⏳ 2024.02.19 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 38я по Пятидесятнице (глас 4й)
• понедельник
• (попразднство Сретения Господня)

☀️ неподвижный годовой круг:
19 февраля (6 февраля)
• прп. Вуко́ла Смирнского (ок. 100)
• мцц. Дорофе́и, Христи́ны, Калли́сты, мч. Фео́фила (288–300)
• мц. Фа́всты (Фа́усты), мчч. Евила́сия, Максима (305–311)
• мч. Иулиа́на Эмесского (Емисского) (312)
• мцц. Марфы, Марии, прмч. Ликарио́на (?)
• прпп. Варсонофия Великого, Иоанна Пророка (VI) 📚
• свт. Фотия Константинопольского (891) 📚
• сщмч. Димитрия (Рождественского), мч. Анатолия (Рождественского) (1921)
• сщмч. Василия (Надеждина) (1930)
• сщмч. Александра (Телемакова) (1938)


☦️
Преподобный Вуко́л Смирнский, епископ
Пре­по­доб­ный Ву­кол, епи­скоп Смирн­ский, уче­ник свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва, был им по­став­лен пер­вым епи­ско­пом Смирн­ской Церк­ви (Ма­лая Азия).
Бла­го­да­тию Бо­жи­ей свя­ти­тель Ву­кол об­ра­тил ко Хри­сту и кре­стил мно­же­ство языч­ни­ков и как опыт­ный и муд­рый на­став­ник за­щи­щал свою паст­ву от тьмы ере­сей. Скон­чал­ся в ми­ре око­ло 100–105 го­да. Свою паст­ву он пе­ре­дал свя­то­му По­ли­кар­пу, зна­ме­ни­то­му му­жу апо­столь­ско­му, ко­то­рый так­же был уче­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва (па­мять его 23 фев­ра­ля). У гро­ба свя­ти­те­ля Ву­ко­ла вы­рос­ло мир­то­вое де­ре­во, ко­то­рое ис­це­ля­ло боль­ных.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/132

☦️
Мученицы Дорофе́я, Христи́на, Калли́ста и мученик Фео́фил.
Свя­тая му­че­ни­ца До­ро­фея жи­ла в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской и по­стра­да­ла при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в 288 или 300 го­ду вме­сте с му­че­ни­ца­ми Хри­сти­ной, Кал­ли­стой и му­че­ни­ком Фе­о­фи­лом.
Свя­тая До­ро­фея бы­ла бла­го­че­сти­вой де­ви­цей-хри­сти­ан­кой, от­ли­ча­лась боль­шой кро­то­стью, сми­ре­ни­ем, це­ло­муд­ри­ем и дан­ной от Бо­га пре­муд­ро­стью, удив­ляв­шей мно­гих. Схва­чен­ная по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля Са­при­кия, она твер­до ис­по­ве­да­ла ве­ру во Хри­ста и бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. Не сло­мив во­ли свя­той, пра­ви­тель от­дал ее двум жен­щи­нам-сест­рам, Хри­стине и Кал­ли­сте, ко­то­рые рань­ше бы­ли хри­сти­ан­ка­ми, но, убо­яв­шись му­че­ний, от­рек­лись от Хри­ста и ста­ли ве­сти нече­сти­вую жизнь. Он при­ка­зал им уго­во­рить свя­тую До­ро­фею при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Од­на­ко про­изо­шло об­рат­ное: жен­щи­ны, убеж­ден­ные свя­той До­ро­фе­ей, что ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­им да­ру­ет­ся спа­се­ние всем ка­ю­щим­ся, рас­ка­я­лись и сно­ва об­ра­ти­лись ко Хри­сту. За это их свя­за­ли спи­на­ми и со­жгли в смо­ля­ной боч­ке. Свя­тые сест­ры Хри­сти­на и Кал­ли­ста стра­даль­че­ски скон­ча­лись, при­не­ся по­ка­ян­ную мо­лит­ву Гос­по­ду и ис­ку­пив грех от­ступ­ни­че­ства.
Свя­тая До­ро­фея вновь бы­ла под­верг­ну­та му­че­ни­ям, с ве­ли­кой ра­до­стью пре­тер­пе­ла их и так же ра­дост­но при­ня­ла смерт­ный при­го­вор. Ко­гда свя­тую ве­ли на казнь, некий уче­ный че­ло­век (схо­ла­стик), Фе­о­фил, с на­смеш­кой ска­зал ей: «Неве­ста Хри­сто­ва, по­шли мне из са­да Же­ни­ха Тво­е­го ро­зо­вых цве­тов и яб­лок». В от­вет му­че­ни­ца кив­ну­ла ему. Пе­ред смер­тью свя­тая по­про­си­ла дать ей вре­мя по­мо­лить­ся. Ко­гда она окон­чи­ла мо­лит­ву, ей пред­стал Ан­гел в ви­де пре­крас­но­го юно­ши и по­дал на чи­стом по­лотне три яб­ло­ка и три ро­зо­вых цвет­ка. Свя­тая по­про­си­ла пе­ре­дать всё это Фе­о­фи­лу, по­сле че­го бы­ла усе­че­на ме­чом. По­лу­чив бла­го­дат­ные да­ры, недав­ний го­ни­тель хри­сти­ан был по­ра­жен, уве­ро­вал в Спа­си­те­ля и ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Под­верг­ну­тый за это же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, свя­той Фе­о­фил при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну через усе­че­ние ме­чом.
