⏳ 2024.02.26 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1-я приуготовительная к Великому посту, сплошная (глас 5й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
26 февраля (13 февраля)
• прп. Мартиниа́на Кесарийского (Палестинского), прпп. Зои, Фоти́нии (Светланы) (V)
• прп. Евло́гия Александрийского (607–608)
• прп. Симеона Мироточивого (Стефана Неманя, царя Сербского) (1200)
• сщмчч. Василия (Триумфова), Гавриила (Преображенского) (1919)
• сщмчч. Зоси́мы (Трубачева), Николая (Добролюбова), Василия (Горбачева), Иоанна (Покровского), Леонтия (Гримальского), Владимира (Покровского), Парфения (Грузинова), Иоанна (Калабухова), Иоанна (Косинского), Михаила (Попова), Евгения (Никольского) (1938)
• прмцц. Анны (Корнеевой), Веры (Морозовой), Ирины (Хвостовой) (1938)
• мч. Павла (Соколова) (1938)
• свт. Серафима (Соболева) Богучарского (1950) 📚
• Собор святых Омской митрополии


☦️
Преподобный Мартиниа́н Кесарийский (Палестинский).
Преподобные Зо́я и Фоти́ния (Светла́на)

Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан с 18 лет по­се­лил­ся в пу­стыне, близ го­ро­да Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где про­был в по­дви­гах и без­мол­вии 25 лет, удо­сто­ив­шись бла­го­дат­но­го да­ра ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Од­на­ко враг не остав­лял от­шель­ни­ка, на­во­дя на него раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Од­на­жды жен­щи­на-блуд­ни­ца по­спо­ри­ла с раз­врат­ны­ми людь­ми, что со­блаз­нит свя­то­го Мар­ти­ни­а­на, сла­ва о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду. Она при­шла к нему в ноч­ной час под ви­дом стран­ни­цы, про­ся ноч­ле­га. Свя­той впу­стил ее, так как по­го­да бы­ла ненаст­ная. Но вот лу­ка­вая го­стья пе­ре­оде­лась в до­ро­гую одеж­ду и ста­ла со­блаз­нять по­движ­ни­ка. То­гда свя­той вы­шел из кел­лии, за­жег ко­стер и встал бо­сы­ми но­га­ми на пы­ла­ю­щие уг­ли. Он го­во­рил при этом се­бе: «Труд­но те­бе, Мар­ти­ни­ан, тер­петь этот вре­мен­ный огонь, как же ты бу­дешь тер­петь веч­ный огонь, при­го­тов­лен­ный те­бе диа­во­лом?» Жен­щи­на, по­ра­жен­ная этим зре­ли­щем, рас­ка­я­лась и про­си­ла свя­то­го на­ста­вить ее на путь спа­се­ния. По его ука­за­нию она от­пра­ви­лась в Виф­ле­ем, в мо­на­стырь свя­той Пав­лы, где в стро­гих по­дви­гах про­жи­ла 12 лет до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Имя жен­щи­ны бы­ло Зоя.
Ис­це­лив­шись от ожо­гов, свя­той Мар­ти­ни­ан уда­лил­ся на необи­та­е­мый ска­ли­стый ост­ров и про­жил под от­кры­тым небом несколь­ко лет, пи­та­ясь пи­щей, ко­то­рую ему вре­мя от вре­ме­ни при­во­зил один ко­ра­бель­щик, а пре­по­доб­ный плел для него кор­зи­ны.
Од­на­жды во вре­мя силь­ной бу­ри раз­бил­ся ко­рабль, и к ост­ро­ву, где спа­сал­ся свя­той Мар­ти­ни­ан, вол­ны при­нес­ли на об­лом­ках ко­раб­ля де­ви­цу по име­ни Фо­ти­ния. Свя­той Мар­ти­ни­ан по­мог ей вы­брать­ся на ост­ров. «Оста­вай­ся здесь, – ска­зал он ей, – вот хлеб и во­да, а через два ме­ся­ца при­е­дет ко­ра­бель­щик», – а сам бро­сил­ся в мо­ре и по­плыл. Два дель­фи­на вы­нес­ли его на су­шу. С тех пор бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан стал ве­сти жизнь стран­ни­ка. Так про­дол­жа­лось два го­да. Од­на­жды, при­дя в Афи­ны, свя­той за­бо­лел и, чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, во­шел в храм, лег на пол, при­звал епи­ско­па и по­про­сил пре­дать свое те­ло по­гре­бе­нию. Это про­изо­шло око­ло 422 го­да.
Бла­жен­ная де­ви­ца Фо­ти­ния оста­лась жить на ост­ро­ве, где и про­ве­ла в уеди­не­нии 6 лет, а за­тем от­да­ла Бо­гу ду­шу. Кон­чи­ну ее от­крыл всё тот же ко­ра­бель­щик, при­во­зив­ший ей, как и пре­по­доб­но­му Мар­ти­ни­а­ну, пи­щу. Он пе­ре­вез те­ло бла­жен­ной Фо­ти­нии в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где оно бы­ло с че­стью по­хо­ро­не­но епи­ско­пом и кли­ром. Па­мять пре­по­доб­ных Зои и Фо­ти­нии празд­ну­ет­ся в тот же день.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/152

☦️
Преподобный Евло́гий Александрийский, архиепископ.
Пре­по­доб­ный Ев­ло­гий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, был од­ним из про­све­щен­ных и де­я­тель­ных иерар­хов VI ве­ка. В на­ча­ле он был игу­ме­ном Бо­го­ро­дич­ной Юс­ти­ни­а­но­вой оби­те­ли в Ан­тио­хии, а за­тем из­бран на ка­фед­ру го­ро­да Алек­сан­дрии, где и про­слу­жил 27 лет. Все го­ды сво­е­го управ­ле­ния неуто­ми­мо бо­рол­ся свя­ти­тель про­тив раз­лич­ных ере­сей. О де­я­тель­но­сти его из­вест­но из пи­сем к нему свя­то­го Гри­го­рия Двое­сло­ва, вы­со­ко це­нив­ше­го пре­по­доб­но­го.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ев­ло­гий в 607 или 608 го­ду. Тво­ре­ния его со­хра­ни­лись ча­стич­но в вы­пис­ках пат­ри­ар­ха Фо­тия, они рас­кры­ва­ют пра­во­слав­ное уче­ние о есте­ствах Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и на­прав­ле­ны про­тив совре­мен­ных свя­ти­те­лю Ев­ло­гию ере­сей. В це­лом ви­де до нас до­шла толь­ко од­на из его бе­сед – на Неде­лю ва­ий.

