⏳ 2023.11.30 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 26я по Пятидесятнице (глас 8й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
30 ноября (17 ноября)
• (Рождественский пост)
• свт. Григория Неокесарийского (ок. 266–270) 📚
• мч. Аци́скла и мц. Виктории Кордувийских (IV)
• прп. Лазаря иконописца (ок. 857)
• мчч. Гобро́на (Михаила), с ним 133-х воинов (914)
• прп. Никона Радонежского (1426)
• прп. Севастиана Джексонского (1940)
• иконы Божией Матери «Елеоточивая (Элеовритисса)»


☦️
Святитель Григо́рий Чудотворец, Неокесарийский, епископ.
Свя­ти­тель Гри­го­рий ро­дил­ся в г. Неоке­са­рии (се­вер Ма­лой Азии). В юно­сти он учил­ся в Алек­сан­дрии у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля, пре­сви­те­ра Ори­ге­на. Вер­нув­шись в Неоке­са­рию, Гри­го­рий уда­лил­ся в пу­сты­ню, где в по­сте и мо­лит­ве стя­жал вы­со­кое ду­хов­ное со­вер­шен­ство и да­ры про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Епи­скоп Фе­дим из кап­па­до­кий­ско­го го­ро­да Ама­сии, узнав о св. Гри­го­рии, ре­шил по­ста­вить его епи­ско­пом в Неоке­са­рии. Пе­ред хи­ро­то­ни­ей свя­той Гри­го­рий уси­лен­но мо­лил­ся, про­ся Бо­га и Бо­жию Ма­терь от­крыть ему ис­тин­ный об­раз по­кло­не­ния Свя­той Тро­и­це. Во вре­мя мо­лит­вы ему яви­лась Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом, ко­то­рый на­учил свя­то­го, как до­стой­но сле­ду­ет ис­по­ве­до­вать тай­ну Пре­свя­той Тро­и­цы. Свя­той Гри­го­рий за­пи­сал все, что от­крыл ему Иоанн Бо­го­слов. На этом ве­ли­ком Бо­же­ствен­ном От­кро­ве­нии бы­ло ос­но­ва­но уче­ние о свя­той Тро­и­це, впо­след­ствии раз­ви­тое от­ца­ми Церк­ви – Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом, Гри­го­ри­ем Нис­ским.
Скон­чал­ся око­ло 266–270 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1008

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/
К Татиану краткое слово о душе
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г.
• Благодарственная речь Оригену
• Фрагменты творений св. Григория Чудотворца
Переложение Екклезиаста
Изложение веры
К Феопомпу о возможности и невозможности страдания для Бога
К Филагрию о единосущии
Подробное изложение веры

Приписываемые сочинения:
• Беседа в честь Пресвятой Богородицы, Приснодевы
• Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы, 1-я
• Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы, 2-я
• Беседа на всех святых
• Беседа на Рождество Христово
• Беседа на Святое Богоявление
• Двенадцать глав о вере
• Заклинание иже во святых отца нашего архииерарха и чудотворца Григория на духов нечистых
• Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
• Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана
• Слово о воплощении Господа

☦️
Мученики Аци́скл и Викто́рия Кордувийские.
Мученики по­стра­да­ли в прав­ле­ние имп. Дио­кли­ти­а­на, т. е. в нач. IV в.. Ацис­кл и Вик­то­рия, брат и сест­ра, уро­жен­цы Кор­до­вы или ее окрест­но­стей, ве­ли пра­вед­ную жизнь. Во вре­мя на­чав­ших­ся го­не­ний на хри­сти­ан бы­ли вы­зва­ны к чи­нов­ни­ку Ди­о­ну, и по­сле дол­гих му­че­ний Ацис­кл был обез­глав­лен в го­род­ском ам­фи­те­ат­ре, Вик­то­рия за­стре­ле­на из лу­ка. Остан­ки му­че­ни­ков бы­ли вы­ве­зе­ны из го­ро­да знат­ной мат­ро­ной Мин­ци­а­ной и по­гре­бе­ны в ее име­нии, где поз­же бы­ла по­стро­е­на цер­ковь, а в XIII в. ос­но­ван мо­на­стырь. Ацис­кл и Вик­то­рия име­ют от­дель­ную служ­бу и в Ис­па­нии по­чи­та­ют­ся как за­ступ­ни­ки в гро­зу.

