⏳ 2024.03.15 (пт)
🍏🍎 исключается мясная пища

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я приуготовительная к Великому посту, cырная (масленица), сплошная (глас 7й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
15 марта (2 марта)
• мц. Евфа́лии Леентинской (Сицилийской) (257)
• мч. Троа́дия Неокесарийского (III)
• сщмч. Феодота Киринейского (ок. 326)
• прп. Агафона Скитского (Египетского) (V)
• мчч. 440 Италийских (579)
• свт. Арсения Тверского (1409)
• иконы Божией Матери «Державная» (1917)


☦️
Мученица Евфа́лия Леентинская (Сицилийская).
Свя­тая му­че­ни­ца Ев­фа­лия жи­ла с ма­те­рью и бра­том в го­ро­де Леон­тине на ост­ро­ве Си­ци­лия. Мать Ев­фа­лии, языч­ни­ца, дол­го и тя­же­ло бо­ле­ла. Од­на­жды ей во сне яви­лись му­че­ни­ки Ал­фий, Фила­дельф и Ки­при­ан (па­мять 10 мая) и ска­за­ли ей, что она ис­це­лит­ся, ес­ли уве­ру­ет во Хри­ста. При­няв Кре­ще­ние вме­сте с до­че­рью, мать ис­це­ли­лась от неду­га. Од­на­ко брат Ев­фа­лии, языч­ник Сир­ми­ан, узнав о Кре­ще­нии сво­их род­ных, при­шел в силь­ней­шую ярость. Ма­те­ри уда­лось бе­жать, а свя­тая Ев­фа­лия ис­по­ве­да­ла се­бя пе­ред ним хри­сти­ан­кой и при­ня­ла му­че­ни­че­скую смерть. По­сле же­сто­ко­го из­би­е­ния свя­тая бы­ла усе­че­на ме­чом.

☦️
Мученик Троа́дий Неокесарийский.
Свя­той му­че­ник Тро­адий по­стра­дал за Хри­ста в Неоке­са­рии Пон­тий­ской при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251), пре­тер­пев же­сто­чай­шие му­че­ния. О его стра­да­нии сви­де­тель­ству­ет свя­той Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский (па­мять 17 но­яб­ря), пред­ска­зав­ший его му­че­ни­че­ский по­двиг.

☦️
Священномученик Феодо́т Киринейский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дот, ро­дом из ма­ло­азий­ской Га­ла­тии, был епи­ско­пом го­ро­да Ки­ри­нии на Ки­п­ре. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан нече­сти­во­го Ли­ки­ния (307–324) свя­той Фе­о­дот от­кры­то про­по­ве­до­вал Хри­ста, при­зы­вая языч­ни­ков оста­вить идо­ло­слу­же­ние и об­ра­тить­ся к Ис­тин­но­му Бо­гу. На­мест­ник Ки­п­ра Са­вин при­ка­зал разыс­кать и при­ве­сти епи­ско­па Фе­о­до­та на суд. Свя­той, узнав об этом при­ка­зе, не до­жи­да­ясь по­слан­ных во­и­нов, немед­лен­но явил­ся к на­мест­ни­ку со сло­ва­ри: «Я тот, ко­то­ро­го ты ищешь, явил­ся, чтобы про­по­ве­до­вать Хри­ста Бо­га мо­е­го». На­мест­ник при­ка­зал бить свя­то­го без по­ща­ды, под­ве­сить на де­ре­ве и стро­гать ост­ры­ми ору­ди­я­ми, а за­тем от­ве­сти в тюрь­му. Через пять дней свя­той Фе­о­дот был вновь при­ве­ден к на­мест­ни­ку, ко­то­рый по­ла­гал, что по­сле пы­ток епи­скоп пред­по­чтет от­речь­ся от Хри­ста, чем пе­ре­но­сить но­вые му­че­ния. Но свя­той Фе­о­дот не пре­кра­щал про­по­ве­до­вать о Хри­сте. Свя­то­го сна­ча­ла по­ло­жи­ли на же­лез­ные ре­шет­ки, под ко­то­ры­ми раз­ве­ли ко­стер, а за­тем вби­ли в но­ги гвоз­ди и за­ста­ви­ли ид­ти. Мно­гие сви­де­те­ли стра­да­ний му­че­ни­ка, по­ра­жен­ные тер­пе­ни­ем свя­то­го и его бо­го­дух­но­вен­ны­ми ре­ча­ми, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Узнав об этом, Са­вин при­ка­зал пре­кра­тить пыт­ку и за­клю­чить свя­то­го в тюрь­му.
