⏳ 2024.03.03 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) о блудном сыне (глас 6й)
• воскресенье (день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)

☀️ неподвижный годовой круг:
3 марта (19 февраля)
• апп. от 70-ти Архиппа, Филимона, мц. равноап. А́пфии (I)
• мчч. Максима, Феодота, Иси́хия, мц. Асклипиодо́ты (305–311)
• прпп. Евге́ния и Мака́рия Антиохийских (363)
• прп. Раву́лы Самосатского (ок. 530)
• прп. Досифея Палестинского (VII)
• прп. Феодора Санаксарского (1791) 📚
• мч. Димитрия (Волкова) (1942)


☦️
Неделя о блудном сыне.
Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим;
прими меня в число наемников Твоих.
(Лк. 15: 18–19)


Подробнее:
https://pravoslavie.ru/144586.html (Архимандрит Маркелл (Павук))
https://pravoslavie.ru/77084.html (Архимандрит Иоанникий (Бэлан))
https://pravoslavie.ru/77057.html (Сергей Худиев)

☦️
Апостолы от 70-ти Архи́пп и Филимо́н, епископы и равноапостольная А́пфия.
Свя­той апо­стол Фили­мон и его су­пру­га Ап­фия жи­ли в го­ро­де Ко­лос­сы во Фри­гии. По при­ня­тии Кре­ще­ния от свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла они об­ра­ти­ли свой дом в дом мо­лит­вы, где со­би­ра­лись все ве­ру­ю­щие во Хри­ста ко­лос­сяне и со­вер­ша­лись бо­го­слу­же­ния, и по­свя­ти­ли се­бя слу­же­нию боль­ным и обез­до­лен­ным. Апо­стол Фили­мон был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Га­зы и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие по всей Фри­гии. Свя­той апо­стол Па­вел не остав­лял его сво­им ру­ко­вод­ством. К нему на­пра­вил пер­во­вер­хов­ный апо­стол свое пол­ное люб­ви По­сла­ние, в ко­то­ром по­сы­ла­ет бла­го­сло­ве­ние «Фили­мо­ну воз­люб­лен­но­му и со­труд­ни­ку на­ше­му, и Ап­фии, сест­ре воз­люб­лен­ной, и Ар­хип­пу, спо­движ­ни­ку на­ше­му, и их до­маш­ней церк­ви» (Флм.1:1-3). Они­сим, о ко­то­ром идет речь в По­сла­нии, – быв­ший раб Фили­мо­на, апо­стол от 70-ти (па­мять 15 фев­ра­ля). В го­не­ние Неро­на (54–68) свя­тые Фили­мон и Ап­фия, а так­же жив­ший в Ко­лос­сах свя­той апо­стол Ар­хипп при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка разъ­ярен­ная тол­па во­рва­лась в хри­сти­ан­ский храм, ко­гда там со­вер­ша­лось бо­го­слу­же­ние. Все в стра­хе раз­бе­жа­лись, оста­лись толь­ко свя­тые Фили­мон, Ар­хипп и Ап­фия. Их схва­ти­ли и по­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку. Свя­то­го Ар­хип­па озве­рев­шая тол­па из­би­ла и из­ре­за­ла но­жа­ми, и по до­ро­ге на суд он скон­чал­ся. Свя­тые Фили­мон и Ап­фия по при­го­во­ру пра­ви­те­ля бы­ли по­би­ты кам­ня­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/170

☦️
Мученики Макси́м, Феодо́т, Иси́хий и мученица Асклипиодо́та.
Свя­тые му­че­ни­ки Мак­сим, Фе­о­дот, Ис­и­хий и свя­тая му­че­ни­ца Ас­кли­пи­о­до­та по­стра­да­ли за ве­ру во Хри­ста в Адри­а­но­по­ле, в го­не­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–311). Свя­тые му­че­ни­ки пе­ре­нес­ли мно­го стра­да­ний. Вна­ча­ле их под­ве­си­ли на де­ре­ве и стро­га­ли же­лез­ны­ми крю­ка­ми. По­сле это­го с над­ру­га­тель­ства­ми во­ди­ли из го­ро­да в го­род, а за­тем от­да­ли на съе­де­ние зве­рям. Со­хра­ня­е­мые бла­го­да­тью Бо­жи­ей, свя­тые му­че­ни­ки оста­лись невре­ди­мы. Толь­ко от рук ис­тя­за­те­лей они при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Свя­тую му­че­ни­цу Ас­кли­пи­о­до­ту сна­ча­ла из­би­ва­ли на зем­ле, за­тем под­ве­си­ли на де­ре­ве и бро­са­ли в нее кам­ни, по­сле че­го от­ру­би­ли го­ло­ву.

