⏳ 2023.12.18 (пн)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 29я по Пятидесятнице (глас 3й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
18 декабря (5 декабря)
• (Рождественский пост)
• мч. Анастасия Аквилейского (IV)
• прпп. Карио́на и Захарии (IV)
• прп. Саввы Освященного (532)
• свт. Гурия Казанского (1563)
• сщмч. Илии (Четверухина) (1932)
• прмч. Геннадия (Летюка) (1941)
• исп. Сергия (Правдолюбова) (1950) 📚


☦️
Мученик Анаста́сий Аквилейский, Салонский.
Свя­той му­че­ник Ана­ста­сий жил в III ве­ке в го­ро­де Ак­ви­лее (Се­вер­ная Ита­лия). За мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность в го­ро­де Са­лоне (Дал­ма­ция) он был схва­чен и при­ве­ден к су­дье. От­важ­но и без ко­ле­ба­ний ис­по­ве­дал му­че­ник Ана­ста­сий Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом и Твор­цом всей тва­ри. Ре­ше­ни­ем су­да он был при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни. Те­ло свя­то­го Ана­ста­сия языч­ни­ки бро­си­ли в мо­ре. Пра­вед­ная хри­сти­ан­ка, бо­га­тая мат­ро­на Ас­ка­ло­пия об­ре­ла те­ло му­че­ни­ка Ана­ста­сия и с по­че­стя­ми по­греб­ла в сво­ей до­маш­ней церк­ви. Мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка озна­ме­но­ва­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/933

☦️
Преподобные Карио́н монах и сын его Заха́рия.
Пре­по­доб­ный Ка­ри­он жил в од­ном из еги­пет­ских ски­тов в IV ве­ке. В ми­ру у него оста­лись же­на и двое де­тей. Ко­гда в Егип­те на­сту­пил го­лод, же­на пре­по­доб­но­го Ка­ри­о­на при­нес­ла к ски­ту де­тей и по­жа­ло­ва­лась на ни­ще­ту и труд­но­сти жиз­ни. Свя­той взял се­бе сы­на, а дочь от­дал ма­те­ри.
Он вос­пи­ты­вал свя­то­го За­ха­рию в ски­ту, и всем бы­ло из­вест­но, что это его сын. Но ко­гда от­рок вы­рос, мо­на­стыр­ская бра­тия ста­ла роп­тать. То­гда отец и сын ушли в Фива­и­ду. Но и там их пре­сле­до­ва­ло неудо­воль­ствие ино­ков. То­гда свя­той За­ха­рия по­шел к ядо­ви­то­му озе­ру, по­гру­зил­ся до нозд­рей в во­ду и про­был в ней час. Ли­цо и те­ло его по­кры­лись стру­пья­ми, слов­но у про­ка­жен­но­го, и да­же отец ед­ва узнал его. Но ко­гда пре­по­доб­ный За­ха­рия при­ча­щал­ся, о нем бы­ло от­кры­то свя­то­му пре­сви­те­ру Ис­и­до­ру, и он ска­зал: «Ча­до, в про­шлое вос­кре­се­нье ты при­ча­щал­ся, как че­ло­век, а ныне, как Ан­гел».
По­сле смер­ти от­ца, пре­по­доб­ный За­ха­рия стал под­ви­зать­ся вме­сте с пре­по­доб­ным Мо­и­се­ем Му­ри­ном (па­мять 28 ав­гу­ста). «Что мне де­лать, чтобы спа­стись?», – спро­сил пре­по­доб­ный Мо­и­сей. Услы­шав это, пре­по­доб­ный За­ха­рия пал к его но­гам и ска­зал: «Ты ли ме­ня спра­ши­ва­ешь; от­че!» «По­верь мне, ча­до За­ха­рия, – убеж­дал его пре­по­доб­ный Мо­и­сей, – я ви­дел, как на те­бя со­шел Дух Свя­той, и толь­ко по­то­му и спро­сил те­бя». То­гда пре­по­доб­ный За­ха­рия снял с го­ло­вы ку­коль, по­ло­жил у сво­их ног и, по­прав его, ска­зал: «Ес­ли не со­трет­ся так че­ло­век, не мо­жет быть мо­на­хом». При его кон­чине пре­по­доб­ный Мо­и­сей спро­сил: «Что ви­дишь, брат?» «Не луч­ше ли мол­чать, от­че?», – от­ве­тил пре­по­доб­ный За­ха­рия. «Ей, ча­до, мол­чи», – со­гла­сил­ся пре­по­доб­ный Му­рин. Ко­гда ду­ша пре­по­доб­но­го За­ха­рии раз­лу­ча­лась с те­лом, свя­той ав­ва Ис­и­дор, под­няв взор к небу, ска­зал: «Ве­се­лись, ча­до мое За­ха­рие, ибо те­бе от­верз­лись вра­та Цар­ствия Небес­но­го». Пре­по­доб­ный За­ха­рия скон­чал­ся в кон­це IV ве­ка и был по­гре­бен в ски­ту.