В то вре­мя свя­той Кон­стан­тин Ве­ли­кий (па­мять 21 мая) да­ро­вал сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния всем хри­сти­а­нам и в чис­ле мно­гих стра­даль­цев осво­бо­дил и свя­то­го Фе­о­до­та. Свя­ти­тель вер­нул­ся в Ки­ри­нию и по­сле двух лет епи­скоп­ско­го слу­же­ния мир­но ото­шел ко Гос­по­ду око­ло 326 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/204

☦️
Преподобный Агафо́н Скитский (Египетский), пустынник.
Пре­по­доб­ный Ага­фон Еги­пет­ский, совре­мен­ник пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го (па­мять 19 ян­ва­ря), под­ви­зал­ся в Скит­ской пу­стыне в Егип­те. Он от­ли­чал­ся необык­но­вен­ным сми­ре­ни­ем, счи­тая се­бя греш­ней­шим из лю­дей. Од­на­жды из­да­ле­ка при­шли к пре­по­доб­но­му Ага­фо­ну ино­ки для ду­хов­ной бе­се­ды и об­ра­ти­лись к нему: «Ты ли отец Ага­фон?» «Ви­ди­те пе­ред со­бой греш­но­го ра­ба Бо­жия», – от­ве­тил пре­по­доб­ный. «Но­сит­ся слух, что ты че­ло­век гор­дый и невоз­держ­ный», – про­дол­жа­ли ино­ки. «Со­вер­шен­ная прав­да», – со­гла­сил­ся свя­той. – «Мы слы­ша­ли так­же, что ты лжец и лю­бишь пе­ре­су­жи­вать дру­гих». «И это прав­да», – под­твер­дил свя­той Ага­фон. «Сверх то­го го­во­рят, что ты ере­тик?» – не от­сту­па­ли ино­ки, но тот­час встре­ти­ли воз­ра­же­ние: «На­прас­но, я не ере­тик». Ко­гда же спро­си­ли пре­по­доб­но­го, по­че­му, при­няв на се­бя про­чие по­ро­ки, он от­рек­ся от по­след­не­го, свя­той объ­яс­нил: «Тех по­ро­ков и нель­зя не при­пи­сы­вать се­бе, по­то­му что вся­ко­му че­ло­ве­ку свой­ствен­но по­гре­шать, и все мы по ис­пор­чен­ной при­ро­де на­шей неволь­но увле­ка­ем­ся по­ро­ка­ми, а ересь есть бо­го­от­ступ­ни­че­ство, са­мо­воль­ное от­ре­че­ние от Ис­ти­ны Бо­жи­ей».
На во­прос о том, ка­кие по­дви­ги важ­нее в де­ле спа­се­ния, внеш­ние или внут­рен­ние, пре­по­доб­ный Ага­фон от­ве­чал: «Че­ло­век по­до­бен де­ре­ву; внеш­нее или те­лес­ное за­ня­тие при­но­сит ли­стья, а ду­шев­ное про­из­ра­ща­ет плод. Но так как Свя­щен­ное Пи­са­ние уве­ря­ет, что «вся­кое де­ре­во, не при­но­ся­щее доб­ро­го пло­да, сру­ба­ют и бро­са­ют в огонь» (Мф.3:10), то из это­го вид­но, что бо­лее вни­ма­ния сле­ду­ет об­ра­щать на плод. Но де­ре­во так­же име­ет нуж­ду в ли­стьях, чтобы ими под­дер­жи­вать жиз­нен­ные со­ки и чтобы тень ли­стьев по­да­ва­ла за­щи­ту де­ре­ву и пло­дам его от ис­су­ша­ю­ще­го зноя».
Пре­по­доб­ный Ага­фон пре­ста­вил­ся око­ло 435 го­да. Три дня пе­ред кон­чи­ной свя­той си­дел мол­ча и со­сре­до­то­чен­но, слов­но всмат­ри­ва­ясь во что-то. На недо­умен­ный во­прос ино­ков он от­ве­тил, что ви­дит се­бя на Су­де пе­ред Хри­стом. «Неуже­ли и ты, от­че, бо­ишь­ся су­да?» – спро­си­ли его. «Я по си­ле мо­ей ис­пол­нял за­ко­ны Гос­под­ни, но как че­ло­век мо­гу ли быть уве­рен, что угод­но Бо­гу мое де­ло?» – «Раз­ве ты не на­де­ешь­ся на доб­рые твои де­ла, ко­то­рые ты со­тво­рил, уго­ждая Бо­гу?» – спро­си­ли ино­ки. – «Не на­де­юсь до тех пор, по­ка не уви­жу Бо­га. Од­но де­ло суд че­ло­ве­че­ский, а дру­гое де­ло суд Бо­жий». Ска­зав это, свя­той ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
440 Италийских мучеников.
Италийские мученики – 440 человек – отказались участвовать в идолослужении и были зарублены лангобардами (германское племя) в 579 году. Среди погибших за веру известны имена пресвитера Санктула и отшельника Госпиция.

☦️
Святитель Арсе́ний Тверской, епископ.
Свя­ти­тель Ар­се­ний, епи­скоп Твер­ской, ро­дил­ся в Тве­ри, в мо­ло­дых ле­тах при­нял по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Да­же сре­ди ино­ков древ­не­го мо­на­сты­ря, от­ли­чав­ших­ся бла­го­че­сти­ем, Ар­се­ний вы­де­лял­ся свя­той жиз­нью – стро­гим хра­не­ни­ем мо­на­ше­ских обе­тов, зна­ни­ем Цер­ков­но­го уста­ва, на­чи­тан­но­стью в Свя­щен­ном Пи­са­нии и тру­до­лю­би­ем. При мит­ро­по­ли­те Ки­ев­ском Ки­при­ане (1380–1382) он слу­жил ар­хи­ди­а­ко­ном, во вре­мя от­сут­ствия мит­ро­по­ли­та управ­лял де­ла­ми Ки­ев­ской мит­ро­по­лии. 3 июля 1390 го­да он вме­сте с мит­ро­по­ли­том Ки­при­а­ном при­был в Тверь, где по прось­бе Твер­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча со­сто­ял­ся Со­бор рус­ских и гре­че­ских иерар­хов для су­да над Твер­ским епи­ско­пом Ев­фи­ми­ем. Князь и епи­скоп бы­ли в мно­го­лет­ней ссо­ре, мно­гие тве­ри­чи пред­став­ля­ли на епи­ско­па тяж­кие об­ви­не­ния. По­сле без­успеш­ных по­пы­ток во­дво­рить в Тве­ри цер­ков­ный мир, мит­ро­по­лит Ки­при­ан «от­ста­вил от епи­скоп­ства» Ев­фи­мия и от­пра­вил его в Моск­ву, в Чу­дов мо­на­стырь. На Твер­скую ка­фед­ру был на­зна­чен свя­той Ар­се­ний. Но тот «бо­я­ся вла­ды­че­ства при­я­ти во Тве­ри, ви­де бо там враж­ду и брань мно­гу, и сму­ти­ся и ужа­се­ся». По воз­вра­ще­нии мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на и ар­хи­ди­а­ко­на Ар­се­ния в Моск­ву Твер­ской князь при­слал сво­их бо­яр с че­ло­бит­ной к мит­ро­по­ли­ту о по­свя­ще­нии на Твер­скую ка­фед­ру Ар­се­ния. Ар­се­ний и на этот раз не со­гла­шал­ся. По сло­вам ле­то­пис­ца, в 1390 го­ду «ед­ва умо­ли­ша ар­хи­ди­а­ко­на Ар­се­ния мит­ро­по­ли­та бы­ти во Тве­ри». Под угро­зой со­бор­но­го за­пре­ще­ния мит­ро­по­лит и князь на­ко­нец по­лу­чи­ли его со­гла­сие на хи­ро­то­нию, ко­то­рая со­сто­я­лась 15 ав­гу­ста 1390 го­да. Сре­ди епи­ско­пов, участ­во­вав­ших в ру­ко­по­ло­же­нии его, был свя­ти­тель Сте­фан, епи­скоп Перм­ский (па­мять 26 ап­ре­ля).
