⏳ 2024.02.28 (ср)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1-я приуготовительная к Великому посту, сплошная (глас 5й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
28 февраля (15 февраля)
• ап. от 70-ти Они́сима (ок. 109)
• прпп. Пафну́тия и Евфросинии Александрийской (V)
• прп. Евсе́вия Сирийского (V)
• прп. Пафнутия Печерского (XIII)
• сщмчч. Михаила (Пятаева), Иоанна (Куминова) (1930)
• сщмчч. Николая (Морковина), Алексия (Никитского), Алексия (Смирнова), Симеона (Кулямина) (1938)
• прмч. Павла (Козлова) (1938)
• прмц. Софии (Селивестровой) (1938)
• прп. Анфи́ма Хиосского (1960)
• икон Божией Матери: Виленская (перенесение в Вильно в 1495); Далматская (1646)


☦️
Апостол от 70-ти Они́сим.
Апо­стол от 70-ти Они­сим в мо­ло­до­сти был ра­бом Фили­мо­на, хри­сти­а­ни­на знат­но­го ро­да, жив­ше­го в го­ро­де Ко­лос­сах Фри­гий­ской об­ла­сти. Про­ви­нив­шись в чем-то пе­ред сво­им гос­по­ди­ном и бо­ясь на­ка­за­ния, свя­той Они­сим бе­жал в Рим, но там, как бег­лый раб, по­пал в тюрь­му. В тюрь­ме он встре­тил­ся с апо­сто­лом Пав­лом, со­дер­жав­шим­ся в узах, был про­све­щен им и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. В тюрь­ме свя­той Они­сим как сын слу­жил апо­сто­лу Пав­лу. Апо­стол Па­вел, лич­но знав­ший свя­то­го Фили­мо­на, на­пи­сал ему пись­мо, пол­ное люб­ви, про­ся про­стить бег­ло­го ра­ба и при­нять его как бра­та; с этим пись­мом он от­пра­вил свя­то­го Они­си­ма к его хо­зя­и­ну, ли­шив са­мо­го се­бя по­мо­щи, в ко­то­рой очень нуж­дал­ся.
Свя­той Фили­мон, по­лу­чив пись­мо, не толь­ко про­стил Они­си­ма, но и от­пу­стил его на во­лю, по­слав об­рат­но в Рим к пер­во­вер­хов­но­му апо­сто­лу. Впо­след­ствии свя­той Фили­мон был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Га­зы (па­мять его 4 ян­ва­ря, 19 фев­ра­ля и 22 но­яб­ря).
По­сле смер­ти апо­сто­ла Пав­ла свя­той Они­сим слу­жил апо­сто­лам до их смер­ти и был по­став­лен ими во епи­ско­па. По­сле кон­чи­ны свя­тых апо­сто­лов он про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие во мно­гих стра­нах и го­ро­дах: в Ис­па­нии, Кар­пе­та­нии, в Ко­лос­сах, в Пат­рах. В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­той Они­сим за­нял епи­скоп­ский пре­стол в Ефе­се по­сле апо­сто­ла Ти­мо­фея. Ко­гда Иг­на­тия Бо­го­нос­ца ве­ли в Рим на казнь, к нему на­встре­чу вы­шел епи­скоп Они­сим с неко­то­ры­ми хри­сти­а­на­ми, о чем упо­ми­на­ет свя­той Иг­на­тий в сво­ем Пись­ме к Ефе­ся­нам. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Тра­я­на свя­той Они­сим был схва­чен и при­ве­ден на суд к епар­ху Тер­тил­лу. Он про­дер­жал свя­то­го 18 дней в тем­ни­це, а по­том со­слал на за­то­че­ние в го­род Пу­тео­лы. Через неко­то­рое вре­мя епарх вы­звал уз­ни­ка и, убе­див­шись, что свя­той Они­сим всё так же твер­до ис­по­ве­ду­ет ве­ру во Хри­ста, под­верг его же­сто­ко­му из­би­е­нию кам­ня­ми, по­сле че­го свя­то­му усек­ли го­ло­ву ме­чом. Те­ло му­че­ни­ка взя­ла од­на знат­ная жен­щи­на и по­ло­жи­ла в се­реб­ря­ную ра­ку. Это бы­ло око­ло 109 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/159

