⏳ 2023.12.08 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 27я по Пятидесятнице (глас 1й)
• пятница (воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
8 декабря (25 ноября)
• (Рождественский пост)
• (Отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы)
• сщмч. Кли́мента, папы Римского (101) 📚
• сщмч. Петра I Александрийского (311) 📚
• прп. Петра Галатийского, Молчальника (ок. 429)
• прмц. Магдали́ны (Забелиной) (1931)
• сщмчч. Серафима (Остроумова) Смоленского, Григория (Воинова), Иоанна (Владимирского), Василия (Парийского), Космы́ (Коротких), Иоанна (Тарасова), Симеона (Афонькина), Илариона (Соловьева), Ярослава (Савицкого), Александра (Вершинского), Иоанна (Янушева), Виктора (Смирнова), Андрея (Шершнева), Варлаама (Попова), мчч. Павла (Кузовкова) (1937), Николая (Копнинского) (1938)


☦️
Священномученик Кли́мент Римский, папа Римский.
Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент – апо­стол от 70-ти, чет­вер­тый епи­скоп (па­па) Ри­ма ро­дил­ся в очень знат­ной се­мье, со­сто­яв­шей в род­стве с им­пе­ра­тор­ской фа­ми­ли­ей. Бу­дучи раз­лу­чен в мла­ден­че­стве с ро­ди­те­ля­ми и бра­тья­ми, он вы­рос сре­ди чу­жих лю­дей. Как и все знат­ные рим­ские юно­ши, Кли­мент по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, но свет­ские на­у­ки его не увле­ка­ли. Ед­ва став со­вер­шен­но­лет­ним, он по­ки­да­ет Рим. В Свя­тую Зем­лю, в Па­ле­сти­ну, где жил и стра­дал Хри­стос и про­по­ве­ду­ют его апо­сто­лы – вот ку­да вле­чет юно­го Кли­мен­та.
При­е­хав в Алек­сан­дрию, он слу­ша­ет про­по­ве­ди уче­но­го бла­го­вест­ни­ка Вар­на­вы и ста­но­вит­ся го­ря­чим при­вер­жен­цем но­во­го уче­ния. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни Кли­мент в сво­их стран­ство­ва­ни­ях встре­ча­ет апо­сто­ла Пет­ра, при­ни­ма­ет от него Свя­тое Кре­ще­ние, ста­но­вит­ся од­ним из его бли­жай­ших уче­ни­ков (Флп.4:3). Еван­гель­ская про­по­ведь по­мог­ла Кли­мен­ту чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­сти свою се­мью, ко­то­рую он счи­тал по­гиб­шей: сре­ди уче­ни­ков пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла ока­зы­ва­ют­ся два его бра­та-близ­не­ца, чуть поз­же он на­хо­дит ро­ди­те­лей. На­до ли го­во­рить, что вся се­мья по­сле это­го при­ня­ла хри­сти­ан­ство и ста­ла про­по­ве­до­вать спа­си­тель­ное уче­ние.
Неза­дол­го до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны апо­стол Петр ру­ко­по­ла­га­ет Кли­мен­та во епи­ско­па. По­сле смер­ти св. Пет­ра, св. Ли­на и св. Ана­кле­та, с 92 по 101 год Рим­ским епи­ско­пом яв­ля­ет­ся апо­стол Кли­мент. Доб­ро­де­тель­ная жизнь и свя­ти­тель­ский по­двиг Кли­мен­та яв­ля­ли бла­го­твор­ный при­мер для гор­дых рим­ских граж­дан, мно­гие из ко­то­рых ста­ли по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. Жи­тие сщ­мч. со­хра­ни­ло нам при­мер то­го, как од­на­жды на празд­ник Пас­хи по­сле про­по­ве­ди апо­сто­ла кре­сти­лось сра­зу 424 че­ло­ве­ка, сре­ди ко­то­рых бы­ли пред­ста­ви­те­ли всех рим­ских со­сло­вий – от ра­бов до чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи.
Обес­по­ко­ен­ные успе­ха­ми хри­сти­ан­ско­го иерар­ха, языч­ни­ки до­нес­ли о нем им­пе­ра­то­ру Тра­я­ну, об­ви­нив свя­ти­те­ля в неува­же­нии к рим­ским бо­гам. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор ве­лит из­гнать Кли­мен­та из сто­ли­цы, при­го­во­рив его к ссыл­ке. Мно­гие из уче­ни­ков апо­сто­ла по­сле­до­ва­ли за ним в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни, на­хо­дя­щи­е­ся неда­ле­ко от Хер­со­не­са Та­ври­че­ско­го, пред­по­чи­тая доб­ро­воль­ную ссыл­ку раз­лу­ке с ду­хов­ным от­цом.
Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни бы­ли тра­ди­ци­он­ным ме­стом ссыл­ки хри­сти­ан. Нелег­кая жизнь по­движ­ни­ков бы­ла осо­бен­но тя­же­ла из-за от­сут­ствия пи­тье­вой во­ды. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Кли­мен­та Ан­гел Гос­по­день, явив­ший­ся в ви­де Агн­ца, ука­зы­ва­ет ме­сто ис­точ­ни­ка. Это чу­до при­влек­ло к свя­ти­те­лю Кли­мен­ту мно­же­ство лю­дей. Слу­шая рев­ност­но­го про­по­вед­ни­ка, сот­ни языч­ни­ков об­ра­ща­лись ко Хри­сту. Каж­дый день кре­сти­лось по пять­сот и бо­лее че­ло­век. Там же, в ка­ме­но­лом­нях, был вы­руб­лен храм, в ко­то­ром он про­по­ве­до­вал. В 101 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент был умерщ­влен по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра; его уто­пи­ли, бро­сив в мо­ре с гру­зом на шее. Кли­мент про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, че­ре­да ко­то­рых не пре­кра­ти­лась и по­сле его кон­чи­ны.
По мо­лит­вам его вер­ных уче­ни­ков – Кор­ни­лия и Фивы и все­го хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния Хер­со­не­са мо­ре ото­шло, и они на­шли на дне, в неру­ко­твор­ной «Ан­гель­ской» церк­ви нетлен­ное те­ло сво­е­го учи­те­ля. По­сле это­го каж­дый год в день му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Кли­мен­та мо­ре от­сту­па­ло и в те­че­ние се­ми дней лю­ди мо­ли­лись у мо­щей пра­вед­ни­ка.
Так бы­ло до на­ча­ла IX ве­ка. В это вре­мя мо­щи ста­ли недо­ступ­ны, мо­ре не от­сту­па­ло. В на­ча­ле 60-х го­дов IX ве­ка мо­щи чу­дес­ным об­ра­зом по­яви­лись на по­верх­но­сти мо­ря, это­му пред­ше­ство­ва­ла со­бор­ная мо­лит­ва Хер­со­нес­ско­го ду­хо­вен­ства и при­шед­ших в го­род уче­ных про­по­вед­ни­ков – Кон­стан­ти­на-фило­со­фа и его бра­та Ме­фо­дия. Кон­стан­тин-фило­соф счи­тал, что сщ­мч. Кли­мент по­кро­ви­тель­ству­ет его мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти и де­лу про­све­ще­ния сла­вян­ских на­ро­дов. Как по­ка­за­ло вре­мя, это дей­стви­тель­но бы­ло так. Ко­гда через несколь­ко лет бра­тья при­нес­ли к пап­ско­му пре­сто­лу пе­ре­ве­ден­ные на сла­вян­ский язык и на­пи­сан­ные сла­вян­ски­ми пись­ме­на­ми бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, на­встре­чу им вы­шел сам па­па Адри­ан, узнав о том, что они при­нес­ли в Рим мо­щи их свя­то­го со­оте­че­ствен­ни­ка – апо­сто­ла Кли­мен­та. Во мно­гом бла­го­да­ря при­не­сен­ным мо­щам мис­сия мо­рав­ских бра­тьев за­кон­чи­лась удач­но: сла­вян­ские кни­ги бы­ли освя­ще­ны па­пой, и в свя­том го­ро­де впер­вые на бо­го­слу­же­нии на­ря­ду с ла­ты­нью за­зву­ча­ла сла­вян­ская мо­лит­ва. Это бы­ло рав­но­силь­но чу­ду! В За­пад­ной церк­ви в ту по­ру бы­ла рас­про­стра­не­на так на­зы­ва­е­мая «трехъ­языч­ная» ересь, ко­гда толь­ко три язы­ка счи­та­лись бо­го­слу­жеб­ны­ми: древ­не­ев­рей­ский, гре­че­ский и ла­тынь. Кон­стан­тин, при­дя в Рим, по­стриг­ся в мо­на­хи, при­няв имя Ки­рилл, и вско­ре умер. Па­мя­туя о за­слу­гах про­све­ти­те­ля пе­ред пре­сто­лом св. Пет­ра, его по на­сто­я­нию па­пы Адри­а­на хо­ро­нят в церк­ви св. Кли­мен­та.
Кре­стив­шись в Хер­со­не­се, князь Вла­ди­мир Свя­той пе­ре­но­сит часть мо­щей сщ­мч. Кли­мен­та (главу) и мо­щи св. Фивы, его уче­ни­ка, с со­бой в Ки­ев, по­ло­жив их в Де­ся­тин­ной церк­ви в при­де­ле во имя сщ­мч. Кли­мен­та. Та­ким об­ра­зом, мо­щи сщ­мч. Кли­мен­та бы­ли пер­вой хри­сти­ан­ской свя­ты­ней, по­явив­шей­ся на Ру­си. Этим-то и бы­ла вы­зва­на его ис­клю­чи­тель­ная по­пуляр­ность на рус­ской зем­ле.
С на­ча­лом про­цес­са ка­но­ни­за­ции соб­ствен­но рус­ских свя­тых си­ту­а­ция из­ме­ни­лась: наи­бо­лее по­чи­та­е­мы­ми ста­но­вят­ся рус­ские по­движ­ни­ки и му­че­ни­ки.
По­сле за­кры­тия в 1935 го­ду Кли­мен­тов­ско­го хра­ма там раз­ме­щен фили­ал Рос­сий­ской го­судар­ствен­ной биб­лио­те­ки, что, на­вер­ное, то­же мож­но счи­тать не слу­чай­ным сов­па­де­ни­ем. По­кро­ви­тель­ству­ю­щий сла­вян­ской книж­но­сти Кли­мент со­хра­нил под сво­да­ми сво­е­го хра­ма цер­ков­ные кни­ги из мо­на­стыр­ских и част­ных со­бра­ний. Го­ды ли­хо­ле­тья не на­нес­ли су­ще­ствен­но­го вре­да зда­нию хра­ма и ико­но­ста­сам, со­хра­нен­ным за­бо­та­ми со­труд­ни­ков биб­лио­те­ки.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/66
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1042

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/
Послания к коринфянам
Два окружных послания о девстве, или К девственникам и девственницам
• The First Epistle of Clement to the Corinthians
• The Second Epistle of Clement to the Corinthians

☦️
Священномученик Петр I Александрийский, архиепископ.
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Петр, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся и вы­рос в Алек­сан­дрии. Был вы­со­ко­об­ра­зо­ван, за­ни­мал долж­ность на­чаль­ни­ка Алек­сан­дрий­ской шко­лы. В 300 го­ду он всту­пил в управ­ле­ние Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью, став пре­ем­ни­ком сво­е­го учи­те­ля и ду­хов­но­го на­став­ни­ка, бла­жен­но­го епи­ско­па Фе­о­ны.
Из­гнан­ный из го­ро­да во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане, свя­той Петр, по­бы­вав во мно­гих об­ла­стях им­пе­рии, вновь вер­нул­ся в свой род­ной го­род, чтобы в это опас­ное вре­мя сно­ва лич­но воз­гла­вить Алек­сан­дрий­скую Цер­ковь. Свя­ти­тель тай­но по­се­щал за­клю­чен­ных в тем­ни­це хри­сти­ан, под­дер­жи­вая в них твер­дость в ве­ре, по­мо­гал вдо­вам и си­ро­там, про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие, непре­стан­но мо­лил­ся и со­вер­шал Бо­го­слу­же­ния. И Гос­подь хра­нил его от рук го­ни­те­лей.
В это смут­ное вре­мя на Цер­ковь Хри­сто­ву вос­стал учи­тель зло­че­стия Арий, от­ри­цав­ший Бо­же­ство Иису­са Хри­ста. Свя­той Петр вы­сту­пил про­тив него, про­клял ере­ти­ка и от­лу­чил его от Церк­ви. И да­же то­гда, ко­гда Арий через уче­ни­ков свя­ти­те­ля упра­ши­вал вла­ды­ку Пет­ра снять с него от­лу­че­ние, утвер­ждая, что он рас­ка­и­ва­ет­ся и от­ка­зы­ва­ет­ся от сво­е­го лже­уче­ния, свя­ти­тель, ру­ко­во­ди­мый Ду­хом Свя­тым, про­ви­дел лжи­вость и ко­вар­ство ари­е­ва от­ре­че­ния и за­ве­щал сво­ей пастве не ве­рить Арию и не при­ни­мать его в цер­ков­ное об­ще­ние.
Под муд­рым окорм­ле­ни­ем свя­то­го Пет­ра Алек­сан­дрий­ская Цер­ковь, несмот­ря на го­не­ния, креп­ла и умно­жа­лась. Но вот по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–311) свя­ти­тель был схва­чен и осуж­ден на смерт­ную казнь. Мно­же­ство лю­дей со­бра­лось у вхо­да в тем­ни­цу, вы­ра­жая свое него­до­ва­ние. Же­лая из­бе­жать на­род­но­го мя­те­жа и кро­во­про­ли­тия, свя­ти­тель на­пра­вил вла­стям пись­мо, в ко­то­ром пред­ла­гал разо­брать зад­нюю сте­ну тем­ни­цы с тем, чтобы его смог­ли тай­но от на­ро­да вы­ве­сти на казнь. Тем­ной но­чью свя­той Петр cам вы­шел на­встре­чу па­ла­чам, ко­то­рые вы­ве­ли его за го­род­ские сте­ны и обез­гла­ви­ли на том же са­мом ме­сте, где неко­гда был каз­нен свя­той апо­стол Марк, а го­лос с неба, ко­то­рый слы­ша­ла од­на свя­тая де­ва в эту ночь, воз­ве­стил: «Петр – на­ча­ло апо­сто­лов, Петр – ко­нец алек­сан­дрий­ских му­че­ни­ков». Это про­изо­шло в 311 го­ду.
Утром, узнав о кон­чине сво­е­го епи­ско­па, тол­пы лю­дей на­пра­ви­лись к ме­сту каз­ни, взя­ли те­ло и го­ло­ву му­че­ни­ка, при­нес­ли в цер­ковь и, об­ла­чив в епи­скоп­ские одеж­ды, по­са­ди­ли на вре­мя от­пе­ва­ния на гор­нем ме­сте. При жиз­ни свя­той Петр са­дил­ся лишь на под­но­жие его, по­то­му что, по сло­вам свя­ти­те­ля, ви­дел Бо­же­ствен­ный свет, окру­жа­ю­щий гор­нее ме­сто, и не дер­зал по сми­ре­нию всхо­дить на него. Свя­той Петр, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, из­ве­стен и как глу­бо­кий бо­го­слов. Вы­держ­ки из его кни­ги «О Бо­же­стве» за­чи­ты­ва­лись на Ефес­ском и Хал­ки­дон­ском Со­бо­рах. Из его со­чи­не­ний наи­бо­лее из­вест­ны и вы­со­ко це­ни­мы Цер­ко­вью «Пра­ви­ла».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1043

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Aleksandrijskij/
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила святаго Петра Александрийскаго 304 г.
Правила (из слова о покаянии)

☦️
Преподобный Петр Галатийский, Антиохийский, Молчальник.
Совре­мен­ник и друг пре­по­доб­но­го Пет­ра бла­жен­ный Фе­о­до­рит, епи­скоп Кир­ский, со­об­ща­ет об этом ве­ли­ком по­движ­ни­ке сле­ду­ю­щие вы­со­ко на­зи­да­тель­ные све­де­ния.
Еще в юно­сти пре­по­доб­ный Петр вос­пы­лал рев­но­стью о Хри­сте и, оста­вив сво­их ро­ди­те­лей, под­ви­зал­ся в пу­стын­ном уеди­не­нии (в г. Га­ла­тии). За­тем он от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам Па­ле­сти­ны. Усла­див­шись ли­це­зре­ни­ем этих мест, он при­был в Ан­тио­хию, ко­то­рая в то вре­мя (это бы­ло во вто­рой чет­вер­ти IV ве­ка) про­цве­та­ла ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем. Петр спо­до­бил­ся от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ния, так что, по рас­ска­зу бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, да­же его одеж­да дей­ство­ва­ла чу­до­дей­ствен­но, по­доб­но одеж­дам апо­сто­ла Пав­ла. Меж­ду про­чим он ис­це­лил от бо­лез­ни глаз и мать са­мо­го Фе­о­до­ри­та. Ис­то­рия это­го ис­це­ле­ния весь­ма на­зи­да­тель­на.
Услы­шав о чу­до­твор­ном да­ре пре­по­доб­но­го Пет­ра и же­лая по­лу­чить от него ис­це­ле­ние сво­ей неиз­ле­чи­мой бо­лез­ни, мать бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, то­гда еще мо­ло­дая, при­на­ря­див­шись, от­пра­ви­лась к Пет­ру. Пре­по­доб­ный, уви­дев­ши ее и про­зре­вая в ней бла­го­твор­ную поч­ву для на­став­ле­ния в ис­тин­ной ве­ре, ре­шил спер­ва ис­це­лить ее от при­стра­сти к на­ря­дам.
«Как жи­во­пи­сец, – ска­зал по­движ­ник, – пи­шу­щий кар­ти­ны не по пра­ви­лам сво­е­го ис­кус­ства, а так, как ему взду­ма­ет­ся, оскорб­ля­ет са­мое ис­кус­ство жи­во­пи­си, так и лю­ди, по­кры­ва­ю­щие свои ли­ца крас­кою, бе­лою или чер­ною, оскорб­ля­ют этим Твор­ца и Со­де­те­ля вся­че­ских, ибо через это они как бы об­ви­ня­ют Его в несо­вер­шен­стве Его тво­ре­ния, а от­сю­да и в бес­си­лии, то­гда как вся­ко­му из­вест­но, что Он об­ла­да­ет мо­гу­ще­ством, рав­ным хо­те­нию. «Все, что вос­хо­тел Гос­подь, то со­тво­рил» (Пс.134), дав всем все по­лез­ное и не дав толь­ко вред­но­го. Не ис­ка­жай же об­ра­за, со­здан­но­го Бо­гом, не вы­ду­мы­вай под­дель­ной кра­со­ты, ко­то­рая рас­тле­ва­ет це­ло­муд­рен­ных!»
Сло­ва пре­по­доб­но­го упа­ли на бла­го­дат­ную поч­ву и про­из­рас­ти­ли доб­рый плод: мо­ло­дая жен­щи­на па­ла к но­гам по­движ­ни­ка и умо­ля­ла его по­мо­лить­ся о ней и ис­це­лить ее. Пре­по­доб­ный Петр от­вет­ство­вал: «Ес­ли име­ешь твер­дую веру в по­мощь Бо­жию, то по­лу­чишь ис­це­ле­ние сво­ей бо­лез­ни; ибо Бог все­гда го­тов ис­пол­нить про­ше­ние ве­ру­ю­щей ду­ши».
За­тем он по­ло­жил ру­ку свою на боль­ной глаз и, со­тво­рив зна­ме­ние кре­ста, ис­це­лил бо­лезнь. Мно­го и дру­гих ве­ли­ких дел со­тво­рил пре­по­доб­ный Петр, так что бла­жен­ный Фе­о­до­рит вос­кли­ца­ет: «Кто из­ме­рит кап­ли его по­та? Ка­кое сло­во мог­ло бы пе­ре­дать, сколь­ко он по­се­ял се­мян и сколь­ко он со­брал пло­дов? Как об­шир­но мо­ре его доб­ро­де­те­лей!»
Пре­по­доб­ный Петр скон­чал­ся око­ло 429 г., бу­дучи 99-ти лет от ро­ду.

☦️
Преподобномученица Магдали́на (Забелина), инокиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Маг­да­ли­на ро­ди­лась в 1863 го­ду в го­ро­де Ор­ле в се­мье ра­бо­че­го Сер­гея За­бе­ли­на и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ма­ри­ей. В 1876 го­ду, ко­гда ей ис­пол­ни­лось три­на­дцать лет, она по­се­ли­лась в се­ле По­сош­ки Кром­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии. В этом го­ду ку­пец То­ро­пов ор­га­ни­зо­вал здесь бо­га­дель­ню, ко­то­рая за­тем бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Иоан­но-Пред­те­чен­скую об­щи­ну во гла­ве с на­сто­я­тель­ни­цей. Здесь Ма­рия окон­чи­ла шко­лу и оста­лась при об­щине по­слуш­ни­цей. По при­ня­тии ино­че­ства она бы­ла на­ре­че­на Маг­да­ли­ной.
По­сле на­ча­ла го­не­ний от без­бож­ных вла­стей, ино­ки­ня Маг­да­ли­на пе­ре­еха­ла в Тро­и­це-Оди­гит­ри­ев­скую Зо­си­мо­ву пу­стынь в Мос­ков­ской гу­бер­нии, ко­то­рая в 1920 го­ду бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ар­тель, но со­хра­ни­ла мо­на­стыр­ский устав.
В 1929 го­ду пу­стынь бы­ла окон­ча­тель­но вла­стя­ми за­кры­та, и ее на­сель­ни­цы рас­се­ли­лись по бли­жай­шим к оби­те­ли се­лам и де­рев­ням. Ино­ки­ня Маг­да­ли­на по­се­ли­лась вме­сте с несколь­ки­ми по­слуш­ни­ца­ми в де­ревне Но­вин­ской На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на. Они за­ра­ба­ты­ва­ли на жизнь ру­ко­де­ли­ем, чи­та­ли по по­кой­ни­кам Псал­тирь, по­мо­га­ли свя­щен­ни­ку в слу­же­нии мо­леб­нов и па­ни­хид.
В 1931 го­ду вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние об аре­сте всех из­гнан­ных из оби­те­лей мо­на­ше­ству­ю­щих, и 22 мая 1931 го­да ино­ки­ня Маг­да­ли­на бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в тюрь­му при На­ро-Фо­мин­ском рай­ис­пол­ко­ме. Через день со­сто­ял­ся ее до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил Маг­да­ли­ну, ка­ких она при­дер­жи­ва­ет­ся по­ли­ти­че­ских и пар­тий­ных убеж­де­ний. Та от­ве­ти­ла, что к по­ли­ти­че­ским убеж­де­ни­ям и пар­ти­ям без­раз­лич­на, хо­тя они и «ме­ша­ют в жиз­ни».
От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, она ска­за­ла: «Пи­та­лась сво­им тру­дом, за­ни­ма­ясь ру­ко­де­ли­ем, и по­мо­га­ла кре­стья­нам. Хо­дить, ни­ку­да не хо­ди­ла… аги­та­ции про­тив кол­хо­за не ве­ла».
Все аре­сто­ван­ные на­сель­ни­цы бы­ли об­ви­не­ны в том, что буд­то бы они ве­ли аги­та­цию про­тив кол­хо­зов, а так­же, ко­гда у мест­но­го свя­щен­ни­ка за неупла­ту на­ло­гов ото­бра­ли ко­ро­ву и ло­шадь, под­го­во­ри­ли кре­стья­нок ид­ти в сель­со­вет и про­сить вер­нуть ко­ро­ву свя­щен­ни­ку.
Рас­сле­до­ва­ние бы­ло недол­гим – 29 мая 1931 го­да трой­ка при ПП ОГПУ Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла ино­ки­ню Маг­да­ли­ну и дру­гих на­сель­ниц оби­те­ли к пя­ти го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан с рас­по­ря­же­ни­ем от­пра­вить их к ме­сту ссыл­ки тю­рем­ным эта­пом. Не вы­дер­жав му­чи­тель­но длин­ной до­ро­ги и тя­же­лых ли­ше­ний эта­па, ино­ки­ня Маг­да­ли­на 8 де­каб­ря 1931 го­да скон­ча­лась и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Серафи́м (Остроумов), Смоленский, архиепископ.
Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим (в ми­ру Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич Ост­ро­умов) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве в се­мье пса­лом­щи­ка. Он за­кон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию и остал­ся в ней про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. В 1904 го­ду Ми­ха­ил Мит­ро­фа­но­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. Мо­ло­дой мо­нах от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь, где нес раз­ные по­слу­ша­ния: сна­ча­ла ра­бо­тал на кухне, а по­том ис­пол­нял обя­зан­но­сти ка­но­нар­ха. По­сле мо­на­стыр­ско­го ис­пы­та­ния он вер­нул­ся к пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти в Москве.
В 1905 го­ду мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель Мос­ков­ской Ака­де­мии по­се­тил Холм­щи­ну, по­зна­ко­мил­ся со свое­об­ра­зи­ем ее ре­ли­ги­оз­но-на­цио­наль­ной жиз­ни и ис­кренне по­лю­бил ее. В ре­зуль­та­те он без ко­ле­ба­ний оста­вил Ака­де­мию и от­дал се­бя на слу­же­ние в этом крае, спер­ва в по­ло­же­нии про­сто­го мо­на­ха са­мой бед­ной оби­те­ли – Яб­ло­чин­ско­го Свя­то-Онуф­ри­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря.
Ко­гда иеро­мо­нах Се­ра­фим по­сту­пил в этот мо­на­стырь, он был в со­сто­я­нии та­ко­го упад­ка, что его да­же хо­те­ли за­крыть. У мо­на­сты­ря бы­ли боль­шие дол­ги, и не бы­ло средств не толь­ко на их по­кры­тие, но и на осу­ществ­ле­ние цер­ков­ной де­я­тель­но­сти. В 1906 го­ду энер­гич­ный мос­ков­ский иеро­мо­нах за­нял пост на­мест­ни­ка оби­те­ли, и за несколь­ко лет он сде­лал ее од­ним из цен­тров ре­ли­ги­оз­но­го и куль­тур­но­го воз­рож­де­ния Холм­щи­ны. Отец Се­ра­фим при­влек в свой мо­на­стырь лю­дей с выс­шим бо­го­слов­ским и свет­ским об­ра­зо­ва­ни­ем, ор­га­ни­зо­вал шко­лу пса­лом­щи­ков, от­крыл цер­ков­но-учи­тель­ские кур­сы, и еще несколь­ко школ, в том чис­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­ную. При мо­на­сты­ре был устро­ен скит с ве­ли­ко­леп­ным хра­мом. На де­ло устро­е­ния Яб­ло­чин­ско­го мо­на­сты­ря отец Се­ра­фим от­дал во­семь лет, оби­тель пре­вра­ти­лась в один из луч­ших мо­на­сты­рей, а ее на­сто­я­тель стал из­вест­ным цер­ков­ным де­я­те­лем. В 1908 го­ду он был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-ostroumov

☦️
Священномученик Григо́рий Воинов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся 26 ян­ва­ря 1875 го­да в се­ле Теп­лый Стан Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Во­и­но­ва. По окон­ча­нии в 1898 го­ду Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он по­сту­пил учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу при хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри у Ка­луж­ских во­рот. Же­нил­ся, впо­след­ствии у них с же­ной ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей.
27 июня 1900 го­да Гри­го­рий Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Теп­лый Стан, где про­слу­жил до 1931 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-voinov

☦️
Священномученик Иоа́нн Владимирский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 21 мар­та 1877 го­да в се­ле Бо­рон­ки­но Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Вла­ди­мир­ско­го. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1906 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му род­но­го се­ла Бо­рон­ки­на, где слу­жил его отец. В 1924 го­ду вла­сти ли­ши­ли о. Иоан­на из­би­ра­тель­ных прав, как свя­щен­ни­ка.
В 1930 го­ду мест­ные вла­сти, ста­вя сво­ей це­лью за­кры­тие хра­ма в се­ле, по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка упла­ты непо­силь­ных на­ло­гов. Отец Иоанн не смог вы­пла­тить их и был в 1931 го­ду аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-vladimirskij

☦️
Священномученик Васи́лий Парийский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 28 июля 1894 го­да, в день, ко­гда Цер­ковь празд­ну­ет па­мять рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, во свя­том кре­ще­нии Ва­си­лия, в од­ном из сел Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Па­рий­ско­го.
В 1912 го­ду Ва­си­лий окон­чил Пе­ре­я­с­лав­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил во Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, где окон­чил толь­ко пер­вый курс, и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм в род­ном се­ле. С 1919 по 1922 год он слу­жил в ар­мии, а за­тем сно­ва пса­лом­щи­ком. В это вре­мя он же­нил­ся, и у них с же­ной Ве­рой Ива­нов­ной ро­ди­лось трое де­тей. В 1925 го­ду Ва­си­лий Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Успен­ское Ива­нов­ской об­ла­сти, а в 1928 го­ду во свя­щен­ни­ка ко хра­му в честь Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ти­тов­ское За­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где он слу­жил до 1936 го­да. В ок­тяб­ре 1936 го­да отец Ва­си­лий пе­ре­шел в Успен­ский храм се­ла Крас­ное Ку­ров­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где и слу­жил до са­мо­го аре­ста в 1937 го­ду.
Как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли то­го вре­ме­ни, отец Ва­си­лий и его се­мья ли­ша­лись из­би­ра­тель­ных прав. Во вре­мя кол­лек­ти­ви­за­ции их вы­се­ли­ли из до­ма и от­ня­ли иму­ще­ство.
Аре­сто­ва­ли от­ца Ва­си­лия 27 но­яб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и со­дер­жа­ли под стра­жей в Та­ган­ской тюрь­ме.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми о том, что вы сре­ди од­но­сель­чан… про­во­ди­ли си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я это не под­твер­ждаю, контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствие от вас тре­бу­ет по дан­но­му во­про­су дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Дру­гих по­ка­за­ний по дан­но­му во­про­су я дать не мо­гу. Отец Ва­си­лий не при­знал се­бя ви­нов­ным ни в од­ном из предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ний.
1 де­каб­ря 1937 го­да су­деб­ная трой­ка при Управ­ле­нии НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Па­рий­ский был каз­нен 8 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Косма́ Коротких, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма ро­дил­ся 25 ок­тяб­ря 1886 го­да в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Кос­мы епи­ско­па Ма­и­ум­ско­го в се­ле Боль­шая Уса Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ро­ди­о­на Ко­рот­ких. С дет­ства из­брав путь слу­же­ния Бо­гу, Кос­ма оста­вил ро­ди­тель­ский дом и уехал учить­ся в Моск­ву, где окон­чил пас­тыр­скую шко­лу. Вско­ре он же­нил­ся, и у них с су­пру­гой Прас­ко­вьей Ива­нов­ной ро­ди­лись дочь и сын.
С 18 лет Кос­ма ис­пол­нял по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка, а в 1912 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. Точ­но неиз­вест­но, где он на­чал свое диа­кон­ское слу­же­ние, но в лич­ных бу­ма­гах от­ца Кос­мы есть упо­ми­на­ние о том, что в 1917 го­ду он яв­лял­ся диа­ко­ном Бла­го­ве­щен­ско­го Вот­кин­ско­го со­бо­ра Са­ра­пуль­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии. Кро­ме служ­бы в хра­ме, с 1916 по 1919 год отец Кос­ма пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в 6-ом Вот­кин­ском сме­шан­ном на­чаль­ном учи­ли­ще. В 1921 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бла­го­ве­щен­ско­му со­бо­ру.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kosma-korotkih

☦️
Священномученик Иоа́нн Тарасов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1867 го­да в се­ле Бо­ро­ди­но Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Яко­ва Ива­но­ви­ча Та­ра­со­ва. Иван окон­чил го­род­скую на­чаль­ную шко­лу и с де­ся­ти­лет­не­го воз­рас­та слу­жил у со­сто­я­тель­ных тор­гов­цев в Кли­ну, а за­тем пе­ре­шел слу­жить в кон­то­ру про­ку­ро­ра Шмид­та. С 1895 го­да и до са­мой ре­во­лю­ции 1917 го­да Иван Яко­вле­вич ра­бо­тал у мно­гих круп­ных тор­гов­цев, а по­сле ре­во­лю­ции по­сту­пил чи­нов­ни­ком в На­род­ный ко­мис­са­ри­ат пу­тей со­об­ще­ния, от­ку­да уво­лил­ся по бо­лез­ни и по воз­рас­ту в 1921 го­ду. С это­го вре­ме­ни он по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию Церк­ви, по­сту­пив пса­лом­щи­ком в мос­ков­ский храм Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ли­стах, и к это­му же хра­му в 1923 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен диа­ко­ном.
В 1924 го­ду диа­кон Иоанн был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Дмит­ров­ской церк­ви в се­ле Ше­вы­ре­ва Сло­бо­да Епи­фан­ско­го рай­о­на Туль­ской гу­бер­нии.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-tarasov

☦️
Священномученик Симео́н Афонькин, пресвитер.
Се­мен Ива­но­вич Афонь­кин ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1870 го­да в се­ле Об­ро­че­но Крос­но­сло­бод­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Отец Си­ме­он был свя­щен­ни­ком в го­ро­де Кас­ке­лен в Ка­зах­стане, и с че­стью нес по­двиг пас­тыр­ско­го слу­же­ния в те нелег­кие го­ды. На­хо­дясь в ка­но­ни­че­ском об­ще­нии с ар­хи­епи­ско­пом Ал­ма-Атин­ским Ти­хо­ном (Ша­ра­по­вым), но бу­дучи прак­ти­че­ски на неле­галь­ном по­ло­же­нии, он вы­нуж­ден был слу­жить не в церк­ви, а в мо­лит­вен­ном до­ме.
24 но­яб­ря 1937 го­да по­сле­до­вал арест. От­цу Си­мео­ну бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что «сре­ди на­се­ле­ния г. Кас­ке­ле­на рас­про­стра­нял ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду, при этом вну­шал ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния. В от­но­ше­нии но­вой Кон­сти­ту­ции го­во­рил, что она из­да­на не для все­го на­ро­да, а для из­вест­ной ка­те­го­рии лю­дей, при этом в адрес со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства вы­ска­зы­вал кле­вет­ни­че­ские тол­ки, сво­дя­щи­е­ся к то­му, что хри­сти­ан за­кре­по­сти­ли, что за­гна­ли их в кол­хо­зы, где из­де­ва­ют­ся над на­ро­дом». В предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях отец Си­ме­он се­бя ви­нов­ным не при­знал. Трой­ка при УНКВД по Ал­ма-Атин­ской оба­сти при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 8 де­каб­ря 1937 отец Си­ме­он Афонь­кин был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Иларио́н Соловьев, пресвитер.
Ила­ри­он Мак­си­мо­вич Со­ло­вьев ро­дил­ся в де­ревне Ка­ве­ли­но Ди­мит­ри­ев­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в 1868 го­ду. Из жиз­ни это­го свя­щен­ни­ка, по­стра­дав­ше­го за Хри­ста, нам из­ве­стен толь­ко пе­ри­од его за­клю­че­ний и ссы­лок, то есть непо­сред­ствен­но его му­че­ни­че­ство. Пер­вый раз от­ца Ила­ри­о­на аре­сто­ва­ли в 1931 го­ду, по­сле че­го по при­го­во­ру сле­до­ва­ла ссыл­ка в Ка­зах­стан, от­бы­вать срок ко­то­рой го­ни­мый слу­жи­тель Церк­ви при­е­хал в по­се­лок Май­ку­дук Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти.
О жиз­ни от­ца Ила­ри­о­на в ссыл­ке мы узна­ем из след­ствен­но­го де­ла: «…Про­жи­вая в по­сел­ке Май­ку­дук Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти, Со­ло­вьев про­дол­жал ве­сти ра­бо­ту свя­щен­но­слу­жи­те­ля, про­во­дя на до­му об­ря­ды кре­ще­ния, от­пе­ва­ния, празд­нич­ные бо­го­слу­же­ния». Это де­ло бы­ло сфор­ми­ро­ва­но для вто­ро­го аре­ста, ор­га­ни­зо­ван­но­го вла­стя­ми в де­каб­ре 1937 го­да. Как обыч­но в то вре­мя де­ла­лось, бы­ли при­вле­че­ны лже­сви­де­те­ли, по­ка­за­ния ко­то­рых от­ра­же­ны в об­ви­не­нии: «За про­во­ди­мую ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду, вы­ра­зив­шу­ю­ся в на­пи­са­нии контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ло­зун­га с при­вле­че­ни­ем од­но­го из школь­ни­ков по­сел­ка». Вслед за всем этим след­ствен­ное де­ло кон­ста­ти­ру­ет: «свя­щен­ник Ила­ри­он Со­ло­вьев аре­сто­ван и осуж­ден…».
В де­каб­ре 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ила­ри­о­на Со­ло­вье­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 8 де­каб­ря.

☦️
Священномученик Яросла́в Савицкий, Ямской, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Яро­слав ро­дил­ся 28 мар­та 1882 го­да в се­ле Пух­лое Бель­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иса­а­ка Са­виц­ко­го. Как это ча­сто бы­ва­ло в се­мьях ду­хо­вен­ства, Яро­слав Са­виц­кий ре­шил пой­ти по сто­пам от­ца. Он по­сту­пил в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1903 го­ду, по­сле че­го ра­бо­тал сна­ча­ла учи­те­лем, а за­тем пса­лом­щи­ком. В 1905 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Неза­дол­го до при­ня­тия свя­щен­но­го са­на Яро­слав Иса­а­ко­вич же­нил­ся на Оль­ге Фе­до­ровне. У них ро­ди­лось два сы­на и дочь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-jaroslav-savickij

☦️
Священномученик Александр Вершинский, мученики Павел Кузовков и Николай Копнинский.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 6 мар­та 1873 го­да в се­ле Кун­га­но­во Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ан­дрея Вер­шин­ско­го. Диа­кон Ан­дрей был боль­шим по­чи­та­те­лем от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го. 22 фев­ра­ля 1906 го­да про­то­и­е­рей Иоанн слу­жил в хра­ме по­го­ста Упи­ро­ви­чи Но­во­торж­ско­го уез­да, и диа­кон Ан­дрей спе­ци­аль­но при­е­хал ту­да, чтобы по­слу­жить с пра­вед­ни­ком. В 1907 го­ду диа­кон Ан­дрей ушел за штат по со­сто­я­нию здо­ро­вья.
В 1897 го­ду Алек­сандр окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в том же го­ду по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Бо­ри­со­глеб­ский со­бор в го­ро­де Ста­ри­це. Же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Ильин­ской церк­ви в го­ро­де Торж­ке Ми­ха­и­ла Ни­коль­ско­го Ели­ко­ни­де. У свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча Ни­коль­ско­го и его же­ны Ев­ге­нии Ми­хай­лов­ны ро­ди­лось три­на­дцать де­тей, в жи­вых оста­лось ше­сте­ро. Стар­шая дочь Ели­ко­ни­да ро­ди­лась в 1878 го­ду, млад­ший сын Ар­ка­дий – в 1900 го­ду. Се­мья бы­ла бла­го­че­сти­вая, Ев­ге­ния Ми­хай­лов­на от­ли­ча­лась доб­ро­той, чест­но­стью и спра­вед­ли­во­стью. По­сле смер­ти му­жа она ста­ла ста­ро­стой Ильин­ской церк­ви.
30 ян­ва­ря 1900 го­да пса­лом­щик Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Бо­ри­со­глеб­ско­му со­бо­ру в го­ро­де Ста­ри­це. 6 фев­ра­ля то­го же го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в се­ле Ми­хай­лов­ском Твер­ско­го уез­да.

Му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 15 июня 1875 го­да в се­ле Иван­те­ев­ка Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го Ва­си­лия Ку­зов­ко­ва. Окон­чил сель­скую шко­лу. В 1887 го­ду по­сту­пил на фаб­ри­ку и ра­бо­тал на под­соб­ных ра­бо­тах, а за­тем, став ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным ра­бо­чим, про­ра­бо­тал на фаб­ри­ке до 1904 го­да. С 1904 по 1906 год он ра­бо­тал на ва­го­но­ре­монт­ном за­во­де. С 1907 по 1932 год Па­вел Ва­си­лье­вич ра­бо­тал сук­но­ва­лом на фаб­ри­ке Лы­жи­на. С 1932 го­да и по день аре­ста ра­бо­тал де­жур­ным на во­до­на­сос­ной стан­ции. 1 ян­ва­ря 1937 го­да Па­вел Ва­си­лье­вич был из­бран пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та хра­ма Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и за это был аре­сто­ван.

Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 20 но­яб­ря 1876 го­да в се­ле Иван­те­ев­ка Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го Ива­на Коп­нин­ско­го. В 1888 го­ду окон­чил сель­скую шко­лу и по­сту­пил на ра­бо­ту в кон­то­ру к фаб­ри­кан­ту Лы­жи­ну, где про­ра­бо­тал до 1899 го­да, ко­гда был при­зван в ар­мию. В ар­мии он про­слу­жил че­ты­ре го­да, сна­ча­ла ря­до­вым, а за­тем пи­са­рем 13-го пе­хот­но­го Бе­ло­зер­ско­го пол­ка, квар­ти­ро­вав­ше­го в Поль­ском го­ро­де Лом­жа. В 1903 го­ду он вер­нул­ся на фаб­ри­ку Лы­жи­на и стал ра­бо­тать кон­тор­щи­ком, а за­тем с 1908 по 1914 год – кон­тор­щи­ком в Мос­ков­ской со­еди­нен­ной бир­же­вой ар­те­ли. В 1914 го­ду Ни­ко­лай был при­зван в ар­мию и про­слу­жил до 1918 го­да в ин­же­нер­ном ин­тен­дант­стве в Москве; за­тем вер­нул­ся в Иван­те­ев­ку и за­ни­мал­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством. С 1921 по 1930 год Ни­ко­лай Ива­но­вич ра­бо­тал кон­тор­щи­ком на раз­ных фаб­ри­ках в Иван­те­ев­ке. В 1930 го­ду он по­пал в же­лез­но­до­рож­ную ка­та­стро­фу и вслед­ствие тя­же­лой трав­мы по­лу­чил ин­ва­лид­ность.
С 1935 го­да он был сек­ре­та­рем ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии при цер­ков­ном со­ве­те и за это в 1937 го­ду был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-vershinskij

☦️
Священномученик Иоа́нн Янушев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 6 мая 1877 го­да в го­ро­де Москве в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Яну­ше­ва. По­сле окон­ча­ния в 1897 го­ду Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Иван Ва­си­лье­вич по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1902 го­ду. В 1903 го­ду Иван Яну­шев по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Ар­хан­гель­ский со­бор Мос­ков­ско­го Крем­ля, а 18 мая 1908 го­да был опре­де­лен во свя­щен­ни­ка в Спас­ский со­бор Моск­вы.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-janushev

☦️
Священномученик Ви́ктор Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся 20 ок­тяб­ря 1875 го­да в се­ле Ильин­ское Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Смир­но­ва. В 1891 го­ду он окон­чил Зве­ни­го­род­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1898 го­ду – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, по окон­ча­нии ко­то­рой по­сту­пил учи­те­лем в од­ну из цер­ков­но­при­ход­ских школ Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
7 но­яб­ря 1902 го­да Вик­тор Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ильин­ско­му хра­му в се­ле Сан­ды­ри Ко­ло­мен­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-viktor-smirnov

☦️
Священномученик Андре́й Шершнев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Ниж­нее Мас­ло­во За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Вла­ди­ми­ра Шерш­не­ва.
В 1882 го­ду Ан­дрей Шерш­нев уехал в Пе­тер­бург, где ра­бо­тал по­ло­вым в трак­ти­ре. В сто­ли­це он за­оч­но обу­чал­ся в учи­тель­ской се­ми­на­рии и уси­лен­но за­ни­мал­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. В 1890 го­ду он уехал в Ки­ев­скую гу­бер­нию, где был при­нят на ра­бо­ту учи­те­лем в шко­лу гра­мот­но­сти. За во­семь лет он про­ра­бо­тал в че­ты­рех шко­лах, про­дол­жая за­ни­мать­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. С 1898 по 1921 год Ан­дрей Шерш­нев ра­бо­тал учи­те­лем в трех шко­лах За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В на­ча­ле 1920-х го­дов он за­бо­лел и жил на ижди­ве­нии сы­на. Ан­дрей Шерш­нев по­се­щал храм Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Про­ню­х­ло­во. В этом хра­ме од­но вре­мя он, как лю­би­тель цер­ков­но­го пе­ния, ис­пол­нял обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка.
В 1931 го­ду Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич Шерш­нев был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в се­ле Сте­па­нов­ском Ра­мен­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-andrej-shershnev

☦️
Священномученик Варлаа́м Попов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вар­ла­ам ро­дил­ся в 1880 го­ду. Свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние отец Вар­ла­ам нес в го­ро­де Сев­ске Брян­ской об­ла­сти, в церк­ви Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня.
Осе­нью 1936 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван. Род­ные без­успеш­но пы­та­лись узнать что-ли­бо о даль­ней­шей судь­бе от­ца Вар­ла­а­ма. Из­ве­стен толь­ко день му­че­ни­че­ской кон­чи­ны про­то­и­е­рея Вар­ла­а­ма – 8 де­каб­ря 1937 го­да.


Жития
Писание