⏳ 2024.01.14 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 32я по Пятидесятнице (глас 7й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)

☀️ неподвижный годовой круг:
14 января (1 января)
• (Святки)
• По плоти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
• мч. Василия Анкирского (ок. 362)
• свт. Василия Великого (379) 📚
• св. Еми́лии (матери свт. Василия Великого) (IV)
• свт. Афанасия Полтавского (1801)
• прмч. Иереми́и (Леонова) (1918)
• сщмчч. Платона (Кульбуша) Ревельского, Михаила (Блейве), Николая (Бежаницкого) (1919)
• сщмчч. Александра (Трапицына) Самарского, Иоанна (Смирнова), Александра (Иванова), Иоанна (Сульдина), Александра (Органова), Вячеслава (Инфантова), Василия (Витевского), Иакова (Алферова) (1938)


☦️
По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.
Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.
По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

☦️
Мученик Васи́лий Анкирский, Кесарийский.
Свя­той му­че­ник Ва­си­лий Анкирский при­над­ле­жал к чис­лу знат­ных граж­дан го­ро­да Ан­ки­ры Га­ла­тий­ской (ныне – Ан­ка­ра, Тур­ция). По­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. За ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры был при­ве­дён на суд к про­кон­су­лу Са­тур­ни­ну и под­верг­нут пыт­кам: под­ве­сив на де­ре­ве, па­ла­чи стро­га­ли те­ло му­че­ни­ка же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми. За­тем Ва­си­лия от­пра­ви­ли в Кон­стан­ти­но­поль, где он так­же пре­тер­пел му­че­ния: те­ло его вы­тя­ги­ва­ли до тех пор, по­ка не вы­вих­ну­ли ко­сти, вы­ре­за́ли рем­ни из его ко­жи, ко­ло­ли рас­ка­лён­ны­ми спи­ца­ми, но свя­той пре­тер­пе­вал всё, с по­мо­щью Бо­жи­ей оста­ва­ясь невре­ди­мым по­сле всех му­че­ний. То­гда его бро­си­ли в рас­ка­лён­ную печь, но и в огне Ва­си­лий остал­ся жив и невре­дим.
Из Кон­стан­ти­но­по­ля му­че­ни­ка в кан­да­лах от­пра­ви­ли в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую, где от­да­ли зве­рям в ам­фи­те­ат­ре, и в кон­це кон­цов он был рас­тер­зан ги­е­ной (или льви­цей) во вре­мя мо­лит­вы. Слу­чи­лось это око­ло 362 го­да.
Мо­щи свя­то­го бы­ли со­бра­ны род­ствен­ни­ка­ми и пре­да­ны по­гре­бе­нию. Поз­же на ме­сте гроб­ни­цы Ва­си­лия был по­стро­ен храм, освя­щён­ный в его честь.

Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-ankirskij
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/3