Всту­пив на ка­фед­ру, епи­скоп Ар­се­ний, как ве­ли­кий мо­лит­вен­ник и ми­ро­тво­рец, смог пре­кра­тить мно­гие раз­до­ры в Твер­ском кня­же­стве. В его епи­скоп­ство, с 1390 по 1409 год, бы­ли по­стро­е­ны и освя­ще­ны со­бо­ры в честь Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Ста­ри­це и Ми­ку­лине, об­нов­лен Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, за­ло­же­на со­бор­ная ко­ло­коль­ня. Свя­ти­тель ос­но­вал на ре­ке Тьма­ке, близ Тве­ри, Жел­ти­ков мо­на­стырь, где по по­до­бию Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия Пе­чер­ских (1394) и ка­мен­ный Успен­ский со­бор (1406).
Же­лая, чтобы ино­ки но­вой оби­те­ли все­гда на­зи­да­лись по­дви­га­ми Пе­чер­ских от­цов, свя­ти­тель Ар­се­ний по­ве­лел в 1406 го­ду сде­лать с Ки­е­во-Пе­чер­ско­го Па­те­ри­ка спи­сок, пред­став­ля­ю­щий са­мую древ­нюю из до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни ре­дак­цию это­го дра­го­цен­но­го па­мят­ни­ка рус­ской пись­мен­но­сти, по­лу­чив­шую на­зва­ние Ар­се­ньев­ской.
По­чил свя­ти­тель в 1409 го­ду, 2 мар­та, и был по­гре­бен в со­здан­ном им Жел­ти­ко­вом мо­на­сты­ре Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1483 го­ду мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и по­став­ле­ны в мо­на­стыр­ском со­бо­ре. В том же го­ду иеро­мо­на­хом Фе­о­до­си­ем на­пи­са­но жи­тие и ка­нон свя­ти­те­лю. На Со­бо­ре 1547 го­да со­сто­я­лось об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Ар­се­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/206

☦️
Икона Богородицы «Державная».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Дер­жав­ная», яви­ла се­бя рус­ско­му пра­во­слав­но­му на­ро­ду 2/15 мар­та 1917 го­да — в день от­ре­че­ния от пре­сто­ла им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II, бу­ду­ще­го цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца, — в се­ле Ко­ло­мен­ском близ Моск­вы.
Некой кре­стьян­ке Ев­до­кии Адри­а­но­вой, жи­тель­ни­це де­рев­ни Пе­ре­рвы, бы­ло три­жды во сне от­кры­то, что есть по­за­бы­тый об­раз Бо­го­ро­ди­цы, через ко­то­рый от­ныне бу­дет яв­ле­но небес­ное по­кро­ви­тель­ство Ца­ри­цы Небес­ной рус­ско­му на­ро­ду. Она яс­но слы­ша­ла сло­ва: «Есть в се­ле Ко­ло­мен­ском боль­шая чер­ная ико­на, ее нуж­но взять, сде­лать крас­ной, пусть мо­лят­ся».
