23 декабря 2023
⏳ 2023.12.23 (сб)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 29я по Пятидесятнице (глас 3й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 23 декабря (10 декабря)
• (Рождественский пост)
• мчч. Мины Калликелада, Ермогена, Евграфа (ок. 313)
• мч. Геме́лла Пафлаго́нянина (ок. 361)
• прп. Фомы Дефуркина (X)
• блжж. Иоанна (1503) и родителей его Стефана (1446) и Ангелины, правителей Сербских
• свт. Иоасафа Белгородского (1754) 📚
• сщмчч. Иакова (Шестакова), Александра (Шкляева), Евграфа (Плетнева), мч. Михаила (Плетнева) (1918)
• сщмчч. Анатолия (Правдолюбова), Александра (Туберовского) 📚, Евгения (Харькова), Константина (Бажанова), Николая (Карасёва), мчч. Петра (Гришина), Евсевия (Тряхова), Михаила (Якунькина), Дорофея (Климашева), Лаврентия (Когтева), Григория (Берденева), мцц. Александры (Устюхиной), Татианы (Егоровой), сщмч. Михаила (Кобозева), прмч. Сергия (Сорокина) (1937)
• сщмчч. Николая (Розова), Алексия (Введенского) (1938)
• испп. Анны (Ивашкиной), Татианы (Бякиревой) (1948), Феклы (Макушевой) (1954)
• прп. Анны (Столяровой) (1958)
☦️
Мученики Ми́на, Ермоге́н и Евгра́ф.
Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305–313).
Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы.
Мощи святых мучеников, брошенные в железном ящике в море, были впоследствии обретены (17 февраля) и перенесены в Константинополь. Император Юстиниан построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. Святой Иосиф Песнописец (память 4 апреля) составил канон в честь святых мучеников.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1088
☦️
Мученик Геме́лл Пафлаго́нянин, Анкирский, Многострадалец.
Святой Гемелл происходил из области Пафлагонской. Услыхав, что император Юлиан Отступник находится в городе галатийском Анкире, он отправился туда и, представ пред царем, безбоязненно обличал его в вероотступничестве и вражде против святой христианской веры. Юлиан пришел в сильный гнев и подверг его жестоким мучением. На Гемелла возложен был железный обруч, до того раскаленный, что от него отлетали горящие искры, и из тела мученика лилась кровь. В таком виде он был отправлен в город Едес, куда прибыл и сам вероотступник. Когда святой мученик приведен был в этот город, ему растерзали раскаленными железными кольями плечи, в голову же его были вбиты железные гвозди; потом растянули его на земле и от ног до головы содрали с него кожу. Наконец он был распят, и ноги его были пригвождены ко кресту. Так скончался сей многострадалец, вознося благодарение Богу.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-gemell-paflagonjanin
☦️
Преподобный Фома́ Дефуркин, игумен.
Преподобный Фома Дефуркин родился в Вифинии. С юных лет полюбил иноческое житие и ушел в один из окрестных монастырей. К тому времени, когда византийский сановник Галоликт основал на реке Сагарисе монастырь, преподобный Фома был уже опытным иноком, и братия избрала его настоятелем новой обители. Отсюда преподобный Фома удалился в пустыню, где долго подвизался в отшельничестве. Многие козни диавола претерпел преподобный в уединении. Господь прославил Своего угодника даром исцелений и прозорливости. Однажды император Лев 6 Мудрый (886–911 гг.) прибыл в обитель к святому Фоме за советом. Не найдя преподобного в обители, император отправил к нему своего посла с письмом. Едва посланник приблизился к жилищу старца, тот уже вынес ему запечатанный ответ, разрешивший сомнения императора. Сведений о преставлении преподобного не сохранилось.
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1090
☦️
Блаженные Иоа́нн, царь Сербский и родители его Стефа́н и преподобная Ангели́на.
Жизнь Сербского правителя Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. После захвата Сербии турками в 1457 году средний сын тогдашнего правителя Сербии Стефан, отличавшийся кротким нравом и прекрасным знанием Священного Писания, отправился в столицу Турции вслед за сестрою, отданной султану Мурату в жены. Однако, узнав, что турки с фанатической жестокостью сожгли Милешевский монастырь, блаженный Стефан встал на защиту Сербии от завоевателей. Когда он женился на Ангелине, дочери Албанского князя, турки угрожали блаженному Стефану и его семье расправой. С женой и тремя детьми он вынужден был скрываться сначала в Албании, а потом в Италии, где блаженный Стефан и скончался.
Блаженная Ангелина перенесла нетленные останки супруга в Купиново. Правителем Сербии в конце XV века стал сын праведных Стефана и Ангелины, блаженный Иоанн. Нетленные мощи праведного Иоанна и его родителей впоследствии прославились многими знамениями.
☦️
Святитель Иоаса́ф Белгородский, епископ.
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский родился 8 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в г. Прилуки Полтавской губернии в семье Андрея Дмитриевича и Марии Даниловны Горленко. В Крещении назван Иоакимом. Однажды его отец увидел на небе Пресвятую Божию Матерь, а у ног Ее склоненного в молитве Иоакима и услышал голос: «Довлеет Ми молитва твоя». В то же мгновение Ангел накрыл ребенка мантией епископа. Отец был потрясен, но забыл увиденное и вспомнил о нем только после кончины сына.
В 1712 году семилетнего Иоакима отдали в Киевскую Духовную Академию. Посещения Киево-Печерской Лавры пробудили в мальчике желание стать иноком. Семь лет будущий святитель испытывал себя и, утвердившись, попросил у родителей благословения на постриг. Отец строго отказал и, чтобы наблюдать за сыном, приставил к нему слугу. В 1725 году тайно от родителей Иоаким принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре. Отец и мать смирились и послали ему свое благословение.
21 ноября 1727 года, после окончания Духовной Академии, инок Иларион принял постриг в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. А через год он был хиротонисан архиепископом Киевским Варлаамом (Вонатовичем) в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской Духовной Академии. После смерти Преосвященного Варлаама Киевской кафедрой управлял архиепископ Рафаил (Заборовский). Необычайные способности молодого подвижника привлекли его внимание, и он поручил ему должность экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и переведен из Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. В том же году его назначили членом Киевской духовной консистории. Деятельность святого Иоасафа в консистории явилась для него хорошей школой: он узнал нужды священнослужителей, деловые качества сочетал с подвигом молитвы и поста и быстро восходил по лествице духовного совершенствования. Об этом свидетельствует его творение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными», а также слова, с которыми он обратился к своей сестре перед кончиной (у святителя было слабое здоровье): «Сестрица, суровые подвиги в начале не дают мне веку дожить!»
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря в г. Лубны, с возведением в сан игумена. Он отдал все силы для благоустройства обители — в прошлом оплота Православия в борьбе с унией. В одном из храмов монастыря покоились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая), который в свидетельство о своем покровительстве несколько раз являлся новому игумену.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года святого вызвали в Москву и по распоряжению Святейшего Синода назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
В обители преподобного Сергия святитель самоотверженно исполнял послушания Церкви (требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. На архиерейской кафедре святитель Иоасаф строго следил за соблюдением благочестия, нравственностью паствы, за правильностью совершения Богослужения, и состоянием храмов, ежегодно объезжал епархию. Однажды он увидел во сне, что в притворе какой-то церкви на груде мусора находится икона Пречистой Божией Матери и услышал голос: «Образ Мой предназначен быть источником благодати, а его выбросили в мусор!» Икону Пресвятой Богородицы, именуемую Песчанской, которую святитель нашел в Вознесенской церкви в предместье города Изюма — Замостье, он приказал поставить в храме и долго молился перед ней. Как-то на собрании духовенства святитель заметил очень старого священника (130-ти лет) и из беседы с ним узнал, что причина томительного долголетия — нераскаянный грех: местный помещик опоздал к Литургии и заставил священника совершить ее вторично, что святыми канонами запрещено. После первого же возгласа священник услышал: «Не дерзай, проклят будешь!» В исступлении несчастный сказал: «Сам ты проклят!» — и продолжил Литургию. Святитель ужаснулся и сказал: «Ты проклял Ангела Хранителя святого места, которые всегда находятся в тех местах, где стоят церкви, и это причина твоего долголетия». Святитель взял походную церковь и отправился с покаявшимся священником в поле, на место бывшей церкви, благословил его отслужить Литургию и во время ее совершения усердно молился, преклонив колени. По окончании Литургии священник прочитал после отпуста молитву праведного Симеона Богоприимца. Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Примиренный с Богом и совестью, старец припал к подножию престола и скончался.
Однажды в комнате одного священника святитель почувствовал неизъяснимый трепет. На полке между цветочными горшками он нашел в бумажке Святые запасные Дары. Коленопреклоненно всю ночь он молился перед святыней, а утром лишил недостойного пастыря сана.
Святитель Иоасаф тщательно скрывал свою внутреннюю жизнь. Он стяжал благодатный молитвенный дар слез и при каждом бое часов читал молитву: «Буди благословен день и час, в оньже Господь наш Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада». Письма к матери свидетельствуют о нежности сердца архипастыря, перед строгостью которого трепетала вся епархия. Он покупал и сам колол дрова для бедных вдов и сирот. Тайно оказывал денежную помощь: в ночь на Рождество из-за болезни келейника сам разнес ее и, неузнанный, был избит своим привратником, которого простил, одарил, но заставил молчать. Постоянно кормил бедняков, посылал пищу заключенным в тюрьмах.
В июле 1754 года святитель в последний раз посетил родительский дом. Выйдя из экипажа, поклонился отцу в ноги. Узнав, что храм, строившийся родственниками, не завершен, он заставил брата поспешить и достроить придел. Распорядился, чтобы просфоры выпекали только из белой муки. Затем посетил Мгарский монастырь и отправился в обратный путь, но до кафедрального города не доехал. Изнемогая от болезни, святитель Иоасаф остановился в загородном архиерейском имении Грайворон. На смертном ложе он предсказал своему келейнику Василию, что он будет диаконом, а священником не станет. Так и случилось. После соборования, исповеди и причащения Святых Христовых Таин 10 декабря 1754 года святитель Иоасаф скончался. Тело почившего привезли в Белгород, плач и рыдания народа заглушали пение. После епископа осталось только 70 копеек. Хоронили его на средства архиерейского дома. Преосвященный Иоанн Переяславский задержался и прибыл только в феврале, а святитель Иоасаф лежал в открытом гробу до погребения, и тление не коснулось его. Похоронили святителя в Троицком соборе 23 февраля. Через два года его святые мощи были обнаружены нетленными. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-belgorodskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgorodskij/
• Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными
• Молитва святителя Иоасафа Белгородского
• Слово о любви к Богу
• Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа
☦️
Священномученик Иа́ков Шестаков, пресвитер.
Яков Васильевич Шестаков — священник, краевед, писатель, издатель — родился 28 апреля 1858 года в селе Камасино Пермского уезда Пермской губернии в семье священника. В 1873 году Яков Васильевич окончил Духовное училище, в 1879 году — Пермскую Духовную семинарию по 1-му разряду. С 1879 года Шестаков был учителем и законоучителем в Редикорском земском училище Чердынского уезда Пермской губернии, с 1881 года — в Юксеевском пермяцком (инородческом) училище того же уезда.
В 1887 года Яков Васильевич был рукоположен во иерея к церкви села Новотуринского (Токовая) Верхотурского уезда Пермской губернии, был законоучителем в местной школе. В 1888 году отец Иаков переведен в церковь села Хохловка, преподавал в Хохловском Духовном училище.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-shestakov
…
Отец Иаков Шестаков много путешествовал по русским городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых был. Эти записи и впечатления стали материалом для его воспоминаний «Летопись отца Иакова Компинского». Кроме того, священник был прототипом героя романов М. А. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков».
Неоднократно отец Иаков посещал Соликамск, сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее), по заказу отдела написал «Исторический путеводитель по Соликамску» (1917). В декабре 1918 года в Соликамске священник был арестован красноармейцами. Его вывезли за 10 верст от села Хохловка Оханского уезда, расстреляли и добили штыками. Сохранились свидетельства, что он был похоронен на Хохловском кладбище.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Шкляев, пресвитер.
Протоиерей Александр Шкляев служил настоятелем Воскресенской церкви города Соликамска (по другим сведениям он был священником в храме Рождества Пресвятой Богородицы). Во время массовых репрессий в Пермском крае священномученик Александр был расстрелян красноармейцами близ Перми.
☦️
Священномученик Евгра́ф, пресвитер и мученик Михаил Плетневы.
Священномученик Евграф родился 6 декабря 1868 года в семье священника. В 1890 году Евграф Иванович закончил Пермскую Духовную семинарию и в сентябре того же года был рукоположен во иерея. До августа 1891 года отец Евграф служил в Красноуфимском уезде Пермской губернии. В это время он также был законоучителем 2-классного министерского и 3-го народного училищ. Потом отца Евграфа перевели в Богородице-Владимирскую церковь Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (Пермская губерния, город Кунгур), где он прослужил до 23 мая 1900 года, одновременно будучи законоучителем Кунгурских училищ. За усердную службу отец Евграф был награжден набедренником в 1894 году и скуфьей в 1899 году.
Отец Евграф был женат на Любови Николаевне, дочери священника. В семье было четверо детей: Николай (род. 10.11.1891 г.), Ольга (род. 08.07.1894 г.), Михаил (род. 11.11.1897 г.), Борис (род. 17.05.1900 г.)
В мае 1900 года отец Евграф, уже в сане протоиерея и в должности благочинного, стал служить в Спасо-Преображенской церкви города Чердынь Пермской губернии. В это время он также был депутатом по судебным делам, делопроизводителем Епархиального Училищного совета и законоучителем Чердынского приходского училища и низшей ремесленной школы.
В 1918 году протоиерей Евграф был арестован вместе с сыном Михаилом. По свидетельствам очевидцев ареста отца Евграфа, военный руководитель Чердынского уезда Фриц Аппога окунал его в прорубь на реке Колве. В декабре 1918 года священник был осужден Пермской ГубЧК за контрреволюционную агитацию и приговорен к расстрелу. 23 декабря 1918 года священномученик Евграф Плетнев был расстрелян в Перми вместе с сыном.
☦️
Священномученик Анато́лий Правдолюбов, пресвитер.
Священномученик Анатолий родился 6 апреля 1862 года в селе Давыдово Касимовского уезда Рязанской губернии в многодетной семье священника Авдия Семеновича Правдолюбова и супруги его Екатерины Ивановны (урожд. Пальмовой). Вскоре после рождения седьмого ребенка Екатерина Ивановна умерла, и воспитание детей легло на плечи отца. Когда все дети были устроены в жизни, и младшая дочь вышла замуж, отец Авдий принял монашеский постриг с именем Антоний в рязанском Троицком монастыре.
15 июня 1882 года Анатолий Авдеевич окончил полный курс Рязанской духовной семинарии с аттестатом I разряда. С 1 сентября 1882 года по 16 января 1886 года состоял учителем Давыдовского земского училища Касимовского уезда. В 1886 году он переехал в Касимов, где женился на дочери настоятеля Покровской церкви села Маккавеево протоиерея А. Ф. Дмитриева Клавдии Андреевне. Впоследствии в этом счастливом браке родилось восемь сыновей и четыре дочери. Сын протоиерея Анатолия и матушки Клавдии так же, как и отец, впоследствии принял мученический венец — это священномученик Сергий Правдолюбов. С 16 января 1886 года по апрель 1894 года Анатолий Авдеевич был учителем приготовительного класса Касимовского духовного училища.
20 февраля 1892 года архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) он был рукоположен во священника к церкви села Змиевка Данковского уезда Рязанской губернии.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-pravdoljubov
☦️
Священномученик Алекса́ндр Туберовский, пресвитер.
Священномученик протоиерей Александр Михайлович Туберовский родился в семье священника в селе Макавеево, Касимовского уезда Рязанской губернии 8 марта 1881 года. В 1896 году он окончил Касимовское Духовное училище, а в 1902 году — Рязанскую Духовную Семинарию. Через год он поступает вольнослушателем в Московскую Духовную Академию, и с 16 августа 1907 года становится её профессорским стипендиатом. 28 августа 1907 года его назначают преподавателем Калужской Духовной Семинарии по предметам основного, догматического и нравственного богословия.
11 октября 1917 года Александр Михайлович защищает диссертацию «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Это была единственная работа, написанная богословом новейшего времени, посвящённая главному догмату Христианской Церкви. Защита этого труда началась 1 сентября 1915 года и вызвала самый острый за всю историю М. Д. А. диспут. В нём принимали участие все ведущие богословы того времени, включая профессора Митрофана Димитриевича Муретова, составившего отзыв и являвшегося в то время «единственной живой связью молодой Академии с Академией старой», и священномученика отца Павла Флоренского (память 25 ноября).
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-tuberovskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tuberovskij/
• [Рец. на:] Имельс, проф. Воскресение Иисуса Христа
• Воскресение Христово
• К учению о Логосе (Библиографическая заметка)
• Новости западной догматики
• Внутренний свет [Толкование слов «свет, который в тебе» (Мф. 6:23; Лк:11, 35)]
• Обновление человечества: [Вступительная лекция]
• Посвящение
• Сладость бытия: (Против самоубийства)
• Ценность религии
☦️
Священномученик Евге́ний Харьков, пресвитер.
Священномученик Евгений родился 1 декабря 1891 года в селе Бетино Касимовского уезда Рязанской губернии в семье диакона Казанской церкви Иакова Николаевича Харькова его супруги Ольги Афанасьевны. Первоначальное духовное образование Евгений Яковлевич получил в Касимовском училище, а в 1912 году закончил полный курс Рязанской семинарии. По окончании семинарии он до 1914 года служил заштатным псаломщиком в родном селе Бетино. В клировых ведомостях церквей Касимове 1915 год нигде не прослеживается церковного служения Евгения Харькова. Видимо, с началом Первой мировой войны, в которой участвовала Россия, он считал своим священным долгом, несмотря на духовное происхождение и образование, встать в ряды защитников Отечества. Священного сана он еще тогда не имел и ему канонически не возбранялось взяться за оружие для защиты своей Православной державы. Об этом мы можем сделать вывод потому, что в 1919 году он закончил воинскую службу в чине штабс-капитана Белой армии адмирала Колчака. Трагические события тех лет привели Евгения Яковлевича к выводу, что в такой ситуации Россию может спасти только Милость Божия. И он решает вернуться к изначально выбранному им жизненному пути — начать пастырское служение и смиренной молитвой водворять мир в людских душах.
Видимо, с учетом прошлого служения в рядах Белом армии и для проверки его лояльности Советской власти его уже в священном сане дважды арестовывали. Первый раз в 1929 году на два месяца и в 1932 году на три месяца. Местом его служения была все та же Казанская церковь.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evgenij-harkov
☦️
Священномученик Константин Бажанов, пресвитер.
Протоиерей Константин Бажанов родился 3 июня 1879 года в селе Селищи Касимовского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Алексеевича Бажанова и его жены Татианы Исмайловны. В 1900 году окончил полный курс Рязанской духовной семинарии и в августе того же года определен учителем Карамышевской двухклассной школы. 14 октября 1902 года Преосвященным Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, определен на священническое место к церкви села Колесниково и 24 ноября того же года рукоположен во священника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-bazhanov
☦️
Священномученик Николай Карасёв, пресвитер.
Священномученик Николай родился 23 апреля 1901 года в селе Гусевский Погост Касимовского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина-плотника Никиты Николаевича Карасева и его жены Екатерины Васильевны. Закончил учительскую школу. До революции Николай Никитович числился служащим, совмещая повседневные труды и заботы с посильным служением в местной церкви в качестве певчего и псаломщика. В 1920-е годы он был рукоположен во диакона к местной Преображенской церкви и долгое время, несмотря на гонения, усиливавшиеся из года в год, добросовестно исполнял церковное послушание.
Государство, объявившее войну Православной Церкви, пыталось всячески дискредитировать в первую очередь добросовестных и усердных священно-церковнослужителей. Отец Николай в первый раз был арестован органами НКВД в 1935 году по подозрению в поджоге леса, но за отсутствием доказательств через месяц его освободили.
В 1937 году в семье отца Николая и супруги его Марии было трое детей: сын Василий девяти лет, дочери Нина и Александра — четырнадцати и десяти лет. Личное хозяйство его семьи состояло из дома с надворными постройками да одной коровы.
Во священника отец Николай был рукоположен незадолго до ареста, который последовал 27 сентября 1937 года.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-karasev
☦️
Мученик Петр Гришин.
Петр Гришин родился в 1870 году, проживал в Бельковском районе Рязанской области. 6 ноября 1937 он в числе 27 человек был арестован и заключен сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора. Мученик Петр проходил по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937 г.» 6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области он был обвинен по ст. 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР в активном участии в «к/р повстанческо-террористической организации, вел среди населения пораженческую агитацию и высказывал террористические настроения». Из 27 человек, проходивших по этому делу, 23 человека, в том числе и мученик Петр, были приговорены в высшей мере наказания и расстреляны.
☦️
Мученик Евсе́вий Тряхов.
Евсевий Андреевич Тряхов родился в 1870 году в селе Забелино Касимовского уезда Рязанской губернии. Первый раз он был арестован в 1931 году, осужден по статье 61 УК РСФСР и приговорен к 1 году лишения свободы. На момент второго ареста, который произошел 21 сентября 1937 года, Евсевий Андреевич проживал с женой 62-х лет, занимался кустарным трудом на дому. На следствии виновным себя Евсевий Тряхов не признал, но 6 декабря 1937 года тройка при УНКВД СССР по Рязанской области вынесла ему обвинение: «активный участник к/р повстанческо-террористической организации, вел среди населения пораженческую агитацию и высказывал террористические настроения» и приговорила к расстрелу.
☦️
Мученик Михаил Якунькин.
Мученик Михаил родился 7 ноября 1878 года в д. Петрушево Касимовского уезда Рязанской губернии. Деревня Петрушево своего храма не имела, и жители ее входили в состав Погостинского прихода. В детстве Михаил закончил трехклассную сельскую школу. Родом из крепких крестьян-земледельцев, которые во все века на Руси создавали свое земное благополучие упованием на Бога да усердными трудами на земле — матушке. Кроме того, в роду Якунькиных с незапамятных времен всегда были и кузнецы. Не обделен был талантом и здоровьем сам Михаил Иванович. В то время в округе он считался одним из лучших кузнецов. По его стопам пошли и два его сына — Гавриил и Павел, которые также работали один молотобойцем, а другой кузнецом в разных местах Касимовского уезда. Хозяйство Михаила Ивановича и супруги его Марфы было, по понятиям русского крестьянина небогатое. Они имели дом с надворными постройками, лошадь, две коровы и одну свиноматку. Оба сына были женаты, и в доме Михаила Ивановича жили две его снохи — Александра и Ирина. Но в то время и такое хозяйство было объявлено кулацким и конфисковано. После раскулачивания Михаил Иванович, его супруга Марфа и обе снохи вынуждены были пойти на работу в колхоз. Крестьянство облагалось немыслимыми госналогами, а следствием неуплаты было возбуждение уголовного дела. Так, Михаил Иванович был впервые судим в 1932 году «как злостно уклоняющийся от государственных платежей» и шесть месяцев провел в тюрьме.
Несмотря ни на что, Михаил Иванович остался верен Богу и Церкви. В 1930-1934 гг. он был членом церковного совета Погостинской церкви.
21 сентября 1937 года последовал второй арест. Михаила Ивановича обвинили в участии в контрреволюционном кулацком восстании 1918 года, хотя ранее он заявил, что в момент восстания был дома. постановлением «тройки» при УНКВД СССР по Рязанской области от 6 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10-11 Михаил Иванович Якунькин был приговорен к расстрелу.
☦️
Мученик Дорофе́й Климашев.
Мученик Дорофей родился 22 июня 1869 года в деревне Полухтино Касимовского уезда Рязанской губернии. Происходил Дорофей Алексеевич из крестьян середняков-единоличников кустарей, а ремеслом он владел самым необходимым — сапожным. Деревня Полухтино входила в состав Погостинского прихода, и Дорофей Алексеевич был членом церковного совета. Кроме кустарного промысла, он имел небольшое личное хозяйство, состоявшее из лошади и коровы. В 1932 году за неуплату твердого задания все имущество Дорофея Алексеевича и его семьи было изъято в колхоз.
В семье Дорофея Алексеевича, кроме жены Василисы, был еще сын Василий и сноха Мария, которые после раскулачивания вынуждены были пойти на работу в колхоз. Председатель сельского совета, видя глубокое религиозное чувство простого сельского сапожника, в справке для райотдела НКВД характеризует Дорофея Алексеевича как «враждебно настроенного к Соввласти, ведущего деятельность по распространению провокационных слухов на вождей государства и правительства, а также порочащего новую конституцию».
Арестован и допрошен Дорофей Алексеевич был 27 сентября 1937 года. На допросе мученик все отрицал и не произнес ни одного слова в отношении кого-либо из других обвиняемых. 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» УНКВД СССР по Рязанской области, вместе с другими подсудимыми, Дорофей Алексеевич Климашев был приговорен к расстрелу.
☦️
Мученик Лавре́нтий Когтев.
Мученик Лаврентий родился в 1880 году в деревне Забелине Касимовского уезда Рязанской губернии, где постоянно и проживал. Семья его состояла из 58-летней супруги и тринадцатилетнего сына. Лаврентий Дмитриевич занимался хлебной торговлей, но после раскулачивания стал инженером на пристани «Забелино». В 1933 году Лаврентий Дмитриевич был первый раз осужден за контрреволюционную деятельность на три года лишения свободы и наказание отбыл полностью.
В сентябре 1937 года он был арестован по подозрению в участии в повстанческо-террористической группе, якобы действовавшей на территории Касимовского уезда. «Тройкой» при УНКВД СССР по Рязанской области 6 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10-11 Лаврентий Дмитриевич Когтев был приговорен к расстрелу.
☦️
Мученик Григо́рий Берденев.
Мученик Григорий родился 24 января 1890 года в селе Погост Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. В детстве окончил трехклассную сельскую скую школу и по обычному уделу крестьянских детей смолоду начал трудовую деятельность, сначала в семье своего отца. Во время Первой мировой войны, с 1914 до 1918 год, Григорий Иванович воевал в Царской армии. В возрасте 30 лет он обзавелся своим семейством, женившись на крестьянке Елене Никитичне. Господь даровал супругам Берденевым троих детей: Николая (1926 г. р.), Зинаиду (1930 г. р.) и Клавдию (1932 г. р.).
Хозяйство Григория Ивановича было небогатым: дом с надворными постройками, коза, две овцы да корова. Кроме того, он от отца перенял плотницкое мастерство и работал на Погостинской судоверфи токарем по дереву и плотником. Также по отцовской линии он числился и славился на всю округу как хороший кустарь-сапожник. В общем, мастером Григорий Иванович был на все руки: и земледелец, и плотник, и сапожник. Вряд ли закончивший хотя бы три класса сельской школы председатель сельского совета в справке в РО НКВД характеризовал Григория Ивановича такими словами (орфография подлинника): «…был активный заядлый цырковник вот вы Бога ниверите и ничего все нет и нибудет приетой советской власте». Изумительная, блестящая характеристика для верующего человека, хотя и дошла до нас в виде доноса. В обвинительном заключении он также характеризуется как «активный церковник».
Будучи обвиненным по делу о повстанческой организации, Григорий Иванович был арестован 6 ноября 1937 года. На единственном допросе вины своей ни по одному пункту обвинения не признал и никого не оговорил. 6 декабря 1937 года Григорий Берденев был приговорен к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.
☦️
Мученица Александра Устюхина.
Мученица Александра родилась в 1882 году в селе Гусь-Железный Касимовского уезда Рязанской губернии в семье рабочего. Окончила сельскую школу, затем, овладев мастерством портнихи, шила по индивидуальным заказам на дому.
С 1930 года Александра Потаповна — человек глубоко верующий и одинокий — все силы отдала церковному послушанию, будучи председателем церковного совета Троицкой церкви села Гусь-Железный. Единственной близкой ее родственницей была младшая сестра Анна Потаповна, пенсионерка. В хозяйстве у них был всего дом да одна корова.
В 1935 году Александра Устюхина подверглась аресту, осуждению и трехмесячному заключению в тюрьму за «самоуправство», которое выразилось в том, что она отказалась отдать ключи от храма комиссии по закрытию церквей. Несмотря на арест Александры Потаповны, храм тогда удалось отстоять.
29 сентября 1937 года она снова была арестована как «участница повстанческо-террористической организации». Категорически отвергла все лживые обвинения, но 6 декабря 1937 года была приговорена к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.
☦️
Мученица Татиа́на Егорова.
Татьяна Прокопьевна Егорова родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Грамоте обучиться ей так и не пришлось, но до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. Муж ее, Василий Анисимович, и два сына, Иван да Федор, уехали на заработки в Москву. Поводом к их отъезду послужило то, что в 1932 году за невыполнение «твердого задания» продналога все хозяйство Егоровых было конфисковано, а они исключены из колхоза. Сельским советом и обвинительным заключением следственного дела Татьяна Прокопьевна характеризуется как «активная церковница». Арестована она была 6 ноября 1937 года.
Следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной участницей контрреволюционной повстанческой организации. Очень характерен последний ответ на допросе этой немолодой уже 58- летней крестьянки, которая всю жизнь была верна Богу и Церкви и увенчала христианский жизненный путь мученическим венцом: «Еще раз повторяю, что в организации я не состояла и среди населения контрреволюционную агитацию не вела, а также провокационных слухов о войне и о гибели Соввласти никому не говорила. Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова».
«Тройка» УНКВД по Рязанской области постановлением от 6 декабря 1937 года приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу по ст. 58 п. 10-11.
☦️
Священномученик Михаил Кобозев, Благиевский, пресвитер.
Одним из тех, кто попал под молох сталинских репрессий, был священник Михаил Иоаннович Кобозев, отдавший более двух десятилетий своей жизни служению в Вознесенской церкви Раненбурга. В 30-е годы северная часть Раненбургского уезда была выделена в самостоятельную единицу — Ново-Деревенский район Рязанской области с центром в посёлке Александро-Невский. В страшном 1937-м протоиерей Михаил Кобозев возглавлял здесь небольшой приход в селе Благие.
…
Родился Михаил Кобозев 4 февраля 1874 года в селе Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии. Его родителями были диакон церкви Преображения Иоанн Львович и Мария Гавриловна Кобозевы. Крещён он был в той же церкви уже 5 февраля. Его восприемниками были брат и сестра отца — Дмитрий и Мария Кобозевы.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-kobozev-blagievskij
☦️
Преподобномученик Се́ргий (Сорокин), иеромонах.
Преподобномученик Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин) родился в 1900 году в городе Скопине в Рязанской губернии в семье жестянщика. С раннего возраста Николаю и его трем сестрам благочестивые и богобоязненные родители привили любовь к Богу, к храму, к молитве. Николай выбрал самый трудный и тернистый путь духовного служения — монашество. По благословению родителей Николай в 1918 г. поступил в Пронский Спасо-Преображенский монастырь в городе Скопине. Однако через шесть месяцев монастырь был закрыт богоборческой властью и Николай возвратился домой, откуда его призвали в красную армию. Три с половиной года он прослужил в красной армии солдатом. В 1922 году, после окончания военной службы, Николай Иванович поехал в Абхазию, в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, где принял монашеский постриг в честь прп. Сергия Радонежского. Но и этот монастырь был закрыт в 1924 году. После закрытия монастыря большинство Ново-Афонских монахов поселились в долине Псху недалеко от Нового Афона. В 1928 г. монах Сергий (Сорокин) вернулся в Рязанскую губернию и был рукоположен во иеромонаха архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием (Масловским).
…
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-sorokin
☦️
Священномученик Николай Розов, пресвитер.
Священномученик протоиерей Николай Розов родился в 1892 году в селе Воронье в Костромской губернии в семье почтового служащего. После окончания Ярославской Духовной Семинарии он служил псаломщиком, а в 1916 году был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженскому собору города Романово-Борисоглебска в Ярославской губернии. Через год отец Николай перешел служить в Воскресенский собор. В 1930 году он был награжден саном протоиерея, а в 1938 году арестован.
Прежде всего отца Николая обвинили в «сильном влиянии» на прихожан, чем «добился большой посещаемости» храма. Действительно, авторитет священника был очень велик и не умалился после ареста. Староста Воскресенского собора, предупрежденный о том, что дальше работать в церкви опасно, ответил, что «его духовник — духовный отец Розов (бывший настоятель собора) завещал не оставлять собор до его закрытия, и это завещание он должен выполнить как верующий человек, никакие репрессии его остановить не могут, чтобы он оставил свой пост». Кроме того, отец Николай обвинялся в подрывной деятельности, состоявшей в произнесении проповедей, обличавших безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в «привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины», «отвлечении от всего советского», в «призывах ко крещению», в распространении церковной литературы, воспитанию детей в религиозном духе, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий и так далее. Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов квалифицировалось как антисоветский выпад; совершение треб на дому — как «действенное оружие против безбожия и коммунизма»; молитва о дожде рассматривалась как «использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии»; посещаемость храмов доказывала работу по разложению колхозов.
Протоиерея Николая Розова приговорили к 8 годам лагерей. Под следствием он находился в Ярославской тюрьме, где его подвергли жестоким истязаниям. Священник не подписал никаких показаний. В октябре 1938 года он прибыл в лагерь в поселке Катомыш под Соликамском. 23 декабря того же года священномученик Николай Розов скончался.
☦️
Священномученик Алекси́й Введенский, пресвитер.
Священномученик Алексий родился 16 мая 1890 года в селе Данилово Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Григория Введенского. В 1904 году Алексей Григорьевич окончил Донское Духовное училище, в 1911 году — Московскую Духовную семинарию. В годы обучения в семинарии отец Алексий посещал иеромонаха Варнаву (Меркулова), а позже — старца Ипполита, духовника разогнанной братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
По окончании семинарии Алексей Григорьевич был назначен учителем в школу в селе Левково Дмитровского уезда Московской губернии.
В 1912 году Алексей Григорьевич женился на выпускнице Филаретовского епархиального женского училища Елене Александровне Воскресенской. В 1913 году умер священник в селе Левково, на его место к Ильинской церкви был рукоположен во священника Алексей Введенский. Впоследствии отец Алексий был возведен в сан протоиерея, а в 1936 году награжден палицей.
С приходом безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1930 году у отца Алексия были отняты дом и имущество. Отец Алексий вместе с супругой и двумя детьми перебрался в деревню Самаровка Болшевского района Московской области. Некоторое время он служил в храме Рождества Богородицы в селе Костино.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-vvedenskij-presviter
☦️
Исповедница Анна Ивашкина.
Анна Поликарповна Ивашкина родилась в 1894 году в селе Левино Касимовского уезда Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье. После того, как Анна была брошена мужем вскоре после свадьбы, она по совету блж. Матроны Анемнясевской вышла замуж за вдовца с тремя детьми.
В 1934 году после закрытия ближайшего храма в селе Шеенки Анна Поликарповна организовала молитвенный дом, затем односельчане стали собираться для молитвы в разных домах, чтобы не вызвать подозрений у представителей советской власти. Ночью 6 ноября 1937 года Анна Ивашкина была арестована как «активная церковница» по обвинению «в организации деревенской общественной молитвы» и вместе со всеми отправлена в Рязань. 6 декабря 1937 года исповедница Анна была приговорена к 10 годам ИТЛ. Отбывала наказание в разных лагерях. 6 ноября 1947 года в Ташкенте истек срок ее заключения, но тяжелая болезнь сердца, дистрофия и дизентерия не позволили ей выйти на свободу: почти три месяца Анна Поликарповна Ивашкина пролежала в лагерной больнице, где и скончалась.
☦️
Исповедники Татиа́на Бякирева и Фе́кла Макушева.
Фекла Макушева родилась в 1901 году, Татьяна Бякирева — в 1890 году. 6 ноября 1937 они в числе 27 человек были арестованы и заключены сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора. Исповедницы Фекла и Татиана проходили по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937 г.». 6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области они были обвинены в том, что являлись «активными участницами к/р повстанческо-террористической организации, вели среди населения пораженческую агитацию и высказывали террористические настроения». Фекла Макушева и Татиана Бякирева, так же, как Анна Ивашкина и Евдокия Мартишкина, были приговорены к 10 годам ИТЛ, остальные 23 человека, проходившие по этому делу, были расстреляны.
☦️
Преподобная Анна (Столярова), схимонахиня.
XX век — тяжелый для Православной Церкви — вписал тысячи новых имен в Собор Российских святых. Это новомученики и исповедники, которые в страшные годы гонений на веру не побоялись открыто исповедать Христа, фактически повторив подвиг святых мучеников первых веков Христианства. 23 декабря празднуется память почти двадцати рязанских подвижников, пострадавших за веру в разные годы XX столетия. Среди них — схимонахиня Анна (в миру Столярова Анисия Гуреевна, род. 12.01.1895), исповедница, подвизавшаяся в селе Срезнево Шиловского района.
Духовная дочь священномученика Филарета Срезневского, она долгие годы была хранительницей чудотворной иконы Божией Матери «Споручница Грешных», которая до сих пор находится в Казанском храме Срезнева. Вскоре отца Филарета арестовали, обвиняя в антисоветской агитации, а следом за ним были отправлены в концлагеря матушка Анна и священник Сергий Сорокин, клирик Казанской церкви. Через 3 года они вернулись в Срезнево, но вскоре последовал новый арест. Подвижнице много пришлось пострадать в лагерях и пересылках: она отбывала срок в Казахстане, на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Сибири. Но долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно. В 1942 году она умирала в концлагере от истощения и попросила священника из заключенных исповедовать и причастить ее. Он, обладая даром прозорливости, поведал ей о том, что ему самому открыл Господь: монахиня останется в живых, выйдет из лагеря, встретит на своем жизненном пути девицу Марию и через несколько лет после освобождения скончается у нее на руках. Все предсказанное сбылось. Матушка Анна вернулась в Срезнево в 1950 году и восемь лет служила при храме вместе с другими монахинями. Они жили по монастырскому уставу. Во всем была строгость и вместе с тем истинная христианская любовь. Господь открыл матушке духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Заболела матушка внезапно и через три месяца умерла на руках у одной из послушниц — Марии, которая в скором времени приняла постриг с именем Мариамна и стала хранительницей чудотворной Срезневской иконы.
Монахиня Мариамна скончалась недавно — весной 2008 года, через 5 лет после прославления в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских схимонахини Анны. Мощи преподобноисповедницы Анны находятся в Казанском храме села, где она подвизалась.