
Тре­тий из игу­ме­нов, по име­ни До­ро­фей, в 1523 г. “вос­хо­те­ша гроб­ни­цу боль­шую со­де­ла­ти”, т.к. об­на­ру­жил “гроб оно­го стар­ца Мар­ка весь ис­тлев­ший и рас­пад­ший, ко­сти же его с со­ста­ва­ми и с ри­за­ми, и с ку­ко­лем, и гла­вою неис­тлев­шия”…
Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий в свое вре­мя усо­мнил­ся в вер­но­сти за­пи­си в Си­но­дик. Ни­ка­ких пись­мен­ных сви­де­тельств о по­дви­гах пре­по­доб­но­го Мар­ка не бы­ло, по­это­му, не зная точ­но, при­ка­зал из­гла­дить имя его из Си­но­ди­ка “…мня се­бе, яко непра­вед­но на­пи­са­но бысть”. Вне­зап­но пре­по­доб­ный Кор­ни­лий был по­ра­жен бо­лез­нью – сле­по­той и “бысть в недо­уме­нии и скор­би ве­ли­цей”. Он из­ве­стил­ся ду­хом о при­чине бо­лез­ни и ве­лел нести се­бя ко гро­бу стар­ца (у него так­же от­ня­лись ру­ки и но­ги).
Здесь, ис­про­сив се­бе про­ще­ние, вы­шел здо­ро­вым из хра­ма “ни­ким не во­дим”. По­сле это­го пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий “по­ве­ле Мар­ку в Си­но­ди­ке бы­ти”.
В 1642 го­ду, по гра­мо­те Псков­ско­го епи­ско­па Ген­на­дия, устро­е­ны бы­ли но­вые гроб­ни­цы с по­кры­ва­ла­ми, и в них с пе­ни­ем псал­мов бы­ли по­ло­же­ны мо­щи пер­вых по­движ­ни­ков Пе­чер­ских: пре­по­доб­но­го Мар­ка, пре­по­доб­но­го Ио­ны и пре­по­доб­ной ма­те­ри Вас­сы, – и по­став­ле­ны при вхо­де в пе­ще­ру.
В 1773 го­ду мо­щи пре­по­доб­но­го Мар­ка бы­ли пе­ре­об­ла­че­ны вто­рич­но в дру­гие одеж­ды и в на­сто­я­щее вре­мя они на­хо­дят­ся в гро­бу-фу­тля­ре во 2-ом от­де­ле­нии усы­паль­ни­цы при вхо­де с ле­вой сто­ро­ны.
Па­мять пре­по­доб­но­го Мар­ка празд­но­ва­лась ра­нее толь­ко 29 мар­та (11 ап­ре­ля); с 1987 го­да она от­ме­ча­ет­ся в день об­ще­цер­ков­но­го празд­но­ва­ния Со­бо­ра Псков­ских свя­тых, в Неде­лю 3-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це; в по­след­нее вре­мя па­мять пре­по­доб­но­го Мар­ка со­вер­ша­ет­ся так­же и в день Со­бо­ра Пско­во-Пе­чер­ских свя­тых, в Неде­лю 4-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це.

☦️
Преподобный Ио́на Псково-Печерский.
Пер­вым пу­стын­но­жи­те­лем Пе­чер­ским по­чи­та­ет­ся пре­по­доб­ный Марк, пер­вым же ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря был пре­по­доб­ный Иона.
В древ­ней по­ве­сти ле­то­пи­сец по­сле име­ни прп. Мар­ка сра­зу ста­вит имя прп. Ио­ны: «Свя­щен­ник некий, име­нем Иоанн, от Мос­ков­ской стра­ны, по про­зва­нию Шест­ник (что зна­чит ше­ству­ю­щий от од­но­го ме­ста на дру­гое), сей Иоанн бе свя­щен­ствуя во гра­де Юрье­ве Ли­вон­ском со Ис­и­до­ром Пре­сви­те­ром во Хра­ме св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, его же Ве­ли­кий князь Яро­слав Вла­ди­ми­ро­вич (Муд­рый) о име­ни сво­е­го устроя».
Свя­щен­ник Иоанн Шест­ник был по­слан из Моск­вы на слу­же­ние в Юрьев (Дерпт) как мис­си­о­нер. Он при­е­хал с се­мьей: же­ной и дву­мя сы­но­вья­ми (1467).
