⏳ 2023.11.23 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 25я по Пятидесятнице (глас 7й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
23 ноября (10 ноября)
• апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа (Олимпа́на), Родиона (Иродио́на), Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта), Те́ртия (Терентия) (I)
• колесование вмч. Георгия Победоносца (303)
• мч. Оре́ста (304)
• сщмч. Ми́лия Персидского, и двух учеников его (341)
• прп. Феостири́кта (Стири́кта) (?)
• вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852)
• прмч. Нифонта (Выблова), мч. Александра Медема (1931)
• сщмчч. Прокопия (Титова) Херсонского, Дионисия (Щегопева), Иоанна (Скадовского), Петра (Павлушкова) (1937)
• сщмчч. Августи́на (Беляева) Калужского, Иоанна (Сперанского), прмчч. Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), мчч. Алексия (Горбачева), Аполлона (Бабичева), Михаила (Арефьева) (1937)
• сщмч. Бориса (Семенова), мч. Николая (Смирнова), мц. Анны (Остроглазовой) (1930-е)
• мцц. Ольги (Масленниковой) (1941), Феокти́сты (Ченцовой) (1942)


☦️
Апостол от 70-ти Ера́ст Панеадский, епископ,
Апостол от 70-ти Оли́мп (Олимпа́н),
Апостол от 70-ти Родио́н (Иродио́н) Патрасский, епископ,
Апостол от 70-ти Сосипа́тр Иконийский, Керкирский, епископ
Апостол от 70-ти Куа́рт (Кварт) Беритский (Бейрутский), епископ.

Свя­той Ро­ди­он или Иро­ди­он, род­ствен­ник апо­сто­ла Пав­ла (Рим.16,11), был его спут­ни­ком во мно­гих пу­те­ше­стви­ях. Ко­гда хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ни­лось на Бал­кан­ском по­лу­ост­ро­ве, апо­сто­лы Петр и Па­вел по­ста­ви­ли апо­сто­ла Иро­ди­о­на епи­ско­пом го­ро­да Па­та­ры. Апо­стол Иро­ди­он рев­ност­но про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие и об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих гре­ков-языч­ни­ков и иуде­ев.
Разъ­ярен­ные про­по­ве­дью апо­сто­ла, идо­ло­по­клон­ни­ки и иудеи, сго­во­рив­шись, на­па­ли на свя­то­го Иро­ди­о­на, ста­ли из­би­вать пал­ка­ми и за­бра­сы­вать кам­ня­ми. Один из му­чи­те­лей уда­рил его но­жом, и апо­стол упал. Но ко­гда убий­цы скры­лись, Гос­подь вос­ста­вил его невре­ди­мым. По­сле то­го свя­той Иро­ди­он оста­вил епи­скоп­скую ка­фед­ру в Пат­рах, чтобы ид­ти в Рим со свя­тым апо­сто­лом Пет­ром, и еще дол­гие го­ды со­пут­ство­вал ему. Ко­гда свя­той апо­стол Петр был рас­пят († ок. 67), од­новре­мен­но с ним (а так­же вме­сте со свя­тым Олим­пом) был усе­чен ме­чом и апо­стол Иро­ди­он.
Свя­той апо­стол Олимп (или Олим­пан), о ко­то­ром вспо­ми­на­ет апо­стол Па­вел (Рим.16,15), то­же был спут­ни­ком апо­сто­ла Пет­ра. Оба апо­сто­ла от 70-ти (Иродион и Олимп) бы­ли обез­глав­ле­ны в тот же день и час, ко­гда рас­пя­ли апо­сто­ла Пет­ра.

Свя­тые апо­сто­лы Ераст, Со­си­патр, Ку­арт и Тер­тий бы­ли уче­ни­ка­ми свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла. О них апо­стол язы­ков упо­ми­на­ет в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «При­вет­ству­ют вас… Иа­сон и Со­си­патр, срод­ни­ки мои» (Рим.16,21); «При­вет­ствую вас в Гос­по­де и я, Тер­тий, пи­сав­ший сие по­сла­ние» (Рим.16,22); «При­вет­ству­ет вас Ераст, го­род­ской каз­но­хра­ни­тель, и брат Кварт» (Рим.16,23).
Апо­стол Со­си­патр, ро­дом из Аха­ии, был епи­ско­пом Ико­нии, где и скон­чал­ся. Апо­стол Ераст был сна­ча­ла диа­ко­ном и каз­но­хра­ни­те­лем Иеру­са­лим­ской Церк­ви, а по­том епи­ско­пом в Па­не­аде. Свя­той апо­стол Ку­арт пе­ре­нес мно­го стра­да­ний за свое бла­го­че­стие, об­ра­тил ко Хри­сту мно­же­ство языч­ни­ков и мир­но скон­чал­ся в сане епи­ско­па го­ро­да Бе­ри­та. Свя­той апо­стол Тер­тий (память 12 ноября), за­пи­сав­ший По­сла­ние апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам, был вто­рым (по­сле Со­си­па­тра) епи­ско­пом Ико­нии, где и при­нял му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста в I ве­ке: его прон­зи­ли за­ост­рен­ным де­ре­вом.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/987

☦️
Колесование Великомученика Гео́ргия Победоносца.
Гру­зия, про­све­щен­ная хри­сти­ан­ской ве­рой свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной († 335), род­ствен­ни­цей свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца († 303, па­мять 23 ап­ре­ля), осо­бо чтит свя­то­го Ге­ор­гия, как сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Од­но из на­име­но­ва­ний Гру­зии – в честь Ге­ор­гия (это на­зва­ние со­хра­ня­ет­ся и сей­час во мно­гих язы­ках ми­ра). В честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­тая Ни­на уста­но­ви­ла празд­ник. Он со­вер­ша­ет­ся и по­ныне в Гру­зии 10 но­яб­ря – в вос­по­ми­на­ние ко­ле­со­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия. В 1891 го­ду на Кав­ка­зе, вбли­зи се­ла Ка­хи За­ка­таль­ско­го окру­га, по­стро­ен на ме­сте древ­не­го но­вый храм в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца к ко­то­ро­му сте­ка­ет­ся мно­же­ство бо­го­моль­цев раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

☦️
Мученик Оре́ст Тианский (Каппадокийский).
Свя­той му­че­ник Орест жил в кон­це III ве­ка в го­ро­де Ти­ане в Кап­па­до­кии во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на и был зна­ю­щим и ис­кус­ным вра­чом. С дет­ских лет свя­той Орест был во­ис­ти­ну доб­рым хри­сти­а­ни­ном.
По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра в Ти­а­ну для борь­бы с хри­сти­ан­ством, ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шим­ся в Ве­ли­кой Кап­па­до­кии, на­прав­лен был во­е­на­чаль­ник Мак­си­мин. В чис­ле пер­вых на суд к Мак­си­ми­ну был при­ве­ден Орест. Он му­же­ствен­но и от­кры­то ис­по­ве­дал свою ве­ру в Рас­пя­то­го и Вос­крес­ше­го Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Го­ни­тель пред­ла­гал свя­то­му бо­гат­ства, по­че­сти, сла­ву вза­мен от­ре­че­ния от Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, но свя­той Орест был непре­кло­нен. По при­ка­зу Мак­си­ми­на Оре­ста при­ве­ли в бо­га­тый язы­че­ский храм и вновь пред­ло­жи­ли по­кло­нить­ся идо­лам. Ко­гда он от­ка­зал­ся, 40 во­и­нов, сме­няя друг дру­га, би­ли свя­то­го му­че­ни­ка плетьми, пал­ка­ми, во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, за­тем пы­та­ли ог­нем. Свя­той Орест воз­звал к Гос­по­ду: «Бо­же, со­тво­ри со мною зна­ме­ние во бла­го, да ви­дят нена­ви­дя­щие ме­ня и по­сты­дят­ся». И Гос­подь услы­шал вер­но­го ра­ба Сво­е­го. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, идо­лы по­па­да­ли и раз­би­лись. Все бе­жа­ли из хра­ма; ко­гда от­ту­да вы­шел свя­той Орест, храм рух­нул.
Разъ­ярен­ный Мак­си­мин при­ка­зал за­клю­чить свя­то­го му­че­ни­ка на семь дней в тем­ни­цу и не да­вать ему ни еды, ни пи­тья, а на вось­мой день про­дол­жить му­че­ния. Свя­то­му вби­ли гвоз­ди в пят­ки, за­тем при­вя­за­ли к ди­ко­му ко­ню. Вла­чи­мый по кам­ням, свя­той му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду в 304 го­ду. Мо­щи его бы­ли бро­ше­ны в мо­ре.

Ко­гда мно­го ве­ков спу­стя, в 1685 го­ду, в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре один инок (Ди­мит­рий, впо­след­ствии мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, па­мять 28 ок­тяб­ря) пе­ре­пи­сы­вал с древ­ней ру­ко­пи­си жи­тие свя­то­го Оре­ста и, утом­лен­ный, уснул, ему в сон­ном ви­де­нии пред­стал свя­той му­че­ник и, по­ка­зав глу­бо­кую ра­ну в гру­ди, пе­ре­ре­зан­ные у лок­тей жи­лы и пе­ре­би­тые го­ле­ни, ве­лел до­пол­нить свое жи­тие, так как в древ­ней ру­ко­пи­си бы­ли опи­са­ны не все му­ки, ко­то­рые пре­тер­пел свя­той. Сми­рен­ный инок вы­пол­нил же­ла­ние свя­то­го му­че­ни­ка Оре­ста и вос­сла­вил Бо­га, Див­но­го во свя­тых Его.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/985

☦️
Священномученик Ми́лий Персидский, Сузский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­лий, епи­скоп Пер­сид­ский, и два уче­ни­ка его жи­ли в IV ве­ке. Свя­той му­че­ник Ми­лий был из­гнан языч­ни­ка­ми из го­ро­да Сузы, где за­ни­мал епи­скоп­скую ка­фед­ру. Сво­ей бла­го­че­сти­вой и по­движ­ни­че­ской жиз­нью он стя­жал дар про­ро­че­ства и ис­це­ле­ний. Свя­ти­тель по­стра­дал в 341 го­ду с дву­мя сво­и­ми уче­ни­ка­ми, Абро­си­мом и Си­ном, в род­ном го­ро­де Сузах, ку­да воз­вра­тил­ся по­сле дол­гих стран­ствий и где мно­гих при­вел ко Хри­сту.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/986

☦️
Преподобный Феостири́кт (Стири́кт) Олимпийский (в Символех).
Под­ви­зал­ся в IX ве­ке в мо­на­сты­ре Сим­во­лон в Ма­лой Азии, при го­ре Олимп, и был за­щит­ни­ком свя­тых икон.

☦️
Великомученик Константин Грузинский, князь.
Свя­той му­че­ник Кон­стан­тин – гру­зин­ский князь из Верх­ней Кар­та­ли­нии. Он про­сла­вил­ся в сво­ей стране щед­ро­стью к бед­ным, по­кро­ви­тель­ством церк­вам и ду­хо­вен­ству. В его вре­мя Гру­зия ча­сто под­вер­га­лась на­па­де­ни­ям от раз­ных вра­гов. В од­ной из битв с вар­ва­ра­ми Кон­стан­тин был взят в плен и от­ве­ден в Ти­флис к эми­ру Бу­ге, ко­то­рый сна­ча­ла за­клю­чил его в тем­ни­цу, а за­тем от­пра­вил к ца­рю Дже­па­ру. По­след­ний стал убеж­дать его от­речь­ся от Хри­ста, но Кон­стан­тин твер­до ис­по­ве­дал свою ве­ру. Его за­клю­чи­ли в зло­вон­ную тюрь­му. За стой­кость в ве­ре по по­ве­ле­нию ца­ря он был усе­чен ме­чом в 852 го­ду на 85-м го­ду жиз­ни. Те­ло свя­то­го по­ве­си­ли на пло­ща­ди, но хри­сти­ане взя­ли его и пе­ре­нес­ли в Гру­зию. Ме­сто по­гре­бе­ния неиз­вест­но.
При ка­то­ли­ко­се Иоанне II (871–893) в честь свя­то­го му­че­ни­ка Кон­стан­ти­на был уста­нов­лен празд­ник, а позд­нее со­став­ле­на служ­ба ка­то­ли­ко­сом Ан­то­ни­ем.

☦️
Преподобномученик Ни́фонт (Выблов), иеромонах.
Иеро­мо­нах Ни­фонт ро­дил­ся в 1882 го­ду в го­ро­де Ей­ске в се­мье небо­га­то­го кре­стья­ни­на Гри­го­рия Выб­ло­ва. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось де­сять лет, ро­ди­те­ли от­да­ли его учить­ся в двух­класс­ную сель­скую шко­лу в го­ро­де Ей­ске, ко­то­рую он окон­чил в 1894 го­ду. За­тем он стал по­мо­гать по хо­зяй­ст­ву от­цу. Отец его умер, ко­гда юно­ше ис­пол­ни­лось сем­на­дцать лет, и с это­го вре­ме­ни они оста­лись хо­зяй­ство­вать вдво­ем с млад­шим бра­том. В 1913 го­ду он уехал в се­ло Под­лес­ное Хва­лын­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии к из­вест­но­му в этих ме­стах мис­си­о­не­ру иеро­мо­на­ху Ан­то­нию (Вин­ни­ко­ву), ко­то­рый за­ве­до­вал мис­си­о­нер­ской шко­лой. Про­быв неко­то­рое вре­мя в мис­си­о­нер­ской шко­ле у иеро­мо­на­ха Ан­то­ния и утвер­див­шись в ре­ше­нии всту­пить на но­вый путь, он по­сту­пил в муж­ской мо­на­стырь в го­ро­де Хва­лын­ске, где вско­ре был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­фонт и хи­ро­то­ни­сан в сан иеро­мо­на­ха. В 1925 го­ду епи­скоп Воль­ский на­зна­чил слу­жить иеро­мо­на­ха Ни­фон­та в храм в се­ло Бе­ре­зо­вый ху­тор, где он про­слу­жил до дня сво­е­го аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nifont-vyblov

☦️
Мученик Алекса́ндр Медем.
Му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Ми­таве Кур­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье се­на­то­ра Ан­то­на Лю­дви­го­ви­ча Ме­де­ма, за­ни­мав­ше­го мно­гие вид­ные го­судар­ствен­ные по­сты, в част­но­сти гу­бер­на­то­ра Нов­го­род­ско­го. Это был че­ло­век, о ко­то­ром на­род со­хра­нил са­мые доб­рые вос­по­ми­на­ния. Во вре­мя бес­по­ряд­ков в Нов­го­род­ской гу­бер­нии в 1905 го­ду он без вся­ко­го со­про­вож­де­ния вы­ез­жал на ме­ста про­ис­ше­ствий. Подъ­ез­жал в та­ран­та­се к бун­ту­ю­щей тол­пе, сме­ло вхо­дил в се­ре­ди­ну ее, рас­кла­ни­вал­ся с на­ро­дом, сни­мал фу­раж­ку и на­чи­нал го­во­рить ти­хим го­ло­сом. Его вид и ма­не­ра го­во­рить про­из­во­ди­ли оше­лом­ля­ю­щее впе­чат­ле­ние, сна­ча­ла под­ни­мал­ся шум, но вско­ре все за­ти­ха­ли, и лю­ди с ин­те­ре­сом слу­ша­ли гу­бер­на­то­ра. В Нов­го­ро­де ему при­шлось за­сту­пить­ся за вдо­ву, у ко­то­рой один тор­го­вец об­ма­ном вы­удил век­се­ля на круп­ную сум­му. При­е­хав к нему, Ан­тон Лю­дви­го­вич по­про­сил по­ка­зать век­се­ля и, по­лу­чив бу­ма­ги, швыр­нул их в пы­ла­ю­щий в ка­мине огонь. И за­тем ска­зал тор­гов­цу: «Ни­ка­ко­го пра­ва так по­сту­пать я не имел, и вы мо­же­те по­да­вать на ме­ня в суд». Тор­го­вец од­на­ко не стал по­да­вать в суд, и вдо­ва бы­ла спа­се­на от ра­зо­ре­ния.
В 1870-х го­дах Ан­тон Лю­дви­го­вич ку­пил име­ние в шесть ты­сяч де­ся­тин зем­ли в Хва­лын­ском уез­де Са­ра­тов­ской гу­бер­нии. Впо­след­ствии его сын Алек­сандр Ан­то­но­вич про­дал из них две ты­ся­чи де­ся­тин кре­стья­нам по са­мой низ­кой цене.
Алек­сандр окон­чил в Нов­го­ро­де гим­на­зию, а за­тем в 1897 го­ду – юри­ди­че­ский фа­куль­тет Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, но юри­ди­че­ская служ­ба его не при­влек­ла. С мла­ден­че­ских лет он при­вя­зал­ся к зем­ле. По­чти ни од­на сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ра­бо­та не про­хо­ди­ла без его уча­стия, что спо­соб­ство­ва­ло при­об­ре­те­нию мно­гих прак­ти­че­ских зна­ний в об­ла­сти сель­ско­го хо­зяй­ства и раз­ви­тию глу­бо­кой люб­ви к род­но­му краю и на­ро­ду.
В 1901 го­ду Алек­сандр Ан­то­но­вич же­нил­ся на Ма­рии Фе­до­ровне Черт­ко­вой. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей – сын и три до­че­ри. Сын по­сле ре­во­лю­ции эми­гри­ро­вал в Гер­ма­нию, од­на из до­че­рей бы­ла рас­стре­ля­на в 1938 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-medem

☦️
Священномученик Проко́пий (Титов), Херсонский, архиепископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Про­ко­пий (в ми­ру Петр Се­ме­но­вич Ти­тов) ро­дил­ся 25 де­каб­ря 1877 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка го­ро­да Куз­нец­ка Том­ской гу­бер­нии. Ко­гда Пет­ру ис­пол­ни­лось де­вять лет, он по­сту­пил в ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем в се­ми­на­рию го­ро­да Том­ска, ко­то­рую окон­чил в 1897 го­ду. В 1901 го­ду Петр Се­ме­но­вич окон­чил Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был опре­де­лен пре­по­да­ва­те­лем Том­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща; на этой долж­но­сти он про­был несколь­ко ме­ся­цев. 21 ав­гу­ста 1901 го­да в Успен­ском мо­на­сты­ре го­ро­да Уфы он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Про­ко­пий, 23-го – ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-prokopij-titov

☦️
Священномученик Диони́сий Щеголев, пресвитер.
Свя­щен­ник Ди­о­ни­сий Ефи­мо­вич Ще­голев ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Рас­казнь Род­нич­ков­ско­го рай­о­на Са­ра­тов­ской об­ла­сти. Слу­жил в се­ле Чи­га­нак Ар­кад­ско­го рай­о­на Са­ра­тов­ской об­ла­сти. В 1931 го­ду он был «рас­ку­ла­чен» и вы­слан на спец­по­се­ле­ние в Ка­зах­стан, где про­жи­вал в спец­пе­ре­се­лен­че­ском по­сел­ке №21 Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти.
Отец Ди­о­ни­сий был аре­сто­ван в ав­гу­сте 1932 го­да на том ос­но­ва­нии, что «…про­жи­вая в Труд­по­сел­ке №21 Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти … про­во­дил служ­бы, ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды, при этом вы­ска­зы­вал свою непри­ми­ри­мость к со­вет­ской вла­сти, об­ра­щал­ся к при­хо­жа­нам: «…Ва­ше де­ло про­сить Бо­га и вли­ять ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми на все кре­стьян­ство, а на­ше де­ло, ес­ли вер­нет­ся ста­рая власть, рас­пра­вить­ся с ком­му­ни­ста­ми».
В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии бу­ду­щий му­че­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал, но не от­ри­цал фак­та про­ве­де­ния бо­го­слу­же­ний. «…Как свя­щен­ник я про­во­дил бо­го­слу­же­ния в по­сел­ке Май­ку­дук и од­на­жды го­во­рил про­по­ведь, где бы­ло до 20-и че­ло­век, со­брав­ших­ся спец­пе­ре­се­лен­цев. Про­по­ведь бы­ла соб­ствен­но­го со­чи­не­ния на ос­но­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния».
Ре­ше­ни­ем трой­ки при ОГПУ в Ка­зах­стане от 13 ян­ва­ря 1933 го­да отец Ди­о­ни­сий Ще­голев осуж­ден на 3 го­да ссыл­ки в Си­бирь.
По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки свя­щен­ник про­жи­вал в Са­ра­тов­ской об­ла­сти, где был сно­ва аре­сто­ван 26 ок­тяб­ря 1937 го­да. По­ста­нов­ле­ни­ем трой­ки при УВД по Са­ра­тов­ской об­ла­сти 14 но­яб­ря 1937 го­да он был при­го­во­рен к рас­стре­лу по об­ви­не­нию в про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 23 но­яб­ря 1937 го­да в го­ро­де Ба­ла­ше­ве, Са­ра­тов­ской об­ла­сти. Ме­сто по­гре­бе­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка Ди­о­ни­сия неиз­вест­но.

☦️
Священномученик Иоа́нн Скадовский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 30 мая 1874 го­да в го­ро­де Хер­соне в се­мье потом­ствен­но­го дво­ря­ни­на Ге­ор­гия Льво­ви­ча Ска­дов­ско­го, пред­во­ди­те­ля дво­рян­ства в го­ро­де Хер­соне и круп­но­го земле­вла­дель­ца. Ге­ор­гий Льво­вич имел 14-15 ты­сяч де­ся­тин зем­ли, усадь­бу, скот, сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ору­дия; часть зем­ли он от­да­вал в арен­ду, осталь­ную об­ра­ба­ты­ва­ли на­ем­ные ра­бо­чие, ко­то­рых в име­нии был по­сто­ян­ный штат. Дед Ива­на Ска­дов­ско­го, штаб-рот­мистр Лев Ска­дов­ский, в 1867 го­ду ос­но­вал непо­да­ле­ку от Хер­со­на на по­жерт­во­ван­ной им зем­ле Бла­го­ве­щен­ский об­ще­жи­тель­ный жен­ский мо­на­стырь. При оби­те­ли был ор­га­ни­зо­ван при­ют-шко­ла для де­ся­ти дво­рян­ских де­во­чек-си­рот из Хер­сон­ской гу­бер­нии. На­ча­тое Львом Ска­дов­ским стро­и­тель­ство мо­на­сты­ря бы­ло вполне за­вер­ше­но его сы­ном Ге­ор­ги­ем. По сви­де­тель­ству род­ствен­ни­ков, Ге­ор­гий Льво­вич Ска­дов­ский был убит на по­ро­ге сво­е­го до­ма в 1919 го­ду.
В 1890 го­ду Иван окон­чил ре­аль­ное учи­ли­ще, в 1896 – сель­ско­хо­зяй­ствен­ное. Два го­да по­сле окон­ча­ния уче­бы он жил в име­нии от­ца. В 1899 го­ду Иван Ге­ор­ги­е­вич по­сту­пил учить­ся на выс­шие кур­сы хи­мии, ви­но­де­лия и ви­но­гра­дар­ства в го­ро­де Ял­те, ко­то­рые окон­чил в 1902 го­ду. По­сле это­го жил до­ма на сред­ства от­ца. С 1906 по 1909 год был зем­ским на­чаль­ни­ком в Хер­сон­ском уез­де. В 1909 го­ду ушел в от­став­ку и за­нял­ся сель­ским хо­зяй­ством в сво­ей усадь­бе, при ко­то­рой бы­ло семь­сот пять­де­сят де­ся­тин зем­ли, сад в два­дцать де­ся­тин, со­рок ло­ша­дей, де­сять ко­ров, шесть во­лов и все­воз­мож­ные сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ору­дия: дви­га­тель в де­сять ло­ша­ди­ных сил, жней­ки, ве­ял­ки, ко­сил­ки и то­му по­доб­ное. В усадь­бе был по­сто­ян­ный штат на­ем­ных ра­бо­чих в семь-во­семь че­ло­век, в пе­ри­од сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бот на­ни­ма­лось до се­ми­де­ся­ти че­ло­век.
При­бли­зи­тель­но в это вре­мя Иван Ге­ор­ги­е­вич по­зна­ко­мил­ся с вы­да­ю­щим­ся ар­хи­ере­ем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви епи­ско­пом Хер­сон­ским Про­ко­пи­ем (Ти­то­вым) и в ре­зуль­та­те об­ще­ния с ним стал скло­нять­ся мыс­лию к при­ня­тию свя­щен­но­го са­на. Бы­ло к это­му и Бо­жие при­зва­ние.
Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Иван Ге­ор­ги­е­вич был мо­би­ли­зо­ван ря­до­вым в дей­ству­ю­щую ар­мию и на­прав­лен в 457-ю пе­шую Та­ври­че­скую дру­жи­ну. Дру­жи­на сто­я­ла в го­ро­де Хер­соне в ожи­да­нии от­прав­ки на фронт. Но вско­ре про­изо­шла Фев­раль­ская ре­во­лю­ция, и Иван Ге­ор­ги­е­вич был по воз­рас­ту осво­бож­ден от служ­бы и вер­нул­ся в свое име­ние.
При­шед­шая в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции со­вет­ская власть кон­фис­ко­ва­ла име­ние, оста­вив Ска­дов­ско­му и его се­мье дом и неко­то­рое ко­ли­че­ство сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го ин­вен­та­ря, чтобы мож­но бы­ло за­ни­мать­ся хо­зяй­ством, но без ис­поль­зо­ва­ния на­ем­но­го тру­да. В 1918 го­ду, ре­шив при­нять сан свя­щен­ни­ка, Иван Ге­ор­ги­е­вич раз­дал все свое сель­ско­хо­зяй­ствен­ное иму­ще­ство кре­стья­нам.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-skadovskij

☦️
Священномученик Петр Павлушков, пресвитер.
Про­то­и­е­рей, на­двор­ный со­вет­ник Пав­луш­ков Петр Ива­но­вич ро­дил­ся в 1865 го­ду в г. Вла­ди­ми­ре в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1892 г. он окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со зва­ни­ем кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и был на­зна­чен в Туль­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, где с 26 фев­ра­ля 1893 г. стал пре­по­да­вать Свя­щен­ное Пи­са­ние и пси­хо­ло­гию. Петр Ива­но­вич был чле­ном ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии Туль­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии по про­вер­ке от­чет­но­сти в ду­хов­ных учи­ли­щах епар­хии и по­пе­чи­тель­ства о бед­ных, а с 1907 г. ин­спек­то­ром се­ми­на­рии. На­двор­ный со­вет­ник Петр Ива­но­вич Пав­луш­ков был ка­ва­ле­ром ор­де­нов Свя­той Ан­ны тре­тьей сте­пе­ни и Свя­то­го Ста­ни­сла­ва вто­рой и тре­тьей сте­пе­ней. Этот вид­ный чи­нов­ник был же­нат и имел 5 де­тей.
30 сен­тяб­ря 1917 го­да Петр Ива­но­вич был на­зна­чен рек­то­ром Туль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. По­сле ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий 1917 го­да по­ме­ще­ния ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний бы­ли кон­фис­ко­ва­ны. Бы­ло кон­фис­ко­ва­но и по­ме­ще­ние Туль­ской се­ми­на­рии, ее за­кры­ва­ют в на­ча­ле 1918 го­да. По­сле это­го, в те­че­ние двух лет, Петр Ива­но­вич пре­по­да­вал в од­ной из школ Ту­лы
2 фев­ра­ля 1921 го­да сщ­мч. епи­ско­пом Туль­ским Иуве­на­ли­ем Петр Пав­луш­ков был по­свя­щен в сан иерея и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви 12 Апо­сто­лов. С это­го дня и до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны он был на­сто­я­те­лем это­го хра­ма. Кро­ме су­деб­ных дел, со­хра­ни­лось очень ма­ло све­де­ний, ка­са­ю­щих­ся это­го эта­па его жиз­ни.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-pavlushkov

☦️
Священномученик Августи́н (Беляев), Калужский, архиепископ
Свя­щен­но­му­че­ник Ав­гу­стин (в ми­ру Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Бе­ля­ев) ро­дил­ся 28 фев­ра­ля 1886 го­да в се­ле Ка­мен­ка Юрье­вец­ко­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Алек­сандра и его су­пру­ги Ев­до­кии. У них бы­ло пя­те­ро де­тей, и Алек­сандр был са­мым млад­шим. С дет­ства в нем об­на­ру­жил­ся глу­бо­кий, бла­го­че­сти­вый на­строй и про­яви­лась ис­крен­няя лю­бовь к хра­му. Вла­ды­ка впо­след­ствии рас­ска­зы­вал, что ко­гда ему бы­ло шесть лет, ро­ди­те­ли не взя­ли его на Пас­халь­ную служ­бу, и он убе­жал из до­ма и спря­тал­ся на хо­рах в хра­ме, и там за позд­ним ча­сом уснул. По­сле служ­бы ро­ди­те­ли при­шли до­мой и тут об­на­ру­жи­ли, что сы­на нет до­ма. Ко­гда Алек­сандр был еще под­рост­ком, в дом к ро­ди­те­лям хо­дил стран­ник, ко­то­ро­го мно­гие по­чи­та­ли за бла­го­че­сти­вую и пра­вед­ную жизнь и ко­то­рый не раз, об­ра­ща­ясь к маль­чи­ку, на­зы­вал его ар­хи­ере­ем.
По окон­ча­нии Ки­не­шем­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Алек­сандр по­сту­пил учить­ся в Ко­стром­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а за­тем – в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, по окон­ча­нии ко­то­рой в 1911 го­ду он был на­прав­лен пре­по­да­вать рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру в Пен­зен­ское епар­хи­аль­ное жен­ское учи­ли­ще. Впо­след­ствии он стал так­же пре­по­да­вать и в муж­ском учеб­ном за­ве­де­нии Пен­зы. В днев­ни­ке он в то вре­мя пи­сал о се­бе: «Я не ин­те­ре­су­юсь ка­рье­рой и по­ло­же­ни­ем в об­ще­стве и ча­сто бы­ваю, во­пре­ки по­сло­ви­це, один в по­ле во­ин… Пат­ри­ар­халь­ный уклад се­мей­ной жиз­ни от­ца внед­рил глу­бо­ко в мо­ем со­зна­нии нрав­ствен­ную от­вет­ствен­ность за каж­дый шаг. Вот по­че­му я, учи­ты­вая се­бя, де­лаю учет и дру­гим. И от сте­пе­ни тре­бо­ва­тель­но­сти к се­бе, за­ви­сит тре­бо­ва­тель­ность моя и к дру­гим…»
В 1913 го­ду он при­нял ре­ше­ние же­нить­ся на го­ря­чо по­лю­бив­шей­ся ему де­вуш­ке Юлии, уче­ни­це стар­ше­го клас­са епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща. Она бы­ла до­че­рью свя­щен­ни­ка Алек­сандра Евлам­пи­е­ви­ча Лю­би­мо­ва. Во вре­мя го­не­ний на Цер­ковь в на­ча­ле два­дца­тых го­дов он был аре­сто­ван и умер в ссыл­ке.
Пе­ред вен­ча­ни­ем Алек­сандр при­е­хал до­мой к ро­ди­те­лям, и его встре­тил тот же са­мый бла­го­че­сти­вый стран­ник и, при­вет­ствуя его, ска­зал:
– Ну, здрав­ствуй, Са­ша-ар­хи­ерей.
– Ну ка­кой же я ар­хи­ерей, у ме­ня неве­ста, – от­ве­тил тот.
– А все-та­ки ар­хи­ерей! – не со­гла­сил­ся с ним стран­ник.
В 1914 го­ду у Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча и его же­ны Юлии ро­ди­лась дочь Юлия, а в 1919 го­ду – вто­рая дочь, Ни­на.
На­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Алек­сандр Алек­сан­дро­вич стал ста­ро­стой в хра­ме, явив­шись неустра­ши­мым за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия про­тив рас­коль­ни­ков, ор­га­ни­зо­вав­ших в Пен­зе так на­зы­ва­е­мую «на­род­ную цер­ковь», ко­то­рую воз­гла­вил ли­шен­ный ар­хи­ерей­ско­го са­на Вла­ди­мир Пу­тя­та.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-avgustin-beljaev

☦️
Священномученик Иоа́нн Сперанский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1864 го­да в се­ле Же­ло­виж Ка­луж­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Спе­ран­ско­го. По окон­ча­нии Ка­луж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Ка­луж­ской епар­хии. За без­упреч­ное и рев­ност­ное слу­же­ние отец Иоанн был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой. Был чле­ном Со­ю­за Рус­ско­го На­ро­да. За са­мо­от­вер­жен­ное слу­же­ние Церк­ви и оте­че­ству был на­граж­ден ор­де­на­ми. Про­то­и­е­рей Иоанн поль­зо­вал­ся огром­ным ав­то­ри­те­том сре­ди ве­ру­ю­щих Ка­лу­ги, и ко­гда к вла­сти при­шли без­бож­ни­ки и на­ча­лась граж­дан­ская вой­на, он был тут же аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в ка­че­стве за­лож­ни­ка. Во вре­мя изъ­я­тия вла­стя­ми цер­ков­ных цен­но­стей в 1922 го­ду про­то­и­е­рей Иоанн был вновь аре­сто­ван и при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния. В 1937 го­ду вла­сти сно­ва аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-speranskij

☦️
Преподобномученик Иоанни́кий (Дмитриев), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иоан­ни­кий (в ми­ру Иван Алек­се­е­вич Дмит­ри­ев) ро­дил­ся в 1875 го­ду в де­ревне За­вод­ские Ху­то­ра Туль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на; в их се­мье бы­ло пя­те­ро де­тей. В те­че­ние трех лет Иван зи­мой хо­дил на дом к учи­те­лю и обу­чал­ся гра­мо­те, а ле­том пас ско­ти­ну на паст­би­ще. В две­на­дцать лет он по­шел вме­сте с де­ре­вен­ски­ми порт­ны­ми по де­рев­ням в ка­че­стве уче­ни­ка и в те­че­ние трех лет обу­чал­ся порт­няж­но­му ре­ме­с­лу. Ко­гда Ива­ну ис­пол­ни­лось сем­на­дцать лет, он от­пра­вил­ся в Моск­ву и устро­ил­ся в порт­няж­ную ма­стер­скую. Про­ра­бо­тав три го­да, он на две неде­ли при­е­хал в род­ную де­рев­ню по­ви­дать от­ца с ма­те­рью, а за­тем вер­нул­ся в Моск­ву. Вско­ре умер­ла мать, и он взял к се­бе на со­дер­жа­ние всю се­мью – от­ца и бра­тьев с сест­ра­ми. Иван рос с дет­ства бла­го­че­сти­вым, а в юно­сти по­чти еже­днев­но по­се­щал цер­ковь и чи­тал мно­го ду­хов­ных книг. Два го­да он жил с мыс­лью уй­ти в мо­на­стырь и в кон­це кон­цов оста­но­вил­ся в сво­ем вы­бо­ре на Ски­те Оп­ти­ной Пу­сты­ни.
В 1903 го­ду Иван при­е­хал в Оп­ти­ну Пу­стынь; две неде­ли он про­жил в ней и бе­се­до­вал с на­сто­я­те­лем, ко­то­рый, уви­дев вы­со­кий ду­хов­ный на­строй бла­го­че­сти­во­го юно­ши, при­нял его в оби­тель по­слуш­ни­ком. По­на­ча­лу он нес по­слу­ша­ние порт­но­го в Ски­ту. Здесь 27 но­яб­ря 1911 го­да прп. Вар­со­но­фий, ста­рец Оп­тин­ский, по­стриг Ива­на в мо­на­ше­ство с име­нем Иоан­ни­кий, а в 1914 го­ду, 16 но­яб­ря, скит­ской по­но­марь отец Иоан­ни­кий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioannikij-dmitriev

☦️
Преподобномученик Серафи́м (Гущин), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим ро­дил­ся 22 де­каб­ря 1872 го­да в се­ле На­гу­ли­но Ба­лах­нин­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье мел­ко­го волж­ско­го су­до­вла­дель­ца Гри­го­рия Гу­щи­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Сте­фа­ном. По­лу­чив на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние у част­но­го учи­те­ля, Сте­фан в 1888 го­ду устро­ил­ся кон­тор­щи­ком на же­лез­ную до­ро­гу в Ниж­нем Нов­го­ро­де. В 1893 го­ду он был при­зван в ар­мию и слу­жил в зва­нии ун­тер-офи­це­ра. По окон­ча­нии сро­ка служ­бы он вер­нул­ся на преж­нее ме­сто ра­бо­ты – в же­лез­но­до­рож­ную кон­то­ру в Ниж­нем Нов­го­ро­де.
В 1908 го­ду Сте­фан Гри­горь­е­вич оста­вил мир­скую служ­бу и по­сту­пил труд­ни­ком в Оп­ти­ну Пу­стынь. 29 ок­тяб­ря 1911 го­да он был опре­де­лен в чис­ло бра­тии по­слуш­ни­ком. 24 мая 1915 го­да по­слуш­ник Сте­фан был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим и неко­то­рое вре­мя про­хо­дил по­слу­ша­ние си­но­дич­но­го.
На­сту­пи­ло вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь от без­бож­ных вла­стей и на­ча­лось по­сте­пен­ное за­кры­тие Оп­ти­ной и аре­сты сре­ди ее на­сель­ни­ков. В 1921 го­ду мо­нах Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и стал слу­жить вме­сте с иеро­мо­на­хом Ни­ко­ном (Бе­ляе­вым) в Ка­зан­ском хра­ме, остав­лен­ном вла­стя­ми мо­на­хам для бо­го­слу­же­ний. В 1923 го­ду ра­ди со­хра­не­ния оби­те­ли и мо­на­ше­ско­го об­ра­за жиз­ни из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на ар­тель, но вла­стя­ми бы­ла оспо­ре­на за­кон­ность ре­ли­ги­оз­но-тру­до­вой фор­мы су­ще­ство­ва­ния при со­вет­ской вла­сти, и в том же го­ду ар­тель бы­ла за­кры­та, а ее иму­ще­ство пе­ре­да­но му­зею, при ко­то­ром бы­ло раз­ре­ше­но остать­ся лишь неболь­шо­му чис­лу бра­тии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-gushchin

☦️
Мученик Алекси́й Горбачев.
Му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 5 фев­ра­ля 1892 го­да в де­ревне Ку­ров­ской Пе­ре­мышль­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гри­го­рия Гор­ба­че­ва. Окон­чил сель­скую шко­лу. С 1911 го­да Алек­сей Гри­горь­е­вич слу­жил в хра­ме се­ла Му­ром­це­во пса­лом­щи­ком. Осе­нью 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его. До­про­шен­ный по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, Алек­сей Гри­горь­е­вич ви­нов­ным се­бя не при­знал.
19 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ар­хи­епи­ско­па Ав­гу­сти­на (Бе­ля­е­ва), ар­хи­манд­ри­та Иоан­ни­кия (Дмит­ри­е­ва), про­то­и­е­рея Иоан­на Спе­ран­ско­го, пса­лом­щи­ков Алек­сея Гор­ба­че­ва, Апол­ло­на Ба­би­че­ва и чле­на цер­ков­но­го со­ве­та Ми­ха­и­ла Аре­фье­ва к рас­стре­лу.
Ар­хи­епи­скоп Ав­гу­стин, ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий, про­то­и­е­рей Иоанн, пса­лом­щи­ки Алек­сей Гор­ба­чев, Апол­лон Ба­би­чев и член цер­ков­но­го со­ве­та Ми­ха­ил Аре­фьев бы­ли рас­стре­ля­ны 23 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Аполло́н Бабичев.
Му­че­ник Апол­лон (Апол­лон Ксе­но­фон­то­вич Ба­би­чев) ро­дил­ся 30 мар­та 1874 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге. Окон­чил го­род­ское учи­ли­ще и слу­жил в Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме пса­лом­щи­ком. 16 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его. На след­ствии он сра­зу за­нял твер­дую по­зи­цию, на­ста­и­вал на точ­ной за­пи­си от­ве­тов и ста­вил по­сле каж­до­го от­ве­та под­пись.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-apollon-babichev

☦️
Мученик Михаил Арефьев.
Му­че­ник Ми­ха­ил (Ми­ха­ил Пав­ло­вич Аре­фьев) ро­дил­ся 27 июня 1865 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге. До 1917 го­да Ми­ха­ил Пав­ло­вич был при­каз­чи­ком и до­ве­рен­ным ли­цом од­но­го из ка­луж­ских фаб­ри­кан­тов. Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, он в 1928 го­ду во­шел в со­став цер­ков­но­го со­ве­та Оди­гит­ри­ев­ской церк­ви в Ка­лу­ге. В ок­тяб­ре 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его. На до­про­сах Ми­ха­ил Пав­ло­вич не при­знал се­бя ви­нов­ным в воз­во­ди­мых на него об­ви­не­ни­ях.
19 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ар­хи­епи­ско­па Ав­гу­сти­на (Бе­ля­е­ва), ар­хи­манд­ри­та Иоан­ни­кия (Дмит­ри­е­ва), про­то­и­е­рея Иоан­на Спе­ран­ско­го, пса­лом­щи­ков Алек­сея Гор­ба­че­ва, Апол­ло­на Ба­би­че­ва и чле­на цер­ков­но­го со­ве­та Ми­ха­и­ла Аре­фье­ва к рас­стре­лу. Они бы­ли рас­стре­ля­ны 23 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Бори́с Семенов, диакон.
Од­новре­мен­но с епи­ско­пом Ав­гу­сти­ном был аре­сто­ван его ке­лей­ник диа­кон Бо­рис. Он ро­дил­ся в 1900 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье на­бор­щи­ка ти­по­гра­фии жур­на­ла «Ни­ва» Алек­сандра Се­ме­но­ва. До 1916 го­да Бо­рис учил­ся в 6-й тех­ни­че­ской шко­ле при фаб­ри­ке Гос­знак, а за­тем до 1920 го­да ра­бо­тал на этой фаб­ри­ке ра­бо­чим. В 1920 го­ду она бы­ла эва­ку­и­ро­ва­на в Моск­ву, ку­да пе­ре­еха­ла и вся се­мья Се­ме­но­вых. До 1922 го­да Бо­рис ра­бо­тал кон­тор­щи­ком, а за­тем в свя­зи с мас­со­вым со­кра­ще­ни­ем ра­бо­чих был уво­лен и по­сту­пил учить­ся в са­до­во-ого­род­ный тех­ни­кум. В это вре­мя он на­чал по­мо­гать в хра­ме Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла на Пи­ро­гов­ской ули­це в ка­че­стве ал­тар­ни­ка, здесь он по­зна­ко­мил­ся с епи­ско­пом Ав­гу­сти­ном и стал его ке­лей­ни­ком и ипо­ди­а­ко­ном.
Ко­гда вла­ды­ка был вы­слан в Сред­нюю Азию, Бо­рис по­ехал вслед за ним в го­род Пе­джи­кент. Он ра­бо­тал здесь во фрук­то­вых са­дах и по­мо­гал епи­ско­пу во вре­мя со­вер­ше­ния ке­лей­ных бо­го­слу­же­ний. По­сле то­го как епи­скоп Ав­гу­стин по­лу­чил на­зна­че­ние на ка­фед­ру в Сыз­рань, он вы­ехал к нему и по­мо­гал во вре­мя бо­го­слу­же­ний в ка­че­стве ипо­ди­а­ко­на, кро­ме то­го он вы­пол­нял раз­лич­ные цер­ков­ные по­ру­че­ния. Во вре­мя по­ез­док Бо­ри­са Алек­сан­дро­ви­ча в Моск­ву вла­ды­ка пе­ре­да­вал с ним пись­ма мит­ро­по­ли­ту Сер­гию. В де­каб­ре 1930 го­да прео­свя­щен­ный Ав­гу­стин ру­ко­по­ло­жил Бо­ри­са в сан диа­ко­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-boris-semenov

☦️
Мученик Николай Смирнов.
Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 6 мая 1886 го­да в се­ле Ста­рая Ка­ши­ра Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Смир­но­ва. Окон­чил шко­лу, а за­тем до 1922 го­да ра­бо­тал сель­ским учи­те­лем. В 1922 го­ду Ни­ко­лай Пет­ро­вич пе­ре­ехал в Ка­лу­гу и до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду слу­жил в Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме пса­лом­щи­ком и пел в цер­ков­ном хо­ре. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча:
– Вы аре­сто­ва­ны за про­ве­де­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, дай­те по­ка­за­ния след­ствию по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся.
– Вы вре­те, след­ствию до­под­лин­но из­вест­но, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­ны к су­ще­ству­ю­ще­му со­вет­ско­му строю, за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей, след­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся и ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знаю.
– След­ствию из­вест­но, что вы, как враж­деб­но на­стро­ен­ный к со­вет­ско­му строю, за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей; пре­кра­ти­те за­пи­ра­тель­ство и дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния след­ствию; учти­те, что ва­ше чи­сто­сер­деч­ное рас­ка­я­ние бу­дет учте­но со­вет­ской вла­стью к 20-й го­дов­щине ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции.
– Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знаю и к сво­им по­ка­за­ни­ям боль­ше до­ба­вить ни­че­го не мо­гу.
Под­пи­сы­вая про­то­кол до­про­са, Ни­ко­лай Пет­ро­вич в кон­це ли­ста до­пи­сал: «Чи­тал. Ви­нов­ным се­бя не, – под­черк­нул он, – при­знаю и счи­таю се­бя в со­от­вет­ствии со сво­и­ми убеж­де­ни­я­ми не спо­соб­ным к по­доб­ным яв­ле­ни­ям».
19 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Смир­но­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, по при­бы­тии в ко­то­рый он вско­ре скон­чал­ся.

☦️
Мученица Анна Остроглазова.
Му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась 19 но­яб­ря 1900 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге в се­мье про­то­и­е­рея Иоан­на Алек­се­е­ви­ча Ост­ро­гла­зо­ва. Окон­чи­ла сред­нее учеб­ное за­ве­де­ние и по­сту­пи­ла в ин­сти­тут на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния; окон­чив два кур­са, она в 1920 го­ду ушла из ин­сти­ту­та. За­тем она по­сту­пи­ла ра­бо­тать бух­гал­те­ром в Ка­луж­ское пе­да­го­ги­че­ское учи­ли­ще. Здесь Ан­ну Ива­нов­ну за ее крот­кий нрав по­лю­би­ли как пре­по­да­ва­те­ли, так и уча­щи­е­ся, мно­гие из ко­то­рых при­хо­ди­ли к ней по­де­лить­ся сво­и­ми го­ре­стя­ми и бе­да­ми. Ан­на Ива­нов­на бы­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим, бла­го­че­сти­вым и се­рьез­ным че­ло­ве­ком, и ко­гда Ка­луж­скую ка­фед­ру воз­гла­вил епи­скоп Ав­гу­стин, она ста­ла его бли­жай­шей по­мощ­ни­цей. Со­би­рая о ней све­де­ния и го­то­вя по­ста­нов­ле­ние об ее аре­сте, со­труд­ник НКВД со­ста­вил о ней та­кую ха­рак­те­ри­сти­ку: «дочь по­па, де­ви­ца, ак­тив­ная цер­ков­ни­ца».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-ostroglazova

☦️
Мученица Ольга Масленникова.
Му­че­ни­ца Оль­га (Оль­га Алек­сан­дров­на Мас­лен­ни­ко­ва) ро­ди­лась 10 июля 1874 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге. Окон­чи­ла цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Бы­ла при­хо­жан­кой хра­ма ве­ли­ко­му­че­ни­ка и По­бе­до­нос­ца Ге­ор­гия, в ко­то­ром слу­жил вла­ды­ка Ав­гу­стин, по­мо­га­ла в ра­бо­тах по хра­му. 29 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли ее. Вы­зван­ная на до­прос, Оль­га Алек­сан­дров­на не при­зна­ла се­бя ви­нов­ной в воз­во­ди­мых на нее об­ви­не­ни­ях и ни­ко­го не ого­во­ри­ла. 19 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к вось­ми го­дам за­клю­че­ния. Оль­га Алек­сан­дров­на скон­ча­лась в конц­ла­ге­ре в 1941 го­ду.

☦️
Мученица Феокти́ста Ченцова.
Му­че­ни­ца Фео­к­ти­ста ро­ди­лась 21 ян­ва­ря 1880 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге в се­мье ка­луж­ско­го куп­ца Се­ме­на Чен­цо­ва, за­ни­мав­ше­го­ся тор­гов­лей ско­бя­ным то­ва­ром. Фео­к­ти­ста Се­ме­нов­на окон­чи­ла го­род­ское учи­ли­ще. В сен­тяб­ре 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли ее как ак­тив­но­го ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка, об­ви­нив в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Фео­к­ти­ста Се­ме­нов­на не при­зна­ла се­бя в этом ви­нов­ной, и на од­ном из до­про­сов сле­до­ва­тель ска­зал:
– След­ствие рас­по­ла­га­ет точ­ны­ми дан­ны­ми, что вы, об­ста­вив свою квар­ти­ру ико­на­ми, устра­и­ва­е­те у се­бя тай­ные гром­кие мо­ле­ния. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ной в этом?
– Дей­стви­тель­но, у ме­ня на квар­ти­ре очень мно­го икон, око­ло двад­ца­­ти, при­чем рань­ше ико­ны бы­ли и в ко­ри­до­ре, но по­сле про­те­ста квар­ти­ран­тов я их пе­ре­нес­ла в ком­на­ты, но мо­ле­ний и гром­ких слу­же­ний у се­бя в квар­ти­ре я не устра­и­ваю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет точ­ны­ми дан­ны­ми, что вы у се­бя в квар­ти­ре устра­и­ва­ли по­сле цер­ков­ных служб ужи­ны, на ко­то­рых ве­лись ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры, при­зна­е­те се­бя ви­нов­ной в этом?
– Ни­ка­ких ужи­нов я не устра­и­ва­ла и ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не ве­ла.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы яв­ля­е­тесь участ­ни­цей контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Я ка­те­го­ри­че­ски это от­ри­цаю.
– За­чи­ты­ваю вам по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Афа­на­сия Ва­си­лье­ви­ча Лю­би­мо­ва: «Участ­ни­цей контр­ре­во­лю­ци­он­ной неле­галь­ной цер­ков­ной ор­га­ни­­за­ции в го­ро­де Ка­лу­ге яв­ля­ет­ся Чен­цо­ва Фео­к­ти­ста Се­ме­нов­на, дочь бо­га­то­го куп­ца го­ро­да Ка­лу­ги, ак­тив­ная цер­ков­ни­ца», и ана­ло­гич­ные по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Пав­ла Дмит­ри­е­ви­ча Се­ме­нов­ско­го, Ива­на Алек­се­е­ви­ча Ост­ро­гла­зо­ва. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Я это­го не под­твер­ждаю.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту на со­вет­скую власть и контр­ре­во­лю­ци­он­ные суе­вер­ные слу­хи, вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной?
– Ви­нов­ной в этом я се­бя не при­знаю.
19 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Фео­к­ти­ста Се­ме­нов­на скон­ча­лась в од­ном из Ка­ра­ган­дин­ских ла­ге­рей 16 фев­ра­ля 1942 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание