⏳ 2024.02.25 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) о мытаре и фарисее (глас 5й)
• воскресенье (день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)

☀️ неподвижный годовой круг:
25 февраля (12 февраля)
• свт. Меле́тия Антиохийского (381)
• прпп. Марии (Мари́на), Евгения (VI)
• свт. Антония Константинопольского (895)
• свт. Алексия Московского, Киевского и всея Руси (1378) 📚
• свт. Мелетия Харьковского (Леонтовича) (1840)
• прп. Мелетия Ипсенийского (XIX)
• иконы Божией Матери И́верская


☦️ Неделя о мытаре и фарисее
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные седмицы и четыре Недели (воскресенья), Неделя о мытаре и фарисее – первая из них (Лк.18:10–14).
Самая поздняя по времени возникновения и утверждения в календаре из предварительных Недель Великого поста. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее (Лк. 94-е зач.), притчи о мытаре и фарисее (89‑е зач.) и блудном сыне (79‑е зач.). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв., при этом первые сто лет ее положение как 4‑й Недели перед постом (если вести отсчет в обратном порядке) еще не было повсеместным (в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке — Мф. зач. 62‑е); лишь в XII веке Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место — перед Неделей о блудном сыне.

☦️
Святитель Меле́тий Антиохийский, архиепископ.
Свя­той Ме­ле­тий, ар­хи­епи­скоп Ан­тио­хий­ский, был сна­ча­ла епи­ско­пом Се­ва­стий­ским в Ар­ме­нии (ок. 357), а впо­след­ствии был вы­зван им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ци­ем в Ан­тио­хию для за­щи­ты от ари­ан­ской ере­си и по­лу­чил Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру.
Свя­той Ме­ле­тий весь­ма рев­ност­но бо­рол­ся про­тив ари­ан­ских за­блуж­де­ний, и по про­ис­кам ере­ти­ков три ра­за был из­го­ня­ем с ка­фед­ры, так как ари­ане окру­жа­ли Кон­стан­ция и скло­ня­ли его на свою сто­ро­ну. Ан­тио­хий­ский свя­ти­тель от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной кро­то­стью, неустан­но при­ви­вал сво­ей пастве доб­ро­де­те­ли и бла­гие нра­вы, по­ла­гая, что на по­доб­ной ни­ве лег­че взой­дут се­ме­на ис­тин­но­го ве­ро­уче­ния.
Свя­той Ме­ле­тий ру­ко­по­ло­жил во диа­ко­ны бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. Тем же свя­ти­те­лем Ме­ле­ти­ем был кре­щен и воз­рас­тал при нем и дру­гой ве­ли­чай­ший све­тиль­ник пра­во­сла­вия – свя­той Иоанн Зла­то­уст, ко­то­рый впо­след­ствии на­пи­сал сво­е­му ар­хи­пас­ты­рю по­хваль­ное сло­во.
По­сле Кон­стан­ция пре­стол за­нял Юли­ан От­ступ­ник, и свя­той был сно­ва из­гнан, ему при­шлось скры­вать­ся в тай­ных убе­жи­щах. Воз­вра­щен­ный им­пе­ра­то­ром Иови­а­ном в 363 го­ду, свя­той Ме­ле­тий на­пи­сал бо­го­слов­ский трак­тат «Из­ло­же­ние ве­ры», ко­то­рый спо­соб­ство­вал об­ра­ще­нию к пра­во­сла­вию мно­гих ари­ан.
В 381 го­ду, при им­пе­ра­то­ре Фе­о­до­сии Ве­ли­ком (379–395), со­сто­ял­ся II Все­лен­ский Со­бор. В 380 го­ду свя­ти­тель от­пра­вил­ся на II Все­лен­ский Со­бор в Кон­стан­ти­но­поль и был его пред­се­да­те­лем. Пе­ред на­ча­лом Со­бо­ра свя­той Ме­ле­тий под­нял ру­ку и по­ка­зал три пер­ста, по­том со­еди­нил два пер­ста, а один при­гнул и, бла­го­сло­вив на­род, про­воз­гла­сил: «Три ипо­ста­си ра­зу­ме­ем, о еди­ном же су­ще­стве бе­се­ду­ем», при этом свя­ти­те­ля осе­нил огонь, слов­но мол­ния. Во вре­мя это­го Со­бо­ра свя­ти­тель Ме­ле­тий ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­той Гри­го­рий Нис­ский по­чтил па­мять по­чив­ше­го по­хваль­ным сло­вом.
