⏳ 2024.03.19 (вт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я Великого поста (глас 8й)
• вторник

📚 Великий покаянный канон прп. Андрея Критского:
• Аудио (читает патриарх Пимен)
https://azbyka.ru/audio/velikij-pokayannyj-kanon-prp-andreya-kritskogo-chitaet-patriarx-pimen.html
• Текст (вторник 1й седмицы)
https://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kanon-andreya-kritskogo-s-perevodom-na-russkij-yazyk-chitaemyj-vo-vtornik-pervoj-sedmicy-velikogo-posta.html

☀️ неподвижный годовой круг:
19 марта (6 марта)
• прмчч. Ко́нона Иконийского и сына его Ко́нона (270–275)
• св. равноап. царицы Елены, обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей (326)
• прп. Аркадия Кипрского (ок. 361)
• прп. Фридоли́на Зекингенского (540)
• мчч. 42-х во Амморее: Константина, Ае́тия, Фео́фила, Феодора, Мелиссе́на, Ка́ллиста, Васо́я и прочих с ними (ок. 845)
• прп. И́ова (Иисуса) Анзерского (1720)
• икон Божией Матери: «Благодатное Небо» (XIV); Ченстоховская; Шестоковская (XVIII)


☦️
Преподобномученики Ко́нон Иконийский, Старший и сын его Ко́нон Младший.
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Ко­нон жил в Ико­нии (Ма­лая Азия). Ов­до­вев, он с се­ми­лет­ним сы­ном уда­лил­ся в мо­на­стырь. Бла­го­че­сти­вой жиз­нью свя­той спо­до­бил­ся по­мо­щи свы­ше – он из­го­нял бе­сов, ис­це­лял боль­ных, да­вал сле­пым про­зре­ние, про­по­ве­до­вал уче­ние Хри­ста сре­ди языч­ни­ков и об­ра­тил мно­гих. Слух о нем до­шел до пра­ви­те­ля До­ме­ти­а­на, го­ни­те­ля хри­сти­ан. Свя­то­го Ко­но­на при­зва­ли на суд и за­став­ля­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам, но про­по­вед­ник не сдал­ся и был пре­дан ис­тя­за­ни­ям. На суд был до­став­лен и сем­на­дца­ти­лет­ний сын му­че­ни­ка – диа­кон Ко­нон. По­сле то­го, как льсти­вы­ми уго­во­ра­ми и его не уда­лось за­ста­вить от­речь­ся от ис­тин­ной ве­ры, от­ца с сы­ном ста­ли же­сто­ко пы­тать: на рас­ка­лен­ном же­лез­ном од­ре, об­на­жен­ных, их об­ли­ва­ли го­ря­чим мас­лом, бро­са­ли в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом, се­рой и смо­лой, ве­ша­ли вниз го­ло­вой и опа­ля­ли смрад­ным ды­мом, но, хра­ни­мые си­лой небес­ной, свя­тые му­че­ни­ки оста­ва­лись невре­ди­мы­ми. При­сты­жен­ные му­чи­те­ли в яро­сти изыс­ка­ли страш­ный спо­соб уни­что­жить про­по­вед­ни­ков – пе­ре­пи­лить их де­ре­вян­ной пи­лой. Узнав о та­ком при­го­во­ре, свя­тые ис­про­си­ли вре­мя для мо­лит­вы и воз­зва­ли ко Гос­по­ду: «Бла­го­да­рим Те­бя, Гос­по­ди, что спо­до­бил нас по­стра­дать за Имя Твое! Мо­лим Те­бя, дай мир Церк­ви Тво­ей, по­сра­ми пре­сле­ду­ю­щих ее, утвер­ди и умножь ве­ру­ю­щих в Те­бя, нас же при­и­ми к Се­бе и дай по­кой ду­шам на­шим».
И раз­дал­ся Глас Бо­жий с неба, при­зы­вав­ший свя­тых стра­даль­цев. Осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, свя­тые му­че­ни­ки пре­да­ли ду­ши Гос­по­ду. Тот­час про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, и па­ли в го­ро­де все идоль­ские ка­пи­ща.