Мо­щи свя­той До­ро­феи на­хо­дят­ся в Ри­ме, в церк­ви ее име­ни, гла­ва так­же в Ри­ме, в церк­ви Бо­го­ма­те­ри в Трасте­ве­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/130

☦️
Мученица Фа́вста (Фа́уста) дева, мученики Евила́сий и Максим.
Свя­тая му­че­ни­ца де­ви­ца Фав­ста и с нею Еви­ла­сий и Мак­сим по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на в го­ро­де Ки­зи­ке (Ми­зия) меж­ду 305–311 го­да­ми.
Свя­тая Фав­ста бы­ла вос­пи­та­на ро­ди­те­ля­ми-хри­сти­а­на­ми и, ра­но оси­ро­тев, про­во­ди­ла стро­гую и доб­ро­де­тель­ную жизнь. Слух о ней, как о хри­сти­ан­ке, до­шел до пра­ви­те­ля, и к свя­той был по­слан 80-лет­ний жрец Еви­ла­сий, чтобы при­ну­дить ее к от­ре­че­нию от Хри­ста. Свя­тая му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ла свою ве­ру и бы­ла под­верг­ну­та мно­гим тяж­ким му­кам, но, под­креп­ля­е­мая Гос­по­дом, не ощу­ща­ла стра­да­ний. За­клю­чив свя­тую в де­ре­вян­ный ящик, му­чи­те­ли из­не­мог­ли, пы­та­ясь рас­пи­лить его пи­ла­ми или сжечь в огне – не толь­ко са­ма свя­тая му­че­ни­ца, но и ящик оста­ва­лись невре­ди­мы­ми, охра­ня­е­мые Бо­же­ствен­ной си­лой. Жрец Еви­ла­сий был по­ра­жен оче­вид­ным про­яв­ле­ни­ем си­лы Бо­жи­ей, уве­ро­вал в Спа­си­те­ля и ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном.
Для рас­сле­до­ва­ния де­ла ца­рем был по­слан епарх Мак­сим, ко­то­рый на­чал ис­тя­зать стар­ца, уве­ро­вав­ше­го во Хри­ста. Еви­ла­сий об­ра­тил­ся к свя­той Фав­сте и по­про­сил ее по­мо­лить­ся за него, по­сле че­го му­же­ствен­но пре­тер­пел му­че­ния. Свя­тую Фав­сту от­да­ли на рас­тер­за­ние хищ­ни­кам, но зве­ри ее не кос­ну­лись. То­гда ей вон­зи­ли гвоз­ди в лоб, гла­за, грудь и дру­гие ча­сти те­ла и, на­ко­нец, бро­си­ли в ки­пя­щий ко­тел вме­сте со свя­тым Еви­ла­си­ем. При этом му­че­ни­ки мо­ли­лись за сво­их му­чи­те­лей.
Ви­дя ве­ру и тер­пе­ние свя­тых и спо­до­бив­шись небес­но­го ви­де­ния, епарх Мак­сим так­же об­ра­тил­ся ко Хри­сту, мо­лил Его о про­ще­нии сво­их гре­хов и, бро­сив­шись в ко­тел, в ко­то­ром ис­тя­за­лись свя­тые Фав­ста и Еви­ла­сий, вме­сте с ни­ми удо­сто­ил­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/129

☦️
Мученик Иулиа́н Эмесский (Емисский).
Свя­той му­че­ник Иули­ан был ро­дом из фини­кий­ско­го го­ро­да Эме­сы, по­стра­дал в 312 го­ду при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане. Он был ис­кус­ным вра­чом, ис­це­лял бо­лез­ни не толь­ко те­лес­ные, но и ду­шев­ные и мно­гих лю­дей об­ра­тил к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля.
Ко­гда ве­ли на рас­тер­за­ние зве­рям свя­тых му­че­ни­ков – епи­ско­па Силь­ва­на, диа­ко­на Лу­ку и чте­ца Мок­ия (па­мять 29 ян­ва­ря), Иули­ан укреп­лял их и убеж­дал не стра­шить­ся смер­ти за Гос­по­да. За это он был то­же схва­чен и за­клю­чен в тес­ную рас­ще­ли­ну, где его умерт­ви­ли, вон­зив ему в го­ло­ву, ру­ки и но­ги длин­ные гвоз­ди.

☦️
Мученицы Ма́рфа, Мария и преподобномученик Ликарио́н.
Свя­тые му­че­ни­цы де­вы Мар­фа и Ма­рия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми, жи­ли в Асии (Ма­лая Азия) и го­ре­ли же­ла­ни­ем по­стра­дать за Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Од­на­жды ми­мо их до­ма про­хо­дил во­е­на­чаль­ник-языч­ник. Сест­ры вы­шли к нему и гром­ко объ­яви­ли, что они хри­сти­ан­ки. Спер­ва во­е­во­да не об­ра­тил на них вни­ма­ния, но они на­стой­чи­во кри­ча­ли вслед ему, по­вто­ряя свое ис­по­ве­да­ние. То­гда обе они бы­ли схва­че­ны вме­сте с бра­том – от­ро­ком Ли­ка­ри­о­ном. Все трое бы­ли рас­пя­ты на кре­стах, и при каз­ни при­сут­ство­ва­ла их мать, ко­то­рая укреп­ля­ла их в стра­да­ни­ях за Хри­ста. Се­стер прон­зи­ли ко­пья­ми, а от­рок Ли­ка­ри­он был усе­чен ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/133

☦️
Преподобные Варсоно́фий Великий и Иоа́нн пророк.
Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий ро­дил­ся в Егип­те (год его рож­де­ния неиз­ве­стен). С юных лет он стал ве­сти жизнь по­движ­ни­че­скую. Из­вест­но, что, при­дя в мо­на­стырь ав­вы Се­ри­да, он устро­ил се­бе ма­лую кел­лию вбли­зи мо­на­сты­ря (кел­лии на Во­сто­ке ча­сто вы­ру­ба­лись в ви­де пе­щер). Позд­нее в этой кел­лии про­жил 18 лет – до сво­ей кон­чи­ны – уче­ник пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, пре­по­доб­ный Иоанн, под­ра­жая сво­е­му учи­те­лю в без­мол­вии, по­дви­гах и усво­е­нии доб­ро­де­те­лей. За дар про­зор­ли­во­сти он по­лу­чил на­зва­ние Про­ро­ка. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий через неко­то­рое вре­мя пе­ре­шел в дру­гую тес­ную кел­лию, то­же близ мо­на­сты­ря. Для пол­но­го без­мол­вия уда­лив­шись от лю­дей, не ви­дя ни­ко­го, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой, пре­по­доб­ный про­вел 50 лет в тру­дах и по­дви­гах.
Ко­гда услы­шал о по­движ­ни­ке пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Ев­сто­хий, об­раз жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия по­ка­зал­ся ему неве­ро­ят­ным. Он ре­шил убе­дить­ся в нем лич­но. Для это­го ве­лел тай­но про­ник­нуть в кел­лию пре­по­доб­но­го. Од­на­ко пы­тав­ши­е­ся сде­лать под­коп в тес­ное по­ме­ще­ние свя­то­го бы­ли опа­ле­ны вы­рвав­шим­ся пла­ме­нем. В сво­ем за­тво­ре пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий все­це­ло пре­дал­ся мо­лит­ве и до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. О жиз­ни, по­дви­гах и бла­го­дат­ных да­ро­ва­ни­ях свя­тых Вар­со­но­фия и Иоан­на со­хра­ни­лись сви­де­тель­ства в ру­ко­пи­сях. В сла­вян­ских спис­ках XV–XVII вв. на­хо­дим их на­став­ле­ния в фор­ме от­ве­тов на во­про­сы, ко­то­рые им за­да­ва­ли уче­ни­ки и мир­ские лю­ди. В XVIII в. ста­ра­ни­я­ми из­вест­но­го мол­дав­ско­го стар­ца, схи­ар­хи­манд­ри­та Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го († 1794) бы­ли най­де­ны на Афоне наи­бо­лее пол­ные две древ­ней­шие пер­га­мен­ные гре­че­ские ру­ко­пи­си «От­ве­тов» пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия и Иоан­на. Они бы­ли при жиз­ни стар­ца Па­и­сия пе­ре­ве­де­ны на мол­дав­ский и сла­вян­ский язы­ки. Из­да­ние этих ру­ко­пи­сей, так же как и пе­ре­вод на рус­ский язык, бы­ло осу­ществ­ле­но в XIX ве­ке стар­ца­ми Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни. На­став­ле­ния пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия и Иоан­на яс­но по­ка­зы­ва­ют сте­пень их нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства, люб­ви к лю­дям, со­дер­жат ску­пые фак­ты их жиз­ни. Нам неиз­вест­но точ­ное вре­мя кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия: од­ни на­зы­ва­ют го­дом его смер­ти 563, дру­гие го­во­рят бо­лее осто­рож­но – до 600 го­да.
Про­ве­дя дол­гое вре­мя в за­тво­ре, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий по­сле то­го и до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка, о чем сви­де­тель­ству­ет ав­ва До­ро­фей (па­мять его 5 июня), стал слу­жить лю­дям, на­став­ляя их на путь спа­се­ния. Из­вест­но, что свои от­ве­ты во­про­шав­шим свя­той Вар­со­но­фий пе­ре­да­вал через пре­по­доб­но­го Иоан­на, ино­гда по­ру­чая ему да­вать от­ве­ты, а так­же через игу­ме­на ав­ву Се­ри­да, ко­то­рый за­пи­сы­вал от­ве­ты свя­то­го. В от­ве­тах пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия и Иоан­на Про­ро­ка, став­ших ру­ко­вод­ством к ду­хов­ной жиз­ни не толь­ко для их совре­мен­ни­ков, но и по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний, яс­но мож­но ви­деть по­сте­пен­ное ду­хов­ное вос­хож­де­ние «от си­лы в си­лу» пре­по­доб­ных. По­дви­гом по­ста, без­мол­вия, хра­не­ния серд­ца, непре­стан­ной мо­лит­вы пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий до­стиг вы­со­ты сми­ре­ния, рас­суж­де­ния и ог­нен­ной люб­ви. Гос­подь дал ему дар про­зор­ли­во­сти, пред­ви­де­ния и чу­до­тво­ре­ния, а так­же власть мо­лит­вой очи­щать от гре­хов ду­ши лю­дей. Ино­гда он брал грех дру­го­го на се­бя. Пре­по­доб­ный знал сер­деч­ные рас­по­ло­же­ния, по­это­му на­став­лял со­об­раз­но с на­прав­ле­ни­ем мыс­лей каж­до­го. Име­нем Гос­по­да он вос­кре­шал мерт­вых, из­го­нял де­мо­нов, ис­це­лял без­на­деж­ных боль­ных; ве­щи, им освя­щен­ные, по­да­ва­ли по­мощь (на­при­мер, ку­коль снял го­лов­ную боль ино­ка). По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия Бог по­сы­лал дождь на зем­лю, сни­мая Свой гнев с мно­же­ства лю­дей; пред­ска­за­ния пре­по­доб­но­го все­гда ис­пол­ня­лись. Так, он пре­ду­пре­дил без­молв­ни­ка то­го же мо­на­сты­ря – стар­ца Ев­фи­мия, что тот бу­дет по­ло­жен с ним в один гроб, что и сбы­лось, как и мно­гое дру­гое. Все эти ве­ли­кие да­ро­ва­ния пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий при­об­рел по­сле мно­гих лет тер­пе­ли­во­го пе­ре­не­се­ния ве­ли­ких ис­ку­ше­ний и бо­лез­ней. (Кро­ме Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го, пра­во­слав­но­го по­движ­ни­ка, по­чти в од­но вре­мя с ним жил дру­гой Вар­со­но­фий – ере­тик, мо­но­фи­зит. О нем го­во­рил в сво­ем «Ис­по­ве­да­нии ве­ры», по­слан­ном на VI Все­лен­ский Со­бор, Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский.)
