⏳ 2024.03.21 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я Великого поста (глас 8й)
• четверг

📚 Великий покаянный канон прп. Андрея Критского:
• Аудио (читает патриарх Пимен)
https://azbyka.ru/audio/velikij-pokayannyj-kanon-prp-andreya-kritskogo-chitaet-patriarx-pimen.html
• Текст (чевтерг 1й седмицы)
https://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-andreya-kritskogo-s-perevodom-na-russkij-yazyk-chitaemyj-v-chetverg-pervoj-sedmicy-velikogo-posta.html

☀️ неподвижный годовой круг:
21 марта (8 марта)
• ап. Е́рма (Е́рмы) Филиппопольского (I) 📚
• сщмч. Феодори́та Антиохийского (361–363)
• прмч. Доме́тия Персиянина (363)
• прп. Феофила́кта Никомидийского (842–845)
• прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских (Мурманских)
• сщмч. Иоанна (Знаменского) (1923)
• мч. Владимира (Ушкова) (1942)
• иконы Божией Матери «Зна́мение» Курская-Коренная (1898)


☦️
Апостол от 70-ти Ерм (Е́рма) Филиппопольский, епископ.
Рим­ский граж­да­нин, но по про­ис­хож­де­нию грек. Жил в кон­це I ве­ка. Был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле Фра­кий­ском. О Ер­ме упо­ми­на­ет­ся апо­сто­лом Пав­лом в По­сла­нии к Рим­ля­нам: при­вет­ствуй­те Асин­кри­та, Фле­гон­та, Ер­ма (Рим.16:14).
Ерм – ав­тор кни­ги «Пас­тырь», на­пи­сать ко­то­рую его по­бу­ди­ли от­кро­ве­ния свы­ше. В са­мом «Пас­ты­ре» о его ав­то­ре со­об­ща­ет­ся, что он жил в Ри­ме во вре­мя па­пы Кли­мен­та, был сна­ча­ла бо­гат, за­ни­мал­ся мир­ски­ми де­ла­ми, имел зло­языч­ную же­ну и по­роч­ных сы­но­вей, к ко­то­рым не был до­ста­точ­но строг и за это на­ка­зан от Бо­га по­те­рей бо­гат­ства. Недо­уме­вая о при­чи­нах по­стиг­ше­го его бед­ствия, Ерм был вра­зум­лен об этом в ря­де быв­ших ему ви­де­ний. Эти ви­де­ния и на­став­ле­ния и со­став­ля­ют со­дер­жа­ние кни­ги. По фор­ме из­ло­же­ния «Пас­тырь» при­над­ле­жит к чис­лу апо­ка­лип­ти­че­ских про­из­ве­де­ний. Кни­га име­ла та­кое вли­я­ние, что вре­мен­но вно­си­лась, как со­став­ная часть, в Биб­лию, но не во­шла в окон­ча­тель­ный ка­нон Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
Свя­той апо­стол от 70 Ерм был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле, му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в I ве­ке. В По­сла­нии к Рим­ля­нам свя­той апо­стол Па­вел при­зы­вал рим­лян при­вет­ство­вать апо­сто­ла Ер­ма (Рим.16:14).

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/
• Пастырь

☦️
Священномученик Феодори́т Антиохийский, пресвитер.