Мо­на­хи тай­но по­хо­ро­ни­ли те­ла му­че­ни­ков в мо­на­сты­ре, где свя­тые под­ви­за­лись при жиз­ни. Это про­изо­шло в цар­ство­ва­ние Авре­ли­а­на, в 270–275 гг. Впо­след­ствии мо­щи свя­тых му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ита­лию, в го­род Ацер­ру (в Кам­па­нии).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/216

☦️
Равноапостольная Еле́на Константинопольская, царица.
… Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну (день памяти 3 июня), дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.
За свои ве­ли­кие за­слу­ги пе­ред Цер­ко­вью и тру­ды по об­ре­те­нию Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста ца­ри­ца Еле­на име­ну­ет­ся рав­ноап­о­столь­ной.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-elena-konstantinopolskaja-carica

☦️
Преподобный Арка́дий Кипрский.
Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий с юно­сти все­це­ло по­свя­тил се­бя ино­че­ским по­дви­гам. Свя­той под­ви­зал­ся на ост­ро­ве Кипр во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337). Он был на­став­ни­ком свя­тых му­че­ни­ков Иули­а­на-вра­ча и Евву­ла, каз­нен­ных Юли­а­ном От­ступ­ни­ком (361–363). Опла­кав му­че­ни­че­скую смерть сво­их уче­ни­ков и пре­дав зем­ле их те­ла, пре­по­доб­ный Ар­ка­дий в ско­ром вре­ме­ни сам мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
Преподобный Фридоли́н Зекингенский.
Пре­по­доб­ный Фри­до­лин Зе­кин­ген­ский († 538), по пре­да­нию, про­ис­хо­дил из бла­го­род­но­го ир­ланд­ско­го се­мей­ства. В кон­це V ве­ка он при­был из Ир­лан­дии в Пу­а­тье, так как ему бы­ло ви­де­ние святителя Ила­рия Пик­та­вий­ско­го (па­мять 13/26 ян­ва­ря – галл., греч., ру­мын.), в ко­то­ром тот по­про­сил Фри­до­ли­на най­ти его мо­щи. Фри­до­лин на­шёл мо­ги­лу свя­ти­те­ля и цер­ковь, раз­ру­шен­ную при ве­ли­ком пе­ре­се­ле­нии на­ро­дов. Им бы­ли по­гре­бе­ны най­ден­ные сре­ди му­со­ра мо­щи свя­ти­те­ля и воз­двиг­ну­та но­вая цер­ковь в его честь. За это епи­скоп Пу­а­тье на­зна­чил его игу­ме­ном мо­на­сты­ря, при­над­ле­жав­ше­го церк­ви. По­сле по­втор­но­го ви­де­ния св. Ила­рия Фри­до­лин от­пра­вил­ся в Страс­бург, Кон­станц и Шур, в края, на­се­лён­ные ала­ма­на­ми, где воз­двиг мно­го­чис­лен­ные хра­мы, освя­щён­ные в честь свя­тителя.
В ко­неч­ном ито­ге св. Фри­до­лин на­шёл ост­ров на Рейне, ко­то­рый был ему от­крыт во вре­мя ви­де­ния, и по­се­лил­ся на нём. Это был ост­ров Зе­кин­ген (Säckingen) к во­сто­ку от Ба­зе­ля. Но мест­ные жи­те­ли, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли этот ост­ров для вы­па­са ско­та, при­ня­ли свя­то­го за во­ра и из­гна­ли его. Ко­роль фран­ков Хло­двиг I да­ро­вал свя­то­му этот ост­ров, Фри­до­лин вер­нул­ся ту­да и ос­но­вал муж­ской мо­на­стырь, став­ший цен­тром еван­гель­ской про­по­ве­ди в верх­нем те­че­нии Рей­на. Преподобный ос­но­вал Шот­ланд­ский мо­на­стырь в Кон­стан­це, со сво­ей про­по­ве­дью он до­хо­дил до Аугс­бур­га.
Скон­чал­ся в 538 го­ду в Зе­кин­гене и был там по­гре­бён. В на­сто­я­щее вре­мя его мо­щи по­чи­ва­ют в Вене, в со­бо­ре свя­то­го Сте­фа­на.
