⏳ 2023.12.06 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 27я по Пятидесятнице (глас 1й)
• среда (воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
6 декабря (23 ноября)
• (Рождественский пост)
• (Попразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы)
• мч. Сиси́ния Кизического (III)
• мч. Феодора Антиохийского (IV)
• свт. Амфило́хия Иконийского (после 394) 📚
• свт. Григория Акрагантийского (VI–VII)
• прп. Колумбана Люксейского (615)
• блгв. вел. кн. Александра Невского (в схиме Алексия) (1263)
• свт. Митрофана Воронежского (в схиме Макария) (1703) 📚
• прмч. Серафима (Тьевара) (1931)
• исп. Иоанна (Васильева) (1932)
• сщмч. Елеаза́ра (Спиридонова), мч. Александра (Уксусова) (1937)


☦️
Мученик Сиси́ний Кизический, епископ.
Свя­тый му­че­ник Си­си­ний про­ис­хо­дил из го­ро­да Ки­зи­ка (го­род на од­ном из по­лу­ост­ро­вов Про­пон­ти­ды, в Гре­ции). Он пре­тер­пел му­че­ния в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на от пра­ви­те­ля го­ро­да Алек­сандра. За ис­по­ве­да­ние Хри­ста он был при­вя­зан к ди­ким ко­ням, был бит без ми­ло­сер­дия, при­чем в нозд­ри ему ли­ли креп­кий ук­сус. Он пре­тер­пел и дру­гие мно­го­чис­лен­ные му­че­ния и со­вер­шил сре­ди со­бра­ния ве­ли­кие чу­де­са. По­сле се­го ему усек­ли гла­ву ме­чем. (Ки­зик – го­род на од­ном из по­лу­ост­ро­вов Про­пон­ти­ды, в Гре­ции)

☦️
Мученик Фео́дор Антиохийский.
Свя­той му­че­ник Фе­о­дор Ан­тио­хий­ский, пят­на­дца­ти­лет­ний от­рок, за ис­по­ве­да­ние Хри­ста был пре­дан же­сто­ким пыт­кам им­пе­ра­то­ром Юли­а­ном От­ступ­ни­ком (361–363). Па­ла­чи бы­ли по­ра­же­ны тем, что свя­той ра­ду­ет­ся во вре­мя му­че­ний, а по их пре­кра­ще­нии чув­ству­ет боль. Они до­нес­ли об этом чу­де им­пе­ра­то­ру, и он при­ка­зал от­пу­стить свя­то­го. Впо­след­ствии му­че­ник Фе­о­дор рас­ска­зы­вал, что ко­гда его пы­та­ли, то яв­лял­ся Ан­гел и об­лег­чал стра­да­ния, а по­сле пы­ток Ан­гел ухо­дил, и свя­той на­чи­нал чув­ство­вать боль. Свя­той му­че­ник Фе­о­дор до­жил до ста­ро­сти и с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1036

☦️
Святитель Амфило́хий Иконийский, епископ.
Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий, епи­скоп Ико­ний­ский, ро­дил­ся в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, в го­ро­де, дав­шем ми­ру ве­ли­чай­ших от­цов и учи­те­лей Пра­во­слав­ной Церк­ви. Дво­ю­род­ный брат свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, близ­кий друг свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, их уче­ник, по­сле­до­ва­тель и еди­но­мыш­лен­ник, свя­той Ам­фи­ло­хий мно­го по­тру­дил­ся на ни­ве Хри­сто­вой. До то­го, как Гос­подь при­звал его к свя­ти­тель­ско­му слу­же­нию, он око­ло со­ро­ка лет жил в пу­стыне, стро­гим ас­ке­том. В 372 го­ду скон­чал­ся Ико­ний­ский епи­скоп. Ан­ге­лы Гос­под­ни три­жды яв­ля­лись в ви­де­ни­ях свя­то­му Ам­фи­ло­хию, при­зы­вая его ид­ти в Ико­нию на свя­ти­тель­ский по­двиг. Ис­тин­ность этих ви­де­ний бы­ла под­твер­жде­на тем, что Ан­гел, явив­ший­ся в тре­тий раз, вме­сте со свя­тым вос­пел Ан­гель­скую песнь: «Свят, Свят, Свят Гос­подь Са­ва­оф». Небес­ный по­слан­ник по­вел свя­то­го в бли­жай­ший храм, где со­бор Ан­ге­лов ру­ко­по­ло­жил Ам­фи­ло­хия во епи­ско­па.
Свя­ти­тель, воз­вра­ща­ясь в свою кел­лию, встре­тил семь епи­ско­пов, ко­то­рые разыс­ки­ва­ли его, по по­ве­ле­нию Бо­жию, чтобы по­ста­вить ар­хи­пас­ты­рем Ико­нии.
Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий рас­ска­зал им, что уже ру­ко­по­ло­жен Ан­ге­ла­ми.
Мно­го лет пас свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий вве­рен­ную ему Гос­по­дом Ико­ний­скую паст­ву. Мо­лит­ва пра­вед­ни­ка бы­ла на­столь­ко дерз­но­вен­на, что он мог ис­пра­ши­вать у Гос­по­да ис­це­ле­ния ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов сво­их па­со­мых. Муд­рый ар­хи­пас­тырь, об­ла­дав­ший да­ром пи­са­те­ля и про­по­вед­ни­ка, неустан­но учил па­со­мых бла­го­че­стию. Стро­го пра­во­слав­ный бо­го­слов, свя­ти­тель бес­по­щад­но об­ли­чал ере­си ари­ан и ев­но­ми­ан. Он участ­во­вал в де­я­ни­ях Вто­ро­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра (381) и воз­глав­лял борь­бу про­тив ере­си Ма­ке­до­ния. Со­хра­ни­лись по­сла­ния и сло­ва свя­ти­те­ля Ам­фи­ло­хия, в ко­то­рых со­вер­шен­ная фор­ма из­ло­же­ния со­че­та­ет­ся с глу­бо­ким апо­ло­ге­ти­че­ским и дог­ма­ти­че­ским со­дер­жа­ни­ем. В 394 го­ду свя­той епи­скоп Ико­ний­ский Ам­фи­ло­хий с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1033

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikonijskij/
О правой вере
Соборное послание
Послание к Селевку (правило св. Амфилохия)
Беседа на преполовение, на расслабленнаго, и на то, чтоб не судить по лицу
Беседа о покаянии или о том, что не должно отчаиваться в спасении
• Слова на Сретение Господне
• Слово в день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа, и в похвалу святому Василию Великому
• Слово на Великую Субботу
• Слово на воскрешение Лазаря
• Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия
• Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
• Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее
• Слово о Закхее
• Слово о новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

☦️
Святитель Григо́рий Акрагантийский, епископ.
Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский, ро­дил­ся на ост­ро­ве Си­ци­лия, в се­ле­нии Пре­то­рия, неда­ле­ко от го­ро­да Ак­ра­ган­та, от бла­го­че­сти­вых Ха­ри­то­на и Фе­о­до­тии. Вос­при­ем­ни­ком мла­ден­ца Гри­го­рия при Кре­ще­нии был епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский Па­та­ми­он. К де­ся­ти го­дам маль­чик, от­дан­ный на обу­че­ние, овла­дел гра­мо­той, умел чи­тать, петь цер­ков­ные пес­но­пе­ния. В 12-лет­нем воз­расте свя­той Гри­го­рий был по­став­лен в кли­ри­ки. Ду­хов­ное ру­ко­вод­ство над ним бы­ло по­ру­че­но ар­хи­ди­а­ко­ну До­на­ту. Свя­той Гри­го­рий про­слу­жил при церк­ви Ак­ра­ган­тий­ской 10 лет. Од­на­жды Ан­гел Гос­по­день явил­ся свя­то­му юно­ше, имев­ше­му го­ря­чее же­ла­ние по­се­тить Иеру­са­лим, и ска­зал, что Бог бла­го­сло­вил его на­ме­ре­ние.
В Иеру­са­ли­ме свя­той Гри­го­рий был пред­став­лен пат­ри­ар­ху Ма­ка­рию (563–574), ко­то­рый оста­вил бла­го­че­сти­во­го юно­шу для слу­же­ния в сво­ем ка­фед­раль­ном со­бо­ре, ру­ко­по­ло­жив его во диа­ко­на. Ду­ша свя­то­го Гри­го­рия жаж­да­ла ино­че­ско­го по­дви­га, и пат­ри­арх, бла­го­сло­вив, от­пу­стил его в мо­на­стырь на Еле­он­скую го­ру. Через год свя­той Гри­го­рий ушел из оби­те­ли к стар­цу-пу­стын­ни­ку, ко­то­рый в те­че­ние че­ты­рех лет учил его ду­хов­ной муд­ро­сти, сми­ре­нию и пра­ви­лам ино­че­ской жиз­ни. По­движ­ник, про­ви­дя в свя­том Гри­го­рии бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка Церк­ви, бла­го­сло­вил его по­ки­нуть за­твор.
Оста­вив стар­ца, свя­той Гри­го­рий про­был неко­то­рое вре­мя в Иеру­са­ли­ме, а за­тем от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где его с лю­бо­вью при­ня­ла бра­тия мо­на­сты­ря во имя свя­тых му­че­ни­ков Сер­гия и Вак­ха. Вы­да­ю­щи­е­ся по­движ­ни­че­ские тру­ды ино­ка Гри­го­рия, его ду­хов­ный опыт и бо­го­слов­ские по­зна­ния об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ев­ти­хия (552–565), по на­сто­я­нию ко­то­ро­го свя­той участ­во­вал в де­я­ни­ях Пя­то­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра (553). По окон­ча­нии Со­бо­ра свя­той Гри­го­рий от­пра­вил­ся в Рим, чтобы там по­кло­нить­ся гроб­ни­цам свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.
В то вре­мя скон­чал­ся епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский. Ста­рей­шие кли­ри­ки и име­ни­тые граж­дане Ак­ра­ган­та при­бы­ли в Рим с прось­бой к па­пе опре­де­лить пре­ем­ни­ка на их ка­фед­ру из тех кан­ди­да­тов, ко­то­рые бы­ли ему пред­став­ле­ны. Од­на­ко па­па от­кло­нил их пред­ло­же­ния и по вну­ше­нию свы­ше при­звал на епи­скоп­ское слу­же­ние свя­то­го Гри­го­рия.
Несколь­ко лет свя­ти­тель Гри­го­рий мир­но управ­лял вру­чен­ной ему от Бо­га паст­вой, был за­щит­ни­ком обез­до­лен­ных, муд­рым про­по­вед­ни­ком, чу­до­твор­цем-це­ли­те­лем. И в ар­хи­ерей­ском сане свя­ти­тель Гри­го­рий вел жизнь ино­ка-по­движ­ни­ка, рев­ност­но хра­ня мо­на­ше­ские обе­ты. Паства лю­би­ла сво­е­го свя­ти­те­ля, ве­ри­ла ему. Од­на­ко у свя­то­го вла­ды­ки бы­ли и недоб­ро­же­ла­те­ли, ко­то­рые ре­ши­лись его окле­ве­тать. За­вист­ни­ки тай­но, ко­гда свя­той Гри­го­рий был в хра­ме, про­ве­ли в его по­кои под­куп­лен­ную блуд­ни­цу, а за­тем пе­ред на­ро­дом, ко­то­рый по­сле бо­го­слу­же­ния про­во­жал сво­е­го вла­ды­ку до две­рей до­ма, вы­ве­ли ее и об­ви­ни­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия в смерт­ном гре­хе пре­лю­бо­де­я­ния. Свя­то­го епи­ско­па тут же взя­ли под стра­жу. На­род пы­тал­ся за­щи­тить вла­ды­ку, но без­успеш­но. На су­де блуд­ни­ца лже­сви­де­тель­ство­ва­ла про­тив свя­ти­те­ля Гри­го­рия. Как толь­ко она про­из­нес­ла сло­ва кле­ве­ты, с ней слу­чил­ся при­ступ бес­но­ва­ния. То­гда судьи об­ви­ни­ли свя­ти­те­ля в кол­дов­стве. Свя­ти­тель Гри­го­рий был от­прав­лен на суд к Рим­ско­му епи­ско­пу вме­сте с до­но­сом о его «пре­ступ­ле­ни­ях». Па­па, про­чи­тав до­нос, не по­же­лал ви­деть об­ви­ня­е­мо­го и при­ка­зал за­клю­чить его в тем­ни­цу. Без­ро­пот­но пе­ре­но­сил свя­той свое уни­же­ние, пре­бы­вая в по­сто­ян­ной мо­лит­ве. О его мо­лит­вен­ном по­дви­ге и да­ре чу­до­тво­ре­ний ско­ро ста­ло из­вест­но в го­ро­де и окру­ге. В тем­ни­цу ста­ли при­хо­дить бла­го­че­сти­вые рим­ляне, ко­то­рых за­клю­чен­ный свя­ти­тель учил пра­вед­ной жиз­ни, а боль­ным ис­пра­ши­вал у Гос­по­да ис­це­ле­ния.
Через два го­да к па­пе при­е­хал про­зор­ли­вый ста­рец, по име­ни Марк, знав­ший свя­то­го Гри­го­рия еще юно­шей. Ста­рец не по­ве­рил до­но­су и упро­сил па­пу со­звать Со­бор, чтобы разо­брать де­ло Гри­го­рия. По при­гла­ше­нию па­пы на Со­бор при­бы­ли мно­гие кли­ри­ки го­ро­да Ак­ра­ган­та, а так­же все, окле­ве­тав­шие свя­ти­те­ля, в том чис­ле и блуд­ни­ца. Из Кон­стан­ти­но­по­ля при­бы­ли в Рим три епи­ско­па и им­пе­ра­тор­ский са­нов­ник Мар­ки­ан. В до­ро­ге Мар­ки­ан тя­же­ло за­бо­лел. По со­ве­ту мно­гих лю­дей, преж­де по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние мо­лит­ва­ми свя­ти­те­ля Гри­го­рия, слу­ги от­нес­ли уми­ра­ю­ще­го в тем­ни­цу, где то­мил­ся чу­до­тво­рец. По мо­лит­вам свя­то­го Гри­го­рия Гос­подь да­ро­вал Мар­ки­а­ну ис­це­ле­ние.
На Со­бо­ре кле­вет­ни­ки пы­та­лись от­ста­и­вать свое об­ви­не­ние и как глав­ное до­ка­за­тель­ство пред­ста­ви­ли су­ду обе­зу­мев­шую блуд­ни­цу, утвер­ждая, что Гри­го­рий окол­до­вал ее. Свя­ти­тель, со­тво­рив над ней мо­лит­ву, из­гнал бе­са. Жен­щи­на при­шла в се­бя и от­кры­ла Со­бо­ру всю прав­ду. Кле­вет­ни­ки бы­ли по­срам­ле­ны и осуж­де­ны. Мар­ки­ан хо­тел да­же каз­нить их, но свя­той Гри­го­рий ис­про­сил для них про­ще­ние.
Свя­ти­тель Гри­го­рий с по­че­стя­ми вер­нул­ся на свою ка­фед­ру и, окру­жен­ный лю­бо­вью па­со­мых, управ­лял Цер­ко­вью до сво­ей мир­ной кон­чи­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1034

☦️
Преподобный Колумбан Люксейский, игумен.
Свя­той Ко­лум­бан ро­дил­ся в Лен­сте­ре в 543 го­ду. Ему пред­сто­я­ло стать из­вест­ней­шим ир­ланд­ским мис­си­о­не­ром на кон­ти­нен­те. Бу­дучи маль­чи­ком, он по­лу­чил ду­хов­ное на­став­ле­ние от Ши­нел­ла Муд­ро­го в Ку­ай­не­ра­де. За­тем он пе­ре­шел в ве­ли­кий мо­на­стырь Бан­го­ра в граф­стве Да­ун, где вы­учил ла­тынь, от­ча­сти гре­че­ский и, воз­мож­но, древ­не­ев­рей­ский. В 587 го­ду он и его две­на­дцать спут­ни­ков от­пра­ви­лись в Гал­лию, а вско­ре на­пра­ви­лись в 591 го­ду в Бур­гун­дию, к краю гор­но­го хреб­та Во­ге­зы. Свя­той Ко­лум­бан там сра­зу воз­двиг мо­на­стырь на ме­сте быв­ше­го хра­ма Ди­а­ны, а по­том еще два мо­на­сты­ря: в Люк­сее и Фон­тен, Люк­сей впо­след­ствии станет наи­бо­лее из­вест­ным из них. В этом мо­на­сты­ре со­хра­нял­ся ир­ланд­ский прин­цип вы­чис­ле­ния пас­ха­лии, че­му про­ти­во­дей­ство­ва­ли галль­ские епи­ско­пы, ис­поль­зо­вав­шие рим­скую пас­ха­лию. Свя­той Ко­лум­бан так­же вы­звал непри­язнь к се­бе Брун­гиль­ды, баб­ки ко­ро­ля Тео­до­ри­ха II, ли­шив­шей жиз­ни сво­е­го му­жа и епи­ско­па Вьен­ско­го Дези­де­рия. Брун­гиль­да раз­гне­ва­лась на свя­то­го Ко­лум­ба­на за то, что тот от­ка­зал­ся бла­го­сло­вить неза­кон­но­рож­ден­ных де­тей ее вну­ка-ко­ро­ля. Она сго­во­ри­лась с галль­ски­ми епи­ско­па­ми и до­би­лась ко­ролев­ских санк­ций про­тив Люк­сей­ско­го мо­на­сты­ря. Но это не смог­ло за­ста­вить свя­то­го Ко­лум­ба­на от­кло­нить­ся от пра­во­слав­ной ве­ры, и его за­то­чи­ли в тем­ни­цу в Бе­зан­соне, от­ку­да ему, к огор­че­нию Брун­гиль­ды, уда­лось убе­жать. Ко­ролев­ским ука­зом свя­той Ко­лум­бан был вы­слан в Ир­лан­дию. По пу­ти в го­род Нант свя­той спо­до­бил­ся по­се­тить мо­ги­лу свя­то­го Мар­ти­на Тур­ско­го, од­но­го из апо­сто­лов пра­во­слав­ной ве­ры в Гал­лии.
Ко­рабль, на ко­то­ром свя­той Ко­лум­бан от­плы­вал в Ир­лан­дию, лег­ко от­ча­лил, но вдруг был с си­лой вы­бро­шен об­рат­но на бе­рег на­ле­тев­шей бу­рей.
Итак, свя­той Ко­лум­бан и его спут­ни­ки сно­ва очу­ти­лись в Гал­лии. Они на­пра­ви­лись в го­род Метц, где ко­роль Ав­стра­зии Тео­де­берт, брат Тео­до­ри­ха, встре­тил их очень сер­деч­но. Вско­ре сю­да при­бы­ли и мо­на­хи из Люк­сея, и свя­той Ко­лум­бан ре­шил, что рай­он Кон­станц­ко­го озе­ра (швей­цар­ское на­зва­ние Бо­ден­ско­го озе­ра. – Пер.) как нель­зя бо­лее под­хо­дит для мис­си­о­нер­ской про­по­ве­ди в юж­ной Гер­ма­нии, Гел­ве­ции (Швей­ца­рии) и Ав­стрии. Ко­роль сма­сте­рил греб­ную шлюп­ку и со­брал эки­паж, под­хо­дя­щий для уже по­жи­ло­го мис­си­о­не­ра, ко­то­рый пла­вал вниз по те­че­нию Мо­зе­ли и вверх по Рей­ну до са­мо­го Кон­станц­ко­го озе­ра. По до­ро­ге мис­си­о­не­ры се­я­ли сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния зер­на хри­сти­ан­ства, но боль­шин­ство про­дол­жа­ло пре­бы­вать во тьме язы­че­ства. Свя­той Ко­лум­бан ос­но­вал мо­на­стырь в Бре­ген­це, но через три го­да Верх­ний Рейн пе­ре­шел под власть Тео­до­ри­ха II и ко­вар­ной Брун­гиль­ды, и это за­ста­ви­ло свя­то­го Ко­лум­ба­на и его уче­ни­ков от­пра­вить­ся вверх по Рей­ну и да­лее: пе­ре­сечь Аль­пы, чтобы ока­зать­ся в Ита­лии. Уче­ник свя­то­го Ко­лум­ба­на, по име­ни Галл, за­дер­жал­ся и ос­но­вал ир­ланд­ский мо­на­стырь Сант-Гал­лен, а Си­гис­берт учре­дил мо­на­стырь в го­ро­де Ди­сен­тис у ис­то­ка Рей­на.
Свя­той Ко­лум­бан и его спут­ни­ки при­бы­ли в Ми­лан ко дво­ру лан­го­бард­ско­го ко­ро­ля Аги­луль­фа в 613 го­ду. Хо­тя Аги­лульф был ари­а­ни­ном, но при­нял ир­ланд­ско­го свя­то­го с боль­шим ве­ли­ко­ду­ши­ем. Он по­жа­ло­вал свя­то­му Ко­лум­ба­ну зем­ли на Ап­пе­ни­нах для ос­но­ва­ния мо­на­сты­ря, но с усло­ви­ем, что все мо­на­хи оста­нут­ся здесь и бу­дут еже­днев­но мо­лить­ся о бла­го­ден­ствии ко­ролев­ства. Этот но­вый мо­на­стырь был ос­но­ван свя­тым Ко­лум­ба­ном в Боб­био, где свя­той про­жил остав­ши­е­ся два го­да сво­ей дол­гой зем­ной жиз­ни. Во всех сво­их об­щи­нах свя­той Ко­лум­бан при­дер­жи­вал­ся ир­ланд­ской, а не рим­ской пас­ха­лии, на­ста­и­вая на том, что игу­мен, а не мест­ный епи­скоп, яв­ля­ет­ся глав­ным ав­то­ри­те­том в сво­ем мо­на­сты­ре. Он при­нес на кон­ти­нент и ир­ланд­скую прак­ти­ку част­ной ис­по­ве­ди – этот обы­чай на Во­сто­ке был лю­бим свя­тым Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким. Свя­той Ко­лум­бан со­ста­вил мо­на­ше­ское пра­ви­ло и пе­ни­тен­ци­а­рий, ко­то­рый позд­нее по-сво­е­му ис­тол­ку­ют бе­не­дик­тин­цы, невер­но при­пи­сав это свя­то­му, а так­же на­пи­сал несколь­ко по­эм. Лю­бовь свя­то­го к жи­вот­ным бы­ла та­кой, что к нему на зов сбе­га­лись бел­ки с де­ре­вьев. Го­во­рят, что тра­ди­ция укра­шать ели на но­вый год вос­хо­дит имен­но к это­му свя­то­му. По пре­да­нию, свя­той Ко­лум­бан пы­тал­ся про­по­ве­до­вать и сла­вя­нам, но без успе­ха. Он пре­ста­вил­ся 23 но­яб­ря 615 го­да, впо­след­ствии эта да­та ста­ла днем па­мя­ти свя­то­го. Через два го­да по­сле кон­чи­ны свя­то­го Ко­лум­ба­на мо­нах Иона из Боб­био на­пи­сал его жи­тие.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/p-zhitie-svjatogo-kolumbana

☦️
Благоверный князь Алекса́ндр (в схиме Алекси́й) Невский.
Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 30 мая 1220 г. в го­ро­де Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Отец его, Яро­слав, в Кре­ще­нии Фе­о­дор, был млад­шим сы­ном Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до. Мать св. Алек­сандра, Фе­о­до­сия Иго­рев­на, ря­зан­ская княж­на. В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.
На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сел Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра – ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.
Вос­поль­зо­вав­шись на­ше­стви­ем Ба­тыя, пол­чи­ща кре­сто­нос­цев вторг­лись в пре­де­лы Оте­че­ства. Пер­вы­ми бы­ли шве­ды. Мно­же­ство ко­раб­лей по­до­шло к Неве под ко­ман­до­ва­ни­ем яр­ла Бир­ге­ра. Св. Алек­сандр, ему не бы­ло то­гда еще 20 лет, дол­го мо­лил­ся в хра­ме Свя­той Со­фии. Ар­хи­епи­скоп Спи­ри­дон бла­го­сло­вил св. кня­зя и во­ин­ство его на брань. Вый­дя из хра­ма, Алек­сандр укре­пил дру­жи­ну ис­пол­нен­ны­ми ве­ры сло­ва­ми: «Не в си­ле Бог, а в прав­де. Иные – с ору­жи­ем, иные – на ко­нях, а мы имя Гос­по­да Бо­га на­ше­го при­зо­вем!» С неболь­шой дру­жи­ной князь по­спе­шил на вра­гов. Но бы­ло чуд­ное пред­зна­ме­но­ва­ние: сто­яв­ший в мор­ском до­зо­ре во­ин ви­дел на рас­све­те 15 июля ла­дью, плы­ву­щую по мо­рю, и на ней св. му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в одеж­дах баг­ря­ных. Алек­сандр, обод­рен­ный, му­же­ствен­но по­вел с мо­лит­вой вой­ско на шве­дов. «И бы­ла се­ча ве­ли­кая с ла­ти­ня­на­ми, и пе­ре­бил их бес­чис­лен­ное мно­же­ство, и са­мо­му пред­во­ди­те­лю воз­ло­жил пе­чать на ли­цо ост­рым ко­пьем». За эту по­бе­ду на ре­ке Неве, одер­жан­ную 15 июля 1240 г., на­род на­звал св. Алек­сандра Нев­ским.
Опас­ным вра­гом оста­ва­лись немец­кие ры­ца­ри. В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.
За­пад­ные пре­де­лы Рус­ской зем­ли бы­ли на­деж­но ограж­де­ны, на­ста­ло вре­мя обез­опа­сить Русь с во­сто­ка. В 1242 г. св. Алек­сандр Нев­ский со сво­им от­цом Яро­сла­вом вы­ехал в Ор­ду. Свя­щен­ную мис­сию за­щит­ни­ков Рус­ской зем­ли Гос­подь увен­чал успе­хом, но на это по­тре­бо­ва­лись го­ды тру­дов и жертв. Князь Яро­слав от­дал за это жизнь. За­ве­щан­ный от­цом со­юз с Зо­ло­той Ор­дой – необ­хо­ди­мый то­гда для предот­вра­ще­ния но­во­го раз­гро­ма Ру­си – про­дол­жал кре­пить св. Алек­сандр Нев­ский. Обе­щав свою под­держ­ку, св. Алек­сандр дал воз­мож­ность Ба­тыю вы­сту­пить в по­ход про­тив Мон­го­лии, стать глав­ной си­лой во всей Ве­ли­кой Сте­пи. В 1252 г. мно­гие рус­ские го­ро­да вос­ста­ли про­тив та­тар­ско­го ига. Сно­ва воз­ник­ла угро­за са­мо­му су­ще­ство­ва­нию Ру­си. Св. Алек­сан­дру опять при­шлось ехать в Ор­ду, чтобы от­ве­сти от рус­ских зе­мель ка­ра­тель­ное на­ше­ствие та­тар. Св. Алек­сандр стал еди­но­власт­ным ве­ли­ким кня­зем всей Ру­си. В 1253 г. он от­ра­зил но­вый на­бег на Псков, в 1254 г. за­клю­чил до­го­вор о мир­ных гра­ни­цах с Нор­ве­ги­ей, в 1256 г. хо­дил в по­ход в фин­скую зем­лю. В тьму язы­че­ства св. Алек­сандр нес свет еван­гель­ской про­по­ве­ди и пра­во­слав­ной куль­ту­ры. Все По­мо­рье бы­ло про­све­ще­но и осво­е­но рус­ски­ми.
В 1256 г. умер хан Ба­тый. Св. князь в тре­тий раз по­ехал в Са­рай, чтобы под­твер­дить мир­ные от­но­ше­ния Ру­си и Ор­ды с но­вым ха­ном Бер­ке. В 1261 г. ста­ра­ни­я­ми св. Алек­сандра и мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла бы­ла учре­жде­на в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
На­сту­пи­ла эпо­ха ве­ли­кой хри­сти­а­ни­за­ции язы­че­ско­го Во­сто­ка, в этом бы­ло про­ро­че­ски уга­дан­ное св. Алек­сан­дром Нев­ским ис­то­ри­че­ское при­зва­ние Ру­си. В 1262 г. по его ука­за­нию во мно­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские сбор­щи­ки да­ни и вер­бов­щи­ки во­и­нов – бас­ка­ки. Жда­ли та­тар­ской ме­сти. Но ве­ли­кий за­ступ­ник на­ро­да вновь по­ехал в Ор­ду и муд­ро на­пра­вил со­бы­тия со­всем в иное рус­ло: ссы­ла­ясь на вос­ста­ние рус­ских, хан Бер­ке пре­кра­тил по­сы­лать дань в Мон­го­лию и про­воз­гла­сил Зо­ло­тую Ор­ду са­мо­сто­я­тель­ным го­су­дар­ством, сде­лав ее тем са­мым за­сло­ном Ру­си с во­сто­ка. В этом ве­ли­ком со­еди­не­нии рус­ских и та­тар­ских зе­мель и на­ро­дов со­зре­ва­ло и креп­ло бу­ду­щее мно­го­на­цио­наль­ное Рос­сий­ское го­су­дар­ство, вклю­чив­шее впо­след­ствии в пре­де­лы Рус­ской Церк­ви по­чти все на­сле­дие Чин­гис­ха­на до бе­ре­гов Ти­хо­го оке­а­на.
Эта ди­пло­ма­ти­че­ская по­езд­ка св. Алек­сандра Нев­ско­го в Са­рай бы­ла чет­вер­той и по­след­ней. На об­рат­ном пу­ти, не до­ез­жая до Вла­ди­ми­ра, в Го­род­це, в мо­на­сты­ре князь-по­движ­ник пре­дал свой дух Гос­по­ду 14 но­яб­ря 1263 го­да, за­вер­шив мно­го­труд­ный жиз­нен­ный путь при­ня­ти­ем свя­той ино­че­ской схи­мы с име­нем Алек­сий. Свя­тое те­ло его по­нес­ли к Вла­ди­ми­ру, де­вять дней длил­ся путь, и те­ло оста­ва­лось нетлен­ным. 23 но­яб­ря при по­гре­бе­нии его в со­бор­ной церк­ви Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Вла­ди­ми­ра (ныне там уста­нов­лен па­мят­ник свя­то­му кня­зю; еще один па­мят­ник уста­нов­лен в го­ро­де Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском) бы­ло яв­ле­но Бо­гом «чу­до див­но и па­мя­ти до­стой­но»: свя­той сам про­тя­нул ру­ку за раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вой. По­чи­та­ние бла­го­вер­но­го кня­зя на­ча­лось сра­зу же по его по­гре­бе­нии. Ве­ли­кий князь Иоанн Иоан­но­вич (1353–1359) в сво­ем ду­хов­ном за­ве­ща­нии, пи­сан­ном в 1356 го­ду, оста­вил сво­е­му сы­ну Ди­мит­рию (1363–1389), бу­ду­ще­му по­бе­ди­те­лю Ку­ли­ков­ской бит­вы, «ико­ну Свя­тый Алек­сандр». Нетлен­ные мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя бы­ли от­кры­ты, по ви­де­нию, пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой – в 1380 го­ду, и то­гда же уста­нов­ле­но мест­ное празд­но­ва­ние. Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ши­лось при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г.

К мо­лит­вам свя­то­го кня­зя, про­сла­вив­ше­го­ся обо­ро­ной Оте­че­ства, рус­ские пол­ко­вод­цы при­бе­га­ли и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на. 30 ав­гу­ста 1721 г. Петр I, по­сле про­дол­жи­тель­ной и из­ну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, за­клю­чил Ништад­ский мир. Этот день ре­ше­но бы­ло освя­тить пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в но­вую, се­вер­ную сто­ли­цу, Пе­тер­бург, рас­по­ло­жив­шу­ю­ся на бе­ре­гах Невы. Вы­ве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 ав­гу­ста 1723 го­да, свя­тые мо­щи бы­ли при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря то­го же го­да и оста­ва­лись там до 1724 го­да, ко­гда 30 ав­гу­ста бы­ли уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, где по­чи­ва­ют и ныне. Ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство на 30 ав­гу­ста (в 1727 го­ду празд­не­ство бы­ло от­ме­не­но по при­чине не цер­ков­но­го ха­рак­те­ра, а вслед­ствие борь­бы груп­пи­ро­вок при цар­ском дво­ре. В 1730 го­ду празд­не­ство сно­ва бы­ло вос­ста­нов­ле­но).
Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.
Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719

☦️
Святитель Митрофа́н (в схиме Мака́рий) Воронежский, епископ.
Свя­ти­тель Мит­ро­фан, епи­скоп Во­ро­неж­ский, в ми­ру Ми­ха­ил, ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1623 го­да. В си­но­ди­ке, при­над­ле­жав­шем свя­ти­те­лю, пе­ре­чень имен на­чи­на­ет­ся с лиц, об­ле­чен­ных в свя­щен­ни­че­ский сан, и это да­ет ос­но­ва­ние по­ла­гать, что он ро­дил­ся в се­мье потом­ствен­ных свя­щен­ни­ков. Из ду­хов­но­го за­ве­ща­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на из­вест­но, что он «ро­дил­ся от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей и вос­пи­тан ими в непо­роч­ном бла­го­че­стии Во­сточ­ной Церк­ви, в пра­во­слав­ной ве­ре». До со­ро­ка­лет­не­го воз­рас­та свя­ти­тель жил в ми­ру: был же­нат, имел сы­на Иоан­на и слу­жил при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Ме­стом пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти иерея Ми­ха­и­ла бы­ло се­ло Си­до­ров­ское, рас­по­ло­жен­ное у ре­ки Мо­лох­ты, при­то­ка Те­зы, впа­да­ю­щей в Клязь­му, неда­ле­ко от го­ро­да Шуи (ныне Вла­ди­мир­ская об­ласть).
Ли­шив­шись су­пру­ги, свя­щен­ник Ми­ха­ил при­нял по­стриг с име­нем Мит­ро­фан в Зо­лот­ни­ков­ской пу­сты­ни в 1663 го­ду. В си­но­ди­ке оби­те­ли за­пись ро­да свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми: «род чер­но­го свя­щен­ни­ка Мит­ро­фа­на Си­до­ров­ско­го». Через три го­да ино­че­ской жиз­ни иеро­мо­нах Мит­ро­фан из­бран во игу­ме­на Яхром­ской Кос­ми­ной оби­те­ли. Этим мо­на­сты­рем он управ­лял 10 лет, про­явив се­бя усерд­ным на­сто­я­те­лем. Его за­бо­та­ми здесь воз­двиг­нут храм в честь Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са.
Пат­ри­арх Иоаким (1674–1690), узнав о вы­со­ком бла­го­че­стии свя­то­го Мит­ро­фа­на, воз­вел его в 1675 го­ду в сан ар­хи­манд­ри­та зна­ме­ни­то­го в то вре­мя Ма­ка­ри­е­во-Ун­жен­ско­го мо­на­сты­ря. Там по­пе­че­ни­ем свя­то­го был со­ору­жен храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с тра­пез­ной и ко­ло­коль­ней. На Мос­ков­ском Со­бо­ре 1681–1682 го­дов в чис­ле мер для борь­бы со ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом и в це­лях улуч­ше­ния хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния сре­ди пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния бы­ло ре­ше­но уве­ли­чить чис­ло епар­хий и от­крыть но­вые ка­фед­ры: Во­ро­неж­скую, Там­бов­скую, Хол­мо­гор­скую и Ве­ли­ко­устюж­скую. Свя­той Мит­ро­фан был вы­зван в сто­ли­цу и 2 ап­ре­ля 1682 го­да по­свя­щен во епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го пат­ри­ар­хом Иоаки­мом и шест­на­дца­тью ар­хи­пас­ты­ря­ми.
На­ча­ло епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на сов­па­ло с тяж­ким для Ру­си вре­ме­нем смут и цер­ков­но­го рас­ко­ла. По при­бы­тии в Во­ро­неж свя­ти­тель преж­де все­го разо­слал пас­ты­рям сво­ей епар­хии окруж­ное по­сла­ние, в ко­то­ром при­зы­вал сво­их па­со­мых к нрав­ствен­но­му ис­прав­ле­нию. «Чест­ные иереи Бо­га Выш­ня­го! – пи­сал свя­ти­тель. – Во­жди ста­да Хри­сто­ва! Вы долж­ны иметь свет­лые ум­ные очи, про­све­щен­ные све­том ра­зу­ме­ния, чтобы ве­сти дру­гих по пра­во­му пу­ти. По сло­ву Гос­по­да, вы долж­ны быть са­мым све­том: «вы есте свет ми­ру» (Мф.5,14)… Хри­стос Спа­си­тель, вру­чая паст­ву апо­сто­лу Сво­е­му, три­жды ска­зал ему: па­си, как бы вну­шая тем, что три есть раз­лич­ные об­ра­за па­се­ния: сло­во уче­ния, мо­лит­ва при по­со­бии Свя­тых Та­ин и при­мер жиз­ни. Дей­ствуй­те и вы все­ми тре­мя спо­со­ба­ми: по­да­вай­те при­мер доб­рой жиз­ни, учи­те лю­дей сво­их и мо­ли­тесь о них, укреп­ляя их Свя­ты­ми Тай­на­ми; наи­па­че же невер­ных про­све­щай­те Свя­тым Кре­ще­ни­ем, а со­гре­шив­ших при­во­ди­те к по­ка­я­нию. Будь­те вни­ма­тель­ны к бо­ля­щим, чтобы не ото­шли от сей жиз­ни без При­ча­ще­ния Свя­тых Тайн и по­ма­за­ния свя­тым еле­ем».
Свя­ти­тель Мит­ро­фан на­чал ар­хи­пас­тыр­скую де­я­тель­ность с по­строй­ки но­во­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, вза­мен вет­хо­го де­ре­вян­но­го хра­ма. В 1692 го­ду со­бор с при­де­ла­ми во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая был освя­щен. Во вре­мя 20-лет­не­го свя­ти­тель­ства свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на ко­ли­че­ство хра­мов в епар­хии воз­рос­ло с 182 до 239, бы­ло ос­но­ва­но 2 мо­на­сты­ря: Воз­не­сен­ский Ко­ро­то­як­ский и Тро­иц­кий Би­тюг­ский. В су­ще­ство­вав­ших мо­на­сты­рях он за­бо­тил­ся об ис­ко­ре­не­нии нестро­е­ний и бес­по­ряд­ков и утвер­жде­нии стро­гой жиз­ни по ино­че­ско­му уста­ву.
Пер­вый во­ро­неж­ский свя­ти­тель рев­ност­но за­бо­тил­ся о нуж­дах паст­вы. Он уте­шал бед­ных и бо­га­тых, был по­кро­ви­те­лем вдов и си­рот, за­ступ­ни­ком оби­жен­ных. Его дом слу­жил го­сти­ни­цей для стран­ни­ков и ле­чеб­ни­цей для боль­ных. Мо­лил­ся свя­ти­тель не толь­ко о жи­вых, но и об усоп­ших хри­сти­а­нах, и осо­бен­но о во­и­нах, пав­ших за Оте­че­ство, впи­сы­вая их име­на в си­но­дик. По­ми­ная их за про­ско­ми­ди­ей, свя­ти­тель Мит­ро­фан го­во­рил: «Аще пра­вед­на ду­ша, то боль­шей ча­сти спо­доб­ле­на бы­ва­ет, аще ли греш­на, то бу­дет при­част­ни­ца ми­ло­сти Бо­жи­ей».
Из­вест­но о боль­шой друж­бе свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на с свя­ти­те­лем Пи­ти­ри­мом, епи­ско­пом Там­бов­ским (па­мять 28 июля). Они не толь­ко под­дер­жи­ва­ли пе­ре­пис­ку, но и встре­ча­лись для ду­хов­ных бе­сед. Ис­то­рия ос­но­ва­ния близ Там­бо­ва Тре­гу­ля­ев­ско­го Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го мо­на­сты­ря свя­за­на с друж­бой свя­ти­те­лей. 15 сен­тяб­ря 1688 го­да свя­ти­тель Мит­ро­фан по­се­тил свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма. Втро­ем (с ни­ми был свя­щен­ник Ва­си­лий) они со­вер­ши­ли про­гул­ку в ме­ста уеди­нен­ных мо­литв Там­бов­ско­го ар­хи­пас­ты­ря и из­бра­ли ме­сто для бу­ду­щей оби­те­ли.
Свя­ти­тель Мит­ро­фан как че­ло­век вы­со­ко­го пат­ри­о­тиз­ма сво­им нрав­ствен­ным ав­то­ри­те­том, ми­ло­сер­ди­ем и мо­лит­ва­ми со­дей­ство­вал пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Пет­ра I, необ­хо­ди­мость и цель ко­то­рых хо­ро­шо по­ни­мал. При по­строй­ке в Во­ро­не­же фло­та для по­хо­да на Азов свя­ти­тель Мит­ро­фан убеж­дал на­род все­мер­но по­мо­гать Пет­ру I. Это бы­ло осо­бен­но важ­но, ибо мно­гие счи­та­ли устрой­ство фло­та де­лом бес­по­лез­ным. Свя­ти­тель не огра­ни­чи­вал­ся толь­ко со­ве­та­ми ца­рю, но ока­зы­вал и ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку го­судар­ствен­ной казне, нуж­дав­шей­ся в день­гах для стро­и­тель­ства фло­та, и от­да­вал все свои сред­ства, со­зна­вая, что они идут на бла­го Ро­ди­ны.
Пат­ри­о­ти­че­ские чув­ства свя­ти­те­ля со­еди­ня­лись в его ду­ше с непо­ко­ле­би­мой ве­рой и стро­го­стью пра­во­слав­ных убеж­де­ний, ра­ди ко­то­рых он не бо­ял­ся на­влечь на се­бя цар­ский гнев. Так, свя­ти­тель от­ка­зал­ся ид­ти во дво­рец к Пет­ру I, по­то­му что там сто­я­ли ста­туи язы­че­ских бо­гов, и хо­тя за ослу­ша­ние цар­ской во­ли свя­ти­те­лю гро­зи­ла опа­ла, он остал­ся непре­кло­нен. Петр при­ка­зал убрать ста­туи и с то­го вре­ме­ни про­ник­ся еще боль­шим ува­же­ни­ем к свя­ти­те­лю.
Скон­чал­ся свя­ти­тель Мит­ро­фан в 1703 го­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти, при­няв пе­ред смер­тью схи­му с име­нем Ма­ка­рий. По­гре­бе­ние со­вер­ше­но бы­ло 4 де­каб­ря. Царь Петр I сам нес гроб свя­ти­те­ля от со­бо­ра до усы­паль­ни­цы. Про­ща­ясь, он ска­зал: «Не оста­лось у ме­ня боль­ше та­ко­го свя­то­го стар­ца. Ему же бу­ди веч­ная па­мять». Од­ним из за­ме­ча­тель­ных па­мят­ни­ков жиз­ни и де­я­тель­но­сти свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на яв­ля­ет­ся его ду­хов­ное за­ве­ща­ние. В нем го­во­рит­ся: «Судь­ба­ми Бо­жи­и­ми до­шел я до со­ста­ре­ния и ныне из­не­мо­гаю есте­ствен­ной мо­ею си­лою. Се­го ра­ди су­дил я на­пи­сать сие по­след­нее мое пи­са­ние… Ко­гда ду­ша моя греш­ная раз­ре­шит­ся от со­ю­за пло­ти, вру­чаю ее бла­го­у­тро­бию Пре­муд­ро­го Бо­га, ее со­здав­ше­го, да при­и­мет ее ми­ло­сти­во, как де­ло рук Сво­их, а ко­сти греш­ные пре­даю ма­те­ри всех, чая от­ту­да вос­кре­се­ния мерт­вых». Да­лее, об­ра­ща­ясь к пас­ты­рям и па­со­мым, свя­ти­тель го­во­рит: «Про­стец со­гре­шив­ший за од­ну толь­ко свою ду­шу даст от­вет Бо­гу, а иереи бу­дут ис­тя­за­ны за мно­гих, как нера­дев­шие об ов­цах, с ко­то­рых со­би­ра­ли мле­ко и вол­ну (шерсть)… Для вся­ко­го че­ло­ве­ка та­ко­во пра­ви­ло муд­рых му­жей: упо­тре­би труд, хра­ни мер­ность – бо­гат бу­де­ши; воз­держ­но пий, ма­ло яждь – здрав бу­де­ши; тво­ри бла­го, бе­гай зла­го – спа­сен бу­де­ши». Па­мять свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну уста­нов­ле­на в 1832 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mitrofan-v-shime-makarij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voronezhskij/duhovnoe_zaveschanie/
• Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского

☦️
Преподобномученик Серафи́м (Тьевар), монах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим (в ми­ру Ан­то­ний Мак­си­мо­вич Тье­вар) ро­дил­ся 30 июля 1899 го­да в Москве. Отец умер, ко­гда Ан­то­нию ис­пол­ни­лось шесть лет, а его бра­ту Мак­си­му один год, и де­тей вос­пи­ты­ва­ла мать, На­та­лия Дмит­ри­ев­на. Ан­то­ний окон­чил ре­аль­ное учи­ли­ще и в 1917 го­ду по­сту­пил ста­ти­сти­ком на Де­дов­скую ма­ну­фак­ту­ру. В 1918-1919 го­дах Ан­то­ний учил­ся в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те.
В 1919 го­ду он по­сту­пил на кур­сы вне­школь­но­го по­лит­про­све­ще­ния и в том же го­ду в ка­че­стве во­ен­но­обя­зан­но­го был на­прав­лен биб­лио­те­ка­рем на фронт Юж­ной ар­мии, но за­тем остав­лен в Москве и слу­жил в по­лит­управ­ле­нии Ревво­ен­со­ве­та рес­пуб­ли­ки в долж­но­сти биб­лио­те­ка­ря-ин­струк­то­ра. В 1920 го­ду он участ­во­вал в ор­га­ни­за­ции съез­да биб­лио­теч­ных ра­бот­ни­ков Крас­ной ар­мии, а по­сле съез­да стал ра­бо­тать по­мощ­ни­ком на­чаль­ни­ка биб­лио­те­ки. В 1922 го­ду Ан­то­ний был де­мо­би­ли­зо­ван и до 1924 го­да ра­бо­тал биб­лио­гра­фом Глав­по­лит­про­све­та.
В 1920 го­ду он по­зна­ко­мил­ся с про­фес­со­ром Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии Ива­ном Ва­си­лье­ви­чем По­по­вым и стал бли­жай­шим уче­ни­ком вы­да­ю­ще­го уче­но­го-па­тро­ло­га. Изу­че­ние свя­тых от­цов зва­ло к то­му, чтобы и са­мо­му ве­сти жизнь по­движ­ни­че­скую, тем бо­лее, что ас­ке­том-по­движ­ни­ком был и сам на­став­ник его. Иван Ва­си­лье­вич в свою оче­редь ста­рал­ся пе­ре­дать уче­ни­ку все те зна­ния, ко­то­ры­ми об­ла­дал сам.
В 1924 го­ду в свя­зи с мно­го­чис­лен­ны­ми рас­ко­ла­ми воз­ник­ла на­сущ­ная необ­хо­ди­мость в со­став­ле­нии пол­но­го спис­ка епи­ско­па­та, как пра­во­слав­но­го, так и рас­коль­ни­че­ско­го, а кро­ме то­го, всех тех, кто к то­му вре­ме­ни ока­зал­ся в ссыл­ках и ла­ге­рях и, сле­до­ва­тель­но, не мог за­нять ту или иную пу­сту­ю­щую ка­фед­ру. Пат­ри­арх Ти­хон бла­го­сло­вил на со­став­ле­ние та­ко­го спис­ка Ива­на Ва­си­лье­ви­ча, а тот при­влек по­мощ­ни­ком Ан­то­ния Тье­ва­ра.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-tevar

☦️
Исповедник Иоа́нн Васильев.
Ис­по­вед­ник Иоанн ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Мартья­но­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го-сле­са­ря Сер­гея Ва­си­лье­ва.
С 1884 го­да он ра­бо­тал в хар­чев­ной лав­ке фаб­ри­ки Ря­бо­ва, где стал со вре­ме­нем при­каз­чи­ком. По­сле уволь­не­ния он в 1922 го­ду от­крыл свою тор­гов­лю.
С 1919 го­да Иван Ва­си­льев был цер­ков­ным ста­ро­стой Ни­коль­ско­го хра­ма в се­ле Бу­тур­ли­но Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, а на­сто­я­те­лем в хра­ме яв­лял­ся свя­щен­ник Кон­стан­тин Уа­ров.
В 1927 го­ду ком­со­моль­цы в се­ле Бу­тур­ли­но ре­ши­ли уста­но­вить ра­дио­при­ем­ник на цер­ков­ной ко­ло­кольне, од­на­ко ве­ру­ю­щие вос­про­ти­ви­лись это­му, и за­тея мо­ло­дых без­бож­ни­ков не уда­лась.
В июле 1929 го­да в се­ле умер 18-лет­ний ком­со­мо­лец Ак­се­нов. Ро­ди­те­ли ку­пи­ли гроб и все необ­хо­ди­мое для по­хо­рон, при­гла­си­ли свя­щен­ни­ка от­петь умер­ше­го, до­го­во­рив­шись это сде­лать на сле­ду­ю­щий день утром у се­бя до­ма. На­ка­нуне по­хо­рон к ма­те­ри при­шел пред­се­да­тель ком­со­моль­ской ячей­ки Бе­ло­усов и ска­зал, что ком­со­моль­цы же­ла­ют хо­ро­нить то­ва­ри­ща са­ми, для че­го ими со­бра­ны день­ги на ве­нок и ду­хо­вой ор­кестр, куп­ле­на крас­ная ткань для обив­ки гро­ба. При этом Бе­ло­усов на­ста­и­вал, чтобы по­хо­ро­ны бы­ли без свя­щен­ни­ка. Мать не со­гла­си­лась, «так как я уже ку­пи­ла гроб за свои день­ги, а ес­ли бы они рань­ше ска­за­ли, то я бы со­гла­си­лась», – ска­за­ла она впо­след­ствии сле­до­ва­те­лю.
В 11 ча­сов утра отец Кон­стан­тин при­шел со­вер­шать от­пе­ва­ние. Брат по­кой­но­го, ак­тив­ный ком­со­мо­лец, не до­ждав­шись окон­ча­ния от­пе­ва­ния, вме­сте с дру­ги­ми ком­со­моль­ца­ми взя­ли гроб и по­нес­ли в крас­ный уго­лок.
Отец Кон­стан­тин шел ка­кое-то вре­мя с ка­ди­лом за гро­бом. Бе­ло­усов ска­зал свя­щен­ни­ку: «До­воль­но те­бе ка­дить, ты, мо­жет, с на­ми и в крас­ный уго­лок пой­дешь?» Ба­тюш­ка оста­но­вил­ся и, ни­че­го не ска­зав, по­шел к се­бе.
При­дя в крас­ный уго­лок, ком­со­моль­цы оби­ли гроб крас­ным по­лот­ном, устро­и­ли по­чет­ный ка­ра­ул. Через че­ты­ре ча­са при­шел фо­то­граф и сфо­то­гра­фи­ро­вал их с гро­бом, а ко­гда при­шел ор­кестр, с му­зы­кой по­нес­ли гроб на клад­би­ще.
Пер­вый ми­тинг был устро­ен ком­со­моль­ца­ми око­ло крас­но­го угол­ка, при­сут­ство­ва­ло до 100 че­ло­век. Из се­ла Ле­ва­шо­во по­нес­ли гроб в Бу­тур­ли­но. На пло­ща­ди про­тив церк­ви был устро­ен еще один ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный ми­тинг. Вы­сту­пав­шие го­во­ри­ли о том, что граж­дан­ские по­хо­ро­ны луч­ше цер­ков­ных. Из на­ро­да, ко­то­ро­го со­бра­лось че­ло­век 500, ста­ли раз­но­сить­ся ре­пли­ки: «От­дай­те по­кой­ни­ка свя­щен­ни­ку, что вы так хо­ро­ни­те, как ско­ти­ну». Уве­рен­ные в сво­ей все­доз­во­лен­но­сти, ком­со­моль­цы по­нес­ли гроб на клад­би­ще, где сно­ва хо­те­ли устро­ить ми­тинг.
На­род стал сра­мить мать, го­во­ря ей о том, что хо­ро­нить так, без свя­щен­ни­ка, грех и ей долж­но быть стыд­но, неуже­ли так и по­хо­ро­нят ее ре­бен­ка без свя­щен­ни­ка, ко­то­рый дол­жен пре­да­вать те­ло зем­ле. Мать и сест­ры по­кой­но­го не да­ли опу­стить гроб в мо­ги­лу. Под­нял­ся крик и шум, тол­па лю­дей от­стра­ни­ла ком­со­моль­цев от мо­ги­лы, от­ня­ла гроб с те­лом и по­нес­ла его в цер­ковь.
Отец Кон­стан­тин в хра­ме ка­кое-то вре­мя ожи­дал, не при­не­сут ли те­ло в цер­ковь. Но гроб про­нес­ли ми­мо церк­ви. Отец Кон­стан­тин, диа­кон Сер­гей Тро­иц­кий и дру­гие, быв­шие в церк­ви, ста­ли со­би­рать­ся до­мой. При­хо­дит род­ствен­ник умер­ше­го и про­сит ба­тюш­ку прид­ти на клад­би­ще. Сна­ча­ла отец Кон­стан­тин по­счи­тал неудоб­ным ид­ти ту­да, но по­том со­гла­сил­ся. Под­хо­дя к клад­би­щу, он уви­дел, что идут граж­дан­ские по­хо­ро­ны. Же­на от­ца Кон­стан­ти­на, а так­же же­на диа­ко­на и дру­гие лю­ди по­со­ве­то­ва­ли ему вер­нуть­ся об­рат­но в цер­ковь. Через несколь­ко ми­нут сно­ва при­хо­дит род­ня по­кой­но­го и вто­рич­но про­сит от­ца Кон­стан­ти­на прид­ти на клад­би­ще. По­ка они до­го­ва­ри­ва­лись, гроб с те­лом был при­не­сен в храм, и отец Кон­стан­тин вме­сте с при­чтом за­кон­чил от­пе­ва­ние.
26 июля 1929 го­да в га­зе­те «На­бат», из­да­ва­е­мой ком­му­ни­ста­ми Сер­пу­хов­ско­го уез­да, бы­ла на­пе­ча­та­на за­мет­ка под за­го­лов­ком «Си­лой унес­ли гроб в цер­ковь», под­пи­сан­ная псев­до­ни­мом Без­бож­ник.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-vasilev-ispovednik

☦️
Священномученик Елеаза́р Спиридонов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник свя­щен­ник Еле­азар Спи­ри­до­нов ро­дил­ся в 1874 го­ду в Кры­му, в Ев­па­то­рии, в се­мье крым­ских гре­ков. Отец его ра­бо­тал при­каз­чи­ком на со­ля­ных про­мыс­лах. С дет­ства он на­чал петь на кли­ро­се гре­че­ской церк­ви в Ев­па­то­рии. Юно­шей он по­лу­чил от гре­че­ской об­щи­ны по­да­рок – при­хо­жане со­бра­ли день­ги, чтобы он смог со­вер­шить па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим.
Ду­хов­ным от­цом Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва был из­вест­ный в Ев­па­то­рии свя­щен­ник Иа­ков Чи­пу­рин, слу­жив­ший в Свя­то-Ни­коль­ском со­бо­ре, ко­то­рый он сам по­стро­ил на свои сред­ства. Отец Иа­ков вен­чал Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва с Ксе­ни­ей Ива­нов­ной Ян­ко­вой, так­же впо­след­ствии по­стра­дав­шей за Хри­ста. В 1899 го­ду Еле­азар Спи­ри­до­нов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-eleazar-spiridonov

☦️
Мученик Алекса́ндр Уксусов.
Му­че­ник Алек­сандр (Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Ук­су­сов) ро­дил­ся в 1874 г. в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. За­кон­чив шко­лу, он, как и его ро­ди­те­ли, ра­бо­тал на зем­ле. В со­вет­ское вре­мя был бух­гал­те­ром в кол­хо­зах Неко­уз­ско­го рай­о­на.
Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, Алек­сандр Алек­сан­дро­вич несколь­ко лет ис­пол­нял обя­зан­но­сти пред­се­да­те­ля цер­ков­ной об­щи­ны в с. Ма­рьи­но. В сен­тяб­ре 1937 г. он был аре­сто­ван и об­ви­нен как участ­ник цер­ков­но-по­встан­че­ской груп­пы “в неле­галь­ных сбо­ри­щах, по­встан­че­ской и по­ра­жен­че­ской аги­та­ции, кле­ве­те на по­ли­ти­ку пар­тии и во­вле­че­нии кол­хоз­ни­ков в ре­ли­ги­оз­ную об­щи­ну”. На до­про­се Алек­сандр Алек­сан­дро­вич от­ри­цал ан­ти­со­вет­ский ха­рак­тер цер­ков­ных со­бра­ний и ни­ко­го не ого­во­рил. Он был при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам ла­ге­рей и за­кон­чил свой скорб­ный му­че­ни­че­ский путь 6 де­каб­ря 1937 г. в Ку­лой­ла­ге.


Жития
Писание