⏳ 2023.11.24 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 25я по Пятидесятнице (глас 7й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
24 ноября (11 ноября)
• мч. Виктора, мц. Стефани́ды (II)
• вмч. Ми́ны Котуанского (Фригийского) (304)
• сщмч. Вике́нтия Августопольского (Сарагосского) (304)
• прп. Феодора Студита (826) 📚
• блж. Максима Московского (1434)
• мч. Стефа́на Уроша III Дечанского (ок. 1336)
• прп. Марти́рия Зеленецкого (XVII)
• сщмч. Евгения Васильева (1937)
• иконы Божией Матери «Иверская Монреальская» (1981)


☦️
Мученик Ви́ктор и мученица Стефани́да.
Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия (он же Ан­то­нин, 161–180 гг.), в го­ро­де Да­мас­ке (Си­рия) слу­жил во­и­ном хри­сти­а­нин Вик­тор, ро­дом из Ита­лии. Ко­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­сле­до­вать хри­сти­ан, во­е­во­да Се­ва­сти­ан по­тре­бо­вал от Вик­то­ра, чтобы он от­рек­ся от Хри­ста и при­нес жерт­ву идо­лам. «Ты во­ин на­ше­го ца­ря, и обя­зан ис­пол­нить его при­ка­за­ние», – за­явил Се­ва­сти­ан. «Нет, – от­ве­тил Вик­тор, – те­перь я во­ин Небес­но­го Ца­ря, и Ему од­но­му бу­ду слу­жить, а мерз­ких идо­лов я пре­зи­раю!» То­гда Се­ва­сти­ан пре­дал Вик­то­ра раз­лич­ным му­че­ни­ям. Па­ла­чи пе­ре­ло­ма­ли Вик­то­ру паль­цы на ру­ках и но­гах и вы­вер­ну­ли их из су­ста­вов. Во вре­мя пы­ток свя­той Вик­тор мо­лил­ся Бо­гу и му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния.
По­том па­ла­чи ста­ли при­нуж­дать Вик­то­ра про­гло­тить мя­со, отрав­лен­ное кол­ду­ном. По­мо­лив­шись, му­че­ник Вик­тор про­гло­тил его. На гла­зах у всех про­изо­шло яв­ное чу­до: Вик­тор остал­ся невре­дим. Слу­чи­лось то, что Гос­подь неко­гда обе­щал Сво­им уче­ни­кам: «Ес­ли что смерт­но вы­пьют, не по­вре­дит им» (Мк.16:18). Кол­дун, уви­дев, что Вик­тор ни­сколь­ко не по­стра­дал от его отра­вы, уве­ро­вал во Хри­ста. Он луч­ше дру­гих по­ни­мал, что ни­ка­кая зем­ная си­ла не мог­ла обез­вре­дить его страш­ней­ший яд.
То­гда свя­то­го Вик­то­ра под­верг­ли еще бо­лее тяж­ким пыт­кам. Сте­фа­ни­да, же­на од­но­го из во­и­нов, му­чив­ших Вик­то­ра, не мог­ла боль­ше смот­реть на тя­же­лые и со­вер­шен­но невин­ные стра­да­ния, ко­то­рым под­вер­га­ли му­че­ни­ка Хри­сто­ва и за­сту­пи­лась за него. Обе­зу­мев­шие от кро­ви па­ла­чи, вме­сто то­го, чтобы оста­но­вить­ся, озло­би­лись на Сте­фа­ни­ду и уви­де­ли в ней свою но­вую жерт­ву. Они при­вя­за­ли ее к двум на­кло­нен­ным паль­мам и разо­рва­ли на ча­сти. Так умер­ла Сте­фа­ни­да, бу­дучи еще со­всем мо­ло­дой: ей бы­ло толь­ко 15 лет. Убив Сте­фа­ни­ду, му­чи­те­ли воз­вра­ти­лись к ис­тя­за­ни­ям Вик­то­ра и обез­гла­ви­ли его. Свя­тые му­че­ни­ки Вик­тор и Сте­фа­ни­да по­стра­да­ли за Хри­ста в 175-ом го­ду.
Пе­ред сво­ей смер­тью му­че­ник Вик­тор пред­ска­зал па­ла­чам, что они умрут через 12 дней, а во­е­во­да через 24 дня бу­дет взят в плен. Так все и слу­чи­лось.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/989

☦️
Великомученик Ми́на Котуанский (Фригийский).
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ми­на, ро­дом егип­тя­нин, был во­и­ном и слу­жил в го­ро­де Ко­туане под на­ча­лом цен­ту­ри­о­на Фир­ми­ли­а­на во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на (284–305). Ко­гда со­пра­ви­те­ли на­ча­ли же­сто­чай­шее в ис­то­рии го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той не по­же­лал слу­жить го­ни­те­лям и, оста­вив служ­бу, уда­лил­ся в го­ры, где под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве. Од­на­жды во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка свя­той при­шел в го­род, в ко­то­ром рань­ше слу­жил. В раз­гар празд­нич­ных иг­рищ, смот­реть ко­то­рые со­шел­ся весь го­род, раз­дал­ся об­ли­ча­ю­щий го­лос угод­ни­ка Бо­жия, про­по­ве­до­вав­ше­го ве­ру во Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра.