В Ран­квай­ле (Rankweil), что в зем­ле Фо­рарль­берг (Vorarlberg), Ав­стрия, в ча­совне свя­то­го Фри­до­ли­на пре­бы­ва­ет его мо­лит­вен­ный ка­мень.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-fridolin-zekingenskij

☦️
Мученики Константи́н, Ае́тий, Фео́фил, Фео́дор, Мелиссе́н, Ка́ллист, Васо́й и прочие с ними.
Во вре­мя вой­ны меж­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Фе­о­фи­лом (829–842) и са­ра­ци­на­ми по­след­ним уда­лось оса­дить го­род Ам­мо­рею (Га­ла­тия). В ре­зуль­та­те из­ме­ны во­е­на­чаль­ни­ка Ва­дит­зи­са Ам­мо­рея па­ла, а со­рок два ее за­щит­ни­ка – во­и­на бы­ли за­хва­че­ны в плен и от­прав­ле­ны в Си­рию. В те­че­ние се­ми лет то­ми­тель­но­го за­клю­че­ния плен­ни­ков тщет­но убеж­да­ли от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и при­нять му­суль­ман­ство. Они упор­но от­верг­ли все лест­ные пред­ло­же­ния и му­же­ствен­но вы­дер­жа­ли страш­ные угро­зы. По­сле мно­гих пы­ток, так и не сло­мив дух во­и­нов-хри­сти­ан, их осу­ди­ли на смерть. Стой­кость свя­тых на­де­я­лись по­ко­ле­бать и пе­ред са­мой каз­нью. Во­и­ну Фе­о­до­ру го­во­ри­ли: «Нам из­вест­но, что ты, оста­вив свя­щен­ный сан, стал во­и­ном и про­ли­вал кровь. Ты не мо­жешь на­де­ять­ся на Хри­ста, – при­знай Ма­го­ме­та». Но му­че­ник уве­рен­но от­ве­чал: «Я не от­рек­ся от Хри­ста, а за то, что оста­вил свя­щен­ный сан, дол­жен про­лить свою кровь».
При­го­во­рен­ные спо­кой­но и бес­страш­но под­хо­ди­ли к па­ла­чам. Их обез­гла­ви­ли, а те­ла бро­си­ли в ре­ку Ев­фрат. В служ­бе про­слав­ля­ют­ся свя­тые стра­сто­терп­цы: «все­б­ла­жен­ный» Фе­о­дор, «непо­бе­ди­мый» Кал­лист, «доб­лий» Кон­стан­тин, «чуд­ный» Фе­о­фил и «креп­чай­ший» Ва­сой.
Пре­да­тель же Ва­дит­зис не из­бе­жал по­зор­ной уча­сти: вра­ги зна­ли, что нель­зя до­ве­рять из­мен­ни­ку, и умерт­ви­ли его.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/217

☦️
Преподобный И́ов (в схиме Иису́с) Анзерский.
Пре­по­доб­ный Иов Ан­зер­ский, в ми­ру Иоанн, ро­дил­ся в Москве в 1635 го­ду. Свое пас­тыр­ское слу­же­ние на­чал свя­щен­ни­ком в од­ном из при­ход­ских хра­мов. Он жил стро­го, по-мо­на­ше­ски, в по­сте и по­сто­ян­ной мо­лит­ве: «По­ми­луй мя, Гос­по­ди! По­ща­ди мя, Гос­по­ди!» Лю­бовь к лю­дям бы­ла у него уди­ви­тель­ная: он все­гда ис­кал слу­чая сде­лать ближ­не­му доб­ро. С пол­ным уча­сти­ем отец Иоанн по­мо­гал всем нуж­да­ю­щим­ся, за­бо­тил­ся об оби­жен­ных и невин­но стра­да­ю­щих, ду­хов­но сла­бых под­креп­лял, за­блуд­ших – лас­ко­во и муд­ро вра­зум­лял, уте­шал и на­став­лял. Дом его все­гда был от­крыт для бед­ных – на­кор­мив, оте­че­ски по­бе­се­до­вав, он от­пус­кал уте­шен­ных, на­де­ляя их в до­ро­гу чем мог. Ес­ли сам неча­ян­но ко­го-ни­будь оби­жал, то тут же ка­ял­ся и немед­лен­но про­сил про­ще­ния.
Сла­ва о доб­ром пас­ты­ре до­шла до са­мо­го ца­ря Пет­ра I – пре­по­доб­ный был при­зван для свя­щен­но­слу­же­ния в при­двор­ной церк­ви и из­бран ду­хов­ни­ком ца­ря и цар­ству­ю­ще­го до­ма. Поль­зу­ясь сво­им вли­я­ни­ем при дво­ре, пре­по­доб­ный ста­рал­ся еще бо­лее быть по­лез­ным бед­ству­ю­щим. По­се­щая за­клю­чен­ных в тюрь­мах, он через Сло­во Бо­жие бла­го­твор­но вли­ял на пре­ступ­ни­ков, невин­но осуж­ден­ных укреп­лял в тер­пе­нии, то­му же, кто от­бы­вал срок за дол­ги, по­мо­гал рас­пла­чи­вать­ся.
С го­да­ми отец Иоанн, по­свя­тив се­бя бо­го­мыс­лию, вы­хо­дил из до­ма толь­ко на цер­ков­ные служ­бы, не пре­кра­щая бла­го­тво­ре­ний через до­ве­рен­ных лиц.
В 1701 го­ду по лож­но­му до­но­су ца­рю (яко­бы, узнав о зло­умыш­ле­нии, «он яко ду­хов­ник не от­крыл на­чаль­ству»), пре­по­доб­ный был со­слан в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Иов. По­сле мно­гих ис­пы­та­ний ста­рец Иов был осво­бож­ден от по­слу­ша­ний и уеди­нил­ся на без­мол­вие в сво­ей кел­лии. Узнав о свя­той жиз­ни по­движ­ни­ка и удо­сто­ве­рив­шись, что ста­рец был окле­ве­тан, царь Петр I хо­тел воз­вра­тить ду­хов­ни­ка к се­бе, но пре­по­доб­ный Иов от­ка­зал­ся. В 1702 го­ду для боль­ше­го без­мол­вия он пе­ре­шел в Ан­зер­ский скит Свя­той Тро­и­цы, где вско­ре по смер­ти Ан­зер­ско­го стро­и­те­ля Еле­аза­ра был на­зна­чен на­сто­я­те­лем.
Пом­ня сло­ва Гос­под­ни: «Ему же да­но бу­дет мно­го, мно­го и взы­щет­ся от него» (Лк.12:48), – на но­вом по­при­ще свя­щен­но­и­нок Иов по­ло­жил мно­го тру­да и за­бот. Муд­рый на­став­ник всех учил сми­рен­но­му по­слу­ша­нию Бо­гу и на­чаль­ни­кам как пер­вой доб­ро­де­те­ли, без ко­то­рой не мо­жет быть спа­се­ния; при­учал к по­сто­ян­но­му тру­ду и за­бо­те о ближ­них. Он сам по­се­щал боль­ных, омы­вал и пе­ре­вя­зы­вал им ра­ны, а неред­ко ис­це­лял их неду­ги сво­ей мо­лит­вой. При этом цер­ков­ных служб и ке­лей­но­го пра­ви­ла он ни­ко­гда не опус­кал.
В 1710 го­ду пре­по­доб­ный Иов при­нял ве­ли­кий Ан­гель­ский об­раз с име­нем Иисус. Вско­ре Са­ма Ма­терь Бо­жия опре­де­ли­ла даль­ней­ший путь иерос­хи­мо­на­ху Иису­су: Она яви­лась ему во сне вме­сте с пер­во­на­чаль­ни­ком и по­кро­ви­те­лем ски­та пре­по­доб­ным Еле­аза­ром Ан­зер­ским (па­мять 13 ян­ва­ря) и ска­за­ла, что на го­ре, от­ныне на­зы­ва­е­мой вто­рой Гол­го­фою, на Ан­зер­ском ост­ро­ве, бу­дет устро­е­на цер­ковь Рас­пя­тия Иису­са Хри­ста и учре­дит­ся скит. При­няв этот чу­дес­ный сон за бла­го­сло­ве­ние Бо­жие, ста­рец Иисус в 1714 го­ду пе­ре­се­лил­ся на жи­тель­ство на го­ру Гол­го­фу и с по­мо­щью уче­ни­ков, схи­мо­на­ха Мат­фея и мо­на­ха Ма­ка­рия, ос­но­вал Гол­го­фо-рас­пят­ный скит, где про­дол­жил свой мно­го­труд­ный по­двиг. В 1715 го­ду бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь в честь Рас­пя­тия Гос­под­ня.
Сам пре­ста­ре­лый стро­и­тель, в при­мер бра­тии, неред­ко ру­бил дро­ва, но­сил на го­ру во­ду, в пе­карне за­тво­рял те­сто. В сво­ей кел­лии ста­рец по­сто­ян­но за­ни­мал­ся ру­ко­де­ли­ем, а день­ги, ко­то­рые за это вы­ру­чал, де­лил на три ча­сти: на нуж­ды цер­ков­ные, на нуж­ды бра­тии, на ми­ло­сты­ню ни­щим. Се­бе он не остав­лял ни­че­го, имея при се­бе лишь несколь­ко ду­хов­ных книг.
За бо­го­угод­ную жизнь пре­по­доб­ный был удо­сто­ен осо­бен­ных от­кро­ве­ний. По его го­ря­чим мо­лит­вам Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­лась ему в кел­лии и на­зва­ла ме­сто на го­ре, где мож­но рыть ко­ло­дец и по­лу­чить во­ду, столь необ­хо­ди­мую для нужд мо­на­сты­ря. Ко­гда был от­крыт чу­дес­ный ис­точ­ник, пре­по­доб­ный вра­зу­мил бра­тию: «Ни­ко­гда не скор­би­те, не ма­ло­ду­ше­ствуй­те, но все­гда упо­вай­те на Бо­га. Помни­те обе­ща­ние Его: «Мать ис­ча­дие свое ско­рее за­бу­дет, неже­ли Аз вас». Свя­той угод­ник с по­мо­щью Бо­жи­ей су­мел пред­ви­деть злые на­ме­ре­ния при­шед­ших од­на­жды к нему чу­жих лю­дей и сво­ей мо­лит­вой: «Гос­по­ди, по­шли сон ра­бам Тво­им, утру­див­шим­ся в су­ет­ном уго­жде­нии вра­гу», – усы­пил зло­умыш­лен­ни­ков на пять дней и но­чей и этим при­вел их к ис­крен­не­му рас­ка­я­нию). В дру­гой раз он на­ка­зал во­ров, за­ста­вив про­сто­ять их непо­движ­но под тя­же­стью на­граб­лен­но­го два дня, по­ка те не взмо­ли­лись о по­ща­де.
Свя­то­му Иису­су Бог от­крыл вре­мя при­бли­жав­шей­ся кон­чи­ны. Еще за­дол­го до смер­ти свя­той из­ве­стил бра­тию, что умрет он в вос­крес­ный день до вос­хо­да солн­ца. Всю жизнь по­свя­тив слу­же­нию Бо­гу и ближ­ним, сми­рен­ный по­движ­ник, го­то­вясь к на­зна­чен­но­му ча­су, со­кру­шен­но ка­ял­ся, что слиш­ком ма­ло уго­ждал Гос­по­ду.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный, как и пред­ска­зы­вал, в вос­крес­ный день, – в Неде­лю пра­во­сла­вия, – утром, до вос­хо­да солн­ца, 6 мар­та 1720 го­да.
В пред­смерт­ные ми­ну­ты свя­то­го кел­лия его оза­ри­лась необык­но­вен­ным све­том, раз­ли­лось бла­го­уха­ние и слыш­на бы­ла пса­лом­ская песнь: «Яко прой­ду в ме­сто се­ле­ния див­на да­же до до­му Бо­жия, во гла­се ра­до­ва­ния и ис­по­ве­да­ния, шу­ма празд­ну­ю­щих» (Пс.41:5).

☦️
Икона Богородицы «Благодатное Небо».
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Бла­го­дат­ное Небо», на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се Мос­ков­ско­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Крем­ля по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат.
Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, изо­бра­же­на в пол­ный рост и в окру­же­нии яр­ко-крас­ной ман­дор­лы с ис­хо­дя­щи­ми от нее си­я­ю­щи­ми лу­ча­ми. Этот об­раз име­ет так­же на­име­но­ва­ние «Что Тя на­ре­чем?», про­ис­хо­дя­щее из тек­ста Бо­го­ро­дич­на 1-го ча­са, на­чер­тан­но­го по краю си­я­ния, ис­хо­дя­ще­го от Бо­жи­ей Ма­те­ри: «Что Тя на­ре­чем, о, Бла­го­дат­ная? Небо, яко вос­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды; рай, яко про­зяб­ла еси Цвет нетле­ния; Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на; Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам на­шим».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-blagodatnoe-nebo

☦️
Икона Богородицы Ченстоховская.
Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся, по пре­да­нию, к тем 70-ти ико­нам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рые на­пи­сал свя­той еван­ге­лист Лу­ка (па­мять 18 ок­тяб­ря). Она бы­ла на­пи­са­на в Иеру­са­ли­ме, в Си­он­ской гор­ни­це. В 66–67 го­дах, во вре­мя на­ше­ствия рим­ских войск под пред­во­ди­тель­ством Вес­па­си­а­на и Ти­та, хри­сти­ане бе­жа­ли в ме­стеч­ко Пел­лу. Вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ня­ми они со­хра­ня­ли в пе­ще­рах и Чен­сто­хов­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри. В 326 го­ду, ко­гда свя­тая ца­ри­ца Еле­на (па­мять 21 мая) хо­ди­ла в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­тым ме­стам и об­ре­ла Крест Хри­стов, она по­лу­чи­ла в дар от хри­сти­ан эту ико­ну, при­вез­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­ви­ла во двор­цо­вой ча­совне, где свя­ты­ня на­хо­ди­лась в те­че­ние пя­ти ве­ков.
В Рос­сию чу­до­твор­ный об­раз с ве­ли­кой че­стью был при­не­сен ос­но­ва­те­лем го­ро­да Льво­ва (Лем­бер­га — 1268–1270), га­лиц­ко-во­лын­ским кня­зем Львом Да­ни­ло­ви­чем, и по­ме­щен в Бельз­ском зам­ке под ве­де­ни­ем пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства.
Впо­след­ствии, при за­во­е­ва­нии За­пад­ной Укра­и­ны по­ля­ка­ми, чу­до­твор­ная ико­на до­ста­лась поль­ско­му пра­ви­те­лю кня­зю Вла­ди­сла­ву Ополь­ско­му. Та­та­ры, вторг­нув­шись в пре­де­лы Рос­сии, оса­ди­ли за­мок Бельз. Упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей, князь Вла­ди­слав вы­нес свя­ты­ню из церк­ви и по­ста­вил на го­род­ской стене. Прон­зен­ный вра­же­ской стре­лой, чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил на­все­гда сле­ды ис­тек­шей кро­ви. Спу­стив­ша­я­ся то­гда на та­тар­ское вой­ско вре­до­нос­ная мгла за­ста­ви­ла их снять оса­ду зам­ка и уда­лить­ся в свои пре­де­лы. За­ступ­ни­ца Небес­ная в сон­ном ви­де­нии по­ве­ле­ла кня­зю пе­ре­не­сти чу­до­твор­ную ико­ну на Яс­ную го­ру Чен­сто­хов­скую. Ос­но­вав в 1352 го­ду мо­на­стырь на Яс­ной го­ре — (го­ре «сви­де­ния» — так ее на­зы­ва­ли за мно­же­ство про­ис­хо­див­ших там чу­дес), князь Вла­ди­слав пе­ре­нес в него чу­до­твор­ную свя­ты­ню, вве­рив ее на хра­не­ние мо­на­хам Па­у­лин­ско­го ор­де­на. Через несколь­ко лет оби­тель бы­ла ограб­ле­на гу­си­та­ми. Ли­шив ее всех со­кро­вищ, они хо­те­ли по­хи­тить и чу­до­твор­ный об­раз, но неви­ди­мая си­ла удер­жи­ва­ла ко­ней, и во­зок со свя­ты­ней не тро­нул­ся с ме­ста. В яро­сти один из гра­би­те­лей сбро­сил свя­тую ико­ну на зем­лю, а дру­гой уда­рил ме­чом по ли­ку. Тут же спра­вед­ли­вая ка­ра по­стиг­ла всех: пер­во­го разо­рва­ло на ча­сти, у вто­ро­го от­сох­ла ру­ка, осталь­ные упа­ли за­мерт­во или по­ра­же­ны бы­ли сле­по­тою.
В се­ре­дине XVII ве­ка швед­ский ко­роль Карл Х Гу­став, взяв Вар­ша­ву и Кра­ков, по­тер­пел по­ра­же­ние под Чен­сто­хов­ским мо­на­сты­рем на Яс­ной го­ре. По­мощь и за­ступ­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной обод­ри­ли по­ля­ков, а ко­роль Ян Ка­зи­мир, воз­вра­тясь во Львов, об­на­ро­до­вал ма­ни­фест, по ко­то­ро­му по­ру­чал свое го­су­дар­ство по­кро­ви­тель­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вая Чен­сто­хов­ский Ее об­раз «Поль­ской Ко­роле­вой». Вой­на со шве­да­ми в 1656 го­ду за­кон­чи­лась для Поль­ши успеш­но.
Мно­же­ство чу­дес от Чен­сто­хов­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но в осо­бой кни­ге, хра­ня­щей­ся в хра­ме Чен­сто­хов­ско­го мо­на­сты­ря. С этой ико­ны сде­ла­но бы­ло мно­го спис­ков как для ка­то­ли­че­ских, так и для пра­во­слав­ных хра­мов.
В 1813 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска во­шли в Чен­сто­хов­скую кре­пость, на­сто­я­тель и бра­тия Лав­ры под­нес­ли ге­не­ра­лу Са­ке­ну спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за. Впо­след­ствии Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Ка­зан­ском со­бо­ре.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-chenstohovskaja

☦️
Икона Богородицы Шестоковская.
Ше­сто­ков­ская, или Шел­то­меж­ская, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в се­ре­дине XVIII сто­ле­тия в Москве, в се­мье неко­е­го Ни­ко­лая Ди­мит­ри­е­ви­ча Скри­пи­цы­на. Од­на­жды слу­жан­ка, ко­то­рую на­зы­ва­ли бла­жен­ной, во сне уви­де­ла, что в печ­ной тру­бе со­кры­та ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. До­маш­ние не об­ра­ти­ли вни­ма­ния на ее рас­сказ об этом уди­ви­тель­ном сне, по­ка на дру­гой день на ше­сток пе­чи не упал свер­ток хол­ста. В нем на­хо­дил­ся до­воль­но боль­шой (при­мер­но 2 на 1,5 мет­ра) об­раз Бо­го­ма­те­ри. На пра­вой ру­ке Ма­те­ри Бо­жи­ей был ви­ден след ожо­га, сви­де­тель­ству­ю­щий о том, что, по­бы­вав в огне, свя­ты­ня чу­дом не сго­ре­ла. Дра­го­цен­ная ико­на, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ше­сто­ков­ская (от сло­ва ше­сток), бы­ла бла­го­леп­но укра­ше­на до­мо­чад­ца­ми и по­чи­та­лась с глу­бо­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем. Хо­зя­ин до­ма пе­ред сво­ей кон­чи­ной пе­ре­дал ее в бла­го­сло­ве­ние де­тям.
Не ре­шив, ко­му же долж­на при­над­ле­жать эта свя­ты­ня, на­след­ни­ки пе­ре­да­ли чу­до­твор­ную ико­ну в цер­ковь се­ла Шел­то­ме­жи Твер­ской гу­бер­нии, от­че­го она и по­лу­чи­ла вто­рое на­зва­ние — Шел­то­меж­ская.
Про­слав­лен­ную мно­ги­ми чу­де­са­ми древ­нюю ико­ну с крест­ны­ми хо­да­ми но­си­ли да­ле­ко за пре­де­лы Твер­ской епар­хии, для ис­це­ле­ния боль­ных и одер­жи­мых злы­ми ду­ха­ми.
В 1887 го­ду в честь чу­до­твор­ной ико­ны в се­ле Шел­то­ме­жи бы­ла ос­но­ва­на Ше­сто­ков­ская Воз­не­сен­ская жен­ская оби­тель.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-shestokovskaja


Жития
Писание