☦️
Преподобный Симео́н Мироточивый (в миру Стефа́н Неманя), Хилендарский (Афонский).
Ро­див­шись в 1114 го­ду от жу­па­на Да­ви­да, Сте­фан (Си­ме­он в мо­на­ше­стве) был млад­шим из че­ты­рех сы­но­вей. Да­же в ран­нем воз­расте он пра­вил столь муд­ро и бла­го­че­сти­во, что по­сле смер­ти от­ца ему бы­ла от­да­на в управ­ле­ние боль­шая часть стра­ны; и по­том он всю жизнь стра­дал от гне­ва сво­их бра­тьев. Бог уте­шил его, да­ро­вав в же­ны княж­ну Ан­ну, дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра. И они, са­ми стя­жав свя­тость, про­из­ве­ли на свет дво­их сы­но­вей, так­же став­ших свя­ты­ми. Ста­ра­ясь пре­вра­тить Сер­бию в пра­во­слав­ное цар­ство, пре­по­доб­ный Си­ме­он воз­двиг и со­дер­жал мно­же­ство хра­мов в са­мой Сер­бии и во всем хри­сти­ан­ском ми­ре. Вен­цом его жиз­ни ста­ло от­ре­че­ние от пре­сто­ла, ко­гда он по­сле­до­вал сво­е­му сы­ну, свя­ти­те­лю Сав­ве, в воз­расте 82 лет. Вме­сте они под­ви­за­лись на Свя­той Го­ре, ос­но­вав здесь Серб­ский Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. С ли­цом, оси­ян­ным небес­ным све­том, пре­по­доб­ный Си­ме­он по­чил о Бо­зе в воз­расте 86 лет. Его мо­щи оста­ва­лись мяг­ки­ми и теп­лы­ми и ис­то­ча­ли неж­ное ми­ро. Ко­гда свя­ти­тель Сав­ва вер­нул­ся в Сер­бию, он при­нес с со­бою мо­щи сво­е­го от­ца, и весь на­род был сви­де­те­лем то­го, что те­ло Си­мео­на все еще бы­ло теп­лым и вы­гля­де­ло жи­вым, он как бы спал. В на­сто­я­щее вре­мя его мо­щи пре­бы­ва­ют в Сту­де­ниц­ком мо­на­сты­ре, ко­то­рый он воз­двиг и в ко­то­ром на­чал свою мо­на­ше­скую жизнь. И до­ныне они Бо­жи­ей бла­го­да­тью при­но­сят всем при­хо­дя­щим ис­це­ле­ния и уте­ше­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/153

☦️
Священномученик Васи́лий Триумфов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий (Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич Три­ум­фов) ро­дил­ся в 1848 го­ду. В 1870 го­ду он окон­чил Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Бе­жа­ни­цы Но­вор­жев­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии. Бе­жа­ниц­кий при­ход на­счи­ты­вал в то вре­мя до трид­ца­ти де­ре­вень, в ко­то­рых про­жи­ва­ло бо­лее се­ми ты­сяч пра­во­слав­ных. По­кров­ский храм был по­стро­ен в 1791 го­ду по­ме­щи­ка­ми Фило­со­фо­вы­ми, имев­ши­ми в Бе­жа­ни­цах два име­ния.
В 1894 го­ду отец Ва­си­лий ор­га­ни­зо­вал в сво­ем при­хо­де пер­вое в Псков­ской гу­бер­нии Об­ще­ство трез­во­сти, при ко­то­ром бы­ла от­кры­та чай­ная, вы­стро­ен­ная мест­ны­ми по­ме­щи­ка­ми. Каж­дое вос­кре­се­нье он про­во­дил в чай­ной бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные те­мы. При чай­ной бы­ла устро­е­на биб­лио­те­ка, в ко­то­рой бы­ла как ре­ли­ги­оз­ная, так и сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра. В 1905 го­ду отец Ва­си­лий стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и вско­ре был на­зна­чен ее за­ве­ду­ю­щим. Он был чле­ном уезд­но­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та и чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го и по­пе­чи­тель­но­го со­ве­тов. За бес­по­роч­ную и усерд­ную служ­бу отец Ва­си­лий в 1911 го­ду был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1919 го­ду во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь про­то­и­е­рей Ва­си­лий Три­ум­фов был аре­сто­ван. 13 фев­ра­ля 1919 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Гаврии́л Преображенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся 21 мар­та 1878 го­да в по­го­сте Ко­тель­ня Ост­ров­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Ва­си­лье­ви­ча Пре­об­ра­жен­ско­го. В 1897 го­ду Гав­ри­ил окон­чил Пор­хов­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и слу­жил пса­лом­щи­ком сна­ча­ла в церк­ви по­го­ста Ку­пуй Ве­ли­ко­лук­ско­го уез­да, а за­тем в церк­ви по­го­ста Врев Ост­ров­ско­го уез­да и пре­по­да­вал пе­ние во Врев­ской шко­ле.
31 ав­гу­ста 1903 го­да Гав­ри­ил Пре­об­ра­жен­ский был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в по­го­сте Дуб­ров­ны Пор­хов­ско­го уез­да, а в 1911 го­ду во свя­щен­ни­ка к Пред­те­чен­ско­му хра­му в по­го­сте Апро­сье­во Но­вор­жев­ско­го уез­да. При­ход на­счи­ты­вал 79 де­ре­вень с че­тырь­мя с по­ло­ви­ной ты­ся­ча­ми жи­те­лей. Отец Гав­ри­ил пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Апро­сьев­ском ми­ни­стер­ском пер­во­класс­ном учи­ли­ще и был за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но­при­ход­ских школ – Бо­ров­ско-Апро­сьев­ской и Но­во-Уса­ди­щев­ской в Бе­жа­ни­цах, бу­дучи и в них так­же за­ко­но­учи­те­лем.
В 1916 го­ду отец Гав­ри­ил при­ни­мал уча­стие в съез­де де­пу­та­тов Ве­ли­ко­лук­ско­го учи­лищ­но­го окру­га.
В 1919 го­ду во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь свя­щен­ник Гав­ри­ил Пре­об­ра­жен­ский был аре­сто­ван. 13 фев­ра­ля 1919 го­да отец Гав­ри­ил был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Зоси́ма Трубачев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Зо­си­ма ро­дил­ся 24 де­каб­ря 1893 го­да в се­ле Пу­чу­га Соль­вы­че­год­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Тру­ба­че­ва и его же­ны Ве­ры Пет­ров­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Зо­си­ма по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще в го­ро­де Ни­коль­ске, за­тем по­сту­пил в Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а в 1914 го­ду — в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1918 го­ду.
Ду­шев­ные ка­че­ства Зо­си­мы Ва­си­лье­ви­ча, лю­бовь к хра­му и бо­го­слу­же­нию пред­опре­де­ли­ли его свя­щен­ни­че­ский путь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zosima-trubachev

