⏳ 2024.04.04 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я Великого поста (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
4 апреля (22 марта)
• мц. Дроси́ды Римской (дщери царя Трая́на) и с нею дев Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы, Таисии (104–117)
• сщмч. Василия Анкирского (362–363)
• прп. Исаа́кия Далматского (IV)


☦️
Мученица Дроси́да Римская и с нею дев Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы, Таисии.
Свя­тая му­че­ни­ца Дро­си­да бы­ла до­че­рью им­пе­ра­то­ра Тра­я­на (98–117), же­сто­ко­го го­ни­те­ля хри­сти­ан. В 99 го­ду он воз­об­но­вил су­ще­ство­вав­ший ра­нее за­кон, за­пре­щав­ший тай­ные об­ще­ства и кос­вен­но ка­сав­ший­ся хри­сти­ан, а в 104 го­ду из­дал спе­ци­аль­ный за­кон про­тив хри­сти­ан. На­чи­ная с это­го го­да го­не­ния про­дол­жа­лись до кон­ца его прав­ле­ния. В то вре­мя те­ла уби­тых хри­сти­ан ча­сто оста­ва­лись непо­гре­бен­ны­ми для устра­ше­ния дру­гих. Пять дев-хри­сти­а­нок: Агла­и­да, Апол­ли­на­рия, Да­рия, Мам­фу­са и Та­и­сия взя­ли на се­бя по­двиг по­гре­бать хри­сти­ан. Они тай­но уно­си­ли те­ла му­че­ни­ков, по­ма­зы­ва­ли их бла­го­во­ни­я­ми, об­ви­ва­ли пе­ле­на­ми и хо­ро­ни­ли. Узнав об этом, ца­рев­на Дро­си­да, тай­ная хри­сти­ан­ка, еще не при­няв­шая Кре­ще­ния, по­про­си­ла свя­тых дев взять ее с со­бой, ко­гда они пой­дут со­вер­шать по­гре­бе­ние хри­сти­ан. По со­ве­ту же­ни­ха свя­той Дро­си­ды, при­двор­но­го са­нов­ни­ка Адри­а­на, воз­ле уби­тых бы­ла вы­став­ле­на стра­жа, чтобы схва­тить тех, кто их по­гре­ба­ет. В первую же ночь свя­тая Дро­си­да и пять дев бы­ли схва­че­ны. Узнав сре­ди уз­ниц свою дочь, Тра­ян ве­лел со­дер­жать ее от­дель­но в на­деж­де, что она оду­ма­ет­ся. Осталь­ные свя­тые де­вы бы­ли при­го­во­ре­ны к со­жже­нию в ме­де­пла­виль­ной пе­чи. Они му­же­ствен­но при­ня­ли казнь и спо­до­би­лись му­че­ни­че­ских вен­цов. Из ме­ди, сме­шан­ной с пра­хом му­че­ниц, со­жжен­ных в пе­чи, бы­ли вы­ко­ва­ны тре­нож­ни­ки для но­вой ба­ни Тра­я­на. Од­на­ко по­ка в бане сто­я­ли эти тре­нож­ни­ки, ни один че­ло­век не мог ту­да вой­ти: каж­дый, пе­ре­сту­пав­ший по­рог, па­дал за­мерт­во. Ко­гда жре­цы по­ня­ли, по­че­му так про­ис­хо­дит, они да­ли со­вет уне­сти тре­нож­ни­ки.