Пе­ред су­дом пра­ви­те­ля Пир­ра свя­той му­же­ствен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру и ска­зал, что при­шел сю­да, чтобы об­ли­чить всех в зло­че­стии. Свя­той Ми­на от­верг пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, при­нял же­сто­чай­шие му­ки, по­сле ко­то­рых был обез­глав­лен в 304 го­ду. Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка при­ка­за­но бы­ло сжечь. Хри­сти­ане но­чью со­бра­ли в по­гас­шем ко­ст­ре уцелев­шие остан­ки му­че­ни­ка, ко­то­рые по­ло­жи­ли в хра­ме его име­ни, по­стро­ен­ном по­сле пре­кра­ще­ния го­не­ний на ме­сте стра­да­ний и кон­чи­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ми­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/988

☦️
Мученик Вике́нтий Августопольский (Сарагосский), Валенсийский, диакон.
Свя­той му­че­ник Ви­кен­тий с дет­ства был уче­ни­ком муд­ро­го пас­ты­ря, епи­ско­па го­ро­да Ав­гу­сто­по­ля (ныне Са­ра­гос­са, Ис­па­ния), бла­жен­но­го Ва­ле­рия. Ко­гда ис­пол­ни­лось вре­мя со­вер­шен­но­ле­тия, доб­ро­де­тель­ный, об­ра­зо­ван­ный и крас­но­ре­чи­вый Ви­кен­тий был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Ва­ле­ри­ем в диа­ко­ны. Так как сам епи­скоп был кос­но­языч­ным, то он бла­го­сло­вил про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие и в хра­ме, и в на­ро­де сво­е­му диа­ко­ну, пре­крас­но­му ора­то­ру. По при­ка­за­нию Дио­кли­ти­а­на (284–305) в Ис­па­нию, в го­род Ва­лен­сию, при­был пра­ви­тель Да­ци­ан с пол­но­мо­чи­я­ми разыс­ки­вать и каз­нить хри­сти­ан. Пра­ви­те­лю до­нес­ли о муд­ром епи­ско­пе и его диа­коне-про­по­вед­ни­ке. Ско­ван­ных стар­ца и его уче­ни­ка во­и­ны-всад­ни­ки по­влек­ли за со­бой из Ав­гу­сто­по­ля в Ва­лен­сию и из­би­тых, из­му­чен­ных бро­си­ли в тем­ни­цу, где им не да­ва­ли ни пи­щи, ни во­ды. Пер­вым до­про­су под­верг­ли епи­ско­па. Ста­рец го­во­рил ти­хо, кос­но­языч­но, ка­за­лось, неуве­рен­но. То­гда впе­ред вы­шел свя­той Ви­кен­тий. Са­мую пре­крас­ную про­по­ведь в сво­ей жиз­ни про­из­нес свя­той пе­ред су­дья­ми и со­брав­шим­ся на­ро­дом, ис­по­ве­дуя и про­слав­ляя Бо­га, в Тро­и­це сла­ви­мо­го, – От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. От­пра­вив епи­ско­па на­зад в тем­ни­цу, го­ни­тель при­ка­зал му­чить свя­то­го диа­ко­на. Мно­гие пыт­ки про­шел му­че­ник, его, рас­пя­то­го на кре­сте, би­ли и жгли рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми. Ко­гда он со­рвал­ся с кре­ста, то сам с ра­до­стью взо­шел на него, про­ся па­ла­чей вновь при­гвоз­дить се­бя, чтобы ис­пы­тать крест­ные му­ки Спа­си­те­ля. По­сле пы­ток му­че­ни­ка бро­си­ли в тем­ни­цу, и стра­жа но­чью с удив­ле­ни­ем слы­ша­ла, как он пел псал­мы, ви­де­ла в тем­ни­це незем­ной лу­че­зар­ный свет. На­ут­ро свя­то­го му­че­ни­ка пре­да­ли со­жже­нию. Это про­изо­шло в 304 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/990

☦️
Преподобный Фео́дор Студит, игумен.
Ро­дил­ся в 758 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле и по­лу­чил ши­ро­кое и раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние. Глу­бо­ко изу­чив Св. Пи­са­ние, свя­той Фе­о­дор успеш­но про­ти­во­сто­ял ере­ти­кам-ико­но­бор­цам в дис­пу­тах о пра­во­слав­ной ве­ре. При­няв ино­че­ство, под­ви­зал­ся в устро­ен­ной его дя­дей Пла­то­ном оби­те­ли Са­ку­ди­он (неда­ле­ко от го­ры Олимп в Вифи­нии), в ко­то­рой поз­же стал на­сто­я­те­лем, по­да­вая сво­ей жиз­нью вы­со­кий при­мер доб­ро­де­те­ли. В 796 г. за рев­ность о хра­не­нии цер­ков­ных пра­вил и об­ли­че­ние без­за­ко­ния им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Баг­ря­но­род­но­го по­сле же­сто­ких му­че­ний был со­слан в за­то­че­ние в г. Со­лунь.