☦️
Преподобный Ла́зарь Константинопольский, иконописец, иеромонах.
Свя­той пре­по­доб­ный Ла­зарь ико­но­пи­сец жил в Кон­стан­ти­но­по­ле. Он был пре­сви­те­ром, вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и пи­сал свя­тые ико­ны. При им­пе­ра­то­ре-ико­но­бор­це Фе­о­фи­ле (829–842) его схва­ти­ли и по­сле тя­же­лых пы­ток бро­си­ли в тем­ни­цу. От неми­ну­е­мой каз­ни свя­то­го спас­ла сво­им вме­ша­тель­ством им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра. Пре­по­доб­ный Ла­зарь скон­чал­ся в 857 го­ду, воз­вра­ща­ясь из Ри­ма, ку­да был от­прав­лен с по­соль­ством по цер­ков­ным де­лам к па­пе Бе­не­дик­ту III (855–858). Остан­ки его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­гре­бе­ны в церк­ви свя­то­го Еванд­ра.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1010

☦️
Мученик Гобро́н (в Крещении Михаи́л) Кахетинский, князь.
Му­че­ник Го­брон, во Свя­том Кре­ще­нии Ми­ха­ил, и с ним 133 во­и­на – гру­зин­ские му­че­ни­ки Х ве­ка. Му­че­ник Ми­ха­ил, про­ис­хо­див­ший из знат­но­го кня­же­ско­го ро­да, с юных лет от­ли­чал­ся храб­ро­стью и неустра­ши­мо­стью, за что и был про­зван Го­бро­ном (что зна­чит на араб­ском язы­ке «му­же­ствен­ный, храб­рый»).
В 914 го­ду араб­ский во­е­на­чаль­ник Аб­дул-Ка­сим, опу­сто­шив Ар­ме­нию, за­хва­тил Тби­ли­си и оса­дил кре­пость Кве­ли, за­щи­ща­е­мую свя­тым Го­бро­ном и его во­и­на­ми. По­сле 28-днев­ной оса­ды, ве­ро­лом­но на­ру­шив за­клю­чен­ное пе­ре­ми­рие, ара­бы во­рва­лись в кре­пость и пле­ни­ли ее стой­ких за­щит­ни­ков во гла­ве с Го­бро­ном.
Гру­зин­ский царь Адар­на­се II (881–923) вы­ку­пил мно­гих плен­ных, но на вы­куп свя­то­го Го­бро­на ара­бы не со­гла­си­лись. Эмир пред­ло­жил ему при­нять ис­лам, обе­щая сво­бо­ду и бо­гат­ство, но по­лу­чил ре­ши­тель­ный от­каз. То­гда на гла­зах у свя­то­го Го­бро­на бы­ли ис­треб­ле­ны 133 его во­и­на, так­же от­ка­зав­ши­е­ся от­сту­пить от ве­ры во Хри­ста. Свя­той Го­брон, омо­чив в кро­ви му­че­ни­ков па­лец, изо­бра­зил на сво­ем лбу крест и, воз­бла­го­да­рив Гос­по­да за нис­по­сы­ла­е­мый му­че­ни­че­ский ве­нец, крот­ко и незло­би­во при­нял смерть через усек­но­ве­ние гла­вы 17 но­яб­ря 914 го­да. Ав­тор «Му­че­ни­че­ства Ми­ха­и­ла (Го­бро­на)» (914–918) Тбет­ский епи­скоп Сте­фан по­вест­ву­ет, что те­ло свя­то­го Го­бро­на и те­ла 133-х его во­и­нов бы­ли за­ры­ты в об­щую яму. «Чуд­ный свет по­чти каж­дую ночь осве­щал мо­ги­лу свя­тых му­че­ни­ков, мно­же­ство боль­ных, при­хо­див­ших на мо­ги­лу свя­тых, по­лу­ча­ли здра­вие». Гру­зин­ская Цер­ковь при­чис­ли­ла му­че­ни­ка Го­бро­на и его во­и­нов к ли­ку свя­тых и уста­но­ви­ла их па­мять в день му­че­ни­че­ства – 17 но­яб­ря.