☦️
Преподобные Евге́ний и Мака́рий, пресвитеры Антиохийские.
Пре­по­доб­ные ис­по­вед­ни­ки Ев­ге­ний и Ма­ка­рий бы­ли пре­сви­те­ра­ми Ан­тио­хий­ской Церк­ви. В цар­ство­ва­ние Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) их при­ве­ли на суд им­пе­ра­то­ра за от­каз участ­во­вать в язы­че­ских ор­ги­ях. Пре­сви­те­ры без­бо­яз­нен­но об­ли­чи­ли его в от­ступ­ни­че­стве и бы­ли от­да­ны на же­сто­кие ис­тя­за­ния, ко­то­рые пе­ре­но­си­ли с мо­лит­вой и ду­хов­ной ра­до­стью. По­сле му­че­ний их от­пра­ви­ли в око­вах в ссыл­ку в Оасим, оа­зис Ара­вий­ской пу­сты­ни, где они хо­те­ли по­се­лить­ся на го­ре. Мест­ные жи­те­ли пре­ду­пре­ди­ли свя­тых, чтобы они немед­лен­но уда­ли­лись от то­го ме­ста, по­то­му что там оби­та­ет огром­ный змей. Свя­тые му­че­ни­ки про­си­ли по­ка­зать им это ме­сто, и по их мо­лит­ве в пе­ще­ру уда­ри­ла мол­ния, ис­пе­пе­лив­шая чу­до­ви­ще. Свя­тые Ев­ге­ний и Ма­ка­рий ста­ли под­ви­зать­ся в этой пе­ще­ре. Ис­по­вед­ни­ки мо­ли­лись, чтобы им уме­реть вме­сте. Гос­подь услы­шал их мо­лит­ву, и они пре­ста­ви­лись од­новре­мен­но в 363 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/172

☦️
Преподобный Раву́ла Самосатский, Финикийский, Константинопольский.
Пре­по­доб­ный Ра­ву­ла ро­дил­ся в си­рий­ском го­ро­де Са­мо­са­ты и по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Бу­дучи мо­ло­дым, он при­нял ино­че­ство и под­ви­зал­ся в пу­сты­нях и го­рах, под­ра­жая свя­то­му про­ро­ку Илии (па­мять 20 июля) и Кре­сти­те­лю Гос­под­ню Иоан­ну (па­мять 7 ян­ва­ря, 24 фев­ра­ля, 25 мая, 24 июня, 29 ав­гу­ста, 23 сен­тяб­ря, 12 ок­тяб­ря). Впо­след­ствии он пе­ре­шел в Фини­кию, где дол­го под­ви­зал­ся и про­сла­вил­ся бла­го­дат­ны­ми ду­хов­ны­ми да­ра­ми. Им­пе­ра­тор Зе­нон дал пре­по­доб­но­му Ра­ву­ле де­неж­ное по­со­бие для устрой­ства мо­на­сты­ря, воз­ве­ден­но­го при со­дей­ствии Бе­рит­ско­го епи­ско­па Иоан­на. В окрест­но­стях но­во­го мо­на­сты­ря про­жи­ва­ло мно­го языч­ни­ков, ко­то­рые по­сте­пен­но бы­ли все об­ра­ще­ны в хри­сти­ан­ство тру­да­ми на­сель­ни­ков оби­те­ли. При пре­ем­ни­ке Зе­но­на – Ана­ста­сии (491–518), пре­по­доб­ный Ра­ву­ла при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и, вновь по­лу­чив сред­ства от им­пе­ра­то­ра, по­стро­ил еще несколь­ко мо­на­сты­рей в раз­ных ме­стах. Один из них был на­зван име­нем свя­то­го по­движ­ни­ка. Всю жизнь пре­по­доб­ный Ра­ву­ла про­вел в тру­дах, все­гда был кро­ток, ми­ло­стив и бла­го­же­ла­те­лен к лю­дям, вме­сте с тем был и ве­ли­ким мо­лит­вен­ни­ком. До­жил он до 80-ти лет и пе­ред кон­чи­ной услы­шал глас: «При­и­ди­те ко Мне вси труж­да­ю­щи­и­ся и обре­ме­нен­нии» (Мф.11:28). По­сле непро­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни пре­по­доб­ный Ра­ву­ла пре­ста­вил­ся к Бо­гу око­ло 530 го­да.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/171