То­гда Адри­ан пред­ло­жил им­пе­ра­то­ру рас­пла­вить тре­нож­ни­ки и сде­лать из них пять ста­туй на­гих дев, по­хо­жих на каз­нен­ных му­че­ниц, и для по­но­ше­ния и по­ру­га­ния по­ста­вить эти ста­туи пе­ред вхо­дом в им­пе­ра­тор­скую ба­ню. Тра­ян со­гла­сил­ся. Ко­гда ста­туи бы­ли по­став­ле­ны, им­пе­ра­тор уви­дел во сне пять чи­стых аг­ниц, па­су­щих­ся в раю, и пас­ту­ха, ко­то­рый ска­зал ему: «О, без­за­кон­ней­ший и нече­сти­вей­ший царь! Тех, изо­бра­же­ния ко­то­рых ты за­ду­мал вы­ста­вить для по­но­ше­ния, Доб­рый и Ми­ло­сер­дый Пас­тырь от­нял у те­бя и по­се­лил здесь, ку­да со вре­ме­нем при­бу­дет и чи­стая аг­ни­ца Дро­си­да, дочь твоя». Проснув­шись, без­за­кон­ный Тра­ян при­шел в неистов­ство и по­ве­лел за­то­пить две огром­ные пе­чи и то­пить их еже­днев­но. На пе­чах бы­ло вы­ве­ше­но цар­ское по­ве­ле­ние: «Му­жи га­ли­ле­яне, по­кла­ня­ю­щи­е­ся Рас­пя­то­му, из­бавь­те се­бя от ве­ли­ко­го мно­же­ства му­че­ний, а нас от тру­дов – при­не­си­те жерт­вы бо­гам. Ес­ли же сде­лать это­го вы не же­ла­е­те, то пусть каж­дый из вас доб­ро­воль­но, ка­ким хо­чет спо­со­бом, ввер­га­ет се­бя в эту печь». Мно­гие хри­сти­ане доб­ро­воль­но шли на му­че­ния.
Узнав об этом, свя­тая Дро­си­да ре­ши­ла так­же при­нять му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста. В сво­ем за­клю­че­нии она воз­нес­ла мо­лит­вы о том, чтобы Гос­подь по­мог ей неза­мет­но вый­ти из тем­ни­цы. И Бог услы­шал ее мо­лит­ву: стра­жи усну­ли. Ока­зав­шись на сво­бо­де, свя­тая Дро­си­да на­пра­ви­лась к пе­чи, но ста­ла раз­мыш­лять про се­бя: «Как я пой­ду к Бо­гу, не имея на се­бе брач­ной одеж­ды, (то есть не при­няв Кре­ще­ния), ведь я нечи­ста. Но, Царь цар­ству­ю­щих, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, ра­ди Те­бя я оста­ви­ла мое цар­ствен­ное по­ло­же­ние, чтобы Ты удо­сто­ил ме­ня быть хоть при­врат­ни­цей в Цар­ствии Тво­ем. Кре­сти же ме­ня Ты Сам Ду­хом Тво­им Свя­тым». По­мо­лив­шись, свя­тая Дро­си­да по­ма­за­ла се­бя свя­тым ми­ром, ко­то­рое за­хва­ти­ла с со­бой, и, три­жды по­гру­жа­ясь в во­ду, про­из­нес­ла: «Кре­ща­ет­ся ра­ба Бо­жия Дро­си­да во Имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха». Семь дней скры­ва­лась свя­тая, пре­да­ва­ясь по­сту и мо­лит­ве. В это вре­мя ее на­шли хри­сти­ане и из ее рас­ска­зов узна­ли обо всем про­ис­шед­шем. На вось­мой день свя­тая му­че­ни­ца Дро­си­да по­шла к рас­ка­лен­ной пе­чи и бро­си­лась в огонь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/264

☦️
Священномученик Васи́лий Анкирский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий был пре­сви­те­ром в Ан­ки­ре Га­ла­тий­ской. Во вре­мя ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ари­ан­ской ере­си он при­зы­вал свою паст­ву твер­до дер­жать­ся Пра­во­сла­вия. За это свя­той Ва­си­лий был ли­шен свя­щен­ни­че­ско­го са­на мест­ным ари­ан­ским со­бо­ром, но на Па­ле­стин­ском Со­бо­ре 230 епи­ско­пов он был вос­ста­нов­лен в сане пре­сви­те­ра. Свя­той Ва­си­лий от­кры­то про­дол­жал свою про­по­ведь, об­ли­чая ари­ан, за что стал жерт­вой пре­сле­до­ва­ний и под­верг­ся ис­тя­за­ни­ям как че­ло­век, яко­бы опас­ный для го­су­дар­ства. Для от­вра­ще­ния свя­то­го Ва­си­лия от пра­во­сла­вия к нему бы­ли при­став­ле­ны два от­ступ­ни­ка – Ел­пи­дий и Пе­га­сий. Од­на­ко свя­той остал­ся непо­ко­ле­бим и за это сно­ва под­верг­ся му­че­ни­ям. Ко­гда же в го­род Ан­ки­ру при­был им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361–363), свя­той Ва­си­лий на су­де пе­ред ним му­же­ствен­но ис­по­ве­дал Хри­ста, а им­пе­ра­то­ра об­ли­чил за от­ступ­ни­че­ство. Юли­ан при­ка­зал вы­ре­зать рем­ни из ко­жи со спи­ны свя­то­го. Од­на­ко свя­той пре­сви­тер Ва­си­лий бес­тре­пет­но пе­ре­нес эту страш­ную му­ку.