В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­три­цы Ири­ны пре­по­доб­ный был воз­вра­щен из ссыл­ки и по­лу­чил в управ­ле­ние за­пу­стев­ший Сту­дий­ский мо­на­стырь. Ско­ро в оби­те­ли со­бра­лось до ты­ся­чи ино­ков. Для управ­ле­ния мо­на­сты­рем пре­по­доб­ный Фе­о­дор со­ста­вил об­ще­жи­тель­ный устав мо­на­ше­ской жиз­ни, по­лу­чив­ший на­зва­ние Сту­дий­ско­го, а бла­жен­ный на­сто­я­тель – на­име­но­ва­ние Сту­ди­та (ок. 1065 г этот устав был при­нят пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре и от­сю­да рас­про­стра­нил­ся по всем рус­ским оби­те­лям). Пе­ру пре­по­доб­но­го так­же при­над­ле­жит нема­ло ду­ше­по­лез­ных книг, по­хваль­ные сло­ва на Гос­под­ские и Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки, мно­гие ка­но­ны и три­песн­цы.
При им­пе­ра­то­рах Ни­ки­фо­ре I (802–811 гг.) и Льве Ар­мя­нине (813–820 гг.) св. Фе­о­дор мно­го по­стра­дал за ико­но­по­чи­та­ние и пре­тер­пел за­то­че­ние сна­ча­ла в Ил­ли­рии, в кре­по­сти Ме­то­па, а за­тем в Ана­то­лии, в Бо­ни­те. По­сле смер­ти Льва Ар­мя­ни­на пре­по­доб­ный Фе­о­дор, осво­бож­ден­ный из за­то­че­ния, по­се­лил­ся в г. Хер­со­не­се (Вифи­ния).
Несмот­ря на тя­же­лый недуг, он еже­днев­но со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и по­учал бра­тию. Здесь он мир­но скон­чал­ся в 826 г. В тот же час пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну Дал­мат­ско­му (па­мять 6/19 июня) бы­ла от­кры­та Гос­по­дом бла­жен­ная кон­чи­на угод­ни­ка Бо­жия. Он уви­дел, как вос­си­ял свет небес­ный, по­слы­ша­лось Ан­гель­ское пе­ние и го­лос: «Это ду­ша пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го да­же до кро­ви за свя­тые ико­ны, от­хо­дит ко Гос­по­ду».
В 845 г. мо­щи пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра бы­ли пе­ре­не­се­ны в Сту­дий­ский мо­на­стырь. Его брат, пре­по­доб­ный Иосиф, епи­скоп Со­лун­ский то­же по­стра­дал от ико­но­бор­цев и скон­чал­ся в 830 г. в Сту­дий­ском мо­на­сты­ре, где по­чи­ва­ют и мо­щи его.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор как при жиз­ни, так и по кон­чине со­вер­шил мно­го чу­дес. При­зы­ва­ю­щие имя его из­бав­ля­лись от по­жа­ров, от на­па­де­ния ди­ких зве­рей, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние неду­гов.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/991

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/
• 1-е опровержение иконоборцев
• 2-е опровержение иконоборцев
• 3-е опровержение иконоборцев
• Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу
• Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон
• Против иконоборцев семь глав
• Гимны (кондаки)
• Устав с Богом внутреннего устройства Студийского монастыря
• Изъяснение Божественной Литургии Преждеосвященных Даров
Великое оглашение
• Четыре главы о подвижнической жизни
• Эпиграммы
• О Пасхе
• Огласительные поучения и завещание
• Подвижнические монахам наставления
• Послания
• Слово на поклонение честнаго и животворящаго Креста среди четыредесятницы
• Огласительное слово во святую и великую неделю Пасхи
• Похвальное слово на Успение святой Владычицы нашей Богородицы
• Слово на собор небесных чинов
• Слово на рождение святого пророка Предтечи Крестителя
• Похвальное слово на усекновение священной главы великого Крестителя Христова и Предтечи
• Похвальное слово в честь великого Иоанна апостола и евангелиста Христа
• Огласительное надгробное слово в честь своей матери
• Похвальное слово на третье обретение Честной главы святого Предтечи
• Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана
• Научение годичное Студийского монастыря
• Слово на Субботу Акафиста

☦️
Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, жил в Москве. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Свя­той Мак­сим из­брал один из са­мых труд­ных и тер­ни­стых пу­тей ко спа­се­нию, доб­ро­воль­но, Хри­ста ра­ди при­няв на се­бя ли­чи­ну юро­ди­во­го. Ле­том и зи­мой Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, пе­ре­но­ся с мо­лит­вой и зной, и хо­лод. «Хоть лю­та зи­ма, но сла­док рай», – го­во­рил он, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.