☦️
Преподобный Пафну́тий Александрийский и Преподобная Евфроси́ния Александрийская.
Прп. Па­ф­ну­тий был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим, бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном. Его су­пру­га умер­ла ра­но, и Па­ф­ну­тий один вос­пи­ты­вал сво­е­го един­ствен­но­го ре­бен­ка – преп. Ев­фро­си­нию. Он ча­сто по­се­щал мо­на­стырь, игу­мен ко­то­ро­го был его ду­хов­ным на­став­ни­ком.
Ко­гда Ев­фро­си­нии ис­пол­ни­лось 18 лет, преп. Па­ф­ну­тий хо­тел вы­дать дочь за­муж. Он на­пра­вил­ся в мо­на­стырь к сво­е­му на­став­ни­ку, чтобы по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние на пред­сто­я­щий брак до­че­ри. Игу­мен бе­се­до­вал с де­ви­цей и дал ей свое бла­го­сло­ве­ние, но свя­тая Ев­фро­си­ния стре­ми­лась к ино­че­ской жиз­ни.
При­няв тай­но по­стри­же­ние от ино­ка-стран­ни­ка, она по­ки­ну­ла от­чий дом и ре­ши­ла по­сту­пить в оби­тель, чтобы про­ве­сти жизнь в уеди­не­нии и мо­лит­ве. Опа­са­ясь, од­на­ко, что в жен­ском мо­на­сты­ре ее об­на­ру­жит отец, она, на­звав се­бя ев­ну­хом Из­ма­раг­дом, при­шла в тот са­мый муж­ской мо­на­стырь, ко­то­рый с дет­ства по­се­ща­ла вме­сте с от­цом. Ино­ки не узна­ли пе­ре­оде­тую в муж­ское пла­тье Ев­фро­си­нию и при­ня­ли в свою оби­тель. В уеди­нен­ной ке­ллии в тру­дах, по­сте и мо­лит­ве свя­тая Ев­фро­си­ния про­ве­ла 38 лет и до­стиг­ла вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Ее отец скор­бел о по­те­ре лю­би­мой до­че­ри и не раз, по со­ве­ту на­сто­я­те­ля, бе­се­до­вал с ино­ком Из­ма­раг­дом, от­кры­вая ему свою пе­чаль, и на­хо­дил у него ду­хов­ное уте­ше­ние.
Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния от­кры­ла скор­бев­ше­му от­цу свою тай­ну и про­си­ла, чтобы ни­кто, кро­ме него, не при­го­тов­лял к по­гре­бе­нию ее те­ла. По­хо­ро­нив дочь, прп. Па­ф­ну­тий роз­дал все свое иму­ще­ство ни­щим и мо­на­сты­рю (а он был знат­ным и бо­га­тым) и при­нял мо­на­ше­ство. Де­сять лет, вплоть до сво­ей кон­чи­ны, он под­ви­зал­ся в кел­лии сво­ей до­че­ри.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/823

☦️
Преподобный Евсе́вий Сирийский, пустынник.
Пре­по­доб­ный Ев­се­вий пу­стын­ник жил в IV ве­ке и под­ви­зал­ся на го­ре близ се­ле­ния Аси­ха в Си­рии. Он про­во­дил весь­ма су­ро­вую жизнь, на­хо­дясь все­гда под от­кры­тым небом и тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся лет­ний зной и зим­ний хо­лод; одеж­ду пре­по­доб­ный но­сил ко­жа­ную, пи­тал­ся мо­че­ным го­ро­хом и бо­ба­ми. Бу­дучи уже немощ­ным стар­цем, во всю Ве­ли­кую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу ел все­го 15 смокв. Ко­гда к пре­по­доб­но­му Ев­се­вию ста­ло сте­кать­ся мно­го на­ро­да, он при­шел в ближ­ний мо­на­стырь, устро­ил у мо­на­стыр­ской сте­ны неболь­шую огра­ду и в ней пре­бы­вал до смер­ти. Пре­по­доб­ный Ев­се­вий до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, скон­чав­шись в воз­расте 90 лет, по­сле 400 го­да.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/160

☦️
Преподобный Пафну́тий Печерский, затворник.
Преподобный Пафну́тий Печерский — па­мять 15 фев­ра­ля, в Со­бо­ре пре­по­доб­ных от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ских Даль­них Пе­щер (28 ав­гу­ста) и в Со­бо­ре всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских. Непре­стан­но пла­кал и взды­хал всю свою жизнь о вре­ме­ни раз­лу­че­ния ду­ши с те­лом, как окру­жат че­ло­ве­ка Ан­ге­лы и ду­хи зло­бы, по­ка­жут все его де­ла — доб­рые и злые, на­пом­нят ему о всех его мыс­лях и же­ла­ни­ях, о том, что он за­был и че­го не счи­тал за грех.
Но бла­же­ни пла­чу­щие, яко тии уте­шат­ся (Мф.5:4). И пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий при кон­чине сво­ей уви­дел ли­ки Ан­гель­ские, ко­то­рые, при­няв его ду­шу, воз­нес­ли ее на небо. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах. Его имя вспо­ми­на­ет­ся в 8-й пес­ни ка­но­на: «Пла­чу­щих по­ми­ная бла­жен­ство, Па­ф­ну­тие, все­гда пла­кал еси, ныне же ра­дост­ная на­сле­див ме­ста, мо­ли­ся та­мо и нам в кров без­пла­чев­ный все­ли­ти­ся».