☦️
Преподобный Досифе́й Палестинский.
Пре­по­доб­ный До­си­фей, уче­ник пре­по­доб­но­го ав­вы До­ро­фея (па­мять 5 июня), жил в кон­це VI – на­ча­ле VII вв., вос­пи­ты­вал­ся в бо­га­той и знат­ной се­мье. От слуг сво­е­го дя­ди, ко­то­рый был во­е­на­чаль­ни­ком, юно­ша До­си­фей услы­шал рас­ска­зы о свя­том го­ро­де Иеру­са­ли­ме, и ему за­хо­те­лось по­бы­вать там. Вско­ре меч­та его осу­ще­стви­лась. Бу­дучи в Геф­си­ма­нии, он дол­го смот­рел на изо­бра­же­ние Страш­но­го Су­да. Вдруг он уви­дел ря­дом с со­бой жен­щи­ну, ко­то­рая объ­яс­ни­ла До­си­фею, что имен­но изо­бра­же­но на кар­тине. Юно­ша спро­сил: «Как мож­но из­бе­жать веч­ных мук?» На это по­сле­до­вал от­вет: «По­стись, не упо­треб­ляй мя­са, ча­ще мо­лись», Вслед за тем стран­ная на­став­ни­ца ста­ла неви­ди­мой. До­си­фей при­нял­ся ис­кать ее, но тщет­но, ибо Со­бе­сед­ни­цей бы­ла Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри про­из­ве­ло на юно­шу силь­ное впе­чат­ле­ние, и он ре­шил по­сту­пить в оби­тель, где на­сто­я­те­лем был ав­ва Се­рид, а в чис­ле на­сель­ни­ков та­кие ве­ли­кие по­движ­ни­ки, как стар­цы Вар­со­но­фий (па­мять 6 фев­ра­ля) и Иоанн (па­мять 19 июня). До­си­фей, усерд­но про­сив­ший при­нять его в чис­ло бра­тии, был от­дан в уче­ни­ки стар­цу До­ро­фею. Пре­по­доб­ный До­си­фей нес по­слу­ша­ние в мо­на­стыр­ской боль­ни­це, слу­жа всем недуж­ным. Пре­по­доб­ный До­ро­фей при­учал сво­е­го уче­ни­ка к воз­дер­жа­нию и по­сту, по­не­мно­гу умень­шая ко­ли­че­ство еже­днев­но съе­да­е­мо­го хле­ба. Он так­же от­учил юно­шу от раз­дра­жи­тель­но­сти и гне­ва, по­сто­ян­но на­по­ми­ная, что вся­кое недоб­рое сло­во, ска­зан­ное боль­но­му, го­во­рит­ся од­новре­мен­но Са­мо­му Иису­су Хри­сту. От­кры­ва­ни­ем по­мыс­лов стар­цу и бес­пре­ко­слов­ным по­слу­ша­ни­ем инок До­си­фей со­вер­шен­но осво­бо­дил свою ду­шу от при­стра­стия. Про­жив пять лет в по­дви­ге слу­же­ния боль­ным и по­слу­ша­нии сво­е­му стар­цу, пре­по­доб­ный До­си­фей сам впал в тяж­кий недуг. Тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся стра­да­ния, он ни­ко­гда не роп­тал и бес­пре­стан­но мо­лил­ся. Неза­дол­го до смер­ти он про­сил пе­ре­дать стар­цу Вар­со­но­фию: «От­че, от­пу­сти ме­ня, не мо­гу боль­ше жить». Тот при­слал ему от­вет: «Тер­пи, ча­до, неда­ле­ко уже ми­лость Бо­жия». Через несколь­ко дней пре­по­доб­ный До­си­фей опять по­слал к стар­цу ска­зать: «Вла­ды­ко мой, не мо­гу боль­ше жить». То­гда пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий бла­го­сло­вил его отой­ти к Бо­гу и сам про­сил уми­рав­ше­го о мо­лит­вах за всю бра­тию, ко­гда он пред­станет пе­ред Свя­той Тро­и­цей. Бра­тия уди­ви­лись, что ве­ли­кий ав­ва Вар­со­но­фий про­сил мо­литв у ино­ка, ко­то­рый жил в мо­на­сты­ре все­го пять лет и боль­ши­ми по­дви­га­ми не про­сла­вил­ся. Но по­сле смер­ти пре­по­доб­но­го один опыт­ный по­движ­ник, мо­лив­ший­ся, чтобы ему бы­ло от­кры­то ме­сто­пре­бы­ва­ние по­чив­ших от­цов оби­те­ли, уви­дел во сне в сон­ме свя­тых и юно­шу До­си­фея. Пре­по­доб­ный удо­сто­ил­ся ве­ли­кой сла­вы в Цар­стве Небес­ном за свое со­вер­шен­ное по­слу­ша­ние стар­цу и пол­ное от­ре­че­ние от сво­ей во­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/169