☦️
Преподобный Ни́кон Радонежский, игумен.
Преподобный Никон Радонежский уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся в Юрье­ве-Поль­ском. В юном воз­расте, услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Сер­гия и же­лая по­сле­до­вать ему, свя­той при­шел к пре­по­доб­но­му Сер­гию и про­сил при­об­ще­ния к ли­ку мо­на­ше­ству­ю­щих. Пре­по­доб­ный Сер­гий, про­ви­дя в нем бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка и ис­пы­ты­вая его сми­ре­ние и тер­пе­ние, ото­слал св. Ни­ко­на к сво­е­му уче­ни­ку пре­по­доб­но­му Афа­на­сию Вы­соц­ко­му. Здесь пре­по­доб­ный Ни­кон учил­ся ум­но­му де­ла­нию, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и пре­успе­вал в доб­ро­де­те­ли и чи­сто­те.
Воз­ве­ден­ный в сан иеро­мо­на­ха, пре­по­доб­ный Ни­кон вер­нул­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру и стал лю­би­мым и близ­ким уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия. Ви­дя ду­хов­ную зре­лость и опыт­ность пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, пре­по­доб­ный Сер­гий пе­ред смер­тью на­зна­чил его сво­им пре­ем­ни­ком.
Став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Ни­кон под­дер­жи­вал все, что бы­ло уста­нов­ле­но учи­те­лем: лю­бил мо­лит­ву и пост, тру­дил­ся на­равне с бра­ти­ей, о ко­то­рой по­сто­ян­но с лю­бо­вью за­бо­тил­ся.
При пре­по­доб­ном Ни­коне 5 июля 1422 г., во вре­мя стро­и­тель­ства но­во­го хра­ма во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.
По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ни­кон скон­чал­ся 17 но­яб­ря 1426 г. и был по­гре­бен близ ра­ки сво­е­го учи­те­ля. В 1560 г. над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го был по­стро­ен храм во имя его. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ко­на, по­чи­ва­ю­щие здесь под гроб­ни­цей, от­де­ля­ют­ся от ра­ки ве­ли­ко­го Сер­гия од­ной ка­мен­ной сте­ной.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1009

☦️
Преподобный Севастиан Джексонский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Се­ва­сти­ан (Дабо­вич) Джек­сон­ский ро­дил­ся 9 июля 1863 го­да в се­мье пра­во­слав­ных эми­гран­тов из Сер­бии, жив­ших в Сан-Фран­цис­ко. В юном воз­расте, в 1884 го­ду, Йо­ван Дабо­вич по­сту­пил в ду­хов­ную ака­де­мию в Санкт-Пе­тер­бур­ге, а че­рез че­ты­ре го­да при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Се­ва­сти­ан и диа­кон­ский сан.
За­кон­чив об­ра­зо­ва­ние, отец Се­ва­сти­ан вер­нул­ся в США, где стал слу­жить в сан-фран­цис­ском хра­ме свя­то­го Алек­санд­ра Нев­ско­го. В 1892 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и стал мис­си­о­не­ром на За­пад­ном по­бе­ре­жье США.
Иеро­мо­нах Се­ва­сти­ан ос­но­вал не­сколько хра­мов в Ва­шинг­то­не и Ка­ли­фор­нии, за­тем тру­дил­ся в ад­ми­ни­стра­ции се­ве­ро­а­ме­ри­кан­ской мис­сии под на­ча­лом свя­то­го еписко­па Ти­хо­на (Бе­ла­ви­на) – бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си, про­по­ве­дуя на ан­глийском, серб­ском и рус­ском язы­ках.
В те­че­ние сво­ей жиз­ни мис­си­о­нер пе­ре­сек 15 раз Ат­лан­ти­че­ский оке­ан и 9 раз – Ти­хий, так как ему при­хо­ди­лось бы­вать на исто­ри­че­ской ро­ди­не – в Сер­бии, в Рос­сии, а так­же со­вер­шать мис­си­о­нер­ские пу­те­ше­ствия в Япо­нию, где пре­по­доб­ный встре­чал­ся со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем Япон­ским (Ка­сат­ки­ным).
В 1905 го­ду, уже в са­не игу­ме­на, от­ца Се­ва­сти­а­на на­зна­чи­ли на долж­ность бла­го­чин­но­го серб­ских хра­мов, а в том же го­ду, ука­зом Си­но­да – на­чаль­ни­ком Серб­ской мис­сии. За тру­ды на бла­го Церк­ви в 1905 го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
В 1910 го­ду отец Се­ва­сти­ан уехал в Сер­бию, где слу­жил ка­пел­ла­ном в го­ды Вто­рой Бал­кан­ской (1912-1913) и Пер­вой ми­ро­вой (1914-1918) войн и с 1936 го­да стал жить в мо­на­сты­ре свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го в Жи­че.
В 1940 го­ду свя­той Се­ва­сти­ан пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду. Его от­пе­ва­ние со­вер­шил свя­ти­тель Ни­ко­лай Серб­ский (Ве­ли­ми­ро­вич). В 2007 го­ду мо­щи свя­то­го пе­ре­за­хо­ро­ни­ли в хра­ме свя­то­го Сав­вы в Джек­со­не (штат Ка­ли­фор­ния), ко­то­рый ос­но­вал пре­по­доб­ный Се­ва­сти­ан.
4 сен­тяб­ря 2015 го­да в Сте­фа­нов­ском со­бо­ре ка­ли­фор­нийско­го го­ро­да Ал­гам­б­ра Пат­ри­арх Серб­ский Ири­ней воз­гла­вил бо­го­слу­же­ние, на ко­то­ром ар­хи­манд­рит Се­ва­сти­ан (Дабо­вич) был про­слав­лен в ли­ке свя­тых, как пре­по­доб­ный Се­ва­сти­ан Джек­сон­ский.

☦️
Икона Богородицы «Елеоточивая (Элеовритисса)».
На Афоне, в Ва­то­пед­ской оби­те­ли, од­на­жды слу­чил­ся недо­ста­ток мас­ла. Долж­ность до­хи­а­ра в мо­на­сты­ре за­ни­мал в это вре­мя преп. Ген­на­дий, ко­то­рый, же­лая со­хра­нить неболь­шой оста­ток мас­ла для цер­ков­ных лам­пад, не стал да­вать мас­ла бра­тии для мо­на­стыр­ской тра­пезы. Но игу­мен твер­до упо­вал на Бо­же­ствен­ную по­мощь и ве­лел это­му ке­ла­рю дать мас­ло ино­кам. До­хи­ар, по­ви­ну­ясь во­ле сво­е­го игу­ме­на, во­шел в кла­до­вую в уве­рен­но­сти най­ти здесь пу­стым тот со­суд, из ко­то­ро­го он брал мас­ло. Но ка­ко­во же бы­ло его удив­ле­ние, ко­гда он уви­дел, что со­суд со­вер­шен­но по­лон мас­ла. Все то­гда про­сла­ви­ли Бо­го­ма­терь пе­ред Ее ико­ной за по­слан­ное уте­ше­ние в мо­на­стыр­ском недо­стат­ке. С тех пор «Елео­то­чи­вая» ико­на сто­ит непо­движ­но в до­хи­ар­ной Ва­то­пед­ской оби­те­ли и от нее неис­то­щи­мо ис­хо­дит див­ное бла­го­уха­ние. Неко­то­рые эту ико­ну на­зы­ва­ют Ке­лар­ни­цею; до чу­дес­но­го же со­бы­тия она на­зы­ва­лась Оди­гит­ри­ей, т. е. Пу­те­во­ди­тель­ни­цей.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-eleotochivaja-eleovritissa


Жития
Писание