Свя­той Фе­о­до­рит был пре­сви­те­ром и со­су­до­хра­ни­те­лем со­бор­ной церк­ви в Ан­тио­хии. Эта цер­ковь бы­ла по­стро­е­на и бо­га­то укра­ше­на им­пе­ра­то­ром, свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким (306–337; па­мять 21 мая), и его сы­ном Кон­стан­ци­ем и на­зы­ва­лась в на­ро­де «Зо­ло­той цер­ко­вью». За­няв пре­стол по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция (337–361), Юли­ан От­ступ­ник (361–363) ре­шил вос­ста­но­вить язы­че­ство по всей Рим­ской им­пе­рии. Им­пе­ра­тор на­зна­чил сво­е­го дя­дю, то­же Юли­а­на, пра­ви­те­лем Ан­тио­хии. Он по­ве­лел ему за­кры­вать хри­сти­ан­ские хра­мы, а изы­ма­е­мые из них цен­но­сти пе­ре­да­вать в им­пе­ра­тор­скую со­кро­вищ­ни­цу. Же­лая уго­дить им­пе­ра­то­ру, пра­ви­тель, то­же от­сту­пив­ший от хри­сти­ан­ской ве­ры, с рев­но­стью взял­ся за нече­сти­вое де­ло. При­быв в Ан­тио­хию с са­нов­ни­ком Фе­лик­сом, он при­ка­зал за­клю­чить пре­сви­те­ра Фе­о­до­ри­та под стра­жу, а сам при­сту­пил к гра­бе­жу, осквер­нив ал­тарь и свя­той пре­стол. Один из при­сут­ство­вав­ших, Евзой, про­бо­вал усо­ве­стить нече­стив­ца, но был за это из­бит. Юли­ан об­ви­нил свя­то­го Фе­о­до­ри­та в со­кры­тии цер­ков­ных цен­но­стей, но чест­ный со­су­до­хра­ни­тель опро­верг об­ви­не­ния и от­кры­то об­ли­чил Юли­а­на в от­ступ­ни­че­стве.
Несмот­ря на звер­ские пыт­ки, свя­той му­че­ник до кон­ца за­щи­щал ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля, а Юли­а­ну и им­пе­ра­то­ру пред­ска­зал ско­рую смерть за свя­то­тат­ство.
Во­и­ны, му­чив­шие вер­но­го пре­сви­те­ра, по­ра­жен­ные его твер­до­стью и тер­пе­ни­ем и укреп­лен­ные си­лою Сло­ва Бо­жия, об­ра­ти­лись к ве­ре Хри­сто­вой, за что бы­ли по­топ­ле­ны в мо­ре.
Сам свя­той ис­по­вед­ник был обез­глав­лен. По­ру­га­ние и ко­щун­ство над свя­ты­ня­ми не оста­лось без­на­ка­зан­ным – пред­ска­за­ние свя­то­го Фе­о­до­ри­та вско­ре сбы­лось: пра­ви­тель Юли­ан в му­ках скон­чал­ся от тя­же­лой бо­лез­ни, а им­пе­ра­тор Юли­ан по­гиб в по­хо­де про­тив пер­сов.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/223

☦️
Преподобномученик Доме́тий Персиянин.
Вре­мя и ме­сто кон­чи­ны неиз­вест­ны. Его па­мять со­дер­жит­ся в Си­нак­са­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви кон­ца X в.[SynCP. Col. 518], Ти­пи­коне Ве­ли­кой церк­ви IX–X вв., си­нак­са­рях се­мей­ства В [PG. 117. Col. 341].
По мне­нию ар­хи­еп. Сер­гия (Спас­ско­го), св. До­ме­тий яв­ля­ет­ся од­ним ли­цом с пре­по­доб­но­му­че­ни­ком До­ме­ти­ем Си­рий­ским, Пер­си­я­ни­ном.
Из стиш­ных си­нак­са­рей па­мять До­ме­тия по­па­ла в пе­чат­ную Ми­нею (Ве­не­ция, 1596) и за­тем бы­ла вклю­че­на в «Си­нак­са­рист» прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца.

☦️
Преподобный Феофила́кт Исповедник, Никомидийский, епископ.
Свя­той Фе­о­фи­лакт жил в Кон­стан­ти­но­по­ле в VIII ве­ке во вре­мя ико­но­бор­че­ской ере­си. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва IV Ха­за­ра (775–780) на пре­стол всту­пил им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI (780–797). Про­изо­шла и сме­на пат­ри­ар­хов: свя­той пат­ри­арх Па­вел (па­мять 30 ав­гу­ста), бу­дучи не в си­лах управ­лять паст­вой при силь­но рас­про­стра­нив­шем­ся ико­но­бор­че­стве, доб­ро­воль­но оста­вил ка­фед­ру (784). На его ме­сто был из­бран свя­той Та­ра­сий (па­мять 25 фев­ра­ля) – в то вре­мя пер­вый цар­ский со­вет­ник. По на­сто­я­нию но­во­го пат­ри­ар­ха был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор (787), осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь. Для пра­во­сла­вия на­сту­пи­ли от­но­си­тель­но мир­ные вре­ме­на. Мо­на­сты­ри вновь ста­ли по­пол­нять­ся на­сель­ни­ка­ми.
Свя­той Фе­о­фи­лакт, пре­дан­ный уче­ник свя­то­го Та­ра­сия, по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха вме­сте со свя­тым Ми­ха­и­лом (па­мять 23 мая) уда­лил­ся в мо­на­стырь на бе­рег Чер­но­го мо­ря. Рев­ност­ные по­движ­ни­ки сво­и­ми бо­го­угод­ны­ми тру­да­ми и со­сре­до­то­чен­ным мо­лит­вен­ным по­дви­гом по­лу­чи­ли от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ния. По их мо­лит­вам во вре­мя силь­ной за­су­хи, ко­гда жне­цы на по­ле из­не­мо­га­ли от жаж­ды, пу­стой со­суд стал ис­то­чать столь­ко во­ды, что ее хва­та­ло на це­лый день.
По­сле несколь­ких лет пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре они оба бы­ли по­свя­ще­ны пат­ри­ар­хом Та­ра­си­ем в епи­скоп­ский сан – свя­той Ми­ха­ил был по­став­лен епи­ско­пом Си­над­ским, а свя­той Фе­о­фи­лакт – епи­ско­пом Ни­ко­ми­дий­ским.
Воз­глав­ляя Ни­ко­ми­дий­скую Цер­ковь, свя­той Фе­о­фи­лакт неустан­но за­бо­тил­ся о вве­рен­ной ему пастве. Он стро­ил хра­мы, боль­ни­цы, стран­но­при­им­ные до­ма, щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню, опе­кал си­рот, вдов и боль­ных, сам уха­жи­вал за про­ка­жен­ны­ми, не гну­ша­ясь омы­вать их ра­ны.
Ко­гда им­пе­ра­тор­ский трон за­нял ико­но­бо­рец Лев 5 Ар­мя­нин (813–820), страш­ная ересь вспых­ну­ла с но­вой си­лой.
На им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца не смог по­вли­ять и пре­ем­ник свя­то­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия – свя­той Ни­ки­фор (806–815; па­мять 2 июня), ко­то­рый сов­мест­но с епи­ско­па­ми тщет­но убеж­дал пра­ви­те­ля не на­ру­шать цер­ков­но­го ми­ра. При­сут­ство­вав­ший на пе­ре­го­во­рах им­пе­ра­то­ра с пат­ри­ар­хом свя­той Фе­о­фи­лакт, об­ли­чая ере­ти­ков, пред­ска­зал Льву Ар­мя­ни­ну ско­рую ги­бель. За сме­лое про­ро­че­ство свя­ти­тель был от­прав­лен в ссыл­ку в кре­пость Стро­виль (в Ма­лой Азии). Здесь он то­мил­ся трид­цать лет до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей око­ло 845 го­да.
По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния в 847 го­ду, при им­пе­ра­три­це свя­той Фе­о­до­ре (842–855; † 867, па­мять 11 фев­ра­ля) и сыне ее Ми­ха­и­ле, свя­тые мо­щи епи­ско­па Фе­о­фи­лак­та бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ни­ко­ми­дию.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/224

☦️
Преподобный Ла́зарь Муромский (Мурманский), Олонецкий, игумен.
Преподобный Афана́сий Муромский (Мурманский), Олонецкий, игумен.

