⏳ 2024.02.16 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 37я по Пятидесятнице (глас 3й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)
• (попразднство Сретения Господня)

☀️ неподвижный годовой круг:
16 февраля (3 февраля)
• прор. Аза́рии (X до РХ)
• правв. Симео́на Богоприимца и Анны Пророчицы
• мчч. Па́пия, Диодо́ра, Клавдиа́на (250)
• мчч. Адриа́на, Евву́ла (ок. 308–309)
• мч. Вла́сия (Вуко́ла) Кесарийского (Каппадокийского) (III)
• блгв. кн. Романа Угличского (1285)
• свт. Симео́на Полоцкого, Тверского (1289)
• свт. Игнатия Мариупольского (1786)
• равноап. Николая (Касаткина) Японского (1912) 📚
• сщмчч. Иоанна (Томилова), Тимофея (Изотова), Адриана (Троицкого), Василия (Залесского), прмч. Владимира (Загребы), мч. Михаила (Агаева) (1938)


☦️
Пророк Аза́рия.
Пророк Аза́рия, сын Оде­да, про­ро­че­ство­вал во дни Асы, ца­ря иудей­ско­го, в Х ве­ке до Р. Х. Он убеж­дал ца­ря и на­род оста­вить идо­ло­слу­же­ние и вер­но слу­жить ис­тин­но­му Бо­гу. Вра­зум­лен­ные про­ро­че­ством Аза­рии, царь и на­род от­верг­ли идо­лов по всей зем­ле Иуди­ной и Ве­ни­а­ми­но­вой и об­ра­ти­лись к ис­тин­но­му Бо­гу. За это Бог бла­го­сло­вил их про­дол­жи­тель­ным ми­ром. (Повествование о пророке Азарии находится 2Пар.15:1–19)

☦️
Праведный Симео́н Богоприимец.
Пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец был, по сви­де­тель­ству свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки, од­ним из из­бран­ни­ков Бо­жи­их, ожи­дав­ших уте­ше­ния Из­ра­иле­ва, и Дух Свя­той пре­бы­вал на нем (Лк.2:25). Ему бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что он не умрет до то­го вре­ме­ни, по­ка в мир не при­дет обе­щан­ный Мес­сия – Хри­стос Гос­подь.
Древ­ние ис­то­ри­ки со­об­ща­ют, что еги­пет­ский царь Пто­ло­мей II Фила­дельф (285–247 до Рож­де­ства Хри­сто­ва) по­же­лал по­пол­нить свою зна­ме­ни­тую Алек­сан­дрий­скую биб­лио­те­ку тек­ста­ми свя­щен­ных книг. Он при­гла­сил из Иеру­са­ли­ма книж­ни­ков. Си­нед­ри­он по­слал сво­их муд­ре­цов. Сре­ди 72 уче­ных, при­быв­ших в Алек­сан­дрию для пе­ре­во­да Свя­щен­но­го Пи­са­ния на гре­че­ский язык, был при­гла­шен и пра­вед­ный Си­ме­он.
Пра­вед­ный Си­ме­он пе­ре­во­дил кни­гу про­ро­ка Ис­а­ии. Про­чтя в под­лин­ни­ке сло­ва «Се, Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на» (Ис.7:14), он ре­шил, что сло­во «Де­ва» здесь упо­треб­ле­но оши­боч­но, вме­сто сло­ва «Же­на», и хо­тел ис­пра­вить текст. В этот мо­мент ему явил­ся Ан­гел и удер­жал его ру­ку, го­во­ря: «Имей ве­ру на­пи­сан­ным сло­вам, ты сам убе­дишь­ся, что они ис­пол­нят­ся, ибо не вку­сишь смер­ти, до­ко­ле не уви­дишь Хри­ста Гос­по­да, Ко­то­рый ро­дит­ся от Чи­стой и Пре­не­по­роч­ной Де­вы». С то­го дня пра­вед­ный Си­ме­он стал ожи­дать при­ше­ствия Обе­то­ван­но­го Мес­сии.
И вот од­на­жды пра­вед­ный Си­ме­он, ве­до­мый Ду­хом Бо­жи­им, при­шел в Иеру­са­лим­ский храм. Это бы­ло в тот са­мый день (со­ро­ко­вой по Рож­де­стве Хри­сто­вом), ко­гда Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия и Ее Об­руч­ник Иосиф при­шли ту­да, чтобы со­вер­шить об­ряд, по­ло­жен­ный по иудей­ско­му за­ко­ну, – пред­ста­вить пред Гос­по­дом сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Пер­вен­ца и при­не­сти по­ло­жен­ную жерт­ву. Как толь­ко пра­вед­ный Си­ме­он уви­дел при­шед­ших, Дух Свя­той от­крыл ему, что Бо­гом­ла­де­нец, Ко­то­ро­го дер­жа­ла Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия, и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра. Ста­рец при­нял на свои ру­ки Мла­ден­ца Хри­ста и про­из­нес свои про­ро­че­ские сло­ва: «Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром, ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое, ко­то­рое Ты уго­то­вал пред ли­цем всех лю­дей. Свет к про­све­ще­нию языч­ни­ков и сла­ву лю­дей Тво­их Из­ра­и­ля». Он бла­го­сло­вил Пре­чи­стую Де­ву и пра­вед­но­го Иоси­фа и, об­ра­ща­ясь к Бо­го­ро­ди­це, ска­зал: «Се, ле­жит Сей на па­де­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Из­ра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу, – да от­кро­ют­ся по­мыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:22-35).
Да­лее свя­той еван­ге­лист по­вест­ву­ет: «Тут бы­ла так­же Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ло­ва, от ко­ле­на Аси­ро­ва, до­стиг­шая глу­бо­кой ста­ро­сти, про­жив с му­жем от дев­ства сво­е­го семь лет, вдо­ва лет вось­ми­де­ся­ти че­ты­рех, ко­то­рая не от­хо­ди­ла от хра­ма, по­стом и мо­лит­вою слу­жа Бо­гу день и ночь. И она в то вре­мя, по­дой­дя, сла­ви­ла Гос­по­да и про­ро­че­ство­ва­ла о Нем всем, ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме» (Лк.2:36-38).
О свя­том и пра­вед­ном Си­меоне Бо­го­при­им­це из­вест­но, что он скон­чал­ся, про­жив 360 лет. В VI ве­ке свя­тые мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1200 го­ду его гроб ви­дел рус­ский па­лом­ник свя­ти­тель Ан­то­ний, бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский (1212–1220; † 1232; па­мять 8 ок­тяб­ря).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/115