На­сто­я­тель хра­ма в Ко­ло­мен­ском, отец Ни­ко­лай Ли­ха­чев, к ко­то­ро­му об­ра­ти­лась Ев­до­кия, не стал пре­пят­ство­вать, и они вме­сте осмот­ре­ли все ико­ны, на­хо­див­ши­е­ся в церк­ви. Не най­дя ни­че­го по­хо­же­го в хра­ме, отец Ни­ко­лай пред­ло­жил по­смот­реть ико­ны в под­ва­ле церк­ви, по раз­ным при­чи­нам сло­жен­ные там, сре­ди ко­то­рых и вы­бра­ли са­мую боль­шую, по­кры­тую ве­ко­вой пы­лью. Очи­стив ико­ну от пы­ли, они к сво­е­му удив­ле­нию уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, си­дя­щей на троне. По ме­ре при­ве­де­ния ико­ны в по­ря­док об­на­ру­жи­лось, что Мла­де­нец-Хри­стос на ко­ле­нях Бо­жи­ей Ма­те­ри про­стер бла­го­слов­ля­ю­щую ру­ку. В од­ной ру­ке Вла­ды­чи­ца дер­жа­ла ски­петр, в дру­гой — дер­жа­ву (зна­ки цар­ской вла­сти над ми­ром), на гла­ве Ее бы­ла ко­ро­на, а на пле­чах — крас­ная ман­тия или пор­фи­ра. При необык­но­вен­но су­ро­вом ли­ке Бо­го­ма­терь на иконе име­ла цар­ствен­ный вид — все ука­зы­ва­ло на то, что Вла­ды­чи­ца от­ныне при­ни­ма­ет на се­бя осо­бое по­пе­че­ние о мно­го­стра­даль­ном рус­ском на­ро­де.
Адри­а­но­ва сра­зу при­зна­ла ви­ден­ную во сне ико­ну, а свя­щен­ник тот­час же от­слу­жил пе­ред об­ра­зом мо­ле­бен с ака­фи­стом.
Слух о вновь най­ден­ной иконе быст­ро рас­про­стра­нил­ся не толь­ко в се­ле Ко­ло­мен­ском; бо­го­моль­цы сте­ка­лись в цер­ковь Воз­не­се­ния из Моск­вы и дру­гих мест, по­лу­чая от Бо­жи­ей Ма­те­ри бла­го­дат­ную по­мощь. В «Сер­ги­ев­ских лист­ках» опи­са­но при­бы­тие Дер­жав­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Мар­фо-Ма­ри­ин­скую оби­тель в Москве, где ико­на бы­ла встре­че­на Ве­ли­кой кня­ги­ней Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми с боль­шим тор­же­ством. Ико­ну для по­кло­не­ния во­зи­ли и в дру­гие церк­ви, а по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням она оста­ва­лась в се­ле Ко­ло­мен­ском.
По неко­то­рым све­де­ни­ям, Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри до 1812 го­да пре­бы­ва­ла в Воз­не­сен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Москве. Спа­сая ико­ну от На­по­лео­нов­ско­го раз­граб­ле­ния, ее спря­та­ли в се­ле Ко­ло­мен­ском и, по всей ве­ро­ят­но­сти, за­бы­ли там на 105 лет, по­ка она не яви­ла се­бя в по­ло­жен­ное вре­мя.
Зна­ме­на­тель­но, что свя­той об­раз был об­на­ру­жен в осо­бое вре­мя — в на­ча­ле рус­ско­го ли­хо­ле­тья. Цар­ствен­ный вид ико­ны, ски­петр и дер­жа­ва слов­но под­чер­ки­ва­ют, что Вла­ды­чи­ца при­ня­ла на Се­бя и опе­ку, и окорм­ле­ние вер­ных чад Церк­ви Рос­сий­ской. Зна­ме­на­тель­на и алая пор­фи­ра Бо­го­ма­те­ри, цвет ко­то­рой на­по­ми­на­ет цвет кро­ви…
Служ­ба и ака­фист Дер­жав­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ле­ны с уча­сти­ем Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на († 1925).
Ныне эта свя­тая ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ко­ло­мен­ском, ку­да бы­ла воз­вра­ще­на 27 июля 1990 го­да.


Жития
Писание