Ко­гда при­шел в оби­тель ав­вы Се­ри­да и от­ку­да был ро­дом пре­по­доб­ный Иоанн Про­рок, уче­ник свя­то­го Вар­со­но­фия, оста­лось неиз­вест­ным. Сле­дуя на­став­ле­ни­ям пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, Иоанн до­стиг вер­ши­ны со­вер­шен­ства, став по­доб­ным во всем сво­е­му учи­те­лю. Но, по сво­е­му сми­ре­нию, об­ра­щав­ших­ся непо­сред­ствен­но к нему с во­про­са­ми он по­сы­лал к ав­ве Вар­со­но­фию. Мно­гое про­ви­дел и пред­ска­зал пре­по­доб­ный Иоанн, так же и свою кон­чи­ну, по­сле­до­вав­шую за кон­чи­ной ав­вы Се­ри­да. Мо­ло­дой игу­мен то­го мо­на­сты­ря – Ели­ан – умо­лял пре­по­доб­но­го по­жить еще хо­тя бы две неде­ли, чтобы на­учить его уста­ву и управ­ле­нию мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Иоанн ис­пол­нил его прось­бу и дей­стви­тель­но умер через две неде­ли. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Ве­ли­кий пе­ре­жил сво­е­го уче­ни­ка и дру­га. Об этих двух по­движ­ни­ках мы зна­ем из кни­ги «Пре­по­доб­ных от­цев Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го и Иоан­на ру­ко­вод­ство к ду­хов­ной жиз­ни в от­ве­тах на во­про­ше­ния уче­ни­ков». Эта кни­га бы­ла из­вест­на мно­гим свя­тым, жив­шим в бо­лее позд­нее вре­мя, о чем сви­де­тель­ству­ют со­чи­не­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та (па­мять 11 но­яб­ря и 26 ян­ва­ря), свя­щен­но­и­но­ка Ни­ко­на Чер­но­гор­ца († 1060), пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) и дру­гих пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков и пи­са­те­лей (Ева­грий).

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/
Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
• Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна
• Из жизни святого Нифонта Цареградского
• «Преподобных отцев Варсанофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников» на греческом языке

☦️
Святитель Фо́тий Константинопольский, патриарх.
Свя­ти­тель Фо­тий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, жил в IX ве­ке, про­ис­хо­дил из се­мьи рев­ност­ных хри­сти­ан. Отец его скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью за за­щи­ту икон. Свя­той Фо­тий по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние и, со­стоя в род­ствен­ных от­но­ше­ни­ях с им­пе­ра­тор­ским до­мом, за­ни­мал долж­ность пер­во­го го­судар­ствен­но­го сек­ре­та­ря в се­на­те. Совре­мен­ни­ки го­во­ри­ли о нем: «све­де­ни­я­ми по­чти во всех свет­ских на­у­ках он столь­ко от­ли­чал­ся, что по пра­ву мог счи­тать­ся сла­вою сво­е­го ве­ка и да­же мог спо­рить с древни­ми». У него обу­ча­лись на­у­кам юный на­след­ник пре­сто­ла Ми­ха­ил и бу­ду­щий про­све­ти­тель сла­вян рав­ноап­о­столь­ный Ки­рилл. Глу­бо­кое хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие ограж­да­ло свя­то­го Фо­тия от пре­льще­ния бла­га­ми при­двор­ной жиз­ни – всей ду­шой он стре­мил­ся к ино­че­ству.