☦️
Праведная Анна Пророчица, дочь Фануилова.
Праведная Анна Пророчица (память 10 сентября), дочь Фануилова, из ко­ле­на Аси­ро­ва, 84-лет­няя вдо­ва. Она удо­сто­и­лась быть в хра­ме вме­сте со св. Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем при сре­те­нии Спа­си­те­ля на­ше­го, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый был при­не­сен ту­да на 40-й день по­сле рож­де­ния для со­вер­ше­ния над ним за­кон­но­го об­ря­да (Лк.2:36-38).
За свою стро­гую воз­дер­жан­ную жизнь, пост и непре­стан­ную мо­лит­ву она удо­сто­и­лась от Гос­по­да да­ра про­ро­че­ства. Свя­тая Ан­на го­во­ри­ла о Хри­сте всем ча­ю­щим из­бав­ле­ние в Иеру­са­ли­ме (Лк.2:38).

☦️
Мученики Па́пий, Диодо́р и Клавдиа́н.
Му­че­ни­ки Па­пий, Ди­о­дор и Клав­ди­ан бы­ли род­ны­ми бра­тья­ми, пам­фи­лий­ски­ми пас­ту­ха­ми. По­стра­да­ли во вре­мя Де­ки­е­ва го­не­ния в 250 г. за рас­про­стра­не­ние ве­ры Хри­сто­вой.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/120

☦️
Мученики Адриа́н и Евву́л Ванейские.
Мученики Адриа́н и Евву́л про­ис­хо­ди­ли из се­ле­ния Ва­нея (Βανέα) близ озе­ра Ван в Ар­ме­нии. Они яви­лись в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую, чтобы уви­деть му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых. Там они от­кры­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и немед­лен­но бы­ли при­ве­де­ны к пра­ви­те­лю Фир­ми­ли­а­ну, пе­ред ко­то­рым му­же­ствен­но ис­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­скую ве­ру. За это пра­ви­тель при­ка­зал от­дать их на му­че­ния. Но и по­сле это­го свя­тые оста­ва­лись непре­клон­ны­ми. То­гда пра­ви­тель при­ка­зал бро­сить их на съе­де­ние львам, но зве­ри их не тро­ну­ли, и свя­тые бы­ли усе­че­ны ме­чом.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/117

☦️
Мученик Вла́сий (Вуко́л) Кесарийский (Каппадокийский).
Свя­той Вла­сий Ке­са­рий­ский – Ву­кол – жил в III ве­ке, про­ис­хо­дил из Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской (Ма­лая Азия) и был пас­ту­хом (по-гре­че­ски ву­кол).
Ко­гда на­ста­ло го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той Вла­сий доб­ро­воль­но пре­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей, его под­верг­ли ис­тя­за­ни­ям, би­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, но Гос­подь ис­це­лил его ра­ны. То­гда Вла­сия бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей во­дой, но и там он остал­ся невре­дим. Во­и­ны-языч­ни­ки, ви­дев­шие это чу­до, уве­ро­ва­ли во Хри­ста Иису­са.
Пра­ви­тель, же­лая по­ка­зать, что му­че­ник не по­лу­чил ни­ка­ко­го вре­да от то­го, что во­да осты­ла, бро­сил­ся в ко­тел и скон­чал­ся.
Об­ра­тив мно­гих к ве­ре во Хри­ста, свя­той Вла­сий мир­но пре­дал свою ду­шу Бо­гу. Пас­ту­ше­ский жезл свя­то­го вон­зи­ли в зем­лю, и он вы­рос в огром­ное де­ре­во, ко­то­рое по­кры­ло сво­и­ми вет­вя­ми ал­тарь церк­ви, воз­двиг­ну­той над его мо­ща­ми.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/116