☦️
Священномученик Никола́й Добролюбов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 20 ап­ре­ля 1875 го­да в се­ле Маври­но Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Алек­сея Доб­ро­лю­бо­ва. Ни­ко­лай окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и с 1891-го по 1893 год был нештат­ным пса­лом­щи­ком в Иоан­но-Бо­го­слов­ской церк­ви при Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1894-го по 1900 год он слу­жил нештат­ным пса­лом­щи­ком в Сер­ги­ев­ском хра­ме при ле­чеб­ни­це Ле­пе­хи­на в Москве. В 1901 го­ду Ни­ко­лай Алек­се­е­вич сдал эк­за­ме­ны на зва­ние учи­те­ля и по­сту­пил учи­те­лем в До­мо­де­дов­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. С 1904-го по 1921 год он слу­жил чи­нов­ни­ком на Мос­ков­ском поч­там­те.
В 1921 го­ду Ни­ко­лай Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Иоан­но-Бо­го­слов­ской церк­ви на Брон­ной ули­це в Москве. С 1926 го­да он слу­жил в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го у Твер­ских во­рот. В 1933 го­ду диа­кон Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­прав­лен слу­жить в Бо­ри­со­глеб­ский храм по­го­ста Бо­ри­со­глеб­ский в По­доль­ский рай­он.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-dobroljubov

☦️
Священномученик Васи́лий Горбачев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 4 ап­ре­ля 1885 го­да в се­ле На­рыш­ки­но Сер­доб­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гри­го­рия Гор­ба­че­ва. Ва­си­лий окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу и до два­дца­ти лет жил с ро­ди­те­ля­ми. В 1905 го­ду умер­ла мать, и отец хо­тел же­нить сы­на, так как в се­мье не ста­ло хва­тать ра­бо­чих рук, но Ва­си­лий не за­хо­тел же­нить­ся и по­сту­пил в Храм во имя Стра­стей Гос­под­них в го­ро­де Са­ра­то­ве, а от­ту­да по­пал в Моск­ву в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь, где был в те­че­ние вось­ми лет пев­чим на кли­ро­се.
В 1913 го­ду епи­скоп Вер­нен­ский Ин­но­кен­тий (Пу­стын­ский) при­гла­сил Ва­си­лия Гри­горь­е­ви­ча в го­род Вер­ный, и в те­че­ние го­да он был эко­но­мом при ар­хи­ерей­ском до­ме. В 1914 го­ду он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком Алек­сан­дро-Нев­ской се­ми­нар­ской церк­ви в го­ро­де Таш­кен­те. В 1915 го­ду Ва­си­лий Гри­горь­е­вич был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию и слу­жил пса­лом­щи­ком при пол­ко­вой по­ход­ной церк­ви.
В 1917 го­ду, ко­гда он ехал в по­ез­де, ис­пол­няя ка­кое-то по­ру­че­ние пол­ко­во­го свя­щен­ни­ка, по­езд был оста­нов­лен бан­ди­та­ми.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-gorbachev

☦️
Священномученик Иоа́нн Покровский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Ак­си­ньи­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Се­ме­на По­кров­ско­го. Окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1897 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В 1916 го­ду отец Иоанн был на­зна­чен на­сто­я­те­лем По­кров­ской церк­ви в се­ле Чир­ки­но. За без­упреч­ное слу­же­ние воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным хра­мов Ма­лин­ско­го рай­о­на.
На­ме­ре­ва­ясь аре­сто­вать про­то­и­е­рея Иоан­на По­кров­ско­го и по­мо­гав­ших ему в церк­ви ве­ру­ю­щих, со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли всех, кто, по их мне­нию, со­гла­сил­ся бы под­пи­сать лже­сви­де­тель­ства.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-pokrovskij

☦️
Священномученик Лео́нтий Гримальский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий ро­дил­ся 10 июля 1869 го­да в се­ле Ло­ды­жен­ка Уман­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Сте­па­на Гри­маль­ско­го. В 1892 го­ду Леон­тий Сте­па­но­вич окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и по­сту­пил учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Ру­са­лов­ка Уман­ско­го уез­да. В 1893 го­ду он же­нил­ся. 31 июля 1894 го­да Леон­тий Сте­па­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Пес­ча­но­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-leontij-grimalskij

☦️
Священномученик Влади́мир Покровский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 6 июня 1871 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея По­кров­ско­го в го­ро­де Москве. Окон­чив Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Вла­ди­мир Алек­се­е­вич в 1894 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Воз­не­сен­ско­му хра­му в се­ле Бур­це­во Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, здесь он про­слу­жил бо­лее со­ро­ка лет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-pokrovskij