В 857 го­ду со­пра­ви­тель ца­ря Ми­ха­и­ла, Вар­да, уда­лил с Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры пат­ри­ар­ха Иг­на­тия. Епи­ско­пы, зная бла­го­че­стие и об­шир­ную уче­ность Фо­тия, ука­за­ли им­пе­ра­то­ру на него как на че­ло­ве­ка до­стой­но­го за­нять пер­во­свя­ти­тель­ский пре­стол. Свя­той Фо­тий со сми­ре­ни­ем при­нял пред­ло­же­ние. В те­че­ние 6 дней про­ве­ден он был по иерар­хи­че­ским сте­пе­ням, а в день Рож­де­ства Хри­сто­ва по­свя­щен во епи­ско­па с воз­ве­де­ни­ем на пат­ри­ар­ший пре­стол. Од­на­ко вско­ре на­ча­лись вол­не­ния в Церк­ви, раз­жи­га­е­мые уда­лен­ным с ка­фед­ры пат­ри­ар­хом Иг­на­ти­ем. В 861 го­ду был со­зван Со­бор для пре­кра­ще­ния смут, на ко­то­ром утвер­жде­но бы­ло низ­ло­же­ние Иг­на­тия и утвер­жде­ние пат­ри­ар­хом Фо­тия. Па­па Ни­ко­лай I, по­слы ко­то­ро­го при­сут­ство­ва­ли на этом Со­бо­ре, на­де­ял­ся, утвер­ждая Фо­тия пат­ри­ар­хом, под­чи­нить его сво­ей вла­сти, но, не по­лу­чив ожи­да­е­мо­го, на Рим­ском Со­бо­ре пре­дал Фо­тия ана­фе­ме. С то­го вре­ме­ни на­ча­лось для свя­ти­те­ля Фо­тия длив­ше­е­ся до кон­ца его жиз­ни про­ти­во­бор­ство пап­ско­му свое­во­лию и по­ся­га­тель­ству на Пра­во­слав­ную Цер­ковь Во­сто­ка. В 864 го­ду вся Бол­гар­ская стра­на доб­ро­воль­но об­ра­ти­лась к хри­сти­ан­ству. Бол­гар­ский князь Бо­рис кре­щен был, как по­ла­га­ют, са­мим пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем, по­сле че­го свя­ти­тель Фо­тий от­пра­вил в Бол­га­рию ар­хи­епи­ско­па и свя­щен­ни­ков для Кре­ще­ния бол­гар­ско­го на­ро­да, а в 865 го­ду – свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия для про­по­ве­ди Хри­ста на сла­вян­ском язы­ке. Од­на­ко при­вер­жен­цы па­пы в Бол­га­рии воз­бу­ди­ли недо­ве­рие бол­гар к про­по­вед­ни­кам Во­сточ­ной Церк­ви. Бед­ствен­ное по­ло­же­ние Бол­га­рии из-за на­па­де­ния гер­ман­цев за­ста­ви­ло их ис­кать по­мо­щи на За­па­де, и бол­гар­ский князь об­ра­тил­ся к па­пе с прось­бой при­слать ему сво­их епи­ско­пов. При­быв в Бол­га­рию, пап­ские ле­га­ты на­ча­ли ак­тив­но утвер­ждать в ней уче­ние и обы­чаи ла­тин­ские вме­сто пра­во­слав­ных. Свя­ти­тель Фо­тий, бу­дучи твер­дым за­щит­ни­ком ис­ти­ны и об­ли­чи­те­лем неправ­ды, из­ве­стил окруж­ным пись­мом Во­сточ­ную Цер­ковь о де­лах па­пы, ука­зав на от­ступ­ле­ние Рим­ской Церк­ви от древ­не­го Пра­во­сла­вия не толь­ко в об­ря­дах, но и в ве­ро­ис­по­ве­да­нии. Был со­зван Со­бор, осу­див­ший свое­во­лие За­па­да.
В 867 го­ду им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­хва­тил Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин, умерт­вив им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель Фо­тий об­ли­чил убий­цу и не до­пу­стил его до при­об­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. За это он был уда­лен с пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла и за­клю­чен в мо­на­стырь под стра­жу. На его ме­сто был сно­ва по­став­лен пат­ри­арх Иг­на­тий. Со­бор, со­зван­ный для рас­сле­до­ва­ния по­ступ­ка свя­ти­те­ля Фо­тия, про­хо­дил при уча­стии пап­ских ле­га­тов, ко­то­рые по­тре­бо­ва­ли от Со­бо­ра под­пи­са­ния гра­мо­ты о без­услов­ном под­чи­не­нии всей Церк­ви су­ду па­пы. Во­сточ­ные епи­ско­пы, не со­гла­ша­ясь на это, всту­пи­ли в спор с ле­га­та­ми. Вы­зван­ный на Со­бор свя­ти­тель Фо­тий мол­ча­ни­ем от­ве­чал на все на­пад­ки ле­га­тов и лишь на во­прос су­дей: хо­чет ли он по­ка­ять­ся, от­ве­чал: «Оду­ма­лись ли са­ми судьи?» Про­тив­ни­ки Фо­тия по­сле дол­гих спо­ров одер­жа­ли по­бе­ду и, не имея ни­ка­ких ос­но­ва­ний к осуж­де­нию, про­из­нес­ли ана­фе­му пат­ри­ар­ху Фо­тию и за­щи­щав­шим его епи­ско­пам. Свя­ти­тель был по­слан в за­то­че­ние на 7 лет и, по его соб­ствен­но­му сви­де­тель­ству, «толь­ко бла­го­да­рил Гос­по­да, тер­пе­ли­во нес су­ды Его…».
В то вре­мя ла­тин­ское ду­хо­вен­ство бы­ло из­гна­но из Бол­га­рии за свое­во­лие па­пы, и пат­ри­арх Иг­на­тий по­слал ту­да сво­их епи­ско­пов. В 879 го­ду, по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Иг­на­тия, был со­зван Со­бор (мно­ги­ми от­ца­ми Церк­ви на­зы­ва­е­мый 8-м Все­лен­ским), вновь при­знав­ший свя­ти­те­ля Фо­тия за­кон­ным пас­ты­рем Церк­ви. Па­па Иоанн, лич­но знав­ший Фо­тия, через по­слов объ­явил на Со­бо­ре об от­мене всех преж­них пап­ских опре­де­ле­ний о Фо­тии. Со­бор при­знал непри­кос­но­вен­ность Ни­кей­ско-Ца­ре­град­ско­го Сим­во­ла, от­верг­нув ла­тин­ское ис­ка­же­ние (filioque), при­знал неза­ви­си­мость и ра­вен­ство обо­их пре­сто­лов и обе­их Церк­вей (За­пад­ной и Во­сточ­ной). Со­бор по­ста­но­вил уни­что­жить в Бол­га­рии цер­ков­ные обы­чаи и об­ря­ды, вве­ден­ные ла­ти­ня­на­ми, чем пре­сек их гос­под­ство там.