☦️
Благоверный князь Роман Угличский.
Бла­го­вер­ный князь Ро­ман Уг­лич­ский, сын Уг­лич­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра и кня­ги­ни Фо­ти­нии, пле­мян­ник свя­то­го Ва­силь­ка Ро­стов­ско­го († 1238; па­мять 4 мар­та), ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1235 го­да. По смер­ти сво­е­го от­ца (в 1248 г.) и стар­ше­го бра­та Ан­дрея (1261 г.), свя­той Ро­ман 26-ти лет при­нял на се­бя управ­ле­ние Уг­ли­чем и стал по­пе­чи­тель­ным от­цом под­дан­ных. Он устра­и­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма и при­ни­мал в них убо­гих, при­хо­див­ших к нему ото­всю­ду. Бо­лее 15 хра­мов воз­двиг­ну­то бы­ло им в кня­же­стве. Каж­дый день свя­той Ро­ман при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии, ча­сто бе­се­до­вал с бла­го­че­сти­вы­ми ино­ка­ми. По­сле смер­ти су­пру­ги в 1280 го­ду он все­це­ло по­свя­тил се­бя по­дви­гам по­ста, мо­лит­вы и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Он по­стро­ил на вы­со­ком бе­ре­гу Вол­ги го­род Ро­ма­нов (ныне Ту­та­ев). Скон­чал­ся свя­той князь мир­но 3 фев­ра­ля 1285 го­да и по­гре­бен в церк­ви Пре­об­ра­же­ния в Уг­ли­че.
В 1486 го­ду мо­щи свя­то­го Ро­ма­на бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и пе­ре­не­се­ны в но­вую со­бор­ную цер­ковь Пре­об­ра­же­ния. В 1595 го­ду, по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иова, вслед­ствие из­ве­стий о чу­де­сах мо­щи бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны Ка­зан­ским мит­ро­по­ли­том (бу­ду­щим пат­ри­ар­хом) свя­ти­те­лем Ер­мо­ге­ном (па­мять 17 фев­ра­ля), и князь Ро­ман был при­чис­лен к ли­ку свя­тых. В 1609 го­ду при на­ше­ствии по­ля­ков свя­тые мо­щи сго­ре­ли вме­сте с хра­мом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/118

☦️
Святитель Симео́н Полоцкий, Тверской, епископ.
Святитель Симео́н Полоцкий, епископ Тверской. Св. Си­ме­он был пер­вым епи­ско­пом Твер­ским. Про­ис­хо­дил он, как по­ла­га­ют, из кня­зей По­лоц­ких. Сму­ты и скор­би то­го вре­ме­ни за­ста­ви­ли его, то­гда уже епи­ско­па, пе­ре­се­лит­ся в Тверь, где он был с ра­до­стью при­нят кня­зем Яро­сла­вом Яро­сла­ви­чем. По­след­ний на­де­лил ка­фед­ру св. Си­мео­на мно­ги­ми име­ни­я­ми и уго­дья­ми. Ко­гда князь Яро­слав скон­чал­ся, то Си­ме­он с че­стью по­хо­ро­нил сво­е­го бла­го­де­те­ля.
Св. Си­ме­он был доб­рым пас­ты­рем сво­е­го ста­да. О нем ле­то­пись сви­де­тель­ству­ет, что он был «учи­тель­ный» епи­скоп, за­сту­пал­ся пе­ред кня­зем за оби­жен­ных, бла­го­тво­рил ни­щим и си­ро­там и бес­тре­пет­но об­ли­чал силь­ных ми­ра се­го, ко­гда в этом бы­ла на­доб­ность.
«Уте­шай­те пе­чаль­ных, – го­во­рил он кня­зьям и на­мест­ни­кам, – из­бав­ляй­те сла­бых от рук силь­ных. Вы тем да­е­те и по­мо­га­е­те, у ко­го и так мно­го зо­ло­та и се­реб­ра, а не тем, кто но име­ет ни пе­ня­зя. Вы по­доб­ны дож­де­вой ту­че, пус­ка­ю­щей во­ду над мо­рем, а не над зем­лею жаж­ду­щею. Бо­га­тые оби­жа­ют сла­бых, и они к вам при­хо­дят, как к доб­рым за­щит­ни­кам; а вы от­да­е­те бед­ных в раб­ство, бо­га­тых же вся­че­ски по­ощ­ря­е­те и щед­ро на­де­ля­е­те».
Св. Си­ме­он при­ла­гал так­же мно­го ста­ра­ния и усер­дия к по­стро­е­нию хра­мов Бо­жи­их, осо­бен­но по­сле двух слу­чив­ших­ся в Тве­ри по­жа­ров.
В 1286 го­ду бла­гост­ный вла­ды­ка имел уте­ше­ние ви­деть, с ка­кой лю­бо­вью и ува­же­ни­ем от­но­сит­ся к нему за все его тру­ды твер­ская паства. Ко­гда ли­тов­цы в этом го­ду раз­гра­би­ли цер­ков­ные во­ло­сти Твер­ской епар­хии, то тве­ри­тяне из люб­ви к ру­ко­во­ди­те­лю епар­хии св. Си­мео­ну по соб­ствен­но­му по­чи­ну бро­си­лись за хищ­ни­ка­ми и от­ня­ли у них на­граб­лен­ное доб­ро.
Свя­ти­тель скон­чал­ся мир­но 3 фев­ра­ля 1289 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-polockij