☦️
Священномученик Парфе́ний Грузинов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Пар­фе­ний ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Ря­зан­цы Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Гру­зи­но­ва, про­слу­жив­ше­го трид­цать лет в Тро­иц­кой церк­ви в Ря­зан­цах. Он умер, ко­гда Пар­фе­нию ис­пол­ни­лось один­на­дцать лет. По­сле смер­ти му­жа мать Пар­фе­ния, Па­рас­ке­ва Пет­ров­на, ста­ла ра­бо­тать просфор­ни­цей в Пят­ниц­кой церк­ви при Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре. Вось­ми лет Пар­фе­ний был от­дан учить­ся в го­род­ское учи­ли­ще. В 1890 го­ду он окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1896-м — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а в 1900-м — Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию.
В 1901 го­ду Пар­фе­ний Ва­си­лье­вич был на­прав­лен пса­лом­щи­ком в один из хра­мов Моск­вы; с это­го вре­ме­ни и до 1933 го­да он слу­жил в мос­ков­ских хра­мах пса­лом­щи­ком. В 1933 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов Моск­вы, а в 1935 го­ду был на­прав­лен слу­жить в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ский храм в се­ло Ми­хай­лов­ское Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-parfenij-gruzinov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ка­ла­бу­хов и ис­по­вед­ник Иоанн Лет­ни­ков.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (Иван Лу­кич Ка­ла­бу­хов) ро­дил­ся 13 но­яб­ря 1873 го­да в де­ревне Тол­би­но Ха­тун­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние, он с 1900 го­да ра­бо­тал при­каз­чи­ком в фир­ме Филип­по­ва, спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­шей­ся на вы­печ­ке и про­да­же хле­бо­бу­лоч­ных из­де­лий. Во вре­мя ре­во­лю­ции 1905 го­да Иван при­ни­мал уча­стие в ре­во­лю­ци­он­ном дви­же­нии, со­стоя чле­ном Со­ю­за бу­лоч­ни­ков, ко­то­рым ру­ко­во­ди­ла то­гда пар­тия со­ци­а­ли­стов-ре­во­лю­ци­о­не­ров. В 1908 го­ду он уехал в Ар­хан­гельск, где око­ло го­да ра­бо­тал ве­сов­щи­ком на же­лез­ной до­ро­ге, а за­тем устро­ил­ся при­каз­чи­ком у част­но­го бу­лоч­ни­ка. Гос­подь отрез­вил Ива­на, он уви­дел лож­ность без­бож­ных ре­во­лю­ци­он­ных иде­а­лов и по­нял, что путь спа­се­ния для че­ло­ве­ка един­ствен­ный — это путь слу­же­ния Бо­гу, а бла­го на­ро­да — в ре­ли­ги­оз­ном про­све­ще­нии. И Иван по­сту­пил в храм пса­лом­щи­ком. В 1915 го­ду Иван Лу­кич при­го­то­вил­ся к эк­за­ме­нам для по­ступ­ле­ния в Ар­хан­гель­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую из-за без­бож­ной ре­во­лю­ции ему при­шлось окон­чить экс­тер­ном.
В ап­ре­ле 1917 го­да Иван Лу­кич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Вай­му­га Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии, а в 1920 го­ду на­прав­лен слу­жить в храм в се­ле Смот­ра­ков­ское Шен­кур­ско­го уез­да Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии.

Ис­по­вед­ник Иоанн (Иван Леон­тье­вич Лет­ни­ков) ро­дил­ся в 1860 го­ду в се­ле Про­то­по­по­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Дол­гое вре­мя он по­мо­гал в тор­го­вых де­лах и в том, что ка­са­лось хра­ма, те­стю-куп­цу. Со вре­ме­нем Иван Леон­тье­вич сам стал ле­со­про­мыш­лен­ни­ком и хо­зя­и­ном ле­со­пиль­но­го за­во­да. По­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции он пе­ре­дал за­вод го­су­дар­ству. В те­че­ние чет­вер­ти ве­ка Иван Леон­тье­вич со­сто­ял при Тро­иц­кой церк­ви ста­ро­стой.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kalabuhov

☦️
Священномученик Иоа́нн Косинский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1887 го­да в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Алек­се­е­ви­ча Кос­син­ско­го и его су­пру­ги Ев­до­кии Фе­до­ров­ны. Иван окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и с 1909 го­да был учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле; в 1914 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. В 1919 го­ду диа­кон Иоанн был мо­би­ли­зо­ван в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии, где его по­ста­ви­ли вы­пол­нять тя­же­лые чер­ные ра­бо­ты. В 1920 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле За­во­ро­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-kosinskij

☦️
Священномученик Михаи́л Попов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 22 фев­ра­ля 1878 го­да в се­ле Под­лес­ная Сло­бо­да Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла По­по­ва; здесь маль­чик про­жил до ше­сти­лет­не­го воз­рас­та, ко­гда его от­ца пе­ре­ве­ли слу­жить в храм в се­ле Га­ря­то­во то­го же уез­да.
Ми­ха­ил окон­чил сель­скую шко­лу и по­сту­пил в За­рай­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а по его окон­ча­нии — в Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Окон­чив в 1894 го­ду се­ми­на­рию, он был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жье­го в Ку­ту­ков­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу За­рай­ско­го уез­да. В 1896 го­ду он был пе­ре­ве­ден пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жье­го в Ва­кин­ское зем­ское учи­ли­ще За­рай­ско­го уез­да. В 1902 го­ду Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вве­ден­ской церк­ви в се­ле Жил­кон­цы За­рай­ско­го уез­да. В ян­ва­ре 1917 го­да отец Ми­ха­ил пе­ре­шел слу­жить в храм Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Ниж­нее Мас­ло­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да. Отец Ми­ха­ил ра­но ов­до­вел, на его по­пе­че­нии оста­лось двое де­тей, и ему по­мо­га­ла по хо­зяй­ству сест­ра.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-popov

☦️
Священномученик Евге́ний Никольский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний ро­дил­ся в 1886 го­ду на по­го­сте Выр­ки По­кров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ев­ге­ния Ни­коль­ско­го. Ев­ге­ний окон­чил шесть клас­сов ико­но­пис­ной шко­лы; с 1908-го по 1911 год он слу­жил в ар­мии и был пол­ко­вым ре­ген­том. По­сле воз­вра­ще­ния из ар­мии Ев­ге­ний был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Упол­зы Иг­на­тьев­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evgenij-nikolskij

☦️
Преподобномученица А́нна Корнеева, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась в 1880 го­ду в де­ревне Щер­би­ни­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на, по­лу­чи­ла на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние.
В 1895 она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в один из мо­на­сты­рей Ко­стром­ской епар­хии. По­сле пре­об­ра­зо­ва­ния Ре­шем­ско­го Ма­ка­рьев­ско­го мо­на­сты­ря в жен­ский, в ав­гу­сте 1901 г., пе­ре­ве­лась в него. Под­ви­за­лась в нем до 1902 го­да, а за­тем вер­ну­лась на ро­ди­ну.
Бы­ла чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та По­кров­ской церк­ви в се­ле Чир­ки­но Ма­лин­ско­го рай­о­на.
12 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ла аре­сто­ва­на и сра­зу же до­про­ше­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-korneeva

26 фев­ра­ля 1938 го­да чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та Ан­на Кор­не­е­ва, Дом­на Ко­то­ва, ста­ро­ста На­та­лья Фигу­ри­на и про­то­и­е­рей Иоанн По­кров­ский бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Преподобномученица Ве́ра Морозова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ве­ра ро­ди­лась в 1870 го­ду в го­ро­де Торж­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье порт­но­го Се­ме­на Мо­ро­зо­ва. Ко­гда ей ис­пол­ни­лось два­дцать лет, она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Страст­ной мо­на­стырь в Москве, где под­ви­за­лась до его за­кры­тия в на­ча­ле два­дца­тых го­дов. По­сле то­го как мо­на­сты­ря не ста­ло, она вме­сте с дру­ги­ми по­слуш­ни­ца­ми и мо­на­хи­ня­ми сня­ла ком­на­ту в до­ме на Тих­вин­ской ули­це, где они ста­ли жить, ста­ра­ясь со­хра­нять мо­на­стыр­ский устав, а за­ра­ба­ты­ва­ли ру­ко­де­ли­ем. По­слуш­ни­ца Ве­ра ра­бо­та­ла са­ни­тар­кой в ту­бер­ку­лез­ном ин­сти­ту­те.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vera-morozova

☦️
Преподобномученица Ири́на Хвостова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ири­на ро­ди­лась в 1882 го­ду в се­ле Агин­то­во Кон­стан­ти­нов­ской во­ло­сти Сер­ги­ев­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Хво­сто­ва. Окон­чив сель­скую шко­лу, она по­сту­пи­ла в Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в Москве, в ко­то­ром под­ви­за­лась и то­гда, ко­гда при­шла без­бож­ная со­вет­ская власть и на­ча­лось го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и за­хват мо­на­стыр­ских по­ме­ще­ний. По­ки­нув ме­сто сво­их ино­че­ских по­дви­гов в 1932 го­ду, она по­се­ли­лась в до­ме от­ца в род­ном се­ле.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-irina-hvostova

☦️
Мученик Па́вел Соколов.
Му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 3 мар­та 1892 го­да в го­ро­де Ру­за Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Сер­гея Гав­ри­ло­ви­ча и Ека­те­ри­ны Сте­па­нов­ны Со­ко­ло­вых. Сер­гей Гав­ри­ло­вич слу­жил сна­ча­ла пса­лом­щи­ком в хра­ме во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в го­ро­де Ру­за, а в 1912 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к это­му хра­му. В 1918 го­ду диа­кон Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов в Руз­ском уез­де, в 1932 го­ду он был на­прав­лен слу­жить в Спас­скую цер­ковь в се­ле Дуб­ро­во Руз­ско­го рай­о­на. В 1906 го­ду его сын, Па­вел, окон­чил Во­ло­ко­лам­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1914-м — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, где в это вре­мя диа­ко­ном слу­жил его отец, и здесь про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-sokolov

☦️
Святитель Серафи́м (Соболев), Богучарский, архиепископ.
Ни­ко­лай Бо­ри­со­вич Со­болев — бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим — ро­дил­ся в го­ро­де Ря­за­ни 1 де­каб­ря (по ста­ро­му сти­лю) 1881 го­да в се­мье ме­ща­ни­на Бо­ри­са Мат­ве­е­ви­ча Со­боле­ва и его же­ны Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны. В се­мье Со­боле­вых бы­ло 12 де­тей, семь из ко­то­рых умер­ли в дет­ском и юно­ше­ском воз­расте. Ни­ко­лай Со­болев был де­ся­тым ре­бен­ком в се­мье.
Боль­шим ис­пы­та­ни­ем для се­мьи Со­боле­вых ста­ла вне­зап­ная бо­лезнь Бо­ри­са Мат­ве­е­ви­ча. Ко­гда Ни­ко­лаю бы­ло шесть лет, его отец пе­ре­нес ин­сульт и 14 лет, вплоть до са­мой смер­ти, был при­ко­ван к по­сте­ли. Об­ста­нов­ка в се­мье бы­ла про­ник­ну­та ду­хом мо­лит­вы и глу­бо­ко­го осо­зна­ния Про­мыс­ла Бо­жия в жиз­ни че­ло­ве­ка.

В 1894 го­ду Ни­ко­лай Со­болев был при­нят во вто­рой класс Ря­зан­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, за­тем окон­чил Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1904 го­ду по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию.
В го­ды уче­бы бу­ду­щий ар­хи­пас­тырь неод­но­крат­но по­се­щал пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, а так­же стар­ца Геф­си­ман­ско­го ски­та Ис­и­до­ра (Гру­зин­ско­го-Ко­зи­на). Ни­ко­лай Со­болев сбли­зил­ся так­же с ар­хи­манд­ри­том Фе­о­фа­ном (Быст­ро­вым) — ин­спек­то­ром Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии, стро­гим мо­на­хом и мо­лит­вен­ни­ком.

26 ян­ва­ря 1908 го­да Ни­ко­лай Со­болев, бу­дучи сту­ден­том 4 кур­са ака­де­мии, был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. 3/16 фев­ра­ля 1908 го­да мо­нах Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Сер­ги­ем (Ти­хо­ми­ро­вым) в иеро­ди­а­ко­на, а 18/31 мар­та — в сан иеро­мо­на­ха.
Осе­нью 1908 го­да иеро­мо­нах Се­ра­фим за­щи­тил дис­сер­та­цию на ка­фед­ре нрав­ствен­но­го бо­го­сло­вия «Уче­ние о сми­ре­нии по Доб­ро­то­лю­бию». Ре­цен­зент про­фес­сор А.А. Брон­зов вы­со­ко оце­нил эту ра­бо­ту, как вы­хо­дя­щую за рам­ки кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции. 16 сен­тяб­ря 1908 го­да Уче­ный со­вет ака­де­мии по­ста­но­вил удо­сто­ить иеро­мо­на­ха Се­ра­фи­ма уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом по­лу­че­ния сте­пе­ни ма­ги­стра без но­вых уст­ных ис­пы­та­ний.