☦️
Преподобный Фео́дор Санаксарский.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Са­нак­сар­ский (в ми­ру дво­ря­нин Иван Иг­на­тье­вич Уша­ков) ро­дил­ся в 1718 го­ду в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции. Ро­ди­те­ли опре­де­ли­ли юно­шу на во­ин­скую служ­бу в гвар­дей­ский Пре­об­ра­жен­ский полк в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где вско­ре он был про­из­ве­ден в сер­жан­ты. Во вре­мя обыч­но­го шум­но­го со­бра­ния гвар­дей­цев, в са­мый раз­гар ве­се­лья, один из юно­шей вне­зап­но упал за­мерт­во. Уви­дев умер­ше­го без по­ка­я­ния то­ва­ри­ща, Иоанн осо­знал непроч­ность мир­ско­го сча­стья. По­сле это­го, бу­дучи два­дца­ти лет от­ро­ду, Иван Уша­ков оста­вил бле­стя­щую сто­лич­ную жизнь гвар­дей­ско­го офи­це­ра и из­брал сте­зю от­шель­ни­ка. Бо­лее трех лет он в оди­но­че­стве под­ви­зал­ся в лес­ной ча­ще на бе­ре­гах Дви­ны, а за­тем в Пло­щан­ской пу­сты­ни Ор­лов­ской гу­бер­нии, в от­да­лен­ной лес­ной ке­ллии. Как не име­ю­щий пас­пор­та, Иоанн был взят сыск­ной ко­ман­дой и до­став­лен в Санкт-Пе­тер­бург. Шесть лет тяж­ких ис­пы­та­ний, ли­ше­ний и скор­бей из­ме­ни­ли его неузна­ва­е­мо. Он был сух и бле­ден ли­цом, одет во вла­ся­ни­цу, под­по­я­сан про­стым рем­нем. Но осо­бен­но по­ра­жа­ла всех ле­жа­щая на нем пе­чать глу­бо­ко­го сми­ре­ния. «Не вме­няю те­бе по­бе­га в про­сту­пок и жа­лую преж­ним чи­ном», – ска­за­ла им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на. На это он от­ве­тил сми­рен­ной прось­бой – дать уме­реть мо­на­хом. По­сле трех­лет­не­го по­слуш­ни­че­ско­го ис­ку­са в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре 13 ав­гу­ста 1748 го­да трид­ца­ти­лет­ний Иоанн Уша­ков был по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Фе­о­дор.
Пре­по­доб­ный все­гда же­лал под­ви­зать­ся в Са­ров­ской оби­те­ли и в 1757 го­ду вы­ехал из Санкт-Пе­тер­бур­га. С ним вы­еха­ли неко­то­рые уче­ни­ки и уче­ни­цы. Ста­рец по­ме­стил уче­ниц в Ар­за­мас­ском де­ви­чьем Ни­коль­ском мо­на­сты­ре, а сам с уче­ни­ка­ми по­се­лил­ся в Са­ров­ской пу­сты­ни. Вско­ре уче­ни­цы пре­по­доб­но­го пе­ре­ве­де­ны бы­ли в Алек­се­ев­скую об­щи­ну, где жи­ли в стро­гом сле­до­ва­нии уста­ву, дан­но­му стар­цем.
Про­жив в Са­ров­ской пу­сты­ни два го­да, отец Фе­о­дор возы­мел на­ме­ре­ние воз­об­но­вить обед­нев­шую Са­нак­сар­скую оби­тель, на­хо­дя­щу­ю­ся в трех вер­стах от уезд­но­го го­ро­да Тем­ни­ко­ва, на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Мок­ши. К при­ез­ду от­ца Фе­о­до­ра един­ствен­ная цер­ковь оби­те­ли бы­ла вет­ха и бед­на, де­ре­вян­ные ке­ллии и огра­да по­чти раз­ва­ли­лись, кров­ли сгни­ли. В стро­и­тель­стве от­цу Фе­о­до­ру по­мо­га­ли сред­ства­ми бла­го­тво­ри­те­ли, по­чи­тав­шие его за доб­ро­де­тель­ную жизнь в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре. Прео­свя­щен­ный Па­хо­мий, епи­скоп Там­бов­ский, при­звал к се­бе пре­по­доб­но­го и умо­лял его быть в Са­нак­са­ре на­сто­я­те­лем, при­няв свя­щен­ство. Ста­рец по сми­ре­нию от­ка­зы­вал­ся от хи­ро­то­нии, но, убеж­ден­ный епи­ско­пом, 13 де­каб­ря 1762 го­да был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. На­сто­я­те­лем пре­по­доб­ный Фе­о­дор был твер­дым и стро­гим. На бо­го­слу­же­ния по­свя­ща­лось в сут­ки ча­сов де­вять, а в вос­крес­ные и по­ли­е­лей­ные дни – де­сять и бо­лее то­го; при все­нощ­ном бде­нии до две­на­дца­ти. В церк­ви он тре­бо­вал раз­дель­но­го неспеш­но­го чте­ния. Ста­рец за­вел в оби­те­ли лич­ное ру­ко­во­ди­тель­ство бра­тии и пол­ное от­кро­ве­ние по­мыс­лов. Днем или но­чью вся­кий мог ид­ти к на­сто­я­те­лю. При вы­хо­де от стар­ца чув­ство­ва­лась на ду­ше сво­бо­да и ти­ши­на.
Пи­ща в оби­те­ли бы­ла са­мая гру­бая. На мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния вы­хо­ди­ли все, во гла­ве с на­сто­я­те­лем. Из­бе­гая по­во­дов тще­сла­вия, он не по­стил­ся бо­лее, чем бы­ло уста­нов­ле­но, и на брат­ской тра­пе­зе пи­тал­ся на­равне со все­ми, бе­ря все­го по­не­мно­гу.
Ко­гда бы­ли вы­ры­ты рвы в ос­но­ва­нии ка­мен­ной двух­этаж­ной церк­ви, во вре­мя мо­леб­на при­ле­тел рой пчел и сел на гор­нем ме­сте бу­ду­ще­го ал­та­ря, про­об­ра­зуя обиль­ную бла­го­дать в оби­те­ли и мно­же­ство мо­на­хов в ней. С тех пор от при­ле­тев­ше­го роя в оби­те­ли по­ве­лись пче­лы.
Но стар­ца вновь жда­ло тя­же­лое ис­пы­та­ние. По лож­но­му до­но­су тем­ни­ков­ско­го во­е­во­ды Нее­ло­ва ста­рец в 1774 го­ду был со­слан в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь. Для до­про­сов отец Фе­о­дор был вы­зван в Во­ро­неж, а от­ту­да за­ехал в За­дон­ский мо­на­стырь к пре­бы­ва­ю­ще­му там на по­кое свя­ти­те­лю Ти­хо­ну. Он при­нял от­ца Фе­о­до­ра с ве­ли­кой лю­бо­вью; три дня про­дол­жа­лась меж­ду ни­ми ду­хов­ная бе­се­да. При отъ­ез­де свя­ти­тель Ти­хон про­во­жал от­ца Фе­о­до­ра через весь мо­на­стырь, низ­ко кла­ня­ясь на­по­сле­док. В Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре ста­рец про­жил де­вять лет в стро­гом за­клю­че­нии, нуж­да­ясь в са­мом необ­хо­ди­мом и ис­пы­ты­вая стра­да­ния от хо­ло­да и силь­но­го уга­ра. Не раз его ед­ва жи­во­го вы­но­си­ли из кел­лии и от­ти­ра­ли сне­гом. Но и в ме­сте за­клю­че­ния бра­тия Са­нак­сар­ской оби­те­ли и сест­ры Алек­се­ев­ской об­щи­ны не остав­ля­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, ока­зы­вая ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку и ис­пра­ши­вая его мо­литв.
На­ко­нец по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Гав­ри­и­ла и вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию Ека­те­ри­ны II отец Фе­о­дор по­лу­чил пол­ную сво­бо­ду и воз­вра­тил­ся в Са­нак­сар­скую оби­тель. В лю­би­мой оби­те­ли ста­рец про­дол­жал усерд­но ра­бо­тать Гос­по­ду. По­сле непро­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни отец Фе­о­дор скон­чал­ся в ночь на 19 фев­ра­ля 1791 г. Те­ло его, хо­тя и ле­жав­шее в теп­лой ке­ллии до по­гре­бе­ния, не из­да­ва­ло за­па­ха тле­ния. На мо­ги­ле пре­по­доб­но­го бы­ла по­ло­же­на ас­пид­но­го кам­ня пли­та с над­пи­сью: «Здесь по­гре­бен 73-лет­ний ста­рец иеро­мо­нах Фе­о­дор, по фа­ми­лии Уша­ков, воз­об­но­ви­тель Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый по­стри­жен в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, про­дол­жал мо­на­ше­ское жи­тие 45 лет; со все­ми ви­да­ми ис­тин­но­го хри­сти­а­ни­на и доб­ро­го мо­на­ха 19 фев­ра­ля 1791 го­да скон­чал­ся».
Пле­мян­ник пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Са­нак­сар­ско­го – бле­стя­щий фло­то­во­дец адми­рал Фе­дор Уша­ков, вый­дя в от­став­ку, так­же жил воз­ле Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря, скон­чал­ся в 1817 го­ду и был по­хо­ро­нен воз­ле сво­е­го дя­ди. Вме­сте со сво­им пре­по­доб­ным срод­ни­ком он про­слав­лен в ли­ке свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Па­мять пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Са­нак­сар­ско­го празд­ну­ет­ся в день его кон­чи­ны – 19 фев­ра­ля (по ста­ро­му сти­лю; 4 мар­та, а в ви­со­кос­ный год 3 мар­та – по но­во­му сти­лю), а так­же в день об­ре­те­ния его мно­го­це­леб­ных мо­щей – 21 ап­ре­ля (4 мая н. ст.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-sanaksarskij

