⏳ 2024.03.13 (ср)
🍏🍎 исключается мясная пища

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я приуготовительная к Великому посту, cырная (масленица), сплошная (глас 7й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
13 марта (29 февраля)
• прп. Кассиа́на (Иоанна Кассиа́на) Римлянина (435) 📚
• прп. Иоанна (Варсонофия) Дамасского (V)
• исп. Феоктири́ста (Феостири́кта) Медикийского (VIII) 📚
• иконы Божией Матери «Девпетерувская» (1392)


☦️
Преподобный Кассиа́н (Иоа́нн Кассиа́н) Римлянин, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по ме­сту рож­де­ния и язы­ку, на ко­то­ром пи­сал, при­над­ле­жал За­па­ду, но ду­хов­ной ро­ди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Во­сток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от то­го ме­ста, где ро­дил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 го­ду пре­по­доб­ный с ду­хов­ным бра­том Гер­ма­ном в те­че­ние се­ми лет пу­те­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пу­стыне, чер­пая из ду­хов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных по­движ­ни­ков. Вер­нув­шись в 397 го­ду на ко­рот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, ду­хов­ные бра­тья три го­да под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а за­тем от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 го­ду кон­стан­ти­но­поль­ский клир на­пра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I во гла­ве по­соль­ства – ис­кать за­щи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му свя­ти­те­лю.
В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был по­свя­щен у се­бя на ро­дине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву во­сточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Ка­сто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417–419 го­дах на­пи­сал 12 книг «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» па­ле­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бе­сед с пу­стын­ны­ми от­ца­ми, чтобы дать со­оте­че­ствен­ни­кам об­раз­цы об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей и по­зна­ко­мить их с ду­хом по­движ­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Во­сто­ка. В пер­вой кни­ге «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» речь идет о внеш­нем ви­де мо­на­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и мо­литв; в тре­тьей – о чине днев­ных мо­литв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине от­вер­же­ния от ми­ра; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бе­се­дах оте­че­ских на­став­ник в по­движ­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан го­во­рит о це­ли жиз­ни, о ду­хов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях от­ре­че­ния от ми­ра, о же­ла­ни­ях пло­ти и ду­ха, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о мо­лит­ве. В по­сле­ду­ю­щие го­ды пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном на­пи­са­но еще че­тыр­на­дцать бе­сед: о со­вер­шен­ной люб­ви, о чи­сто­те, о Бо­жи­ей по­мо­щи, о ра­зу­ме­нии Пи­са­ния, о да­ро­ва­ни­ях Бо­жи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о че­ты­рех ро­дах ино­ков, о жиз­ни от­шель­ни­че­ской и об­ще­жи­тель­ной, о по­ка­я­нии, о по­сте, о ноч­ных ис­ку­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии ду­хов­ном, да­но тол­ко­ва­ние слов «не еже хо­щу, сие тво­рю». В 431 го­ду свя­той Иоанн Кас­си­ан на­пи­сал свое по­след­нее со­чи­не­ние про­тив Несто­рия, в ко­то­ром со­брал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих во­сточ­ных и за­пад­ных учи­те­лей. В сво­их со­чи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан ос­но­вы­вал­ся на ду­хов­ном опы­те по­движ­ни­ков, за­ме­чая по­клон­ни­кам бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (па­мять 15 июня), что «бла­го­дать да­ле­ко ме­нее все­го мож­но за­щи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и го­вор­ли­вым со­стя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Ци­це­ро­на». По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (па­мять 30 мар­та), «ве­ли­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но». Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но по­чил в 435 го­ду.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/
• Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне
• Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде
• Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта
• Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей
• Цель и конец подвижничества

☦️
Преподобный Иоа́нн (Варсоно́фий) Дамасский, Нитрийский, отшельник, епископ.
Пре­по­доб­ный Иоанн, на­ре­чен­ный Вар­со­но­фи­ем, был ро­дом из Па­ле­сти­ны, 18-ти лет вос­при­нял он Свя­тое Кре­ще­ние, а вско­ре и ино­че­ский по­стриг. За свою по­движ­ни­че­скую жизнь пре­по­доб­ный Иоанн был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Да­мас­ка. Од­на­ко, лю­бя жизнь уеди­нен­ную, пре­по­доб­ный Иоанн оста­вил епи­ско­пию и тай­но ушел в Алек­сан­дрию, на­име­но­вав се­бя Вар­со­но­фи­ем. За­тем он уда­лил­ся в Нит­рий­скую пу­сты­ню, при­шел в мо­на­стырь и про­сил игу­ме­на при­нять его в оби­тель, чтобы слу­жить стар­цам. Это по­слу­ша­ние он доб­ро­со­вест­но ис­пол­нял днем, ночь же про­во­дил в мо­лит­ве.
Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­го уви­дел свя­той Фе­о­дор Нит­рий­ский, знав­ший о том, что он епи­скоп, то­гда свя­той Иоанн вновь скрыл­ся и ушел в Еги­пет, где под­ви­зал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни (V век).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/198

☦️
Исповедник Феоктири́ст (Феостири́кт) Медикийский.
Свя­той Фео­к­ти­рист (Фе­о­сти­рикт), игу­мен Пе­ли­кит­ский, по­стра­дал за ико­но­по­чи­та­ние при нече­сти­вом им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме (741–775). Вме­сте с ним бы­ли под­верг­ну­ты пыт­кам свя­той Сте­фан Но­вый (па­мять 28 но­яб­ря) и дру­гие бла­го­че­сти­вые ино­ки. Свя­той Фео­к­ти­рист был обо­жжен ки­пя­щей смо­лой.
Скончался мирно в глубокой старости. Из­ве­стен как ду­хов­ный пи­са­тель и ав­тор ка­но­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мно­ги­ми одер­жим на­пастьми»: https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-molebnyj-ko-presvyatoj-bogorodice.html

☦️
Икона Богородицы Девпетерувская
Происхождение столь необычного названия этой иконы неизвестно. По преданию, Девпетерувский образ Божией Матери был келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события. Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен.
После того как перед иконой отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы. В настоящее время список этой иконы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова. Сама же икона выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней. Икона представляет собой оплечный образ Божией Матери, Которая нежно обнимает Младенца Иисуса, и относится к типу «Умиление».
Существует предположение, что происхождение такого образа произошло из-за ошибочного прочтения надписи на Днепрской иконе Божией Матери, после чего её список назвали Девпетерувским. Совершенно противоположное мнение утверждает, что именно Днепрскую икону назвали ошибочно, делая список с Девпетерувского образа, надпись на котором была традиционно написана сокращённо.
Предположения эти — попытка объяснить, почему согласно авторитетным источникам Девпетерувский образ был совсем другой иконографии: «на иконе изображается Божия Матерь со стоящим Младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери». Древний образ с такой иконографией по свидетельству Е. Поселянина находился в Николаевской церкви села Батюшкова (или Бататкова) Дмитровского уезда, Московской губернии.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать два вывода: либо изначально существовали две совершенно разные иконы под названием Девпетерувская, либо оплечный образ был когда-то назван ошибочно, и впоследствии за Девпетерувским образом закрепилась именно такая иконография.


Жития
Писание