При пре­ем­ни­ке им­пе­ра­то­ра Ва­си­лия, Льве, свя­ти­тель Фо­тий вновь по­стра­дал по лож­но­му до­но­су, об­ви­нен­ный в за­го­во­ре про­тив им­пе­ра­то­ра. Бу­дучи низ­ве­ден с ка­фед­ры в 886 го­ду, свя­ти­тель окон­чил дни свои в Ар­мо­ний­ском мо­на­сты­ре в 891 го­ду.
Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­чи­та­ет свя­ти­те­ля Фо­тия как рев­ност­но­го за­щит­ни­ка Пра­во­слав­но­го Во­сто­ка от вла­ды­че­ства пап и как уче­но­го бо­го­сло­ва, оста­вив­ше­го мно­го­чис­лен­ные и раз­но­об­раз­ные тру­ды, по­свя­щен­ные об­ли­че­нию за­блуж­де­ний ла­ти­нян, опро­вер­же­нию раз­лич­ных ере­сей, разъ­яс­не­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, рас­кры­тию раз­лич­ных пред­ме­тов ве­ры.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstantinopolskij/
• Беседа в неделю Ваий
• Беседа вторая на Благовещение Пресвятой Богородицы
• Беседа вторая на нашествие Россов
• Беседа на Вознесение Господне
• Беседа первая на Благовещение Пресвятой Богородицы
• Беседа первая на нашествие Россов
• Беседа произнесенная в храме Святой Софии в пятницу первой недели Великого Поста
• Беседа, говоренная с амвона Великой церкви, в Великую субботу
• Гомилия, сказанная на амвоне Великой церкви
• Избранные трактаты из «Амфилохий»
• Похвальное слово христолюбивому владыке Василию
• Слово в Великую Субботу
• Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
• Амфилохии
• Вопросы
• О пресвитере Пиерии Александрийском
• О свт. Августине, пелагианстве и несторианской ереси
• О сочинении «В защиту Оригена»
• Слово тайноводственное о Святом Духе
• Библиотека
• О гробе Господа нашего Иисуса Христа
• Письма
• Второе послание патриарха Фотия папе Николаю I (Epistula 290)
• Изложение слова св. Евлогия Александрийского (фрагмент)
• Интронизационное послание Патриарха Фотия папе Николаю
Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам
• Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому (Epistula 291)
• О гробе Господа нашего Иисуса Христа

☦️
Священномученик Дими́трий Рождественский, пресвитер и мученик Анато́лий Рождественский.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Рож­де­ствен­ский) ро­дил­ся в 1868 го­ду. Он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в го­ро­де Вер­ном в Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти, и был за­ко­но­учи­те­лем в Вер­нен­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии. Его сын Ана­то­лий ро­дил­ся в 1891 го­ду. Свя­щен­ник Ди­мит­рий и его сын Ана­то­лий бы­ли рас­стре­ля­ны без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми в го­ро­де Вер­ном 19 фев­ра­ля 1921 го­да.

☦️
Священномученик Васи́лий Надеждин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 12 ян­ва­ря 1895 го­да в Москве в се­мье Фе­до­ра Алек­се­е­ви­ча и Со­фьи Пав­лов­ны На­деж­ди­ных. Фе­дор Алек­се­е­вич слу­жил чи­нов­ни­ком Двор­цо­во­го управ­ле­ния в зва­нии кол­леж­ско­го асес­со­ра и до­во­дил­ся род­ствен­ни­ком ар­хи­епи­ско­пу Ана­ста­сию (Гри­ба­нов­ско­му).
В 1910 го­ду Ва­си­лий окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1916 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Учась в се­ми­на­рии, он на ка­ни­ку­лы ез­дил в Холм­скую гу­бер­нию, где вла­ды­ка Ана­ста­сий был в то вре­мя епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ем.
Ва­си­лий пи­сал вла­ды­ке Ана­ста­сию: «Я хо­чу окон­чить Ду­хов­ную ака­де­мию и быть свя­щен­ни­ком — это ре­ше­ние под­ска­зы­ва­ет мне моя ду­ша, ко­то­рую при­вле­ка­ет пас­тыр­ская де­я­тель­ность. Я знаю (и это бес­спор­но), что чем со­лид­нее, об­шир­нее и зна­чи­тель­нее бу­дет мое об­ра­зо­ва­ние, тем цен­нее для де­ла Церк­ви и ин­те­рес­нее для ме­ня са­мо­го бу­дет моя де­я­тель­ность как пас­ты­ря».
Ле­том 1916 го­да Ва­си­лий уехал го­то­вить­ся к эк­за­ме­нам в Ки­ши­нев, ку­да был пе­ре­ве­ден вла­ды­ка Ана­ста­сий. Осе­нью он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, за­ня­тия в ко­то­рой из-за вой­ны ста­ли ид­ти с пе­ре­бо­я­ми; в кон­це но­яб­ря он был при­гла­шен гра­фом Алек­сан­дром Ме­де­мом в его име­ние в Хва­лын­ском уез­де Са­ра­тов­ской гу­бер­нии пре­по­да­вать За­кон Бо­жий его де­тям Фе­до­ру и Со­фии.