☦️
Священномученики Михаи́л Пятаев, Иоа́нн Куминов, пресвитеры.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся в 1891 го­ду в се­ле Мач­ка­сы Куз­нец­ко­го окру­га Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Мак­си­ма Пя­та­е­ва. Окон­чив сель­скую шко­лу, он учил­ся в Москве, а за­тем пе­ре­ехал в Са­ра­тов, где пре­по­да­вал рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру. В Са­ра­то­ве он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Ев­фро­си­ни­ей Фро­лов­ной. Она про­ис­хо­ди­ла из ро­да са­ра­тов­ских куп­цов Ива­но­вых, ко­то­рые име­ли бар­жи и во­зи­ли то­ва­ры по Вол­ге. Отец Ев­фро­си­нии был пра­вил стро­гих, об­ра­зо­ва­ние дал толь­ко сы­но­вьям, а до­че­рей при­учал к до­маш­ней ра­бо­те, по­ла­гая, что для них луч­ше бу­дет как сле­ду­ет на­учить­ся вос­пи­ты­вать де­тей и ве­сти хо­зяй­ство.
В то вре­мя им­пе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство, раз­ви­вая ре­фор­мы пре­мьер-ми­ни­стра Сто­лы­пи­на, весь­ма энер­гич­но за­ни­ма­лось во­про­са­ми пе­ре­се­ле­ния рус­ских кре­стьян на во­сток, на ма­ло­за­се­лен­ные зем­ли Си­би­ри. Вме­сте с кре­стья­на­ми в Си­бирь пе­ре­ез­жа­ли свя­щен­ни­ки, учи­те­ля, вра­чи и ре­мес­лен­ни­ки. Всем изъ­явив­шим же­ла­ние пе­ре­се­лить­ся пра­ви­тель­ство ока­зы­ва­ло ма­те­ри­аль­ную по­мощь. Так Ми­ха­ил Пя­та­ев с се­мьей ока­зал­ся в го­ро­де Ом­ске. Пер­вое вре­мя он про­дол­жал пре­по­да­вать, но за­тем при­нял ре­ше­ние по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Гос­по­ду. В 1917 го­ду Ми­ха­ил Мак­си­мо­вич по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Кре­сто­воз­дви­жен­ский со­бор го­ро­да Ом­ска, чтобы впо­след­ствии, ес­ли на то бу­дет во­ля Бо­жия, быть ру­ко­по­ло­жен­ным и в сан свя­щен­ни­ка.
На­ча­лась бес­по­щад­ная граж­дан­ская вой­на. В 1918 го­ду го­род за­ня­ли крас­ные. От­ступ­ни­ки от ве­ры, крас­но­гвар­дей­цы, въе­ха­ли в со­бор на ло­ша­дях и при­ня­лись кру­шить все, что по­па­да­лось под ру­ку.
Вско­ре по­сле этих со­бы­тий в этом со­бо­ре в 1918 го­ду ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский) ру­ко­по­ло­жил Ми­ха­и­ла Мак­си­мо­ви­ча в сан диа­ко­на. До 1921 го­да диа­кон Ми­ха­ил слу­жил в Ом­ске, а за­тем по­про­сил пра­вя­ще­го ар­хи­ерея пе­ре­ве­сти его на служ­бу в се­ло, так как с боль­шой се­мьей ему ста­ло труд­но здесь про­кор­мить­ся, и он был пе­ре­ве­ден в Бо­го­яв­лен­ский храм се­ла Ма­ло­крас­но­яр­ка. Ме­сто бы­ло глу­хое, от­да­лен­ное от боль­ших го­ро­дов и же­лез­ных до­рог, но лю­ди здесь бы­ли бла­го­че­сти­вы и бо­га­ты; в са­мом се­ле жи­ли несколь­ко ку­пе­че­ских се­мей. Пе­ред при­хо­дом в се­ло крас­но­гвар­дей­цев гла­вы се­мейств уеха­ли, чтобы не под­верг­нуть­ся рас­пра­ве. Из всех куп­цов остал­ся до­ма толь­ко Ва­си­лий Се­ва­стья­нов. Мно­гие со­ве­то­ва­ли и ему скрыть­ся, но он от­ве­чал: «За­чем я бу­ду бе­жать из сво­е­го род­но­го се­ла!» За­няв­шие се­ло крас­но­гвар­дей­цы аре­сто­ва­ли его, по­ста­ви­ли пе­ред ним его же­ну и де­тей и на их гла­зах от­ру­би­ли Ва­си­лию го­ло­ву на пла­хе.
В 1923 го­ду диа­кон Ми­ха­ил Пя­та­ев был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Храм в се­ле Ма­ло­крас­но­яр­ке был двух­штат­ным, и в 1928 го­ду сю­да был на­зна­чен вто­рой свя­щен­ник — отец Иоанн Ку­ми­нов.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле Ку­ли­ков­ском Тю­ка­лин­ско­го окру­га То­боль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ку­ми­но­ва. В 1877 го­ду се­мья пе­ре­еха­ла в Омск. Здесь Иван Ива­но­вич окон­чил учи­тель­скую се­ми­на­рию и, прой­дя ис­пы­та­ние при Ом­ской клас­си­че­ской гим­на­зии, был на­зна­чен ин­спек­то­ром на­род­ных учи­лищ Тар­ско­го окру­га. В этой долж­но­сти он про­слу­жил до 1922 го­да, ко­гда был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Слу­жил отец Иоанн в хра­мах Ом­ской епар­хии, в 1928 го­ду он был на­прав­лен в Бо­го­яв­лен­ский храм в се­ло Ма­ло­крас­но­яр­ку.
По­до­шел к кон­цу 1929 год. В Си­би­ри на­ча­лась кол­лек­ти­ви­за­ция и свя­зан­ные с нею аре­сты и вы­сыл­ка кре­стьян­ских се­мей, а вме­сте с ни­ми и аре­сты ду­хо­вен­ства. Все­го семь лет про­шло со вре­ме­ни изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей в 1922 го­ду, а уже под­ни­ма­лось но­вое го­не­ние на Цер­ковь.