☦️
Святитель Игна́тий, митрополит Мариупольский.
Ро­ди­ной бу­ду­ще­го свя­то­го был ост­ров Фер­мия в Гре­ции, где он ро­дил­ся в на­ча­ле XVIII ве­ка в знат­ном ро­де Го­за­ди­ни. С юных лет он вос­пи­ты­вал­ся на свя­той го­ре Афон, свое­об­раз­ном «мо­на­ше­ском го­су­дар­стве», где под­ви­зал­ся его близ­кий род­ствен­ник. Там же, по­лю­бив ино­че­скую жизнь, он и при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг. По­сте­пен­но он ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком, а за­тем и епи­ско­пом.
В 1769 го­ду вла­ды­ка воз­глав­ля­ет в Та­ври­де Гот­фей­ско-Ке­фай­скую епар­хию. В то вре­мя Крым еще не был при­со­еди­нен к Рос­сий­ской им­пе­рии и был управ­ля­ем крым­ско-та­тар­ски­ми ха­на­ми-му­суль­ма­на­ми. Пра­во­слав­ным жи­те­лям, пре­иму­ще­ствен­но гре­кам, при­хо­ди­лось по­сто­ян­но пре­тер­пе­вать от му­суль­ман при­тес­не­ния и жить под угро­зой рас­пра­вы.
Вла­ды­ка Иг­на­тий по­се­лил­ся в ски­ту воз­ле гре­че­ско­го се­ле­ния Ма­ри­а­но­поль, непо­да­ле­ку от Бах­чи­са­рая – ре­зи­ден­ции крым­ских ха­нов. Мно­го лет про­дол­жа­лось его пол­ное ли­ше­ний и опас­но­стей слу­же­ние по окорм­ле­нию пра­во­слав­ных, но, осо­знав ско­рую воз­мож­ность пол­но­го ду­хов­но­го по­ра­бо­ще­ния, а воз­мож­но и физи­че­ско­го уни­что­же­ния сво­ей паст­вы, свя­ти­тель об­ра­тил­ся к рус­ско­му пра­ви­тель­ству с про­ше­ни­ем при­нять крым­ских хри­сти­ан в рус­ское под­дан­ство и дать им зем­лю для по­се­ле­ния. Ца­ри­ца Ека­те­ри­на II да­ла со­гла­сие, и 23 ап­ре­ля 1778 вла­ды­ка Иг­на­тий по­сле ли­тур­гии в пе­щер­ном хра­ме Свя­то-Успен­ско­го ски­та при­звал всех вер­ных хри­сти­ан го­то­вить­ся к ис­хо­ду из мно­го­ве­ко­во­го пле­не­ния. По все­му по­лу­ост­ро­ву бы­ли разо­сла­ны гон­цы, но что са­мое уди­ви­тель­ное – не на­шлось ни од­но­го пре­да­те­ля, и под­го­тов­ку уда­лось со­хра­нить в тайне от вла­стей.
В июне то­го же го­да око­ло трид­ца­ти ты­сяч че­ло­век по­ки­ну­ли Крым. Та­та­ры не по­сме­ли им по­ме­шать, ибо ис­ход «при­кры­вал» сам Алек­сандр Су­во­ров, хо­ро­шо зна­ко­мый му­суль­ма­нам пол­ко­во­дец. В нелег­ком пу­ти на гре­ков об­ру­ши­лись ли­ше­ния, го­лод и да­же неиз­вест­ная страш­ная эпи­де­мия, но свя­ти­тель мо­лил­ся свя­щен­но­му­че­ни­ку Ха­ра­лам­пию, явив­ше­му­ся ему в ви­де­нии пе­ред этим, и бо­лезнь уда­лось пе­ре­не­сти.
На рус­ском бе­ре­гу Азов­ско­го мо­ря гре­ки ос­но­ва­ли го­род и на­зва­ли его Ма­ри­у­поль, «го­род Ма­рии», в честь Ца­ри­цы Небес­ной, их По­кро­ви­тель­ни­цы на нелег­ком пу­ти. Те­перь, став рус­ски­ми под­дан­ны­ми, они мог­ли бес­пре­пят­ствен­но ис­по­ве­до­вать свою ве­ру, но, как это обыч­но бы­ва­ет, жизнь на но­вом ме­сте все­гда свя­за­на с труд­но­стя­ми, тя­го­та­ми, ли­ше­ни­я­ми, и мно­гие ма­ло­душ­ные на­ча­ли упре­кать сво­е­го епи­ско­па в том, что рань­ше им жи­лось про­ще и сыт­нее. Эти уко­ры бы­ли для серд­ца свя­ти­те­ля как ост­рые ра­ны, ибо он мно­го лет за­бо­тил­ся о сво­ей пастве и все­гда учил ее преж­де все­го со­хра­нять свою ве­ру, а не толь­ко ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие. С тя­же­лой скор­бью и хри­сти­ан­ской кро­то­стью в от­вет на эти упре­ки он ушел из го­ро­да и по­се­лил­ся в ше­сти вер­стах от него в ка­мен­ной ке­лии, где и пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 3 фев­ра­ля (ста­ро­го сти­ля) 1786 го­да, а те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в пер­вом Ма­ри­у­поль­ском хра­ме во имя свя­то­го Ха­ра­лам­пия.
По­сте­пен­но па­мять свя­ти­те­ля на­ча­ла об­ре­тать бла­го­дар­ных ис­сле­до­ва­те­лей, и на его мо­ги­ле ста­ли слу­жить­ся па­ни­хи­ды, а о его жиз­ни – про­во­дить­ся изыс­ка­ния. Но по­сле ре­во­лю­ции, ко­неч­но, все это бы­ло пре­да­но за­бве­нию, и в 1936 го­ду Свя­то-Ха­ра­лам­пи­ев­ский со­бор был раз­ру­шен, а гроб с те­лом свя­то­го – вскрыт. То­гда и бы­ло об­на­ру­же­но, что мо­щи его нетлен­ны. К со­жа­ле­нию, они не со­хра­ни­лись до на­ших дней це­ли­ком. Во вре­мя осво­бож­де­ния Ма­ри­у­по­ля от фа­шист­ских за­хват­чи­ков го­род го­рел и свя­тые мо­щи по­стра­да­ли в огне. Оста­лась лишь неболь­шая ча­сти­ца, ко­то­рая и хра­нит­ся сей­час в Свя­то-Ни­ко­ло-Пре­об­ра­жен­ском хра­ме Ма­ри­у­по­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ignatij-mariupolskij