Со­хра­ни­лись бе­се­да свя­то­го Ме­ле­тия о еди­но­су­щии Сы­на Бо­жия с Бо­гом От­цом и его пись­мо к им­пе­ра­то­ру Иови­а­ну об ис­по­ве­да­нии Свя­той Тро­и­цы. Мо­щи свя­то­го Ме­ле­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ан­тио­хию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/148

☦️
Преподобные Мари́я Вифинская и Евге́ний Вифинский.
Пре­по­доб­ная Ма­рия-Ма­рин и отец ее пре­по­доб­ный Ев­ге­ний жи­ли в на­ча­ле VI ве­ка в Вифи­нии (се­ве­ро-за­пад­ная об­ласть Ма­лой Азии). Ов­до­вев, пре­по­доб­ный Ев­ге­ний ре­шил уй­ти в мо­на­стырь, но дочь его не по­же­ла­ла с ним рас­стать­ся и со­пут­ство­ва­ла ему, пе­ре­одев­шись муж­чи­ной. Они вме­сте всту­пи­ли в оби­тель, неда­ле­ко от Алек­сан­дрии, где пре­по­доб­ная по­лу­чи­ла имя Ма­рин.
«Брат» Ма­рин весь­ма пре­успе­вал в доб­ро­де­те­лях, от­ли­ча­ясь сми­ре­ни­ем и по­слу­ша­ни­ем. Ко­гда через несколь­ко лет отец свя­той Ма­рии скон­чал­ся, она еще уси­ли­ла свои по­дви­ги и по­лу­чи­ла от Гос­по­да дар ис­це­лять одер­жи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми.
Од­на­жды «инок» Ма­рин в чис­ле про­чих бра­тий был по­слан на мо­на­стыр­ские ого­ро­ды, по пу­ти к ко­то­рым им при­шлось но­че­вать в го­сти­ни­це. Дочь хо­зя­и­на этой го­сти­ни­цы, со­гре­шив­шая с од­ним из по­сто­яль­цев, окле­ве­та­ла «ино­ка» Ма­ри­на, на­звав «его» ви­нов­ни­ком сво­е­го па­де­ния. Отец ее по­жа­ло­вал­ся игу­ме­ну мо­на­сты­ря, и тот из­гнал «со­гре­шив­ше­го бра­та». Пре­по­доб­ная не ска­за­ла ни сло­ва в свое оправ­да­ние и ста­ла жить у мо­на­стыр­ской сте­ны. Ко­гда у со­гре­шив­шей де­ви­цы ро­дил­ся маль­чик, хо­зя­ин го­сти­ни­цы при­нес его к Ма­ри­ну, мол­ча бро­сил сво­е­го вну­ка и уда­лил­ся. Свя­тая при­ня­ла мла­ден­ца и ста­ла его вос­пи­ты­вать.
По про­ше­ствии трех лет бра­тия упро­си­ли игу­ме­на сно­ва при­нять в оби­тель «ино­ка Ма­ри­на». Игу­мен, ко­то­рый весь­ма неохот­но усту­пил прось­бам, стал на­зна­чать «бра­ту Ма­ри­ну» са­мые тяж­кие по­слу­ша­ния, ко­то­рые пре­по­доб­ная ис­пол­ня­ла с ве­ли­чай­шим усер­ди­ем, про­дол­жая вос­пи­ты­вать сво­е­го мни­мо­го сы­на.
Через три го­да свя­тая мир­но ото­шла ко Гос­по­ду в сво­ей кел­лии. При­шед­шие бра­тия уви­де­ли скон­чав­ше­го­ся «ино­ка» и маль­чи­ка, ры­да­ю­ще­го над ним. Ко­гда ста­ли об­ря­жать пре­по­доб­ную для по­гре­бе­ния, тай­на ее рас­кры­лась. Игу­мен мо­на­сты­ря со сле­за­ми про­сил про­ще­ния у усоп­шей, и его при­ме­ру по­сле­до­вал хо­зя­ин го­сти­ни­цы. Те­ло пре­по­доб­ной Ма­рии бы­ло с че­стью по­гре­бе­но в мо­на­сты­ре. Дочь го­стин­ни­ка при­шла к гро­бу свя­той и от­кры­то ис­по­ве­да­ла свой грех, от­че­го сра­зу же ис­це­ли­лась от бо­лез­ни бес­но­ва­ния. От­рок, ко­то­ро­го вос­пи­ты­ва­ла пре­по­доб­ная, впо­след­ствии при­нял ино­че­ский чин.