Отец Ми­ха­ил по все­му ви­дел, что вла­сти со­би­ра­ют­ся его аре­сто­вать. У него был друг дет­ства, ко­то­рый ра­бо­тал в мос­ков­ской ми­ли­ции. Ко­гда но­вая власть проч­но утвер­ди­лась как власть ан­ти­хри­сти­ан­ская, пре­сле­ду­ю­щая Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он на­пи­сал свя­щен­ни­ку: «Ми­ха­ил, мне очень жаль… ты был учи­те­лем, а те­перь стал свя­щен­ни­ком. Не по­ду­май дур­но­го, я те­бе это го­во­рю не по­то­му, что пло­хо от­но­шусь к ду­хо­вен­ству, но сей­час непод­хо­дя­щее для свя­щен­но­слу­жи­те­лей вре­мя. Я те­бе пред­ла­гаю при­е­хать в Моск­ву и сно­ва по­сту­пить на ра­бо­ту учи­те­лем. Я по­мо­гу те­бе устро­ить­ся на ра­бо­ту и най­ти жи­лье».
За два дня до аре­ста свя­щен­ни­ка его же­на, Ев­фро­си­ния, на­пом­ни­ла ему об этом пись­ме и ска­за­ла:
— Да­вай-ка со­би­рай­ся и уез­жай. Те­бе на­пи­сал то­гда твой друг, по­слу­шай­ся те­перь его со­ве­та.
— Нет, Ев­фро­си­ния, — ска­зал отец Ми­ха­ил, — я ни­ку­да не уеду, я дал при­ся­гу. Как я мо­гу из­ме­нить Бо­гу и на­ро­ду? Ни­ко­гда! Я знаю, что иду на вер­ную смерть, но та­ко­ва во­ля Бо­жия! А ты де­тей всех вы­рас­тишь и с Бо­жьей по­мо­щью вос­пи­та­ешь, ни­ко­го не рас­те­ря­ешь.
— А де­тей-то сколь­ко!.. — всплес­ну­ла ру­ка­ми же­на.
— Ну что же сде­ла­ешь, вос­пи­та­ешь… с Бо­жьей по­мо­щью.
(примечание: в это вре­мя у от­ца Ми­ха­и­ла и Ев­фро­си­нии Фро­лов­ны бы­ло се­ме­ро де­тей, вось­мой ре­бе­нок — дочь Юлия — ро­ди­лась уже по­сле рас­стре­ла от­ца)

