⏳ 2024.01.23 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 34я по Пятидесятнице (глас 8й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
23 января (10 января)
• (попразднство Богоявления)
• блж. Феосе́вии (Фео́звы) (385)
• свт. Григория Нисского (после 394) 📚
• прп. Маркиа́на Константинопольского (V)
• прп. Дометиа́на Мелитинского (601)
• прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429)
• прп. Макария Писемского (XIV)
• прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882)
• свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894) 📚
• сщмч. Зиновия (Сутормина) (1920)
• сщмч. Петра (Успенского) (1930)
• сщмч. Анатолия (Грисюка) Одесского (1938) 📚


☦️
Блаженная Феосе́вия (Фео́зва), диакониса.
Бла­жен­ная Фе­о­з­ва диа­ко­ни­са бы­ла род­ной сест­рой свя­тых Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Нис­ско­го и Пет­ра, епи­ско­па Се­ва­стий­ско­го. Она бы­ла дев­ствен­ни­цей и слу­жи­ла Свя­той Церк­ви диа­ко­ни­ссой, уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, раз­да­ва­ла пи­щу стран­ни­кам, вос­пи­ты­ва­ла си­рот и го­то­ви­ла жен­щин ко Свя­то­му Кре­ще­нию. Ко­гда брат ее, свя­той Гри­го­рий Нис­ский, был в из­гна­нии три го­да, свя­тая Фе­о­з­ва на­хо­ди­лась при нем и раз­де­ля­ла все невзго­ды ски­таль­че­ской жиз­ни. Скон­ча­лась свя­тая Фе­о­з­ва в 385 го­ду, свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов по­чтил па­мять ее по­хваль­ным сло­вом.

☦️
Святитель Григо́рий Нисский, епископ.
Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Нис­ский, был млад­шим бра­том свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (па­мять 1 ян­ва­ря). Рож­де­ние и вос­пи­та­ние его сов­па­ло с са­мым раз­га­ром ари­ан­ских спо­ров. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, он был од­но вре­мя на­став­ни­ком крас­но­ре­чия. В 372 го­ду был ру­ко­по­ло­жен свя­тым Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким во епи­ско­па го­ро­да Нис­сы в Кап­па­до­кии.
Свя­той Гри­го­рий был твер­дым рев­ни­те­лем пра­во­сла­вия и вме­сте со сво­им бра­том Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким бо­рол­ся про­тив ари­ан­ской ере­си, пре­тер­пе­вая го­не­ния со сто­ро­ны ари­ан, ко­то­ры­ми в 376 го­ду был лож­но об­ви­нен в непра­виль­ном упо­треб­ле­нии цер­ков­но­го иму­ще­ства, ли­шен ка­фед­ры и со­слан в Ан­ки­ру. На сле­ду­ю­щий год свя­той Гри­го­рий был вновь за­оч­но низ­ло­жен со­бо­ром ари­ан­ству­ю­щих епи­ско­пов, но про­дол­жал укреп­лять свою паст­ву в пра­во­сла­вии, пе­ре­хо­дя с ме­ста на ме­сто. По­сле смер­ти ца­ря Ва­лен­та (378) был воз­вра­щен на свою ка­фед­ру и с ра­до­стью при­нят сво­ей паст­вой. В 379 го­ду скон­чал­ся брат его, свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий. Свя­той Гри­го­рий тя­же­ло пе­ре­жи­вал по­те­рю сво­е­го на­став­ни­ка. Он на­пи­сал ему над­гроб­ное сло­во и за­кон­чил со­став­лен­ное свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем опи­са­ние ше­сти дней тво­ре­ния, так на­зы­ва­е­мый «Ше­стод­нев». В том же го­ду свя­той Гри­го­рий участ­во­вал в Ан­тио­хий­ском Со­бо­ре про­тив ере­ти­ков, не чтив­ших непо­роч­но­го дев­ства Бо­жи­ей Ма­те­ри, и дру­гих, по­кло­няв­ших­ся Бо­го­ма­те­ри как Бо­же­ству. Он был из­бран Со­бо­ром для обо­зре­ния церк­вей в Ара­вии и Па­ле­стине и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. На об­рат­ном пу­ти свя­той Гри­го­рий по­се­тил Иеру­са­лим и по­кло­нил­ся свя­тым ме­стам.
В 381 го­ду свя­той Гри­го­рий был од­ним из глав­ных де­я­те­лей II Все­лен­ско­го Со­бо­ра, со­зван­но­го в Кон­стан­ти­но­по­ле про­тив ере­си Ма­ке­до­ния, непра­виль­но учив­ше­го о сущ­но­сти Свя­то­го Ду­ха, На этом Со­бо­ре по ини­ци­а­ти­ве свя­то­го Гри­го­рия был до­пол­нен Ни­кей­ский Сим­вол ве­ры.
Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми свя­той Гри­го­рий утвер­дил в сане Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­пас­ты­ря свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.
В 383 го­ду свя­той Гри­го­рий Нис­ский был участ­ни­ком Со­бо­ра в Кон­стан­ти­но­по­ле, где про­из­нес сло­во о Бо­же­стве Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. В 386 го­ду он сно­ва был в Кон­стан­ти­но­по­ле, и ему бы­ло по­ру­че­но про­из­не­сти над­гроб­ное сло­во по­чив­шей ца­ри­це Пла­кил­ле. В 394 го­ду свя­той Гри­го­рий вновь при­сут­ству­ет в Кон­стан­ти­но­по­ле на По­мест­ном Со­бо­ре, со­зван­ном для ре­ше­ния цер­ков­ных дел в Ара­вии.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский был пла­мен­ный за­щит­ник пра­во­слав­ных дог­ма­тов и рев­ност­ный учи­тель сво­ей паст­вы, а так­же ми­ло­сти­вый и со­стра­да­тель­ный отец сво­их па­со­мых, за­ступ­ник их пе­ред су­дья­ми; от­ли­чал­ся ве­ли­ко­ду­ши­ем, тер­пе­ни­ем и ми­ро­лю­би­ем.
До­жив до глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Гри­го­рий Нис­ский мир­но скон­чал­ся вско­ре по­сле Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра. Вме­сте со сво­и­ми ве­ли­ки­ми совре­мен­ни­ка­ми, свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский имел зна­чи­тель­ное вли­я­ние на цер­ков­ную жизнь сво­е­го вре­ме­ни. Его сест­ра, свя­тая Мак­ри­на, пи­са­ла ему: «Ты из­ве­стен и го­ро­дам, и на­род­ным со­бра­ни­ям, и це­лым об­ла­стям: Церк­ви по­сы­ла­ют и зо­вут те­бя на по­мощь». Свя­ти­тель Гри­го­рий во­шел в ис­то­рию как один из са­мых вид­ных бо­го­сло­вов и де­я­те­лей хри­сти­ан­ской мыс­ли IV ве­ка. Об­ла­дая глу­бо­ким фило­соф­ским да­ром, он по­ни­мал фило­со­фию толь­ко как сред­ство для бо­лее глу­бо­ко­го про­ник­но­ве­ния в под­лин­ный смысл Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния.
Свя­той Гри­го­рий оста­вил по­сле се­бя мно­го со­чи­не­ний дог­ма­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра, сло­ва и по­уче­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/37

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг.
• Опровержение Евномия
• Большое огласительное слово
• Опровержение мнений Аполлинария (антиррик)
• Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому
• К Авлавию о том, что не «три Бога»
• К эллинам. На основании общих понятий
• К Симпликию, о вере
• Слово о Святом Духе против македонян духоборцеК
• Слово против Ария и Савеллия
• О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной
• Против учения о судьбе
• О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию
• Трактат святого Григория Нисского о том, что и сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Себе всё
• Религиозные скитания русской интеллигенции нашего времени 0
• Об устроении человека
• О Шестодневе
• О жизни Моисея Законодателя
• О надписании псалмов
• Точное истолкование Екклезиаста Соломонова
• Изъяснение Песни песней Соломона
• О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию
• Толкование на Псалом 6-й
• Беседы о молитве Господней
• На слова Писания: «а блудяй, во свое тело согрешает» (1Кор.6:18)
• О Блаженствах
• О девстве
• Послание о жизни преподобной Макрины
• К Армонию о том, что значит звание «христианин»
• К Олимпию о совершенстве
• О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве
• Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму
• Слово на день Светов, в который крестился наш Господь
• Слова на Святую Пасх
• Слово на Вознесение Господа Иисуса Христа
• Слово о Святом Духе
• Похвальное слово святому первомученику Стефану
• Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону)
• Похвальное слово святым сорока мученикам (первое)
• Похвальное слово святым сорока мученикам (второе)
• Похвальное слово святым сорока мученикам, произнесенное во храме их
• Слово о жизни святого Григория Чудотворца
• Слово на день памяти Василия Великого, родного брата
• Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему
• Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому
• О нищелюбии и благотворительности
• О нищелюбии, слово второе
• Против отлагающих крещение
• Против ростовщиков
• Против тяготящихся церковными наказаниями
• Слово На Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и на избиение младенцев в Вифлееме от Ирода
• Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную
• На свое рукоположение
• Письма
• ТСО (Собрание сочинений)
• On the Baptism of Christ
• On the Making of Man
• On the Soul and the Resurrection
• The Letters

☦️
Преподобный Маркиа́н Константинопольский, пресвитер.
Пре­по­доб­ный Мар­ки­ан, пре­сви­тер и эко­ном Ве­ли­кой церк­ви (в Кон­стан­ти­но­по­ле), ро­дил­ся в Ри­ме и в юно­сти по­лу­чил на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей пре­по­доб­ный Мар­ки­ан упо­тре­бил бо­га­тое на­след­ство на стро­е­ние, об­нов­ле­ние и укра­ше­ние хра­мов. Так, он по­стро­ил цер­ковь во имя свя­той му­че­ни­цы Ана­ста­сии, бо­га­то укра­сив ее, и пе­ре­нес в нее свя­тые мо­щи му­че­ни­цы. По­стро­ил так­же цер­ковь свя­той му­че­ни­цы Ири­ны. Нрав­ствен­ная чи­сто­та, стро­гая по­движ­ни­че­ская жизнь об­ра­ти­ли на него вни­ма­ние пат­ри­ар­ха, ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го Мар­ки­а­на во пре­сви­те­ра и по­ста­вил эко­но­мом Ве­ли­кой (пат­ри­ар­шей) церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле.
Пре­по­доб­ный Мар­ки­ан раз­да­вал из сво­е­го име­ния ще­д­рую ми­ло­сты­ню, а сам от­ли­чал­ся нес­тя­жа­тель­но­стью, от­ка­зы­вая се­бе во всем. Со­глас­но за­по­ве­ди Спа­си­те­ля, он не имел двух одежд, так что нечем бы­ло за­ме­нить про­мок­шую от непо­го­ды одеж­ду.
По­лу­чив дар чу­до­тво­ре­ния, пре­по­доб­ный Мар­ки­ан ис­це­лял боль­ных, из­го­нял бе­сов. Скон­чал­ся свя­той Мар­ки­ан в 472–474 гг. и был по­гре­бен в мо­на­сты­ре свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи в Кон­стан­ти­но­по­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/39

☦️
Преподобный Дометиа́н Мелитинский, епископ.
Пре­по­доб­ный До­ме­ти­ан, епи­скоп Ме­ли­тин­ский, ро­дил­ся и жил в VI ве­ке, при им­пе­ра­то­ре Иустине Млад­шем. Был же­нат, но вско­ре ов­до­вел, при­нял мо­на­ше­ство и про­во­дил стро­гую и свя­тую жизнь. В трид­ца­ти­лет­нем воз­расте был из­бран во епи­ско­па го­ро­да Ме­ли­ти­ны (Ве­ли­кая Ар­ме­ния). Муд­рый и рев­ност­ный в во­про­сах ве­ры, силь­ный в сло­ве и де­ле, свя­той До­ме­ти­ан ско­ро стя­жал сла­ву доб­ро­го и рев­ност­но­го пас­ты­ря. Он не раз вы­пол­нял го­судар­ствен­ные по­ру­че­ния в Пер­сии для устра­не­ния столк­но­ве­ний с гре­ка­ми. Лю­би­мый все­ми, пре­по­доб­ный До­ме­ти­ан ча­сто по­лу­чал бо­га­тые да­ры, ко­то­рые раз­да­вал на со­дер­жа­ние неиму­щих. Еще при жиз­ни и по­сле смер­ти, по­сле­до­вав­шей в 601 го­ду, свя­ти­тель До­ме­ти­ан был про­слав­лен от Бо­га чу­де­са­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-3/10_3

☦️
Преподобный Павел Комельский (Обнорский).
Пре­по­доб­ный Па­вел Ко­мель­ский, слав­ный уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ро­дил­ся в Москве в 1317 го­ду. С юных лет он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и страж­ду­щим. Бо­га­тые ро­ди­те­ли го­то­ви­ли его к мир­ской жиз­ни, но сын в два­дцать два го­да тай­но по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и при­нял по­стриг в Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре на Вол­ге (в Яро­слав­ской епар­хии). От­ту­да Па­вел пе­ре­шел в Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь к пре­по­доб­но­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му и несколь­ко лет про­вел у него в ке­лей­ном по­слу­ша­нии, все­це­ло по­ви­ну­ясь муд­ро­му ру­ко­вод­ству свя­то­го стар­ца. С бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия он по­се­лил­ся вда­ли от оби­те­ли в от­шель­ни­че­ской кел­лии, где про­был пят­на­дцать лет в за­тво­ре. Ис­про­сив у пре­по­доб­но­го Сер­гия бла­го­сло­ве­ние уй­ти в пу­сты­ню для без­молв­ной и уеди­нен­ной жиз­ни, он дол­го стран­ство­вал, отыс­ки­вая се­бе ме­сто для уеди­не­ния. Он обо­шел мно­го пу­сты­ней, был у пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия Чух­лом­ско­го (па­мять 20 июля) и, на­ко­нец, оста­но­вил­ся в Ко­мель­ском ле­су. Над реч­кой Гря­зо­ви­цей, в дуп­ле ста­рой ли­пы пре­по­доб­ный устро­ил се­бе ма­лень­кую кел­лию и про­жил там три го­да в пол­ном без­мол­вии, «не дая по­коя те­лу, за еже по­лу­чи­ти бу­ду­щий по­кой». За­тем он пе­ре­шел на ре­ку Нур­му, где по­стро­ил се­бе хи­жи­ну и вы­ко­пал ко­ло­дец. Дни его про­хо­ди­ли в бде­нии и мо­лит­ве. Пять дней в неде­лю он пре­бы­вал без пи­щи и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье вку­шал немно­го хле­ба и во­ды. Ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась мол­ва об от­шель­ни­ке, и к нему ста­ли при­хо­дить же­лав­шие его ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства. Несмот­ря на лю­бовь к уеди­нен­ной жиз­ни, пре­по­доб­ный ни­ко­гда и ни­ко­му не от­ка­зы­вал в ду­хов­ном уте­ше­нии и на­став­ле­нии. Здесь его по­се­тил пре­по­доб­ный Сер­гий Ну­ром­ский, ко­то­рый, так­же ища уеди­не­ния, по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка, пре­по­доб­но­го Сер­гия, про­во­дил свою по­движ­ни­че­скую жизнь в тех ме­стах.
По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Сер­гия и с со­гла­сия мит­ро­по­ли­та Фо­тия в 1414 го­ду пре­по­доб­ный Па­вел по­стро­ил Свя­то-Тро­иц­кий храм, во­круг ко­то­ро­го вы­рос мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­зва­ние Пав­ло-Об­нор­ско­го. На­пи­сав для бра­тии стро­гий устав мо­на­стыр­ской жиз­ни, пре­по­доб­ный по­ру­чил управ­ле­ние но­вой оби­те­лью сво­е­му уче­ни­ку Алек­сию, а сам по-преж­не­му про­дол­жал жить в уеди­нен­ной кел­лии на го­ре, оста­ва­ясь при этом чут­ким и доб­рым на­став­ни­ком для всех, кто нуж­дал­ся в его це­ли­тель­ной по­мо­щи. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Па­вел 112 лет от ро­ду. По­след­ние сло­ва его бы­ли: «Бра­тья, имей­те лю­бовь меж­ду со­бою и хра­ни­те пра­ви­ла мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия».
Жи­тие свя­то­го на­пи­са­но око­ло 1546 го­да, а про­слав­ле­ние со­вер­ши­лось в 1547 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/40

☦️
Преподобный Макарий Писемский.
10 ян­ва­ря, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Пав­ла Об­нор­ско­го, или Ко­мель­ско­го, чест­но празд­ну­ет­ся па­мять од­но­го из дру­зей и со­бе­сед­ни­ков его – пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Пи­сем­ско­го. Не со­хра­ни­лось из­ве­стий, ко­гда на­ча­лось зна­ком­ство обо­их от­шель­ни­ков. Древ­нее же пре­да­ние го­во­рит, что пре­по­доб­ный Па­вел об­рел пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия во вре­мя стран­ство­ва­ний сво­их по мо­на­сты­рям преж­де по­се­ле­ния в Ко­мель­ском ле­су, на ре­ке Об­но­ре, то есть до 1414 го­да. Пре­да­ние на­зы­ва­ет ро­ди­ной пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия се­ло Да­ни­ло­во, рас­по­ло­жен­ное по ле­во­му бе­ре­гу реч­ки Пись­мы, вер­стах в две­на­дца­ти от пу­сты­ни, от­ку­да бе­рет свое про­ис­хож­де­ние дво­рян­ское се­мей­ство Пи­сем­ских, по­чи­та­ю­щее пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия в чис­ле сво­их ро­ди­чей. Пер­во­на­чаль­ное на­уче­ние ино­че­ству пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­лу­чил от пре­по­доб­но­го Сер­гия в слав­ной его оби­те­ли, а от­сю­да по люб­ви к уеди­не­нию воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну и по­се­лил­ся в гу­стом ле­су близ реч­ки Пись­мы. Это ме­сто со­хра­ни­ло на­име­но­ва­ние Ста­рой Ма­ка­ри­е­вой пу­сты­ни. Ко­гда к от­шель­ни­ку стал со­би­рать­ся на­род и на­шлись мно­гие, по­же­лав­шие по­се­лить­ся воз­ле него, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий устро­ил неболь­шую оби­тель в рас­сто­я­нии вер­сты от уеди­нен­ной сво­ей кел­лии и по­ста­вил де­ре­вян­ную цер­ковь во имя Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Воз­ле этой церк­ви пре­по­доб­ный и был впо­след­ствии по­гре­бен.
По устро­е­нии соб­ствен­ной оби­те­ли пре­по­доб­ный Па­вел не за­был о сво­ем дру­ге; со сво­ей сто­ро­ны, и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий устро­ен­ную им на Пись­ме пу­стынь не по­чи­тал чу­жою оби­те­ли Пав­ло­вой. Еди­но­мыс­лие в ра­зу­ме­нии че­ло­ве­че­ской жиз­ни и поль­зы уеди­не­ния и без­мол­вия сбли­жа­ло обо­их от­шель­ни­ков, по­че­му в ос­но­ва­ние устро­ен­ных им оби­те­лей по­ло­же­ны бы­ли, ве­ро­ят­но, об­щие на­ча­ла мо­на­стыр­ско­го жи­тия. Но раз­ную судь­бу име­ли оби­те­ли ду­хов­ных дру­зей: оби­тель Об­нор­ская сде­ла­лась мно­го­люд­ной, а Пи­сем­ская оби­тель оста­ва­лась неболь­шой пу­сты­нью. Од­на­ко связь меж­ду ни­ми не пре­ры­ва­лась. Гра­мо­ты ца­рей Иоан­на Гроз­но­го (1566 г.) и Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча (1625 г.) на­зы­ва­ют Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь в Ша­че­баль­ском ста­ну при­пис­ною к Пав­ло-Об­нор­ско­му мо­на­сты­рю.
В опи­си Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря 1683 го­да упо­ми­на­ет­ся об­раз пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия и пре­по­доб­но­го Пав­ла – зна­чит, мест­ное по­чи­та­ние по­движ­ни­ка в то вре­мя уже на­ча­лось. О са­мом мо­на­сты­ре в опи­си го­во­рит­ся: «Да Пав­ло­ва же мо­на­сты­ря пу­сты­ня Ма­ка­рье­ва в Ко­стром­ском уез­де, в Ша­че­баль­ском ста­ну, на ре­ке Пис­ме, а в пу­сты­ни цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста с при­де­лом пре­по­доб­но­го Пав­ла, Об­нор­ско­го чу­до­твор­ца, вер­хи ша­тро­вые. Да в том же при­де­ле гроб­ни­ца прп. Ма­ка­рия, а на гроб­ни­це по­кров, сук­но чер­ное, в сре­дине ви­сит крест».
При гро­бе прп. Ма­ка­рия со­вер­ши­лось та­кое чу­до. В кон­це XVIII сто­ле­тия сго­ре­ла цер­ковь, под ко­то­рой был устро­ен де­ре­вян­ный сруб над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го, и на том ме­сте, где на­хо­дил­ся этот сруб, не толь­ко не за­ме­ти­ли го­ря­ще­го де­ре­ва и уг­лей, но да­же и пеп­ла; все это ме­сто по­кры­то бы­ло необык­но­вен­ной ро­сой. По­сле по­жа­ра один лю­бо­пыт­ный зри­тель за­хо­тел вскрыть над­гро­бие и по­смот­реть, что там на­хо­дит­ся. За это он был на­ка­зан сле­по­той.
В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи пре­по­доб­но­го по­ко­ят­ся под спу­дом. На гроб­ни­це на­хо­дит­ся ико­на пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия; под пе­ле­ною ле­жит его по­сох. От 1750 го­да хра­нит­ся мо­лит­ва пре­по­доб­но­му.

☦️
Преподобный Анти́па Валаамский (Афонский).
Иерос­хи­мо­нах Ан­ти­па ро­дил­ся в Мол­да­вии, в се­ле Ка­ла­по­де­ш­ти Те­кунч­ско­го уез­да в 1816 го­ду. Ро­ди­те­ли его бы­ли лю­ди пра­во­слав­ные и весь­ма бла­го­че­сти­вые. Жи­ли они в боль­шой бед­но­сти. Отец его, Ге­ор­гий Кон­стан­ти­но­вич Лу­ки­ан, слу­жил дья­ко­ном в убо­гой церк­ви се­ла Ка­ла­по­де­ш­ти; мать его, Ека­те­ри­на Афа­на­сьев­на, впо­след­ствии по­сту­пи­ла в жен­ский мо­на­стырь и с име­нем Ели­са­ве­та скон­ча­лась в схи­ме. Дол­го у Лу­ки­а­нов не бы­ло де­тей; на­ко­нец по мо­лит­вам же­ны у них ро­дил­ся сын Алек­сандр, впо­след­ствии в схи­ме по­лу­чив­ший имя Ан­ти­пы.
Рож­де­ние бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка озна­ме­но­ва­лось осо­бен­ным бла­го­во­ле­ни­ем Бо­жи­им: мать ро­ди­ла его без бо­лез­ни; за­тем до кон­ца жиз­ни осе­ня­ла его чуд­ная бла­го­дать Бо­жия. Еще в дет­стве, ко­гда он пас овец сво­е­го от­ца в глу­хом ле­су, где во­ди­лось мно­же­ство ядо­ви­тых змей, брал он их жи­вых без ма­лей­ше­го вре­да в свои ру­ки и тем при­во­дил в ужас сто­рон­них зри­те­лей. Раз он по­шел в ого­род к сво­е­му со­се­ду, се­мей­но­му че­ло­ве­ку, у них за­шел раз­го­вор о зме­ях, то­гда маль­чик уве­рял, что он не бо­ит­ся змей и да­же бе­рет их на ру­ки жи­вых; со­сед не ве­рил ему и да­же сме­ял­ся над ним, как вдруг, по смот­ре­нию Бо­жию, очу­ти­лась в том са­мом ого­ро­де од­на змея, ко­то­рую маль­чик без бо­яз­ни взял на свои ру­ки; со­сед же, ис­пу­гав­шись, за­кри­чал на всю мочь и пу­стил­ся бе­жать. Так Бог хра­нил от юно­сти се­го от­ро­ка.
Ода­рен­ный от Бо­га вы­со­ки­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми, в от­ро­че­стве о. Ан­ти­па был как бы ли­шен обык­но­вен­ных, есте­ствен­ных спо­соб­но­стей: от при­ро­ды он был очень про­сто­ват и крайне непо­нят­лив. Эта двой­ствен­ность о. Ан­ти­пы про­из­во­ди­ла со­от­вет­ству­ю­щее впе­чат­ле­ние на его сверст­ни­ков. Ино­гда они, по­ра­жа­е­мые про­яв­ле­ни­ем в нем че­го-то див­но­го, необы­чай­но­го, па­да­ли пред ним со стра­хом на ко­ле­ни и на­зы­ва­ли его сво­им вла­ды­кой; ино­гда же – ру­га­ли и би­ли его за его про­сто­ва­тые вы­ход­ки.
Дол­го, не смот­ря на са­мое усерд­ное при­ле­жа­ние, не мог о. Ан­ти­па на­учить­ся гра­мо­те. Ви­дя его неспо­соб­ность, учи­те­ля да­же со­ве­то­ва­ли ему луч­ше оста­вить шко­лу и обу­чать­ся ка­ко­му-ли­бо ре­ме­с­лу. О. Ан­ти­па горь­ко пла­кал. «Нет, – го­во­рил он, – мое един­ствен­ное же­ла­ние на­учить­ся чи­тать; я до смер­ти бу­ду за­ни­мать­ся толь­ко чте­ни­ем Бо­же­ствен­ных книг». Усер­дие, труд и мо­лит­ва, на­ко­нец, по­бе­ди­ли, и свя­щен­ные кни­ги для о. Ан­ти­пы ста­ли един­ствен­ным все­гдаш­ним ис­точ­ни­ком ду­хов­но­го на­зи­да­ния и са­мых сла­дост­ных уте­ше­ний.
Еще о. Ан­ти­па хо­дил учить­ся в шко­лу, как скон­чал­ся его отец, и все их се­мей­ство оста­лось без опо­ры. Его, как стар­ше­го, как бу­ду­ще­го кор­миль­ца, от­да­ла мать в обу­че­ние пе­ре­плет­но­му ма­стер­ству. Му­же­ствен­но пре­тер­пев все тяж­кие невзго­ды в чу­жом до­ме у же­сто­ко­го хо­зя­и­на, без­за­щит­ный си­ро­та с по­мо­щью Бо­жи­ей быст­ро до­стиг зва­ния пе­ре­плет­но­го ма­сте­ра и, воз­вра­тясь на ро­ди­ну и об­за­ве­дясь соб­ствен­ным хо­зяй­ством, еще юно­шей сде­лал­ся опо­рой и един­ствен­ной от­ра­дой вдов­ству­ю­щей сво­ей ма­те­ри и всей се­мьи.
Пол­ное до­воль­ство ца­ри­ло в се­мей­стве Лу­ки­а­на, но серд­це мо­ло­до­го хо­зя­и­на не на­хо­ди­ло уте­ше­ний в зем­ном. Ча­сто вда­ли от всех, об­ли­ва­ясь сле­за­ми, недо­уме­вая, где об­ре­сти по­кой ду­ши, мыс­лен­но взы­вал он к Бо­гу: «Ска­жи мне, Гос­по­ди, путь в он же пой­ду, яко к Те­бе взях ду­шу мою!» (Пс.142:8). В од­ну из та­ких уеди­нен­ных мыс­лен­ных бе­сед с са­мим со­бой, на два­дца­том го­ду сво­ей жиз­ни, вне­зап­но о. Ан­ти­па был оза­рен див­ным, неизъ­яс­ни­мым све­том. Свет этот на­пол­нил серд­це его невы­ра­зи­мой ра­до­стью, из очей его по­то­ка­ми по­ли­лись неудер­жи­мые, сла­дост­ные сле­зы – то­гда, как бы ощу­тив в этом све­те выс­шее Бо­же­ствен­ное зва­ние, о. Ан­ти­па в от­вет на зов Бо­жий в ра­до­сти вос­клик­нул: «Гос­по­ди, я бу­ду мо­на­хом!»
Но Гос­подь про­мыс­ли­тель­но по­пус­кал на него и раз­но­об­раз­ные бе­сов­ские ис­ку­ше­ния. Бе­сы яв­ля­лись ему в ви­де чер­ных эфи­о­пов и чер­ных со­бак, но при зна­ме­нии кре­ста они мгно­вен­но, сверк­нув мол­нией, ис­че­за­ли. Ино­гда при­ни­ма­ли они на се­бя и дру­гие мно­го­раз­лич­ные от­вра­ти­тель­ные об­ра­зы, про­из­во­ди­ли ужас­ный треск и шум, на­во­ди­ли невы­ра­зи­мый страх на ду­шу по­движ­ни­ка. Пред на­ступ­ле­ни­ем бе­сов­ских ис­ку­ше­ний в воз­ду­хе неред­ко слы­шал­ся глас, пред­ва­ряв­ший о. Ан­ти­пу и взы­вав­ший к нему: «Го­товь­ся! Бу­дет ис­ку­ше­ние!»
Кро­ме ис­ку­ше­ний от бе­сов, мно­го скор­бей и по­но­ше­ний в раз­ное вре­мя пре­тер­пел о. Ан­ти­па и от враж­до­вав­ших на него лю­дей за его пря­мо­ту и неудер­жи­мую рев­ность к бла­го­че­стию. Так «дес­ны­ми и шуй­и­ми» воз­во­дил­ся он по сте­пе­ням ле­стви­цы со­вер­шен­ства.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-antipa-valaamskij-afonskij

☦️
Святитель Феофа́н Затворник, Вышенский, епископ.
Святитель Феофан Затворник Вышенский, епископ Тамбовский. В ми­ру Ге­ор­гий Ва­си­лье­вич Го­во­ров, ро­дил­ся 10 ян­ва­ря 1815 г. в се­ле Чер­нав­ское Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1837 г. окон­чил Ор­лов­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и по­сту­пил в Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию.
В 1841 г. окон­чил Ака­де­мию и при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­фан. За­тем пре­по­да­вал в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии (СПДА). В 1847 г. в со­ста­ве Рус­ской Ду­хов­ной Мис­сии был на­прав­лен в Иеру­са­лим, где по­се­тил свя­тые ме­ста, древ­ние мо­на­ше­ские оби­те­ли, бе­се­до­вал со стар­ца­ми Свя­той Го­ры Афон, изу­чал пи­са­ния от­цов Церк­ви по древним ру­ко­пи­сям.
Здесь, на Во­сто­ке, бу­ду­щий свя­ти­тель ос­но­ва­тель­но изу­чил гре­че­ский и фран­цуз­ский язы­ки, озна­ко­мил­ся с ев­рей­ским и араб­ским. С на­ча­лом Крым­ской вой­ны чле­ны Ду­хов­ной Мис­сии бы­ли ото­зва­ны в Рос­сию, и в 1855 г. св. Фе­о­фан в сане ар­хи­манд­ри­та пре­по­да­ет в СПДА, за­тем ста­но­вит­ся рек­то­ром Оло­нец­кой Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. С 1856 г. ар­хи­манд­рит Фе­о­фан – на­сто­я­тель по­соль­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле, с 1857 г. – рек­тор СПДА.
В 1859 г. хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Там­бов­ско­го и Шац­ко­го. В це­лях подъ­ема на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния епи­скоп Фе­о­фан устра­и­ва­ет цер­ков­но­при­ход­ские и вос­крес­ные шко­лы, от­кры­ва­ет жен­ское епар­хи­аль­ное учи­ли­ще. В то же вре­мя он за­бо­тит­ся и о по­вы­ше­нии об­ра­зо­ва­ния са­мо­го ду­хо­вен­ства, С июля 1863 г. свя­ти­тель пре­бы­вал на Вла­ди­мир­ской ка­фед­ре. В 1866 г. по про­ше­нию уво­лен на по­кой в Успен­скую Вы­шен­скую пу­стынь Там­бов­ской епар­хии. Но не воз­мож­но­стью по­коя влек­ли к се­бе серд­це вла­ды­ки ти­хие мо­на­стыр­ские сте­ны, они зва­ли его к се­бе на но­вый ду­хов­ный по­двиг. Вре­мя, остав­ше­е­ся от бо­го­слу­же­ния и мо­лит­вы, свя­ти­тель по­свя­щал пись­мен­ным тру­дам. По­сле Пас­хи 1872 г. свя­ти­тель ухо­дит в за­твор. В это вре­мя он пи­шет ли­те­ра­тур­но-бо­го­слов­ские тру­ды: ис­тол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, пе­ре­вод тво­ре­ний древ­них от­цов и учи­те­лей, пи­шет мно­го­чис­лен­ные пись­ма к раз­ным ли­цам, об­ра­щав­шим­ся к нему с недо­умен­ны­ми во­про­са­ми, с прось­бой о по­мо­щи и на­став­ле­ни­ях. Он от­ме­чал: «Пи­сать – это служ­ба Церк­ви нуж­ная. Луч­шее упо­треб­ле­ние да­ра пи­сать и го­во­рить есть об­ра­ще­ние его на вра­зум­ле­ние греш­ни­ков».
Свя­ти­тель ока­зал глу­бо­кое вли­я­ние на ду­хов­ное воз­рож­де­ние об­ще­ства. Его уче­ние во мно­гом род­ствен­но уче­нию стар­ца Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го, осо­бен­но в рас­кры­тии тем о стар­че­стве, ум­ном де­ла­нии и мо­лит­ве. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные тру­ды его – «Пись­ма о хри­сти­ан­ской жиз­ни», «Доб­ро­то­лю­бие» (пе­ре­вод), «Тол­ко­ва­ние апо­столь­ских по­сла­ний», «На­чер­та­ние хри­сти­ан­ско­го нра­во­уче­ния».
Свя­ти­тель мир­но по­чил 6 ян­ва­ря 1894 г., в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня. При об­ла­че­нии на ли­це его про­си­я­ла бла­жен­ная улыб­ка. По­гре­бен в Ка­зан­ском со­бо­ре Вы­шен­ской пу­сты­ни.
Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1988 г. как по­движ­ник ве­ры и бла­го­че­стия, ока­зав­ший глу­бо­кое вли­я­ние на ду­хов­ное воз­рож­де­ние об­ще­ства сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми тво­ре­ни­я­ми, ко­то­рые мо­гут рас­смат­ри­вать­ся ча­да­ми Церк­ви как прак­ти­че­ское по­со­бие в де­ле хри­сти­ан­ско­го спа­се­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feofan-zatvornik

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/
• Душа и ангел
• «Востани спяй»
• Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов
• Как надобно молиться
• Краткое учение о Богопочитании
• Мысли на каждый день [1887] года
• Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество
• Наставление о преспеянии в христианской жизни
• Наставления в духовной жизни
• Начертание христианского нравоучения
• О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха
• Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики
• Пять поучений о пути ко спасению
• Созерцание и Размышление
• Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
• Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения
• Псалтирь прп. Ефрема Сирина
• Толкование на книгу св. Ермы
• Богоугодная жизнь вообще
• Два слова о святом Таинстве Крещения
• Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской
• Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• Сборник проповедей «Небесный Покров над нами»
• Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни»
• Сборник слов «Внутренняя жизнь»
• Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам
• Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него
• Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни
• Сборник слов на разные случаи
• Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще
• Слова к Тамбовской пастве 1859–1860 гг. святитель Феофан Затворник
• Слова к Тамбовской пастве 1861–1863 гг.
• Три слова о несении креста
• Четыре слова о молитве
• Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником
• О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников
• По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе
• Евангельская история
• Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова
• Толкование на второе послание к Коринфянам
• Толкование на второе послание к Тимофею
• Толкование на второе послание к Фессалоникийцам
• Толкование на первое послание к Коринфянам
• Толкование на первое послание к Тимофею
• Толкование на первое послание к Фессалоникийцам
• Толкование на послание апостола Павла к Евреям
• Толкование на послание к Галатам
• Толкование на послание к Евреям
• Толкование на послание к Ефесянам
• Толкование на послание к Колоссянам
• Толкование на послание к Титу
• Толкование на послание к Филимону
• Толкование на послание к Филиппийцам
• Толкование послания апостола Павла к римлянам
• Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую
• Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем
• Письма о духовной жизни
• Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии
• Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни
• Письма
• Древние иноческие уставы (перевод)
• Древний патерик (перевод)
• Избранные песнопения из Октоиха (перевод)
• Сборник «Святые отцы о молитве и трезвении» (перевод)
• Болезнь и смерть
• Внутренняя жизнь. Избранные поучения
• Господь послал к тебе нуждающегося
• О непрестанной молитве
• Простые истины сердца
• Рукописи из кельи
• Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского
• On prayer

☦️
Священномученик Зино́вий Сутормин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Зи­но­вий (Зи­но­вий Ев­ста­фье­вич Су­тор­мин) до при­ня­тия свя­щен­ни­че­ско­го са­на слу­жил фельд­ше­ром в Си­бир­ском ка­за­чьем вой­ске. В 1901 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Вос­кре­сен­ско­му хра­му в го­ро­де Се­ми­па­ла­тин­ске, а в 1911 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Верху­ба Зме­и­но­гор­ско­го уез­да Том­ской гу­бер­нии и на­зна­чен на­сто­я­те­лем. При от­це Зи­но­вии бы­ла на­ча­та по­строй­ка но­во­го ка­мен­но­го хра­ма во имя свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, ко­то­рый был за­вер­шен и освя­щен в 1913 го­ду.
В 1912 го­ду скон­ча­лась су­пру­га от­ца Зи­но­вия, оста­вив на его по­пе­че­нии пя­те­рых де­тей. В 1919 го­ду свя­щен­ник, слу­жив­ший в се­ле Ге­ор­ги­ев­ка, по­про­сил пра­вя­ще­го ар­хи­ерея пе­ре­ве­сти его на дру­гой, бо­лее бо­га­тый при­ход, вви­ду мно­го­чис­лен­но­сти сво­ей се­мьи. Ар­хи­ерей пред­ло­жил свя­щен­ни­ку са­мо­му отыс­кать же­лаю­ще­го по­ме­нять­ся при­хо­да­ми. Свя­щен­ник пред­ло­жил по­ме­нять­ся от­цу Зи­но­вию, и тот дал на это свое со­гла­сие, за­вер­шая доб­рым де­лом немно­гие остав­ши­е­ся дни сво­ей зем­ной жиз­ни.
В ян­ва­ре 1920 го­да отец Зи­но­вий при­е­хал вме­сте с млад­ши­ми детьми по­го­стить к сво­е­му стар­ше­му сы­ну в се­ло Ше­мо­наи­ху вбли­зи го­ро­да Усть-Ка­ме­но­гор­ска. 23 ян­ва­ря 1920 го­да се­ло бы­ло за­ня­то от­ря­дом крас­но­ар­мей­цев, по­сле че­го сра­зу же на­ча­лись обыс­ки и аре­сты. Вме­сте с дру­ги­ми жи­те­ля­ми се­ла был аре­сто­ван и отец Зи­но­вий. Все аре­сто­ван­ные вме­сте со свя­щен­ни­ком бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти и вы­ве­зе­ны за се­ло. От­цу Зи­но­вию от­ру­би­ли то­по­ром го­ло­ву и по­греб­ли в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле непо­да­ле­ку от се­ла Ше­мо­наи­ха.

☦️
Священномученик Петр Успенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1863 го­ду в се­ле Мень­шие Мо­жа­ры Са­пож­ков­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Успен­ско­го. В 1884 го­ду Петр Ни­ко­ла­е­вич окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние де­ся­ти лет ра­бо­тал учи­те­лем в шко­лах сел Юра­ко­во и Пан­ки­но Прон­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В 1894 го­ду Петр Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ма­ко­во Ми­хай­лов­ско­го уез­да, а в 1903 го­ду был пе­ре­ве­ден в храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ра­ду­ши­но За­рай­ско­го уез­да; воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в 1914 го­ду на­зна­чен бла­го­чин­ным.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-uspenskij

☦️
Священномученик Анато́лий (Грисюк), Одесский, митрополит.
Свя­щен­но­му­че­ник Ана­то­лий ро­дил­ся 19 ав­гу­ста 1880 го­да в го­ро­де Кре­мен­це Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье бух­гал­те­ра Кре­ме­нец­ко­го уезд­но­го каз­на­чей­ства Гри­го­рия Гри­сю­ка и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ан­дре­ем. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Ан­дрей по­лу­чил в Кре­ме­нец­ком ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1894 го­ду он по­сту­пил в Во­лын­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду и в тот же год по­сту­пил в Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. 6 ав­гу­ста 1903 го­да Ан­дрей Гри­горь­е­вич был по­стри­жен в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Ана­то­лий, 15 ав­гу­ста то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 мая 1904 го­да — во иеро­мо­на­ха. По окон­ча­нии в 1904 го­ду ака­де­мии в чис­ле пер­вых сту­ден­тов, иеро­мо­нах Ана­то­лий был остав­лен на год про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том для под­го­тов­ки к за­ня­тию ва­кант­ной ка­фед­ры об­щей цер­ков­ной ис­то­рии. 16 ав­гу­ста 1905 го­да он был опре­де­лен на ка­фед­ру об­щей цер­ков­ной ис­то­рии в зва­нии ис­пол­ня­ю­ще­го долж­ность до­цен­та.
В 1905-1906 го­дах иеро­мо­нах Ана­то­лий на­хо­дил­ся в ко­ман­ди­ров­ке при Рус­ском Ар­хео­ло­ги­че­ском Ин­сти­ту­те в Кон­стан­ти­но­по­ле, за­ни­ма­ясь на­уч­ны­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми. От при­ро­ды ода­рен­ный боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми, пре­крас­но зна­ю­щий клас­си­че­ские и неко­то­рые во­сточ­ные язы­ки, все­гда усерд­ный и рев­ност­ный в ис­пол­не­нии сво­их обя­зан­но­стей и на ред­кость тру­до­лю­би­вый, иеро­мо­нах Ана­то­лий ско­ро овла­дел пред­ме­том сво­ей спе­ци­аль­но­сти и, бла­го­да­ря линг­ви­сти­че­ским по­зна­ни­ям, по­лу­чил воз­мож­ность ра­бо­тать с ру­ко­пи­ся­ми, на­пи­сан­ны­ми на древ­них язы­ках. Лю­бо­вью к ис­то­рии и ее пер­во­ис­точ­ни­кам, неуто­ми­мым стрем­ле­ни­ем до­ко­пать­ся до каж­дой хро­но­ло­ги­че­ской да­ты мо­ло­дой иеро­мо­нах на­по­ми­нал зна­ме­ни­то­го ис­то­ри­ка Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча Бо­ло­то­ва, вос­про­из­во­дя в сво­их уче­ных тру­дах по­чти все на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские при­е­мы это­го из­вест­но­го уче­но­го. Ар­хи­епи­скоп Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) пи­сал об уче­ной де­я­тель­но­сти иеро­мо­на­ха Ана­то­лия: «Иеро­мо­нах Ана­то­лий по цер­ков­ной ис­то­рии — та­лант­ли­вый, и хо­тя еще очень мо­ло­дой, но ши­ро­ко осве­дом­лен­ный пре­по­да­ва­тель. Он ста­но­вит­ся хо­зя­и­ном не толь­ко в ис­то­рии со­бы­тий цер­ков­ной жиз­ни, но и во­об­ще в бо­го­сло­вии, то есть в Свя­щен­ном Пи­са­нии и па­тро­ло­гии. Об­ла­дая пре­крас­но вы­ра­бо­тан­ным, точ­ным и мет­ким язы­ком, он успе­ва­ет в про­дол­же­ние од­ной лек­ции из­ло­жить мно­же­ство со­бы­тий, дать несколь­ко силь­ных ха­рак­те­ри­стик, по­яс­нить сущ­ность са­мо­го от­вле­чен­но­го пред­ме­та, на­при­мер бо­го­слов­ских спо­ров IV ве­ка. Дер­жась стро­го пра­во­слав­но­го уче­ния, отец Ана­то­лий, од­на­ко, об­ла­да­ет мыс­лью сме­лой и не под­чи­ня­ет­ся ли­те­ра­тур­ным по­со­би­ям, но рас­по­ря­жа­ет­ся ими, как уста­но­вив­ший­ся уже уче­ный».
4 ав­гу­ста 1911 го­да иеро­мо­нах Ана­то­лий был удо­сто­ен сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия за со­чи­не­ние «Ис­то­ри­че­ский очерк си­рий­ско­го мо­на­ше­ства до по­ло­ви­ны VI ве­ка». По от­зы­вам ре­цен­зен­тов, этот труд, ка­са­ясь ма­ло раз­ра­бо­тан­ной в цер­ков­но-ис­то­ри­че­ской на­у­ке об­ла­сти, от­ли­ча­ет­ся неоспо­ри­мы­ми до­сто­ин­ства­ми. Чтобы со­брать ис­то­ри­че­ские све­де­ния о по­движ­ни­ках и ки­но­ви­ях Си­рии на про­тя­же­нии по­чти че­ты­рех ве­ков, ав­то­ру при­шлось упо­тре­бить огром­ные уси­лия на по­иск и изу­че­ние до­ку­мен­тов.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-grisjuk

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisyuk/
• Проповедь, сказанная в день памяти святителя Иоанна Златоуста в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года
• Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века
• Профессор Константин Димитриевич Попов (некролог)
• Памяти профессора В.В. Болотова
• Слово при погребении профессора Киевской Духовной Академии К.Д. Попова


Жития
Писание