⏳ 2024.02.14 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 37я по Пятидесятнице (глас 3й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
14 февраля (1 февраля)
• (предпразднство Сретения Господня)
• мц. Перпету́и, мчч. Сати́ра (Сату́ра), Ревока́та, Саторни́ла (Сатурни́ла), Секу́нда, мц. Фелицита́ты (202–203)
• мч. Три́фона Апамейского (250)
• прп. Петра Галатийского (429)
• прп. Вендимиа́на Вифинийского (ок. 512)
• сщмч. Николая (Мезенцева) (1938)


☦️
Мученица Перпету́я, мученики Сати́р (Сату́р), Ревока́т, Саторни́л (Сатурни́л), Секу́нд и мученица Филицита́та.
Свя­тая му­че­ни­ца Пер­пе­туя про­ис­хо­ди­ла из ро­да пат­ри­ци­ев и жи­ла в Кар­фа­гене. Тай­но от сво­е­го от­ца, убеж­ден­но­го языч­ни­ка, она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние, уве­ро­вав в Спа­си­те­ля, и спо­до­би­лась му­че­ни­че­ской кон­чи­ны вме­сте со сво­им бра­том Са­ти­ром, слу­жан­кой Фели­ци­та­той и юно­ша­ми Ре­во­ка­том, Са­тор­ни­лом и Се­кун­дом, ко­то­рые так­же го­то­ви­лись стать хри­сти­а­на­ми. Несмот­ря на уго­во­ры от­ца, на­стой­чи­во взы­вав­ше­го к ее ма­те­рин­ско­му чув­ству, ра­но ов­до­вев­шая 22-лет­няя свя­тая Пер­пе­туя пре­одо­ле­ла зем­ную при­вя­зан­ность к лю­би­мо­му сво­е­му груд­но­му мла­ден­цу ра­ди Жиз­ни Небес­ной. Пе­ред каз­нью свя­тая име­ла от Бо­га ви­де­ние, укре­пив­шее ее ду­шев­ные си­лы. Свя­той Се­кунд скон­чал­ся в тем­ни­це, а осталь­ные му­че­ни­ки бы­ли от­да­ны на рас­тер­за­ние зве­рям. Од­на­ко зве­ри не кос­ну­лись осуж­ден­ных, и то­гда все они бы­ли умерщ­вле­ны ме­чом. Это про­изо­шло око­ло 203 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/113

☦️
Мученик Три́фон Апамейский, Никейский.
Свя­той му­че­ник Три­фон ро­дил­ся в од­ной из об­ла­стей Ма­лой Азии – Фри­гии, непо­да­ле­ку от го­ро­да Апа­меи в се­ле­нии Камп­са­да. С юных лет Гос­подь да­ро­вал ему си­лу из­гна­ния бе­сов и ис­це­ле­ния раз­лич­ных бо­лез­ней. Од­на­жды жи­те­ли его род­но­го се­ла бы­ли спа­се­ны им от го­ло­да: свя­той Три­фон си­лой сво­ей мо­лит­вы за­ста­вил уй­ти вред­ных на­се­ко­мых, ис­треб­ляв­ших хлеб­ные зла­ки и опу­сто­шав­ших по­ля. Осо­бен­но про­сла­вил­ся свя­той Три­фон из­гна­ни­ем бе­са из до­че­ри рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Гор­ди­а­на (238–244).
По­мо­гая всем страж­ду­щим, он тре­бо­вал толь­ко од­ной пла­ты – ве­ры в Иису­са Хри­ста, бла­го­да­тью Ко­то­ро­го он ис­це­лял их.
Ко­гда на цар­ский пре­стол всту­пил им­пе­ра­тор Де­кий (249–251), же­сто­кий го­ни­тель хри­сти­ан, эпар­ху Аки­ли­ну бы­ло до­не­се­но, что свя­той Три­фон сме­ло про­по­ве­ду­ет ве­ру во Хри­ста и мно­гих при­во­дит ко Кре­ще­нию. Свя­той был схва­чен и при­ве­ден на до­прос, во вре­мя ко­то­ро­го он без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру. Его под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, би­ли пал­ка­ми, тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­чья­ми, об­жи­га­ли ра­ны ог­нем, во­ди­ли по го­ро­ду, вбив в но­ги же­лез­ные гвоз­ди. Все пыт­ки свя­той Три­фон му­же­ствен­но пре­тер­пе­вал, не из­да­вая ни еди­но­го сто­на.