21 фев­ра­ля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ми­ха­и­ла Пя­та­е­ва и Иоан­на Ку­ми­но­ва к рас­стре­лу, а их се­мьи к ссыл­ке на се­вер.
28 фев­ра­ля от­цу Ми­ха­и­лу да­ли сви­да­ние со стар­шей до­че­рью Ан­ной, при­е­хав­шей в Ка­инск. Сви­да­ние бы­ло через ре­шет­ку. Свя­щен­ник по­про­сил:
— Ан­на, дай мне свою ко­су.
Она про­тя­ну­ла ему через ре­шет­ку ко­су, и вся ко­са у нее бы­ла по­том мок­рая от слез.
— Па­па, что ты пла­чешь? — спро­си­ла она.
— Мне очень тя­же­ло, по­то­му что вас так мно­го и вы оста­е­тесь од­ни.
В эту ночь Ан­на уви­де­ла во сне, как Бо­жия Ма­терь при­ча­ща­ет из зо­ло­то­го по­ти­ра от­ца Ми­ха­и­ла. Просну­лась она с мыс­лью, что отец бу­дет осво­бож­ден. Ра­дост­ная по­спе­ши­ла она в тюрь­му с пе­ре­да­чей.
— Пя­та­ев? — пе­ре­спро­сил над­зи­ра­тель. — Да он се­го­дня но­чью рас­стре­лян.
Свя­щен­ни­ки Ми­ха­ил Пя­та­ев и Иоанн Ку­ми­нов бы­ли рас­стре­ля­ны 28 фев­ра­ля 1930 го­да и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле в го­ро­де Ка­ин­ске.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-pjataev

☦️
Священномученик Никола́й Морковин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 15 мая 1889 го­да в се­ле Иль­го­щи Ка­шин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Мор­ко­ви­на. В 1913 го­ду он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. В 1913 го­ду Ни­ко­лай Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Пет­ров­ском Кимр­ско­го уез­да, за­тем, уже по­сле ре­во­лю­ции, он был пе­ре­ве­ден ко хра­му в се­ле Ло­се­во Го­риц­ко­го рай­о­на. В 1929 го­ду свя­щен­ник с же­ной бы­ли аре­сто­ва­ны по об­ви­не­нию в от­ка­зе «от вы­пол­не­ния… об­ще­го­судар­ствен­ных за­да­ний» и в со­про­тив­ле­нии «пред­ста­ви­те­лям вла­сти при ис­пол­не­нии ими воз­ло­жен­ных на них за­ко­ном обя­зан­но­стей» и от­прав­ле­ны в ссыл­ку в Во­ло­год­скую об­ласть.
Отец Ни­ко­лай так опи­сал все про­ис­шед­шее в пись­ме к бра­ту-свя­щен­ни­ку: «Непре­рыв­ная и уси­лен­ная ра­бо­та ра­ди на­сущ­но­го хле­ба для се­бя и де­ток-си­рот силь­но по­шат­ну­ла мое бы­лое бо­га­тыр­ское здо­ро­вье. Но бла­го­да­рим Гос­по­да Бо­га, что на­ши стра­да­ния и ста­ра­ния под­дер­жать мно­го­чис­лен­ную се­мью бы­ли не на­прас­ны. На­ша за­щи­та от хо­ло­да и го­ло­да се­мьи име­ла бла­гие по­след­ствия, ка­ко­вые вы уви­ди­те из ни­же­сле­ду­ю­щих строк се­го пись­ма. Экс­трен­ная по­строй­ка сво­е­го неболь­шо­го до­ма 8 на 8 ар­шин с дво­ром, ом­ша­ни­ка и ба­ни, обу­че­ние двух стар­ших до­че­рей Юлии и Ни­ны в го­ро­де Ка­шине в шко­ле 2-й сту­пе­ни, уси­лен­ные на­ло­ги и недо­род хле­ба из-за недо­стат­ка удоб­ре­ния от од­ной толь­ко ло­ша­ди (един­ствен­ную ко­ро­ву при­шлось про­дать, и два го­да бы­ли при та­кой мно­го­чис­лен­ной се­мье без ко­ро­вы) при­ве­ли нас к несо­сто­я­тель­но­сти упла­тить боль­шие на­ло­ги, что и при­ве­ло к за­дол­жен­но­сти го­су­дар­ству. Яс­но, что за дом бы­ло взя­то и про­да­но все дви­жи­мое иму­ще­ство, вплоть до по­ро­сен­ка, един­ствен­ной жи­вой ве­щи для пи­та­ния без ко­ро­вы. Об­ни­ща­ние за­ста­ви­ло взять из шко­лы 2-й сту­пе­ни сна­ча­ла стар­шую дочь Юлию, а за­тем вто­рую, Ни­ну, не до­учив по го­ду, то есть они про­шли во­семь групп. И вот в по­след­ний год мо­е­го жи­тель­ства на ро­дине я ре­шил по­се­ять по­боль­ше льня­но­го се­ме­ни и им за­пла­тить в недо­ста­ток хле­ба. Вот это-то се­мя и бы­ло ро­ко­вым для нас. Оно по­па­ло под опись и под­ле­жа­ло по за­ко­ну изъ­я­тию за недо­и­мок, че­го мы не пред­по­ла­га­ли. При этом по­па­ла под опись и моя зим­няя ват­ная ряс­ка, един­ствен­ная на­деж­да до­че­рей на паль­то. Вот эти-то ве­щи мы с же­ной и ре­ши­ли не от­да­вать ра­ди за­щи­ты де­тей.
Я-то опре­де­лен­но шел на это, ибо ме­ня за­ра­нее и дав­но при­го­во­ри­ли к аре­сту. Ма­ня же не пред­по­ла­га­ла, что с ней так по­сту­пят и ото­рвут ее от ше­сти де­тей.