Мо­щи свя­той бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а от­ту­да в 1113 го­ду уве­зе­ны в Ве­не­цию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/150

☦️
Святитель Анто́ний Константинопольский, патриарх.
Святитель Анто́ний, патриарх Константинопольский. Ро­ди­ной свя­то­го бы­ла Азия, но вся жизнь его от юных лет и до кон­чи­ны про­тек­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ро­дил­ся он око­ло 829 го­да от бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. По­сле смер­ти ма­те­ри, в воз­расте 12 лет, он по­сту­пил в мо­на­стырь, где, под­ра­жая при­ме­ру на­сто­я­те­ля, про­во­дил но­чи в мо­лит­ве и вел стро­гую ино­че­скую жизнь. По про­ше­ствии вре­ме­ни он про­тив сво­е­го же­ла­ния был ру­ко­по­ло­жен в сан пре­сви­те­ра, а по­том по по­ве­ле­нию пат­ри­ар­ха был по­став­лен игу­ме­ном. В этом сане он по­стриг в мо­на­ше­ство сво­е­го род­но­го от­ца. Свя­той Ан­то­ний от­ли­чал­ся ми­ло­сер­ди­ем, лю­бо­вью и по­пе­чи­тель­но­стью о бед­ных, раз­да­вая им ще­д­рую ми­ло­сты­ню.
Воз­ве­ден­ный на пат­ри­ар­ший пре­стол в Кон­стан­ти­но­по­ле в 893 го­ду, свя­той Ан­то­ний еще уси­лил свое по­пе­че­ние о бед­ных и осо­бен­но о бед­ных из ду­хов­но­го со­сло­вия. При под­держ­ке со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра Льва Муд­ро­го, пат­ри­арх Ан­то­ний сде­лал мно­го добра для Церк­ви. Он за­бо­тил­ся об утвер­жде­нии бла­го­че­стия в на­ро­де и, несмот­ря на свой пре­клон­ный воз­раст и стар­че­ские неду­ги, обо­шел все церк­ви сво­ей пат­ри­ар­хии, ис­пол­няя за­вет Спа­си­те­ля – быть слу­гой для сво­их бра­тий.
В 895 го­ду, до­жив до глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Ан­то­ний мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/151

☦️
Святитель Алекси́й Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец, митрополит.
Свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец (в ми­ру Елев­фе­рий) ро­дил­ся в 1292 го­ду (по дру­гим дан­ным, 1304) в Москве в се­мье бо­яри­на Фе­о­до­ра Бя­кон­та, вы­ход­ца из Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ства.
Гос­подь ра­но от­крыл бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю его вы­со­кое пред­на­зна­че­ние. На две­на­дца­том го­ду жиз­ни Елев­фе­рий рас­ки­нул се­ти для лов­ли птиц, неза­мет­но для са­мо­го се­бя за­дре­мал и вдруг яв­ствен­но услы­шал го­лос: «Алек­сий! Что на­прас­но тру­дишь­ся? Ты бу­дешь ло­вить лю­дей». С это­го дня от­рок стал уеди­нять­ся, ча­сто по­се­щать цер­ковь и в пят­на­дцать лет ре­шил­ся стать ино­ком. В 1320 го­ду он всту­пил в Мос­ков­ский Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь, где про­вел бо­лее два­дца­ти лет в стро­гих ино­че­ских по­дви­гах. Ру­ко­во­ди­те­ля­ми его и дру­зья­ми бы­ли за­ме­ча­тель­ные по­движ­ни­ки этой оби­те­ли – ста­рец Ге­рон­тий и Сте­фан, брат пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. За­тем мит­ро­по­лит Фе­о­гност по­ве­лел бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю оста­вить мо­на­стырь и за­ве­до­вать су­деб­ны­ми де­ла­ми Церк­ви. Эту долж­ность свя­той ис­пол­нял 12 лет со зва­ни­ем мит­ро­по­ли­чье­го на­мест­ни­ка. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского. По смерти Феогноста, патриарх Филофей поставил митрополитом Алексия. Настольная грамота патриарха новому митрополиту датируется 30 июня 1354 г., согласно ей, Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. В то вре­мя Рус­ская Цер­ковь раз­ди­ра­е­ма бы­ла ве­ли­ки­ми нестро­е­ни­я­ми и рас­пря­ми, в част­но­сти, из-за пре­тен­зий мит­ро­по­ли­та Лит­вы и Во­лы­ни Ро­ма­на. В 1356 го­ду, чтобы по­ло­жить ко­нец сму­там и тре­во­гам, свя­ти­тель от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль к Все­лен­ско­му пат­ри­ар­ху. Пат­ри­арх Кал­лист дал Алек­сию пра­во счи­тать­ся ар­хи­епи­ско­пом Ки­е­ва и Ве­ли­кой Рос­сии с ти­ту­лом «все­чест­на­го мит­ро­по­ли­та и эк­зар­ха». На об­рат­ном пу­ти во вре­мя бу­ри на мо­ре ко­раб­лю гро­зи­ла ги­бель. Алек­сий мо­лил­ся и дал обет по­стро­ить храм свя­то­му то­го дня, в ко­то­рый ко­рабль при­станет к бе­ре­гу. Бу­ря утих­ла, ко­рабль при­стал 16 ав­гу­ста. Вос­тор­жен­но встре­ти­ла свя­ти­те­ля Москва.