В Юрье­ве он сра­зу столк­нул­ся с нена­ви­стью и го­не­ни­я­ми на пра­во­слав­ных. Вме­сте с пре­сви­те­ром Ис­и­до­ром за­щи­щал свою паст­ву от ка­то­ли­ков. Но очень ско­ро слу­ги па­пы ста­ли при­нуж­дать его и его ду­хов­ных де­тей к Унии. Бы­ло мно­го оскорб­ле­ний. В 1470 г., про­жив два го­да и шесть ме­ся­цев, о. Иоанн вы­нуж­ден был уда­лить­ся из Дерп­та с се­мьею под за­щи­ту Пско­ва. Имен­но то­гда, по пре­да­нию, на­дел он под ря­су коль­ча­тый пан­цирь. (До при­ня­тия свя­щен­ни­че­ско­го са­на о. Иоанн был во­и­ном, участ­во­вал в сра­же­ни­ях и имел пол­ное во­ен­ное сна­ря­же­ние). В Пско­ве, где «про­был ма­ло вре­ме­ни», он слу­жил свя­щен­ни­ком в Со­бо­ре Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.
Вско­ре при­шла весть из Дерп­та о му­че­ни­че­ской кон­чине пре­сви­те­ра Ис­и­до­ра в чис­ле про­чих 72 лиц его паст­вы. (Он вел спор с ла­ти­ня­на­ми о ве­ре и был бро­шен ими в тем­ни­цу с 72 дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми. Они не по­ко­ри­лись и в тем­ни­це и бы­ли все ввер­же­ны под лед в ре­ку 8 ян­ва­ря 1472 г. Вес­ной то­го же го­да св. мо­щи их бы­ли най­де­ны ввер­ху ре­ки. Они ле­жа­ли на бе­ре­гу ли­цом к во­сто­ку, с о. Ис­и­до­ром, в пол­ном свя­щен­ни­че­ском об­ла­че­нии, по­се­ре­дине).
О. Иоанн очень скор­бел о том, что по­ки­нул пре­сви­те­ра Ис­и­до­ра, и ре­шил об­речь се­бя «на стра­да­ния пу­стын­ной жиз­ни». Ко­гда Иоанн, как го­во­рит пре­да­ние, «на тор­гу в вос­крес­ный день услы­шал о стар­це и пе­ще­ре при по­то­ке Ка­мен­це», то сра­зу ре­шил по­ехать ту­да.
«При­шед на сие ме­сто, на­ча­ша ко­па­ти вме­сте с ма­туш­кой Ма­ри­ей в го­ре цер­ковь за Бо­гом здан­ною пе­ще­рою к за­па­ду». Ра­но-ра­но, еще до вос­хо­да солн­ца под­ни­мал­ся о. Иоанн, со­вер­шал ко­ле­но­пре­кло­нен­ную мо­лит­ву, про­ся у Гос­по­да бла­го­сло­ве­ния на ве­ли­кий свой по­двиг. «Да бу­дет во­ля Твоя на зем­ле, как на небе», – по­вто­рял он.
От су­ро­вой жиз­ни и тя­же­лых тру­дов за­боле­ва­ет же­на о. Иоан­на Ма­рия. Она при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг, «и на­ре­че­но бысть имя ей Вас­са, в том об­ра­зе и пре­ста­ви­ся». По­сле то­го как пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду спо­движ­ни­ца, и сам Иоанн по­стри­га­ет­ся, «и на­ре­чет­ся бысть Иона». И про­дол­жа­ет ис­ка­пы­вать в го­ре неболь­шую цер­ковь.
На­сту­пи­ло ле­то 1473 го­да… «Во вре­мя же бла­го­че­сти­во­го кня­зя Ива­на Ва­си­лье­ви­ча иеро­мо­нах Иона за­кон­чил свой труд, – ис­ко­па ма­лую цер­ковь в го­ре и по­ста­ви кел­лии на стол­бах, пря­мо церк­ви Пе­чер­ныя». Оза­рен­ный ра­до­стью, он спе­шит во Псков к свя­щен­ни­кам Тро­иц­кой церк­ви (те­перь со­бор), дру­зьям, про­ся освя­тить храм, но они от­ка­за­ли: «Цер­ковь в го­ре эта необыч­ная и необык­но­вен­ная по сво­е­му устрой­ству»… И за­пла­кал Иона, и по­шел даль­ше во св. град Нов­го­род. «При­па­де к но­гам ар­хи­епи­ско­па Фе­о­фи­ла», про­сил у него: «дабы по­ве­ле освя­тить храм в го­ре».
Ар­хи­епи­скоп дал свое бла­го­сло­ве­ние. И те же свя­щен­ни­ки псков­ские в день Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, 15-го ав­гу­ста 1473 го­да, освя­ти­ли храм.
Еще в 1471 го­ду в этом свя­том ме­сте бы­ла яв­ле­на ико­на Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Во вре­мя освя­ще­ния церк­ви эта ико­на яви­ла чу­до: про­зре­ла сле­пая жен­щи­на. Это ис­це­ле­ние во­оду­ше­ви­ло о. Иону, во­оду­ше­ви­ло оно и зем­ца Ива­на Де­мен­тье­ва, ко­то­рый «да­де сво­е­го име­ния удел зем­ли ко хра­му Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и на мо­на­стыр­ское ограж­де­ние по ру­чей Ка­ме­нец, с во­сточ­ныя и юж­ныя сто­ро­ны на це­лое по­при­ще». То­гда ма­ло-по­ма­лу на­ча­ли сю­да сте­кать­ся на жи­тель­ство ино­ки. И эта оби­тель, скры­ва­ю­ща­я­ся преж­де в глу­бине зем­ли, с то­го вре­ме­ни ста­ла про­цве­тать.
А ле­то­пи­сец по­вест­ву­ет: «И по сем свя­щен­но­и­нок Иона, по­жив несколь­ко вре­ме­ни в мо­лит­вах и тру­дах, пре­ста­вил­ся Бо­гу и по­гре­бен бысть в той же пе­ще­ре». Бла­жен­ный Иона по­чил око­ло 1480 го­да. Ко­гда его пе­ре­об­ла­ча­ли, то на те­ле его на­шли коль­ча­тый же­лез­ный пан­цирь, «и те­ло под ним бы­ло, как из­ва­я­но». Ко­гда о. Иона был во­и­ном, то он но­сил этот пан­цирь, а ко­гда стал ино­ком, он стал ему как вери­ги. Этот пан­цирь по­ве­си­ли над гро­бом о. Ио­ны. В од­но из на­па­де­ний вра­гов он был по­хи­щен. Гроб же пре­по­доб­но­го Ио­ны был по­став­лен в «Бо­гом здан­ной пе­ще­ре».
В мар­те 1642 г. мо­щи св. прп. Ио­ны бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вый гроб, ко­то­рый по­ме­сти­ли на ста­рое ме­сто.
По­дви­ги, неустан­ные тру­ды и рев­ность к Бо­гу, устро­е­ние мо­на­сты­ря и ис­ко­па­ние Успен­ско­го хра­ма яви­лись ос­но­ва­ни­ем то­го, что св. Цер­ковь Пра­во­слав­ная при­чис­ли­ла его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их.

☦️
Исповедник Михаи́л Викторов, пресвитер.
Ми­ха­ил Ива­но­вич Вик­то­ров ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Бо­лош­не­во Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Иоан­на Вик­то­ро­ва. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­ис­по­вед­ник по­лу­чил в Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, по­сле окон­ча­ния ко­то­рой он был ру­ко­по­ло­жен к церк­ви се­ла Бо­лош­не­ва. Эта цер­ковь бы­ла по­стро­е­на при де­я­тель­ном уча­стии преж­не­го ее на­сто­я­те­ля про­то­и­е­рея Иоан­на Вик­то­ро­ва, по­это­му не уди­ви­тель­но, что свя­щен­ник Ми­ха­ил при­зы­ва­ет­ся про­дол­жить де­ло сво­е­го от­ца и на­зна­ча­ет­ся на­сто­я­те­лем в этот при­ход.
В Бо­лош­нев­ской церк­ви отец Ми­ха­ил про­слу­жил до сво­е­го аре­ста, ко­то­рый со­сто­ял­ся 17 ян­ва­ря 1930 го­да. Трой­ка при ОГПУ осу­ди­ла свя­щен­ни­ка на 3 го­да ла­ге­рей в Се­вер­ном крае. От­ца Ми­ха­и­ла от­пра­ви­ли в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния, в ко­то­ром он и умер ров­но через три го­да, 11 ап­ре­ля 1933 го­да, при­дя за справ­кой об осво­бож­де­нии.


Жития
Писание