По окон­ча­нии сро­ка ссыл­ки в ав­гу­сте 1933 го­да, отец Ни­ко­лай вер­нул­ся в Твер­скую об­ласть. Ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей (Успен­ский) на­пра­вил его слу­жить в Воз­не­сен­ский храм в се­ло Воз­не­се­нье Ка­шин­ско­го рай­о­на, где отец Ни­ко­лай про­слу­жил до сво­е­го по­след­не­го аре­ста. Он был аре­сто­ван 16 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­шине.

19 фев­ра­ля сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая свя­щен­ни­ка, спро­сил:
— Вы об­ви­ня­е­тесь в си­сте­ма­ти­че­ском про­ве­де­нии ва­ми сре­ди кол­хоз­ни­ков контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, в со­зна­тель­ном про­ти­во­дей­ствии про­ра­бот­ке и изу­че­нию но­вой ста­лин­ской кон­сти­ту­ции СССР и по­ло­же­ния о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет СССР. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Предъ­яв­лен­ное мне об­ви­не­ние я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в нем не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­про­сы и са­мо след­ствие бы­ли за­кон­че­ны. 26 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Мор­ко­вин был рас­стре­лян 28 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-morkovin

☦️
Священномученик Алекси́й Никитский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий (Алек­сей Ми­хай­ло­вич Ни­кит­ский) ро­дил­ся 6 мар­та 1891 го­да в се­ле Ми­хале­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в хра­ме Рож­де­ства Хри­сто­ва, Ми­ха­и­ла Пав­ло­ви­ча Ни­кит­ско­го. В 1902 го­ду Алек­сей окон­чил зем­скую трех­класс­ную шко­лу в Ми­хале­ве, в 1906 го­ду — Дон­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1912 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем вто­ро­класс­ной шко­лы при фаб­ри­ке на стан­ции Ба­ла­ши­ха Ни­же­го­род­ской же­лез­ной до­ро­ги. В 1913 го­ду скон­чал­ся его отец, и в 1914 го­ду Алек­сей Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка на его ме­сто ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Ми­хале­ве. С при­хо­дом со­вет­ской вла­сти отец Алек­сий был мо­би­ли­зо­ван в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии и от­прав­лен в Брон­ни­цы в кон­ный кор­пус.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikitskij

☦️
Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле Гре­мя­че­во Ве­нев­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Смир­но­ва. Ко­гда Алек­сею ис­пол­ни­лось семь лет, умер отец и его взял на вос­пи­та­ние дед, слу­жив­ший пса­лом­щи­ком в од­ном из хра­мов Моск­вы.
В 1890 го­ду Алек­сей Пет­ро­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Фила­то­во Лу­чин­ской во­ло­сти Зве­ни­го­род­ско­го уез­да, здесь он про­слу­жил со­рок три го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-smirnov

☦️
Священномученик Симео́н Кулямин, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он (Се­мен Фе­до­ро­вич Ку­ля­мин) ро­дил­ся 1 сен­тяб­ря 1874 го­да в се­ле Рот­ми­ро­во Вла­ди­мир­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ку­ля­ми­на; один­на­дца­ти лет Се­мен по­сту­пил на тек­стиль­ную фаб­ри­ку уче­ни­ком, а за­тем око­ло два­дца­ти вось­ми лет ра­бо­тал са­дов­ни­ком у фаб­ри­кан­та Ло­се­ва. В 1921 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Тро­иц­кую цер­ковь в по­сел­ке Удель­ное, а в 1925 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви.
В 1934 го­ду в по­сел­ке стал жить ушед­ший по пре­клон­но­му воз­рас­ту на по­кой мит­ро­по­лит Се­ра­фим (Чи­ча­гов), и весь при­чт Тро­иц­кой церк­ви в ве­ли­кие празд­ни­ки при­хо­дил к нему до­мой слу­жить мо­леб­ны, по­сколь­ку сам вла­ды­ка по со­сто­я­нию здо­ро­вья не мог по­се­щать храм. 20 но­яб­ря 1937 го­да мит­ро­по­лит Се­ра­фим был аре­сто­ван и 11 де­каб­ря 1937 го­да рас­стре­лян.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-kuljamin