На­ко­нец, он был осуж­ден на усе­че­ние ме­чом. Пе­ред каз­нью свя­той му­че­ник мо­лил­ся, бла­го­да­ря Бо­га, под­кре­пив­ше­го его в стра­да­ни­ях, и ис­про­сил у Гос­по­да осо­бую бла­го­дать тем, кто бу­дет при­зы­вать его имя на по­мощь. Преж­де, чем во­и­ны за­нес­ли меч над го­ло­вой свя­то­го му­че­ни­ка, он пре­дал ду­шу свою в ру­ки Бо­жии. Это со­бы­тие про­изо­шло в го­ро­де Ни­кее в 250 го­ду.
Свя­тое те­ло му­че­ни­ка хри­сти­ане об­ви­ли чи­сты­ми пе­ле­на­ми и хо­те­ли пре­дать по­гре­бе­нию в го­ро­де Ни­кее, в ко­то­ром он по­стра­дал, но свя­той Три­фон в ви­де­нии по­ве­лел пе­ре­не­сти его те­ло на свою ро­ди­ну в се­ле­ние Камп­са­ду. Это и бы­ло ис­пол­не­но.
Впо­след­ствии мо­щи свя­то­го Три­фо­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем в Рим. Боль­шим по­чи­та­ни­ем поль­зу­ет­ся свя­той му­че­ник в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что при ца­ре Иоанне Гроз­ном во вре­мя цар­ской охо­ты уле­тел лю­би­мый ца­рем кре­чет. Царь при­ка­зал со­коль­ни­ку Три­фо­ну Пат­ри­ке­е­ву най­ти уле­тев­шую пти­цу. Со­коль­ник Три­фон объ­е­хал окрест­ные ле­са, но без­успеш­но. На тре­тий день, утом­лен­ный дол­ги­ми по­ис­ка­ми, он оста­но­вил­ся под Моск­вой, в ме­сте, ныне на­зы­ва­е­мом Ма­рьи­на ро­ща, и в из­не­мо­же­нии при­лег от­дох­нуть, усерд­но по­мо­лив­шись пе­ред этим сво­е­му свя­то­му по­кро­ви­те­лю – му­че­ни­ку Три­фо­ну, про­ся его о по­мо­щи. Во сне он уви­дел юно­шу на бе­лом коне, дер­жа­ще­го цар­ско­го кре­че­та, и этот юно­ша про­из­нес: «Возь­ми про­пав­шую пти­цу, по­ез­жай с Бо­гом к ца­рю и ни о чем не пе­чаль­ся». Проснув­шись, со­коль­ник дей­стви­тель­но уви­дел непо­да­ле­ку на сосне кре­че­та. Он тут же от­вез его к ца­рю и рас­ска­зал о чу­дес­ной по­мо­щи, по­лу­чен­ной им от свя­то­го му­че­ни­ка Три­фо­на. Через неко­то­рое вре­мя на том ме­сте, где бы­ло яв­ле­ние свя­то­го, со­коль­ник Три­фон Пат­ри­ке­ев по­стро­ил ча­сов­ню, а за­тем и цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Три­фо­на.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/111

☦️
Преподобный Петр Галатийский, Антиохийский, Молчальник.
Совре­мен­ник и друг пре­по­доб­но­го Пет­ра бла­жен­ный Фе­о­до­рит, епи­скоп Кир­ский, со­об­ща­ет об этом ве­ли­ком по­движ­ни­ке сле­ду­ю­щие вы­со­ко на­зи­да­тель­ные све­де­ния.