Русь очень лю­би­ла сво­их юро­ди­вых, це­ни­ла их глу­бо­чай­шее сми­ре­ние, вни­ма­ла их муд­ро­сти, вы­ска­зан­ной до­ход­чи­во и об­раз­но на­род­ным язы­ком по­сло­виц. И слу­ша­ли юро­ди­вых все: от ве­ли­ких кня­зей до по­следне­го бед­ня­ка.
Бла­жен­ный Мак­сим жил в тя­же­лые для рус­ско­го на­ро­да вре­ме­на. Та­тар­ские на­бе­ги, за­су­ха, эпи­де­мии раз­оря­ли и гу­би­ли лю­дей. Свя­той го­во­рил обез­до­лен­ным: «Не все по шер­сти, ино и на­про­тив… за де­ло по­бьют, по­ви­нись да по­ни­же по­кло­нись; не плачь би­тый, плачь неби­тый; от­тер­пим­ся, и мы лю­ди бу­дем; ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся; за тер­пе­ние даст Бог спа­се­ние». Но не толь­ко сло­ва уте­ше­ния го­во­рил свя­той. Его гнев­ных об­ли­че­ний стра­ши­лись силь­ные ми­ра се­го: куп­цы и мос­ков­ская знать. Бла­жен­ный Мак­сим го­во­рил им, знат­ным да бо­га­тым: «Бож­ни­ца до­маш­ня, а со­весть про­даж­на; всяк кре­стит­ся, да не всяк мо­лит­ся; Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь». Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу.
Скон­чал­ся бла­жен­ный Мак­сим 11 но­яб­ря 1434 го­да и был по­гре­бен у церк­ви свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Гос­по­ду бы­ло угод­но про­сла­вить чу­де­са­ми Сво­е­го угод­ни­ка: у гро­ба свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. 13 ав­гу­ста 1547 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи бла­жен­но­го Мак­си­ма и то­гда же ему бы­ло уста­нов­ле­но ему празд­но­ва­ние. В Окруж­ной гра­мо­те мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Ма­ка­рия ска­за­но: «Пе­ти и празд­но­ва­ти на Москве, ав­гу­ста в 13-й день, но­во­му чу­до­твор­цу Мак­си­му, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­му». Храм в честь бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, ря­дом с ко­то­рым был по­гре­бен свя­той Мак­сим, сго­рел в 1568 го­ду. Но свя­тые мо­щи Мак­си­ма оста­ва­лись под спу­дом. Бла­го­го­вей­ные по­чи­та­те­ли па­мя­ти свя­то­го по­стро­и­ли над его мо­ги­лой при­дел в честь свя­то­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка.
В «Уста­ве цер­ков­ных об­ря­дов, со­вер­шав­ших­ся в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре» (око­ло 1634 г.) под 11 но­яб­ря ска­за­но: «Мак­си­му юро­ди­во­му: бла­го­вест в ле­бедь, се­ред­ней»; под 12/13 ав­гу­ста: «Празд­но­ва­ли преж­де се­го Мак­си­му бла­жен­но­му: бла­го­вест в ле­бедь, звон се­ред­ней; а ныне толь­ко празд­ну­ют в но­яб­ре, а по­ют по уста­ву».
В 1698 го­ду по усер­дию мос­ков­ских жи­те­лей Мак­си­ма Вер­хо­ви­ти­на и Мак­си­ма Ша­ров­ни­ко­ва ста­рый Бо­ри­со­глеб­ский храм был разо­бран; при этом от­ва­лив­ший­ся от сте­ны ка­мень от­крыл ве­ли­кое со­кро­ви­ще – це­леб­ные мо­щи свя­то­го бла­жен­но­го Мак­си­ма. Они бы­ли с че­стью пе­ре­не­се­ны в один из мос­ков­ских со­бо­ров, где и на­хо­ди­лись во все вре­мя по­строй­ки но­во­го хра­ма. По окон­ча­нии стро­и­тель­ства он был освя­щен во имя бла­жен­но­го Мак­си­ма Мос­ков­ско­го с при­де­лом в честь прп. Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка. Око­ло со­ро­ка лет хра­ни­лись мо­щи бла­жен­но­го в этом хра­ме. В 1737 го­ду про­изо­шел силь­ный по­жар, во вре­мя ко­то­ро­го сго­рел храм во имя Мак­си­ма Мос­ков­ско­го. Уцелев­шие ча­сти мо­щей бла­жен­но­го Мак­си­ма бы­ли бла­го­го­вей­но со­бра­ны и пе­ре­да­ны в Мак­си­мов­ский храм в 1768 г. Свя­щен­ни­ку это­го хра­ма Ни­ки­те Ива­но­ву бы­ло по­ру­че­но из­го­то­вить ки­па­ри­со­вый ков­чег, укра­шен­ный се­реб­ром, что и бы­ло им ис­пол­ненено в 1770 го­ду.
В «По­ве­сти» о пе­ре­не­се­нии мо­щей бла­жен­но­го Мак­си­ма ска­за­но: «О свя­том же жи­тии его и чу­де­сех его гла­го­лют мно­зи, еже бы­ла не ма­лая кни­га на­пи­са­ная, но не вем, ка­ко из церк­ви из­ги­бе или кто у преж­де быв­ших свя­щен­ни­ков взял ра­ди спи­са­ния».

☦️
Мученик Стефа́н Урош III, Дечанский, Сербский, король.
Свя­той Сте­фан был стар­шим сы­ном ко­ро­ля Ми­лу­ти­на. Му­че­ни­че­ской бы­ла его зем­ная жизнь, му­че­ни­че­ской бы­ла и кон­чи­на. Его отец по на­у­ще­нию ма­че­хи Сте­фа­на ото­слал сы­на в мо­на­стырь Пан­то­кра­тор в Кон­стан­ти­но­по­ле, при­ка­зав осле­пить его в до­ро­ге. Свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец явил­ся свя­то­му Сте­фа­ну и ска­зал: «Не бой­ся, Сте­фан, твои очи по­ру­че­ны мне, и в над­ле­жа­щее вре­мя я вер­ну их те­бе». Сте­фан про­вел пять лет в стро­жай­шей ас­ке­зе, ко­то­рую со­вер­шал как со­вер­шен­ный мо­нах. Он про­сла­вил­ся сво­ею муд­ро­стью; по его со­ве­ту им­пе­ра­тор вы­слал из сто­ли­цы ере­ти­ка Вар­ла­а­ма. С чу­дес­но воз­вра­щен­ным зре­ни­ем Сте­фан вер­нул­ся в род­ную Сер­бию, где пра­вил в те­че­нии де­ся­ти лет. Он по­стро­ил Де­чан­ский мо­на­стырь, один из пре­крас­ней­ших па­мят­ни­ков серб­ско­го бла­го­че­стия, в ко­то­ром его нетлен­ные мо­щи по­чи­та­ют­ся да­же мест­ны­ми му­суль­ма­на­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/992

☦️
Преподобный Марти́рий Зеленецкий.
Ро­дом из Ве­ли­ких Лук, Псков­ской гу­бер­нии, свя­той с юных лет под­ви­зал­ся в Ве­ли­ко­луц­кой Сер­ги­е­вой оби­те­ли. Же­лая уеди­нен­ных по­дви­гов, он по­се­лил­ся на ост­ро­ве Зе­ле­ном и ос­но­вал там мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Мар­ти­рий про­сла­вил­ся да­ром чу­до­тво­ре­ния. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1603 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-martirij-zeleneckij

☦️
Священномученик Евге́ний Васильев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний ро­дил­ся 20 де­каб­ря 1892 го­да в го­ро­де Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ва­си­лье­ва. По­лу­чив пер­во­на­чаль­ное ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, но окон­чить ее вви­ду за­хва­та вла­сти без­бож­ни­ка­ми не успел и про­дол­жил обу­че­ние в част­ном по­ряд­ке, сда­вая эк­за­ме­ны про­фес­со­рам ака­де­мии. Ев­ге­ний Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и через неко­то­рое вре­мя на­зна­чен на­сто­я­те­лем Успен­ской церк­ви в се­ле Ко­си­но Ухтом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и по­мощ­ни­ком бла­го­чин­но­го.
В 1936 го­ду до сек­рет­но­го от­де­ла НКВД ста­ли до­хо­дить све­де­ния об уве­ли­че­нии чис­ла па­лом­ни­ков в Успен­ский храм и на Свя­тое озе­ро, рас­по­ло­жен­ное ря­дом с хра­мом. Па­лом­ни­ки, от­слу­жив мо­ле­бен в церк­ви, шли на озе­ро, от­ку­да бра­ли во­ду, и неко­то­рые из них ку­па­лись. Бы­ли ча­сты слу­чаи ис­це­ле­ний, о ко­то­рых зна­ли как са­ми ве­ру­ю­щие, так и свя­щен­ник.
Пред­по­ло­жив, что все это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря ак­тив­ной де­я­тель­но­сти на­сто­я­те­ля от­ца Ев­ге­ния, вла­сти ре­ши­ли его аре­сто­вать. 31 мар­та 1936 го­да отец Ев­ге­ний был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о яко­бы имев­ших ме­сто слу­ча­ях чу­дес­но­го ис­це­ле­ния на Свя­том озе­ре от раз­лич­ных бо­лез­ней.
– Я не от­ри­цаю, что ко мне в цер­ковь в се­ло Ко­си­но при­ез­жа­ли ве­ру­ю­щие из раз­лич­ных мест, слу­жи­ли в церк­ви мо­леб­ны, по­сле это­го из церк­ви ухо­ди­ли на Свя­тое озе­ро за во­дой, ку­па­лись в нем с це­лью по­лу­чить ис­це­ле­ние от бо­лез­ней. В лет­нее вре­мя бы­ва­ли от­дель­ные дни, ко­гда ко мне в цер­ковь при­ез­жа­ло по 10‑15 че­ло­век ве­ру­ю­щих.
До­про­шен­ные сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что встре­ча­ли за служ­бой в церк­ви в се­ле Ко­си­но мно­го ве­ру­ю­щих из раз­лич­ных рай­о­нов Мос­ков­ской об­ла­сти, ко­то­рые спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли к свя­щен­ни­ку Ев­ге­нию Ва­си­лье­ву от­слу­жить мо­ле­бен и на Свя­том озе­ре на­брать во­ды, ко­то­рая име­ет це­леб­ную си­лу и по­мо­га­ет от вся­ких бо­лез­ней. Ве­ру­ю­щие по окон­ча­нии цер­ков­ной служ­бы по ука­за­нию свя­щен­ни­ка шли на озе­ро ку­пать­ся, пи­ли во­ду и на­би­ра­ли ее из озе­ра в при­ве­зен­ную по­су­ду и рас­хо­ди­лись по до­мам, рас­ска­зы­вая при этом, что они по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от бо­лез­ней, ко­то­ры­ми стра­да­ли про­дол­жи­тель­ное вре­мя.
«Свя­щен­ник Ев­ге­ний Ва­си­льев на мой во­прос, по­че­му он да­ет ука­за­ния ве­ру­ю­щим пить гряз­ную во­ду из озе­ра, от­ве­тил: “Что вы го­во­ри­те? Это Свя­тое озе­ро рань­ше очень по­чи­та­лось ве­ру­ю­щи­ми, на озе­ро при­ез­жа­ло мно­го на­ро­ду со всех кон­цов, бы­ло мно­го слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний от раз­лич­ных бо­лез­ней, и сей­час сно­ва ве­ру­ю­щие ста­ли при­ез­жать от­слу­жить мо­ле­бен, на­брать во­ды, а неко­то­рые вы­ку­пать­ся. Я лич­но знаю несколь­ко че­ло­век, ко­то­рые по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по­сле ку­па­ния в Свя­том озе­ре. Прав­да, сей­час власть очень пре­сле­ду­ет за это, все при­хо­дит­ся де­лать очень скрыт­но. В этом го­ду немно­го ста­ло про­ще, а то по­про­сту по­ста­ви­ли сто­ро­жей. До ре­во­лю­ции на Свя­тое озе­ро сте­ка­лось несколь­ко ты­сяч бо­го­моль­цев, сре­ди ко­то­рых бы­ли раз­лич­ные боль­ные, и мно­гие по ве­ре ухо­ди­ли вполне здо­ро­вы­ми. Так и сей­час мно­гие в это ле­то, по­мо­лив­шись в на­шем хра­ме и вы­ку­пав­шись в озе­ре, ис­це­ли­лись. Вот вам до­ка­за­тель­ство то­го, как еще креп­ко на­род ве­рит в Бо­га… мно­гие из них обо­шли все боль­ни­цы и при­шли сю­да”.
В фев­ра­ле 1936 го­да, – утвер­ждал сви­де­тель, – свя­щен­ник Ва­си­льев при­гла­сил ме­ня из церк­ви в дом, где в мо­ем при­сут­ствии го­во­рил: “Ком­му­ни­сты и мо­ло­дежь по­ста­но­ви­ли за­крыть на­шу цер­ковь и за­сы­пать ее хле­бом, но я су­мел ор­га­ни­зо­вать ве­ру­ю­щих, и мы сно­ва от­сто­я­ли наш храм. Ко­неч­но, это не на­дол­го, но, воз­мож­но, Бог сми­лу­ет­ся над на­ми, бу­дет вой­на, и то­гда мы от­му­ча­ем­ся от этой про­кля­той вла­сти”. Ве­ру­ю­щие по­сле окон­ча­ния цер­ков­ной служ­бы и мо­леб­на по ука­за­нию свя­щен­ни­ка Ев­ге­ния Ва­си­лье­ва шли на озе­ро – ку­пать­ся, умы­вать­ся, пить во­ду, от­дель­ные ве­ру­ю­щие во вре­мя ку­па­ния пе­ли мо­лит­вы, пла­ка­ли по вы­хо­де из озе­ра и рас­пус­ка­ли слу­хи, что они ис­це­ли­лись от бо­лез­ней, чем еще боль­ше при­вле­ка­ли па­лом­ни­че­ство ве­ру­ю­щих на Свя­тое озе­ро. Мне лич­но свя­щен­ник Ва­си­льев го­во­рил, что за ле­то 1935 го­да на Свя­том озе­ре бы­ло несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­но­го ис­це­ле­ния от бо­лез­ней, и при этом при­вел при­мер две­на­дца­ти­лет­ней де­воч­ки, до­че­ри цы­ган­ки, ко­то­рая бы­ла со­вер­шен­но сле­пой и впо­след­ствии по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние».
Этих об­ви­не­ний для вла­стей бы­ло до­ста­точ­но, и 2 июля 1936 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Отец Ев­ге­ний был вы­слан сна­ча­ла в Ма­ри­ин­ский ла­герь в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти, а за­тем в Ха­ба­ровск. Свя­щен­ник Ев­ге­ний Ва­си­льев скон­чал­ся на следующий год 24 но­яб­ря 1937 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в го­ро­де Ха­ба­ров­ске и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Иверская Монреальская, Мироточивая.
Мон­ре­аль­ская Ивер­ская ико­на бы­ла на­пи­са­на на Афоне в 1981 го­ду гре­че­ским мо­на­хом с ори­ги­на­ла ико­ны Бо­го­ма­те­ри Вра­тар­ни­цы (пер­во­об­раз).
В 1982 го­ду эту ико­ну при­вез с Афо­на в Мон­ре­аль Иосиф Му­ньос Кор­тес.
Иосиф (Хо­зе) Му­ньос Кор­тес, ис­па­нец по про­ис­хож­де­нию, при­над­ле­жал к бла­го­род­но­му, знат­но­му ро­ду. Ро­ди­те­ли Иоси­фа бы­ли рев­ност­ны­ми ка­то­ли­ка­ми. Как рас­ска­зы­вал о се­бе сам Иосиф, еще маль­чи­ком с ран­цем за спи­ной за­шел он в пра­во­слав­ный храм, и с тех пор серд­це его на­хо­ди­лось там. Пра­во­сла­вие при­нял в че­тыр­на­дцать лет; се­мья с по­ни­ма­ни­ем от­нес­лась к вы­бо­ру Иоси­фа. Иосиф Му­ньос Кор­тес был ико­но­пис­цем, уче­ни­ком Ни­ко­лая Ше­ли­хо­ва, пре­по­да­вал в Мон­ре­аль­ском уни­вер­си­те­те ис­то­рию ис­кусств. По­се­ще­ние Свя­той Го­ры Афон в 1982 го­ду пе­ре­вер­ну­ло всю жизнь Иоси­фа. Вот как это бы­ло. Рас­ска­зы­ва­ет Иосиф Му­ньос.
«Од­на­жды во вре­мя на­ше­го па­лом­ни­че­ства на Афон (нас бы­ло трое) по­сле несколь­ких ча­сов ходь­бы мы за­блу­ди­лись. Ста­ло смер­кать­ся. На­до бы­ло ско­рее най­ти ноч­лег в ка­ком-ни­будь мо­на­сты­ре.
Идя по тро­пин­ке, мы об­на­ру­жи­ли неболь­шой бед­ный скит. В нем че­тыр­на­дцать мо­на­хов-гре­ков за­ни­ма­лись ико­но­пи­сью. Они нас при­ня­ли с ра­до­стью. Немно­го от­дох­нув, мы ста­ли рас­смат­ри­вать их ра­бо­ты.
Один из мо­их спут­ни­ков, зна­ю­щий гре­че­ский язык, стал раз­го­ва­ри­вать с мо­на­ха­ми и рас­ска­зал им все о нас. Я же очень вни­ма­тель­но стал рас­смат­ри­вать ико­ны. Неожи­дан­но мой взор оста­но­вил­ся на чу­дес­ной, див­ной иконе Бо­го­ма­те­ри.
Я не мог ото­рвать взгля­да от нее и то­гда стал про­сить мо­на­ха про­дать мне ее. Он мне от­ка­зал, объ­яс­нив, что это об­раз, со­здан­ный от­цом Хри­зо­сто­мом, один из пер­вых, на­пи­сан­ных ви­зан­тий­ским пись­мом. Ночь я про­был в ски­ту, от­сто­ял Ли­тур­гию. Во вре­мя пе­ния «До­стой­но есть…» я на ко­ле­нях про­сил Ца­ри­цу Небес­ную от­пу­стить свя­той об­раз со мной. По­сле про­из­не­сен­ной мо­лит­вы я по­чув­ство­вал ду­шев­ное успо­ко­е­ние, как бы уве­рен­ность в том, что Пре­свя­тая Де­ва пой­дет с на­ми.
Утром все мо­на­хи нас про­во­жа­ли, но игу­ме­на не бы­ло. И вот в по­след­нюю ми­ну­ту пе­ред на­шим ухо­дом из мо­на­сты­ря мы его уви­де­ли. Он быст­ро спус­кал­ся по лест­ни­це с за­вер­ну­той ико­ной в ру­ках. По­дой­дя ко мне, он ска­зал, что от­да­ет мне ико­ну, так как она долж­на быть со мной. Я хо­тел за­пла­тить за ико­ну, зная скром­ный об­раз жиз­ни мо­на­хов и их нуж­ду. Игу­мен стро­го ска­зал, что за та­кую Свя­ты­ню день­ги брать нель­зя.
Мое те­ло по­кры­лось му­раш­ка­ми, я по­чув­ство­вал, что про­изо­шло нечто необы­чай­ное. Я пе­ре­кре­стил­ся, по­це­ло­вал ико­ну и дал се­бе обет, что этот об­раз ни­ко­гда не станет ис­точ­ни­ком обо­га­ще­ния.
Сра­зу по­сле это­го мы от­пра­ви­лись в Ивер­ский мо­на­стырь. Здесь нам раз­ре­ши­ли при­ло­жить по­да­рен­ную ико­ну к ее пер­во­об­ра­зу. В ча­совне мы вста­ли на ко­ле­ни и, гля­дя на Свя­ты­ню, за­мер­ли в мо­лит­ве пе­ред Ивер­ской ико­ной.
Об­раз был так ве­ли­че­ствен, так си­я­ю­ще кра­сив, из­лу­чал та­кую ду­хов­ную си­лу, что труд­но бы­ло на него дол­го гля­деть! Иеро­мо­нах по­мог при­ло­жить по­да­рен­ную мне ико­ну к ори­ги­на­лу.
Мы вер­ну­лись в Мон­ре­аль 3 но­яб­ря 1982 го­да. Ико­ну я по­ста­вил меж­ду ча­сти­ца­ми от мо­щей неко­то­рых свя­тых Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры и апо­столь­ни­ком пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­о­до­ров­ны. Все вре­мя здесь теп­ли­лась лам­па­да и каж­дый день, пе­ред сном, я чи­тал Пре­свя­той Де­ве ака­фист.
24 но­яб­ря в три ча­са но­чи я проснул­ся от силь­но­го бла­го­уха­ния. Вна­ча­ле по­ду­мал, что оно ис­хо­дит от мо­щей или раз­ли­то­го фла­ко­на ду­хов, но, по­дой­дя к иконе, я по­ра­зил­ся! Вся она бы­ла по­кры­та бла­го­уха­ю­щим ми­ром! Я за­стыл на ме­сте от та­ко­го чу­да!»
Вско­ре ми­ро­то­чи­вая ико­на бы­ла от­не­се­на на по­дво­рье Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Мон­ре­а­ле и по­ка­за­на мит­ро­по­ли­ту Ви­та­лию. Вла­ды­ка сра­зу же об­тер ва­той до­су­ха всю ико­ну и об­нес ее по всем по­ме­ще­ни­ям трех­этаж­но­го по­дво­рья. Ко­гда он воз­вра­тил­ся в цер­ковь, то ико­на бы­ла вновь по­кры­та ми­ром, ко­то­рое тек­ло по его ру­кам. Вла­ды­ка по­кло­нил­ся иконе и ска­зал, что про­ис­хо­дит ве­ли­кое чу­до. С тех пор ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­сто­ян­но ми­ро­то­чит, за ис­клю­че­ни­ем Страст­ных недель.
За­ме­ча­тель­но, что ми­ро ис­те­ка­ет глав­ным об­ра­зом из рук Бо­го­ма­те­ри и Спа­си­те­ля, а так­же от звез­ды, на­хо­дя­щей­ся на пра­вом пле­че Пре­чи­стой, в то вре­мя как об­рат­ная сто­ро­на ико­ны все­гда су­хая.
При­сут­ствие ми­ро­то­чи­вой ико­ны с ее бла­го­уха­ю­щим ми­ром рас­про­стра­ня­ет осо­бую бла­го­дать. Кро­ме то­го, ико­на несет вра­че­ва­ние душ и те­лес.
Из­вест­ны мно­гие слу­чаи воз­вра­та лю­дей к по­се­ще­нию хра­ма, ис­по­ве­ди, при­ча­стию. Так, од­на бед­ная жен­щи­на, узнав о смер­ти сво­е­го сы­на, го­то­ви­лась ли­шить се­бя жиз­ни, но, тро­ну­тая до глу­би­ны ду­ши при ви­де чу­до­твор­ной ико­ны, рас­ка­я­лась в сво­ем ужас­ном на­ме­ре­нии и немед­лен­но ис­по­ве­да­лась.
Ико­на ми­ро­то­чи­ла 15 лет. В ночь с 30 на 31 ок­тяб­ря 1997 го­да хра­ни­тель ико­ны Иосиф Му­ньос Кор­тес был звер­ски убит в Афи­нах, а Чу­до­твор­ная Ивер­ская бес­след­но про­па­ла.

Ежегодно там, где знают хранителя святыни, люди, лично знавшие его, проводят «Вечера памяти брата Иосифа». В Москве, День памяти традиционно проводится в храме мученицы Татианы при МГУ:
http://moseparh.ru/v-xrame-muchenicy-tatiany-pri-mgu-proshel-vecher-pamyati-iosifa-munosa-kortesa.html

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-iverskaja-monrealskaja-mirotochivaja


Жития
Писание