☦️
Преподобномученик Па́вел (Козлов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 24 июня 1879 го­да в де­ревне Зу­е­во Зуб­цов­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Фе­до­ра и Ма­рии Коз­ло­вых и в кре­ще­нии был на­ре­чен Пет­ром. Петр с дет­ства меч­тал стать мо­на­хом, и 15 ян­ва­ря 1906 го­да по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь. 14 де­каб­ря 1908 го­да он был пе­ре­ме­щен в Кре­ме­нец­кий Воз­не­сен­ский мо­на­стырь в ка­че­стве ке­лей­ни­ка игу­ме­на Апол­ли­на­рия и 18 ав­гу­ста 1910 го­да был за­чис­лен в чис­ло по­слуш­ни­ков это­го мо­на­сты­ря. 28 фев­ра­ля 1911 го­да по­слуш­ник Петр был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Па­вел и 30 ок­тяб­ря то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. 24 ок­тяб­ря 1913 го­да иеро­ди­а­кон Па­вел пе­ре­шел в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь, а 31 де­каб­ря 1916 го­да он был за­чис­лен в чис­ло бра­тии Ни­ло-Сто­ло­бен­ской пу­сты­ни Твер­ской гу­бер­нии. 9 мая 1917 го­да иеро­ди­а­кон Па­вел был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-kozlov

☦️
Преподобномученица Софи́я Селивестрова, послушница.
Софи́я ро­ди­лась 17 сен­тяб­ря 1871 го­да в се­ле Из­на­ир Сер­доб­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на. Ко­гда Со­фии ис­пол­ни­лось де­сять лет, умер­ла ее мать, и отец де­воч­ки от­дал ее в при­ют в се­ле Кра­юш­ки­но, ко­то­рый су­ще­ство­вал в то вре­мя при жен­ской об­щине, пре­об­ра­зо­ван­ной за­тем в мо­на­стырь. В при­юте она про­жи­ла до два­дца­ти лет, а за­тем уеха­ла в Санкт-Пе­тер­бург, по­сту­пи­ла в при­слу­ги и од­новре­мен­но обу­ча­лась на до­му ри­со­ва­нию. В этом ис­кус­стве она до­стиг­ла за­мет­ных успе­хов.
В 1898 го­ду встре­ти­лась со зна­ко­мой мо­на­хи­ней, ко­то­рая к то­му вре­ме­ни уже два­дцать два го­да под­ви­за­лась в Страст­ном мо­на­сты­ре в Москве, и та по­ре­ко­мен­до­ва­ла ее мо­на­сты­рю. Здесь её по­слу­ша­ни­ем ста­ло обу­че­ние мо­на­хинь ри­со­ва­нию.
В 1921 го­ду бы­ла ли­ше­на из­би­ра­тель­ных прав за то, что жи­ла в мо­на­сты­ре, хо­тя и не бы­ла мо­на­хи­ней. Впо­след­ствии, в 1933 го­ду, она об­ра­ти­лась с жа­ло­бой во ВЦИК и бы­ла в пра­вах вос­ста­нов­ле­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sofija-selivestrova

☦️
Преподобный Анфи́м Хиосский.
Святой Анфимий (Анфим) Хиосский, в миру Аргирий Ваянос, родился 1 июля 1869 года в приходе святого Луки в городе Ливадия на острове Хиос. Он был младшим из троих детей бедных, но добродетельных родителей, крестьян, Константина и Агерио. С детских лет Аргирий отличался святым дерзновением, благочестием, любовью к Христу и Церкви. В детстве он удостоился видений Божией Матери, обещавшей ему в будущем Свое покровительство.
Из-за тяжелого финансового положения своей семьи Аргирий смог окончить лишь начальную школу. Он вынужден был заниматься профессией сапожника, чтобы обеспечить себя самым необходимым.
23 августа 1889 года Аргирий посетил скит святых преподобных отцов Никиты, Иоанна и Иосифа Хиосских на Овечьей горе (Проватео Орос), дабы подвизавшиеся там монахи-иконописцы отреставрировали семейную икону Богородицы «Скоропослушницы», которую Аргирий унаследовал от матери. «Я увидел этих блаженных отцов, и сердце мое разгорелось стремлением к монашеству», – вспоминал святой, рассказывая о своем желании встать на путь монашества. Его наставником и духовником стал старец скита, монах Пахомий, бывший духовным наставником святителя Нектария Эгинского.
Вернувшись в деревню, Аргирий, вдохновленный Небесной жизнью монахов, построил себе хижину на окраине и предался аскетическим подвигам, забыв обо всех заботах этого мира.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anfim-hiosskij