☦️
Святитель Васи́лий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ.
Василий Ве­ли­кий ро­дил­ся око­ло 330 г. в Ке­са­рии. В се­мье свт. Ва­си­лия к ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны мать Эми­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), сест­ра Мак­ри­на (па­мять 19 июля), брат Гри­го­рий (па­мять 10 ян­ва­ря). Отец был адво­кат, под его ру­ко­вод­ством Ва­си­лий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, за­тем он обу­чал­ся у луч­ших учи­те­лей Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, где по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом (па­мять 25 ян­ва­ря), а поз­же пе­ре­шел в шко­лы Кон­стан­ти­но­по­ля. Для за­вер­ше­ния обу­че­ния св. Ва­си­лий от­пра­вил­ся в Афи­ны – центр клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния.
В Афи­нах Ва­си­лий Ве­ли­кий при­об­рел все до­ступ­ные зна­ния. О нем го­во­ри­ли, что «он так изу­чил все, как дру­гой не изу­ча­ет од­но­го пред­ме­та, каж­дую на­у­ку он изу­чил до та­ко­го со­вер­шен­ства, как буд­то не учил­ся ни­че­му дру­го­му. Фило­соф, фило­лог, ора­тор, юрист, есте­ство­вед, имев­ший глу­бо­кие по­зна­ния в ме­ди­цине, – это был как ко­рабль, столь на­гру­жен­ный уче­но­стью, сколь сие вме­сти­тель­но для че­ло­ве­че­ской при­ро­ды».
В Афи­нах меж­ду Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом уста­но­ви­лась тес­ней­шая друж­ба, про­дол­жав­ша­я­ся всю жизнь. Око­ло 357 г. свя­той Ва­си­лий воз­вра­тил­ся в Ке­са­рию, где вско­ре всту­пил на путь ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Ва­си­лий, при­няв Кре­ще­ние от епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го Ди­а­ния, был по­став­лен чте­цом. Же­лая най­ти ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, он по­се­тил Еги­пет, Си­рию, Па­ле­сти­ну. Под­ра­жая на­став­ни­кам, вер­нул­ся в Ке­са­рию и по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Ирис. Во­круг него со­бра­лись ино­ки. Сю­да же Ва­си­лий при­влек сво­е­го дру­га Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Они под­ви­за­лись в стро­гом воз­дер­жа­нии; при тя­же­лых физи­че­ских тру­дах изу­ча­ли тво­ре­ния древ­ней­ших тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В цар­ство­ва­ние Кон­стан­ция (337–362) рас­про­стра­ни­лось лже­уче­ние Ария. Цер­ковь при­зва­ла к слу­же­нию Ва­си­лия и Гри­го­рия. Ва­си­лий вер­нул­ся в Ке­са­рию, где в 362 г. был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, в 364 г. – в сан пре­сви­те­ра. При им­пе­ра­то­ре Ва­лен­те (334–378), сто­рон­ни­ке ари­ан, в тя­же­лые вре­ме­на для пра­во­сла­вия к Ва­си­лию пе­ре­шло управ­ле­ние цер­ков­ны­ми де­ла­ми. В это вре­мя он со­ста­вил чин Ли­тур­гии, «Бе­се­ды на Ше­стод­нев», а так­же кни­ги про­тив ари­ан. В 370 г. Ва­си­лий был воз­ве­ден епи­ско­пом на Ке­са­рий­скую ка­фед­ру. Он про­сла­вил­ся сво­ей свя­то­стью, глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ве­ли­кой уче­но­стью, тру­да­ми на бла­го цер­ков­но­го ми­ра и един­ства. Сре­ди по­сто­ян­ных опас­но­стей св. Ва­си­лий под­дер­жи­вал пра­во­слав­ных, утвер­ждая их ве­ру, при­зы­вая к му­же­ству и тер­пе­нию. Все это вы­зы­ва­ло нена­висть к нему ари­ан. Все свои лич­ные сред­ства он упо­треб­лял в поль­зу бед­ных: со­зда­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма, ле­чеб­ни­цы, устро­ил два мо­на­сты­ря – муж­ской и жен­ский.
Ари­ане всю­ду пре­сле­до­ва­ли его. Св. Ва­си­лию угро­жа­ли ра­зо­ре­ни­ем, из­гна­ни­ем, пыт­ка­ми и смер­тью. Он же ска­зал: «Смерть для ме­ня бла­го­де­я­ние. Она ско­рее при­ве­дет ме­ня к Бо­гу, для Ко­то­ро­го жи­ву и тру­жусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс.30:6).
По кончине святителя Василия Великого, его тело было погребено в гробнице отцов, среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников.
Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.
По воле Божией в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Святые мощи.
Десница святителя Василия находится в Венеции, в православном греческом кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца. В ХVI веке она была преподнесена в дар греческой церкви одним из членов проживавшей там императорской семьи Палеологов. Из захваченного турками Константинополя святыню перевез митрополит Филадельский Гавриил (Севир).
Часть десницы, написавшей Божественную литургию, хранится в большом Метеорском монастыре Преображения Господня в Греции.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/2

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/
Нравственные правила
Нравственные слова
• Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах
Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах
• Слова о подвижничестве
• Беседы
• Гомилия на Рождество Христово
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов. Правила святого Василия Великого
• Коленопреклоненные молитвы на Троицу
Литургия (свт. Василия Великого)
• Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию
• О Святом Духе
Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия
• Письма к разным лицам
• Симфония по творениям святителя Василия Великого
Сотницы
Беседы на псалмы
Беседы на Шестоднев
• Толкование на книгу пророка Исаии
Собрание сочинений
• ТСО (Творения Святых Отцов)
• Собрание сочинений свт. Василия Великого на греческом языке
• Три коленопреклоненные молитвы на греческом языке с переводом (греч. Οι τρεις ευχές της Γονυκλισίας)
• De Spiritu Sancto
• Hexaemeron
• Letters

☦️
Святая Еми́лия Кесарийская (Каппадокийская).
Еми­лия Кесарийская (Каппадокийская) ро­ди­лась в Ке­са­рии меж­ду 305 и 315 го­да­ми в бо­га­той се­мье, ко­то­рой при­над­ле­жа­ли об­шир­ные вла­де­ния в Ма­лой Азии.
В юно­сти Еми­лия от­ли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но, бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щей, го­то­ви­ла се­бя к без­бра­чию. Од­на­ко она ра­но оси­ро­те­ла, отец ее при­нял му­че­ни­че­скую смерть при им­пе­ра­то­ре Ли­ки­нии. В то вре­мя весь­ма ча­сто оди­но­ких де­виц по­хи­ща­ли для на­силь­ствен­но­го за­му­же­ства. Опа­са­ясь это­го, Еми­лия вы­шла за­муж за адво­ка­та Ва­си­лия, впо­след­ствии став­ше­го иере­ем. Ва­си­лий был из­ве­стен как об­ра­зо­ван­ный и бла­го­че­сти­вый че­ло­век.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов пи­шет, что их су­пру­же­ство со­сто­я­ло не столь­ко в плот­ском со­ю­зе, сколь­ко в обо­юд­ном стрем­ле­нии к доб­ро­де­те­ли. Они за­бо­ти­лись о ни­щих, при­ни­ма­ли стран­ни­ков, зна­чи­тель­ную часть сво­е­го иму­ще­ства тра­ти­ли на бла­го­тво­ри­тель­ность. Гос­подь бла­го­сло­вил Еми­лию мно­го­чад­ством, у нее бы­ло 10 де­тей.
Ее по­чи­та­ют как мать, взрас­тив­шую пя­те­рых свя­тых – Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­ско­па Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го, Пет­ра, епи­ско­па Се­ва­стий­ско­го, пре­по­доб­ную Мак­ри­ну Млад­шую и бла­жен­ную Фе­о­се­вию.
Сын Еми­лии Нав­кра­тий в 22 го­да оста­вил свет­скую ка­рье­ру, уда­лил­ся в пу­сты­ню и 5 лет жил в уеди­не­нии, по­сле че­го спо­до­бил­ся бла­жен­ной кон­чи­ны. Дру­гой сын, Ни­ки­фор, умер в ран­нем воз­расте. Име­на осталь­ных де­тей Еми­лии неиз­вест­ны. Пред­по­ла­га­ют, что неко­то­рые из них впо­след­ствии при­ня­ли мо­на­ше­ство.
По­сле смер­ти от­ца стар­шая дочь Мак­ри­на по­мо­га­ла Еми­лии ве­сти до­маш­нее хо­зяй­ство; ко­гда де­ти вы­рос­ли, она убе­ди­ла мать об­ра­тить­ся к мо­на­ше­ско­му об­ра­зу жиз­ни. Вме­сте они уда­ли­лись в от­да­лен­ное име­ние на бе­ре­гу ре­ки Ирис, в совре­мен­ной Тур­ции, и ос­но­ва­ли там оби­тель. Неко­то­рые и из от­пу­щен­ных ими ра­бынь за­хо­те­ли вме­сте с ни­ми от­речь­ся от ми­ра и пой­ти в мо­на­стырь, и всё у них бы­ло об­щее: од­на ке­ллия, один стол, од­ни одеж­ды; всё нуж­ное для жиз­ни у них бы­ло по­ров­ну; они слу­жи­ли Гос­по­ду еди­но­душ­но, в сми­ре­нии, кро­то­сти и люб­ви, и не бы­ло у них ни гне­ва, ни за­ви­сти, ни нена­ви­сти, ни пре­зре­ния, ни­че­го та­ко­го, что не бы­ло бы угод­но Бо­гу. Од­но по­сто­ян­ное бы­ло у них де­ло – бо­го­мыс­лие и мо­лит­ва, а по­пе­че­ние и тру­ды для нужд те­ла они счи­та­ли неваж­ны­ми по­де­лья­ми, а не са­мым де­лом.
До­жив до пре­клон­ных лет, Еми­лия при­бли­зи­лась к кон­чине. Узнав, что она на­хо­дит­ся на смерт­ном од­ре, к ней в оби­тель при­шел ее млад­ший сын Петр и вме­сте со свя­той Мак­ри­ной стал уха­жи­вать за ма­те­рью во вре­мя ее бо­лез­ни. При са­мом же раз­лу­че­нии с те­лом у по­сте­ли уми­ра­ю­щей с обе­их сто­рон си­де­ли Мак­ри­на и Петр и на­зы­ва­ли по име­нам осталь­ных бра­тьев и се­стер, а она всем, как со­кро­ви­ще, остав­ля­ла свое ма­те­рин­ское бла­го­сло­ве­ние. По­том, по­ло­жив од­ну ру­ку на Мак­ри­ну, а дру­гую на Пет­ра, она ска­за­ла, об­ра­тив­шись к Гос­по­ду:
– Те­бе, Гос­по­ди, от­даю на­ча­ток и де­ся­ти­ну от пло­дов мо­е­го чре­ва: на­ча­ток – эта пер­во­рож­ден­ная дочь, де­ся­ти­на – этот по­след­ний сын! Ты в Вет­хом За­ве­те по­ве­лел при­но­сить Те­бе на­ча­ток и де­ся­ти­ну пло­дов: пусть Те­бе бу­дут они бла­го­при­ят­ной жерт­вой и пусть сни­зой­дет на них Твоя свя­ты­ня!
С эти­ми сло­ва­ми она скон­ча­лась. Ей бы­ло то­гда 73 го­да.

☦️
Святитель Афана́сий (Вольховский), Полтавский, чудотворец, епископ.
Свя­ти­тель Афа­на­сий был на­зна­чен епи­ско­пом Мо­гилев­ский и По­лоц­ким в 1795 го­ду. Его по­ли­ти­ка, вы­ра­жав­шая в из­лиш­нем адми­ни­стри­ро­ва­нии и незна­нии мест­ных пра­во­слав­ных об­щин, при­ве­ла к ро­сту недо­воль­ства. Так, на­при­мер, бы­ли до­пу­ще­ны ошиб­ки в об­ра­ще­нии уни­а­тов в пра­во­сла­вие, что при­ве­ло к вы­ступ­ле­нию в го­ро­де Сен­но. Жа­ло­бы со сто­ро­ны мо­гилев­ско­го дво­рян­ства, до­но­сы и ин­три­ги со сто­ро­ны ино­слав­но­го дво­рян­ства ста­ли при­чи­ной уволь­не­ния вла­ды­ки на по­кой. В 1797 го­ду он был от­стра­нен от епар­хии и от­прав­лен в Мгар­ский Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь без пра­ва управ­ле­ния оби­те­лью.
Скон­чал­ся в Пол­та­ве в 1801 го­ду. В 1882 го­ду бы­ло об­на­ру­же­но нетле­ние его те­ла. Име­ют­ся так­же мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства о си­ле мо­лит­вен­но­го пред­ста­ви­тель­ства свя­ти­те­ля Афа­на­сия.
Про­слав­лен Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в 2010 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-volhovskij-poltavskij-chudotvorec

☦️
Преподобномученик Иереми́я (Леонов), монах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иере­мия (в ми­ру Иван Ми­хай­ло­вич Лео­нов) ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1876 го­да в се­ле Гав­ри­ло­поль­ском За­рай­ско­го уез­да Кур­лянд­ской гу­бер­нии. Он окон­чил Ви­лен­ское тех­ни­че­ское учи­ли­ще и мо­на­стыр­скую бо­го­слов­скую шко­лу и 12 фев­ра­ля 1908 го­да по­сту­пил в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь. 2 июня 1910 го­да Иван Ми­хай­ло­вич был за­чис­лен в по­слуш­ни­ки и 4 ав­гу­ста 1912 го­да по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Иере­мия. По­слу­ша­ние про­хо­дил в сле­сар­ной ма­стер­ской и был неко­то­рое вре­мя ее смот­ри­те­лем. В 1917 го­ду он был от­пу­щен в от­пуск и на­хо­дил­ся в Цен­траль­ной Рос­сии. По све­де­ни­ям, по­лу­чен­ным вско­ре на­сель­ни­ка­ми оби­те­ли, мо­нах Иере­мия был убит без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми в 1918 го­ду во вре­мя на­чав­ших­ся в Рос­сии го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.

☦️
Священномученик Плато́н (Кульбуш), Ревельский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Пла­тон ро­дил­ся 13 июля 1869 го­да в мы­зе По­дис Пер­нов­ско­го уез­да Эст­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Куль­бу­ша и его су­пру­ги На­та­льи и на­ре­чен был Пав­лом. В 1884 го­ду Па­вел окон­чил Риж­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1890-м — Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию; как луч­ший вос­пи­тан­ник, он был по­слан для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1894 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия.
Учась в ака­де­мии, Па­вел Пет­ро­вич всту­пил в Об­ще­ство ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния и стал ве­сти ак­тив­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту сре­ди про­жи­вав­ших в Санкт-Пе­тер­бур­ге эс­тон­цев.
5 де­каб­ря 1894 го­да Па­вел Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, а 31 де­каб­ря то­го же го­да ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге был учре­жден эс­тон­ский при­ход, и пер­вым его на­сто­я­те­лем стал отец Па­вел; впо­след­ствии он был на­зна­чен бла­го­чин­ным всех эс­тон­ских церк­вей Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии. Для бо­го­слу­же­ний эс­тон­ско­му при­хо­ду бы­ло от­ве­де­но по­ме­ще­ние в ниж­нем эта­же хра­ма Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Ма­лой Ко­ломне.
Отец Па­вел пи­сал в то вре­мя о сво­ей де­я­тель­но­сти: «Ес­ли огля­нуть­ся на то, что име­ют пра­во­слав­ные эс­тон­цы в Пе­тер­бур­ге те­перь, то толь­ко са­мая упор­ная энер­гия, са­мая без­за­вет­ная на­деж­да на бу­ду­щее мо­гут по­бу­дить не сла­гать ору­жия, по­то­му что те­перь при­ход не име­ет бук­валь­но ни­че­го. Не го­во­рим о хра­ме, о шко­ле — нет ни об­ла­че­ния, ни кре­ста с Еван­ге­ли­ем, ни мир­ни­цы и да­ро­но­си­цы — са­мых необ­хо­ди­мых ве­щей для каж­до­го пас­ты­ря, не го­во­рим о со­су­дах, утва­ри и про­чем. На Рож­де­ство для слав­ле­ния епи­тра­хи­лью при­шлось по­за­им­ство­вать­ся в со­бо­ре, кре­стом у зна­ко­мо­го… для кре­стин нуж­но каж­дый раз вы­пра­ши­вать все необ­хо­ди­мое. И так без кон­ца».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-platon-kulbush-revelskij

☦️
Священномученик Михаил Блейве, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 29 ок­тяб­ря 1873 го­да в се­ле Ол­луст­фе­ре Фел­лин­ско­го уез­да Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Иоан­на Блей­ве. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Ми­ха­ил по­лу­чил в Риж­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1894 го­ду он окон­чил Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Иоан­но-Пред­те­чен­ской церк­ви в Ри­ге, од­новре­мен­но он был пев­чим в ар­хи­ерей­ском хо­ре. 2 ян­ва­ря 1900 го­да Ми­ха­ил Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Га­рьель­ской церк­ви Вер­ро­ско­го бла­го­чи­ния. С рев­но­стью мо­ло­до­го пас­ты­ря при­нял­ся отец Ми­ха­ил ис­пол­нять свои при­ход­ские обя­зан­но­сти. Он стал пре­крас­ным про­по­вед­ни­ком, бла­го­устро­и­те­лем цер­ков­но­го пе­ния, тер­пе­ли­вым пре­по­да­ва­те­лем, бла­го­тво­ри­те­лем для всех неиму­щих и по­пав­ших в бе­ду. В 1905 го­ду во вре­мя дей­ствия пра­ви­тель­ствен­ных от­ря­дов, за­ни­мав­ших­ся по­дав­ле­ни­ем ре­во­лю­ци­он­но­го мя­те­жа, он вы­сту­пил в за­щи­ту осуж­ден­ных на смерт­ную казнь мя­теж­ни­ков.
20 фев­ра­ля 1908 го­да отец Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден слу­жить в Ниг­ген­скую цер­ковь. 7 де­каб­ря 1910 го­да свя­щен­ник был на­зна­чен бла­го­чин­ным Юрьев­ско­го пер­во­го окру­га. В 1915 го­ду он был на­зна­чен свя­щен­ни­ком к Рин­ген­ской церк­ви, а в 1916-м — тре­тьим свя­щен­ни­ком в Успен­ский со­бор в го­ро­де Юрье­ве.
Го­род Юрьев ока­зал­ся в то вре­мя в при­фрон­то­вой по­ло­се, сю­да бы­ли пе­ре­ве­де­ны из Ри­ги мно­гие пра­ви­тель­ствен­ные учре­жде­ния, через го­род шли на фронт вой­ска из Рос­сии, здесь скап­ли­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ство бе­жен­цев, мно­го бы­ло лю­дей обез­до­лен­ных, ко­то­рым отец Ми­ха­ил ста­рал­ся по­мочь. В это вре­мя Успен­ский со­бор не вме­щал всех же­ла­ю­щих по­мо­лить­ся, и пло­щадь со­бо­ра бы­ла уве­ли­че­на с по­мо­щью раз­ных при­стро­ек.
В 1917 го­ду им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II от­рек­ся от пре­сто­ла, и на­чал­ся по­все­мест­ный раз­вал стра­ны и фрон­та. В Эс­то­нии бы­ла про­воз­гла­ше­на со­вет­ская власть, ко­то­рая вско­ре сме­ни­лась немец­кой ок­ку­па­ци­ей. Рус­ские в При­бал­ти­ке ока­за­лись в осо­бен­но тя­же­лом по­ло­же­нии. Вме­сте с кру­ше­ни­ем им­пе­рии пре­кра­ти­лась пра­ви­тель­ствен­ная по­мощь всем рус­ским при­хо­дам, и отец Ми­ха­ил стал изыс­ки­вать сред­ства для чле­нов прич­та. Со вре­ме­нем по­ло­же­ние с про­до­воль­стви­ем в го­ро­де ста­но­ви­лось все бо­лее тя­же­лым, и из Успен­ско­го со­бо­ра ста­ли ухо­дить пса­лом­щи­ки в сель­ские хра­мы, по­то­му что в се­лах еще со­хра­ня­лись ка­кие-то про­до­воль­ствен­ные при­па­сы. Вме­сто ушед­ших отец Ми­ха­ил на­шел бла­го­че­сти­вых ве­ру­ю­щих лю­дей, ко­то­рые со­гла­си­лись ис­пол­нять эти обя­зан­но­сти бес­плат­но, и ор­га­ни­зо­вал сбор по­жерт­во­ва­ний и под­пис­ные ли­сты, что поз­во­ли­ло при­хо­ду жить и в это тя­же­лое вре­мя.
В на­ча­ле 1918 го­да в Юрьев при­был епи­скоп Пла­тон (Куль­буш), ко­то­рый мно­го по­тру­дил­ся в де­ле укреп­ле­ния ве­ры и про­све­ще­ния пра­во­слав­ных эс­тон­цев. 7(20) июня 1918 го­да епи­скоп Пла­тон по хо­да­тай­ству при­ход­ско­го со­ве­та на­зна­чил от­ца Ми­ха­и­ла на­сто­я­те­лем Успен­ско­го со­бо­ра и воз­вел его в сан про­то­и­е­рея. Успен­ский со­бор стал цен­тром рус­ской ду­хов­ной жиз­ни в Юрье­ве. По бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Пла­то­на бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло вос­крес­ным чте­ни­ям, ко­то­рые про­хо­ди­ли каж­дое вос­кре­се­нье по­сле ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния. Они зна­ко­ми­ли слу­ша­те­лей с жиз­нью и по­дви­га­ми рус­ских свя­тых, пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия Пе­чер­ских, свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го, свя­щен­но­му­че­ни­ка Пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на, пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го; в это труд­ное вре­мя по­двиг рус­ских свя­тых вновь стал един­ствен­ной опо­рой и об­раз­цом жиз­ни для ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка. Чте­ния со­про­вож­да­лись пе­ни­ем хо­ра, со­сто­яв­ше­го из са­мих при­хо­жан; это­му хо­ру отец Ми­ха­ил уде­лял боль­шое вни­ма­ние. С 1917 го­да и до ле­та 1918-го от­цу Ми­ха­и­лу при­хо­ди­лось от­ста­и­вать пе­ред ок­ку­пан­та­ми Свя­то-Ис­и­до­ров­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, ко­то­рую пер­вое вре­мя не же­ла­ли при­зна­вать гер­ман­ские вла­сти, как не же­ла­ли они при­зна­вать и все­го рус­ско­го, но свя­щен­ни­ку все же уда­лось ее от­сто­ять.
В июле 1918 го­да отец Ми­ха­ил пи­сал од­но­му из сво­их бли­жай­ших по­мощ­ни­ков: «Жизнь на­ша те­чет сво­им обыч­ным по­ряд­ком, при тех же стес­не­ни­ях… По­ло­же­ние на­ше пе­чаль­но, но не без­на­деж­но. Ве­рим, что все из­ме­нит­ся, и этой ве­рою жи­вем».
В де­каб­ре 1918 го­да Юрьев за­хва­ти­ли боль­ше­ви­ки. На­ча­лись по­валь­ные обыс­ки и аре­сты. Был аре­сто­ван епи­скоп Пла­тон; этот арест весь­ма опе­ча­лил от­ца Ми­ха­и­ла, и все по­мыс­лы его об­ра­ти­лись к то­му, чтобы осво­бо­дить вла­ды­ку. До­маш­ние уго­ва­ри­ва­ли его скрыть­ся, ухо­дить из до­ма, хо­тя бы на ноч­ное вре­мя, но он эти пред­ло­же­ния с воз­му­ще­ни­ем от­верг. Вско­ре вла­сти аре­сто­ва­ли его. Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Блей­ве при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну вме­сте с епи­ско­пом Пла­то­ном — 14 ян­ва­ря 1919 го­да.

☦️
Священномученик Николай Бежаницкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 14 де­каб­ря 1859 го­да в Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Бе­жа­ниц­ко­го. Ни­ко­лай Сте­па­но­вич окон­чил Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Яро­слав­ской епар­хии Иоан­на Ка­за­ри­но­ва Ма­рии. Был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в Пер­нов­ском уез­де, за­тем слу­жил в хра­ме в го­ро­де Фел­лин и в Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме в го­ро­де Юрье­ве. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Об от­це Ни­ко­лае со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния как о свя­щен­ни­ке, ко­то­рый мно­го сил от­да­вал де­лу на­род­но­го про­све­ще­ния, бла­го­тво­рил ни­щим и обез­до­лен­ным.
Во вре­мя ре­во­лю­ци­он­ных бес­по­ряд­ков 1905 го­да, ко­гда по стране про­ка­ти­лась вол­на кро­ва­во­го тер­ро­ра, ор­га­ни­зо­ван­но­го ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми, и мно­гие из вдох­но­ви­те­лей и участ­ни­ков бес­по­ряд­ков бы­ли аре­сто­ва­ны, а неко­то­рые при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу, отец Ни­ко­лай стал до­би­вать­ся из­ме­не­ния их уча­сти, и для че­ты­рех при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу смерт­ная казнь бы­ла от­ме­не­на. От­но­си­тель­но об­лег­че­ния уча­сти дру­гих аре­сто­ван­ных отец Ни­ко­лай об­ра­тил­ся за по­мо­щью к епи­ско­пу Риж­ско­му и Ми­тав­ско­му Ага­фан­ге­лу (Пре­об­ра­жен­ско­му), и тот со сво­ей сто­ро­ны ока­зал необ­хо­ди­мое со­дей­ствие.
По­сле за­хва­та вла­сти в Эс­то­нии боль­ше­ви­ка­ми про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван вме­сте с епи­ско­пом Ре­вель­ским Пла­то­ном (Куль­бу­шем) и 14 ян­ва­ря 1919 го­да при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук без­бож­ных ре­во­лю­ци­о­не­ров.

☦️
Священномученики Алекса́ндр (Трапицын), архиепископ, Иоа́нн Смирнов, пресвитер, Алекса́ндр Иванов, пресвитер, Иоа́нн Сульдин, пресвитер, Алекса́ндр Органов, пресвитер, Вячесла́в Инфантов, пресвитер, Васи́лий Витевский, пресвитер и Иа́ков Алферов, пресвитер.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 29 ав­гу­ста 1862 го­да в се­мье диа­ко­на Иоан­на Тра­пи­цы­на и его су­пру­ги Клав­дии в се­ле Вол­ме Вят­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, «рас­по­ло­жен­ном в до­лине, по­кры­той пе­ре­лес­ка­ми, при неболь­шой реч­ке Вол­ме… Глав­ным за­ня­ти­ем кре­стьян бы­ло здесь зем­ле­де­лие, но вслед­ствие ма­ло­зе­ме­лья и пло­хой поч­вы мно­гие хо­ди­ли на за­ра­бот­ки… ре­мес­ла­ми же по­чти ни­кто не за­ни­мал­ся» — так опи­сы­ва­ют эти ме­ста ис­то­ри­ки и гео­гра­фы Вят­ки. У ро­ди­те­лей бы­ло во­семь сы­но­вей, трое из них ста­ли свя­щен­ни­ка­ми и один епи­ско­пом.
Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр по­лу­чил в Вят­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, сред­нее — в Вят­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. По окон­ча­нии в 1884 го­ду кур­са се­ми­на­рии он, как один из луч­ших ее вос­пи­тан­ни­ков, был по­слан для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, где обу­чал­ся за ка­зен­ный счет. Окон­чив ака­де­мию в 1888 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, Алек­сандр Ива­но­вич был на­зна­чен на долж­ность над­зи­ра­те­ля в Вят­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В этом же го­ду он же­нил­ся и 23 фев­ра­ля 1889 го­да был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 26 фев­ра­ля — во свя­щен­ни­ка к Все­х­свят­ской церк­ви го­ро­да Вят­ки.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-trapicyn

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 12 ян­ва­ря в 1880 го­да в го­ро­де Ар­да­то­ве Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иоси­фа Суль­ди­на. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Ар­да­тов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. По­сле окон­ча­ния Сим­бир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Иван Иоси­фо­вич 15 ап­ре­ля 1902 го­да был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 9 мар­та 1903 го­да во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Но­вое То­мы­ше­во. С 19 мар­та 1920 го­да он стал слу­жить в Ильин­ской церк­ви в го­ро­де Сыз­ра­ни и вско­ре был на­зна­чен ее на­сто­я­те­лем. У от­ца Иоан­на с су­пру­гой ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей; по­сле рож­де­ния по­след­не­го ре­бен­ка су­пру­га умер­ла, и свя­щен­ник, не остав­ляя по­пе­че­ния о де­тях, еще боль­ше вре­ме­ни стал уде­лять церк­ви. В 1922 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
Отец Иоанн мно­го­крат­но под­вер­гал­ся аре­стам — в 1923, 1924, 1925, 1926 и в 1930 го­дах. Во вре­мя его по­след­не­го аре­ста Ильин­ская цер­ковь бы­ла за­кры­та, и, осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, отец Иоанн, как и боль­шин­ство сыз­ран­ских свя­щен­ни­ков, чьи хра­мы бы­ли за­кры­ты, стал слу­жить в го­род­ском Ка­зан­ском со­бо­ре.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (Иван Ва­си­лье­вич Смир­нов) ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле Но­вая Ра­чей­ка Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Са­мар­ской епар­хии. В 1937 го­ду отец Иоанн был аре­сто­ван вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Алек­сан­дром и дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле Ту­а­рин Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Ор­га­но­ва. С 1894 по 1898 год Алек­сандр Алек­сан­дро­вич слу­жил в 1-й ди­ви­зии 1-го Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка ря­до­вым, а за­тем был на­зна­чен рот­ным пи­са­рем. Вый­дя в от­став­ку, он стал слу­жить в хра­ме пса­лом­щи­ком, в са­мый раз­гар по­сле­ре­во­лю­ци­он­ных го­не­ний при­нял сан свя­щен­ни­ка и за­тем слу­жил в хра­мах Са­мар­ской епар­хии до аре­ста в 1937 го­ду.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1870 го­ду в Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ива­но­ва. В 1888 го­ду Алек­сандр окон­чил Са­мар­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и 22 сен­тяб­ря то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Стю­хи­но Бу­гу­рус­лан­ско­го уез­да. В 1894 го­ду отец Алек­сандр по его прось­бе был пе­ре­ме­щен в се­ло Се­ме­нов­ку то­го же уез­да; с 1902 го­да он стал слу­жить в се­ле Кин­дя­ко­во Са­мар­ско­го уез­да, с 1909-го — в се­ле Кри­вая Лу­ка то­го же уез­да. Все это вре­мя отец Алек­сандр был за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но­при­ход­ски­ми шко­ла­ми в се­лах, где ему при­хо­ди­лось слу­жить. В 1909 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом; с 1912 го­да со­сто­ял по­сто­ян­ным чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та.
В 1930 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, за­клю­чав­шей­ся в про­ти­во­дей­ствии устро­е­нию кол­хо­зов, но отец Алек­сандр все эти об­ви­не­ния, как лож­ные, от­верг. Несмот­ря на это, он был при­го­во­рен к пя­ти го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
По­сле двух лет пре­бы­ва­ния в ссыл­ке здо­ро­вье свя­щен­ни­ка рас­стро­и­лось на­столь­ко, что он не в си­лах стал вы­пол­нять опре­де­лен­ную для него ра­бо­чую нор­му; пе­ре­стал по­лу­чать про­дук­то­вый па­ек и от го­ло­да стал все силь­нее сла­беть. Ви­дя, что ему гро­зит го­лод­ная смерть, он ре­шил бе­жать из ссыл­ки на ро­ди­ну. В июле 1933 го­да свя­щен­ник ку­пил би­лет и сел в по­езд. Из до­ку­мен­тов у него бы­ла толь­ко вы­пис­ка из мет­ри­че­ской кни­ги о рож­де­нии, но все же он бла­го­по­луч­но до­брал­ся до Са­ма­ры. В 1937 го­ду со­труд­ни­ки НКВД сно­ва аре­сто­ва­ли его.

Свя­щен­но­му­че­ник Вя­че­слав ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­мье пи­са­ря Алек­сандра Ин­фан­то­ва. Учил­ся в Ду­хов­ной се­ми­на­рии, по окон­ча­нии ко­то­рой был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В 1930 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли его и про­дер­жа­ли око­ло по­лу­го­да в Са­мар­ской тюрь­ме. В 1937 го­ду он вновь был аре­сто­ван.

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 24 ян­ва­ря 1873 го­да в се­ле Но­вая Би­на­рад­ка Став­ро­поль­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ви­тев­ско­го. Окон­чив Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и до 1921 го­да слу­жил в од­ном из сел Са­мар­ской епар­хии. С 1921 го­да он стал слу­жить в хра­ме в го­ро­де По­кров­ске.
В 1929 го­ду отец Ва­си­лий по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. 25 де­каб­ря 1930 го­да он сно­ва был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Бу­дучи до­про­шен, отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал. По это­му де­лу бы­ло аре­сто­ва­но один­на­дцать че­ло­век — де­вять свя­щен­ни­ков, цер­ков­ный ста­ро­ста и при­хо­жа­нин. Все об­ви­ня­е­мые бы­ли при­го­во­ре­ны к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния и на­прав­ле­ны в раз­лич­ные ла­ге­ря. Отец Ва­си­лий от­прав­лен на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал. В 1933 го­ду Кол­ле­гия ОГПУ по­ста­но­ви­ла от­ца Ва­си­лия «услов­но до­сроч­но» осво­бо­дить. Свя­щен­ник вер­нул­ся в Са­ма­ру и здесь, 30 но­яб­ря 1937 го­да, был вновь аре­сто­ван.

Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Шлам­ка Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иоан­на Ал­фе­ро­ва. До ре­во­лю­ции Яков Ива­но­вич пре­по­да­вал в шко­ле; по­сле ре­во­лю­ции, ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Цер­ковь, при­нял сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Са­мар­ской епар­хии. В 1930 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, при­го­во­ри­ли к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь и от­пра­ви­ли на ка­торж­ные ра­бо­ты на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал. В 1933 го­ду отец Иа­ков вер­нул­ся на ро­ди­ну. При уси­ле­нии го­не­ний в 1937 го­ду он был вновь аре­сто­ван.

Ар­хи­епи­скоп Алек­сандр был об­ви­нен в том, что «объ­еди­нил в Куй­бы­ше­ве всех без­мест­ных по­пов, глав­ным об­ра­зом при­быв­ших из ссы­лок. Этим по­пам со­зда­вал ав­то­ри­тет сре­ди ве­ру­ю­щих… «стра­даль­цев за ве­ру», что ис­поль­зо­ва­лось для ан­ти­со­вет­ской по­встан­че­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ской аги­та­ции. Сам лич­но вел по­гром­но-по­встан­че­скую аги­та­цию».
Ни вла­ды­ка Алек­сандр, ни вер­нув­ши­е­ся из ссы­лок и конц­ла­ге­рей свя­щен­ни­ки, аре­сто­ван­ные вме­сте с ним, не при­зна­ли се­бя ви­нов­ны­ми и от­верг­ли все об­ви­не­ния. 21 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла их к рас­стре­лу.
Ар­хи­епи­скоп Алек­сандр (Тра­пи­цын), свя­щен­ни­ки Иоанн Суль­дин, Иоанн Смир­нов, Алек­сандр Ор­га­нов, Алек­сандр Ива­нов бы­ли рас­стре­ля­ны 14 ян­ва­ря 1938 го­да. Из-за мас­со­во­сти рас­стре­лов осталь­ные свя­щен­ни­ки по­па­ли в сле­ду­ю­щую груп­пу при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу. Свя­щен­ни­ки Вя­че­слав Ин­фан­тов, Ва­си­лий Ви­тев­ский и Иа­ков Ал­фе­ров бы­ли рас­стре­ля­ны 8 фев­ра­ля 1938 го­да.
Все рас­стре­лян­ные свя­щен­но­му­че­ни­ки бы­ли по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание