⏳ 2023.11.29 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 26я по Пятидесятнице (глас 8й)
• среда (воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
29 ноября (16 ноября)
• (Рождественский пост)
• ап. Матфея (60)
• прав. Фулвиа́на Ефиопского (Матфея) (I)
• сщмч. Феодора (Колерова), мчч. Ана́нии (Бойкова), Михаила (Болдакова) (1929)
• сщмчч. Иоанна (Цветкова), Николая (Троицкого), Виктора (Воронова), Василия (Соколова), Макария (Соловьева), Михаила (Абрамова), прмч. Пантелеи́мона (Аржаных) (1937)
• мч. Димитрия (Спиридонова) (1938)
• прмч. Филуме́на Святогробца (Хасаписа) (1979)


☦️
Апостол Матфе́й (Леви́й), евангелист, брат ап. Иа́кова Алфеева.
Был апо­сто­лом из две­на­дца­ти. До об­ра­ще­ния ко Хри­сту Мат­фей слу­жил мы­та­рем, сбор­щи­ком по­да­тей для Ри­ма. Услы­шав глас Иису­са Хри­ста: «Иди за Мной» (Мф.9.9), он оста­вил свою долж­ность и по­шел за Спа­си­те­лем. Вос­при­няв бла­го­дат­ные да­ры Ду­ха Свя­то­го, апо­стол Мат­фей вна­ча­ле про­по­ве­до­вал в Па­ле­стине. Пе­ред ухо­дом на про­по­ведь в даль­ние стра­ны по прось­бе иуде­ев, оста­вав­ших­ся в Иеру­са­ли­ме, апо­стол на­пи­сал Еван­ге­лие. В ря­ду книг Но­во­го За­ве­та Еван­ге­лие от Мат­фея сто­ит пер­вым. На­пи­са­но на ев­рей­ском язы­ке. Ре­чи и де­я­ния Спа­си­те­ля Мат­фей из­ла­га­ет в со­от­вет­ствии трем сто­ро­нам слу­же­ния Хри­ста: как Про­ро­ка и За­ко­но­да­те­ля, Ца­ря над ми­ром неви­ди­мым и ви­ди­мым и Пер­во­свя­щен­ни­ка, При­но­ся­ще­го Жерт­ву за гре­хи всех лю­дей.
Свя­той апо­стол Мат­фей обо­шел с бла­го­ве­сти­ем Си­рию, Ми­дию, Пер­сию и Пар­фию, за­кон­чив свои про­по­вед­ни­че­ские тру­ды му­че­ни­че­ской кон­чи­ной в Эфи­о­пии. Стра­на эта бы­ла на­се­ле­на пле­ме­на­ми кан­ни­ба­лов с гру­бы­ми обы­ча­я­ми и ве­ро­ва­ни­я­ми. Свя­той апо­стол Мат­фей сво­ей про­по­ве­дью здесь об­ра­тил несколь­ких идо­ло­по­клон­ни­ков к ве­ре во Хри­ста, ос­но­вал Цер­ковь и по­стро­ил храм в го­ро­де Мир­ме­ны, по­ста­вил в ней епи­ско­пом сво­е­го спут­ни­ка по име­ни Пла­тон. Ко­гда апо­стол усерд­но мо­лил Бо­га об об­ра­ще­нии эфи­о­пов, во вре­мя мо­лит­вы явил­ся ему Сам Гос­подь в об­ра­зе юно­ши и, дав жезл, по­ве­лел во­дру­зить его у две­рей хра­ма. Гос­подь ска­зал, что из это­го жез­ла вы­рас­тет де­ре­во и бу­дет при­но­сить пло­ды, а от кор­ня его бу­дет ис­те­кать ис­точ­ник во­ды. Омыв­шись в во­де и вку­сив пло­дов, эфи­о­пы из­ме­нят свой ди­кий нрав, ста­нут доб­ры­ми и крот­ки­ми. Ко­гда апо­стол нес жезл к хра­му, то встре­тил на пу­ти же­ну и сы­на пра­ви­те­ля этой стра­ны Фул­ви­а­на, одер­жи­мых нечи­стым ду­хом. Свя­той апо­стол име­нем Иису­са Хри­ста ис­це­лил их. Это чу­до об­ра­ти­ло ко Гос­по­ду еще мно­же­ство языч­ни­ков. Но вла­сте­лин не хо­тел, чтобы его под­дан­ные ста­ли хри­сти­а­на­ми и пе­ре­ста­ли по­кло­нять­ся язы­че­ским бо­гам. Он об­ви­нил апо­сто­ла в кол­дов­стве и при­ка­зал каз­нить его. Свя­то­го Мат­фея по­ло­жи­ли ли­цом вниз, за­сы­па­ли хво­ро­стом и по­до­жгли. Ко­гда ко­стер раз­го­рел­ся, то все уви­де­ли, что огонь не вре­дит свя­то­му Мат­фею. То­гда Фул­ви­ан при­ка­зал до­ба­вить хво­ро­ста в ко­стер, об­лив его смо­лой и по­ста­вив во­круг две­на­дцать идо­лов. Но пла­мя рас­то­пи­ло идо­лов и опа­ли­ло Фул­ви­а­на. Ис­пу­ган­ный эфи­оп об­ра­тил­ся к свя­то­му с моль­бой о по­ща­де, и по мо­лит­ве апо­сто­ла пла­мя улег­лось. Те­ло свя­то­го апо­сто­ла оста­лось невре­ди­мым, и он ото­шел ко Гос­по­ду (60 г.). Пра­ви­тель Фул­ви­ан горь­ко рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном, но со­мне­ний сво­их не оста­вил. Он ве­лел по­ло­жить те­ло свя­то­го Мат­фея в же­лез­ный гроб и бро­сить в мо­ре. При этом Фул­ви­ан ска­зал, что ес­ли Бог Мат­фе­ев со­хра­нит те­ло апо­сто­ла в во­де, как со­хра­нил его в огне, то сле­ду­ет по­кло­нять­ся это­му Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. В ту же ночь к епи­ско­пу Пла­то­ну в сон­ном ви­де­нии явил­ся апо­стол Мат­фей и по­ве­лел ему ид­ти с кли­ром на бе­рег мо­ря и об­ре­сти там его те­ло. При­шел на бе­рег и Фул­ви­ан со сво­ей сви­той. Вы­не­сен­ный вол­ной гроб был с че­стью пе­ре­не­сен в храм, по­стро­ен­ный апо­сто­лом. То­гда Фул­ви­ан по­про­сил у Мат­фея про­ще­ния, по­сле, че­го епи­скоп Пла­тон кре­стил его с име­нем Мат­фей, ко­то­рое дал ему по ве­ле­нию Бо­жи­е­му. Фул­ви­ан впо­след­ствии при­нял епи­скоп­ство и про­дол­жил де­ло про­све­ще­ния сво­е­го на­ро­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1007
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/13

☦️
Святитель Фулвиа́н (в Крещении Матфе́й), епископ Эфиопский, князь.
В Мирменах, в Эфиопии жил князь одного племени по имени Фульвиан. Жена и сын его были одержимы бесами. Когда в Мирмены прибыл апостол и Евангелист Матфей, с чудесным жезлом, врученным ему Ангелом Господним, он по повелению Божию водрузил жезл около церкви. Жезл тотчас же вырос в большое дерево с прекрасными плодами, а из корня его истекал чистый и прекрасный источник. Первыми получили исцеление от этого источника жена и сын Фульвиана, которые здесь же и приняли крещение.
Сначала князь обрадовался исцелению жены и сына, но потом, приписывая чудодейственную силу дерева и источника волхвованию св. апостола Матфея, воздвиг на него гонение. Чтобы взять апостола, укрывшегося в одной церкви, Фульвиан дважды посылал своих воинов. Но первые воины не могли взять апостола, потому что их объял мрак, и они едва смогли благополучно вернуться обратно. Разгневанный Фульвиан отправил других воинов, но эти были озарены таким небесным светом, что не могли видеть св. апостола, и возвратились к Фульвиану ни с чем. После этого сам Фульвиан со множеством воинов отправился взять св. апостола Матфея, но был поражен слепотой, от которой по молитве св. Матфея был избавлен. Но избавившись от слепоты телесной, Фульвиан не прозрел очами духовными и, считая чудеса апостола волшебством, задумал хитростью погубить его.
Пригласив апостола в свои палаты он приказал воинам крепко прибить его к земле и, обложив дровами, хворостом и облив смолою, зажечь. Но огонь не вредил св. апостолу. Тогда Фульвиан приказал принести 12 золотых идолов и расставить вокруг костра. Пламя устремилось на идолов, и они расплавились, как воск. Видя это, Фульвиан хотел с честью вывести св. апостола из пламени, но он уже предал свой дух Богу. После этого Фульвиан положил тело св. апостола на богатый одр, покрыл его драгоценными одеждами, но еще не вполне уверенный в чудотворной силе апостола, приказал положить его тело в железный гроб, запаянный оловом, и ввергнуть в море. При этом Фульвиан произнес такой обет: «Если Тот, Кто сохранил Матфея невредимым от огня, не допустит погибнуть в море, то воистину Он есть Единый Бог, и мы поклонимся Ему, отринем всех богов наших, не могших даже себя сохранить от огня». В ту же ночь св. апостол Матфей явился епископу Мирменскому Платону и сказал: «Утром иди на морской берег и там возьми мощи мои». Когда Фульвиан узнал об этом, то с вельможами своими явился на берег и громко исповедал Бога христианского. После этого Фульвиан просил св. апостола Матфея простить ему соделанные им прегрешения, а также искренно желал принять св. крещение. Когда же оглашенный Фульвиан вошел в воду, и епископ Платон, возложив на главу его руку, хотел назвать его по имени, то послышался голос свыше: «Не Фульвианом, а Матфеем назови!»
По принятии крещения св. Фульвиан с именем Матфея тщательно старался подражать делам соименному ему апостола. Он скоро отказался от власти и горячо предался делам благотворительности и пламенной молитве при храме Божием, а епископ Платон сподобил его священнического сана. Через 3 года по принятии иерейского сана Фульвиан, с христианским именем Матфей, по внушению соименного ему апостола, принял сан епископа и служил на месте почившего Платона. В новом сане св. Матфей немало потрудился. Он скончался уже в преклонных летах.

☦️
Священномученик Феодор Колеров, пресвитер, мученики Анания Бойков и Михаил Болдаков.

Фе­о­дор Ксе­но­фон­то­вич Ко­ле­ров ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­ле Се­ме­нов­ском Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ксе­но­фон­та За­ха­рье­ви­ча и его же­ны Ели­за­ве­ты Ива­нов­ны. В 1905 го­ду Фе­о­дор окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка се­ла Клю­че­во­го Твер­ской гу­бер­нии. В 1911 го­ду он был пе­ре­ве­ден в се­ло Стол­бо­во, а через год стал на­сто­я­те­лем в толь­ко что от­стро­ен­ном Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в го­ро­де Ким­рах Твер­ской гу­бер­нии. Сво­им рев­ност­ным слу­же­ни­ем о. Фе­о­дор быст­ро при­влек к се­бе серд­ца ве­ру­ю­щих. Несмот­ря на мо­ло­дость, он для сво­их при­хо­жан стал от­цом; и в труд­ных слу­ча­ях лю­ди шли к нему за со­ве­та­ми. Ко­гда о. Фе­о­дор про­хо­дил по го­ро­ду, то мно­гие стре­ми­лись по­го­во­рить с ним, оста­нав­ли­ва­ли его, и он, не жа­лея вре­ме­ни, ста­рал­ся раз­ре­шить воз­ник­шие во­про­сы. Всех сво­их при­хо­жан он хо­ро­шо знал; знал, кто ка­кой име­ет ду­шев­ный или те­лес­ный недуг. Бы­ва­ло, же­ны за­пой­ных пья­ниц, ко­гда слу­ча­лась бе­да, спе­ши­ли по­звать о. Фе­о­до­ра, чтобы он по­го­во­рил с му­жья­ми и как-то от­влек их от па­губ­ной при­выч­ки. Свя­щен­ник ни­ко­гда не от­ка­зы­вал, и за­ча­стую его бе­се­да с пья­ни­цей, а бо­лее то­го, сов­мест­ная мо­лит­ва, удер­жи­ва­ли че­ло­ве­ка от за­поя. Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, свя­щен­ник и его же­на, Ан­на Ми­хай­лов­на, воз­гла­ви­ли в го­ро­де об­ще­ство по­мо­щи фрон­ту – ши­ли для ар­мии одеж­ду и от­прав­ля­ли на фронт по­сыл­ки. На Пас­ху и на ве­ли­кие празд­ни­ки о. Фе­о­дор непре­мен­но об­хо­дил до­ма всех сво­их при­хо­жан, об­хо­дил и по­сле то­го, как со­вет­ская власть ста­ла это за­пре­щать и пре­сле­до­вать. Ху­до­же­ствен­но ода­рен­ный че­ло­век, це­ни­тель хо­ро­ше­го ду­хов­но­го пе­ния, он при­гла­шал в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь из­вест­ных пев­цов. У него бы­ли дру­же­ские от­но­ше­ния с пе­ви­цей Нежда­но­вой и ак­те­ром Го­ло­ва­но­вым. Ар­ти­сты ис­пол­ня­ли ду­хов­ные пес­но­пе­ния; эти кон­цер­ты име­ли не толь­ко про­све­ти­тель­ское зна­че­ние, но и бла­го­тво­ри­тель­ное. В Москве был го­лод. Мно­гие из­вест­ные ар­ти­сты бы­ли ли­ше­ны вся­ких средств к су­ще­ство­ва­нию и го­ло­да­ли. По­сле ду­хов­ных кон­цер­тов и пе­ния на служ­бах при­хо­жане при­но­си­ли им, что у ко­го бы­ло из про­дук­тов. Так о. Фе­о­дор по­мог пев­цам пе­ре­жить го­лод­ное вре­мя.
Со­вет­ские вла­сти сра­зу от­ме­ти­ли неза­у­ряд­но­го свя­щен­ни­ка и его вы­со­кий ав­то­ри­тет сре­ди го­ро­жан. В на­ча­ле сен­тяб­ря 1919 го­да сек­рет­ный от­дел гу­берн­ской ЧК разо­слал по всем уезд­ным го­ро­дам те­ле­грам­мы об аре­сте в ка­че­стве за­лож­ни­ков всех сколь­ко-ни­будь вы­да­ю­щих­ся жи­те­лей. Уезд­ный ко­ми­тет кимр­ских боль­ше­ви­ков по­ста­но­вил «вы­де­лить один­на­дцать то­ва­ри­щей… в ка­че­стве ру­ко­во­ди­те­лей и каж­до­му дать од­но­го ком­му­ни­ста и по два крас­но­ар­мей­ца. На­чать с 12 ча­сов но­чи». Сре­ди дру­гих за­лож­ни­ков был аре­сто­ван и о. Фе­о­дор. Его об­ви­ни­ли в том, что он «ор­га­ни­зо­вал ду­хов­ный кон­церт без вся­ких раз­ре­ше­ний на то со­вет­ских ор­га­нов». Отец Фе­о­дор вско­ре был осво­бож­ден, но вла­сти не пре­кра­ща­ли пре­сле­до­ва­ний: ото­бра­ли всю ме­бель, за­тем на­ло­жи­ли кон­три­бу­цию, по ко­то­рой он был обя­зан вы­пла­тить круп­ную сум­му де­нег, в про­тив­ном слу­чае угро­жа­ли аре­стом.
(Примечание: Хо­тя это и не от­но­сит­ся к жиз­не­опи­са­нию му­че­ни­ка, но возможно нелишне бу­дет при­ве­сти пол­ный спи­сок за­лож­ни­ков и те обос­но­ва­ния, по ко­то­рым в те го­ды аре­сто­вы­ва­ли (а ча­сто и рас­стре­ли­ва­ли): «Ку­ли­ков Петр – …спо­со­бен ор­га­ни­зо­вать во вся­кое вре­мя что хо­ти­те про­тив сов. вла­сти. Шо­нин Вла­ди­мир – тор­го­вец… при­ма­зав­ший­ся к сов. вла­сти. Сто­ля­ров Се­мен – ка­дет, мо­гу­щий быть ор­га­ни­за­то­ром. Са­ха­ров Ана­то­лий – опре­де­лен­но лич­ность не вы­яв­ле­на, ибо очень хит­рый, но са­мый вред­ный для со­вет­ской вла­сти контр­ре­во­лю­ци­о­нер. Смир­нов Ва­си­лий – круп­ный бур­жуй. Сын был ор­га­ни­за­то­ром вос­ста­ния де­зер­ти­ров… Сто­ля­ров Иван – …пред­се­да­тель со­ю­за ко­опе­ра­то­ров, спо­соб­ный ор­га­ни­за­тор. Сто­гов – …при­ма­зав­ший­ся к сов. вла­сти, пред­се­да­тель Кимр­ско­го во­лост­но­го ис­пол­ко­ма». Неле­пые эти фор­му­ли­ров­ки да­ле­ко не без­обид­ны. Из на­род­ной сре­ды изы­ма­лись лю­ди са­мо­сто­я­тель­ные, твер­дых убеж­де­ний, непре­клон­ной нрав­ствен­но­сти, ду­хов­ные ли­де­ры; под­ру­ба­лись кор­ни на­ро­да.)

29 но­яб­ря 1929 г. в утрен­них га­зе­тах бы­ло опуб­ли­ко­ва­но, что свя­щен­ник Фе­о­дор Ко­ле­ров, ста­ро­ста Ана­ния Бой­ков и ми­ря­нин Ми­ха­ил Бол­да­ков рас­стре­ля­ны. Од­на­ко о. Фе­о­дор был еще жив, и ве­че­ром это­го дня ему да­ли сви­да­ние с же­ной и сы­ном. Свя­щен­ник вы­шел к ним ху­дой, из­мож­ден­ный, но со­вер­шен­но спо­кой­ный, внут­ренне уми­ро­тво­рен­ный и про­свет­лен­ный. Он знал, что его ско­ро убьют, знал, что Гос­подь при­мет его стра­да­ния и жерт­ву, знал, что вско­ре пред­сто­ит встре­ча с Гос­по­дом, и, уже как че­ло­век не от ми­ра се­го, по­ло­жив ру­ку на го­ло­ву сы­на, мир­но бе­се­до­вал с Ан­ной Ми­хай­лов­ной. Ко­гда сви­да­ние за­кон­чи­лось и стра­жа от­ве­ла о. Фе­о­до­ра в ка­ме­ру, он на­пи­сал на обо­ро­те фо­то­гра­фии же­ны име­на де­тей. И под­пи­сал: «До сви­да­ния об­ще­го».
А за­тем, ко­гда стра­жа при­шла ве­сти на рас­стрел, на пер­вой стра­ни­це ка­нон­ни­ка вы­вел: «29/XI – 11 ч. но­чи».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-kolerov

☦️
Священномученик Иоа́нн Цветков, пресвитер.
При бес­по­щад­ных го­не­ни­ях на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в со­вет­ской Рос­сии все мень­ше оста­ва­лось свя­щен­ни­ков, ру­ко­по­ло­жен­ных в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя, и ар­хи­ереи ста­ли ру­ко­по­ла­гать в сан свя­щен­ни­ка бла­го­че­сти­вых ми­рян, дабы паства не оста­лась без ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства и та­инств, и не бы­ли за­кры­ты хра­мы.
Из та­ких пас­ты­рей был свя­щен­но­му­че­ник Иоанн. Он ро­дил­ся 17 мар­та 1878 го­да в го­ро­де Торж­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье ого­род­ни­ка Сте­па­на Цвет­ко­ва. В Торж­ке Иван Сте­па­но­вич окон­чил двух­класс­ное об­раз­цо­вое учи­ли­ще при гим­на­зии. Же­нил­ся, но же­на вско­ре оста­ви­ла его, а де­тей у них не бы­ло. В на­ча­ле два­дца­тых го­дов он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В 1929 го­ду о. Иоанн, как и мно­гие свя­щен­ни­ки в те го­ды, был аре­сто­ван, об­ви­нен в невы­пол­не­нии го­судар­ствен­ных по­ста­вок сель­хоз­про­дук­ции и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. По­сле воз­вра­ще­ния из ссыл­ки он был на­зна­чен слу­жить в храм се­ла Пер­хо­ва Удомль­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти и здесь встре­тил кро­ва­вое го­не­ние 1937 го­да.
17 но­яб­ря 1937 го­да мест­ные вла­сти в ли­це пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря Пер­хов­ско­го сель­со­ве­та, а так­же пред­се­да­те­ля мест­но­го кол­хо­за на­пи­са­ли по тре­бо­ва­нию НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку-жа­ло­бу на свя­щен­ни­ка. Они пи­са­ли, что о. Иоанн за­тя­ги­ва­ет служ­бы и про­дол­жи­тель­но про­по­ве­ду­ет, ча­сто об­ра­ща­ет­ся к при­хо­жа­нам с при­зы­вом, чтобы они ве­ли се­бя бла­го­леп­но, не хо­ди­ли по хра­му и не раз­го­ва­ри­ва­ли во вре­мя бо­го­слу­же­ния, что он при­зы­вал ве­ру­ю­щих ро­ди­те­лей, чтобы те обя­за­тель­но во­ди­ли де­тей в храм, и чтобы все, и взрос­лые, и де­ти, но­си­ли кре­сты и ни­ко­гда их не сни­ма­ли и в боль­шие празд­ни­ки и в вос­крес­ные дни по­се­ща­ли цер­ковь. «Все эти дей­ствия Цвет­ко­ва, – пи­са­лось в за­клю­че­нии ха­рак­те­ри­сти­ки свя­щен­ни­ка, – бы­ли на­прав­ле­ны на под­рыв кол­хо­зов и свер­же­ние со­вет­ской вла­сти. Даль­ней­шая ра­бо­та Цвет­ко­ва, как вра­га на­ро­да, не до­пу­сти­ма. Цвет­ков дол­жен быть изо­ли­ро­ван от масс как враг на­ро­да, опас­ный эле­мент».
Через несколь­ко дней по­сле то­го, как пред­ста­ви­те­ли мест­ных вла­стей да­ли по­доб­ную ха­рак­те­ри­сти­ку свя­щен­ни­ку, о. Иоанн был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бе­жец­кую тюрь­му. И в тот же день со­сто­ял­ся до­прос.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я ни­ко­гда сре­ди на­се­ле­ния ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел, – от­ве­тил о. Иоанн.
– Вы го­во­ри­ли в церк­ви ве­ру­ю­щим, что со­вет­ская власть су­ще­ство­вать бу­дет недол­го. От­ку­да вы име­е­те та­кие дан­ные?
– Я ни­ко­гда и ни­где это­го не го­во­рил.
– След­ствие от вас тре­бу­ет чи­сто­сер­деч­ных при­зна­ний, по­это­му ска­жи­те, для ка­кой це­ли вы за­пу­ги­ва­ли ве­ру­ю­щих на­ка­за­ни­ем от Бо­га?
– Я хо­ро­шо знаю, что за каж­дое ан­ти­со­вет­ское вы­ска­зы­ва­ние ме­ня по­тя­нут, ку­да сле­ду­ет, по­это­му я не мог в церк­ви ве­ру­ю­щим что-ли­бо по­доб­ное го­во­рить. Дру­гое де­ло на­едине, но и это­го я так­же не де­лал.
– Ка­кую цель вы пре­сле­до­ва­ли, ко­гда кол­хоз­ни­кам во вре­мя се­но­ко­са го­во­ри­ли, чтобы они не вы­хо­ди­ли на ра­бо­ту, а шли в цер­ковь мо­лить­ся Бо­гу?
– Я толь­ко при­гла­шал тех кол­хоз­ни­ков, ко­то­рые не за­ня­ты на ра­бо­тах, но ос­нов­ную си­лу кол­хо­за я не при­гла­шал и с ра­бо­ты не сры­вал.
– Вы го­во­ри­ли ве­ру­ю­щим, что ес­ли они не бу­дут по­се­щать цер­ковь, то в слу­чае их смер­ти вы не бу­де­те их от­пе­вать?
– Та­ких слов я не го­во­рил.
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции?
– Не при­знаю.
27 но­яб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Цвет­ков был рас­стре­лян 29 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Николай Троицкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 23 июля 1887 го­да в Твер­ской гу­бер­нии в се­ле По­кров, где слу­жил в хра­ме его отец, про­то­и­е­рей Иоанн Тро­иц­кий. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла По­кров неда­ле­ко от го­ро­да Удом­ля. Здесь он про­слу­жил до го­не­ний кон­ца два­дца­тых — на­ча­ла трид­ца­тых го­дов.
В 1930 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка за то, что он не смог упла­тить на­лог, и при­го­во­ри­ли к двум го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь и пя­ти го­дам ссыл­ки. Ко­гда о. Ни­ко­лай в 1932 го­ду вер­нул­ся из за­клю­че­ния в Тверь, свя­той ар­хи­епи­скоп Фад­дей бла­го­сло­вил его слу­жить в хра­ме се­ла Ве­ре­ску­но­ва Удомль­ско­го рай­о­на. Там бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник про­слу­жил до кро­ва­во­го го­не­ния 1937 го­да. 20 но­яб­ря 1937 го­да НКВД аре­сто­вал о. Ни­ко­лая, и он был за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Бе­жец­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-troickij

☦️
Священномученик Ви́ктор Воронов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор (Вик­тор Ива­но­вич Во­ро­нов) ро­дил­ся 10 мар­та 1889 го­да в го­ро­де Выш­нем Во­лоч­ке Твер­ской гу­бер­нии. В 1923 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из го­род­ских хра­мов. Во вре­мя го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це два­дца­тых го­дов свя­щен­ник был аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния за неупла­ту на­ло­га. Отец Вик­тор по­дал об­жа­ло­ва­ние, и в си­лу то­го, что он был бе­ден до чрез­вы­чай­но­сти и в дей­стви­тель­но­сти не об­ла­дал ни­ка­ким иму­ще­ством, при­го­вор от­ме­ни­ли.
В 1930 го­ду он стал слу­жить в хра­ме се­ла За­бо­ро­вья Есе­нов­ско­го рай­о­на, ку­да пе­ре­ехал вме­сте с же­ной, Алек­сан­дрой Фе­до­ров­ной, и дву­мя сы­но­вья­ми, пя­ти и трех лет. В 1936 го­ду вла­сти сно­ва аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и об­ви­ни­ли в том, что он ве­дет за­пи­си рож­де­ний и смер­тей при­хо­жан. На этот раз о. Вик­тор был при­го­во­рен к штра­фу. 15 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти сно­ва аре­сто­ва­ли его, и он был за­клю­чен в тюрь­му Выш­не­го Во­лоч­ка.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– Ко­гда вы при­бы­ли в Есе­нов­ский рай­он? – спро­сил он.
– В Есе­нов­ский рай­он я при­был в 1930 го­ду, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– С ка­ко­го вре­ме­ни вы слу­жи­те свя­щен­ни­ком?
– Свя­щен­ни­ком я слу­жу с 1923 го­да по день сво­е­го аре­ста.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя я не вел и ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что в 1937 го­ду вы пы­та­лись устро­ить ан­ти­со­вет­скую де­мон­стра­цию. Пред­ла­га­ем дать от­кро­вен­ные по­ка­за­ния.
– Ан­ти­со­вет­ской де­мон­стра­ции я не пы­тал­ся устро­ить и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми и сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми о ва­шей по­пыт­ке устро­ить ан­ти­со­вет­скую де­мон­стра­цию. Пред­ла­га­ем дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Я вто­рич­но утвер­ждаю, что по­пыт­ки с мо­ей сто­ро­ны устро­ить ан­ти­со­вет­скую де­мон­стра­цию не бы­ло.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ско­рой войне и ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти.
– Про­во­ка­ци­он­ных слу­хов о войне и ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти я не рас­пус­кал и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы без раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та хо­ди­те по до­мам и со­вер­ша­е­те об­ря­ды. При­зна­е­тесь в этом?
– Я счи­таю, что для со­вер­ше­ния об­ря­дов в до­мах ве­ру­ю­щих раз­ре­ше­ния мест­но­го сель­со­ве­та не тре­бу­ет­ся.
27 но­яб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вик­тор Во­ро­нов был рас­стре­лян 29 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Васи́лий Соколов, пресвитер.
Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич Со­ко­лов ро­дил­ся 5 мая 1880 го­да в де­ревне Чёр­ный Ру­чей Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния во иерея слу­жил в хра­мах Твер­ской епар­хии. В 1930 го­ду аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции» и «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти» и при­го­во­рен к 3 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. В 1935 го­ду аре­сто­ван за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­рен к 2 го­дам ИТЛ. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, слу­жил в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в се­ле Спас-Ульстим Удо­мель­ско­го рай­о­на Ка­ли­нин­ской об­ла­сти. 20 но­яб­ря 1937 го­да от­ца Ва­си­лия аре­сто­ва­ли по об­ви­не­нию во «враж­деб­ном от­но­ше­нии к со­вет­ской вла­сти… ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, на­прав­лен­ной на срыв ра­бот в кол­хо­зе». Свя­щен­ник Ва­си­лий Со­ко­лов ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 29 но­яб­ря по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти от 27 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Макарий Соловьев, пресвитер.
Ма­ка­рий Ар­се­нье­вич Со­ло­вьев ро­дил­ся в де­ревне Скор­не­во Мак­са­ти­хин­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти в 1876 го­ду. О пе­ри­о­де его жиз­ни от рож­де­ния до пер­во­го аре­ста прак­ти­че­ски ни­че­го не из­вест­но, мы зна­ем толь­ко, что он из­брал ду­хов­ный путь и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
16 ав­гу­ста 1930 го­да вла­сти аре­сто­вы­ва­ют от­ца Ма­ка­рия в се­ле Дмит­ри­ев­ском Ли­хо­славль­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. Об­ви­не­ния на про­цес­сах над свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми в те го­ды ча­сто сво­ди­лись к ста­тье 58-10 УК «Про­па­ган­да или аги­та­ция, со­дер­жа­щие при­зыв к свер­же­нию, под­ры­ву или ослаб­ле­нию Со­вет­ской вла­сти». Не бы­ли ори­ги­наль­ны­ми и сле­до­ва­те­ли, ве­ду­щие де­ло свя­щен­ни­ка Со­ло­вье­ва. Про­цесс длил­ся мень­ше ме­ся­ца, и 10 сен­тяб­ря об­ви­ня­е­мо­го при­го­ва­ри­ва­ют к ссыл­ке на 3 го­да.
13 но­яб­ря 1937 го­да по­сле­до­вал вто­рой арест, став­ший для от­ца Ма­ка­рия по­след­ним. Через 14 дней, 27 но­яб­ря, трой­кой УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти по об­ви­не­нию в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции» он был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния — рас­стре­лу. 29 но­яб­ря 1937 го­да иерей Ма­ка­рий Со­ло­вьев спо­до­бил­ся му­че­ни­че­ско­го вен­ца.

☦️
Священномученик Михаил Абрамов, пресвитер.
Ми­ха­ил Ива­но­вич Аб­ра­мов ро­дил­ся 1 но­яб­ря 1885 г. (по дру­гим до­ку­мен­там 3 но­яб­ря 1885 г.) в де­ревне Ро­го­вая, Дур­нов­ской во­ло­сти, Прон­ско­го уез­да, Ря­зан­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. В 1897 г. он по­сту­пил в Ско­пин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, ко­то­рое окон­чил в 1901 г. по 2-му раз­ря­ду. Ми­ха­ил Аб­ра­мов про­дол­жил уче­бу в Ря­зан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, по окон­ча­нии ко­то­рой в 1907 го­ду был опре­де­лен к церк­ви По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри г. Прон­ска в ка­че­стве пса­лом­щи­ка и за­ко­но­учи­те­ля в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле. В 1908 го­ду ука­зом пра­вя­ще­го ар­хи­ерея — епи­ско­па Ря­зан­ско­го и За­рай­ско­го Ми­ха­ил Ива­но­вич опре­де­лен к Вве­ден­ской церк­ви се­ла Чул­ко­ва Прон­ско­го уез­да, где 3 ав­гу­ста был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки.

По­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да, как и боль­шин­ство свя­щен­ни­ков, отец Ми­ха­ил под­вер­гал­ся при­тес­не­ни­ям и ре­прес­си­ям (ли­ше­ние из­би­ра­тель­ных прав, непо­мер­ные на­ло­ги и пр.). В 1928 го­ду он был аре­сто­ван и осуж­ден по ста­тье 72 УК по ко­то­рой от­бы­вал 1 год ли­ше­ния сво­бо­ды в Туль­ском ис­прав­до­ме с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг. По осво­бож­де­нии из за­клю­че­ния его при­нял пра­вя­щий ар­хи­ерей, ко­то­рый дал ему но­вое на­зна­че­ние. С 28 де­каб­ря 1930 го­да про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Аб­ра­мов слу­жит свя­щен­ни­ком хра­ма По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це в се­ле Го­ро­ди­ще, что на Дуб­нен­ском устье.
В 1934 го­ду про­изо­шел его вто­рой арест и трех­лет­няя ссыл­ка по ст. 58-10 УК (Про­па­ган­да или аги­та­ция, со­дер­жа­щие при­зыв к свер­же­нию, под­ры­ву или ослаб­ле­нию Со­вет­ской вла­сти или к со­вер­ше­нию от­дель­ных контр­ре­во­лю­ци­он­ных пре­ступ­ле­ний и т.д.). В на­ча­ле 1937 г. про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Ива­но­вич Аб­ра­мов вер­нул­ся из ссыл­ки на свое преж­нее ме­сто слу­же­ния – в храм По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це.
В Твер­ском цен­тре до­ку­мен­та­ции но­вей­шей ис­то­рии хра­нит­ся Де­ло № 6916, за­ве­ден­ное Кимр­ским рай­он­ным Управ­ле­ни­ем НКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти на Аб­ра­мо­ва Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча. Опе­ра­тив­ный при­каз НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. «Об опе­ра­ции по ре­прес­си­ро­ва­нию быв­ших ку­ла­ков, уго­лов­ни­ков и др. ан­ти­со­вет­ских эле­мен­тов» тре­бо­вал: «След­ствие про­во­дит­ся быст­ро и в упро­щен­ном по­ряд­ке».
Де­ла в те вре­ме­на рас­смат­ри­ва­лись на са­мом де­ле быст­ро и упро­щен­но: де­ло от­ца Ми­ха­и­ла бы­ло на­ча­то 13 но­яб­ря и окон­че­но 21 но­яб­ря 1937 го­да. 13 но­яб­ря со­труд­ни­ки Кимр­ско­го рай­от­де­ла Управ­ле­ния НКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти по­лу­чи­ли ор­дер на про­из­вод­ство обыс­ка и аре­ста Аб­ра­мо­ва Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча. В тот же день в при­сут­ствии по­ня­тых был про­из­ве­ден обыск и арест. Кон­фис­ко­вы­вать и изы­мать у про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла бы­ло нече­го, и со­труд­ни­ки изъ­яли толь­ко пас­порт. Аре­сто­ван­но­го в тот же день до­ста­ви­ли в Кимр­ское рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД.
Пер­вый и по­след­ний до­прос со­сто­ял­ся на сле­ду­ю­щий день — 14 но­яб­ря 1937 го­да, день рож­де­ния от­ца Ми­ха­и­ла. Вел до­прос и за­пол­нял про­то­кол сер­жант гос­бе­зо­пас­но­сти. Су­дя по ма­те­ри­а­лам де­ла, на мо­мент до­про­са след­ствие не рас­по­ла­га­ло ни­ка­ки­ми дан­ны­ми об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла. Но­вые ма­те­ри­а­лы в де­ле по­яви­лись поз­же. В справ­ке, вы­дан­ной Алек­сан­дров­ским сель­со­ве­том 20 но­яб­ря, утвер­жда­лось: «Аб­ра­мов, враж­деб­но на­стро­ен­ный к Со­вет­ской вла­сти, си­сте­ма­ти­че­ски за­ни­мал­ся сре­ди от­ста­лой ча­сти кол­хоз­ни­ков, еди­но­лич­ни­ков в Алек­сан­дров­ском сель­со­ве­те ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства».
Сле­до­ва­тель на­шел трех сви­де­те­лей об­ви­не­ния, ко­то­рые бы­ли до­про­ше­ны 19 и 20 но­яб­ря, а 21 но­яб­ря, в день те­зо­име­нит­ства ба­тюш­ки (Со­бор Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и про­чих Небес­ных Сил бес­плот­ных), уже бы­ло под­пи­са­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние: «АБРАМОВ, вер­нув­шись из ссыл­ки в 1937 го­ду, враж­деб­но на­стро­ен­ный к со­вет­ской вла­сти, со­стоя на служ­бе свя­щен­ни­ком в чине про­то­и­е­рея Го­ро­ди­щен­ской церк­ви, од­новре­мен­но за­ни­мал­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей сре­ди от­ста­лой ча­сти на­се­ле­ния кол­хоз­ни­ков и еди­но­лич­ни­ков Алек­сан­дров­ско­го сель­со­ве­та. Рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о го­ло­де кол­хоз­ни­ков, ре­ко­мен­до­вал кол­хоз­ни­кам вы­пи­сы­вать­ся из кол­хо­за – вну­шал по­встан­че­ские на­ме­ре­ния, о войне на Со­вет­ский Со­юз, о при­хо­де к вла­сти фа­ши­стов. Вос­хва­лял рас­стре­лян­ных вра­гов на­ро­да Троц­ки­стов. Кле­ве­тал на Ге­ро­ев Со­вет­ско­го Со­ю­за и но­вую Кон­сти­ту­цию и вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ские на­ме­ре­ния про­тив ру­ко­во­ди­те­лей со­вет­ской вла­сти. В предъ­яв­лен­ном ему об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знал, но пол­но­стью изоб­ли­ча­ет­ся сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми».
Трой­ка УНКВД Ка­ли­нин­ской об­ла­сти 27 но­яб­ря по­ста­но­ви­ла: Аб­ра­мо­ва Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча – РАССТРЕЛЯТЬ. По­ста­нов­ле­ние бы­ло при­ве­де­но в ис­пол­не­ние во внут­рен­ней тюрь­ме НКВД КО 29 но­яб­ря 1937 г. Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-abramov

☦️
Преподобномученик Пантелеи́мон (Аржаных), игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Пан­те­лей­мон ро­дил­ся 29 июня 1872 го­да в де­ревне За­ли­па­ев­ка Фе­до­ров­ской во­ло­сти Ма­ло-Ар­хан­гель­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ти­мо­фея Ар­жа­ных и в кре­ще­нии был на­ре­чен Пав­лом. Хо­зяй­ство се­мьи Ар­жа­ных бы­ло бед­ным, и, чтобы под­дер­жать хоть ка­кое-то бла­го­со­сто­я­ние, от­цу при­хо­ди­лось мно­го ра­бо­тать. С две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та Па­вел по­мо­гал от­цу: был пас­ту­хом в де­ревне, ра­бо­тал у по­ме­щи­ка, под­ра­ба­ты­вал у кре­стьян. Ко­гда уда­ва­лось, он от­прав­лял­ся мо­лить­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь. В 1894 го­ду Па­вел был при­зван на дей­стви­тель­ную во­ен­ную служ­бу и за­чис­лен ря­до­вым в Кам­чат­ский полк. По­сле го­да служ­бы он был от­прав­лен на фельд­шер­ские кур­сы, по окон­ча­нии ко­то­рых на­зна­чен рот­ным фельд­ше­ром.
В 1898 го­ду Па­вел был уво­лен из ар­мии. Он по­сту­пил фельд­ше­ром в Жи­то­мир­скую гу­берн­скую боль­ни­цу и од­новре­мен­но учил­ся в Во­лын­ской фельд­шер­ской шко­ле. Окон­чив шко­лу, Па­вел Ти­мо­фе­е­вич вер­нул­ся в род­ную де­рев­ню. Пол­го­да он про­жил до­ма, раз­ду­мы­вая над тем, ка­ким ему пу­тем ид­ти даль­ше, тем бо­лее что и воз­раст уже был та­ков, ко­гда се­рьез­ных оши­бок мож­но и нуж­но бы­ло из­бе­гать. Се­мьи у него не бы­ло, а жи­тей­ско­го опы­та, сло­жив­ше­го­ся из на­блю­де­ний окру­жа­ю­щей жиз­ни во вре­мя служ­бы в ар­мии и ра­бо­ты фельд­ше­ром в гу­берн­ской боль­ни­це, бы­ло до­ста­точ­но. Вспом­ни­лись то­гда по­се­ще­ния и мо­лит­вы в Оп­ти­ной Пу­сты­ни. Стро­гая жизнь в мо­на­сты­ре не пу­га­ла: за че­ты­ре го­да ар­мей­ской служ­бы он при­вык к дис­ци­плине.
В 1900 го­ду Па­вел Ти­мо­фе­е­вич на­пра­вил­ся в Оп­ти­ну и про­был там по­слуш­ни­ком око­ло се­ми лет, по­сле че­го на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, ар­хи­манд­рит Ксе­но­фонт, по­стриг его в ман­тию с име­нем Пан­те­ле­и­мон в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на, учи­ты­вая его зем­ную про­фес­сию вра­ча, пред­ва­ряя его бу­ду­щее как му­че­ни­ка. 15 мар­та 1909 го­да епи­скоп Ка­луж­ский и Бо­ров­ский Ве­ни­а­мин (Му­ра­тов­ский) ру­ко­по­ло­жил мо­на­ха Пан­те­ле­и­мо­на во иеро­ди­а­ко­на. В 1911 го­ду иеро­ди­а­кон Пан­те­ле­и­мон был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В мо­на­сты­ре он нес по­слу­ша­ние фельд­ше­ра в мо­на­стыр­ской боль­ни­це.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-panteleimon-arzhanyh

☦️
Мученик Дими́трий Спиридонов.
Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич Спи­ри­до­нов ро­дил­ся в 1871 го­ду. Еще в Та­ври­че­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии он вы­де­лял­ся сре­ди то­ва­ри­щей за­ме­ча­тель­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, да­вав­ши­ми ос­но­ва­ние его ро­ди­те­лям воз­ло­жить на него боль­шие на­деж­ды, и, в из­вест­ном смыс­ле, он их оправ­дал. В се­ми­на­рии он ду­хов­но сбли­зил­ся с про­то­и­е­ре­ем Ни­ко­ла­ем Ме­зен­це­вым, и эти от­но­ше­ния со вре­ме­нем пе­ре­рос­ли в боль­шую друж­бу, со­хра­нив­шу­ю­ся до их му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Об­ра­зо­ва­ние Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич про­дол­жил на ка­зен­ный счет в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, ко­то­рую окон­чил с успе­хом.
Во вре­мя уче­бы он ре­гу­ляр­но по­мо­гал млад­ше­му бра­ту Еле­аза­ру: вы­сы­лал необ­хо­ди­мые кни­ги, да­вал со­ве­ты, ока­зы­вал нрав­ствен­ную под­держ­ку. Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич от­ли­чал­ся боль­шой ре­ли­ги­оз­но­стью. Сми­ре­ние и кро­тость его рож­да­ли ту изу­ми­тель­ную, ли­шен­ную вся­кой мни­тель­но­сти де­ли­кат­ность, ко­то­рой мно­гие удив­ля­лись. Он не поз­во­лял се­бе ни од­но­го не то чтобы гру­бо­го или дерз­ко­го по­ступ­ка, но и сло­ва, да­же в тех слу­ча­ях, ко­гда оче­вид­но тре­бо­ва­лось при­бег­нуть к стро­го­му вну­ше­нию. Воз­вы­шен­ное со­сто­я­ние ума, по­гру­жен­но­го в вы­со­кие пред­ме­ты бо­го­слов­ских на­ук, мо­лит­вен­ная устра­нен­ность от по­все­днев­ных за­бот по­двиг­ли его про­дол­жить на­уч­ные за­ня­тия в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те воль­но­слу­ша­те­лем.
По воз­вра­ще­нии в Крым Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич пре­по­да­вал в Та­ври­че­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Его на­уч­ная де­я­тель­ность по­лу­чи­ла вы­со­кую оцен­ку, и по ре­ко­мен­да­ции Ар­се­ния Ива­но­ви­ча Мар­ке­ви­ча — вы­да­ю­ще­го­ся ис­то­ри­ка, эт­но­гра­фа, ар­хео­ло­га и кра­е­ве­да Кры­ма — 13 де­каб­ря 1907 го­да Спи­ри­до­нов был при­нят в Та­ври­че­скую уче­ную ар­хив­ную ко­мис­сию, ко­то­рая за­ни­ма­лась во­про­са­ми ис­то­рии и куль­ту­ры. В ТУАК вхо­ди­ли луч­шие уче­ные и кра­е­ве­ды не толь­ко Кры­ма, но и дру­гих ре­ги­о­нов им­пе­рии. 28 но­яб­ря 1908 го­да Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич сде­лал бле­стя­щий до­клад «К во­про­су о му­че­ни­че­стве св. Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го в Кры­му».
С 1913-го по 1916 год он про­вел в Гре­ции, за­ни­ма­ясь на­уч­ной ра­бо­той.

При­мер­но в это вре­мя Спи­ри­до­нов вен­чал­ся с Ани­си­ей Ива­нов­ной. Брак ока­зал­ся счаст­ли­вым, но де­тей у них так и не по­яви­лось.
С 1918-го по 1922 год Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич учи­тель­ство­вал в Ев­па­то­рии, а с 1919 го­да был сек­ре­та­рем со­ве­та гре­че­ско­го об­ще­ства и пред­се­да­те­лем цер­ков­ной два­дцат­ки гре­че­ско­го хра­ма про­ро­ка Илии, в ко­то­ром на­сто­я­те­лем был его брат иерей Еле­азар. 6 ав­гу­ста 1922 го­да Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич был из­бран то­ва­ри­щем пред­се­да­те­ля ТУАК.

В на­ча­ле ян­ва­ря 1938 го­да осо­бый сек­тор Крым­ско­го об­ласт­но­го ко­ми­те­та ВКП(б) при­нял ре­ше­ние об уже­сто­че­нии борь­бы с ре­ли­ги­ей.
20 ян­ва­ря 1938 го­да Ди­мит­рий Спи­ри­до­но­вич был аре­сто­ван, а вме­сте с ним — вся цер­ков­ная два­дцат­ка. При­мер­но в это же вре­мя в Ев­па­то­рии бы­ли аре­сто­ва­ны око­ло пя­ти­де­ся­ти гре­ков, имев­ших от­но­ше­ние к Ильин­ско­му хра­му.
«Де­ло» про­тив гре­ков фор­ми­ро­ва­лось во­круг наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­но­го чле­на цер­ков­ной два­дцат­ки Ильин­ско­го хра­ма — Кон­стан­ти­на Ива­но­ви­ча По­пан­до­пу­ло, так как он был зна­ком с гре­че­ским кон­су­лом в Москве. Д.С.Спи­ри­до­нов, К.И.Спи­ри­до­но­ва, К.И.По­пан­до­пу­ло, И.П.Пам­бу­ков и еще 26 че­ло­век бы­ли об­ви­не­ны по ст. 58, п. 6-10-11 УК РСФСР. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель Хан­жин пи­сал: «Про­из­ве­ден­ное рас­сле­до­ва­ние уста­но­ви­ло, что про­хо­дя­щие по дан­но­му де­лу ли­ца яв­ля­ют­ся участ­ни­ка­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной гре­че­ско-на­цио­на­ли­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции, су­ще­ство­вав­шей в го­ро­де Ев­па­то­рии и лик­ви­ди­ро­ван­ной в 1937 го­ду.
Дан­ная контр­ре­во­лю­ци­он­ная ор­га­ни­за­ция бы­ла со­зда­на в 1922 го­ду по за­да­нию раз­вед­ки По­пан­до­пу­ло К.И. Все­го в со­став контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции вхо­дил 51 че­ло­век. Спи­ри­до­нов Д.С. пи­сал от всей контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские све­де­ния о жиз­ни в СССР, ко­то­рые на­прав­лял в гре­че­ское кон­суль­ство, под­дер­жи­вал связь с уже осуж­ден­ным про­то­и­е­ре­ем Ме­зен­це­вым».
Ре­ше­ни­ем трой­ки от 5 но­яб­ря 1938 го­да под пред­се­да­тель­ством ка­пи­та­на Яку­ше­ва и при уча­стии сек­ре­та­ря КрымОК ВКП(б) Се­ит-Ягье­ва, млад­ше­го лей­те­нан­та Г.Б.Ма­лы­хи­на Д.С.Спи­ри­до­нов был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния, несмот­ря на то, что он ка­те­го­ри­че­ски от­верг все об­ви­не­ния и ви­нов­ным се­бя не при­знал. Его рас­стре­ля­ли 29 но­яб­ря 1938 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-spiridonov

☦️
Преподобномученик Филуме́н Святогробец (Хасапис), архимандрит.
В ми­ру Со­фок­лис Ха­са­пис, ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1913 го­да в сто­ли­це Ки­п­ра Ни­ко­сии.
В 1927 го­ду по­сту­пил в чис­ло на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря Став­ро­ву­ни вме­сте со сво­им бра­том Алек­сан­дром. В 1934 го­ду бра­тья при­е­ха­ли в Иеру­са­лим и по­сту­пи­ли в гим­на­зию Иеру­са­лим­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1937 го­ду они при­ня­ли там же мо­на­ше­ский по­стриг с име­на­ми Филу­мен и Ел­пи­дий. 5 сен­тяб­ря 1937 го­да мо­нах Филу­мен был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. Иеро­мо­нах Ел­пи­дий впо­след­ствии был при­гла­шен в Алек­сан­дрий­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.
По­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии в 1939 го­ду свя­той Филу­мен нес раз­лич­ные по­слу­ша­ния в пат­ри­ар­хии, несколь­ко лет под­ви­зал­ся в Лав­ре свя­то­го Сав­вы. 1 но­яб­ря 1944 го­да был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Был на­сто­я­те­лем раз­лич­ных гре­че­ских хра­мов и мо­на­сты­рей во Свя­той Зем­ле – в Иеру­са­ли­ме, Яф­фе, Рам­ал­ле.
8 мая 1979 го­да был на­зна­чен игу­ме­ном мо­на­сты­ря у Ко­лод­ца Иа­ко­ва в Са­ма­рии.
29 но­яб­ря 1979 го­да был убит ре­ли­ги­оз­ны­ми фа­на­ти­ка­ми.
Неза­дол­го до убий­ства от­ца Филу­ме­на груп­па лю­дей яви­лась в мо­на­стырь и по­тре­бо­ва­ла убрать кре­сты и ико­ны от Ко­лод­ца Иа­ко­ва под тем пред­ло­гом, что сим­во­лы хри­сти­ан­ства ме­ша­ют им мо­лить­ся в этом свя­щен­ном для них ме­сте. На­сто­я­тель мо­на­сты­ря от­ка­зал­ся это сде­лать, на­пом­нив, что Ко­ло­дец Иа­ко­ва был и оста­ет­ся пра­во­слав­ной свя­ты­ней мно­гие сот­ни лет. В от­вет бы­ла вы­ска­за­на угро­за, что ес­ли он не уй­дет от­ту­да, то дол­жен го­то­вить­ся к худ­ше­му. Вы­кри­ки­вая бо­го­хуль­ства, непри­стой­но­сти и угро­зы хри­сти­а­нам, фа­на­ти­ки ушли.
В день па­мя­ти свя­то­го апо­сто­ла Мат­фея убий­цы во­рва­лись в мо­на­стырь. Они на­нес­ли от­цу Филу­ме­ну то­по­ром в ли­цо две кре­сто­об­раз­ные ра­ны, вы­ко­ло­ли ему гла­за и от­ру­би­ли по ча­стям паль­цы пра­вой ру­ки. Од­на­ко убий­ства крот­ко­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля им бы­ло недо­ста­точ­но, они осквер­ни­ли еще и са­му цер­ковь: раз­ру­би­ли рас­пя­тие, раз­бро­са­ли и осквер­ни­ли свя­щен­ные со­су­ды и со­вер­ши­ли дру­гие ко­щун­ствен­ные дей­ствия.
30 но­яб­ря 1983 го­да бла­жен­ней­ший пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Ди­о­дор в со­про­вож­де­нии гре­че­ских епи­ско­пов, ар­хи­манд­ри­тов, свя­щен­ни­ков и мо­на­хов со­вер­шил от­кры­тие мо­щей ар­хи­манд­ри­та Филу­ме­на. Гроб его был с предо­сто­рож­но­стя­ми из­вле­чен из мо­ги­лы на клад­би­ще Брат­ства Гро­ба Гос­под­ня на го­ре Си­он. Остан­ки от­ца Филу­ме­на бы­ли по­чти пол­но­стью нетлен­ны­ми. Они бы­ли об­мы­ты, обер­ну­ты но­вым по­кро­вом и по­ло­же­ны в Тро­иц­ком хра­ме гре­че­ской се­ми­на­рии на Си­оне, где пре­бы­ва­ли несколь­ко ме­ся­цев, а за­тем бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны в но­вом гро­бе на си­он­ском клад­би­ще. 8 ян­ва­ря 1985 го­да мо­щи свя­то­го Филу­ме­на бы­ли вновь из­вле­че­ны из гро­ба и по­ло­же­ны в ра­ке в Тро­иц­ком хра­ме на Си­оне.
29 ав­гу­ста 2008 го­да, на­ка­нуне дня освя­ще­ния до­стро­ен­но­го хра­ма свя­той Фо­ти­нии Са­ма­рян­ки гре­че­ско­го мо­на­сты­ря над Ко­лод­цем Иа­ко­ва в Са­ма­рии, мо­щи тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны в Си­хем.
29 но­яб­ря 2009 го­да пат­ри­арх Фе­о­фил III при огром­ном сте­че­нии па­лом­ни­ков со­вер­шил в хра­ме свя­той Фо­ти­нии Са­ма­рян­ки в Си­хе­ме Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, по окон­ча­нии ко­то­рой был со­вер­шен крест­ный ход в пред­не­се­нии ков­че­га с кап­ля­ми кро­ви свя­то­го. Пе­ред на­ча­лом мо­лит­вен­ной про­цес­сии пат­ри­арх Фе­о­фил за­чи­тал ре­ше­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Иеру­са­лим­ской Церк­ви о про­слав­ле­нии в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ка Филу­ме­на. В сво­ем сло­ве пат­ри­арх от­ме­тил, что бра­тия Свя­то­го Гро­ба Гос­под­ня сра­зу же по на­зна­че­нии от­ца Филу­ме­на в Си­хем на­зы­ва­ла его но­во­му­че­ни­ком, тем са­мым пред­ска­зав его стра­даль­че­скую кон­чи­ну.


Жития
Писание