Несмот­ря на все сму­ты, свя­ти­тель Алек­сий вся­че­ски за­бо­тил­ся о сво­ей пастве – ста­вил епи­ско­пов, устра­и­вал об­ще­жи­тель­ные мо­на­сты­ри (по об­раз­цу Тро­иц­ко­го, ос­но­ван­но­го пре­по­доб­ным Сер­ги­ем), на­ла­жи­вал от­но­ше­ния с ор­дын­ски­ми ха­на­ми. Не раз свя­то­му и са­мо­му при­хо­ди­лось пу­те­ше­ство­вать в Зо­ло­тую Ор­ду. В 1357 го­ду хан по­тре­бо­вал у ве­ли­ко­го кня­зя, чтобы свя­ти­тель при­был к нему и ис­це­лил сле­пую Тай­ду­лу – его су­пру­гу. «Про­ше­ние и де­ло пре­вы­ша­ет ме­ру сил мо­их, – ска­зал свя­той Алек­сий, – но я ве­рю То­му, Ко­то­рый дал про­зреть сле­по­му, – не пре­зрит Он мо­лит­вы ве­ры». И дей­стви­тель­но, по его мо­лит­ве, окроп­лен­ная свя­той во­дой, су­пру­га ха­на ис­це­ли­лась.
Ко­гда скон­чал­ся ве­ли­кий князь Иоанн, свя­ти­тель взял под свою опе­ку ма­ло­лет­не­го его сы­на Ди­мит­рия (бу­ду­ще­го Дон­ско­го). Мно­го при­шлось свя­то­му вла­ды­ке по­тру­дить­ся, дабы при­ми­рять и сми­рять строп­ти­вых кня­зей, не же­лав­ших при­зна­вать власть Моск­вы. Вме­сте с тем не остав­лял мит­ро­по­лит и тру­дов по устрой­ству но­вых оби­те­лей. Им ос­но­ва­ны в 1361 го­ду Спа­са Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за мо­на­стырь на Яу­зе в Москве (Ан­д­ро­ни­ков, по име­ни уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия, пер­во­го игу­ме­на мо­на­сты­ря) по обе­ту, ко­то­рый он дал, ко­гда ко­рабль во вре­мя его по­езд­ки в Кон­стан­ти­но­поль тер­пел бед­ствие; Чу­дов – в Мос­ков­ском Крем­ле, вос­ста­нов­ле­ны и две древ­ние оби­те­ли – Бла­го­ве­щен­ская в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Кон­стан­ти­но-Еле­нин­ская во Вла­ди­ми­ре. В 1361 го­ду так­же бы­ла по­стро­е­на жен­ская об­ще­жи­тель­ная оби­тель его име­ни (Алек­се­ев­ская).
Свя­ти­тель Алек­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти – 78 лет, про­быв на мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ре 24 го­да. По­чил он 12 фев­ра­ля 1378 го­да и по­гре­бен по за­ве­ща­нию в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны через 50 лет чу­дес­ным об­ра­зом, по­сле че­го ста­ли чтить па­мять ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля и мо­лит­вен­ни­ка за Рус­скую зем­лю.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-moskovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskovskij/poychenie-iz-apostolskikh-dejanij-k-khristoljubivym-khristianam/
• Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам

☦️
Святитель Меле́тий (Леонтович), Харьковский, архиепископ.
Свя­ти­тель Ме­ле­тий, ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский и Ах­тыр­ский (в ми­ру Ми­ха­ил Ива­но­вич Леон­то­вич), ро­дил­ся 6 но­яб­ря 1784 го­да в се­ле Ста­рые Сан­жа­ры Пол­тав­ской об­ла­сти.
В 1808 го­ду Ми­ха­ил Леон­то­вич успеш­но окон­чил Ека­те­ри­но­слав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. Как луч­ший уче­ник он был на­прав­лен ар­хи­епи­ско­пом Ека­те­ри­но­слав­ским Пла­то­ном в Пе­тер­бург, в Алек­сан­дро-Нев­скую ака­де­мию. Окон­чив ака­де­мию в 1814 го­ду со сте­пе­нью ма­ги­стра, он был опре­де­лен адъ­юнкт-про­фес­со­ром гре­че­ско­го язы­ка.
С 11 мар­та 1817 го­да Ми­ха­и­ла Леон­то­ви­ча на­зна­чи­ли сек­ре­та­рем учре­жден­но­го при ака­де­мии Стро­и­тель­но­го ко­ми­те­та.
30 июля 1817 го­да его пе­ре­ве­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию на долж­ность ин­спек­то­ра, где он был про­фес­со­ром цер­ков­ной ис­то­рии и гре­че­ско­го язы­ка. Ко­гда 28 сен­тяб­ря 1819 го­да бы­ла от­кры­та Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Ми­ха­ил Леон­то­вич стал ее пер­вым ин­спек­то­ром.
11 фев­ра­ля 1820 го­да, на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, в со­бор­ном хра­ме Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ме­ле­тий. По­стриг со­вер­шил Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов). 22 фев­ра­ля 1820 го­да инок Ме­ле­тий был по­свя­щен мит­ро­по­ли­том Ев­ге­ни­ем в сан иеро­ди­а­ко­на, 25 фев­ра­ля – во иеро­мо­на­ха.
9 ав­гу­ста 1821 го­да иеро­мо­нах Ме­ле­тий был на­зна­чен рек­то­ром Мо­гилев­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и на­сто­я­те­лем Ку­те­ин­ско­го Ор­шан­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. В ав­гу­сте 1823 го­да его пе­ре­ве­ли на долж­ность рек­то­ра Псков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, а 24-го ян­ва­ря 1824 го­да ар­хи­манд­рит Ме­ле­тий на­зна­чен рек­то­ром Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии.
В ок­тяб­ре 1826 го­да по­сле­до­ва­ло опре­де­ле­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да о на­зна­че­нии ар­хи­манд­ри­та Ме­ле­тия епи­ско­пом Чи­ги­рин­ским, ви­ка­ри­ем Ки­ев­ской епар­хии и на­сто­я­те­лем Ки­ев­ско­го Зла­то­вер­хо­го Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря. 19 ок­тяб­ря 1826 го­да со­сто­я­лось его на­ре­че­ние во епи­ско­па, а 21 ок­тяб­ря в Ки­е­во-Со­фий­ском со­бо­ре бы­ла со­вер­ше­на ар­хи­ерей­ская хи­ро­то­ния.
С оте­че­ской лю­бо­вью за­бо­тил­ся свя­ти­тель о юных пи­том­цах, вос­пи­ты­вая их в ду­хе пре­дан­но­сти Церк­ви Хри­сто­вой. Осо­бой за­бо­той свя­ти­те­ля бы­ло по­пе­че­ние о бед­ных, вдо­вах и си­ро­тах. Ча­сто по­се­щал он за­клю­чен­ных и для их уте­ше­ния со­вер­шал Бо­го­слу­же­ния в тю­рем­ных церк­вах. Не мень­ше за­бо­тил­ся свя­ти­тель и о ду­хов­ном окорм­ле­нии бра­тии Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря. Уст­ны­ми на­зи­да­ни­я­ми и лич­ным при­ме­ром он вос­пи­ты­вал в ино­ках оби­те­ли дух ис­тин­но­го по­движ­ни­че­ства. Свя­ти­тель Ме­ле­тий го­во­рил: «Сми­ре­ние – охра­ни­тель­ный меч, с ним без­опас­но прой­дешь зем­лю, ад и до­стиг­нешь Неба».
В ап­ре­ле 1828 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий по­лу­чил на­зна­че­ние на Перм­скую ка­фед­ру.