В Во­ро­не­же ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма за­ста­ла ре­во­лю­ция и граж­дан­ская вой­на. В мар­те 1918 го­да се­ми­на­рия бы­ла за­кры­та боль­ше­вист­ской вла­стью, ее зда­ние бы­ло за­ня­то крас­но­ар­мей­ца­ми. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим пе­ре­ехал в мо­на­стырь свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го.
В пер­вой по­ло­вине ок­тяб­ря 1919 го­да вой­ска ге­не­ра­ла А.И. Де­ни­ки­на взя­ли Во­ро­неж, но вско­ре бы­ли вы­нуж­де­ны от­сту­пить. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим не знал, как ему по­сту­пить — уй­ти на юг или остать­ся в Во­ро­не­же. За со­ве­том отец Се­ра­фим об­ра­тил­ся к раз­би­то­му па­ра­ли­чом стар­цу Ааро­ну, ко­то­рый про­жи­вал неда­ле­ко от Во­ро­не­жа. «Не бес­по­кой­ся, ты по­па­дешь в хо­ро­шую сто­ро­нуш­ку», — ска­зал ста­рец о даль­ней­шей судь­бе ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма. «Как же мне по­ни­мать Ва­ши сло­ва?», — спро­сил ар­хи­манд­рит. «По­па­дешь — узна­ешь», — был от­вет стар­ца. Ар­хи­манд­рит Се­ра­фим и его брат иеро­мо­нах Сер­гий по­ки­ну­ли Во­ро­неж в по­след­ний мо­мент в от­кры­том ва­гоне с уг­лем для па­ро­во­за.
На юге Рос­сии ар­хи­манд­рит Се­ра­фим во­шел в под­чи­не­ние вре­мен­но неза­ви­си­мо­го Выс­ше­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния (ВЦУ), об­ра­зо­ван­но­го для са­мо­сто­я­тель­но­го ре­ше­ния сроч­ных и важ­ных во­про­сов. 7 мая 1920 го­да ар­хи­манд­рит Се­ра­фим был на­зна­чен рек­то­ром ду­хов­ной се­ми­на­рии в Сим­фе­ро­по­ле. Вско­ре был под­нят во­прос и об ар­хи­ерей­ской хи­ро­то­нии ар­хи­манд­ри­та Се­ра­фи­ма.

31 ав­гу­ста 1921 го­да Выс­шее Цер­ков­ное Управ­ле­ние за гра­ни­цей на­зна­чи­ло епи­ско­па Се­ра­фи­ма управ­ля­ю­щим рус­ски­ми пра­во­слав­ны­ми об­щи­на­ми в Бол­га­рии. Пат­ри­арх Ти­хон при­знал ар­хи­ерей­скую хи­ро­то­нию епи­ско­па Се­ра­фи­ма и его на­зна­че­ние в Бол­га­рию, что под­твер­жда­ет­ся спис­ка­ми за­кон­ных иерар­хов, ко­то­рые тай­но пе­ре­сы­ла­лись за гра­ни­цу из Моск­вы. В 1921 го­ду свя­ти­тель Ти­хон из­ме­нил ти­тул епи­ско­па Се­ра­фи­ма на Бо­гу­чар­ский.

По сви­де­тель­ству ду­хов­ных чад ар­хи­пас­ты­ря, бо­го­слу­же­ние, как и част­ная мо­лит­ва, бы­ли для него необ­хо­ди­мы, как ды­ха­ние. За­ни­мал­ся ар­хи­пас­тырь Иису­со­вой мо­лит­вой. Иерарх под­дер­жи­вал тес­ные свя­зи с мо­на­ха­ми Свя­той Го­ры Афон, в ос­нов­ном из Ан­дре­ев­ско­го и Ильин­ско­го ски­тов. На Свя­той Го­ре хо­ро­шо зна­ли ар­хи­пас­ты­ря. Ко­гда рус­ские афон­ские мо­на­хи про­ез­жа­ли через Бол­га­рию, они все­гда оста­нав­ли­ва­лись у вла­ды­ки Се­ра­фи­ма. Один из них, иерос­хи­мо­нах Кас­си­ан, ча­сто ез­дил через Со­фию в При­кар­па­тье, где был ду­хов­ни­ком од­но­го из мо­на­сты­рей. Впо­след­ствии ста­рец Кас­си­ан го­во­рил ду­хов­ным де­тям епи­ско­па Се­ра­фи­ма: «Ваш вла­ды­ка — свя­той жиз­ни. Ни­ко­гда боль­ше не встре­чал та­ких ар­хи­ере­ев». Но осо­бен­но близ­ким иерар­ху стал афон­ский ста­рец иерос­хи­мо­нах Лот из Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го ски­та. У него ар­хи­пас­тырь ис­по­ве­дал­ся в те­че­ние дол­гих лет.
Несмот­ря на за­ня­тость, вла­ды­ка Се­ра­фим все­гда на­хо­дил вре­мя для чте­ния ду­ше­по­лез­ной ли­те­ра­ту­ры. Очень лю­бил иерарх чи­тать жи­тия свя­тых. В те­че­ние жиз­ни он 11 раз пол­но­стью про­чи­тал 12-том­ное со­бра­ние «Жи­тий свя­тых» свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го. «Чи­тая жи­тия, буд­то в раю на­хо­дил­ся», — рас­ска­зы­вал ар­хи­пас­тырь.
В 1934 го­ду Бол­га­рия уста­но­ви­ла ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с со­вет­ским го­су­дар­ством. Рус­ские хра­мы в Бол­га­рии пе­ре­шли в ве­де­ние Бол­гар­ской Церк­ви, ко­то­рая вы­де­ли­ла рус­ской об­щине дру­гие по­ме­ще­ния. При­ход Ни­коль­ско­го хра­ма на буль­ва­ре Ца­ря Осво­бо­ди­те­ля пе­ре­шел в Ни­коль­ский храм на ули­це Ка­ло­я­на. На де­сять лет этот храм стал ме­стом ос­нов­но­го слу­же­ния вла­ды­ки Се­ра­фи­ма.

Вла­ды­ка Се­ра­фи­м по­сто­ян­но бо­лел, в се­ре­дине 1920-х го­дов на­хо­дил­ся на гра­ни смер­ти от ту­бер­ку­ле­за. Кро­ме то­го, ар­хи­пас­тырь всю жизнь уха­жи­вал за боль­ным бра­том.
Мит­ро­по­лит До­ро­столь­ский Ила­ри­он (Цо­нев) сви­де­тель­ство­вал, что уже в те го­ды жи­те­ли Со­фии ви­де­ли в ар­хи­епи­ско­пе Се­ра­фи­ме угод­ни­ка Бо­жия. «Мно­гие счи­та­ли вла­ды­ку про­зор­ли­вым, — пи­шет мит­ро­по­лит Ила­ри­он. — По­чи­та­ние и сы­нов­няя пре­дан­ность к ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­фи­му бы­ла ве­ли­ка в то вре­мя и у рус­ских, и у бол­гар». Про­зор­ли­вость ар­хи­епи­ско­па ис­пы­тал на се­бе и сам бу­ду­щий мит­ро­по­лит Ила­ри­он, то­гда еще сту­дент Ди­мит­рий Цо­нев.

С 1920 по 1945 го­ды ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим под­чи­нял­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви За­гра­ни­цей (Рус­ская За­ру­беж­ная Цер­ковь, РПЦЗ). При этом вла­ды­ка Се­ра­фим был да­лек от край­но­стей и удер­жи­вал За­ру­беж­ный Си­нод от ра­ди­каль­ных ша­гов. Так, в 1926 го­ду он вы­сту­пил про­тив за­ме­ны ка­те­хи­зи­са свя­ти­те­ля Фила­ре­та ка­те­хи­зи­сом мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го). Иерарх за­явил, что За­ру­беж­ный Си­нод не мо­жет брать на се­бя та­кие пол­но­мо­чия без раз­ре­ше­ния Все­рос­сий­ской Церк­ви. В том же го­ду, ко­гда Ар­хи­ерей­ский Си­нод РПЦЗ на­чал пред­при­ни­мать ша­ги в поль­зу при­зна­ния ав­то­ке­фа­лии Поль­ской Церк­ви, ар­хи­епи­скоп Фе­о­фан (Быст­ров) и епи­скоп Се­ра­фим за­яви­ли, что без во­ли мос­ков­ской цер­ков­ной вла­сти Ар­хи­ерей­ский Си­нод не име­ет на это пра­ва.
Как и боль­шин­ство за­ру­беж­ных ар­хи­ере­ев, ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим вос­при­нял «Де­кла­ра­цию» мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) от­ри­ца­тель­но. Но несо­гла­сие с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем не при­во­ди­ло ар­хи­пас­ты­ря к край­но­стям. Так, в се­ре­дине 1930-х го­дов ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим на­пра­вил мит­ро­по­ли­ту Сер­гию свою кни­гу «Но­вое уче­ние о Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей». Ду­хов­ным ча­дам вла­ды­ка го­во­рил, что не име­ет пра­ва осуж­дать мит­ро­по­ли­та Сер­гия, ко­то­рый ока­зал­ся в усло­ви­ях страш­ных го­не­ний.
В 1920-1940-е го­ды ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим вы­сту­пил про­тив спор­ных взгля­дов, про­ник­ших в тру­ды мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) и про­то­и­е­рея Сер­гия Бул­га­ко­ва. 1 ян­ва­ря 1938 го­да за со­чи­не­ние «Но­вое уче­ние о Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей» он был удо­сто­ен уче­ной сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия.

В сен­тяб­ре 1944 го­да в Бол­га­рию во­шли со­вет­ские вой­ска. На­ча­лись аре­сты — как быв­ших участ­ни­ков бе­ло­гвар­дей­ских фор­ми­ро­ва­ний, так и непри­част­ных к по­ли­ти­ке рус­ских эми­гран­тов. В та­ких слу­ча­ях к ар­хи­пас­ты­рю ча­сто об­ра­ща­лись за мо­лит­вен­ной по­мо­щью. Ду­хов­ная дочь ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма рас­ска­зы­ва­ла об аре­сте од­но­го из чле­нов епар­хи­аль­но­го со­ве­та. Же­на аре­сто­ван­но­го слез­но про­си­ла вла­ды­ку по­мо­лить­ся за него. По­сле мо­лит­вы Бо­го­ро­ди­це ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим по­вер­нул­ся к жен­щине и твер­до ска­зал, что с ее му­жем не слу­чит­ся ни­че­го пло­хо­го. Через два дня ста­ло из­вест­но, что у ге­не­ра­ла, ко­то­рый вел де­ло и счи­тал­ся очень су­ро­вым че­ло­ве­ком, в Рос­сии ско­ро­по­стиж­но умер сын. Вме­сто вы­ле­тев­ше­го в Моск­ву ге­не­ра­ла де­ло бы­ло пе­ре­да­но дру­го­му сле­до­ва­те­лю, бо­лее мяг­ко­му, ко­то­рый осво­бо­дил аре­сто­ван­но­го. В Со­фии зна­ли и о дру­гих слу­ча­ях мо­лит­вен­ной по­мо­щи ар­хи­епи­ско­па аре­сто­ван­ным.
2 мар­та 1945 го­да ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим на­пра­вил пись­мо Пат­ри­ар­ху Алек­сию I, в ко­то­ром по­здрав­лял его с из­бра­ни­ем Пред­сто­я­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 15 ап­ре­ля 1945 го­да ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим об­ра­тил­ся к Свя­тей­ше­му с прось­бой о при­ня­тии в Мос­ков­ский Пат­ри­ар­хат. 30 ок­тяб­ря 1945 го­да ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим и семь рус­ских при­хо­дов в Бол­га­рии бы­ли при­ня­ты в юрис­дик­цию мос­ков­ской цер­ков­ной вла­сти. Управ­ле­ние эти­ми при­хо­да­ми по­ру­ча­лось ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­фи­му с непо­сред­ствен­ным под­чи­не­ни­ем Пат­ри­ар­ху Мос­ков­ско­му и всея Ру­си. Вес­ной 1946 го­да рус­ская об­щи­на вер­ну­лась в храм свя­то­го Ни­ко­лая на буль­ва­ре Ца­ря Осво­бо­ди­те­ля.
В мае 1946 го­да в Со­фию при­бы­ла де­ле­га­ция Рус­ской Церк­ви во гла­ве с Пат­ри­ар­хом Алек­си­ем. Свя­тей­ший Пат­ри­арх со­вер­шил бо­го­слу­же­ние в Ни­коль­ском хра­ме. В сво­ей про­по­ве­ди ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим ска­зал: «Два­дцать пять лет мы бы­ли в раз­об­ще­нии с ма­те­рью на­шей Цер­ко­вью Рос­сий­ской. Но это раз­об­ще­ние бы­ло чи­сто внеш­ним яв­ле­ни­ем, ибо в серд­цах на­ших бы­ло пол­ное еди­не­ние с ва­ми, со все­ми бра­тья­ми на­шей ро­ди­ны, с те­ми, ко­то­рые при­зна­ют Пат­ри­ар­шую Цер­ковь в Рос­сии». Но, уй­дя из Рус­ской За­ру­беж­ной Церк­ви, ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим все­гда воз­дер­жи­вал­ся от то­го, чтобы осуж­дать ее.
В 1948 го­ду иерарх при­нял уча­стие во Все­пра­во­слав­ном Со­ве­ща­нии в Москве. Ар­хи­пас­тырь вы­сту­пил с тре­мя до­кла­да­ми — об ан­гли­кан­ской иерар­хии, об эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии и о но­вом ка­лен­дар­ном сти­ле. Ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим не от­ри­цал бо­го­слов­ско­го диа­ло­га и вдум­чи­во под­хо­дил к про­бле­ме вза­и­мо­от­но­ше­ний с ино­слав­ны­ми, на­ста­и­вая на том, что диа­лог дол­жен быть се­рьез­ным и взве­шен­ным. При этом он от­ри­цал воз­мож­ность ком­про­мис­сов в дог­ма­ти­че­ских во­про­сах и вы­сту­пал про­тив вступ­ле­ния Рус­ской Церк­ви во Все­мир­ный со­вет церк­вей. Ар­хи­пас­тырь от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся и к воз­мож­но­сти пе­ре­хо­да Пра­во­слав­ной Церк­ви на но­вый ка­лен­дарь.
В по­след­ние го­ды жиз­ни ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим ак­тив­но участ­во­вал в борь­бе про­тив об­нов­лен­че­ских тен­ден­ций в Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1949 го­ду в ор­гане Си­но­да Бол­гар­ской Церк­ви — «Цер­ков­ном вест­ни­ке» по­яви­лась ста­тья ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма про­тив цер­ков­но­го мо­дер­низ­ма и при­ни­же­ния ро­ли Си­но­да в цер­ков­ном управ­ле­нии. Иерар­хи Бол­гар­ской Церк­ви впо­след­ствии от­ме­ча­ли, что вы­ступ­ле­ние ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма по­мог­ло оста­но­вить раз­го­рав­шу­ю­ся в Бол­гар­ской Церк­ви об­нов­лен­че­скую сму­ту.

Де­я­тель­ность ар­хи­пас­ты­ря (от­кры­тие мо­на­сты­ря, вы­ступ­ле­ния про­тив мо­дер­ни­стов), а так­же его убеж­де­ния вы­зва­ли край­нее недо­воль­ство в Со­ве­те по де­лам Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В ян­ва­ре 1950 го­да в ве­дом­стве Кар­по­ва был под­нят во­прос об уда­ле­нии ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма с его по­ста. Но ар­хи­пас­тырь к то­му вре­ме­ни уже не под­ни­мал­ся с по­сте­ли.
Неза­дол­го до смер­ти ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим со­ве­то­вал пи­сать ему пись­ма, как жи­во­му. «Ко­гда вам станет тя­же­ло, — го­во­рил ар­хи­епи­скоп, — вы мне на­пи­ши­те пись­мо <…> и оставь­те его у мо­ей мо­ги­лы. Ес­ли я по­лу­чу ми­лость у Гос­по­да, уте­шу вас и по­мо­гу вам».
26 фев­ра­ля 1950 го­да, в празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия, в 15 ча­сов ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (Со­болев) окон­чил свой зем­ной путь в квар­ти­ре на ули­це Ве­ли­ко Тыр­но­во. На сле­ду­ю­щий день те­ло усоп­ше­го ар­хи­пас­ты­ря бы­ло пе­ре­не­се­но в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. До позд­ней но­чи жи­те­ли Со­фии шли про­стить­ся с усоп­шим иерар­хом.
1 мар­та ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим был по­гре­бен в крип­те Ни­коль­ско­го хра­ма.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-sobolev-bogucharskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/
• Защита Софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви
• Искажение православной истины в русской богословской мысли
• Новое учение о Софии Премудрости Божией
• По поводу Катехизиса митрополита Антония
• По поводу книги архимандрита Сергия «Православное учение о спасении»
• О правах епископов и церковном модернизме
• Об истинном монархическом миросозерцании
• Русская идеология
• Краткие духовные наставления
• Мысли, записанные духовными чадами
• О нравственной основе софианства
• По поводу статьи архимандрита Илариона «Единство идеала Христа»
• Самодержавие и спасение России
• К вопросу о соединении Англиканской церкви с Православной Церковью
• Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
• Протоиерей С.Н. Булгаков как толкователь Священного Писания
• Акафист преподобному Иоанну, Рыльскому чудотворцу и пустынножителю
• Православное учение о благодати

• Многие другие проповеди и слова (более 20)

☦️
Собор святых Омской митрополии.
В Со­бор свя­тых Ом­ской мит­ро­по­лии во­шли 7 святых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-omskoj-mitropolii


Жития
Писание