В кон­це фев­ра­ля 1917 го­да воз­об­но­ви­лись за­ня­тия в ака­де­мии, и Ва­си­лий вы­ехал в Моск­ву, жи­те­ли ко­то­рой в то вре­мя ли­ко­ва­ли по по­во­ду от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от пре­сто­ла, ли­ко­ва­ли и сту­ден­ты ака­де­мии. По окон­ча­нии учеб­но­го го­да Ва­си­лий сно­ва уехал в име­ние гра­фа. По­след­ствия раз­ру­ши­тель­ной ре­во­лю­ции быст­ро до­ка­ти­лись до гу­берн­ских го­ро­дов, и на­ча­лись гра­бе­жи и убий­ства. Осе­нью 1917 го­да он вер­нул­ся в Моск­ву для про­дол­же­ния уче­бы.
В на­ча­ле 1919 го­да Ду­хов­ная ака­де­мия бы­ла за­кры­та при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми. В ап­ре­ле 1919 го­да Ва­си­лий Фе­до­ро­вич об­вен­чал­ся с Еле­ной Сер­ге­ев­ной Бо­ри­со­глеб­ской и уехал в се­ло Ни­коль­ский По­им Чем­бар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии, где слу­жил зна­ко­мый ему свя­щен­ник, и ра­бо­тал здесь до 1921 го­да учи­те­лем в шко­ле. В мар­те 1921 го­да он с се­мьей пе­ре­ехал бли­же к Москве, устро­ив­шись сче­то­во­дом в по­стро­еч­ном управ­ле­нии уз­ко­ко­лей­ки в Оре­хо­во-Зу­е­ве.
24 июня 1921 го­да Ва­си­лий Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 26 июня — во свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ско­му хра­му у Со­ло­мен­ной Сто­рож­ки в Москве, по­стро­ен­но­му в на­ча­ле ХХ сто­ле­тия. До ре­во­лю­ции это был храм 675-й пе­шей туль­ской дру­жи­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-nadezhdin

☦️
Священномученик Алекса́ндр Телемаков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 6 де­каб­ря 1870 го­да в го­ро­де Сыз­ра­ни Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье чи­нов­ни­ка Ни­ко­лая Те­ле­ма­ко­ва, слу­жив­ше­го в го­судар­ствен­ном каз­на­чей­стве. В 1890 го­ду Алек­сандр окон­чил Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в сим­бир­ский ка­фед­раль­ный со­бор. 8 сен­тяб­ря 1893 го­да Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ма­ри­а­поль Кар­сун­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии. В 1908 го­ду он был на­зна­чен слу­жить в храм в се­ле Чу­ма­ки­но Кар­сун­ско­го уез­да, где про­слу­жил до аре­ста. Став свя­щен­ни­ком, он пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах и в шко­ле гра­мо­ты. В 1908 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен бла­го­чин­ным 6-го окру­га Кар­сун­ско­го уез­да, пе­ре­име­но­ван­но­го при со­вет­ской вла­сти в Ин­зен­ский рай­он. В 1914 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
Зи­мой 1932 го­да в Сред­не­волж­ском крае на тер­ри­то­рии быв­шей Сим­бир­ской гу­бер­нии бы­ло на­ча­то де­ло «об ор­га­ни­за­ции ре­ак­ци­он­ных яче­ек из чис­ла цер­ков­ных ак­ти­ви­стов ти­хо­нов­ско­го тол­ка в се­лах Ин­зен­ско­го и Чам­зин­ско­го рай­о­нов Сред­не­волж­ско­го края». Вме­сте с дру­ги­ми 25 фев­ра­ля 1932 го­да был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Сыз­ра­ни и отец Алек­сандр Те­ле­ма­ков.
Всех аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в том, что они «про­во­ди­ли неле­галь­ные сбо­ри­ща для чит­ки по­уче­ний чер­но­со­тен­но­го ха­рак­те­ра, книг Сер­гея Ни­лу­са, а так­же ста­ро­цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ских книг (Биб­лии, жи­тий свя­тых, Иоан­на Зла­то­усто­го и т. д.), ис­поль­зуя для этой це­ли ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки кре­стьян­ских масс и про­ра­бот­ки про­чи­тан­но­го в ду­хе его пре­лом­ле­ния к на­сто­я­ще­му вре­ме­ни».
На до­про­се отец Алек­сандр ска­зал: «Я лич­но, кро­ме ра­бо­ты по укреп­ле­нию хри­сти­ан­ской ве­ры и за­щи­ты Церк­ви, ни­ко­гда ни­ка­кой ра­бо­той не за­ни­мал­ся… Про­во­ди­мые сбо­ри­ща… я от­но­шу за их усер­дие — не удо­вле­тво­ря­ясь слу­же­ни­ем в церк­ви, они счи­та­ли необ­хо­ди­мым по­мо­лить­ся на до­му, со­брав­шись груп­пой».
7 ап­ре­ля 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, ко­то­рое той же трой­кой бы­ло за­ме­не­но на пять лет ссыл­ки в Се­вер­ный край, и отец Алек­сандр был от­прав­лен в Ар­хан­гель­скую об­ласть.
Ко­гда отец Алек­сандр вер­нул­ся из ссыл­ки в се­ло Чу­ма­ки­но, то, хо­тя храм был за­крыт, жи­те­ли не остав­ля­ли на­деж­ды воз­об­но­вить в нем бо­го­слу­же­ния. Воз­вра­ще­ние свя­щен­ни­ка все­ли­ло в них на­деж­ду до­бить­ся от­кры­тия хра­ма. В это вре­мя бы­ла при­ня­та но­вая кон­сти­ту­ция, в ко­то­рой бы­ло за­яв­ле­но о ло­яль­ном от­но­ше­нии го­су­дар­ства к Церк­ви, и в свя­зи с этим бы­ло от­ме­не­но по­ра­же­ние в граж­дан­ских пра­вах свя­щен­ни­ков.