Творения
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksarskij/
• Поучения, собеседования, наставления

☦️
Мученик Дими́трий Волков.
Мученики Димитрий Волков и Никита Сухарев. В 1939 го­ду в го­ро­де Оре­хо­во-Зу­е­во Мос­ков­ской об­ла­сти был за­крыт по­след­ний из слу­жив­ших еще то­гда в рай­оне хра­мов — Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, стро­и­тель­ство и бла­го­укра­ше­ние ко­то­ро­го про­дол­жа­лось око­ло трид­ца­ти лет — с 1872-го по 1901 год. Но недол­го при­шлось по­ра­до­вать­ся при­хо­жа­нам служ­бам в сво­ем хра­ме — на­сту­пи­ло вре­мя го­не­ний на Цер­ковь от за­хва­тив­ших власть в Рос­сии без­бож­ни­ков, и в 1939 го­ду храм был за­крыт. Од­на­ко ве­ру­ю­щие в го­ро­де не со­гла­си­лись с этим. По со­вет­ским за­ко­нам хло­по­тать об от­кры­тии хра­ма мог­ла толь­ко за­ре­ги­стри­ро­ван­ная вла­стя­ми два­дцат­ка. Часть лю­дей к это­му вре­ме­ни уже вы­бы­ла из со­ста­ва два­дцат­ки, дру­гая — про­яви­ла рав­но­ду­шие к судь­бе хра­ма, а иные ока­за­лись и ма­ло­душ­ны. Учи­ты­вая это, в мае 1940 го­да при­хо­жане пе­ре­из­бра­ли чле­нов два­дцат­ки, из­брав ста­ро­стой Дмит­рия Ива­но­ви­ча Вол­ко­ва.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-volkov


Жития
Писание