☦️
Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ.
Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Япон­ский, в ми­ру Иван Ди­мит­ри­е­вич Ка­сат­кин, ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1836 го­да в Бе­ре­зов­ском по­го­сте, Воль­ско­го уез­да, Смо­лен­ской гу­бер­нии, где его отец слу­жил диа­ко­ном. Пя­ти лет он по­те­рял мать. Окон­чив Бель­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1857 го­ду Иван Ка­сат­кин по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. 24 июня 1860 го­да в ака­де­ми­че­ском хра­ме Две­на­дца­ти Апо­сто­лов епи­скоп Нек­та­рий со­вер­шил по­стри­же­ние его в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Ни­ко­лай. В день па­мя­ти пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, 29 июня, инок Ни­ко­лай был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 июня – в пре­столь­ный празд­ник ака­де­ми­че­ско­го хра­ма – в сан иеро­мо­на­ха. За­тем по его же­ла­нию отец Ни­ко­лай был на­зна­чен в Япо­нию на­сто­я­те­лем кон­суль­ско­го хра­ма го­ро­да Ха­ко­да­те.
Сна­ча­ла про­по­ведь Еван­ге­лия в Япо­нии ка­за­лась со­вер­шен­но немыс­ли­мой. По сло­вам са­мо­го от­ца Ни­ко­лая, «то­гдаш­ние япон­цы смот­ре­ли на ино­стран­цев как на зве­рей, а на хри­сти­ан­ство как на зло­дей­скую цер­ковь, к ко­то­рой мо­гут при­над­ле­жать толь­ко отъ­яв­лен­ные зло­деи и ча­ро­деи». Во­семь лет ушло на то, чтобы изу­чить стра­ну, на­род, язык, нра­вы, обы­чаи тех, сре­ди ко­го пред­сто­я­ло про­по­ве­до­вать, и к 1868 го­ду паства от­ца Ни­ко­лая на­счи­ты­ва­ла уже око­ло два­дца­ти япон­цев. В кон­це 1869 го­да иеро­мо­нах Ни­ко­лай в Пе­тер­бур­ге до­ло­жил Си­но­ду о ре­зуль­та­тах сво­ей ра­бо­ты. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние: «Об­ра­зо­вать для про­по­ве­ди меж­ду япон­ски­ми языч­ни­ка­ми Сло­ва Бо­жия осо­бую Рос­сий­скую Ду­хов­ную Мис­сию». Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен на­чаль­ни­ком этой Мис­сии. Вер­нув­шись в Япо­нию, бу­ду­щий свя­ти­тель пе­ре­дал Ха­ко­дат­скую паст­ву иеро­мо­на­ху Ана­то­лию, а сам пе­ре­нес центр Мис­сии в То­кио. В 1871 го­ду в стране на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, мно­гие под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям (в том чис­ле пер­вый пра­во­слав­ный япо­нец, зна­ме­ни­тый впо­след­ствии мис­си­о­нер-свя­щен­ник Па­вел Са­ва­бе). Толь­ко к 1873 го­ду го­не­ния несколь­ко пре­кра­ти­лись, и ста­ла воз­мож­на сво­бод­ная про­по­ведь хри­сти­ан­ства.
В тот же год ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай при­сту­пил к стро­и­тель­ству в То­кио церк­ви и шко­лы на пять­де­сят че­ло­век, а за­тем и ду­хов­но­го учи­ли­ща, ко­то­рое в 1878 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в се­ми­на­рию.
В 1874 го­ду в То­кио при­был прео­свя­щен­ный Па­вел, епи­скоп Кам­чат­ский, чтобы ру­ко­по­ло­жить во свя­щен­ный сан ре­ко­мен­ду­е­мых ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ла­ем кан­ди­да­тов из мест­но­го на­се­ле­ния. К это­му вре­ме­ни при Мис­сии в То­кио дей­ство­ва­ли че­ты­ре учи­ли­ща – ка­те­хи­за­тор­ское, се­ми­нар­ское, жен­ское, при­чет­ни­че­ское, а в Ха­ко­да­те два – для маль­чи­ков и де­во­чек. Во вто­рой по­ло­вине 1877 го­да Мис­си­ей стал ре­гу­ляр­но из­да­вать­ся жур­нал «Цер­ков­ный вест­ник». К 1878 го­ду в Япо­нии на­счи­ты­ва­лось уже 4115 хри­сти­ан, су­ще­ство­ва­ли мно­го­чис­лен­ные хри­сти­ан­ские об­щи­ны. Бо­го­слу­же­ние и пре­по­да­ва­ние на род­ном язы­ке, из­да­ние книг ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния – вот сред­ства, ко­то­рые поз­во­ли­ли Мис­сии до­бить­ся за ко­рот­кий срок столь зна­чи­тель­ных ре­зуль­та­тов.
30 мар­та 1880 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­лая во епи­ско­па. Вер­нув­шись в Япо­нию, свя­ти­тель с еще боль­шим усер­ди­ем стал про­дол­жать свои апо­столь­ские тру­ды: за­вер­шил стро­и­тель­ство со­бо­ра Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в То­кио, при­нял­ся за но­вый пе­ре­вод бо­го­слу­жеб­ных книг, со­ста­вил на япон­ском язы­ке осо­бый пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский сло­варь.
Боль­шие ис­пы­та­ния вы­па­ли на до­лю свя­ти­те­ля и его паст­вы в пе­ри­од рус­ско-япон­ской вой­ны. За свои по­движ­ни­че­ские тру­ды в эти тя­же­лые го­ды он был удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан ар­хи­епи­ско­па.
В 1911 го­ду ис­пол­ни­лось пол­ве­ка с тех пор, как мо­ло­дой иеро­мо­нах Ни­ко­лай впер­вые сту­пил на япон­скую зем­лю. К то­му вре­ме­ни в 266 об­щи­нах Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло 33017 хри­сти­ан, 1 ар­хи­епи­скоп, 1 епи­скоп, 35 свя­щен­ни­ков, 6 диа­ко­нов, 14 учи­те­лей пе­ния, 116 про­по­вед­ни­ков-ка­те­хи­за­то­ров.
3 фев­ра­ля 1912 го­да, на 76-м го­ду жиз­ни, про­све­ти­тель Япо­нии ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 10 ап­ре­ля 1970 го­да вы­нес акт о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля в ли­ке рав­ноап­о­сто­лов, ибо в Япо­нии свя­той уже дав­но был чтим как ве­ли­кий пра­вед­ник и мо­лит­вен­ник пред Гос­по­дом.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/
• «И в Японии жатвы много»
• Эллинская церковная журналистика в 1870
• Дневники. Том I, 1870–1880
• Дневники. Том II, 1881–1893
• Дневники. Том III, 1893–1899
• Дневники. Том IV, 1899–1904
• Дневники. Том V, 1904–1912
• Избранные ученые труды Святителя Николая Архиепископа Японского
• «Видна Божия воля просветить Японию»
• «Воззвание… к Русской Церкви»
• «Я здесь совершенно один русский…» (письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии)
• Письма
• Уготови душу твою во искушение

☦️
Священномученик Иоа́нн Томилов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1878 го­да в се­ле Есь­ки Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на То­ми­ло­ва. Окон­чив Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он в 1904 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в род­ном се­ле Есь­ки на ме­сто от­ца. В этом хра­ме отец Иоанн про­слу­жил всю свою жизнь.
В на­ча­ле 1931 го­да про­тив свя­щен­ни­ка и неко­то­рых кре­стьян бы­ло воз­буж­де­но су­деб­ное де­ло за неупла­ту на­ло­гов. 1 мар­та 1931 го­да со­сто­ял­ся суд и отец Иоанн был об­ви­нен в том, что он «по­лу­чил кон­троль­ное за­да­ние на вы­пол­не­ние 30 цент­не­ров мо­ло­ка в де­каб­ре ме­ся­це 30-го го­да; в про­дол­же­ние од­но­го ме­ся­ца и 17 дней мо­ло­ка еще не сдал. Ос­но­ва­ние к несда­че мо­ло­ка (по объ­яс­не­нию об­ви­ня­е­мо­го), что ко­ро­ва вы­ки­ну­ла, неосно­ва­тель­но, так как, до­пус­кая при вы­ки­ды­ше по­ни­же­ние удоя на 50%, то и 50% удоя мо­ло­ка об­ви­ня­е­мый дол­жен был сдать по при­над­леж­но­сти». Суд при­го­во­рил от­ца Иоан­на к пя­ти го­дам ссыл­ки с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства. Од­на­ко при­го­вор не был при­ве­ден в ис­пол­не­ние, свя­щен­ни­ка не вы­сла­ли, и он про­дол­жил слу­же­ние в хра­ме.
Во вре­мя го­не­ний в кон­це трид­ца­тых го­дов про­тив него бы­ло на­ча­то но­вое де­ло. Сек­ре­тарь сель­со­ве­та со­ста­вил для НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, где на­пи­сал, что тот ра­бо­та­ет слу­жи­те­лем куль­та в есь­кин­ской церк­ви и через от­дель­ных граж­дан, быв­шую мо­наш­ку и дру­гих, ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту; го­во­рит, что свя­щен­ни­ком слу­жить в церк­ви не кон­чит до кон­ца; око­ло церк­ви, ко­то­рую хо­тят взять под клуб, То­ми­лов ве­лит но­че­вать. Из дру­гих се­ле­ний для по­хо­рон и кре­стин при­ез­жа­ют на ло­ша­дях, чтобы ло­ша­ди за­ра­зи­лись ане­ми­ей, ко­то­рая сей­час сви­реп­ству­ет в Есь­ках, через корм­ле­ние и по­е­ние в во­до­по­ях се­ла. Из от­ста­лой ча­сти се­ла То­ми­лов ор­га­ни­зо­вал хор пев­чих, и через это кол­хоз­ная дис­ци­пли­на па­да­ет с каж­дым го­дом.
9 фев­ра­ля бы­ли опро­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли, что свя­щен­ник го­во­рил: «Нуж­но ве­ро­вать в Бо­га и по­чи­тать Иису­са Хри­ста, а в осо­бен­но­сти в по­след­ние эти го­ды, так как, по Бо­жье­му Пи­са­нию, со­вет­ская власть, ру­ко­во­ди­мая ком­му­ни­сти­че­ской пар­ти­ей, — это яв­ный ан­ти­христ и это­му ан­ти­хри­сту ско­ро при­дет ко­нец. Сре­ди на­се­ле­ния он поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, так как су­мел при­влечь к се­бе неко­то­рых из ве­ру­ю­щих пу­тем аги­та­ции через про­из­но­си­мые им в церк­ви про­по­ве­ди о ре­ли­гии и они креп­ко за­пе­чат­ле­лись в мас­се ве­ру­ю­щих, и по­это­му в на­шем сель­со­ве­те он яв­ля­ет­ся са­мым ак­тив­ным ан­ти­со­вет­ским аги­та­то­ром, по­че­му для пар­тии и со­вет­ской вла­сти он есть са­мый злей­ший и опас­ней­ший враг».
10 фев­ра­ля 1938 го­да отец Иоанн был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Бе­жец­ке и в те­че­ние двух дней до­про­шен.
— Рас­ска­жи­те след­ствию, ко­му из граж­дан в сен­тяб­ре 1937 го­да вы со­об­ща­ли све­де­ния о войне Япо­нии с Ки­та­ем и по­бе­де в ней фа­ши­стов? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Я га­зе­ты чи­таю и ли­те­ра­ту­рой ин­те­ре­су­юсь, но ни­ка­ких со­об­ще­ний по га­зет­ным ма­те­ри­а­лам ни­ко­му не де­лал, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­стви­ем ва­ша ви­нов­ность вполне уста­нов­ле­на. Вы си­сте­ма­ти­че­ски за пе­ри­од с 1936 го­да по сие вре­мя в се­ле Есь­ках за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей, тер­ро­ри­сти­че­ски вы­ска­зы­ва­лись о ру­ко­во­ди­те­лях ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии боль­ше­ви­ков и со­вет­ской вла­сти.
— Я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел, тер­ро­ри­сти­че­ских вы­ступ­ле­ний по от­но­ше­нию к ру­ко­во­ди­те­лям пар­тии и со­вет­ской вла­сти не де­лал, а по­это­му и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
— Чем еще мо­же­те до­пол­нить свои по­ка­за­ния?
— Боль­ше до­пол­нить ни­чем не мо­гу.
13 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн То­ми­лов был рас­стре­лян 15 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Тимофе́й Изотов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ти­мо­фей ро­дил­ся в 1875 го­ду в го­ро­де Сим­фе­ро­по­ле Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье са­дов­ни­ка Спи­ри­до­на Изо­то­ва. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в цер­ков­но-­при­ход­ской шко­ле. Труд­но те­перь уста­но­вить, по­че­му Ти­мо­фей из­брал путь слу­же­ния Бо­гу, но в 1909 го­ду, ко­гда ему бы­ло уже трид­цать че­ты­ре го­да, он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в ка­фед­раль­ный со­бор в Сим­фе­ро­по­ле. В 1912 го­ду за бес­по­роч­ную жизнь и усер­дие по служ­бе Ти­мо­фей Спи­ри­до­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в ка­фед­раль­ном со­бо­ре. В 1916 го­ду он был на­зна­чен в аут­скую цер­ковь го­ро­да Ял­ты, а в 1921 го­ду пе­ре­ве­ден в храм Всех свя­тых в го­ро­де Сим­фе­ро­по­ле.
В 1922 го­ду диа­кон Ти­мо­фей был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей. В об­ви­ни­тель­ном до­ку­мен­те вла­сти пи­са­ли: «Ду­хо­вен­ство вся­че­ски ста­ра­лось про­ти­во­дей­ство­вать изъ­я­тию, за­тя­ги­ва­ло ра­бо­ту, от­ка­зы­ва­ясь по­мочь снять ри­зы с икон и ссы­ла­ясь на при­над­леж­ность по­след­них при­хо­жа­нам, но оправ­да­тель­ных до­ку­мен­тов не пред­ста­ви­ло». Диа­кон Ти­мо­фей был об­ви­нен «в со­уча­стии в со­кры­тии цер­ков­ных цен­но­стей и ве­де­нии пас­сив­ной обо­ро­ны про­тив изъ­я­тия». Од­на­ко «за недо­стат­ком улик» де­ло бы­ло пре­кра­ще­но, и он был осво­бож­ден.В 1928 го­ду диа­кон Ти­мо­фей был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла Но­во-Пав­лов­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-timofej-izotov

☦️
Священномученик Адриа́н Троицкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Адри­ан ро­дил­ся 12 июня 1872 го­да в се­ле Би­ляр­ском Чи­сто­поль­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Тро­иц­ко­го. По­сле окон­ча­ния Че­бок­сар­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он по­сту­пил в Че­бок­сар­ское го­род­ское учи­ли­ще, но по­след­нее не окон­чил. В 1890 го­ду он сдал эк­за­мен на пса­лом­щи­ка, а в 1893 го­ду на сель­ско­го учи­те­ля и по­сту­пил пре­по­да­ва­те­лем в Со­ля­нов­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу; в это же вре­мя он ис­пол­нял обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ском хра­ме в го­ро­де Че­бок­са­ры. В 1897 го­ду он был при­зван в ар­мию. По окон­ча­нии сро­ка служ­бы, в 1899 го­ду Адри­ан Алек­сан­дро­вич по­сту­пил пса­лом­щи­ком в По­кров­ский храм в го­ро­де Че­бок­са­ры.
В 1902 го­ду он сдал эк­за­мен на диа­ко­на ко­мис­сии при Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и в 1903 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. С 1904 по 1910 год диа­кон Адри­ан слу­жил в хра­ме в се­ле Пест­ре­цы Ка­зан­ско­го уез­да. В 1910 го­ду он сдал эк­за­ме­ны на за­ня­тие долж­но­сти свя­щен­ни­ка и в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го хра­ма в се­ле Ми­хай­лов­ском Ца­ре­во­кок­шай­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-adrian-troickij

☦️
Священномученик Васи́лий Залесский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 4 фев­ра­ля 1887 го­да в се­ле Фе­до­ров­ка Аст­ра­хан­ско­го уез­да Аст­ра­хан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Да­ни­и­ла За­лес­ско­го. В 1908 го­ду Ва­си­лий окон­чил Аст­ра­хан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и 29 ав­гу­ста то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в го­ро­де Аст­ра­ха­ни, а 5 ок­тяб­ря 1916 го­да — во свя­щен­ни­ка ко хра­му во имя свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, при Алек­сандрин­ском при­юте.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-zalesskij

☦️
Преподобномученик Влади́мир (Загреба), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1870 го­ду в сло­бо­де Ку­тей­ни­ко­во Ам­вро­си­ев­ско­го уез­да Дон­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стья­ни­на Филип­па За­гре­бы и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. В 1888 го­ду Ва­си­лий по­сту­пил в Ни­ло­во-Сто­ло­бен­скую пу­стынь в Осташ­ков­ском уез­де Твер­ской гу­бер­нии, где был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Вла­ди­мир и в 1914 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. С это­го вре­ме­ни по 1919 год он под­ви­зал­ся в Но­во­со­ло­вец­кой пу­сты­ни, рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве озе­ра Все­луц­ко­го, при­пи­сан­ной к Ни­ло­во-Сто­ло­бен­ской пу­сты­ни.
В 1919 го­ду иеро­мо­нах Вла­ди­мир пе­ре­шел в Но­во­торж­ский Бо­ри­со­глеб­ский мо­на­стырь в го­ро­де Торж­ке, где под­ви­зал­ся до его за­кры­тия в 1931 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-zagreba

☦️
Мученик Михаил Агаев.
Му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 13 ок­тяб­ря 1875 го­да в по­сел­ке Дрез­на Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье Ев­гра­фа Ага­е­ва. Ев­граф Ага­ев был вла­дель­цем чай­ной в Дрезне и при­хо­жа­ни­ном хра­ма ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы; бу­дучи че­ло­ве­ком со­сто­я­тель­ным, он со­дер­жал цер­ков­ный хор. По­сле смер­ти от­ца Ми­ха­ил стал хо­зя­и­ном чай­ной и про­дол­жал со­дер­жать цер­ков­ный хор, в ко­то­ром был ре­ген­том.
В 1918 го­ду со­вет­ская власть на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ла чай­ную, и она бы­ла пре­вра­ще­на сна­ча­ла в сто­ло­вую, а за­тем сно­ва в чай­ную. Ми­ха­ил Ев­гра­фо­вич был остав­лен при ней за­ве­ду­ю­щим. Но при на­ча­ле но­вых го­не­ний про­тив кре­стьян и всех быв­ших соб­ствен­ни­ков он по­сту­пил ра­бо­тать сто­ро­жем на фаб­ри­ку в Дрезне.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-agaev


Жития
Писание