Еще в юно­сти пре­по­доб­ный Петр вос­пы­лал рев­но­стью о Хри­сте и, оста­вив сво­их ро­ди­те­лей, под­ви­зал­ся в пу­стын­ном уеди­не­нии (в г. Га­ла­тии). За­тем он от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам Па­ле­сти­ны. Усла­див­шись ли­це­зре­ни­ем этих мест, он при­был в Ан­тио­хию, ко­то­рая в то вре­мя (это бы­ло во вто­рой чет­вер­ти IV ве­ка) про­цве­та­ла ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем. Петр спо­до­бил­ся от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ния, так что, по рас­ска­зу бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, да­же его одеж­да дей­ство­ва­ла чу­до­дей­ствен­но, по­доб­но одеж­дам апо­сто­ла Пав­ла. Меж­ду про­чим он ис­це­лил от бо­лез­ни глаз и мать са­мо­го Фе­о­до­ри­та. Ис­то­рия это­го ис­це­ле­ния весь­ма на­зи­да­тель­на.
Услы­шав о чу­до­твор­ном да­ре пре­по­доб­но­го Пет­ра и же­лая по­лу­чить от него ис­це­ле­ние сво­ей неиз­ле­чи­мой бо­лез­ни, мать бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, то­гда еще мо­ло­дая, при­на­ря­див­шись, от­пра­ви­лась к Пет­ру. Пре­по­доб­ный, уви­дев­ши ее и про­зре­вая в ней бла­го­твор­ную поч­ву для на­став­ле­ния в ис­тин­ной ве­ре, ре­шил спер­ва ис­це­лить ее от при­стра­сти к на­ря­дам.
«Как жи­во­пи­сец, – ска­зал по­движ­ник, – пи­шу­щий кар­ти­ны не по пра­ви­лам сво­е­го ис­кус­ства, а так, как ему взду­ма­ет­ся, оскорб­ля­ет са­мое ис­кус­ство жи­во­пи­си, так и лю­ди, по­кры­ва­ю­щие свои ли­ца крас­кою, бе­лою или чер­ною, оскорб­ля­ют этим Твор­ца и Со­де­те­ля вся­че­ских, ибо через это они как бы об­ви­ня­ют Его в несо­вер­шен­стве Его тво­ре­ния, а от­сю­да и в бес­си­лии, то­гда как вся­ко­му из­вест­но, что Он об­ла­да­ет мо­гу­ще­ством, рав­ным хо­те­нию. «Все, что вос­хо­тел Гос­подь, то со­тво­рил» (Пс.134), дав всем все по­лез­ное и не дав толь­ко вред­но­го. Не ис­ка­жай же об­ра­за, со­здан­но­го Бо­гом, не вы­ду­мы­вай под­дель­ной кра­со­ты, ко­то­рая рас­тле­ва­ет це­ло­муд­рен­ных!»
Сло­ва пре­по­доб­но­го упа­ли на бла­го­дат­ную поч­ву и про­из­рас­ти­ли доб­рый плод: мо­ло­дая жен­щи­на па­ла к но­гам по­движ­ни­ка и умо­ля­ла его по­мо­лить­ся о ней и ис­це­лить ее. Пре­по­доб­ный Петр от­вет­ство­вал: «Ес­ли име­ешь твер­дую веру в по­мощь Бо­жию, то по­лу­чишь ис­це­ле­ние сво­ей бо­лез­ни; ибо Бог все­гда го­тов ис­пол­нить про­ше­ние ве­ру­ю­щей ду­ши».
За­тем он по­ло­жил ру­ку свою на боль­ной глаз и, со­тво­рив зна­ме­ние кре­ста, ис­це­лил бо­лезнь. Мно­го и дру­гих ве­ли­ких дел со­тво­рил пре­по­доб­ный Петр, так что бла­жен­ный Фе­о­до­рит вос­кли­ца­ет: «Кто из­ме­рит кап­ли его по­та? Ка­кое сло­во мог­ло бы пе­ре­дать, сколь­ко он по­се­ял се­мян и сколь­ко он со­брал пло­дов? Как об­шир­но мо­ре его доб­ро­де­те­лей!»
Пре­по­доб­ный Петр скон­чал­ся око­ло 429 г., бу­дучи 99-ти лет от ро­ду.

☦️
Преподобный Вендимиа́н Вифинийский, пустынник.
Пре­по­доб­ный Вен­ди­ми­ан ро­дил­ся в Ми­зии. В мо­ло­до­сти был уче­ни­ком свя­то­го Авк­сен­тия, од­но­го из от­цов IV Все­лен­ско­го Со­бо­ра (451). По­се­лив­шись в оби­те­ли, ос­но­ван­ной пре­по­доб­ным Авк­сен­ти­ем (па­мять 14 фев­ра­ля) на го­ре Ок­сии, неда­ле­ко от Хал­ки­до­на (Ма­лая Азия), он под­ви­зал­ся 42 го­да в по­сте и мо­лит­ве в кел­лии сво­е­го учи­те­ля – в рас­се­лине ска­лы, пре­тер­пе­вая ис­ку­ше­ния от де­мо­нов. За свои по­дви­ги пре­по­доб­ный стя­жал дар ис­це­ле­ний. Скон­чал­ся он око­ло 512 го­да.

☦️
Священномученик Николай Мезенцев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 8 сен­тяб­ря 1863 го­да в се­ле Крас­ная Сло­бод­ка Труб­чев­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Дмит­рия Ме­зен­це­ва. Ни­ко­лай ра­но по­те­рял ро­ди­те­лей: мать умер­ла, ко­гда ему бы­ло пять лет, а отец, ко­гда ему ис­пол­ни­лось две­на­дцать. Как круг­лый си­ро­та, имев­ший ро­ди­те­лей из цер­ков­но­го кли­ра, ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил за ка­зен­ный счет, а за­тем был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем в Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Епи­скоп Та­ври­че­ский и Сим­фе­ро­поль­ский Мар­ти­ни­ан (Му­ра­тов­ский) ру­ко­по­ло­жил Ни­ко­лая Дмит­ри­е­ви­ча во свя­щен­ни­ка и на­зна­чил ду­хов­ни­ком се­ми­на­рии. В 1903 го­ду отец Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы при боль­ни­це Та­ра­но­ва-Бе­ло­зе­ро­ва в Сим­фе­ро­по­ле и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем жен­ской гим­на­зии. Впо­след­ствии он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В Сим­фе­ро­по­ле отец Ни­ко­лай встре­тил ре­во­лю­цию и за­хват вла­сти без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми, прав­ле­ние ге­не­ра­ла Вран­ге­ля, по­след­ние бои меж­ду бе­лы­ми и крас­ны­ми и уход Доб­ро­воль­че­ской ар­мии из Кры­ма. Один из сы­но­вей свя­щен­ни­ка был офи­це­ром ар­мии ге­не­ра­ла Вран­ге­ля, но по­сле эва­ку­а­ции войск он остал­ся с груп­пой офи­це­ров в Сим­фе­ро­по­ле. Отец Ни­ко­лай по­мог им спря­тать­ся у ду­хов­ной до­че­ри, укрыв­шей их на чер­да­ке сво­е­го до­ма. По­сле ухо­да Бе­лой ар­мии на­ча­лись мас­со­вые аре­сты остав­ших­ся в Кры­му офи­це­ров и бес­суд­ные рас­пра­вы над ни­ми. Пре­бы­ва­ние в Сим­фе­ро­по­ле бе­лых офи­це­ров ста­но­ви­лось небез­опас­ным не толь­ко для них, но и для тех, кто да­вал им при­ют, и они ре­ши­ли про­би­рать­ся в Се­ва­сто­поль, к мо­рю. Отец Ни­ко­лай их бла­го­сло­вил, и они по­про­ща­лись на­все­гда. Вско­ре по при­бы­тии в Се­ва­сто­поль все они бы­ли аре­сто­ва­ны и рас­стре­ля­ны.
В мар­те 1922 го­да по­все­мест­но по всей Рос­сии на­ча­лось изъ­я­тие цер­ков­ных цен­но­стей из хра­мов. Во мно­гих слу­ча­ях оно про­хо­ди­ло при столк­но­ве­нии чле­нов со­вет­ских ко­мис­сий с цер­ков­ны­ми людь­ми. Не ми­но­ва­ло это и храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя изъ­я­тия од­на из жен­щин уда­ри­ла в на­бат, храм быст­ро на­пол­нил­ся на­ро­дом, но это не по­ме­ша­ло ко­мис­сии до­вер­шить изъ­я­тие. Свя­щен­ник, пса­лом­щик и жен­щи­на, зво­нив­шая в ко­ло­кол, бы­ли аре­сто­ва­ны.
С 5 но­яб­ря по 1 де­каб­ря 1922 го­да в Сим­фе­ро­по­ле был ор­га­ни­зо­ван от­кры­тый су­деб­ный про­цесс, на ко­то­ром в ка­че­стве под­су­ди­мых ока­за­лись ар­хи­епи­скоп Та­ври­че­ский и Сим­фе­ро­поль­ский Ни­ко­дим (Крот­ков) и по­чти все ду­хо­вен­ство епар­хии. Сре­ди дру­гих был при­вле­чен к от­вет­ствен­но­сти и отец Ни­ко­лай Ме­зен­цев. Бу­дучи до­про­шен, он ви­нов­ным се­бя не при­знал.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния и от­прав­лен в тюрь­му в Ниж­ний Нов­го­род. Через де­вять ме­ся­цев все осуж­ден­ные по это­му де­лу бы­ли до­сроч­но осво­бож­де­ны; вер­нув­шись в Сим­фе­ро­поль, отец Ни­ко­лай стал слу­жить в Пет­ро­пав­лов­ском со­бо­ре. Вско­ре Пет­ро­пав­лов­ский со­бор за­хва­ти­ли об­нов­лен­цы, и он пе­ре­шел слу­жить в Свя­то-Тро­иц­кий гре­че­ский храм в Сим­фе­ро­по­ле.
В 1933 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что буд­то бы ута­ил цен­но­сти, при­над­ле­жав­шие Пет­ро­пав­лов­ско­му со­бо­ру. Несколь­ко ме­ся­цев свя­щен­ник про­вел в тюрь­ме под след­стви­ем и в кон­це кон­цов был при­го­во­рен к штра­фу. В это вре­мя Свя­то-Тро­иц­кий храм был за­крыт, при­хо­жане на­ча­ли хло­по­тать о его от­кры­тии, а по­сколь­ку сре­ди них бы­ло мно­го гре­че­ских под­дан­ных, то они об­ра­ти­лись в Гре­че­скую мис­сию в Москве, в чем им де­я­тель­но по­мог отец Ни­ко­лай, со­став­ляя про­ше­ния в офи­ци­аль­ные учре­жде­ния и со­ве­туя, как в тех или иных слу­ча­ях по­сту­пить. Вла­сти в этот раз усту­пи­ли — да­ли раз­ре­ше­ние на от­кры­тие хра­ма, и в 1934 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий храм вновь был от­крыт. На­сто­я­те­лем его был по­став­лен свя­щен­ник-грек, ко­то­ро­му бы­ло то­гда во­семь­де­сят пять лет, и хо­тя он еще мог со­вер­шать ли­тур­гию, но по немо­щи с цер­ков­но­го дво­ра уже ни­ку­да не вы­хо­дил. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был на­зна­чен по­мощ­ни­ком пре­ста­ре­ло­му свя­щен­ни­ку, он ис­пол­нял тре­бы, слу­жил, чи­тал и пел на кли­ро­се.
15 де­каб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в со­кры­тии цер­ков­ных цен­но­стей, в том, что сын его был бе­лым офи­це­ром и он по­мо­гал ему скры­вать­ся, а так­же в том, что ак­тив­но по­мо­гал гре­че­ской об­щине в ее хло­по­тах по от­кры­тию хра­ма и тем са­мым «воз­буж­дал на­се­ле­ние про­тив со­вет­ской вла­сти» и, «бу­дучи в кур­се де­я­тель­но­сти контр­ре­во­лю­ци­он­ной гре­че­ской на­цио­на­ли­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции, скры­вал это от со­вет­ской вла­сти».
Отец Ни­ко­лай не при­знал се­бя ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Бы­ли вы­зва­ны два лже­сви­де­те­ля — один был со­ка­мер­ни­ком свя­щен­ни­ка, а дру­гой чле­ном цер­ков­ной два­дцат­ки. Они и под­пи­са­ли про­то­ко­лы с по­ка­за­ни­я­ми, необ­хо­ди­мы­ми для осуж­де­ния свя­щен­ни­ка. 14 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ни­ко­лая к рас­стре­лу — и он был рас­стре­лян.


Жития
Писание