☦️
Преподобный Са́вва Освященный, Муталаскский, игумен.
Пре­по­доб­ный Сав­ва Освя­щен­ный ро­дил­ся в V ве­ке в Кап­па­до­кии, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье Иоан­на и Со­фии. Его отец был во­е­на­чаль­ни­ком. Уехав по де­лам служ­бы в Алек­сан­дрию, он взял с со­бой же­ну, а пя­ти­лет­не­го сы­на оста­вил на по­пе­че­ние дя­ди. Ко­гда маль­чи­ку шел вось­мой год, он по­сту­пил в на­хо­див­ший­ся по­бли­зо­сти мо­на­стырь свя­той Фла­виа­ны. Ода­рен­ный ре­бе­нок ско­ро на­учил­ся чи­тать и хо­ро­шо изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. На­прас­но ро­ди­те­ли уго­ва­ри­ва­ли свя­то­го Сав­ву вер­нуть­ся в мир и всту­пить в брак.
В 17 лет он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и так пре­успел в по­сте и мо­лит­вах, что был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ний. Про­ве­дя де­сять лет в оби­те­ли Фла­виа­ны, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, а от­ту­да в оби­тель пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го. Но пре­по­доб­ный Ев­фи­мий (па­мять 20 ян­ва­ря) на­пра­вил свя­то­го Сав­ву к ав­ве Фео­к­ти­сту, на­сто­я­те­лю близ­ле­жа­ще­го мо­на­сты­ря со стро­гим об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В той оби­те­ли про­был пре­по­доб­ный Сав­ва по­слуш­ни­ком до 30-лет­не­го воз­рас­та.
По­сле смер­ти стар­ца Фео­к­ти­ста его пре­ем­ник бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Сав­ву за­тво­рить­ся в пе­ще­ре: лишь в суб­бо­ту свя­той по­ки­дал за­твор и при­хо­дил в оби­тель, участ­во­вал в бо­го­слу­же­нии и при­ни­мал пи­щу. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли со­всем не остав­лять за­тво­ра, и свя­той Сав­ва под­ви­зал­ся в пе­ще­ре в те­че­ние 5 лет.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий вни­ма­тель­но сле­дил за жиз­нью юно­го ино­ка и, ви­дя, как он ду­хов­но воз­рос, стал брать его с со­бой в пу­сты­ню Рув (у Мерт­во­го мо­ря). Они вы­хо­ди­ли 14 ян­ва­ря и пре­бы­ва­ли в ней до Неде­ли ва­ий. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий на­зы­вал свя­то­го Сав­ву от­ро­ком-стар­цем и за­бот­ли­во вос­пи­ты­вал его в выс­ших ино­че­ских доб­ро­де­те­лях.
Ко­гда пре­по­доб­ный Ев­фи­мий ото­шел ко Гос­по­ду († 473), свя­той Сав­ва ушел из Лав­ры и по­се­лил­ся в пе­ще­ре близ оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Иор­дан­ско­го († 475; па­мять 4 мар­та) Через несколь­ко лет к пре­по­доб­но­му Сав­ве ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки – все, кто хо­тел ино­че­ской жиз­ни. Так воз­ник­ла Ве­ли­кая Лав­ра. По ука­за­нию свы­ше (через ог­нен­ный столп) ино­ки устро­и­ли в пе­ще­ре цер­ковь.
Пре­по­доб­ный Сав­ва ос­но­вал еще несколь­ко оби­те­лей. Мно­гие чу­де­са бы­ли яв­ле­ны по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Сав­вы: сре­ди Лав­ры за­бил ис­точ­ник, во вре­мя за­су­хи про­лил­ся обиль­ный дождь, про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых. Пре­по­доб­ный Сав­ва на­пи­сал пер­вый устав цер­ков­ных служб, так на­зы­ва­е­мый «Иеру­са­лим­ский», при­ня­тый все­ми Па­ле­стин­ски­ми мо­на­сты­ря­ми. Свя­той мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 532 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1074

☦️
Священномученик Илия́ Четверухин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся 14 ян­ва­ря 1886 го­да в Москве в се­мье Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча и Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны Чет­ве­ру­хи­ных. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич был сы­ном учи­те­ля, вы­ход­ца из сол­дат­ско­го со­сло­вия; по окон­ча­нии учи­тель­ской се­ми­на­рии он бо­лее 45 лет про­слу­жил учи­те­лем; в по­след­ние го­ды жиз­ни он пре­по­да­вал рус­скую сло­вес­ность в Во­ен­но-фельд­шер­ской шко­ле в Ле­фор­то­ве; за мно­го­лет­нюю пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность он по­лу­чил ор­ден Свя­то­го Вла­ди­ми­ра IV сте­пе­ни, да­вав­ший ему пра­во на вступ­ле­ние в дво­рян­ское со­сло­вие, но в дво­рян­ство он за­пи­сы­вать­ся не стал.
В 1904 го­ду Илья окон­чил с зо­ло­той ме­да­лью 2-ю муж­скую гим­на­зию на Раз­гу­ляе в Москве и по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Здесь он глу­бо­ко за­ин­те­ре­со­вал­ся во­про­са­ми ду­хов­ной жиз­ни. Чте­ние ду­хов­ных книг при­ве­ло его к се­рьез­ным раз­мыш­ле­ни­ям о смыс­ле че­ло­ве­че­ской жиз­ни. Впо­след­ствии в од­ной из сво­их про­по­ве­дей он рас­ска­зал, как еще де­вят­на­дца­ти­лет­ним сту­ден­том чи­тал тру­ды свя­ти­те­ля Фе­о­фа­на За­твор­ни­ка, ко­то­рые его по­тряс­ли до глу­би­ны ду­ши. «Вся жизнь долж­на быть пе­ре­вер­ну­та до дна. По­сто­ян­но на­до пом­нить Бо­га, че­му со­дей­ству­ет непре­стан­ная мо­лит­ва». И вме­сте с тем он стал ду­мать не толь­ко о се­бе, но и о дру­гих – «ни­кто в баб­ки и в лап­ту не иг­ра­ет ре­ли­ги­оз­но, вос­пи­та­те­ли мо­лит­вы Иису­со­вой не чи­та­ют. А даль­ше – на ули­це и вез­де – во всей Ру­си – лю­ди, чуж­дые хри­сти­ан­ско­го ду­ха». Илья спро­сил у свя­щен­ни­ка, как же спа­са­ют­ся. Свя­щен­ник от­ве­тил: «Предо­ставь всех Бо­гу и не су­ди, а за­боть­ся о се­бе».
В 1906 го­ду на пер­вой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста Илья Ни­ко­ла­е­вич по­ехал в Геф­си­ман­ский скит с на­деж­дой по­бы­вать у стар­ца, иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва). Отец Вар­на­ва на­зна­чил ему ис­по­ведь на утро пят­ни­цы. Ис­по­ве­до­вав Илью Ни­ко­ла­е­ви­ча и еще двух мо­на­хов, отец Вар­на­ва от­пра­вил­ся ис­по­ве­до­вать в до­ма при­зре­ния Крот­ко­вой в Сер­ги­е­вом По­са­де. По­сле ис­по­ве­ди он во­шел в ал­тарь, опу­стил­ся на ко­ле­ни пе­ред свя­тым пре­сто­лом и от­дал Бо­гу свою пра­вед­ную ду­шу. Так Илья Ни­ко­ла­е­вич, ед­ва узнав стар­ца, по­те­рял его.
8 мая 1906 го­да Илья Ни­ко­ла­е­вич по­ехал в Зо­си­мо­ву пу­стынь к иеро­мо­на­ху Алек­сию (Со­ло­вье­ву). Он до­воль­но дол­го бе­се­до­вал со стар­цем и ис­по­ве­дал­ся у него с се­ми­лет­не­го воз­рас­та, как тре­бо­вал то­го отец Алек­сий у всех, кто про­сил его при­нять в чис­ло ду­хов­ных де­тей. «От­ныне я бе­ру вас в свое по­пе­че­ние, – ска­зал ста­рец, – я дол­жен бу­ду от­вет за вас да­вать на Страш­ном Су­де, но вы долж­ны мне за то обе­щать пол­ное со сво­ей сто­ро­ны по­слу­ша­ние».
Ин­те­ре­сы ду­хов­ные и ре­ли­ги­оз­ные ста­ли с это­го вре­ме­ни для Ильи Ни­ко­ла­е­ви­ча пре­иму­ще­ствен­ны­ми, и он, оста­вив уни­вер­си­тет, ле­том 1907 го­да сдал экс­тер­ном эк­за­ме­ны за весь курс Ду­хов­ной се­ми­на­рии и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilija-chetveruhin

☦️
Святитель Гу́рий Казанский, архиепископ.
Гу­рий Ру­го­тин, свя­той, пер­вый ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский, ро­дом из дво­рян быв­ше­го го­род­ка Ра­до­не­жа, в ми­ре име­но­вал­ся Гри­го­ри­ем. В мо­ло­дых ле­тах всту­пил Гри­го­рий в услу­же­ние к кня­зю Ива­ну Пень­ко­ву. Князь был так им до­во­лен, что по­ру­чил ему управ­ле­ние всем до­мом. Но эта до­ве­рен­ность про­дол­жа­лась недол­го. Про­чие слу­жи­те­ли кня­зя из за­ви­сти к Гри­го­рию воз­ве­ли на него кле­ве­ту, что он на­хо­дит­ся в пре­ступ­ной свя­зи с кня­ги­нею. Раз­дра­жен­ный лож­ным на­го­во­ром князь при­ка­зал по­са­дить Гри­го­рия в тем­ни­цу, на­роч­но устро­ен­ную в глу­бо­ко вы­ры­той яме. Там то­мил­ся невин­ный стра­да­лец два го­да, ибо по про­ше­ствии двух лет дверь уз­ни­ка сво­бод­но от­во­ри­лась. При­зна­вая спа­се­ние свое за Про­мысл Бо­жий, он от­рек­ся ми­ра и на­пра­вил путь свой в оби­тель пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­ло­ко­лам­ско­го. Там об­лек­ся он в одеж­ду ино­ка, при­няв имя Гу­рия, и вско­ре по­став­лен был (1522 г.) игу­ме­ном оби­те­ли; по­том пе­ре­ве­ден в Се­ли­жа­ров мо­на­стырь, а 3 фев­ра­ля 1555 г. хи­ро­то­ни­сан во ар­хи­епи­ско­па но­вой Ка­зан­ской епар­хии. Гу­рий устро­ил там два учи­лищ­ные мо­на­сты­ря для обу­че­ния де­тей хри­сти­ан и языч­ни­ков; кро­ме то­го, под осо­бым сво­им над­зо­ром со­ору­дил ка­мен­ный ка­фед­раль­ный со­бор во имя Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­дея о пастве сво­ей, свя­ти­тель Гу­рий умно­жил ее, об­ра­тив мно­гих ма­го­ме­тан в хри­сти­ан­скую ве­ру. Он пре­ста­вил­ся 4 де­каб­ря 1563 г., при­няв за два дня до кон­чи­ны схи­му. Мо­щи его, об­ре­тен­ные 4 ок­тяб­ря 1595 г., по­чи­ва­ют в Ка­зан­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре. Они пе­ре­ло­же­ны в 1817 г. в но­вую се­реб­ря­ную ра­ку. Гу­ри­ем на­ча­лась епар­хия в Ка­за­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/855

☦️
Преподобномученик Генна́дий (Летюк), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ген­на­дий (в ми­ру Гри­го­рий Лав­рен­тье­вич Ле­тюк) ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Бе­ло­во­ды Ма­ри­у­поль­ско­го уез­да Харь­ков­ской гу­бер­нии, в се­мье укра­ин­ско­го кре­стья­ни­на. В 1889 го­ду Гри­го­рий окон­чил зем­скую шко­лу, в 1895 по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Пет­ро­пав­лов­ский мо­на­стырь Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. В том же 1895 го­ду по­слуш­ник Гри­го­рий был при­зван в ты­ло­вое опол­че­ние на один ме­сяц, по­сле че­го был пе­ре­ве­ден в Бе­ло­го­стиц­кий мо­на­стырь Яро­слав­ской гу­бер­нии, где поз­же при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ген­на­дий и был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан. С 1928 го­да, по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря, отец Ген­на­дий слу­жил свя­щен­ни­ком в раз­лич­ных при­хо­дах Ро­стов­ско­го уез­да.
В 1929 го­ду иеро­мо­нах Ген­на­дий был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти», но за недо­ка­зан­но­стью об­ви­не­ния вско­ре осво­бож­ден. По­сле осво­бож­де­ния из-под аре­ста отец Ген­на­дий слу­жил на при­хо­дах Ро­стов­ско­го уез­да и с 1938 го­да был на­сто­я­те­лем хра­ма в се­ле Пет­ров­ское Яро­слав­ской об­ла­сти (ныне по­се­лок Пет­ровск).
19 фев­ра­ля 1941 го­да от­ца Ген­на­дия аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в «дис­кре­ди­та­ции су­ще­ству­ю­ще­го строя, кле­ве­те на Кон­сти­ту­цию, ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства». Под­твер­дить об­ви­не­ние след­ствия отец Ген­на­дий от­ка­зал­ся. 9 мая 1941 го­да он был осуж­ден по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР как «участ­ник а/с груп­пы цер­ков­ни­ков» и при­го­во­рен к 8 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. 9 июня 1941 го­да отец Ген­на­дий на­пи­сал кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу на неспра­вед­ли­вость при­го­во­ра, в ко­то­рой под­твер­дил свою неви­нов­ность в ан­ти­го­судар­ствен­ном пре­ступ­ле­нии. В этот же день из его при­го­во­ра бы­ла ис­клю­че­на ст. 58-11, но по­ло­же­ние осуж­ден­но­го не из­ме­ни­лось. До­про­сы и тю­рем­ное за­клю­че­ние по­до­рва­ли здо­ро­вье и си­лы 67-лет­не­го иеро­мо­на­ха, и 18 де­каб­ря 1941 го­да (через полгода) он скон­чал­ся в Яро­слав­ской тюрь­ме. Ме­сто его по­гре­бе­ния неиз­вест­но.

☦️
Исповедник Се́ргий Правдолюбов, Касимовский, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник про­то­и­е­рей Сер­гий Прав­до­лю­бов ро­дил­ся в 1890 го­ду в се­ле Мак­ка­ве­е­во в Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля Ка­си­мов­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща (впо­след­ствии про­то­и­е­рея Успен­ской церк­ви г. Ка­си­мо­ва) Ана­то­лия Прав­до­лю­бо­ва. Род Прав­до­лю­бо­вых был свя­щен­ни­че­ским с се­ре­ди­ны XVII ве­ка. Сер­гий Прав­до­лю­бов за­кон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, же­нил­ся и в 1915 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Спас­ской церк­ви в сло­бо­де Ку­кар­ка в Вят­ской гу­бер­нии (впо­след­ствии го­род Со­ветск). В 1919 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Ку­кар­ке. Здесь ему сра­зу же вы­па­ло тя­же­лое ис­пы­та­ние. В го­род при­шел ка­ра­тель­ный от­ряд ла­тыш­ских стрел­ков, но­чью они про­шли с рей­дом по го­ро­ду, аре­сто­вы­вая и рас­стре­ли­вая на хо­ду са­мых вли­я­тель­ных лю­дей го­ро­да. По­до­шли к Тро­иц­ко­му со­бо­ру и, раз­бу­див сто­ро­жа, по­тре­бо­ва­ли ска­зать, в ка­ком до­ме жи­вет «глав­ный поп». Сто­рож по­ка­зал не на дом бла­го­чин­но­го и на­сто­я­те­ля со­бо­ра от­ца Сер­гия, а на дом преж­не­го на­сто­я­те­ля, ко­то­рый был в пре­клон­ных ле­тах и на­хо­дил­ся на по­кое, но для сто­ро­жа по мно­го­лет­ней при­выч­ке и был «глав­ным по­пом». Ста­ро­го свя­щен­ни­ка раз­бу­ди­ли, вы­ве­ли из до­ма и тут же рас­стре­ля­ли. Отец Сер­гий все­гда пом­нил этот слу­чай и все­гда мо­лил­ся о рас­стре­лян­ном вме­сто него ста­ром свя­щен­ни­ке.
Еще раз в том же го­ду отец Сер­гий из­бе­жал смер­ти. Всех свя­щен­ни­ков го­ро­да Ка­си­мо­ва, в том чис­ле и от­ца Сер­гия, аре­сто­ва­ли, свез­ли в лес и ве­ле­ли ко­пать боль­шой ров неда­ле­ко от же­лез­но­до­рож­ной вет­ки. Все ду­хо­вен­ство бы­ло уве­ре­но, что ко­па­ют мо­ги­лу для се­бя. Пла­ка­ли, мо­ли­лись. По­том подъ­е­хал то­вар­ный со­став, и на­чаль­ник про­кри­чал: «Вам, по­пам, не при­вы­кать к по­кой­ниц­кой во­ни! Вот мы и при­гна­ли вас сю­да раз­гру­зить и за­ко­пать 4 ва­го­на тух­лой ры­бы. По­сле это­го, по мо­ей ко­ман­де, мо­же­те быть сво­бод­ны». Во вре­мя то­го, как отец Сер­гий ко­пал ров, ду­мая, что ро­ет се­бе мо­ги­лу, умер его сын, мла­де­нец Вла­ди­мир.
В 1923 го­ду отец Сер­гий с се­мьей (же­ной и пя­тью детьми) пе­ре­ехал на ро­ди­ну, в Ка­си­мов, где был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­кой церк­ви. В 1929 го­ду он был аре­сто­ван вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да и рай­о­на и при­го­во­рен к двум го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. При­хо­жане не оста­ви­ли его, по­сто­ян­но хло­по­та­ли об осво­бож­де­нии сво­е­го пас­ты­ря, и к Па­схе 1930 го­да отец Сер­гий был осво­бож­ден. Сле­ду­ю­щий арест по­сле­до­вал в 1935 го­ду, вме­сте с бра­том, иере­ем Ни­ко­ла­ем Прав­до­лю­бо­вым, и сы­ном Ана­то­ли­ем от­ца Сер­гия аре­сто­ва­ли по «Де­лу Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской». Его при­го­во­ри­ли к 5 го­дам за­клю­че­ния и вме­сте с сы­ном от­пра­ви­ли в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния, а через 2 го­да в Мед­ве­жье­гор­склаг в Ка­ре­лии.
Осво­бо­дил­ся отец Сер­гий в 1943 го­ду, он вер­нул­ся в Ка­си­мов, но Тро­иц­кая цер­ковь бы­ла за­кры­та, и дру­гих свя­щен­ни­че­ских мест не бы­ло. Отец Сер­гий со сво­ей се­мьей су­ще­ство­вал слу­чай­ны­ми тре­ба­ми и вре­мен­ным слу­же­ни­ем в том или ином хра­ме во вре­мя бо­лез­ни штат­ных свя­щен­ни­ков. Ма­туш­ка Ли­дия Дмит­ри­ев­на ра­бо­та­ла и по­мо­га­ла про­кор­мить се­мью. В де­каб­ре 1943 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий Прав­до­лю­бов был мо­би­ли­зо­ван на тру­до­вой фронт в ка­ме­но­лом­ни в по­сел­ке Ма­ле­е­во в Ря­зан­ской об­ла­сти. В те­че­ние 3-х лет он ра­бо­тал там в ка­че­стве сто­ро­жа. Эти ка­ме­но­лом­ни по до­бы­че бе­ло­го кам­ня ра­нее яв­ля­лись ме­стом ра­бо­ты за­клю­чен­ных.
Здо­ро­вье от­ца Сер­гия бы­ло на­до­рва­но, он дол­го не ви­дел­ся с род­ны­ми, и в 1944 го­ду он на­пи­сал ду­хов­ное за­ве­ща­ние, ко­то­рое на­зы­ва­лось «Мо­им де­тям и вну­кам. О том, как про­во­дить по­сты и го­то­вить­ся к ис­по­ве­ди и при­об­ще­нию Свя­тых Хри­сто­вых Тайн» (ссылка – ниже).
В 1946 го­ду отец Сер­гий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Спас­ской церк­ви в го­ро­де Спас­ске в Ря­зан­ской об­ла­сти. В сле­ду­ю­щем го­ду его сын Ана­то­лий был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви, а вско­ре стал свя­щен­ни­ком и ее но­вым на­сто­я­те­лем, а его отец уехал жить в се­ло Ле­бе­дянь, и до кон­ца дней слу­жил в мест­ном хра­ме. Скон­чал­ся про­то­и­е­рей Сер­гий Прав­до­лю­бов в 1950 го­ду в воз­расте 60 лет. Его по­хо­ро­ни­ли в Ка­си­мо­ве, в Тро­иц­кой церк­ви.

Ду­хов­ное за­ве­ща­ние свя­щен­но­ис­по­вед­ника Сер­гия Прав­до­лю­бова «Мо­им де­тям и вну­кам. О том, как про­во­дить по­сты и го­то­вить­ся к ис­по­ве­ди и при­об­ще­нию Свя­тых Хри­сто­вых Тайн»:
https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdoljubov/moim-detjam-i-vnukam/


Жития
Писание