Ко­гда же свя­то­го ста­ли жечь и ко­лоть рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми в пле­чи и жи­вот, он в му­че­ни­ях упал на зем­лю и гром­ко мо­лил­ся: «Свет мой, Хри­сте! На­деж­да моя, Иису­се! При­стань ти­хая для го­ни­мых вол­на­ми! Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди Бо­же от­цов мо­их, за то, что Ты вы­рвал ду­шу мою из ада пре­ис­под­не­го и со­хра­нил во мне Имя Свое неза­пят­нан­ным! Пусть по­бе­ди­те­лем окон­чу я свою жизнь и уна­сле­дую веч­ный по­кой по обе­ща­нию, дан­но­му от­цам мо­им от Те­бя, Ар­хи­ерея Ве­ли­ко­го Иису­са Хри­ста, Гос­по­да на­ше­го! Те­перь же при­и­ми с ми­ром ду­шу мою, пре­бы­ва­ю­щую неиз­мен­но в этом ис­по­ве­да­нии! Ты ми­ло­серд и ве­ли­ко Твое ми­ло­сер­дие, Жи­ву­щий и Пре­бы­ва­ю­щий во ве­ки ве­ков, аминь».
Со­вер­шив та­кую мо­лит­ву, весь ис­ко­ло­тый рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми, свя­той слов­но уснул слад­ким сном, пре­дав ду­шу свою в ру­ки Бо­жии. Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий скон­чал­ся 29 июня 362 го­да. Па­мять его ра­ди празд­ни­ка свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла бы­ла пе­ре­не­се­на на 22 мар­та.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/263

☦️
Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен.
Пре­по­доб­ный Иса­а­кий про­ис­хо­дил «с во­сто­ка», по всей ве­ро­ят­но­сти из Си­рии. Он под­ви­зал­ся в пу­стыне, по­ка не услы­шал го­лос с небес, по­велев­ший ему от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль. При­быв ту­да, свя­той за­стал сто­ли­цу охва­чен­ной ере­сью ари­ан­ства, при­вер­жен­цем ко­то­рой был им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378). Ко­гда им­пе­ра­тор со­би­рал­ся на вой­ну с вар­ва­ра­ми, прп. Иса­а­кий несколь­ко раз под­хо­дил к нему с уве­ще­ва­ни­я­ми, про­ся от­крыть церк­ви и пре­кра­тить го­не­ния на пра­во­слав­ных. За это при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра из­би­ли свя­то­го, а Ва­лент при­ка­зал бро­сить его в зло­вон­ное бо­ло­то, из ко­то­ро­го жи­вым не вы­би­ра­лось ни од­но су­ще­ство. Но 2 ан­ге­ла чу­дес­ным об­ра­зом из­ба­ви­ли прп. Иса­а­кия от ги­бе­ли. При­дя к им­пе­ра­то­ру в по­след­ний раз, он пред­ска­зал ему по­ра­же­ние в войне и ги­бель в огне. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­ве­лел бро­сить по­движ­ни­ка в тем­ни­цу до сво­е­го воз­вра­ще­ния. По про­ро­че­ству свя­то­го ар­мия Ва­лен­та бы­ла раз­би­та вар­ва­ра­ми, а им­пе­ра­тор, спа­са­ясь бег­ством, сго­рел в де­ре­вян­ном ам­ба­ре, по­до­жжен­ном пре­сле­до­ва­те­ля­ми.
О встре­че прп. Иса­а­кия с Ва­лен­том и пред­ска­за­нии по­ра­же­ния и ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра со­об­ща­ют так­же цер­ков­ные ис­то­ри­ки блж. Фе­о­до­рит Кир­ский, Со­зо­мен и неко­то­рые дру­гие. В си­нак­сар­ном Жи­тии прп. Исаакия в свя­зи с эти­ми со­бы­ти­я­ми при­ве­де­на ис­то­рия, не встре­ча­ю­ща­я­ся в дру­гих ре­дак­ци­ях: святой узнал о ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра еще до то­го, как ве­сти до­шли до Кон­стан­ти­но­по­ля, ибо он чу­дес­ным об­ра­зом чув­ство­вал за­пах со­жжен­но­го те­ла, до­но­сив­ший­ся с ме­ста сра­же­ния. Эта ис­то­рия бы­ла впо­след­ствии пе­ре­ска­за­на ис­то­ри­ком Иоан­ном Зо­на­рой.
По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та на пре­стол взо­шел им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I Ве­ли­кий (379–395). Услы­шав о про­ро­че­стве свя­то­го, им­пе­ра­тор при­ка­зал от­пу­стить его из тем­ни­цы и с по­че­стя­ми при­нял во двор­це. По­сле это­го прп. Иса­а­кий, со­глас­но Жи­тию, участ­во­вал во II Все­лен­ском Со­бо­ре (381) (од­на­ко в спис­ках участ­ни­ков Со­бо­ра он не от­ме­чен). За­тем свя­той хо­тел вер­нуть­ся в пу­сты­ню, но бла­го­че­сти­вые вель­мо­жи Са­тур­нин и Вик­тор про­си­ли его не по­ки­дать Кон­стан­ти­но­поль и не остав­лять сво­их ду­хов­ных чад. Вняв их уго­во­рам, прп. Иса­а­кий по­про­сил по­стро­ить ему ке­лью. Каж­дый из вель­мож воз­вел в сво­ем име­нии жи­ли­ще для него, и свя­той вы­брал скром­ную ке­лью, со­ору­жен­ную Са­тур­ни­ном. Она на­хо­ди­лась в при­го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ля, за го­род­ски­ми сте­на­ми. К свя­то­му при­хо­ди­ло мно­го лю­дей из го­ро­да, он по­се­щал жи­те­лей по их прось­бам, чтобы по­мо­лить­ся с ни­ми и бла­го­сло­вить их до­ма. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий так­же неод­но­крат­но при­гла­шал его во дво­рец. Прп. Иса­а­кий все­гда стре­мил­ся по­мо­гать бед­ным, и ес­ли кто-то, встре­тив его на до­ро­ге, про­сил ми­ло­сты­ни, то он сни­мал с се­бя плащ и от­да­вал ни­ще­му. Ес­ли он воз­вра­щал­ся из го­ро­да и во­ро­та уже бы­ли за­кры­ты, то по­сле мо­лит­вы и крест­но­го зна­ме­ния свя­то­го они все­гда чу­дес­ным об­ра­зом от­кры­ва­лись. Через неко­то­рое вре­мя во­круг ке­льи Иса­а­кия был ос­но­ван мо­на­стырь, впо­след­ствии на­зван­ный Дал­ма­та мо­на­стырь, ко­то­рый счи­тал­ся древ­ней­шим в Кон­стан­ти­но­по­ле; там свя­той про­жил до кон­ца сво­их дней.
По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, прп. Иса­а­кий со­звал уче­ни­ков, на­став­лял их в пра­вой ве­ре и вы­брал сре­ди них од­но­го, по име­ни Дал­мат, ко­то­ро­го на­зна­чил сво­им пре­ем­ни­ком.
По­сле кон­чи­ны свя­то­го им­пе­ра­тор при­ка­зал со­вер­шить тор­же­ствен­ное по­гре­бе­ние с про­цес­си­ей к церк­ви св. Ири­ны (ко­то­рая то­гда бы­ла ка­фед­раль­ным со­бо­ром Кон­стан­ти­но­по­ля). Бра­тия мо­на­сты­ря и уче­ни­ки свя­то­го ис­про­си­ли раз­ре­ше­ние по­ло­жить остан­ки Иса­а­кия в церк­ви св. Сте­фа­на, по­стро­ен­ной непо­да­ле­ку от Дал­мат­ско­го мо­на­сты­ря. Св. Иса­а­кий был по­гре­бен в ал­та­ре это­го хра­ма, спра­ва от свя­то­го пре­сто­ла.
Ис­хо­дя из тек­ста Жи­тия Иса­а­кия, го­дом его смер­ти сле­ду­ет счи­тать 383-й. Од­на­ко дру­гие ис­точ­ни­ки та­кую да­ту не под­твер­жда­ют. Со­глас­но Жи­тию Дал­ма­та, Иса­а­кий жил еще при ар­хи­епи­ско­пе Ат­ти­ке (406–425). Кал­ли­ник, ав­тор Жи­тия прп. Ипа­тия Ру­фи­ни­ан­ско­го, так­же со­об­ща­ет, что св. Иса­а­кий был жив еще в 406 г., ко­гда по­се­щал прп. Ипа­тия в его мо­на­сты­ре. При этом дру­гая вер­сия Жи­тия Дал­ма­та, из­дан­ная М. Ге­део­ном, под­твер­жда­ет 383 г. как да­ту кон­чи­ны свя­то­го, од­на­ко сам из­да­тель кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к да­ти­ров­кам это­го со­чи­не­ния, ука­зы­вая на раз­но­об­раз­ные несо­от­вет­ствия, встре­ча­ю­щи­е­ся в тек­сте.
Ис­сле­до­ва­те­ли неод­но­крат­но за­тра­ги­ва­ли этот во­прос, и, по об­ще­му мне­нию, 383 г. нель­зя счи­тать го­дом смер­ти пре­по­доб­но­го. В на­сто­я­щее вре­мя об­ще­при­знан­ной яв­ля­ет­ся да­ти­ров­ка его кон­чи­ны пе­ри­о­дом по­сле 406 г. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли бо­лее кон­крет­но опре­де­ля­ют год смер­ти св. Иса­а­кия. Так, А. Ка­ме­рон от­но­сит его кон­чи­ну к 416 г. на ос­но­ва­нии дан­ных о церк­ви пер­во­мч. Сте­фа­на, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи Иса­а­кия. Су­ще­ству­ет мне­ние, что свя­той скон­чал­ся в 424 или 425 г.
Со­глас­но О. Мей­нар­ду­су, ча­сти­цы мо­щей прпп. Иса­а­кия и Дал­ма­та хра­нят­ся в ски­ту Но­вая Фива­и­да на Афоне.

По­чи­та­ние прп. Иса­а­кия в Рос­сии свя­за­но с лич­но­стью им­пе­ра­то­ра Пет­ра I, день рож­де­ния ко­то­ро­го (30 мая) сов­пал с днем па­мя­ти свя­то­го. Им­пе­ра­тор счи­тал его сво­им небес­ным по­кро­ви­те­лем, и в честь свя­то­го был воз­двиг­нут Иса­а­ки­ев­ский со­бор в С.-Пе­тер­бур­ге, сайт о соборе: https://isaakievskiy.ru/

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/469


Жития
Писание