☦️
Икона Богородицы Виленская.
Ви­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Дол­гое вре­мя она бы­ла ро­до­вой свя­ты­ней гре­че­ских им­пе­ра­то­ров в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1472 го­ду ико­ну пе­ре­нес­ла в Моск­ву Со­фия Па­лео­лог, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III (1462–1505). В 1495 го­ду ве­ли­кий князь бла­го­сло­вил этой ико­ной свою дочь Еле­ну при вы­да­че ее за­муж за Ли­тов­ско­го ко­ро­ля Алек­сандра. В честь пе­ре­не­се­ния ико­ны в быв­шую сто­ли­цу Лит­вы г. Виль­но уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 15 фев­ра­ля. Поз­же свя­тую ико­ну по­ста­ви­ли в Пред­те­чен­ском хра­ме, в ко­то­ром бы­ла по­гре­бе­на кня­ги­ня Еле­на.
Иоанн Гроз­ный, пы­та­ясь вер­нуть чу­до­твор­ную ико­ну в Моск­ву, пред­ла­гал за нее ко­ро­лю Си­гиз­мун­ду 50 знат­ных ли­тов­ских плен­ни­ков, но ко­роль ре­ши­тель­но от­ка­зал, по­то­му что все ду­хо­вен­ство, как пра­во­слав­ное, так и уни­ат­ское, не хо­те­ло ли­шить­ся это­го со­кро­ви­ща.
В Пре­чи­стен­ском со­бо­ре ико­на пре­бы­ва­ла до по­ло­ви­ны XVIII ве­ка, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на вме­сте с мит­ро­по­ли­ей в Ви­лен­ский Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся то­гда в рас­по­ря­же­нии ба­зи­ли­ан. Пре­чи­стен­ский же со­бор был от­дан уни­а­там. Толь­ко в 1839 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь вме­сте с ико­ной Оди­гит­рии был воз­вра­щен пра­во­слав­ным. С это­го вре­ме­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал там, при­вле­кая бла­го­го­вей­ное че­ство­ва­ние всех пра­во­слав­ных.
Ико­на Оди­гит­рии на­пи­са­на на че­ты­рех дос­ках, со­еди­нен­ных вме­сте: из них сред­ние сде­ла­ны из ки­па­ри­са, осталь­ные из бе­ре­зы. В 1864 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла под­нов­ле­на.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vilenskaja

☦️
Икона Богородицы Далматская.
Предание о Далматской иконе связывает её появление в монастыре с его основателем — преподобным Далматом, который в 1644 году поселился в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть и принёс с собой икону Успения Богородицы из Невьянского монастыря, в котором принял постриг. В 1651 году образовавшийся вокруг кельи Далмата монастырь был сожжён войском сибирского царевича Девлет-Гирея, но икона, по преданию, не пострадала от огня (обгорела только её задняя сторона). Впервые история об иконе Богородицы из Далматской обители сообщает челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Ивану и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство. При этом игумене в 1707 году в монастыре был построен каменный Успенский собор, в который поместили Далматскую икону. В XVIII веке икона была украшена серебряным позолоченным окладом.
Икону украшала драгоценная серебряная позолоченная риза, устроенная в 1800 г. попечением игумена Гедеона. В 1864 г. в Москве архимандритом Мефодием была заказана другая серебряная позолоченная чеканная риза с драгоценными камнями.
19 апреля 1852 г. пожаром были уничтожены многие постройки монастыря, в т. ч. верхний придел Успенского собора, но Далматская икона вновь не пострадала.
В начале 1920-х гг. после упразднения монастыря его насельники разошлись по другим обителям, унеся с собой Далматскую икону. В настоящее время сведений о местонахождении иконы не имеется.
Из списков иконы известны:
• список 1725 года, выполненный в Далматском монастыре иконописцем Тамакульской слободы священником Андреем Михайловым; список был украшен серебряным окладом;
• в Знаменской церкви Барнаула (написан в 1854 году «сходствующий с подлинным как цветом красок, так и мерою своей доски»);
• список 1859 года, сделанный братьями Голышевыми, создавшими новое убранство Успенского собора Далматского монастыря; этот список украсили ризой 1800 года, бывшей на оригинале иконы;
точный мерный список 2002 года, выполненный протоиереем Александром Маньшиным.»

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-dalmatskaja


Жития
Писание