При­хо­жане об­ра­ти­лись за раз­ре­ше­ни­ем на от­кры­тие хра­ма к пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та. Тот дал со­гла­сие, но с усло­ви­ем, что они вы­пла­тят финан­со­вую за­дол­жен­ность за все го­ды, что храм был за­крыт. Этой за­дол­жен­но­сти на­бра­лось 1132 руб­ля, и пред­се­да­тель был уве­рен, что об­ни­щав­шее на­се­ле­ние не су­ме­ет со­брать нуж­ную сум­му. У кре­стьян та­ких де­нег дей­стви­тель­но не бы­ло, и они ста­ли со­би­рать сель­ско­хо­зяй­ствен­ные про­дук­ты, ко­то­рые спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные от них лю­ди про­да­ва­ли, и так по­сте­пен­но на­бра­ли всю сум­му. На празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня, 19 ян­ва­ря 1937 го­да, бы­ло со­вер­ше­но пер­вое бо­го­слу­же­ние, и в те­че­ние ме­ся­ца служ­бы со­вер­ша­лись по вос­крес­ным дням. И то­гда пред­се­да­тель сель­со­ве­та рас­по­ря­дил­ся за­крыть храм, за­пре­тив ве­ру­ю­щим со­би­рать­ся вме­сте для ре­ше­ния при­ход­ских во­про­сов. Но и по­сле за­кры­тия хра­ма свя­щен­ник про­дол­жал кре­стить и со­вер­шать по необ­хо­ди­мо­сти тре­бы в до­мах при­хо­жан, а до­ма слу­жил.
4 мар­та при­хо­жане об­ра­ти­лись с за­яв­ле­ни­ем об от­кры­тии хра­ма в рай­ис­пол­ком, но от­ве­та на это за­яв­ле­ние не по­лу­чи­ли, а ко­гда по­пы­та­лись до­зво­нить­ся до на­чаль­ства по те­ле­фо­ну, то им от­ве­ча­ли, что на­чаль­ник вы­шел, на­до по­зво­нить поз­же, — и так без кон­ца. На­ко­нец в храм при­шел из сель­со­ве­та тех­ник для осмот­ра со­сто­я­ния зда­ния хра­ма, чтобы най­ти при­чи­ну его не от­кры­вать, и пе­ре­дал сло­ва пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та, что «цер­ковь одур­ма­ни­ва­ет, а вы, чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та, яв­ля­е­тесь вре­ди­те­ля­ми со­вет­ской вла­сти, вра­га­ми и воз­му­ти­те­ля­ми на­ро­да».
26 мая 1937 го­да чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та об­ра­ти­лись с за­яв­ле­ни­ем к за­ве­ду­ю­ще­му при­е­мом жа­лоб от­де­ла по ре­ли­ги­оз­ным куль­там, в ко­то­ром они, из­ло­жив ис­то­рию всех при­тес­не­ний со сто­ро­ны пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та и все те оскорб­ле­ния от­но­си­тель­но ве­ру­ю­щих, ко­то­рые тот се­бе поз­во­лял, на­пи­са­ли, что в их се­ле, со­глас­но по­след­ней пе­ре­пи­си, про­жи­ва­ет ты­ся­ча сто семь­де­сят во­семь душ обо­е­го по­ла, а чис­ло неве­ру­ю­щих сре­ди них все­го трид­цать че­ло­век. «Чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та, — пи­са­ли они, — сни­ма­ют с се­бя неза­слу­жен­ную грязь и про­сят ко­мис­сию, за­ве­ду­ю­ще­го при­е­мом жа­лоб рас­смот­реть на­ше за­яв­ле­ние, все из­ло­жен­ные недо­стат­ки устра­нить и раз­ре­шить бо­го­слу­же­ние в на­шей церк­ви… Из­ве­стить по адре­су о ре­зуль­та­тах и дви­же­нии неуклон­но по­кор­ной прось­бы, в осо­бен­но­сти ста­ри­ков и ста­рух…»
Но и это пись­мо оста­лось без­от­вет­ным. В ав­гу­сте 1937 го­да, в свя­зи с ука­зом пра­ви­тель­ства о на­ча­ле мас­со­вых аре­стов ве­ру­ю­щих, сек­ре­тарь мест­но­го рай­ко­ма ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии по­тре­бо­вал от со­труд­ни­ков НКВД, чтобы они уста­но­ви­ли, от­ку­да ве­ру­ю­щим ста­ли из­вест­ны ма­те­ри­а­лы пе­ре­пи­си, — «све­де­ния, как он вы­ра­зил­ся, не под­ле­жа­щие огла­ше­нию».
24 де­каб­ря 1937 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Улья­нов­ске. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка, за­ни­мал­ся ли он без раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та бо­го­слу­же­ни­я­ми в церк­ви, а по­сле ее за­кры­тия со­вер­шал ли ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды неле­галь­но у се­бя до­ма. Отец Алек­сандр от­ве­тил, что, дей­стви­тель­но, слу­жил без ре­ги­стра­ции в рай­он­ном со­ве­те, но со­гла­сие на эти служ­бы бы­ло да­но сель­со­ве­том; а что ка­са­ет­ся служ­бы до­ма, то он слу­жил для се­бя.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив кон­сти­ту­ции, что она су­ще­ству­ет толь­ко на бу­ма­ге, вы­сту­па­ли про­тив вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет… При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ным? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Про­тив кон­сти­ту­ции и про­тив де­пу­та­тов Ин­зен­ско­го окру­га я ни­че­го не го­во­рил. Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
Через день след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 29 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Те­ле­ма­ков был рас­стре­лян 19 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Жития
Писание