Стро­гий к са­мо­му се­бе, свя­ти­тель был строг и к дру­гим. Для под­го­тов­ки из­бран­ных кан­ди­да­тов к при­ня­тию са­на свя­ти­тель Ме­ле­тий сам на­пи­сал для них так на­зы­ва­е­мый «Став­лен­ни­че­ский ка­те­хи­зис». В ав­гу­сте 1831 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий был пе­ре­ве­ден на Ир­кут­скую ка­фед­ру, с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па.
Боль­шое вни­ма­ние уде­лял свя­ти­тель про­све­ще­нию ма­лых на­ро­дов Рос­сии све­том Еван­гель­ско­го уче­ния. Свя­ти­тель ос­но­вал церк­ви на се­ве­ре Кам­чат­ки, в се­ве­ро-во­сточ­ной ча­сти Ир­кут­ской епар­хии и вдоль ре­ки Ал­дан, на трак­те от Якут­ска до Охот­ска. Он ча­сто обо­зре­вал об­шир­ную епар­хию, был на по­бе­ре­жье Охот­ско­го и Ле­до­ви­то­го мо­рей, в пре­де­лах Се­вер­ной Аме­ри­ки, где то­гда тру­дил­ся зна­ме­ни­тый апо­стол Си­би­ри, свя­щен­ник Иоанн Ве­ни­а­ми­нов, впо­след­ствии свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (па­мять 23 сен­тяб­ря и 31 мар­та). Пу­те­ше­ствуя по Си­би­ри и бе­ре­гам Ти­хо­го оке­а­на, свя­ти­тель Ме­ле­тий неред­ко об­щал­ся с на­се­ле­ни­ем, ис­по­ве­до­вав­шим ла­ма­изм. Свя­ти­тель с кро­то­стью убеж­дал оста­вить за­блуж­де­ния и объ­яс­нял еван­гель­ские ис­ти­ны языч­ни­кам: тун­гу­сам, бу­ря­там, кам­ча­да­лам, а так­же жи­те­лям Ку­риль­ских и Але­ут­ских ост­ро­вов.
По­сле неуто­ми­мых тру­дов здо­ро­вье свя­ти­те­ля ухуд­ши­лось, и его пе­ре­ве­ли в 1835 го­ду на Сло­бод­ско-Укра­ин­скую ка­фед­ру (впо­след­ствии Харь­ков­ская и Ах­тыр­ская).
И здесь свя­ти­тель Ме­ле­тий уде­лял боль­шое вни­ма­ние ду­хов­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ям, мно­го за­бо­тил­ся о бы­те и об­ра­зо­ва­нии ду­хо­вен­ства.
Он под­нял во­прос о вос­ста­нов­ле­нии тех мо­на­сты­рей и ду­хов­ных учи­лищ, ко­то­рые упразд­ни­ла им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II. Боль­шое вни­ма­ние уде­лял свя­ти­тель борь­бе с рас­ко­лом.
2 июля 1839 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий воз­гла­вил тор­же­ство в г. Ах­тыр­ке по слу­чаю 100-ле­тия со дня яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой Ах­тыр­ской.
Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля по­сле­до­ва­ла в ночь на 29 фев­ра­ля 1840 го­да. По­сле При­ча­стия со сло­ва­ми «Ныне от­пу­ща­е­ши» свя­ти­тель осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и, об­ра­ща­ясь ко всем со сло­ва­ми «Про­сти­те ме­ня», ото­шел ко Гос­по­ду.
4 мар­та 1840 го­да свя­ти­тель Ме­ле­тий был пре­дан зем­ле епи­ско­пом Кур­ским Или­о­до­ром в усы­паль­ни­це под Кре­сто­вой цер­ко­вью По­кров­ско­го мо­на­сты­ря.
С пер­вых дней кон­чи­ны свя­ти­те­ля ве­ру­ю­щие лю­ди твер­до упо­ва­ли на пред­ста­тель­ство свя­то­го Ме­ле­тия пред Бо­гом и по­лу­ча­ли бла­го­дат­ную по­мощь: ис­це­ле­ние в бо­лез­нях, уте­ше­ние в скор­бях и из­бав­ле­ние от злых об­сто­я­ний. Осо­бую на­деж­ду воз­ла­га­ли ве­ру­ю­щие харь­ков­чане на свя­то­го Ме­ле­тия в бед­ствен­ные дни Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Чу­дес­ным из­ве­ще­ни­ем свя­той пред­ска­зал ско­рое из­бав­ле­ние го­ро­да от вра­гов.