Пре­по­доб­ный Ла­зарь Мур­ман­ский был грек по на­цио­наль­но­сти, ро­дом из Кон­стан­ти­но­по­ля. В сво­ем род­ном го­ро­де он при­нял ино­че­ство в Вы­со­ко­гор­ском мо­на­сты­ре от стар­ца Афа­на­сия Дис­ке­та – стро­и­те­ля мно­гих оби­те­лей. За­тем пре­по­доб­ный 8 лет на­хо­дил­ся под ру­ко­вод­ством ке­са­рий­ско­го епи­ско­па Ва­си­лия. В 1343 го­ду епи­скоп Ва­си­лий, же­лая укре­пить­ся ду­хов­ным бла­го­сло­ве­ни­ем Рус­ской Церк­ви, от­пра­вил пре­по­доб­но­го Ла­за­ря как зна­то­ка ико­но­пи­си с ико­на­ми и да­ра­ми к Нов­го­род­ско­му свя­ти­те­лю Ва­си­лию (па­мять 10 фев­ра­ля, 4 ок­тяб­ря, 3 июля). Пре­по­доб­ный Ла­зарь дол­жен был сде­лать для Ке­са­рий­ской епар­хии спи­сок с ве­ли­кой нов­го­род­ской свя­ты­ни – ико­ны Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей (па­мять 15 ав­гу­ста), и со­ста­вить опи­са­ние нов­го­род­ских церк­вей и мо­на­сты­рей. Встре­тив пре­по­доб­но­го, нов­го­род­ский свя­ти­тель до зем­ли по­кло­нил­ся го­стю и бла­го­сло­вил его остать­ся в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре. Де­сять лет вер­но слу­жил пре­по­доб­ный Ла­зарь свя­ти­те­лю Ва­си­лию, а в 1352 го­ду, по­сле кон­чи­ны свя­то­го ар­хи­пас­ты­ря, он «сво­и­ми ру­ка­ми одел в го­то­вые оде­я­ния свя­тое те­ло и мно­го про­лил слез».
Опе­ча­лен­ный тем, что ли­шил­ся он те­перь обо­их сво­их на­став­ни­ков (о кон­чине Ке­са­рий­ско­го епи­ско­па пре­по­доб­ный узнал ра­нее по пись­мам), пре­по­доб­ный Ла­зарь ду­мал воз­вра­тить­ся на ро­ди­ну, но вско­ре во сне ему явил­ся свя­ти­тель Нов­го­род­ский и ука­зал «ид­ти в се­вер­ную сто­ро­ну к мо­рю, к ост­ро­ву Муч, на озе­ре Оне­га» (Мур­ман­ский ост­ров на Онеж­ском озе­ре), а в ско­ром вре­ме­ни и его пер­вый на­став­ник – епи­скоп Ке­са­рий­ский во сне по­ве­лел ему ид­ти на то же ме­сто и ос­но­вать оби­тель. По ле­то­пи­сям из­вест­но, что в то вре­мя нов­го­род­цы пред­при­ни­ма­ли пер­вые по­пыт­ки об­ра­тить в хри­сти­ан­скую ве­ру на­ро­ды, на­се­ляв­шие По­мо­рье.
Но не сра­зу смог по­пасть свя­той Ла­зарь в те зем­ли – вла­де­лец ост­ро­ва, нов­го­род­ский по­сад­ник Иван, дол­го не усту­пал его. Усерд­но мо­лил­ся пре­по­доб­ный Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че и пла­кал у гро­ба свя­ти­те­ля Ва­си­лия. И упор­ство земле­вла­дель­ца бы­ло слом­ле­но: од­на­жды сам свя­ти­тель Ва­си­лий явил­ся ему в «гроз­ном ви­де» и при­ка­зал от­дать ост­ров «дру­гу на­ше­му Ла­за­рю», ибо там «про­сла­вит­ся имя Ма­те­ри Бо­жи­ей».
При­был свя­той Ла­зарь один на бла­го­слов­лен­ное ме­сто. По­ста­вил крест, хи­жи­ну и «ма­лую хра­ми­ну» – ча­сов­ню. Вско­ре о нем про­слы­ша­ли жив­шие у озе­ра ло­па­ри и чудь, и мно­го стра­да­ний при­шлось ему пре­тер­петь от них: они спа­ли­ли его хи­жи­ну, вре­ди­ли, чем мог­ли, не раз би­ли его, гна­ли с ост­ро­ва; пре­сле­до­ва­ли, чтобы убить. Но Бог и Ца­ри­ца Небес­ная охра­ня­ли Сво­е­го угод­ни­ка. На ме­сте со­жжен­ной хи­жи­ны пре­по­доб­но­му Ла­за­рю яви­лась чу­дом уцелев­шая от ог­ня ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рой его бла­го­сло­ви­ли при по­стри­ге, и глас по­ве­ли­тель­ный был от нее: «Невер­ные лю­ди ста­нут вер­ны­ми, бу­дет еди­ная Цер­ковь и еди­ное ста­до Хри­сто­во. По­ставь на сем ме­сте цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В дру­гой раз ви­дел свя­той, как это же ме­сто бла­го­сло­ви­ла «Же­на све­то­леп­ная, си­я­ю­щая зо­ло­том, и бла­го­об­раз­ные му­жи по­кло­ня­лись Ей». А вско­ре к пре­по­доб­но­му при­шел сам ста­рей­ши­на ло­па­рей и про­сил ис­це­лить сле­по­рож­ден­но­го ре­бен­ка: «… то­гда мы уй­дем с ост­ро­ва, как при­ка­зы­ва­ют твои слу­ги». По­нял пре­по­доб­ный Ла­зарь, что это Ан­ге­лы небес­ные, и воз­бла­го­да­рил Гос­по­да. Он ис­це­лил сле­по­го ре­бен­ка, про­чи­тав над ним мо­лит­ву и окро­пив свя­той во­дой. По­сле это­го «злые лю­ди» по­ки­ну­ли ост­ров, а отец ис­це­лен­но­го впо­след­ствии стал мо­на­хом, и все сы­но­вья его кре­сти­лись.
С тех пор к пре­по­доб­но­му ста­ли при­хо­дить мно­гие из даль­них мест – он их кре­стил, по­стри­гал в ино­че­ство. При­шли к нему и его со­оте­че­ствен­ни­ки из Кон­стан­ти­но­по­ля – свя­тые ино­ки Еле­азар, Евме­ний и На­за­рий (па­мять 4 июня) – бу­ду­щие ос­но­ва­те­ли Пред­те­чен­ско­го мо­на­сты­ря в Оло­нец­ком крае.
По­бы­вав в Нов­го­ро­де, свя­той Ла­зарь по­лу­чил от епи­ско­па Мо­и­сея (1352–1360) бла­го­сло­ве­ние на устро­е­ние мо­на­сты­ря, ан­ти­минс и свя­щен­ные со­су­ды. Бы­ли по­стро­е­ны цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – пер­вая во всем По­мо­рье; цер­ковь Вос­кре­ше­ния Ла­за­ря, а так­же де­ре­вян­ная цер­ковь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи с тра­пез­ной.
До глу­бо­кой ста­ро­сти устро­ял и укреп­лял Мур­ман­ский Успен­ский мо­на­стырь его рев­ност­ный на­сто­я­тель пре­по­доб­ный Ла­зарь.
Вре­мя кон­чи­ны бы­ло от­кры­то ему в ви­де­нии его вер­ным по­кро­ви­те­лем – свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем Нов­го­род­ским. Вы­брав с бра­ти­ей до­стой­но­го пре­ем­ни­ка се­бе – афон­ско­го стар­ца Фе­о­до­сия, при­ча­стив­шись Свя­тых Жи­во­тво­ря­щих Та­ин и бла­го­сло­вив всех, свя­той Ла­зарь ото­шел ко Гос­по­ду 8 мар­та 1391 го­да в воз­расте 105 лет. По­греб­ли его в ча­совне, ря­дом с цер­ко­вью в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Жи­тие свя­то­го бы­ло за­пи­са­но стар­цем Фе­о­до­си­ем со слов са­мо­го пре­по­доб­но­го.

В оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ла­за­ря Му­ром­ско­го, или Мур­ман­ско­го, под­ви­зал­ся око­ло по­ло­ви­ны XV сто­ле­тия игу­мен Афа­на­сий. К со­жа­ле­нию, не со­хра­ни­лось ни­ка­ких све­де­ний о его бо­го­угод­ной жиз­ни. По­сле кон­чи­ны те­ло пре­по­доб­но­го Афа­на­сия бы­ло по­ло­же­но в осо­бой ча­совне и здесь же хра­нят­ся его вери­ги – па­мят­ник его по­дви­гов. По­движ­ник по­чи­та­ет­ся мест­но в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ла­за­ря на­равне с этим угод­ни­ком Бо­жи­им. И по­чи­та­ние это идет из­древ­ле: уже во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка игу­мен Афа­на­сий на­зы­ва­ет­ся «пре­по­доб­ным чу­до­твор­цем».

Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-lazar-muromskij-murmanskij-olonetskij

☦️
Священномученик Иоа́нн Знаменский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 8 мар­та 1868 го­да в се­ле Вла­ды­ки­но Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уез­да Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Зна­мен­ско­го. В 1882 го­ду он окон­чил Бе­ло­зер­ское ду­хов­ное учи­ли­ще Нов­го­род­ской епар­хии и в 1887 го­ду был опре­де­лен пса­лом­щи­ком к Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Вар­на­куш­ки той же епар­хии. В 1898 го­ду Иван Ва­си­лье­вич пе­ре­ехал в Тур­ке­стан­скую епар­хию и был на­зна­чен в По­кров­ский храм в се­ле По­кров­ка Пр­же­валь­ско­го уез­да. В 1902 го­ду он был пе­ре­ве­ден в Ге­ор­ги­ев­ский храм в се­ло Ток­мак Пи­шпек­ско­го уез­да.
В 1903 го­ду Иван Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ге­ор­ги­ев­ка Пи­шпек­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. Через год отец Иоанн был пе­ре­ве­ден в храм Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в ста­ни­цу Го­лу­бев­скую Джар­кент­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле ста­ни­цы. В 1906 го­ду он был пе­ре­ве­ден в се­ло Ге­ор­ги­ев­ка Пи­шпек­ско­го уез­да.
Свя­щен­ник Иоанн Зна­мен­ский был рас­стре­лян без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми в 1923 го­ду в го­ро­де Тал­ды-Кур­гане и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Влади́мир Ушков.
Му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ко­но­бе­е­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Его­ра Уш­ко­ва. В свое вре­мя Вла­ди­мир окон­чил сель­скую шко­лу и, при­дя в воз­раст, же­нил­ся; у них с же­ной ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. Имея боль­шую се­мью, Вла­ди­мир Его­ро­вич кро­ме ра­бо­ты в сель­ском хо­зяй­стве за­ни­мал­ся из­во­зом. При­зван­ный в 1914 го­ду на Первую ми­ро­вую вой­ну, он был тя­же­ло ра­нен, по­те­рял ру­ку и был де­мо­би­ли­зо­ван. По­сле ре­во­лю­ции Вла­ди­мир Его­ро­вич в по­ис­ках средств к су­ще­ство­ва­нию за­вел ма­стер­скую по вы­дел­ке пу­го­виц. В два­дца­тых го­дах он был из­бран ста­ро­стой в Тро­иц­кой церк­ви в род­ном се­ле Ко­но­бе­е­во.
В 1930 го­ду все его иму­ще­ство бы­ло опи­са­но и ото­бра­но вла­стя­ми. Вслед за этим ему пред­ло­жи­ли упла­тить на­ло­ги, но по­сколь­ку на­ло­ги ему пла­тить ста­ло нечем, то 2 фев­ра­ля 1930 го­да он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и к пя­ти го­дам ссыл­ки. Вла­ди­мир Его­ро­вич об­жа­ло­вал при­го­вор, и в ап­ре­ле 1930 го­да бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о его осво­бож­де­нии на том ос­но­ва­нии, что ес­ли он и за­ни­мал­ся тор­гов­лей, то «не си­сте­ма­ти­че­ски, а лишь по­то­му, чтобы иметь сред­ства к су­ще­ство­ва­нию, так как обре­ме­нен мно­го­чис­лен­ным се­мей­ством; сам же Уш­ков, ин­ва­лид им­пе­ри­а­ли­сти­че­ской вой­ны, ра­бо­тать на по­сто­ян­ной ра­бо­те не мо­жет». 25 ап­ре­ля 1930 го­да Вла­ди­мир Его­ро­вич был осво­бож­ден из ко­ло­мен­ской тюрь­мы, вер­нул­ся в се­ло и при­сту­пил к ис­пол­не­нию обя­зан­но­стей цер­ков­но­го ста­ро­сты, а со вто­рой по­ло­ви­ны трид­ца­тых го­дов он стал слу­жить в хра­ме пса­лом­щи­ком.
19 ян­ва­ря 1938 го­да, во вре­мя мас­со­вых го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, Вла­ди­мир Его­ро­вич был аре­сто­ван и по­сле непро­дол­жи­тель­ных до­про­сов, про­из­ве­ден­ных в рай­он­ной тюрь­ме, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. В ка­че­стве сви­де­те­ля сле­до­ва­тель до­про­сил пред­се­да­те­ля мест­но­го кол­хо­за, ко­то­рый по­ка­зал, что Уш­ков хо­тя и со­сто­ит в кол­хо­зе, но на ра­бо­ту не хо­дит, го­во­рит, что ра­бо­тать в кол­хо­зе грех, ве­дет ре­ли­ги­оз­ную аги­та­цию, го­во­рит, что в цер­ков­ные празд­ни­ки на кол­хоз­ных по­лях ра­бо­тать нель­зя, это ве­ли­кий грех. Пред­се­да­тель кол­хо­за так­же ука­зал, как на сви­де­тель­ство пре­ступ­но­сти Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча, на то, что он слу­жит в церк­ви.
23 ян­ва­ря сле­до­ва­тель до­про­сил Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча.
— С ка­ко­го вре­ме­ни вы яв­ля­е­тесь пса­лом­щи­ком ко­но­бе­ев­ской церк­ви? — спро­сил он.
— Око­ло го­да. До это­го я был чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та.
— Как ча­сто вы по­се­ща­ли свя­щен­ни­ка ко­но­бе­ев­ской церк­ви?
Вла­ди­мир Его­ро­вич от­ве­тил, что встре­чал­ся со свя­щен­ни­ком боль­шей ча­стью в церк­ви, но бы­вал и до­ма, ко­гда свя­щен­ник уез­жал из се­ла, и то­гда он оста­вал­ся у него в до­ме но­че­вать. На во­прос, не встре­чал ли он в до­ме свя­щен­ни­ка ко­го из по­сто­рон­них, пса­лом­щик от­ве­тил, что ни­ко­го не встре­чал.
— На про­тя­же­нии 1937 го­да вы за­ни­ма­лись в се­ле Ко­но­бе­е­во контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью. Вы это при­зна­е­те?
— Нет, не при­знаю.
Сле­до­ва­тель стал ци­ти­ро­вать по­ка­за­ния сви­де­те­лей и спра­ши­вать, при­зна­ет ли об­ви­ня­е­мый их спра­вед­ли­вость, но Вла­ди­мир Его­ро­вич их все от­верг, ска­зав, что все на­пи­сан­ное в них лож­но.
9 июля 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 сен­тяб­ря Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло Вла­ди­ми­ра Его­ро­ви­ча к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Пса­лом­щик Вла­ди­мир Уш­ков скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Оне­гла­ге 21 мар­та 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы «Зна́мение» Курская-Коренная.
Кур­ская ико­на «Зна­ме­ние» Бо­жи­ей Ма­те­ри — од­на из древ­ней­ших икон Рус­ской Церк­ви. В ХIII ве­ке, во вре­мя та­тар­ско­го на­ше­ствия, ко­гда все Рус­ское го­су­дар­ство ис­пы­ты­ва­ло ве­ли­чай­шее бед­ствие, го­род Курск, ра­зо­рен­ный пол­чи­ща­ми Ба­тыя, при­шел в за­пу­сте­ние. Од­на­жды в окрест­но­стях го­ро­да один охот­ник за­ме­тил ле­жав­шую у кор­ней де­ре­ва ико­ну, об­ра­щен­ную ли­ком к зем­ле. Охот­ник под­нял ее и уви­дел, что изо­бра­же­ние ико­ны по­доб­но иконе «Зна­ме­ние» Нов­го­род­ской. Од­новре­мен­но с яв­ле­ни­ем этой ико­ны со­вер­ши­лось и пер­вое чу­до. Как толь­ко охот­ник под­нял свя­тую ико­ну с зем­ли, тот­час на ме­сте, где ле­жа­ла ико­на, с си­лой за­бил ис­точ­ник чи­стой во­ды. Это про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1295 го­да. Охот­ник не ре­шил­ся оста­вить ико­ну в ле­су и, по­стро­ив на ме­сте об­ре­те­ния неболь­шую де­ре­вян­ную ча­сов­ню, по­ста­вил в ней но­во­яв­лен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.
Вско­ре об этом узна­ли жи­те­ли го­ро­да Рыль­ска, рас­по­ло­жен­но­го непо­да­ле­ку, и ста­ли по­се­щать ме­сто яв­ле­ния для по­кло­не­ния но­вой свя­тыне.
Ико­ну пе­ре­нес­ли в Рыльск и по­ста­ви­ли в но­вом хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Но ико­на про­бы­ла там недол­го, чу­дес­ным об­ра­зом она ис­чез­ла и воз­вра­ти­лась на ме­сто сво­е­го яв­ле­ния. Жи­те­ли Рыль­ска неод­но­крат­но бра­ли ее и от­но­си­ли в го­род, но ико­на непо­сти­жи­мым об­ра­зом воз­вра­ща­лась на преж­нее ме­сто. То­гда все по­ня­ли, что Бо­го­ма­терь бла­го­во­лит к ме­сту яв­ле­ния Сво­е­го об­ра­за.
Еже­год­но в пят­ни­цу де­вя­той неде­ли по­сле Пас­хи ико­на «Зна­ме­ние» тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась из кур­ско­го Зна­мен­ско­го со­бо­ра на ме­сто ее яв­ле­ния в Ко­рен­ную пу­стынь, где она и оста­ва­лась до 12 сен­тяб­ря, а за­тем сно­ва тор­же­ствен­но воз­вра­ща­лась в Курск. Этот крест­ный ход был уста­нов­лен в 1618 го­ду в па­мять пе­ре­не­се­ния ико­ны из Моск­вы в Курск и в вос­по­ми­на­ние ее пер­во­на­чаль­но­го яв­ле­ния.
Осо­бая по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри через эту ико­ну свя­за­на с важ­ны­ми со­бы­ти­я­ми в ис­то­рии Рос­сии: осво­бо­ди­тель­ной вой­ной рус­ско­го на­ро­да во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия 1612 го­да и Оте­че­ствен­ной вой­ной 1812 го­да.
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» Кур­ская-Ко­рен­ная в по­след­ний раз пре­бы­ва­ла на рус­ской зем­ле 14 сен­тяб­ря 1920 го­да в Кры­му, в вой­сках, сра­жав­ших­ся про­тив боль­ше­ви­ков. По­ки­нув Рос­сию в 1920 г., свя­тая ико­на ста­ла «Оди­гит­ри­ей» (Пу­те­во­ди­тель­ни­цей) Рус­ско­го рас­се­я­ния, неот­луч­но пре­бы­вая со все­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви за­гра­ни­цей. Ныне она пре­бы­ва­ет в од­ном из хра­мов Но­вой Ко­рен­ной пу­сты­ни под Нью-Йор­ком (США). В кур­ском Зна­мен­ском со­бо­ре хра­нит­ся спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-kurskaja-korennaja


Жития
Писание