В 1948 го­ду с бла­го­сло­ве­ния свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия гроб­ни­ца с мо­ща­ми свя­ти­те­ля Ме­ле­тия бы­ла пе­ре­не­се­на в Бла­го­ве­щен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где на­хо­дит­ся и по сей день, яв­ля­ясь ду­хов­ным при­бе­жи­щем и мо­лит­вен­ным уте­ше­ни­ем ве­ру­ю­щих лю­дей.
Со дня утвер­жде­ния в 1977 го­ду свя­тей­шим пат­ри­ар­хом Пиме­ном и Свя­щен­ным Си­но­дом служ­бы с ака­фи­стом свя­ти­те­лю Ме­ле­тию ве­ру­ю­щие харь­ков­чане с ра­до­стью спе­шат по сре­дам ве­че­ром в со­бор, про­ся здесь мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства свя­ти­те­ля о бла­го­сто­я­нии Свя­той Церк­ви, о ми­ре и бла­го­ден­ствии Оте­че­ства.

Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-meletij-leontovich

☦️
Преподобный Меле́тий Ипсенийский.
Пре­по­доб­ный Ме­ле­тий Ип­се­ний­ский ро­дил­ся в кон­це XVIII ве­ка в се­ле­нии Лар­дос на ост­ро­ве Ро­дос в Осман­ской им­пе­рии (ныне – Гре­ция), в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Ни­ко­лая и Ста­ма­тии. При кре­ще­нии был на­ре­чен Ем­ма­ну­и­лом. Уже в мла­ден­че­стве ста­ло яс­но, что ре­бе­нок яв­ля­ет­ся из­бран­ным со­су­дом Бо­жи­им. Так, по сре­дам и пят­ни­цам он от­ка­зы­вал­ся от ма­те­рин­ско­го мо­ло­ка. Поз­же, ко­гда маль­чик под­рос, он раз­да­вал нуж­да­ю­щим­ся пи­щу из до­му. Небо­га­тые ро­ди­те­ли уко­ря­ли его, но ока­за­лось, что про­дук­тов в кла­до­вой чу­дес­ным об­ра­зом не ста­но­ви­лось мень­ше.
С ма­ло­лет­ства был обу­чен гра­мо­те. Очень лю­бил чте­ние жи­тий свя­тых, цер­ков­ные служ­бы. Всей ду­шой стре­мил­ся к жиз­ни доб­ро­де­тель­ной, чи­стой, це­ло­муд­рен­ной и ис­пол­нен­ной люб­ви к Бо­гу.
Вы­па­сая овец сво­е­го от­ца в окрест­но­стях Лар­до­са, Ме­ле­тий на­шёл нема­ло пу­стын­ных мест, где ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­вен­ным по­дви­гам. Од­ним из та­ких мест бы­ли ру­и­ны древ­не­го мо­на­сты­ря на хол­ме. Как-то но­чью, ко­гда он мо­лил­ся там, он уви­дел столп све­та от неба до са­мой зем­ли. По­дой­дя бли­же к то­му ме­сту, на ко­то­рое ука­зы­вал свет, юно­ша уви­дел очень ста­рое олив­ко­вое де­ре­во, а в его кор­нях – ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он в стра­хе опу­стил­ся на ко­ле­ни, под­нял ру­ки и в ду­хов­ной ра­до­сти и ли­ко­ва­нии стал воз­но­сить хва­лы Бо­гу и бла­го­да­рить Бо­жию Ма­терь за чу­дес­ное яв­ле­ние. В од­ну из сле­ду­ю­щих но­чей ему яви­лась Са­ма Бо­жия Ма­терь и ска­за­ла, что на этом ме­сте нуж­но по­стро­ить по­свя­щен­ный Ей храм и воз­ро­дить раз­ру­шен­ную оби­тель. Бо­го­ро­ди­ца так­же ука­за­ла ему ме­сто, где он най­дёт нуж­ные для стро­и­тель­ства день­ги. Дей­стви­тель­но, в том ме­сте он об­на­ру­жил клад. Во­оду­шев­лен­ный бла­го­сло­ве­ни­ем Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, он по­лу­чил необ­хо­ди­мое раз­ре­ше­ние от осман­ских вла­стей на стро­и­тель­ство церк­ви и ке­лий во­круг нее. Ко­гда храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри был по­стро­ен, свя­той при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. По­том он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, за­тем в иеро­мо­на­ха и по­став­лен на­сто­я­те­лем но­во­об­ра­зо­ван­но­го мо­на­сты­ря «на воз­вы­ше­нии», ко­то­рый к на­ча­лу XX ве­ка стал име­но­вать­ся Ип­се­ний­ским.
Вёл стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. По ве­че­рам ухо­дил в рас­по­ло­жен­ную непо­да­лё­ку от мо­на­сты­ря пе­ще­ру и мо­лил­ся там, а днем ис­по­ве­до­вал при­хо­дя­щих к нему лю­дей. Его сла­ва рас­про­стра­ни­лась по все­му ост­ро­ву, и мно­гие шли к нему, чтобы по­лу­чить про­ще­ние гре­хов и услы­шать ду­хов­ное на­став­ле­ние. Ча­сто он сам по­се­щал окрест­ные де­рев­ни, ис­по­ве­до­вал, на­став­лял в ис­тин­ной ве­ре и бла­го­че­стии. Бог на­гра­дил его да­ром ис­це­ле­ния и из­гна­ния нечи­стых ду­хов. Пре­по­доб­ный вра­че­вал боль­ных, по­да­вая им и ду­хов­ную по­мощь, при­зы­вал хри­сти­ан твер­до сто­ять в ве­ре сво­их от­цов и жить по сло­ву Бо­жье­му. С осо­бой на­стой­чи­во­стью предо­сте­ре­гал жен­щин-хри­сти­а­нок от плот­ских от­но­ше­ний и бра­ков с ино­вер­ца­ми.
Сре­ди при­жиз­нен­ных чу­дес свя­то­го осо­бен­но из­ве­стен слу­чай его пе­ре­хо­да через вы­шед­шую из бе­ре­гов ре­ку. Пре­по­доб­ный Ме­ле­тий, воз­вра­щав­ший­ся но­чью из Лар­до­са в свою оби­тель, пе­ре­кре­стил во­ды ре­ки и пе­ре­шел по ним как по­су­ху. При этом путь его осве­щал­ся неким небес­ным све­том, ко­то­рый дви­гал­ся пе­ред свя­тым.
Де­я­тель­ность свя­то­го раз­дра­жа­ла ту­рок, ко­то­рые де­ла­ли по­пыт­ки его убить, но Гос­подь хра­нил Сво­е­го угод­ни­ка. Му­суль­мане на­пи­са­ли о нем кле­вет­ни­че­ский до­нос мит­ро­по­ли­ту Ро­дос­ско­му, пы­та­ясь вы­ста­вить свя­то­го от­цом неза­кон­но­рож­ден­но­го ре­бён­ка. Пре­по­доб­ный Ме­ле­тий был вы­зван к вла­ды­ке и, бу­дучи в пре­клон­ном воз­расте, скон­чал­ся во вре­мя до­зна­ния у ног мит­ро­по­ли­та. Слу­чи­лось это в пер­вой по­ло­вине XIX ве­ка.
Свя­тые мо­щи стар­ца до­ка­за­ли его неви­нов­ность вско­ре по­сле его кон­чи­ны. По­сле то­го как мит­ро­по­лит Ро­дос­сий ве­лел со­вер­шить по­гре­бе­ние те­ла при ка­фед­раль­ном со­бо­ре Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб пре­по­доб­но­го был от­крыт, при­чём мо­щи ис­то­ча­ли бла­го­уха­ние, сви­де­тель­ство­вав­шее о свя­то­сти. Хри­сти­ане ост­ро­ва Ро­дос с ран­них пор по­чи­та­ли стар­ца Ме­ле­тия как свя­то­го. Часть его мо­щей бы­ла роз­да­на в раз­ные ме­ста, часть – остав­ле­на в мо­на­сты­ре Ип­се­ни. По мо­лит­вам свя­то­го про­ис­хо­дит мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний.
27 но­яб­ря 2013 го­да Свя­щен­ный Си­нод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил пре­по­доб­но­го Ме­ле­тия Ип­се­ний­ско­го к ли­ку свя­тых. Так как да­та пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Ме­ле­тия бы­ла неиз­вест­на, па­мять ему уста­но­ви­ли в день па­мя­ти его небес­но­го по­кро­ви­те­ля свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го – 12 фев­ра­ля.

☦️
Икона Богородицы Иверская.
Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне, про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы. Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.
Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Ивер­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Гав­ри­ил Гру­зин (па­мять 25 июля), по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-iverskaja


Жития
Писание